Дворец где хранят плащ. Очень древний дворец топкапы

Ответы на кроссворд АиФ 38 2017 (20.09.2017)

По горизонтали:

  1. Сказочная блондинка. Ответ из 10 букв: БЕЛОСНЕЖКА
  2. Юбилейное застолье. Ответ из 6 букв: БАНКЕТ
  3. Кто сменил Льва Троцкого на посту наркома обороны? Ответ из 6 букв: ФРУНЗЕ
  4. «Тамбовский волк тебе …!» (из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»). Ответ из 6 букв: БОЯРИН
  5. Кто обнаружил ультрафиолетовые лучи? Ответ из 6 букв: РИТТЕР
  6. «В огороде бузина, а в Киеве …». Ответ из 6 букв: ДЯДЬКА
  7. На чём играет Джо из фильма «В джазе только девушки»? Ответ из 8 букв: САКСОФОН
  8. На какую отрасль сельского хозяйства работает герой нашей кинокомедии «Свинарка и пастух»? Ответ из 11 букв: ОВЦЕВОДСТВО
  9. Товар на автозаправке. Ответ из 6 букв: БЕНЗИН
  10. Какой музыкальный инструмент способен заменить целый оркестр? Ответ из 5 букв: ОРГАН
  11. «Типун тебе на …!». Ответ из 4 букв: ЯЗЫК
  12. Кто из русских революционеров стал тестем Иосифа Сталина? Ответ из 8 букв: АЛЛИЛУЕВ
  13. Дворец, где хранят плащ и меч пророка Мухаммеда. Ответ из 7 букв: ТОПКАПЫ
  14. «Травяное ассорти» из аптеки. Ответ из 4 букв: СБОР
  15. Шоу на небе. Ответ из 5 букв: САЛЮТ
  16. Куда Елена Блаватская поместила все «души умерших»? Ответ из 6 букв: АСТРАЛ
  17. «Жесточайший надзор» за «свободой слова». Ответ из 7 букв: ЦЕНЗУРА
  18. Затейник при отеле. Ответ из 8 букв: АНИМАТОР
  19. Чему с юности мечтал посвятить свою жизнь Михаил Булгаков? Ответ из 9 букв: АКТЕРСТВО
  20. «Каждый … мой душу зверя лечит». Ответ из 4 букв: СТИХ
  21. Внешняя … государства. Ответ из 8 букв: ПОЛИТИКА
  22. «Чужое … не ведает твоей боли». Ответ из 4 букв: ТЕЛО
  23. Во что проиграл Делесов из повести «Альберт» Льва Толстого? Ответ из 4 букв: ВИСТ
  24. Химический ингредиент. Ответ из 8 букв: ВЕЩЕСТВО
  25. Немецкий мещанин. Ответ из 6 букв: БЮРГЕР
  26. «Начальство надо знать в …». Ответ из 4 букв: ЛИЦО
  27. «Орган чувств» у прибора. Ответ из 6 букв: СЕНСОР
  28. Военный художник. Ответ из 8 букв: БАТАЛИСТ
  29. Четвёртый из присяжных в фильме «12» Никиты Михалкова. Ответ из 4 букв: ГАФТ

По вертикали:

  1. Где дебет с кредитом сводят? Ответ из 11 букв: БУХГАЛТЕРИЯ
  2. «Разводит лохов». Ответ из 7 букв: АФЕРИСТ
  3. Сущая безделица. Ответ из 11 букв: ПУСТЯКОВИНА
  4. Предел утомления. Ответ из 11 букв: ИЗНЕМОЖЕНИЕ
  5. Кто из наших фокусников «отпиливает себе руку» в фильме «Воры в законе»? Ответ из 6 букв: АКОПЯН
  6. Самая престижная марка обручальных колец. Ответ из 6 букв: КАРТЬЕ
  7. Кто стащил амброзию у олимпийских богов? Ответ из 6 букв: ТАНТАЛ
  8. «Райское наслаждение» для коммерсанта. Ответ из 5 букв: ДОХОД
  9. Каким отношением к инакомыслящим «мир обязан» афинянину Клисфену? Ответ из 9 букв: ОСТРОКИЗМ
  10. Увлечение певца Александра Маршала. Ответ из 9 букв: АВИАСПОРТ
  11. Грех продавца. Ответ из 5 букв: ОБВЕС
  12. Живой символ Белоруссии. Ответ из 4 букв: ЗУБР
  13. Приговор с небес. Ответ из 4 букв: КАРА
  14. «Отъявленный …». Ответ из 4 букв: ПЛУТ
  15. Утренник с Дедом Морозом и Снегурочкой. Ответ из 4 букв: ЁЛКА
  16. Именно про него француз Гюстав Флобер шутливо пишет в своей книге: во-первых, он не существовал, а во-вторых, знаменит своим смехом! Ответ из 5 букв: ГОМЕР
  17. Благородный олень из Северной Америки. Ответ из 6 букв: ВАПИТИ
  18. Кто из маршалов Франции был женат на сестре Наполеона? Ответ из 5 букв: МЮРАТ
  19. «Бритва жнеца». Ответ из 4 букв: СЕРП
  20. «Пульсация музыки». Ответ из 4 букв: РИТМ
  21. Страна вокруг Вьентьяна. Ответ из 4 букв: ЛАОС
  22. Ритм «из-под копыт». Ответ из 5 букв: ЦОКОТ
  23. «Я хватаюсь за …, пью молочные коктейли». Ответ из 7 букв: ГАНТЕЛИ
  24. Из какого города страной рулят? Ответ из 7 букв: СТОЛИЦА
  25. «Венецианское кружево» ныне. Ответ из 5 букв: ГИПЮР
  26. Таблетки «сексуального аппетита». Ответ из 6 букв: ВИАГРА
  27. Нельзя! Ответ из 6 букв: ЗАПРЕТ
  28. «Как может женщина оставаться привлекательной и не умереть с голоду?!» (классическая кинокомедия). Ответ из 5 букв: ТУТСИ
  29. Чем лиса следы заметает? Ответ из 5 букв: ХВОСТ
  30. Аромат «собачьей жизни». Ответ из 5 букв: ПСИНА
  31. Какой попугай из мультика говорит голосом Хазанова? Ответ из 4 букв: КЕША
  32. «Дорога к сердцу» для крови. Ответ из 4 букв: ВЕНА
  33. «Мы живём, чтобы давать … каждому новому дню». Ответ из 3 букв: БОЙ

Итак, сегодня мы с вами начинаем новую серию публикаций -«Легендарные клинки». Речь пойдет о легендарном оружии, но отнюдь не о сказочных мифических мечах, а о реальных исторических артефактах, хранящихся в музеях и являющихся национальным достоянием разных стран.
Им нет цены в обычном понимании этого слова. Невозможно оценить стоимость подобного объекта, если за ним стоит целая эпоха. Большинство этих клинков уже много лет не покидает тщательно охраняемых стен музеев, поскольку государства не хотят подвергать реликвии даже минимальному риску. Многие из них запрещено снимать на видео и фотографировать - особенно это касается религиозных святынь, которыми некоторые из клинков, без всякого сомнения, являются.

Но перейдем к теме сегодняшней публикации - к мечу Армагеддона.

