Пикассо краткая биография и творчество. Краткая биография пабло пикассо самое главное

), полное имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Киприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо (исп. Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Martyr Patricio Ruíz y Picasso ) - испанский художник , скульптор, график, керамист и дизайнер.

Эксперты назвали Пикассо самым «дорогим» художником - в году объем только официальных продаж его работ составил 262 млн.

Первые работы

Пикассо начал рисовать с самого детства, первые уроки художественного мастерства Пикассо получил у своего отца - учителя рисования Х. Руиса, и вскоре владел им в совершенстве. В 8 лет он рисует свою первую серьезную картину маслом, Пикадора , с которой он не расставался в течение всей жизни.

Пикассо учился в школе искусств в Ла-Корунье ( -). В году он поступает в школу изящных искусств в Барселоне . Сначала он подписывается своим именем по отцу Ruiz Blasco , но затем выбирает фамилию матери Picasso . В сентябре он уезжает в Мадрид , где в октябре проходит конкурс в академию Сан-Фернандо.

Произведение переходного периода - от «голубого» к «розовому» - «Девочка на шаре » (1905, Музей изобразительных искусств, Москва).

Во время римской подготовки «Парада» Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой, которая стала его первой женой. 12 февраля года они заключают брак в русской церкви в Париже , свидетелями на их свадьбе были Жан Кокто , Макс Жакоб и Гийом Аполлинер . У них рождается сын Поль (4 февраля ).

Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа , женитьба Пикассо на Ольге Хохловой, успех художника в обществе - все это отчасти объясняет этот возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты («Мандолина и гитара», 1924). Наряду с циклом великанш и купальщиц, картины, вдохновленные «помпейским» стилем («Женщина в белом», 1923), многочисленные портреты жены («Портрет Ольги», пастель , 1923) и сына («Поль в костюме Пьеро») являют собой одни из самых пленительных произведений, когда-либо написанных художником, даже при том, что своей слегка классической направленностью и пародийностью они несколько озадачили авангард того времени.

Сюрреализм

Пикассо оказал громадное влияние на художников всех стран, став одним из самых известных мастеров в искусстве XX века .

Галерея

Пабло Пикассо (1881 – 1973) – величайший испанский художник, основоположник кубизма, осветивший своим талантом большинство направлений современного искусства.

Детство и период обучения.

25 октября 1881 года в городе Малага, что в Испании, родился Пабло Диего Хосе Франсиско Де Паула Хуан Непомусено Мария Де Лос Ремедиос Сиприано Де Ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо, вошедший в историю мирового искусства под именем Пабло Пикассо.

Пикассо – девичья фамилия матери художника, которую он предпочел для себя взамен отцовской – Руис. Тому было несколько причин. Во-первых, в испанской среде фамилия Руис считалась довольно простой и была широко распространена, а во-вторых, Хосе Руис тоже был художником-любителем и искусствоведом.

Творчество Пабло Пикассо: «голубой» и «розовый» периоды.

В начале XX века Пикассо со своим другом К. Касахемасом покидает Испанию и приезжает в Париж. Здесь Пабло вплотную знакомится с работами французских импрессионистов, в частности, А. Тулуз-Лотрека и Э. Дега, которые в свое время окажут серьезное влияние на развитие творческой мысли художника.

К несчастью, влюбленный во француженку и отвергнутый ею, Касахемас в феврале 1901 года совершает самоубийство. Грани реальной жизни и искусство для Пикассо всегда были неразрывны, и это трагическое событие, глубоко потрясшее художника, нашло отражение в последующих его работах.

«Кубизм» Пабло Пикассо.

Во все времена независимо от направлений, к которым принадлежало их творчество, художники искали способы передачи мира, его красок и форм на плоскости холста. К началу XX века, времени развития фотографии, стало очевидно, что живопись отныне не является единственным способом отображения художественных образов в их «правильном» свете. Чтобы иметь право на жизнь и не утратить своей актуальности в условиях меняющегося мира, искусству требовалось открыть новый язык общения с ним. Для Пикассо этим языком стал кубизм.

