Н.В. Гоголь "Мертвые души": описание, герои, анализ поэмы

В соответствии с главной идеей произведения -- показать путь к достижению духовного идеала, на основе которого писателем мыслится возможность преобразования как государственной системы России, ее общественного устройства, так и всех социальных слоев и каждого отдельного человека -- определяются основные темы и проблемы, поставленные в поэме «Мертвые души».

Изменения, с точки зрения Гоголя, должны быть не внешними, а внутренними, то есть речь идет о том, что все государственные и социальные структуры, и особенно их руководители, в своей деятельности должны ориентироваться на нравственные законы, постулаты христианской этики. Так, извечную русскую беду - плохие дороги - можно преодолеть не тем, чтобы поменять начальников или ужесточить законы и контроль за их исполнением. Для этого нужно, чтобы каждый из участников этого дела, прежде всего руководитель, помнил о том, что он ответственен не перед вышестоящим чиновником, а перед Богом. Гоголь призывал каждого русского человека на своем месте, при своей должности делать дело так, как повелевает высший - Небесный - закон.

В ее первом томе акцент сделан на всех тех негативных явлениях в жизни страны, которые необходимо исправить. Но главное зло для писателя состоит не в социальных проблемах как таковых, а в той причине, по которой они возникают: духовное оскудение современного ему человека. Именно потому проблема омертвения души становится в 1-м томе поэмы центральной. Вокруг нее группируются все остальные темы и проблемы произведения.

«Будьте не мертвые, а живые души!» -- призывает писатель, убедительно демонстрируя то, в какую бездну попадает тот, кто утратил живую душу. Под «мертвая душа» понимается не только сугубо бюрократический термин, использовавшийся в России XIX века. Зачастую «мертвой душой» называют человека, погрязшего в заботах о суетном. Символика определения «мертвые души» содержит противопоставление мертвого (косного, застывшего, бездуховного) начала и живого (одухотворенного, высокого, светлого).

Галерея помещиков и чиновников, показанная в 1-м томе поэмы. «Мертвым душам», показанным в 1-м томе, может противостоять только «живая душа» народа, предстающая в авторских лирических отступлениях. Своеобразие позиции Гоголя состоит в том, что он не только противопоставляет эти два начала, а указывает на возможность пробуждения живого в мертвом. Так в поэму входит тема воскрешения души, теме пути к ее возрождению. Известно, что Гоголь предполагал показать путь возрождения двух героев из 1 го тома -- Чичикова и Плюшкина. Автор мечтает о том, чтобы «мертвые души» российской действительности возродились, превратившись в подлинно «живые» души.

Но в современном ему мире омертвение души отразилось на самых различных сторонах жизни. В поэме «Мертвые души» писатель продолжает и развивает ту общую тему, которая проходит через псе его творчество: умаление и распад человека в призрачном и абсурдном мире российской действительности.

Теперь она обогащается представлением о том, в чем заключается истинный, высокий дух русской жизни, какой она может и должна быть. Эта идея пронизывает главную тему поэмы: размышление писателя о России и ее народе. Настоящее России представляет собой ужасающую по силе картину разложения и распада, который затронул все слои общества: помещиков, чиновников, даже народ.

Гоголь в предельно концентрированной форме демонстрирует «свойства нашей русской породы». Так, бережливость Плюшкина превращается в скупость, мечтательность и радушие Манилова -- в оправдание лени и слащавость. Удаль и энергия Ноздрева -- замечательные качества, но здесь они чрезмерны и бесцельны, а потому становятся пародией на русское богатырство.

Вместе с тем, рисуя предельно обобщенные типы русских помещиков, Гоголь раскрывает тему помещичьей Руси, с которой соотносятся проблемы взаимоотношений помещиков и крестьян, рентабельности помещичьего хозяйства, возможности его совершенствования. При этом писатель осуждает не крепостное право и не помещиков как класс, но то, как именно используют они свою власть над крестьянами, богатство своих земель, ради чего вообще занимаются хозяйством. И здесь главным остается тема оскудения, которая связана не столько с экономическими или социальными проблемами, сколько с процессом омертвения души.

