Пируэты любви майи плисецкой.

Оригинал взят у tanjand в «Где есть воля, там есть путь»

Это будет рассказ о талантливой женщине удивительной судьбы, и матери потрясающи детей. Ее дочь мы все знаем и любим, и недавно почтили памятником. Но единицы знают судьбу этой выдающейся семьи…. Она как книга, как роман, которым можно зачитываться, в котором немало драматических страниц, и немало ярких, творческих событий . Речь пойдет о Рахиль Мессерер-Плисецкой, маме Ра, как ее звали близкие, маме звездной балерины Майи Плисецкой.

О ее судьбе рассказывает племянник Рахиль Мессерер-Плисецкой, Азарий Мессерер.

Родилась Рахиль 4 марта 1902 года в Вильне, семья переехала в Москву, когда ей было два года. По-видимому, Рахиль проявляла большие способности в детстве, потому что ее, несмотря на процентные нормы для евреев, приняли в одну из престижных московских гимназий, которую основала княгиня Львова.

Учеба в гимназии была прервана во время революции. Наступили голодные, холодные годы, и Рахиль очень рано стала помогать матери заботиться о младших сестрах и братьях.



Семья Мессерер. Слева направо сидят: Александр, Сима Моисеевна (мать), Михаил Борисович (отец), Рахиль и Елизавета. Стоят: Эммануил, Азарий, Асаф, Маттаний и Суламифь.

Рахиль принимала важные решения, определявшие судьбу братьев и сестер. Например, в семье только она знала о страстном желании Асафа заниматься балетом.
Отцу он боялся сказать о своих планах, зная, что, при всей его любви к театру, он не одобрит это решение. Рахиль же сказала Осе, так она звала Асафа, — если любишь сильно балет, значит иди в балет.

Поступив в частную балетную школу лишь в 16 лет, Асаф добился таких феноменальных успехов, что через два года его приняли в выпускной класс Хореографического училища Большого театра.

Именно тогда Рахиль решила, что у ее младшей сестры Суламифи есть все данные, чтобы пойти по стопам Асафа. Она повела Миту, как ее звали в семье, на вступительный экзамен в Хореографическое училище, сшив ей красивую балетную пачку. Так что оба прославленных артиста избрали балетную карьеру во многом благодаря Рахили.

Девятнадцатилетняя Рахиль поступила в Институт кинематографии вскоре после его основания.

На приемном экзамене председатель комиссии Лев Кулешов попросил ее исполнить этюд — поймать бабочку. Рахиль долго подкрадывалась к воображаемой бабочке и промазывала — неудачно «накидывала сачок». В конце концов от досады она разревелась так убедительно, что экзаменаторы сами чуть не прослезились.

Училась она у знаменитых режиссеров и педагогов.

В ее студенческой компании душой общества был однокурсник Владимир Плисецкий — остроумный, обаятельный, атлетически сложенный.

На одну из вечеринок он привел своего старшего брата Михаила. Так получилось, что оба брата стали ухаживать за красавицей Рахилью — любовный треугольник. Рахиль отдала свое сердце Михаилу и вышла за него замуж.

Карьера Рахили в кино начиналась весьма успешно. Протазанов считал, что её необыкновенная, можно сказать, библейская красота (огромные, печальные глаза, иссиня чёрные волосы и смуглый цвет лица) — восточного типа, поэтому он предложил ей сниматься на главных ролях в новой студии «Узбекфильм», открывшейся в Ташкенте.
Там она снялась в фильмах «Вторая жена» (1927), «Прокажённая» (1928), «Долина Слёз» (1929) и других. Эти фильмы имели в свое время большой успех, и печальные глаза Рахили смотрели с афиш многих кинотеатров страны.
Роли ее были трагическими.

Нет сомнения, что Рахиль была талантливой актрисой, ее страдания на экране брали за душу. А мне смотреть эти фильмы особенно больно, ибо я знаю, что судьба ей готовила не менее тяжкие испытания, чем у ее героинь.

После рождения Майи Рахиль некоторое время еще продолжала сниматься в кино и в Ташкенте, и на Мосфильме. Иногда она брала дочку на съемки комедии «Сто двадцать тысяч».

Четырехлетняя Майя побывала и на просмотре фильма «Прокаженная». Она разрыдалась на весь зал, когда увидела, как басмачи бросили несчастную героиню под копыта лошадей. Мать долго успокаивала ее, говоря, что это только кино, что она с ней, но Майя упорно повторяла: «Они же тебя убили!»

Рахиль вынуждена была уйти из кино, когда ожидала второго ребенка, а мужа назначили управляющим рудниками «Арктикуголь» и консулом СССР на норвежском заполярном острове Шпицберген, где он организовал добычу угля.

В 1932 году Рахиль прибыла на Шпицберген с грудным ребенком Аликом и семилетней Майей с последним кораблем — навигация прекращалась почти на полгода, — пережив в море чудовищный восьмибальный шторм. Сразу же обнаружилось, что «Арктикуголь», организация, направлявшая рабочих на Шпицберген, не обеспечила полярников даже одеялами. Не ждать же было полгода следующей навигации, и Рахиль вместе с женами шахтеров стала шить одеяла из материалов, имевшихся на складе.

Она работала телефонисткой, но, главное, помогала мужу скрасить жизнь работников советской колонии. Например, она организовывала самодеятельные концерты. Под ее руководством была поставлена опера «Русалка», где Майя сыграла роль Русалочки. Это было первое выступление великой балерины на сцене, и в семье часто вспоминали пушкинскую фразу, которую она произносила с непосредственностью ребенка: «А что такое деньги, я не знаю».

Академик Отто Шмидт, возглавлявший Главное Управление Северного Морского Пути, назначил его генеральным директором треста «Арктикуголь», и они получили квартиру в центре Москвы. В это время семья Мессерер была на вершине славы. Достаточно упомянуть одно событие, происшедшее в январе 1936 года.

В тот день, после окончания всех спектаклей толпа актеров и театралов собралась у входа в МХАТ.

Они не выходили из театра, а наоборот пытались пройти внутрь. Ажиотаж был так велик, что пришлось выставить заслон контролеров, которые пропускали только тех, кто имел приглашение на вечер семьи Мессерер.

Участвовали три сестры и два брата — великолепная пятерка. Показывали отрывки из фильмов, в которых снималась Рахиль. Суламифь и Асаф исполняли па-де-де из «Дон Кихота» и свои лучшие сольные номера. Азарий и Елизавета играли сцены из нескольких классических и современных спектаклей, а также исполняли пародии на Станиславского, Немировича-Данченко, Алису Коонен и других. Вечер имел невероятный успех.

Но атмосфера в Москве уже была предгрозовой, и вскоре разразился Большой террор. Муж Рахили был арестован 30 апреля 1937 года, когда Рахиль была на седьмом месяце беременности.

