"Снегурочка" (Островский): описание и анализ пьесы. Анализ «Снегурочка» Островский

Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

Опера «Снегурочка» не сразу полюбилась музыкантам и слушателям. Как и пьеса, она раскрывается гранями только самому чуткому восприятию. Но сумев постичь однажды ее подлинную космическую красоту, никто уже не сможет разлюбить ее. Подобно юной героине, она из скромности не показывает всей глубины сразу. Но через сказку на Руси издревле передавали самые ценные мысли.

Действующие лица

Описание

Мороз бас отец Снегурочки, воплощение суровых при родных сил
Весна меццо-сопрано мать Снегурочки, надежда, обаяние и тепло природы
сопрано дочь холода и тепла, красавица, не способная любить
Лель контральто пастух и поэт-певец, восхищающий сердца
Купава сопрано подружка Снегурочки
Мизгирь баритон жених Купавы, заморский купец
Берендей тенор правитель царства берендейского
Бобыль тенор приемные родители Снегурочки, взявшие ее в свой дом
Бобылиха меццо-сопрано
Народ (берендеи), царские слуги

Краткое содержание


В основу либретто легла драматургическая пьеса Александра Островского «Снегурочка». Второе название произведения – «Весенняя сказка». В нем много иносказательного – весной с природой происходят такие преображения, что этот процесс можно сравнить с волшебством. Сказку населяют сказочные персонажи, и развитие сюжета построено не на обычных для того времени канонах.

Дочь Весны и Мороза Снегурочка выросла в лесу под защитой мистических лесных существ. Но издавна наблюдает за людьми, и всеми силами стремится понять их мир. Она упрашивает родителей разрешить ей пожить среди людей.

Попав в дом Бобыля и Бобылихи, она начинает познавать мир человеческих отношений. Оказывается, люди ищут любовь и женятся, встретив её. Сердце Снегурочки холодно от рождения. Она слушает песни Леля, беседует с подругой Купавой, но не чувствует ничего.

Мерный ход деревенской жизни нарушает появление Мизгиря – жениха Купавы. Уже назначена свадьба, как вдруг Мизгирь встречает Снегурочку и пленяется ее холодно-сдержанной красотой. Он бросается за Снегурочкой, упрашивая стать ему женой.

  • Это один из провозвестников жанра фэнтези – в сюжете задействованы сказочные (Леший, Мороз, Весна) и реалистичные (Лель, Купава, Мизгирь) персонажи, сама фабула имеет архетипическое строение.
  • Образ Снегурочки уникальный во всей мировой культуре – больше нигде нет подобного, кроме русского фольклора. Он окутан таинственностью, нет четких представлений о ее происхождении, но этот образ присутствует в изобразительном искусстве, сказаниях, песнях.
  • В. Даль упоминал, что снегурками, снегирями, снеговиками называли «складенных из снега болванов», имеющих образ человека.
  • Считается, что образ Снегурочки появился после крещения Руси.
  • Для Виктора Васнецова образ Снегурочки стал ключевым в творчестве.
  • В 1952 году был снят мультфильм на музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова.

Знаменитые арии и номера из оперы:

ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» (пролог) - слушать

третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» (III действие) - слушать

хор «Ай, во поле липенька» (III действие) - слушать

дуэт Снегурочки и Мизгиря «Постой, постой!» (IV действие) - слушать

заключительный хор «Свет и сила, бог Ярило» (IV действие) - слушать

Музыка

С раннего детства Николай Андреевич Римский-Корсаков очень любил русскую народную музыку, ее особенный ритм, близкий разговорному, выразительные интонации, певучую мелодику. В «Снегурочке» он выразил эту любовь с мастерством зрелого композитора. Он практически не использует прямых цитат народных песен, но очень точно стилизует, создавая свои песни, потрясающе похожие по духу на народные.

Эта музыка очень живописна – воображение живо рисует картины зимнего леса, щебет птиц, появление Весны-Красны, холод и отстраненность Снегурочки. Постепенное пробуждение природы и устремление Снегурочки к людскому теплу и любви показаны и в музыке, она становится страстной, даже экспрессивной. При этом выдержан фантастический характер сказки.

Опера открывается прологом, в котором музыкальными средствами представлены главные персонажи – силы природы, суровый Мороз, нежная Весна, хрупкая Снегурочка. Оркестр подражает птичьим трелям, звенящим ручьям, природным метаморфозам. Сцена Масленицы в конце пролога почти полностью иллюстрирует древний обряд встречи весны с зимой, хоровые эпизоды красочно описывают народные гуляния. Сцена настолько яркая, что ее часто исполняют в торжественных концертах.

Создавая образы главных героев, автор тщательно продумывал мелодические и драматургические характеристики каждого. Для каждой категории действующих лиц (сказочных персонажей, реальных людей, представителей стихий) создана отдельная интонационно-ритмическая и тембровая сфера. Оперные вокальные номера Римского-Корсакова отличаются мелодичностью в сочетании с простотой. Хор у него часто является еще одним персонажем – народом, а также вносит дополнительный колорит всему звучанию. Богатство оркестровки при этом никогда не спорит с вокальным началом, а напротив – дополняет его и обогащает.

Для композитора свойственно особое отношение к женскому лирическому образу. Его Снегурочка, Марфа из «Царской невесты» , Ольга из «Псковитянки» являются образцами трогательной, возвышенной, трепетной женственности, воплощением пленительной идеальной красоты. Трансформация образа Снегурочки отражается и в ее вокальной партии. Если в начале оперы ее мелодика близка к инструментальной (и сопровождается переливами флейты), то чем больше она тянется к людям, тем больше появляется в музыке напевности, мелодичности, пылкости (в оркестре теперь больше струнных).

