Герои рассказа они сражались за родину. История создания фильма "они сражались за родину"

Михаил Александрович Шолохов, автор произведения “Они сражались за Родину”, говорил о своем творении следующее: “Здесь хочется изобразить наш народ, наших граждан, истоки его героизма… Я уверен, что мой долг как советского писателя это поход по обжигающим следам своих соотечественников в их противостоянии иноземному владычеству и сотворить произведение искусства одного уровня исторического значения с этим противостоянием.”

В книге подробно раскрыта жизненная судьба троих рядовых граждан Советского Союза - комбайнера Ивана Звягинцева, шахтера Петра Лопахина и агронома Николая Стрельцова. Чрезвычайно отличные друг от друга по характерам, их жизни оказались связаны на войне дружбой и безграничной преданностью Отчизне. Николай удручен отступлением своего батальона и его собственной семейной трагедией: перед началом войны Стрельцова бросила жена и детей ему пришлось оставить у престарелой матери. Однако, это не мешает ему отчаянно биться с врагом. В жесткой схватке он был контужен и оглушен. Попав в госпиталь, он убегает из него обратно в полк, в котором после сражений осталось лишь двадцать семь человек.

Встретив старых товарищей, он в ярких красках описал, что его состояние улучшилось и его место здесь, рядом с ними. С одной стороны этот поступок можно объяснить его храбрость и отчаянным нравом. Но что если проведенное в лазарете время заставило Николая вспомнить о расставании с женой? Что если только находясь в пылу сражения он может забыть горечь предательства и одиночество, которое станет верным спутником одинокому человеку, который остался один на один с суровой послевоенной реальностью, которая на момент действия книги была бесконечно сумрачной. Все это читатель может прочитать между строк произведения Шолохова и задуматься о истинной глубине книги.

Петру Лопахину хотелось обнять Стрельцова, увидев и услышав его историю, но от внезапно нахлынувших чувств он не смог выдавить и слова. Иван Звягинцев, работавший до войны комбайнером, старался успокоить Стрельцова, повествуя о собственной якобы неудачной семейной жизни. Автор описывает эту историю с юмором и огромной долей добродушия.

Знакомство Шолохова с Лукиным, старым генералом, создала в книге совершенно нового персонажа - Стрельцова, родного брата Николая, генерала Красной Армии. В 1936 году его преследовали и репрессировали, но в 1941-м стране были нужны опытные офицеры и командиры. После начала боевых действий Лукину был возвращен чин, сам он был освобожден и отправлен в состав вооруженных сил. 19-я армия генерала Лукина приняла удар 3-й танковой группы Германа Гота и дивизий 9-й армии генерал-полковника Адольфа Штрауса западнее Вязьмы. Целую неделю солдаты сдерживали натиск фашистов. Сам генерал был серьезно ранен и пленен в ходе боя. Советский офицер мужественно и самоотверженно прошел через все невзгоды немецкого плена.

Лопахин очень тяжело переживает героическую смерть лейтенанта Голощекова. Все подробности его гибели описывает Старшина Поприщенко, стоя на могиле боевого товарища. Из его слов можно понять, насколько отважным он считает его поступок, поражаясь выносливости лейтенанта. Теплые чувства у читателя обязательно вызывает повар Лисиченко, использующий любую возможность вырваться на передовую. Когда Лопахин спрашивает его о предстоящем ужине, Лисиченко рассказывает, что начинку котла щами он уже сделал и оставил двух раненых солдат за готовкой присматривать. Фронтовая дружба - важный аспект, на котором играет автор.

Николай сильно переживает при отступлении, вспоминая, какими глазами их провожали местные жители. Но при этом осознавая, что поражения Красной Армии происходят по вине солдат и командиров, именно они и есть та сила которая должна противостоять врагу и у которой катастрофически не хватает опыта.

Звягинцев впервые наблюдает за тем, как языки пламени пожирают спелый хлеб на колхозном просторе. Он разговаривает с колосом: “Милый мой, вот это ты прокоптился! Дымом от тебя воняет, что от цыгана… Вот что с тобою проклятый фашист, окостенелая его душа, делает”.

Речь комдива Марченко - “пусть враг пока торжествует, но победа все равно будет за нами” - отражают оптимистическую и ободряющую идею произведения. В частности его частей, представленных публике в 1949 году. В одной из сцен читатель наблюдает, как сотня бойцов и командиров двигается единой колонной, а затем автор направляет внимание на то, как тщательно воины хранили полковое знамя, пронеся его через все повествование. Эти строки обязаны раскрыть самую важную часть в характере советских людей - это долг и верность. Ведь именно эти черты привели наш народ к победе.

Необходимо вспомнить о встрече Михаила Шолохова со Сталиным, которая состоялась 21 мая 1942 года, когда писатель вернулся с передовой, чтобы отпраздновать свой день рождения. Генералиссимус позвал Шолохова к себе и в ходе беседы настоял написать роман, который бы “правдиво и ярко изображал героизм солдат, и смекалку командиров.”

В 1951 году Михаил Александрович признался, что больше всего у него получается описывать переживания простых людей, которых коснулась война, нежели описывать “гениальность” советских полководцев того периода. И на это есть свои причины.

Масштабы войны
Трагедия, развернувшаяся на всех фронтах конфликта в 1941 не могла не задеть самого Шолохова. Неумелое руководство и банальная глупость стоила миллионам бойцов их жизней.

И тем не менее, этот роман в первую очередь о людях. Предназначенные самой природой для другой, более высокой миссии, нежные и слабые, умеющие любить и жалеть, они взяли в руки винтовки, чтобы мстить и убивать. Мировая война поменяла устоявшийся уклад жизни, перековала даже души людей, сделав слабых сильными, а робких смелыми. Даже самый скромный вклад в победу велик. Подвиги советского народа бессмертны, пока память о них живет в нашем сердце.

Анализ произведения

Пейзажи в произведении тесно увязаны с военной атрибутикой. Непревзойденно описаны все батальные эпизоды романа. Благодаря сочным и живым картинам, которые автор играючи рисует в голове у своих читателей книга надолго врезается в память. Мало кто способен пройти мимо этого произведения и остаться равнодушным. К сожалению основная часть произведения была утрачена и свет вышли лишь отдельные главы, но только по этим частям можно понять насколько душевная и сильная книга была написана Шолоховым.

Слишком отчетливо в памяти российского народа сохранилась память о той ужасной войне. По книге “Они сражались за Родину” Сергей Бондарчук, настоящий мастер военного кинематографа, поставил одноименный фильм, который так же удостоился множества наград. Его посмотрели больше 40 миллионов советских граждан.

Талант автора ярко проявился в этом произведении, которое до сих пор находит своих читателей, в том числе среди молодых патриотов, которым в скором времени придётся защищать свою страну и исполнять свой долг перед отчизной.