Даже само название публикации сразу вызывает вопрос: неужели автор утверждает, что существует реальный меч, который, пусть даже согласно легенде, сможет стать оружием Армагеддона?

Ведь Армагеддон - это глобальная катастрофа или война, которая уничтожит все человечество.



И с этой точки зрения орудием конца света может стать атомная или водородная бомба, астероид, пандемия смертельного вируса, нашествие зомби, но никак какой-то ржавый древний клинок.

Однако Армагеддон - вовсе не гибель нашего мира, как думает большинство читателей, а последняя и самая страшная битва в истории человечества, в которой будут сражаться с друг другом люди, ведомые силами вселенского зла и добра. Результатом будет не уничтожение всех и вся, а победа над силами тьмы. После чего наступит тысячелетнее царство добра и справедливости на земле.

И лишь после истечении тысячи лет начнется вся финальная суета со Страшным судом, воскрешением мертвых и прочими мероприятиями по случаю конца света.

Причем название «Армагеддон», это всего лишь указание места битвы, как например Ватерлоо или Бородино. И оно хорошо известно нам - недалеко от горы Мегидо (хар Мегиддо - на иврите) в Израиле, осталось лишь чуточку уточнить время.

А если Армагеддон - это битва, то почему не быть вполне реальному мечу, которым там будут сражаться?

Вот за этим самым мечом, героем сегодняшнего рассказа нам с вами придется отправиться в Стамбул. Хотя не исключено, что этот меч был выкован, когда еще не был основан даже сам Византий, впоследствии - Константинополь, имперская столица ромеев, захваченная пять с половиной веков назад турками и названная ими Стамбулом.

Вместе с толпой туристов мы с вами последуем в исторический центр древнего города - на мыс Сарайбурну с видом на Золотой рог, где пролив Босфор разделяет Европу и Азию.

Там находится дворец турецких султанов Топкапы, четыре с лишним века бывший резиденцией властителей Блистательной Порты - Оттоманской империи.

Дворец Топкапы. Вид со стороны Босфора. За мысом с другой стороны- Мраморное море.



Чтобы попасть в дворец нам нужно пройти через Ворота Повелителя (Bab-ı Hümayun) - сам дворец и его наружный двор окружен высокой стеной с башнями.

Ворота Повелителя (Имперские Ворота)



Пройдя мимо древней византийской церкви, мы по дороге через парк выйдем к главным воротам дворца - Воротам Приветствия (Babü’s-selam).

Ворота Приветствия - главные ворота дворца Топкапы.



Во втором, уже внутреннем дворе дворца находился изысканный парк и несколько зданий, включая здание Дивана (кабинет министров при султане) с башней Правосудия. Это часть дворца была сравнительно открыта для многих, включая приглашенных членов посольств иностранных держав и обслуживающего дворец персонала. Тут же находилась дворцовая кухня (там работало более 800 человек), конюшня, помещения для охраны.

И, конечно, же здание казначейства - оно же сокровищница империи. Ее называют «внешней сокровищницей», поскольку во дворце есть еще одна - «внутренняя» , недоступная для всех кроме султана, его семьи и самых приближенных к нему лиц. Сейчас во «внешней сокровищнице» музей оружия, здесь находится самая богатая в мире коллекция исламского оружия с VII по начало XX века. Конечно, же тут есть и оружие других стран, в частности европейское не обойдено вниманием. Тысячи и тысячи экспонатов - одних только видов оружия свыше 400.

Коллекция оружия во внешней сокровищнице Топкапы







Но все это оружейное богатство нас с вами мало интересует. Мы идем прямиком к Воротам Блаженства, ведущим в закрытый для посторонних во времена султана третий двор.

Ворота Блаженства



Третий двор за Воротами Блаженства был по сути внутренним дворцом. Здесь султан не жил (жил он в помещениях четвертого двора дворца), но здесь происходили все официальные действа. Третий двор окружали здания с тронным залом, гаремом, Внутренней Сокровищницей и, наконец, Тайными палатами.

Все торжественные приемы султана проходили в тронном зале, но нас-то наверняка интересует именно сокровищница? И не зря.

Количество сокровищ - золота, драгоценных камней, украшений действительно впечатляет, а сказать проще - зашкаливает.

Здание сокровищницы в третьем дворе






Cултан Мустафа IV на золотом троне. Конец XVIII века.

Трон Великого Могола, повелителя Индии Шах-Джахана, подарок султану.



Например, здесь есть два парных подсвечника изготовленных для Каабы (главной святыни ислама) из 48 кг золота и украшенных 6 тысячами бриллиантов.

Но наш с вами путь лежит в святую святых Топкапы - в Тайную палату внутреннего дворца. Когда-то даже сам султан мог посещать ее лишь раз в год. Теперь она открыта для общего посещения, что является головной болью турецкого правительства, поскольку высшие духовные лица ислама требуют закрыть ее, оставив доступ лишь для паломников в строго определенные дни в году. Ведь там находится большое количество самых святых реликвий ислама!

Но от нас с вами потребуют лишь не находиться там в шортах и майках, а женщин не пустят туда без закрытого платья и покрытой платком головы. И да - фото и видео съемка внутри СТРОГО запрещена. Там внутри всегда царит полумрак, чтобы яркий свет не повредил древние реликвии.

Здание Тайных палат в третьем дворе дворца Топкапи, где находится хранилище святых реликвий.


В этом помещении отдельно от всех хранится плащ пророка Мухаммеда.



Даже просто перечень святых реликвий впечатлит любого последователя ислама: плащ пророка, его мечи и лук, знамя, личное письмо пророка, его сандалии, зуб(!) пророка, волосы с бороды(каждый волосок отдельно), отпечатки ног пророка, его чаша и посох, личная печать, мечи его соратников, посох Моисея, котел Авраама, головной убор Иоанна-Крестителя и многое другое.

Кого-то может удивит, что тут делают вроде как христианские реликвии, но почти все великие пророки библии, жившие до Мухаммеда, считаются пророками и в исламе, и они почитаются мусульманами не в меньшей степени чем христианами.

Предваряя ваши вопросы, ни одна священная реликвия не исследовалась учеными, а потому подлинность многих (если не большинства) реликвий остается под сомнением с точки зрения историков. Некоторые просто не могут быть подлинными, если, конечно, не подходить к ним с точки зрения веры - ислама.

Волос с бороды пророка. Впечатляет?


След ноги пророка в камне, чудо — признак святости


Одна из створок древних дверей Каабы


Письмо, написанное пророком Мухаммедом


А вот эта реликвия уверен, заинтересует вас больше. Два личных меча пророка (Al-Ma’thur и Al-Qadib) и его лук. На переднем плане серебряный футляр для лука покрытый позолотой.


Лук сделан из тростника. Тетива снята, потому он выгнут в обратную сторону.


Меч пророка Al-Ma’thur, длина клинка 99 см. Украшен золотом и драгоценными камнями.


Меч Al-Qadib, длина клинка 101 см



Наверняка найдутся пользователи, что возмутятся качеством этих фотографий мечей и скажут, что, мол, можно было найти подобные фото в сети и по качественней.

