Жизнь как отражение литературы. Отражение реализма в литературе

Художественная литература, будучи особой, образной формой общественного сознания, обладает могущественной силой воздействия на человека и выполняет функции огромной социальной важности.
Прогрессивная литература служила и служит познанию и преобразованию жизни, идейному, моральному и эстетическому воспитанию людей. Воссоздавая реальную действительность во всей сложности ее конкретных проявлений, в ее историческом развитии, она учит людей опыту ушедших поколений, возбуждает их ненависть против всего косного, изжившего себя и направляет их усилия к достижению более совершенных условий жизни.
Великую социальную ценность художественной литературы подчеркивали все основоположники марксизма-ленинизма, их последователи и продолжатели.
К. Маркс охарактеризовал искусство как художественно-практическое освоение мира и, иллюстрируя свое положение, утверждал, что «блестящая школа романистов в Англии, чьи наглядные и красноречивые описания раскрыли миру больше политических и социальных истин, чем это сделали политики, публицисты и моралисты вместе взятые, изобразила все слои буржуазии».
Ф. Энгельс указывал, что из романа «Человеческая комедия» Бальзака, являющегося «замечательной реалистической историей французского общества», он «даже в смыеле экономических деталей узнал больше (например, о перераспределении движимого и недвижимого имущества после революции), чем из книг всех специалистов - историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых».
В. И. Ленин восхищался гением Л. Толстого, который сумел «поразительно рельефно воплотить в своих произведениях настроения «широких масс», угнетенных самодержавным порядком, «обрисовать их положение, выразить их стихийное чувство протеста и негодования», и высказывал уверенность в том, что художественные произведения автора «Войны и мира» «всегда будут ценимы и читаемы массами, когда они создадут себе человеческие условия жизни, свергнув иго помещиков и капиталистов»
Выдающуюся познавательную и воспитательную роль русской прогрессивной литературы настойчиво разъясняли революционные демократы. Белинский гордился тем, что русская литература «создала нравы нашего общества, воспитала уже несколько поколений, резко отличающихся одно от другого». Чернышевский видел в искусстве учебник жизни и считал, что «из всех средств для распространения образованности самое сильное - литература».
Салтыков-Щедрин полагал, что литература «формулирует требования человеческой и общественной совести и дает им надлежащую постановку», является выразительницей народного гения, украшает жизнь и готовит почву будущего.
Познавательные и воспитательные возможности художественной литературы отмечались и всеми другими представителями прогрессивной общественной мысли, эстетики, литературы.
Так, А. Н. Островский считал литературу «светочем, освещающим жизненный путь для каждого вступающего в жизнь». О социально-эстетическом значении художественной литературы неустанно говорят советские писатели.
По глубокому убеждению М. Горького, литература представляет наиболее действенное средство пропаганды идей, повышающих способности человека и пробуждающих в нем самые лучшие чувства и стремления. «Литература,- писал он,- сердце мира, окрыленное всеми радостями и всем горем его... Литературу можно также назвать всевидящим оком мира, оком, взор которого проникает в глубочайшие тайники жизни человеческого духа».
Познавательная и воспитательная роль художественной литературы всегда признавалась и активно использовалась Коммунистической партией.
Об исключительной роли художественной литературы в деле коммунистического воспитания трудящихся со всей определенностью напомнил Н. С. Хрущев в своих выступлениях по вопросам литературы в мае и июле 1957 г. «Коммунистическая партия,- сказал он,- считает деятелей литературы и искусства своими верными друзьями, помощниками, надежной опорой в идеологической борьбе».
Чем же объясняется колоссальная социальная роль художественной литературы? Что же дает ей возможность такого широкого и глубокого воздействия на людей?
Исходная причина громадного влияния художественной литературы заключается в том, что она своими корнями уходит в глубины жизни.
Писатель может создавать подлинные литературно-эстетические ценности только при наличии большого и постоянно приумножающегося практического и теоретического опыта.
Для того чтобы стать истинным художником слова, нужно всегда быть в гуще современности, находиться в центре ее определяющих событий и дел, ощущая пульс времени, быть активным борцом за прогрессивные тенденции развивающейся жизни.
Недостаточное знание изображаемого всегда являлось препятствием к созданию истинно художественных произведений. Вот почему Ф. Энгельс, защищая необходимость для писателя глубоких и разносторонних знаний действительности, считал недостатком произведений немецкого писателя Э. Дронке «незнание настоящей жизни», а к достоинствам немецкой писательницы Минны Каутской относил «прекрасное знание» изображаемого ею австрийского крестьянства и венского «общества».
В истории мировой литературы высокого художественного развития достигали лишь те прогрессивные направления, которые были тесно связаны с насущными запросами своего времени и действенно отвечали на его потребности.
Теряя связь с жизнью, с ее ведущими тенденциями, литература неизбежно блекла, чахла, вырождалась в «искусство для искусства», в игру пустых формальных приемов, в «словозвонную бесцель».
Яркое свидетельство тому символизм, футуризм, имажинизм, абстракционизм и иные подобные литературные направления. Лучшие писатели всех времен и народов всегда стремились к наиболее глубокому изучению и воспроизведению окружающего их мира и к наиболее многостороннему выражению социально-эстетических требований их эпохи.
Так, Бальзак считал, что писатель без наблюдения и изучения жизни бессилен, а произведения, «ничем не связанные с действительностью», называл «мертворожденными». Отмечая первостепенное значение жизни для создания художественных произведений, он именовал себя всего лишь «секретарем» французского общества.
Чехов не терпел тех писателей, которые относились к повседневному накоплению новых знаний с пренебрежением и надеялись только на интуицию. «Если я,- заявлял он,- литератор, то мне нужно жить среди народа».
А. Фадеев, раскрывая существенные особенности писательского труда, подтверждал, что «знание жизни было необходимо литератору всегда. Нечего и говорить о том, что художнику нашего времени в условиях стремительно развивающейся советской действительности, в напряженной борьбе между новым и старым совершенно невозможно писать, если не знаешь жизнь глубоко и если не идти за жизнью совершенно сознательно».
Прогрессивные писатели, подчеркивая необходимость для художников слова органической связи с жизнью, справедливо полагали, что объектом художественной литературы является реальная действительность во всем богатстве ее проявлений.
Гете был прав в своем убеждении, что «нет ни одного реального предмета, который был бы непоэтичен, если художник умеет надлежащим образом использовать его».
Для Белинского не было сомнения в том, что «весь мир, все цветы, краски и звуки, все формы природы и жизни могут быть явлениями поэзии».
Художественная литература по своему объекту едина с наукой. Но, будучи едиными по своему объекту, наука и художественная литература являются в то же время различными по своему содержанию. Это различие содержания науки и искусства определяется различием способов познания ими мира, своеобразием тех связей и отношений, в которых они воспроизводят реальную действительность, и отличием целей, которые они ставят перед собой.
Человечество неодинаковыми путями и способами осваивает окружающий его мир.
Наряду с наукой искусство, и в частности художественная литература, представляют один из важнейших способов этого освоения мира.
Наука ставит своей задачей уяснение законов действительности. Вследствие этого она изучает и описывает ее явления в присущих им структурных (физических, химических, технологических и т. д.) особенностях, в свойственной им делимости и дробности. Так, изучая человека, наука создает ряд относительно самостоятельных научных дисциплин: анатомию, физиологию, психологию, медицину и т. д. И вот почему И. П. Павлов, характеризуя особенности научного освоения действительности, говорит, что ученые «дробят ее, и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет и затем только постепенно как бы снова собирают ее части».
Художественная литература и искусство в целом ставят своей задачей воспроизведение действительности в сохранении присущего ей единства законов и явлений.
В связи с этим писатели, художники, музыканты, скульпторы стремятся воспроизвести явления жизни не в аналитическом дроблении, а в сохранении присущей им целостности, в живом синтезе, в свойственной им конкретной определенности. Так, писатели воспроизводят человека не его частными сторонами и проявлениями (анатомическими, физиологическими, психологическими и т. д.), а свойственной ему целостностью, неделимостью, непосредственностью живой личности.
Эту особенность искусства как способа познания замечательно уловил Белинский, сказав, что для того чтобы насладиться действительностью, ее красотой, «мы должны обнимать ее в целости и притом предметно», что искусство есть «воспроизведение действительности, повторенный, как бы вновь созданный мир».
