Владимир Миславский «Альфред Федецкий: Малоизвестные штрихи к знаменитому портерту. В

Альфред Федецкий провел в Харькове первый киносеанс отечественного фильма на территории Украины и тогдашней Российской империи 2 декабря 1896 года в помещении Харьковского оперного театра (ныне - Харьковская областная филармония).

Харьковский фотохудожник Альфред Константинович Федецкий является одним из лучших мастеров «светописи» Юга России второй половины XIX – начала ХХ веков. Новаторские для своего времени работы фотографа быстро получили широкую популярность. Фотограф искал новые средства выразительности фотоискусства, стремился создавать фотопортреты, близкие по принципу решения к живописи. О чудесном мастере фотографии с уважением заговорили в России и во многих странах Европы. Его фотопортреты неоднократно удостаивались золотых медалей на крупнейших международных фотовыставках. Именными драгоценностями и золотыми медалями награждали А. К. Федецкого российские императоры Александр III и Николай II, Бельгийской король Леопольд II, Датский король Христиан IХ, император Германии Вильгельм II. Также высоко оценивали его талант и выдающиеся деятели искусства. Весьма лестно отзывались о мастерстве А. К. Федецкого композитор П. И. Чайковский и художник-маринист И. К. Айвазовский.

А. К. Федецкий изготовил сотни прекрасных фотопортретов выдающихся деятелей российской и украинской сцены. Ему позировали А. К. Глазунов, М. Л. Кропивницкий, Н. К. Садовский, М. К. Заньковецкая, М. Е. Медведев, М. Зембрих, В. Н. Давыдов и многие другие. Но наибольшее распространение получил известный каждому музыканту мастерски выполненный фотопортрет Петра Ильича Чайковского. Растиражированный кабинетный портрет композитора разыскать не сложно, но крупноформатный вариант этого портрета сохранился всего лишь в нескольких экземплярах. Один из таких шедевров фотографического искусства украшает коллекцию раритетов Харьковского государственного университет, а искусств имени И. П. Котляревского. Он экспонируется наряду с другой работой А. К. Федецкого – портретом основателя Харьковской консерватории И. И. Слатина .

Илья Ильич Слатин неоднократно приглашал Петра Ильича Чайковского посетить Харьков. Но по разным причинам приезд композитора несколько раз откладывался. Как вспоминал музыкант И. Букиник , он узнал от И. Слатина, что Петр Ильич приедет в Харьков 11 марта 1893 года, а 14 марта состоится симфонический концерт из произведений П. Чайковского .

А. К. Федецкий был страстным почитателем музыки. В его ателье нередко устраивались импровизированные концерты, в которых принимали участие многие выдающиеся харьковские музыканты. «Эти маленькие музыкальные собрания, – отмечал корреспондент «Южного края», – помимо чисто-художественного наслаждения, были тем более приятны, что их оживлял своей беседой, своей изысканной любезностью сам симпатичный хозяин» . Можно предположить, что о приезде П. И. Чайковского в Харьков Альфред Константинович узнал от своих ближайших друзей – харьковского композитора и скрипача-виртуоза К. А. Горского и известного харьковского музыканта и композитора А. В. Шульц-Эвлера .

П. И. Чайковский приехал в Харьков из Москвы 11 марта в девять часов утра. Приблизительно в 13 часов началась первая репетиция. Еще две репетиции состоялись 12 и 13 марта . Два снимка П. И. Чайковского Альфред Константинович сделал в своем ателье 14 марта после окончания концерта, приблизительно в 17 часов. «<…> Молодежь из публики и учащиеся музыкального училища вбежали на эстраду, посадили Петра Ильича в кресло и на руках понесли его, сидящего в кресле, через весь зал, сопровождаемые приветствиями и аплодисментами. Члены музыкального общества во главе с И. И. Слатиным посадили Петра Ильича в фаэтон и отвезли его во фраке с белым галстуком к фотографу Федецкому» .

Еще два снимка Федецкий сделал во время посещения композит ором Харьковского музыкального училища 15 марта, около 11 часов . На этих фотографиях П. И. Чайковский запечатлен с деятелями Харьковского отделения русского музыкального общества и с преподавателями музыкального училища . В тот же день, после окончания концерта, который специально для П. И. Чайковского дали ученики музыкального училища, из ателье А. К. Федецкого доставили фотографии. «<…> Петр Ильич был очень изумлен, – вспоминал И. Букиник, – что так быстро и так хорошо они исполнены. Он выбрал самый лучший снимок , сделал на нем надпись своей рукой: «На память музыкальной школе от Петра Ильича Чайковского. 15 марта 1893 года» .