Вообще, полный музыкальный анализ оперы композитор предоставил сам в книге «Летопись моей музыкальной жизни» и статье «Разбор «Снегурочки». В ней автор подробно рассказал о художественном замысле и его воплощении. Стоит отметить, что потребность в подобных документах была вызвана неудовлетворением автора первыми постановками. Как и сама пьеса Островского, оперная постановка не встретила первоначально отклика у исполнителей, дирижера, критиков. Позднее, после появления объяснений, состоялось более успешное исполнение, близкое к авторской трактовке.

Поразительно, как математически точно он проектировал драматургию и развитие действа. Глубина и новаторство композитора не могли встретить мгновенного приятия этой музыки. Они не совпадали с основными темами в искусстве того времени. Однако уже спустя десятилетие она становится локомотивом художественного преобразования в национальном искусстве.

История создания

К работе над оперой Николай Андреевич приступил летом 1880 года. За основу сюжета он взял стихотворную пьесу Александра Островского «Снегурочка», которая была издана в 1873 году. Сама пьеса вызвала большой резонанс в обществе. Оценили по достоинству ее немногие. Сказкой восхищались Ф.М. Достоевский, А.И. Гончаров, И.С Тургенев. Молодого в ту пору Петра Ильича Чайковского по просьбе автора пригласили написать музыку к театральной постановке «Снегурочки».

Но большая часть публики и особенно критики встретили пьесу холодно. Образы и иносказания ее были малопонятны современникам. Устное русское народное творчество, обрядно-песенный фольклор и мифология, культ и верования древних славян были чем-то далеким и неинтересным для тогдашней аудитории. Поверхностно восприняв пьесу, критики тут же обвинили автора в уходе от реальности. Привыкнув к его установившейся уже роли обличителя пороков русского общества, зрители были не готовы погружаться в сложный мир аллегорий сказки.

Островского обвинили в том, что он прельстился декоративными образами и легким сказочным предметом, «фантастическим» и «бессмысленным». Осложнял восприятие также поэтический слог, которым была написана пьеса. Гениальный русский драматург объездил самые дальние губернии, собирая мотивы и ритмы народных песен и сказаний, в пьесе много старославянских слов и оборотов. По-настоящему понять и оценить красоту слога этих стихов может только истинный ценитель и знаток русского фольклора.

Да и сам Римский-Корсаков при первом знакомстве с пьесой не слишком проникся ею. Лишь спустя время при повторном прочтении (зимой 1879-1880 г. г.) он вдруг «прозрел», ему открылась вся глубина и поэтичность произведения. Он моментально зажегся желанием написать оперу на этот сюжет. Это желание привело его сначала к Островскому – испросить разрешения писать музыку на его волшебное произведение, а затем – в имение Стелёво, где и была написана опера в едином порыве.

Композитор сам выступил либреттистом, внося изменения в оригинальный текст Островского. Вся работа была завершена за считанные месяцы. К концу марта 1881 года опера была завершена, а уже в январе 1882 года состоялась премьера. Сам Римский-Корсаков описывал период создания оперы как творчески наполненный, писал он чрезвычайно быстро и легко, вдохновенно. «Снегурочка» стала для него самой любимой оперой.

Иносказания в сказке и опере


О музыке Римского-Корсакова чаще всего говорят, что она светлая, чистая, возвышенная. Сказка «Снегурочка» имеет поистине наивный сюжет, чем она и привлекла композитора. В ней есть описание бытоустройства идеального общества, берендеев, с удивительно мудрым и необычным правителем – царем Берендеем, который учит свой народ жить по сердцу, хранить нравственную чистоту и благородство. Это утопичная картина даже для жителя 19 века. Однако в русском древнем эпосе она была не редка.

Русская земля может быть плодородна и урожайна. Но климат суров и непредсказуем. Затяжную зиму переживали за счет летнего урожая. А урожайность зависела от капризов природы, а не трудолюбия или таланта крестьянина. В таких условиях солнце, дарующее тепло и рост растениям и животным, стало главным божеством. Но ему не просто поклонялись, люди искали (и находили) связь между своим поведением и помыслами - и ответом Бога-Солнца. Поэтому Берендей переживал и сетовал, что бог Ярило отвернулся от Берендеева царства, считая, что жители его стали слишком много думать о корысти.


Аллегории в сказке:

  • Мороз – противопоставление Солнцу, божество, приносящее гибель и разрушение. Их противостояние обострилось, когда у Весны и Мороза появилось дитя – Снегурочка, прекрасная дева с холодным сердцем, не способным любить. Солнце отвернулось от людей в наказание за их холод друг к другу. А Снегурочка стала символическим воплощением конфликта тепла и холода души.
  • Когда в конце сказки она просит Мать-Весну даровать способность любить, и получает ее, и погибает от солнечного жара, это символизирует жертву, которую приносит героиня во имя людей. Она осознанно шла на этот путь. С ее смертью Ярило вернет благосклонность народу, а сами люди, узрев жертвенность и пламенность ее поступка, вернутся к своим этическим идеалам.
  • Показательно имя купца Мизгиря. В переводе со старославянского оно означает «паук», «тарантул». Сам род занятий купца чужд крестьянскому образу жизни, его воспринимают как чужака, несущего смутную угрозу. А по древнему поверью, тот, кто убьет паука, получит при жизни прощение семи грехов. Само появление Мизгиря в слободе взбудоражило селян. И его погибель от тоски по Снегурочке стала символическим искуплением для берендеев.
  • Пастушок Лель, пробуждающий своими поэтическими песнями и сладким голосом все живое к любви и чувствам – несомненно, уникальный персонаж для всего оперного искусства. Силой своего дарования он воздействует на людей, заставляя преображаться. По одной из версий, Лель в русском былинном эпосе – божество, олицетворяющее Любовь. К этому склоняются некоторые исследователи, усматривающие в часто встречающихся фразах «Ой, Ладо-Лель», «Лада Лель-люли» обращение к нему.
  • Но противники этой версии считают, что Лель (Ляля) – сын Лады, богини плодородия. Он не романтический герой, он пробуждает в женщине желание материнства. Плодородие для женщины – это возможность родить. По древнеславянскому верованию, заслужить внимание Леля означает получить ребенка. И это для славян - высшее благо.

