Самохвалов александр николаевич произведения. Русские художники

Виртуальная выставка произведений А.Н.Самохвалова из региональных художественных музеев России открывается в год 120-летия со дня рождения мастера. Она является богатым дополнением юбилейной выставки произведений художника, экспонирующейся в залах Русского музея. Данная виртуальная выставка представляет более 200 произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства мастера, ныне хранящихся в 23-х музеях страны, несколько отдаленных от ее столиц.

Коллекции произведений художника, находящиеся в фондах многих сокровищниц России, формировались в первую очередь усилиями дочерей художника и его супруги, верной спутницы послевоенного периода жизни А.Н.Самохвалова – Марии Алексеевны Клещар-Самохваловой. Именно они в 1970–1990-х гг. последовательно передали в музеи Российской Федерации целые комплексы работ, этюды и эскизы его произведений, включая даже материал подготовительных набросков, постаравшись широко отразить в них главные темы творчества мастера. Это определило всю дальнейшую судьбу богатейшего наследия художника и возможности рассмотрения и исследования его творческой лаборатории. Благодаря этому виртуальная выставка знакомит специалистов и широкий круг любителей отечественного искусства с неизвестными или малоизвестными работами А.Н.Самохвалова. Здесь впервые собраны вместе и опубликованы многие рисунки и эскизы его живописных произведений. Выставка призвана с новой полнотой продемонстрировать многогранность художника, не только как живописца и скульптора, но и как блестящего рисовальщика и литографа, свободно владевшего выразительными средствами всех видов изобразительного искусства.

Русский музей выражает искреннюю признательность всем музеям-участникам данного проекта, предоставившим свои материалы для создания выставки. Слова особой безмерной благодарности хочется высказать Татьяне Савватеевне Куюкиной, директору Тверской областной картинной галереи (ТОКГ) и Владимиру Николаевичу Биберину, ведущему научному сотруднику ТОКГ. Более 120-ти цифровых изображений произведений А.Н.Самохвалова, хранящихся в этом музее, вошли в экспозицию виртуальной выставки. Это, как ничто другое, позволило нам отразить подлинное многообразие таланта мастера в год его 120-летия.

Александр Николаевич Самохвалов (1894-1971) – один из крупнейших советских живописцев XX века, признанный мастер, вошедший в историю русского изобразительного искусства. Произведения А.Н.Самохвалова хранятся и экспонируются в десятках музеев нашей страны. Они вошли в сознание многих поколений людей и, порой, неотделимы в нашем восприятии от самого времени 1920–1930-х гг., его ритма и биения. Как живописец, график, скульптор и писатель, декларируя идеалы современности, он старался создать искусство больших обобщений и симфонического звучания. Он стремился передать поэзию революционных, трудовых и спортивных свершений людей юной советской страны. С его именем связано утверждение в искусстве образа нового человека.

Народный художник СССР, академик Е.А.Кибрик писал о нем: «Особенным я называю Самохвалова потому, что его художественная одаренность имеет универсальный характер, выходя даже за пределы многообразия форм изобразительного искусства, в которых он проявил себя широко и оригинально, создав удивительно много и в области станковой живописи, и в книжной графике, и в театре, и в прикладном искусстве, и в скульптуре малых форм».

Воспоминания А.Н.Самохвалова опубликованы в книгах: «Мой творческий путь», «Моя Самаркандия», «В годы беспокойного солнца». В них он, бесспорно, выступает не только признанным художником, но и одаренным писателем, глубоко мыслящим живописцем, графиком, художником театра, скульптором и теоретиком искусства. Именно поэтому большинство аннотаций к произведениям данной виртуальной экспозиции представляют собой цитаты текстов художника из его книги: Самохвалов А.Н. Мой творческий путь. - Ленинград: Художник РСФСР, 1977.

На выставке представлены произведения и из собраний художественных музеев России :

  • Архангельск ,
  • Астрахань ,
  • Барнаул ,
  • Волгоград ,
  • Вологда ,
  • Казань ,
  • Кемерово ,
  • Кострома ,
  • Краснодар ,
  • Нижний Тагил ,
  • Новокузнец ,
  • Новосибирск ,
Художник

Александр Николаевич Самохвалов учился в Академии художеств до её закрытия (1914-1918), затем вернулся на родину - в Бежецк. Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919-1923). Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества. Не случайно путешествие с К. С. Петровым-Водкиным в Самарканд (1921 год) и работу в составе экспедиции Института истории материальной культуры по зарисовкам и обмеру памятников он воспринимал впоследствии как переломный момент в своём мировоззрении и творчестве.