Разумеется, писатели различных литературных направлений воспроизводят явления реальной действительности в неодинаковой степени сохранения присущей им целостности и конкретности. Но именно осуществление этого принципа воспроизведения дает возможность отнести то или иное произведение, по его содержанию, к художественной литературе к искусству.
Воспроизведение человеческих характеров и явлений реальной действительности в присущей им целостности и конкретной определенности неизбежно обусловливает ту или иную степень эмоциональности содержания художественной литературы.
Эта эмоциональность содержания художественной литературы приобретает особую действенность и силу в связи с тем, что писатели, воспроизводя характеры и явления жизни, выражают к ним свое отношение.
Осознавая и оценивая изображаемое, писатели всегда исходят из того или иного социально-эстетического идеала. Руководствуясь им, защищая и утверждая его, писатели создают произведения, проникнутые морально-эстетическими чувствами.
Касаясь художественного изображения природы, Белинский писал: «Поэт одушевляет картину своим чувством, своею мыслию; надобно, чтобы он или любовался ею, или ужасался ее, если он хочет прельстить или ужаснуть нас ею. Картины Кавказа и таврических ночей у Пушкина пленительны, потому что он одушевил их своим чувством, потому что он рисовал их с этим упоением, с которым юноша описывает красоту своей любезной».
Глубокая эмоциональность как выражение деятельной защиты определенных социально-эстетических идеалов - неотъемлемое свойство содержания подлинных произведений искусства.
«Поэзия - лирическая и эпическая,- так же, как музыка, прежде всего эмоциональна»,- указывал М. Горький.
Вне взволнованного отношения к изображаемым явлениям не создавались и не могут быть созданы настоящие произведения искусства. Создание художественных шедевров всегда обусловливала или великая ненависть, или великая любовь, определяемая тем или иным социально-эстетическим идеалом.
Не случайно, что Горький с такой последовательностью воспитывал в писателях чувство ненависти ко всему тому, что уродует людей, и чувство любви ко всему тому, что выпрямляет человека. Он требовал от писателей яркого, горячего слова, идущего от сердца к сердцу.
Эмоциональность - непременное свойство содержания всех родов, видов и жанров художественной литературы. Это ее специфическая особенность.
Бесстрастное ремесленничество, равнодушие и безучастие к изображаемому враждебно искусству.
Произведения, воздействующие на читателя высокими думами и благородными чувствами, создаются лишь при условии проникновенно-эмоционального отношения писателя к изображаемой действительности, когда он, образно говоря, пишет кровью своего сердца.
Как следует из всего сказанного, понятия объекта и содержания художественной литературы различны.
Объект художественной литературы - это ее предмет, материал, это действительность во всей полноте и сложности ее проявлений.
Содержание художественной литературы - это характеры и явления реальной действительности, воспроизведенные в той или иной степени присущей им целостности и конкретности в свете того или иного социально-эстетического идеала.
Художественная литература, как и наука, способна воспроизводить любые явления реальной действительности. Но она ставит перед собой особые, нежели наука, задачи. Она не только обучает, а одновременно и воспитывает людей. При этом ни одна отрасль науки не ставит перед собой тех широких социально-воспитательных целей, которые решает художественная литература, призванная воспитывать людей идейно, морально, эстетически. Ввиду этого преимущественное внимание художественной литературы с давних пор сосредоточивается на общественной жизни, на человеке.
Необходимо отметить, что именно внутренний мир человека деятели литературы способны познать и воспроизвести с максимальной фактической достоверностью, полнотой и глубиной.
Именно в показе жизни людей, их идейно-психологической сущности, интересов, стремлений и идеалов наиболее полно решаются познавательно-воспитательные, социально-эстетические задачи художественной литературы.
Утверждение общественной жизни, человека в присущей им целостности и конкретной определенности как главного предмета познания и изображения художественной литературы имеет длинную историю.
С этим утверждением выступали еще древнегреческие философы. Так, например, Аристотель исходил в своей «Поэтике» из положения, что поэты «подражают действующим лицам».
Положение о человеке как основном объекте художественной литературы составляет одну из существеннейших особенностей революционно-демократической эстетики.
Для Белинского не было сомнения в том, что «герой искусства и литературы есть человек».
Чернышевский, развивая положения Белинского, писал: «Главный предмет» истинного поэта - «человек... Поэзия должна изображать человеческую жизнь».
Салтыков-Щедрин также считал определяющей задачей искусства «объяснение человеческого образа» и, исходя из этого, величие и мощь Кольцова усматривал в верном понимании поэтом того, что «как бы ни была хороша природа, она все-таки второстепенный член в искусстве, что все-таки прямым предметом искусства должен быть человек».
Суждения революционно-демократической критики, вобравшие в себя достижения предшествующей прогрессивной эстетической мысли, были закреплены и углублены марксистско-ленинской теорией.
Энгельс в своем классическом определении реализма подчеркнул именно то, что основным объектом художественной литературы является общественная жизнь, человек. Горький назвал литературу человековедением.
Изображая человека в окружающих его обстоятельствах, в его труде, быту и борьбе, с присущими ему познавательными стремлениями, социальными идеалами, мечтами и эстетическими вкусами, художественная литература воспроизводит жизнь во всей много цветности ее проявлений.
Каждое содержание требует соответственной формы своего выражения. Своеобразное содержание науки и художественной литературы, их особые цели и задачи обусловили и отличия свойственной им формы воспроизведения действительности. Содержание и задачи науки - уяснение законов развивающейся действительности - определили ее понятийную, логическую форму. В. И. Ленин пишет: «...форма отражения природы в познании человека, эта форма и есть понятия, законы, категории etc. Человек не может охватить-отразить-отобразить природы всей, полностью, ее „непосредственной цельности", он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину мира и т. д. и т. п.».
Содержание художественной литературы (явления жизни в присущей им целостности и конкретной определенности) и ее познавательно-воспитательные, социально-эстетические цели обусловливают воспроизведение действительности в той форме, в какой она предстает непосредственному, конкретно-чувственному восприятию человека, то есть в форме самой действительности, в форме образной.
Еще Белинский, определяя поэзию как мышление в образах, писал: «Философ говорит силлогизмами, поэт - образами и картинами...».
Воспроизведение действительности в форме самой действительности, то есть в форме, сохраняющей целостность, конкретность, живость воспроизводимого, Чернышевский вслед за Белинским считал определяющей особенностью искусства.
Касаясь различия между наукой и искусством, М. Горький также говорил: «наши „впечатления бытия", „переживания" обрабатываются, формируются философией в идеи, наукой - в гипотезы и теории, художественной литературой - в образы».
На вопрос К. Федина «как писать?» он отвечал так: «Я тоже мучился, мучаюсь и буду мучиться им до конца дней. Но для меня вопрос этот формулируется так: как надо писать, чтобы человек, каков бы он ни был, вставал со страниц рассказа о нем с тою силой физической ощутимости его бытия, с тою убедительностью его полуфантастической реальности, с какою вижу и ощущаю его? Вот в чем дело для меня, вот в чем тайна дела».
Воспроизводя действительность в конкретно-чувственной, образной форме, писатели придают своим произведениям силу воздействия на всю сферу человеческого сознания, не только на ум, но и на чувства людей.
Ввиду этого литература по силе своего непосредственного влияния превосходит науку.
«Политико-эконом,- пишет Белинский, - вооружась статистическими числами, доказывает, действуя на ум своих читателей или слушателей, что положение такого-то класса в обществе много улучшилось или много ухудшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт, вооружась живым и ярким изображением действительности, показывает, в верной картине, действуя на фантазию своих читателей, что положение такого-то класса в обществе действительно много улучшилось или ухудшилось от таких-то и таких-то причин. Один доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой - картинами. Но первого слушают и понимают немногие, другого - все».
Наука и искусство, различные по способам освоения действительности и своеобразные по своим целям, не исключают, а дополняют друг друга.
Если наука раскрывает законы явлений, то искусство воспроизводит эти законы в форме живых явлений. Иначе сказать, в то время как в науке единство законов и явлений выражается в форме всеобщих законов, в искусстве единство законов и явлений воплощается в форме единичных явлений. Так перед нами в науке и искусстве предстает целостная картина мира - ясная в своих логических закономерностях и конкретная в своей образной наглядности.
Белинский великолепно сказал, что в осознании жизни «наука и искусство равно необходимы, и ни наука не может заменить искусства, ни искусство науки».
Своеобразие научного и художественного познания требует особой склонности, природного дара к мышлению понятиями или образами. Но при этом наука и искусство, научное и образное мышление не абсолютны в своем различии, не противоположны полностью, последовательно. При наличии отличий они сохраняют и общие их объединяющие черты. Их своеобразие в пределах диалектического единства.
