Электронный аукцион подано ни предложения. Антикоррупционные механизмы в сфере закупок для муниципальных нужд

Случаи признания торгов несостоявшимися:

1. В соответствии с частью 5 статьи 447 Гражданского кодекса аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник , признаются несостоявшимися.

2. Если в установленный документацией срок не поступила ни одна заявка.

3. Если только один участник из подавших заявку на участие в торгах признан участником соответствующей процедуры торгов.

4. Если по результатам рассмотрения заявок на участие в процедуре были отклонены все поданные заявки.


Основания для признания открытого конкурса несостоявшимся:

1. По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе .

2. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все заявки.

3. По результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным в документации требованиям.

4. По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям документации.

5. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям документации.

6. По результатам предквалификационного отбора только один участник закупки признан соответствующим установленным требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям документации.

В результате признания открытого конкурса несостоявшимся на основаниях, указанных в пунктах 4, 5 и 6, у заказчика может быть право, а в ряде случаев и обязанность заключить договор с единственным поставщиком. Аналогичные ситуации возникают в случае проведения аукционов и других видов закупочных процедур.

Основания для признания открытого аукциона несостоявшимся:

1. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной такой заявки ;

2. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки.

3. В течение определенного времени после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене договора.

4. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка, которая соответствует требованиям документации.

5. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником.


Основания для признания несостоявшимися закупок, проводимых путем организации запроса котировок (запроса предложений):

1. По окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок (запросе предложений) не подано ни одной такой заявки .

2. По результатам рассмотрения заявок комиссией заказчика отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок (запросе предложений).

3. По окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок (запросе предложений) подана только одна заявка, которая соответствует требованиям документации.

4. По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна такая заявка признана соответствующей требованиям документации проведения запроса котировок.

Недействительные торги и несостоявшиеся торги

Необходимо различать:

Недействительные торги (ст.449 ГК РФ)

Проведены с нарушением закона.

Влекут недействительность договора, заключенного по итогам торгов.

Несостоявшиеся торги (п.5 ст.447)

Правомерны. «Отрицательный результат - тоже результат».

Торги не состоялись, если:

  • Нет ни одного участника.
  • Есть только один участник.
  • Есть только один участник, который соответствует требованиям документации и законодательства.

В связи с тем, что 223-ФЗ (в отличие от 44-ФЗ) не регламентирует последовательность действий заказчиков по результатам несостоявшихся закупок, то последствия и порядок действий заказчика в случае признания закупок несостоявшимися должны быть указаны в Положении о закупке.



Последствия признания закупки несостоявшейся

Признание процедуры несостоявшейся должно включать комплекс юридических и фактических действий, которые фиксируют юридический̆ статус такой̆ закупки.

От их полного и правильного оформления зависит легитимность проведения дальнейшей̆ процедуры в упрощенном порядке.

1. Выявление и анализ причин, послуживших основанием для признания закупки несостоявшейся.

2. Правовая оценка и принятие решения о признании закупки несостоявшейся (составление и подписание протокола, его опубликование на сайте).

3. Принятие решения о последствиях признания закупки несостоявшейся (проведение повторной процедуры, проведение иной (упрощенной) процедуры, заключение договора с ЕП).

В отличиеот императивных правил госзакупок, 223-ФЗ дает возможность предусмотреть последствия признания закупок несостоявшимися в виде диспозитивных норм.

Иными словами, в Положении о закупке можно предусмотреть возможность выбора заказчиком последствий признания закупки несостоявшейся: провести новую закупку, провести иную (упрощенную закупку) или заключить договор с ЕП на условиях несостоявшихся торгов. Для этого в Положении необходимо предусмотреть возможность выбора последствий и использовать формулировку не «обязан», а «может» .