Пабло Пикассо: период неоклассицизма.

Начало Первой мировой войны, расколовшей мир на части, смерть любимой женщины – Марсель Умбер (Евы), сложные отношения с друзьями и близкими, заставили Пикассо заново переосмыслить свою жизнь и творчество. Результатом подобного самоанализа явилось осознание главенства живописи, затмевающей собой все прочие стороны жизни художника. Ни долг служения родине, ни отношения с женщинами, ни заведение дружеских знакомств не были для него так же важны, как искусство. При этом Пабло все больше отдаляется от созданного им кубизма, который из его основного стиля творчества превращается в пройденный этап на пути развития художественных взглядов мастера.

Сюрреализм Пикассо.

Пикассо никогда не был приверженцем одного стиля в искусстве, вся его жизнь прошла в творческих исканиях. В 1925 году поиски новых способов, форм и приемов отображения мира глазами художника привели его к сюрреализму.

Во многом этому повороту способствовала атмосфера разрушающейся семейной жизни испанского художника и русской балерины. Ольга Хохлова, получившая воспитание в лучших традициях высокого общества, требовала от Пикассо соблюдения подобных же правил приличия при посещении светских мероприятий.

Война в Испании. Герника. Вторая мировая война

В 1936 году в Испании вспыхнула Гражданская война. Сторонники молодого республиканского правительства ожесточенно пытались противостоять властным стремлениям военно-националистической диктатуры во главе с генералом Франко и установлению фашистского режима на испанской земле.

Как истинный патриот, Пабло Пикассо не мог остаться в стороне от происходящих событий. Он не боролся с врагом на поле боя, не бросался на баррикады. Художник делал то, что умел лучше многих – с кистью в руках он выражал свою позицию посредством картин, своими полотнами вдохновлял сражающихся и обличал совершаемые против человечества преступления.

Творчество Пабло Пикассо в послевоенный период.

С окончанием Второй мировой войны настроения мира и радости осветили жизнь художника и поселились на его картинах.

В 1946 году Пикассо получает заказ от княжеской семьи Гримальди на создание серии картин и панно для их замка в курортном городе Антибе. Вдохновленный Природой Средиземноморского побережья Франции, художник создает 27 прекрасных полотен, олицетворявших гармонию мира, где обитают обнаженные прекрасные нимфы и мифические сказочные создания – фавны и кентавры.

Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо (в русском языке принят также вариант с ударением на французский манер Пикассо, исп. Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Mártir Patricio Ruiz y Picasso). Родился 25 октября 1881 года в Малаге (Испания) - умер 8 апреля 1973 года в Мужене (Франция). Испанский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер.

Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком и Хуаном Грисом), в котором трёхмерное тело в оригинальной манере рисовалось как ряд совмещённых воедино плоскостей. Пикассо много работал как график, скульптор, керамист и т. д. Вызвал к жизни массу подражателей и оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Согласно оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ.

По экспертным оценкам, Пикассо - самый «дорогой» художник в мире : в 2008 году объём только официальных продаж его работ составил 262 млн долларов.

4 мая 2010 года картина Пикассо «Обнажённая, зелёные листья и бюст», проданная на аукционе «Кристис» за 106 482 000 долларов, стала самым дорогим произведением искусства в мире на тот момент.

11 мая 2015 года на аукционе «Кристис» был установлен новый абсолютный рекорд для произведений искусства, продаваемых с открытых торгов - картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» ушла за рекордные 179 365 000 долларов.

По результатам опроса 1,4 млн читателей, проведённого газетой The Times в 2009 году, Пикассо - лучший художник среди живших за последние 100 лет. Также его полотна занимают первое место по «популярности» среди похитителей.


Согласно испанской традиции Пикассо получил две фамилии по первым фамилиям родителей: отца - Руис и матери - Пикассо. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении - Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано (Криспиниано) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо.

Фамилия Пикассо по матери, под которой художник получил известность, имеет итальянское происхождение: прадед матери Пикассо Томмасо переехал в Испанию в начале XIX века из местечка Сори в провинции Генуя. В доме на малагской площади Мерсед, где родился Пикассо, ныне размещается дом-музей художника и фонд, носящий его имя.

