С кем евреи сражались за палестину. Арабо-израильский конфликт (Палестино-израильский)

Глава МИД Израиля Ципи Ливни заявила сегодня, что жители сектора Газа могут не рассчитывать на нормализацию экономической ситуации, включая снятие пограничной блокады, до тех пор пока у власти там остается движение ХАМАС. Конфликт, однако, уже не ограничивается только территорией палестинского анклава - сегодня Израиль подвергся ракетному обстрелу со стороны Ливана. В российском обществе, и особенно в интернете, арабо-израильский конфликт, как всегда, обсуждается необычайно бурно. В истинных причинах ближневосточных проблем разбирался корреспондент «Фонтанки».

Глава МИД Израиля Ципи Ливни заявила сегодня, что жители сектора Газа могут не рассчитывать на нормализацию экономической ситуации, включая снятие пограничной блокады, до тех пор пока у власти там остается движение ХАМАС. Конфликт, однако, уже не ограничивается только территорией палестинского анклава - сегодня Израиль подвергся ракетному обстрелу со стороны Ливана. В российском обществе, и особенно в интернете, арабо-израильский конфликт, как всегда, обсуждается необычайно бурно. В тени родных берез оппоненты высказывают безапелляционные мнения, которые были бы более уместны под сенью ливанских кедров. В истинных причинах ближневосточных проблем разбирался корреспондент «Фонтанки».

Арабо-израильский конфликт, как мы его знаем, начался не год и не два назад. Однако точная дата, с которой можно отсчитывать хронологию, существует. Это 29 ноября 1947 года, когда Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию №181 о разделе Палестины на два государства - еврейское и арабское.

С конца Первой мировой войны эта территория находилась под Британским мандатом. Англичане поддерживали там определенный порядок, который, грубо говоря, сводился к тому, что в ответ на протесты арабов против еврейской иммиграции вводились квоты на число приезжих. Тем не менее, количество приезжих росло, и положение в регионе становилось все сложнее. Великобритания и решила передать судьбу Палестины на усмотрение ООН.

Момент был выбран точно - буквально пара лет, и о создании государства Израиль, скорее всего, не могло бы быть и речи. Еще в марте 1946 года Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую Фултонскую речь, с которой принято отсчитывать начало Холодной войны. После Второй мировой позиции Великобритании в мире ослабли, и Ближний Восток делили между собой новые сверхдержавы - Советский Союз и США. Здесь будущие противники оказались неожиданно единодушны.

Президент Гарри Трумен в 1946 году объяснял собственному Госдепартаменту свою позицию так: «Прошу простить меня, джентльмены, но мне надо принимать в расчет сотни тысяч тех, кто стоит за успех сионизма. Среди моих избирателей нет сотен тысяч арабов».

Советское руководство тоже могло рассчитывать на то, что Израиль станет «красным» форпостом на Ближнем Востоке - среди переселенцев было много выходцев из России, которые зачастую придерживались весьма левых убеждений. Наконец, в своих воспоминаниях генерал НКВД Павел Судоплатов указывает и на другие мотивы Иосифа Сталина, приводя следующие его слова: «Давайте согласимся с образованием Израиля. Это будет шило в заднице для арабских государств, и тогда они станут искать союза с нами».

Сказано это было чуть ли не накануне рассмотрения в ООН резолюции по Палестине, и, стоит отметить, примерно так события в дальнейшем и развивались - очень быстро выяснилось, что Израиль действовать в русле советской линии не готов, зато дружба СССР с Сирией, Египтом, Ливией и другими ближневосточными режимами постепенно расширялась.

Резолюция ООН от 29 ноября 1947 года предписывала примерно равный раздел Палестины между евреями и арабами. Обе стороны получали по три анклава, расположенных в шахматном порядке, при этом Иерусалим и Вифлеем как места, важные для трех конфессий - иудеев, мусульман и христиан, - должны были остаться под международным контролем. За это решение проголосовали 33 страны, включая США и СССР, 13 были «против», а 10, в том числе Великобритания, воздержались. Стоит отметить, что ряд радикальных еврейских общественных организаций, действовавших в Палестине, не поддержали это решение, а Лига арабских государств и вовсе выступила резко против него.

Однако 14 мая 1948 года, за один день до окончания британского мандата на Палестину, Давид Бен-Гурион, первый премьер-министр Израиля, провозгласил декларацию о создании еврейского государства. Уже на следующий день Сирия, Египет, Ливан, Ирак и Иордания атаковали новую страну. Израиль выстоял, а под контролем Иордании и Египта оказались, соответственно, Западный берег Иордана и сектор Газа. Это примерно те территории, на которых, по резолюции ООН, и должно было быть создано государство арабов Палестины.

Сам Давид Бен-Гурион еще тогда не строил особых иллюзий о легитимности государства Израиль с точки зрения международного права. В 1950 году он так напутствовал израильских дипломатов: «Когда государство было провозглашено, перед ним встали три проблемы: проблема границ, проблема беженцев и проблема Иерусалима. Ни одна из них не была и не будет решена путем убеждения. Их решению может способствовать только признание необратимости политических изменений. […] Мы захватили Беэр-Шеву вопреки мнению ООН и Совета Безопасности. То же самое относится к Яффо, Лоду, Рамле и Западной Галилее. Проблема беженцев также будет решена силой фактов, а именно - нашим отказом разрешить им вернуться. В этом вопросе объяснить справедливость нашей позиции труднее всего. В решении этих трёх проблем создание необратимой политической реальности превалирует над политикой убеждения». Необратимая политическая реальность не создана вот уже 60 лет.

