Смежные с культурологией дисциплины. Культурология как наука

культурология¸ наука, статус культурологи, значимость, интегративность

Аннотация:

Одним из самых обсуждаемых вопросов современного образования, является вопрос о научном статусе культурологии. Культурология является признанной научной дисциплиной, давно доказавшей свою необходимость, состоятельность и эффективность во всем мире. В то же время она является достаточно молодой наукой, вызывающей значительное число открытых вопросов.

Текст статьи:

Интерес к культуре сопровождает всю историю человечества. Но никогда ещё она не вызывала такого пристального внимания, как в наши дни. Поэтому не случайно и появление особой отрасли человеческого знания, изучающей культуру, и культурологии, соответствующей учебной дисциплины.

Одним из самых обсуждаемых вопросов современного образования, является вопрос о научном статусе культурологии. Культурология является признанной научной дисциплиной. Она давно доказала свою необходимость, состоятельность и эффективность во всем мире. В России ситуация обстоит несколько иначе. Культурология является достаточно молодой наукой, вызывающей огромное количество споров. Перед российскими исследователями встает ряд многочисленных вопросов. Нужна ли российская культурология в современном мире, не является ли культурология маргинальной наукой, что такое культурологический подход.

Данное социологическое исследование на тему «Социальное понимание культурологии» проводилось с целью выяснить отношение общества к культурологизации современного образования и культурологии, как научной дисциплине.

Респондентам предлагалась анкета с рядом вопросов, соответствующих данной тематике. В процессе исследования было опрошено 50 человек в возрасте от 18 до 40 лет. Данная возрастная категория респондентов наиболее подходит для данного опроса, так как люди от 18 лет уже имеют за плечами знания, определяющие их предрасположенность к тем или иным наукам, которые смогут ответить на предложенные вопросы. Люди до 40 лет уже получившие образование, работающие в той или иной области, возможно, продолжают обучение, либо находятся в научной сфере.

Данные, полученные в процессе исследования, позволяют говорить о том, что тема культурологизации образования, является актуальной для общества. 87 % опрошенных показали достаточно глубокие знания в области данной тематики исследования. 2% — низкий уровень знания в этой области, и 11% опрошенных показали поверхностные знания.

Респонденты, которые оказались более осведомленными по предложенной теме, относятся к возрастной категории от 20 до 30 лет, обучающиеся в вузах. Стоит отметить, что происходящая гуманитаризация образования, внедрение в высшие учебные учреждения дисциплин культурологического цикла, создания в вузе гуманитарной сферы, способствует самореализации, самоопределению личности студента в пространстве современной культуры. Данное число опрошенных, находятся в процессе освоения профессиональных дисциплин, в том числе и культурологических.

Достаточно поверхностные знания показали респонденты в возрасте от 30 до 40 лет. 11 % от общего числа респондентов, не изучали культурологию в вузе, поэтому формируют свое мнение по данной тематике на основе самостоятельно полученных знаний.

Стоит отметить, что деятельность респондентов и возрастная категория, в которой они находятся, играют немаловажную роль в знаниях, которыми они руководствовались, отвечая на предложенные вопросы.

Вопрос о статусе и социальном понимании культурологии, о ее роли в гуманитаризации образования, разделил мнения респондентов таким образом, что одни считают, что культурология принципиально не может быть самостоятельной наукой, приписывая ей междисциплинарный характер. Другие настаивают на том, что это синтез других фундаментальных наук, дающий новое знание и имеющий свой специфический подход, что, в общем, дает все основания для определения культурологии как науки. Аргументы и одних, и других не безосновательны, и, при попытке подробного рассмотрения оказывается, что они настолько сопряжены друг с другом, что в конечном итоге составляют единое целое. Это видно на примере многих аспектов, поддающихся критике. В частности, на примере методологии, о наличии которой часто возникают споры. С одной стороны заявляется, что культурология не имеет своего собственного метода исследования, а лишь пользуется заимствованными из других фундаментальных наук, прежде всего, истории. Однако, весьма резонно замечают с другой стороны, что подобное положение дел играет лишь на руку культурологии как науке, так как лишний раз показывает всю научную широту и глубину, которые и берутся как раз от использования разноплановых методов.

Любая наука использует свои специфические методики, приемы рассмотрения тех или иных процессов и явлений, которые она изучает. Методы, применяемые в физике, отличаются от методов, применяемых в социологии или других науках. Но иногда применяются методы схожие, тождественные для различных наук. Граница между методами — подвижна; приемы, вырабатываемые в рамках одной науки, начинают успешно применяться в других. Раньше считалось, что подобно тому, как любая наука имеет свой предмет изучения, она должна иметь и свой специфический метод. Позднее выяснилось, что не ко всем наукам это применимо, особенно к социальным и гуманитарным.