Пикассо начал рисовать с самого детства, первые уроки художественного мастерства он получил у своего отца - учителя рисования Хосе Руиса Бласко , и вскоре сильно в этом преуспел. В 8 лет он написал свою первую серьёзную картину маслом, «Пикадор», с которой он не расставался в течение всей жизни.

В 1891 году дон Хосе получил должность преподавателя рисования в Ла-Корунье, и юный Пабло вместе с семьёй переехал на север Испании, где он обучался в местной школе искусств (1894-1895).

Впоследствии семья перебралась в Барселону, и в 1895 году Пикассо поступил в школу изящных искусств Ла-Лонха. Пабло исполнилось только четырнадцать, поэтому он был слишком молод для поступления в Ла-Лонху. Тем не менее, по настоянию отца он был допущен к сдаче вступительных экзаменов на конкурсной основе. Пикассо с блеском сдал все экзамены и поступил в Ла-Лонху. Сначала он подписывался своим именем по отцу Ruiz Blasco, но затем выбрал фамилию матери - Picasso.

В начале октября 1897 года Пикассо уехал в Мадрид, где поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Своё пребывание в Мадриде Пикассо использовал в основном для подробного изучения коллекции Музея Прадо, а не для учёбы в академии с её классическими традициями, где Пикассо было тесно и скучно.

В Барселону Пикассо вернулся в июне 1898 года, там он вступил в художественное общество Els Quatre Gats, по названию богемного кафе с круглыми столами. В этом кафе в 1900 году прошли его две первых персональных выставки. В Барселоне он сблизился со своими будущими друзьями Карлосом Касахемасом и Хайме Сабартесом, которые впоследствии стали персонажами его полотен.

В детстве его мать укладывала своего сына в кровать и обязательно читала ему сказки, которые сама выдумывала, используя эмоции от прошедшего дня. Потом сам Пабло говорил, что именно эти сказки и побудили в нём желание творить, используя те же самые эмоции одного дня.

В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касахемасом уехал в Париж, где посетил Всемирную выставку. Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов. Его жизнь в это время была сопряжена со многими трудностями, а самоубийство Карлоса Касахемаса глубоко подействовало на молодого Пикассо.

В этих обстоятельствах в начале 1902 года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903-1904 годах был назван «голубым» . В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903; Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен»); движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901; «Женщина с шиньоном», 1901; «Свидание», 1902; «Нищий старик с мальчиком», 1903; «Трагедия», 1903). В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Их бледные, отчасти удлинённые тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко.

Произведение переходного периода - от «голубого» к «розовому» - «Девочка на шаре» (1905, Музей изобразительных искусств, Москва).

В 1904 году Пикассо поселяется в Париже , где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период» , в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты - клоуны, танцовщики и акробаты; картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905).

От экспериментов с цветом и передачи настроения Пикассо обратился к анализу формы: сознательная деформация и деструкция натуры («Авиньонские девицы», 1907), односторонняя интерпретация системы Сезанна и увлечение африканской скульптурой приводят его к абсолютно новому жанру. Вместе с Жоржем Браком, которого встретил в 1907 году, Пикассо становится родоначальником кубизма - художественного направления, отвергавшего традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства.

Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки («Фабрика в Орта-де-Эбро», 1909), увеличивает и ломает объёмы («Портрет Фернанды Оливье», 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910).

Перспектива исчезает, палитра тяготеет к монохромности, и хотя первоначальная цель кубизма состояла в том, чтобы более убедительно, чем с помощью традиционных приёмов, воспроизвести ощущение пространства и тяжести масс, картины Пикассо зачастую сводятся к непонятным ребусам.

Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. Начинают преобладать натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином и т. п. - атрибутами, присущими образу жизни художественной богемы начала века. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков.

Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передаёт в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910-1913 («Портрет девушки», 1914).