Майя рассказывала, как она живо помнит руки отца, тонкие длинные пальцы и шрам, оставшийся от удара саблей: он воевал в Гражданскую войну на стороне красных. Она задумалась, а потом добавила, что каждый день мысленно видит, как пытают отца, ломают его руки...

Я не поверил: «Неужели каждый день?»
«Да, и часто по ночам», — ответила она. Я помню, что тогда мне пришла в голову мысль: может быть поэтому она стала не только великой балериной, но и трагической актрисой. <...>

Спустя полвека, точнее в 1992-93 годах, младший брат Рахили Александр получил доступ к протоколам допросов Михаила Плисецкого. Из пожелтевших страниц было предельно ясно, какой повод придумали следователи, чтобы расправиться с мужем Рахили. Верный своему принципу помогать друзьям в трудные минуты, он взял на работу на Шпицберген Р.В. Пикеля, когда тот уже был в опале за близость к Зиновьеву.

В 1936 году Пикель выступил с «признаниями» на знаменитом публичном судилище Зиновьева, Каменева и других. В частности, он признавал свое «участие в покушении на жизнь Сталина».

После расстрела Пикеля НКВД стал арестовывать всех, кто был связан с ним.

Михаил Плисецкий долго отвергал чудовищные обвинения, но в середине июля неожиданно подписал признание. А произошло следующее: 13 июля 1937 года родился Азарий. 22 июля Рахиль вернулась с ним из роддома. 23 июля раздался телефонный звонок и голос в трубке произнёс: «Вопросов не задавать, отвечайте, кто родился?!» Испуганная Рахиль сказала: «Сын».

Тот звонок был, по всей вероятности, сделан из кабинета, где допрашивали Михаила Плисецкого. Чекисты, видимо, что-то пообещали за эту информацию. Но вскоре стали арестовывать и жён «врагов народа». Рахиль с грудным ребёнком забрали в начале весны 1938 года.

В тот день Рахиль купила цветы и собиралась пойти вместе с детьми в Большой театр на «Спящую красавицу», чтобы посмотреть Суламифь и Асафа в главных ролях. Когда за ней пришли чекисты, она велела Майе ехать с Аликом в Большой без нее, передать Мите и Асафу цветы и сказать им, что ее срочно вызвали к мужу на Шпицберген.

Перед спектаклем Суламифи и Асафу сообщили, что к ним на 16-й служебный подъезд пришли дети. Суламифь пишет в своих мемуарах: «Как я танцевала, не помню. Помню только, брат нашептывал при поддержке: держись, держись, ничего такого, может, не случилось...».

В антракте Мита позвонила Рахили. Ее страшные опасения подтвердились: Рахиль с ребенком увезли в тюрьму. Суламифь взяла к себе жить Майю, а Асаф — Алика, который был на год старше его сына Бориса (ныне прославленного художника).

В то время Рахиль сидела в огромной круглой камере, в башне Бутырской тюрьмы, вместе с десятками других матерей с орущими грудными детьми. Сокамерницы старались как могли морально поддержать друг друга. Об этом, в частности, свидетельствует колыбельная, которую они пели в Бутырке и слова которой Рахиль вспомнила и записала через много лет:

Утром рано, на рассвете
Корпусной придет.
На поверку встанут дети,
Солнышко взойдет.
Проберётся лучик тонкий
По стене сырой,
К заключённому ребенку,
К крошке дорогой.
Но светлее все ж не станет
Мрачное жилье,
Кто вернёт тебе румянец,
Солнышко мое?
За решеткой, за замками
Дни, словно года.
Плачут дети, даже мамы
Плачут иногда.
Но выращивают смену, закалив сердца.
Ты, дитя, не верь в измену
Твоего отца.

Последние строчки звучат диссонансом к мрачной лирике всего стихотворения. Однако, они отражают жизненное кредо Рахили.

Она была хрупкой маленькой женщиной, но по стойкости характера не уступала закалённым бойцам. Это вскоре поняли и ее опытные душегубы-следователи.


Она не пошла ни на какие компромиссы, отрицала, что знала о якобы «преступной деятельности» мужа. В деле так и записано: «Отрицает, но не могла не знать».

После Бутырки её с Азариком отправили в Гулаг, точнее в «АЛЖИР» — так называли тогда «Акмолинский Лагерь Жён Изменников Родины».

Ехали они в телятнике, вагоне для скота до отказа набитом политическими и уголовницами. От цыганки, переспавшей с начальником состава, она узнала, что везут их в Казахстан. Холодные ветры свистели в щелях. Мучила безумная жажда — кормили сушёной воблой, почти не давая воды. Но ещё больше её мучила мысль о том, как дать знать о себе родным. Научили опять же уголовницы.

На клочке бумажки, смоченной головкой спички Рахиль написала несколько строк: «Едем в сторону Караганды, в лагерь Акмолинской области. Ребенок со мной...», и московский адрес родственников: Москва, ул. Дзержинского, дом 23, кв. 3.
Сложила бумажку треугольником и заклеила мякишем чёрного хлеба. Когда поезд остановился на одном из разъездов, Рахиль, встав на нары, через зарешёченное окошко увидела стоящих на путях двух стрелочниц.

Она помахала им и бросила письмо. Одна из женщин тут же отвернулась, а другая, проводив глазами подхваченный ветром и перелетевший через состав листок, кивнула Рахили.

Та добрая душа не зря кивнула. Письмо дошло! Суламифь решила, что это Всевышний указывает ей, что надо спасать сестру. Надев на костюм только что полученный орден «Знак Почёта», она пробилась на прием к чекистским чинам, выпросила разрешение посетить сестру и взять у нее ребенка, а затем отправилась в тяжелейшее путешествие за тысячи и тысячи километров, в лагерь «Алжир».

Рахиль упала в обморок, когда ей сказали, что к ней приехала сестра, и она может с ней встретиться. Придя в себя, она узнала, что Суламифь хочет забрать ребенка. Конечно, она мечтала отправить Азарика на свободу, но также знала, что это может привести к ее гибели. Дело в том, что тюремщики освободили ее как кормящую мать от самых тяжелых работ.

Она говорила с сестрой в присутствии коменданта лагеря, но сестры понимали друг друга с одного взгляда. В конце свидания Мита сказала, что мальчик еще слишком слаб, чтобы выдержать долгое путешествие, и попросила разрешения присылать посылки, чтобы подкормить его.

Как скостить срок или вообще вызволить Рахиль и Азарика из Гулага? Существовала одна маленькая надежда. По Москве прошел слух, что на одном приёме в Кремле, после концерта, Сталин предложил тост за Асафа Мессерера. Правда ли это? Много лет спустя в Нью-Йорке я спросил об этом самого Асафа, и он подтвердил.