Другим сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Александра Самохвалова в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись. Принимая практически безоговорочно строительство социалистического общества, Самохвалов активно включается в художественную жизнь государства, максимально сближая свои творческие задачи, открытия и откровения с "гущей народной".

Именно ему принадлежит программное произведение советского искусства 1930-х г.г. - "Девушка в футболке" (1932). В этом произведении воплотилось стремление художника к созданию образа современника, формировавшегося новым обществом "в труде, в подвиге", "в торжестве достигнутого", выразилось понимание своих живописных задач, реализовалось фресково-монументальное ощущение действительности. Можно восхищаться умением художника не польстить ни эпохе, ни натуре, умениемвыявить то главное, что позволяло современникам восторгаться созданным образом "духа времени", а нам, потомкам, видеть этот холодный, колючий взгляд не девушки, а строителя социалистического общества, жесткого и целеустремленного, чуждого всему человеческому.

С 1926 года А. Самохвалов был членом ленинградского объединения «Круг художников», которое покинул в 1928 году. В 1929-1932 г.г. был членом общества художников «Октябрь», с 1932 года - член Ленинградского Союза советских художников. С 1938 по 1940 годы был заместителем председателя ЛССХ.

Образ современника - молодого созидателя здоровой жизни - необычайно полно выразился в сюжетах искусства 1930-х г.г., связанных с физкультурой, этим новым культом советского общества. И для Самохвалова "физкультура была радостью бытия, той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни...". Достаточно вспомнить его договорную картину "Военизированный комсомол" (1932-33), серии работ, графических и живописных: "Физкультурницы" (1935), "Метростроевки" (1934-37). В 1937 г. работа "Девушка в футболке" была включена в экспозицию Международной выставки в Париже и удостоена золотой медали.

В 1948-1951 годах А.Н. Самохвалов преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Им написана книга воспоминаний «Мой творческий путь». Выставки произведений А. Н. Самохвалова прошли в 1963, 1968 и 1975 годах в Ленинграде (ЛОСХ, Дом писателей, ГРМ) и в 1964 в Москве.

Александр Николаевич Самохвалов скончался в Ленинграде 20 августа 1971 года на семьдесят седьмом году жизни. Похоронен на Комаровском кладбище. Памятник на могиле является культурно-историческим наследием федерального уровня.

Произведения Александра Николаевича Самохвалова находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.

Произведения Александра Самохвалова

Советская физкультура 1937 г.

На стадионе 1934-35 г.г. х.,темп. 121х140,5

Физкультурница с букетом. 1935 г.

На стадионе. 1931 г.

Военизированный комсомол 1932-1933 г.г. х.,м.,темп. 198,5 х 276

Осоавиахимовка 1932 г. х.,темп. 120х116

Комсомолец. 1932 г. х.,темп. 142,5х64

Этюд к картине «Военизированный комсомол» (1932-1933)

После бани. 1927 г. х.,м.

Делегатки 1939 г.

Человек с шарфом (Автопортрет). 1928 г. х.,темп. 85х71

Головомойка 1922-1923 г.г. х.,м.,темп.137х98

Кондукторша. 1928 г. х.,м.,темп.

Девушка в футболке. 1932 г. х.,м.

Первомайское утро. 1944 г. х.,м. 56х45

В приволжских степях 1934 г. х.,м.

Вузовка 1936-1937 г.г.

В полях (Кухня) 1927 г. х.,м. 91х83,3

Серсо. 1938 г. х.,м. 69х44

Идущие юноши 1928 г. карт.,бум., гуашь 35х21,5

Юноши на пляже 1928 г. карт.,бум., гуашь 35,5х21,5

Этюд к неосуществленной картине «Радость жизни»

Портрет председателя коммуны М.Д. Ткачёва 1931-1932 г.г. х.,м. 60,5х51,5

Из серии «В коммуне "Ленинский путь»

"Я художник, живущий взволнованной эмоциональной жизнью, современностью" - так сформулировал свое творческое кредо А. Н. Самохвалов в биографической повести "Мой творческий путь". И действительно, современный художнику мир, строительство новой жизни, нового быта, миропознание сей минуты завораживали художника, стремящегося отразить свои впечатления.