5 (100%) 2 votes


Они сражались за Родину — фильм, который создал Сергей Бондарчук. Этот фильм посмотрели миллионы, а создавался он по одноименной книге Шолохова Они сражались за Родину. Этот роман изучают в школе, изучили его и мы. Теперь сделаем его .

Читая произведение Шолохова, можем отметить кратко то, что автор описывает первые годы войны. Здесь автор выделяет трех друзей однополчан, что защищают с другими солдатами переправу через Дон, по которой переправляются советские солдаты. Полк выполняет свою задачу и что немаловажно, защищая, солдаты сохраняют и свое знамя.

Михаил Шолохов свое произведение, прежде всего, посвящает людям. Он посвятил его героям, которые должны были жить по другому сценарию. У каждого была своя миссия, были свои чувства, но всем пришлось взять винтовки и идти убивать, защищая Родину от немецко-фашистских захватчиков. Война перевернула все с ног на голову, изменила уклад жизни. Даже души и характеры людей поменяла, сделав слабых сильными личностями, робких — отважными и смелыми людьми. На войне был каждый вклад важен и об этом пишет писатель.

Большая часть романа была утеряна, но и тех глав, что сохранились, достаточно, чтобы увидеть подвиги наших людей в годы войны. При этом обстановка, в которой находились солдаты, была напряженной. А по другому и быть не могло, ведь и сама война — страшное время. Это период, когда не знаешь, что может произойти в ту или иную секунду. При этом повсюду видна выжженная земля, повсюду окопы, что роют солдаты, пыль и грязь, горе и кровь. Да еще и сам автор описывает именно тот период, когда нашим солдатам приходилось отступать. Герои произведения Лопахин, Звягинцев, Стрельцов, как впрочем и все остальные боевые товарищи, испытывают стыд за то, что им приходится оставлять своих братьев на оккупированных территориях. Они испытывают горечь поражения.

Главные герои произведения

Центральными персонажами в романе Они сражались за Родину являются три солдата: Стрельцов Николай, Иван Звягинцев и Петр Лопахин. В мирной жизни это агроном, комбайнер и шахтер. Однако на войне это три отважных солдата, три замечательных друга и боевых товарища. Такие разные по характеру, разные в профессии, однако сплоченные в общей цели и стремлении к победе.

На синем, ослепительно синем небе - полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром, неправдоподобной белизны облака. На дороге - широкие следы танковых гусениц, четко отпечатанные в серой пыли и перечеркнутые следами автомашин. А по сторонам - словно вымершая от зноя степь: устало полегшие травы, тускло, безжизненно блистающие солончаки, голубое и трепетное марево над дальними курганами, и такое безмолвие вокруг, что издалека слышен посвист суслика и долго дрожит в горячем воздухе сухой шорох красных крылышек перелетающего кузнечика.

Николай шел в первых рядах. На гребне высоты он оглянулся и одним взглядом охватил всех уцелевших после боя за хутор Сухой Ильмень. Сто семнадцать бойцов и командиров - остатки жестоко потрепанного в последних боях полка - шли сомкнутой колонной, устало переставляя ноги, глотая клубившуюся над дорогой горькую степную пыль. Так же, слегка прихрамывая, шагал по обочине дороги контуженный командир второго батальона капитан Сумсков, принявший на себя после смерти майора командование полком, так же покачивалось на широком плече сержанта Любченко древко завернутого в полинявший чехол полкового знамени, только перед отступлением добытого и привезенного в полк откуда-то из недр второго эшелона, и все так же, не отставая, шли в рядах легко раненные бойцы в грязных от пыли повязках.

Было что-то величественное и трогательное в медленном движении разбитого полка, в мерной поступи людей, измученных боями, жарой, бессонными ночами и долгими переходами, но готовых снова, в любую минуту, развернуться и снова принять бой.

Николай бегло оглядел знакомые, осунувшиеся и почерневшие лица. Сколько потерял полк за эти проклятые пять дней! Почувствовав, как дрогнули его растрескавшиеся от жары губы, Николай поспешно отвернулся. Внезапно подступившее короткое рыдание спазмой сдавило его горло, и он наклонил голову и надвинул на глаза раскаленную каску, чтобы товарищи не увидели его слез… «Развинтился я, совсем раскис… А все это жара и усталость делают», - думал он, с трудом передвигая натруженные, будто свинцом налитые ноги, изо всех сил стараясь не укорачивать шага.


Теперь он шел не оглядываясь, тупо смотрел себе под ноги, но перед глазами его опять, как в навязчивом сне, вставали разрозненные и удивительно ярко запечатлевшиеся в памяти картины недавнего боя, положившего начало этому большому отступлению. Опять он видел и стремительно ползущую по склону горы, грохочущую лавину немецких танков, и окутанных пылью перебегающих автоматчиков, и черные всплески разрывов, и рассеянных по полю, по нескошенной пшенице, в беспорядке отходящих бойцов соседнего батальона… А потом - бой с мотопехотой противника, выход из полуокружения, губительный огонь с флангов, срезанные осколками подсолнухи, пулемет, зарывшийся рубчатым носом в неглубокую воронку, и убитый пулеметчик, откинутый взрывом, лежащий навзничь и весь усеянный золотистыми лепестками подсолнуха, причудливо и страшно окропленными кровью…

Четыре раза немецкие бомбардировщики обрабатывали передний край на участке полка в тот день. Четыре танковые атаки противника были отбиты. «Хорошо дрались, а не устояли…» - с горечью подумал Николай, вспоминая.

На минуту он закрыл глаза и снова увидел цветущие подсолнухи, между строгими рядами их стелющуюся по рыхлой земле повитель, убитого пулеметчика… Он стал несвязно думать о том, что подсолнух не пропололи, наверное, потому, что в колхозе не хватило рабочих рук; что во многих колхозах вот так же стоит сейчас ни разу не прополотый с весны, заросший сорняками подсолнух; и что пулеметчик был, как видно, настоящий парень - иначе почему же солдатская смерть смилостивилась, не изуродовала его, и он лежал, картинно раскинув руки, весь целенький и, словно звездным флагом, покрытый золотыми лепестками подсолнуха? А потом Николай подумал, что все это - чепуха, что много пришлось ему видеть настоящих парней, изорванных в клочья осколками снарядов, жестоко и мерзко обезображенных, и что с пулеметчиком это просто дело случая: тряхнуло взрывной волной - и посыпался вокруг, мягко слетел на убитого парня молодой подсолнуховый цвет, коснулся его лица, как последняя земная ласка. Может быть, это было красиво, но на войне внешняя красота выглядит кощунственно, оттого так надолго и запомнился ему этот пулеметчик в белесой, выгоревшей гимнастерке, раскидавший по горячей земле сильные руки и незряче уставившийся прямо на солнце голубыми потускневшими глазами…

Усилием воли Николай отогнал ненужные воспоминания. Он решил, что лучше всего, пожалуй, ни о чем сейчас не думать, ничего не вспоминать, а вот так идти с закрытыми глазами, ловя слухом тяжкий ритм шага, стараясь по возможности забывать про тупую боль в спине и отекших ногах.