Первые постановки

Несмотря на то, что Островский высказался о музыке Римского-Корсакова к своей «Весенней сказке» очень восторженно, но гораздо ближе ему была музыка Чайковского, написанная для пьесы. А тот трепет, который испытывал сам Николай Андреевич к своей опере, не поддержали музыканты и зрители первых спектаклей. Так что первые исполнения были пропитаны разочарованием.

Декорации для сцены делал Виктор Васнецов, художник-передвижник, причем, он оформлял и театральную постановку пьесы, и оперную. Используя специфические элементы русской архитектуры, зодчества, мотивы вышивки, он добился реалистического воплощения атмосферы крестьянского быта.

Краткое содержание сказки

Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме -леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди -свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым дедом, признается сама Весна.

Родилась у них дочка -Снегурочка. Весна боится ссориться с Морозом ради дочери и вынуждена терпеть все. Рассержено и само «ревнивое» Солнце. Поэтому и зовет Весна всех птиц согреться пляской, как поступают и сами люди в холода. Но только начинается веселье -хоры птиц и их пляски, -как поднимается вьюга. Весна прячет птиц в кусты до нового утра и обещает их согреть. Тем временем из лесу выходит Мороз и напоминает Весне, что у них есть общее дитя.

Мороз, Весна, Снегурочка. Снегурочка (Весенняя сказка) А. Н. Островский, иллюстрация Адриана Михайловича Ермолаева

Каждый из родителей по-своему заботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать её в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди веселых подруг и ребят, играющих и пляшущих до полуночи. Мирная встреча переходит в cпop. Мороз знает, что бог Солнца берендеев, горячий Ярило, поклялся погубить Снегурочку.

Как только в её сердце зажжется огонь любви, он растопит её. Весна не верит. После ссоры Мороз предлагает отдать их дочь на воспитание к бездетному Бобылю в слободку, там и парни вряд ли будут обращать внимание на их Снегурочку. Весна соглашается.
Мороз вызывает из лесу Снегурочку и спрашивает, не хочет ли она жить с людьми. Снегурочка признается, что давно тоскует по девичьим песням и хороводам, что нравятся ей песни молоденького пастуха Леля.

Снегурочка,художник А. М. Ермолаев

Это особенно пугает отца, и он наказывает Снегурочке больше всего на свете остерегаться Леля, в котором живут «палящие лучи» Солнца. Расставаясь с дочкой, Мороз поручает заботу о ней своим «лешуткам» лесным. И, наконец, уступает место Весне. Начинаются народные гулянья -проводы Масленицы. Берендеи песнями встречают приход Весны.
Пошел Бобыль в лес за дровами и видит Снегурочку, одетую, как боярышня. Захотела она остаться жить у Бобыля с Бобылихой приемной дочкой.

Бобыль и Бобылиха. В.М. Васнецов

Непросто живется Снегурочке у Бобыля с Бобылихой: названные родители сердятся, что она своей излишней стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов и им не удается разбогатеть с помощью выгодного брака приемной дочки. К Бобылям приходит на постой Лель, потому что они одни за деньги, собранные другими семьями, готовы его пустить в дом. Остальные боятся, что их жены и дочери не устоят перед обаянием Леля.

Снегурочка и Лель. Васнецов, эскиз

Снегурочка не понимает просьб Леля о поцелуе за песню, о подарке-цветке. Она с удивлением срывает цветок и дарит его Лелю, но тот, спев песню и увидев других девушек, зовущих его, бросает уже увядший цветок Снегурочки и убегает к новым забавам.

Многие девушки ссорятся с парнями, которые невнимательны к ним из-за увлечения красотой Снегурочки. К Снегурочке ласкова только Купава, дочь богатого слобожанина Мураша. Она сообщает ей о своем счастье: к ней посватался богатый торговый гость из царского посада Мизгирь. Тут появляется и сам Мизгирь с двумя мешками подарков -выкупом за невесту для девушек и парней.

Купава вместе с Мизгирем подходит к Снегурочке, которая прядет перед домом, и зовет её в последний раз поводить девичьи хороводы. Но увидев Снегурочку, Мизгирь страстно влюбился в нее и отверг Купаву. Он приказывает нести свою казну в дом Бобыля. Снегурочка сопротивляется этим переменам, не желая зла Купаве, но подкупленные Бобыль с Бобылихой заставляют Снегурочку даже прогнать Леля, чего требует Мизгирь.

Мизгирь и Купава. Васнецов, эскиз 1885-1886

Потрясенная Купава спрашивает Мизгиря о причинах его измены и слышит в ответ, что Снегурочка завоевала его сердце своей скромностью и стыдливостью, а смелость Купавы кажется ему теперь предвестием будущей измены. Оскорбленная Купава просит защиты у берендеев и шлет проклятия Мизгирю. Она хочет утопиться, но Лель останавливает её, и она без чувств падает ему на руки. В покоях царя Берендея происходит разговор между ним и его приближенным Бермятой о неблагополучии в царстве: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег.

Берендейки в «Снегурочке». В.Васнецов.

Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств». Чтобы угасить гнев Солнца, Берендей решает умилостивить его жертвой: в Ярилин день, назавтра, связать, брачными узами как можно больше женихов и невест. Однако Бермята сообщает, что из-за какой-то Снегурочки, объявившейся в слободе, все девушки перессорились с парнями и найти женихов и невест для бракосочетания невозможно.

Тут вбегает брошенная Мизгирем Купава и выплакивает царю все свое горе. Царь приказывает найти Мизгиря и созвать бе-рендеев на суд. Приводят Мизгиря, и Берендей спрашивает Бермяту, как покарать его за измену невесте. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на Купаве. Но Мизгирь смело возражает, что его невеста - Снегурочка.

