Роман и как пишут романы. Как писать женские романы

Друзья, раздаю июньские долги . Во-первых , как и обещала, открываю — правда, должна сразу предупредить, большая часть участников уже набрана, и запись закроется раньше времени. Так что, если вы хотели именно на этот проект, советую поторопиться! Повтор, в лучшем случае, будет осенью.

Во-вторых, после , я обещала сказать несколько слов и о том, как же все-таки надо писать. Говорю с точки зрения рецензента, начитавшегося женской прозы по самые уши На мой взгляд, есть конкретные приемы, которые служат указателями на то, что получается стоящая книга . Америки не открою, все очень банально!

В роли таких указателей выступают:

1. Хорошие диалоги

Женские романы нельзя представить без бесконечных признаний в любви и ссор между влюбленными. Соответственно, диалогам уделяется большое внимание. Очень печально, когда герои выдавливают из себя натужно-красивые речи, которые способны разве что вызвать смех у читателя. Если не уверены, что можете писать по-настоящему изящные, полные юмора диалоги, пишите проще, не заставляйте героев изъясняться «красивостями».

Маленький совет для тех, кто сомневается в своих силах: чтобы писать хотя бы более-менее нормальные диалоги, постарайтесь избегать двух ошибок:

1) не заставляйте героев говорить банальности или «болтать для читателя». Банально — это когда герои пережевывают информацию, не продвигающую сюжет вперед.

— Ты поел?

— Да, сходил на бизнес-ланч в ресторан...

О чем этот, скажем честно, не самый интересный диалог? Какую информацию он несет читателю? Никакую? Тогда смело его убираем. Этот скучноватый диалог можно было бы оставить, если бы он, к примеру, выводил героев на прямой конфликт:

— Ты поел?

— Тебя это правда интересует? С каких пор ты стала играть в заботливую женушку?

Или отображал бы скрытый конфликт, например, показывал бы напряжение между героями:

— Ты поел?

— Мм?

— Я оставляла тебе обед на плите, ты что, забыл?

— О, не беспокойся, я сходил на бизнес-ланч.

— Вот как? Забавно... Обожаю готовить еду и выбрасывать ее...

Или позволял бы героям раскрыть себя, например, показать свое чувство юмора:

— Ты поел?

— Да, дорогая, суп из маленькой красной кастрюльки был чудесен...

— Вообще-то, это компот... куриный суп в синей кастрюле в холодильнике.

Тренировочные примеры максимально упрощены, но суть понятна: диалог без функции — выброшенные на ветер слова.

Еще хуже, когда герои начинают раскрывать читателю информацию при помощи диалогов:

— Помнишь, при каких обстоятельствах мы расстались?

— О да! Ты подумал, что я изменяю тебе с лучшим другом, хотя это был всего лишь один невинный танец... Но ты так рассердился тогда...

Не делайте этого. Не позволяйте героям рассказывать друг другу то, что они и так прекрасно знают, иначе герои предстают перед читателями полными идиотами. Информацию для читателя лучше вводить непосредственно в повествование, например, с помощью флешбэков:

Она вдруг вспомнила, что в тот вечер, когда они расстались, на нем была такая же или, по крайней мере, похожая рубашка. Васильковый цвет так красиво оттенял его глаза... Она качнула головой, когда вспомнила, как изменился оттенок его глаз в конце вечера. Один ничего не значащий танец, который был не так истолкован... Один танец, который перевернул ее жизнь...

2) не давайте героям называть друг друга по именам . В одной книге мне попадались любовные диалоги такого плана:

— Я буду любить тебя вечно, Энн!

— О, Том, не отпускай меня! Никогда!

— Энн, я не отпущу тебя. Я никому не позволю встать между нами, дорогая!

И поверьте, это был не вульгарный роман в мягкой обложке, а книга, претендовавшая на куда более высокий статус. Конечно, подобные диалоги сводят на нет все впечатление от романа. Давайте договоримся: в реальной жизни люди чаще всего называют друг друга по именам, только когда зовут кого-то или обращаются с просьбой/претензией: «Ленусик, тебя к телефону!», «Леш, не поможешь мне с посудой?». Да и в этих случаях имена нередко заменяются прозвищами: «Котик, тебя к телефону!», «Пупс, не поможешь мне с посудой?».

2. Отсутствие эротики

Странно, да? Речь идет о женских романах, и — нате вам! — давайте обойдемся без эротики, как так?

Дело в том, что мало кто из писателей способен создать по-настоящему красивую эротическую сцену. Все эти «их тела соединились», «они двигались в общем ритме», «он провел рукой по ее груди, обвел пальцем полукружия сосков», как правило, выглядят нелепо и смешно. Если вы уверены в себе, попробуйте написать качественную эротическую сцену и выложить ее на писательском форуме, чтобы увидеть реакцию независимых читателей. Получили хорошие отзывы? Тогда смело пропускайте этот пункт.

Если же вы не гуру сексуальных описаний, обходите эротику стороной. Опытные авторы позволяют себе лишь несколько говорящих деталей-"перчинок", после чего предоставляют читателю возможность дорисовать картину мысленно:

«Я стояла на залитой солнечными лучами земле и чувствовала, что вот-вот взорвусь. И тут он шагнул вперед и прижался губами к моему соску. Я чуть не потеряла сознание. И на сей раз он не подумал отодвинуться. На сей раз все было по-настоящему. Его руки скользили по моему телу, юбка полетела наземь, джинсы упали к ногам. Я задрожала, вцепилась в него, заплакала от облегчения. Малина была забыта, раскатилась по траве, и мы упали прямо на сочные красные ягоды».

Софи Кинселла «Богиня на кухне» (жанр — чиклит)

Книга позволяет фантазии работать вовсю, пользуйтесь этим, оставляйте детали-намеки, по которым можно мысленно воссоздать сцену. Слишком прямолинейные авторы заставляют читателей скучать.