Две важнейшие темы авторских размышлений -- тема России и тема дороги -- сливаются в лирическом отступлении, которое завершает первый том поэмы. «Русь-тройка», «вся вдохновенная Богом», предстает в нем как видение автора, который стремится понять смысл ее движения; «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа». Но в том высоком лирическом пафосе, который пронизывает эти заключительные строки, звучит вера писателя в то, что ответ будет найден и душа народа предстанет живой и прекрасной.

Поэма «Мертвые души» по замыслу Гоголя должна была представить «всю Русь», пусть даже только «с одного стороноы», в первой части, поэтому говорить о наличии в этом произведении какого-то одного или нескольких центральных героев было бы неправильно. Чичиков мог бы стать таким героем, но в объеме всего трехчастного замысла. В 1-м томе поэмы он стоит в ряду других персонажей, которые характеризуют разные типы целых социальных групп современной писателю России, хотя у него имеется и дополнительная функция связующего героя. Вот почему следует рассматривать не столько отдельных персонажей, сколько всю ту группу, к которой они принадлежат: помещики, чиновники, герой-приобретатель. Все они даны в сатирическом освещении, поскольку души их омертвели. Таковы и представители народа, которые показаны как составляющая реальной России, а живая душа есть только в тех представителях народной Руси, которая воплощена как авторский идеал.

Зачем Чичиков скупает мёртвые души? Этот вопрос нередко появляется у читателей, и не только потому, что они, может быть, не очень внимательно прочитали произведение, но в связи с тем, что смысл чичиковской аферы не вполне ясен.

Дело в том, что по законам Российской империи 1830-1840-х годов умершие крепостные крестьяне до следующей ревизии формально считались живыми, поэтому могли быть предметом торговых операций их владельцев. Скупив большое количество такого рода крестьян, Чичиков мог считаться богатым помещиком, что придало бы ему вес в обществе. Однако это не главная цель афериста Чичикова. У него была возможность реализовать свой фиктивный капитал. Узнав о недосмотре в законодательстве, касающемся мёртвых душ, Чичиков воскликнул про себя: «Эх я Аким-простота — ищу рукавиц, а обе за поясом! Да накупи я всех этих, которые вымерли, пока ещё не подавали новых ревизских сказок, приобрети их, положим, тысячу, а, положим, опекунский совет даст по двести рублей на душу, вот уж двести тысяч капиталу». Чичиков знает, что для подобной операции нужно быть также владельцем земли, помещиком, и намерен использовать другую возможность обогащения: «Правда, без земли нельзя ни купить, ни заложить. Да ведь я куплю на вывод, на вывод; теперь земли в Таврической и Херсонской губерниях отдаются даром, только заселяй».

Итак, Чичиков собирается использовать недосмотр государства и извлечь свою выгоду. Следует отметить, что подобные случаи происходили и в реальности. Об одном из них Пушкин и рассказал Гоголю, чтобы тот использовал его в качестве сюжета художественного произведения. Гоголь воспользовался советом Пушкина, создав гениальную поэму о России. Какова же главная мысль поэмы, что преступно в чичиковской афере?

Чичиков наносит государству экономический ущерб, собираясь обманным путем получить земли и деньги. Ведь на деле Чичиков не заселит эти земли, и государство отдаст их не только бесплатно, но и впустую. Не менее значителен и моральный ущерб от этой аферы, поскольку Чичиков, покупая у помещиков умерших крестьян, вовлекает их в своё преступление. В поэме изображены пять визитов Чичикова к помещикам, и каждый из этих визитов показывает, как эта преступная сделка воздействует на людей. Манилов дарит своих крестьян Чичикову по наивности, происходящей от отсутствия характера и бессмысленного «прекраснодушия». Через этот образ Гоголь предупреждает об опасности беспечности и умственной лени. Коробочка продаёт мёртвые души, подчиняясь давлению Чичикова. Он в этом случае выступил в роли искусителя, смутив старую помещицу до такой степени, что она, никогда не выезжавшая из своего поместья, отправилась в город узнавать, почём нынче мёртвые души. Разговором о мёртвых душах Чичиков довёл шулера и мота Ноздрёва до неистовства, и дело едва не дошло до рукоприкладства. Предложение продать мёртвые души, сделанное Собакевичу, вызвало у него мгновенный отклик. При этом помещик обнаружил присущие ему цинизм и жадность. Помещик Плюшкин же искренне радуется выпавшей «удаче» сбыть ради копеечной выгоды множество умерших и беглых крестьян.