Можно, вот они:





Вот только это не фото настоящих мечей - в первом случае это просто рисунок художника, а во-втором - не слишком качественная реплика. Как вы помните, фотосъемка в павильонах запрещена, так что никаких фото с высоким разрешением в сети вы не найдете, тем более макросъемки эфеса, клинка или даже ножен этих самых мечей.

Мечи сподвижников пророка



Вся эта украшенная золотом драгоценная отделка - более поздняя работа. Во времена Мухаммеда те же самые мечи выглядели куда как скромнее.

И на фоне всех этих изукрашенных мечей в стенной нише за бронированным стеклом почти незаметен вот этот скромный меч.



На его рукоятке и ножнах нет блеска золота, но по какой такой причине он выставлен таким образом, неужели он при всем этом столь важен как священная реликвия?

Ведь мечи первых святых халифов и даже два личных меча пророка, невероятное по меркам ислама сокровище, выставляются вместе, а этот меч - в гордом одиночестве! Скажу больше, в подлинности этой реликвии сомневаются даже некоторые весьма уважаемые теологи ислама, поскольку само существование такого меча нарушает основы Корана: на нем есть изображение человека, что категорически запрещено в исламе.

Тем не менее, это один из знаменитейших девяти мечей пророка Мухаммеда - Аль-Баттар (Al- Battar «Рассекающий»), и именно он цель нашего с вами путешествия!

Меч Al-Battar, длина клинка 101 см



Это обоюдоострый меч с изогнутой рукояткой и весьма длинным клинком. Из-за длины и формы клинка, его рукояти, отсутствия тяжелого набалдашника на эфесе и, вследствие этого смещенного центра тяжести в сторону клинка, достаточно очевидно, что меч предназначен прежде всего для рубящих ударов, наносимых всадником верхом на коне. Что в сумме соответствует реалиям войны времен пророка.

Вот только сам клинок заметно старше Мухаммеда!

Рассмотрим его чуть ближе.


Виден рисунок - весьма условное изображение человека, будто рисовал маленький ребенок, у самой гарды и арабская вязь на самом клинке. Есть у меня фото рисунка покрупнее для вас.



Что же здесь изображено?

Для этого надо вспомнить историю меча, это военная добыча взятая у Бану Кайнука близ Медины (совр. Саудовская Аравия). Меч был преподнесен в дар пророку Мухаммеду как драгоценная реликвия уже в то время, ведь не зря это меч еще называется «Мечом Пророков». По легенде он принадлежал целому ряду святых пророков, чьи имена арабской вязью написаны на клинке. Первый из этих великих пророков - Дауд.

Именно он и изображен на клинке за очень важным делом - отрезанием головы Джалута, могучего великана и царя племени амаликитян, который изначально и был владельцем этого меча. Прямо скажем - не свезло Джалуту, какой-то заморыш сразил его без меча, а потом его же клинком откромсал ему голову.

Вам это история не напоминает чего-нить? Правильно, вы угадали, это пересказ библейского поединка Давида и Голиафа. И да, Дауд - это и есть Давид.

Следующим пророком, в чьих руках оказался меч, по списку - Сулейман ибн Дауд. В переводе на «язык» христиан, знаменитый царь Соломон, сын Давида победителя Голиафа.

Но обратите внимание на клинок, там не только арабская вязь, но есть и другая надпись на незнакомом нам языке.



Это набатейская письменность, из которой и развилась позже арабское письмо, вышла из употребления в начале VI века за век до откровения пророка Мухаммеда. Еще один аргумент в пользу вполне реальной древности меча. Ему, минимум, около полутора тысяч лет!

Но мы с вами не будем перечислять всех пророков, якобы владевших этим мечом. Остановимся на одном и самом важном для нас - последним перед Мухаммедом: Иса ибн Мариам, что означает «Иса сын Мариам». Но ведь Мариам это женское имя, а арабы всегда зовут человека по имени его отца, а не по матери!

Дело в том, что у Исы никогда не было отца, он родился от матери-девушки, благодаря чуду сотворенному Аллахом. Да, речь идет именно об Иисусе Христе, вот только Коран напрочь отметает версию смерти пророка Исы на кресте, утверждая, что вопреки всем заверениям римлян и предавших своего пророка иудеям, им не удалось «ни убить его, ни распять, но это только представилось им». Иса не умер, а следовательно и не воскресал, его забрал к себе на небеса сам Аллах, где он пребудет рядом с ним почти до самого Страшного Суда.

Неужели слова Иисуса «не мир я принес вам, а меч» - вот об этом самом мече?!

И рад бы согласиться, но вот в чем заковыка: не было никогда у Христа меча, это всего лишь метафора, то бишь фигура речи. Ну не мог никоим образом плотник-пророк из Назарета расхаживать по Иудее с огромным мечом длиной более метра на поясе, он был бы сразу схвачен властями и арестован за подготовку к мятежу. Да и нет в Новом Завете ни одного даже косвенного намека, что у Иисуса мог быть меч.

И вот тут мы стоим, казалось бы, перед неразрешимой проблемой - если меч никогда не был в руках Христа, то значит надпись на мече - ложь, а это с точки зрения правоверного мусульманина не может быть: святые реликвии не могут лгать!

Однако, есть одно вполне изящное решение данного вопроса, о котором мы с вами даже не подозревали.

На клинке перечислены все его владельцы, правильно?

Да. И хотя Иса мечом не владел, даже не держал его в руках, но вычеркивать его из списка неправильно, ибо сама эта надпись является не фактом прошлого, а пророчеством: меч будет принадлежать Иисусу!

Мусульмане, как и христиане верят во второе пришествие пророка Исы (Христа). Его возвращение возвестит для всех близость Страшного Суда. В то время миром будет править Даджал (Антихрист), который обманет большую часть людей, называя зло - добром, а черное - белым. Иса победит и уничтожит лже-мессию Даджала. После чего настанет царство добра и справедливости на земле, правда в отличие от версии христианства оно продлится не 1000 лет, а всего лишь 40, после чего пророк Иса умрет и будет похоронен рядом с пророком Мухаммедом. Ну, а дальше все как по писаному, практически одинаково для обоих религий - вострубят трубы ангелов, восстанут мертвые, грядет Страшный Суд и конец света.

Так вот - многие мусульмане верят, что согласно легенде именно Аль-Баттаром в руках пророка Исы будет повержен Даджал.

А поскольку это произойдет, согласно христианской эсхатологии, во время великой последней битвы, то перед вами…

меч Армагеддона, которым Иисус лично сразит предводителя сил зла - Антихриста.



А что остается нам с вами? Только попрощаться со Стамбулом, дворцом Топкапы и священными реликвиями в Тайной палате.

До новых встреч!

Вас ждут новые публикации о реальных легендарных клинках.

С уважением к читателям и подписчикам, Лысый Камрад

Если вы хотите узнать заранее о приближении Армагеддона, попросите вашего знакомого, поехавшего в Стамбул, заглянуть во дворец Топкапы и проверить на месте ли меч Аль-Баттар.

Сокровища дворца Топкапы

После захвата Константинополя турками богатства султана Мехмеда II в течение нескольких лет хранились в крепости Едикуле. В 1478 г. их перенесли во дворец Топкапы - в здание, где сейчас расположилась Оружейная палата. Во время правления султана Селима I для хранения казны был выделен бывший летний дворец султана Мехмеда II, в котором сокровищница находится и поныне.