Маленький совет: попробуйте написать очень-очень горячую сцену, постепенно повышая градус накала страстей между героями. После того, как сцена будет завершена, удалите самые пикантные моменты, оставив вместо них пропуски. Посмотрите, что получилось. Напряжение сохранится, а неуклюжие описания уступят место многозначительному молчанию.

3. Неожиданные (но оправданные!) повороты сюжета

Проблема в том, что многие авторы считают, что в их книгах есть неожиданные повороты сюжета. К примеру, спустя двадцать лет разлуки героиня неожиданно встречает бывшего возлюбленного в... собственном офисе — оказывается, теперь он будет ее боссом. Наверное, те авторы, которые включали эту сцену в свои романы, считали, что они придумали крутой поворот. Но если бы они читали больше книг в выбранном ими жанре, они бы знали, что это одна из самых банальных придумок, которая только может прийти в голову.

Маленький совет: чтобы придумывать по-настоящему интересные повороты сюжета, читайте больше романов. Читайте разных авторов, классических и современных, отмечайте необычные повороты сюжета в их книгах. Бедная девушка выходит замуж за миллионера — не круто. Бедная девушка выходит замуж за миллионера и отчаянно ревнует его к первой жене, погибшей при трагических обстоятельствах. Правда, вскоре выясняется, что миллионер не обожал, а ненавидел бывшую жену и сам же убил ее («Ребекка» Дафны Дюморье ) — круто!

Еще один маленький совет: используйте «Правило десяти попыток» — попробуйте придумать десять неожиданных развязок той или иной сцены . Например, девушка встречает бывшего возлюбленного — где, при каких обстоятельствах? Напишите 10 вариантов: 1) на улице; 2) у общих друзей в гостях... 10) в тюрьме, куда ее посадили по фальшивому обвинению и где он работает охранником. Как правило, десятый вариант будет самым оригинальным.

Неожиданный, но оправданный поворот сюжета — что это значит? Это значит, что нельзя жертвовать логикой повествования, стремясь поразить читателя. Вы, конечно, можете устроить героине нападение сбежавшего из зоопарка крокодила, но зачем?

Вот два прочитанных за последнее время романа. Один начинается с гибели героя, после его смерти его вторая жена и падчерица пытаются разобраться в своих чувствах и учатся строить жизнь по-новому. Автор показывает, через какие этапы переживания горя проходят герои, как трагедия сначала разъединяет, а после объединяет их, как они выстраивают отношения с новыми возлюбленными.

Второй роман заканчивается гибелью героя. На протяжении всей книги герои, живущие в разных странах, пытаются построить отношения на расстоянии. Когда им это почти удается, главный герой погибает в авиакатастрофе. Внимание — вопрос: зачем? Очевидно, только затем, чтобы неожиданно закончить роман. Да, развязка непредсказуемая, но так как в ней нет логики, она оставляет привкус разочарования.

4. Понимание разновидности жанра

Вот мы говорим «женская проза», но при этом держим в уме, что в рамках этого жанрового поля есть много специфических областей: от классического любовного романа до чиклит. Очень важно понимать, что именно вы пишете . Если пишете юмористический роман, нужно писать так, чтобы читатели хихикали над описаниями и диалогами. Если взялись за производственный роман, недостаточно отделываться общими фразами, нужно показывать подноготную рабочего процесса. Там, где можно было бы просто ограничиться общим описанием офисной документации (например, «мы вели бюллетень для начальницы»), автор производственного романа детально объяснит, как выглядит процесс и заодно постарается с помощью деталей создать портрет начальницы:

«Бюллетень был квинтэссенцией жизни Миранды Пристли и – как мне по крайней мере казалось – смыслом ее жизни. Идея списка была разработана много лет назад каким-то не в меру ретивым секретарем; это был обычный вордовский документ, к которому имелся доступ у меня и у Эмили. Точнее, либо у меня, либо у Эмили: в одно и то же время работать с документом мы не могли. После того как к списку добавлялась новая строка, идея или вопрос, мы делали распечатку и клали свежую версию документа в папку с файлами, убирая оттуда версию устаревшую. Миранда могла потребовать эту папку в любой момент, поэтому мы с Эмили клепали новые списки ударными темпами. Часто мы угрожающе шипели друг на друга, вынуждая одна другую закрыть документ, чтобы получить к нему доступ и внести свои добавления. Печатали мы их одновременно, потом бросались к папке с файлами, порой не зная даже, чья версия списка более полная».

Лорен Вайсбергер «

Дьявол носит Prada» (жанр — производственный роман)

Маленький совет: чтобы определить разновидность жанра, в котором вы работаете, найдите 1-2 изданные книги, которые походят на вашу рукопись, и посмотрите, как издатель определил их жанровые разновидности.

Продолжение следует...

А пока я пишу вторую часть, давайте поиграем в «угадайку». Чтобы доказать, что я не преувеличиваю, когда говорю о шаблонном мышлении авторов женской прозы, приведу такой пример: в пяти (!) прочитанных англоязычных романах герои-любовники заняты в одной и той же профессиональной сфере (эх, никакой фантазии!). Открывая первую страницу книги, я уже знаю, что главный герой-мужчина, скорее всего, окажется по профессии... кем? Догадки оставляйте в комментариях. Первому угадавшему пришлю небольшой подарокэлектронное пособие по тайм-менеджменту для писателей . Играем?