Купава тоже не хочет выходить замуж за изменника. У берендеев нет смертной казни, и Мизгиря приговаривают к изгнанию. Мизгирь лишь просит царя самого взглянуть на Снегурочку. Увидев пришедшую с Бобылем и Бобылихой Снегурочку, царь поражен её красотой и нежностью, хочет найти для нее достойного мужа: такая «жертва» наверняка задобрит Ярилу.

Снегурочка признается, что сердце её не знает любви. Царь обращается за советом к своей супруге. Елена Прекрасная говорит, что единственный, кто сможет растопить сердце Снегурочки, - Лель. Лель зовет Снегурочку до утреннего солнца свивать венки и обещает, что к утру в её сердце проснется любовь. Но и Мизгирь не хочет уступать Снегурочку сопернику и просит позволения вступить в борьбу за сердце Снегурочки. Берендей позволяет и уверен, что на заре берендеи с радостью встретят Солнце, которое примет их искупительную «жертву». Народ прославляет мудрость своего царя Берендея.

На вечерней заре девушки и парни начинают водить хороводы, в центре - Снегурочка с Лелем, Мизгирь же то появляется, то исчезает в лесу. Восхищенный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка хочет, чтоб Лель выбрал её, но Лель выбирает Купаву. Другие девушки мирятся со своими милыми, прощая им былые измены. Лель ищет Купаву, ушедшую домой с отцом, и встречает плачущую Снегурочку, но ему не жаль её за эти «ревнивые слезы», вызванные не любовью, а завистью к Купаве.

Эскиз афиши к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Художник К.А. Коровин

Он говорит ей о тайных любовных ласках, которые ценнее публичного поцелуя, и только за настоящую любовь готов повести её утром встречать Солнце. Лель напоминает, как он плакал, когда Снегурочка прежде не ответила на его любовь, и уходит к парням, оставив Снегурочку ждать. И все же в сердце Снегурочки пока живет не любовь, а только гордость за то, что именно её поведет Лель встречать Ярилу. Но тут Мизгирь находит Снегурочку, он изливает ей свою душу, полную жгучей, настоящей мужской страсти.

Он, никогда не моливший у девушек любви, падает перед ней на колени. Но Снегурочке страшна его страсть, страшны и угрозы отомстить за унижение. Она отвергает и бесценный жемчуг, которым Мизгирь пытается купить её любовь, и говорит, что обменяет свою любовь на любовь Леля. Тогда Мизгирь хочет силой получить Снегурочку. Она зовет Леля, но на помощь ей приходят «лешутки», которым отец Мороз поручил беречь дочку.

Елена Катульская в роли Снегурочки в опере Н. А. Римского-Корсакова « Снегурочка

Они уводят Мизгиря в лес, маня его призраком Снегурочки, в лесу он и плутает всю ночь, надеясь настичь Снегурочку- призрак.
Тем временем даже сердце жены царя растопили песни Леля. Но пастух ловко увертывается и от Елены Прекрасной, оставляя её на попечение Бермяты, и от Снегурочки, от которой он убегает, завидя Купаву. Именно такой безоглядной и горячей любви ждало его сердце, и он советует Снегурочке «подслушивать» горячие Купавины речи, чтоб научиться любить. Снегурочка в последней надежде бежит к матери Весне и просит её научить настоящему чувству.

Актриса Алябьева в роли Весны в пьесе «Снегурочка»;
Виктор Васнецов. Весна. Эскиз к спектаклю «Снегурочка»;
Надежда Забела (Врубель) в роли Снегурочки (1890).

«Снегурочка» - «весенняя сказка» А.Н. Островского. Написана в марте-августе 1873 г. Первая публикация: «Вестник Европы» (1873 г., №9). По окончании работы над пьесой А.Н. Островский сказал Н.А. Некрасову: «В этом произведении выхожу на новую дорогу». Новизна пьесы, воспринятой как «преддверие к историческим галереям» драматурга, не встретила однозначного одобрения. И.С. Тургенев был «пленен красотой и легкостью языка пьесы», высоко оценил поэзию национального предания, заключенную в ней. Но те, кто ценил в Островском дар сатирика и обличителя, были разочарованы. Критика иронически отметила сходство некоторых мотивов «весенней сказки» с шекспировской комедией «Сон в летнюю ночь». Привычка воспринимать Островского как бытописателя «темного царства» привела к отвержению «призрачно-бессмысленных» образов пьесы и оценке берендеев как «народа столь же глупого, сколько фантастического» (В.П. Буренин).

Источником поэтической образности пьесы «Снегурочка» Островского явилась славянская мифология. Основой сюжета послужила народная сказка о девушке-снегурочке (опубликована И.А. Худяковым в 1862 г.). Сведения о верованиях и религиозных представлениях древних славян Островский почерпнул из фундаментального исследования А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869 гг.). Обрядовые песни, игрища, образные мотивы лирических монологов составились из записей фольклористов и этнографов А.В. Терещенко, Т.И. Филиппова, П.Н. Рыбникова и др. Стихотворный размер песни хора гусляров, начинающего второе действие, драматург приблизил к ритму прозы «Слова о полку Игореве». «Снегурочку» можно рассматривать как мифо-поэтический пролог к поздней драматургии Островского, итог его размышлений о духовных основах русской жизни. Авторское определение жанра как «весенняя сказка» дает ключ к содержанию пьесы о весне народной жизни.

«Начальное», «раннее» время действия — это правремя славянского племени. Пространство жизни берендеев (название взято из «Повести временных лет», но там оно принадлежит союзному Руси тюркскому племени) одухотворено и оживотворено, вещно и прекрасно. Это заря мироздания — золотой век: «Веселы грады в стране берендеев, радостны песни по рощам и долам / Миром красна Берендея держава». Сказочно-утопическое Берендеево царство устроено на началах правды и любви. Религия берендеев — «естественная», «натуральная» религия народа, у которого дело закона «написано в сердцах» и свято соблюдается всеми. Мудрым и справедливым блюстителем закона выступает Берендей, — «великий царь счастливых берендеев», «за всех сирот заступник», «отец земли своей».