Его и Лепешинскую, считавшихся тогда первой парой в Большом, иногда приглашали на концерты в Кремль. Однажды после концерта он с группой артистов сидел за банкетным столом и разговаривал о чем-то с соседом и вдруг почувствовал себя неловко: ему показалось, что все на него смотрят.

Он обернулся и увидел за спиной Сталина. Думал встать, но Сталин похлопал его по плечу и сказал: «Хорошо танцуешь. Очень высоко прыгаешь! Вот она — он указал на Лепешинскую, — как стрекоза, а ты — как орлик».

В это время Ворошилов задал Сталину какой-то вопрос. Сталин отвлёкся, но, ответив, опять обернулся к Асафу, поднял бокал и сказал, что пьёт за него. Асаф был потрясён и не знал, как отвечать. А Сталин пошёл дальше.

Семья стала требовать от Асафа помочь Рахили, раз уж за него пил сам Сталин. Вскоре после этого Асафа пригласили ставить праздничный концерт в клубе НКВД. <...>

В начале 1939 года Асаф сидел на премьере своей постановки в клубе НКВД и, разговорившись с соседом, узнал, что тот был не кто иной, как секретарь заместителя наркома НКВД. Асаф, столь убедительно игравший героические роли на сцене, в жизни был очень скромным. Можно представить себе, через какие муки он прошел, решившись на смелый шаг: подавив робость, он попросил соседа устроить встречу по личному делу с его начальником... только, если можно, придет сестра, она лучше знакома с этим делом. Возможно, успех постановки и то, что Асафу устроили овацию, когда он вышел на сцену, подействовали на соседа по креслу, и тот устроил Мите аудиенцию с заместителем наркома, который впоследствии тоже был расстрелян.

Суламифь красноречиво описала ему все мытарства Рахили и ребенка и добилась невероятного: лагерь заменили на поселение в Казахстане, а именно в городе Чимкенте. Более того, Мите разрешили самой перевезти сестру.

Чимкент был захолустным среднеазиатским городком, там было немало ссыльных и таких же, как Рахиль, овдовевших женщин с детьми. Существовал даже клуб Культуры, при котором Рахиль организовала балетный кружок.

Красивая и еще молодая Рахиль привлекла внимание местных мужчин, и ей даже делали предложения, но она отказывала всем, веря, что ее любимый муж вернется. Однажды она получила посылку от Миты, в которой были конфеты «Мишка на севере». По-видимому, ранее она их не видела. Автором этого названия, как и конфет «Белочка», была знаменитый режиссер Наталья Сац, чей муж, до того, как он был арестован и расстрелян, был министром пищевой промышленности. Она полушутя сказала мне во время интервью, что если память о ней и останется, то из-за этих конфет.

Так вот, Рахиль решила, что Мита послала ей конфеты не случайно, дескать, это знак, что ее Михаил вернулся на Шпицберген и скоро она его увидит. Как и многие другие женщины, она долго не могла осознать чудовищный смысл сталинского подложного приговора «десять лет без права переписки», означавшего расстрел.

К тому времени Михаила Плисецкого уже расстреляли. Только четыре десятилетия спустя Рахиль получила документальное подтверждение:

«Уважаемая Рахиль Михайловна! — писал в 1989 году А.Никонов, начальник секретариата военной коллегии Верховного суда СССР. — На Ваш запрос сообщаю: Плисецкий Михаил Эммануилович, 1899 года рождения, член ВКП(б) с 1919, до ареста — управляющий треста „Арктик-уголь“ Главсевморпути, был необоснованно приговорен 8 января 1938 года к расстрелу по ложному обвинению в шпионаже, во вредительстве и в участии в антисоветской террористической организации. Приговор приведен в исполнение. Это произошло немедленно после вынесения приговора — 8 января 1938 года... Проведенной в 1955-56 году дополнительной проверкой было установлено, что Плисецкий М.Э. был осужден необоснованно...».

Расстрел санкционировали Жданов, Молотов, Каганович, Ворошилов — на титуле так называемого «сталинского расстрельного списка» их имена. Известно теперь даже место расстрела и захоронения — расстрельный полигон НКВД «Коммунарка», под Москвой.

Он погиб в расцвете лет, даже не подозревая, что его дочь станет великой балериной. Рахиль, навсегда оставшаяся одинокой, возненавидела сталинщину, кровавый режим, лишивший ее и ее детей любимого человека — отца, уничтоживший миллионы других отцов... Она привила эту ненависть и в то же время укрепила волю к молчаливому противоборству сталинскому отребью и Майе, и своим сыновьям, и нам, близким родственникам.

Рахиль вернулась в Москву за два месяца до начала войны и поселилась у Суламифи и ее мужа, где жила Майя. Они едва разместились в двух маленьких смежных комнатках в огромной коммунальной квартире в Щепкинском проезде, позади Большого театра. Рахиль и Азарик спали на раскладушке, которую устанавливали на ночь у самой двери, и такие условия казались ей раем после лагеря и жалкой лачуги в Чимкенте.
Она радовалась еще и потому, что перед самой войной оказалась свидетельницей первого большого успеха дочери в школьном концерте.

Майя Плисецкая считает, что выступление в поставленном Леонидом Якобсоном специально для школьников номере «Экспромт» имело особое значение в ее карьере, ибо она «шагнула из робкого балетного детства в самостоятельную, взрослую, рисковую, но прекрасную профессиональную балетную жизнь».

Через несколько месяцев после начала войны Рахиль с детьми эвакуировалась в Свердловск, где ей удалось с большим трудом устроиться регистратором в поликлинику, чтобы получить карточку на пропитание детей.

Меня особенно потрясли письма отца семейства, Михаила Борисовича, к сыну и брату Рахили, Эммануилу Мессереру — моему отцу. Он погиб во время бомбежки, когда дежурил на крыше московского дома. Эту трагедию скрывали от Михаила Борисовича. Письма возвращались к нему со штампом «адресат выбыл», а он пересылал их Рахили, требуя объяснить, почему Нуля, как он называл Эммануила, не отвечает.

Она пыталась отправить посылки своему старшему брату Маттанию, профессору, томившемуся в Гулаге, что видно из письма Елизаветы к ней от 16 февраля 1942 года.

«Рахилинька, солнышко мое. Много слез пролила я, читая твое письмо. Как ужасно узнала ты о нашем огромном несчастье. Ты знаешь подробности этой катастрофы, и я не буду растравлять твои нервы, описывая вновь все это... Глубоко взволновало меня то место, где ты пишешь о Маттании.
Что делать? Что предпринять? Два дня назад я получила от него открытку. Он просит прислать ему посылочку. Просит немного сахару, сухарей и махорки. Сердце сжимается от боли за него.
Я могу собрать ему посылку, кроме сахара. Но у нас принимают только подарки на фронт, а в тыл нет. Может быть, от вас примут? Буду еще пытаться... Пиши мне, Рахилинька чаще. Для меня такая радость получать твои письма».