На следующий день, 16 марта, П. И. Чайковскому устроили шумные проводы. На вокзал пришли его провожать сотни людей. «На вокзале собралась громадная толпа, сквозь которую я едва мог притискаться к Петру Ильичу, – вспоминал поэт и журналист В. Иванов . – Когда я попросил его дать мне свой портрет, он с комической беспомощностью сказал мне:

– Вы опоздали… Я все роздал… Роздал даже неготовые портреты, оставив у Федецкого карточки с подписями, которые он потом приклеит к ним, когда они будут готовы…» .

П. И. Чайковский высоко оценил мастерство выдающегося харьковского фотографа. В своих письмах друзьям в течение апреля-сентября 1893 года он весьма лестно отзывался об А. К. Федецком:

5 апреля 1893 г. И. И. Слатину: «<…> Голубчик, мне бы хотелось, если фотографии мои удались, получить несколько экземпляров. Затем я ему (А. К. Федецкому – В. М ) закажу несколько дюжин, ибо страшно нуждаюсь в фотографиях: наобещал целую массу, а петербургские последние, очень не удались…» .

15 апреля 1893 г. В. Н. Давыдову «<…> Получил я сегодня свои харьковские карточки и всяческие портреты. Они все удивительно хороши, но особенно большой. Я привезу показать, а пока если хочешь, получи одну кабинетную…» .

15 апреля 1893 г. И. И. Слатину «<…> Я получил сейчас фотографии мои от Федецкого. Он оказывается первокласснейший фотограф; по крайней мере, я лучшего ничего не видел. Голубчик, потрудитесь исполнить следующее поручение. Зайди к Федецкому и попроси его исполнить для меня следующий заказ: 1. Шесть дюжин кабинетных фотографий (тех и др.). 2. Одну дюжину будуарных. 3. Два больших портрета. Чем скорее он это сделает, тем лучше. Послать в Москву П. И. Юргенсону для передачи мне. Счет послать Юргенсону, который вышлет немедленно нужную сумму…» .

3 мая 1893 г. И. И. Слатину «<…> Спасибо, дорогой И. И., за исполнение моего фотографического поручения. Ввиду превосходного качества работ Федецкого, я не нахожу цены его дорогими <…> А впрочем, черт его возьми: уж больно хорошо он работал, надо отдать ему эту справедливость…» .

26 июня 1893 г. П. И. Юргенсону «<…> Фотографии от Федецкого суть мой заказ. Я забыл, уезжая, предупредить тебя! Пожалуйста, уплати…» .

27 сентября 1893 г. И. И. Слатину «<…> Потрудитесь зайти к Федецкому и заказать два больших портрета, т. е. самых больших (а не будуарных) моих портрета. Попроси его, когда будут готовы, послать в Москву Юргенсону и ему же послать счет…» .

О факте признания П. И. Чайковским таланта фотохудожника писал корреспондент газеты «Южный край»: «Я имел высокое удовольствие быть лично знакомым с покойным П. И. Чайковским и как-то получил от него портрет, сделанный в фотографии петербургских Императорских театров. Давая мне этот портрет, покойный П. И. Чайковский, между прочим, сказал: – Это совсем не то, что сделал со мною ваш Федецкий! Вы знаете, меня еще никто так не снимал, как Федецкий. Это – положительно лучший мой портрет. Это – не фотография, а поистине художественное произведение!» .

Интересно в связи с этим отметить, что фотопортреты П. И. Чайковского изготавливали лучшие фотохудожники Европы и России: И. Дьяговченко (Москва, 1875, 1877), Шембош (Рим, 1882), С. Левицкий (Петербург, 1884), М. Конарский (Москва, 1884–1885), Ш. Ройтлингер (Париж, 1886, 1888), Е. Бибер (Гамбург, 1888), Г. Трунов (Москва, 1889), А. Пазетти (Петербург, 1889–1890), Ф. де Мезер (Киев, 1890), Н. Сарони (Нью-Йорк, 1891) и др.