Исходным условием социально-эстетического значения художественной литературы является ее органическая связь с жизнью. Но образовательно-воспитательная роль художественной литературы никогда не могла бы стать столь могучей, если бы литература воспроизводила жизнь фотографически, натуралистически копируя отдельные лица, явления, факты.
Предпосылкой огромного воздействия и значения художественной литературы служит то, что она, пользуясь образной, «прекрасной» (Н. Г. Чернышевский) формой, изображает явления жизни не фотографически, а в обобщении, в типизации, в идейно эстетической оценке, в той или иной степени эмоционального к ним отношения.
Верное изображение жизни предполагает творческое, обобщающее воспроизведение ее типических характеров и явлений, и потому Белинский в качестве одного из самых отличительных признаков реалистической художественной литературы выдвигал именно «типизм» и называл его гербовой печатью автора.
«Когда в романе или повести,- писал он,- нет образов и лиц, нет характеров, нет ничего типического,- как бы верно и тщательно ни было списано с натуры все, что в нем рассказывается, читатель не найдет тут никакой натуральности, не заметит ничего верно подмеченного, ловко схваченного».
Рисуя явления реальной действительности в той или иной степени обобщения, литература отражает жизненную правду. Наиболее последовательно жизненную правду воспроизводит реалистическая литература.
Реализм - это «объективное изображение действительности», то есть изображение жизни в свойственных ей закономерностях, в развитии, в типических, общезначимых конкретно-исторических проявлениях.
Реалистический художественный метод предполагает отражение типических характеров и явлений в присущей им внутренней логике, в свойственных им особенностях, обусловленных их окружающей средой.
В связи с этим писатели-реалисты рисуют социальные характеры в соответствии с их жизненной определенностью, полнотой, многосторонностью, с особенностями их «быта, культуры и речевых навыков» и т. д.
Реализм складывался постепенно, этапы его формирования и совершенствования отражали этапы общественного развития и исторического сознания людей.
Характеризуя закономерности реальной действительности, В. И. Ленин пишет: «...отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. Всякое общее лишь приблизительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. и т. д.».
В силу того, что отдельное не существует иначе как в той или иной связи, которая ведет к общему, художник-реалист даже и тогда, когда рисует какое-либо индивидуальное явление, в той или иной мере воспроизводит и общее, характерное для данного ряда явлений. Изображая, например, отдельного человека определенного класса и исторического периода, писатель-реалист в большей или меньшей степени изобразит и общие, определяющие свойства, присущие людям данного класса и времени. Сквозь зарисовки писателями-реалистами отдельных, индивидуальных людей, явлений и событий всегда просвечивает та или иная степень общности, сущности, объективной закономерности реальной действительности.
Изучение художественной литературы представляет неоспоримые свидетельства того, что все лучшие писатели мировой реалистической литературы сознательно стремились воспроизводить по преимуществу не случайные и частные, а определяющие, типические явления исторической эпохи.
Реалистическая художественная литература, отражая закономерности действительности, создала замечательную галерею глубоко типических образов человеческих характеров самых различных времен и народов.
То, что основным содержанием реалистических художественных произведений являются типизированные характеры и явления общественной жизни, подтверждают также и высказывания их создателей. Так, Гете подлинным произведением искусства признавал лишь то, в котором «сведены воедино объекты, обычно рассеянные по миру».
Бальзак видел задачу литературы «в том, чтобы, сливая воедино аналогичные факты, создавать общее изображение». Он писал свою «Человеческую комедию», «собирая наиболее яркие случаи проявления страстей... выбирая главнейшие события из жизни Общества, создавая типы...».
Гоголь утверждал, что он «никогда не писал портрета, в смысле простой копий», а «создавал портрет». Раскрывая процесс работы над «Мертвыми душами», он признавался, что чем более обдумывал свое сочинение, «тем более видел, что не случайно следует мне взять характеры, какие попадутся, но избрать одни те, на которых заметней и глубже отпечатлелись истинно русские, коренные свойства наши».
Гончаров, указывая на специфические средства освоения действительности, находящиеся в распоряжении художника слова, убеждал, что правдивое изображение возможно лишь при помощи обобщающей творческой фантазии.
«Иначе было бы слишком просто,- замечал он,- быть художником. Стоило бы только, по совету одного лица в «Разъезде» Гоголя, сесть у окна да записывать, что делается на улице, и вышла бы комедия или повесть».
Салтыков-Щедрин считал, что «понять известное явление значит уже обобщить его...». Вне обобщения он не мыслил работы писателя.
Об изображении действительности в отборе типического, в обобщении ее содержания, в творческой типизации имеются многочисленные высказывания и социалистических реалистов.
«...Для того, чтобы написать «Фому Гордеева», я должен был видеть,- заявляет Горький,- не один десяток купеческих сыновей, не удовлетворенных жизнью и работой своих отцов; они смутно чувствовали, что в этой однотонной, „томительнобедной жизни"- мало смысла... Крестный отец Фомы Гордеева, Маякин, тоже сделан из мелких черточек, из „пословиц"».
В «Беседах о ремесле» Горький подробно рассказал о своих наблюдениях над многочисленными представителями купечества, обобщением которых явилась фигура Якова Маякина, а также и другие персонажи романа «Фома Гордеев».
Но работа по наблюдению, отбору и творческому обобщению, осуществлявшаяся М. Горьким при создании образов романа «Фома Гордеев», является типической и для иных его реалистических произведений. А творчество Горького ярко выражает сущность прогрессивной реалистической художественной литературы.
«Писатель-реалист склонен к синтезу,- разъясняет М. Горький,- к сводке общезначимого, всем людям его эпохи свойственного, в единое, целостное. Это единое суть типичное, и, помимо своей стройности, красоты - ценности эстетической,- оно имеет для нас ценность неоспоримого исторического документа».
А. Н. Толстой вслед за Горьким видит основную задачу советской литературы в воспроизведении «большого человека», в создании «типа».
Ф. Гладков также призывает советских писателей к созданию «ведущего типа - типа эпохи» и требует от них «умения ставить и разрешать основные проблемы и проявлять большую силу художественного обобщения».
Типизация - существеннейшая особенность реалистической литературы, определяющая ее социально-эстетическую роль. И чем выше сила художественной типизации, тем больше познавательное и воспитательное значение литературы, ее эстетическое воздействие на читателей.
Огромная обобщающая, типизирующая сила художественной литературы обусловливается тем, что она, как и наука, пользуется приемами опосредствованного знания действительности.
Еще Добролюбов указывал, что «мыслящая сила и творческая способность обе равно присущи и равно необходимы - и философу, и поэту. Величие философствующего ума и величие поэтического гения равно состоят в том, чтобы при взгляде на предмет тотчас уметь отличить его существенные черты от случайных, затем,- правильно организовать их в своем сознании и уметь овладеть ими так, чтобы иметь возможность свободно вызывать их для всевозможных комбинаций».
М. Горький, отмечая сходство между наукой и художественной литературой, говорил: «В литературе идет та же самая работа, что и в науке»... «и там и тут основную роль играют наблюдение, сравнение, изучение».
Прогрессивные писатели, так же как и ученые, не удовлетворяются непосредственными восприятиями, ощущениями и образующимися на их основе конкретными представлениями. В процессе изучения изображаемых явлений они идут от непосредственных восприятий, от ощущений к их переработке, к анализу и синтезу.
«Главное для писателя,- утверждал Бальзак,- прийти к синтезу путем анализа»...
Логическое и образное мышление нельзя противопоставлять как антагонистические, враждебные, взаимоисключающие формы познания. Но их ошибочно и отождествлять. Ученые и художники, исходя из единого метода познания, применяют его не тождественно, а своеобразно.
Своеобразие художественного мышления заключается в том, что в нем при единстве мысли и чувства более сильно, чем в научном мышлении, проявляется чувство и фантазия.
Писатель, создавая свои произведения, воплощает мысли, понятия, суждения, умозаключения, логические категории всегда в сращении, в тесной, неразрывной связи с конкретно-чувственными восприятиями и представлениями, с непосредственными воспоминаниями своего жизненного опыта, с соответствующими фактами реальной действительности.
Мысли, суждения, умозаключения выражаются в художественных произведениях в конкретно-чувственной, образной форме. Писатель всегда так или иначе исходит из конкретных индивидуальных явлений действительности, раскрывая их существо, их общее значение.
Художественная литература, пользуясь приемами анализа и синтеза, является областью сознательной деятельности человека. Процесс зарождения художественного произведения не укладывается в какую-либо схему. Он может принимать самые различные формы.