Следует отметить, что на территории дворца Топкапы находилось две казны - государственная и султанская, и это было законом жизни Османской империи. Личные средства султана только в самых исключительных случаях тратились на государственные нужды, да и то в заимообразном порядке, оформлявшемся долговым обязательством дефтердара (министра финансов). Личная казна султана, в отличие от государственной, обычно не испытывала нехватки средств, так как постоянно пополнялась самыми различными способами - данью от вассалов, доходами от некоторых вакуфных учреждений, множеством подношений и подарков. А.Ф. Миллер в своей книге отмечал, что «применялись и другие, поистине виртуозные способы пополнения султанской казны. Так, султаны выдавали своих дочерей замуж в самом раннем детстве, а иногда и в младенческом возрасте за богатых сановников, которые должны были присылать во дворец крупные суммы на содержание «супруги».

Сокровища Османской империи имеют различное происхождение: это были подарки зарубежных послов; драгоценности, изготовленные в Топкапы специально для султанов, военные трофеи из покоренных стран и ценные вещи, которые переходили в казну после смерти государственных деятелей. Самым большим состоянием обладал султан Селим I, правивший в XVI в.

Во времена Османской империи сокровищницу султанов открывали и закрывали в торжественной обстановке, и в церемонии этой участвовали сорок человек. В настоящее время в нескольких залах выставлены неисчислимые богатства правителей Османской империи, и среди них - трон иранского шаха Исмаила, захваченный в 1541 г. султаном Селимом I во время его похода в Иран. Трон этот, сделанный из кованого золота, выложен рубинами, изумрудами и жемчугом, которые своим сиянием создают причудливый мозаичный узор.

В султанской сокровищнице хранится и трон Селима III, изготовленный из эбенового и сандалового дерева и инкрустированный золотом, серебром и перламутром. Над троном массивная золотая цепь поддерживает укрепленный в золотую оправу неправильной формы изумруд длиной 10 и шириной 4 см. Здесь же выставлены украшенный бриллиантами меч и кольчуга, принадлежавшие султану Мураду IV, расшитая настоящим жемчугом (величиной с горошину) конская попона, а также несметное количество рубинов.

В стеклянных витринах в центре первой комнаты сокровищницы выставлены золотые украшения, оружие, хрустальные кальяны с резными янтарными мундштуками, кофейные наборы и золотые кубки. В одной из витрин можно увидеть великолепные доспехи султана Мустафы III, украшенные драгоценными камнями (позолоченную стальную кольчугу, щит, меч и пару серебряных стремян, покрытых позолотой). Рядом выставлены расшитые жемчугом чехлы для Корана, принадлежавшие семьям султанов, дорогие сосуды для воды, кувшины и золотые подсвечники.

Во второй комнате можно увидеть висячие орнаменты из золота и самоцветов, золотые подвески султанов Абдул-Гамида I и Ахмеда I, тюрбан с драгоценными камнями, украшения с бриллиантами и рубинами, которые крепились к тюрбану султана. В других витринах выставлены изделия из нефрита и горного хрусталя, которые во множестве изготавливались в мастерских дворца. Одним из интереснейших экспонатов является нефритовый сосуд в виде корабля - подарок русского императора Николая II. Слева от входа в третью комнату за стеклом выставлена позолоченная колыбель для новорожденных принцев. По сложившейся в Топкапы традиции для матери-султанши было делом чести преподнести внуку золотую колыбель с постелью и покрывалом.

Главным экспонатом этой комнаты является известный во всем мире кинжал. Он висит на тонкой цепочке в стеклянной витрине позади трона султана Ахмеда I. Рукоять кинжала украшают три больших изумруда, в эфес встроены золотые часы, крышка которых тоже сделана из изумруда. Золотые ножны покрыты эмалью и драгоценными камнями. Этот кинжал был изготовлен придворными мастерами по приказу султана Махмуда I для персидского шаха Надира и среди прочих подарков отправлен в Персию. Однако по пути туда посланники султана узнали, что шах скончался, и со всеми подарками вернулись во дворец. С тех пор этот самый дорогой в мире кинжал хранится в сокровищнице дворца Топкапы.

В третьей комнате хранится «Алмаз ложечника». Весит он 86 карат, оправлен серебром и окружен 49-ю более мелкими бриллиантами. О происхождении этого бриллианта существуют две версии. Согласно одной, алмаз нашел бедный рыбак, когда разгружал мусор, и потом обменял свою находку на базаре. Хитрый ювелир дал ему за сокровище три ложки, откуда и произошло название алмаза, к тому же и форма его напоминает ложку. Но более достоверной считается вторая версия: французский офицер Пиго приобрел алмаз у махараджи Мадраса и привез его во Францию. После многочисленной смены владельцев алмаз приобрела на аукционе мать Наполеона, однако позже ей пришлось продать бриллиант, чтобы вызволить сына из ссылки. Со временем бриллиант приобрел великий визирь Тепеделенли Али-паша, который купил его за 150 000 золотых монет и поместил в свою личную сокровищницу. Обвинив визиря в измене, султан Махмуд II навсегда поместил бриллиант в султанскую сокровищницу. Доказательством подлинности этой истории служит портрет Али-паши с очень похожим бриллиантом на тюрбане.

В этой же комнате выставлены два золотых подсвечника, каждый из которых весит 48 кг и украшен 6666-ю бриллиантами - по одному на каждый стих Корана. Подсвечники изготовлены в XIX в. по повелению султана Абдул-Меджида I для отправки в Мекку к священному камню Кааба и украшены его монограммами.

Слева от подсвечников за стеклом выставлен золотой трон «Байрам» («Праздничный»), весящий 250 кг и украшенный турмалинами. Этот трон устанавливали перед «Воротами белых евнухов» при вступлении султана на престол и во время других праздничных церемоний.

Собрание священных реликвий Османской империи хранится в здании, которое благодаря своему внутреннему убранству считается самым красивым в Топкапы. Большая часть этих реликвий была привезена в 1517 г. султаном Селимом I из египетского похода. До этого они принадлежали халифу Эль Мутавеккиль; другие реликвии были переданы султану Селиму I эмиром Мекки Сеидом Берекатом после провозглашения того халифом.

Драгоценной реликвией султанской Сокровищницы является «Знамя Пророка» (Санджак-Шериф ). Во время священных войн Пророк Мухаммед выступал под двумя знаменами - черным и белым. Черное знамя «Укап» («Орел») было привезено из Египта и с тех пор хранится в золотом ковчеге. Поскольку полотно сильно пострадало от времени, позднее его подшили к священному знамени из шерстяной материи зеленого цвета. Развертывалось и выставлялось оно в самое критическое для Османской империи время.

«Знамя Пророка» использовалось уже первыми халифами, от которых перешло в Дамаск к династии Омейядов (661-705), а потом к Аббасидам в Багдад и Каир. Когда в 1607 г. султан Селим I завоевал Египет и сокрушил халифат, «Знамя Пророка» перешло к Османскому дому. Вначале оно хранилось у паши Дамаска, который ежегодно сопровождал с этой святыней караван паломников, направлявшихся в Мекку.