Ему захотелось пить. Он знал, что воды нет ни глотка, но все же потянулся рукой, поболтал пустую фляжку и с трудом проглотил набежавшую в рот густую и клейкую слюну.

На склоне высоты ветер вылизал дорогу, начисто смел и унес пыль. Неожиданно гулко зазвучали на оголенной почве до этого почти неслышные, тонувшие в пыли шаги. Николай открыл глаза. Внизу уже виднелся хутор - с полсотни белых казачьих хат, окруженных садами, - и широкий плес запруженной степной речки. Отсюда, с высоты, ярко белевшие домики казались беспорядочно рассыпанной по траве речной галькой.

Молча шагавшие бойцы оживились. Послышались голоса:

Должен бы привал тут быть.

Ну, а как же иначе, отмахали с утра километров тридцать.

Сзади Николая кто-то звучно почмокал губами, сказал скрипучим голосом:

Родниковой, ледяной водицы по полведра бы на брата…



Миновав неподвижно распростершую крылья ветряную мельницу, вошли в хутор. Рыжие, пятнистые телята лениво щипали выгоревшую траву возле плетней, где-то надсадно кудахтала курица, за палисадниками сонно склоняли головки ярко-красные мальвы, чуть приметно шевелилась белая занавеска в распахнутом окне. И таким покоем и миром пахнуло вдруг на Николая, что он широко открыл глаза и затаил вздох, словно боясь, что эта знакомая и когда-то давным-давно виденная картинка мирной жизни вдруг исчезнет, растворится, как мираж, в знойном воздухе.

Этого романа в завершённом виде нет. Всё, что опубликовано, по объёму не больше повести и печатается с подзаголовком «главы из романа»…
В 1968 году Шолохов посылает в газету «Правда» новые главы романа «Они сражались за Родину», в которых действие происходит накануне войны. На следующий год главы опубликовывают, но… в «отредактированном» виде. После прочтения глав, «улучшенных» идеологическими цензорами, Михаил Александрович Шолохов, как Писатель, замолчал. Он умер в 1984 году и перед смертью сжег все свои архивы и рукописи, никому ничего не объясняя. Хотя объяснения в данном случае и не нужны. Ещё в «хрущёвские» времена Михаил Александрович, прочитав однажды о себе чьи-то воспоминания, с иронией заметил: «Если при живом так могут, то что же после смерти будет?» Он знал об умении сусловских цензоров «отредактировать ёлочку под телеграфный столб» и решил, что лучше всё сжечь…
Далеко не все читатели знают, что у дочери Писателя, Светланы Михайловны, сохранился неотредактированный экземпляр «предвоенных» глав. Подробностей я не знаю, но «авторский» вариант был напечатан только в 2000 году…
Правильно Шолохов сделал или нет, бросая рукописи в камин – это не тема для споров.
Есть такая молитва: «Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить; дай мне смирение принять то, что я не могу изменить; и дай мне мудрость для того, чтобы отличить первое от второго». Возможно, атеисту Шолохову Господь дал и силу, и смирение, и мудрость… А может быть Михаил Александрович совершил самую большую ошибку в своей жизни, сжигая неопубликованные рукописи романа «Они сражались за Родину»…
Как именно «корректировали» в 1969 году главы из романа, хочется показать на конкретных примерах.