Дети природы, берендеи живут с нею в счастливом согласии, радостно повинуясь ее основному закону - закону любви: «Природой неизменно положена пора любви для всех...» Любовь для берендеев — первоначало жизни; «горячность любовная» — необходимое условие ее продолжения. Она связывает воедино все элементы мироздания, обеспечивает его эпическое равновесие. Обрядовая, ритуальная любовь является земным воплощением священного брака земли и Неба, залогом благополучия берендеева царства. В сакральное время (Ярилин день) в заповедном лесу брачное торжество совершается во славу верховного божества Ярилы: «Угодней нет Яриле жертвы!». Как дети природы, берендеи язычески безразличны к «личному» началу в любви. (Особенно это заметно в безличной ласковости «любимца солнца» пастуха Леля, в «любвиобильности» Елены Прекрасной и пр.) Здесь-то и кроется зерно трагического конфликта.

Появление среди людей Снегурочки грозит разрушить естественный порядок жизни. Дочь Весны и Мороза, она не «знает любви совсем» и потому в глазах берендеев выступает нарушительницей природного закона: «На свете все живое должно любить...». Холодность героини, ее «нездешняя» красота порождает среди берендеев ревность, брань, усобицу. Наступает «остуда в сердцах немалая», исчезает религиозное «служенье красоте», нарушается весь уклад жизни людей. В гневе Ярила не знает пощады и лишает берендеев благодатного тепла: короткое лето «год от году короче становится, а вёсны холодней...».

Зерно трагического конфликта прорастает, когда «гордый духом» Мизгирь, увлеченный красотой Снегурочки, изменяет красавице Купаве. Это неслыханное нарушение человеческого закона предвещает конец беспечального и беспроблемного золотого века. Личное своеволие любовного чувства посягает на самую сущность религии любви берендеев. Мизгирь и Снегурочка, чуждые родовому единству берендеев, вносят хаос и разрушение в их гармоничное и упорядоченное бытие. «Личное» вступает в неразрешимое противоречие с «родовым» и гибель его становится неизбежной. Погибает Снегурочка, вымолившая у матери-Весны дар любви ради приобщения к человеческому роду. Ее «неотмирная» красота растаяла под яростными лучами верховного покровителя здешнего мира. Гибнет «обманутый богами» Мизгирь, бросаясь в озеро с Ярилиной горы: «Если боги обманщики — не стоит жить на свете!»

Жестокость к беззаконным проявлениям личного чувства звучит в словах царствующего мудреца Берендея: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут. Солнце знает, кого карать и миловать. Свершился правдивый суд!..» Конфликт между «законом» и «волей», «своим» и «чужим» приводит к финальной катастрофе. Так происходит «рождение трагедии из духа эпоса».

Впервые «Снегурочка» Островского поставлена 11 мая 1873 г. в Малом театре (Москва). Музыку к спектаклю написал П.И. Чайковский. Заглавную роль исполнила Г.Н. Федотова. В Александринском театре (Петербург) первый раз пьеса поставлена 27 декабря 1900 г. - в бенефис К.А. Варламова, исполнителя роли царя Берендея. В заглавной роли выступила В.Ф. Комиссаржевская. Среди других постановок следует отметить спектакль Нового театра (Москва), премьера которого состоялась 8 сентября 1900 г. В режиссуре A.П. Ленского пьеса прозвучала как драма любви. В Художественном театре (Москва) пьеса шла в постановке К.С. Станиславского (первое представление — 24 сентября 1900 г., роль Берендея играл В.И. Качалов).

В 1881 г. Н.А. Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка», впервые поставленную 29 января 1882 г. в Мариинском театре (Петербург), — под управлением дирижера Э.Ф. Направника. Среди других постановок оперы следует отметить премьеру 8 октября 1885 г. Частной Русской оперы С.И. Мамонтова (художественное оформление спектакля — B.М. Васнецов, И.И. Левитан, К.А. Коровин). В Большом театре (Москва) первая премьера оперы состоялась 26 января 1893 г.

Лица:

Царь Берендей . Снегурочка . Мизгирь . Лель . Весна-Красна . Все берендеи, свита Весны, цветы.

Ярилина долина: слева (от зрителей) отлогая покатость, покрытая невысокими кустами; справа — сплошной лес; в глубине озеро, поросшее осокой и водяными растениями с роскошными цветами; по берегам цветущие кусты с повисшими над водой ветвями; с правой стороны озера голая Ярилина гора, которая оканчивается острою вершиной. Утренняя заря.

Явление первое

Призрак Снегурочки несется, едва касаясь земли. Мизгирь идет за ним.

Всю ночь в глазах мелькает милый образ.
Снегурочка, постой одно мгновенье.

(Убегает за призраком в лес.)

Снегурочка сходит с горы.

Явление второе

Снегурочка , потом Весна .

Снегурочка

(обращаясь к озеру)

Родимая, в слезах тоски и горя
Зовет тебя покинутая дочь.
Из тихих вод явись — услышать стоны
И жалобы Снегурочки твоей.

Из озера поднимается Весна , окруженная цветами .

Снегурочка, дитя мое, о чем
Мольбы твои? Великими дарами
Могу тебя утешить на прощанье.
Последний час Весна с тобой проводит,
С рассветом дня вступает бог-Ярило
В свои права и начинает лето.

(Подходит к Снегурочке.)

Чего тебе недостает?

Снегурочка

Любви!
Кругом меня все любят, все счастливы
И радостны; а я одна тоскую;
Завидно мне чужое счастье, мама.
Хочу любить — но слов любви не знаю,
И чувства нет в груди; начну ласкаться
Услышу брань, насмешки и укоры
За детскую застенчивость, за сердце
Холодное. Мучительную ревность
Узнала я, любви еще не зная.
Отец-Мороз, и ты, Весна-Красна,
Дурное мне, завистливое чувство
Взамен любви в наследство уделили;
В приданое для дочки положили
Бессонные томительные ночи
И встречу дня без радости. Сегодня,
На ключике холодном умываясь,
Взглянула я в зеркальные струи
И вижу в них лицо свое в слезах,
Измятое тоской бессонной ночи.
И страшно мне: краса моя увянет
Без радости. О мама, дай любви!
Любви прошу, любви девичьей!
Дочка,
Забыла ты отцовы опасенья.
Любовь тебе погибель будет.