В царствование султана Мурада III, по требованию великого визиря Синана-паши, «Знамя Пророка» впервые было привезено в Европу - в находившуюся тогда в Венгрии турецкую армию для воодушевления войска и восстановления упавшей дисциплины. Султан Магомет III (1596-1603) определил к Знамени стражу в 300 человек под началом главного эмира Накибола-Этрафа. Впоследствии из служителей Сераля было назначено 40 знаменосцев; кроме них все военные люди и всадники обязаны были защищать святыню.

«Санджак-Шериф» хранится в 40 чехлах из тафты и в зеленном суконном ковчеге. Длина «Знамени Пророка» равняется примерно 3,7 метра. В золотой наконечник его древка положен Коран, собственноручно переписанный султаном Османом - основателем Османской империи. Кроме «Знамени Пророка» в этом же ковчеге лежат небольшого размера Коран, руки халифа Омара и серебряные ключи от Каабы, которые султан Селим I получил от правителя Мекки.

В мирное время «Знамя Пророка» хранится в Зале благородной одежды (черный камлотовый плащ Пророка Мухаммеда). Здесь же находились другие государственные святыни: борода, священный след ноги, жезл и лук Пророка и несколько мечей первых халифов. Во время войны для Знамени сооружался шатер, в котором оно серебряными кольцами прикреплялось к специальному устройству из черного дерева».

Неверные не могут видеть священное «Знамя Пророка», и кто решался на такую дерзость - сурово наказывался. Так, 27 марта 1769 г., во время Русско-турецкой войны, австрийский интернунций Броньяр, нанял у одного муллы комнату, чтобы со своей семьей и некоторыми европейцами скрытно посмотреть процессию выноса «Знамени Пророка». Потом он нашел комнату подешевле и отказал мулле, за что тот предал его. В нанятую Броньяром комнату ворвались янычары, оскорбили его супругу и дочерей, а на улицах убили нескольких христиан. Австрия срочно отозвала Броньяра…

К персональным реликвиям Пророка Мухаммеда относится и его священная мантия (хырка), которую Пророк подарил арабскому поэту Каабу бин Зюхеру, принявшему ислам. После его смерти мантию за 20 000 дирхам приобрел халиф Моавидже. От него она перешла к Омей-ядам, затем - во владение Аббасидов, а в XVI в. попала к турецкому султану Селиму I. Святая мантия Пророка Мухаммеда, возраст которой насчитывает 1400 лет, представляет собой одеяние длиной 124 см, с широкими рукавами; сшита она из черной шерстяной материи. С момента своего появления в Топкапы (с XVI в.) она бережно хранилась в золотом ковчеге, который сейчас выставлен на обозрение на серебряном пьедестале, изготовленном во дворце при султане Мураде IV. Ежегодно в 15-й день месяца Рамадан священную мантию Пророка Мухаммеда торжественно навещали султан, визири и обитательницы гарема.

Сегодня во дворце Топкапы находятся и два меча Пророка Мухаммеда. Первый из них (меч Зюльфикар) Мухаммед подарил своему зятю - четвертому халифу Али, а второй был фамильной ценностью, полученной им от отца. Оба меча инкрустированы золотом и драгоценными камнями. Рядом с ними выставлен бамбуковый лук Пророка Мухаммеда в золотом чехле.

В собрании священных реликвий хранится и письмо Мухаммеда, в котором Пророк призывает правителя Мукавкаса принять ислам. Послание это, случайно найденное в Египте, написано на лоскуте темной кожи (16- 19 см), состоит из двенадцати строк и отмечено печатью Пророка. Считается, что печать эта перешла от халифа Абубакара к халифу Омару, а от него - к халифу Осману, который однажды уронил ее в фонтан. Через почти 150 лет янтарная печать была обнаружена в Багдаде и привезена во дворец Топкапы.

В золотой шкатулке, украшенной драгоценными камнями, хранится осколок зуба Пророка Мухаммеда, сломаннный во время Ухудского сражения. Во дворце Топкапы хранится около 60 волос из бороды Пророка, но на всеобщее обозрение выставлен только один. Он тоже лежит в золотой шкатулке.

В собрании реликвий находится и один из шести известных отпечатков ноги Мухаммеда. Считается, что след на этом камне Пророк оставил при вознесении на небо. Камень с отпечатком ноги помещен в золотой футляр с крышкой.

Среди реликвий из Каабы , которые хранятся во дворце Топкапы, следует отметить позолоченную защитную оправу для священного Черного камня, которая весит 14 кг; два золотых водосточных желоба, подвешенные на цепях к потолку; фрагмент «Ворот покаяния» и серебряные позолоченные ключи…

В сокровищнице султанского дворца хранятся и христианские реликвии , собранные в церквах Константинополя: десница Иоанна Крестителя в золотой оправе, часть черепа святого апостола Петра, оловянная кастрюля Авраама, серебряный ковчежец с мощами святых.

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Повседневная жизнь Парижа в Средние века автора Ру Симона

Жилище: от дворца до хижины Диапазон жилищного фонда столицы чрезвычайно широк.Внутреннее убранство королевских и княжеских резиденций, жизнь двора, ближний круг, жизнь чиновников и королевских слуг недоступна и неизвестна большинству парижан. В XV веке, когда государь

Из книги Алиенора Аквитанская автора Перну Режин

Из книги Зимний дворец. Люди и стены [История императорской резиденции, 1762–1917] автора Зимин Игорь Викторович

Стены Зимнего дворца Архитектор Ф.Б. Растрелли

Из книги Ювелирные сокровища Российского императорского двора автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Роксолана. Ведьма Османского гарема автора Бенуа Софья

Глава 8 ТОПКАПЫ – ДВОРЕЦ ДЛЯ НЕВОЛЬНИЦ И СЧАСТЛИВИЦ Название дворцового комплекса Топкапы, или же «Пушечные ворота» произошло от того, что при въезде и выезде султана из дворца раздавался почетный пушечный залп. В происхождении названия сыграла свою роль и историческая

Из книги Убийство императора. Александр II и тайная Россия автора Радзинский Эдвард

Партия Аничкова дворца Так возникла эта партия. Она должна была защитить права цесаревича Александра Александровича.В нее входят все противники реформаторского курса. В конце 1870-х годов участники этой вельможной оппозиции генерал Р.А. Фадеев и генерал-адъютант И.И.