Стоит отметить, что потенциал для развития государственности у евреев и арабов Палестины был достаточно разный. Книга основоположника сионизма Теодора Герцля «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса» была опубликована еще в 1896 году, и с тех пор над этим вопросом поработало немало светлых голов. В то же время, арабы Палестины, мало еще вкусившие от плодов европейской цивилизации, после Второй мировой войны жили в тяжелых условиях своей пустынной земли и о государственности не помышляли.

Однако чуть менее двадцати лет спустя эта проблема стала вполне актуальной. В 1964 году была создана Организация освобождения Палестины (ООП). А спустя три года в результате Шестидневной войны Израиль получил контроль над Газой, Западным берегом Иордана и восточным Иерусалимом с его святынями. Именно в связи с этим ООП начинает разворачивать широкую - в том числе террористическую - деятельность.

Перед самым началом войны известная израильская поэтесса Наоми Шемер написала песню «Иерушалаим шель заахав» - «Золотой Иерусалим». На фоне побед израильской армии она сразу стала неформальным гимном страны, символизирующим конец вековых унижений еврейского народа. Позже песню в фильме «Список Шиндлера» использовал Стивен Спилберг, а также она стала официальным гимном празднования 60-летия Израиля.

Как ни странно, но мотивы палестинцев удивительно созвучны интонациям этой песни - речь всё опять же о преодолении национального унижения и возвращении гордости. На одном из своих сайтов адепты независимой Палестины пишут так: «Мы были одной из самых презираемых и ругаемых наций в нашу эпоху до тех пор, пока не началась интифада (восстание палестинцев против израильских властей - прим. «Фонтанки»). Она намного уменьшила отчаяние в наших душах, изменила взгляд на самих себя, она позволила нам заявить: Мы были нацией пораженцев, покорных людей с застывшей историей. Однако интифада с ее динамичной историей позволила изменить восприятие арабами самих себя, лучше осознать окружающий мир».

Всего с момента своего существования Израиль пережил семь войн, в трех из которых боевые действия начал сам, и две интифады. К третьей интифаде ХАМАС призывает своих сторонников сейчас. С обеих сторон пролито достаточно крови и сказано слишком много слов, чтобы понять - ситуация разрешения не имеет. В самом деле, не делить же, например, пустыню Негев в процентном отношении к количеству жертв с обеих сторон.

Но война продолжается и тогда, когда солдаты возвращаются в гарнизоны, а партизаны на свои базы. Арабо-израильский конфликт - это не только и даже не столько количество жертв с обеих сторон, сколько противостояние мнений и спор о словах. И здесь в ход идет всё - от разговоров о том, что поскольку у палестинцев никогда не было государства, то они не имеют на него права (почему, собственно говоря, нет?), до избитых страшилок про кровавую мацу.

Случаются и вовсе изощренные примеры. Капрал Армии обороны Израиля Гилад Шалит был взят в заложники 25 июня 2006 года боевиками ХАМАСа, которые потребовали освобождения из израильских тюрем женщин и детей до 18 лет. Спустя три дня Израиль начал операцию «Летние дожди», чтобы спасти капрала. Вся история бурно обсуждалась в СМИ и стала напоминать эпизод из фильма «Хвост виляет собакой» про героя-рядового по прозвищу Старый Башмак. «Летние дожди» закончились экономической блокадой Газы. И вот теперь, когда конфликт вновь разгорелся, уже палестинцы заявляют, что Гилад Шалит был ранен в результате обстрела израильтянами мирных кварталов Газы.

Развивая Клаузевица, информационная война - это продолжение войны обычной другими средствами. На массированную поддержку западными СМИ Израиля, которая неизбежна хотя бы потому, что большинство корпунктов находятся в Тель-Авиве, а не в Газе, Палестина отвечает изобретательной традицией «Палливуда». Этим термином с недавних пор обозначают арабские телестудии, в которых снимаются постановочные сюжеты о конфликте. Недавно, например, в эфире телевидения Газы появился сюжет, в котором жестокие сионисты убивают любимца палестинских детей мышонка Фарфура. Снято в формате новостного сюжета, Фарфура изображает актер в костюме. Вслед за Фарфуром шахидами стали пчелка Нахуль и зайчик Ассуд.

Благородства и стремления к миру в позициях обеих сторон, в самом деле, немного. На террористов-смертников в автобусах Иерусалима найдется осада израильскими войсками Бейрута в 1982 году. Тогда авиация и артиллерия два месяца подряд бомбили город, нанеся ему непоправимый ущерб. На обстрелы ракетами «Кассам» израильских территорий - охота за террористами группы «Черный сентябрь», которые были убиты Моссадом без суда и следствия, к тому же при этом погиб и вовсе посторонний официант. Конечно, они террористы, но как же тогда пресловутые правовые нормы?

Не симпатична администрация Палестины, с погрязшей при Ясире Арафате в коррупции ООП, и ФАТХом и ХАМАСом, которые ныне больше озабочены борьбой за власть, чем решением проблемы независимости. Но и Израильская идеология, которая, с одной стороны, в устах некоторых политических деятелей отчетливо отдает натуральным фашизмом, а, с другой, как бы в качестве платы за Холокост, при случае освобождает власти от любых существующих норм права, мягко говоря, вызывает смешанные чувства.

