Эпоха изображенная тургеневым в отцы и дети. Cочинение «Художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий эпохи в романе "Отцы и дети"

19 февраля 1861 года был подписан царем манифест об освобождении
крестьян, обнародованный 5 марта того же года. С этого момента Россия
вступила в новый – послереформенный – период своего исторического развития.
Начало его было отмечено новой волной крестьянских восстаний. Истинно
грабительская сущность царских реформ вскоре стала ясна и многим
представителям прогрессивной русской интеллигенции. Стала она ясна и
Тургеневу. Однако прошло немало времени, прежде чем он окончательно
освободился от иллюзий, связанных с его прежними надеждами на Александра
II. Очень сложным и противоречивым был этот период эволюции его мировоззрения.
Все чаще покидает Тургенева уверенность в том, что его надежды
сбудутся. Сколько боли было в его письмах этого периода, сколько
беспокойства за судьбу родной страны.

Именно в это темное и тяжелое время Тургенев приходит к еще более
полному пониманию того огромного значения, какое имела для будущего России
деятельность революционеров. Тогда же все более критическим становится его
отношение к либералам.
В феврале 1862 года был опубликован четвертый роман Тургенева “Отцы и
дети”, в котором наиболее полно отразились общественно-политические взгляды
писателя того времени, отразилось его отношение ко всему происходящему в
России.
Тема двух поколений, предопределившая сюжет романа “Отцы и дети”, была
подсказана Тургеневу ожесточенной идеологической борьбой между либералами и
демократами, которая развернулась в период подготовки крестьянской реформы.
Работая над романом, Тургенев учел и отразил не только нашумевший спор
о двух поколениях – в романе получили свое отражение многие другие
важнейшие события общественно-политической жизни того времени: полемика по
вопросам искусства и литературы, споры по вопросам философии, истории и др.
Название романа “Отцы и дети” часто понимается весьма упрощенно: смена
общественной идеологии поколений, конфликт аристократов и разночинцев. Но
роман Тургенева не исчерпывается одной лишь социальной сферой, он имеет и
психологическое звучание. И сводить весь смысл произведения исключительно к
идеологии - значит понимать его “по-базаровски”. Ведь и сам Базаров
считает, что суть нового времени в необходимости смести с лица земли все,
сделанное “отцами”, дискредитировать их, с их “принципами” и моралью, во
имя туманного “светлого будущего”. Такое вульгарное упрощение смысла эпохи
и романа, эту эпоху воссоздающего и исследующего, непростительно.
Проблема отцовства - одна из важнейших, это проблема единства развития
всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой
духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена поколений - процесс всегда
непростой и не безболезненный. “Дети” принимают в наследство от “отцов” весь
духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать
“отцов”, необходимо творческое переосмысление их жизненного credo - но
переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных
потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо
более жестко и жестоко, чем это необходимо. И результаты всегда бывают
трагичны: слишком многое в спешке утрачивается, слишком сложно эти пробелы
восполнять.


В России ХIХ века сильнейшим социальным потрясением оказалось
восстание декабристов. Поколение, для которого период становления прошел в
эпоху николаевской реакции, не смогло воспринять высокий кодекс чести своих
отцов, “Потерянным поколением” станет оно в русской истории. “Толпой
угрюмою и скоро позабытой” назовет его один из лучших сынов этого поколения
М.Ю. Лермонтов, постигший всю трагичность для духовной жизни общества
событий 14 декабря.
Введенное Лермонтовым понятие “герой времени” означает человека,
наиболее типичного для данной эпохи, характер и судьба которого
сформированы этой эпохой, отражают ее боли и беды, взлеты и падения.
Разумеется, поколение не может состоять из одних “героев времени”.
Основную массу людей эпоха как бы “задевает краем”, они к любой эпохе умеют
приспособиться. И это замечательно - представьте себе поколение из одних
Печориных или Базаровых! Невозможно: жизнь бы остановилась.

"Воздух эпохи"













Композиция

Композиция романа «Отцы и дети» – моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера.
Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино, Никольское, Базарову. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым, ссора с Аркадием, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т.д.) меняются его взгляды и убеждения.


Своеобразие пейзажа в романе "Отцы и Дети"

По сравнению с другими романами И.С.Тургенева, «Отцы и дети» значительно беднее пейзажами. Исключение составляет описание местности вблизи Марьино в З главе (пейзаж служит доказательством мысли Аркадия: «преобразования необходимы»). Вечерний пейзаж в 11 главе (показывает односторонность взглядов Базарова, который считает, что «природа не храм, а мастерская», и Н.П.Кирсанова, который, восхищаясь природой, не обращает внимания на нищету крестьян). Картина заброшенного сельского кладбища в 28 главе(настраивает читателя на философские размышления).


Особенности Тургеневского пейзажа


1. Пейзаж у Тургенева никогда не сливается с анализом переживаний героев, да и сам этот анализ практически отсутствует – психологизм писателя «тайный», завуалированный. В этом плане природа в произведениях Тургенева не связана с внутренней жизнью персонажей . Вместе с тем исследователи неоднократно отмечали, что картины природы у Тургенева зачастую даны в восприятии героев, окрашены их эмоциональностью, субъективным мировосприятием. И в этом писатель сближается с Толстым и Гончаровым.
2 . Особенность тургеневского пейзажа – его живописность, «акварельность», легкость. Исследователи творчества писателя неоднократно отмечали, что Тургенев – художник полутонов, тончайших оттенков, переливов цвета, разнообразных световых эффектов. Он не использует резких, определенных красок, четких, грубых линий ни в пейзажах, ни в портретах. Однако, несмотря на особую воздушность, легкость тургеневских картин природы, все они очень живы и реалистичны, ощутимо конкретны. Это создается благодаря звуковой, осязательной и обонятельной насыщенности этих картин. Пейзажи Тургенева полны природных звуков, запахов, он мастерски передает ощущения летнего утреннего зноя и ночной свежести, весеннего ветра и зимнего морозного воздуха. И этими чертами тургеневские пейзажи напоминают нам пейзажи Лермонтова и Фета.
3. Особое созерцательное отношение к природе, признание и утверждение в творчестве эстетического значения ее, ее красоты и тайны. В изображении природы Тургенев воспринимает точность и верность в описаниях явлений природы…Тургеневский пейзаж психологичен. Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении или гармонируя с чувствами и переживаниями человека, или оттеняя их, становясь участником данной нравственно-психологической ситуации.

4. Тургенев часто изображает картины природы, увиденной путником, героем, который находится в дороге.