Стоит отметить, что поскольку у социальных и гуманитарных наук имеется общий объект исследования, изучения, то все эти науки тесно взаимодействуют друг с другом в изучении этого объекта (Таблица № 1).

Таблица № 1. Специфика социального и гуманитарного знания

Социальное знание

Гуманитарное знание

Особенности: выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ факторов, влияющих на поведение людей

Особенности: выделение собственно научной гуманитарного знания и эзотерического знания, основанного на чувствовании, интуиции, вере

Объект: общество (человек)

Объект: человек (общество)

Предмет: социальные связи и взаимодействия, особенности функционирования социальных групп

Предмет: уникальное, неповторимое, во взаимосвязи с понятием личности; проблемы внутреннего мира человека, жизни его духа.

Науки: социология, политология, право, политическая экономия, философия, социология культуры и т.д.

Науки: филология, искусствоведение, история, культурная антропология, психология и т.д.

- строится на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте, социальные факты рассматриваются как «вещи» (Э. Дюркгейм); — приобретает характер прикладных исследований; — включает разработку моделей, проектов, программ регионального социокультурного развития.

Ведущая познавательная ориентация: — рефлексирует по поводу социокультурного смысла данного факта; — рассматривает в качестве текста любую знаково-символическую систему, имеющую социокультурный смысл; — предполагает диалогичность.

Естественнонаучные и социогуманитарные знания так же имеют схожесть и взаимосвязь в области своих специфик (Таблица № 2).

Таблица № 2. Специфика естественнонаучного и социогуманитарного знания

Естественнонаучное знание

Социогуманитарное знание

Объект познания: природа

Объект познания: человек

Субъект познания: человек

Субъект познания: человек

«Объективный» характер

Оценочный характер

Методы познания: количественные и экспериментальные

Методы познания: историко-описательный, историко-сравнительный, функциональный и др., предполагают интерпретацию автора

Установка в методологии: анализ

Установка в методологии: синтез

Это предопределяет то обстоятельство, что культурология, как гуманитарная наука, имеет тесные связи с другими науками: философией, историей, литературоведением, искусствоведением и т. д. Все эти науки обмениваются друг с другом знанием, методиками, взаимно обогащая, дополняя друг друга, утверждая в познании человека картину мира и общества, наиболее соответствующую реальным процессам, характеризующим человеческие сообщества в их функционировании и развитии. Относительно методологии можно сказать: эта научная область является общегуманитарной, поэтому и методы и методологию она может использовать практически всех гуманитарных наук.

Что касается категориального аппарата, то здесь культурологию часто обвиняют в отсутствии собственного, специфического набора категорий, в заимствовании из близких научных областей, преимущественно из философии. Но в этом заимствовании нет ничего предосудительного - культурологическое знание выделилось из философии. Поэтому преемственность категорий здесь естественна и оправданна. Но культурология имеет не только эти заимствованные категории, исследователи выделяют и специфический категориальный аппарат этого знания. Предметное поле культурологии определено четко - это культура. Это её специфический предмет, отличающий её от других социальных, гуманитарных дисциплин, делающий необходимым её существование как особой отрасли знания. Само понимание культуры, достаточно, широкое. И хотя нет единого определения культуры, все ученые сходятся в понятии культуры как предмета изучения.

И, наконец, о фундаментальных научных исследованиях. За свою небольшую историю культурология уже имеет авторов и их сочинения, которые исследуют как отдельные культурные явления, так и теоретические вопросы культурологии. Стоит выделить основные разделы культурологии, которые имеют свою сферу исследования (Таблица № 3).

Таблица № 3. Разделы культурологии

Разделы культурологии

Сферы исследований

Фундаментальная культурология

Цель: теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования

Онтология и гносеология культуры

Многообразие определений культуры и ракурсов познания, социальных функций и параметров. Основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология

Морфология культуры

Основные параметры функциональной структуры культуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, накопления и трансляции социального опыта

Культурная семантика

Представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации

Антропология культуры

Представления о личностных параметрах культуры, о человеке как «производителе» и «потребителе» культуры

Социология культуры

Представления о социальной стратификации и пространственно-временной дифференциации культуры, о культуре как системе социального взаимодействия

Социальная динамика культуры

Представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем

Историческая динамика культуры

Представления об эволюции форм социокультурной организации

Прикладная культурология

Цель: прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике

Прикладные аспекты культурологии

Представления о культурной политике, функциях культурных институтов, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, включая охрану и использование культурного наследия

Преподавание культурологии в негуманитарных вузах 85 % опрошенных считают необходимым. Объясняется это тем, что уровень общей культуры студентов стал настолько низок, что ставит под сомнение их личностную состоятельность, гражданские качества и даже их будущую профессиональную пригодность. Иначе говоря, бессмысленно готовить специалиста из человека, который не определился как личность. Сущность гуманитарного образования заключается в освоении тех аспектов культуры, которые обеспечивают способность личности к самопознанию, пониманию других людей и их сообществ. К таким аспектам культуры относятся: совокупность отношений людей к природе, между собой, к самим себе; система социальных норм и учреждений, духовные ценности; продукты духовного труда в сфере языка, искусства, общественных наук. Под уровнем образованности и профессионализма понимается качество личности, которое характеризуется способностью решать задачи познавательной, ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт. Способность применять культурологический подход к конкретной профессиональной деятельности в значительной мере влияет на черты и характеристики профессиональной культуры специалиста, структурным элементом которой является социокультурная компетентность (Таблица №4).

