Значение воскрешения лазаря в преступлении и наказании. Роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в романе “Преступление и наказание”

Воскрешение Лазаря
(Роман «Преступление и Наказание»)

19-й век – век расцвета различных теорий и философий. На Западе сформировалась философия эгоцентризма, основу которой сформулировал Макс Штирнер в своей книге «Единственный и его достояние», широко обсуждавшаяся в русском интеллигентном обществе.
«Не ищите свободы, - декларировал Штирнер, - ищите себя самих, станьте эгоистами; путь каждый из вас станет всемогущим «я»…
Я сам решаю, имею ли я на что-нибудь право; вне меня нет никакого права… Я… сам создаю себе цену и сам назначаю её…
Эгоисту принадлежит весь мир, ибо эгоист не принадлежит и не подчиняется никакой власти в мире… Наслаждение жизнью – вот цель жизни… Каков человек, таково и его отношение ко всему. «Как ты глядишь на мир, так и он глядит на тебя…»
Вывод, который я делаю, следующий: не человек мера всему, а «я» - эта мера…»
Именно этот трактат послужил основой теории Раскольникова. Сия теория в целом есть теория своеволия: «Право имею!» - равно как и теория другого персонажа Достоевского – идейного самоубийцы Кириллова. Для Кириллова своеволие, доказательство собственного «человекобожия» заключается в убийстве себя. Для Раскольникова – в убийстве другого человека. Великий человек вправе пролить кровь во имя высших целей! Сколько таких самозваных «наполеонов» даст миру век 20-й… Но зарождалась эта болезнь в 19-м, и симптомы её сразу же уловил Достоевский.
Надо сказать, что Фёдор Михайлович в совершенстве проник в душу своего героя, вжился в его образ. По ночам он ходил по кабинету и вслух проговаривал монологи Раскольникова. Он говорил так страстно, что слуга, остававшийся с ним на ночь на случай припадка эпилепсии, отказался от этой обязанности, заявив, что «барин не в себе и, кажется, кого-то убил, какую-то старуху…»
Обратимся же к личности Родиона Романовича Раскольникова. Молодой человек с амбициями, наделённый от природы подвижным умом, оказывается в чужом городе, где он никому не нужен, сама атмосфера которого давит его, где ростовщик господствует надо всеми. Оказывается в нищете, больно язвящей его гордую душу (уж это-то Достоевский знал по себе), в сознании, что единственные дорогие ему люди, мать и сестра, приносят себя ему в жертву. Что может быть нестерпимее? Часто Родион сидит в своей душной комнатушке, похожей на гроб, и в воспалённом и отчаявшемся сознании его рождается навязчивая идея об особенных людях, которым всё дозволено… Нищий студент примеряет на себя одежды Наполеона: «Вошь ли я, или человек? Тварь ли я дрожащая, или право имею?!»
Собственно, нет ничего удивительного в появлении этой идеи. Вспомним ещё раз, какое время наступало тогда в России. Через какие-то пятнадцать лет революционером-народником будет убит Император Александр-Освободитель. Среди народников также было много студентов, страстно рвущихся из пут отведённой им судьбой серой и обыденной жизни. Лучшим средством выпрыгнуть из собственных биографий было преступление. Своеволие. Один выстрел – и ты в истории! Культ разрушения овладевал душами. Дух бунта. Бунта против Бога, против основ мирозданья.
Показательно, что Родион решается на своё страшное дело, можно сказать, из лучших побуждений. Старухиными деньгами он надеется помочь не только себе, сестре, матери, но и другим несчастным. Ведь Раскольников, несмотря ни на что, остаётся чуток к чужой беде. Вспомним, как отдал он последние деньги жене Мармеладова, вовсе посторонней ему. Но оправдывает ли цель средства?.. Душа Родиона расколота надвое: с одной стороны это человек, страдающий и сострадающий, щедрый и желающий блага, а, с другой, в его истерзанном сердце поселился уже кто-то новый, кто-то, кто начинает руководить им и диктовать безумные идеи.
Расплата за содеянное наступает почти сразу. Душа Раскольникова не может вынести груза совершённого злодеяния, груза этой страшной тайны. Он сторонится родных, он не может вынести их присутствия, точно они обличают его. Ему нужно излить кому-то душу, и для этого он избирает Сонечку Мармеладову, оттого, что она тоже преступила, значит, способна простить и понять… Сам же Раскольников сознаётся, что «слёз её просить» пришёл. И Сонечка… жалеет его. И жалость эта, любовь её смогли дать толчок к воскрешению погибшей души Раскольникова, подобно тому, как был воскрешён из гроба Лазарь… Видимо, нужно было метущейся раскольниковской душе прежде умереть, чтобы воскреснуть затем в подлинной чистоте своей!
Весь роман «Преступление и наказание» построен на принципе двойников. Большинство персонажей, в той или иной степени, являются двойниками Раскольникова, через которых раскрывается более зримо он сам, а потому обратимся к ним.
«Надобно, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» - говорит Мармеладов Раскольникову. Непременно так! Человеку нужно место, куда б не только мог прийти он, но где бы его выслушали со вниманием, осудили, быть может, но и пожалели бы, простили бы… Человек ведь не зверь дикий и в одиночку существовать не может.
Мармеладов – человек опустившийся и пропащий, сам себя презирающий. Но ведь и есть же в нём ещё остаток совести! Ведь и сам же он страдает! Но и, осудив себя бесповоротно, душа его жаждет прощения, ищет его, стучится в каждую дверь, заглядывает в безучастные лица людей и вопиет к ним: «Се человек! Я брат твой! Я подлец и ничтожество, но я человек!»
Может быть, нет на свете ничего тяжелее, чем сознание того, что идти некуда, не к кому, что никому не нужен ты, никому от тебя пользы нет, а только вред, никто не ждёт тебя и всякому ты лишь в тягость. Невыносимо таковое себя сознание! И равнодушие убивает…
Покарай да и пожалей за тем! Мармеладову не столь страшны побои и ругань жены, сколь молчание её да смиренный образ Сонечки. Сознание неискупленной вины страшно. И эта боль требует быть высказанной. И Мармеладов раскрывает душу Раскольникову. Почему бы именно ему? Или душу родственную почувствовал? Ведь пройдёт немного времени, и нищий этот студент совершит преступление не менее страшное (мысленно он уже свершил его). И тогда сознание себя изгоем, неудержимое желание вернуться к людям станет толкать его идти куда-то, к кому-то, чтобы выговориться… И пойдёт он к дочери Мармеладова всё с тем же неосознанным желанием: осуди да и пожалей затем!