Но не стоит во всем винить малых сих. В конце концов, государство Израиль, со всеми его недостатками и достоинствами, создали не кибуцники-поселенцы. Его появление стало следствием той системы международного права, эскизы которой были набросаны еще в 1945 году на Ялтинской конференции. Палестина стала одной из разменных монет, которую в своем соревновании использовали СССР и США.

Система с тех пор обветшала и стала тесна, об ООН вспоминают разве что в связи с какой-нибудь культурной деятельностью, однако правил игры никто так и не пересмотрел. Поэтому делать прогнозы по поводу разрешения арабо-израильского конфликта - все равно, что вступать в спор пикейных жилетов. Роль Барака Обамы, цен на нефть, количества жертв и даже Дмитрия Медведева тут совершенно не принципиальна. Стрельба в Газе закончится чуть позже или чуть раньше. Потом она начнется вновь, может быть, на Западном берегу. А, может быть, вовсе арабы начнут убивать друг друга.

Развернуть любой клубок противоречий, который уходит в глубь двадцатого века, фактически невозможно. Слишком много убитых, слишком много слов, причем, как правило, корыстных и нечестных. Примеров немало. Например, Северная и Южная Корея, очевидно, об объединении сами никогда не договорятся, а больше эта проблема никого и не волнует. Южане сами чувствуют себя неплохо, а про северян вообще иногда вспоминает только США в связи с паранойей по поводу ядерной угрозы.

Есть и эпизоды, которые вовсе стали историей, но до сих пор остаются причиной для длительных политических распрей. Например, проблема геноцида армян в Османской империи. Очевидно, что Турция в обозримом будущем не признает его. Массовые убийства армянского населения в 1915 году, несомненно, были (как, впрочем, и турецкого). Но, возвращаясь к Израилю, признание геноцида может повлечь за собой аналогии с Холокостом и соответствующие претензии со стороны армян. Как далеко они могут зайти - неизвестно.

Все эти эпизоды объединяет одно. Это понятия национального государства, самоопределения, суверенитета, которые, зародившись вместе с капитализмом на заре Нового времени, стали малы для нынешнего глобального мира. Перечисленные конфликты могут развиваться более или менее кроваво, но для их радикального решения требуется пересмотр действующей системы международных отношений, который бы позволил создать некие новые институты, действующие в интересах общего блага и гуманизма, а не в угоду какой-то из сторон. Как писали в советской печати, в интересах мира и добрососедства.

К сожалению, такие перемены невозможны без великих потрясений. И они произойдут. Может быть, не завтра, и даже не десять лет спустя, но они неизбежны, и принесут с собой новые неразрешимые конфликты. История не кончилась.

Николай Конашенок,
«Фонтанка.ру»

Палестино-израильский конфликт снова получил громкое развитие. Не прекращаясь столетиями, политический, территориальный, национальный, и Бог знает еще какой конфликт, снова попал на первые полосы. В чем же причина столь долгого противостояния с присутствием Турции и США?

Конфликт Палестины и Израиля – откуда идут корни – история развития кратко

Глубоко в летах зарыта изначальная причина конфликта. Палестина и Израиль – наиближайшие соседи, которые располагаются в одном районе Ближнего Востока. Так, евреи и коренные арабы вполне мирно сосуществовали в данном регионе. Однако в начале XIX века еврейская составляющая стала резко возрастать. На то много причин – во-первых, естественный прирост населения, во-вторых, движение «на родину», в Иерусалим, евреев. Но обострилась ситуация со времен Второй мировой войны и геноцида евреев. Тогда, гонимые ужасами нацизма Третьего рейха, сиониты двинулись в Палестину. Как народ, не имеющий своих земель, евреи были «на птичьих правах».

По окончании Второй мировой войны, а точнее в 1949 году, после принятия Израиля в ООН, права евреев на Израиль несколько прояснились. Имея претензию на территорию Палестины, израильтяне добились разделения государства на две части: арабскую и еврейскую. С этого началась острая фаза конфликта.

Причина конфликта в резонансности мирового решения и непримиримости сторон. Обе стороны принимают активное участие в военных действиях. Во-первых, радикально настроенные сионисты, которые отказались принять независимость арабской части Палестины. Во-вторых, большое количество мусульманских стран просто не приняли такого государства, как Израиль. Это были и есть Иордания, Ливан, Египет и Саудовская Аравия. Начались военные действия, в ходе которых израильтяне оттеснили арабов, завоевав себе всю Палестину. Начался отток арабов из Палестины в другие мусульманские страны и приток евреев в свое государство.

Что там происходит сейчас?

Палестино-израильский конфликт актуален по сей день, так же как и был не решенным в течение всего столетия. В декабре 2017 года незатухающее противостояние заставило говорить о себе после заявления президента США Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля. Трамп подкрепил свое решение переносом американского посольства из Тель-Авива в священный город. Таким образом, Трамп намерен показать свою убеждённость в том, что этот шаг поставит точку в решении палестино-израильского конфликта.

Данное решение стало причиной для накала негодования в Палестине и других мусульманских странах. В результате массовых демонстраций в Израиле близ границы с Дамаском пострадали 10 человек, а в результате столкновений палестинцев и израильтян с запада реки Иордан пострадали 90 митингующих. Кроме того, о чем сообщает НТВ .