Таблица № 4. Культурология профессиональных сфер деятельности.

Разделы культурологии

Сферы знания

Фундаментальный аспект

Цель: теоретическое познание феномена культуры в условиях техногенной цивилизации, разработка категориального аппарата и методов исследования

Онтология инженерной культуры

Разнообразие определений культуры и ракурсов познания, социальных функций и параметров

Гносеология профессиональной культуры

Основания знаний об инженерной деятельности и их место в системе наук, внутренняя структура и методология

Морфология профессиональной культуры

Основные параметры функциональной структуры инженерной культуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, накопления и трансляции социального опыта

Семантика инженерной культуры

Представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурного взаимодействия

Антропология инженерной культуры

Представления о личностных параметрах культуры, об инженере как «производителе» и «потребителе» техносферы

Социология культуры

Представления о социальной стратификации в рамках профессиональной культуры, о профессиональной культуре как системе социального взаимодействия

Социальная динамика профессиональной культуры

Представления об основных типах социокультурных процессов в рамках техногенной цивилизации, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем

Историческая динамика профессиональной культуры

Представления об эволюции форм социокультурной организации в рамках инженерной деятельности

Прикладной аспект

Цель: прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в практике техносферы

Прикладные аспекты культурологии техники

Представления о культурной политике, функциях культурных институтов, разрабатывает методы, основания и технологии прогнозирования, проектирования и регулирования социокультурных процессов, связанных с техносферой

В связи с этим культурологию можно считать основой любого профессионального знания, так как она в наибольшей степени отвечает задачам формирования творческой индивидуальности, отражения действительности в сознании человека в виде рациональных и нерациональных представлений, понятий, суждений, теорий, приобретения навыков создания и накопления знаний, развитие когнитивных качеств личности.

80 % респондентов склоняются к тому, что в школах обязательно должны преподаваться предметы культурологического цикла. 30 % опрошенных от данного числа, которые не изучали культурологию в школах, считают, что студентам вуза трудно дается понимание дисциплин культурологического цикла, так как школа не готовит их к этому. Гуманитарным должно стать само образование в целом, как среднее, так и высшее, любой специальный предмет необходимо преподавать с гуманитарных позиций, подчеркивая его значение. Этого можно достичь путем создания единой образовательной концепции школ и вузов. Основываясь на культурформирующем свойстве культурологии, присущей ей интегративности и системности, эту науку следует рассматривать как базовую, вводящую учащегося в безграничный мир высоких ценностей. Главной культурной категорией здесь является становление личности. Мир ценностей, представленный как совокупность множественных артефактов, позволяет обучающемуся ориентироваться на должные качественные показатели. Приоритетное значение принципа культуросообразности в современной школе открывает возможности теоретического обоснования и практического воплощения нового типа образования, который определяется как культурологическое личностно-ориентированное. Основываясь на анализе инновационных процессов, связанных с гуманизацией и гуманитаризацией образования, определяются особенности культурологической школы. В этой школе приоритетное значение придается изучению культуры и человека как ее субъекта, формируется образ культуры, общая картина мира связывается с общей картиной культуры (Таблица № 5).

Таблица № 5. Ряд желаемых культурологических дисциплин для преподавания в школах.

Наименование

дисциплины

Цели

МХК (Мировая художественная культура)

Формирование у учащихся целостной, многомерной картины духовного развития человечества в зеркале мировой художественной культуры; развитие способностей эстетического восприятия; выработка индивидуальных мировоззренческих позиций.

Краеведение

Расширение и углубление исторических и культурных знаний, на основе краеведческого материала, воспитывает любовь к своему краю.

Введение в культурфилософию

Формирование навыков философского мышления, познакомиться с разными культурами через проявление их мыслей, на основе этого выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки и ценности.

Культура и религии мира

Владение хотя бы минимумом информации о религиозном наследии человечества поможет школьникам понять многие явления мировой художественной культуры.

История культуры

Данная дисциплина направлена на формирование у школьников целостного представления об истории культуры человеческого общества. Способствует освоению учащимися исторического и культурного наследия, исторически сложившихся традиций и ценностей.

