Название сборника сказок ш перро. Сценарий викторины по сказкам Ш

Северо-Казахстанская область

Тайыншинский район

с.Мироновка

КГУ «Мироновская средняя школа»

Социальный педагог Игибаева Ж.А.

Сценарий игры-путешествия
По творчеству французского писателя юбиляра 2013 года - Шарля Перро.
«По сказочным тропам» для учащихся 2-4 классов.

Цели:

1. Повышать творческий интерес детей.
2. Учить вдумчивому прочтению художественного текста; умению строить собственные суждения.
3. Развивать наблюдательность, умение сопоставлять сюжеты известных сказок
4. Воспитывать в детях умение видеть и чувствовать прекрасное.

Перед началом игры учащиеся и педагоги собираются в актовом зале, где получают маршрутные листы, в соответствии с которыми ребятам предстоит побывать на различных сказочных станциях и выполнить различные задания. Ребята посетят 7 станций, а после этого вернутся в актовый зал, где будут подведены итоги игры. Каждая команда получает перед стартом конверт с буквами из которых необходимо сложить слово и узнать название своей команды. На станциях за каждый правильный ответ учащиеся получают 1 балл. Предварительная подготовка к празднику заключается в чтении детьми сказок Шарля Перро.

1.Станция "Портреты" . Угадать персонаж сказки по описанию.

1. Ты - любимица матери и бабушки. Любишь рвать цветы и собирать букеты. Забываешь, что нельзя разговаривать с незнакомцами. Кто спасет тебя от смерти? (Ответ: дровосеки.)

2. Кто умел превращаться в любого зверя? (Ответ: людоед-великан.)

3. Ты - младший сын в семье, очень смышленый и разумный. Ты не один раз спасал жизнь себе и братьям. Кем ты будешь служить у короля? (Ответ: гонцом.)

4. Вы - фея. Вашей крестнице очень хочется попасть на бал, так что вам придется поколдовать. Какие превращения вы осуществите? (Ответ: тыкву - в карету, мышей -в коней, ящериц - в лакеев, крысу - в кучера.)

5. Кто обитал в замке, находящемся в непроходимой чаще из деревьев и кустарника? Поговаривали, что он принадлежит людоеду... (Ответ: Спящая красавица.)



2.Станция «Математическая».

1. Сколько лошадей было запряжено в карету Золушки? (Ответ:6.)

2. Сколько дней продолжался бал в сказке "Золушка"? (Ответ: 2 дня.)

3. Сколько фей было на дне рожденья принцессы? (Ответ: 8.)

4. Сколько братьев было у Мальчика с пальчик? (Ответ: 6.)

5. Сколько лет было Мальчику с пальчик? (Ответ: 7.)

6. Сколько сыновей было у мельника? (3).

7. Сколько раз Людоед совершал свои превращения? (2, лев, мышь)

8. Сколько лет должна была спать заколдованная принцесса? (100 лет)

9. Сколько лет было принцессе, когда она уснула? (16)

10. Сколько футляров и приборов из чистого золота заказали для волшебниц?(7).

3 . Станция «Бюро находок». Назвать лишнее и объяснить свое решение.

1. Мельница, волк, кот, девочка. (Ответ: кота нет в сказке "Красная Шапочка".)

2. Туфелька, часы, мышь, людоед. (Ответ: людоеда нет в сказке "Золушка".)

3. Карета, придворные, крестьяне, торговцы. (Ответ: торговцев нет в сказке "Кот в сапогах".)

4. Пряжа, прялка, ткацкий станок, веретено. (Ответ: ткацкого станка нет в сказке "Спящая красавица".)

5. "Спящая красавица", "Красавица и Чудовище", "Золушка", "Волшебницы". (Ответ: только три сказки принадлежат Ш. Перро, лишнее - сказка "Красавица и Чудовище".)



4.Станция «Перевёртыши» Отгадать, что за сказки спрятались за перевёртышами.

1. «Чёрный берет» («Красная Шапочка»)

2. «Собачка в кроссовках» («Кот в сапогах»)

3. «Пьер без чёлочки» («Рике-хохолок»)

4. «Красные усы» («Синяя борода»)

5. «Девочка – великанша» («Мальчик-с-пальчик»)

6. «Недремлющая ведьма» («Спящая красавица»)



5. Станция «Отчего и почему?»

1. Почему волк не съел Красную Шапочку сразу в лесу? (Ответ: услышал стук топоров дровосеков.)