Автор статьи — Дарья Корж. Все материалы на сайте предназначены для индивидуального использования и защищены законом об авторском праве (ст. 9, п. 1 Закона). Копирование запрещено. Цитирование статей и материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Грибоедов тянул лямку на дипломатической службе, Чехов основной хлеб добывал врачеванием, Достоевский - карточной игрой, Тургенев был помещиком, а Толстой - графом, со всеми вытекающими отсюда выгодами. Зато Пушкин был первым русским писателем, который сделал литературное творчество не просто развлечением для гибкого дворянского ума, но и способом добычи денег. Помешало ли это ему стать классиком? Нет! И тебе не помешает. Но учти, одного таланта здесь недостаточно. Для того чтобы твое произведение дошло до читателя, необходимо потратить очень много сил и времени.

С чего начать?

ЕСТЕСТВЕННО, с идеи, если она есть. Но все-таки не стоит предлагать издателю некие абстрактные идеи и главы из будущего шедевра. В издательство необходимо приходить уже с готовым материалом.

В "ЭКСМО", например, текст принято сдавать в печатном виде плюс дискета. Вообще многое зависит от личных предпочтений издателя. Одним удобнее читать с листа и попутно делать заметки, а дискеты у них постоянно теряются. Другие, наоборот, предпочитают читать с экрана, а печатные страницы у них лежат тяжкой стопкой, которую неохота разбирать. Можно отправить рукопись по факсу или электронной почте. Но в этом случае велика вероятность, что она так и не дойдет до издателя. Поэтому желательно не стесняться и настоять на личной встрече.

Лучше сразу приносить не одну рукопись, а серию с одним ключевым сюжетом и общими главными героями. Читатель любит сериалы. Издатель соответственно тоже.

Некоторые издательства предпочитают работать с постоянными авторами и не хотят тратить свое время на изучение "новеньких". Но издательский процесс, как и любой другой, требует нового подхода, новых идей, новых жанров и новых имен. Поэтому обязательно найдется издательство, которое захочет сотрудничать с новичком.

Куда идти?

РАЗУМЕЕТСЯ, если у тебя с издателем имеются личные связи, то все решится само собой. В противном случае имеет смысл обратиться сразу в несколько различных издательств. В одной Москве их сейчас насчитывается более 2 тысяч.

Конечно, в идеале лучше всего сразу пробиться к "главному". Но это практически нереально, если, конечно, ему вдруг не захочется завязать с тобой личное знакомство. Скорее всего, с творчеством "человека с улицы" вообще-то сам издатель даже знакомиться не станет. Во всяком случае, таковы правила в издательстве "ЭКСМО". Для этого существуют другие люди и особые правила общения с ними.

Твою рукопись отдадут рецензентам. Именно от них и будет зависеть твой успех или провал. Кстати, ознакомиться с мнением рецензента тебе нигде не дадут. И если он вдруг решит, что тебя публиковать нельзя, то первопричину такого решения будет узнать достаточно сложно. Ты даже не сможешь проверить, читал ли он твое произведение. По идее, должен читать все. Потому что в дальнейшем ему необходимо написать отзыв о твоем творении. Но отзыв может свестись к общим словам типа "вторично", "не раскрыто", "не динамично".

Если рукопись понравится, то тебя обязательно найдут (естественно, необходимо оставить все свои контактные телефоны). Но лучше все-таки спустя некоторое время опять напомнить о себе.

Здесь главное - знать меру. Если ты будешь чересчур активно надоедать рецензенту, то велика вероятность, что он из принципа отложит твой роман в самый дальний ящик или прочтет по диагонали и раскритикует. А если будешь тихо ждать ответа, то о тебе могут вообще забыть. Поэтому приблизительно через месяц обязательно позвони и уточни судьбу своей рукописи.

Это сладкое слово "КОНТРАКТ"

ЕСЛИ рецензент дал положительный отзыв и твоя рукопись принята, то необходимо юридически правильно оформить все документы. Твое сотрудничество с издательством начинается с контракта, который регламентирует ваши отношения.

Сдать рукопись сразу в несколько издательств ты можешь, но заключать контракт на одно и то же произведение можно только с одним. Поэтому выбирай наиболее выгодные условия.

Если при заключении контракта возникают сомнения, то желательно проконсультироваться с юристами в области авторских прав - тогда тебя будет трудно надуть. Тебе могут предложить договор на одно издание, на все переиздания, на несколько последующих произведений и. т. д. (с вариантами можно ознакомиться в Интернете). Там же, в Интернете, можно найти себе литературного агента, который и будет утрясать все юридические вопросы, пока ты занимаешься высоким искусством.

При подписании долгосрочных контрактов стоит обратить внимание на темпы своей деятельности. Скажем, "ЭКСМО" ставит авторов в очень жесткие рамки, назначая им сроки сдачи следующей рукописи. Все авторы пишут с разной скоростью. Тем, кто живет на гонорары, удается создавать шедевры каждый месяц (это приблизительно 360 - 420 страниц в месяц). А ты потянешь?

Если после всего выше прочитанного карьера писателя все еще привлекает тебя, то начинай действовать.

Наталья МАЛЫШЕВА

Жанровый вопрос

Детектив - самый продаваемый и самый доходный жанр. Если ты умеешь писать детективы, то с голоду не помрешь... Если, конечно, пробьешься сквозь мощный заслон конкурентов! Ибо детективы сейчас пишут все: бывшие милиционеры (например, Маринина) - и с ними конкурировать труднее всего, кандидаты филологических или исторических наук, воспитатели детских садов, продавцы колготок и просто домохозяйки, насмотревшиеся соответствующих фильмов по телевизору.

Поэтому когда ты принесешь издателю детектив, то рукопись ляжет в самую толстую стопку и будет очень долго ждать своей очереди. А рецензенты, ошалевшие уже от обилия трупов и бандитских кличек, возможно, просмотрят твою нетленку лишь по диагонали и не обнаружат в ней ничего нового (и, что обидно, скорее всего, они правы).