В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. Собственно кубистический период в творчестве Пикассо заканчивается вскоре после начала Первой мировой войны, разделившей его с Жоржем Браком.

Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приёмы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921).

В сентябре 1916 года писатель-сценарист Жан Кокто и композитор Эрик Сати уговаривают Пикассо соучаствовать в постановке новаторского «сюрреалистического» балета «Парад» для «Русского балета» Сергея Дягилева. Пикассо не на шутку увлекается идеей этого балета, втягивается в работу, и в содружестве с Сати полностью переделывает и сценарий, и сценографию.

Месяцем позднее он уезжает вместе со всей труппой Русских балетов на два месяца в Рим, где выполняет декорации, костюмы, знакомится с балетмейстером «Парада» Леонидом Мясиным и многими балетными артистами русской труппы.

Вступительный манифест к спектаклю «Парад», «более правдивому, чем сама правда», весной 1917 года написал Гийом Аполлинер, заранее объявив его провозвестником «Нового духа» в искусстве.

Дягилев сознательно делал ставку на большую провокацию и готовил её всеми доступными средствами. Произошло именно так, как он намечал.

Грандиозный скандал 18 мая 1917 года, состоявшийся на премьере (и единственном представлении) этого балета в театре Шатле, немало способствовал подъёму популярности Пикассо в широких кругах парижского бомонда. Публика в зале едва не сорвала спектакль криками «Русские боши, долой русских, Сати и Пикассо боши!». Дело дошло даже до потасовки.

Печать неистовствовала, критики объявили «Русский балет» едва ли не предателями, деморализующими французское общество в тылу во время тяжёлой и неудачной войны. Вот только одна из показательных по своему тону рецензий, вышедших на следующий день после премьеры «Парада». Между прочим, автором этой статьи был вовсе не какой-то маргинальный критик, а вполне респектабельный Лео Польдес, владелец «Клуба дю Фобур».

Дягилев остался чрезвычайно доволен произведённым эффектом. Сотрудничество Пикассо с Русскими балетами активно продолжилось и после «Парада» (декорации и костюмы для «Треуголки» Мануэля де Фальи, 1919). Новая форма деятельности, яркие сценические образы и крупные объекты воскрешают в нём интерес к декоративизму и театральности сюжетов.

Во время римской подготовки «Парада» Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой , которая стала его первой женой. 12 февраля 1918 года они заключают брак в русской церкви в Париже, свидетелями на их свадьбе были Жан Кокто, Макс Жакоб и Гийом Аполлинер. У них рождается сын Пауло (4 февраля 1921 года).

Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа, женитьба Пикассо на Ольге Хохловой, успех художника в обществе - всё это отчасти объясняет возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты («Мандолина и гитара», 1924).

В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии, ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935, и театральной пьесе, созданной во время войны.

На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931).

Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, потому что сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер , с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932). Она стала также моделью для нескольких безмятежных и величественных скульптурных бюстов, исполненных в 1932 году в замке Буажелу, который он приобрёл в 1930 году.

В 1930-1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции, имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создаёт их с помощью своего друга, испанского скульптора Хулио Гонсалеса - «Конструкция», 1931).

Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения.

В 1937 году симпатии Пикассо - на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Франко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолётов над позициями франкистов).

В апреле 1937 года немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герникa - культурный и политический центр жизни этого свободолюбивого народа. За два месяца Пикассо создаёт свою «Гернику» - громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже.

Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. В центре композиции, наподобие фриза, в комбинаторике кубистическо-сюрреалистических элементов показаны павший воин, подбегающая к нему женщина и раненая лошадь. Основной теме сопутствуют изображения плачущей женщины с мёртвым ребёнком и быком за её спиной и женской фигуры в пламени с воздетыми вверх руками. В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь, протягивается длинная рука со светильником как символом надежды.

Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938). И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. Среди них - Дора Маар , с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937).

Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточённостью; увенчанные нелепыми шляпами, лица, изображённые в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассечённые потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942).

Немецкая оккупация не могла испугать Пикассо: он оставался в Париже с 1940 по 1944 год. Она также не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942).