Функции пейзажа в романе различны. Это передача психологического состояния героев, особенностей их характеров. Пейзаж создает настроение, оттеняет комическое или трагическое в положениях и ситуациях. Картины природы, созданные Тургеневым, насыщены философскими мотивами и связаны с идейным смыслом произведения.


Жанр

«Отцы и дети» – роман в жанровом отношении многоплановый. Наличие семейно-битовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта – социальным, глубокое исследование человеческих характеров – психологическим, а освещение философских проблем – философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр «Отцы и дети» определяют как роман социально-психологический.

Эпоха и характеры в романе "Отцы и дети"

Тургеневым создано огромное число характеров. Проза его отличается
большой “населенностью”.В его художественном мире оказались
представленными практически все основные типы русской жизни, хотя и не в
том соотношении, какое они имели в действительности.
Какою видел Тургенев дореформенную русскую действительность и какою
она предстала в его художественном мире? Персонажи Тургенева представляют
главным образом дворянство и крестьянство – два основных сословия, на
которых держалось самодержавно-крепостническое государство. Другие
воссозданы в художественном мире Тургенева весьма избирательно.
В русском народе Тургенев прежде всего нашел бескорыстных, душевно
чистых, не умеющих “промышлять” романтиков и рационалистов-практиков,
думающих во всероссийском масштабе, иронически настроенных.
Полон интересных образов и роман “Отцы и дети”.
Как известно, работу над новым произведением Тургенев обычно начинал с
так называемых подготовительных материалов, и прежде всего – с составления
“Формулярного списка действующих лиц”, где указывались реальные прототипы
будущих героев, детально прорабатывались их характеры и биографии.

БАЗАРОВ

Для Тургенева Базаров – еще один отрицатель, отрицатель, названный в
романе нигилистом, то есть человеком, который, как разъяснил Тургенев, “ко
всему относится с критической точки зрения, который не склоняется ни перед
какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким
бы уважением ни был окружен этот принцип”.
Задумав воплотить в образе мыслей Базарова типичные черты
мировоззрения “новых людей” 60-х годов, Тургенев в основу его высказываний
по философии и общественно-политическим вопросам положил мысли,
развивавшиеся в ряде статей Добролюбова и Чернышевского, а по вопросам
научно-естественным – в статьях Писарева.
Базаров, нигилист, представляет “новых людей”. Базаров - внук дьячка,
сын уездного лекаря. Материалист, нигилист. Говорит он “ленивым, но
мужественным голосом”, походка “твердая и стремительно смелая”. Говорит
ясно и просто. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и
материализм. Он “владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях
низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно”.
Базаров отрицает не во имя одного отрицания, он отрицает во имя
торжества положительного идеала. Базаров жаждет полезного дела и способен
отдаться ему без остатка. А так как сейчас строить новое мешает старое, он
уверен в необходимости его разрушения.
Многие из черт Базаров унаследовал от Инсарова, только на этот раз
черты эти выписаны Тургеневым ярче.
Любопытно, что писатель внес в Базарова черты духовной раздвоенности,
которая возникла, по мысли Тургенева, вследствие неизбежного в условиях
того времени даже для революционеров колебания между верой и неверием в
активность народных масс.
Очень сложным и противоречивым было отношение Базарова к крестьянам.
Он искал, но не находил общего с ними языка. В то же время Базаров даже не
скрывал, что презирает мужика, “коли он заслуживает презрения” “в
теперешнем своем положении”.
Отметим, что последние слова Базарова писатель, очевидно, по цензурным
соображениям, не оставил в окончательном тексте романа, но в нем все же
сохранилось достаточно намеков на то, что именно крепостное право настолько
подавило русского крестьянина, что он теперь “сам себя не понимает” и
крайне пассивен. А как раз за эту непонятливость и пассивность и осуждал
его Базаров.
При этом взгляды самого Базарова, его жизненная позиция были
предопределены, как это подчеркнуто в романе, также современным положением
крепостных крестьян в России. В споре с П.П. Кирсановым Базаров говорит
ему: “Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне
случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы
так ратуете?”.
Столь же сложными изобразил Тургенев и отношения крестьян к Базарову.
Он для них не был барином и поэтому быстро заслуживал их расположение и
доверие. И все же крестьяне часто чуждались Базарова, сойтись с ним по-
настоящему не могли — они не понимали его, а порой он казался им и смешным,
даже “чем-то вроде шута горохового”.
И вот это-то последнее обстоятельство, быть может, и должно было, по
мысли Тургенева, еще более сближая Базарова с Дон-Кихотом, помогать верить
в то, что и для “нигилистов” настанет момент, когда “масса людей <...>
беззаветно веруя”, пойдет за ними.
Базаров изображен в романе человеком одиноким, не имеющим достойных
единомышленников. Трагедия его в том, что он “рано родился”. Сам он готов к
драке, но, понимая, что народ к драке еще не готов, говорит Аркадию о
будущем поколении: “Умницы они будут уже потому, что вовремя они родятся,
не то что мы с тобой”.
Базаров наделен не только волей, но и умом, не только энтузиазмом, но
и знанием. А поэтому он близок не только Дон-Кихоту, но и Гамлету.

В чём причины жестокости Базарова?

Герой переживает острый трагический внутренний конфликт: несовместимость требований живой человеческой натуры с нигилизмом; невозможность для сильной личности отрешиться от своих убеждений и невозможность отвернуться от требований натуры.

Базаров пытается сопротивляться происходящему с ним, подогнать своё внутреннее «Я» под рамки нигилизма, следование которому он считает смыслом своей жизни. Это заставляет его совершать циничные, жестокие поступки, проявлять равнодушие к чувствам окружающих его людей.

Любовная тоска Базарова

Уехав из Никольского с мыслью, что ему никогда не добиться любви Одинцовой, Евгений Васильевич отправился в Марьино с целью отвлечься и заняться любимым делом – проведением химических опытов. Но ему не удаётся отключиться от мысли об Анне Сергеевне, тогда Базаров решает пофлиртовать с доверчивой Фенечкой, но в неподходящий момент его застаёт Павел Петрович и вызывает на дуэль. Евгений Базаров принимает вызов.


- Каково отношение Базарова к дуэли?
- Почему он принимает вызов Павла Петровича?

Отношение Базарова к дуэли:
- Вот мое мнение, - сказал он. –
С теоретической точки зрения дуэль -нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое.
- То есть вы хотите сказать, если я только вас понял, что какое бы ни было ваше теоретическое воззрение на дуэль, на практике вы бы не позволили оскорбить себя, не потребовав удовлетворения?
- Вы вполне отгадали мою мысль.
- Очень хорошо-с. Мне очень приятно это слышать от вас. Ваши слова выводят меня из неизвестности...
- Из нерешимости, хотите вы сказать.
Базаров принимает вызов Павла Петровича только потому, что тот собрался в случае отказа ударить его палкой.