Возможно, Петр Ильич еще неоднократно высказывался бы о мастерстве А. К. Федецкого, но через три недели после написания последнего письма И. Слатину (27.09.1893) композитор неожиданно скончался от холеры. Это произошло 16 октября 1893 года.

После смерти П. И. Чайковского во многих дореволюционных изданиях в России были помещены копии его фотопортретов работы А. К. Федецкого. Мало того, эти фотопортреты были опубликованы даже за границей. Летом 1902 года в Пьемонте (Италия) были устроены музыкальные праздники, посвященные произведениям П. И. Чайковского. Для увековечения этих праздников были выпущены иллюстрированные письма с портретом П. И. Чайковского, изготовленным по тому же чудесному снимку А. К. Федецкого .

В июле 1894 года А. К. Федецкий отправил фотопортрет П. И. Чайковского на Антверпенскую выставку. «Французский композитор К. Сен-Санс и первый из пианистов Франции профессор Димэр, обходя русский отдел всемирной выставки в Антверпене, – сообщал корреспондент «Московских ведомостей», – заинтересовались выставленным фотографом Федецким из Харькова портретом покойного П. И. Чайковского…» . В следующей заметке, посвященной фотопортрету П. И. Чайковского на Антверпенской выставке, корреспондент «Московских ведомостей» отмечал:

«Платинотиповый портрет Чайковского работы А. К. Федецкого так же, как и фотография, составляет истинный chef d’oeuvre искусства, и потому не удивительно, что он вызывает такое восхищение публики не только отечественной, но и заграничной» . В третьей заметке о международной выставке в Антверпене, которую удалось разыскать, отмечалось, что А. К. Федецкий удостоился золотой медали за фотопортрет П. И. Чайковского . Эта золотая медаль стала двенадцатой в послужном списке мастера светописи.

Фотопортретом П. И. Чайковского работы А. К. Федецкого восхищался и корреспондент «Южного края». В 1902 году он отмечал: «<…> Вспомните, например,

этот дивный, полный художественности, портрет нашего незабвенного П. И. Чайковского, который сделан был Федецким в 1893 году во время краткого пребывания гениального композитора у нас в Харькове. Кто видел самого Петра Ильича в жизни, тот знает, насколько Федецкий сумел уловить и черты его лица, и выражение его добрых глаз, подернутых дымкой какой-то неуловимой грусти, и эту задумчивую позу вдохновенного музыканта, рожденного «для звуков сладких и молитв…» .

В 1909 году о знаменитом фотопортрете П. И. Чайковского вспоминал поэт В. Иванов: «15 марта очень популярный в то время на всем юге России талантливый художник-фотограф А. К. Федецкий пригласил Петра Ильича сняться в его фотографии и сделал с него великолепный портрет, оказавшийся, как уверяли знатоки, самым художественным из всех портретов Чайковского и в последствии распространившийся даже и в заграничных изданиях. На портрете этом Петр Ильич изображен во весь рост, сидящим в кресле, в задумчивой, поэтической позе, с устремленным куда-то вдаль вдохновенным взором» .

Спустя десятилетия знаменитая фотография не была забыта. В марте 1940 года в СССР была выпущена серия из пяти марок, посвященная 100-летию со дня рождения П. Чайковского. На двух марках был напечатан портрет композитора с фотографии А. Федецкого .

Фотопортреты П. И. Чайковского работы А. К. Федецкого опубликованы в виде открыток и на титульных листах многих книг, посвященных жизни и творчеству композитора . По этим фотографиям было написано несколько портретов. Однако подобного признания не получил групповой снимок П. И. Чайковского с преподавателями Харьковского музыкального училища, о котором говорилось выше. Но для нас он представляет интерес как свидетельство эпохи, запечатлевшее И. И. Слатина, К. А. Горского, А. В. Шульц-Эвлера, Ф. В. Кучеру, С. И. Дочевского, Р. В. Геника, С. С. Глазера и других замечательных педагогов Харьковского музыкального училища, в 1917 году преобразованного в Харьковскую консерваторию.

Федецкий Альфред Константинович (1857–1902), фотохудожник. Окончил фотографический институт при Академии художеств в Вене. В 1886 году переехал в Харьков. Экспериментировал в области рельефной, цветной, стереоскопической фотографий. Автор первых киносъемок в Российской империи.