В 1944 году Пикассо вступает в Коммунистическую партию Франции. Гуманистические воззрения Пикассо проявляются в его работах. В 1950 году он рисует знаменитого «Голубя мира» .

Послевоенное творчество Пикассо можно назвать счастливым. Он сближается с Франсуазой Жило , с которой познакомился в 1945 году и которая подарит ему двоих детей, дав таким образом темы его многочисленных очаровательных семейных картин. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря.

Произведения, созданные в 1945-1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»).

Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе. Увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958), иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия.

Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). Некоторые из них («Коза», 1950; «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся. Это было для художника началом тяжёлого морального кризиса, который эхом отдаётся в замечательной серии рисунков, исполненных между концом 1953 и концом зимы 1954 года, в них Пикассо по-своему, в озадачивающей и ироничной манере, выразил горечь старости и свой скептицизм по отношению к самой живописи.

В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт». В этом же году Пикассо встречается с Жаклин Рок , которая в 1958 году станет его женой и вдохновит на серию статуарных портретов.

В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо».

Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959-1968).

Пикассо умер 8 апреля 1973 года в Мужене (Франция) на своей вилле Нотр-Дам-де-Ви. Похоронен возле принадлежавшего ему замка Вовенарт. Пикассо оказал громадное влияние на художников многих стран, став крупнейшим художником XX века.

Личная жизнь Пабло Пикассо:

Пабло Пикассо был женат дважды.

Первый раз на Ольге Хохловой (1891-1955) - в 1917-1935 годах. У них родился сын Пауло (1921-1975).

Второй раз - на Жаклин Рок (1927-1986) - в 1961-1973 годах, детей не было. Вдова Пикассо покончила жизнь самоубийством.

Кроме того, он имел внебрачных детей: от Мари-Терез Вальтер - дочь Майя (род. 1935), от Франсуазы Жило (род. 1921) - сына Клода (род. 1947) и дочь Палому (род. 1949), французский дизайнер.

Интересные факты про Пабло Пикассо:

В 2006 году владелец казино Стив Винн, купивший в 1990-х годах за 48,4 миллиона долларов картину Пикассо «Сон», согласился продать этот шедевр кубизма за 139 миллионов американскому коллекционеру Стивену Коэну. Сделка не состоялась, так как Винн, страдающий заболеванием глаз и плохо видящий, неловко повернулся и проткнул холст локтем. Он сам назвал случившееся «самым неуклюжим и глупым жестом в мире». После реставрации картина была выставлена на аукцион «Кристис», где 27 марта 2013 года её всё же приобрёл Коэн уже за 155 миллионов долларов. Согласно сообщению агентства Bloomberg, на тот момент это была максимальная сумма, выплаченная за произведение искусства американским коллекционером.

Весной 2015 года картина Пикассо «Алжирские женщины» (фр. Les Femmes d"Algers) была продана в Нью-Йорке за 179 млн долларов, став самой дорогой картиной, когда-либо проданной с аукциона.

Британский актёр Брайан Блессид (Brian Blessed) рассказал изданию The Telegraph о том, как в возрасте 12 лет встретился со всемирно известным художником Пабло Пикассо. Встреча произошла во время Всемирного конгресса мира в британском Шеффилде в 1950 году. Юный Блессид подошёл к художнику и попросил нарисовать ему что-нибудь, если тот «действительно Пикассо». Испанец сделал на листе бумаги набросок в виде голубя мира, однако молодой англичанин не оценил рисунок и заявил: «Это показывает, что вы не Пикассо, это не голубь». По словам Блессида, Пикассо ответил ему, что впервые слышит такую критику. Будущий актёр бросил листок с рисунком на пол, «выбросив около 50 миллионов фунтов» (примерно 75 миллионов долларов). Позже листок подобрали, и в настоящее время он хранится в галерее Шеффилда как символ Всемирного конгресса мира. Этот случай сам Блессид, ставший известным благодаря фильму 1980 года «Флэш Гордон», назвал «суровым финансовым уроком».