2. Почему младший сын мельника поверил Коту? (Ответ: тот пускался на хитрости, охотясь на крыс и мышей, значит, был ловким и сообразительным.)

3. Зачем Коту понадобились сапоги? (Ответ: чтобы легче было бродить по лесу.)

4. Почему на праздник не пригласили старую фею? (Ответ: больше 50лет она не выходила из своей башни, и все думали, что она давно умерла.)

5. Почему юная фея спряталась за пологом кровати в детской? (Ответ: чтобы ее пожелание было последним и она могла спасти принцессу.)

6. Кто не заснул в заколдованном замке и почему? (Ответ: король и королева, чтобы было кому править королевством.)

7. Почему принц оказался в заколдованном замке один, без свиты? (Ответ: только перед ним расступались деревья и колючие кустарники.)

8. Почему во второй раз Мальчик с пальчик не смог найти дорогу из чащи? (Ответ: птицы склевали хлебные крошки.)

9. Почему в сказке "Подарки феи" мать любила старшую дочь? (Ответ: та была похожа на нее - грубая)

10. Почему Кот придумал своему хозяину новое имя? (Ответ: только дворянин с титулом мог добиться успеха при дворе.)

6. Станция «Художник-иллюстратор» С закрытыми глазами нарисовать мордочку кота к сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»

Спортивная игра-викторина «По сказкам Шарля Перро»


Пахомова Дарья Анатольевна, преподаватель народного пения, МБУДОД ДШИ п.Чегдомын, Хабаровский край Верхнебуреинский район.
Описание материала: Данный материал предназначен для учеников 2- 3 класса. Это мероприятие можно провести как внеклассное итоговое занятие по сказкам Шарля Перро, а также включить в развлекательную программу в летнем лагере и проводить на спортивной площадке или в спортзале

Цель: Обобщить знания произведений великого сказочника Шарля Перро
Задачи:
привить любовь к чтению;
Воспитывать интерес у детей к сказкам;
повысить творческий интерес детей;
развивать память, внимание, мышление, речь;
развитие чувства коллективизма, умения работать в команде.

Оборудование: карточки с заданиями, жетоны, 2 ручки.Для эстафеты: большие сапоги 2 пары, 2 корзинки и 2 красные шапочки, 2 палки с головой коня, 2 веера и 2 шляпы, 10 бумажных кругов – « камушков».
Предварительная работа: Чтение произведений, сказок, по которым составлены вопросы викторины. Изготовление жетонов, дипломов и призов для команд. Изготовление карточек и картинок с заданиями.
Организационные вопросы: детей поделить на команды, выбрать капитана каждой команды, дать командам название(совместно с детьми)

ХОД ИГРЫ-ВИКТОРИНЫ:
Ведущий (педагог):
Как бы мне хотелось жить в уютном доме
Где хранятся сказки, как стихи в альбоме
Где старушки- стены сплетничают ночью
Обо всем, что в сказках видели воочию
Где огонь в камине создает уют
И на каждой полке чудеса живут
Где в старинном кресле чуть скрипя пером
Сочиняет сказки друг мой – Шарль Перро.

Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи и злые ведьмы и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну сказок. Вас ждут интересные и увлекательные задания!
Пожалуйста, представьтесь: 1 команда «...» и её капитан..., 2 команда «...» и её капитан... Итак мы начинаем нашу спортивную игру-викторину!

1 ЗАДАНИЕ РАЗМИНКА "ДОБАВЬ СЛОВО"
За каждый правильный ответ команда получит жетон. Команды отвечают по очереди:
1. Красная... (шапочка)
2. Спящая...(красавица)
3. Мальчик... (с пальчик)
4. Синяя... (борода)
5. ... с хохолком (Рике)
6. Кот... (в сапогах)
7. Золушка и...(хрустальная туфелька)
8. Подарки... (феи)

2 ЗАДАНИЕ "НАЙДИ ПОРТРЕТ"
Второй конкурс для капитанов. На столах лежат картинки с портретами сказочников. Задача капитанов найти портрет того сказочника, который написал эти сказки. За правильный ответ жетон.




1 портрет: Джозеф Редьярд Киплинг("Книга джунглей")
2 портрет: Ганс Христиан Андерсен ("Русалочка")
3 портрет Шарль Перро ("Кот в сапогах" и тд)

3 ЗАДАНИЕ "МУЗЕЙ СКАЗОЧНЫХ ВЕЩЕЙ"
Подумайте, из каких сказок эти предметы? Каждой команде выдаются карточки с изображением сказочных предметов, задача команд угадать сказку, в которой встречается этот предмет. Кто быстрее.









