Почему при фотографировании наблюдается эффект рыбьего глаза. Камеры «рыбий глаз» - всевидящее око

Съемка с объективом рыбий глаз (fisheye) – это один из лучших способов создавать креативные снимки, поскольку он еще и относительно недорогой (примерно 650$), поэтому доступен широкому кругу фотолюбителей. А идея применения такого объектива имеет свою историю.

Первоначально его использовали в метеорологии для изучения неба и облачных образований, и называли объективом «всего неба». Эта оптика стремительно завоевала популярность в области общей фотографии, так как создает уникальные эффекты из-за необычного искажения линий. Его можно использовать для различных целей, как профессиональных, так и для развлечения, причем второе чаще. А теперь перейдем к советам по использованию объектива «рыбий глаз», которые вы легко сможете реализовать.


1. Радиальное размытие

Съемка свадьбы с объективом рыбий глаз может стать «бомбой». Как правило, действие происходит в условиях низкой освещенности, поэтому это вызов для фотографа. Попробуйте стать прямо по центру танцпола и поснимайте. Чтобы получить эффект радиального размытия, замедлите выдержку до около 1/25 доли секунды. Затем вам нужно повернуть камеру на 90 градусов против часовой стрелки. Чтобы сделать это, придерживайте объектив левой рукой, а корпус камеры поворачивайте правой. Не все кадры будут удачными, но почти всегда вы получите интересные необычные изображения.


2. Преувеличение кривизны Земли


Здесь использование объектива рыбий глаз заключается в следующем: чем ближе к краю кадра вы поместите объект или линию, тем больше будет его/ее искривление. Например, если вы поместите горизонт в середину снимка, то он будет выглядеть в изображении совершенно прямым. Но если он окажется в верхней части кадра, то искажение резко усилится. Только будьте внимательны, потому что, вернувшись домой, вы можете обнаружить свои ноги в нижней части кадра.


3. Съемка панорамных пейзажей с объективом рыбий глаз, но без искажений


Иногда, рыбий глаз можно использовать просто, чтобы захватить все, что вы видите в сцене. Не всегда мы хотим получить искаженные линии, но суперширокий угол может быть очень полезен. Если у вас есть пейзаж, на котором отсутствуют прямые линии, например, здания, деревья, телеграфные столбы, и прочее, то можно использовать этот объектив как широкоугольный. При этом убедитесь, что горизонт находится в середине кадра. Вы сможете захватить практически 180-градусный вид сцены, но без сумасшедших искажений объектива рыбий глаз.


4. Захват всего потолка


Ни с одним обычным объективом вы бы не смогли захватить такую большую часть потолка, как указано на изображении выше. Этот массивный потолок с симметричной архитектурой сфотографировали в Далласе, штат Техас. Фотограф немало повозился, пытаясь обозначить маркером на полу точную середину. При взгляде на этот свод единственное, что пришло ему в голову, это использовать объектив рыбий глаз.


5. Измените угол обзора


Рыбий глаз – это объектив с фиксированным фокусным расстоянием, а это означает, что вам самому придется передвигаться для изменения масштаба. Экспериментируйте с различными углами и линиями, спускайтесь низко и снимайте от земли, даже если это означает, что вам предстоит полежать на животе в гравии на железной дороге. Прислонитесь к стене и используйте искажения объектива, чтобы обернуть стену вокруг кадра. Самое главное, делайте это с хорошим настроением, снимаете ли вы для себя или для клиентов, получайте удовольствие.

1. Что это такое - объектив типа «Рыбий Глаз»?

Объектив типа «Рыбий Глаз» - это сверх широкоугольный объектив с углом зрения около 180°. Он характеризуется сильными геометрическими искажениями - бочкообразной дисторсией.

Название «Рыбий Глаз» было озвучено в 1906 Робертом Вудом и представляет собой оптический эффект видения рыбой объектов из-под воды.

Впервые объектив был применен в метеорологии, поскольку позволял единовременный обзор всей небесной сферы.

Этот объектив по-прежнему используется в науке, когда необходимо получить панорамные сверх-широкоформатные изображения.

Объективы типа «Рыбий Глаз» имеют очень короткие фокусные расстояния. Например, типичное фокусное расстояние объектива для 35мм пленочного формата (Дальше: Полный кадр) ~8мм для «циркулярного» объектива и ~16мм для «диагонального» объектива.

Типичный угол зрения объектива типа «Рыбий Глаз» оставляет 100° - 180°.

В настоящее время объективы типа «Рыбий Глаз» популярны и среди фотолюбителей. В основном используются для фотографирования пейзажей, архитектурной съемке и для "карикатурных" портретов.