Родился Самохвалов на тверской земле, где и провел детские годы. Он рано пристрастился к рисованию, под руководством школьного учителя писал этюды на природе. В 1914 г. поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при АХ. Постигая премудрости профессии архитектора, увлекся живописью, цветом. В 1918 г. вынужден был прервать занятия и уехал в родной Бежецк, где участвовал в оформлении массовых празднеств, посвященных Октябрьской революции. После возвращения в 1919 г. в Петроград Самохвалов поступает на живописный факультет ГСХМ, в мастерскую К. С. Петрова-Водкина.

Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, поиски соотношения цвета и формы увлекли начинающего художника. Выражение своего видения, ощущения динамики времени стало непреложным спутником Самохвалова.

Путешествие в 1921 г. в Самарканд и работу в экспедиции Института истории материальной культуры, в состав которой входил и К. С. Петров-Водкин, формирующийся художник переживал как перелом в своем мировоззрении и творчестве. Действительно, в работах самаркандского периода, а также выполненных по возвращении, можно видеть уже руку взрослого, самостоятельно мыслящего человека, вполне сложившегося художника ("Шахи-Зинда", "У источника. Самарканд", "Продавец воды", "Бессонница", "Афрасиаб", все 1921).

Столь же сильное впечатление произвело на Самохвалова участие в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он был пленен древнерусской фресковой живописью.

Принимая практически безоговорочно строительство социалистического общества, Самохвалов активно включается в художественную жизнь государства, максимально сближая свои творческие задачи, открытия и откровения с "гущей народной". Именно ему принадлежит программное произведение советского искусства 1930-х гг. - "Девушка в футболке" (1932). В этом произведении воплотилось стремление художника к созданию образа современника, формировавшегося новым обществом "в труде, в подвиге", "в торжестве достигнутого", выразилось понимание своих живописных задач, реализовалось фресково-монументальное ощущение действительности.

Можно восхищаться умением художника не польстить ни эпохе, ни натуре, умениемвыявить то главное, что позволяло современникам восторгаться созданным образом "духа времени", а нам, потомкам, видеть этот холодный, колючий взгляд не девушки, а строителя социалистического общества, жесткого и целеустремленного, чуждого всему человеческому.

Образ современника - молодого созидателя здоровой жизни - необычайно полно выразился в сюжетах искусства 1930-х гг., связанных с физкультурой, этим новым культом советского общества. И для Самохвало-ва "физкультура была радостью бытия, той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни...". Достаточно вспомнить его договорную картину "Военизированный комсомол" (1932-33), серии работ, графических и живописных: "Физкультурницы" (1935), "Метростроевки" (1934-37).

В 1937 г. работа "Девушка в футболке" была включена в экспозицию Международной выставки в Париже и удостоена золотой медали. Тогда же за панно "Советская физкультура", выполненное для советского павильона, и за иллюстрации к "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина художник получает два Гран-при Международной выставки. "История одного города" была встречена и соотечественниками почти восторженно. Редкая книга 1930-х гг. получала безоговорочное признание и удостаивалась рецензии с заголовком: "Шедевр полиграфического искусства" (газета "Вечерний Ленинград").

Книгой и книжной графикой Самохвалов занимался с 1925 г., сотрудничая с ленинградскими издательством "Радуга" и Детгизом. Не одно поколение советских читателей помнит героев его книжек-картинок "Ночные страхи" (1927, текст Н. Н. Асеева), "Водолазная база" (1928), "Мстительный Худжар" (1929).

С середины 1930-х гг. художника приглашают работать в театры. Он оформляет спектакли "Бесприданница" А. Н. Островского (режиссер О. А. Морщихин, 1935, ГБДТ, Ленинград), "Горячее сердце" А. Н. Островского и "Стакан воды" Э. Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина, Ленинград) и др.

В 1950-х гг. Самохвалов создает серию портретов жены, пишет картину "В филармонии" (1956), пейзажи, среди которых особой лиричностью отличается небольшой холст "Аллея Керн", решенный в изысканной сине-зеленой гамме, пронизанный поэтическим лунным светом.

По-разному критики, современники оценивали и воспринимали творчество художника. Хотя и для почитателей его таланта, и для не приемлющих его творчество он был и остается певцом социалистического "рая". При жизни официально признанный, сумевший найти и выразить то, что хотел, узнаваемый, Самохвалов обладал своим стилем, видел красоту в современности.