(прялка и веретено- "Спящая красавица", корзинка с пирожками- "Красная шапочка", красная шапочка- "Красная шапочка", тыква- "Золушка", сапоги- "Кот в сапогах", волшебная палочка- "Золушка","Спящая красавица", хрустальная туфелька- "Золушка", камешки- "Мальчик с пальчик")

4 ЗАДАНИЕ "ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ?"
Перед вами 6 карточек с вопросами по сказкам Шарля Перро. Капитаны команд выбирают карточку и совместно с командой отвечает на вопросы.
Если команда не отвечает или отвечает неправильно, то вопрос передается другой команде. За каждый правильный ответ – жетон. Капитаны команд должны вытянуть всего по 3 карточки, но вытягивать их нужно по одной, каждый капитан по очереди. Вытянул, ответили на вопросы- очередь вытягивать передается капитану из другой команды, и так 3 раза.






Ответы:
Карточка 1 Сказка «Красная шапочка»
1. Рвала цветы и собирала в букет
2. Пирожки и горшочек масла
3. в деревне, за мельницей, в первом домике с края.
4. Волк
5. Дровосек
6. Четыре: Почему такие большие руки, такие большие уши, глаза, зубы

Карточка 2 Сказка «Кот в сапогах»
1. Старшему сыну – мельницу, среднему – осла, младшему- кота
2. Маркиз де Карабас
3. Кролика
4. Два раза во льва и мышь
5. Великану- Людоеду
6. Людоед превратился в мышь и кот съел его

Карточка 3 Сказка «Мальчик с пальчик»
1. Случился страшный голод их нечем было кормить
2. Семь
3. Они нашли дорогу по камешкам, которые бросал на дорогу мальчик с пальчик
4. При помощи крошек хлеба
5. Дом Людоеда
6. Сапоги- скороходы, мешок золота

Карточка 4 Сказка «Спящая красавица»
1. Смерть от веретена
2. Фея усыпила всех во дворце, но кроме короля и королевы
3. Шестнадцать
4. Собака Пуфф
5. Вокруг вырос густой лес
6. запретить под страхом смертной казни прясть и хранить в доме веретена и прялки

Карточка 5 Сказка «Подарки феи»
1. Она была добрая и красивая
2. К источнику за водой
3. Фею
4. Цветок из драгоценных камней
5. Змея или жаба
6. Молодой принц

Карточка 6 Сказка «Золушка»
1. Из хрусталя
2. В кучера
3. Вечером, окончив работу, Золушка забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. Поэтому сестры, а за ними и все в доме прозвали ее Золушкой.
4. На карете
5. Пять
6. В бальное платье

5 ЗАДАНИЕ "СКАЗОЧНАЯ МАТЕМАТИКА"
1. Сколько лошадей было запряжено в карету Золушки? (6)
2. Сколько человек (превращенных из животных) сопровождало карету Золушки? (семь: шесть лакеев и кучер)
3. Сколько дней продолжался бал в сказке «Золушка»? (2 дня)
4. Сколько дочерей было у Людоеда в сказке «Мальчик с пальчик»? (семь)
5. В каком по счету домике жила бабушка Красной Шапочки? (в первом)
6. Сколько дней волк из сказки «Красная шапочка» ничего не ел? (три)
7. Сколько волшебниц было приглашено в крестные к принцессе? (семь)
8. Сколько раз дровосек уводил своих детей в лес? (два)

6 ЗАДАНИЕ "СОЕДИНИ ЦИФРЫ"
В нем участвуют по 5 человек из каждой команды. Перед вами листок бумаги с незавершённым рисунком. Я думаю что всем знакомо рисование по цифрам - это когда нужно соединить точки поочередно следуя нумерации. Каждому игроку выдается карточка с цифрами которые он должен соединить. Задача первого игрока добежать до листка, взять ручку, соединить нужные цифры указанные в его карточке, положить ручку, вернуться обратно. Следующий игрок также бежит к листку берет ручку и соединяет те цифры которые указаны в его карточке и так далее.