А вот отрывок из письма Асафа, который в то время находился в Куйбышеве, где руководил эвакуированной труппой Большого театра:

«Дорогая Рахилинька. Получил я твое письмо, где ты просишь устроить тебя в Куйбышеве. Здесь очень трудно с жилищным вопросом. Комнату достать невозможно, единственная возможность — это устроиться в общежитии Большого театра. Я думаю, что мне разрешат, но имей в виду, что там человек по 20-25 в комнате... Меня очень волнует вопрос с твоим приездом в связи с эпидемией сыпного тифа».

В Куйбышев Рахиль стремилась переехать из-за Майи, которая год не занималась балетом, ей необходимо было возобновить занятия. Но вскоре Рахиль узнает, что часть труппы возвратилась в Москву и, по слухам, в училище возобновилась работа. Несмотря на опасность и на отсутствие пропуска в Москву, она отпускает шестнадцатилетнюю дочь в столицу, к Суламифи, которую вызвали для участия в первых московских спектаклях военного времени. К счастью, Майю приняли в выпускной класс, и она стала участвовать в спектаклях Большого, поскольку в театре не хватало солисток.

Я помню Рахиль сразу после войны. Ее сыновей, учившихся в Хореографическом училище, отправили на лето в пионерский лагерь, в Поленово, рядом со знаменитой Тарусой, и Рахиль устроилась там работать. Меня тоже взяли в этот лагерь, хотя мне было только 6 лет. Я впервые оказался вдали от дома в течение 3 месяцев, и если б не Рахиль, мне было бы очень тяжко. Она относилась ко мне по-матерински, и я бежал к ней утешаться после любого мальчишеского конфликта.

С тех пор я всю жизнь любил ее как вторую мать. Когда в нашей коммунальной квартире был ремонт, я попросился жить у Рахили в той самой коммуналке, в Щепкинском проезде. Меня приняли, несмотря на тесноту, и я спал на кровати между двумя знаменитыми балеринами, Майей и Суламифью. Мамин брат, живший с нами, шутил по этому поводу, говоря, что с ранних лет я подаю большие надежды в отношении женщин. Я, конечно, тогда не понимал, что он имел в виду.

В 60-е годы Суламифь стала уезжать в длительные командировки за границу, чаще всего в Японию, где она основала первую балетную школу и назвала ее именем Чайковского. Она оставляла своего сына Мишу с Рахилью, зная, что сестра не только будет заботиться о нем, но и сумеет воспитать его. У Рахили хватало материнской любви на всех. (Недавно Михаил Мессерер был назначен главным балетмейстером Михайловского театра в Петербурге, при том, что он продолжает быть педагогом Королевского балета в Лондоне).

Кинорежиссер Василий Катанян, друживший с Майей Плисецкой, пишет в книге «Прикосновения к идолам»: «Я очень любил ее мать, Рахиль Михайловну, достойную, добрую женщину. Непонятно было, как она все успевала — готовка, уборка, все ели в разное время, Майя шла в класс — надо выгладить хитон, Алик вернулся с репетиции, младший готовит уроки... Она была подвижная и стремительная».

Все перипетии бурной жизни детей Рахили непосредственно ее касались: и триумфы на сцене, и неприятности. Она, например, остро переживала за Майю в 50-е годы. Майя пишет, что была тогда на грани самоубийства: в течение 6 лет КГБ подозревала ее в шпионаже из-за одной встречи с английским дипломатом, отказывая ей в выезде за границу. Английские, американские, французские импресарио требовали, чтобы гастроли Большого включали балеты с участием Плисецкой, а Госконцерт в последнюю минуту объявлял, что по тем или иным причинам она, якобы, не могла приехать. Майя пережила эту опалу во многом благодаря моральной поддержке матери. Она также пишет, что ей и ее мужу, выдающемуся композитору Родиону Щедрину, удалось получить маленькую квартиру в 1958-м году во многом благодаря хлопотам мамы, у которой «характер был тихий, но упрямый до крайности». Действительно, ради детей Рахиль готова была пробить любую бюрократическую стену.

В 70-е годы внутри Большого театра развернулась жестокая борьба двух лагерей — Майи Плисецкой и Юрия Григоровича, авторитарного художественного руководителя балета, не допускавшего крупных хореографов к постановке спектаклей. От этой вражды пострадали, в частности, карьеры Азария и Александра. Григорович всячески препятствовал их продвижению в театре, и они вынуждены были надолго уехать из Москвы. Рахиль очень страдала от разлуки с сыновьями. И, конечно, самой страшной трагедией в ее жизни явилась ранняя смерть Александра Плисецкого, страдавшего пороком сердца. Он так и не дождался вызова из Америки, где известный хирург обещал сделать ему операцию, и умер во время операции в московской больнице. Рахиль тогда резко сдала и постарела...

В ее жизни было много горя и много радости. Она не пропускала ни одного спектакля с участием Майи, Александра или Азария. Рахиль обычно сидела в первых рядах, рядом со своим младшим братом Александром и знаменитой Лилей Брик, в одном из красивых черных платьев, улыбаясь многочисленным поклонникам её детей, то и дело подходившим к ней в антракте. Иногда она дарила знакомым фотографии, подписывая «На добрую память от мамы Майи».

В конце жизни Рахиль Михайловна получила возможность путешествовать. Гостила в Англии у сестры Суламифи, которую английская королева наградила высшим орденом за вклад в культуру Великобритании. Она также провела полгода на Кубе, где работал Азарий, во Франции и Испании. В девяностом году она приехала в Америку в сопровождении брата Александра, который нежно ухаживал за ней и фактически продлил ей жизнь.

Рахиль умерла в возрасте 91 года и была похоронена в семейной могиле на Новодевичьем кладбище, в начале знаменитой аллеи Вишневого сада. Первым там был похоронен в 1937-м году ее брат Азарий, выдающийся актер-мхатовец, в честь которого Рахиль назвала сына, родившегося в том же году. Эта могила находится рядом с могилами Чехова, Левитана, Станиславского и Гоголя. Удивительно, что так же, как на могилах этих гениев России, на ее могиле появляются иногда цветы, положенные неизвестно кем. По-видимому, москвичи помнят ее.

Майя Михайловна Плисецкая -
великая балерина двадцатого столетия





Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве.
В 1932-1934 годах вместе с родителями жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане, где ее отец работал начальником советских угольных рудников. В 1937 году он был репрессирован и расстрелян. Мать - Рахиль Мессерер-Плисецкая, актриса немого кино, была арестована через год после мужа и отправлена в Бутырскую тюрьму вместе с младшим сыном. Затем была выслана в Казахстан, в Чимкент; в Москву вернуться ей удалось лишь в 1941 году, за два месяца до начала войны. Майю и ее другого брата забрали к себе тетя и дядя, Суламифь и Асаф Мессерер, видные танцовщики Большого театра.