В целом, результаты исследования позволяют говорить о том, что культурология, как научная дисциплина, зарекомендовала себя в научной среде, достаточно прочно. Естественно, предлагаемые в анкете вопросы, не могут полностью раскрыть глубину познания респондента в данной области. Данные вопросы составлялись с учетом того, что все-таки не каждый из респондентов имеет высокие знания по данной теме, при подборке вопросов, также учитывалось и то, что само исследование не требовало от респондента обязательного причастия к культурологии. Важным и необходимым являлось выяснения отношения к данной проблеме.

По результатам данного социологического исследования, можно отметить то, что многие из респондентов, даже не имея глубоких познаний в предложенной теме, проявляли заинтересованность, желание в участие данного опроса.

Результаты исследования, можно назвать положительными, в конечном итоге, была достигнута поставленная цель. Также, хотелось бы отметить, что данная тематика исследования, как показали результаты анкетирования, имеет перспективу в дальнейшей разработке и проведения подобного исследования на выбранную тему.

Фундаментальная культурология

Цель: теоретическое познание феномена культуры, разработка категориального аппарата и методов исследования

Онтология культуры

Многообразие определений культуры и ракурсов познания, социальных функций и параметров. Онтология культуры – это фундаментальные принципы и концепция бытия культуры

Гносеология культуры

Основания культурологического знания и его место в системе наук, внутренняя структура и методология

Морфология культуры

Основные параметры функциональной структуры культуры как системы форм социальной организации, регуляции и коммуникации, познания, накопления и трансляции социального опыта

Культурная семантика

Представления о символах, знаках и образах, языках и текстах культуры, механизмах культурной коммуникации

Антропология культуры

Представления о личностных параметрах культуры, о человеке как "производителе" и "потребителе" культуры, о человеке как субъекте культуры.

Социология культуры

Представления о социальной стратификации и пространственно-временной дифференциации культуры, о культуре как системе социального взаимодействия

Социальная динамика культуры

Представления об основных типах социокультурных процессов, генезисе и изменчивости культурных феноменов и систем

Историческая динамика культуры

Представления об эволюции форм социокультурной организации

Философия культуры - рассматривает культуру с некой единой точки зрения, отражая взгляды того или иного автора.

Прикладная культурология

Цель: прогнозирование, проектирование и регулирование актуальных культурных процессов, имеющих место в социальной практике

Прикладные аспекты культурологии

Представления о культурной политике, функциях культурных институтов, цели и методы деятельности сети культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, включая охрану и использование культурного наследия.

Культурология сегодня включает достаточно широкий набор дисциплин, изучающих с помощью различных методов культуру в ее бесконечно многообразных аспектах.

Структуру культурологии составляют три слоя наук о культуре:

    антропологический , опирающийся, прежде всего, на этнологию , т. е. науку, изучающую состав, происхождение и культурно-исторические отношения между собой народов мира;

    гуманистический , включающий в себя весь комплекс так называемых наук «о духе» (философию, филологию, педагогику, психологию и др.);

    социологический , где определяющим является изучение современноймассовой культуры , способов ее производства и функционирования и обществе.

Функции культурологии как науки в некотором смысле традиционны. Гносеологическая (познавательная) функция является общей для науки в целом. Применительно к культурологии она имеет специфику, обусловленную необходимостью объединения различных принципов и методов познания мира, присущих науке, искусству, религии, философии.

Эвристическая функция культурологии задается, исходя из понимания культуры как диалога. Культуру в различных ее проявлениях (например, выращивания культурных растений и домашних животных, изготовления изделий, ремесел, создания памятников художественной культуры и пр.) созидает не только отдельный познающий и деятельностный субъект, но и целые коллективы людей. Это созидание сопровождается взаимопониманием, сотворчеством, коллективным обучением и изобретением новых форм культуры. С эвристической тесно связана воспитательная функция культурологии. Иначе говоря, коллективное обучение и решение проблем, стоящих перед данной культурой, сопровождается воспитанием индивидов, входящих в мир культуры прошлого и настоящего, в мир культуры человеческих отношений. В свою очередь, элементами воспитательной функции выступают эстетическая, этическая и правовая функции , ориентирующиеся на формирование политической, правовой и нравственной культуры человека, т. е. то, что мы называем культурой поведения. И еще одну функцию культурологии следует выделять - мировоззренческую . По сути дела она является принадлежностью философии культуры, являющейся составной частью культурологии. Назначением мировоззренческой функции служит в данном случае выявление как бы духовного ядра, определяющего культурные устремления той или иной исторической эпохи, а также формирование художественной, религиозной либо научной картины мира. Скажем, для русской культуры XIX в. стержневой была проблема исторической судьбы России, которая нашла столь разнообразное решение в творчестве А. С. Пушкина, идейном противоборстве славянофилов и западников, в книге Н. Я. Данилевского «Россия и Европа», в живописи и музыке, в культурологических изысканиях сторонников «русской идеи».