2. Типы объективов «РыбийГлаз».

Объективы типа «Рыбий Глаз» в принципе можно поделить на две группы: Циркулярный «Рыбий Глаз» и Диагональный «Рыбий Глаз».

Циркулярный «Рыбий Глаз» даёт изображение в виде полного круга, только частично покрывающего светочувствительную матрицу / кадр (дальше - сенсор). Такой объектив даёт угол зрения 180° в любом направлении. (фотография взята из Wikipedia)

Диагональный«Рыбий Глаз» покрывает всю площадь сенсора.Такой объектив даёт угол зрения 180° по диагонали кадра, ~147° по горизонтали и ~ 94° по вертикали.

Обратите внимание - разделение на «циркулярный» или «диагональный» «Рыбий Глаз» вполне относительно и определяется степенью перекрытия сенсора создаваемым изображением. Таким образом разделение зависят от того, для какого размера сенсора предназначен тот или иной объектив, и на каком сенсоре он реально используется.

Например: (см. фотографию справа) объектив с фокусным расстоянием 8мм спроектирован как циркулярный «Рыбий Глаз» для полного кадра.

Изображение будет представлять полный круг, вписанный в кадр 24мм х 36мм (черный).

Этот же объектив может быть использован на формате Four Third (17.3הмм x 13мм красный), где он становится диагональным «Рыбьим Глазом».

На данный момент на рынке существует довольно большое разнообразие комбинаций объективов «Рыбий Глаз», спроектированных и используемых под разные форматы (спроектирован под Полный кадр - используется на APS-C формате, спроектирован под APS-C формат - используется на формате Four Third и т.д.)

В результате всякие классификации объективов не могут быть строгими. Например, Samyang 8mm f3.5 спроектированный под APS-C формат как диагональный «Рыбий Глаз» может быть использован на формате Four Third, при этом будет иметь угол зрения 165°-167°. Будьте внимательны...

3. Особенности изображений, получаемых объективом «Рыбий Глаз».

a. На изображении можно выделить две центральные линии: горизонтальная (синяя) и вертикальная (зеленая) которые НЕ ИМЕЮТ искажений (дисторсии).

b. Можно выделить центральную область (голубая) где искажения МИНИМАЛЬНЫЕ.

c. Четыре угловых области (желтые) имеют НАИБОЛЕЕ выраженные искажения.

С фокусировкой объективов «Рыбий Глаз» не должно быть никаких проблем даже в НЕ автофокусном варианте. Глубина резкости у объективов с таким фокусным расстоянием просто огромная. Поэтому при съемке при достаточно хорошем освещении можно прикрыть диафрагму до f5.6-f8.0, настроить резкость на выбранный объект (при пейзажной съемке - чуть не-до бесконечности) и спокойно снимать. Из-за гиперфокального эффекта всё будет в резкости.

На основании вышеперечисленных особенностей можно попробовать выстроить правила использования объективов «Рыбий Глаз».

4. Фотографирование пейзажей.

a. Совместите горизонт со средней горизонтальной линией объектива (синяя линия). Изображение будет выглядеть как панорама:

b. Для лучшей визуализации можно обрезать изображение снизу или сверху для получения «золотого» сечения:

c. Помните про углы - там искажения наиболее выражены. Имейте это ввиду, когда фотографируете объекты с прямыми линиями - в углах кадра это иногда выглядит забавно. Но может и испортить композицию:

5. Архитектурная и Городская съемка.

a. Постарайтесь удерживать прямые линии объектов (фундаменты, фасады, дороги, крыши, колонны) параллельно или в области средней горизонтальной или вертикальной линий объектива:

b. Используйте симметричные элементы композиции для компенсации искажений:

6. Предметная и "карикатурная" фотография.

Даже большие объекты объективом «Рыбий Глаз» можно фотографировать с небольшого расстояния. Лучше если бОльшая часть основного объекта будет находиться в центре кадра - там, где искажения меньше (голубая область):

7. Фотографии неба.

a. Поскольку объектив изначально предназначался для снимков небесной сферы, совсем не плохо получаются фотографии, где горизонта совсем невидно. Для получения такого эффекта объектив нужно нацеливать точно в зенит:

Этот урок расскажет о том, как легко в программе Photoshop создать эффект объектива Fish eye и провести цветокоррекцию изображения в Camera raw (Photoshop) и провести тонирование в HDR.

Что вы освоите пройдя данный урок:

- выполнение коррекции фотографий в RAW конвертере программы Photoshop.

- использование фильтра трансформации для создания Fish eye.