Читатель, быть может, не сразу задумывается, но потом всё яснее понимает скрытый ущерб преступного предприятия Чичикова — нравственный. Завладев формально умершими людьми, Чичиков вместе с их именами увозит с собой и память о них, то есть они более не принадлежат тому месту, где жили и умерли. Чичиков словно «вымывает» плодородный слой почвы — крестьян; «грунт» нации исчезает в никуда. Такова глубочайшая смысловая метафора, стоящая за этой историей. И наконец, сделав умерших предметом купли-продажи, Чичиков распространяет свою алчность и на загробный мир. Эта нравственно-религиозная идея была особенно близка Гоголю, она пронизывает всё его творчество.

Основная тема поэмы “Мертвые души” - тема настоящего и будущего России. Беспощадно ругая порядок, который существовал в стране, Гоголь был уверен В том, что Россия будет процветающей страной, что настанут времена, когда Россия станет идеалом для других стран. Эта убежденность возникала из ощущения огромной творческой энергии, которая таилась в недрах народа. Образ родины в поэме выступает в качестве олицетворения всего великого, на что способен русский народ. Возвышающийся над всеми картинами и образами, нарисованными в поэме, образ России овеян горячей любовью автора, посвятившего свой творческий труд родной стране. В своей поэме Гоголь обличает тех, кто мешал развитию творческих сил нации, народа, беспощадно развенчивает “хозяев жизни” - дворян. Люди, подобные Манилову, Собакевичу, Плюшкину, Чичикову, не могут быть создателями духовных ценностей.

Воплощением могучего взлета жизненной энергии, устремленности в будущее является изумительный образ России, подобно птице-тройке мчащейся в необъятную даль. “Не так ли и ты, Русь, что бойкая и необгонимая тройка, несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”. Лирические высказывания автора насыщены высокой патетикой. “...Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль!

Русь!” Одну за другой Гоголь набрасывает картины русской природы, возникающие перед взором путешественника, мчащегося по осенней дороге. Не случайно застою поместных хозяев писатель противопоставляет стремительное движение России вперед. В этом выражается его вера в будущее страны и народа. Лирические размышления писателя о живом характере трудолюбивой русской нации принадлежат к числу наиболее проникновенных страниц, согретых неугасимым пламенем патриотизма. Гоголь прекрасно понимал, что изобретательный ум и творческие дарования русского народа только тогда обратятся в могучую силу, когда они будут свободны. Горячо веря в великое будущее России, Гоголь, однако, неясно представлял себе путь, по которому она должна была прийти к могуществу, славе и процветанию.

“Русь, куда же несешься ты, дай ответ? Не дает ответа”. Писатель не знал реальных способов, с помощью которых можно было бы преодолеть противоречия между состоянием подавленности страны и ее расцветом. В своем обличении социального зла Гоголь объективно отражал протест широких слоев народа против крепостнического строя. Именно на этой почве вырастала его бичующая сатира, разоблачающая владетелей крепостных душ, чиновных правителей. Работа над вторым томом поэмы совпала с глубоким духовным кризисом писателя.

В этот период жизни стали неотвратимо проявляться тенденции буржуазного развития. Гоголь ненавидел царство мертвых душ, но капитализм пугал его. Гоголь, как человек глубоко верующий, выступал против всякой революции. Такова была его жизненная установка. Если смех Салтыкова-Щедрина направлен непосредственно на подрыв общественных устоев, то смех Гоголя в основе своей созидателен и гуманистичен. Обладая гениальным даром, Н. В. Гоголь создал выдающееся произведение.