В своей творческой практике писатель может исходить от «перенасыщения опытом», от конкретного его поразившего жизненного явления и от какой-либо его увлекающей идеи.
Каким бы ни был сложным и своеобразным процесс зарождения, отбора и формирования темы художественного произведения, работа писателя-реалиста всегда переходит в ту стадию творческого отображения действительности, где властвует сознательная идейная направленность.
«Паук,- замечает Маркс,- совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника, т. е. идеально. Работник отличается от пчелы не только тем, что изменяет форму того, что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю».
Эти слова Маркса относятся ко всем видам человеческого труда, в том числе и к литературно-художественному.
В полном соответствии с ними О. Бальзак заявил: «Публика и не подозревает, какая неустанная работа мысли требуется от писателя, стремящегося к истине во всех своих выводах, и сколько постепенно накопленных наблюдений заложено в эпитетах, на первый взгляд не существенных, но предназначенных для того, чтобы выделить данное лицо из тысячи других».
В том же духе Чехов 27 октября 1888 г. писал А. С. Суворину: «Художник наблюдает, выбирает, догадывается, компанует - уж одни эти действия предполагают в своем начале вопрос; если с самого начала не задал себе вопроса, то не о чем догадываться и нечего выбирать. Чтобы быть покороче, закончу психиатрией: если отрицать в творчестве вопрос и намерение, то нужно признать, что художник творит непреднамеренно, без умысла, под влиянием аффекта; поэтому, если бы какой-нибудь автор похвастал мне, что он написал повесть без заранее обдуманного намерения, а только по вдохновению, то я назвал бы его сумасшедшим».
А. Фадеев условно делит процесс работы писателя на три периода: «1) период накопления материала, 2) период обдумывания, или „вынашивания", произведения и 3) период писания его».
В период обдумывания «приступаешь,- пишет Фадеев,- к очень интенсивной сознательной работе - отбираешь наиболее ценный материал из того громадного количества впечатлений и образов, которые имеются в сознании, отбираешь все нужное, отбрасываешь лишнее, сгущаешь факты и впечатления в том направлении, чтобы возможно полнее и ярче выразить, передать все более кристаллизующуюся в сознании главную идею произведения».
А. Н. Толстой считает, что «в писателе должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик».
Будучи целенаправленным, сознательным, художественное творчество пользуется и интуицией.
По учению И. П. Павлова, творческий процесс представляет собой акт оптимального возбуждения нервной энергии, сосредоточение писателя на определенной проблеме при торможении в большей или меньшей степени всего того, что не относится к данной проблеме. Результатом этого сосредоточения является воспроизведение суммы накопленного писателем опыта по данному вопросу. Область оптимальной возбудимости человеческого мозга является подотчетной, а область более или менее заторможенной деятельности является неподотчетной частью сознания. Образование же новых связей, накопление человеком опыта происходит не только в районах больших полушарий человеческого мозга «с оптимальной возбудимостью, но и в частях их, более или менее заторможенных». Рефлексы, накопленные в неподотчетной области человеческого сознания, могут переходить, при известных условиях, в область подотчетную.
Переход мысли из неподотчетной области сознания в подотчетную дает исчерпывающее объяснение тех внезапных «озарений» и неожиданных «откровений» в изображении жизненных явлений и решений тех или иных вопросов, которые возникают якобы как не связанные с сознательной деятельностью человека, с его опытом. Все прогрессивные писатели-реалисты, исходя из опыта своего художественного творчества, утверждают его сознательность, его опору на постоянное накопление широких и глубоких знаний об изображаемой действительности.
М. Горький, возражая тем, кто полагает, что наиболее деятельное участие в создании образа принадлежит бессознательной творческой работе, и именуя интуицией то, что физиологи определяют как неподотчетную область сознания, говорил: «Неверно это, товарищи! О бессознательной работе вообще, по моему мнению, нельзя говорить. Нет такой работы, если под термином бессознательной работы не понимать бессознательную мускульную, механическую работу. Человек привык известным образом двигать рукой и двигает ею, уже не следя за ее работой, зная, что рука научена, не ошибется.
У нас бессознательность смешивается с интуитивностью, то есть с тем человеческим качеством,которое именуется интуицией и возникает из запаса впечатлений, которые еще не оформлены мыслью, не оформлены сознанием, не воплощены в мысль и образ. Я думаю, что с очень многими, почти с каждым из вас, бывало так, что они сидят над страницей час, два и все что-то не удается, но вдруг человек попадает туда, куда следует попасть, то есть завершает цепь познанных им фактов каким-то фактом, которого он не знает, но предполагает, что он, должно быть, таков, и даже не предполагает, а просто чутьем думает, что именно таков. И получается правильно.
Это внесение в опыт тех звеньев, которых не хватает писателю для того, чтобы дать совершенно законченный образ,- это и называется интуицией. Но называть это бессознательным - нельзя. Это еще не включено в сознание, но в опыте уже есть».
Видя успех художественного творчества лишь в опоре на точные знания, подчеркивая необходимость постоянного накопления (писателями все новых сведений, М. Горький писал:
«Создавать... яркие портреты «типичных» людей возможно только при условии хорошо развитой наблюдательности, уменья находить сходства, видеть различия, только при условии учиться, учиться и учиться. Где отсутствует точное знание, там действуют догадки, а из десяти догадок девять - ошибки».
Изображая сущность, влечения, интересы своих персонажей, писатели имеют возможность привлечь любые понятия, суждения, идеи, выводы науки и техники, но подчиняя их художественным задачам. Так, в форме конкретного проявления поведения действующих лиц, их жизненных ситуаций, их типических и индивидуальных свойств вводятся политические, философские, экономические и морально-психологические рассуждения в романах «Кто виноват?» Герцена, «Что делать?» Чернышевского, «Анна Каренина» Л. Толстого, «Жизнь Клима Самгина» М. Горького.
Писатели часто пользуются понятиями, суждениями, отступлениями, дополняющими художественные образы, разъясняющими идею произведения.
Это вполне допустимо в той мере, в какой художественное повествование не переходит в абстрактно-логическое, то есть когда рассуждения и отступления жизненно и художественно мотивированные, облекаются в конкретно-чувственную форму сказа, диалога, лирического монолога и т. д.
Лирические отступления обогащают произведения в тех случаях, когда они органически включены в ткань повествования и являются эстетически оправданными. Убедительным примером тому служат-лирические отступления в «Мертвых душах» Гоголя и в «Молодой гвардии» А. Фадеева.
Вне больших прогрессивных идей, оплодотворяющих и окрыляющих художественное творчество, не было и не может быть истинного искусства. Но при этом идея художественного произведения должна вытекать из логики развития образов, а не навязываться читателю в виде голых публицистических рассуждений, в виде внешней тенденции, внутренне, художественно не оправданной.
Энгельс, утверждая тенденциозность, т. е. идейность поэзии, заявил: «Но я думаю, что тенденция должна сама по себе вытекать из положения и действия, без того, чтобы ее особо подчеркивали». Полагая, что идея должна органически вытекать из логики образов художественного произведения, он же сказал: «Чем больше скрыты взгляды автора, тем лучше для произведения искусства». На том же настаивал и Белинский, утверждая, что в художественном творчестве «действие само за себя говорит и не нуждается в объяснениях поэта».
В тех случаях, где идея произведения не вытекает из логики образов, где образы без художественной необходимости сопровождаются и подчеркиваются дополняющими их логическими рассуждениями, произведение теряет в своем эстетическом качестве. Это отчетливо видно в очерках «Власть земли» Г. Успенского, явно отягощенных публицистическими дополнениями к образу Ивана Босых, и в пьесе «Илья Головин» С. Михалкова, в которой идея борьбы против формалистического искусства за народное искусство раскрывается по преимуществу в прямой, обнаженной логической форме - в длиннейших монологах Ильи Головина, Рослого и Бажова, данных публицистически, «в лоб».
В. Кочетов создал остро актуальный роман «Братья Ершовы», в котором в основном правдиво воплотил положительные и отрицательные типы наших дней, раскрыл их настроения, чувства, интересы и стремления. В этом романе передано дыхание современности и показано, чем живут и о чем думают советские люди. Но при этом писатель во многом снизил эстетический уровень своего произведения обилием недостаточно художественно мотивированных рассуждений своих персонажей.
В ряде случаев эти рассуждения, принимающие публицистическую форму, спорны или даже неверны и по существу, например об интеллигенции. Там, где писатели, не доверяя художественным средствам или не умея ими воспользоваться, подменяют их логическими средствами, произведение понижается в своей эстетической ценности и даже перестает быть художественным.
Художественная литература должна пользоваться своими, специфически ей присущими образными средствами. В этом ее особенность и покоряющая сила.