1 ИГРОК: 1-2, 2-3
2 ИГРОК: 3-4,4-5
3 ИГРОК: 5-6,6-7
4 ИГРОК: 7-8,8-9
5 ИГРОК: 9-10,10-1

7 ЗАДАНИЕ "ЧЕТВЕРТОЕ ЛИШНЕЕ"
Каждой команде по очереди я буду читать по 4 слова, ваша задача убрать 1 лишнее, угадать что это за сказка. Если команда затрудняется ответить, ее вопрос переходит другой команде. За правильный ответ жетон

1. Мельница, кот, волк, девочка (кота нет в сказке «Красная шапочка»)
2. Туфелька, часы, мышь, людоед (людоеда нет в сказке «Золушка»)
3. Дремучий лес, хлебные крошки, хрустальная туфелька, сапоги-скороходы (Хрустальной туфельки нет в сказке «Мальчик с пальчик»
4. Карета, придворные, крестьяне, торговцы. (торговцев нет в сказке «Кот в сапогах»
5. Пряжа, прялка, ткацкий станок, веретено (ткацкого станка нет в сказке «Спящая красавица»»
6. «Спящая красавица», «Красавица и чудовище», «Золушка», «Волшебницы» (только три сказки написаны Шарлем Перро лишнее «Красавица и чудовище»)

8 ЗАДАНИЕ "СКАЗОЧНАЯ ЭСТАФЕТА"

Знайте этого плутишку
Никому не обхитрить
Людоеда словно мышку
Умудрился проглотить! (Кот в сапогах)

1 Эстафета "КОТ В САПОГАХ"
Каждой команде выдается по два больших сапога. По команде первый игрок надевает сапоги бежит до стульев и обратно снимает сапоги передает эстафету другому. Чья команда быстрее.
Снова в сказку попадаем, коль загадку отгадаем.
Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику,
Что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей.
Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная шапочка)

2 Эстафета «ОТНЕСИ БАБУШКЕ ПИРОЖКИ»
Участвуют девочки, в руках у первых девочек корзинка, на голове красная шапочка, по сигналу бегут, прыгают из обруча в обруч, обегают конус, возвращаются в команду, отдают атрибуты следующему игроку.

Эта сказка не нова,
В ней принцесса все спала
Феи злобной то вина
И укол веретена.("Спящая красавица")

3 Эстафета "ПРИНЦ НА КОНЕ"
Участвуют мальчики. Первый участник берут в руки палку с головой коня и ставят ее между ног, скачет на коне огибает конус, возвращается обратно, передает эстафету другому. Кто быстрее.

И на мачеху стирала и горох перебирала
По ночам при свечке, а спала у печки.
Хороша, как солнышко, кто же это? (Золушка)

4 Эстафета"СОБИРАЕМСЯ НА БАЛ"
Каждой команде выдается шляпа и веер, каждый участник по очереди надевает шляпу берет в руки веер бежит до стульев и обратно передает эстафету следующему игроку. Чья команда быстрее.

Смышленость этого мальчишки
Спасла его и шесть братишек
Хоть ростом мал он да удал,
Так кто из вас о нем читал? (мальчик с пальчик)

История жизни Шарля Перро

Шарль Перро родился в Париже в 1628 году в большой семье и был младшим сыном. Его семья в то время уже была известна. Отец Шарля работал в парламенте и был именитым юристом, трое старших братьев тоже проявили себя, кто в юриспруденции, а кто в архитектуре. В 9 лет Шарля Перро отправили учиться в колледж. Все время обучения он был примерным учеником и по поведению и по отметкам, но всё равно колледж, в котором учился, бросил и занялся самообразованием. Душа Шарля Перро не лежала к праву и, хотя он и работал юристом, эта его практика продлилась недолго. Шарль обратился к брату за помощью и тот устроил его к себе секретарем, но Пьеро уже к тому времени успел написать несколько произведений и, витая в облаках, надолго не задержался у брата. К счастью, те поэмы, которые он опубликовал в 1659 году, принесли ему успех. Карьера начала стремиться в гору, Шарля даже допустили до Людовика 14 с его поэмами.

В 1663 году случилось так, что Шарля взял к себе на работу министр финансов на ту же должность секретаря. Через 8 лет, Перро уже был во французской Академии королевского дворца. Шарля интересовала культурная светская жизнь, он продолжал активно и подолгу писать. Вскоре будущий известный писатель познакомился с девушкой Мари и женился на ней. Мари родила ему троих сыновей, но при последних родах умерла. Это было глубокое потрясение для Шарля, он никогда больше не женился, а своих сыновей растил и воспитывал сам.

1683 год был знаменательным и поворотным для Шарля Перро. В этот год он уволился с работы, ему была назначена отличная пенсия, на которую можно было проживать безбедно до конца дней.

