Российской федерации объектах культурного. Объекты культурного наследия: обзор, реестр, законы

Объекты культурного наследия народов РФ — это объекты в виде недвижимого имущества или иные предметы в виде памятника или скульптуры, которые обладают исторической ценностью. Для сохранения исторического наследия, был принят Федеральный закон №73.

Действующий ФЗ включает нормы и правила, которые способствуют защите культурного наследия народов РФ. Каждый гражданин РФ обязан защищать памятники и беречь скульптуры. Также законодательство направлено на реализацию прав по развитию и сохранению информации в первостепенном виде для создания собственной культуры. Объекты культурного наследия (памятники, скульптуры и т.д) — это особенная ценность для народа РФ. Подобные предметы формируют часть мирового культурного наследия.

Законопроект был принят 24 мая 2002 года, а вступил в силу на основании решения Совета федерации 14 июня 2002 года. Последние поправки были внесены 7 марта 2017 года.

Закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» включает следующие аспекты :

  • Определение предмета регулирования действующего ФЗ;
  • Определение полномочий органов власти для сохранения, использования или восстановления исторических памятников;
  • Обеспечение финансирования мероприятий, которые способствуют сохранению, популяризации и созданию собственного культурного наследия;
  • Учет исторической недвижимости;
  • Проведение экспертизы;
  • Создание методов для сохранения исторических памятников;
  • Определения ситуаций, при которых возникают или прекращаются имущественные права на подобные виды недвижимости и исторические предметы;
  • Перечисление условий аренды недвижимости культурного наследия;
  • Определение ответственности в случае нарушения норм действующего Федерального закона.

Скачать

Закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» включает в себя 14 глав и 66 статей. В нем также описываются способы защиты исторических предметов и объектов. Следует сказать, что охрана памятников или скульптур — это одна из приоритетных задач органов государственной власти РФ, а также органов местного самоуправления Российской Федерации. Чтобы ознакомиться с последней редакцией действующего Федерального закона, перейдите по следующей .

Последние изменения, внесенные в закон «Об объектах культурного наследия»

Согласно закону, последние изменения проводились 7 марта 2017 года. Они коснулись смены наименования статьи 52.1 и дополнения настоящей статьи пунктом 7.1.

Наименование статьи 52.1

При последней редакции было изменено название статьи, а именно слово «федеральный» заменено на «государственный».

Дополнение статьи 52.1 пунктом 7.1.

Согласно закону, были перечислены дополнительные учреждения, которые входят в список тех, которым передается полномочие для восстановления и защиты памятников и скульптур.

Таковыми являются :

  • Муниципальные образовательные организации;
  • Государственные муниципальные организации;
  • Научные организации/учреждения.

Кроме вышеперечисленных изменений, ниже рассмотрены следующие статьи:

Статья 18

В ст 18 73-ФЗ определяется порядок, на основании которого объекты имущества (в т. ч. памятники) могут быть зарегистрированы как недвижимость культурного наследия. Для того чтобы характеристики объекта соответствовали культурным ценностям, необходимо провести государственное историко-культурное исследование.

Статья 25

В ст 25 закона включены основания, по которым определяется право на включение в список объекта недвижимости.

Чтобы хотя бы один из них был включен в список, памятник, скульптура или другой объект должен предоставлять следующую ценность :

  • Научную;
  • Художественную;
  • Эстетическую;
  • Антропологическую.

Статья 45

В 73-ФЗ ст 45 описывается порядок проведения восстановительных работ для сохранения целостности недвижимости, в том числе памятников или скульптур. Восстановительные работы проводятся только после специального поручения органами местной или государственной власти. В соответствии с законом, прежде чем начать выполнять строительные или реставрационные работы, необходимо получить разрешение.

Чтобы просмотреть изменения, внесенные при последней редакции, скачайте закон по следующей .

Вышло в свет приложение к журналу «Приход» на компакт-диске «Обустройство, сохранение и строительство храма. Архитектурные, строительные и инженерные решения».

Компакт-диск включает статейные и иллюстративные материалы, посвященные обустройству, сохранению, восстановлению и строительству новых храмов. Материалы предназначены для настоятелей и членов приходов, в круг обязанностей которых входят эти вопросы.

Автором большинства статей и составителем данного издания является архитектор М.Ю. Кеслер, под руководством которого Архитектурно-художественным проектно-реставрационным центром Московского Патриархата АХЦ «Арххрам» разработан Свод правил «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» (СП 31-103-99).