Культурология как наука начала формироваться 300 лет назад в 18 веке. В основном сформировалась в конце 19 в. и тогда появилось впервые слово культурология. Окончательно название науки закрепил америк ученый Уайт в 1947году.

Культурология изучает культуру во всех ее формах и проявлениях, взаимосвязь и взаимодействие различных форм культуры, функции и законы ее развития, взаимодействие человека, культуры и общества.

Основные разделы:

Философия культуры
История культуры
Социология культуры
Психология культуры
Междисциплинарные связи культурологии: философия, история, социология, психология, этнография, этнология, археология, лингвистика, искусство, экономика, медицина и др.

Источники изучения культуры: мифы, сказания, предания, обряды, обычаи, археологические находки, памятники искусства и архитектуры, орудия труда и предметы быта, письменные источники и литературные памятники, языки и т. д.

Культурология как интегративная научная дисциплина

Что же касается культурологии, то она представляет собой интегративную научную дисциплину, которая изучает культуру и с точки зрения поведенческого подхода к ней» и с точки зрения выяв­ления специфического места различных форм искусства в единой системе культуры, и с точки зрения ее социальной обусловленности, динамики ее структуры и функции, ее роли в развитии человека и общества. Следовательно, она впитывает в себя и переосмысливает с позиций собственной предметной области знания, концепции, мето­ды, свойственные социологии, психологии, философии культуры, антропологии, этнологии, искусствоведению и другим гуманитар­ным наукам, но добавляет ко всему этому еще нечто, присущее только ей, что выделяет ее из всех других областей социально-гуманитарных наук. Это есть интегративное знание о целостном феномене культуры как специфическом способе человеческой дея­тельности, как системе идеалов, ценностей и норм, регулирующих поведение личности, Социальной группы, народа в определенных социально-исторических условиях.

Сказанное дает основание для определения объекта и предмета культурологии. Объект культурологии - это целостный феномен культуры как творческого специфически человеческого способа дея­тельности и ее результатов в виде материальных и духовных пред­метов, необходимых для подлинно человеческого существования и развития личности.

Выяснив своеобразие объекта культурологии, мы получаем возможность определить, в чем заключается ее предмет. Выделение предмета науки производится путем вычленения определенных, ин­тересующих исследователя свойств и особенностей объекта, их син­тезирования в более или менее четко очерченную предметную об­ласть данной науки. Хотя культура как объект изучения занимала умы мыслителей, начиная с периода античности, вплоть до новей­шего времени, вычленение предметной области культурологии как науки началось сравнительно недавно, только в XX столетии. Впер­вые термин “культурология” ввел в употребление выдающийся не­мецкий химик, Нобелевский лауреат Вильгельм Оствальд в 1913 г. Спустя 16 лет американский социолог Рид Бейн соотнес этот термин с понятиями "социология" и "экология человека". Однако в значении, близком к вышеприведённому, впервые употребил этот термин в 1939 г. выдающийся американский антрополог и культуролог Лес­ли Уайт. Он трактовал культурологию как "ветвь антропологии, рассматривающую культуру как специфический порядок явлений, организованных по своим собственным принципам и развивающих­ся по своим собственным законам".

За шестьдесят с лишним лет, прошедших после применения именно такого словоупотребления данного термина, представления о предметной области культурологии существенно расширились. В нее ныне включаются представления о культуре как специфической деятельности по созиданию символических форм, как регулятивно-нормативной системе, как совокупности культурных функций, идеа­лов, норм, стандартов поведения, как динамическом социальном процессе, протекающем в исторически конкретных социально-экономических и духовных условиях определенной эпохи.

Все сказанное позволяет уточнить определение предмета рас­сматриваемой науки. Предметом культурологии является исследо­вание закономерностей становления и развития целостного фено­мена культуры как специфически человеческого способа деятельно­сти, системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, ре­гулирующих поведение людей и развивающихся по своим собствен­ным принципам, в контексте исторических особенностей социаль­но-экономического, политического и духовного развития определен­ного народа и определенной эпохи.

Уточнение объекта и предмета изучаемой научной дисциплины дает возможность сформулировать определение культурологии как науки. Культурология есть система научных знаний об особенно­стях, тенденциях и закономерностях становления и развития куль­туры как специфически человеческого способа деятельности и сис­темы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирую­щих взаимодействия личностей и социальных общностей (семейных, этнических, территориальных и т.п.) в исторически своеобразных социально-экономических, политических, духовных условиях опреде­ленной эпохи.

Тема 1.

Структура и состав современного культурологического знания

1. Место культурологии в системе наук, объект, предмет, цели культурологии. Смежные дисциплины. Разделы культурологии.

2. Понятие "культура", классификация культуры

3. Функции культуры

До XX в. исследование культуры находилось в рамках философской и исторической наук. Выделение культурологии как отдельного научного блока в конце XX в. связано с накоплением большого объема знаний о культуре и необходимостью систематизировать его.