Снегурочка

Весна садится на траву, Снегурочка подле нее. Цветы окружают их.

Смотри, дитя, какое сочетанье
Цветов и трав, какие переливы
Цветной игры и запахов приятных!
Один цветок, который ни возьми,
Души твоей дремоту пробуждая,
Зажжет в тебе одно из новых чувств,
Незнаемых тобой, — одно желанье,
Отрадное для молодого сердца;
А вместе все, в один венок душистый
Сплетясь пестро, сливая ароматы
В одну струю, — зажгут все чувства разом.
И вспыхнет кровь, и очи загорятся,
Окрасится лицо живым румянцем
Играющим, — и заколышет грудь
Желанная тобой любовь девичья.
Зорь весенних цвет душистый
Белизну твоих ланит,
Белый ландыш, ландыш чистый,
Томной негой озарит.
Барской спеси бархат алый
Опушит твои уста,
Даст улыбку цветик малый —
Незабудка-красота.
Роза розой заалеет
На груди и на плечах,
Василечек засинеет
И просветится в очах.
Кашки мед из уст польется
Чарованием ума,
Незаметно проберется
В душу липкая Дрема.
Мак сердечко отуманит,
Мак рассудок усыпит,
Хмель ланиты нарумянит
И головку закружит.

(Надевает венок на голову Снегурочки.)

Снегурочка

Ах, мама, что со мной? Какой красою
Зеленый лес оделся! Берегами
И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Разлив зари зыбучими волнами
Колышется.
Снегурочка, прощай,
Дитя мое! Любовным ароматом
Наполнилась душа твоя. Кипучий
Восторг страстей тебя охватит скоро;
Красой лугов и озером зеркальным
Дотоле ты любуешься, пока
На юношу не устремятся шары.
Тогда лишь ты вполне узнаешь силу
И власть любви над сердцем. С первой встречи
Счастливца ты даришь любовью, кто бы
Ни встретился тебе. Но, радость-дочка,
Таи любовь от глаз Ярила-Солнца,
Спеши домой, не медля: не любуйся
Багряными потоками рассвета, —
Вершины гор покрылись позолотой,
И скоро царь светил осветит землю.
Беги домой тропинками лесными
В тени кустов и избегая встречи;
Предчувствие тревожит сердце мне.
Прощай, дитя, до нового свиданья,
И матери советов не забудь.

(Опускается в озеро.)

Снегурочка

Какое я сокровище храню
В груди моей. Ребенком прибежала
Снегурочка в зеленый лес — выходит
Девицею с душой счастливой, полной
Отрадных чувств и золотых надежд.
Снесу мой клад тропинкой неизвестной;
Одна лишь я по ней бродила, лешим
Протоптана она между болотом
И озером. Никто по ней не ходит,
Лишь лешие, для шутки, горьких пьяниц
Манят по ней, чтоб завести в трясину
Без выхода.

(Идет в лес.)

Навстречу ей выходит Мизгирь .

Явление третье

Снегурочка , Мизгирь .

Снегурочка!

Снегурочка

Ах, встреча!
Снегурочка, мои слабеют силы,
Всю ночь ловлю тебя. Остановись!
Боишься ты?

Снегурочка

О нет, Мизгирь, не страхом
Полна душа моя. Какая прелесть
В речах твоих! Какая смелость взора!
Высокого чела отважный вид
И гордая осанка привлекают,
Манят к тебе. У сильного — опоры,
У храброго — защиты ищет сердце
Стыдливое и робкое. С любовью
Снегурочки трепещущая грудь
К твоей груди прижмется.

(обнимая ее)

Жадным слухом
Ловлю твои слова, боюсь поверить
Блаженству я, Снегурочка.

Снегурочка

О милый,
Прости меня! Чего-то я боялась, —
Смешно самой и стыдно, берегла
Какое-то сокровище, не зная,
Что все, что есть на свете дорогого,
Живет в одном лишь слове. Это слово:
Любовь.
Еще отрадных слов, еще
И счастию не будет меры.

Снегурочка

Милый,
Позволь взглянуть в твое лицо, в огонь
Твоих очей вглядеться! Слушай, прежде
Считала я девичью миловидность,
Сребристый пух ланит и нежность кожи
За лучшую красу. Не понимаю,
Слепа, глупа была. Да разве можно
Красу девиц равнять с твоей красою?
Незрелый цвет девичьей нежной кожи
Равнять с мужским румянцем загрубелым?
Снегурочка твоя, бери в свой дом
Жену свою, — любить и нежить буду,
Ловить твой взгляд, предупреждать желанья.
Но, милый мой, бежим скорее, спрячем
Любовь свою и счастие от Солнца,
Грозит оно погибелью! Бежим,
Укрой меня! Зловещие лучи
Кровавые страшат меня. Спасай,
Спасай свою Снегурочку!
Дитя,
Спасать тебя? Любовь твоя — спасенье
Изгнаннику. На солнечном восходе
Мизгирь тебя супругою покажет,
И царский гнев правдивый укротится,
И, милостью богатый, Берендей
Младой чете свою окажет ласку.

Снегурочка

(на коленях)

Завет отца и матери, о милый,
Не смею я нарушить. Вещим сердцем
Почуяли они беду, — таить
Велели мне мою любовь от Солнца.
Погибну я! Спаси мою любовь,
Спаси мое сердечко! Пожалей
Снегурочку!
Покорными сердцами
Привыкла ты владеть, привыкла тешить
Угодами обычай прихотливый.
Но сердцем я не мальчик — и любить,
И приказать умею; оставайся!