Кондукторша. 1928. Масло, темпера


После бани. 1927. Масло


Девушка в футболке. 1932. Масло


На стадионе. 1931. Акварель


Метростроевка со сверлом. 1937. Масло


Обложка к книге А. Н. Самохвалова "Водолазная база". 1928.




Александр Николаевич Самохвалов предстает графиком по призванию, никогда не оставлявшим своего увлечения рисованием. В его творчестве рисунок всегда занимал столь же видное место, как и живопись. Великолепное владение техниками графитного карандаша, угля, сангины, перового рисунка и акварели, начиная с 1910-х гг., было присуще мастеру. Это время явилось для него как периодом обучения, так и освоения опыта современных течений в искусстве и в техниках исполнения графических листов. Его ранние работы отличает гибкая легкость проволочной или мягкой контурной линии, строившей изображения, созвучные графике стиля модерн: «Обнаженная», 1910-е, «Змея»,1914, «Балерина» (все - ТОКГ). О работе в 1917 году в мастерской Василия Шухаева напоминают именно ранние рисунки А.Н.Самохвалова. Этим сангинам присуща особая мера условности и знаковости языка линейной графики, мастерски создающего целостные и пластически емкие изображения: «Сидящая обнаженная», середина 1910-х, «Обнаженная фигура», без даты (оба - ТОКГ).

Среди художников, оказавших влияние на А.Н.Самохвалова в 1919-1920-х годах, особое место принадлежит К.С.Петрову-Водкину и его образной концепции «сферических» пространственных построений. Жанровые и портретные зарисовки своеобразного «Самаркандского альбома» были сделаны летом 1921 года, во время их совместной поездки в составе экспедиции института истории материальной культуры. Непосредственные впечатления А.Н.Самохвалова по-новому пространственно отображены в карандашных рисунках «Узбеки», 1921, и «Не идет», 1921 (оба - ТОКГ). Композиции некоторых из них заставляют вспомнить строки «Самаркандии» А.Н.Самохвалова: «И была головокружащая сферическая перспектива (опять-таки петров-водкинская)» («Мальчик», 1921, «Горные кишлаки», 1921 (оба - ТОКГ). Набросок композиции с изображением лежащего верблюда «Лист с набросками композиций», начало 1920-х (ТОКГ), безусловно, композиционно связан с известной акварелью А.Н.Самохвалова «Верблюд», 1921 (КОМИИ).

Выразительной и уверенной маэстрийностью линейно-пластических и штриховых приемов отличаются портретные, жанровые и тематические зарисовки мастера и его законченные в рисунке композиции конца 1910-х - 1930-х гг.: «Лежащая обнаженная»,1918 (ТОКГ), Женские портреты, 1920-х (ТОКГ), «Автопортрет», 1923 (КОМИИ), «Сидящая. Рисунок к картине «Семья рыбака», 1925-1926 (ТОКГ), «Барашки», 1930 (ВОКГ), «Шахтер», без даты (НХМ), «За чисткой картофеля» из серии «В коммуне «Ленинский путь», 1930-1932 (ТОКГ), «Юноша в кепке», без даты (ТОКГ), «Ребенок», 1929 (ТОКГ).

Воплощением конструктивистских принципов плакатно-манифестационной образности предстают рисованные эскизы плакатов 1924-1930 гг., зачастую служившие оригиналами для печати («Расти кооперация», 1924, «Листок спартаковца», 1924, «К единому фронту», «Пролетарии, боритесь с опасностью новых войн», 1925, эскиз плаката на спортивную тему, 1930 (все - ТОКГ). Их изображениям, как и многим другим живописным и графическим произведениям художника 1920-х - 1930-х гг., присуща статуарная статичность фигур остановившегося мгновения, где доминируют жест и поза, а само движение и его динамика могут лишь угадываться.

Прием особой конструктивисткой обобщенности форм отличает и жанровые фигуративные композиции 1918-1930 гг. - «Новогодний праздник. Эскиз панно», 1918-1919, эскизы к декоративным тарелкам, 1923, «На пляже», 1924-1925, «Ткачиха», 1930 (все - ТОКГ) «Женщина с лошадью», 1930 (ВОКГ).