Например:

По результатам несостоявшейся закупки заказчиком могут быть приняты следующие решения:

1) о закупке у единственного поставщика - в случае, если проведение новых процедур закупок нецелесообразно (например, исчерпаны лимиты времени на проведение процедур закупок, проведение новой закупки независимо от формы и способа закупки не приведет к изменению круга участников закупки);

2) о заключении договора - в случае, если предоставленная заявка и участник, подавший ее, соответствуют требованиям извещения, документации;

3) о проведении повторной закупки любым из способов, в любой форме поименованным в Положении, который заказчик сочтет целесообразным использовать.

Последствия признания несостоявшимися торгов и «не торговых» процедур могут быть различными.

Гражданское законодательство устанавливает случаи признания закупки несостоявшейся применительно к торгам (конкурсам, аукционам).

Законодательство о госзакупках приравнивает последствия признания закупки несостоявшейся для торгов (конкурс и аукцион) и других способов закупки (запрос котировок, запрос предложений). Однако, в связи с тем, что 223-ФЗ не содержит таких условий, юридически для заказчика нет препятствий в целях оптимизации процесса не признавать несостоявшимися запрос котировок и запрос предложений с единственным участником и заключать с ними договоры не как с ЕП, а как с победителями в рамках соответствующей процедуры (при условии указания такой возможности в Положении).

В соответствии с правилами Положения о закупках, запрос предложений и запрос котировок, при наличии хотя бы одной заявки, могут быть проведены и оформлены именно как конкурентная процедура . Итогом такой процедуры будут являться протокол и договор.

Особенности и порядок заключения договора по результатам несостоявшихся закупок

1. Особенности заключения договора с единственным участником по результатам несостоявшейся закупки:

Заказчик обязан заключить договор с единственным допущенным участником конкурентной закупки, если:

а) данный участник закупки был допущен закупочной комиссией к участию в закупке;

б) договор заключается на условиях документации и проекта договора;

в) договор заключается по цене, в объеме и на условиях, указанных таким единственным участником в его заявке (а для аукциона по согласованной сторонами цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора), или на лучших для заказчика условиях (в том числе достигнутых по результатам преддоговорных переговоров).

г) изменения в План закупок не вносятся, в ежемесячный отчет данный договор включается.

Отказ заказчика от заключения договора с единственным участником несостоявшихся торгов, заявка которого соответствует требованиям документации, незаконен.

2. Особенности заключения договора с единственным поставщиком (как способа закупки) по результатам несостоявшейся закупки:

Заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком по результатам несостоявшийся закупки при условии, что такая возможность предусмотрена Положением о закупках такого заказчика с учетом следующих особенностей:

а) заказчиком в Положении о закупке установлено основание для заключения договора с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупке;

б) принятие соответствующего решение уполномоченными должностными лицами или органами управления заказчика;

в) вносятся изменения в план закупок с связи с изменением способа закупки;

г) договор с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся процедуры закупки заключается с учетом требований, установленных документацией о закупке - допускается незначительное (несущественное) изменение условий договора (перенос сроков, связанных с проведением процедуры, изменение условий оплаты и.т.д.);

д) необходимость публикации в ЕИС извещения о закупке у единственного поставщика, проект договора и протокола определения единственного поставщика.

Пример из практики

Комиссией УФАС по Санкт-Петербургу (решение и предписание от 4 июня 2013 NoТ03-118/132 ) было принято решение о признании Заказчика нарушившим 223-ФЗ и Положение о закупках, в связи с отказом в заключении договора единственному участнику запроса предложения .

Признав запрос предложений несостоявшимся, закупочная комиссия нарушила п.12.5.12, п.12.7.2 Положения, путем необоснованого признания процедуры запроса предложений несостоявшейся, поскольку один участник, подавший заявку для участия в запросе предложений был допущен.

При этом Положением было предусмотрено, что «в случае если по результатам рассмотрения Заявок на участие в Запросе предложений по решению Организатора только одна Заявка на участие в Запросе предложений не была отклонена, то такая Заявка на участие в Запросе предложений оценивается в порядке, установленном документацией̆ о запросе предложений».