Хосе занимался живописью и преподавал ее. В семье было четверо детей, Пабло был старшим.
В 1895 году семья переехала в Барселону, где Хосе стал работать в художественной школе Ла Лонха. Пикассо начал учиться именно там, а в 1897 году продолжил образование в мадридской Академии изящных искусств. Вскоре он понял, что Академия ничего ему не даст, и вернулся в Барселону, где организовал собственную студию. Ему исполнилось тогда всего 16 лет.
Его ранние картины чаще всего наполнены грустью. Первоначально он подписывался на них «П. Руис», однако позже дополнил эту подпись девичьей фамилией матери, превратившись в «П. Руис Пикассо». В двадцатилетнем возрасте он взял себе псевдоним, под которым его и узнал весь мир. Псевдоним потребовался Пикассо, чтобы его не путали с отцом. Пабло был на редкость самоуверенным юношей и не сомневался в том, что сумеет добиться грандиозного успеха.

ПАРИЖСКАЯ ЖИЗНЬ

Подобно всем амбициозным художникам того времени, Пикассо мечтал попасть в Париж. Его мечта сбылась в 1900 году. В 1904 году он окончательно обосновался в Париже. 1900-1904 годы называются «голубым периодом» в творчестве Пикассо, поскольку большинство созданных им в эти годы картин написано в холодных голубых тонах. «Голубой период» сменился кратковременным «розовым», когда художник предпочитал более теплую гамму (в основном оттенки розового). В 1904 году Пикассо приобрел студию в ветхом доме, расположенном в районе Бато-Лавуа. В течение следующих пяти лет он жил в этой студии. Именно здесь молодой художник познакомился с натурщицей Фернандой Оливье, ставшей его любовницей. Он не раз изображал Фернанду на своих картинах. Позже Фернанда вспоминала, что Пикассо в то время был «маленьким, смуглым, худым, жестоким, беспокойным, с темными, глубокими глазами, пронзительным взглядом... неуклюжим в движениях, с женскими руками, неухоженным. Густая прядь волос, черных и блестящих, падала на его высокий выпуклый лоб».

ТВОРЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ

В Париже Пикассо быстро вошел в круг авангардистов и до конца жизни сохранил дружбу со многими поэтами. Среди них можно назвать Гийома Апполинера, который одним из первых по достоинству оценил работы Пикассо, Макса Жакоба и Андре Сальмона, оставившего живые, хотя и не всегда правдивые воспоминания о тогдашней богемной жизни в Бато-Лавуа. Особенно сблизился Пикассо с Максом Жакобом. Зимой 1902-1903 гг., когда Пикассо буквально нищенствовал, Жакоб предложил художнику разделить с ним свою комнату. Кровать была одна, и приятели поделили ее по временам суток: Жакоб спал ночью, а Пикассо днем, и это устраивало обоих, потому что Пабло предпочитал работать по ночам. Среди друзей Пикассо отметим еще писателя и кинорежиссера Жана Кокто и композиторов Эрика Сати и Игоря Стравинского. До самой старости сохранилась близость между художником и его другом детства Жауме Сабартесом, который с перерывами исполнял обязанности его секретаря.
Пикассо и Фернанда жили в Бато-Лавуа вполне богемной жизнью. Вместе с тем Пикассо не переставал трудиться и вскоре добился успеха. К 1907 году он стал известен среди коллекционеров и торговцев живописью, заинтересовавшихся юным ярким талантом. При этом Пикассо ни разу не выставлял свои работы на обычных публичных выставках, и это было еще одним проявлением его удивительного индивидуализма.