Мировое сообщество также неоднозначно отреагировало на решение Трампа, в частности, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Он относится к нему весьма скептически, объясняя это так:

«Объявление Иерусалима столицей Израиля и перенос в этот город американского посольства - бессмысленный шаг в глазах Турции. По нашей инициативе 13 декабря в Стамбуле пройдет экстренное заседание лидеров стран ОИС. Они примут дорожную карту, которая продемонстрирует, что реализовать решение Трампа будет не так уж просто».

Кроме того, Эрдоган считает, что Израиль – террористическое государство, о чем он высказался однозначно:

«Мы не оставим Иерусалим на милость террористического государства - убийцы детей, у которого нет других целей, кроме оккупации и грабежа. Мы будем решительно продолжать нашу борьбу», - сказал он.

Будто вторя ему, в мире митингуют представители других мусульманских стран. Классика - митинги, столкновения, сжигание фотографии американского президента и флага США.

конфликт арабский израильский исторический

Палестина - это территория, находящаяся на Ближнем Востоке у берегов Средиземного моря, которая имеет многовековую сложную историю.

Издревле земли Восточного Средиземноморья, соединявшие Евразию с Африкой, в силу благоприятного климата и выгодного геостратегического положения были важнейшим центром обитания человека. Именно эта часть Азии уже после возникновения древнейших очагов цивилизации стала центром транзитных связей между ними и сыграла огромную роль во взаимовлиянии культур - древнеегипетской, месопотамской, древнегреческой, не говоря уже о хеттах, ассирийцах и иных представителях вторичных цивилизаций и государств ближневосточного региона. Средиземноморские земли были ареной транзитных торговых путей, что способствовало их ускоренному развитию, сложению на их основе крупных государственных комплексов. Города демонстрировали тенденцию к укреплению и расширению за счет прилегающей к ним периферии, завоевания и присоединения соседних земель.

В конце II тысячелетия до н.э. в юго-западную часть Ханаана пришли филистимляне, двигавшиеся из Малой Азии. Место их поселения, самые плодородные земли Средиземноморья, было названо Пелешет, а позже и вся земля Ханаан получила название Палестина. Почти одновременно с филистимлянами, в 1800 г. до н.э., на территории Палестины появились и древние евреи, которые представляли собой западносемитские скотоводческие племена, вытесненные из Месопотамии. Накануне переселения евреев в Палестину, она представляла собой конгломерат мелких городов и протогосударств, активно враждовавших друг с другом. А после появления на палестинских землях евреев, филистимляне начали ожесточенную борьбу против них. Все это весьма усложнило обстановку в Восточном Средиземноморье. И в 1600 г. до н.э. евреи переселяются в Египет.

Вернувшись в Палестину на рубеже XIII-XII вв. до н.э., евреи в длительной борьбе с местным населением завоевали себе лучшую ее часть, укрепились там и превратили древний Иерусалим в свой политический и религиозный центр, образовав племенной союз, получивший название Израиль. Превратившись в оседлых земледельцев, евреи постепенно ассимилировали значительную часть древнего населения. При этом войны с городами - государствами других жителей Палестины составляли важную часть их деятельности, в ходе которой выделились и укрепились первые цари Израиля: Саул, Давид, Соломон. Позже, в ходе борьбы с филистимлянами, в 995г. до н.э. образовалось Израильское Царство, занимавшее значительную часть палестинских территорий, и распавшееся в последствие на два отдельных царства - Израильское на севере Палестины и Иудейское с центром в Иерусалиме на юге (928г. до н.э.).

Противоречия между арабами и евреями, приводившие к непосредственным столкновениям сторон, заметно обострились в конце ХIХ века, когда евреи начали реализовывать свои права на Палестину в форме сионизма - религиозно - политического движения за возрождение еврейского народа на своей исторической родине.

В марте 1897 года евреям «всего мира» было предложено прислать делегатов на Сионистский Конгресс в Мюнхене. Западноевропейские евреи были решительно против этой затеи. Протесты посылались сначала со стороны раввинов Германии, а затем и от мюнхенских евреев, так что пришлось перенести конгресс в швейцарский город Базель. На первый международный съезд сионистов прибыло 197 делегатов, в большинстве своём из Восточной Европы. Так была основана Всемирная сионистская организация (ВСО), которая провозгласила евреев отдельной нацией, поставив перед собой цель добиться для неё «общественно - признанного и юридически гарантированного дома».

Государство Израиль появилось на политической карте мира в мае 1948 г., однако подготовительная работа по созданию еврейской государственности велась задолго до этого. На протяжении долгих столетий для евреев, рассеянных по разным странам мира, было свойственно стремление к возврату в «землю обетованную», где когда-то было их государство. Это движение носило религиозно-политический характер. В конце XIX - начале XX в. в соответствии с программой первого конгресса Всемирной сионистской организации (ВСО), созванного в 1897 г. в Палестине, создавались первые поселения евреев. Сионизм (возвращение в Сион), древнее движение: за возрождение еврейского народа на своей исторической родине», в это время приобрел характер политически организованного движения. Тогда же в Палестине появились первые сионистские политические партии, которые послужили основой для формирования будущей многопартийной системы Израиля.

В 1920 г. было установлено британское колониальное управление в Палестине, которое открыло широкие возможности для сионистского проникновения в страну и развития социально-экономической структуры будущего государства. К концу Второй мировой войны более 80% всей палестинской промышленности составлял еврейский сектор.