У Шолохова директор МТС Иван Степанович Дьяченко рассказывает Николаю о своём аресте:
«ТАК ВОТ, МИКОЛА, Я ТЕБЕ ОБ ЭТОМ НИКОГДА НЕ ГОВОРИЛ, НЕ БЫЛО ПОДХОДЯЩЕГО СЛУЧАЯ, А СЕЙЧАС СКАЖУ, КАК Я ЧЕРЕЗ СВОИ НЕРВЫ В ТЮРЬМУ ПОПАЛ: В ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОМ Я РАБОТАЛ ЗАВЕДУЮЩИМ РАЙЗЕМОТДЕЛОМ В СОСЕДНЕМ РАЙОНЕ, БЫЛ ЧЛЕНОМ БЮРО РАЙКОМА. И ВОТ ОБЪЯВИЛИ ТОГДА СРАЗУ ТРЁХ ЧЛЕНОВ БЮРО, В ЧИСЛЕ ИХ ПЕРВОГО СЕКРЕТАРЯ, ВРАГАМИ НАРОДА И ТУТ ЖЕ АРЕСТОВАЛИ. НА ЗАКРЫТОМ ПАРТСОБРАНИИ НАЧАЛИ НА ЭТИХ РЕБЯТ ВСЯКУЮ ГРЯЗЬ ЛИТЬ. СЛУШАЛ Я, СЛУШАЛ, ТЕРПЕЛ, ТЕРПЕЛ, И СТАЛО МНЕ ТОШНО, НЕРВЫ НЕ ВЫДЕРЖАЛИ, ВСТАЛ И ГОВОРЮ: «ДА ЧТО ЖЕ ВЫ, СУКИНЫ СЫНЫ, ТАКИЕ БЕСХРЕБЕТНЫЕ? ВЧЕРА ЭТИ ТРОЕ БЫЛИ ДЛЯ ВАС ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ И ДРУЗЬЯ, А НЫНЧЕ ОНИ ЖЕ ВРАГАМИ СТАЛИ? А ГДЕ ФАКТЫ ИХ ВРАЖЕСКОЙ РАБОТЫ? НЕТУ У ВАС ТАКИХ ФАКТОВ! А ТО, ЧТО ВЫ ТУТ ГРЯЗЬ МЕСИТЕ, - ТАК ЭТО СО СТРАХУ И ОТ ПОДЛОСТИ, КАКАЯ У ВАС, КАК ПЕРЕЖИТОК, ЕЩЁ НЕ УБИТАЯ ОКОНЧАТЕЛЬНО И ШЕВЕЛИТСЯ, КАК ЗМЕЯ, ПЕРЕЕХАННАЯ КОЛЕСОМ БРИЧКИ. ЧТО ЭТО ЗА ПОРЯДКИ У ВАС ПОШЛИ?» ВСТАЛ И УШЁЛ С ЭТОГО ПАКОСТНОГО СОБРАНИЯ. А НА ДРУГОЙ ДЕНЬ ВЕЧЕРОМ ПРИЕХАЛИ ЗА МНОЙ…
НА ПЕРВОМ ДОПРОСЕ СЛЕДОВАТЕЛЬ ГОВОРИТ МНЕ: «ОБВИНЯЕМЫЙ ДЬЯЧЕНКО, А НУ, СТАНОВИСЬ В ДВУХ МЕТРАХ ОТ МЕНЯ И РАСКАЛЫВАЙСЯ. ЗНАЧИТ НЕ НРАВЯТСЯ ТЕБЕ НАШИ СОВЕТСКО-ПАРТИЙНЫЕ ПОРЯДКИ? КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ЗАХОТЕЛОСЬ ТЕБЕ, ЧЕРТОВА КОНТРА?!» Я ОТВЕЧАЮ, ЧТО МНЕ НЕ НРАВЯТСЯ ТАКИЕ ПОРЯДКИ, КОГДА БЕЗ ВИНЫ ЧЕСТНЫХ КОММУНИСТОВ ВРАГАМИ НАРОДА ДЕЛАЮТ, И ЧТО, МОЛ, КАКАЯ ЖЕ Я КОНТРА, ЕСЛИ С ВОСЕМНАДЦАТОГО ГОДА Я ВО ВТОРОЙ КОННОЙ АРМИИ У ТОВАРИЩА ДУМЕНКО ПУЛЕМЁТЧИКОМ НА ТАЧАНКЕ БЫЛ, С КОРНИЛОВЫМ СРАЖАЛСЯ И В ТОМ ЖЕ ГОДУ В ПАРТИЮ ВСТУПИЛ. А ОН МНЕ: «БРЕШЕШЬ ТЫ, ХОХОЛ, СУЧЬЕ ВЫМЯ, ТЫ – ПЕТЛЮРОВЕЦ И САМЫЙ МАХРОВЫЙ УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛИСТ! ЖЕЛТОБЛАКИТНАЯ СВОЛОЧЬ ТЫ!» ЕЩЕ КОГДА ОН МЕНЯ КОНТРОЙ ОБОЗВАЛ, ЧУЮ, НАЧИНАЮТ МОИ НЕРВЫ РАСШАТЫВАТЬСЯ, А КАК ОН МЕНЯ ПЕТЛЮРОВЦЕМ ОБОЗВАЛ, - Я ПОБЛЕДНЕЛ ВЕСЬ С НОГ ДО ГОЛОВЫ И ГОВОРЮ ЕМУ: «ТЫ САМ ВЕЛИКОДЕРЖАВНЫЙ КАЦАП! КАКОЕ ТЫ ИМЕЕШЬ ПРАВО МЕНЯ, КОММУНИСТА С ВОСЕМНАДЦАТОГО ГОДА, ПЕТЛЮРОВЦЕМ НАЗЫВАТЬ?» И ТЫ ПОНИМАЕШЬ, МИКОЛА, С ДЕТСТВА НЕ ГОВОРИЛ Я ПО-УКРАИНСКИ, А ТУТ КАК ПРОРВАЛО – СРАЗУ ОТ ВЕЛИКОЙ ОБИДЫ РИДНУ МОВУ ВСПОМНИЛ: «ЯКИЙ ЖЕ Я, КАЖУ, ПЕТЛЮРОВЕЦ, КОЛЫ Я И НА УКРАИНЕ НИ РАЗУ НЕ БУВ? Я Ж НА СТАВРОПОЛЬЩИНЕ РОДИВСЯ И УСЮ ЖИЗНЬ ТАМ ПРОЖИВ». ОН И ПРИВЯЗАЛСЯ: «АГА, ГОВОРИТ, ЗАГОВОРИЛ НА МАМИНОМ ЯЗЫКЕ! РАСКАЛЫВАЙСЯ ДАЛЬШЕ!» ОБДУМАЛСЯ Я И ГОВОРЮ ОПЯТЬ ЖЕ НА УКРАИНСКОМ: «У ПЕТЛЮРЫ Я НЕ БУВ, А ЩЕ ГИРШЕ ЗИ МНОЮ БЫЛО ДИЛО…» ОН ВЕСЬ ПЕРЕГНУЛСЯ КО МНЕ, ПЫТАЕТ: «КАКОЕ? ГОВОРИ!» Я ГЛАЗА РУКАВОМ ТРУ И ТЕХЕСЕНЬКО КАЖУ: «БУВ Я ТОДИ АРХИЕРЕЕМ У ЖИТОМИРИ И ПАН ГЕТЬМАН СКОРОПАДЬСКИЙ МИНЕ ПИД РУЧКУ ДО СТОЛА ВОДЫВ». АХ, КАК ОН ВЗВИЛСЯ! АЖ ГЛАЗА ПОЗЕЛЕНЕЛИ. «ТЫ ЧТО ЖЕ ЭТО ВЗДУМАЛ, ИЗДЕВАТЬСЯ НАД СЛЕДСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ?» ОТКУДА НИ ВОЗЬМИСЬ, ПОЯВИЛИСЬ ЕЩЁ ДВОЕ ДОБРЫХ МОЛОДЦЕВ, И СТАЛИ ОНИ С МЕНЯ КУЛАКАМИ АРХИЕРЕЙСКИЙ САН СНИМАТЬ… ЧАСА ДВА ТРУДИЛИСЬ НАДО МНОЙ! ОБОЛЬЮТ ВОДОЙ И ОПЯТЬ ЗА МЕНЯ БЕРУТСЯ…