ВИХРЬ ЖИЗНИ

Среди людей, оказавших поддержку Пикассо, была американская писательница Гертруда Стайн (ее портрет художник написал в 1906 году) и торговец картинами, немец по происхождению, Даниэль-Генрих Канвейлер.
Именно Канвейлер в 1907 году познакомил Пикассо с талантливым молодым художником Жоржем Браком. В течение нескольких лет оба художника работали в тесном сотрудничестве. В результате появилось новое направление в живописи - кубизм. Кубизм отрицал традиционное представление о том, что изображенный на картине предмет или человек должен рассматриваться только под одним определенным ракурсом. Плодотворное сотрудничество Брака и Пикассо продолжалось вплоть до 1914 года, когда началась мировая война и Брака призвали в армию.
В 1917 году художник посетил Рим, где работал над декорациями и костюмами к балету «Парад» в постановке русского балетмейстера Сергея Дягилева. Здесь Пикассо влюбился в Ольгу Хохлову одну из танцовщиц русской труппы. Они поженились в 1918 году. Именно тогда Пикассо навсегда распрощался с богемной жизнью. С молодой женой он переехал в роскошную квартиру. Средства позволяли
это сделать - к тому времени Пикассо стал процветающим и признанным художником.
В 1921 году у Пабло и Ольги родился сын Поль, однако их брак счастливым не назовешь. По сути, он кончился в январе 1927 года, когда Пикассо увлекся 17-летней Мари-Терез Вальтер. Самому мэтру было тогда 45. В 1935 году у Мари-Терез родилась девочка, которую назвали Майей.
Положение было щекотливым, потому что брак Пикассо с Ольгой, заключенный по испанским законам, не мог быть расторгнут. Ольга и Пабло формально оставались мужем и женой вплоть до смерти Ольги, последовавшей в 1955 году. Ольга, оказавшаяся после их разрыва на грани помешательства, часто появлялась там, где бывал Пикассо, и громко поносила его. Такое положение вещей мучило художника. Глубокая депрессия, хорошо заметная по некоторым работам Пикассо, часто вызвана именно этим фактом. На какое-то время он вообще перестал писать и занялся поэзией.
Но не сложились и отношения Пикассо с Мари-Терез. Они прекратились уже в 1937 году, когда ее место в сердце художника заняла фотограф Дора Маар. Мари-Терез преследовала Пикассо до конца жизни, покончив с собой вскоре после его смерти.
Несмотря на то, что Пикассо много лет прожил во Франции, связывавшие его с родиной нити никогда не обрывались, и на полотнах художника не раз возникали испанские темы. В январе 1937 года испанское правительство заказало Пикассо полотно для оформления национального павильона на Всемирной выставке в Париже. Гражданская война в Испании и бомбардировки мирных городов вдохновили художника на создание знаменитого шедевра - «Герники».

НОВЫЕ МУЗЫ, НОВЫЕ МЕСТА

Во время немецкой оккупации Пикассо оставался в Париже. В 1943 году он расстался с Дорой, в его жизни появилась новая муза - 21-летняя Франсуаза Жило. С ней он прожил 10 лет.
У них родились дети: в 1947 году сын Клод, а в 1949 году дочь Палома. Начиная с 1946 года, Парижу художник предпочитает юг Франции. С 1948 по 1955 годы его жизнь связана с Валлорисом, городком, где со времен Римской империи обитали знаменитые гончары. Знакомство с работами местных мастеров пробудило у Пикассо интерес к керамике. Он всерьез взялся за новое для себя дело и продолжал заниматься керамикой почти до конца жизни. Другим увлечением Пикассо стал пацифизм. Надо отметить, что 1944 году художник вступил в Французскую коммунистическую партию.

СТАРЫЙ БУНТАРЬ

Франсуаза Жило оставила Пикассо в 1953 году, забрав с собой Клода и Палому. Ее место быстро заняла Жаклин Рок.
В 1961 году Жаклин и Пикассо поженились. В том же году художник обосновался на уединенной вилле Нотр-Дам-де-Ви. Это был большой старинный дом, расположенный среди деревьев на живописном склоне холма неподалеку от Канн, на французской Ривьере.
Даже перевалив за восьмой десяток лет, Пикассо продолжал энергично работать. Очевидно, мысли о приближающейся смерти подстегивали художника, и он спешил. Поздние работы Пикассо говорят нам об угасании в тематике, но не в исполнении. Как художник, Пикассо по-прежнему был на высоте.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Пикассо стал героем многочисленных книг, статей, выставок и фильмов еще при жизни. При этом сам художник в последние свои годы крайне редко появлялся на людях, предпочитая тихую уединенную жизнь в обществе Жаклин. Он умер 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года и был похоронен в старинном замке Вовенарг, где жил и работал в 1958-1961 годах.