Получив столько свободного времени, Перро стал писать. Этот период можно назвать расцветом его творчества. Его произведения - поэмы в стихах и небольшие рассказы. А однажды ему пришла мысль изложить некоторые народные сказки литературным языком, таким образом, чтобы они привлекали и взрослых в том числе, а не только детей. Первой на свет появилась Спящая красавица, а уже в 1697 году вышел его сборник сказок «Сказки матушки Гусыни». Все сказки являются народными, кроме одной, Рике - Хохолок, эту он написал сам. Остальные же были просто записаны им, однако при этом принесли небывалую известность самому писателю и популярность жанру сказок в общем. Сказки Шарля Перро читать приятно и просто, ведь они написаны отличным литературным языком, который поднял уровень восприятия сказки на более высокую ступень.

Интересный факт: Сказки Шарля Перро были изданы под именем его сына и долгое время шли споры об авторстве, но наиболее вероятным всё же остается привычное для нас положение вещей.

Творчество Шарля Перро

Нам Шарль Перро известен как писатель-сказочник, но во время его жизни он был более известен как поэт, академик Французской академии (в то время это было очень почетно). Издавались даже научные труды Шарля.

Отчасти Шарлю Перро повезло начать писать именно в то время, когда сказки становились популярным жанром. Многие стремились записать народное творчество, чтобы сохранить его, перевезти в письменную форму и тем самым сделать доступным многим. Обратите внимание, что в те времена такого понятия в литературе как сказки для детей вообще не существовало. В основном это были истории бабушек, нянь, а кто-то под сказкой понимал философские размышления.

Именно Шарль Перро записал несколько сказочных сюжетов так, что их перевели со временем к жанрам высокой литературы. Только этот автор умел написать простым языком серьезные размышления, придать юмористические нотки и вложить в произведение весь талант истинного мастера-литератора. Как уже говорилось ранее, сборник сказок Шарль Перро издавал под именем сына. Объяснение этому простое: если бы академик Французской академии Перро издал сборник сказок, его могли посчитать несерьезным и легкомысленным и он мог бы потерять многое.

Удивительная жизнь Шарля принесла ему известность как юристу, писателю-поэту и сказочнику. Этот человек был талантлив во всем.

В отделе редких книг Научной библиотеки МПГУ хранятся отечественные издания XIX – XХ вв. сказок Шарля Перро, чьё имя известно в России не меньше (а иногда и больше), чем имена сказочников Ганса Христиана Андерсена, братьев Гримм и Вильгельма Гауфа.

Биография писателя.

12 января 1628 года во французском городе Париже в семье Пьера Перро (где уже было четыре сына – Жан, Пьер, Клод и Николя) родились близнецы, которых назвали Франсуа и Шарль. Франсуа прожил всего несколько месяцев, а Шарлю была уготована долгая жизнь и бессмертная слава.

В семье Перро очень уважали учение и родители стремились дать всем своим сыновьям хорошее образование: мать семейства, образованная женщина, сама учила сыновей читать и писать; а когда младший, Шарль, в возрасте восьми лет начал учиться в колледже Бовэ, отец, адвокат по профессии, сам проверял у сыновей уроки. По словам французского историка Филиппа Арьеса (1914 – 1984; преимущественно занимался историей повседневности, семьи и детства), школьная биография Перро – биография типичного отличника; за время обучения ни один из братьев Перро ни разу не были биты розгами, что по тем временам считалось исключением.

Но всё же в 1641 году за споры с преподавателями Шарля и его школьного товарища Борэна выгнали с уроков, и они решили заняться самообразованием: мальчики занимались с 8 до 11 утра, затем обедали, отдыхали и снова учились с 3 до 5 дня; они вместе читали античных авторов, учили историю Франции, изучали греческий и латынь – то есть то, что они проходили бы в коллеже. Как позже писал Шарль Перро, “если я что-нибудь знаю, я обязан этому исключительно этим трём или четырём годам учения” . После Шарль Перро в течение трёх лет берет частные уроки права, получает диплом юриста и покупает лицензию адвоката; но по специальности Перро-младший работал не долго, и вскоре поступил клерком к своему брату архитектору Клоду Перро (1665 – 1680).

Отчаянный спорщик впоследствии нашёл применение своему таланту во время спора «древних» и «новых». В XVII веке господствовала точка зрения, что античные писатели, поэты и учёные создали самые совершенные, самые лучшие произведения, в то время как «новые», то есть современники, могут лишь подражать «древним», так как не способны создать ничего лучше, в связи с чем главным для поэта, драматурга, учёного считалось стремление быть похожим на античные образцы.