В июне 1934 года Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище, которое окончила в 1943 году. Окончила школу Плисецкая в классе педагога Марии Леонтьевой, но лучшим своим педагогом она считает Агриппину Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре, куда ее приняли 1 апреля 1943 года, после окончания училища. С Вагановой она готовила партию Маши в балете Чайковского "Щелкунчик".


В Большом Плисецкую зачислили в составе кордебалета, однако вскоре ей стали давать интересный для нее репертуар. В 1945 году Плисецкая стала первой исполнительницей партии феи Осени в "Золушке" Сергея Прокофьева. Позднее в ее репертуаре появились другие ведущие партии. В 1947 году она впервые танцевала Одетту и Одилию в "Лебедином озере" Петра Чайковского, в 1948 году исполнила роль Заремы в "Бахчисарайском фонтане". В 1960-е годы Плисецкая официально считалась первой балериной Большого театра. 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра была впервые показана "Кармен-сюита" Бизе - Щедрина, поставленная знаменитым кубинским балетмейстером Альберто Алонсо специально для Плисецкой. Ее Кармен стала одной из главных ролей балерины в репертуаре Большого театра и навсегда вошла в историю мировой хореографии.


В 1972 году в Большом театре состоялась премьера балета Родиона Щедрина "Анна Каренина", где Плисецкая не только исполнила роль главной героини, но и впервые попробовала себя в качестве хореографа. В 1980 году Плисецкая как хореограф поставила на сцене Большого театра балет Щедрина "Чайка".


В 1983 году Плисецкая получила предложение стать художественным руководителем балета Римской оперы. За те полтора года, пока она занимала этот пост, Плисецкая показала на сцене Римской оперы свою "Айседору", организовала возобновление "Федры" и нескольких других балетов. В 1984 году в Оперном театре в Термах Каракаллы (Рим) она осуществила постановку "Раймонды" для открытой сцены.


В 1987-1990 годах Плисецкая преимущественно работала в Испании, возглавляя мадридскую балетную труппу "Театро лирико насиональ".


В 1990-е годы Плисецкая продолжила сотрудничество с выдающимися хореографами мира, в частности с "Марсельским балетом" Ролана Пети и "Балетом XX века" Мориса Бежара. В 1992 году в театре "Эспас Пьер Карден" состоялась премьера балета "Безумная из Шайо" на музыку Щедрина, где Плисецкая исполнила главную партию.


В августе 1994 года в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра состоялся Первый Международный балетный конкурс "Майя", где Майя Плисецкая была председателем жюри и сама формировала его состав.
В 1995 году Плисецкая была избрана почетным президентом труппы "Имперский Русский Балет", созданной по ее инициативе.


Плисецкая с 1958 года замужем за композитором Родионом Щедриным. Супруг - Щедрин Родион Константинович (1932 г. рожд.), композитор, Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий. В 1991 году Плисецкая и Щедрин переехали в Германию, в Мюнхен. Супружеская чета жила на три дома - большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве.


2


Плисецкая много снималась в кино и на телевидении. Ее можно увидеть в кинофильме-концерте "Мастера русского балета" (1953), кинофильмах-балетах "Лебединое озеро" (1957), "Сказка о Коньке-Горбунке" (1961), "Анна Каренина" (1975), в кинофильме-опере "Хованщина" (1959), в кино- и телеэкранизациях "Кармен" (1969, 1978), а также телеэкранизациях балетов "Болеро" и "Айседора" ("Поэзия танца", 1977), "Чайка" (1982), "Дама с собачкой" (1986). Снималась и как драматическая актриса: "Анна Каренина" Александра Зархи (1968, роль княгини Бетси Тверской), "Чайковский" Игоря Таланкина (1970, роль певицы Дезире), телевизионный фильм "Фантазия" Анатолия Эфроса по повести Ивана Тургенева, "Вешние воды" (1976, роль Полозовой), "Зодиак" Ионаса Вайткуса (1985, роль музы художника Микалоюса Чюрлениса).


2 мая 2015 года легендарная балерина, хореограф, писатель и актриса Майя Михайловна Плисецкая скончалась от сердечного приступа в Германии. Прощание с Майей Плисецкой состоится в Германии только в кругу родных и близких. По завещанию тела супругов после смерти сожгут, а прах развеют над Россией.


Признание и награды

Герой Социалистического Труда (1985)
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из четырёх женщин наряду с Ириной Антоновой, Галиной Вишневской и Галиной Волчек):
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005) - за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000) - за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995) - за выдающиеся заслуги в отечественной культуре и значительный вклад в хореографическое искусство современности
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010) - за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность
Три ордена Ленина (1967, 1976, 1985)
Заслуженная артистка РСФСР (1951)
Народная артистка РСФСР (1956)
Народная артистка СССР (1959)
Ленинская премия (1964)
Золотая медаль Парижа от мэра города Жака Ширака (1977)
Орден Почётного легиона (Франция)
кавалерский крест (1986),
офицерский крест (2012)
Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984)
‎Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003)
Орден Изабеллы Католички (Испания, 1991)
Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса
Орден Барборы Радвилайте (Вильнюс, Литва, 2005)
Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011)
Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша)
Медаль «Про Финляндия» (1968)
Золотая медаль «За заслуги перед искусством» (Испания, 1991)
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Доктор Сорбонны (1985)
Почётный профессор Московского государственного университета (1993)
«Человек года» в области науки, культуры и искусства по опросу ежегодного российского фонда «Общественное мнение» (2000)
Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949)
Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962)
Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года)
Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия)
Премия «Триумф» (2000)
Премия «Российский Национальный Олимп» (2000)
Премия «Национальная гордость России» (2003)
Премия Принца Астурийского (2005, Испания)
Международная Императорская премия Японии (2006)
Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009)
Балетный приз России «Душа танца» в категории «Легенда» (2009)
Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»
Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013)
Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008)
Почётный гражданин Испании

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поговорим о знаменитой на весь мир советской и русской балерине – Майе Михайловне Плисецкой. Совсем недавно, а именно 20 ноября, она отмечала свой день рождения. Мы ей желаем здоровья и долгих лет жизни. Майя Плисецкая уже не танцует, но ее запоминающиеся и вдохновенные роли надолго остаются в памяти.

Хорошему настроению способствует не только наше хорошее здоровье, но и положительные эмоции, которые можно получить, наслаждаясь чем-то прекрасным. Дорогие друзья, я приглашаю вас на балет. Хотя кто-то, возможно, и не любит этот вид сценического искусства, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Но кто хоть раз посмотрел балет в театре, тот никогда не останется равнодушным к этому виду искусства.