Однако стремление еврейской общины к национальному и государственному суверенитету натолкнулось на упорное сопротивление палестинских арабов. Арабы во главе с их религиозными лидерами категорически отказались обсуждать саму возможность раздела Палестины. Уже 30-е гг. были отмечены ожесточенными политическими конфронтациями и вооруженными конфликтами между еврейскими и арабскими общинами. В послевоенное время, особенно в 1947 г., они переросли в настоящую войну, охватившую большую часть страны. В такой обстановке британское правитель­ство вынуждено было передать вопрос о будущем статусе Палести­ны на рассмотрение ООН.

29 ноября 1947 г. Генеральная ассамблея ООН большинством голосов (при редчайшем обоюдном согласии СССР и США) проголосовала за отмену английского мандатного режима в Палестине в мае 1948 г. и создании на ее территории двух независимых государств - арабского и еврейского. Тогда же был создан представительный орган еврейского населения - Народный совет. Ровно в час истечения британского управления в Палестине в ночь с 14 на 15 мая 1948 г. Народный совет провел свое заседание, на котором один из ведущих политических лидеров Д. Бен-Гурион зачитал Декларацию независимости, провозглашавшую создание государства Израиль.

Сразу после провозглашения государства Израиль армии в соседних арабских стран вторглись на его территорию. Началась первая арабо-израильская война. В ней Израилю, опирающемуся на помощь США, удалось не только отразить наступление арабских сил, но и присоединить к своей территории 6,7 тыс. кв. км, отведенных ООН под арабское государство, а также Западную часть Иеру­салима. Восточную часть города и западный берег реки Иордан заняла Иордания, Египет - сектор Газа. Около 900 тыс. палестинских арабов вынуждены были покинуть районы своего проживания, за­хваченные израильтянами, и перейти на положение беженцев в соседних арабских странах. Так вместе с рождением государства Израиль возникла одна из самых болезненных проблем современности - палестинская проблема.

После окончания первого арабо-израильского конфликта произошло оформление основ государственности. Почти все чины временного правительства, выдвинутые ранее Народным собранием, получили министерские портфели в первом правительстве Израиля. Народное собрание перешло на положение израильского парламента - кнессета. Таким образом, налицо очевидная преемственность законодательных и исполнительных органов бывшей общины и нового государства.

Палестинская война 1948-1949 гг. и ее последствия. Сразу после провозглашения государства Израиль 14 мая 1948 г. на территорию Па­лестины вступили войска Трансиордании, Ирака, Египта, Сирии и Ливана. Войну Израилю объявили также Саудовская Аравия и Йемен. Арабские государства намеревались остановить территориальную экспансию сионистов и не допустить претворения в жизнь резолюции Генеральной Ассамблеи ООН №181 (II) от 29 ноября 1947 г. (о разделе Палестины). Немалую роль в инспирировании конфликта сыграла политика Англии и США, стремившихся первая-к сохранению, а вторые-к установлению контроля над стратегически важным районом Ближнего Востока.

В начальный период военные действия развивались в пользу арабских армий. К концу мая-началу июня Арабский легион Трансиордании и иракские войска заняли значительную часть Восточной Палестины, включая арабский сектор Иерусалима; один отряд из состава египетского экспедиционного корпуса продвинулся до Исдуда (Ашдода), находящегося примерно в 30 км южнее Тель-Авива, а другой-через Биршебу (Беэр-Шеву) достиг южных подступов к Иерусалиму. 11 июня при посредничестве ООН было достигнуто перемирие. Израиль использовал его для организационного и военно-технического укрепления своих сил. Несмотря на старания посредника ООН в Палестине Ф. Бернадотта, 8 июля военные действия возобновились. В период до второго прекращения огня 18 июля израильские войска заняли почти весь север Палестины.

По мере продолжения конфликта положение арабской стороны все более осложнялось действием таких факторов, как противоречия в арабском лагере и предательская политика монархических режимов Трансиордании и Египта, препятствовавшие координации военных усилий, а также превосходство израильской армии в организованности и вооружении.

В ответ на поддерживаемые Великобританией маневры короля Трансиордании Абдаллы, направленные на удержание в составе королевства занятой Арабским легионом восточной части Палестины, в контролируемой египтянами Газе в сентябре 1948 г. было провозглашено создание палестинского правительства во главе с Ахмедом Хильми. Его признали все члены Лиги арабских государств, кроме Трансиордании. Последняя инспирировала созыв в Иерихоне национального палестинского конгресса, провозгласившего 1 декабря 1948 г. Абдаллу ко­ролем Палестины.

В середине октября 1948 г. израильские войска возобновили наступление, сосредоточив главные усилия на южном направлении. К концу декабря им удалось окружить часть египетских войск возле г. Фаллуджа, оттеснить основные силы египтян в район Газы и, развивая наступление в Негеве, вступить на территорию Египта. На севере израильтяне вторглись в Ливан. 7 января 1949 г. военные действия в Палестине были прекращены.

В феврале-июле 1949 г. при посредничестве ООН на острове Ро­дос были подписаны временные соглашения о перемирии между Израи­лем, с одной стороны, и Египтом, Ливаном, Трансиорданией и Сирией- с другой. Система перемирий должна была действовать до «окончательного политического соглашения» об установлении мира в Палестине. В апреле 1949 г. Согласительная комиссия ООН по Палестине с целью урегулирования спорных вопросов созвала в Лозанне конференцию представителей арабских стран и Израиля. Выраженная израильской стороной в мае 1949 г. готовность подписать Лозаннский протокол, определявший в качестве основы для дальнейших дискуссий резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по Палестине, объяснялась тем, что именно в то время решался вопрос о приеме Израиля в ООН. Все последующие попытки Согласительной комиссии добиться сдвига в решении палестин­ской проблемы потерпели неудачу, в первую очередь из-за отказа Из­раиля уступить захваченные в ходе войны территории и разрешить ре­патриацию беженцев. Система родосских соглашений, таким образом, не была подкреплена дальнейшими шагами к заключению мира.

