Сколько струн у лиры. Gardarica - Инструменты

Внешне похожий на футляр от скрипки. Данный инструмент известен также как органиструм, или харди-гарди. При игре лиру нужно держать на коленях, а во время игры одновременно играет большинство струн. Популярный еще с X века музыкальный инструмент сегодня используется не так часто. Но благодаря удивительному звучанию, оригинальному дизайну, о лире помнят до сих пор.

Особенности звучания

Звучание колесной лиры обеспечивается за счет работы большей части струн, когда в результате трения их о колесо происходит вибрация. Примечательно, что большинство струн отвечают лишь за монотонное гудение, а воспроизведение мелодии обеспечивается игрой одной-двух. Колесная лира звучит мощно, грустно, монотонно, несколько гнусаво. А для смягчения звучания струны издавна обматывали льняными или шерстяными волокнами. Важную роль играет и точная центровка колеса - оно должно быть гладким и наканифоленным.

Устройство

Трехструнная лира имеет глубокий деревянный корпус в форме восьмерки, две плоские деки, которые имеют гнутые обечайки. Верхняя часть инструмента дополнена головкой с деревянными колками, что позволяет настраивать струны. Колесная лира имеет короткую колковую коробку, которая часто заканчивается завитком. Так как обод колеса несколько выступает наружу, он укрывается под специальным лубяным предохранителем в форме дуги.

Верхняя дека имеет отверстия, на ней же располагается клавишно-порожковый механизм с клавишами. Они, в свою очередь, представляют собой простые деревянные планки с выступами. Когда музыкант нажимает на клавиши, как раз выступы соприкасаются со струнами, издавая звуки. Выступы крепятся таким образом, что их можно смещать в разные стороны, выравнивая тем самым звуковой ряд. Корпус инструмента продуман таким образом, чтобы усиливался струнный звук. Усиление звучания происходит за счет колебаний струн, которые вызываются движением колеса.

Особенности струн

Колесная лира - инструмент с тремя жильными струнами:

  • мелодической, которая называется спиваница, или мелодия;
  • двумя бурдонными, которые называются бас и пидбасок.

Если мелодическая струна по конструкции проходит через внутреннюю часть коробки, то бурдонные - поверх нее. Все струны расположены так, чтобы они соприкасались с ободом колеса. Оно перед работой натирается смолой, благодаря чему струны звучат плавно и слышно. Ровность звучания обюеспечивается гладкой поверхностью колеса и его точной центровкой. Мелодия создается или исполняется при нажатии клавиш, расположенных в боковых вырезах коробки.

Исторически струны создавались на основе жил, хотя сегодня все более популярны струны из металла или нейлона. Чтобы получить нужный тембр и качество звучания, музыканты обматывали струны ватой или другим волокном, причем на бурдонных покрытия должно было быть больше. А если ваты будет недостаточно, то звук будет или слишком глухим, или слишком резким, особенно в верхнем диапазоне.

Как играть?

Колесная лира - инструмент, который не отличается простотой использования. Лира кладется на колени, а на плечи набрасывается ремень. Колковая коробка должна располагаться с левой стороны и слегка с наклоном, при этом свободные клавиши должны отпадать от струны. Правой рукой музыкант равномерно и медленно вращает колесо за рукоятку, нажимая левой рукой на клавиши. По своему звучанию лира напоминает волынку или гудок, так как во всех трех инструментах звучат бурдоны. Что касается качества звука, то он зависит прежде всего от фрикционного колеса, которое имеет точную центровку и хорошо смазано. Если музыкант играет стоя, лира подвешивается на ремень на плечо с легким наклоном, чтобы распределить тяжесть инструмента.

Как появилась лира?

Лира колесная - музыкальный инструмент, который известен еще с X века. Чаще всего она применялась в монастырях для исполнения церковной музыки. К XV веку инструмент стал не таким популярным, но продолжал использоваться бродягами, слепыми, увечными, которые ходили по улицам и исполняли песни, сказки под незатейливое звучание лиры.

На Руси этот музыкальный инструмент был известен примерно в XVII веке, а специалисты отвечают, что он появился в нашей стране из Украины. Именно здесь существовали даже целые школы лирников, которые кочевали из села в село, исполняли музыку и зарабатывали деньги. Использовалась лира и на свадьбах, так как звучала она громко, а репертуар под нее можно было подобрать самый веселый. Особенность колесной лиры в том, что она выпускалась разной длины. В некоторых вариациях музицировать на ней приходилось даже вдвоем, так как инструмент имел длину до полутора метров.