Мармеладов один из двойников Раскольникова. Только ему, в отличие от Родиона, так и недостанет сил встать на путь искупления…
Другим двойником является Свидригайлов. Здесь тоже преступление и мука отчуждения, подсознательное понимание себя, как существа, выпавшего из общества, из очерченного круга, мука неприкаянности и бесприютности, невозможности высказаться. Эту муку лучше всего сформулировала Соня, обращаясь к Раскольникову: «Ну как же, как же без человека-то прожить! (…) Замучаешься!» Свидригайлов, приехав в Петербург, делает слабые попытки объясниться с Дуней, но у него не выходит и этого. Свидригайлов – крайняя, последняя стадия распада личности, гибели души. Оттого он, единственный, совершает грех самый страшный – самоубийство. Примечательно, что прежде чем застрелиться, Свидригайлов произносит: «Скажите, что в Америку уехал…» Для Фёдора Михайловича таковой отъезд был синонимом самоубийства духовного.
Любопытно, что в 19-м веке актёры обращались за помощью к двум святым – Родиону и Парфирию. И это очень важно для понимания спора Раскольникова с Парфирием Петровичем. Тут не конфликт двух противоположных мировоззрений. Тут – игра. Поединок двух таланливейших актёров, не по профессии, но по сути, двух тонких психологов, хорошо чувствующих друг друга. В этом актёрстве их духовное родство. И Парфирию Петровичу оно, пожалуй, даже более свойственно, нежели взвинченному и болезненному Раскольникову. Он исполняет свою роль, не волнуясь, играя со своим противником, как кот с мышью, зная точно: он от него психологически сбежать не может. Таким образом спор этих двух персонажей есть своеобразный спектакль, когда как подлинный конфликт, конфликт идейный разворачивается между Раскольниковым и Сонечкой Мармеладовой. Фактически, она – единственный оппонент его во всём романе, единственная противоположность.
Сонечка - другая грань преступления. Она тоже преступила, но мотивы её обратны. Если преступления всех прочих вызваны гордынею, слабостью, эгоизмом, то её падение происходят по причинам противоположным: смирения, силы духа и жертвенности. Соня в своём преступлении не разрушается, но возвышается. Она, подобно отцу своему, всецело сознаёт грех свой и презирает себя. Но она сильна, ибо душа её сохранилась в чистоте. Все скорби Соня переносит смиренно, не теряя веры в Бога («Бог не попустит!»), в его справедливость. А ведь и ей приходила мысль покончить всё разом! Остановило сознание долга перед больной мачехой и её детками. «С ними-то что будет?» Не для себя живёт Соня, но для других, забывает себя ради них и приносит себя им в жертву. Не тут ли подлинное величие души? Здесь не теория лукавого разума, но одно лишь живое сострадание чистого сердца.
Соня – антипод Раскольникова. Она – его воплотившаяся совесть, и оттого так интересен разговор их, судьбоносный для обоих: спор мёртвой идеи и живой души.
Раскольников чувствует всю высоту Сонечки и неслучайно говорит ей, что сестре своей честь оказал, посадив её рядом с Мармеладовой, неслучайно становится перед ней на колени и целует ей ногу, хотя и говорит:
- Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился.
Но и Сонечку пытается обратить Раскольников в свою веру:
- …Надо же, наконец, рассудить серьезно и прямо, а не по-детски плакать и кричать, что бог не допустит! Та не в уме и чахоточная, умрет скоро, а дети? Разве Полечка не погибнет? Неужели не видала ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню высылают просить? Я узнавал, где живут эти матери и в какой обстановке. Там детям нельзя оставаться детьми. Там семилетний развратен и вор. А ведь дети - образ Христов: "Сих есть царствие божие". Он велел их чтить и любить, они будущее человечество… (…)
Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь... Свободу и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником!.. Вот цель!
(…)
- Представьте себе, Соня, что вы знали бы все намерения Лужина заранее, знали бы (то есть наверно), что через них погибла бы совсем Катерина Ивановна, да и дети; вы тоже, впридачу (так как вы себя ни за что считаете, так впридачу). Полечка также... потому ей та же дорога. Ну-с; так вот: если бы вдруг все это теперь на ваше решение отдали: тому или тем жить на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть?
Но Соня не поддаётся на эту человеческую «правду», человеческим умом вымышленную справедливость:
- Зачем вы спрашиваете, чему быть невозможно? Я божьего промысла знать не могу... И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?
И Раскольников сдаётся и рассказывает Соне о своём страшном злодеянии. И что же? Сонечка бросается к нему, обнимает его и… жалеет его:
- Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!
- Так не оставишь меня, Соня? – с надеждой спрашивает Раскольников.
- Нет, нет; никогда и нигде! За тобой пойду, всюду пойду! О господи!.. Ох, я несчастная!.. И зачем, зачем я тебя прежде не знала! Зачем ты прежде не приходил? О господи!
- Вот и пришел.
- Теперь-то! О, что теперь делать!.. Вместе, вместе в каторгу с тобой вместе пойду!
Но тут в Раскольникове снова просыпается бунтарь. Он не желает идти на каторгу, он не чувствует себя виновным. Он вновь пытается разъяснить Соне свою теорию:
- Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут одно только, одно: стоит только посметь! У меня тогда одна мысль выдумалась, в первый раз в жизни, которую никто и никогда еще до меня не выдумывал! Никто! Мне вдруг ясно, как солнце, представилось, что как же это ни единый до сих пор не посмел и не смеет, проходя мимо всей этой нелепости, взять просто-запросто все за хвост и стряхнуть к черту! Я... я захотел осмелиться и убил... я только осмелиться захотел, Соня, вот вся причина!
И Соня мгновенно понимает истинную причину не только раскольниковской теории, но всех других, ей сродных:
- От бога вы отошли, и бог вас поразил, дьяволу предал!.. Экое страдание! – и наставляет отступника на путь спасения: - Встань! Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: "Я убил!" Тогда бог опять тебе жизни пошлет. Страдание принять и искупить себя им, вот что надо.
«Встань и иди!» - вот, фактически, напутствие Сони, им, и своим состраданием и прощением спасает она гибнущую душу Раскольникова.