Лирические страницы поэмы, посвященные народу, - лучшие в произведении. Гогольбесконечно любит свою страну и ее народ.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Пьеса “Вишневый сад” занимает особое место в творчестве А. П. Чехова. До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных...

  2. Загрузка... Все развитие русской литературы, особенно литературы критического реализма, связано с именем Николая Васильевича Гоголя. Бесспорно то место, которое определил ему в свое время ВТ...

  3. Загрузка... Поэма «Мертвые души» - вершина творчества Н. В. Гоголя. Этот русский писатель правдиво изобразил жизнь России и 30-х годах XIX века. Замысел «изъездить вместе...

  4. Загрузка... Н. В. Гогольвсегда считал поэму “Мертвые души”, работанад которой длилась около 17 лет, главнымпроизведением своей жизни. В письмах В.Жуковскому он восклицает: “Клянусь, я что-тосделаю,...

  5. Загрузка... В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» нашло отражение «все хорошее и дурное, что есть в России от нас» (Н. Гоголь). «Мертвые души» -...

Определить основную идею поэмы «Мертвые Души» не совсем просто. Объясняется это, прежде всего, тем, что мы имеем теперь лишь небольшую часть этого произведения, – лишь первую часть, да отдельные разрозненные куски второй – то, что не было уничтожено самим Гоголем . Таким образом, судить обо всем идейном содержании произведении мы не имеем возможности. А затем положение критика затрудняется тем, что в его распоряжении есть толкования, которые дал «Мертвым Душам» сам автор, и обещания, которые он хотел выполнить при окончании поэмы, но не успел. По собственному признанию Гоголя, он сам сначала писал без всяких серьезных целей. Пушкин дал ему сюжет, благодарный для его таланта; Гоголь увлекся комизмом тех положений, которые легко вплетались в этот сюжет, – и стал писать «карикатуру», «не определивши себе обстоятельного плана, не давши себе отчета, что такое должен быть сам герой. Я думал просто, – говорит Гоголь, – что смешной проект, исполнением которого занят Чичиков, наведет меня на разнообразные лица и характеры». Это свободное, чисто художественное творчество и помогло Гоголю создать лучшие страницы первой части «Мертвых Душ» – те страницы, которые вызвали у Пушкина восклицание: «Господи! как грустна Русь». Восклицание это поразило Гоголя – он увидал, что из «шалости» его пера, из его шутливого, несерьезного, произведения может выйти нечто крупное, идейно содержательное. И вот, поощренный Пушкиным, он задумал показать в «Мертвых Душах» «с одного боку Россию», т. е. полнее, чем в «Ревизоре » , изобразить отрицательные стороны русской жизни.

Чем более углублялся Гоголь в свое произведение, – тем слабее делалось влияние Пушкина; чем самостоятельнее делалось отношение Гоголя к его работе, – тем сложнее, искусственнее, тенденциознее делались его замыслы. Прежде всего, он проникся идеей расширить пределы изображаемого, – захотел показать Россию уж не «с одного бока», а всю целиком – зло и добро, в её жизни заключенное; потом он стал думать о «плане» для своего уже начатого произведения, – он задавал себе «тревожные вопросы о «цели» и «смысле» своего труда. И тогда поэма «Мертвые Души» в его воображении разрослась в три части. Вероятно, позднее он усмотрел в ней аллегорический смысл. По его идее, три части «Мертвых Душ» должны были, в законченном виде, соответствовать трем частям «Божественной Комедии » Данте : первая часть, посвященная изображению только зла – должна была соответствовать «Аду »; вторая часть, где зло не было так отвратительно, где начинается просвет в душе героя, где выводятся уже некоторые положительные типы – отвечала бы «Чистилищу», – и, наконец, в заключительной третьей части, Гоголь хотел представить в апофеозе все то добро, которое заключалось в душе «русского человека», – эта часть должна была соответствовать «Раю». Таким образом, появилось то искусственное громоздкое построение «Мертвых Душ», та хитрая систематизация материала, с которым не справился Гоголь.