ЗА ВОСЕМЬ МЕСЯЦЕВ КЕМ Я ТОЛЬКО НЕ БЫЛ! И ПЕТЛЮРОВЦЕМ, И ТРОЦКИСТОМ, И БУХАРИНЦЕМ, И ВООБЩЕ КОНТРОЙ И ВРЕДИТЕЛЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА… А ОКОНЧИЛОСЬ ТЕМ, ЧТО ПЕРВЫХ ТРЁХ ИЗ НАШЕГО БЮРО РАССТРЕЛЯЛИ, МЕНЯ И ЕЩЁ ОДНОГО ПАРНЯ, НАЧАЛЬНИКА МИЛИЦИИ, ВЫПУСТИЛИ, А ЧЕТЫРЁХ ОСТАЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ БЮРО ЗАГНАЛИ В ЛАГЕРЯ…».
В «отредактированной» версии о том, что Дьяченко был под следствием вообще не упоминается. Вышеприведённый монолог просто убрали. Последующий текст, естественно, тоже пришлось «поправить»:
А в результате:
Шолоховский вариант:
«МОЖЕТ ТЫ И ПРАВ: ТРУСОВАТ СТАЛ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ. А В ВОСЕМНАДЦАТОМ ГОДУ НЕ ТРУСИЛ ПРИНИМАТЬ БОЙ С БЕЛЫМИ, ИМЕЯ В МАГАЗИННОЙ КОРОБКЕ ВИНТА ОДНУ-ЕДИНСТВЕННУЮ ОБОЙМУ ПАТРОНОВ! НЕ РОБЕЛ НА ДЕНИКИНСКИХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ОФИЦЕРОВ В АТАКУ ХОДИТЬ. НИЧЕГО НЕ БОЯЛСЯ В ТЕХ СВЯТЫХ ДЛЯ СЕРДЦА ГОДАХ! А ТЕПЕРЬ ПЕРЕЖОГА ГОРЮЧЕГО БОЮСЬ, ЭТОГО ЛОДЫРЯ ВАНЬКУ-СЛЕСАРЯ ПРАВЕДНО ОБМАТЮКАТЬ БОЮСЬ, ПЕРЕД НАЧАЛЬСТВОМ ТРЕПЕТАЮ ПОТОМУ, ЧТО САМ СИДЕЛ У СВОИХ, И СВОИ ЖЕ БИЛИ МЕНЯ, КАК СУКИНОГО СЫНА, И ЗАСТАВЛЯЛИ И НА СЕБЯ И НА СВОИХ ДРУЗЕЙ ПОКЛЁПЫ ПИСАТЬ… ВОТ С КАКИХ ПОР Я ПУГЛИВЫЙ СТАЛ! ЭТО ОДЕССКАЯ ШПАНА СДЕЛАЛА СМЕШНЫМИ НАШИ СЛОВА «ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ!» А В ТЮРЬМЕ Я НЕ СКРИПЕЛ ЗУБАМИ И НЕ ГОВОРИЛ ПРО СЕБЯ: «ЗА ЧТО ЖЕ Я БОРОЛСЯ, ЕСЛИ В ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОМ МЕНЯ, КОММУНИСТА, НАЗЫВАЮТ ВРАГОМ НАРОДА, ИЗГАЛЯЮТСЯ НАДО МНОЙ, КАК ХОТЯТ, В НАШЕЙ ЖЕ ТЮРЬМЕ, КАКУЮ МЫ СБЕРЕГЛИ ДЛЯ НАСТОЯЩЕЙ КОНТРЫ, И ТРЕБУЮТ ОТ МЕНЯ ПРАВДЕ НАПЕРЕРЕЗ ЛЖИВЫЕ ПОКАЗАНИЯ НА МОИХ ЧЕСТНЫХ ДРУЗЕЙ-КОММУНИСТОВ, И ЗАСТАВЛЯЮТ ПОДПИСЫВАТЬ НА СЕБЯ ТАКОЕ, ЧТО И БАБУШКЕ МОЕЙ ВО СНЕ НЕ СНИЛОСЬ». ВОТ ТАК-ТО, МИКОЛА!…»
Цензурный вариант:
«МОЖЕТ ТЫ И ПРАВ: ТРУСОВАТ СТАЛ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ. А В ВОСЕМНАДЦАТОМ ГОДУ НЕ ТРУСИЛ ПРИНИМАТЬ БОЙ С БЕЛЫМИ, ИМЕЯ В МАГАЗИННОЙ КОРОБКЕ ВИНТА ОДНУ-ЕДИНСТВЕННУЮ ОБОЙМУ ПАТРОНОВ! НЕ РОБЕЛ НА ДЕНИКИНСКИХ ДОБРОВОЛЬЧЕСКИХ ОФИЦЕРОВ В АТАКУ ХОДИТЬ. НИЧЕГО НЕ БОЯЛСЯ В ТЕХ СВЯТЫХ ДЛЯ СЕРДЦА ГОДАХ! А ТЕПЕРЬ ПЕРЕЖОГА ГОРЮЧЕГО БОЮСЬ, ЭТОГО ЛОДЫРЯ ВАНЬКУ-СЛЕСАРЯ ПРАВЕДНО ОБМАТЮКАТЬ БОЮСЬ, ПЕРЕД НАЧАЛЬСТВОМ ТРЕПЕТАЮ… ПУГЛИВЫЙ СТАЛ! НО ЭТО ОДЕССКАЯ ШПАНА СДЕЛАЛА СМЕШНЫМИ НАШИ СЛОВА «ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ!» Я ЗНАЮ, ЗА ЧТО Я БОРОЛСЯ!»
Думаю, что комментарии излишни…
Рассказ генерала Стрельцова о лагерной жизни тоже «подсократили». В результате:
Шолоховский вариант:
«В ТРИДЦАТЬ ВОСЬМОМ ГОДУ В РОСТОВЕ НА ПЕРВОЕ МАЯ, КАК ТОЛЬКО ДО ТЮРЬМЫ ДОЛЕТЕЛИ С ДЕМОНСТРАЦИИ ЗВУКИ «ИНТЕРНАЦИОНАЛА», ВСЯ ТЮРЬМА, ТЫСЯЧА ДВЕСТИ ЧЕЛОВЕК, ПОДХВАТИЛИ И ЗАПЕЛИ «ИНТЕРНАЦИОНАЛ». И КАК ПЕЛИ! НИЧЕГО ПОДОБНОГО Я НИКОГДА НЕ СЛЫШАЛ В ЖИЗНИ, И НЕ ДАЙ БОГ ЕЩЁ РАЗ УСЛЫШАТЬ!… ПЕЛИ СО СТРАСТЬЮ, С ГНЕВОМ, С ОТЧАЯНИЕМ! ТРЯСЛИ ЖЕЛЕЗНЫЕ РЕШЁТКИ И ПЕЛИ… ТЮРЬМА ДРОЖАЛА ОТ НАШЕГО ГИМНА! ЧАСОВЫЕ ОТКРЫЛИ БЕГЛЫЙ ОГОНЬ ПО ОКНАМ, НО, НЕСМОТРЯ НА ЭТО, «ИНТЕРНАЦИОНАЛ» ДОПЕЛИ ДО КОНЦА. ДА РАЗВЕ ВРАГИ МОГЛИ ТАК ПЕТЬ?! – ГОЛОС АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВИЧА ОСЁКСЯ, ХУДОЕ ЛИЦО ИСКАЗИЛОСЬ, НО ГЛАЗА ОСТАЛИСЬ СУХИМИ, ОН НАДОЛГО ЗАМОЛЧАЛ И ВНОВЬ ЗАГОВОРИЛ, ТОЛЬКО КОГДА СПРАВИЛСЯ С ВОЛНЕНИЕМ – Я ТЕБЕ ТАК СКАЖУ: НАСТОЯЩИЕ КОММУНИСТЫ И В ЛАГЕРЯХ ОСТАЛИСЬ КОММУНИСТАМИ, НАСТОЯЩИЕ КОММУНИСТЫ И ПЕРЕД РАССТРЕЛОМ УСПЕВАЛИ КРИКНУТЬ: «ДА ЗДРАВСТВУЕТ НАША ПАРТИЯ! ДА ЗДРАВСТВУЕТ ТОВАРИЩ СТАЛИН!» ТЕБЕ ЭТО НЕ НАПОМИНАЕТ РИМСКИХ ГЛАДИАТОРОВ? ТЕ ТОЖЕ, ВЫХОДЯ НА АРЕНУ ЦИРКА, ВОСКЛИЦАЛИ: ЗДРАВСТВУЙ, ЦЕЗАРЬ, ТЕБЯ ПРИВЕТСТВУЮТ ИДУЩИЕ НА СМЕРТЬ!»
И НА СЛЕДСТВИИ И В ЛАГЕРЯХ СТАВИЛАСЬ ОДНА ЦЕЛЬ: ЛИШИТЬ НАС, ЗАКЛЮЧЁННЫХ, ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА, ПРЕВРАТИТЬ В ЖИВОТНЫХ. В ОТНОШЕНИИ НЕМНОГИХ ЭТА ЦЕЛЬ ДОСТИГАЛАСЬ, БОЛЬШИНСТВО ЖЕ ОСТАВАЛИСЬ ЛЮДЬМИ. В ОДНОМ ИЗ ЛАГЕРЕЙ ВМЕСТЕ СО МНОЙ БЫЛ ТОДОРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ, БЫВШИЙ КОМАНДИР КОРПУСА, ОСУЖДЁННЫЙ НА ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ ЛАГЕРЕЙ С ЛИШЕНИЕМ ВОИНСКОГО ЗВАНИЯ, КОНФИСКАЦИЕЙ ИМУЩЕСТВА И ПОРАЖЕНИЕМ В ПРАВХ НА ПЯТЬ ЛЕТ. ЕГО ЗНАЛ ЛЕНИН. ЗНАЛИ МНОГИЕ ВОЕННЫЕ, КАК ЧЕСТНЕЙШЕГО КОММУНИСТА И ЧЕЛОВЕКА. РАБОТАЛИ МЫ НА ЛЕСОПОВАЛЕ. И ВОТ ОДНАЖДЫ СТОИМ МЫ С НИМ РЯДОМ В ПОХОДНОЙ КОЛОННЕ. ИДЁТ ДОЖДЬ С МОКРЫМ СНЕГОМ. СТОИМ ЧАС, ДВА. ЛАГЕРНОЕ НАЧАЛЬСТВО НЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ, ЗАТО НАС, МОКРЫХ И ПРОДРОГШИХ ДО КОСТЕЙ, РАЗВЛЕКАЕТ КУЛЬТБРИГАДА, СОСТАВЛЕННАЯ СПЛОШЬ ИЗ УГОЛОВНИКОВ. ЭТАКИЕ КРАСНОРОЖИЕ ГАВРИКИ СИДЯТ ПОД КРЫТЫМ НАВЕСОМ, ДОЖДЬ ИХ НЕ ПОЛИВАЕТ, ВОТ ОНИ И НАЯРИВАЮТ НА БАВЛАЛАЙКАХ: «АХ ВЫ, СЕНИ, МОИ СЕНИ, СЕНИ НОВЫЕ МОИ»…
ДЯДЯ САША ТОЛКАЕТ МЕНЯ ЛОКТЁМ, ГОВОРИТ: «ТЁЗКА, ЭТО ОНИ НАС, СТАРЫХ КОММУНИСТОВ, ВОСПИТЫВАЮТ. ТЫ ЭТО ДОЛЖЕН ЦЕНИТЬ!» МИЛЫЙ ДЯДЯ САША! ОН И СЕЙЧАС В ЛАГЕРЯХ… НО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК И ТАМ БЫЛ КОММУНИСТОМ, КОММУНИСТОМ ОН И ОСТАЛСЯ ДО КОНЦА СВОИХ ДНЕЙ.
ТАКИХ ТАМ МНОГО, ОХ МНОГО, КОЛЯ! И Я НЕ ПОТЕРЯЛ ВЕРУ В СВОЮ ПАРТИЮ И СЕЙЧАС ГОТОВ ДЛЯ НЕЁ НА ВСЕ! ЗАЧЕРКНУТЬ ВСЮ СВОЮ СОЗНАТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ? ЗАТАИТЬ ЗЛОБУ НА ПАРТИЮ? НЕ МОГУ!»
Сусловские гаврики умело «отсекли лишнее»:
«В ТРИДЦАТЬ ВОСЬМОМ ГОДУ В РОСТОВЕ НА ПЕРВОЕ МАЯ, КАК ТОЛЬКО ДО ТЮРЬМЫ ДОЛЕТЕЛИ С ДЕМОНСТРАЦИИ ЗВУКИ «ИНТЕРНАЦИОНАЛА», И В ТЮРЬМЕ ПОДХВАТИЛИ И ЗАПЕЛИ «ИНТЕРНАЦИОНАЛ». И КАК ПЕЛИ! НИЧЕГО ПОДОБНОГО Я НИКОГДА НЕ СЛЫШАЛ В ЖИЗНИ, И НЕ ДАЙ БОГ ЕЩЁ РАЗ УСЛЫШАТЬ!… ПЕЛИ СО СТРАСТЬЮ, С ГНЕВОМ, С ОТЧАЯНИЕМ! ТРЯСЛИ ЖЕЛЕЗНЫЕ РЕШЁТКИ И ПЕЛИ… ТЮРЬМА ДРОЖАЛА ОТ НАШЕГО ГИМНА! ДА РАЗВЕ ВРАГИ МОГЛИ ТАК ПЕТЬ?! – ГОЛОС АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВИЧА ОСЁКСЯ, ХУДОЕ ЛИЦО ИСКАЗИЛОСЬ, НО ГЛАЗА ОСТАЛИСЬ СУХИМИ, ОН НАДОЛГО ЗАМОЛЧАЛ И ВНОВЬ ЗАГОВОРИЛ, ТОЛЬКО КОГДА СПРАВИЛСЯ С ВОЛНЕНИЕМ. – Я ТЕБЕ ТАК СКАЖУ: НАСТОЯЩИЕ КОММУНИСТЫ И ТАМ ОСТАЛИСЬ КОММУНИСТАМИ… И Я НЕ ПОТЕРЯЛ ВЕРУ В СВОЮ ПАРТИЮ И СЕЙЧАС ГОТОВ ДЛЯ НЕЁ НА ВСЕ! ЗАЧЕРКНУТЬ ВСЮ СВОЮ СОЗНАТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ? ЗАТАИТЬ ЗЛОБУ НА ПАРТИЮ? НЕ МОГУ!»