Заказчик этого не сделал и не довел процедуру до конца (не провел процедуру рассмотрения и оценки заявки) в связи с чем нарушил пункты 12.3-12.7 Положения о закупках, в части нарушения процедуры проведения запроса предложений и заключения договора по результатам проведения указанной процедуры.

Кроме того, как отметил УФАС заказчики по конкурентным процедурам, не относящимся к торгам, руководствуются только общими принципами 223-ФЗ и конкретными правилами Положения о закупках.

Участник закупки в соответствии с протоколом рассмотрения конкурсных заявок был признан единственным участником конкурса.

Несмотря на вышеизложенные обстоятельства письмом за исх. № 5220 от 18.12.12г. Заказчик (ответчик) отказался от заключения спорного договора с ООО «Альфа-Трейд», ссылаясь на отсутствие одобрения данной сделки со стороны Совета директоров ОАО «СППК».

Полагая данный отказ неправомерным, истец (участник конкурса) обратился в суд с иском к заказчику о понуждении к заключению договора.

Оценивая сложившуюся правовую ситуацию, и удовлетворяя требования истца, суд исходил из следующего.

В соответствии с п.79 Положения о закупках Заказчика «Если открытый̆ конкурс вследствие поступления конкурсной̆ заявки от одного претендента, с таким претендентом при условии, что он будет признан участником и его конкурсная заявка соответствует требованиям, изложенным в конкурсной̆ документации, может быть заключен договор по цене, не превышающей̆ указанную в финансово-коммерческом предложении участника».

Как было указано выше и не оспаривается ответчиком, конкурсной̆ комиссией̆ принято решение о предоставлении ООО «Альфа-Трейд» права на заключение договора. Данное решение конкурсной̆ комиссии в установленном законом порядке недействительным не признано.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности по заключению договора с истцом по настоящему спору на условиях, изложенных в проекте договора к конкурсноӗ документации»

Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.11.2013 по делу № А82-15815/2012.

Несостоявшиеся процедуры и отчетность

1. При заполнении ежемесячного отчета

В случае заключения договора с единственным участником закупки по результатам несостоявшейся закупки сведения о таком договоре включаются в ежемесячный отчет о договорах, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг.

В случае заключения договора с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки, сведения о таком договоре включается в ежемесячный отчет о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

2. При заполнении отчета по форме федерального статистического наблюдения № 1 - закупки «сведения о закупочной деятельности

В тех случаях, когда при проведении конкурса или аукциона заявку подал только один участник, конкурентная процедура не состоялась, а заказчик заключил договор с единственным поставщиком, в отчете должна быть заполнена одна из граф 4, 5, 6 «Конкурсы» или 7, 8, 9 «Аукционы» (в зависимости от объявленной процедуры), а не графа 10 «Закупки у единственного поставщика».

Электронная форма закупок как способ «борьбы» с несостоявшимися закупками

В настоящее время поставщики все реже хотят участвовать в неэлектронных закупках.

Для увеличения доли состоявшихся процедур нужно проводить больше закупок на электронной площадке.

При проведении закупки в электронной форме электронная площадка многие действия осуществляет за участников закупок и закупщиков, что позволяет максимально расширить возможный круг участников закупок.

Бумажные закупки = мало заявок, много несостоявшихся закупок.

Электронные закупки = много заявок, много состоявшихся закупок.




Вопросы слушателей

Вопрос: Что делать, если к аукциону были допущены несколько участников, а во время аукциона подал ценовое предложение только один из этих участников?
Ответ: В таком случае аукцион признается состоявшимся, поскольку цена в ходе его проведения была снижена по сравнению с первоначальным уровнем. Однако в случае, когда заказчик работает по 44-ФЗ, ему необходимо в такой ситуации прежде чем заключать договор с этим участником, получить на это разрешение контролирующих органов, поскольку 44-ФЗ это запрещает.