Термин "культурология" образован от лат. cultura (который в свою очередь произошел от colo, cultum, colere – «возделывать, обрабатывать») и от греч. logos (слово, понятие, учение, теория, разум, мысль, знание). Если брать за основу перевод как "знание о культуре", то это означает, что культурология изучает и теорию культуры, и историю культуры, если же брать как "теория культуры", то только теорию. Впервые слово «культурология» в качестве научного термина предложил использовать американский исследователь Лесли Уайт.

Существует несколько взглядов на вопрос о статусе культурологического знания:

1. Культурология – учебная дисциплина , которая рассматривает человека, общество и культуру, используя знания различных наук: философии , эстетики, этики, истории, искусствознания, религиоведения, этнографии, археологии, психологии, лингвистики и т.д. Эта гуманитарная дисциплина была введена в России в специфических условиях (1980-е гг.), когда происходил кризис марксисткой системы обществознания, и предназначалась она в основном для студентов негуманитарных вузов. После обретения экономикой, политологией, социологией, философией собственного места и значения в системе гуманитарного знания, культурология стала исполнять роль подготовительного курса дисциплин социально-гуманитарного цикла.

2. Культурология – самостоятельная отрасль научного знания, имеющая собственный объект и предмет познания, методы и подходы исследования., т.е. культурология – это наука о культуре (только в России).

Объект исследования:

o социокультурная среда (включающая культуру)

o наиболее общие закономерности культуры;

o принципы функционирования культуры в обществе;

o взаимосвязь и диалог различных культур;

o единые тенденции культурного развития человечества.

Предмет исследования:

· результат деятельности людей;

· модели культуры;

· установки, регулирующие жизнь общества, проявляющие себя в обычаях, законах, нормах и ценностях;

· коммуникационные связи между людьми, формирующие специальные языки межличностного общения;

Цели культурологии:

1. Прогнозирование и проектирование духовных процессов общественного развития, анализ социокультурных последствий общественных процессов;

2. Поиск новых методов социализации (общественного становления) и инкультурации (т.е. освоения содержания культуры) личности;

3. Предоставление знания о национальной культуре;

4. Сравнительный анализ культур (компаративный метод культурологического исследования).

Смежные с культурологией дисциплины

Антропология культуры (культурная антропология) показывает, что теория культуры имеет дело с этническими общностями, имеющими свою самобытную культуру. Сосредотачивает внимание на социальной структуре, политической организации, эконом.системе, система родства, особенностях пищи, жилища, одежды инструментов, религии, мифологии той или иной культуры. Культурная антропология опирается на большой этнографический материал.

Философия культуры (культурфилософия) – выступая в качестве самостоятельного направления, остается разделом в философии, направленным на осознание сущности и значения культуры. Философия культуры – это максимально возможный уровень обобщения культурных процессов. Изучает культуру в контексте фундаментальных философских проблем – бытия (онтология культуры), сознания, общества, личности.

Социология культуры – специфическая отрасль знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры и, соответственно, изучает социальные закономерности в человеческой деятельности. В социологии понятие «культура» обозначает созданную людьми искусственную среду существования: вещи, символические системы, обычаи, верования, ценности, нормы, находящие выражение в предметной среде, моделях поведения, которые усваиваются людьми, передаются ими из поколения в поколение, являются важным источником коммуникации, регулирования социального взаимодействия и поведения.

Выделяют 2 раздела в культурологии

Фундаментальная культурология изучает процессы и формы интеграции и взаимодействия людей на основе их общих ценностей, создает категориальный аппарат.

1. Прикладная культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной, социальной и культурной политики. Цель: прогнозирование и регулировка актуальных культурных процессов, разработка социальных технологий передачи культурного опыта, управление и охрана культуры, культурно-просветительская и досуговая деятельность.

Сегодня существует около 600 определений термина "культура", слово "культура" является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем изученности. Почему так много?

– Многообразие феномена культура

– Определение давали ученые из разных областей знаний

– Определения формулировались на основе разных методологических оснований

Термин "культура" – латинского происхождения, что значит "возделывание", "обработка", "уход". Цицерон (1 в. до н.э.) сказал: "Культура – это возделывание человеческого ума в процессе целенаправленного воздействия". То есть основным объектом «возделывания» становится сам человек, его внутренний мир. А следовательно до его размера начинается сужаться и само понятие «культура»: под ней начинают понимать только духовную культуру – область высших достижений человека в духовной сфере.

Более широкий и доминирующий подход в понимании культуры - когда акцент переносится на окружающий мир человека и таким образом культура расширяется, охватывая наряду с духовной и материальную сферу. Таким образом, культуру можно определить как совокупность достижений (и утрат) человечества в материальной и духовной сфере.


Похожая информация.