…О фронтовой судьбе генерала Александра Стрельцова нам читать нечего. Но известно, что его прототипом был генерал Михаил Федорович Лукин, командовавший армией при обороне Смоленска. Лукин был тяжело ранен (ему ампутировали ногу) и попал в плен. Сотрудничать с нацистами категорически отказался. В 1945 году был освобождён из плена и несколько месяцев находился под следствием, а затем был отправлен на пенсию…
Шолохов не оставил цензорам возможности поработать над такой судьбой…

В этой статье мы расскажем вам о романе, который написал Михаил Шолохов в 1969 году. Вашему вниманию представлено его краткое содержание. "Они сражались за Родину" - произведение известное. Сергей Бондарчук снял фильм с одноименным названием. В основу картины лег сам роман, его краткое содержание. "Они сражались за Родину" - фильм, вышедший на экраны в 1975 году. Он имел большой успех. "Они сражались за Родину" отзывы собрал в основном положительные. Он даже стал лучшим фильмом согласно проведенному в 1976 году журналом "Советский экран" опросу.

Роман Шолохова начинается следующим образом. Из всего полка в сражении за один из хуторов, Старый Ильмень, уцелело лишь 117 солдат и командиров. Бойцы, измученные бесконечным отступлением и тремя танковыми атаками, брели по безводной, знойной степи. Только в одном повезло полку: удалось сохранить полковое знамя. Бойцы наконец дошли до затерянного в донской степи хуторка и обрадовались, увидев, что походная кухня уцелела.

Беседа Звягинцева со Стрельцовым

Беседа Звягинцева со Стрельцовым, описанная в произведении "Они сражались за Родину", - отрывок, который стоит хотя бы вкратце пересказать читателю, описывая роман. Она состояла в следующем. Иван Звягинцев, напившись из колодца солоноватой воды, завел беседу с Николаем Стрельцовым, своим другом, о семье и доме. Неожиданно разоткровенничавшись, Стрельцов, видный, высокий мужчина, до войны работавший агрономом, сказал своему товарищу о том, что от него, оставив двух маленьких детей. Семейные проблемы были также у Звягинцева, бывшего тракториста и комбайнера. Его жена, которая трудилась прицепщиком на тракторе, через художественную литературу "испортилась". Женщина увлеклась дамскими романами и начала требовать от своего супруга "высоких чувств". Этим она его приводила в большое раздражение. Жена Звягинцева читала ночами книги, а днем ходила сонная. В результате пришло в запустение хозяйство, а дети бегали, словно беспризорники. Она писала такие письма мужу, что их стыдно было прочесть и друзьям. Бравого тракториста жена называла то котиком, то цыпой, а про любовь писала "книжными словами". От этих слов у Звягинцева начиналось "кружение в глазах" и "туман в голове".

Петр Лопахин

Продолжаем описывать краткое содержание. "Они сражались за Родину" далее знакомит нас с таким героем, как Петр Лопахин.

Пока Иван жаловался Николаю на все вышеописанное, тот крепко заснул. После пробуждения Николай почуял запах пригоревшей каши. Он также услышал, как с поваром переругивается Петр Лопахин, бронебойщик. Из-за пресной каши, надоевшей изрядно, тот находился с поваром в постоянной конфронтации. Николай познакомился с Лопахиным в сражении за колхоз "Светлый путь". Потомственный шахтер Петр был человеком неунывающим, любил пошутить над своими друзьями и всем сердцем верил в собственную мужскую неотразимость.

Отступление русских войск

Непрекращающееся отступление русских войск угнетало Николая. Хаос царил на фронте, и Советской армии не удавалось никак организовать отпор немцам. В особенности трудно было глядеть в глаза людям, которые остались в тылу врага. Местные жители относились к отступающим бойцам как к предателям. Стрельцов не верил в то, что русским удастся выиграть войну с немцами. Лопахин полагал, что они еще не научились бить врага, не накопили злости, достаточной для победы. Когда это произойдет, они прогонят врага. А тем временем Лопахин не унывал, ухаживал за молодыми медсестрами, шутил.

Еще один тяжелый бой, ранение Стрельцова

Друзья, искупавшись в Доне, наловили раков. Однако попробовать их им не удалось. Гул артиллерийской стрельбы донесся с запада. Полк вскоре по тревоге подняли и приказали солдатам держаться до последнего, заняв оборону на скрещении дорог, на высоте над хутором.

Бой был тяжелым, что отмечает Шолохов. "Они сражались за Родину" - роман, в котором дается описание его подробностей. Остаткам полка приходилось сдерживать танки противника, стремившиеся вырваться к Дону, где тем временем происходила переправа главных сил. Высоту после двух атак с применением танков начали бомбить с воздуха. Разорвавшимся неподалеку снарядом сильно контузило Николая. Стрельцов, очнувшись, увидел, что началась атака его полка. Он попытался вылезти из окопа глубиной в человеческий рост, однако не смог этого сделать. Стрельцова накрыло долгое беспамятство.

Отступление полка

Вновь полк отступал по дороге, которая была окружена горящими хлебами. При виде народного богатства, гибнущего в огне, у Ивана болела душа. Для того чтобы не уснуть на ходу, он начал поносить немцев вполголоса. Лопахин услышал это бормотание и стал насмешничать. Друзей теперь осталось лишь двое: Николая Стрельцова обнаружили раненым и отправили для лечения в госпиталь.

Очередная оборона, Лопахин подбил вражеский самолет

Полк вскоре вновь занял оборону. Она проходила на подступах к переправе. Линия ее шла возле села. Лопахин ("Они сражались за Родину" - роман Михаила Шолохова, а главную роль в одноименном фильме исполнил другой русский писатель - Василий Шукшин), вырыв укрытие для себя, усмотрел невдалеке черепичную крышу, а также услышал голоса женщин. Как оказалось, они доносились с молочной фермы. Ее обитателей готовили к эвакуации. На молочной ферме Лопатин взял молока. Однако не успел сходить за сливочным маслом: начался авианалет. Полк на этот раз без поддержки не остался: зенитный комплекс прикрывал солдат. Из бронебойного ружья Лопахин подбил один вражеский самолет, получив за это стаканчик водки от лейтенанта Голощекова. Тот предупредил его, что стоять придется насмерть: бой предстоит тяжелый.

Лопахин, возвращаясь от Голощекова, едва успел добежать до вырытого им окопа - начался авианалет. На окопы, воспользовавшись наличием прикрытия с воздуха, поползли танки немцев. Их тут же накрыла огнем батарея противотанковой обороны и полковая артиллерия. Бойцы сумели отбить до полудня шесть тяжелых атак. Их боевой дух поддерживало то, что они сражались за Родину. Автор отмечает, что Звягинцеву странным и неожиданным показалось недолгое затишье. Он скучал по своему другу, Стрельцову Николаю, полагая, что с Лопахиным, этим завзятым зубоскалом, невозможно серьезно поговорить.

Ранение Ивана Звягинцева

Далее автор произведения рассказывает о том, как был ранен Иван Звягинцев. Это один из главных героев, которого создал в романе Михаил Шолохов. "Они сражались за Родину" - фраза, которая относится ко всем солдатам Великой Отечественной войны. Иван Звягинцев показан в произведении одним из храбрых бойцов, боровшихся вместе с другими за освобождение своей страны от захватчиков.

Немцы спустя некоторое время принялись за артиллерийскую подготовку. Огненный шквал обрушился на передний край. Звягинцев под таким плотным обстрелом не был уже давно. Около получаса продолжался он. После этого прикрытая танками немецкая пехота двинулась на окопы. Этой зримой опасности почти обрадовался Иван. Стыдясь собственного недавнего испуга, он ворвался в бой. Полк вскоре начал наступление. Оглушительно громыхнуло позади, и Иван упал, обезумев от боли.