Вопрос: При проведении электронной закупки подана одна заявка, которая соответствует требованиям. Закупка признана несостоявшейся. Публикуется итоговый протокол, заключается договор с единственным поставщиком. Необходимо ли публиковать извещение о закупке у единственного поставщика?
Ответ: Нет, если заключается договор с единственным участником, то извещение о закупке у единственного поставщика публиковать не нужно.

Вопрос: При проведении запроса котировок не подано ни одной заявки. Решено провести закупку у единственного поставщика. Договор пока не заключен, но изменились объем и стоимость закупки. Что делать, как внести данные об изменениях на сайте?
Ответ: В таком случае формируется новое извещение, договор, протокол. Необходимо выяснить, в связи с чем изменились стоимость и объем. Если причины объективные, например, за прошедший период цены выросли, то можно изменить условия договора, внеся в них эти изменения.

Вопрос: Если на запрос предложений не было подано ни одной заявки, как правильно это оформить на официальном сайте?
Ответ: В протоколе указывается в таком случае, что на проведенный запрос предложений не было подано ни одной заявки, в связи с чем комиссия заказчика приняла решение признать данную закупку несостоявшейся.

Вопрос: Что делать в ситуации, когда товар слишком востребован, и поставщик не желает участвовать в закупке?
Ответ: Можно попробовать воспользоваться другим способом закупок.

Вопрос: Учреждение планировало приобрести на бюджетные средства автомобиль по 223-ФЗ, закупка была включена в план. В процессе закупки оказалось, что нужно было ее осуществлять по 44-ФЗ. Получилось, что по 223-ФЗ закупка не состоялась. Как это отражать на официальном сайте?
Ответ: Во-первых, эту закупку можно было проводить по 223-ФЗ. Это не капитальные вложения в объекты государственной и муниципальной собственности, поэтому это совершенно законно. Во-вторых, если закупка только планировалась, но по ней не были размещены документация и извещение, то такую закупку нельзя считать несостоявшейся. Таким образом, в этой ситуации все, что нужно сделать, это внести поправки в план, исключив эту закупку.

Вопрос: Если по результатам аукциона заказчиком и подрядчиком принято обоюдное решение расторгнуть договор по соглашению сторон, то как следует оформить данное расторжение?
Ответ: Нужно просто оформить дополнительное соглашение о расторжении договора.

Вопрос: Можно ли в положении о закупке прописать, что если во время проведения закупки путем запроса котировок подана одна заявка и допущен один участник, то закупка признается состоявшейся.
Ответ: Да, в таком случае в положении должно быть написано, что если при проведении закупки получена только одна заявка, которая соответствует требованиям документации, то договор может быть заключен с единственным участником, подавшим эту заявку.

Вопрос: Верно ли что договор с единственным участником и договор с единственным поставщиком - это разные вещи и в отчетах их нужно отражать по-разному?
Ответ: Да, верно, они имеют разную правовую природу. С точки зрения закупочного законодательства такие договоры имеют различные основания для заключения. Соответственно в отчетах сведения о таких договорах также будут отражаться в разных категориях.

Вопрос: Если торги признаны несостоявшимися, можно ли заключить договор с единственным поставщиком на месяц, а затем повторно провести торги? Нужно ли в этом случае вносить изменения в план закупок? Закупка более ста тысяч рублей.
Ответ: Если закупка признана несостоявшейся по причине того, что не было подано ни одной заявки при проведении торгов, можно заключить договор с единственным поставщиком. Если сумма договора более ста тысяч рублей, нужно разместить на официальном сайте все необходимые документы для проведения закупки - извещение, проект договора и протокол. Впоследствии можно провести повторно торговую процедуру, но в документах должны быть отражены требования с учетом уже тех обязательств, которые возникнут на тот момент перед тем единственным поставщиком, с которым будет заключен договор. В план возможно лучше изменения не вносить в таком случае, поскольку в итоге процедура этой закупки все равно будет конкурентной.