Но, кроме этой задуманности композиции, Гоголю помешала свободно творить еще и моральная тенденция. Все выраставшие заботы о своем «душевном деле», об очищении своего сердца, пагубным образом отразились на его творчестве. И вот, «Мертвые Души» понемногу обратились в какую-то «сточную трубу», куда он сливал свои воображаемые и действительные «пороки» . «Герои мои потому близки душе, говорит он, что они из души, – все мои последние сочинения – история моей собственной души». Он сам сознавался, что, когда в нем усиливалось желание избавиться от разных душевных пороков, он «стал наделять своих героев, сверх их собственных «гадостей» – своими собственными. И, по его словам, это помогло ему самому сделаться лучше...

Итак, сам Гоголь дает нам три толкования идеи «Мертвых Душ» – 1) начало её (первая часть) – бесхитростное изображение своеобразных лиц и характеров, взятых из русской жизни. Характерная черта, объединяющая почти всех героев первой части – безотрадная пошлость, полная бессознательность жизни, непонимание её целей и смысла: с «этого боку» представил он «русское общество», 2) произведение «Мертвые Души» должно было охватить всю Россию, – все зло и добро, в ней заключенное. В таком широком толковании русской действительности видел Гоголь «службу» перед родиной – и 3) произведение это должно было служить ему лично, в деле его духовного самосовершенствования. На себя он смотрел, как на «моралиста», который не только укажет согражданам на то зло, которое вносят в жизнь отдельные порочные деятели, но нарисует и те идеалы, которые спасут родину.

Идея «Мертвых Душ» с точки зрения критики и читателя

Нетрудно понять, что теперь для читателя «Мертвых Душ» не совсем понятна эта авторская идея: он имеет перед глазами только первую часть поэмы, в которой мелькают лишь случайные обещания на то, что в будущем рассказ примет иной характер, – до личного «душевного дела» писателя читателю нет дела. Поэтому приходилось судить произведение, оставив замыслы автора, не копаясь в его душе. И вот, современная и последующая критика, вопреки Гоголю, сама определила идею произведения. Как раньше в «Ревизоре», так и в «Мертвых Душах» усмотрено было желание автора указать на безобразие русской жизни, которое, с одной стороны, зависело от крепостного права, с другой стороны, – от системы управления Россией. Таким образом, идея «Мертвых Душ» большинством была признана обличительной, автор – причислен к благородным сатирикам, смело бичующим зло современной действительности. Словом, произошло то же, что раньше было с «Ревизором»: 1) идея автора была одна, а результаты его творчества привели к выводам, которых он совсем не желал, не ожидал... 2) как относительно «Ревизора», так и относительно «Мертвых Душ» нам приходится устанавливать идею произведения не только без помощи автора, но даже вопреки его желаниям: мы должны видеть в этом произведении картину отрицательных сторон русской жизни, и в этой картине, в её освещении, усмотреть великий общественный смысл произведения.

Сочинение на тему «Тема «мертвых душ» в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

План к сочинению:
1.Вступление. а) История создания произведения
б) Что такое мертвые души»? В ком писатель увидел живую силу русской нации?
2.Основная часть.
а) Кто такой Чичиков? «Кто же он? Стало быть, подлец?»
б) Образ, портрет, речевая характеристика, описание жилища и хозяйства, отношение к людям и к предложению Чичикова помещиков: Манилова, черты лица которого были не «лишены приятности», Коробочки, «бабы крепколобой», «исторического человека» Ноздрева, крепкого кулака Собакевича и Плюшкина, которого называют «прорехой на человечестве».
в) Почему помещики «мертвые души»?
г) Образ крестьян и народа в поэме
д) «И как чудна она сама, эта дорога!» - образ дороги. Образ города.
Е) Образ чиновников, «толстых и тонких»
З) Изображение Н.В.Гоголем России
3.Почему Гоголь назвал свое произведение именно так? Как «Мертвые души» потрясли всю Россию?