Фантастика в ее научно-классическом виде для нынешней девушки столь же недоступна, как в свое время был недоступен детектив для Александры Марининой. Это традиционно мужская вотчина. Здесь творят бывшие инженеры, физики-ядерщики и прочие научные люди из закрытых некогда п/я. Читатели, кстати, в большинстве своем тоже мужчины: потому что современная фантастика (в отличие от Брэдбери, Азимова или даже Беляева) - это крутой экшн, боевик. Так что, попытавшись внедриться в этот мужской клуб, прикройся мужским псевдонимом или прояви такую же настойчивость и усердие, как славная ныне Александра Маринина. В конце концов, детектив раньше тоже был чисто мужским жанром. Ну и где теперь "сильный пол"?

Игра стоит свеч: фантастика востребована и хорошо оплачивается, а такого завала сочинителей, как в детективном жанре, здесь пока не наблюдается. Так что у тебя все шансы пробиться к славе!

Психология - типа "Как перевоспитать мужа", "32 способа соблазнить соседа", "180 причин депрессии и 200 способов борьбы с ней" - пожалуй, самое доходное из литературных предприятий (не считая, правда, детективов). Единственный минус: дотошный издатель, скорее всего, потребует с тебя свидетельство о соответствующем образовании или, чего доброго, отдаст рукопись на рецензию профессиональному психологу. Так что, чтобы пробиться в этом жанре, надо быть образованной и остроумной одновременно.

Любовный роман - самая распространенная ловушка для пишущих барышень. Им кажется, что нет ничего проще, чем сочинить сюжет про любовь... А книжка в результате не продается или даже вовсе не издается. Ну не растут цветы на нашем асфальте!!! Сопливо-сахарные истории со страдающими красавицами и влюбленными рыцарями лучше помещать либо в иные эпохи (см. "исторический роман"), либо в иные страны. Берясь описывать драму мятущейся женской души, учти некоторые необходимые для раскрутки (хотя, возможно, и неприятные тебе лично) детали:

А) возьми себе какой-нибудь европеизированный (а еще лучше - американизированный) псевдоним - типа Мэри Буч или София Богарне;
б) подробнее останавливайся на портретных характеристиках и постельных сценах;
в) не переписывай истории про Золушку (их достаточно в мексиканских сериалах) - читающая публика в последнее время предпочитает верить, что бизнес-леди тоже любят.

Исторический роман - хотя бы на уровне Валентина Пикуля или Марии Семеновой - это редкость. Потому что специалистов по истории либо очень мало осталось, либо они не желают размениваться на беллетристику. Так что, если ты хорошо училась в школе и что-то помнишь, - можешь садиться и писать: конкурентов будет немного.

Однако учти, что и тиражи, вероятно, будут невысоки, и гонорары не сытны: современному читателю хочется чего-нибудь попроще и повеселее, чем историческая дидактика. Гораздо больше шансов на славу и финансовый успех дает смешение исторического романа с каким-нибудь другим жанром.

Акунин, например, сделал великолепный ход конем, изобретя жанр "исторического детектива", - и пока что он в этой сфере монополист. Так что можешь попробовать - места есть.

В издательстве "ЭКСМО", скажем, наибольшим спросом пользуется любовно-авантюрный или приключенческий роман, положенный на историческую основу. Чтобы понять, что это такое, почитайте Дюма. Или - из современных - Е. Арсеньеву, И. Мельникову, Л. Шкатулу. Кстати, жанр хорош тем, что досконального знания исторической правды ни от автора, ни от читателя не требуется, - главное, чтобы сюжет был лихо закручен: пираты, благородные разбойники, беглые рекруты, расстриженные монахини и обнищавшие князья сами по себе достаточно "историчны" и романтичны. Однако вольного обращения с особами императорских фамилий (включая великих княжон), всемирно известными учеными и полководцами лучше не допускать: слишком легко будет поймать тебя на дилетантизме. Неудобно получится.

Фэнтези - еще более прибыльный (потому что востребован в равной степени и мужчинами, и женщинами, и - что особенно выгодно - подростками) жанр. К тому же отечественных пахарей на этой ниве - раз-два и обчелся... Ну, может, три-четыре: Ник Перумов, Вера Камша, Елена Долгова, Михаил Успенский. Издательства только и ждут, чтобы кто-нибудь начитанный и остроумный пополнил эти ряды.

При всем при том фэнтези - западный жанр. Начавшись с Толкиена, он так и кочует где-то в районе англосаксонских и скандинавских мифов. Желязны однажды попробовал перенести его на эллинистическую почву, а Михаил Успенский - единственный пока, кто работает в жанре "русского фэнтези". Так что если ты решишь проявить патриотизм и вместо троллей и хоббитов ввести в действие шишимор и щуров, то конкуренции практически не будет... Хотя, возможно, тебе придется настойчиво убеждать издателя, что "русское фэнтези" как жанр имеет право на существование. И желательно изучить хотя бы библиотечку русского фольклора, чтобы не путаться в персоналиях.

Мистика - жанр легкий и благодарный. Непонятно почему, но народ любит ужастики. Врать можно от души - никто не уличит в необразованности. Можешь фиксировать на бумаге свои ночные кошмары, а можешь трансформировать в яркие образы весь негатив рабочего дня... В общем, создавать мистику так же легко, как любовный роман. И то же требование: не стоит помещать своих монстров в постсоветское пространство, зато хорошо бы выбрать себе короткий американистый псевдоним.

Просто даже странно, почему в этом жанре так не хватает авторов. Сама понимаешь: более благоприятных условий для раскрутки у тебя не будет.