Каково поведение противников во время поединка?

«Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета... "Он мне прямо в нос целит, - подумал Базаров, - и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов..." Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. "Слышал, стало быть ничего", - успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку. Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.»
Базаров ведёт себя спокойно и мужественно. После ранения Павла Петровича он мгновенно из дуэлянта превращается в доктора,
оказывающего помощь раненому.
Павел Петрович выглядит неуместно напыщенным и смешным,
пока не получает рану, которую База ров и лечит.

Базаров и общественная деятельность

И.С. Тургенев писал о своём герое: «Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». На самом деле политическая программа Базарова, который утверждает, что его дело «место расчистить», а строить будут другие, очень неопределённа и странна. Отвергая старые теории, он не намерен доверяться новым: не обернутся ли они догмами, которые потребуют повиновения?
В отличие от народников (реальных революционеров того времени), Евгений Васильевич не думает привлекать на свою сторону народ. Таким образом, он мало походит на революционера, но автор романа запечатлел в нём сам дух революционного народничества тех лет, с его ненавистью к существующему порядку вещей и отречением от всех общественных и гражданских благ.

Взаимоотношения с народом

С одной стороны, близость к простым людям, симпатия слуг к Базарову, верный просветительский взгляд на народ.
С другой – неумение найти общий язык с мужиками: в имении родителей выясняется, что народ, интересы которого он отстаивает, непонятен ему.
А сам Евгений в глазах крестьян – «что-то вроде шута горохового».

Символичность гибели Базарова

Глубоко символична смерть героя. Он гибнет бессмысленно: даже не исполняя свой врачебный долг, а лишь практикуясь, заражается, заболевает и умирает.
Зачем потребовалась автору такая смерть героя?
Чтобы выявить в нём всю силу и мощь личности. Не сумевший реализовать себя в жизни, Базаров перед лицом смерти показывает своё благородство, высоту духа, стойкость. Умирающий Базаров прост и человечен: отпала надобность скрывать свой «романтизм». Нелепая смерть не озлобляет героя. Он искренне пытается утешить родителей, не показать своих страданий, не помешать им искать утешения в религии. Простые и вечные слова находит он, прощаясь и со своей единственной любовью, Анной Сергеевной Одинцовой.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ КИРСАНОВ

Павел Петрович - сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский

корпус. Имел приятное красивое лицо, юношескую стройность. Аристократ,

англоман, был смешлив, самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у
брата, сохранил аристократические привычки.
По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и
ничего не уважают. Вопрос, что признавать, на чем, на каких основаниях
строить свои убеждения, - чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что
представляют собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право на ведущее
положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а
нравственными достоинствами и делами (“Аристократия дала свободу Англии и
поддерживает ее”), т.е. нравственные нормы, выработанные аристократами, -
опора человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные
люди. “Принсипы” Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью
на благо общества.
Отрицание Евгением Базаровым государственного строя приводит Павла
Петровича в замешательство (он “побледнел”).
Павел Петрович, несомненно, образованный и интересный человек.
Тургенев именно его противопоставил “машине” отрицания Базарова, он призван
уравновесить нигилиста, его образ помогает читателю разобраться во всех
тонкостях ситуации, сделать свои собственные выводы о положительных
сторонах нигилизма и старого порядка.

Портретная характеристика


НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ
Кирсанов Николай Петрович – дворянин, отец Аркадия Кирсанова, вдовец. Н.К. – человек слабый, но добрый, чуткий, деликатный и благородный. Этот герой стремиться осуществить в жизни свой романтический идеал – трудиться и искать счастье в любви и искусстве. Н.К. пытается не отстать от времени. Он, в меру своих сил, преобразовывает имение, устанавливает новые отношения с крестьянством. У него есть жена – молодая девушка Фенечка и маленький ребенок.
Н.К. доброжелательно и с симпатией относится к молодежи, которая пытается жить и мыслить по-другому. Но Базаров воспринимает Н.К. как «человека отставного» («его песенка спета»). Даже собственный сын, которого герой очень любит и видит как своего наследника, пытается перевоспитать отца и часто обижает его. Но любящее терпение отца и взросление сына позволяют им в конце романа сблизиться. Оба Кирсановых объединяются в общих жизненных ценностях и общем деле (ведение хозяйства).

ОДИНЦОВА

Одинцова Анна Сергеевна – аристократка, которую полюбил Базаров. В О. проявляются черты, свойственные новому поколению дворян: отсутствие снобизма и высокомерия, свобода суждений и демократизм. О. умна и горда. Ее умерший старик-муж оставил О. огромное наследство. Это позволяет героине жить независимо и делать то, что ей вздумается. Только О. давно уже ничего не хочется. Она говорит Базарову: «Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу…Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди, передо мной – длинная, длинная дорога, а цели нет…Мне и не хочется идти». За безмятежным спокойствием и размеренным существованием героини скрывается ее душевная холодность, неспособность к увлечениям, равнодушие, эгоизм. Сам Базаров говорит О. о том, что она хочет полюбить, но не способна на это. И в этой душевной холодности заключается ее несчастье. Но О. сама выбрала для себя путь «без эмоций». Это спокойный и удобный путь, не приносящий радостей, но и не заставляющий страдать. В конце романа героиня выходит замуж «не по любви, а по убеждению», чтобы обеспечить себе благополучную жизнь до старости.

СИТНИКОВ, КУКШИНА

Ситников – псевдонигилист, считающий себя учеником Базарова. Он пытается, так же, как и его кумир, быть свободным и дерзким. Однако его подражание выглядит комичным. «Нигилизм» С. понимает как преодоление своих комплексов. Он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, страдает от незначительности и никчемности своей личности. А «нигилизм» позволяет герою почувствовать свою значительность, причастность к «великому» делу. С. свойственно «тревожное и тупое напряжение» и собачья преданность вождю-Базарову, несмотря на то, что тот его откровенно презирает. Базаров считает, что ситниковы нужны для грязной работы: «Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!» Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица и псевдонигилистка. К. очень резка в своих оценках и непримирима во взглядах. Она интересуется положением женщин во всем мире («женским вопросом»), увлекается естественными науками. Эта героиня развязна, вульгарна, глупа. Кроме того, неряшлива и неопрятна. У К. несчастная женская судьба: она некрасива, не пользуется успехом у мужчин, брошена мужем. В «нигилизме» она находит отдохновение, ощущение занятости «важным делом». В романе этот образ дан в сатирических тонах.