И ещё немаловажная часть романа «Преступление и Наказание» - сны Раскольникова. Вспомним один из них, к ужасу нашему, всё более и более становящийся повседневной реальностью нашей жизни:
«Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, - но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и все погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса…»

«…из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками в накидку. «Садись, все садись! – кричит один, ещё молодой, с толстою такой шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом, - всех довезу, садись!» (…)
- Да ты, Миколка, в уме, что ли: этаку кобылёнку в таку телегу запряг!
(…)
- Садись, всех довезу! – опять кричит Миколка, прыгая первый в телегу, берёт вожжи и становится на передке во весь рост. – Гнедой даве с Матвеем ушёл, - кричит он с телеги, - а кобылёнка эта, братцы, только сердце моё надрывает: так бы, кажись, её и убил, даром хлеб ест! Говорю, садись! Вскачь пущу! Вскачь пойдёт! – И он берёт в руки кнут, с наслаждением готовясь сечь савраску.
(…)
- Она вскачь-то уж десять лет поди не прыгала.
- Запрыгает!
- Не жалей, братцы, бери всяк кнуты, заготовляй!
- И то! Секи её!
Все лезут в Миколкину телегу с хохотом и остротами. Налезло человек шесть, и ещё можно посадить. Берут с собою одну бабу, толстую и румяную. Она в кумачах с бисером, на ногах коты, щёлкает орешке и посмеивается. Кругом в толпе тоже смеются, да и впрямь, как не смеяться: этака ледащая кобылёнка да таку тягость вскачь везти будет! Два парня в телеге тотчас же берут по кнуту, чтобы помогать Миколке. Раздаётся: «ну!», клячонка дёргает изо всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом-то чуть-чуть может справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трёх кнутов, сыплющихся на неё, как горох. (…)
- Садись! Все садись! – кричит Миколка, - всех повезёт. Засеку! – И хлещет, хлещёт, и уже не знает, чем бить от остервенения».
Каждый раз, перечитывая этот эпизод из романа «Преступление и наказание» внутренне содрогаешься. И на месте этой лошадёнки вдруг явственно видна вся Россия. А мужики в красных и синих рубашках – ни есть ли это вся та озверевшая от вседозволенности шваль, завладевшая всем без исключения? Величайшим пророком был Фёдор Михайлович! Предсказал всё в точности. Пришёл пьяный, красномордый мужик, запряг лошадёнку в несдвигаемую телегу, посадил в неё приспешников своих и взревел:
- Моё добро! Засеку! Всех повезёт!
А жирующая, осатаневшая толпа в телеге гогочет, подзуживает его:
- Топором её, чего! Покончить с ней разом!
И хлещут кнутами, и шумят, и злятся, что всё никак не упадёт она…
- Моё добро! Что хочу, то и делаю!
- По морде её! По глазам секи, по глазам! – беснуются.
И шатается кобылёнка под градом ударов, а на неё уж оглоблю тащат… И подогнулись уже ноги, но стоит ещё, упрямо, не падает…
- Живуча! – злобствуют.
Да, живуча… Сначала тех, что в красных рубашках тащила из последних сил, а теперь, вот, и синие подоспели… Кто из них страшнее, ещё вопрос… Наверно, одинаково страшны и те и другие. Из одного теста леплены, одному господину служат!
- Сейчас беспременно падёт, братцы, тут ей и конец! – орут.
Кровью обливается лошадёнка, а народ кругом безмолвствует, лишь головами покачивает.
- Креста на тебе нет!
Выдюжит ли наша кобылёнка, или добьют её, как «раскольниковском сне»? «Он стоит, как будто жалея, что уж некого больше бить». Будут ли пророческими и эти строки великого писателя и провидца? Остаётся только надеяться, что нет… Ведь пока, что трепыхается савраска из последних сил…
- Папочка, папочка, что они делают?!

Примечание: Любопытно что на то время, когда был написан роман «Преступление и наказание» пришлось громкое дело студента Данилова, убившего ростовщика. Этот деятель, в отличие от Раскольникова, угрызений совести не испытывал. Роман был завершён лишь немного раньше реального преступление и в какой-то степени предугадал его.

Материал состоит из урока для 10 класса и презентации (13 слайдов).

В ходе урока анализируется эпизод "Первый визит Раскольникова к Соне", на уроке звучит притча о воскрешении Лазаря, объясняется явление юродства на Руси (на примере образа Ксении Петербургской). Рефреном проходит цитата из первого послания к Коринфянам: "Любовь долготерпит, милосердствует...всё переносит..." С этой позиции трактуются образы Лизаветы и Сони. Религия в «Преступлении и наказании» является способом разрешения нравственных проблем, христианское смирение Сонечки Мармеладовой разрушает индивидуализм (эгоизм) Родиона Раскольникова и направляет его на путь искупительного страдания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: «…вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Любовь долготерпит, милосердствует…всё переносит… Первое послание к Коринфянам св. ап. Павла (гл.13)

Соня Мармеладова «Прощаются грехи её многие за то, что возлюбила она многое…» (Библия)

Исцеление расслабленного в Капернауме «А Раскольников пошёл прямо к дому на канаве, где жила Соня…где живёт Капернаумов портной». «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: «Господи! Слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Иисус говорит ему: «Я приду и исцелю его»…Он исцелил всех больных…Он взял на себя немощи наши и понёс болезни». (Мф.,8) милосердное исцеление прощение грехов попрание гордыни

«Любовь долготерпит, милосердствует… всё переносит…»

«Наконец подошёл к ней; глаза его сверкали. Он взял её обеими руками за плечи и прямо посмотрел в её плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали… Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал её ногу. Что вы, что вы? Передо мной! – пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало ей сердце. Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…»

«Он понял, до какой чудовищной боли истерзала её…мысль о бесчестном и позорном её положении. Что же поддерживало её? Настоящий разврат ещё не проник ни одною каплей в её сердце: он это видел… - Что же бы я без Бога-то была? - А тебе Бог что за это делает? - Молчите, не спрашивайте! Вы не стоите! – вскрикнула она. «Юродивая, юродивая!» - твердил он про себя.

Ксения Петербургская, святая блаженная, Христа ради юродивая Юро́дство (от слав. «оуродъ», «юродъ» - безумный) - намеренное старание казаться глупым, безумным. Юродивые Христа ради (блаженные) - подвижники, отрекшиеся от привычного благоразумия и образа жизни, терпевшие поношения и гонения, но получившие дары пророчества и чудотворения; «…благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.» (1 Кор., 1, 21).

«…вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.»

Сцена из Евангелия «Воскрешение Лазаря» «Был же болен некто Лазарь из Вифании…И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Тогда Марфа сказала Иисусу: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус говорит ей: «Воскреснет брат твой. Я есмь воскресение и жизнь…». Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: «Смотри, как он любил его». Иисус проходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Марфа говорит ему: «Господи! Уже смердит: ибо четыре дня, как он во гробе». Иисус возвёл очи к небу и сказал: «Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал меня». И возвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон.». И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…Тогда многие из иудеев, видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него.

Число 4 – притча о воскрешении Лазаря Квартира жертвы находится на четвёртом этаже здания; Раскольников прячет вещи во дворе под камень, где строится четырёхэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на четвёртом этаже; полицейская контора расположена на четвёртом этаже этого же здания; чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти. «А те четыре года считаю за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу, выход из каторги представлялся мне как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь», - писал Достоевский младшему брату Михаилу.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…прибывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше.» Первое послание к коринфянам Св.Ап. Павла, гл. 13

Предварительный просмотр:

Тема урока: «…вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.» (по роману «Преступление и наказание»,

Соня и Раскольников.)

Эпиграф: «Любовь долготерпит, милосердствует…всё терпит…»

Первое послание к Коринфянам.