Многие материалы были опубликованы автором на страницах журнала «Приход» и в настоящее время уже стали труднодоступными. В диск также вошли другие статьи, взятые из иных открытых источников и более полно раскрывающие круг обсуждаемых вопросов, в том числе духовные основы и традиции православного храмостроительства. Для желающих получить подробные сведения по рассматриваемым вопросам приводится список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.

Богатый иллюстративный материал поможет пользователям диска найти примеры архитектурных решений, элементов обустройства и благоукрашения храмов и часовен. Для подбора готового проекта прилагаются каталожные листы с указанием авторов, к которым можно обратиться для использования проекта.

Полная информация о диске приведена на сайте журнала «Приход» www.vestnik.prihod.ru .

Законодательство в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в ст. 3 говорит об объектах культурного наследия, которые являются недвижимым имуществом особого рода и с особым правовым режимом.

Согласно указанной статье к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, в т.ч. религиозного назначения, относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, эстетики, социальной культуры и являющиеся источниками информации о развитии культуры.

Объекты культурного наследия религиозного назначения в соответствии с указанным законом подразделяются на следующие виды:

  • памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (церкви, колокольни, часовни и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);
  • ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений: храмовые комплексы, монастыри, подворья, некрополи;
  • достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе фрагменты градостроительной планировки и застройки; места совершения религиозных обрядов.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

  • объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
  • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Таким образом, под памятниками истории и культуры понимаются только объекты недвижимого имущества.

Однако многие из зданий и сооружений находятся в разрушенном состоянии, и их трудно назвать памятниками истории и культуры. Возникает вопрос, относятся ли разрушенные здания к памятникам культуры и какой процент разрушения необходим для того, чтобы констатировать их полное физическое уничтожение. Представляется, что этот вопрос должен быть решен в законодательстве более четко.

Объекты, признаваемые памятниками истории и культуры, подчиняются особому правовому режиму и находятся под особой правовой охраной. Для того чтобы тот или иной объект получил особую правовую охрану, необходимо чтобы он был признан таковым в установленном законом порядке. При этом следует иметь в виду, что каких либо объективных признаков для признания их таковыми не существует. Каждый раз этот вопрос решается в индивидуальном порядке на основании заключения специалистов.

Памятники истории и культуры могут находиться в собственности любого субъекта гражданских прав, однако большая часть памятников истории и культуры находится в федеральной государственной собственности. О невозможности государства предоставить адекватную охрану памятникам культуры свидетельствует тот факт, что за последние десять лет Россия по данным Министерства культуры утратила 346 памятников федерального значения.

В связи с этим давно ставился вопрос о необходимости передачи памятников культуры из федеральной собственности в собственность других субъектов гражданского права.

Особый режим был установлен для объектов культурного наследия религиозного назначения. Так, согласно п. 2 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3 декабря 2010 г. вступил в действие Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Каким образом религиозные организации будут осуществлять должную сохранность передаваемых государством церковных ценностей — вопрос, который волнует не только музейных работников, но и сами церковные организации.

Забота о сохранении культурного наследия должна быть осознана как задача всей Церкви.

Государственная система охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

Под государственной охраной объектов культурного наследия в Федеральном законе № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии со ст. 8 указанного закона религиозные объединения вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за сохранностью объектов культурного наследия осуществляет образованная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 301 Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, которая является федеральным органом исполнительной власти. Она находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Согласно п. 5.1.3 указанного постановления она осуществляет государственный контроль за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • внебюджетные поступления.

На заседании рабочей группы при Президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, прошедшем 17.06.2011 в Кремле, Патриарх Кирилл рассказал о проблеме финансирования реставрации разрушенных святынь России. В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 годы)» выделяется 1,2-1,4 млрд. руб. в год на более чем тысячу только религиозных объектов, которые необходимо восстанавливать. В реальности на восстановление церквей и монастырей необходимо около 100 млрд. руб. Патриарх Кирилл подчеркнул, что никто не просит выделить такие деньги в ближайшее время, «нужно соотносить финансирование с реальными потребностями», однако если уровень вложений останется таким же, то пока будут восстанавливаться одни памятники, многие другие будут окончательно утрачены. Находящиеся в руинах храмы просто не смогут дождаться своей очереди — примеры можно найти в Ярославской и даже Московской областях.

«Что касается сохранения нашего культурного наследия, то это, конечно, в первую очередь забота государства, хотя не следует снимать ответственность и с Церкви, и с соответствующих институтов гражданского общества», — подчеркнул Предстоятель на заседании в Кремле.