Майя Михайловна родилась в 1925 году. С 1932 по 1936 годы она вместе с родителями жила на Шпицбергене, ее отец Михаил Эммануилович Плисецкий был руководителем «Артикугля», позднее был генеральным консулом СССР. Мать Майи Михайловны Рахиля Михайловна Мессерер была известной в то время актрисой немого кино. Дядя Асаф Михайлович Мессерер был артистом балета, балетмейстером, народным артистом СССР.

Но так сложились обстоятельства, на отца Майи Михайловны был донос и его в ночь на 1 мая 1938 года арестовали, осудили и через год растеряли, как изменника Родины. Правда, во времена правления Хрущева Плисецкого реабилитировали.

Мать Плисецкой сразу после ареста мужа выслали в Казахстан в Акмолинский лагерь жен изменников Родины. Девочку, чтобы не забрали в детдом, удочерила тетя по материнской линии Суламифь Мессерер, которая в то время была балериной, солисткой Большого театра. А брата Сашу приютил Асаф Мессерер.

Во время войны с сентября 1941 по сентябрь 1942 г. Майя Михайловна жила в эвакуации в городе Свердловске, нынешнем Екатеринбурге. И хотя здесь не было возможности полноценно заниматься балетом, но именно в этом городе было первое выступление с номером «Умирающий лебедь».

В 1943 году Майя Плисецкая успешно закончила учебу в Московском хореографическом училище и сразу была принята в труппу Большого театра. Вскоре ей стали поручать сольные партии и она утвердилась в статусе прима-балерины.

Муж Майи Плисецкой – Радион Щедрин, известный композитор, с которым она живет до сих пор с 1958 года. Живет супружеская пара сразу на несколько городов: в Москве, Мюнхене и Тракае (Литва).

Майя Плисецкая – ее заслуги и звания

Талантливая балерина, хореограф, педагог, актриса, писатель — это все Майя Плисецкая. Ее заслуги высоко оценило государство, присвоив ей звание героя Социалистического труда (1985г), она лауреат Ленинской премии, полный кавалер ордена « За заслуги перед Отечеством», народная артистка СССР.

К этому можно добавить, что она доктор Сорбонны, почетный гражданин Испании и почетный профессор Московского государственного университета им. Ломоносова.

Майя Плисецкая – ее роли и спектакли

  • Джульетта – «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева
  • Царь-девица – «Конек-Горбунок» Р.К.Щедрина
  • Аврора – «Спящая красавица» П.И.Чайковского
  • Китри – «Дон Кихот» Л.Ф.Минкуса
  • Зарема – «Бахчисарайский фонтан» Б.В.Асафьева
  • Одетта-Одиллия — «Лебединое озеро» П.И. Чайковского
  • Раймонда – «Раймонда» А.К.Глазунова
  • Кармен – «Кармен-сюита» Ж.Бизе и Р.К.Щедрина
  • Мехменэ Бану – «Легенда о любви» А.Д. Меликова
  • Хозяйка медной Горы – «Каменный цветок» С.С.Прокофьева
  • Фея Осени – «Золушка» С.С.Прокофьева

Конечно, самая красивая и запоминающаяся ее роль – «Умирающий лебедь».

Майя Плисецкая – ее философия

Ее биография богата различными событиями, которые нарочно не придумать. Возможно, когда-нибудь снимут фильм об этой выдающейся балерине. Сама Майя Михайловна говорит, что она не делает тайны из своей жизни, написав потрясающую по откровению и блистательную по стилю книгу своих мемуаров «Я, Майя Плисецкая».

Это отрывок из ее книги:

«Что тебе еще интересно узнать обо мне, читатель? Что я левша и все делаю левой рукой? Что я всю жизнь страдала бессонницей? Что я всегда была конфликтна? Лезла на рожон попусту? Что во мне сочеталось два полюса - я могла быть расточительной и жадной, смелой и трусихой, королевой и скромницей? Что я предпочитала питательные кремы для лица и любила, густо ими, намазавшись, раскладывать на кухне пасьянсы? Что была ярой футбольной болельщицей? Что любила селедку, нежно величая ее «селедой»? Что никогда не курила и не жаловала курящих, что от бокала вина у меня разболевалась голова? За прожитую жизнь я вынесла простую философию. Простую, как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. И только так»

Майя Михайловна Плисецкая – великая балерина, талантливая, необычная женщина, покорившая весь мир своим творчеством. Биография Майи Плисецкой полна взлетов и падений, карьера примы была настоящим восхождением по крутой лестнице, а личная жизнь пестрит любовными интригами.

За свою долгую жизнь прима не только танцевала балетные партии, но и снималась у известных кинорежиссеров, участвовала в постановках, посвященных фламенко, была хореографом, балетмейстером в нескольких театрах мира.

Великая балерина Майя Плисецкая посвятила всю свою жизнь и отдала всю энергию балету без остатка. Прима считала, что это величайшее искусство не имеет границ и национальной принадлежности, а зритель понимает его на грани чувственного восприятия.

Детство великой балерины

Первая, о ком вспоминаешь, слыша название балета «Лебединое озеро», – нежная, легкая как облачко Майя Плисецкая. Краткая биография балерины, изложенная в Википедии, содержит довольно интересные факты из жизни примы, остановимся на некоторых из них.

Малышка Майя родилась в ноябре 1925 года в большой семье московских евреев, тесно связанных с искусством. Маму Плисецкой звали Рахиль (в девичестве – Мессерер), женщина была довольно известной актрисой немого кино, а специфическая внешность гарантировала ей роли восточных девушек.

Отец примадонны также имел еврейские корни, он занимал высокие посты на хозяйственных должностях, участвовал в производстве кинофильмов, где и познакомился со своей будущей супругой. После рождения детей Рахиль была вынуждена оставить карьеру и посвятить себя организации семейного быта.

Многочисленные тетушки и дядюшки восхищались необычайно шустрой и грациозной малышкой, предрекая ей блестящее будущее. Майя Плисецкая говорила, что национальность никогда не мешала ей строить карьеру, а ведь тогда к евреям в СССР относились с прохладцей.

1932 год ознаменовался для семьи переездом на мыс Шпицберген, куда отец юной Майи был назначен управлять рудниками. Юную шаловливую непоседу по возвращении на большую землю решено было непременно отдать учиться балету, а до того мама привлекала ее к участию в театральных постановках.

Участь Майи была решена, девочка стала грезить сценой и танцами, целые дни проводила перед зеркалом, воображая себя актрисой перед зрителями. И вот некоторое время спустя Майя стала одной из учениц в группе легендарной Долинской, ушедшей из Большого театра после окончания танцевальной карьеры.

1937 год принес Плисецким трагедию: был внезапно арестован отец семейства, затем его объявили шпионом иностранных разведок и расстреляли. Буквально через два месяца чекисты схватят маму Майи и определят в лагерь для жен предателей вместе с недавно рожденным малышом. Приговор большевиков будет более чем жестоким: ей дадут 8 лет заключения, однако позже, благодаря упорным стараниям многочисленных родственников, наказание существенно смягчат и даже позволят ей вернуться обратно в Москву.