Цели урока:

Дальнейшее развитие навыка работы с текстом;

Учить анализировать эпизод и делать выводы;

Ход урока

1) Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Солнце жизни моей, Федор Достоевский» - писала после смерти мужа Анна Григорьевна Сниткина. Их брак можно назвать по-настоящему счастливым, прожили вместе 15 лет, горячо инежно любили друг друга до последнего дня. А.Г. много помогала Достоевскому: научилась вести все финансовые и издательские дела, окружила его любовью и заботой, стала для него настоящим ангелом-хранителем.

А будет ли у Раскольникова ангел-хранитель?

Что значит имя Соня?

Каков смысл фамилии «Мармеладова»?

Особое место в романах Достоевского принадлежит кротким женщинам. София – мудрость (греч.). У Достоевского мудрость Софии – «смиренномудрие» (сознание своего несовершенства, понимание того, что всё, что тебе дано, дал Господь), кротость.

«Гордым Господь противится, а смиренным дает благодать».

Мармеладова – это семья-фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного эксплуататорского общества, и, «как сладок» этот мир, рисуется горько-иронической фамилией, подобранной Достоевским.

2) Работа с текстом, беседа.

Каковы детали портрета Сони, раскрывающие её натуру, характер? (кроткие голубые глаза и голосок, «безответная она», худенькая, «личико бледненькое»).

Какова судьба Сони?

Во имя чего переступила Соня?

Кто об этом впервые говорит? (Мармеладов).

В рассказе Мармеладова о своей семье мы слышим историю о пришествии Христа: “А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела? И скажет: “Прииди! Я уже простил тебя раз…. Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…” (ч.1, гл.2)

У Достоевского дальше стоит многоточие, а интересно узнать продолжение фразы? Вы догадались, откуда Мармеладов цитирует эти строки? (Из Библии: “Прощаются грехи её многие за то, что возлюбила она многое, а кому мало прощается, тот мало любит”.)

Как вы понимаете слова “возлюбила многое”? Кого “возлюбила” Соня? (Любит людей, и верует в Бога, через эту любовь и веру поднимается до любви к Богу. «Ибо Бог есть любовь».)

3) Анализ эпизода «Первый визит Раскольникова к Соне» (часть 4, гл. 4).

Что понял Раскольников о Соне? (она совершила жертвенный подвиг во имя любви к людям, отцу, детям, Катерине Ивановне, переступив через одну из заповедей – «не прелюбодействуй».). «Любовь всё переносит…»

Почему Раскольников не желает видеть своих родных и в то же время идет к Соне? (Соня для Раскольникова тоже преступница. Не случайно он говорит ей, что давно её выбрал.).

В чьём доме живет Соня? («дом был трёхэтажный, старый и зеленого цвета». Зелёный цвет – цвет возрождения, цвет, дающий надежду на преображение. (Соня в Сибири на каторге с Раскольниковым в зеленом платке). Это дом, где живёт Капернаумов портной. Это имя не однажды встречается в романе. Оно символично.

Слайд «Капернаум»

Имя Капернаум встречается во всех четырех Евангелиях. Оно выступает в связи с такими фактами: милосердное исцеление;

Прощение грехов;

Осеяние светом истины Божией;

Попрание гордыни.

Соня говорит Раскольникову: «Хозяева очень хорошие, очень ласковые…И они очень добрые». «Любовь милосердствует». За исцелением души пришёл Раскольников к Соне.

Для чего же, по мнению Раскольникова, он идёт к Соне? (за поддержкой, оправданием). Соне не дано осуждать преступника, т.к. она себя считает «великой грешницей». Именно поэтому он оказался ей открыт. Не осуждать – это единственный способ понять человека.

Какою предстала перед Раскольниковым Соня? (работа с текстом). («видно было, что в ней ужасно много затронули, когда Раскольников в разговоре коснулся до Катерины Ивановны, что ей ужасно хотелось что-то выразить, сказать, заступиться. Какое-то ненасытимое сострадание…выразилось во всех чертах лица её».

Какое сердце умеет сострадать? (только любящее сердце умеет так сострадать. Любовь милосердствует.)

Бесконечное одиночество Раскольникова может быть побеждено, поглощено только таким бесконечным, «ненасытимым страданием».

Но разве с такой жалостью можно жить? Как Соня может так жить?

Раскольников начинает испытывать, что такое жалость Сони, задавать мучительные вопросы про Полечку. (ведь с ней тоже самое будет).

Как же Соня отвечает? (Бог не допустит! Её Бог защитит.)

Слайд «Раскольников поклонился Соне»

«Наконец подошёл к ней; глаза его сверкали. Он взял её обеими руками за плечи и прямо посмотрел в её плачущее лицо. Взгляд его был сухой, воспаленный, острый, губы его сильно вздрагивали…Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал её ногу.

Что вы, что вы? Передо мной! – пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало ей сердце.

Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…»

Как вы думаете, что в этом поклоне Раскольникова? (он отрёкся от своей «теории», не успев об этом и подумать.)

До встречи с Соней он ещё мог думать, что в себе он ошибся, а в «теории» был прав (себя не в тот «разряд» отнёс, но надо, чтоб сами «разряды» были). Теперь же он преклонился перед «всем страданиям человеческим», безразличием «человеческих существ и разрядов». Это самое начало, подступы к воскрешению, не осознанные Раскольниковым.

Перед чем кланяется человек? (кланяется перед святыней, Раскольников в бога не уверовал, но святость человеческого страдания ощутил. Целый переворот в душе, когда чужое, не своё, стало вдруг выше своего настолько, что можно перед ним преклониться.)

Мысль о спасительной силе сострадания и любви кроткая Соня очень твердо ставит перед Раскольниковым и, когда все персонажи уйдут из романа в эпилоге, Соня одна останется с преступником. «Любовь долготерпит…».

Что же помогает Соне не пасть, сострадать? Возлюбить ближнего своего? (Вера в Бога).

Соня осуждена осознать свой позор, она держится покаянного чувства, не допускает осуждения кого бы то ни было. Сострадание, любовь для Сони – вся её жизнь. «вера, надежда, любовь, но любовь из них больше». Раскольников это увидел и понял. Но Соне не поверил, допустить он этого не может («он был уже скептик, он был молод, отвлечён и, стало быть, жесток»).

Почему он отказывается поверить? (она живёт в самой грязи «мира сего», но чувствует как «не от мира сего»: она сострадает, жалеет, любит. Настоящий разврат ни одною каплей не проник в её сердце.)

Раскольников, глядя на Соню, спрашивает упорно: «Как можно ей так жить? Разве так можно, как она?». Найдите в тексте размышления Раскольникова о безумии Сони.