Поэзия ... Нет, народ любит стихи. Хотя предпочитает проверенную временем классику - Пушкина там или Блока. На худой конец - Пастернака или Высоцкого... Если твое творчество очень вдохновит издателя, то со временем ты, может, и пробьешься к славе. Но к богатству - никогда! Суди сама: средний тираж стихотворных сборников - 5 тысяч экземпляров, тогда как средний тираж детектива в мягкой обложке - 25 тысяч. Поняла?

А вообще, как говорил светлой памяти граф Лев Николаевич: "Можешь не писать - не пиши". А то, что у тебя написалось, потому что ты иначе не могла, - несомненно, окажется гениальным. И без разницы, в каком жанре. Ты получала удовольствие от самого творческого процесса, ты наверняка довольна результатом... И лишь на всякий случай, хохмы ради, попробуй забросить ЭТО в издательство (а лучше - сразу в несколько): вдруг как раз твоих свежих идей им и не хватало?

Любовные романы - очень популярный жанр в издательской деятельности. Хороший любовный роман может породить целую серию романов с похожими персонажами и местом действия. Возможно, вы решили писать любовные романы, бросив себе вызов как писателю, или хотите попробовать себя в этом жанре. Начните с поиска интересных, захватывающих идей для любовного романа. Затем при написании сюжета не забывайте о своей читательской аудитории. Проработайте и отредактируйте готовую работу, чтобы она заинтересовала читателей любовных историй.

Шаги

Часть 1

Поиск творческих идей для романа
  1. Используйте в качестве вдохновения опыт настоящих любовных отношений. Исходите из собственного романтического багажа и адаптируйте его под вашу книгу. Используйте в качестве сюжета случайную встречу во время своего отпуска или особый момент, который вы пережили вместе с вашим партнером. Возьмите за исходный материал свои прошлые романтические отношения.

    • Например, вы можете взять страстные, но неудавшиеся отношения из вашего прошлого, изменить реальные имена, и использовать это в качестве сюжета для книги. Также можно внести изменения в место действия или добавить незначительные детали, чтобы сделать ситуацию более драматичной.
    • Кроме того, в качестве вдохновения можно использовать реальные романы людей из вашего окружения. Возможно, у вас есть друг или подруга, которые состоят в бурных отношениях. Или же у вас есть брат (или сестра), переживший страстный роман в прошлом.
  2. Используйте в качестве вдохновения фильмы-мелодрамы или тв-шоу. Можно даже сделать отсылку на фильмы или программы, которые вы любите смотреть. Создайте собственную версию любимой мелодрамы. Воссоздайте заново роман из тв-шоу со своими придуманными персонажами или в иной обстановке.

  3. Придумайте харизматичного главного героя. Читатель должен чувствовать с ним тесную взаимосвязь и любить его. Главный герой, который, чаще всего, также является повествователем истории, должен быть радушно встречен аудиторией и быть доступным для нее. Он должен быть интересен и уникален для вашего читателя.

    • Например, днем главная героиня является высокопрофессиональным адвокатом по уголовному праву, а вечером - одинокой женщиной, жаждущей встретить кого-то своего уровня. Или же главную героиню бросил муж, и она пытается справиться с возвращением в родной город.
  4. Сконцентрируйтесь на определенном виде любовного романа. Их существует множество разных видов: от исторических романов до романов для подростков или романов со сверхъестественным сюжетом. Определитесь, о чем конкретно вы хотите писать. Вид романа должен соответствовать вашей задумке, чтобы вы смогли угодить своей аудитории.

    • Например, если по вашему сюжету действие происходит в Санкт-Петербурге начала XX века, значит, вы пишете исторический роман. Если же события разворачиваются между привидением и женщиной, то это паранормальный роман.
  5. Почитайте примеры любовных романов. Чтобы лучше прочувствовать жанр, прочтите любовные романы, которые признаны успешными и хорошо написанными. Сходите в местную библиотеку или книжный магазин и выберите несколько книг, например:

    • Чужеземец , Диана Гэблдон;
    • 50 оттенков серого , Э.Л.Джеймс;
    • Сумерки , Стефани Майер;
    • Джен Эйр , Шарлотта Бронте;
    • Дневник памяти , Николас Спаркс.

    Часть 2

    Пишем роман
    1. Сформулируйте собственную формулу любви. В романах существует проверенная временем схема: девушка встречает парня, девушка теряет парня, девушка воссоединяется с парнем. Чтобы сделать свои любовные романы выдающимися, придумайте собственный вариант или подход к этой схеме, чтобы ваши истории были свежими и захватывающими. Однако, если вы живете в России, не стоит писать о том, как девушка встретила девушку или парень встретил парня, так как в этой стране действует закон о запрете пропаганды гомосексуализма. Поэтому лучше устроить встречу парня и девушки в другой вселенной или ином временном периоде. Проявите креативность и обыгрывайте схему со всех сторон.

      • Девушка также может принадлежать определенной расе или иметь прошлое, вступающее в конфликт с парнем, который ей нравится. Или героиня происходит из семьи, которая враждует с семьей молодого человека.
    2. Придерживайтесь сильной привязки к месту. Привязка к месту является ключевым элементом для успешного любовного романа. Место событий должно находиться на первом плане на протяжении всей истории. Оно должно предписывать манеру речи персонажей, способ их взаимодействия и то, как они смотрят на мир, в котором происходит действие.

      • Например, местом действия романа может быть Кавказ в наши дни, где у персонажей будет свой специфичный говор и свой уклад жизни. Или же события могут разворачиваться посреди океана на военном корабле, где герои страдают от тошноты, вызванной морской болезнью, и от плохой погоды.
    3. Придумайте ключевой конфликт. Читатели романов любят глобальный, в деталях описанный конфликт, который ведет историю вперед. Он должен быть правдоподобным, а также препятствовать главному герою и его возлюбленной быть вместе. Кроме того, читателю должно быть просто и понятно следовать за этим противостоянием.