Вопрос: Если в процессе закупочной процедуры не было подано ни одной заявки, закупка признана не состоявшейся, а предмет закупки, в соответствии с законодательством, можно закупать только в электронной форме, то можно ли провести закупку у единственного поставщика?Ответ: Закупка в этом случае уже была проведена электронно, она не состоялась, это является основанием для закупки у единственного поставщика, это не противоречит 616 постановлению правительства.

Вопрос: Если аукцион не состоялся, так как был только один участник, необходимо ли размещать два протокола - протокол рассмотрения заявок и протокол подведения итогов?
Ответ: Протокола рассмотрения заявок в этом случае будет достаточно. Поскольку итогов никаких нет, то протокол подведения итогов размещать не нужно.

Вопрос: Если при проведении закупки единственная заявка признана соответствующей требованиям, то в соответствии с положением о закупке заключается договор с единственным участником, подавшим эту заявку. Для закупок свыше ста тысяч у единственного предусмотрено размещение извещения и документации на официальном сайте. Соответственно договор будет заключаться в рамках этой процедуры, а не аукциона. Как тогда закрывается вопрос с аукционом?
Ответ: Если при проведении аукциона единственная заявка признана соответствующей требованиям, и в соответствии с положением о закупке заключается договор с единственным УЧАСТНИКОМ, подавшим эту заявку, то такая ситуация отличается от заключения договора с единственным ПОСТАВЩИКОМ, который возможно заключить в случае, когда при проведении аукциона не было подано ни одной заявки, и тогда нужно размещать документацию на официальном сайте и т.д., опять же если такая ситуация предусмотрена положением о закупке. В данном случае будет просто договор с единственным участником.

Вопрос: Включать ли в ежемесячный отчет в раздел закупок у единственного поставщика те случаи, когда договоры были заключены с единственными участниками в результате проведения конкурентных закупочных процедур?
Ответ: Нет.

Вопрос: Нужно ли вносить изменения в план закупок в случае, когда в результате несостоявшейся процедуры закупки договор заключается с единственным поставщиком?
Ответ: Да, поскольку меняется способ закупки.

Вопрос: Если при проведении запроса предложений не поступило ни одной заявки, можно ли заключить договор с единственным поставщиком или надо отдельную процедуру проводить и включать ее в план закупок?
Ответ: При заключении договора с единственным поставщиком в результате несостоявшейся процедуры закупки путем запроса предложений, нужно размещать извещение на официальном сайте и вносить изменения в план.

Вопрос: Если цена договора с единственным участником была снижена в результате процедуры уторговывания, то достаточно только протокола рассмотрения заявки?
Ответ: Да, протокола рассмотрения заявки достаточно, в нем фиксируется факт наличия одной заявки, соответствующей требованиям документации.

Вопрос: Нужно ли в ежемесячных отчетах отражать суммы по договорам, стоимость которых не превышает ста тысяч рублей?
Ответ: Да, нужно.


Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка - это разные вещи. Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком. Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса.

Аукцион признан несостоявшимся — причины и последствия

2.

Аукцион признан несостоявшимся из-за того, что заявку на участие подал единственный участник

4. В ходе аукциона не подано ни одного ценового предложения

Такая ситуация может возникнуть, если в результате рассмотрения вторых частей заявок соответствующей требованиям Федерального закона №44 признана соответствующей только одна из них, или все участники и вовсе отклонены.

Итак, в заключение еще раз хочется отметить несколько моментов, на которые нужно обратить внимание сторонам, если аукцион не состоялся:

Основания и последствия признания электронного аукциона несостоявшимся по 44-ФЗ, действия Заказчика

то заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком без согласования с уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок органом. Разъяснения по данному вопросу даны в Письме Минэкономразвития России № 658-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/1587/15 от 20.01.2015. Данные в таблице без учета изменений с 01.