Слайд «Юродивая»

«Он понял, до какой чудовищной боли истерзала её…мысль о бесчестном и позорном её положении. Что же поддерживало её? Настоящий разврат ещё не проник ни одною каплей в её сердце: он это видел…

Что же бы я без Бога-то была?

А тебе Бог что за это делает?

Молчите, не спрашивайте! Вы не стоите! – вскрикнула она.

«Юродивая, юродивая!» - твердил он про себя.

Словарная работа.

Что значит «юродивая»? (безумная Христа ради).

Слайд «св. бл. Ксения Петербугская».

Почему Раскольников называет Соню «юродивой»? (её вера в Бога представляется ему безумием – с мнимой высоты закосневшего в гордыне разума).

Известны ли вам в истории христианства примеры юродства?

Святая блаженная Ксения Петербургская известна великим смирением, подвигом духовной и телесной нищеты, любовью к ближним.

Слайд «…благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».

И Раскольников видит в Соне спасение своё. Ещё на один шаг ближе стал Раскольников к Соне. Он вдруг признал, что Бог для Сони всё делает. «Так как он на меня уповал (надеялся, верил), то я избавлю его, покрою его, ибо он познал имя моё»

Раскольников берёт книгу с комода – Новый завет, или Евангелие (что значит «радостная, благая весть»).

Откуда у Сони эта книга? (от Лизаветы остался у Сони самый значительный след – «вечная книга». Убитая Лизавета – терпеливица, безгласно и беззащитно принявшая смерть. Лизавета и Соня – «обе юродивые». «…тут и сам станешь юродивым! заразительно!

Справка: «Лизавета была высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть ли не идиотка, 35 лет, бывшая в полном рабстве у сестры своей Алены Ивановны, работавшая на неё день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая побои». «Она бога узрит» - сказала о ней Соня Раскольникову».

4) Реализация домашнего задания.

Сцена чтения евангельского сюжета о воскрешении четырёхдневного Лазаря.

Когда человеческих слов не достаёт, чтобы пробиться к сердцу, звучит слово Божие, слово о любви Бога к человеку. Раскольников просит Соню прочитать эту сцену.

Слайд «Воскрешение Лазаря»

Сразу же Соня согласилась читать? Почему не решалась? (ей было тяжело выдавать и обличать всё своё. Он понял, что «чувства эти действительно составляли настоящую и уже давнишнюю тайну её…она и боялась чего-то ужасно, но ей мучительно хотелось прочесть…и именно ему и непременно теперь …»).

Чтение сцены.

Подумайте, какую смысловую нагрузку несет число «4». Привести примеры из текста, в которых есть число «4».

Слайд «Число «4»

Число «4» - число мирового порядка, оно имеет основополагающее значение (есть 4 времени года, 4 Евангелия, 4 стороны света). Чтение про Лазаря происходит через 4 дня после преступления Раскольникова, т.е. через 4 дня после его нравственной, душевной смерти. («есть три вида смерти: телесная, душевная, вечная). Раскольников терпит душевную смерть, т.е. «разлучение благодати Божией от души…».

Прозвучало Божественное слово о величайшем чуде – воскрешении Лазаря после телесной смерти, 4 дня пребывавшего во гробе. Бог из-за любви к Лазарю, к человеку воскресил его. Лазарь не может воскреснуть сам, «человекам это невозможно, Богу же всё возможно». (Мф.19,26)

Историческая справка. Предание говорит, что Лазарь по воскресении своём оставался в живых ещё 30 лет. Был епископом на острове Кипр, где много потрудился в распространении христианства, и там же мирно скончался. В 9 веке святые мощи праведного Лазаря были найдены в городе Китии, где они лежали в земле, в мраморном ковчеге, на котором было написано: «Лазарь четверодневный, друг Христов».

Слово Божие шло из любящего, сострадающего сердца. Оно было обращено к другому человеку, который много чувствовал, перестрадал, стоял на грани, чтобы уверовать. Ведь «любовь милосердствует, долготерпит, всего надеется». Вот и Соня надеется, что Раскольников уверует. «Где двое собраны во имя Мое, там Я посреди них», - говорит Христос.

Открылось ли сердце Раскольникова? (не открылось, как «мечталось Соне. Не уверовал он. «Я о деле пришёл говорить…Мы вместе прокляты, вместе и пойдём!»).

Что же понимает Соня, слыша такие его слова? (он ужасно, бесконечно несчастен). «Остается свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!» - говорит Раскольников.

5) Заключение .

Чтение Раскольникову сцены из Евангелия о воскрешении Лазаря далеко не случайно.

Будет ли воскрешение Раскольникова? Уверует ли он, как мечтается сострадательному, любящему сердцу Сони?

Слайд «Богородица»

Слайд «Соня и Раскольников».

Об этом нам предстоит ещё узнать в продолжении романа. А пока чтение Евангелия вызывает у Раскольникова взрыв гордыни. Он как будто вмёрз в свой грех, в свою гордыню, в своё преступление, в своё четверодневное небытие – и не может отмерзнуть. Но «любовь долготерпит, милосердствует, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт…вера, надежда, любовь, но любовь из них больше».

Любовь Христа воскрешает Лазаря, а воскресит ли тепло сострадательной любви Сони Мармеладовой потерянную душу Раскольникова?

Домашнее задание.

Анализ сцен «Второй и третий визиты Раскольникова к Соне» (5 часть, 4 глава, 6 часть, 8 глава).


Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно.

Это книга человечества.
Ф. Достоевский

Библия — книга, известная всему человечеству. Велико ее влияние на развитие мировой художественной культуры. Библейские сюжеты и образы вдохновляли писателей, художников, музыкантов различных эпох и народов. Идеями христианства пронизано и творчество многих известных русских писателей. Библейские легенды, образы использовали Л. Толстой и Ф. Достоевский, М. Булгаков и А. Куприн, А. Ахматова и О. Мандельштам, Шолом Алейхем и Ч. Айтматов, А. Блок Я Б. Пастернак. В Библии речь идет о добре и зле, о правде и лжи, об утрате гармонии между человеком и Богом. В ней затронуты общечеловеческие проблемы. Недаром ее называют Книгой Книг. Без знания Библии невозможна осмыслить и понять ряд произведений, в том числе и роман «Преступление и наказание».

Главная заслуга писателя в том, что он поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие. Ответы на эти вопросы Достоевский пытался найти, обращаясь к Новому Завету, повествующему о судьбе Иисуса Христа. Достоевский считал, что человек, совершивший грех, способен духовно воскреснуть, если уверует в Христа, если примет его нравственные заповеди. По мнению писателя, Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание», совершивший преступление, должен обратиться к Евангелию, чтобы найти ответы на мучающие его вопросы и постепенно духовно возродиться. Достоевский своим романом доказывает, что насилие и добро — понятия несовместимые. И даже если на путь насилия становится человек добрый, жаждущий изменить мир, избавить людей от страданий, он неизбежно принесет зло и себе, и другим. Используя в романе «Преступление и наказание» библейские легенды и образы, Достоевский размышляет о трагических судьбах мира и России. Во времена Достоевского была популярна идея революции как самого быстро и радикального средства переустройства страны. Но революция неизбежно приводит к крови, к насилию, к жертвам. И революции нужны были такие люди, которые могли бы переступить через нравственные нормы. Идее революции Достоевский противопоставляет мысль о нравственном и духовном очищении человека. По мнению Достоевского, огромную роль в этом должно сыграть христианство. Это обусловило появление в романе библейских мотивов. Образы из Библии перекликаются с образами романа.