Гоголь мечтал о большом эпическом произведении, посвященном России, что привело его к замыслу «Мертвых душ». Работа над произведением началась в 1835 году. Пушкин предсказал сюжет произведения, считая, что в поэме будет показана Русь «с одного боку», то есть с ее отрицательной стороны. В конце концов, Гоголь показал все то хорошее, что пряталось в русской жизни.
Гоголь сделал в поэме человеческую душу главным предметом изображения в ее индивидуальном и национальном проявлении. Гоголь убеждает читателя в том, что души помещиков, чиновников и дельцов – «мертвые» или находятся в стадии «омертвления». А народную автор увидел в русском народе. В центре сюжета находятся 5 героев, описание которых в поэме Гоголь дает по порядку. Так Чичиков приезжает к помещикам с одной лишь целью, с целью покупки «мертвых душ». Галерея образов открывается мечтателем и бесхозяйственным Маниловым, которого сменяет «дубинноголовая» Коробочка, бесшабашный шулер Ноздрев, прижимистый Собакевич, а завершает эту галерею Плюшкин – «прореха на человечестве», впавший в мертвенный сон.
А кто в романе Чичиков? В детстве у этого героя сформировались такие качества характера как достижение целей, манера угождать, находить выгоду для себя, душевная подлость. Он с детства помнит о том, что надо «беречь копейку», сколачивать капитал. Он плохой товарищ, угождает учителям, делает все ради выгоды. Служебная деятельность его началась с казенной палаты, куда он поступил после окончания училища: «Местечко досталось ему ничтожное, жалования тридцать или сорок рублей». Он старается всячески понравиться повытчику, называет его папенькой, целовал его в руку, ухаживает за его дочерью. «Суровый повытчик стал хлопотать за него», Чичикова повысили, он перестал звать повытчика папенькой, забыл о свадьбе с его дочерью. Чичиков понял из этого то, что успех в жизни тем легче и быстрее, чем быстрее человек освободится от принципов морали, чести и т.д. Когда Чичиков участвовал в комиссии по сооружению казенного здания, он получил солидные приобретения, доходы. Но когда пришел новый начальник, который объявил войну взяткам, Чичикову пришлось искать новую работу. Чичиков входит в доверие к начальству, получает новый чин. Путем мошенничества он получает полумиллионное состояние. Чичиков не помирился со своим сообщником, и он написал на него донос, лишив Чичикова всего заработанного. После неудачи он начал все с нуля, к нему приходит идея о сделке с «мертвыми душами».
«Кто ж он? Стало быть, подлец?». Гоголь называет Чичикова не подлецом, а приобретателем. Чичиков – приобретатель, делающий ставку на капитал, Чичиков – герой нового времени.
Каждому из помещиков, изображенных в поэме, Гоголь представляет одну определенную черту, которая характеризует бесцельное существование, и составляет общий портрет сословия помещиков в крепостнической России.
Манилов – первый помещик, к которому приехал Чичиков. Чичиков долго искал усадьбу: «дом господский стоял одиночкой на юру…», «две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций…» «День был не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета». Манилов очень дружелюбно, радостно встречает Чичикова. Характер Манилова можно выразить через строки: «у всякого есть свой задор, но у Манилова его не было», «черты лица его не лишены приятности». Хозяйством он не занимается, «хозяйство шло само собой». Он много задумывает идей и планов, но не осуществляет их, читает книгу два года с закладкой на одной и той же странице. В гостиной у него «прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево». У Манилова есть жена с хорошим воспитанием, два сына: Фемистоклюс и Алкид. На предложение Чичикова купить у него крестьян, умерших после последней переписи (ревизские сказки), Манилов «как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут». Манилов отдает мертвые души бесплатно и остается в убеждении, что оказал Чичикову неоценимую услугу. После отъезда Чичикова, Манилов воображает о будущей дружбе с Чичиковым, доходит в мыслях до того, что царь им за крепкую дружбу жалует по генеральскому чину.