С поэтом, критиком и теоретиком классицизма Никола Буало (Никола́ Буало́-Депрео́; 01.11.1636 – 13.03.1711), автором трактата «Поэтическое искусство» , в котором установил «законы» написания произведений, чтобы всё было в точности как у древних писателей, Перро был категорически не согласен (“за что так уважать древних? Только за древность? Мы сами – древние, потому что в наше время мир стал старше, у нас больше опыта). Его трактат «Сравнение древних и современных» вызвал бурю возмущения у приверженцев «древних»: они стали обвинять Перро в том, что он, самоучка, критикует древних лишь потому, что, не зная греческого и латыни, не знаком с их произведениями.

Чтобы доказать, что его современники ничем не хуже и дать возможность годиться своим современниками, Перро выпустил огромный том «Знаменитые (или, в некоторых переводах, Великие) люди Франции XVII столетия» , где собрал более ста биографий знаменитых учёных, поэтов, историков, хирургов, художников.

Также Шарль Перро – академик Французской Академии надписей и изящной словесности, возглавивший работу над «Всеобщим словарем французского языка», адвокат и приказчик министра финансов Франции при Людовике XIV Жана-Батиста Кольбера (29.08.1619 – 06.09.1683), за свои заслуги Шарль Перро получивший титул дворянина. Также он был известным поэтом своего времени, автором нескольких научных трудов, а также ряда художественных произведений:

1653 год – пародийная поэма в стихах «Стена Трои, или Происхождение бурлеска» (Les murs de Troue ou l’Origine du burlesque)

1687 год – дидактическая поэма «Век Людовика Великого» (Le Siecle de Louis le Grand), читанная во Французской Академии, положившая начало «спору о древних и новых». и выступает против подражательства и издавна сложившегося поклонения античности, утверждая, что современники, «новые», превзошли «древних» в литературе и в науках и что это доказывается литературной историей Франции и недавними научными открытиями

1691 год – сказка в стихах «Гризельда» (Griselde) (стихотворная обработка 10 новеллы Х дня, новеллы «Декамерона» Бокаччо).

1694 – сатира «Апология женщин» (Apologie des femmes) и стихотворная повесть в форме средневековых фаблио «Потешные желания» .

В том же году была написана стихотворная сказка «Ослиная кожа» (Peau d’ane)

1696 год – анонимно опубликована сказка «Спящая красавица» , впервые воплотившая черты нового типа сказки: она написана в прозе и к ней присоединено стихотворное нравоучение, адресованное взрослым, но не лишённое иронии (про свои сказки Перро писал, что они выше античных, потому что содержат моральные наставления). Постепенно в сказке фантастическое начало превращается в первостепенный элемент, что находит отражение в заглавии (точный перевод La Bella au bois dormant – «Красавица в спящем лесу» ).

1697 год – издаётся сборник «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с моральными поучениями» , содержащий 9 произведений, представлявших собой литературную обработку народных сказок

1703 год – «Мемуары» Перро, написанные за несколько месяцев до смерти, в которых он освещает все наиболее важные события своей жизни и творчества, но не упоминает про сказки.

В 1683 году Перро уволился с работы и ему была назначена хорошая пенсия, на которую можно было безбедно прожить до конца своих дней. И, получив большое количество свободного времени, Перро стал писать. И однажды ему пришла в голову мысль изложить некоторые народные сказки литературным языком, так, чтобы они привлекали интерес и взрослых, и детей. Этого автору удалось добиться изложением серьёзных размышлений простым языком. Практически все сказки Перро являются литературной записью народных преданий и сказок, часто слышанных им в детстве на кухне, кроме одной: «Рике с Хохолком» Перро сочинил сам.

В 1696 году, когда Перро было 68 лет, в журнале «Галантный Меркурий » (Амстердам) анонимно была опубликована сказка «Спящая красавица» , а следующем, 1897 году, в Париже и Гааге вышла небольшая книжка с незамысловатыми картинками под названием «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями» , вскоре обретшая невероятный успех.

Но по началу Перро не решался подписывать сказки своим именем и публиковался под именем своего сына Пьера д’Арманкура (одно время в литературоведении даже велись споры, что сказки действительно принадлежали перу сына, но в ходе расследования эти предположения не подтвердились; не смотря на то, что Пьер, по совету отца, начал записывать народные сказки и сам Шарль перо в своих мемуарах, опубликованных лишь в 1909 году, не упоминает подлинного автора литературной записи сказок), так как Шарль Перро считал себя серьёзным литератором, а написание сказок может испортить его репутацию.