Так, легенда о воскрешении Лазаря перекликается с судьбой Родиона Раскольникова. Комната главного героя уподобляется гробу. Именно под камнем он оставил награбленное у убитой старухи, а Христос повелевает «отнять камень», то есть раскаяться, освободить душу. На каторге Раскольников читает Евангелие — ту самую книгу, из которой Соня читала ему о воскресении Лазаря. Судьба Сони, святой блудницы, перекликается с притчей о блуднице Марии Магдалине, прощенной Иисусом Христом . Соня пожертвовала собой во имя любви к ближним, она погубила себя, так ничего и не добившись. Но своей любовью, жалостью, состраданием, самопожертвованием, своей верой в Бога она спасает Раскольникова. Маляр Миколка тоже жертвует собой: он принимает на себя вину, чтобы пострадать.

В центре «Преступления и наказания» помещен эпизод чтения XI главы Евангелия от Иоанна о воскрешении Лазаря. Эта сцена формирует вокруг себя остальную ткань романа.

Раскольников совершил злодеяние, он должен «уверовать» и покаяться. Это и будет его духовным очищением. Герой обращается к Евангелию и должен, по мысли Достоевского, найти там ответы на мучающие его вопросы, должен постепенно переродиться, перейти в новую для него действительность. Достоевский проводит идею, что человек, совершивший грех, способен духовно воскреснуть, если уверует в Христа и примет его нравственные заповеди.

Образ воскресения Раскольникова действительно связан с евангельским повествованием о воскрешении Лазаря Христом, которое читает Раскольникову Соня. Сама же Соня при чтении мысленно сравнивает его с иудеями, присутствовавшими при совершении неслыханного чуда воскрешения уже смердящего Лазаря и уверовавшими во Христа. А в конце романа, когда Соня издали сопровождает Раскольникова, отправившегося в свой крестный путь - добровольно признаться в совершенном им преступлении и понести соответствующее наказание, главный герой явно сопоставляется со Христом, за которым на Его крестном пути издали следовали жены-мироносицы.

То есть получается, что Раскольников романа воплощает сразу три персонажа: и самого Лазаря, и сомневавшихся иудеев, и даже Христа. Преступление и наказание — лишь незначительная часть евангельского сюжета. Роман заканчивается в тот момент, когда «вышел умерший» и Иисус сказал: «развяжите его; пусть идет». Последние слова, прочитанные Соней Раскольникову — уже не о романном сюжете, но о воздействии, которое должно быть им оказано на читателей. Недаром эти слова выделены Достоевским курсивом: «Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него».

Для Достоевского использование библейских мифов и образов — не самоцель. Они служили иллюстрациями для его размышлений о трагических судьбах мира, России и человеческой души как части мировой цивилизации. Залогом возрождения всего этого Достоевский считал обращение к идее Христа.

Анализ эпизода «Чтение Лазаря Сони Мармеладовой Раскольникову»

Эпизод начинается с описания комнаты, в которой жила Мармеладова. Ее жилище находилось в доме «на канаве», «трехэтажном, старом и зеленого цвета». Обстановка в комнате была убогой, «походила как будто на сарай», на окнах не было занавесок, а стены закрывали «обшмыганные и истасканные» обои.
Казалось бы, в такой бедной и нищенской обители нет места такой духовно-чистой девушке, как Соня. Об окружающих людях она говорит только хорошие слова, с теплом отзывается о «заикающихся» хозяевах, с любовью вспоминает об отце и матери. В каждом ее предложении мы слышим жалость и сострадание к близким, хотя, казалось бы, Соне есть из-за чего быть обиженной на жизнь.
Сначала Раскольников видел в девушке схожие с ним черты, ведь и он, и она переступили нравственные законы общества. Единственная лишь разница в том, что Родион сделал это для себя, а Соня - ради благосостояния семьи. Молодой человек пытается заставить ее взбунтоваться, как и он: «Знаю... и про то, как вы в шесть часов пошли», «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била», «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрёт», «А с вами что будет?», «А коли вы теперь заболеете», «Дети на улицу всей гурьбой пойдут», «С Полечкой, наверное, то же самое будет».
Но одна меткая фраза девушки «развенчивает» всю теорию Раскольникова: «Что ж бы я без Бога-то была?». Соня верит в Бога, Бог — её правда и сила. Если от безысходности Родион предпочел убить невинного человека, то девушка избрала другой путь - молитву.
С особой силой это видно, когда Соня и Раскольников читают эпизод Евангелия. Этот эпизод начинается со слов «Был же болен некто Лазарь, из Вифании…». Я думаю, между образом больного и Родиона можно провести параллель. Заканчивается эпизод тем, что Лазарь воскресает, пережив смерть и проведя в гробе четыре дня.
Эмоционально усиливает сцену чтения Евангелия интонация Сони: «громко и восторженно прочла она», «чувство великого торжества охватило ее». Воскресение Лазаря дает надежду на то, что и Раскольников когда-нибудь обретет веру в Бога и найдет душевный покой.
Чтение Евангелия как бы меняет молодого человека и девушку местами: решительный, безжалостный Раскольников и «растерявшаяся», испуганная Соня с тихим голосом в начале разговора. Во время чтения у девушки появляется блеск в глазах, суровость и торжественность, тогда как у Родиона «голова начала кружиться». Это значит, что вера Сони намного сильнее и глубже, чем теория Раскольникова.

После чтения Родион переходит к «делу»: он предлагает Соне бросить все, «рассудить серьезно и прямо», «сломать что надо, раз навсегда, да и только». Но мы видим, что он колеблется, говорит уже не с той решимостью, которая была в начале. Раскольников раскрывается перед девушкой, он готов признаться ей, пока еще не раскаиваясь в содеянном им преступлении.

Молодой человек уходит, оставив Соню в замешательстве. Он показался ей «помешанным», но она «сама была как безумная». Раскольников вновь разбудил в девушке думы о Полечке, матери, Лизавете, которые приснились ей ночью.

Таким образом, разговор Сони и Родиона «в нищенской комнате» открыл новую страницу в жизни обоих. Девушка еще больше уверилась в Боге, а Раскольников начал осознавать несостоятельность своей теории «властьимущих». И, несмотря на возникшие разногласия, еще крепче и духовно ближе стали друг к другу «убийца и блудница».