Снегурочка

Не прихоть, нет. В руках твоих погибнет
Снегурочка!
Оставь ребячьи страхи
Неведомой беды! Но если вправду
Беда придет — тогда погибнем вместе.

Снегурочка

Смотри, смотри! Все ярче и страшнее
Горит восток. Сожми меня в объятьях,
Одеждою, руками затени
От яростных лучей, укрой под тенью
Склонившихся над озером ветвей.

(Становится под тень куста.)

Из лесу по горе сходит народ ; впереди гусляры играют на гуслях и пастухи на рожках, за ними царь со свитой , за царем попарно женихи и невесты в праздничных одеждах, далее все берендеи . Сойдя в долину, народ разделяется на две стороны.

Явление четвертое

Снегурочка , Мизгирь , царь Берендей , Лель и весь народ . Все с ожиданием смотрят на восток и при первых лучах солнца запевают.

Общий хор

Одна сторона:

А мы просо сеяли, сеяли,
Ой Дид-Ладо, сеяли, сеяли.

Другая сторона:

А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой Дид-Ладо, вытопчем, вытопчем.
А чем же вам вытоптать, вытоптать,
Ой Дид-Ладо, вытоптать, вытоптать?
А мы коней выпустим, выпустим,
Ой Дид-Ладо, выпустим, выпустим.
А мы коней переймем, переймем,
Ой Дид-Ладо, переймем, переймем.
А мы коней выкупим, выкупим,
Ой Дид-Ладо, выкупим, выкупим.
А чем же вам выкупить, выкупить,
Ой Дид-Ладо, выкупить, выкупить?
А мы дадим девицу, девицу,
Ой Дид-Ладо, девицу, девицу.
А нашего полку прибыло, прибыло,
Ой Дид-Ладо, прибыло, прибыло.
А нашего полку убыло, убыло,
Ой Дид-Ладо, убыло, убыло.

При пении обе стороны сближаются медленными шагами под размер песни. При конце песни женихи берут невест и кланяются царю.

Да будет ваш союз благословен
Обилием и счастием! В богатстве
И радости живите до последних
Годов своих в семье детей и внуков!
Печально я гляжу на торжество
Народное: разгневанный Ярило
Не кажется, и лысая вершина
Горы его покрыта облаками.
Недоброе сулит Ярилин гнев:
Холодные утра и суховеи,
Медвяных рос убыточные порчи,
Неполные наливы хлебных зерен,
Ненастную уборку — недород,
И ранние осенние морозы,
Тяжелый год и житниц оскуденье.

(подводя Снегурочку к царю)

Великий царь, твое желанье было
Законом мне, и я его исполнил:
С Снегурочкой на брак благослови,
Прости вину мою и гнев на милость
Перемени!
О, диво, полюбила
Снегурочка.
Охотой ли, девица
Снегурочка, вручаешь жениху
Судьбу свою? С твоей рукою вместе
Даешь ли ты любовь ему?

Снегурочка

О царь!
Спроси меня сто раз, сто раз отвечу,
Что я люблю его. При бледном утре
Открыла я избраннику души
Любовь свою и кинулась в объятья.
При блеске дня теперь, при всем народе,
В твоих глазах, великий Берендей,
Готова я для жениха и речи
И ласки те сначала повторить.

Яркий луч солнца прорезывает утренний туман и падает на Снегурочку.

Но что со мной: блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать-Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь... и в сердце... и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви! Прощайте, все Снегурочка в объятиях горячих:
Тепла была; и чуял я у сердца,
Как сердце в ней дрожало человечье.
Любовь и страх в ее душе боролись,
От света дня бежать она молила.
Не слушал я мольбы — и предо мною
Как вешний снег растаяла она.
Снегурочка, обманщица не ты;
Обманут я богами; это шутка
Жестокая судьбы. Но если боги
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье —
Холодная Снегурочка погибла.
Пятнадцать лет она жила меж нами,
Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.
Теперь, с ее чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось.
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу.
И верю я, оно приветно взглянет
На преданность покорных берендеев.
Веселый Лель, запой Яриле песню
Хвалебную, а мы к тебе пристанем.
Палящий бог, тебя всем миром славим!

На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило в виде молодого парня в белой одежде, в правой руке светящаяся голова человечья, в левой — ржаной сноп. По знаку царя прислужники несут целых жареных быков и баранов с вызолоченными рогами, бочонки и ендовы с пивом и медом, разную посуду и все принадлежности пира.

(допевает)

Даруй, бог света,
Теплое лето.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше.
Краснопогодное,
Лето хлебородное.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше.

Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

В давние-давние времена Весна-Красна и Дед Мороз родили дочку – Снегурочку. 16 лет Мороз скрывал её под охраной леших, волков и филинов в лесном тереме, куда никому не было дороги. Чтобы Снегурочке не повредило тепло, Мороз сделал все эти 16 зим необычайно холодными и уговорил супругу-Весну приходить на землю попозже.

Но когда снежная девушка выросла, и ей стало скучно в одиночестве среди зверей и лесных чудовищ. Весна-Красна, жалея свою дочь, уговаривала Мороза отпустить её пожить в ближнюю слободку племени берендеев. Мороз не соглашался. Он знал, что враг его, солнечный бог Ярило, гневается за 16 ледяных зим и собирается разжечь своими лучами в сердце Снегурочки любовное пламя, которое растопит её и погубит.

Снегурочка. Художественный фильм по пьесе А. Островского, 1968

Однако Весна всё же уговорила Мороза отпустить дочку к людям. Мороз дал на это согласие, но под условием, чтобы Снегурочка жила у берендеев в избе нищей семьи бобыля Бакулы и его жены-Бобылихи. Мороз надеялся, что слободские парни не станут пялить глаз на бедную невесту и без их ласок любовь в душе его дочери не разгорится.

Снегурочка с радостью согласилась поселиться среди людей. Празднуя вскоре Масленицу – проводы зимы, берендеи увидели на опушке леса необычайно красивую девушку. Она сказала, что ей некуда идти, и попросилась в дом к Бакуле и его жене.