      • Например, ключевым конфликтом может быть выбор главной героини между очень важным уголовным делом и зарождающимся романом с соседом по лестничной клетке. Или конфликтом может быть болезнь главной героини, которая стоит на пути к ее единению с любовью всей свой жизни.
    4. Подумайте о том, чтобы добавить сексуальные сцены. Не все любовные романы нуждаются в сексуальных сценах. Если же вы решили их добавить в свою книгу, сделайте их живыми и эмоциональными. Избегайте ярких деталей или механического описания полового акта. Лучше используйте романтические, чувственные подробности, чтобы описать секс между персонажами.

      • Например, сексуальную сцену можно описать при помощи сенсорной детализации, такой как запахи, чувства, звуки или взгляды. Придавая сексуальным сценам контекст, вы сможете сделать их более эмоциональными для читателя.
    5. Избегайте клише. Романтические книги наполнены множеством клише. Клише - это фразы, которые употребляются так часто, что уже потеряли свое значение. Если слово или фраза кажется вам знакомой, скорее всего, это клише и его следует избегать. Лучше придумайте оригинальные описания, присущие лишь данному персонажу.

      • Например, вместо того, чтобы писать: “Он был высокий, темноволосый и привлекательный”, можно сказать: “Он обладал приятной внешностью и походил на стильного преподавателя”.
    6. Завершите роман удовлетворяющей концовкой. Хороший любовный роман закончится в стиле “и жили они долго и счастливо”. Подарите читателю счастливую и доставляющую удовлетворение концовку. В конечном итоге ваши читатели хотят увидеть, что главная героиня обрела любовь, к которой стремилась.

      • Например, главная героиня и ее возлюбленный, наконец, воссоединятся. Или же она слегка оправится от своей болезни, чтобы напоследок увидеть своего любимого.

    Часть 3

    Делаем завершающие штрихи
    1. Прочитайте роман вслух. Как только вы закончите черновик своей книги, прочитайте его вслух для себя. Послушайте, как звучит ваш роман. Подчеркните или выделите все предложения, которые звучат глупо или непонятно, чтобы переписать их позже. Проверьте, чтобы переход между главами был гладким и плавным.

      • Можно также читать роман вслух, чтобы уловить ошибки в орфографии, грамматике или пунктуации. Попробуйте читать книгу медленно, чтобы убедиться, что каждое слово написано верно.

С самого начала хотелось бы пояснить, что сей труд рассчитан не столько на писателя, сколько на читателя, ведь именно на него, нашего читающего современника, ложится непомерная нагрузка, о которой мало кто из людей пишущих задумывается. Только представьте: с каждой написанной книгой количество литературы, которую нужно прочитать, растет, в то время как количество книг, которые должны быть написаны, пропорционально уменьшается. Совсем скоро, году эдак в пять тысяч таком-то, писателям вообще не нужно будет ничего писать, все уже будет написано, а вот читатели будут вынуждены потреблять сыворотку бессмертия, чтобы у них была хоть какая-то возможность прочитать все книги, которыми обзавелось человечество на своем долгом пути к Истине.

Здесь автор задумался над этой проблемой, так, что в итоге даже начал благодарить богов за то, что некоторые представители человечества изничтожали всякого рода литературу, тем самым проявляя заботу о будущих поколениях интеллигенции. В доказательство автор приводит довольно яркий пример, подтверждающий эту сентенцию: Николай Васильевич Гоголь, решившийся ради спасения будущих читателей, в особенности школьников, на самоубийственный подвиг и уничтоживший-таки вторую часть «Мертвых душ». Высказав столь неожиданную и смелую мысль автор задумывается над последствиями сказанного и очень надеется на понимание публики.

Уже и сейчас перед читателем предстает такое огромное количество самой разнообразнейшей литературы, что просто удивительно, как еще нашего дорогого читателя не внесли в список великих героев и не назначают ему особо высокую пенсию и почет со стороны людей, которые свободны от этого проклятья – любви к чтению (любовь, как известно, - зла).

И чтобы не пополнять библиотеку уже написанных трудов своим сомнительным творчеством, автор исхитрился и обратил свое слово тем, кто видит большую ценность в слове написанном, нежели прочитанном, обратив оружие, так сказать, против самих оружейников. Однако, добавляет автор, читателю также будет полезно ознакомиться с данным материалом, чтобы быть более подготовленным при выборе свежего чтива.

В силу вышесказанного, и думая прежде всего о читателе, современный романист должен быть очень строг к результату своего труда (не только романист – уточняет автор). Приступая к работе, писатель обязан неукоснительно соблюдать правила, разработанные умными людьми специально для него.

Правило 1. Современный роман доложен быть очень прост и понятен.

Начиная с названия и до финальной точки. У современного читателя хватает проблем, у него нет ни сил, ни желания гадать, для чего понадобилось кому-то писать именно эту книгу. Однако это не означает, что в романе должна отсутствовать интрига. Без интриги роман превращается в научный труд.

Чтобы было понятнее, автор приводит пример: герой и героиня встречаются в начале романа. Сразу должно быть понятно, что в финале романа герои окажутся в постели, а после может быть даже и поженятся. Просто и понятно. Интрига: кто же кого затащит в постель.

Правило 2. Современный роман должен состоять из небольших самостоятельных блоков.

Чтобы прочитав один блок, читатель теоретически мог навсегда забыть о книге. Время сейчас тяжелое, неизвестно когда еще выпадет свободная минута для чтения. Ну а если уж выпала, читатель не должен утруждать себя проблемой «а чего же там было раньше…» Ясно же, читатель очень занятой человек.