Отступление на другой берег Дона

Немцы, вымотанные неудачными попытками захватить переправу, прекратили атаки к вечеру. Был получен приказ остаткам русского полка отступать, перебравшись на другой берег Дона. Тяжело ранило лейтенанта Голощекина, поэтому командовать стал старшина Поприщенко. Во время перехода к полуразрушенной дамбе полк еще дважды попал под артобстрел немцев. Лопахин теперь остался совсем без друзей. С ним рядом шел лишь Копытовский Александр, 2-й номер его расчета.

Смерть лейтенанта Голощекина, возвращение Николая Стрельцова

Умер лейтенант Голощекин, так и не сумев переправиться через Дон. Похоронили лейтенанта на берегу реки. Тяжело было на душе у Лопахина. Он боялся того, что полк на переформирование отправят в тыл, и ему придется забыть о фронте надолго. Это казалось бойцу несправедливым, особенно сейчас, когда на счету был каждый солдат. Лопахин, поразмыслив, отправился к старшине для того, чтобы сказать свою просьбу: он хотел остаться в действующей армии. Он увидел по дороге Николая Стрельцова. Петр, обрадовавшись, окликнул своего друга, однако тот даже не оглянулся. Как вскоре выяснилось, он оглох от контузии. Николай, немного отлежавшись в госпитале, принял решение сбежать на фронт.

Ранение и лечение в госпитале Ивана Звягинцева

Продолжим знакомить читателей с произведением "Они сражались за Родину", автор которого - Михаил Шолохов (на фото ниже).

Звягинцев, очнувшись, увидел, что бой идет вокруг него. Он ощутил сильную боль и понял, что осколки бомбы, взорвавшейся сзади, иссекли всю его спину. Солдата на плащ-палатке тащили по земле. Потом он почувствовал, что падает куда-то, и вновь потерял сознание, ударившись плечом. Во второй раз очнувшись, Иван увидел лицо медсестры над собой. Девушка пыталась дотащить Звягинцева до медсанбата. Хрупкой, маленькой медсестре тяжело было тащить Ивана, однако она не бросила его. Звягинцев в госпитале поссорился с санитаром, распоровшим ему голенища новых сапог. Он также продолжал ругаться, когда усталый хирург вытаскивал осколки из его ног и спины.

Решение друзей остаться на фронте

"Они сражались за Родину" - книга, в которой описаны разные характеры, мотивы людей и их личные качества. Читая следующий эпизод, мы ближе знакомимся с внутренним миром героев произведения.

Стрельцов, как и Лопахин, решил остаться на фронте. Он не для того сбежал из госпиталя, чтобы отсиживаться в тылу. Вскоре Копытовский и флегматичный немолодой солдат Некрасов подошли к друзьям. Их беседа - важный момент, который автор не зря включил в произведение "Они сражались за Родину". Некрасов был не прочь попасть на переформировку. Этот солдат планировал отыскать сговорчивую вдову и отдохнуть с ней от войны. Планы Некрасова привели в ярость Лопахина. Но тот, не став ругаться, объяснил ему спокойно, что у него что-то вроде лунатизма, "окопная болезнь". Проснувшись утром, Некрасов нередко обнаруживал, что забирался в неожиданные места. Один раз он даже оказался в печи. Солдат решил, что был завален в окопе взрывом, и принялся звать на помощь. От этой болезни Некрасов и хотел спастись в объятиях тыловой вдовы. Разозленного Лопахина не тронул грустный рассказ этого героя произведения "Они сражались за Родину". Анализируя его реакцию, можно сказать также, что Лопахин напомнил товарищу о его семье, которая осталась в Курске. Он отметил, что если все защитники станут думать об отдыхе, до нее наверняка доберутся фашисты. Подумав над словами Лопахина, Некрасов принял решение остаться. Сашка Копытовский поступил так же. Такое общее решение приняли главные герои произведения "Они сражались за Родину". Книга эта учит верности, патриотизму, товариществу.

Полк отправляется в штаб дивизии

Они вчетвером подошли к землянке Поприщенко, которого солдаты уже успели разозлить своими просьбами остаться на фронте. Старшина объяснил Лопахину, что дивизия их является кадровой, стойкой и видавшей виды, сохранившей свое знамя - боевую святыню. Такие бойцы не останутся без дела. Майор уже отдал приказ старшине отправляться в хутор Таловский, в котором был расположен штаб дивизии. Здесь полк будет пополнен свежими силами, после чего отправлен на наиболее важный участок фронта.

"Они сражались за Родину": описание отдыха полка по пути в штаб

Солдаты полка отправились в этот хутор, заночевав по пути в другом, небольшом хуторе. Поприщенко не хотел, чтобы в штаб пришли ободранные и голодные бойцы. Он хотел добыть у председателя местного колхоза провиант для них, однако кладовые оказались пустыми. Тогда Лопахин пустил в ход свою мужскую привлекательность. Этот солдат попросил председателя предоставить им жилье у небедной солдатки не старше 70 лет. Она оказалась женщиной неправдоподобно высокого роста, примерно тридцати лет. Невысокого Лопахина восхитила ее стать, и он пошел ночью на приступ. Петр вернулся к товарищам с шишкой на лбу и подбитым глазом - солдатка, как оказалось, была верной женой. Лопахин, проснувшись утром, обнаружил, что она готовит завтрак для всего полка. Как выяснилось, женщины, оставшиеся в хуторе, отказались кормить отступающих солдат, которых они посчитали предателями. Старшина рассказал им о том, что полк отступает с боем. Тогда женщины сразу же собрали провизию и накормили солдат.

Встреча полка с командиром дивизии, полковником Марченко

Полк, прибывший в штаб, встречал полковник Марченко, командир дивизии. 27 бойцов привел старшина Поприщенко, из которых пятеро были легко ранены. Полковник, сказав торжественную речь, принял полковое знамя, которое прошло уже всю Первую мировую войну. Лопахин увидел, что, когда полковник перед ним преклонил колено, слезы потекли по щекам старшины.

На этом заканчивается краткое содержание. "Они сражались за Родину" - произведение, которое стоит прочесть и в оригинале. Роман передает атмосферу времени, с которым многие из нас знакомы лишь по рассказам немногих оставшихся в живых участников событий, а также по учебникам истории. Но в учебниках можно найти лишь факты, перечень событий, их краткое содержание. "Они сражались за Родину" позволяет представить военное время так, как если бы мы являлись непосредственными участниками событий, пережить то, что чувствовали другие. С такими задачами может справиться только художественная литература. Произведение "Они сражались за Родину", суть которого мы только что изложили, - один из лучших романов о Великой Отечественной войне.