Однако фольклорные сюжеты, изложенные Перро «облагороженным» языком с присущим талантом и юмором, опустив некоторые детали и добавив новые, стали пользоваться высокой популярностью и спрос на сказки только возрос, в связи с чем они стали считаться настоящим искусством и в дальнейшем оказали немалое влияние на развитие мировой сказочной традиции: в частности, «Сказки Матушки Гусыни» являлись первой книгой, написанной специально для детей (в те времена детей учили читать по книгам для взрослых).

Заслуга Перро заключена в том, что он выбрал из массы народных сказок несколько историй и зафиксировал их сюжет, который в то время ещё не был окончательным, и придал им личный стиль, в то же время характерный для XVII века. Они волшебны и реалистичны одновременно: если Вы хотите узнать, какая мода была в 1697 году – прочтите «Золушку» (ведь сёстры, собираясь на бал, одеваются по последней моде); хотите послушать, как говорили в XVII веке семья дровосека – обратитесь к «Мальчику-с-пальчик» , а услышать принцессу можно в «Спящей красавице» ; Кот в сапогах – ловкий парень из народа, который благодаря собственной хитрости и находчивости не только устраивает судьбу своего хозяина, но и сам становится “важной особой” – ведь “он больше не ловит мышей, разве только иногда, для развлечения” , а Мальчик-с-пальчик практично не забывает в последний момент вытащить у Людоеда из кармана мешок с золотом, чем спасает от голодной смерти свою семью.

Сказки Шарля Перро.

Не смотря на свои научные и литературные заслуги, всемирную известность Шарлю Перро принесли именно сказки. «Кот в сапогах» , «Золушка» , «Красная Шапочка» , «Мальчик-с-пальчик» , «Синяя Борода» нравятся не только детям, но и взрослым, и нашли отражение в мировой культуре в операх («Замок герцога Синей Бороды» венгерского композитора Бела Бартока; итальянская опера-буффа «Золушка, или Торжество добродетели» Джоаккино Россини), балетах («Спящая красавица» Петра Ильича Чайковского; «Золушка» Сергея Сергеевича Прокофьева), драматических спектаклях, мультипликационных и кинофильмах.

Сказки Шарля Перро нередко иллюстрировали великие художники, например, французский гравёр, иллюстратор и живописец Густав (Гюстав) Доре (1832 – 1883).

В отделе редких книг Научной библиотеки МПГУ имеются издания с гравюрами Доре:

Волшебные сказки Перро. / Перевод с французского Ивана Тургенева. Рисунки Густава Дорэ. – Санкт-Петербург, Москва: Изд-во книгопродавца и типографа М. О. Вольфа, 1867.




Перро. Кот в сапогах: Сказка для маленьких детей. Иллюстрации Густава Дорэ. Раскрашенные рисунки художника В. Меля (Книгоиздательство «Одесполиграф»).



Перро. Мальчик с пальчик: Сказка для маленьких детей. Иллюстрации Густава Дорэ. Раскрашенные рисунки художника С. Гольдмана (Книгоиздательство «Одесполиграф»).



Сказки Шарля Перро в России.

Впервые на русском языке сказки Шарля Перро были опубликованы в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями» . Озаглавлены они были для современного уха несколько непривычно: «Сказка о девочке с красненькой шапочкой» , «Сказка о некотором человеке с синей бородой» , «Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах» , «Сказка о спящей в лесу красавице»

Позднее, в XIX и ХХ веках сказки Шарля Перро издавались под более привычными для современного читателя названиями:

Перро. Красная шапочка. Кот в сапогах. Спящая красавица. Синяя Борода. / Пер. с французского Б. Д. Прозоровской. – Санкт-Петербург: Тип. Т-ва «Общественная Польза», 1897. – (Иллюстрированная сказочная библиотека Ф. Павленкова; № 81).





Кот в сапогах: Сказка: С шестью раскрашенными картинками. –

[Москва]: Издание Т-ва И. Д. Сытина,




Не смотря на любовь читателей, для Шарля Перро дорога в высший свет оказалась закрыта: за сочинительство сказок учёные коллеги не любили профессора Перро, а дворянство закрыло перед ним двери своих домов.

Но причина была не только в этом. Однажды во время уличной драки сын писателя, Пьер, дворянин по статусу, заколол простолюдина Гийоиа Колля, сына вдовы столяра, что в то время считалось крайне безнравственным поступком. Вследствие этого молодой человек оказался в тюрьме.

Благодаря своим деньгам и связям Шарль Перро выручил сына из тюрьмы и купил ему чин лейтенанта в полку короля, но это серьёзно испортило репутацию семьи.