Общественная атмосфера


Мир так устроен, что «молодость» и «старость» в нем взаимно уравновешивают друг друга: старость сдерживает порывы неопытной юности, молодость преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивая жизнь вперед. Такова идеальная гармония бытия и в представлении Тургенева.


Экранизации романа

1915 — Отцы и дети (реж. Вячеслав Висковский)
1958 — Отцы и дети (реж. Адольф Бергункер, Наталья Рашевская)
1974 — Отцы и дети (реж. Алина Казьмина, Евгений Симонов)
1983 — Отцы и дети (реж. Вячеслав Никифоров)
2008 — Отцы и дети (реж. Авдотья Смирнова)

Заключение

«Отцы и дети» не только лучший роман Тургенева, но одно из самых блистательных произведений XIX века. В романе нашли отражение не только социальные, но и общечеловеческие проблемы. Именно в «Отцах и детях» И.С.Тургеневу удалось впервые создать положительный тип деятеля. Роман был закончен 1861г.

Эпоха, отраженная в романе

«Отцы и дети»

Цель: - познакомить учащихся с особенностями исторического и культур –

ного развития России 60-х годов XIX века (эпохи, отраженной в

романе «Отцы и дети»;

Развитие речи учащихся;

Воспитание любви к историческому прошлому России.

Ход урока:

1. Изучение нового материала:

Вступление : (Звучит романс «Утро туманное»)

Каждый раз, когда слушаешь этот романс, поражаешься удивительной точности и взвешенности каждого слова, каждой детали в произведениях. «Нехотя вспомнишь и время былое. Вспомнишь и лица, давно позабытые». Тургенев пытался донести до читателя малейшие колебания в общественной жизни.

Как я уже говорила ни раз, в произведениях XIX века нет ничего случайного, нужно только прислушаться, присмотреться и стать очевидцем событий, привычных и знакомых для читателя современника.

В центре любого романа Тургенева стоит герой, которому предстоит пройти ряд испытаний. И повествование традиционно для Тургенева начинается с зарисовок, которые послужат фоном для развития основного действия. Этим фоном и является эпоха исторических перемен. Итак, запишите тему урока…

Ржавеет золото, истлевает сталь.

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней царственное слово.

Именно слово способно передать через сотни лет едва уловимый звук, рассказать о музыкальном фоне романа.

- Сообщение «Музыкальный фон романа» (5 минут);

Герои романа спорят о жизни, искусстве, природе. Единственное, что не вызывает разногласия, это музыка Моцарта. (Звучит 11 соната Моцарта). (3 минуты).

Любите живопись, поэты!

Ведь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

И, действительно, слово не отделить от изображения, которое встает перед глазами читающего. рассматривался авторами многих критических статей, как мастер пейзажных зарисовок, однако те же критики утверждали, что роман «Отцы и дети» - явление исключительное. Здесь основной композиционный прием – диалог. Но все-таки… (Сообщение «Пейзажные зарисовки в романе» ).

Картины природы, музыка, свет…, но картина всегда является ущербной, если нет конкретизации. Действие происходит в конкретное историческое время, которое критики характеризуют, как… (Сообщение « Русская критика об эпохе 60-х годов» ).

А теперь еще раз обратимся к тексту:

Исходная дата повествования?

Обратите внимание на дату, записанную на доске (19 февраля 1861 года). Какое событие связано с ней?

За сколько лет до отмены крепостного права происходит действие романа?

Что характерно для эпохи крепостного права?

Наиболее ярким литературным произведением, отразившим все тяготы положения крепостных крестьян, является «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева… (наблюдение по тексту)… Эпоха крепостного права изображена и в романе «Отцы и дети», но…

Отмечает ли Тургенев некоторые особенности?

Что это за усовершенствованный тип людей?

Следовательно, можно сделать вывод о том, что, казалось бы, никаких правительственных реформ не произошло, но жизнь существенно изменилась, и все последующие действия – попытка узаконить существующее положение. О чем свидетельствуют и историки… (Сообщение «Историческая ситуация 60-х годов» ):

Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности, поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической систем России. За период с 1856 по 1860 год в России возникло такое число акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие 20 лет. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот; те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли.

Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859-1861 годы

В феврале 1855 года на престол вступил Александр II. В манифесте 19 марта 1856года, в котором описывались неблагоприятные для России условия Парижского мира, была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы. Через несколько дней после этого в речи перед представителями дворянства в Москве император, говоря об освобождении крестьян, произнес: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

В конце 1856 года был создан Секретный комитет по крестьянскому делу (возглавил его шеф жандармов, А. Орлов). Однако проведение кардинальной реформы требовало большей гласности, и комитет, просуществовав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, опиравшийся в своей работе на губернские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ.

- Какие существенные признаки рассмотренной эпохи мы с вами можем выделить? Что это за эпоха?

2. Выводы по уроку:

Таким образом, казалось бы, привычное фоновое явление приобретает четкие линии и признаки. И порою кажется, что в спор двух гигантов Базарова и Кирсанова вмешивается третье лицо, способное расставить все по своим местам – российская действительность. А вот об этом мы поговорим на последующих уроках.

3.Домашнее задание: чтение романа

План проведения предметной недели:

1. Открытие недели «Наш прекрасный русский язык !»

2. Конкурс чтецов.

3. Викторина по произведениям.

4. Встреча в литературно – музыкальной гостиной «Остановка: весна!».

5. Подведение итогов Недели русского языка и литературы.

Объявляются конкурсы:

На лучшее произведение о любви;

На лучшую иллюстрацию к стихотворению «Я помню чудное мгновенье»;

На лучший кроссворд по произведениям;

- «Грамотей». Инструкция:

1. Написать текст;

2.Допустить как можно больше ошибок;

3.Победит тот, у кого ошибок будет больше.

Усвоение содержания повести

«Дети подземелья»

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Обсуждение содержания повести:

1. Звучит романс «Жаворонок»

2. Сцена из повести «Дети подземелья»

3. Размышляя о российской действительности, Некрасов напишет:

Пусть говорит изменчивая мода,

Что тема старая страдания народа

И что поэзия забыть ее должна!

Не верьте, юноши! – Она жива!

Как доказательство этому звучит одна из самых «гуманных» и в то же время «одна из самых страшных», по мнению М. Горького, повестей, анализу которой мы посвятим сегодняшний урок.

Тема, затронутая в данном произведении (нищета, социальное неравенство, взаимоотношения между людьми), является актуальной для литературы конца 19- начала 20 века. Достаточно просто перечислить названия произведений тех лет: М. Горький «На дне», Куприн «Яма», Бунин «Суходол». Как вы считаете: является ли случайностью обращение к данной теме? (Сообщение «Историческая ситуация рубежа веков»).