В тот период палестинский вопрос включал следующие аспекты: территориальный вопрос, вопрос о статусе Иерусалима и проблему палестинских беженцев. Большую часть территории, отведенной для арабского государства согласно резолюции ООН о разделе Палестины (около 6,7 тыс. кв. км из 11,1 тыс. кв. км), захватил Израиль. Остальные палестинские земли в соответствии с соглашениями о перемирии должны были перейти под контроль ЛАГ. В июле 1951 г. король Абдалла, обвиненный в тайных переговорах с Израилем о раз­деле Палестины, был убит в Иерусалиме членом палестинской террористической организации «Аль-Джихад аль-мукаддас» («Священная вой­на»).

Израиль, не ограничившись оккупацией в ходе военных действий западной (новой) части Иерусалима, в январе 1950 г. в нарушение резолюции ООН №181 (II), предусматривавшей предоставление городу международного статуса, объявил Иерусалим своей столицей и перевел в него кнессет и большинство правительственных учреждений.

Наиболее острой и драматичной стороной палестинской проблемы стало положение беженцев.

По данным ООН на июнь 1950 г., беженца­ми стало 960 тыс. из 1350 тыс. палестинских арабов. Большинство их оказалось на соседних с» Израилем палестинских территориях: 425 тыс. - на Западном берегу р. Иордан и 225 тыс. - в секторе Газа, а остальные сразу же перебрались в арабские страны, в том числе 130 тыс.-в Ливан, 85 тыс.-в Сирию, более 80 тыс.-на Восточный берег Иордана.

Положение основной массы беженцев было исключительно тяжелым: бросив дома, землю и имущество, они остались без крова и без всяких средств к существованию. Экономика предоставивших беженцам убежище арабских стран, прежде всего Иордании, принявшей наибольшее их число, не была способна обеспечить даже самым необходимым сотни тысяч обездоленных людей. На первом этапе помощь им оказывалась по линии Международного комитета Красного Креста, Лиги Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООП (ФАО) и ряда других международных организаций, а также учрежденного в ноябре 1948 г. специального фонда ООН для помощи палестинским беженцам. С 1950 г. заботу о них взяло на себя Ближневосточное агентство ООН для помощи и организации работ (БАПОР), решение о создании которого было принято на IV сессии Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1949 г. Более 400 тыс. беженцев были размещены в 54 специальных лагерях БАПОР (в Иордании-25 лагерей, в Ливане-15, в секторе Га­за-8 и в Сирии-6).

Располагая ограниченными финансовыми возможностями, БАПОР не могло полностью справиться с задачами трудоустройства, социального и материального обеспечения беженцев. Достаточно отметить, что в начале 60-х годов стоимость продовольственного пайка, выдаваемого на одного жителя палестинского лагеря, не превышала 7 центов в день, а жильем БАПОР сумело обеспечить лишь 39,1% беженцев. По­иски жителями лагерей других источников существования часто оказывались безрезультатными. С годами численность палестинских изгнанников возрастала. В результате естественного прироста (в среднем 3,2% в год) и притока новых беженцев с контролируемых Израилем территории к июню 1967 г. 1345 тыс. человек.

Палестино-израильский конфликт представляет собой столкновение двух территориальных образований, этнических общностей за право создания собственной монокультурной страны и её всеобщее признание. В конце XIX - начале XX веков возникли два конфликтующих национальных движения, претендующих на Эрец-Исраэль / Палестину. Одним из них был сионизм. Он возник на основе давних еврейских религиозных и исторических устремлений, а также в качестве реакции на европейский антисемитизм, и развивался под влиянием существовавших в Европе национальных движений. Сионисты призывали евреев иммигрировать в Эрец-Исраэль, чтобы восстановить еврейский национальный очаг через две тысячи лет после разрушения Второго Храма и изгнания евреев римлянами. Вторым движением был арабский национализм, который также возник на базе европейского национализма и был инициирован в Бейруте и Дамаске арабами-христианами. Арабский национализм первоначально противостоял Оттоманской империи, а затем (после первой мировой войны) - английскому и французскому колониализму. Но в Палестине, где арабское присутствие насчитывало около 1400 лет, арабский национализм сразу столкнулся с сионистским движением. Два народа претендовали на одну и ту же землю. Палестинцы требуют «восстановления исторической справедливости» и возвращения миллионов людей, которых они называют беженцами, на те земли, на которых их предки проживали до первой арабо-израильской войны 1947-1949 годов. Подавляющее же большинство израильтян убеждены, что подобное развитие события превратит Израиль в двунациональное еврейско-арабское государство, и, учитывая высокую рождаемость в арабском секторе - в преимущественно арабское государство, жизнь в котором еврейского меньшинства будет фактически невозможной. При этом степень ответственности сторон за трагические события, произошедшие в 1947-1949 годах, остается предметом дискуссий.

С учетом исторически возникших противоречий можно выделить три формы отношений между участниками конфликта: крепкий мир, открытая масштабная война, промежуточное состояние, характеризующееся вспышками борьбы и кратковременными попытками сближения противоборствующих сторон для урегулирования разногласий.