Для сравнения автор предлагает современные сериалы, такие как «Моя прекрасная няня», «Счастливы вместе» и множество других, которые можно начинать смотреть с любой серии, и в принципе на любой же и заканчивать. А если уж у писателя так писать не получается, то можно воспользоваться ходом, очень популярном среди длинных сериалов, таким как «краткое содержание предыдущих серий».

Правило 3. Технологические новинки.

В современном романе обязательно должны присутствовать современные технологические предметы и устройства (гаджеты), которые в скором будущем окажутся весьма популярны и необходимы людям. Если писатель не в состоянии предположить технические возможности ближайшего будущего, то он хотя бы обязан придумать свои техноустройства, чтобы не выглядеть на фоне остального литературного мира отсталым от жизни неудачником. Или уж в крайнем случае предложить миру какой-нибудь захудалый новый источник топлива.
Ультрасовременные писатели (в частности фантасты) должны, наряду с техноновинками, ввести в повествование биотехнологии, за которыми, как известно, будущее.

Автор приводит в качестве примера известную всем и каждому эпопею о Джеймсе Бонде, агенте 007, высокий процент популярности которой обеспечивается как раз наличием у главного героя всяческих гаджетов, которые помогают ему в борьбе с противниками. Автор даже поясняет, что популяризации гаджетов в данном конкретном случае способствует тот факт, что технические устройства являются не только удобными предметами обихода, но и хорошими помощниками.

Правило 4. Место действия (Экзотика).

Современный писатель очень часто неправильно избирает место действия для своего произведения. А ведь это очень важный элемент романа.

Сами подумайте: ради экзотики писатель переносит действие в какое-либо китайское захолустье. Ну зачем? Учитывая, что сейчас согласно статистике каждый пятый – китаец. А сколько еще китайцев не вошло в статистические данные? То есть около 20% потенциальных читателей могут смело обвинить писателя в том, что тот пишет о не подтвержденных данных. Гораздо вернее было бы отправить главных героев на остров Гренландию, о котором даже не известно, живут ли там люди, а если кто и озаботится этим вопросом, то вряд ли у него возникнет желание в этой самой Гренландии побывать.

Современный писатель должен быть в курсе происходящих событий и обязан во избежание гневных откликов критически настроенной массы идти на поводу у нынешнего читателя, то есть писать о героях нашей современности: соответственно хвалить тех, кого все хвалят, и ругать тех, кто этого несомненно заслуживает. Также писатель в праве обезопасить себя, выразив благодарность сильным мира сего, ведь ничто не тешит их самолюбие больше, чем возможность оставить по себе долгую память, а писателю небольшой (или же наоборот, большой) список известностей лишь поднимет авторитет.
Для большей популярности необходимо ввести в повествование героев современного мира. Они должны сразу угадываться, но при этом ничего конкретного, чтобы всегда можно было оправдаться, мол, это лишь совпадение. Ведь неизвестно, как встретят новую книгу, и нужно быть ко всему готовым, к тому же герои современности могут неправильно среагировать.
Ссылки на известные Интернет-ресурсы позволят распространить книгу в Сети и зарекомендовать себя как продвинутого современного пользователя. А это в наш век очень важно – показать всем, что писатель тоже заражен чумой XXI века, а не ограничивается в Интернете одной лишь почтой и «Одноклассниками».

Правило 6. Религиозно-философское мировоззрение (Внимание: не политика!)

Никакой современный роман не обойдется без нового или необычного философского взгляда на жизнь (иногда переходящего в религиозный, но тут надо быть осторожнее, эпоха Хайнлайна и Кастанеды далеко позади), который в доступной форме объяснил бы человеческое существование. Либо, если это мировоззрение отрицательного героя, писатель должен дать исчерпывающий ответ, почему все человечество или же отдельные его представители должны быть изничтожены. При этом не обязательно что-либо изобретать, сойдет и популяризация не особо известного, но экзотического движения.

Автор сразу же вспоминает о популярном еще совсем недавно в Штатах движении, которое основывалось на одном из известных ямайских утверждений второй половины ХХ века. Дело в том, что в те времена (и даже гораздо раньше) каждый житель Ямайки знал, что «буш» - это просто плохая трава (понятное дело о какой траве идет речь).

Или вот к примеру на территории современной России активно развивается своеобразное движение, лидеры которого утверждают, что Медведев (нынешний президент России) – это реинкарнация Владимира Путина, который так сказать «един в двух лицах» (а вероятно, даже и не «в двух»). Сторонники этого движения надеются отыскать еще несколько живых реинкарнаций, и даже надеются, что именно они могут быть ими. Правда, противники этого движения заявляют, что нынешний президент – это всего лишь неудачный клон президента предыдущего.

Правило 7. Политкорректность.

Чтобы выйти на мировой уровень, необходимо соблюсти правила политкорректности, такие как:
А) героиня должна владеть огнестрельным оружием на том же уровне, что и герой,
Б) в романе обязательно должны присутствовать представители всех рас (белой, черной, красной и желтой),
В) действия главных героев ни в коем случае не должны ущемлять прав героев второстепенных,
Г) главный отрицательный герой не должен принадлежать ни к одной из существующих рас, он должен быть либо существом инопланетным, либо уродом от человечества (и в том и в другом случае он не подлежит правилам политкорректности),
Д) хоть один из героев произведения должен быть представителем какого-либо сексуального меньшинства (этот пункт даже вынесен в отдельное Правило).

Правило 8. Сексуальные меньшинства.

Без них не обойтись. Даже при желании. Однако у современного писателя такого желания просто не должно возникнуть (это не политкорректно!). Ко всему прочему герои с нетрадиционной ориентацией очень характерны и ярки, поэтому нельзя упускать такую возможность легко создать живой и красивый типаж. Тем более таковые герои очень хорошо оттеняют главных (зачастую очень скучных) персонажей.