Чтобы сделать программу «Культура России» эффективнее, Патриарх предложил сократить перечень заявок и сконцентрироваться на тех объектах, которые уже начали реставрировать. «Нам лучше довести до конца то, что мы начали, чем брать новые объекты и таким образом подвергать риску всю программу», — подчеркнул он.

Патриарх также не исключил возможности выделения других приоритетов при выборе храмов, требующих реставрации. Например, можно больше внимания уделять восстановлению храмов, история которых привязана к историческим именам, датам, событиям, предложил Патриарх. Также разумно восстанавливать памятники, ставшие центрами паломничества и туризма.

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

В соответствии с законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном Федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разработан Свод реставрационных правил (СРП, 2007), включающий рекомендации по всем видам научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на исследование и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Свод реставрационных правил отвечает требованиям Распоряжений Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры).

Однако наличие подобного документа не дает гарантии профессионального подхода к реставрации культурного наследия. Защитить памятники России от… реставраторов. Такой призыв прозвучал на пресс-конференции, которую провели в Москве ведущие специалисты отечественной реставрационной отрасли. И это не парадокс. Пока государство доверяет восстановление шедевров архитектуры и искусства непрофессионалам — культурное наследие страны находится под угрозой. Причина — в несовершенстве законодательства. Согласно федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятому в 2005 г., должен проводиться конкурс среди реставрационных фирм. Выиграть его могут все, у кого есть лицензия, получить которую не так сложно. В результате один и тот же объект реставрируют совершенно разные организации. Есть фирмы, которые специализируются на выигрывании конкурсов и потом продают субподряд исполнителям. Если раньше проблема была в том, что на реставрацию не было денег, и памятники разрушались от времени, то теперь деньги есть, но каждый год достаются разным фирмам. Шедевры древнерусской архитектуры гибнут от слишком частой смены «опекунов», которые ради лакомого кусочка уменьшают сроки работ, занижают цены.

Всем доброго времени суток, товарищи читатели моего блога и просто мимо проходящие! Сегодня я расскажу вам, как проверить место копа на наличие культурных и археологических памятников. Ведь если на таком месте вас поймают с прибором и лопатой, то вполне можно угодить под стражу. Заведут дело, конфискуют оборудование, и т. д. Ведь чуть ли не во всех заброшенных селах те развалины церквей могут числиться в реестре как памятник.

Недавно на ревью увидел новость. Поймали копателя, который копал на расстоянии в 200 метров от объекта культурного наследия. Проблема в том, что в нынешнем законодательстве не обозначены границы памятников и обьектов культурного наследия. Поэтому, можно поймать каждого, кто копает поблизости. И чтобы не вляпаться в это все дело, необходимо знать, есть ли на предполагаемой точке копа такой объект или его нет. А если есть, то знать его и держаться от него подальше.

Есть сайт , где можно это поглядеть. Это единый государственный реестр объектов культурного наследия. Там же можно увидеть объект на карте, узнать его некоторые подробности, а также увидеть его фотографию.

Найти памятник можно по регистрационному номеру, наименованию, региону, адресу, категории и виду. Для сужения поля поиска, если это необходимо, выставьте галочку в основной типологии. Тут на скриншоте, да и выше, примеры поиска и подробную информацию о постройке.

Кстати, это новая версия сайта реестра. Старая была куда более подробна, да и объектов было больше. Возможно, со временем это все вернется.

На этом все. До встречи!

Объекты культурного наследия - это недвижимые объекты, имеющие культурную ценность для населения России, а также входящие во всемирное культурное наследие.

Понятие о рассматриваемых объектах

Данные объекты имеют особый правовой статус. К рассматриваемой категории объектов относятся:

  • недвижимость с неотъемлемой от нее частью живописи;
  • научно-технические объекты;
  • объекты декоративно-прикладного искусства ;
  • скульптуры;
  • другие предметы культуры, которые имеют ценность с позиции различных наук, техники и социальной культуры, представляют собой памятники и служат свидетельствами изначального рождения культуры и ее последующего развития.

К объектам культурного наследия принадлежат: встроенная недвижимость (мемориальные квартиры), постройки, расположенные отдельно, а также ансамбли и комплексы различных зданий, сооружений и иных построек. При этом данные объекты могут быть полностью сохранившимися, а могут быть частично разрушенными или являться неотъемлемой частью объектов более позднего периода.

Правовая база рассматриваемых объектов

К законам об объектах культурного наследия, действующим в нашей стране, относятся:

  • ФЗ №73-ФЗ.
  • Закон РСФСР, принятый в 1978 г. в части, не противоречащей современной законодательной базе РФ.
  • Положение СовМина СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 1982 г. в той же самой части.
  • Инструкция №203 Минкультуры СССР от 1986 г., в той же части.