Открытая масштабная война с участием значительного числа сил с обеих сторон, направленная на окончательное разрешение противоречий - явление теоретически возможное, но на практике такой исход событий представляется маловероятным. Во-первых, потому, что в сферу противостояния помимо непосредственных участников вовлечены и другие страны, как занимающие приграничную территорию, так и находящиеся на значительном удалении от неё. В последнем случае речь идет, прежде всего, о США и России. Первые заинтересованы в существовании сильного независимого Израиля, развивающего сотрудничество с Турцией, сдерживающего влияние Ирана. Для России же необходимо прервать конфронтационные тенденции, чтобы не допустить превращения арабского мира в силовой полюс. В противном случае Иран будет вынужден свернуть свою активность на севере, что в конечном итоге приведет к крайне нежелательному столкновению интересов Турции и России.

Во-вторых, в настоящее время для открытого масштабного выступления против Израиля Палестинская автономия не обладает достаточной степенью консолидации сил. В-третьих, сама цель окончательного разрешения противоречий выглядит недостижимой.

Вторым теоретически возможным вариантом разрешения конфликта является создание крепкого мира, и здесь уместным будет обратиться к истории палестино-израильских взаимоотношений.

В 1947 г. полномочная комиссия ООН предложила план раздела Палестины, принятый еврейской общиной, но отвергнутый палестинскими арабами. Раз за разом условия предлагавшегося мирного соглашения становились менее благоприятными для арабов: в 1937 г. им предлагалось создать государство на более чем 80% территории Палестины, в 1947 г. - на 45%, в 2000 г. (на переговорах в Кемп-Дэвиде и в Табе) - на примерно 21-22%. Палестинские лидеры последовательно отвергали все эти предложения, в результате чего палестинское арабское государство не создано до сих пор. Нежелание политической элиты арабов пойти на компромисс в какой-либо форме, жесткая позиция «все - или ничего» не оставляют шансов мирно урегулировать конфликт.

Для израильтян это была война за независимость. Израиль - единственная страна, когда-либо созданная по решению Организации Объединенных Наций - рассматривал себя как законного преемника прав еврейского народа на самоопределение на своей исторической родине. Для палестинцев война 1948 года стала катастрофой. Арабский мир считал Израиль искусственным образованием, основанным иностранными захватчиками, укравшими Святую арабскую землю.

Все вышеперечисленные обстоятельства убедительно свидетельствуют о том, что ни о каком крепком мире между палестинским и израильским народом не может быть и речи. В такого рода ситуациях заключение мира на длительный срок достигается либо полным истощением сил обеих сторон, что при современной международной в т.ч. финансовой поддержке обеих стран представляется маловероятным, либо уничтожением одного из участников конфликта, что опять же в обозримом будущем невозможно по целому ряду причин. И это заставляет нас обратиться к третьему потенциально возможному и уже существующему варианту состояния отношений двух сторон - промежуточному этапу между миром и войной.

Стали бы цементирующим основа-нием. Однако этим планам не суждено было сбыться, поскольку секретное соглашение 1916 г. между Великобританией и Францией поделило арабское наследство Турции.

После распада Османской империи

После развала Османской империи трём населявшим её на-циям — курдам, армянам и палестинцам — было отказано в собствен-ном государстве. Арабские земли стали подмандатными террито-риями Великобритании и Франции (Сирия и Ливан). В 1920 г. было установлено колониальное управление Палестиной. Британцы раз-решили евреям эмигрировать в Палестину, но основывать своё го-сударство не позволили. Это было меньше, чем хотели сионисты, но больше, чем желали уступать арабы. Другая подмандатная бри-танская территория находилась на противоположном берегу реки Иордан. Политика Англии в Палестине отличалась непоследователь-ностью и неопределённостью, но в целом британская администра-ция скорее склонялась на сторону арабов.

Иммиграция евреев

С начала XX в. евреи под влиянием сионистской пропаганды прибывали в Палестину, покупали там землю, создавали киббуцы (коммуны с почти пол-ным отсутствием частной собственности). Большинство арабского населения рассматривало приход сионистов как благо, поскольку евреи своим упорством и трудолюбием превращали бесплодную палестинскую землю в плодородные плантации. Такое отношение к сионистам задевало представителей местной арабской элиты, которые гордились своей древней культурой и негодовали от эпитета «отсталые». С нарастанием потока эмигрантов еврейская община ста-новилась всё более европеизированной, демократической и социалистической, а арабская община оставалась традиционной, патриархальной.

После прихода к власти Гитлера иммиграция евреев резко воз-росла. К 1935 г. их численность в Палестине достигла 60 тыс. чело-век. Соответственно возросло и арабское сопротивление, поскольку арабы боялись, что их вера и образ жизни в условиях увеличения численности евреев окажутся под угрозой. Арабы считали, что при-тязания евреев непомерны — по традиции владения древнего Израиля включали большую часть современных Сирии и Иордании, а также территорию египетского Синая и современного Израиля.