Слатин Илья Ильич (1845–1931), дирижер, пианист, педагог. Музыкальное образование получил в Петербургской консерватории; концертировал за границей в качестве пианиста и капельмейстера. Основатель Харьковской консерватории и Харьковского отделения Императорского русского музыкального общества.

Букиник Исаак Евсеевич (1867–1942), харьковский скрипач. После окончания Харьковского музыкального училища (1887) работал преподавателем музыки в Сумской гимназии. Давал частные уроки музыки в Харькове. С 1918 – пре подаватель Харьковской консерватории. Автор методики обучения игры на скрипке. Погиб в Дробицком яру.

Букиник И. Концерты П. И. Чайковского в Харькове // Воспоминания о П. И. Чайковском. – М.: Искусство, 1979. – С. 342

Горский Константин Киприанович (1859–1924), харьковский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижер. Музыкальное образование получил в Музыкальном институте А. Контского в Варшаве, затем – в Консерватории в Санкт-Петербурге. 29 лет прожил в Харькове. П. И. Чайковский считал его одним из лучших исполнителей своего скрипичного концерта D-dur . Автор многочисленных романсов и инструментальных произведений: «Органная фантазия f-moll », симфонические поэмы «На Олимпе», «Зачарованный круг», оперы «Маргер», «За хлебом» и др.

В. Альфред Федецкий: Поэт фотографии

Деятельность первого кинооператора на территории Российской империи Альфреда Константиновича Федецкого (1857-1902) долгое время находилась вне поля зрения советских историков кино. Только в 1937 г. на страницах киевского журнала «Советское кино» появляется статья о первых киносъемки на Украине. Почти через четыре года на страницах харьковской газеты «Красное знамя» помещена статья этого же автора, В. Вишневского, под красноречивым заголовком «Пионер российской кинематографии». Мировой читатель мог узнать А. Федецкого только в первом послевоенном десятилетии с монументальной «Всемирной истории кино» французского киноведа Ж. Садуль (тт. 16, 1945-1954; рус. Перевод: ТТ. 14, 6, 1958-1982).

Последний факт инспирировал украинской киноведов заняться фигурой А. Федецкого, и уже в конце 50х в первой половине 60х годов ХХ ст. появляются первые научные труды по истории кино на Украини. И хотя имя А. Федецкого с 60х годов начинает подниматься из забвения в трудах российских киноведов в контексте истории российского документального кино, все же на страницах такого авторитетного киноведческой издания, как русский энциклопедический словарь «Кино», об А. Федецкого не найдете не только персональной статьи, но и упоминаний в статьях «Документальное кино» и «Операторское искусство» 5. За год до выхода упомянутого выше российского энциклопедического словаря на страницах областной газеты «Социалистическая Харьковщина» выступил со своей первой статье «Первые киносеансы в Харькове» киновед Владимир Миславский.

На протяжении следующих двух десятилетий В. Миславский выдал целую серию статей о А. Федецкого, ему же отведена почетное место в монографии этого автора о начальном периоде кинематографа на Украини. От характеристики кинооператорськои практики А. Федецкого В. Миславский перешел к освещению биографии художника и его основной деятельности как фотографа, в результате чего появилось научно-популярное издание «Искусство фотографии Альфреда Федецкого». Эта книга получила положительную оценку на страницах нашего Научного вестника из-под пера Романа Росляка. В конце рецензии Р. Росляк сообщил: «Кстати, автор готовит второе издание украинском и польском языках ».

Обещанное издание вышло в 2010 г., но не как второе, а как отдельное, только реконструировано: художественное оформление обложки осталось прежним, однако название книги изменен: вместо «Искусство фотографии» дается другое название: на украинском языке «Альфред Федецкий: Поэт фотографии» и польской «Alfred Fedecki: Poeta fotografii». Авторский текст очерка без каких-либо изменений и дополнений переведены и помещены сначала украинские, а затем польским языками, и в таком же порядке представлены в книге с переносом из предыдущего, русскоязычного, издания тех же иллюстраций к обеим переведенных текстов.