Признаки рассматриваемых объектов

Объекты культурного наследия Российской Федерации должны обладать следующими признаками:

  1. Недвижимость. Таким образом, движимое имущество априори не относится к рассматриваемым объектам.
  2. Историко-культурная ценность. Если учитывать только признак «недвижимость», то к рассматриваемым объектам можно отнести все квартиры, дачи, гаражи, которые имеются в стране. Поэтому к интересующему нас предмету относятся объекты, которые имеют определенный научно-технический интерес (ценность) для разных наук и социальной культуры. Эта ценность определяется в процессе осуществления историко-культурной экспертизой, которая проводится по инициативе государства.
  3. Возраст. Кроме мемориальных квартир и домов, которые были признаны рассматриваемыми объектами в результате того, что там проживали выдающиеся личности, остальные памятники включаются в реестр объектов культурного наследия по прошествии минимум 40 лет с момента их создания или наступления событий, представляющих историческую ценность.
  4. Особый статус. Этот статус приобретается в определенном порядке путем включения в госреестр и госсписок по решению определенных исполнительных властных органов.

Наличие данных 4 признаков в комплексе дает возможность говорить о рассматриваемом объекте как об объекте культурного наследия.

Классификация

Все рассматриваемые историко-культурные памятники подразделяются на достопримечательные места, ансамбли и памятники.

Ансамбли представляют собой группу объектов культурного наследия, возникнувшие в одно и то же время или же дополнившие друг друга в процессе исторического развития на одной территории, в результате объединения которых образуется единая композиция.

К ансамблям относятся памятники и сооружения, находящиеся в местности, которая может быть однозначно локализована на территориях, сложившихся исторически, в том числе с религиозным назначением, а также фрагменты различных поселений (застроек и планировок), которые относятся к градостроительным ансамблям; парки, бульвары, скверы, сады, а также некрополи.

К достопримечательным местам относятся:

  • творения, которые были созданы антропогенно или с участием природы;
  • те же фрагменты, которые могут быть отнесены к ансамблям;
  • центры исторических поселений;
  • различные места, связанные с формированием этносов на территории нашей страны;
  • руинные остатки древних населенных пунктов и стоянок;
  • места, где совершались различного рода обряды, связанные с религией;
  • заповедники, признанные объектами культурного наследия.

Разновидности памятников

У памятников более сложная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Памятники как объекты культурного наследия возникли в результате определенных исторических событий. На настоящий момент они представляют собой свидетельство цивилизаций, эпох, когда культура начинала зарождаться и развиваться.

В данном виде выделяются следующие подвиды:

  • отдельно стоящие различные постройки с территориями, на которых они расположены исторически;
  • отдельные помещения различных религиозных направлений;
  • отдельные захоронения и мавзолеи;
  • следы существования человека под землей или водой, которые могут быть скрыты полностью или частично, а также движимые объекты, относящиеся к ним;
  • научно-технические объекты, в том числе военные;
  • произведения монументального искусства;
  • мемориальные квартиры.

Помимо этого, памятники классифицируются на памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии. Их принадлежность к одной из разновидностей определяется во время составления документов госучета данных объектов и устанавливается во время утверждения списка о принятии данных объектов к охране.

Категории

Все рассматриваемые объекты, в зависимости от своей ценности, классифицируются на категории:

  • федеральные объекты — имеющие особое значение для культуры и истории нашей страны, сюда же относятся объекты, принадлежащие к археологическому наследию;
  • региональные объекты культурного наследия - имеющие особое значение для культуры и истории определенного региона страны;
  • муниципальные (местные) объекты — имеющие соответствующее значение для определенной местности или муниципального образования.

Помимо этого, выделяют особо ценные культурные объекты, часть из которых включается в наследие ЮНЕСКО.

Примеры рассматриваемых объектов в мире

Примерами объектов культурного наследия являются города (Афины, Рим, Венеция, Прага, Иерусалим, Мехико), древнейшие дворцы, храмы, религиозные центры (например, Тадж-Махал), Великая Китайская стена, египетские пирамиды, Стоунхендж, Олимпия и Карфаген (их руины).