В соответствии с этим, как можно трактовать название произведения?

Сложная организация художественно произведения получила название композиция. В композиции особое место занимает исходная точка повествования. Она оказывает влияние на то, какие события пытается донести до читателя автор и то как он это делает.

От чьего лица ведется повествование?

Почему автор избирает повествование от первого лица (Короленко отходит от общепринятого стереотипа: взгляда на «дурное общество» только лишь как сборище преступников, олицетворение всевозможных пороков)? Он изображает этих людей как личностей, способных тонко чувствовать, сопереживать, стыдиться своего положения. Он стирает границу между понятиями положительный и отрицательный герой. Его герой – жертва обстоятельств, к которому нужно проявить доброту и сострадание).

Каких же героев создает Короленко в своей повести?

А теперь от характеристики героев обратимся к сюжету:

1. Расскажите о городе, в котором происходит действие повести?

2. Что являлось самым замечательным сооружением, привлекшим внимание главного героя?

3. Что случилось в один из дней?

4. Куда исчезло «дурное общество»? Расскажите о нем?

5. При каких обстоятельствах произошло знакомство с Валеком и Марусей?

6. Как вы считаете, почему дети подружились?

7. Звучит запись песни «На улице дождик». Что общего в сюжете песни и в сюжете повести? Чем они различаются?

8. Какие выводы были сделаны главным героем из этой истории?

9. Какой идеал человека провозглашает Короленко?

10. Как вы считаете, актуальна ли данная тема в настоящее время?

3.Заключение:

Нищета, нищие – понятия, ставшие актуальными для нас в 90-е годы, ворвались в нашу жизнь стремительно, изменив ее до неузнаваемости. Мы можем по - разному относится к этому явлению. Но этот вопрос останется открытым, пока он существует. И, возможно ни одному поколению придется рассуждать на эту тему. (Звучит запись «Генералы песчаных карьеров»).

Обобщающий урок по творчеству

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Обобщение изученного:

А) Домашнее задание прошлого урока заключалось в том, что вам необходимо было прочитать любое произведение. Итак, какие произведения вы прочитали? А теперь вам предстоит разделиться на группы (основной признак разделения - прочитанное произведение). Задание: Подготовьте небольшой рассказ о прочитанном произведении.

Б) Вспомните содержание произведений Короленко. В большинстве произведений героями их является дети. А сейчас посмотрите внимательно на эти два портрета. Это портреты мальчиков, нарисованные разными художниками: Тропининым и Зеленцовым. Какой из этих портретов наиболее соответствует образу героя? Почему?

В) Согласитесь, что многие произведения Короленко связаны с музыкой. А одно из них даже называется «Слепой музыкант». Через музыку герой этой повести мог наиболее полно выразить свое отношение к действительности, но музыка была для него и средством познания. Давайте же и мы сейчас послушаем музыку: (Задание: какое из музыкальных произведений наиболее полно отражает мелодику произведений?). Звучат отрывки из «Лунной сонаты» Л. Бетховена, симфонии №5 Моцарта, «Рассвет» Э. Грига.

Г) Мы начали наш урок на серьезной ноте: говорили об особенностях произведений Короленко, о музыке, живописи. А завершит наш урок блиц – викторина:

1. Как звали отца В. Короленко?

2. В каком году родился писатель?

3. Назовите 5 любых произведений Короленко?

4. Назовите 5 героев произведений Короленко?

5. Какие цвета встречаются в произведениях Короленко?

6. Назовите 3 произведения Короленко, в которых главными произведения являются дети?

3. Выводы по уроку:

Сегодня мы завершаем изучение творчества. Собственно, не творчества, а лишь его небольшой части. С творчеством Короленко более подробно вам предстоит познакомиться в 11 классе . Мы подробно изучили два его произведения: очерк «Парадокс» и миниатюру «Огоньки», а также кратко познакомились с еще несколькими произведениями. Мне хочется верить, что творчество Короленко оставило след в ваших душах, заинтересовало, заставило задуматься. «Человек создан для счастья, как птица для полета».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Разработка урока по литературе

Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Преподаватель

Боронина Ирина Арменовна

Цель урока: проследить, как эпоха отражается в романе, раскрыть идейно-художественное своеобразие романа, развивать навыки работы с текстом.

Ход урока:

Слово учителя:

Когда мы начинаем работу над каким-нибудь произведением, то пытаемся осмыслить эпоху, современную автору или его творению.

Как вы думаете, насколько важен такой историко-культурологический комментарий?

Во второй половине XIX века происходят бурные изменения в структуре общества, появляются новые слои (пролетариат, разночинцы), российская общественность делится на несколько противоположных лагерей, ведущих непрерывную борьбу друг с другом, постоянно меняющих и состав, и программу действий. Появляются понятия консерваторов, либералов и радикалов, славянофилов и западников. Идеи социализма и нигилизма будоражат лучшие умы, вызывают жаркие споры.

Литература становится “трибуной” для проповедования социальных и политических идей авторов. И среди этого “брожения умов” особенно отчётливо слышится голос И.С. Тургенева.

Революционно-демократическая критика очень ценным качеством Тургенева считала "Живое отношение к современности". Добролюбов подчеркивал, что современность, актуальность романов Тургенева поразительна. Если он уже затронул какую-либо проблему, то это верный признак того, что скоро она станет важной для всех.

Писарев в статье «Базаров» отмечал: «Сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочувствованное отношение автора к выведенным явлениям жизни. А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа».

тургенев социальный предреформенный разночинец

Умение уловить движение жизни, показать новое, развивающееся. Это качество Тургенева - художника проступает и в романе "Отцы и дети", написанном в 1861г.

Как же роман связан с эпохой?

Прежде чем ответить на вопрос нашего сегодняшнего урока, давайте обратимся к тем политическим и социальным проблемам, которые имели место в современном писателю обществе?

Индивидуальное задание уч-ся.

Вопрос классу:

Что еще вы знаете об этой эпохе?

Примерный материал ответов:

Время действия романа - 1855-1861 гг. - период, сложный для России. В 1855 году закончилась проигранная Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования.

Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления общественной либеральной мысли.

В правление Александра II в России процветает образованность различных слоев населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности.

Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям.

Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали.

В это время также в России начали развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозил прогнивший крепостнический строй. На повестку дня стал вопрос о крестьянской революции. По этому вопросу произошел раскол между либералами, стоявшими за реформистский путь, и революционерами-демократами, которые считали его недейственным.