Также в русскоязычном издании, кроме иллюстраций, «рассыпанных» по текстовые очерка, добавлялся конце раздел под названием «Фотоальбом», в котором каждая репродукция подписано сначала польским, а затем на русском языках. Подобное совершено и в новом издании (говорим: новому, потому что это самое новое, а не второе издание): иллюстрации в обоих текстах украинском и польском повторено по предварительному русскоязычному изданию, а фоторепродукции в дополнительном фотоальбоме пидтекстовано сначала польским, а затем на украинском языке (хотя по последовательности принципа, заявленного в названии книги, должно быть наоборот).

Федецкий являлся владельцем собственной, хорошо оборудованную фотографии в Харькове, «фотографом ея Императорскаго Величества».

В 1896 году Федецкий снимает первый документально подтверждённый русский фильм.

Первая на территории Империи киносъёмка, произведённая её гражданином (перед этим была только съёмка французом Камиллом Серфом коронации Николая II в мае), - съёмка Федецкого под названием «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков» 30 сентября 1896 года.

Второй и третий русские фильмы также снял Федецкий: это «Джигитовка казаков Первого Оренбургского полка» на харьковском скаковом ипподроме 15 октября 1896 и «Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе» (около 4 ноября 1896).

В Лондоне проходила международная фото-выставка. Для участия в выставке необходимо было представить 24 фотографии, описывающие какое-либо событие. Федецкий подготовил яркий рассказ об архитектуре Российских монастырей. Многие в Европе впервые осознали, что архитектура русских монастырей произведение высокого искусства. Федецкий получает медаль и получает финансовый приз, на который он покупает две новые кинокамеры.

В Харькове стоял казачий полк и Федецкий решил снять жизнь казаков. (На тот момент казачья кавалерия считалась лучшей в Европе). Федецкий снял фильм «Джигитовка казаков 1-го Оренбургского полка», это был документальный фильм, демонстрирующий жизнь русской кавалерии. Чуть позже Федецкий снимает «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством». Были и другие фильмы.

Зарубежные фирмы, такие как Патэ и братья Люмьер готовы были покупать его фильмы, однако категорически отказывались демонстрировать под его именем.

Это не устраивало Федецкого и он решает открыть свой кинозал. Он покупает будочку с проектором, арендует помещение и начинает демонстрировать фильмы. Его картины имеют ошеломляющий успех, но кинотеатр сгорает со всеми пленками, подожженный. После потери фильмов Федецкий решает прекратить киносъемки и вернуться к фотографии.

Лучшие дня


Посетило:1712
Зоркое око матери

(1857 - 21.07.1902)

Фотохудожник, кинооператор. Автор фотопортретов выдающихся деятелей искусства и культуры: П. Чайковского, И. Айвазовского, А. Глазунова, М. Кропивницкого, Н. Садовского, М. Заньковецкой , М. Медведева, М. Зембрих, В. Давыдова, И. Кронштадского, А. Алчевского, Х. Алчевской, Л. Гиршмана, А. Бекетова, И. Слатина, К. Горского, А. Шульц-Эвлера, и многих других.

Альфред Федецкий родился в Житомире, в польской театральной семье не утвержденных герольдией дворян. Отец Федецкого – Константин Федецкий (р. 15 февраля 1815 г.) был театральным антрепренером, режиссером и актером. Работал в театрах Варшавы, Кракова, Познани, Могилева. В 1851 году в Минске он организовывает собственную труппу. В 1852 году К. Федецкий вместе со своей труппой переезжает в Киев.

В связи с театральной деятельностью родители Федецкого постоянно находились в разъездах, курсируя между Киевом, Минском и Варшавой. С самого детства Федецкому, росшему в театральной среде прививали любовь к искусству. Когда пришло время определяться с будущей профессией юноша принимает решение отправиться на учебу, в первый в своем профиле Императорский фотографический институт при Венской Академии художеств (K. K. Lehr und Versuchsanstalt für Photographie und Reproductionsverfahren). Венский фотографический институт был основан во второй половине XIX века и считался одним из лучших в мире.

После окончания обучения, в 1880 году Альфред Федецкий приехал в Киев. Премудрости фотографической профессии Федецкий решил оттачивать в хорошо зарекомендовавшем себя фотоателье В. Высоцкого.

Высоцкий смог распознать огромный творческий потенциал в начинающем, но очень талантливом фотографе. Он назначил Федецкого управляющим своей мастерской, а вскоре доверил ему фотографировать «высочайших особ», гостивших в Киеве у Великой Княгини Александры Петровны.