Чичиков далее едет в усадьбу Собакевича, но из-за сильного дождя кучер сбивается с дороги. Чичиков попадает в находящееся рядом поместье Настасьи Петровны Коробочки. Чичиков заходит в комнату, которая «обвешана старыми полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев, за всяким зеркалом заложены были или письмо или старая колода карт, или чулок». Коробочка - хозяйственная хлебосольная, гостеприимная помещица. Она собирает деньги в пестрые мешочки, которые хранит зашитыми в комоде, в котором также хранится белье, платья и ниточки. Чичиков остается у нее ночевать, а утром ей предлагает продать ему мертвые души. В ответ она предлагает купить у нее пеньку или мед. Чичикову удается купить у нее мертвые души. Она не может понять, зачем ему нужна такая покупка, боится продешевить. «Ну, баба, кажется, крепколобая», «дубинноголовая». У Коробочки мужики носят интересные и странные фамилии Неуважай-Корыто, Колесо Иван и другие.
Чичиков, имеющий хороший аппетит, заезжает в трактир, куда вскоре подъезжает Ноздрев. Ноздрев был «среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». «Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитыми малыми». Ноздрев, можно сказать, исторический человек, потому что, где бы он ни был, везде не обходилось без истории. Ноздрев рассказывает Чичикову о ярмарке, на которой проиграл деньги, врет, говорит, что выпил 17 бутылок шампанского. Затем Ноздрев зовет к себе в гости Чичикова. Ноздрев любил обменивать вещи, проигрывать деньги. В своем имени Ноздрев показывает Чичикову жеребца, псарню, пруд, в котором водится большая рыба, «настоящие» турецкие кинжалы, с клеймом мастера Сибирякова. Чичиков, начиная деловой разговор, излагает свою просьбу, объясняя это тем, что мертвые души нужны ему для удачной женитьбы. Ноздрев хочет подарить ему несуществующих крестьян, но Чичиков отказывается. Тогда Ноздрев предлагает ему сыграть в карты, жульничает, Чичиков прекращает игру, Ноздрев начинает драку, его арестовывает исправник, Чичиков « сел в бричку и велел Селифану погонять лошадей во весь дух».
Четвертый помещик – Собакевич, который напоминает во многом Коробочку. Он накопитель, но он очень расчетлив и хитер. Его дом деревянный, построенный со вкусом хозяина. Двор окружен решеткой, на конюшнях, сараях использовались полновесные и толстые бревна. Деревенские избы были хорошо сделаны, даже колодец был сделан из дуба. Видно было сразу, что Собакевич – хороший хозяин, который любит порядок: «Все было упористо», « в каком-то крепком и неуклюжем порядке. В комнате «все прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с хозяином.» Сам Собакевич «весьма похож на средней величины медведя». Во время обеда Собакевич ест много, рассказывает о своем соседе Плюшкине, у которого много крестьян, очень скупом человеке. Услышав предложение Чичикова, Собакевич сразу начинает торг. Он обещает продать души по 100 рублей за штуку, объясняя это тем, что крестьяне у него были настоящими мастерами, например плотник Степан пробка, каретник Михеев, сапожник Максим Телятников. Про себя Чичиков называет Собакевича «кулаком», а вслух говорит, что качества крестьян не важны, ведь они мертвые. В итоге они сходятся на трех рублях.
Последний образ галереи помещиков – Плюшкин, дом которого можно назвать «дряхлым инвалидом», стены которого потерпели все непогоды, сад зарос и «был вполне живописен в своем картинном опустении». Увидев Плюшкина, Чичиков сначала не понимает «мужик это или баба». Плюшкин одет «в платье неопределенное, на голове его колпак, халат. У Плюшкина раньше были дети, он овдовел, сын уехал в город, старшая вышла замуж и уехала, а младшая умерла. Одиночество породило в Плюшкине скупость. «Сено и хлеб гнили, клади и стоги обращались в чистый навоз, мука в подвалах превратилась в камень…» Узнав о том, что Чичиков хочет купить у него мертвые души, он сразу продает ему и беглых крестьян. Плюшкин получает деньги, прячет их туда, где они пролежат до его смерти, он никогда ими не воспользуется. Плюшкин рад тому, что Чичиков уезжает, даже не попив чай, прячет угощения, следит, чтобы не пропало ни крошки.
Помещиков можно считать «мертвыми душами», потому что они изображены в поэме как сила, лишенная патриотических чувствии и стремлений. Представители господствовавших слоев - это и есть «мертвые души». От Мечтателя Манилова до «прорехи на теле человечества» Плюшкина показано падение представителей помещичьих сословий.