В начале марта 1861 года был обнародован царский манифест от 19 февраля об освобождении крестьян. С многовековым рабством было покончено. Крестьяне, наконец, получили долгожданную свободу. Однако, как и предполагали революционеры-демократы, реформа была проведена отнюдь не в интересах народа. Земля по-прежнему оставалась в руках помещиков, а за те небольшие наделы, которые крестьяне получили, они были обязаны либо платить оброк, либо отрабатывать барщину. По стране прокатилась волна крестьянских волнений и бунтов, которые подавлялись правительством с невероятной жестокостью.

В России сложилась революционная ситуация. Революционные демократы стали готовить восстание: возникло тайное общество «Земля и воля», идейным вдохновителем которого был Чернышевский, распространялись прокламации, призывавшие к решительной схватке с самодержавием.

На первых порах Тургенев восторженно приветствовал освобождение крестьян. Но к концу 1861 года его энтузиазм заметно остыл, он не мог не видеть, что реформа так и не решила крестьянского вопроса. Правда, он все еще надеялся, что «дело пойдет хорошо», но все чаще и чаще в его письмах этого периода начинают звучать ноты разочарования. «Мы живем в темное и тяжелое время, -- писал он в декабре 1861 года своему другу Н. П. Борисову, -- так-таки не выберемся из него».

Таким образом, роман «Отцы и дети» писался в годы революционной ситуации, когда крепостническая система трещала по швам.

Какие основные проблемы эпохи вы для себя выделили?

Расслоение общества на противоборствующие группировки.

Проблема крепостного права.

Проблема изменения приоритетов в образовании и взглядах нового поколения.

Сегодня мы постараемся с вами определить, как эти проблемы отражены в романе, т.е. каким образом роман И.С. Тургенева связан с эпохой? Для этого поработаем над материалом 1-4 глав романа. Работа будет проходить в группах.

Задание группам:

1 группа.

Зачем И.С. Тургенев дает четкую датировку происходящих событий?

Какое время года совпадает с началом романа?

Как это отражается в теме, звучащей в 1 главе романа?

Примерный ответ:

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке. Действие в "Отцах и детях" начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Это были годы, когда обнажился кризис крепостнической системы, когда обострилась борьба между лагерями революционеров-демократов и либералов.

В эту эпоху формируется новый тип передового деятеля - разночинца-демократа, человека дела, а не фразы.

Не случайно, на наш взгляд, и время года - весна. Природа ждет обновления, изменения, возрождения и эта тема находит свое продолжение и в дальнейшем развитии событий - отец ожидает своего сына.

Выводы записать.

Группа 2.

Выделите ключевые слова, фразы.

Какие средства художественной выразительности помогают писатель создать образ предреформенной деревни?

Примерный ответ:

Глазами приятеля Базарова -- Аркадия Кирсанова, вернувшегося из Петербурга в имение своего отца, мы видим картину, заставляющую невольно сжиматься наше сердце: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

Посмотрим, как изображается пейзаж в 2 главе романа.

Мы видим "деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами" ("деревеньки", "избенки" - сама форма этих слов говорит о скудной, нищенской жизни). Можно предположить, что голодную скотину приходится кормить соломой с крыш. О многом говорит и такое сравнение: "как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями. Крестьянские коровенки, "исхудалые, шершавые, словно обглоданные, жадно щиплют первую траву. А вот и сами мужички - "обтеханные на плохих клячонках". Хозяйство крестьян скудное, нищенское: "покривившиеся молотильные сарайчики", "опустелые гумна"...

Тургенев больше не станет изображать нищету народа, но картина предреформенной деревни, представшая в экспозиции, производит такое сильное впечатление, что к ней нечего добавить.

Выводы записать.

Группа 3.

Какие внешние изменения в отношениях господ и крестьян говорят о внутренних противоречиях эпохи?

Примерный ответ:

Немногими скупыми деталями переданы изменения, произошедшие в отношении крестьян и их господ.

Дворовые не встречают старого и молодого барина (вспомните сцены прощания с уезжающим Петром Гриневым, Александром Одуевым, Андреем Ивановичем Штольцем - везде толпа дворовых, крепостных)

Слуга, котором всё: и бирюзовая сережка в ухе и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения, словом, всё изобличало человека новейшего, усовершенствованного поколения, посмотрел снисходительно вдоль дороги и ответствовал: «Никак нет-с, не видать».

Важен разговор о лесе, свезенном Николаем Петровичем, ему были нужны деньги, а земля, увы, всё равно должна отойти мужикам.

Не случайно упоминание о том, что какому-то приказчику из мещан приходится платить 250 рублей в год, камердинер Петр тоже вольный. Былых верных слуг (Савельичей, Захаров) теперь мало.

Крестьяне надеются на реформу, ждут от нее многого. А пока даже в имении доброго Николая Петровича травят лошадьми барские посевы, «ненароком» поджигают скотный двор.

Выводы записать:

И сразу же возникает центральный вопрос эпохи: «Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить?...»

Группа 4.

Какое значение имеют размышления Аркадия по поводу увиденной им жизни русской деревни («Нет... небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы...но как их исполнить, как приступить…») для развития основного конфликта романа?

Как уже в экспозиции намечаются характеры главных героев? Какие детали позволяют это увидеть?

Какие взаимоотношения складываются по дороге между героями?

Примерный ответ:

Отношение к этому вопросу, к коренным проблемам русской жизни 60-х годов определяет идейные разногласия между Базаровым и остальными героями романа. И разногласия между ними проступает на первых же страницах, в экспозиции.

Мы уже говорили, что разночинцев не устраивало реформистское решение вопроса. Они хотели революционных изменений, хотели приносить реальную пользу людям.

Тонко подмеченные детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душевном складе его героев.

Николай Петрович ждет сына, готов просидеть 5 часов, любящий, внимательный, но несмотря на письмо Аркадия забыл, что тот приезжает с другом (места в коляске для Базарова нет), поэтому глаголы в эпизоде «отъезда коляски» передают и социальное положение героев, и их состояние. Отец с сыном «поместились» в коляске, Базаров же «вскочил» в тарантас, «уткнулся» головой….

Аркадий явно находится под влиянием Базарова. Он развязен, фамильярен, снисходителен в разговоре с отцом, ощущает тайное превосходство и наслаждается «сознанием собственной развитости и свободы».

Базаров прерывает чтение Николаем Петровичем Пушкина. Он разрушает лирическое настроение отца, а сына заставляет вспомнить, как надо себя вести по новым понятиям. Он глух к прекрасному, вносит отчуждение в отношения отца и сына.

У Николая Петровича «что-то кольнуло в сердце», защемило: как-то сложатся отношения с сыном?