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Султанский дворец Топкапы Возведение первого османского дворца началось при султане Мехмеде II Завоевателе в 1466 г. на месте древнего форума Тавра. В этой резиденции, охранявшейся 500 бестаджи, султан жил до возведения Топкапы-серая, который он повелел возвести на

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Три дворца князей Суздальских - Вот один из них, - говорит суздальский летописец Ананий, - в 1451 году, когда Москву осаждали и громили татары, этот дворец существовал еще в Суздальском кремле, возле самой церкви св. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, именно

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Призрак Мариинского дворца Пожалуй, появлявшийся в Мариинском дворце (Исаакиевская пл., 6) призрак стал последним призраком, обнаружившимся в Санкт-Петербурге. Широкую известность он получил после того, как депутаты петербургского ЗакСа, проводящие тут свои заседания, в

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Обустройство Кремлевского дворца Московские государи, как все люди того времени, в обыденной жизни следовали устоявшимся традициям и образцам, но допускали в нее всё больше новаций, идущих с Запада. Как правило, именно они выступали законодателями моды на новшества в

Из книги Венценосные супруги. Между любовью и властью. Тайны великих союзов автора Солнон Жан-Франсуа

Александра, «хозяйка» дворца С тех пор как Николай встал во главе Ставки в Могилеве, Александра, остававшаяся во дворце, правила страной. Вообще-то царь не учреждал института регентства, как делали французские короли, отбывая на войну, и официально не делил власть с

Из книги Наполеон в России автора Верещагин Василий Васильевич

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЕТРОВСКОГО ДВОРЦА. С 5/17 сентября пошел сильный дождь, который несколько утишил пожары, но не прекратил их, и когда Наполеон возвращался из Петровского дворца в Кремль, «к трону Московских царей», город не только дымился еще, но местами и пылал.Бивуаки

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Петербургские арабески автора Аспидов Альберт Павлович

Тайны исчезнувшего дворца Петербург-Ленинград называют городом трех революций. Считается, что первая революция была в 1905 году. Вторая - в феврале 1917 года. А третья - Социалистическая, со «штабом» в Смольном, - в октябре того же года. Мы же напомним об еще одной революции,

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня у нас на календарях 19 сентября 2017 года, а значит завтра выйдет печатная версия очередного выпуска газеты «Аргументы и Факты». Пока имеется электронная версия газеты, поэтому уже можно напечатать все правильные ответы на кроссворд №38 в газете «АиФ» за 2017 год. Все верные ответы на кроссворд можно узнать в конце статьи, они напечатаны в компактном виде сразу после вопросов кроссворда.

По горизонтали:

1. Сказочная блондинка.
5. Юбилейное застолье.
9. Кто сменил Льва Троцкого на посту наркома обороны?
10. «Тамбовский волк тебе... !» (из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»).
11. Кто обнаружил ультрафиолетовые лучи?
12. «В огороде бузина, а в Киеве … ».
13. На чем играет Джо из фильма «В джазе только девушки»?
16. На какую отрасль сельского хозяйства работает герой нашей кинокомедии «Свинарка и пастух»?
18. Товар на автозаправке.
19. Какой музыкальный инструмент способен заменить целый оркестр?
20. «Типун тебе на...!».
26. Кто из русских революционеров стал тестем Иосифа Сталина?
29. Дворец, где хранят плащ и меч пророка Мухаммеда.
30. «Травяное ассорти» из аптеки (4 буквы).
31. Шоу на небе.
32. Куда Елена Блаватская поместила все «души умерших»?
36. «Жесточайший надзор» за «свободой слова».
39. Затейник при отеле.
40. Чему с юности мечтал посвятить свою жизнь Михаил Булгаков?
44. «Каждый мой душу зверя лечит».
47. Внешняя государства.
48. «Чужое не ведает твоей боли».
51. Во что проиграл Делесов из повести «Альберт» Льва Толстого?
52. Химический ингредиент.
53. Немецкий мещанин.
54. «Начальство надо знать в... ».
55. «Орган чувств» у прибора.
56. Военный художник.
57. Четвертый из присяжных в фильме «12» Никиты Михалкова.

По вертикали:

1. Где дебет с кредитом сводят?
2. «Разводит лохов».
3. Сущая безделица.
4. Предел утомления.
6. Кто из наших фокусников «отпиливает себе руку» в фильме «Воры в законе»?
7. Самая престижная марка обручальных колец.
8. Кто стащил амброзию у олимпийских богов?
12. «Райское наслаждение» для коммерсанта.
14. Каким отношением к инакомыслящим «мир обязан» афинянину Клисфену?
15. Увлечение певца Александра Маршала.
17. Грех продавца.
21. Живой символ Белоруссии.
22. Приговор с небес.
23. «Отъявленный … ».
24. Утренник с Дедом Морозом и Снегурочкой.
25. Именно про него француз Гюстав Флобер шутливо пишет в своей книге: во-первых, он не существовал, а во-вторых, знаменит своим смехом!
27. Благородный олень из Северной Америки.
28. Кто из маршалов Франции был женат на сестре Наполеона?
33. «Бритва жнеца».
34. «Пульсация музыки».
35. Страна вокруг Вьентьяна.
36. Ритм «из-под копыт».
37. «Я хватаюсь за …, пью молочные коктейли».
38. Из какого города страной рулят?
41. «Венецианское кружево» ныне.
42. Таблетки «сексуального аппетита».
43. Нельзя!
45. «Как может женщина оставаться привлекательной и не умереть с голоду?!» (классическая кинокомедия).
46. Чем лиса следы заметает?
47. Аромат «собачьей жизни».
49. Какой попугай из мультика говорит голосом Хазанова?
50. «Дорога к сердцу» для крови.
53. «Мы живем, чтобы давать … каждому новому дню».

Ответы на кроссворд «АиФ» №38 за 2017 год

По горизонтали: 1. Белоснежка 5. Банкет 9. Фрунзе 10. Боярин 11. Риттер 12. Дядька 13. Саксофон 16. Овцеводство 18. Бензин 19. Орган 20. Язык 26. Аллилуев 29. Топкапы 30. Сбор 31. Салют 32. Астрал 36


Первый двор дворца Топкапы - Алай Мейданы (Площадь войска) или «Двор янычар», как его называли европейцы, во времена султанов, как и сейчас, был доступен для всех, а очень важные сановники даже могли въезжать в него верхом. Раньше в самом конце Алай Мейданы у ворот во второй двор лежали «камни назидания», на которые клали головы казненных, а правее и ближе к центру стоял Джеллят Чешмеси (Фонтан Палача), у которого палач и его подручные мыли испачканные кровью руки. Сюда со стороны Айя-Софии ведут ворота Баб-ы Хюмайун (Вход Султана), здесь же находятся здания церкви Святой Ирины и Монетного Двора. С каждой стороны массивных ворот Баб-ы Хюмайун сделаны ниши, а над внутренней аркой красуется клеймо строителя и позолоченное изречение: «Аллах сделает славу строителя вечной; Аллах сделает его творение прочным; Аллах укрепит его фундаменты». В любое время дня и ночи ворота охраняла специальная стража и подразделение янычар. Не доходя до вторых ворот дворца, именуемых Баб-юс Селям (Ворота Приветствий) или Орта Капы (Средние врата) и ведущих в Диван Мейданы, расположены кассы музея Топкапы и музейный магазин сувениров. Билет в Топкапы стоит 25 турецких лир или 430 российских рублей. Для того, чтобы посетить султанский Гарем, вход в который находится в левой части второго двора, потребуется купить за 15 лир отдельный билет в кассе, находящейся возле него.