От детского дома Майю спасла тетушка Суламифь, удочерившая девочку сразу после того, как чекисты схватили ее мать. Как позже призналась прима, тетя была настоящим тираном и требовала от девочки беспрекословного подчинения, унижала и частенько ругала ее. Однако это заставило девочку заниматься с неистовством и еще большей самоотдачей, так как во время танца Майю покидали все негативные эмоции.

Балетная карьера примы

Как вспоминала сама Майя Плисецкая, биография ее была наполнена событиями. Примечательно, что первое выступление на сцене совпало с днем начала военных действий фашистов против СССР. Балерина кратко вспоминала во время своего интервью на «Первом канале», что ее охватило чувство тревоги и беспокойства, однако Майя танцевала, несмотря на пустеющий зал. Из Москвы Плисецких эвакуировали в Свердловск, однако Майя вернулась обратно и продолжила обучение.

У балерины были отличные физические данные: Майя Плисецкая, рост и вес которой в молодости были идеальными, совершала умопомрачительные по сложности и амплитуде прыжки. Балерине приходилось питаться по особой системе, чтобы не выбиться из сил и остаться в отличной физической форме.

Публика сразу же приметила начинающую балерину, а ее страстные па встречала неизменными аплодисментами. Однако уникальная грация движений не сразу принесла ей ведущие роли: например, в спектакле «Спящая красавица» пришлось станцевать две второстепенные партии, прежде чем прима получила главную.

Позже Плисецкая получает практически все главные роли, а статус примы ей присваивают после того, как Уланова уходит на заслуженный отдых. Практически сразу начинается многолетнее противостояние Плисецкой с главным балетмейстером, которое закончится уходом балерины из театра.

1956 год принес гранд-балерине новые неприятности: ей запретили ехать вместе с театром в зарубежное турне, а спецслужбы обвинили ее в шпионаже. За свою долгую карьеру Плисецкая станцевала практически все ведущие партии, объездила с гастролями весь бывший СССР, участвовала в постановках итальянских, французских и испанских мэтров.

Киноактриса и хореограф

Майя Плисецкая знаменита не только как балерина, но и как киноактриса. Актерские задатки достались Плисецкой от матери, и долгое время прима хотела попробовать себя на новом поприще, однако ее кинодебют состоялся только в 1952 году – это была эпизодическая роль юной балерины.

А вот в экранизации «Анны Карениной» ей доверили сыграть Бетси, и со своей задачей Плисецкая справилась великолепно. Далее последовали главные роли в фильмах советских и зарубежных режиссеров, среди которых были такие известные работы, как:

  • В «Зодиаке» Плисецкая сыграла музу Чюрлениса.
  • Картина «Чайковский» для балерины стала знаковой, а ее Дезире восхитила критиков.
  • «Фантазия» стала одной из самых известных работ Плисецкой: как позже признавалась сама Майя, персонаж балерины полностью соответствовал ей самой.

Документальные ленты, посвященные творчеству Плисецкой, начали снимать после того, как прима станцевала знаменитую партию умирающего лебедя в балете «Лебединое озеро». Балерина стала по-настоящему известной персоной, а интервью у нее брали журналисты из многих стран мира.

Съемки в фильме, посвященном фламенко, проявили новую грань таланта балерины: Плисецкая настолько вдохновенно танцевала, что вызвала настоящее восхищение испанской публики. Сошла со сцены Плисецкая только тогда, когда ей исполнилось 65 лет.

Плисецкая была многогранной натурой. Нельзя не отметить, что прима проявила себя в качестве талантливого хореографа. Ее постановки в Большом театре, Римском театре перевернули классическую трактовку «Федры», «Раймонды» и «Айседоры». Плисецкая во время зарубежных гастролей сдружилась со знаменитой оперной певицей , и они обе участвовали в новаторской постановке балета-оперы «Вилисы».

Личная жизнь

Плисецкую всегда окружали мужчины, их внимание и любовь балерина воспринимала как должное. Среди ее поклонников были известные танцоры, режиссеры, музыканты и композиторы.

Как признавалась сама прима, ее отношения рушились потому, что ни один мужчина не хотел быть вторым после балета. Очередной поклонник думал, что Плисецкая откажется от театра, родит ребенка и посвятит себя семейному очагу, но Плисецкая и не собиралась этого делать.

Первая история любви в жизни Плисецкой случилась, когда прима встретила Мариса Лиепу, вскоре они поженились, однако через три месяца расстались. Второй муж Майи Плисецкой – Родион Щедрин – стал ее верным спутником до конца жизни, он во всем поддерживал балерину и никогда не требовал от нее отказаться от балета.

Встретились они случайно, на вечеринке, которую организовала Лиля Брик, но тогда интереса друг к другу не проявили. Несколько лет спустя Майя Плисецкая и Родион Щедрин провели вместе отпуск в одном из живописных уголков Карелии, а позже поженились.

Майя Плисецкая признавалась, что супруг не только вдохновлял ее, но и давал силы творить, танцевать на пределе возможностей. Как писала в своей автобиографии сама Майя Плисецкая, дети могли разлучить ее с балетом, поэтому она не решилась рожать. Щедрин хотел малыша, но не настаивал и не принуждал к этому жену, прекрасно понимая последствия. Плисецкая в последние годы жила в Германии, состояние здоровья не позволяло ей переехать на родину.

Супруги счастливо прожили вместе много лет, и смерть жены для Щедрина стала серьезным испытанием. По завещанию балерины, ее похороны должны быть особенными: надлежит соединить ее прах и прах супруга, а затем развеять над Россией. Майя Плисецкая – одна из самых титулованных балерин, она награждена орденами и почетными званиями шести стран мира, которые признали уникальным масштаб ее таланта, а балетные постановки примы стали одними из лучших в истории танцевального искусства. Автор: Наталья Иванова

Заслуженная артистка РСФСР (27.05.1951).
Народная артистка РСФСР (22.03.1956).
Народная артистка СССР (15.09.1959).
Герой Социалистического Труда (1985).

В 1932-1934 годах вместе с родителями жила на архипелаге Шпицберген в Северном Ледовитом океане, где ее отец работал начальником советских угольных рудников.
В период сталинских репрессий 1937-1938 гг. отец М.Плисецкой был расстрелян, мать - заключена в тюрьму.

В 1943 году окончила Московское хореографическое училище (педагоги Е.П.Гердт, М.М.Леонтьева) и была принята в труппу Большого театра. Первая главная партия - Маша ("Щелкунчик" Чайковского, 1944).

В 1972 году поставила в Большом театре (совместно с другими балетмейстерами) балет «Анна Каренина» на музыку Р.Щедрина и исполнила в нем заглавную роль.