Братство лирников

На Украине игре на колесной лире обучались целыми классами по 30 человек. Старшие попадали на практику, которая предполагала посещение соседних сел во время базаров и свадеб, когда заработанные деньги отдавались наставнику как плата за обучение. После окончания учебы музыканты сдавали экзамены.

В советские годы пордверглась нескольким изменениям колесная лира. Фото показывает, что даже внешне инструмент несколько менялся. Благодаря усовершенствованию конструкции она стала более оригинальной, струн стало 9, причем они настраивались по малым терциям. Вместо деревянного колеса использовалась пластмассовая лента-трансмиссия, благодаря чему звучание было более ровным. Специальным приспособлением менялась степень нажима на струну, поэтому и сила звука инструмента была разной. Отметим, что усовершенствованные образцы лиры до сих пор находят применение в оркестрах народного творчества.

Что сегодня?

В России сегодня нечасто используется колесная лира. Музыкальный инструмент (фото показывает всю его колоритность) остался в составе Государственного оркестра и Народного хора Беларуси. Примечательно, что харди-гарди использовалась и в среде рокеров: группы Led Zeppelin, In Extremo выбирали инструмент благодаря необычному звучанию. Сегодня об инструменте практически позабыли, но некоторые оркестры за необычность звучания оставляют харди-гарди как изюминку своего творчества.

И Древнем Риме словом лира в широком смысле обозначался любой инструмент семейства лир - хе́лис (др.-греч. χέλυς , лат. chelys, chelis букв. черепаха), ба́рбит (др.-греч. βάρβιτον, βάρβιτος , лат. barbitos, barbitus ), фо́рминга (др.-греч. φόρμιγξ ), или кифара (др.-греч. κιθάρα , лат. cithara ). В узком смысле лирой назывался хелис - простейшая и самая лёгкая по весу из лир, с корпусом из панциря черепахи, обтянутого воловьей кожей. Русские филологи-переводчики обычно игнорируют тонкие различия лирообразных и во всех случаях дают «лира» .

Корпус (резонатор) округлой или четырёхугольной формы (у греков и римлян - только округлой) соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны (изготавливавшиеся из овечьих кишок) одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной.

Техника игры на всех античных лирах одинакова: музыкант держал инструмент под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя (особенно на кифаре) или сидя. Звук извлекался костяным плектром . Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали. Гендерного различия среди исполнителей на лире не существовало, за исключением кифары, которая была мужским инструментом. Обучение игре на лире было частью базового образования свободного гражданина в Древней Греции и Древнем Риме.

В сопровождении лиры звучали стихи, распеваемые сольно и хором (точнее, вокальным ансамблем); отсюда целый род античной поэзии получил название «лирической», или лирики .

Функциональные описания разновидностей лиры в античной литературе с трудом поддаются унификации. Хелис (по-видимому, вследствие небольшого веса и простоты конструкции) считался учебным и домашним инструментом. Более крупный ба́рбит (особенно в позднеантичных текстах) описывался как излюбленный инструмент лесбийских поэтов-музыкантов - Терпандра , Сапфо и Алкея . Кифара обычно подаётся как инструмент профессионалов, участников публичных состязаний (говоря современным языком, международных конкурсов «струнников»). Форминга, судя по литературным описаниям (Гомер , Пиндар , Вакхилид , Гомеровские гимны) и изображениям в архаике и классике, была инструментом, функционально идентичным кифаре; в позднейшие времена изображения и упоминания форминги в греческой литературе почти полностью исчезают (по этой причине и в латинских музыкальных трактатах Средних веков соответствующий термин для форминги отсутствует), по-видимому, вследствие развития и широкого распространения кифары.

Другие значения термина

Древнейшие струнные щипковые инструменты (2600-2400 до н. э., фрагменты) были найдены в Месопотамии, в шумерском Уре . Археологи называют их либо «урскими арфами» , либо «урскими лирами».

Ряд музыкальных инструментов, содержащих в своём названии слово «лира», не имеет отношения к лирообразным. Среди них распространённый на Украине и в Белоруссии инструмент колёсная лира , разновидности так называемых «смычковых» лир - понтийская лира , критская лира , византийская лира (англ.) русск. ,



Колесная лира — народный музыкальный инструмент, который по праву считается предшественником никельхарпы. Под названием «ограниструм» колесная лира появилась в Европе около тысячи лет назад. Известны и такие ее названия: hurdy-gurdy (харди-гарди) в Англии, vielle a roue во Франции, lira korbowa в Польше, niněra kolovratec в Чехии. У белорусов, украинцев и русских западные названия инструмента не прижились, его стали называть рылей, лирой.

Пору необычайного взлета инструмент пережил примерно двести лет назад во Франции, когда им заинтересовались профессиональные музыканты. Было написано немало произведений именно для органиструма.

Сейчас инструмент пратически исчез из народной музыки, однако не все музыканты предали его забвению. В Беларусии колесная лира входит в состав Государственного оркестра и в оркестровую группу Государственного народного хора Белоруссии, используется музыкантами ансамбля «Песняры ». В России на нем играют: музыкант и композитор Андрей Виноградов , мультиинструменталист Митя Кузнецов («Этно-Кузня»), группа из Рыбинска «Разнотравие » и др. За рубежом харди-гарди можно услышать, например, на концертах Р. Блэкмора в проекте «Blackmore"s Night ».

Описания колесной лиры, имеющиеся в нашей отечественной инструментоведческой литературе, дают наиболее полное представление об устройстве этого инструмента и способах звукоизвлечения при игре на нем.

Три статьи о колесной лире:

• РСФСР (Инструменты русского народа), «Лира», страница 41

Страница 41

Лира (колесная) — трехструнный инструмент с глубоким деревянным корпусом восьмеркообразной формы. Обе деки плоские, обечайки гнутые. К корпусу прикреплена долбленая или собранная из отдельных досок короткая колковая коробка, нередко заканчивающаяся завитком. Внутри корпуса, в нижней его части, находится деревянное колесо (оно насажено на ось, пропущенную сквозь обечайку и вращаемую рукояткой), которое выполняет роль «бесконечного смычка». Через прорезь в деке обод колеса выступает наружу. Чтобы уберечь его от повреждений, над ним устанавливается дугообразный предохранитель из луба. В верхней деке вырезаны резонаторные отверстия в виде скобок или «эфов»; на ней же продольно расположен клавишно-порожковый механизм, состоящий из коробки с 12—13 клавишами, представляющими собой узкие деревянные планки с выступами. При нажатии на клавиши выступы, подобно клавикордным тангентам, прикасаются к струне, деля ее на две части: звучащую (колесо — выступ) и незвучащую (выступ — верхний порожек). Выступы укреплены так, что их можно, поворачивая, смещать влево и вправо и таким путем выравнивать звукоряд при его настройке в пределах полутона.

Струны лиры жильные и крепятся одним концом к штифтам, вбитым в обечайку, а другим — к деревянным колкам, вставленным в головку. Средняя струна проходит внутри колковой коробки и является мелодической, а 2 другие (бурдонные) располагаются по обе стороны от нее. Все 3 струны плотно прилегают к ободу колеса, но бурдонные — обе или каждая в отдельности — по желанию исполнителя могут быть отключены, для чего их зацепляют за специальные выступы.

При игре сидя инструмент держат на коленях, при игре стоя — подвешивают на ремне через плечо, шейкой влево и с наклоном, чтобы клавиши под действием собственной тяжести выступами отходили от мелодической струны. Вращая правой рукой колесо и нажимая пальцами левой на клавиши, исполняют мелодию; бурдонные струны звучат непрерывно (если они не отключены). Звук лиры жужжащий, гнусавый. Качество его в большой степени зависит от колеса: оно должно иметь точную центровку, совершенно гладкий и хорошо натертый смолой (канифолью) обод. Звукоряд лиры диатонический, объем его около двух октав.

Письменные сведения о существовании в России колесной лиры относятся к XVII в. (Сказания современников о Дм. Самозванце, ч. 5. Спб., 1834, с. 61). Возможно, она была занесена сюда с Украины. Вскоре лира получила довольно широкое распространение в народной среде, а также в придворном и боярском музыкальном быту. Лирой пользовались главным образом бродячие музыканты-певцы (чаще всего калики перехожие), распевавшие под ее аккомпанемент народные песни, духовные стихи и исполнявшие танцы. В настоящее время лира встречается редко.