    До недавнего времени культура изучалась, в том числе и в высшей школе, в рамках давно сложившихся научных дисциплин: философии, истории, лингвистики, этнографии, искусствознания, археологии. Традиционные науки изучали отдельные виды и элементы культуры: язык, право, мораль, искусство. Однако, постепенно выяснилось, что такой подход узок и не дает целостного представления о культуре как явлении сложном, многогранном, представленном во всех сферах общественной жизни. В середине XX века началось формирование культурологии как общей, интегральной науки о культуре, как самостоятельной научной дисциплины. Культурология постепенно обретает свой статус, предмет, соответствующие ему методы исследования. Сам термин "культурология" стал употребляться еще с начала XIX столетия. В начале XX века американский ученый Л. Уайт (1900-1975) ввел термин "культурология" в широкий научный оборот и обосновал необходимость общей теории культуры.

    В настоящее время культурология еще полностью не отделилась от философии и конкретных наук. Она формируется на базе этих наук и многое берет у них: категориальный аппарат, принципы, методологию и методику исследования.

    На современном этапе культурология предстает как наука, изучающая культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.

    Культурология включает два основных раздела:

    Теоретическую культурологию;
    - эмпирическую и прикладную культурологию.

    К теоретическому уровню относятся все виды познания культуры, которые обеспечивают разработку и построение научной теории культуры, т.е. логически организованной системы знаний о культуре, ее сущности, закономерностях функционирования и развития. В системе теоретического познания культуры различают общую и частные теории культуры. К основным проблемам общей теории культуры относятся проблемы ее сущности, структуры, функций, генезиса, исторической динамики, типологизации. Частные теории культуры изучают отдельные сферы, виды и стороны культуры. В их рамках исследуются экономическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная культура, культура быта, сферы обслуживания, управления, культура личности, культура общения, управление культурой.

    К эмпирическому уровню относятся те формы научного познания культуры, благодаря которым обеспечивается накопление, фиксация, обработка и систематизация материала о конкретных культурах и их компонентах. Эмпирический уровень дает наиболее конкретное, детальное и многообразное знание о культуре.

    Прикладная культурология использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Теоретический и эмпирический уровни исследования культуры органически взаимосвязаны и предполагают друг друга. Эмпирические исследования дают материал для теоретических обобщений и являются критерием проверки истинности и эффективности теоретической концепции. Теория логически объединяет эмпирические данные и дает им смысловое объяснение, интерпретацию.

Кроме того, теория направляет эмпирические исследования. Осознает или не осознает это исследователь, но именно теория,теоретический замысел, идея дают ориенти ры по поводу того, что изучать, как изучать и для чего изучать.

2) Восточное средиземноморье - родина трёх мировых религий.

    Во всемирно-историческом процессе различные религии играют различную роль.

    Наиболее заметную, как указывалось, выполняют те из них, которые принято

    называть мировыми по количеству верующих: буддизм, христианство, ислам.

    Именно эти религии проявили максимальную приспособляемость к изменяющимся

    общественным отношениям и вышли далеко за пределы территории, где

    первоначально возникли. Мировые религии никогда не оставались неизменными, а

    трансформировались в соответствии с ходом истории. Происхождение мировых

    религий не отличается от происхождения религий вообще. Они стали мировыми не

    Буддизм возник в Индии в VI-V вв. до н. э. в условиях господства

    рабовладельческих отношений. Для раннего буддизма характерно стремление

    указать выход из тяжелого положения людей в признании их духовного равенства,

    якобы дающего возможность добиваться спасения всем, независимо от их

    социального положения. Сложившись в начале как одна из многочисленных сект

    (или философских школ) Северной Индии, буддизм затем широко распространился

    проявил большую пластичность, вобрав в себя религиозные верования и культуры

    разных стран.

    Христианство, зародившись первоначально в Восточном Средиземноморье в

    еврейской этнической среде как одна из сект иудаизма, позже, хотя и не сразу,

    но решительно порвало с этой материнской основой, вступив с ней в

    противоречие. Почти вытесненное из своей родины, христианство обнаружило

    необычайную силу экспансии. В I в. н. э. оно распространилось среди рабов -

    вольноотпущенников, бедняков или бесправных, покоренных или рассеянных Римом

    народов. А затем в ходе исторического процесса проникло во все зоны земного

    шара.

    Этому в большой степени способствовал отказ христианства от этнических,

    социальных ограничений и жертвоприношений. Основные идеи христианства -

    искупительная миссия Иисуса Христа, второе пришествие Христа, Страшный суд,

    небесное воздаяние, установление царствия небесного.

Христианство имеет три направления: католицизм, православие и протестантизм,

который, в свою очередь, включает течения - лютеранство, кальвинизм,

англиканство.

Ислам возник в Аравии в VII в. н. э. в иных социальных условиях. В отличие

от буддизма и христианства он возник не стихийно, а в результате

целенаправленных действий феодальной арабской знати, заинтересованной в

    объединении сил для осуществления территориальных захватов и торговой

    экспансии. Ислам широко распространился среди многих стран Азии и Африки.