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

1.2. Устное народное творчество и литература. Жанры унт.

1.3. Художественный образ. Художественное время и пространство.

Художественный образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.

Любой образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей.

Художественный образ может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.

Он дает максимальную емкость содержания, способен выражать бесконечное через конечное, он воспроизводится и оценивается как некое целостное, даже если создан с помощью нескольких деталей. Образ может быть эскизным, недоговоренным.

В качестве примера художественного образа можно привести образ помещицы Коробочки из романа Гоголя «Мертвые души». Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей всякий хлам. Коробочка на редкость тупа и туго соображает. Однако она умеет торговать и боится продешевить. Эта мелочная бережливость, торговая деловитость ставит Настасью Петровну выше Манилова, у которого нет никакого задора и который не ведает ни добра, ни зла. Помещица весьма добра и заботлива. Когда Чичиков гостил у нее, она угощала его блинами, пресным пирогом с яйцом, грибами, лепешками. Она даже предлагала почесать гостю на ночь пятки.

Дать понятие литературы как вида искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература как искусство слова.

Цель: дать понятие литературы как вида искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

"Прекрасное пробуждает доброе".

Д.С. Лихачев.

Прекрасное пленяет навсегда.

К нему не остываешь. Никогда

Ему не впасть в ничтожество…

С.Наровчатов.

Пролог: Звучит инструментальная композиция И.Крутого из к/ф “Долгая дорога в дюнах”>.

− Огромная Вселенная. В ней дуют космические ветры, бушуют космические вьюги, века в ней пролетают как один день. В этой огромной холодной Вселенной есть голубая планета с названием Земля. Здесь шумят леса, текут реки. Зима сменяет осень, а вслед за весной всегда приходит лето. И вслед за днем наступает ночь, а вслед за ночью неизменно наступает день.

На этой огромной голубой планете есть один день. В этот день на свет появился ты. И любящие женские глаза роняли слезы счастья. А сердце материнское тебе пожелало доброго пути. И материнские руки благословили твои первые шаги по этой земле. И загадали звезду с твоим именем. И в ту же секунду в небе зажглась новая звезда. Твоя звезда. Она светит тебе всю жизнь, даже если ты об этом не знаешь. Это звезда твоей любви, твоего счастья, твоей жизни. Ты не выбирал её. Она дана тебе от рождения, как жизнь. А все остальное в своей жизни ты выбираешь сам. Это твое право. Право человека. И если ты выберешь правильный путь, то твоя звезда осветит его. И только от тебя зависит, не погаснет ли она раньше времени.

Пусть твоя звезда горит долго, ты можешь и должен сделать это!

Постановка проблемы:

Г. Свиридов “Время, вперед!”; слайдовый ряд “МЫ”>

XXI век. Начало столетия. Мы живем в веке, когда один диктатор угрожает: "Я утоплю вас в крови!". Когда другой политик обещает: "Я подниму Россию с колен!"

А где-то там, в сибирской глуши, районный детский врач выписывает рецепт. Он выписывает рецепт… на яблоко, на молоко. Так было. Так есть. Так будет?!

XXI век называют веком науки и техники. Прогресс создаёт иллюзию, что именно наука и техника, уровень их развития, стали мерилом человеческих ценностей. Так ли это? А каково наше отношение к культуре? Искусству? Литературе?

Разработка I. Ввод.

Да, книги уходят из жизни современных школьников. И страшно представить осуществление той ситуации, которая смоделирована в фантастической антиутопии американского писателя Рея Дугласа Брэдбери “451 ◦ по Фаренгейту”. В этой антиутопии изображен город, в котором чтение и хранение книг является страшным преступлением. Там уже давно уничтожены все книги. И теперь, если у кого-то нах одят хоть одну книгу, её сжигают вместе с домом, а хозяина предают смертной казни. Там нельзя сохранить книги, не погибнув самому. Пожарные в этом городе существуют не для того, чтобы тушить пожары. А для того, чтобы сжигать книги и дома, в которых они найдены. Герой романа Гай Монтег – пожарный. Десять лет он добросовестно и даже с удовольствием выполнял свою страшную работу. Но вот однажды во время дежурства он приехал в дом старой женщины, которая. Не желая расставаться со своими книгами, сгорела вместе с ними. С того дня все изменилось в жизни Монтега. Его стал мучить вопрос: что же написано в этих книгах. Если из-за них люди идут на смерть? И чтобы получить ответ, он начинает читать…

Экспресс-анкета:

С кем были бы вы, если бы оказались в этом фантастическом городе:

  1. с теми, кто спокойно обходится без книг;
  2. с теми, кто тайно читал книги и хранил их в памяти;
  3. с теми, кто уничтожал книги.

Признайтесь себе честно, нужны ли вам книги, когда есть телевидение, кино, компьютер? (Да. Нет.)

(Обработка результатов экспресс- анкеты и подведение итогов).

Разработка 1I. Литература как вид искусства.

Литература – не просто учебный предмет, дающий определенную сумму знаний, но, прежде всего, литература – это вид искусства.

Словарь литературоведческих терминов:

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

(Запись определений в словарик)

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать и предать и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Разработка III. “Литература – учебник жизни”.

Но слова в человеческой речи и в художественной литературе не живут порознь. Их объединяет и согласует мысль, идея произведения и одушевляет человеческая речь. Простое привычное человеческое слово. Но силой своего таланта, как волшебной палочкой, писатель или поэт поворачивает к нам слово неожиданной стороной, заставляя нас чувствовать, мыслить, сопереживать.

У Антона Павловича Чехова есть рассказ: он называется “Дома”. Вот его краткое содержание: “Евгению Павловичу Быковскому, прокурору окружного суда, только что вернувшемуся из заседания, гувернантка его семилетнего сына пожаловалась, что Сережа курит, и что табак он берет из письменного стола отца.

− Пришлите его ко мне, - сказал Евгений Петрович.

− Я на тебя сердит, и больше тебя не люблю, - оборвал приветствие мальчика отец. – Сейчас Наталия Семеновна мне жаловалась, что ты куришь. Это правда?

− Да, я раз курил, это верно.

− Вот видишь, ты еще и лжешь вдобавок, - сказал прокурор. – Наталия Семеновна два раза видела, как ты курил. Значит, ты уличен в трех нехороших поступках: куришь, берешь из стола чужой табак и лжешь. Три вины!

− Ах, да-а, - вспомнил Сережа. И глаза его улыбнулись. – Это верно, верно! Я два раза курил: сегодня и прежде.

Евгений Петрович стал объяснять сыну, что брать чужое нельзя, что человек имеет право пользоваться только своим добром. Он стал объяснять ему, что значит собственность, о вреде табака, о том, что табачный дым производит чахотку и другие болезни, от чего умирают.

Евгений Петрович мучительно думал о том, что ещё сказать сыну, чтобы овладеть его вниманием. Он видел, что Сережа его не слушает. Мальчик сначала ковырял пальцем дырку в суконной обивке стола, а потом залез на стул, стоявший сбоку стола, и начал рисовать.