В 1980 году также в Большом театре поставила балет «Чайка» Р.Щедрина (по мотивам пьесы А Чехова) и исполнила в нем роли Чайки и Нины Заречной.

С большим успехом гастролировала во многих странах Европы и Америки.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. Майя Плисецкая возглавляла труппу Национального балета Испании.
В июле 1991 года король Испании Хуан-Карлос вручил Майе Плисецкой высший орден Испании и пожаловал ей дворянское звание.
29 ноября 1995 года на сцене Большого театра в Москве состоялся юбилейный концерт Майи Плисецкой, в ходе которого великая балерина продемонстрировала удивительное творческое долголетие.

Доктор Сорбонны (1985).
Почётный профессор Московского государственного университета (1993).
Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008).
В 1994 году Институт теоретической астрономии присвоил имя Плисецкой малой планете №4626.

С октября 1958 года была женой композитора Родиона Щедрина (1932 г.р.).

театральные работы

Большой театр:
1943 - Па-де-труа, «Лебединое озеро» П. Чайковского
1943 - Мазурка, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
1944 - Маша, «Щелкунчик» П. Чайковского
1944 - Фея Сирени, Фея Фиолант, «Спящая красавица» П. Чайковского
1944 - Повелительница дриад, «Дон Кихот» Л. Минкуса
1944 - Жизель, «Жизель» А. Адана
1945 - Раймонда, «Раймонда» А. Глазунова
1945 - Фея Осени, «Золушка» С. Прокофьева, балетмейстер Р. Захаров
1947 - Одетта-Одилия, «Лебединое озеро» П. Чайковского
1948 - Зарема, «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева
1948 - Волшебная дева в опере «Руслан и Людмила» М. Глинки
1949 - Уличная танцовщица, «Дон Кихот» Л. Минкуса
1949 - Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина
1950 - Персидка в опере «Хованщина» М. Мусоргского
1950 - Вакханка, «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Ш. Гуно, балетмейстер Л. Лавровский
1952 - Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
1954 - Хозяйка медной горы, «Сказ о каменном цветке» С. Прокофьева, балетмейстер Л. Лавровский
1955 (на сцене филиала) - Сюимбике, «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон (Батыр - Ю. Кондратов)
1956 - Лауренсия, «Лауренсия» А. А. Крейна, балетмейстер В. Чабукиани
1958 - Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер И. Моисеев
1959 - Хозяйка медной горы, «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Григорович (Данила - Н. Фадеечев)
1960 - Царь-девица, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина, балетмейстер А. Радунский (Иванушка - В. Васильев, Царь - А. Радунский)
1961 - Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
1962 - Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон
1963 - Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского
1964 - Жар-птица, «Жар-птица» И. Стравинского, балетмейстеры С. К. Власов и Н. Р. Симачёва, по М. М. Фокину)
1965 - Мехменэ Бану, «Легенда о любви» А. Меликова, балетмейстер Ю. Григорович (Ферхад - М. Лиепа, Визирь - А. Лавренюк, Ширин - Н. Бессмертнова)
1967 - Солистка, «Прелюдии и фуги» на музыку И. С. Баха, балетмейстер Н. Касаткина
1967 - Кармен, «Кармен-сюита» на основе оперы Кармен Ж. Бизе, хореограф А. Алонсо (Хозе - Н. Фадеечев, Тореро - С. Радченко, Рок - Н. Касаткина)
1971 - Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна
1972 - Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, постановка М. Плисецкой совместно с Н. Рыженко и В. Смирновым-Головановым, (Вронский - М. Лиепа, Каренин - Н. Фадеечев)
1980 - Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, (Треплев - А. Богатырёв)
1985 - Анна Сергеевна, «Дама с собачкой» Р. Щедрина, художник В. Левенталь, костюмы для М. Плисецкой П. Кардена (Гуров - Б. Ефимов)

На других сценах:

1973 - Роза, «Гибель розы» на музыку «Адажиетто» Г. Малера, балетмейстер Р. Пети, Марсельский национальный балет
1974 - Анна Каренина, «Анна Каренина» Р. Щедрин, Большой Театр оперы и балета им. А. Навои (Ташкент), (1974, Новосибирск; 1975, Вильнюс; 1976, Одесса; 1978, Свердловск)
1974 - «Пруст, или Перебои сердца» на сборную музыку, балетмейстер Р. Пети
1976 - Айседора, «Айседора» на сборную музыку, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», Опера Монте-Карло
1978 - «Болеро» на музыку М. Равеля, балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне» (Брюссель)
1978 - Леда, «Леда» (партнёр - Х. Донн), балетмейстер М. Бежар, «Балет XX века», театр «Ла Монне»
1983 - Чайка, Нина Заречная, «Чайка» Р. Щедрина, Театр «Пергола» (Флоренция), (1985, Муниципальный театр, Гётеборг)
1984 - Федра, «Федра» на музыку Ж. Орика, хореография С. Лифаря, «Балет Нанси», театр «Одеон» (1985, Париж), Римская опера (1985)
1990 - «Эль Ренидеро», балетмейстер Х. Лопес, театр «Колон» (Буэнос-Айрес, Аргентина)
1991 - «Астурия» на музыку И. Альбениса; «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего, хореография Х. Гранеро
1992 - главная партия, «Безумная из Шайо» на музыку Р. Щедрина, хореограф Ж. Качуляну, театр «Эспас-Карден», Париж
1995 - «Курозука», новая версия балета 1988 года, балетмейстер М. Бежар, Дворец Шайо, Париж (партнёр - П. Дюпон)

призы и награды

Лауреат Ленинской премии (1964).
Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из двух женщин наряду с Ириной Антоновой):
Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010).
Три ордена Ленина (1967, 1976, 1985).
Золотая медаль Парижа от бургомистра города Жака Ширака (1977).
Орден Почётного легиона (Франция) - кавалерский крест (1986), офицерский крест (2012).
Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984).
Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003).
Орден Изабеллы Католички (Испания, 1991).
Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса.
Орден Барборы Радвилайте (Вильнюс, Литва, 2005).
Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011).
Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша).
Медаль «Про Финляндия» (1968).
Золотая медаль «За заслуги перед искусством» (Испания, 1991).
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Орден Трудового Красного Знамени (1981)
Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005)

Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства».
Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013).
Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2015) - за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
«Человек года» в области науки, культуры и искусства по опросу ежегодного российского фонда «Общественное мнение» (2000).
Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949).
Премия Анны Павловой Парижской академии танца (1962).
Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года).
Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия).
Премия «Триумф» (2000).
Премия «Российский Национальный Олимп» (2000).
Премия «Национальная гордость России» (2003).
Премия Принца Астурийского (2005, Испания).
Международная Императорская Премия Японии (2006).
Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009).
Балетный приз России «Душа танца» в категории «Легенда» (2009).
Почётный гражданин Испании.