В то время крестьяне составляли большую часть населения, поэтому Гоголь уделяет этому особое внимание, так как в своем произведении он показал Россию в разрезе с ее недостатками. В тексте не описаны сами крестьяне, но, судя по описанию их жилищ, мы можем судить об их жизни. У Манилова «темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы». У Коробочки «крестьянские избы, которые хотя были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, но, по замечанию, сделанному Чичиковым, показывали довольство обитателей», «ворота нигде не покосились», «в крестьянских крытых сараях заметил он запасную почти новую телегу, а где и две». У Собакевича «деревянные избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирчёных стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно, как следует». У Плюшкина «бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде ребр», «окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном».
В поэме особого внимания заслуживает описание крестьян, которые живы и которых помнят. Например, Собакевич помнит каждого своего крестьянина по именам, помнит, кто, чем занимался; два крестьянина, указавшие дорогу Чичикову в Маниловку; крестьянин, который тащит “претолстое бревно, подобно неутомимому муравью, к себе в избу»; две бабы, которые, подобрав платья, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень». Таких примеров много, они показывают размашистую натуру русского человека.
В поэме образ города показан через образы чиновников, потому что жизнь города зависит от того, в чьих руках находится власть. Изображение губернского города – характеристика владельцев усадеб.
Говоря об образе дороги в поэме можно привести строки из текста: «Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама эта дорога!», «Наша земная, подчас и скучная дорога», «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!», «И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Дорога в поэме – путешествие во времени, житейский опыт Чичикова, творческий опыт автора, духовное возрождение героев, спасение, надежда и будущее России.
Изображение чиновников занимает центральное место в поэме. Гоголь уделяет основное внимание на характеристику общего портрета «толстых и тонких» чиновников. Они продолжают бездействовать, заниматься не своим делом. Взяточничество по-прежнему считается абсолютно нормальным явлением. Автор подчеркивает главное: антинародность и антигосударственность деятельности чиновников. И помещики, и чиновники воплощают социальное зло, высшая степень которого проявляется в «Повести о капитане Копейкине» (Копейкин – герой войны 1812 года, инвалид без руки и ноги).
В изображении России Гоголь проявил себя как писатель-реалист. Он далек от идеализации закрепощенного крестьянства, но в своих лирических отступлениях, в эпизодах поэмы Гоголь проводит мысль об умственном и нравственном превосходстве русского народа над теми, кто распоряжается его судьбой. На протяжении всего повествования появляются в поэме образы мужиков, спорящих о «колесе» и «Заманиловке», Селифана, Петрушки, «который читает много и без разбору» и других.
Вопросом о будущем России кончается первый том «Мертвых душ»: «Русь, куда же несешся ты?» Этот вопрос обращен к «птице-тройке», которая у Гоголя является символом русской жизни. Гоголь верит в будущее России: «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косаясь,посторониваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Название «Мертвые души» Гоголь дает не случайно.Автор создает, новый тип повествования, слив две противоположные стихии своего творчества в одно: смех и слезы, сатиру и лирику. Всем известны слова Герцена о том, что «Мертвые души» потрясли «всю Россию». Смысл потрясения раскрыл Белинский.Он объяснил это тем, что споры о книге носили литературный и общественный характер. В 1845 году писатель сжигает рукопись второго тома своей поэмы. Под влиянием письма Белинского в 1848 году Гоголь принимается за работу над «Мертвыми душами», но и эту рукопись сжигает. Не зная, как спасти Россию,писатель, тем не менее, выполнил долг художника и гражданина своей страны.Чернышевский говорил: «Давно уже не было в мире писателя, который был бы так нужен для своего народа, как Гоголь для России».