И Евгению Петровичу казалась странным и смешным, что он, опытный правовед, полжизни упражнявшийся во всякого рода пресечениях, предупреждениях и наказаниях, не мог убедить мальчика в том, что он поступил дурно. Пробило десять часов. Евгений Петрович устало опустился в кресло. А Сережа, удобно устроившись на коленях отца, попросил: """" Папа, расскажи сказку".

Как и большинство деловых людей, Быковский не помнил ни одной сказки, так что всякий раз ему приходилось импровизировать.

Слушай, - начал отец, поднимая глаза к потолку. – В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старый, престарый царь… Жил он в стеклянном дворце, который сиял и сверкал на солнце, как большой кусок чистого льда. Дворец стоял в громадном саду, где росли апельсины, черешни, цвели тюльпаны, розы, пели разноцветные птицы. На деревьях висели стеклянные колокольчики, которые, когда дул ветер, звучали так нежно, что можно было заслушаться…

У старого царя был единственный сын и наследник царства, мальчик, такой же маленький, как и ты. Но этот царевич начал курить, заболел и умер, когда ему исполнилось 20 лет.

Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Пришли враги, убили царя, разрушили дворец, и уже в саду ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков.

Сережа напряженно слушал. Его глаз подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом: "Не буду я больше курить…”

Беседа с учащимися:

− Что произошло? Почему в рассказе А.П. Чехова сказка оказалась лучшим воспитателем, чем вся логика фактов и убеждений?

Релаксация

− А сейчас сядьте удобнее. Закройте глаза. Ваши руки лежат спокойно и свободно…(звучит инструментальная музыка “Водопад”).

“Прочь тревоги и заботы. Погрузитесь в раздумья: музыка и звуки волшебницы природы унесут вас к сверкающему горному потоку. Нигде не найдете такого спокойствия и безмятежности – только здесь, близ прохладных, чистых вод., легко сбегающих по зеленому бархату замшелых камней. Берега потока устланы многоцветным ковром ярчайших цветов, а легкое дыхание ветерка разносит их восхитительные ароматы. В листве высоких деревьев распевают разнообразнейшие птицы. Вы лежите на берегу, глядя в небо, где проплывают пышные облака самых разных очертаний. Это чудное мгновенье может повториться лишь Сверкающей Порой Весны…”.

– Открой глаза. Улыбнись себе, соседу. Вам хорошо и спокойно. У.вас хорошее настроение. Итак, вы готовы слушать дальше.

Разработка IV. “Мир спасет красота”

Что есть красота?

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота?

Или огонь, мерцающий в сосуде? -

Вывод:

Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

Эпилог.

Ты входишь в жизнь, как в двери мастерской.

В твоем распоряжении отныне

Прекрасный мир прекрасного, людской

Трагедией построенный в пустыне.

И на тебе горит его тавро

Ответственности, действия и слова.

В нем многое из нового старо,

И старое – значительно и ново.

Входи в него хозяином смелей!

Он ждет тебя и требует ответа.

Согрей его трагедией своей,

Прибавь ему ещё любви света!


Курс литературы V класса начинается со вступительного урока на тему «Литература как художественное отражение жизни», которая является естественным продолжением работы, начатой в IV классе («Начальное понятие о литературе как искусстве слова»), и подчинена задаче дать учащимся на доступном уровне первоначальное представление о художественной литературе как об особой форме познания действительности. Эта идея, формулируемая в самых общих чертах на уроке, ложится в основу всего последующего курса литературы V класса как ориентир для методических усилий учителя, направленных на преодоление наивно-реалистического восприятия школьниками литературных произведений и формирование у них специальных читательских умений (умения воссоздавать картины изображенной писателем жизни, сопереживать героям, понимать и оценивать их поведение, мотивы поступков, взаимоотношения и т. д.; умения видеть отношение автора к созданному им миру).

Естественно, что сложность темы вынуждает учителя ограничить ее рассмотрение каким-либо одним аспектом. Представляется необходимым уже на первых ступенях литературного образования направить внимание учащихся на особенности художественного воспроизведения жизни, на отличие художественного произведения от фактов жизни, положенных в его основу.

Беседу о художественной литературе целесообразно начать с вопроса о том, что может дать человеку литературное произведение, каким должен быть читатель, чтобы произведение раскрылось перед ним во всем богатстве мыслей, чувств, эстетической ценности.

Чтобы этот разговор стал содержательным и не ограничивался беспочвенными догадками ребят, необходимо провести вместе с учениками работу по осмыслению текстов, предлагаемых для вступительного занятия: «Любите книгу» М. Горького, «Баллада о мальчике» Ф. Искандера, фрагмент из статьи В. Каверина «Память и воображение» и отрывок из воспоминаний К. Г. Паустовского о В. Луговском. Обратимся прежде всего к высказыванию М. Горького «Любите книгу». Его глубокий смысл может быть выявлен в процессе обсуждения следующих вопросов: какое значение в жизни М. Горького имела книга? Какое отношение к человеку и его делам сложилось у М. Горького под влиянием чтения?

Внимательно вчитываясь в текст, ученики отметят, что книги открыли М. Горькому богатство и разнообразие жизни, показали, как «велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему», обострили внимание к людям, вызвали уважение к его труду. Школьники должны осознать, что книги помогли писателю уже в детские годы определить свое отношение к окружающему миру. Размышления над текстом «Любите книгу» позволяют учителю обратить внимание пятиклассников и на то, каким вдумчивым читателем был , почему он считал, что книга может облегчить человеку жизнь, помочь разобраться в «путанице мыслей, чувств, событий», научить уважать человека и самих себя. Учитель при этом старается актуализировать, оживить личный читательский опыт учеников и побудить их к оценке себя как читателей.

С другим типом читателя пятиклассники могут встретиться, знакомясь с «Балладой о мальчике» Ф. Искандера:

  • Давным-давно уснул весь дом…
  • Раскрыта настежь книжка,
  • Ее читает за столом
  • Взволнованный мальчишка.
  • Сидит мальчишка за столом
  • И в тишине ночной,
  • Как будто рядом за углом,
  • Он слышит этот бой.
  • Пригнали “легионов тьму,
  • а каждого - десяток,
  • И крикнуть хочется ему
  • «Неправильно! Нельзя так!»
  • Теснит Спартака легион,
  • И с четырех сторон
  • Он римлянами окружен.
  • Все брошено на кон!

К себе друзей зовет Спартак, Но где его друзья? Над ними пыль и облака, Им па земле не сыро. Они не видят Спартака, Не слышат командира. Учитель сам прочитает балладу в классе, а затем предложит детям следующие вопросы и задания: Понравилось ли вам это стихотворение? Как читает мальчик книгу? Как откликается на прочитанное? Умеет ли видеть -в воображении нарисованные автором картины? Переживает ли их, дает ли оценку героям я событиям? Подтвердите свои суждения текстом стихотворения. Обратите внимание на последнюю часть стихотворения. О чем говорит нам сон мальчика? Какие высокие человеческие качества проявляются в мальчике под влиянием чтения?

Важно, чтобы ребята по достоинству оценили живую реакцию мальчика на судьбу героев книги, заразились его переживаниями, поняли бы его желание изменить ход событий. И в то же время учителю необходимо показать ребятам, что безудержная фантазия при чтении порой уводит за пределы мира, созданного писателем, мешая с достаточной глубиной и полнотой воспринять авторский замысел, изображенные время и исторические обстоятельства.

Вся эта работа должна помочь ученику получить, с одной стороны, представление об огромных возможностях книги, с другой стороны, о разных читателях: квалифицированном, опытном читателе и читателе начинающем, воспринимающем художественное произведение как реальную жизнь. Особенно убедительным подтверждением этих выводов станет для пятиклассников свидетельство авторитетного писателя.

Прочитаем им отрывок из статьи В. А. Каверина, автора любимого подростка-. ми романа «Два капитана»: «Редкое художественное произведение обходится без выдумки, без фантазии. Воображение участвует и в обдумывании характера героя, и в составлении плана. Многие читатели настолько тесно переплетают литературу с жизнью, с такой подкупающей, трогательной настойчивостью принимают литературу за фотографически точную запись того, что происходит в действительности, что не редкость получить письмо с вопросом о том, как поживает сейчас тот или другой герой, как его дела, женился ли он и т. д.