По словам самого художника, он обладал способностью «уходить в конструирование форм, вызванных веком индустрии, ее ритмами и тембрами ее материалов».

Отражая увлечение мастера произведениями различных стилевых направлений того времени, изображение рисунка «Мужской портрет» 1920-х гг. (ВОКГ) представляет собой сюрреалистическую композицию конструктивистских пространственных метаморфоз.

Искусство рисовальщика усиливало сопричастность А.Н.Самохвалова всему происходящему, постоянно помогая ему как живописцу и скульптору накапливать материал для своих работ, обобщая увиденное и прочувствованное. А.Н.Самохвалов бережно обращался с подготовительными рисунками, сохраняя верность им в многочисленных этюдах и картинах. Примером может служить детальное сравнение одноименных подготовительных рисунков и картин 1920-х гг., представляющих собой композиции с элементами построений «сферической» перспективы - рисунок к композиции «На берегу», 1920-е (ГХМАК) и рисунок к дипломной работе «Головомойка», 1923 (ПГОИАХМЗ).

Интересны и беглые карандашные зарисовки художника к композициям его полотен, сделанные в 1930-х годах - «Метростроевка», набросок к работе из серии «Девушки Метростроя», 1934 (ТОКГ), и два одноименных наброска к картине «Киров принимает парад физкультурников», 1934-1935 (ДХМ).

Женщина с ведрами. Из серии «Ладога».

1926 Виртуальная выставка показывает отдельные работы и целые группы графических листов, мастерски исполненных графитным карандашом и акварелью, из серий: «Деревня Наволок» - рисунки «Коммунарка» (Оксана) и «Комсомолец», 1924-1925; «Ладога» (1925-1926) - акварели «Женщина с жеребенком», «Мальчик в желтой рубахе», «Мальчик в красной рубахе», «Голова мальчика», «Женщина с ведрами» (все - ТОКГ), а также из серии «В коммуне «Ленинский путь» - акварель «Тракторная молотьба», 1930 (ПГОИАХМЗ) и рисунок «За чисткой картофеля», 1930-1932 (ТОКГ).

Авторская литография предстала обобщением живописной манеры А.Н.Самохвалова в его станковой печатной графике. В 1930-х гг. художник обратился к искусству воспроизведения своих известнейших работ, тиражируя их путем литографирования («Девушка в футболке», 1930-е (ГМО ХКРС), « Метательница диска», 1930-е (ГМО ХКРС).

К 1943 году относятся эскизы декорации и двух костюмов к пьесе А.Н.Островского «Горячее сердце» (ТОКГ). Они были созданы А.Н.Самохваловым в период эвакуации в Новосибирске, где он работал художником-постановщиком, а также был членом художественного совета в Академическом театре драмы им. А.С.Пушкина. Акварели, находящиеся на виртуальной выставке, отличает искусство рисовальщика и сценографа, выразительно и убедительно сумевшего передать даже характеры персонажей спектакля.





















Самохвалов А.Н. Крыши. 1920-1921
















Самохвалов А.Н. Метростроевка, несущая арматуру. Из серии "Девушки метростроя". 1934

Самохвалов А.Н. У бетоньерки. Из серии "Девушки метростроя". 1934

Самохвалов А.Н. Метростроевка, несущая лопаты. Из серии "Девушки метростроя". 1934

Выдающийся советский художник-живописец, график, монументалист, прикладник. Художник театра, педагог. Яркий представитель ленинградской школы живописи. В своём творчестве причудливо соединил черты символизма и романтики с соцреалистической идейной программой. Член Ленинградского Союза советских художников (с 1932 года). Был заместителем председателя ЛССХ (1938–1940). Член Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1967).

Александр Самохвалов родился в городе Бежецк Тверской губернии. Его отец Николай Дмитриевич Самохвалов занимался мелкой торговлей, умер в 1917 году. Мать Самохвалова Елена Фёдоровна занималась домашним хозяйством и воспитанием четырёх детей. Своё образование Самохвалов начал в механико-техническом училище в Калязине, откуда был исключён в 1908 году за участие, как писал художник в автобиографии в начале 1950-х, в «школьном революционном движении». Впоследствии закончил реальное училище в Бежецке. Первоначальные художественные навыки получил у преподавателя этого училища – живописца И. М. Костенко. Учился в Академии художеств до её закрытия (1914–1918), затем вернулся на родину в Бежецк. Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919–1923).