Спустя несколько лет имя Федецкого становится известным многим киевлянам. Его работы восхищают и обывателей, и мастеров киевской сцены, и представителей «высшего света». Положительно отзывалась о профессионализме Федецкого и Великая Княгиня Александра Петровна.

За шесть лет работы в Киеве Федецкий сделал немало прекрасных фоторабот и накопил необходимый опыт для самостоятельной работы. Молодой фотограф принимает решение переехать в другой город. Это решение базировалось, прежде всего, на уверенности в собственных творческих силах и в то же время было продиктовано жгучим желанием в полной мере реализовать знания, полученные от признанных мастеров фотографии.

Финансово и морально Альфред Федецкий уже был готов вести собственное дело. Фотоателье он решил открыть в Харькове – динамично развивающимся городе, считавшимся крупнейшим фотографическим центром Юга России, где сконцентрировались значительные силы специалистов.

В начале лета 1886 года молодой мастер вместе с супругой и полугодовалой дочерью переезжает в Харьков. Согласно резолюции харьковского губернатора Федецкий берет в аренду пустовавшее с 7 апреля ателье фотографа Досекина в доме, на Екатеринославской улице № 6.

Альфред Федецкий сознательно и активно искал средства выразительности фотоискусства. Новаторские для своего времени снимки фотографа быстро получили широкую популярность. Слухи о чудесном мастере фотопортрета распространились по Харькову. О деятельности Федецкого с уважением заговорили в России и во многих странах Европы.

Кроме портретной съемки Федецкий создавал жанровые фотокомпозиции и фотопейзажи. Эти работы не раз с успехом экспонировались на зарубежных фотовыставках, публиковались в журналах, тиражировались в виде планшетов, даже переносились художниками на большие полотна.

В сентябре 1888 года на Всемирной выставке в Брюсселе А. Федецкий был удостоен золотой медали (L’union fait la forse / Союз и сила). В ноябре того же года он удостоился «Высочайшей благодарности» императора Александра III за фотоснимки с места крушения императорского поезда в Харьковской губернии, не далеко от станции Борки. Эти снимки в дальнейшем сыграют важную роль в судьбе Федецкого.

Федецкий сделал серию фотографий, оформленных в альбом. Один из альбомов, с видами места крушения Императорского поезда, Федецкий подарил Великому Князю Сергею Александровичу на фотографической выставке в Москве 7 января 1889 года. Такой же альбом фотограф преподнес королю Дании Христиану IX. Монарх высоко оценил мастерство харьковского фотографа и наградил его именной золотой медалью. Подобной награды, по имеющимся сведениям, не удостаивался ни один из российских фотографов.

К событиям, связанным с крушением царского поезда, Альфред Федецкий обращался неоднократно. Так, к примеру, он произвел 17 октября 1888 года серию снимков моментов освящения храма на месте катастрофы. 20 мая 1891 года запечатлел закладку храма в Спасовом Ските «в память о чудесном избавлении Их Величества от опасности катастрофы». Несколько фотографий Александра III Федецкий сделал во время приезда императора в Харьков 14 июня 1894 года. Фотограф запечатлел императора во время освящения Спасового Скита и связанных с этим событием торжеств. 20 августа 1898 года Федецкий сделал серию снимков приезда Николая II к 10-летию «чудесного избавления» царской семьи во время крушения поезда.

Приведем в хронологическом порядке, полученные им награды от «высочайших особ»: «Высочайшая благодарность» императора Александра III, за снимки крушения царского поезда (28.11.1888); Золотая медаль от короля Дании Христиана IX, за снимки крушения царского поезда (14.01.1889); Бриллиантовый перстень (21.01.1889); Золотая медаль от императора Германии Вильгельма II, за снимки крушения царского поезда (28.03.1889); «Высочайшая благодарность» короля Дании Христиана IX, за снимка моментов освящения храма на месте крушения царского поезда (12.09.1889); «Высочайшая благодарность» (17.09.1889); Бриллиантовый перстень с вензелем от Великого Князя Михаила Николаевича (11.12.1892); Бриллиантовый перстень от императора Александра III, за снимки освещения храма в Борках (29.07.1894); «Высочайшая благодарность» императрицы Марии Федоровны (31.12.1894); Бриллиантовый перстень» от императора Николая II, за снимки посещения Николаем II Спасового Скита (23.08.1898).