Во время очередного сражения, молодой человек погиб.

Шарль Перро скончался в 1703 году, уставший и издёрганный, ненавидевший свои сказки и унёсший в могилу тайну их авторства.

Сказки Шарля Перро любимы и детьми и взрослыми до сих пор, и в XXI веке издаются в различных комбинациях с новыми иллюстрациями (например, на абонементе художественной литературы в корпусе гуманитарных факультетов Научной библиотеки МПГУ можно найти «Сказки Матушки Гусыни» с иллюстрациями Ю. Боярского ;

и книгу Сказок Шарля Перро с иллюстрациями Анны Власовой).

Мог ли в своё время поэт и учёный подумать, что его имя в веках прославят не поэмы и научные трактаты, а тоненькая книжка сказок?…

Фаблио́, фабльо́ (от лат. fabula - басня, рассказ. Старофранцузское fableaux, fabliaux - множественное число от fablel - «побасенка»; форма fabliaux является диалектизмом) - один из жанров французской городской литературы XII - начала XIV в., представляющий собой небольшую стихотворную новеллу, цель которой – развлекать и поучать слушателей.

При написании статьи были использованы материалы сайтов:

Интересные иллюстрации к сказкам Шарля Перро и других известных сказочников можно найти по ссылке:

Сказки Шарля Перро список представляет собой полное собрание всех произведений автора. Сказки Шарля Перро читать детям очень поучительно, так как они учат добру и погружают в мир волшебства и фантазий. Все сказки Шарля перро мы собрали на этой странице.

На русском языке сказки Шарля Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями».

Сказки Шарля Перро список, названия

  • Золушка, или хрустальная туфелька
  • Ослиная шкура
  • Мальчик-с-пальчик
  • Синяя Борода

Биография Шарля Перро

Родился в семье судьи Парижского парламента Пьера Перро и был младшим из его семи детей (вместе с ним родился и брат-близнец Франсуа, умерший через 6 месяцев). Из его братьев, Клод Перро был известным архитектором, автором восточного фасада Лувра (1665-1680).

Учился Шарль Перро в университетском колле́же Бовэ, который, однако, бросил, не доучившись. Купил лицензию адвоката, но вскоре, наскучив судейской должностью, поступил клерком к своему брату архитектору Клоду Перро и вошел в доверие к Жану Кольберу, так что в 1660-х годах он во многом определял политику двора Людовика XIV в области искусств. Благодаря Кольберу, он в 1663 году назначен секретарем вновь образованной Академии надписей и изящной словесности; он также был генеральным контролером Сюринтендатства королевских строений. После смерти Кольбера (1683) Шарль Перро впал в немилость и потерял выплачивавшуюся ему как литератору пенсию, а в 1695 году лишился и места секретаря.

Сказки Шарля Перро

В 1697 г. Шарль Перро опубликовал сборник «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Сборник содержал 9 сказок, представлявших собой литературную обработку народных сказок (как полагают, услышанных от кормилицы сына Перро) - кроме одной («Рике-хохолок»), сочиненной самим Перро. Эта книга широко прославила Шарля Перро за пределами литературного круга. Фактически Шарль Перро ввел народную сказку в систему жанров «высокой» литературы.

«Сказки» способствовали демократизации литературы и оказали влияние на развитие мировой сказочной традиции (братья В. и Я. Гримм, Л. Тик, Г. Х. Андерсен). Интересно, что свои сказки Шарль Перро издал не под собственным именем, а под именем своего 19-летнего сына Перро д’Арманкура, пытаясь уберечь свою уже сложившуюся репутацию от обвинений в работе с «низким» жанром. Сын Перро, прибавивший к своей фамилии название купленного отцом замка Арманкур, пытался устроиться секретарем к «Мадемуазель» (племяннице короля принцессе Орлеанской), которой и была посвящена книга.

На сюжеты сказок Шарля Перро созданы оперы «Золушка» Дж. Россини, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, балеты «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева и др.

Известно ещё что Шарль Перро собирал народные сказки пытаясь их «уберечь» и сохранить. Источники, к сожалению, мало известны. Возможно известная проблема сходств различных сказок так и решается: разные cобиратели сказок увлеклись одной сказкой и взяли её в свой сборник. Так и получилось такое сходство сказок. Например: «Спящая красавица» Шарля Перро и «Шиповничек» братьев Гримм. Эти писатели были собирателями сказок и взяли для сборника одну народную сказку. Так и вышли данные сходства.