    Историческая судьба всех трех мировых религий при всей неодинаковости

    исторической среды имеет нечто общее. Зародившись первоначально в одной

    определенной этнической культурной среде, каждая из этих трех религий в

    дальнейшем растеклась широко по разным странам, попадая в различные условия,

    гибко приспосабливаясь и одновременно воздействуя на них. Уже одно это

    обстоятельство говорит о многом с точки зрения взаимодействия данных религий

    и искусства различных народов.

    3) Библия как памятник культуры.

Библия – свод произведений древнего фольклора.

Библия по праву считается Книгой Книг. Она неизменно занимает 1-е место в

мире по чтимости и читаемости, общим тиражом, частоте издаваемости и

переводам на другие языки. О значении ее для верующих христиан вообще

говорить не приходится. Библия – это символ и знамя культуры почти двух

тысячелетий. Библия – это жизнь целых народов и государств, городов и сел,

общин и семей, поколений и отдельных личностей. По библии рождаются и

умирают, женятся и выходят замуж, воспитывают и наказывают, судят и правят,

учатся и творят. На Библии клянутся, как на самом святом из того, что только

можно отыскать на земле. Библия давно и бесповоротно вошла в плоть и кровь

повседневной жизни и разговорный язык. Библеизмов, которыми насыщена наша

речь и которые давно превратились в поговорки, многие даже не замечают (глас

вопиющего в пустыне, козел отпущения, кто не работает – тот не ест, зарыть

талант в землю, Фома неверующий и пр.).

Вряд ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором бы

столько писали, столько бы спорили, как Библия. И вряд ли давались одной

книге столь различные оценки – от религиозного преклонения перед ней до

юмористической перелицовки библейских сюжетов (Лео Таксиль «Занимательная

Библия»). В религиоведческой литературе мы также находим множество сочинений,

Библия – это сборник из нескольких десятков книг религиозно-исторического,

законодательного, пророческого и литературно-художественного содержания. В

ней выделяют две части: Ветхий завет и Новый завет. Христиане признают

священными обе эти части, но непосредственно с христианством связан Новый

завет. К истории древнего Востока относится лишь Ветхий завет, наиболее

объемная части Библии.

Ветхий завет распадается на три крупных раздела: 1 – Пятикнижите; 2 –

Пророки; 3 – Писания. Пять книг первого раздела – это «Бытие», «Исход»,

«Левит», «Числа», «Второзаконие». Во второй раздел входят книги «Иисус

Навин», «Судии», две «Книги Самуила», две «Книги царей», рассказы о

двенадцати «малых пророках». В третий раздел входят «Псалтырь», «Притчи

Соломона», «Иов», «Песня песней», «Руфь», «Плач Иеремии», «Книга

проповедника» («Экклезиаст»), «Эсфирь», книги пророков Даниила, Эзры, Неемии,

две книги Хроник.

4) Идеалы культуры эпохи Просвещения.

Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории

человеческой цивилизации благодаря мировому масштабу и долговременному

значению. Хронологические рамки данной эпохи определены крупным немецким

ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии и

Великой французской революцией 1789 г. Социально-экономическими предпосылками

культуры эпохи Просвещения являются кризис феодализма и начавшееся тремя

веками ранее развитие капиталистических отношений в Западной Европе.

Определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса,

которая тесно переплетается с понятием “разума”. Здесь нужно учитывать

изменение понимания “разума” - до середины XVII в. разум, воспринимался

философами как “часть души”, после Локка он становится скорее процессом

мышления, приобретая одновременно функцию деятельности. Тесно связанный с

наукой, разум превращается в ее главное орудие. Именно в эпоху Просвещения

была сформулирована концепция “вера в прогресс через разум”, определившая

надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных

последствий человечеству.

Для культуры просветителей характерна абсолютизация значимости воспитания в

формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно

Краткое описание

До недавнего времени культура изучалась, в том числе и в высшей школе, в рамках давно сложившихся научных дисциплин: философии, истории, лингвистики, этнографии, искусствознания, археологии. Традиционные науки изучали отдельные виды и элементы культуры: язык, право, мораль, искусство. Однако, постепенно выяснилось, что такой подход узок и не дает целостного представления о культуре как явлении сложном, многогранном, представленном во всех сферах общественной жизни. В середине XX века началось формирование культурологии как общей, интегральной науки о культуре, как самостоятельной научной дисциплины. Культурология постепенно обретает свой статус, предмет, соответствующие ему методы исследования. Сам термин "культурология" стал употребляться еще с начала XIX столетия. В начале XX века американский ученый Л. Уайт (1900-1975) ввел термин "культурология" в широкий научный оборот и обосновал необходимость общей теории культуры.