1888–1891 годы становятся для Альфреда Федецкого поистине звездными. Кроме вышеупомянутых – Золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе (1888), Золотой медали от короля Дании Христиана IX (1889) и Золотой медали от императора Германии Вильгельма II (1889), фотограф был удостоен еще нескольких наград. Федецкого повторно наградили Золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе (Agricultuгe commerciale industriale, 1889), Малой серебряной медалью на IV Всероссийской юбилейной фотовыставке в Москве (1889), Золотой медалью на Промышленной выставке в Париже (A exposition universelle, 1889), Золотой медалью Всемирной академии наук в Брюсселе (Academie universelle de scilences des line arts, 1890), Золотой медалью Альфонса III на Международной выставке в Мадриде (Alfonso III rex de Espagne. Concours international Industriale, 1890), Золотой медалью на Международной выставке в Лондоне (1891) и высшей наградой – почетным дипломом на Международной фотографической выставке в Париже (Diplome d’ honneur, 1891).

В июле 1889 года, Федецкий посетил всемирную индустриальную выставку в Париже, которая проводилась с интервалом в одиннадцать лет. Выставка была приурочена к 100-летию французской революции и стала одной из крупнейших в мире. Используя эту выставку Франция хотела доказать свое превосходство в областях техники, науки и культуры. Главными достопримечательностями выставки стали Эйфелева башня, Галерея машин, Дворец искусств и другие достижения. В огромных павильонах были представлены новейшие технические изобретения – телефон, фонограф, воздушный шар. В рамках индустриальной выставки демонстрировались достижения и в области фотографии. Среди экспонировавшихся работ лучших фотомастеров мира были выставлены и фотографии «А. Федецкого из Харькова». Одна из нескольких Золотых медалей Парижской индустриальной выставки была присуждена Альфреду Федецкому.

В 14 марта 1893 года Федецкий сделал четыре снимка П.И. Чайковского во время приеезда композитора в Харьков. Чайковский высоко оценил мастерство выдающегося харьковского фотографа. В своих письмах друзьям в течение апреля-сентября 1893 года, он весьма лестно отзывался о Федецком, называя его «первокласснейшим фотографом». В июле 1894 года Федецкий удостоился золотой медали за фотопортрет Чайковского на Антверпенской выставке. Эта золотая медаль стала двенадцатой в послужном списке мастера светописи.

В 1896 году Федецкий всерьез увлекся экспериментами в области рентгеновской фотографии, звукозаписи и кинематографа. По сообщениям газет первый опыт по «фотографированию невидимых объектов» Федецкий провел 21 января 1896 года.

К этому времени относятся и первые эксперименты Федецкого в области кинематографа. В харьковской прессе появляются сообщения о приобретении Федецким съемочного киноаппарата. Первые документально подтвержденные киносъемки Федецкого в Харькове датируются 30 сентября 1896 года. В газете «Южный край» сообщалось, что он «заснял на кинетографическую пленку перенесения иконы Озерянской божьей Матери по ул. Екатеринославской на протяжении 1,5 минуты».

Киносеанс Федецкого, устроенный в помещении оперного театра 2 декабря 1896 года, вызвал восторженные отзывы в прессе. Рецензенты отмечали высокое техническое качество съемки, особо выделяя то поразительное впечатление, какое оставила демонстрация фильмов на невиданном по размеру экране. Атмосферу этого просмотра хорошо передает отзыв в газете «Южный край», в котором в частности подчеркивалось, что съемки Федецкого заслуженно вызывают бурные аплодисменты зрителей.

Во время своих кинематографических экспериментов Федецкий не забывал о своей основной профессии. В 1897–1900 годах Федецкий очень плодотворно сотрудничает со многими специализированными фотографическими изданиями. Его работы украшают самые известные журналы Москвы и Петербурга.

В 1897 году фотографический ежегодник П.М. Дементьева опубликовал несколько фоторабот Федецкого. В 1898 году высокую оценку общественности получил «Этюд» А. Федецкого, помещенный в московском журнале «Фотографическое обозрение». В том же году во время пребывания в Харькове И. Айвазовского Федецкий сделал несколько снимков. В знак благодарности художник подарил Федецкому картину своей кисти – чудный морской вид с надписью: «В знак глубокой моей признательности за чудно исполненные вами фотографические портреты».