Ворота Орта Капы - самый узнаваемый символ дворца. Две мощные восьмиугольные башни с бойницами под коническими крышами встроены по обе стороны в массивное надвратное помещение, по верху которого проходит зубчатая стена. Во времена султанов ворота тщательно охранялись специальным отрядом привратников. В их обязанности помимо всего прочего входило поддержание абсолютной тишины в Диван Мейданы. Даже тем немногим высокопоставленным сановникам и послам, которые въезжали в Алай Мейданы верхом, перед этими воротами приходилось спешиваться и идти пешком. Только султан мог проезжать через Орта Капы на коне. Над двойной железной дверью ворот, украшенной рельефным орнаментом, в овальном медальоне помещена султанская монограмма - тугра Мехмеда Фатиха - Завоевателя Константинополя, а над ней золотой арабской вязью написана шахада - свидетельство мусульманской веры: «Ля иллаха илля Ллаху ва Мухаммадан расуль уль-Ллахи» (Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его). Внутри ворот, по обе стороны, есть проходы, ведущие в небольшие комнаты. Помещения справа от входа предназначались для ожидающих аудиенции посетителей и иностранных послов. Иногда их заставляли сидеть несколько дней, чтобы они до конца смогли осознать свое ничтожество перед величием и могуществом султана. Слева располагались помещения привратников и комната главного палача, который по совместительству был еще и главным садовником. Под воротами находилась подземная тюрьма, последнее пристанище в этом мире для подданных султана, вызвавших его гнев.


После предъявления билетов туристы попадают во второй двор, где их встречают макеты мыса Сарайбурну и дворца Топкапы. Здесь в киоске справа можно арендовать за 15 лир русскоговорящий «электронный аудиогид» по дворцу, Гарему и сокровищнице.



Второй двор дворца Топкапы - Диван Мейданы (Площадь Совета) - служил основным местом для поведения важных церемоний государственного значения. Начало войны, обрезание сыновей султана, замужество его дочерей или прием иностранных послов. От Баб-юс Селям расходятся в разные стороны мощеные дорожки. Самой главной из них считается Падишах Йолу (Дорога Падишаха), идущая через весь двор до ворот в третий двор дворца Топкапы, вторая по важности - Везир Йолу (Дорога Везира), которая идет на северо-запад к зданию Дивана. Диван служил высшим органом управления Османской империей, а его название происходит от названия низких кушеток - диванов, которые с трех сторон окаймляют зал для совещаний. Диван Мейданы означает площадь Дивана, поэтому основное здание в этом дворе Диван-ы Хюмайун (здание Дивана). Оно построено в эпоху Сулеймана I в левой стороне двора. Здесь четыре раза в неделю во главе с великим визирем собирался государственный совет для решения текущих гражданских и религиозных вопросов. Здание состоит из прямоугольного помещения, разделенного арочными перегородками на три зала. Один зал предназначался для заседаний Дивана, другой для работы с документами, а в третьем был кабинет великого везира. Особый интерес в зале заседаний Дивана представляет окошко с золочеными прутьями решетки над местом великого везира, называемое Кафес-и Мюшеббек (Око Султана). Обычно первые султаны лично присутствовали на собраниях Дивана, но Сулейман I положил конец этой практике и велел сделать небольшое окно, к которому султан мог подойти в любой момент во время заседания, оставаясь при этом невидимым для членов совета. Поэтому они никогда не могли быть уверены - видит и слышит их султан или нет. Таким образом, заседания всегда проходили как бы при незримом присутствии султана и под его недремлющем оком. Непосредственно к зданию Дивана примыкает Дыш Хазинэ (Внешняя Казна). Это здание с маленькими окошками в толстых стенах, увенчанное восемью куполами, - одна из самых старых построек дворца. Здесь, в подвалах, хранились деньги, предназначенные для нужд Дивана, в том числе и для выплаты янычарам.

Над зданием Дивана возвышается четырехгранная двухступенчатая башня с высокой пирамидальной крышей. Построенная во времена Мехмеда II она первоначально предназначалась для наблюдения за акваторией Золотого Рога. Свое название Адалет Кулеси (Башня Справедливости) это строение получило потому, что и сам второй двор часто называли Адалет Мейданы (Площадь Справедливости). Главный вход в Гарем - через Араба Капысы (Ворота карет) — находится рядом со зданием Дивана. Около Араба Капысы - касса по продаже билетов для посещения Гарема. Ворота получили название Араба из-за того, что здесь обитательницы Гарема садились в закрытые кареты, покидая дворец для прогулок.

В левом углу Диван Мейданы перед галереей, идущей до Араба Капысы, находятся Мейит Капысы (Ворота мертвых), через которые выносили тела умерших во дворце.

Правая сторона Диван Мейданы занята Сарай Мутфаклары (Кухонный дворец). В его дворе размещались не только десять больших кухонь, но и две мечети, баня-хамам, кладовые и жилые помещения для персонала (поваров, кондитеров, разносчиков блюд и поварят).

Третий двор дворца Топкапы - Эндерун Авлусу. Отсюда начинается эндерун - территория личных апартаментов правящих империей султанов, вход на которую был очень строго ограничен. В третий двор из Диван Мейданы ведут увенчанные куполом изящные ворота, у которых целых три названия. Во-первых, Баб-юс Саадет (Ворота Блаженства), во-вторых, Ворота Аудиенций и, в-третьих, Ворота Белых Евнухов. Здесь объявляли о вступлении на трон нового султана, из них выбрасывали великих визирей на растерзание разъяренным янычарам, и, наконец, именно сюда выносили тела султанов, убитых в результате дворцовых переворотов. Ворота Блаженства считались личными воротами султана, поэтому их порог целовал каждый входящий. Единственными иностранцами, которым удалось пройти здесь, были лишь немногие послы, получившие аудиенцию у султана. Охрана ворот осуществлялась белыми евнухами во главе с капы-агой (главным дворецким султана). Их жилые помещения располагались с обеих сторон от Ворот Блаженства так, чтобы охранники могли контролировать оба двора.

Если черные евнухи обеспечивали жизнедеятельность Гарема, то белые евнухи выполняли практически те же функции в селямлике. Так как обычным слугам запрещалось входить в Ворота Блаженства, то белые евнухи должны были преподавать в дворцовой школе пажей и обслуживать его величество вместе с пажами. А капы-ага, помимо того, что возглавлял внутреннюю службу и был личным доверенным лицом султана, еще руководил дворцовой школой, а также исполнял обязанности начальника привратников и главного церемониймейстера. По площади третий двор примерно раза в два меньше чем Диван Мейданы.

Примыкающий к Воротам Блаженства Зал Аудиенций - одноэтажное здание прямоугольной формы, построенное еще в XV в., но несколько раз перестраиваемое. Сильно выступающие по сторонам скаты его крыши поддерживаются мраморной колоннадой, идущей по периметру всего здания, и почти соединяются с крышей ворот в третий двор.

В левой части Эндерун Авлусу расположен украшенная изразцами Палата Султана. После завоевания Сирии и Египта (1516-1517 гг.) султан Селим I Грозный получил от шерифа Мекки титул халифа, а вместе с ним и многие священные реликвии Ислама, среди которых были Знамя Пророка и Священная мантия, или плащ Пророка. Все эти бесценные для мусульман реликвии хранятся в Палате Султана, называемой сейчас Павильоном Священной мантии и святых реликвий. В помещении, где в золотом ларце хранится плащ Пророка, несколько мулл попеременно круглосуточно распевают суры Корана. Этот павильон стал для меня самым запоминающимся местом в Топкапы. Здесь демонстрируются исламские святыни, в том числе, волосы из бороды пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), отпечаток его стопы, принадлежавшие ему лук, меч и письма, а также ключи от Каабы и золотая оправа Чёрного камня - главной мусульманской святыни. Павильон, где ныне расположены эти реликвии был построен во внутреннем дворе дворца еще во времена султана Мехмеда II Завоевателя. В этом помещении до середины XVI века размещались покои султанов. Будущие правители приходили в эти покои, чтобы помолиться и отдать дань уважения этому знаковому для них месту перед церемонией восшествия на престол Османского государства.