Последствия признания торгов несостоявшимися (нюансы)

Следует различать понятия:
  1. отмены торгов по решению организатора - до их проведения;
  2. признания проведенных торгов несостоявшимися по решению организатора или суда;
  3. признания состоявшихся или признанных несостоявшимися торгов недействительными судом.
Общие основания для решения о несостоявшихся торгах состоят в следующем: Специальные основания для признания торгов несостоявшимися В законодательстве можно встретить следующие основания: Последствия несостоявшихся торгов могут быть предусмотрены как законом, так и подзаконным актом или правилами, для них установленными.

Объявлен электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений нежилого здания

Объявлен электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений нежилого здания. В ходе рассмотрения поступивших первых частей заявок только одна заявка из 6-ти поступивших признана комиссией соответствующей аукционной документации. Таким образом, аукцион признан несостоявшимся, контракт заключается с участником, как с единственным поставщиком, по начальной (максимальной) цене контракта (далее — НМЦК).

Есть ли основания для снижения НМЦК на этапе подписания контракта по соглашению сторон, если аукционной документацией снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества выполненных работ и иных условий контракта допускается?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Признание аукциона несостоявшимся

В случае если Заказчиком принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку, его участником, то такой электронный аукцион признается несостоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 8 ст. 67 Закона о контрактной системе.

При этом в указанном протоколе должна присутствовать информация в соответствии с п.

3 ч. 2 ст. 71 Закона о контрактной системе.

Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся

Если вторая часть заявки на участие в электронном аукционе, признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, то ситуация, регламентирована ч. 13 ст. 69 Закона о контрактной системе.

вступил в силу Федеральный закон № 498-ФЗ, который внес изменения в п. 25 ч. 1 ст.

Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ

С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.

Котракт в данной ситуации заключается с тем участником электронного тендера, чья заявка на участие в аукционе подан ранее. Если данный участник электронного аукциона не предложит заказчику более низку цену, чем начальная (максимальная) цена контракта , то заказчик в контракт должен включить начальную (максимальную) цену контракта.

Согласно ч. 20 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в случае, если в течение десяти минут после начала проведения электронного аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта в соответствии с ч. 7 ст. 68 Закона №44-ФЗ, такой аукцион признается несостоявшимся. В течение тридцати минут после окончания указанного времени оператор электронной площадки размещает на ней протокол о признании такого тендера несостоявшимся, в котором указываются адрес электронной площадки, дата, время начала и окончания такого аукциона, начальная (максимальная) цена контракта.

Порядок заключения контракта в данном случае описан в ч. 3 ст.71 Закона №44-ФЗ.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 71 Закона № 44-ФЗ аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком вторых частей заявок на участие в таком аукционе его участников и документов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 71 Закона №44-ФЗ, рассматривает вторые части этих заявок и указанные документы на предмет соответствия требованиям Закона №44-ФЗ и документации о таком тендере и направляет оператору электронной площадки протокол подведения итогов такого аукциона, подписанный членами аукционной комиссии.

В соответствии с пп. «а» п. 4 ч. 3 ст. 71 Закона № 44-ФЗ контракт заключается в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ в порядке, установленном ст. 70 Закона №44-ФЗ, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям Закона № 44-ФЗ и документации о таком аукционе.

То есть, если, например, подано две заявки на участие в электронном аукционе, все данные заявки признаны соответствующими требованиям Закона № 44-ФЗ и документации о таком аукционе, то заказчик должен направить в срок, указанные в ст. 70 Закона №44-ФЗ, проект контракта посредством ЭП участнику электронного аукциона , чья заявка подана ранее.

Обращаем внимание, так как в данном случае контракт заключается на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, то согласно данного пункта контракт заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт . Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

Подача заявок Рассмотрение Заключение контракта

1. Отсутствуют предложения.

2. Подана только одна заявка.

Общие основание Для конкурсных процедур Для электронного аукциона Уклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.

1. Отклонены все предложения.

2.Только одна признана соответствующей требованиям.

При проведении в конкурсе с ограниченным участием:
1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.
2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.
При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа
1. Отсутствуют предложения.
2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.
3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.


Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с , при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).ст. 92 , кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

Закупка товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд всегда являлась сферой социальных отношений с повышенным риском коррупции. И хотя полностью одолеть коррупцию в закупках пока не удалось, это вовсе не означает бессмысленность мер по снижению ее уровня.

Это рассмотрение актуальных и важных тем. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам.

Законодательство о контрактной системе в сфере закупок прямо направлено на исключение коррупционной составляющей в закупочной деятельности организации. Наказание за коррупционные правонарушения: штрафы, принудительные работы, лишение права занимать определенные должности, лишение свободы (УК РФ). О сновные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Российской и международной практикой выработаны четыре основных подхода, подтвердивших свою действенность:

— регламентационные методы;

— технические методы;

— психологические методы;

— контрольные и репрессивные меры.

Регламентационные методы

1. Информационная прозрачность на всех этапах закупочной деятельности

Можно выделить несколько уровней информационной прозрачности:

  • Доступность правовых актов, устанавливающих общие правила закупок.
  • Открытый доступ ко вспомогательным документам (локальным актам, методикам, инструкциям) в сфере осуществления закупочной деятельности.
  • Обеспечение открытого доступа к информации, которая создается в процессе осуществления закупки, в достаточном объеме для осуществления независимого мониторинга и общественного контроля.
  • Открытый характер сведений о результатах исполнения договоров и выплатах, осуществленных по ним.
  • Прозрачные процедуры обжалования результатов закупочной деятельности.

Наиболее перспективной мерой обеспечения прозрачности закупок является публикация информации в сети «Интернет».

2. Эффективные регуляторы условий участия в закупках

Условия участия в закупках включают в себя:

  • требования к закупаемым товарам, работам, услугам,
  • критерии оценки заявок и принятия решений о заключении контрактов.

Если раньше (до 1 января 2006 г.) должностные лица, ответственные за закупки, устанавливали произвольные требования к поставщикам, исполнителям, подрядчикам. То есть, можно было ограничить участие предпринимателей в торгах и обеспечить контракт «своей» компании. Сегодня существует четкий перечень требований к участникам закупок по предоставлению документов. Устанавливать произвольные или дополнительные требования Закон запрещает.

Такой механизм, как , обеспечивает анонимность участия предпринимателей. Участники закупок не знают друг друга и не могут договориться о результате торгов и согласовать стоимость контракта, что положительно влияет на снижение начальных цен и благоприятствует развитию конкуренции в целом.

До 1 января 2006 г. существовала возможность менять любые условия заключенных контрактов, в том числе стоимость и объемы работ, что само по себе являлось предпосылкой для коррупции. Сейчас такая практика ушла в прошлое. Теперь установлен ограниченный перечень случаев внесения изменений в действующий контракт. Закон не допускает произвольного изменения стоимости контракта, сроков выполнения работ, оказания услуг, поставки и многих других положений, что существенно ограничивает возможности для реализации коррупционных схем.

Раньше обжаловать результаты торгов можно было только в судебном порядке, но эта процедура занимала много времени, поэтому к завершению разбирательства контракт обычно уже был выполнен другим участником. Таким образом, восстановить справедливость было практически невозможно. Сегодня существует короткая процедура обжалования действий заказчиков в ФАС России. Ее механизм позволяет быстро восстанавливать нарушенные права участников закупок.

До весны 2011 г. заказчики произвольно устанавливали начальную (максимальную) цену контракта. Это приводило к закупкам дорогостоящего оборудования, цены которого значительно превышали рыночные. Сейчас заказчики обязаны обосновывать установленные цены и изучать рынок, проводить мониторинг заключенных контрактов на аналогичные товары, работы, услуги.

И это далеко не все механизмы противодействия коррупции, заложенные в Закон о закупках.