В 1898 году Федецкий обращается к технологии изготовления цветной фотографии. Об этом свидетельствует статья в варшавском фотографическом журнале «Swiatlo», в которой шла речь о технологии изготовления цветных диапозитивов по методу Федецкого. Более того, фотохудожник овладел техникой нанесения цветного фотографического изображения на разные материалы, и в одном из объявлений сообщил, что «особенно рекомендует усовершенствованный способ портретов красками по фарфору».

В 1900 году московском журнале «Фотографическое обозрение» были опубликованы два снимка М. Заньковецкой, названные «Интернациональные образцовые портретные снимки».

В 1901 году Федецкий изобретает новый способ фотографического производства, который современники охарактеризовали как «очень интересное открытие, сделанное в области фотографии». Речь шла о целиком новом методе съемки, который позволял очень тонко имитировать офорт-гравюру на цветном металле с рисунком, протравленным кислотой. Журнал «Фотографическое обозрение» в марте 1901 года посвятил изобретению специальное сообщение, в котором указывалось, что «новый способ являет собою огромнейший прогресс в деле фотографии и имеет блестящее будущее».

Много сил и энергии Федецкий отдает реализации нового проекта – открытию первого в России фотографического института. Этот проект становится главной целью его жизни. Однако, этому полезному начинанию так и не суждено было воплотиться. Помимо социальных и общественных обстоятельств, помешавших реализации проекта имели место причины личного характера. В конце 90-х годов врачи выявили у Федецкого серьезную болезнь сердца.

Жизнь Федецкого оборвалась неожиданно. Альфред Константинович умер 21 июля 1902 года в Минске по дороге в Берлин. Был похоронен в Харькове на Иоанно-Усекновенском кладбище.

Харьковские губернские ведомости. – 1888. – 3 октября. Об экспонировании фоторабот А. Федецкого на Всемирной фотовыставке в Брюсселе сообщалось и в газете «Южный край» от 18.06.1888 года.

Фотограф, один из первых кинематографистов России.


Федецкий являлся владельцем собственной, хорошо оборудованную фотографии в Харькове, «фотографом ея Императорскаго Величества».

В 1896 году Федецкий снимает первый документально подтверждённый русский фильм.

Первая на территории Империи киносъёмка, произведённая её гражданином (перед этим была т

олько съёмка французом Камиллом Серфом коронации Николая II в мае), - съёмка Федецкого под названием «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков» 30 сентября 1896 года.

Второй и третий русские фильмы также снял Федецкий: это «Джигитовка казаков Пер

вого Оренбургского полка» на харьковском скаковом ипподроме 15 октября 1896 и «Смотр Харьковского вокзала в момент отправления поезда с начальством, которое находится на платформе» (около 4 ноября 1896).

В Лондоне проходила международная фото-выставка. Для участия в выставке необходимо было предс

тавить 24 фотографии, описывающие какое-либо событие. Федецкий подготовил яркий рассказ об архитектуре Российских монастырей. Многие в Европе впервые осознали, что архитектура русских монастырей произведение высокого искусства. Федецкий получает медаль и получает финансовый приз, на который он покуп

ает две новые кинокамеры.

В Харькове стоял казачий полк и Федецкий решил снять жизнь казаков. (На тот момент казачья кавалерия считалась лучшей в Европе). Федецкий снял фильм «Джигитовка казаков 1-го Оренбургского полка», это был документальный фильм, демонстрирующий жизнь русской кавалерии. Чуть

позже Федецкий снимает «Вид харьковского вокзала в момент отхода поезда с находящимся на платформе начальством». Были и другие фильмы.

Зарубежные фирмы, такие как Патэ и братья Люмьер готовы были покупать его фильмы, однако категорически отказывались демонстрировать под его именем.

Это не устра

ивало Федецкого и он решает открыть свой кинозал. Он покупает будочку с проектором, арендует помещение и начинает демонстрировать фильмы. Его картины имеют ошеломляющий успех, но кинотеатр сгорает со всеми пленками, подожженный. После потери фильмов Федецкий решает прекратить киносъемки и вернуться