- перемещение содержимого в определенные участки (Content-Aware, Heal Brush)

- создание тонирования HDR и виньетирования.

Прежде всего нужно открыть изображение в Camera Raw. Это выполняется через Файл> Открыть как> Camera Raw (File> Open as> Camera raw).

Установите настройки как на скриншоте. В дальнейшем их можно сохранить и пользоваться как пресетом.

На панели Кривых "Tone Curve" нужно проработать контраст и интенсивность цветов..

Еще следует откорректировать настройки HSL панели:

В области неба стоит применить фильтр Градации (Graduated).

Откорректировав изображение в Camera Raw, его нужно открыть в Фотошопе.

Для создания эффекта "Рыбий глаз" есть несколько способов:

1) Фильтр> Адаптивный широкий угол (Filter> Wide Angle) (Это новая функция, которая появилась в версии CS6);

2) Фильтр> Коррекция линз (дисторсии) (Filter > Lens Correction)

3) Редактирование> Трансформации> Деформации (Warp transformation).

Для данного урока удобнее всего будет использовать именно Warp transformation.

Создаем дубликат изображения (Ctrl+J) и идем в Редактирование> Трансформации> Деформации (Edit> Transform> Warp). Маркерами настраиваем примерно так, как показано на скриншоте.

Трансформированный слой нужно немного сместить вниз. По углам будет виднеться нижний слой. Ничего страшного. Применим трансформацию Warp еще раз, но в меню на верхней панели выберем пункт Рыбий глаз (Fish eye):

Теперь нужно сжать изображение. По поводу того, что по бокам появились просветы, переживать не стоит. Они будут заполнены с помощью Content-Aware (Заполнение с учетом содержимого).

Все созданные слои нужно объединить. Инструментом Лассо следует выделить участки, которые будут заполняться.

Для выполнения заполнения нужно перейти в меню Редактирование> Заполнение> С учетом содержимого (Edit> Fill> Content-Aware) или просто нажать (Shift+backspace). В старых версиях Фотошопа такой функции нет. Тогда можно использовать инструмент Заплатка (Patch) или Штамп (Stamp Tool).

Всё то же самое нужно проделать во всех местах, где требуется заполнение.

Теперь можно заняться верхней частью изображения. При помощи Точечной Лечащей Кисти (Spot Heal Brush Tool) в режиме Content-Aware следует скрыть лишние элементы.

Серое здание на заднем плане смотрится не очень хорошо. Его лучше убрать. Для этого создаём дубликат основного слоя. К нему нужно добавить маску (Add Layer Mask) и скрыть все объекты кроме неба.

Теперь нужно выделить серое здание Полигональным лассо (Polygonal Lasso Tool). Выделенный участок нужно залить с учетом содержимого. Ранее созданная маска не даст программе брать содержимое из области зданий и земли. Участок будет залит содержимым из области неба.

В завершении можно объединить все слои и создать виньетку. В этом поможет команда Фильтр> Коррекция линз> Виньетка (Filter> Lens Correction> Vignette).

Остался последний штрих. Следует перейти в меню Изображение> Корректировки и выбрать HDR тонирование (Image > Adjustments > HDR toning). Настройки следует вносить исходя из личных предпочтений.

После тонирования в HDR нужно продублировать слой (Ctrl+J). Режим наложения дубликата нужно изменить на Умножение (Multiply) и уменьшить прозрачность (Opacity) до 45%.

Вот такой результат получился в завершении урока:

На основе материалов с сайта:

Среди широкого спектра оптики, которая может сегодня оказаться в арсенале любителя фотографии, особое место принадлежит объективам «рыбий глаз». Они достаточно сильно отличаются от других объективов, и необходимость их применения на практике у многих вызывает вопросы. В чем основные особенности такой оптики? Где и как ее лучше использовать? Поговорим об этом более подробно.

«Фишай»

«Рыбий глаз» или «фишай» (от англ. fish-eye) представляет собой сверхширокоугольный объектив, угол изображения которого приближается к 180 градусам или более этого значения. «Фишай» предоставляет фотографу возможность захватить в кадре как можно больше пространства. Это оптика с фиксированным фокусным расстоянием, ее главной отличительной чертой является наличие сильной дисторсии, что при использовании любого другого объектива воспринималось бы как недостаток. Однако в случае с «рыбьим глазом» все несколько иначе. Его главный минус при правильном использовании во время съемки превращается в основную «фишку» объектива.