На третьем дворе султанского дворца Топкапы располагался и дворцовый центр подготовки управленческих кадров, существовавший в Османской империи с середины XV до начала XIX века. В османской империи существовала система девширме, предполагавшая принудительный набор мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве «капы куллары» («слуг Врат» или «слуг Порты», то есть личных невольников султана). Дети разных возрастов, набранные по системе девширме из христианских семей, распределялись в турецкие семьи, где усваивали язык и основы ислама. Затем в казармах Эдирне «аджеми огланы» («чужеземные мальчики») проходили обучение и военную подготовку. Спустя некоторое время новобранцы, называемые чикма, направлялись по военным частям, а наиболее способные из них продолжали обучение в Эндеруне. Иногда их отбором занимался лично султан.

Очень интересная экспозиция представлена в султанских сокровищницах Эндерун Хазинеси - это одно из самых больших собраний сокровищ в мире. Тут выставлены меч, по преданию принадлежавший основателю османского государства султану Осману I Гази, украшения, предметы обихода, оружие, шлемы и прочая амуниция времен Сулеймана I Великолепного и его преемников, а также государственные награды Османской империи, подарки сделанные султанам и сокровища покоренных османами стран. Султаны Османской империи скопили огромное количество уникальных ценностей и высокохудожественных артефактов, многие из которых представлены в экспозиции, размещенной в четырех залах бывшей личной сокровищницы османских султанов. Среди наиболее интересных экспонатов знаменитый драгоценный камень - алмаз Ложечника («Кашикчи Эльмасы»). Также очень интересна галерея султанских кафтанов, среди которых примечательны маленькие кафтанчики султанских наследников - шехзаде.

Четвёртый двор дворца Топкапы - Софа-и Хюмайун (Султанская Софа), также как и третий, территория эндеруна - личных апартаментов правящих султанов.

В этой части дворца, находящейся на вершине холма, есть замечательный парк, из которого открывается прекрасный вид на залив Золотой Рог, пролив Босфор, Мраморное море и расположенные поодаль Принцевы острова. Здесь всегда прохладно и свежий ветер наполняет воздух запахом моря. Османские правители могли тут от души наслаждаться уединением и покоем.

Слева, со стороны бухты Золотой Рог, в четвертом дворе построен небольшой Ереванский павильон (Реван Кёшкю) . Одна его стена соединяется с большим колонным залом в форме буквы «Г», который опоясывает с двух сторон павильон Священной мантии. Свое название павильон получил в честь взятия в 1635 году Еревана султаном Мурадом IV и изгнания оттуда персов. Крыша павильона свешивается над карнизом, который дает тень, а верхняя часть внешних стен покрыта изразцами.

За Ереванским павильоном находится также богато украшенный изразцами Зал Обрезания (Сюннет Одасы) и начинается широкая мраморная терраса Софа-и Хюмайун (Султанская Софа) с большим декоративным бассейном, центр которого украшает фонтан. Эта терраса первой половины XVII века, по имени которой называют и весь четвёртый двор, соединяется с Багдадским павильоном (Багдат Кёшкю). Помещение Зала Обрезания (1461 г.) предназначалось для выполнения обряда сюннет (обрезания) над принцами, потенциальными наследниками трона Османской империи. Багдадский павильон, как и Ереванский, построили в 1638 году в ознаменование очередной победы Мурада IV - покорения великого Багдада, древнейшего города халифата. Это строение крестообразной формы, однако, окружающая его сводчатая галерея с широкими навесами крыши образует еще один выдающийся наружу крест, придавая сооружению вид восьмиугольника. Багдадский павильон полностью декорирован изразцами от основания до самой крыши. Ереванский и Багдадский павильоны являют собой великолепные образцы турецкого архитектурного стиля с включением персидских мотивов. Изящество строений подчеркивается тонкими колоннами с капителями, напоминающими по форме лотос.

В середине Софа-и Хюмайун на четырех тонких колоннах стоит выполненный из золоченой бронзы купол, называемый Павильон Ифтарийе (Ифтарие Кёшкю). Из павильона открывается прекрасный вид на парк Гюльхане, залив Золотой Рог, пролив Босфор и городской район Галата. Павильон Ифтарийе предназначался для ифтара - вечернего разговения в дни священного месяца Рамазан, и был построен в 1640 году. Он был любимым местом султана Ибрагима I, который предпочитал именно здесь перекусить после захода солнца. Почти в середине двора находятся здания деревянного Павильона Софы (Софа Кёшкю) и каменной башни Хекимбаши Кулеси . Это самое старое здание в четвертом дворе. Хекимбаши Кулеси во времена Мехмеда II служила основанием часовой башни, а позже использовалось как жилище и лаборатория главного лекаря султана. Павильон султана Абдул-Меджида (Меджидие Кёшкю) в правой части двора, обращенной к Мраморному морю, резко отличается от остальных построек дворца, так как построен во французском стиле и напоминает архитектуру Версаля. Это последнее по времени здание 1840 года постройки. После него при османских султанах на территории дворца больше ничего не строилось. Сейчас здесь ресторан « Коньялы», популярный не столько благодаря своим блюдам турецкой и европейской кухни, а прежде всего привлекающий туристов своим местоположением и прекрасными видами. Рядом расположена мечеть Софы (Софа Джамии) построенная в строгом имперском стиле в эпоху султана Махмуда II (1808-1839).

Когда в 1855 г. на берегу Босфора в Бешикташе построили новый султанский дворец Долмабахче, двор падишаха переместился туда, а в Топкапы остались жить только вдовы султанов или жены низложенных правителей. Объявленный в 1924 г. музеем, дворец Топкапы сейчас самый популярный музей Турции, в котором ежегодно бывает свыше полутора миллионов человек.

В конце нашего тура по Топкапы мы зашли в гарем - место, где веками возникали и плелись все самые запутанные интриги в Османской империи. Потрясающие интерьеры, блеск и шик здесь - повсюду. Слово гарем было заимствовано турками из арабского языка, в котором слово «харам» значит «защищенный», «неприкосновенный» и «запретный». Это слово использовалось для обозначения той части мусульманского дома, где жили женщины. Турки смягчили звучание слова до «харем» и добавили суффикс «лик» со значением места, и слово «харемлик» (место, где есть убежище) стало обозначать ту часть турецкого дома, где живут жены, дети и слуги правоверного мусульманина. Краткую форму гарем более правильно применять по отношению к населению харемлика, хотя повсеместно для обозначения этого помещения принята именно она. Словом «селямлик» (приветствие) обозначают покои мужа, а точнее, место в турецком доме, служащее для приема гостей. В галерее, расположенной в нижней части дворца, открыта великолепная выставка «Харем-и Хумаюн», иллюстрирующая жизнь гарема на протяжении веков.