Только вспомните насколько мужественно выглядит герой Брюса Уиллиса в «Пятом элементе» рядом с известным ведущим какого-то галактического шоу. А если убрать из фильма «этого черного непонятно какой ориентации», то главный герой станет лишь обыкновенным мужиком из глубинки, которых может быть не так уж много, но вполне достаточно.

Правило 9. Патриотизм

Без этого ясное дело – никак. Писатель должен сразу же показать, что у него есть честь и достоинство. Ну или хотя бы патриотизм. То есть что-то, что нельзя купить или продать. Иначе говоря, читатель хочет видеть в творце сильную личность, кумира, Героя, любимца богов. Хороший читатель заслуживает правильного писателя, и в этом ему, читателю, отказывать невозможно. Писатель, всегда помни об этом!

Правило 10. Хэппиэнд (счастливый конец).

Современный роман просто обязан заканчиваться на оптимистичной ноте. Стрессов современному читателю хватает и без этого (читателя, понятное дело, нужно беречь!). Однако это вовсе не значит, что главный положительный герой должен в пух и прах разделать всех своих врагов и жениться на красавице-подружке. Нет, главное – чтобы в финале романа была надежда. На лучшее. Может быть даже на то, что каждый когда-нибудь заживет хорошо. Ну или хотя бы чуть лучше.

Очень хороши, например, финальные сцены каких-нибудь второсортных фильмов-ужасов, когда уставшие победители возвращаются домой, а где-то из засыпанной землей могилы высовывается лапа поверженного монстра.

Если вы вдруг дочитали все это до конца, значит вы действительно тот, на кого рассчитан был сей адский труд. Осталось только приступить к работе. Пусть музы и спонсоры уделят Вам хоть чуточку своего внимания.

Множество людей хотя бы раз в жизни задумывались о написании книги или романа. Мысль о том, чтобы изложить на бумаге свои фантазии, выпустить книгу и зарабатывать на этом деньги, греет сердца тысяч. Но как написать роман, если ты никогда раньше этого не делал? Конечно, невозможно найти универсальные советы по написанию романа, ведь у каждого писателя свой подход и свои методы, хотя можно выделить наиболее популярные.

Чтение

Банальнейший совет, который, впрочем, сослужит вам добрую службу. Чем больше романов вы будете читать, тем больше вы будете расширять свой словарный запас, тем красивее будут ваши предложения и тем интереснее Вы сможете закрутить сюжет в вашей книге. Читая, отмечайте неудачные и удачные моменты чужого произведения, чтобы понять, как можно сделать лучше. Но не стоит копировать другого автора, вы же хотите создать свой, неповторимый роман, верно?

Сюжет и герои

Самое сложное в удачном романе – придумать правильный сюжет и интересных героев. С чего начать?

Работайте так, как вам будет удобнее. Одним авторам удобнее вначале придумать сюжет, а затем подобрать героев для него, у других идея начинается с образов героев, а уже затем приходит в голову сюжет. Это очень индивидуально, поэтому работайте так, как работается.

Стивен Кинг говорит о том, что писать роман он начинает с определенной ситуации. Например: «А что будет, если женщина окажется прикованной к постели в пустом доме?». После этого он начинает придумывать, как бы могли развиваться события и зачастую сам не может сразу сказать, чем же закончится книга.

Важно, чтобы Ваши герои были разными и ваш читатель мог сопереживать хотя бы одному из них. Если этого не будет, то книга просто не сможет «зацепить» своего читателя и он будет разочарован. Курт Воннегут также утверждает, что ваш персонаж должен хотеть чего-нибудь, пускай даже самого простого вроде бутерброда. Именно это сделает его более человечным и интересным.

С чего начать роман

Романы – это достаточно объемное произведение, поэтому бывает страшно приступить к такой работе. Чтобы прибавилось уверенности в своих силах, попробуйте написать что-то поменьше, например, рассказ. Это может быть как отдельное произведение, так и эпизод вашего будущего романа. А может, вам будет проще придумать продолжение любимого романа известного писателя?

Важно, чтобы вы попробовали и поняли, нравится ли Вам это и получается ли у Вас. Довести до совершенства маленький рассказ будет легче, чем большой роман. Кстати, написать хороший рассказ гораздо сложнее. Если у Вас это получится, то вопрос, как написать гениальный роман, очень скоро отпадет сам по себе.

Вера в свои силы

Предположим, у Вас есть идея романа, Вы продумали всех персонажей, но работа не клеится совершенно. А может, Вы написали несколько страниц и забросили работу, не находя времени продолжить ее? Для того чтобы не попасть в такую ситуацию, приучите себя писать ежедневно. Лучше всего будет, если Вы будете делать это на протяжении одного и того же отрезка времени, например, часа. Определите, в какое время дня вам работать удобнее, садитесь и пишите. Даже если на следующий день Вам придется уничтожить написанное и писать все заново, такой опыт будет полезным. Обычно после первых нескольких абзацев работа идет легче, и Вы с удовольствием пишете страничку за страничкой.

Ритуалы

Самое сложное – сесть за работу. Перед тем как правильно написать роман своей мечты, выработайте у себя привычку делать что-то определенное перед началом работы. Например, Вы можете выпивать чашку кофе и перечитывать вчерашний материал либо готовить для себя вкусные бутерброды для перекусов во время работы. Так, Вы сможете, сделав несколько простых действий, быстро настроить себя на рабочий лад.

Проверка материала

Бывало ли у Вас такое, что через некоторое время написанные Вами произведения кажутся смешными или глупыми? Наверняка, да. Именно поэтому периодически перечитывайте то, что написали. Важно, чтобы Ваш материал «отлежался» определенное время, например, неделю. Только после этого Вы сможете взглянуть на него более свежим взглядом и увидеть все слабые места и недостатки.