Российское национальное культурное наследие

Федеральных объектов в нашей стране насчитывается огромное количество. Сюда относятся, например, дом Лихачевых в Татарстане, Владимирская церковь в Чебоксарах, комплекс санатория «Кавказская Ривьера» в Сочи, здание женской гимназии в Красноярске, народный дом во Владивостоке, здание Госбанка в Хабаровске, Троицкая церковь в Брянске, Иваново, Кирове, ансамбль Воскресенской церкви во Владимирской области, множество жилых домов в Вологодской области и Иркутске, Лютеранская кирха в Воронеже, ансамбль церкви Василия Блаженного в Калуге и огромное множество других, расположенных, в том числе и в Москве, и в Санкт-Петербурге.

Региональных и местных объектов тоже немало. В каждом субъекте федерации имеется свой собственный реестр объектов культурного наследия, в котором они перечислены.

Объекты всемирного культурного наследия в нашей стране

В России находятся 16 объектов, определенных ЮНЕСКО.

Этих объектов не так много, поэтому рассмотрим их более подробно.

Один из них — трансграничный: Геодезическая дуга Струве (прибалтийские государства, Молдова, РФ, Беларусь, Норвегия, Швеция, Украина, Финляндия).

Центр СПб, сохранивший исторический облик с группой памятников, связанных с ним. Сюда относятся множество каналов, мостов, Адмиралтейство, Эрмитаж, Зимний и Мраморный дворцы.

Кижский погост расположен в Карелии на островах Онежского озера. Здесь находятся две деревянные церкви XVIII в. и деревянная колокольня XIX в.

Красная площадь с расположенным на ней Кремлем в Москве.

Памятники истории В. Новгорода и пригорода с множеством средневековых памятников, монастырей, церквей.

Комплекс истории и культуры Соловецких островов. Здесь расположен крупнейший на севере монастырь, построенный в XV в., а также церкви XVI-XIX вв.

Памятники, сделанные из белого камня и расположенные в Суздале и во Владимире, состоящие из множества культовых зданий XII-XIII вв.

Троице-Сергиевая Лавра (архитектурный ансамбль) — монастырь с чертами крепости. В Успенском соборе расположена гробница Б. Годунова. В лавре расположена икона А. Рублева «Троица».

Церковь Вознесения (Коломенское, Москва) — одна из первых церквей, в которой шатер сделан из камня, что повлияло на последующее развитие церковной архитектуры в России.

Кремль в Казани — комплекс истории и архитектуры. Здесь расположены несколько исторических зданий XVI-XIX вв. Гражданские сооружения соседствуют с православными и мусульманскими храмами.

Ферапонтов монастырь (ансамбль) - монастырский комплекс XV-XVII вв. в Вологодской области.

Дербент с крепостными стенами, Старый город и Цитадель — был стратегически важным объектом до XIX в.

Новодевичий монастырь (ансамбль) — был создан в XVI-XVII вв. и входил в оборонную систему Москвы. Относится к шедеврам русского зодчества, сюда помещались представительницы Романовых, где были пострижены и затем погребены, а также представительницы знатных боярских и дворянских родов.

Геодезическая дуга Струве включает геодезические «треугольники», были заложены Струве, который с их помощью впервые измерил большую дугу земного меридиана.

Ярославль (исторический центр) — множество церквей XVII в., Спасский монастырь XVI в.

Булгарский комплекс — расположен на берегах Волги южнее Казани. Представляет собой свидетельство существования в VII-XV вв. города Булгар. Здесь прослеживается историческая преемственность и отличие различных культур.

Херсонес Таврический с хорой — расположен на территории Крыма, был уничтожен в XIV в., после чего был скрыт под землей, в XIX в. начались раскопки.

Управления по охране объектов культурного наследия

В различных субъектах нашей страны эти управления называются по-разному. Так, в Орловской области оно называется Управление по госохране объектов культурного наследия, Минкультуры и национальной политики - в Башкортостане, Департамент культуры и искусства - в Кировской области и т. д.

В целом же, все они являются учреждениями (или в том числе выполняют функции управлений) по охране объектов культурного наследия.

Данные органы являются региональными, которые осуществляют исполнительную, распорядительную и контролирующую функции в области охраны вышеназванных объектов, способствуют не только их сохранению, но и популяризации.

В заключение

Рассматриваемые в статье объекты включают различные памятники, которые могут быть расположены одиночно или собраны в ансамбли, а также достопримечательные места. В нашей стране имеются федеральные, региональные и местные по отношению к национальным объектам, помимо этого, в разных уголках страны находятся объекты всемирного наследия ЮНЕСКО. Работы по сохранению объектов культурного наследия возложены на соответствующие управления, департаменты, комитеты в регионах, а за федеральными объектами — Минкультуры РФ с его территориальными представительствами.