Художественный пластический язык Самохвалова складывался постепенно, творческие искания этого периода охватывают многие направления искусства: от кубизма и сезаннизма, до направления близкого немецкой новой вещественности («Скрипки», 1916).

Видимо здесь сказалось влияние В. И. Шухаева, который преподавал в те годы в академии. Но, особое – определяющее дальнейший путь развития творчества влияние, на А. Н. Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества. Не случайно путешествие с К. С. Петровым-Водкиным в Самарканд (1921) и работу в составе экспедиции Института истории материальной культуры по зарисовкам и обмеру памятников он воспринимал впоследствии как переломный момент в своём мировоззрении и творчестве. Другим сильнейшим впечатлением, повлиявшим на формирование творческого стиля художника, стало участие Александра Самохвалова в работах по реставрации Георгиевского собора в Старой Ладоге (1926), где он открыл для себя древнерусскую фресковую живопись.

Александр Самохвалов начал участвовать в выставках с 1914 года. В 1917 – участвовал в выставке объединения художников «Мир искусства». Писал портреты, жанровые картины, пейзажи. Занимался плакатом, скульптурой, монументальной и станковой живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрировал книги.

Дипломная картина художника «Головомойка» (1923, ГРМ), в которой Самохвалов стремился воплотить принципы «сферической перспективы» в духе Петрова-Водкина. Однако Александр Самохвалов вскоре вступил на самостоятельный творческий путь в тот период, когда модернистски-авангардные поиски постепенно уходили в сферу «тихого искусства».

С 1926 года Самохвалов был членом ленинградского объединения «Круг художников», участвовал в трёх его выставках (1927, 1928, 1929), а также выставке в Доме работников просвещения (1927). В 1935 году участвовал в 1-й общегородской выставке ленинградских художников. Вышел из «Круга» в 1928 году. Был членом конструктивистского общества художников «Октябрь» (1929–1932).

Подобно художникам ОСТа, к которому ленинградский «Круг художников» был программно и стилистически весьма близок, Самохвалов сумел сохранить яркие черты поэтического символизма во вполне официально-триумфальных заказных произведениях. В 1920–30-х годах основным героем художника был новый советский человек. Особенно удавались Самохвалову образы «героинь труда и спорта» («Девушки», 1927–1928; «Кондукторша», 1928; «Спартаковка», 1928; «Женщина (работница) с напильником», 1929; «Девушка с ядром», 1933, ГТГ; знаменитая акварельная серия «Метростроевки», 1933–1934; «Работница-строитель» 1934, ГРМ; «На теннисной площадке. Девушка с ракеткой», «После кросса», Физкультурница с букетом», все –1935; «Вузовка», 1937) – образы, полные мажорного пафоса и в то же время, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окружённые романтическим ореолом. Именно ему принадлежит знаковое произведение советского искусства 1930-х годов – «Девушка в футболке» (1932), в котором наиболее полно воплотилось стремление художника к созданию образа молодого современника, понимание зрелым мастером своих живописных задач. В своём творчестве 20–30-х, – Самохвалов близок своему ленинградскому коллеге – художнику Алексею Пахомову. Который также работал над подобными темами, создавал образ современника – писал юных строителей нового общества Страны Советов.

Как и многих художников 20–30-х годов А. Н. Самохвалова вдохновляла социалистическая действительность. Внимание художника привлекали темы индустрии – железнодорожный транспорт, работа заводов и фабрик («Щебенщики», 1926; «Ткацкий цех», 1929; «Ремонт паровоза», 1931; «В приволжских степях», 1934), спортивные праздники, военные учения и оборона СССР: «На страже Родины» (1930), «Осоавиахимовка» (1932), «Военизированный комсомол» (1933). В 1930–1931 годах Самохвалов написал серию небольших камерных портретов работников коммуны, ударников и передовиков производства: «Маслодел Мария Ивановна Голубева», «Портрет председателя коммуны Матвея Дмитриевича Ткачева с женой и дочерью», «Портрет полевой работницы Анны Ульяновой», «Портрет партшколовца Сидорова», «Портрет тракториста Гаврилова», «Портрет председателя коммуны Матвея Дмитриевича Ткачева».