«Я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не могу и не хочу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей». Так считал Ф.Достоевский. Пытаясь разобраться в вечных проблемах добра и зла, милосердия, справедливости, ответственности человека за содеянное, он обращается к Библии. Библия — единственный путь к спасению, по мнению Достоевского. В последних словах романа звучит вера в возрождение души преступника. Это и вера в возрождение всей России.

Воскресенье, 05 Декабря 2010 г. 21:02 + в цитатник

Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.

Евангелие от Иоанна

Воскрешение Лазаря

22 декабря 1849 года участников кружка Петрашевского, вывели на расстрел. «Шагах в двадцати от эшафота были врыты три столба. Троих первых повели к ним, привязали, надели на них смертный костюм (белые длинные балахоны), а на глаза надвинули им белые колпаки, чтобы не видно было ружей». В следующей тройке, шестым стоит Федор Достоевский. Ему двадцать восемь лет. Он уже известный писатель. Осужден за чтение в кругу петрашевцев запрещенного письма Белинского.

«Над нами преломили шпаги. Священник обошел всех с крестом. Выходило, что оставалось жить минут пять, не больше. Эти пять минут казались бесконечным сроком, огромным богатством. Казалось, что в эти пять минут я проживу столько жизней, что сейчас нечего и думать о последнем мгновении. Я вспомнил тебя, брат. В последнюю минуту ты, только один ты, был в уме моем, я тут только узнал, как люблю тебя, брат мой милый!

Невдалеке была церковь, и вершина собора с позолоченною крышей сверкала на ярком солнце. Неизвестность и отвращение от нового, которое сейчас наступит, были ужасны. Но ничего не было для него в то время тяжелее, как беспрерывная мысль: «Что если бы не умирать! Что если бы воротить жизнь! Какая бесконечность! И всё это был бы моё! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую минуту счетом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!»

Загремела барабанная дробь, солдаты подняли ружья, и… В последний момент на плацу появился человек с известием: казнь отменить, заменить каторгой…

«Не помню другого такого счастливого дня! Я ходил по каземату, и всё пел, громко пел!» В тот же день Федор Михайлович пишет брату: «Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неумении жить. Как я не дорожил им, сколько раз грешил против сердца моего и духа. Жизнь – дар, жизнь – счастье, каждая минута могла быть веком счастья. Брат! Клянусь, что я не потеряю надежду и сохраню дух мой и сердце в чистоте. Я перерожусь к лучшему».

Конечно, с самого начала никто и не собирался казнить петрашевцев. Это была довольно безобидная организация. В том смысле, что о ней все знали. И даже «тайные планы» всем были известны. Юные борцы за справедливость собирались поджечь Петербург с разных концов, чтобы устроить бунт. Но не просто бунт, а бунт во имя Христа. С петрашевцами обошлись так сурово, чтобы не было повадно другим, нахватавшимся «модных идей» молодчикам. Вскоре и сам Достоевский станет стряхивать с себя «прогрессивный мусор»: «Атеисты, европейские либералы! – обращается он к Тургеневу и Белинскому. - Народ просвещаете, а в Бога не веруете!»

С одной стороны, глупая бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, зачем живет, и которая завтра же сама собой умрет… С другой стороны, сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству…
«Преступление и наказание»

«Только мы расстались с братом, нас повели заковывать. Ровно в 12 часов, то есть ровно в Рождество, я в первый раз надел кандалы. Затем нас посадили в открытые сани, каждого особо, с жандармом, и мы отправились из Петербурга. Я пристально глядел на Петербург, проезжая мимо празднично освещенных домов и прощаясь с каждым домом в особенности». На одной из остановок Достоевскому первый раз в жизни подали милостыню. К нему подбежала маленькая девочка и со словами «на, возьми, несчастненький!» протянула копеечку. Память о ней Федор Михайлович сохранил на всю жизнь. «В Тобольске, когда мы в ожидании дальнейшей участи сидели в остроге на пересыльном дворе, жены декабристов умолили смотрителя и устроили в квартире его тайное свидание с нами. Мы увидели этих великих страдалиц, добровольно последовавших за своими мужьями в Сибирь. Они бросили всё, всем пожертвовали ради высочайшего нравственного долга, самого свободного долга, какой может быть. Свидание продолжалось час. Они благословили нас в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием – единственная книга, позволенная в остроге. Четыре года пролежала она под моей подушкой в каторге. Я читал её иногда и читал другим. По ней выучил читать одного каторжного». С этой маленькой книжкой в кожаном переплете Федор Михайлович не расстанется всю дальнейшую жизнь. Ее он опишет в своих романах. По ней Соня Мармеладова будет читать Раскольникову о воскрешении Лазаря. 6 ноября 1854 года пишет брату из Семипалатинска: «Вот уже скоро 10 месяцев, как я вышел из каторги и начал мою новую жизнь. А те 4 года я считаю за время, в которое был похоронен живой и закрыт в гробу. Но это время прошло и выход из каторги представляется мне, прежде всего, как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь!»

Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею. Ученики сказали Ему: Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.

Христос ждал два дня, чтобы позволить Лазарю умереть. Чтобы, воскреснув из мертвых, любимый Им человек стал обладать таким бесценным опытом, такой победой Божией, что уже ничто и никогда не смогло бы его поколебать.

Федор Михайлович очень любит и жалеет своего Родиона Раскольникова. Он рассказывает, как он отдает последние двадцать копеек городовому, чтобы тот отвез домой несчастную изнасилованную девушку. На суде вдруг оказывается, что еще студентом Родион помогал своему бедному и чахоточному товарищу, а когда тот умер, ухаживал за его больным отцом, поместил этого старика в больницу, а когда и тот умер, похоронил его. Из последних сил Раскольников молится… но он так нетверд, что ему еще очень многое предстоит пережить.

Он почувствовал, что уже сбросил с себя это страшное бремя, давившее его так долго, и на душе его стало вдруг так легко и мирно. «Господи! – молил он, – покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей!» Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения!

«Преступление и наказание»

Через несколько мгновений после этого Раскольников окажется на Сенной, и все начнется с начала… Герою Достоевского Господь тоже позволяет «умереть»…

Через десять лет после выхода из Мертвого дома Достоевский хоронит жену Марию Дмитриевну. «Не смотря на то, что мы были с ней положительно несчастны, - пишет он другу, - по её странному, мнительному, болезненному характеру, мы не могли перестать любить друг друга. Чем несчастнее были, тем боле привязывались друг к другу. Как ни странно, а это было так. Бросился я в Петербург, к брату, но через три месяца он умер. И вот я остался один, и стало мне страшно. Буквально – мне не для чего оставалось жить. Вокруг меня стало все холодно и пустынно. О, друг мой, я охотно бы пошел опять в каторгу, чтобы только уплатить долги брата и почувствовать себя свободным. Теперь опять начну писать роман из-под палки, то есть из нужды, наскоро. Он выйдет эффектен, но того ли мне надобно! Работа из нужды, из денег задавила и съела меня».