Локальные методы

Закон о закупках не ограничивает внутреннюю деятельность заказчиков. Бороться с коррупционными проявлениями можно и на местном уровне. Для этого необходимо:

  • создать эффективную систему правил, подробно регламентирующих действия сотрудников в той или иной ситуации. Эта мера позволит минимизировать фактор субъективности;
  • прописывать четкие механизмы контроля за точным соблюдением этих правил;
  • вводить систему индивидуальных должностных инструкций для сотрудников, в которых будут четко прописаны все шаги при осуществлении закупок.

Технические методы

К мерам местного воздействия можно отнести оборудование переговорных комнат и рабочих мест специалистов по закупкам системами контроля и видеонаблюдения. Недостаток подобных мер — высокая стоимость. Кроме того, целесообразно ввести контроль служебной переписки.

Психологические методы

Мы постоянно слышим с экранов телевизоров, читаем в печатных и электронных СМИ высказывания сотрудников правоохранительных и различных контрольных органов о неотвратимости наказания за совершенные деяния. Это тоже один из механизмов государственного воздействия.

Воздействие на местном уровне

Самый простой, распространенный, а также наименее затратный метод — проверка анкетных данных, биографии кандидата на должность сотрудника отдела закупок и отзывов с предыдущих мест работы. Особое внимание уделяется репутации потенциального сотрудника. При поступлении на муниципальную службу соискатели предоставляют справку из правоохранительных органов об отсутствии судимости, что дает возможность изначально не допускать к коррупционно опасным видам деятельности кандидатов с судимостями или уволенных с предыдущих мест работы за финансовые и коррупционные правонарушения. В некоторых организациях проводятся специальные тестирования кандидатов на должность сотрудников отделов закупок.

Воздействие на местном уровне должно быть направлено на невыгодность коррупционных действий для сотрудников, ответственных за проведение закупок. К таким мерам, в частности, можно отнести:

  • применение к провинившимся сотрудникам дисциплинарных взысканий и разъяснение им всей полноты ответственности по действующему административному и уголовному законодательству;
  • проведение специальных тренингов по разъяснению составов, ответственности и наказания за правонарушения в области госзакупок;
  • огласку коррупционных инцидентов в учреждении.

Контрольные и «репрессивные» меры

В Законе о закупках много внимания уделено контрольным мероприятиям. Это любые контрольные мероприятия надзорных органов власти — ФАС России, Счетной палаты, прокуратуры, Следственного комитета, МВД и др. контроль со стороны различных общественных объединений.

Сегодня контрольными мероприятиями охвачен весь цикл закупки — от планирования, обоснования цены до исполнения контракта. Другое дело, что коррупция процветает не только среди чиновников, но и в контрольно-надзорных органах власти, и это мешает наводить порядок и препятствовать коррупционным схемам.

Необходимо отметить, что применение каждого метода противодействия коррупции на практике ограничено его спецификой и требует дополнительных организационных и финансовых ресурсов. Достичь ощутимых показателей снижения коррупции позволяет лишь комплексный подход — сбалансированное использование всех методов противодействия на всех этапах процесса закупок.

Если нужно разобраться во всех требованиях антикоррупционного законодательства...

Чтобы исключить действия коррупционной направленности при проведении конкурентных процедур, повысить эффективность использования бюджетных средств, а также для исключения фактов нарушения законодательства в сфере закупок пройдите онлайн-курс « ». Курс соответствует всем требованиям законодательства и контролирующих ведомств.

В курсе всего 6 уроков. По окончанию обучения вы получите удостоверение о повышении квалификации на 40 часов.

На курсе вы узнаете:

  • О предотвращении и урегулировании конфликта интересов,
  • Об антикоррупционных механизмах в планировании и осуществлении закупок,
  • О правах и обязанностях государственных и муниципальных служащих, работников контрактной службы, членов закупочных комиссий,
  • Об ограничениях и запретах на сотрудников организации,
  • Об ответственности за нарушения.

Преподаватель курса

Эксперт по 44-ФЗ и 223-ФЗ, заместитель начальника юридического отдела Акционерного общества «Тульский патронный завод».