В 1937 году картина Самохвалова «Девушка в футболке» на Международной выставке в Париже была удостоена золотой медали. Тогда же за панно «Советская физкультура», выполненное для советского павильона, и за цикл гротескных иллюстраций-литографий к «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1935) художник получает два Гран-при Международной выставки. Кстати, золотой медалью этой выставки был награждён и А. Ф. Пахомов за панно «Юношеский стадион».

Как и многие ленинградские художники (В. В. Лебедев , В. М. Конашевич , А. Ф. Пахомов, Н. А. Тырса и т. д.) с середины 1920-х годов А. Н. Самохвалов успешно занимался оформлением детских книг и книжной иллюстрацией, сотрудничал с ленинградскими издательствами Детгиз и «Радуга». Примечательны детские книжки, в том числе с текстами самого художника: «Наш город» (1927), «Ночные страхи» (1927), «Три случая под водой» (1928), «Водолазная база» (1928), «Путь в Сиаб» (1929), «Мстительный Худжар» (1929, 1933), «В лагерь» (1930) и другие.

В середине 1925-х годов творческий диапазон художника значительно расширяется за счет включения в сферу его художественной деятельности политического плаката и фарфора. Его плакаты : «Ленин и электрификация» (1924), «Смычка», «Вперед, по ленинскому пути!» и, особенно, комсомольский плакат «На смену старшим» (на Парижской международной выставке декоративного искусства плакату присуждена золотая медаль) были в свое время оценены по достоинствам: высокого художественного качества и идейно-политической целеустремленности… Работа в области политического плаката и книжно-журнальной графики была для Александра Самохвалова прекрасной школой овладения советской тематикой. Плакат поставил перед художником во всей своей сложности и ответственности новые идейные задачи, правильное решение которых невозможно без разрешения новых формально-технических проблем, без определенного перевооружения художника в области цветовых, композиционных, пространственных средств выражения. Самохвалов применяет объемно-плоскостные принципы построения своих произведений, принципы, истоки которых он устанавливает для себя в русской фреске и в античной живописи.

Александр Самохвалов успешно выступал также как художник театра. С середины 30-х годов он оформлял спектакли «Бесприданница» А. Н. Островского (режиссёр С. А. Морщихин, 1935, ГБДТ, Ленинград), «Горячее сердце» А. Н. Островского, «Стакан воды» Э. Скриба (оба 1943, Академический театр драмы им. А. С. Пушкина) и др. После начала войны Самохвалов эвакуировался с Академическим театром драмы имени А. С. Пушкина в Новосибирск, где оформил спектакли «Свадьба Кречинского», «Платон Кречет», «Маскарад», а также ряд спектаклей для Московского театра оперетты.

Наряду с этим Александр Самохвалов исполнил и большое число заказных полотен («С. М. Киров принимает парад физкультурников» (1935, ГРМ), «Появление В. И. Ленина на Всероссийском съезде Советов» (1939, ГРМ), «Парад Победы» (1947, эскиз для росписи «Дворец Советов», частная коллекция), «С. М. Киров и И. В. Сталин на Волховстрое» (1950, частное собрание, Лондон) и другие. Среди произведений, созданных Самохваловым в станковой живописи, также картины «В. Ленин и И. Сталин на втором съезде РСДРП» (1939, ГРМ), «Фронтовые друзья» (1946), «Сталинградка», «Вспоминая боевые дни» (обе 1948), «Портрет Е. Мравинского» (1950), «Под солнцем» (1953), «Кафе «Гурзуф» (1956), «Портрет М. А. Клещар» (1958) и другие.

Преподавал на кафедре монументально-декоративной живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной (1948–1951). Автор книги воспоминаний «Мой творческий путь» (1977), повести «В годы беспокойного солнца» (1996). Персональные выставки произведений А. Н. Самохвалова состоялись в 1963, 1968, 1975 годах в Ленинграде (ЛОСХ, Дом писателей, ГРМ) и в Москве (1964). В 1967 году А. Н. Самохвалов был награждён Орденом Ленина за выдающийся вклад в развитие советского изобразительного искусства.

Произведения А. Н. Самохвалова находятся в Государственном Русском музее (ГРМ), Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), Волгоградском музее изобразительных искусств имени И. И. Машкова, Нижнетагильском художественном музее изобразительных искусств, Новокузнецком художественном музее, Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева, Музее искусств имени А. Кастеева в Казахстане, во многих государственных галереях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах. Тиражные плакаты художника хранятся в собрании Российской государственной библиотеки, в частных российских и западных коллекциях.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.