Внезапно Федора Михайловича осеняет идея! Он будет богат! Срочно нужно ехать за границу. За пять дней он спускает все деньги в рулетку. Идея рухнула? – Нет! – Говорит он себе, – просто играть нужно было по-другому. Прошло совсем немного времени, и вот уже летом 65-го он пишет Тургеневу следующее письмо: «Добрейший и многоуважаемый Иван Сергеевич. Когда я Вас, с месяц тому назад, встретил в Петербурге, я продавал мои сочинения за что дадут, потому что меня сажали в долговое за журнальные долги. Но третьего года в Висбадене я выиграл в один час 12000 франков. Хотя я теперь и не думал поправлять игрой свои обстоятельства, но 1000 франков действительно хотелось выиграть, чтоб хоть три месяца прожить. Пять дней как я уже в Висбадене и все проиграл, всё дотла, и часы, и даже в отеле должен. Мне стыдно и гадко беспокоить Вас собой. Но кроме Вас у меня положительно нет в настоящую минуту никого, к кому бы я мог обратиться. Обращаюсь к Вам, как человек к человеку и прошу у Вас 100 талеров. Стыдно Вас беспокоить, но когда тонешь, что делать?»

Так вы все-таки верите же в Новый Иерусалим?

Верую, - твердо отвечал Раскольников; говоря это он смотрел в землю, выбрав себе точку на ковре.

И-и-и в Бога веруете? Извините, что так любопытствую.

Верую, - повторил Раскольников, поднимая глаза на Порфирия.

И-и в Воскресение Лазаря веруете?

Ве-верую. Зачем вам все это?

На последнем вопросе Раскольников впервые запнулся. Порфирий задавал эти вопросы, чтобы напомнить своему собеседнику о монополии Бога на справедливость. О том, что нет никаких таких «необыкновенных» людей, которые имеют право решать, кого резать, а кого нет. «Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает? – Уж не Наполеон ли какой будущий и нашу Алену Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?» Порфирий пытается вернуть Раскольникова к нормальному христианскому пониманию жизни… Бог создал каждого человека другом Себе. И в каждом из нас друг Божий – Лазарь – когда-то жил. Жил надеждой, что эта дружба будет углубляться, расти, светлеть… Тщеславием, гордостью, «оригинальными» идеями мы постепенно убивали его в себе. И теперь сами порой чувствуем, как он лежит где-то глубоко-глубоко, пораженный смертью, и смердит.

«Положение мое ухудшилось до невероятности. Рано утром, мне объявили в отеле, что мне приказано не давать ни обеда, ни чаю, ни кофею. Я пошел объясняться, и толстый немец-хозяин объявил мне, что я не «заслужил» обеда, и что будет присылать мне только чай. И так со вчерашнего дня я не обедаю и питаюсь только чаем. Да и чай подают прескверный. Платье и сапоги не чистят, на мой зов нейдут, и все слуги обходятся со мной с невыразимым, самым немецким презрением. Нет выше преступления у немца, как быть без денег и в срок не заплатить.

Я жду больших неприятностей, а именно: могут захватить мои вещи и меня выгнать. Я каждый день в три часа ухожу из отеля и прихожу в шесть часов, чтобы не подавать виду, что я совсем не обедаю. Какая хлестаковщина!».

Через месяц Федор Михайлович пишет Каткову: «Многоуважаемый Михаил Никифорович. Могу ли я надеяться поместить в Вашем журнале «Русский вестник» мою новую повесть? Я пишу её в Висбадене уже 2 месяца и теперь оканчиваю. Действие современное. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы встают перед убийцей. Божья правда, земной закон берут свое, и он принужден на себя донести. Принужден, чтобы, хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям.

Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир.

Евангелие от Иоанна

Чтение Соней 11 главы о Евангелия от Иоанна, которое происходит на четвертый день после убийства, – кульминация «Преступления и наказания». «Не бойся, не отчаивайся, – говорит Соня Раскольникову, как бы продолжая мысль Порфирия, – потому что есть надежда. Тот друг Господень, который в тебе когда-то жил, который кажется сейчас безнадежно мертвым, может воскреснуть, как четверодневный Лазарь, от одного Христова слова, потому что Христос – это воскресение и жизнь».

Раскольников обернулся к ней и с волнением смотрел на нее: да, так и есть! Она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке. Он ожидал этого. Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило её. Голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его…

«Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший».

«Прошлого года, - пишет Достоевский, - я был в таких плохих денежных обстоятельствах, что принужден был продать право издания всего прежде написанного мною, но один раз, одному спекулянту, Стрелловскому, довольно плохому человеку и ровно ничего не понимающему издателю. Но в контракте нашем была статья, по которой я обещаю ему для издания приготовить роман, не менее 12 печатных листов, и если не доставлю его к 1 ноября 1866 года, то он, Стрелловский, волен в продолжении девяти лет издавать даром, и как вздумается, всё, что я ни напишу безо всякого мне вознаграждения. Одним словом, эта статья контракта походила на те статьи петербургских контрактов при найме квартир, где хозяин дома требует, что если у жильца произойдет пожар, то должен этот жилец вознаградить все пожарные убытки и, если надобно, выстроить дом заново. Я убежден, что ни один из литераторов наших, бывших и живущих, не писал под такими условиями, под которыми я постоянно пишу. Тургенев умер бы от одной мысли. Но если б Вы знали, до какой степени тяжело портить мысль, которая в вас рождалась, приводила вас в энтузиазм – и быть принужденным портить её сознательно!»

Чтобы выполнять условие дикого договора, работу над «Преступлением и наказанием» пришлось отложить. Федор Михайлович этим даже бравировал – он любил доходить до предела, когда от него требовались уже нечеловеческие усилия. «Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю!» Друзья советуют ему взять стенографистку.

«29 октября 1866 года, - вспоминала Анна Григорьевна (так звали новую помощницу Достоевского), - происходила наша последняя диктовка. «Игрок» был закончен. В течение 26 дней Федор Михайлович написал роман в размере семи листов в два столбца большого формата. На другой день, 30 октября, я принесла Федору Михайловичу переписанную вчерашнюю диктовку. Он порадовался, что листочков оказалось больше, чем мы ожидали, сообщил мне, что сегодня перечитает роман, кое-что в нем исправит и наутро отвезет рукопись Стелловскому».

30 октября – день рождения Федора Михайловича. 8 ноября – он сделал Анне Григорьевне Сниткиной предложение… продолжить с ним работу уже над «Преступлением и наказанием» и стать его женой.

Они хотели, было, говорить, но не могли. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и худых лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого. «Преступление и наказание»

Рубрики:



Метки: