Минкульт обнародовал зарплаты руководителей музеев и театров. Вскрылись сенсационные подробности относительно многомиллионного наследства олега табакова А судьи кто

В переводе с канцелярского на русский — стало известно, сколько за год заработали худруки театров и оркестров, директора музеев и институтов культуры, художественных академий и реставрационных мастерских. Абсолютным лидером за период с 1 января по 31 декабря 2016 года стал Валерий Гергиев .

Задекларированный доход худрука Мариинского театра Валерия Гергиева, составил 154 млн руб. Второе место занял художественный руководитель Малого драматического театра Лев Додин : почти 113 млн руб. Напомним, что именно со спектаклем театра Льва Додина был связан «ценовой» скандал: стоимость билетов на постановку «Гамлет» с Лизой Боярской и Данилой Козловским в главных ролях, показанную в Москве, достигала 20 тыс. руб.

Бронзовым призёром в плане доходов стал худрук Национального филармонического оркестра России Владимир Спиваков (76 млн руб.).

В числе самых высокооплачиваемых деятелей культуры ткже значатся: худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков (69 млн руб.), директор музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный (47 млн руб.), худрук Санкт-Петербургской академической филармонии им. Шостаковича Юрий Темирканов (44 млн руб.), худрук Театра Наций Евгений Миронов (37 млн руб.), худрук Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» Юрий Башмет (35,5 млн руб.), худрук Государственного академического симфонического оркестра Владимир Юровский (34 млн руб.), ректор ВГИКа Владимир Малышев (33 млн руб.).

А судьи кто?

Естественно, эта информация не осталась без внимания пользователей соцсетей. В интернете посыпались язвительные комментарии. «Вопрос „ С кем вы, деятели культуры? “ нашёл ответ в 21 веке. С олигархами)))», — это одна из самых безобидных реплик в адрес лидеров списка. Насколько справделивы эти упрёки? И знают ли интернет-шутники, каким трудом зарабатываются эти миллионы?

Известный ведущий канала «Культура» Юлиан Макаров рассуждает так:

— Давайте попробуем взглянуть на этот вопрос с такой стороны: выезжает на гастроли прославленный оркестр, например, Мариинского театра. Или оркестр под управлением Спивакова, или оркестр Темирканова, список можно продолжать долго. На какой бы континент ни отправились эти коллективы, их концерты пройдут на самых известных и престижных площадках. У них не бывает и не может быть проигрышей сродни спортивным (когда рассчитывали на десятки золотых медалей, а получили лишь допинговые скандалы). Не может быть пустых залов, плохих отзывов в прессе. Ничего, что позорит нашу страну, у этих коллективов быть просто не может. Там только выигрыши, только укрепление авторитета России в глазах остального мира как крупнейшей культурной державы! В нашем спорте фигурируют гораздо более существенные цифры. Достаточно вспомнить довольно бессмысленного футболиста Халка , которого купили за 60 млн евро. При этом тот же футбол наш ничего, кроме разочарований (прежде всего на международной спортивной арене), глубокого сожаления и огромных дыр в бюджете, не приносит. То есть один футболист у нас зарабатывает порой больше, чем все выдающиеся деятели культуры вместе. Почему же в адрес спортсменов таких шуток не слышно? Все попавшие в десятку лидеров люди — музыканты, актёры, режиссёры — работают на благо страны, давая сотни концертов в течение года, проводя фестивали, вкладываясь в поиски новых талантов. Отдельно отмечу ещё и то, что ни министерство, ни деятели культуры не боятся быть открытыми, прозрачными. Это можно только приветствовать.

А вам слабо?

— Безусловно, осуждающие и завистливые голоса, обсуждающие этот список, а точнее, суммы, в нём представленные, вполне могут зазвучать, — продолжает Макаров. — Но давайте предложим любому человеку попробовать поработать даже за большие деньги в том графике, в котором, например, работает лидер списка, Валерий Абисалович Гергиев. Я очень хорошо знаком с этим человеком, по-настоящему горжусь дружбой с ним и отлично знаю, что его трудоспособность, его нагрузки просто немыслимы для рядового, даже очень хорошо физически подготовленного человека. Он действительно работает 22 часа в сутки! И не просто сидит в кабинете, а проводит по два-три симфонических концерта или оперы в день: не суть, идёт ли речь о репетициях или выступлениях. Как-то, будучи в Мариинском театре, я стал свидетелем того, как Гергиев выдержал марафон в 18 часов за дирижёрским пультом во время празднования юбилея Прокофьева. Давайте найдём такого человека, который сможет в подобном графике жить! Поэтому те деньги, которые, в частности, Гергиев зарабатывает, я считаю, не просто адекватны: они занижены. Валерия Абисаловича во всём мире знают! А есть немало европейских дирижёров, имена которых известны единицам, но которые получают по 3 млн в год, а то и больше. И никого это не смущает. И Гергиев, и Темирканов, и Спиваков, и Юровский, и все остальные из представленного списка делают всё, чтобы имя России звучало в контексте высших достижений культуры и искусства. Это профессионалы своего дела, и всерьёз обсуждать их доход мне кажется занятием глупым и не совсем интересным.

На сайте Министерства культуры оглашены не только совокупные доходы работников подведомственных учреждений, но и их среднемесячные зарплаты. И цифры в большинстве своём далеки от тех, что значатся в зарплатных ведомостях некоторых госкорпораций.

Среднемесячные зарплаты руководителей учреждений, подведомственных Министерству культуры, за 2016 г.:

Учреждение Должность ФИО Зарплата, руб.
Гос. академ. Мариинский театр Худ. рук. и директор Гергиев В. А. 12 857 163,0
Санкт-Петербургская академ. Филармония им Шостаковича Худ.рук. Темирканов Ю. Х. 976 285,0
Гос. Музей-заповедник «Московский Кремль» Ген. директор Гагарина Е. Ю. 964 210,0
Московский Художественный театр им. Чехова Худ. рук. Табаков О. П. 935 994,2
Государственный Эрмитаж Ген. директор Пиотровский М. Б. 839 076,0
Гос. академ. Малый театр России Худ. рук. Соломин Ю. М. 746 698,0
Гос. академ. Театр им. Вахтангова Худ. рук. Туминас Р. В. 661 421,0
Гос. академ. Большой театр Ген. директор Урин В. Г. 559 271,0
Большой Московский гос. Цирк на Проспекте Вернадского Директор Запашный Э. В. 499 717,0
Гос. Театр Наций Худ. рук. Миронов Е. В. 458 919,6
Гос. Третьяковская галерея Ген. Директор Трегулова З. И. 436 013,0
Московский художественный Академ. театр им. Горького Худ. рук. Доронина Т. В. 389 686,0
Гос. Академ. Большой Симфонический Оркестр России им. Чайковского Худ. рук. Федосеев В. И. 376 193,0
Киноконцерн «Мосфильм» Ген. директор Шахназаров К. Г. 355 803,0
Национальный филармонический Оркестр России Худ. рук. Спиваков В. Т. 347 510,0
Гос. Симфонический Оркестр «Новая Россия» Худ. рук. Башмет Ю. А. 330 336,0
Театр «Сатирикон» им. А. Райкина Худ. рук. Райкин К. А. 247 513,0
Гос. Музей изящных Искусств им. Пушкина Директор Лошак М. Д. 198 061,0
Гос. Музей-заповедник «Куликово поле» Директор Гриценко В. П. 171 421,0
Гос. Музей-заповедник «Михайловское» Директор Василевич Г. Н. 152 751,0
Тульский гос. музей оружия Директор Калугина Н. И. 137 098,0
Академ. Малый драм. театр — Театр Европы Худ.рук.-директор Додин Л. А. 116 221,0
Рос. Академия художеств Президент Церетели З. К. 65 327,5

— Работа сотрудников учреждений культуры, в частности, музеев, и в Европе, и в Америке — работа высокооплачиваемая, — комментирует директор музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко . — В том, что кому-то кажется, что те же музейщики или руководители крупных библиотек зарабатывают слишком много, проявляются стереотипы, доставшиеся нам с советских времён. В Союзе все получали немного, а работники культурного сектора, в том числе должностные, были и вовсе самыми низкооплачиваемыми. «Ах, библиотекарь, ах, музейный сотрудник, они же за идею работают. Так пусть за неё же и продолжают работать!» Примерно такое мнение бытовало. А я не понимаю, почему человек не просто с умелыми руками, но ещё и с головой, должен получать за свой труд копейки. Человек, сохраняющий для будущего историю, культуру своей страны. Поэтому могу только приветствовать тот факт, что зарплаты работников культуры, несмотря на разницу с зарплатами в других сферах, меняются в лучшую сторону.

На что им денег не хватает?

— Людям свойственно прибедняться по самым разным причинам, независимо от профессии, — ситает кинокритик Виктор Матизен . — Но в данном случае лично я не слышал, чтобы кто-то из наших актёров и прочих деятелей культуры жаловался на нехватку личных денег. Личные доходы, гонорары, зарплата того же Евгения Миронова, например, — это явно не повод для жалоб. Когда худруки театров жалуются на нехватку средств, то плачутся они в первую очередь по поводу того, что театры очень скудно снабжаются. И даже высокая стоимость билетов (хотя сам я подобными подсчётами не занимался) не позволяет окупить содержание художественной труппы, зданий театров, постановку спектаклей и так далее. Известность приносит деньги, причём хорошие, это естественно и понятно. И жаловаться тут нечего. А вот жалобы на то, что государство отпускает очень мало денег на культуру, думаю, справедливы.

Олег Табаков занимал должность директора, художественного руководителя театра им. Чехова, к тому же он руководил “Табакеркой”, вел группы студентов, получал пенсию и надбавку за звание народного артиста СССР. Ходили слухи, что в месяц Табаков зарабатывал почти два миллиона рублей.

SimKR.ru

У Табакова было три роскошные квартиры в Москве, каждая из которых поражала своими масштабами, еще две жилплощади принадлежат его жене Марине Зудиной. По приблизительной оценке риелторов, артист владел собственностью, которая может стоить более 200 миллионов рублей.

kp.ru

Кроме того, у Олега Павловича был огромный загородный дом, который строили несколько лет. К нему прилегает участок в два гектара, расположенный рядом с рекой Истрой в поселке Кино. Здесь вся семья Табаковых любила проводить лето. Обстановка внутри особняка выполнена в классическом стиле. Только один дом, без роскошной и дорогостоящей мебели может стоить 400 миллионов рублей. Остается только догадываться, сколько он будет стоить вместе с антикварной мебелью и дорогим ремонтом.

ria.ru

Ранее, в сети появилась информация, что со счета Табакова в банке “Клиентский” пропало 677 миллионов рублей. Однако, следствие не сообщает, были ли это средства театра или личные сбережения Олега Павловича.

stuki-druki.com

На такое более чем солидное состояние есть и наследники. Олег Табаков был дважды женат и от двух браков у него есть два сына: 57-летний Антон и 22-летний Павел, а также две дочери: 51-летняя Александра и 11-летняя Мария. Хуже всего у артиста складывались отношения с Сашей, она так и не смогла простить отца за его уход из семьи. Они так и не успели помириться и простить друг друга.

starhit.ru

Интересно, Олег Павлович успел составить завещание перед тем, как ему стало плохо?

    Центр «Transparency International –Россия» опубликовал расследование «Как руководители государственных театров платят гонорары сами себе». Как утверждают его авторы, минимум 14 худруков регулярно начисляли себе гигантские гонорары. В их числе Олег Табаков, Олег Меньшиков, Константин Райкин, Надежда Бабкина, Юрий Куклачёв, Геннадий Хазанов и другие известные деятели культуры.

    В своём расследовании Transparency International приводит подробности. Так, Олег Табаков за исполнение ролей в спектаклях «Год, когда я не родился», «Чайка» и «Похождение» ежемесячно получал прибавку к зарплате в сумме 645 тыс. рублей. Один выход на сцену Олега Меньшикова обходился Театру имени М.Н. Ермоловой, руководителем которого является знаменитый актёр, в 57 407 рублей, а в среднем в месяц – в 603 тыс. рублей. Заработок Константина Райкина за участие в спектаклях и репетициях составил свыше 550 тыс. рублей в месяц. Прочие фигуранты расследования также не продавали свой талант за гроши. Как подсчитали в Transparency International, как минимум 14 театров в 2013–2017 годах заключили более 60 контрактов на сумму, превышающую 97 млн рублей, со своими собственными руководителями.

    Заявление борцов с коррупцией вызвало большой шум. В Минкульте РФ сразу же заявили: утверждать, что руководители театров платят гонорары самим себе, «не совсем корректно». Деньги они получают за то, что не входит в их основные обязанности. При этом все контракты худруков с возглавляемыми ими театрами не нарушают законов и лежат в рамках министерского приказа.

    В самом деле, такое утверждение выглядит вполне логично. Если Олег Табаков или Константин Райкин в свободное от менеджерской работы время выходят на сцену как актёры, то вполне имеют право получать за это дополнительное вознаграждение. И то, что Табаков как руководитель театра указывает в отчёте о назначении на роль, что в связи со специфическими актёрскими данными привлечение иного исполнителя невозможно, также совершенно понятно. В конце концов, Табаков такой один, именно он своей игрой делает спектакль неповторимым, и именно на него идут зрители. Так какие могут быть претензии?

    Суть конфликта в интервью журналу «Театрал» прояснил директор «Мастерской Петра Фоменко» Андрей Воробьёв: «Решение о выплате гонорара художественному руководителю должен принимать не он сам и не его подчинённые, а человек, равный ему по статусу. Это спасёт руководителя от подозрений в нарушениях». И то верно – когда художественный руководитель государственного театра сам выписывает себе гонорар, сумму которого определяет по собственному усмотрению, такая ситуация называется «конфликт интересов». И именно на это указывает Transparency International, приводя пример директора и худрука Театра имени А.С. Пушкина Евгения Писарева. Если верить данным расследования, за последние четыре года он мог получить 2,3 млн рублей, в качестве индивидуального предпринимателя ставя в своём театре спектакли, а также исполняя различные роли. При этом в документации говорилось, что «цена определяется артистом-исполнителем индивидуально, исходя из творческих замыслов, авторских разработок и сложности исполнения». И поди проверь алгеброй гармонию – столько ли на самом деле стоил творческий замысел или театр ещё и продешевил.

    Впрочем, нашлись к деятелям культуры и другие, более конкретные претензии. Возглавляющий Театр кошек Юрий Куклачёв на протяжении двух лет арендовал для своего учреждения офисные и складские помещения у сына Дмитрия, заплатив ему за это 3,76 млн рублей. Сам артист, впрочем, ничего криминального в этом не видит. «Мы закона не нарушали, у правоохранительных органов к нам нет претензий. Нас проверили, никаких обвинений не было», – заявил артист ТАСС.

    Что будет дальше? Знающие люди предполагают, что ничего. Во-первых, скандал никому не нужен, во-вторых, как отмечают эксперты из театральной среды, сами по себе вскрывшиеся факты ни о чём не говорят. При желании в этой сфере можно найти миллион нарушений, которые зачастую обусловлены особенностями бюджетного финансирования: например, ставить спектакль и заказывать реквизит надо сейчас, а деньги на него выделяют только в конце года, вот и приходится худрукам выкручиваться. И поди разберись, в каком случае действительно имела место корысть, а в каком – вынужденная необходимость. Что же до замечаний о конфликтах интересов… Так ведь в России живём… И вообще, Transparency International в своё время активно требовали признать «организацией, деятельность которой на территории РФ нежелательна». Ну как такой верить?

    КСТАТИ

    Руководители учреждений культуры в целом весьма небедные люди – об этом можно судить по данным, которые предоставил Минкульт РФ. Так, директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина в месяц получает 964 тыс. рублей. Худрук Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича Юрий Темирканов – 976 тыс. рублей. Оклад Олега Табакова как директора и художественного руководителя МХТ имени А.П. Чехова составляет 935 тыс. рублей. Впрочем, первое место в этом списке занимает художественный руководитель и директор Государственного академического Мариинского театра Валерий Гергиев – в минувшем году размер его среднемесячного дохода равнялся 12 857 163 рублям.

    Худрук МХТ имени Чехова прокомментировал слухи о том, что он занимается финансовыми махинациями

    Легендарный российский актёр и режиссёр театра и кино Олег Табаков ответил на обвинения в финансовых махинациях. Ранее появилась новость, что художественный руководитель МХТ имени Чехова получает довольно высокую зарплату в размере 600 тысяч рублей за свою актёрскую деятельность в театре, причем эту сумму Табаков назначил себе сам.

    Известный артист заявил, что его доходы полностью легальны и подозревать его в преступной деятельности «абсурдно». Он указал на то, что «дела, которыми он занимается... движутся, развиваются». «В плане дела я — самый успешный из моих коллег такого же возраста», — добавил актёр в интервью НСН . Поэтому вполне логично, что за свою работу Табаков получает и соответствующую оплату.

    К тому же, по мнению мэтра, большие гонорары актёров — это давняя театральная традиция, которая берет начало еще в дореволюционной России. В заключение же худрук МХТ им. Чехова констатировал, что все обвинения в его адрес просто «высосаны из пальца» и бездоказательны.

    Напомним, ранее компания Transparency International обнародовала данные проверки российских театров, согласно которой 14 художественных руководителей замешаны в финансовых махинациях. В частности, в организации указали на то, что Олег Табаков и Олег Меньшиков сами себе назначали зарплату за актёрскую игру, а их коллега Дмитрий Бертман выписывал себе гонорар за постановку спектакля в «Геликон-опере».

    Не секрет, что в современной России работники науки и культуры получают ничтожные зарплаты не только сравнительно с их коллегами в США или в странах Западной Европы, но и относительно среднемесячного дохода даже обычных заводских рабочих. Недавно эксперты , что ученые и деятели культуры стали массово выпадать из среднего класса по причине резкого снижения доходов, зато на их место пришли госслужащие и силовики. И несмотря на то, что власть декларирует повышение зарплат в научной и культурной сферах, на деле реальные зарплаты сотрудников вузов, академических институтов, музеев, театров и библиотек в разы отличаются от тех, что указаны в официальных отчетах.

    Так, информационная служба Общественного Телевидения России, проведя опросы в регионах среди самих преподавателей, выяснила , что зарплаты учёных России едва ли не в 3 раза меньше официальных данных. Например, в Чувашских вузах реальная заработная плата доцента составляет 15 тыс., профессора - 17 тыс. при нагрузке 900 часов. В Новгородской области средняя зарплата ученых составляет менее 13,5 тысяч рублей, в Челябинской области - 8 тысяч рублей и т.д. Происходит это в связи с махинациями руководителей этих учреждений, которые в попытке выполнить невыполнимые "майские указы" президента РФ Владимира Путина, дробят ставки своих сотрудников, не уменьшая при этом объем выполняемой ими работы. То есть профессора переводят на четверть ставки и соответственно начисляют ему 25% от положенной ему зарплаты, но он продолжает читать прежнее количество лекций и проводить столько же семинаров, что и раньше, когда работал на ставку.

    В итоге квалифицированные сотрудники получают "на руки" сущие копейки, в то время как руководители учреждений науки и культуры начисляют себе зарплаты в 200 и более тысяч рублей ежемесячно.

    К примеру, 23 мая профессор СГУ Вера Афанасьева опубликовала в фейсбуке сведения о зарплатах руководителей Саратовского государственного университета. В приведенной ей таблице указано, что среднемесячный доход ректора СГУ Алексея Чумаченко составил в 2016 году 194 719 рублей, а президента Леонида Коссовича - 218 057. Главный бухгалтер вуза ежемесячно зарабатывает 146 431 рублей, а проректоры - от 163 000 до 260 000. При этом, как призналась сама Афанасьева, ее собственная зарплата - доктора наук и профессора - составляет 27 тысяч рублей в месяц. У остальных профессоров она примерно такая же.

    В сфере культуры дела обстоят ничуть не лучше. 12 мая Министерство культуры России опубликовало данные о среднемесячных зарплатах руководителей подведомственных учреждений за 2016 год. Издание Ruposters изучило эти цифры и выяснило , кто из директоров известных музеев и худруков театров получает больше всех.

    Самым высокооплачиваемым оказался художественный руководитель Мариинского театра и "друг" президента Путина Валерий Гергиев с ежемесячным заработком почти в 13 миллионов рублей. В 2012 году он был доверенным лицом Путина на президентских выборах. В 2013 году ему даже присвоили почетное звание "Герой труда Российской Федерации". В 2014 году Гергиев подписал скандальное обращение деятелей культуры России в поддержку внешней политики президента Путина на Украине.

    Зарплата художественного руководителя и директора МХТ имени Чехова Олега Табакова составляет 935 994 рублей ежемесячно. На выборах 2012 года Табаков также был доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Путина, а в 2014 году также подписал письмо в поддержку путинской политики относительно Украины. На днях СМИ писали , что Олег Табаков потерял со счета в банке «Клиентский» 677 миллионов рублей - эта сумма эквивалентна размеру его нынешней зарплаты за 56 лет!

    Глава «Мосфильма», кинорежиссер и еще одно доверенное лицо президента Карен Шахназаров получает в месяц 355 803 рубля. Комментируя для ТАСС недавние обыски у Кирилла Серебренникова, Шахназаров заявил , что не стал бы подписывать письмо в его поддержку и что переживать за него вообще не стоит. "Его же не посадили, никто не бросил в темницу, строго говоря. История, конечно, неприятная. Я не очень понимаю, из-за чего такая нервическая реакция", - сказал кинорежиссер.

    Худрук МХАТ им. М. Горького 83-летняя Татьяна Доронина (руководит театром с 1987 года!) получает в месяц 452 773 рублей. 1 июня она о сотрудничестве в деле укрепления патриотизма с руководителем Следственного комитета России Александром Бастрыкиным - тем самым, который призывал вернуть смертную казнь, подвергнуть обязательной дактилоскопии всех россиян, усилить цензуру в интернете, ужесточить ответственность за экстремизм, законодательно закрепить государственную идеологию и т.д. и т.п. По словам представителя СКР, худрук театра Доронина "выразила абсолютную солидарность с мнением Бастрыкина об исключительной значимости сотрудничества МХАТ и СК". В январе 2016 года стало известно, что в ее театре приступили к постановке спектакля по роману министра культуры РФ Владимира Мединского «Стена».

    Этот список можно продолжать комментировать и дальше (полностью он со всеми именами и цифрами доступен )

    Для сравнения, как пишет Ruposters, средняя зарплата директора музея в России - 20 тысяч рублей. В Московской области "расценки" самые большие. Тут оклад доходит до суммы в 80 тысяч.

    Почему же в науке и культуре существует такая огромная диспропорция между доходами менеджмента и рядовых сотрудников? Отчасти это сделано для того, чтобы руководство этих учреждений было полностью лояльным и, не задумываясь, незамедлительно выполняло любые приказы вышестоящего начальства. Иначе последуют решения об увольнении без объяснения причин, как это с ректором волгоградской консерватории Викторией Давыдовой.

    К тому же если сложить зарплаты научных и культурных функционеров с мизерными зарплатами их подчиненных, то в среднем на всех выходит сумма, на которую человек вполне может жить и чувствовать себя относительно комфортно. Играя этими цифрами, чиновники и отчитываются о положении дел в отрасли.

    Тем не менее, социальное расслоение в России увеличивается с каждым годом, и сферы науки и культуры здесь лишь отражают общее состояние общества. В России, как недавно писал обозреватель "Росбалта", в руках 1% граждан сконцентрировано 75% национального достояния (а на долю 10% россиян 90% национального богатства). Соотношение доходов 10% самых богатых против 10% самых бедных граждан РФ достигло отметки 16. Для сравнения, в Германии, Франции, Швеции он составляет 6-9. Россия занимает 3-е место в мире по числу долларовых миллиардеров (после США и Китая, при этом серьезно уступая этим странам по общему объему ВВП и не имея, как они, уже несколько лет роста экономики). В конце 2015 года 70% россиян тратили на еду больше половины своего дохода. В ноябре 2016 года более 40% россиян об острой нехватке денег на одежду и еду. В марте 2016 года не могли вовремя оплатить коммунальные услуги 24% наших граждан, в ноябре 2016 г. — уже 27%. В целом долговая нагрузка россиян составляет более 60% от дохода. Это считается критическим показателем.