В поселении Малага, что в Андалузии, 25 октября 1881 года родился мальчик по имени Пабло. Отец его Хосе увлекался живописью, но больших успехов достичь не смог и чтобы прокормить семью работал смотрителем в музее. Маму будущего гения звали Мария Пикассо Лопес. Пабло был не единственным ребенком в семье, но двух его сестер Долорес и Кончиту мать любила меньше, чем своего первенца. Помимо красоты мальчик родился очень талантливым. Помогать отцу в рисовании он начал рано, и уже в 13 лет отец передал сыну весь свой художественный инвентарь, решив, что мечту стать великим художником, сможет осуществить его ребенок. Папа стал первым учителем сына.

Судьба Пабло была предопределена. В 1894 году юный талант доказывает в Академии художеств Барселоны свой профессионализм и индивидуальность. Отучившись здесь три года, он продолжает свое образование в столице Испании. Полгода он постигает технику таких великих мастеров как Веласкес, Эль Греко и Гойя. Вдохновленный этими гениями он пишет «Первое причастие», «Автопортрет», «Портрет матери». Юноша молод, горяч,он увлекается девушками, но как любому таланту ему тесны стены Академии и он бросает учебу, свои сердечные привязанности. С единомышленником студентом Карлесом Касагеносом, он едет в Париж, где знакомится с живописью французских художников, с японскими гравюрами, египетскими фресками. Пабло заводит полезные знакомства среди коллекционеров и богемы. После поездки его кругозор расширен и он берется за творчество под фамилией матери Пикассо, так как считает ее более благозвучной.

После 1901 года у него начинается «Голубой период». Скудность палитры обусловлена недостатком денег на краски и трагической гибелью его друга Карлеса. В серо-синих тонах написаны картины «Свидание», «Трагедия». В них настроение автора, его безрадостное состояние души.

В 1904 году Пикассо решает переехать в Париж. Этот период его жизни называют «розовым», так как перемена места дает ему оптимизм. Поселился он недалеко от цирка Медрано. Молодой человек сходится с актерами, которые охотно ему позируют. В 1905 году рисуется знаменитая картина этого периода «Девочка на шаре», которую через 8 лет приобрел русский меценат Морозов. В Париже Пабло встречается с Марсель Умбер, ведь художник не может без музы.

В 28 лет «Авиньонских девиц» он исполнил в кубическом стиле. Несмотря на критику он приобретает популярность, и наконец зарабатывает деньги. Трудясь в Риме над эскизами для «Русских сезонов» Дягилева, он знакомится с Ольгой Хохловой, ставшей его первой супругой. В браке у них рождается сын Пауло. В это счастливое время он переходит в творчестве к классическому реализму. Но наскучившая семейная жизнь в 1925 году меняет манеру письма на сюрреализм. В 30-е годы он живет без семьи и пробует себя в скульптуре.

Во время оккупации Франции он не уезжает. Пишет полотно «Герника» под впечатлением от бомбежек фашистскими летчиками мирного населения. Как символ беспощадной войны он изображает Минотавра с безразличными к людским страданиям глазами. Он встречается с фотографом Дорой Маар, которая сохранит потом большую коллекцию художника.
В1944 году Пабло вступает в коммунистическую партию Франции. Он даже рисует портрет Сталина, чем вызывает недовольство у соратников.

После войны Пикассо увлекается древнегреческой мифологией. В 1949 году он создает знаменитого «Голубя мира». Познакомившись с Франсуазой Жило, которая родит ему детей, он переезжает на юг страны. Солнце, море, счастье. Пабло увлекается ремеслами, скульптурой. После расставания с Франсуазой он женится во второй раз на Жаклин Рок. Пишет женские портреты. Однако старость дает о себе знать болезнями, пессимистическими нотками в настроении.

Для детей

Интересные факты и даты из жизни