«Снегурочка», 1 действие – краткое содержание

Ленивые, жившие нахлебничеством у чужих Бобыль и Бобылиха с радостью приняли к себе Снегурочку. Они ждали, что к такой красавице валом повалят богатые женихи и будут оделять их деньгами. За Снегурочку и вправду стали драться все местные парни. Однако она, дочь Мороза с ледяным сердцем, не чувствовала к ним ничего, хотя страстно желала ощутить любовь. Снегурочка прилежно работала на Бобыля и Бобылиху, но они то и дело корили её за неумение привадить парней.

Все слободские девушки сохли по бедному пастуху Лелю, который был очень красив, искусно плёл венки из цветов, пел сладкие, страстные песни и считался первым сердцеедом в округе. Снегурочка любопытно глядела на Леля и любила разговаривать с ним, силясь испытать то состояние души, которого никогда не испытывала. Но избалованный девичьим вниманием Лель то заигрывал с ней, то издевался. Не чувствуя любви, Снегурочка, как дитя, ощущала горе и ревность.

В её лучшую подругу, Купаву, влюбился купец Мизгирь – статный молодой красавец. С мешками подарков Мизгирь явился свататься к Купаве в слободку, но, увидев Снегурочку, был так потрясён её красотой, что тут же бросил невесту. Он стал просить у Бобыля и Бобылихи руки их «дочери». Те велели Снегурочке принять богатые дары купца. «Сбирайте дань, завистливые люди, с подружкина несчастья, богатейте моим стыдом», – горестно причитала она.

Снегурочка. Мультфильм по пьесе А. Островского

Купава в исступлении проклинала обманщика Мизгиря и «разлучницу» Снегурочку. По приказу Бакулы Снегурочка прогнала Леля, и тот возненавидел её. Купава решила идти с жалобой на Мизгиря к самому царю Берендею.

«Снегурочка», 2 действие – краткое содержание

Царь Берендей давно тревожился тем, что пятнадцать последних холодных зим и вёсен пригасили любовный огонь в сердцах его подданных. Юноши и девушки меньше тянулись друг к другу, ослабла связь между женами и мужьями, пошатнулась супружеская верность.

Завтра в заповедном лесу берендеи должны были отмечать великий праздник Ярилы: пировать всю ночь, а потом встречать солнечный восход. Царь задумал устроить во время этого торжества венчание всех невест и женихов, которые есть в народе, чтобы такое зрелище умилостивило разгневанного на холод Ярилу.

Но накануне праздника к Берендею явилась с жалобой на Мизгиря Купава. Царь созвал весь народ для суда над тем, кто посмел надругаться над девичьим чувством.

На суд пришла с родителями и Снегурочка. Впервые увидев её, Берендей был восхищён её красотой не меньше Мизгиря. Он просил Снегурочку самой найти себе жениха и участвовать с ним в завтрашней брачной церемонии. Однако она ответила, что неспособна чувствовать любовь.

Царь возгласил: тот из берендеев, кто сумеет до рассвета увлечь Снегурочку нежной страстью, получит её в жёны и будет первым гостем на дворцовых пирах. Воспламенить любовь в Снегурочке вызвались Мизгирь и Лель.

«Снегурочка», 3 действие – краткое содержание

Вечером берендеи собрались на поляне в лесу отмечать праздник Ярилы. Лель, подойдя к Снегурочке, запел песню про красных девиц, но потом на глазах у неё стал целоваться с Купавой. Снегурочка стала со слезами на глазах упрекать Леля, но он бросил ей: «Сама ты виновата, немало я любил тебя, горючих немало слез украдкой пролил».

Лель ушёл, а рядом со Снегурочкой появился Мизгирь. Упав перед ней на колени, он молил её о любви. Но властный и самолюбивый Мизгирь внушал Снегурочке страх. Она сказала, что никогда не сможет его полюбить. Мизгирь, потеряв голову, попытался взять её силой, однако появившийся вдруг леший колдовством бросил его в лесную чащу. Чары лешего заставили Мизгиря всю ночь гоняться за призраком Снегурочки, который то там, то здесь возникал у него перед глазами.

Избавившись от Мизгиря, Снегурочка вскоре вновь встретила Леля и стала умолять, чтобы он отвёл её к царю как свою невесту. Но Лель ушёл к Купаве, сказав: я буду встречать восход Ярила только вместе с ней. Робкое чувство Снегурочки по сравнению с горячей любовью Купавы выглядело в его глазах смешным и детским.

Снегурочка с рыданиями бросилась к своей матери, Весне – просить, чтобы она вдохнула в её ледяное сердце подлинную страсть.

«Снегурочка», 4 действие – краткое содержание

Близ места празднества стояли гора и озеро. Снегурочка прибежала на озерный берег, и из воды к ней поднялась Весна-Красна, окружённая цветами.

Снегурочка стала просить, чтобы мать подарила ей способность любить. Весна напомнила Снегурочке пророчества отца-Мороза: любовь её погубит. Но девушка настаивала: «Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез».

Весна надела на голову дочери венок из цветов, и душу Снегурочки охватила любовная страсть. В восторге ей казалось, что даже трава и деревья обрели новую красоту.

Весна пожелала Снегурочке сегодня же найти себе юношу по сердцу, но велела до утра спешить домой, чтобы не попасть на рассвете под лучи Солнца-Ярилы, которые разожгут жар в ней так, что он растопит её. Весна вновь опустилась в озеро, а Снегурочка радостно побежала по тропинке – и натолкнулась на Мизгиря, чей мужественный облик теперь сладко её зачаровал.

Она бросилась к нему на грудь и сказала, что согласна стать его женой. Обрадованный Мизгирь повлёк Снегурочку к царю Берендею, чтобы вместе с ней принять участие в брачной церемонии на восходе. Снегурочка просила быстрее вести её домой, однако Мизгирь, не слушая, бежал с нею на поляну, где хоры берендеев уже начинали славить рассвет.