В первых главах уже намечается основной конфликт романа, который в дальнейшем получит свое развитие.

Выводы записать.

Итог урока:

Обсудить в группах, записанные выводы (сравнить с тем, что записали вы сами)

Учитель:

Как известно, понять и оценить образы героев невозможно, не поняв и не оценив ту обстановку в стране, в которой складывались и формировались взгляды персонажей. И потому Тургенев рисует перед читателем широкую панораму современной ему России, передавая детально быт, нравы и описания природы. В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение.

Роман «Отцы и дети» произведение остро полемическое. В нем писатель отразил не только вечную проблему «отцов и детей» и связанные с ней важнейшие вопросы человеческого бытия, но и столкновение «века нынешнего и века минувшего», т.е. социальный конфликт, борьбу не только двух поколений, но и представителей двух лагерей: либералов и революционеров-демократов.

Зачем так последовательно знакомит нас писатель с тремя биографиями своих героев? К чему анкетная точность в художественном произведении?

Какое впечатление произвели Базаров и П.П. Кирсанов друг на друга?

Сравните портреты героев.

Индивидуально:

Краткий пересказ основных моментов биографий героев

Биографию Базарова составить на основе текста.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Рассмотрение классификации методов (чтение произведения, анализ, комментирование, творчество по мотивам прочитанного) и приемов обучения литературе. Характеристика исследовательской деятельности учащихся на примере изучения повести Ивана Тургенева "Ася".

    курсовая работа , добавлен 18.03.2010

    Жизнь и деятельность В. да Фельтре, традиция ренессансного воспитания в "Доме радости". Формирование концепции человека в трудах М. Монтеня. Формирование личности и педагогической процесс по Эразму Роттердамскому, образ государя как модель человека.

    дипломная работа , добавлен 20.07.2014

    Гиперактивность, основные проявления, критерии ее оценки. Понятие тревожности, портрет тревожного ребенка. Коррекционно-развивающая работа с гиперактивными, тревожными детьми, детьми "Индиго". Сопровождение адаптации первоклассников, рекомендации учителю.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2016

    Семья как колыбель духовного рождения человека, ее значение в формировании личности. Оценка важности правильного поведения родителей в семье, его значение в воспитании маленького человека. Взаимоотношения семьи и школы. Истоки подростковой преступности.

    контрольная работа , добавлен 07.06.2011

    Диалектизм - значимая единица языка в романе М.А. Шолохова "Поднятая целина". Отражение живой диалектики в произведении. Общее понятие диалектической лексики. Глаголы, характеризующие коллективизацию в романе. Народная мудрость на страницах романа.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2009

    Понятие одаренности. Типология одаренности. Кризисы детской одаренности. Кризис креативности, интеллектуальности, мотива достижений. Детская одаренность и школьное обучение. Концепции к конструированию содержания образования. Выявление одаренных детей.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2005

    Проблемы существующей практики дошкольного образования. Компоненты новой модели образовательного процесса. Организация познавательно-исследовательской, продуктивной и игровой деятельности с детьми. Тематическое сочетание видов детской активности.

    доклад , добавлен 03.03.2012

    Причины появления и виды нарушений зрения, их влияние на восприятие ребенком окружающего мира. Особенности воспитания малышей с данными проблемами. Физическая деятельность как важная составляющая лечения. Обучение детей в специализированных учреждениях.

    презентация , добавлен 03.05.2016

    Модели университета, сформированные в индустриальном обществе. Болонский процесс и проблемы высшей школы. Рейтинги как инструмент определения миссии университета. Текущие проблемы системы высшего образования. Модели университета постиндустриального типа.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2017

    Умственная одаренность, ее психологические проявления. Сложности психического развития. Методы диагностики умственной одаренности: тестовые, неформализованные. Воспитание и обучение одаренных детей. Подготовка педагога к взаимодействию с детьми.

29.03.2013 21830 0

Уроки 76–77
РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ».
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ 60-
х ГОДОВ XIX Века

Цели : напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века.

Ход уроков

I. Беседа с учащимися по вопроса м:

1. Каково значение журнала «Современник» для И. С. Тургенева?

2. В чем причина разрыва писателя с «Современником» и Н. А. Некрасовым?

3. Расскажите о русской общественной жизни 60-х годов XIX века.

(В 60-е годы XIX века началась новая эпоха русской жизни. Определились враждующие силы общества: консерваторы , защищающие старые порядки, либералы , выступающие за постепенные изменения в общественно-политической жизни России (сам Тургенев – сторонник постепенных реформистских преобразований в стране), и демократы , настроенные на немедленное разрушение старых и установление новых порядков (герой Тургенева – Базаров – относится к этим силам.)

И. С. Тургенев был свидетелем торжества революционеров-демократов над либералами. Он восхищался мужеством русских революционеров, но не верил в перспективы их деятельности, поэтому особенно остро ощущал недостатки и крайности революционного движения шестидесятников, получивших в романе «Отцы и дети» название «нигилизм». Нигилисты, по словам современного литературоведа Н. И. Пруцкого, действительно «готовы были отрицать прекрасное, искусство, эстетику… Нигилисты называли себя «ужасными реалистами», сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента».

Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами-демократами. В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему.)

II. Реализация индивидуального задания.

Сообщение учащегося.

история написания романа

«Отцы и дети» создавались в тревожную эпоху. Роман был задуман в 1860 г. в Англии, во время летнего отдыха Тургенева. Продолжал работу над романом писатель в Париже. Но, судя по письмам к друзьям, дело продвигалось медленно. В мае 1861 года Тургенев приехал в Россию, в Спасское-Лутовиново. Под влиянием непосредственных впечатлений работа пошла успешно.

Роман «Отцы и дети» был завершен к августу 1861 года.

В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования. Одним за другим следовали разрывы с людьми, которых он ценил.

После романа «Накануне» и статьи Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» Тургенев порвал с «Современником», с которым его связывало многое, он был его сотрудником в течение пятнадцати лет.

Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым, что привело к разрыву отношений, вслед за этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.

Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств.

Роман «Отцы и дети» был напечатан в журнале «Русский вестник» в феврале 1862 года, посвящен В. Г. Белинскому, направлен «против дворянства как передового класса».

И. С. Тургенев: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду…»

О прототипах Тургенев писал: «Николай Петрович [Кирсанов] – это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович [Кирсанов] – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».

В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического, отношение писателя к этому герою сочувственное.

У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.

III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».

Вопросы и задания :

1. Когда происходят события? Прочитайте начало романа.

2. Кто приезжает вместе с Аркадием? (Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда сына, но Аркадий приезжает вместе с Базаровым, демократом-разночинцем, героем новой эпохи.)