Выделяют следующие виды объективов:

  • Циркулярные – картинка на итоговом кадре не занимает всю площадь, а плотно вписана в круг. Такая оптика обладает углом зрения близким к 180 градусам в любом направлении, что позволяет получать, в частности, фотографии всей видимой части неба.
  • Диагональные – тут, наоборот, кадр вписывается в круговое изображение.

Стоит отметить, что такое деление в какой-то мере условное, поскольку большой популярностью сегодня пользуются «кропнутые» зеркалки, у которых размеры сенсора меньше размеров пленочного кадра. Соответственно, циркулярный «фишай» на кропе уже будет схож с диагональным – площадь кадра будет практически полностью занята картинкой.

Особенности

Возможность захватить в кадре как можно больше пространства, конечно, открывает широкий простор для получения интересных, необычных снимков. Фотографу не нужно отходить назад для того, чтобы сделать хороший кадр, да и кадрировать можно без всяких проблем. Но это очевидное преимущество «рыбьего глаза» имеет, к сожалению, и обратную сторону.


ФР 8 мм F3.5, ISO 1600, 1/13c (Nikon D7100)

Характерная черта таких объективов – сильная отрицательная дисторсия, приводящая к искажениям картинки. Прямые линии загибаются к краю кадра, при этом чем дальше прямая линия располагается от центра кадра и чем она длиннее, тем более изогнутой линия получится в кадре. В частности, прямая линия горизонта на фотографии вообще может выглядеть как полуокружность. Впрочем, для опытных фотографов, подходящих к процессу съемки с творческой фантазией и смекалкой, искажение прямых линий не является большой проблемой. Наоборот, это явление используют в свою пользу таким образом, чтобы сильные искажения стали частью определенного замысла. А вот новичкам, безусловно, придется приспосабливаться к особенностям оптики.

Отрицательная дисторсия в объективах «фишай» предусмотрена намеренно. Дело в том, что объектив с широким углом обзора в 100 – 120 градусов оставляет линии прямыми, однако проявляются очень сильные искажения по границам кадра. Например, стройные люди на границах кадра выглядят тучными и массивными. Кроме того, возникают перспективные искажения – задний план выглядит на фотографии намного дальше, чем он есть на самом деле. Чтобы компенсировать вышеперечисленные недостатки в объективы «фишай» и вводится отрицательная дисторсия, усиливающая увеличение по центру кадра. Искажаются прямые линии, «выпячивается» центр, но зато пропорции фотографируемых объектов остаются ближе к реальности.

Применение

Применение «фишая» во время съемки имеет свою специфику. В частности, глубина резкости даже на открытой диафрагме будет в пределах от полуметра до бесконечности. Кроме того, при взгляде через видоискатель фотографируемые объекты будут видны немного в отдалении, чем они есть в реальности. В кадр, сделанный с использованием «фишая», в силу широкого угла обзора легко может попасть рука фотографа, ступни его ног или штатив. Так что следует быть особенно внимательным.


Понятно, что для предметной, репортажной или портретной съемки «рыбий глаз» не годится по объективным причинам, даже если проявить всю свою фантазию. Зато такой объектив часто используется для фотографирования экстремальных видов спорта на открытом воздухе, например, скейтбординга или BMX-трюков на велосипеде. Можно спокойно снять с близкого расстояния и самого уличного спортсмена, и архитектуру, и людей, собравшихся на мероприятие.

Другая область применения «фишая» — архитектурная и интерьерная съемка. В частности, «рыбий глаз» может пригодиться при съемке небольших, узких помещений вроде ванной комнаты или прихожей. Достаточно сделать два – три кадра, а потом склеить их программными средствами. Тогда на итоговой фотографии уже не будут заметны искажения, а все пространство помещения будет запечатлено в кадре. Очень актуален «рыбий глаз» и для архитектурной съемки. Здесь можно дать волю своей фантазии и снять привычные городские здания самым необычным образом, используя для этого присущие данному объективу искажения.

Кстати, различные программные средства сегодня существенно расширяют возможности подобных объективов. Недаром «рыбий глаз» очень востребован при создании сферических и виртуальных 3D-панорам. Задача фотографа тут заключается только в том, чтобы детально снять все вокруг себя, после чего соединить отдельные кадры в программе. С «рыбьим глазом» эта задача решается действительно намного проще, ведь если взять 8 мм «фишай», то для полного охвата вам нужно будет сделать всего 4 – 5 кадров. Так легко можно получить великолепную 360-градусную панораму.

Если вы пополнили свой арсенал объективом «рыбий глаз», то не бойтесь экспериментировать. Старайтесь анализировать полученные результаты, чтобы освоить применение объектива на практике и научиться извлекать свою пользу из недостатков «фишая».