На самом же деле нельзя ставить знак равенства между реально существующим лицом и героем литературного произведения. В основе личности, о которой рассказывает писатель, почти всегда лежит подлинная, реальная биография. Но писатель отбирает из нее лишь те черты, которые необходимы ему для создания своего героя. Характер, который он задумал изобразить, подчинен общему замыслу произведения, его главной мысли, его плану». Спросим после чтения: о каких читателях пишет В. А. Каверин?

Как вариант вступительного урока, основанного на повторении уже знакомого учащимся по IV классу материала о художественном произведении, его композиционных элементах, можно предложить сопоставление судьбы литературного персонажа Герасима из рассказа «Муму» и истории реального прототипа - немого дворника Андрея, крепостного матери И. С, .

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Литература как художественное отражение жизни .

Лекции для…

Литература
как художественное отражение исторической жизни народа с древних времён.
Человековедческая направленность русской литературы:
постановка и попытка решения в ней морально этических проблем…

1. Исследователь древнерусской жизни и литературы Д.С. Лихачёв писал: «Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…». В жизни часто можно встретить мнения, противопоставляющие естественные науки гуманитарному знанию: одни считаются «точными», другим в этой ипостаси отказано. Однако на самом деле они вряд ли отличаются, ибо сходны по способу исторического подхода: и среди естественных наук есть чисто исторические исследования, становящиеся как бы основой дальнейшего развития науки: «История флоры», «История фауны», «История геологического строения земной коры» и т.д. Гуманитарные науки имеют дело со статистическими закономерностями случайных явлений, но и многие естественные науки лишь кажутся точными, так математика на высшем уровне развития не столь точна и однозначна, как в учебнике начальной школы. Нет ни одной методологической особенности, которые бы не применялись во всём многообразии наук и научных школ.
Но в литературе как в познании есть одна особенность, отличающая её от иных форм по-знания мира: она несёт в себе воспитательное значение, повышает и совершенствует социально-этические качества человека. Что же изучает литература? Что является предметом её исследования? В первую очередь предметом исследования литературы всегда становится человек во всей полноте его материальной и духовной деятельности. Литература как вид искусства, изучая человека, осмысляет его в многомерном духовно-этическом и историко-социальном аспектах, в контексте исторической (реальность), либо псевдоисторической действительности (фантастика), изображая и осмысляя её как изменяющийся во времени процесс. Медицина тоже изучает человека, но она не занимается его духовными запросами и его взаимоотношениями с действительностью. Химия изучает органическую сущность человека, химические реакции, протекающие в его организме, суть этих реакций и их воздействие… Но необходимо оговориться, сегодня многие исследователи считают, что взаимовлияние любой сути и ипостаси на мир настолько велико, что наука этого объяснить сейчас не может. Например, нумерология считает, что индексы чисел могут влиять на человека и его жизнь, другие говорят о влиянии имени на облик поведение и даже судьбу человека… На мой взгляд, литература и является пока такой всеобъемлющей наукой, пытающейся объяснять человеку человека во всех его взаимосвязях с мирозданием и взаимозависимостях от него…
Многообразие литературы изучает наука «литературоведение», которая и развивает чита-тельский интерес и глубину восприятия текста читателями, их общественное чувство, позволя-ющее развить в человеке терпимость к проявлениям иных культур, иных исторических эпох, иноязычных или инонациональных сообществ.
Художник, на ментальном уровне исходя из вышесказанного, изображает что-то индивидуальное, вкладывая в него суть обобщения, чтобы читатель чувствовал свою сопричастность к миру героев произведения. Именно дар художественного воображения позволяет автору превращать свои обобщения в образы, волнующие читателя. Видеть большое в малом, воплотить в малом большое, общее – это главный принцип литературы, поиски истины всегда начинаются с малого факта, накопления их, но и в любой науке происходит то же самое.
Созданию художественного образа действительности способствует умение абстрактно мыслить. Чем развитее абстрактное мышление автора, создающего образ (мира, человека, стра-ны, исторической картины жизни) тем большие ассоциации возникнут у читателя при знаком-стве с ним.
Образное обобщение возникает у автора на основе его собственного жизненного и духов-ного опыта, на основе многозначности изображаемой действительности, всегда соотносится со множеством закономерностей, которые ему необходимо вычленить, отделив друг от друга, а потом, по-своему сгруппировав, создать единый, узнаваемый «типический» образ. Именно при помощи воображения он оживляет созданный образный мир, вдыхает в него жизнь, если же он этого не сделает, то читатель говорит: «так не бывает, и таких героев в жизни нет…»
Природа художественного таланта – это и есть способность автора ярко и сильно вообра-жать. Вот что об этом думают разные художники слова.
И.А. Гончаров: «Работа идёт в голове, лица не дают покоя, пристают, позируют в сце-нах, я слышу отрывки их разговоров, – и мне часто казалось, прости Господи, что я это не вы-думываю, а что всё это носится в воздухе около меня, и мне надо смотреть и вдумываться»
И.С. Тургенев: «Вы чувствуете, что возле вас кто-то стоит, ходит с вами, – и вот жи-вое лицо сложилось. Это нечто вроде сна. Ходишь среди героев романа, видишь себя между ними…»
Л.Н. Толстой: «Пока он (герой) не сделается для меня старым, хорошим знакомым, пока я не вижу его и не слышу его голоса, я не начинаю писать»
Без дара воображения, превращающего обобщения в образы, волнующие читателя, заде-вающие его душевные струны, писатель, если он и обладает знанием жизни, умением обобщать, языковой культурой и многими другими достоинствами, он не сможет создать цельную картину жизни, заставить читателя поверить в изображаемое. Но, чтобы читатель стал чувствителен к литературе, она и должна использовать своё главное достоинство – образную систему.
Образ – это конкретная и в то же время обобщённая картина жизни, созданная при помощи вымысла и имеющих эстетическое значение.
Вот образ России у трёх лирических поэтов России:

А.С. Пушкин:
Товарищ, верь, взойдёт она
Заря пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена…

Н.А. Некрасов:
Родная земля, назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал…

А. Блок:
Россия, нищая Россия!
Мне избы серые твои,
Твои мне песни, ветровые,
Как слёзы первые любви.