3. Анализ пейзажа (описан в 3-й главе романа), представшего глазам Аркадия и Базарова по дороге в Марьино.

Чтение со слов : «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

4. Каково положение крестьян? Какие детали пейзажа об этом говорят?

5. Почему, на ваш взгляд, Тургенев избегает ярких эпитетов, рисующих жизнь природы? (Перед нами социальная функция пейзажа. Автор отбирает в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни крестьян. Нищета, бедность во всем. Пруды с «худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками», разоренные кладбища: задавленные нищетой живые забыли о мертвых… «Сердце Аркадия понемногу сжималось».)

6. Анализ второй части пейзажа (3-я глава). Чтение со слов: «А пока он размышлял, весна брала свое…» Какие чувства возникают после прочтения? (Писатель полон оптимизма. Пейзаж прекрасен! Жизнь природы захватывает. Нет ни одной детали, омрачающей настроение!)

7. На материале романа расскажите о взаимоотношениях крестьян и помещиков. («Лес… только я его продал», «…земля отходит к мужикам…», «…оброка не платят…», «размежевался с крестьянами…» Николай Петрович переводит крестьян с барщины на оброк, забирает себе хорошие земли, использует труд вольнонаемных рабочих, вырубает лес, который должен отойти к мужикам, делает все, чтобы защитить свои интересы. Крестьяне сопротивляются по-своему – отказываются от выполнения барских повинностей.)

8. Кто же будет осуществлять необходимые преобразования? (Конечно же, новые люди новой эпохи, такие как Базаров, разночинец по происхождению и убеждениям.)

Домашнее задание.

1. Чтение романа (11–15-я главы).

2. Составить характеристику Н. П. Кирсанова.

3. Анализ поведения Е. Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.

Роман Тургенева "Отцы и дети" отразил в себе борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Писатель показал конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли "нового человека" - деятеля в период назревания революционной ситуации в России 60-х годов.

В романе воссоздана эпоха, которая предшествовала отмене крепостного права. В этой кризисной обстановке резко обострились споры разных поколений о народе, общественном строе, искусстве и религии.

Два поколения, сопоставленные Тургеневым в этом произведении, представляют не только идеи двух разных эпох, но и столкновение старой аристократии и революционно настроенной молодежи.

Образ Евгения Базарова получился очень сложным и противоречивым, но, безусловно, самым интересным. Он занимает центральное место в композиции романа. Из двадцати восьми глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное действующее лицо. Все основные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттеняют те или иные черты его личности, подчеркивают его превосходство,

Ум, душевную силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде аристократов, существуют все основания восхищаться его умом, твердостью, умением отстаивать свои идеалы и добиваться желаемого.

"Отцы" и "дети" у Тургенева - это именно дворяне и разночинцы, их непримиримые противоречия нашли свое отражение в романе с такой ясностью и отчетливостью, были изображены с такой художественной силой, и даже само произведение стало явлением не только литературной, но и общественной жизни. Не было тогда в русском обществе человека, который бы отнесся равнодушно к роману и, прежде всего, к главному герою - разночинцу Евгению Васильевичу Базарову.

Базаров для русской жизни и для русской литературы - фигура новая и во всем необычная своим поведением. Уже внешний облик его подчеркивает новизну героя. Прежде читатель привык встречать внешне изящных, с иголочки и по последней моде одетых благородных героев - Онегина, Печорина, Бельтова, Рудина. А тут - в каком-то "балахоне", с большими красными руками без перчаток, с грубыми чертами лица, нелепыми бакенбардами, с грубоватыми манерами, курящий отвратительные вонючие "сигарки" Базаров. Жизненный путь Базарова типичен для разночинца: учеба в медико-хирургической академии, увлечение естественными науками и вульгарным материализмом. Обстановка "передовой жизни" оказала решающее влияние на героя. Атеизм сочетается в Базарове с верой в невозможность познания мира силами человеческого разума.

Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров - человек труда, он не привычен для аристократического этикета и условностей. Автор использует прием контраста. Так, Базаров противопоставлен Павлу Петровичу. Демократизм одного-аристократизму другого. А последовательность, убежденность, воля и целеустремленность Базарова противопоставляется раздвоенности Аркадия, с его случайными убеждениями, мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.

Именно в столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем - зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием - способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честным и непримиримым в дружбе; в отношении с Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.

Главное место в композиции романа занимают сцены споров. Герои Тургенева раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкновениях со своими идейными противниками. Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, а все подвергающая суду мысли. Типичен для шестидесятников и интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карьера ученого, ни карьера врача не явилась бы его уделом - слишком революционно его мировоззрение.

Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний. Он испытывает Базарова сначала любовью, а затем и смертью. Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих ситуациях.

Одинок Базаров не только в дружбе, но и в любви. Любовь играет важную роль в его судьбе, хотя он и считает ее "белибердой, непростительной дурью". Так, Фенечка очаровывает его молодостью, чистотой, непосредственностью. Дуэль же с Павлом Петровичем происходит в тот момент, когда Базаров выведен из душевного равновесия страстью к Одинцовой. Остается добавить, что речь не идет о подлинной любви героя к миловидной Фенечке, и иное дело – отношения с Одинцовой.

Смерть Базарова по-своему оправданна. Как в любви нельзя было доводить Базарова до "тишины блаженства", так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Так Тургенев передает одиночество своего герояпредтечи.

Трагедия героя и в его одиночестве. Правда, сам он заявляет: "Нас не так мало, как вы полагаете". Но все же в романе у Базарова нет ни одного единомышленника. Лишь карикатурные фигуры Ситникова и Кукшиной, да еще Аркадий, по молодости увлеченный необычными идеями. Базаров - одинок в своей личной жизни. Старики-родители чуть ли не боятся его, в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Эти отношения сломили героя, потому что уязвили его гордость. Как-то Базаров самоуверенно заявил Аркадию: "Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе". И такой человек нашелся - это Одинцова. Да и с народом, с которым у Базарова нет подлинной близости, среди крестьян он слывет "чем-то вроде шута горохового".

Смерть Базарова - конец его трагической жизни. Внешне эта смерть представляется случайной, но, в сущности, она явилась логическим завершением образа Базарова. Она подготовлена всем ходом повествования. Усталость, одиночество и тоска героя не могли получить иного исхода.

Трагический смысл образа воссоздает автор в Базарове: его одиночество, неприятие окружающего мира, душевный разлад – все это сочетает в себе один герой. Это тяжелая ноша, которую не каждому дано нести с тем чувством собственного достоинства, какое присуще Базарову.