Мухаммад Амин аль-Хусейни

В годы «холодной войны» ни СССР, ни США не удалось перетя-нуть ближневосточные страны на свою сторону. Лидеры ближне-восточных государств были более озабочены своими внутренними и региональными проблемами и использовали антагонизм между СССР и США в собственных интересах. Советский Союз играл важ-ную роль в поставках оружия главным противникам Израиля — Египту, Сирии, Ираку. Это, в свою очередь, придавало стимул Шта-там и другим западным странам для того, чтобы поддержать Израиль в своём стремлении вытеснить СССР с мирового и ближ-невосточного рынка оружия. В результате такой конкуренции со-перничающие ближневосточные народы в изобилии снабжались самым современным оружием. Естественным следствием такой по-литики стало превращение Ближнего Востока в одно из самых опасных мест в мире.

Основные события конфликта во второй половине 20 века

  • 1956 г. — объединённый контингент войск Великобритании, Франции и Израиля оккупировал Синайский

Есть такая точка в мире – Палестина. Для многих это святая земля. Но даже люди, которые не слишком верят, понимают, что Палестина на карте мира – место не совсем обычное . Это не просто один из конфликтов, это символическая точка мира, вокруг которой формировалась наша история и наша культура. Палестина на карте мира, столица Иерусалим – эти слова звенят в душе каждого человека. Именно здесь и сейчас идет борьба за те ценности, за которые она происходила в этих местах тысячу лет назад, две тысячи, две с половиной тысячи лет назад.
Палестина на карте мира в 2014 году – это два анклава, разделенные Израилем, – Сектор Газа и Западный берег. Но когда-то это была единая Святая земля…

Палестина и Израиль – история конфликта

В целом весь Ближний Восток – это колыбель трех авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама. А в Палестине и вовсе во все времена жили рядом мусульмане, христиане, иудеи. С древнейших времен палестинские крестьяне пасли на этих землях, скот, выращивали различные сельскохозяйственные культуры. Здесь же расположена первая кибла мусульман и третья святыня в исламе – мечеть Аль-Акса.
Израильтяне правили только некоторыми частями Палестины в течение 4 веков, в то время как присутствие мусульман исчисляется 12 веками! Более того – народ Израиля оставил Палестину с 135 года н.э. до 20 века. Таким образом их связь со святой землей прервалась на 18 веков.
Так в чем же причина конфликта Израиля и Палестины? С разрушением Османского халифата, европейские державы устремились на Восток в попытке разделить его. Поэтому неудивительно, что в 1907 году на конференции в Лондоне – столице Британской колониальной империи впервые прозвучал термин «буферное государство». Идея состояла в том, чтобы создать в Палестине щит против мусульманского населения региона и отделить азиатскую часть халифата от африканской.
Этому мероприятию предшествовало основание Всемирной Сионистской организации под руководством Теодора Грецля в 1897 году. Политическая кампания по образованию сионистского государства на землях Палестины и активная дипломатическая работа особенно в колониальной Британии возымели успех. Однако настойчивые предложения халифу Абд аль-Хамиду о продаже палестинских земель еврейским переселенцам были категорически отвергнуты: “Я советую ему не касаться этой темы. Я не могу продать ни одной пяди этой земли, потому что она принадлежит не мне, а моему народу. Мой народ создал Империю путем жертв и крови, и мы прольем свою кровь, прежде чем отдать эту землю кому бы то ни было. Пусть евреи оставят свои миллионы для себя. Если Империя распадется, то они получат ее бесплатно. Но это случится лишь через наши мертвые тела. И я не позволю этого, ни под каким предлогом никогда”.
Палестина отвергла предложения, так начался конфликт с Израилем.

Израиль и Палестина, конфликт кратко – это борьба

В декабре 1917 года Англия полностью оккупировала Палестину, а командующий британской армией провозгласил: «Теперь крестовые походы закончены». К 20-му год она установила военное положение на всей Палестине. Так начался конфликт с Израилем, государство которого появилось на карте в 1948 году.
Палестинцев лишили конституционного правления, а ее земли стали заселять выходцами из Европы еврейского происхождения, которые начали формировать боевые отряды.
До 1948 года евреям принадлежали только 6,5% от всей площади земель Палестины.
По окончании Второй мировой войны евреи заявили, что их безопасность может быть обеспечена только национальным еврейским государством на землях Палестины. И 13 августа 1945 года американский президент Труман обратился к английскому премьеру с просьбой разрешить иммиграцию 100 тысяч евреев в Палестину. А 29 ноября 1947 года ООН под давлением США и СССР приняла решение разделить Палестину на арабское и еврейское государства. Таким образом еврейское меньшинство получило 54% земли Палестины, хотя до этого владело лишь 6 процентами.
Вскоре в ходе войны между арабской армией и отрядами еврейских боевиков состоялась аннексия 78% земель Палестины, а 14 мая 1948 года евреи объявили о создании Израиля. Из Палестины были изгнаны 60% населения – это от 800 000 до 1 млн 390. Были сожжены 478 палестинских деревень (всего их было 580). Самым зверскими массовым убийством мирного палестинского населения стало убийство в деревне Дер-Ясин. Тогда было убито 254 женщины, стариков и детей. Вся палестинская инфраструктура была уничтожена, и поэтому когда говорят, что Палестина и Израиль – это история конфликта между религией и наукой, то отчасти это так. Сионистские радикалы ввергли в состояние первобытной пустыни Палестину, когда-то служившую научным, образовательным и культурным центром на Востоке.

Как помочь Палестине

Когда нас спрашивают, как помочь Палестине, мы отвечаем – нужно всё. Там всего не хватает. Там нужен хлеб, медицинское оборудование, лекарство, строительные материалы. Сектор Газа – это остров, отрезанный от ХХI века.
И наш фонд возит туда благотворительную помощь.