Пускай заманит и обманет,
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты.
Богатство образа возникает благодаря множеству индивидуальных черт и деталей, жизненных подробностей своего времени. Все три поэта пишут о России, верят в её лучшее будущее, но при разном образном строе эти строки воспринимаются по-разному.
А.П. Чехов по этому поводу писал: «Я подумал, что чутьё художника стоит иногда моз-гов учёного, что то и другое имеют одни цели, одну природу, и, быть может, со временем, при совершенстве методов, им суждено слиться вместе в гигантскую чудовищную силу, которую трудно теперь и представить себе…»
Величайшая ценность русской литературы состоит в её доброте, которой всегда обладает лишь сильное начало, она как часть русской культуры, открытая система и принимает, творчески осмысляя и перерабатывая все человеческие ценности.
Но если у художника, скульптора и т.п. целый набор материалов, которые позволяют создавать образ, то у поэта, писателя главный и единственный материал – слово.
Рождению русской литературы способствовал превосходный гибкий и лаконично-точный русский язык, достигший ко времени возникновения письменной литературы высокого уровня развития. Богатый и выразительный он был представлен в устном фольклоре, деловой письмен-ности, в ораторских выступлениях на вече и княжеских съездах. Это был язык с обширным словарным запасом, с развитой терминологией: юридической, военно-феодальной, церковной, технической, обильной синонимами, способными отразить эмоциональные оттенки понимания, допускающий многообразные формы словообразования.
Русская литература с самого возникновения была тесно связана с русской исторической действительностью, поэтому история русской литературы есть художественное изложение истории русского народа, его общечеловеческих исканий, истории русского государства, чем и обусловлено её художественное своеобразие.
Критик, общественный деятель, В.Г. Белинский писал: «Так как искусство со стороны своего содержания есть выражение исторической жизни народа, то эта жизнь и имеет на него великое влияние, находясь к нему в таком же отношении, как масло к огню, который оно поддерживает в лампе, или, ещё более, как почва к растениям, которым она даёт питание»
Именно высокий уровень общей древнерусской культуры, грамотности, развития ремёсел, зодчества, иконописи, широких военных и торговых связей со странами и народами, требующих юридического и дипломатического сопровождения, развитой техники производства, стали исходным фундаментом возникновения древнерусской литературы.
Поэтому особое первородное место и заняли произведения древнерусской литературы, как основы дальнейшего развития русской художественной мысли: «Слово о Полку Игореве…», «Слово о законе» Иллариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Моление Даниила Заточника», «Киево-Печерский патерик», «Повесть временных лет» и многие другие произведения более поздних времён.
Уже литература нового времени, ХVIII века, стала следствием и художественным отраже-нием изменений, реформ и преобразований Петра I, последующих царствований, в том числе дочери Петра Елизаветы I и в последующем Екатерины II, десятилетия абсолютизма оказались благотворны для возникновения в Российской империи светской литературы, начавшей свой отсчёт с сатир современника и соратника Петра I, Антиоха Кантемира.
Формируется русский классицизм, вобравший в себя лучшее из западноевропейского, но и имевший свои особенности:
1. В лучших произведениях классицизма русская литература заявила о своей непримиримости ко всем проявлениям нравственного зла.
2. Классицизм в России не подвергал сомнению социальную структуру общества, хотя их произведения при общенациональном пафосе содержали в себе требование гуманизма к слабым и сирым…
3. Русские классицисты в противовес западным обращались не только к истории Древней Греции и Древнего Рима, а чаще к отечественной истории.
4. Русский классицизм в лице своих ярчайших представителей: Фонвизина, Тредиаковского, Сумарокова, Ломоносова, Державина, Карамзина, - подготовил появление гениев русской литературы А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина, с их пристальным вниманием к реальной жизни российского общества.
2. Художественные особенности и открытия литературы второй половины XIX века
После поражения в Крымской войне (1853-1855гг.), когда российская аристократическая бюрократия показала свою неспособность к управлению страной, проиграв локальную войну на своей территории, хотя в Крым нагрянули турки, греки, французы и англичане при тихой поддержке австрийских и немецких властных структур, но она не сумела подготовить ни инфраструктуру для переброски войск и армейских припасов, ни армию, ни саму государственно-дипломатическую службу. Сразу после подписания мира в 1856 году, выступая перед дворянскими депутатами, новый царь Александр II говорил: «Лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели ждать, когда оно начнёт само собой уничтожаться снизу»
В силу сложности российской жизни, многослойности её социального, экономического и политико-общественного укладов общественное движение условно 60-х годов можно разделить на три этапа, а русская литература всегда была жёстко привязана к истории своей страны и проявляющимся в ней государственно-общественным тенденциям.
С 1855по 1858 годы идёт этап «либеральной весны», сменившей жёсткий контроль в годы царствования Николая I, но уже сразу начинаются разногласия между «революционными демо-кратами» и «либералами», идут дискуссии о «Пушкинском» и «Гоголевском» направлении в литературе. Хотя особых противоречий и не было: Пушкин был либерален, но не разделял взглядов своих друзей из декабристов на насильственное изменение устройства российской жизни… Гоголь же вообще был сторонником сохранения основных скреп российской государственности, самодержавия и православия, при нравственном самоусовершенствовании представителей верхов и уничтожении путём реформ позора крепостничества…
Размежевание между теми, кто ратовал за полное и скорейшее уничтожение крепостниче-ства и теми, кто ратовал за постепенную отмену крепостного права, с сохранением его элемен-тов на некоторое время, осложнялось и разной культурно-исторической ориентацией представителей общественности. Завязалась борьба между либералами-западниками и славянофилами – это противостояние в той или иной мере сохраняется до сих пор, разъедая как ржавчиной общественное движение в России.
Западники, считали, что у России великое будущее, как у развивающегося национального образования лишь при ориентировании на западные достижения и ценности, переносимые на русскую социально-политическую реальность, что России необходимо двигаться в русле запад-ной традиции общехристианской цивилизации.
Славянофилы, отвергая и критикуя все общественные теории, не присутствовавшие в опыте русского исторического прошлого, утверждали идею культурно-исторической самобытности России. Они противопоставляли западной формальной «ассоциации» при верховенстве большинства, русскую «соборность», что представляет не юридическую оформленность отношений, а сердечное согласие между людьми, примером же такой соборности считали крестьянскую общину с решением всех вопросов «на миру».
1859 – 1861гг. второй этап развития общественной жизни: прояснились взгляда на кре-стьянскую реформу, стало понятно, что как всегда случалось в России при проведении реформ «сверху» они остаются половинчатыми и противоречивыми. Революционные демократы порва-ли с либералами, раздоры и споры с их стороны поддерживались журналами «Современник» и «Свисток»(1859г.), которые считали крестьянскую общину ядром социалистического общежи-тия, надеясь на её выступление против власти, но общину надо было раскачать.
Манифест 1861 года об освобождении крестьян, обострил противоречия между радикала-ми и постепеновцами, а правительство стало преследовать крайних слева: арестованы Н.Г. Чер-нышевский, Д.И. Писарев, приостановлено издание «Современника». Внутри левой журнали-стики тоже возникли противоречия: «Современника» (Добролюбов, Чернышевский, Некрасов) и «Русского слова» (Писарев, Зайцев), первые настаивали на природной революционности русского крестьянства, вторые считали революционной силой «умственный пролетариат», разночинцев, представителей из разных слоёв общества. В некоторой степени эти споры отразили «Отцы и дети» И.С. Тургенева и «Гроза» А.Н. Островского.
1862-1869гг. третий этап развития общественных движений…
Произошёл спад крайних революционных настроений, особенно после польского восста-ния, когда большинство либеральной интеллигенции поддержало правительство в его противо-стоянии с польскими националистами, а в 1866 году прогремел выстрел Каракозова в императо-ра, заявивший надежды крайнего крыла революционных демократов добиться перемен через политический террор, на что правительство ответило волной арестов и жёсткой политической реакцией.
Русская литература во время периода 60-х годов пыталась ответить на основные вопросы о путях развития страны, участия в этом её народа и ответственности образованного общества за состояние дел. Вообще русскую литературу середины 19 века называют литературой трёх вопросов, сформулированных названиями известных произведений широко читаемых авторов, на которые ответ обществом так и не найден…
1-ый «Кто виноват?», его поставил А.И. Герцен своим одноимённым произведением.
2-ой «Что делать?», задал Н.Г. Чернышевский, когда пытался уяснить задачу интеллигенции и дать в своём романе того же названия положительные примеры жизни героев для счастья народного.
3-ий «Кому на Руси жить хорошо?» захотел узнать в одноимённой поэме А.Н. Некрасов.
С ускорением общественных процессов, нарастанием политического и социального противостояния в жизни населения России, происходит дифференциация и специализация литературного творчества. По сути, художественный универсум Пушкина оказался неповторим, не нашлось авторов, способных так же многогранно и многожанрово отразить все извивы российской жизни. Л.Н. Толстой вошёл в литературу как создатель уникальных романов, в том числе романа-эпопеи «Война и мир». А.Н Островский реализовался как драматург. Почитаемые современниками и почти забытые ныне писатели А.И. Левитов, Г.И. Успенский, Н.В. Успенский преимущественно остались очеркистами современной им российской жизни, М.Е. Салтыков-Щедрин вошёл в литературу как сатирик и автор «Истории одного города». И.С. Тургенев пытался сохранить в творчестве универсализм, но не достиг ни эпохальной изобразительной мощи Толстого, ни трагедийного накала внутренних конфликтов и страстей романов Ф.М. Достоевского. Беллетристика большинства революционных демократов из-за увлечения какой-то одной гранью социально-общественного бытия обернулась утратой полноты и всестороннего художественного показа жизни. Писатели 60-х годов XIX века сталкивались с необходимостью художественного осмысления подвижной, текучей, быстро и стихийно меняющейся действительности. И.С. Тургенев жаловался в письме писателю К.С. Аксакову: «Простота, спокойство, ясность линий… – всё это ещё пока идеалы, которые только мелькают передо мной… Жизнь торопит и гонит – и дразнит, и манит… трудно современному писателю, особенно русскому, быть спокойным – ни извне, ни извнутри ему не веет покоем»
Эти слова Тургенева можно отнести, к сожалению, ко всей русской литературе не только XIX, но и ХХ века…