Колесная лира.


• УКРАИНСКАЯ ССР, «Лира», страницы 58—59, иллюстр. 145—148
Атлас музыкальных инструментов народов СССР (изд. второе дополненное). Издательство «МУЗЫКА», Москва, 1975. К. Вертков, Г. Благодатов, Э. Язовицкая.

Страница 58

Лира, реля, рыля — инструмент с корпусом большей частью восьмеркообразной формы, родственный русской лире и белорусской лере (см.). Нижняя и верхняя деки плоские, обечайки гнутые, широкие. В верхней части имеется головка с деревянными колками для настройки струн. На деке укреплена коробка с клавишным механизмом. Ниже находится фрикционное колесо (бесконечный смычок) с рукояткой для вращения. В целях предохранения обода колеса от повреждений над ним установлен лубник — лубяной дугообразно изогнутый щиток.

Лира имеет 3 жильные струны: мелодическую, называемую спиваницей (или мелодией), и 2 бурдонные — бас и пидбасок (или тенор и байорок). Мелодическая струна проходит через коробку, бурдонные — вне ее. Все струны плотно соприкасаются с ободом колеса, который натирается смолой (канифолью) и при вращении приводит их в звучание. Для того чтобы звук был ровным, колесо должно иметь гладкую поверхность и точную центровку. Мелодию исполняют, пользуясь клавишами, вставленными в боковые вырезы коробки. На клавишах имеются выступы (тангенты), которые, прижимаясь к струне, изменяют ее длину, а значит, и высоту звука. Количество клавишей у различных лир колеблется от 9 до 12. Звукоряд диатонический. Бурдонные струны подстраиваются так: пидбасок — октавой ниже мелодической, бас — квинтой ниже пидбаска. По желанию исполнителя одна или обе бурдонные струны могут быть выключены из игры. Для этого их оттягивают от колеса и закрепляют на штифтах.

Иллюстр. 145—148

Во время игры инструмент кладут на колени головкой влево и с наклоном, благодаря чему клавиши под действием собственной тяжести порожками отпадают от струн. Чтобы инструмент легче было держать, музыкант накидывает на шею ремень, прикрепленный к корпусу лиры. Вращая колесо правой рукой, он пальцами левой руки нажимает на клавиши. Лира звучит сильно, но несколько гнусаво и жужжаще.

Лира была преимущественно распространена среди бродячих профессиональных музыкантов, распевавших под ее аккомпанемент духовные стихи, бытовые и особенно юмористические песни, а иногда и думы. Среди лирников было много слепцов, ходивших с поводырями от села к селу, из города в город, на базарные площади и свадебные пиры. Для игры на свадьбах лира считалась более подходящим инструментом, чем бандура, благодаря ее громкому звучанию и веселому репертуару.

На Украине существовали специальные школы лирников с довольно большим числом учеников. Так, например, в 60-х гг. XIX в. в с. Коссы (на Подоле) у лирника М. Колесниченко занимались одновременно до тридцати человек. Старшие из них проходили практику, играя в соседних селах на базарах и свадьбах, а заработанные деньги и продукты они отдавали наставнику в качестве платы за обучение и содержание, так как находились на его полном иждивении. Закончив обучение, молодой музыкант держал экзамен по знанию репертуара и владению игрой на лире. Экзамен происходил при участии «дедов» — старых опытных лирников. Выдержавшему испытание учитель дарил инструмент и так называемую «визвилку» (очевидно, от слова «визвил» — «освобождение») — право играть самостоятельно. Посвящение в лирники сопровождалось особым обрядом: учитель вешал на себя лиру, предназначенную в награду ученику, ученик прикрывал ее своей свиткой, после чего ремень инструмента перекидывался с шеи учителя на шею ученика, а учитель опускал в резонаторную прорезь корпуса монету — на счастье.

Страница 59

Лирники объединялись в группы (корпорации), и каждая из них, возглавляемая цехмистером (цехмейстером), или кочечурником, имела свою строго определенную территорию деятельности; игра в других местах запрещалась. Нарушители порядка подвергались суровому наказанию (вплоть до лишения права играть), и у них отбирался инструмент.

До конца прошлого — начала нынешнего столетия лира была на Украине столь популярна, что Н. В. Лысенко даже высказал предположение, что она со временем вытеснит бандуру. Однако это не осуществилось: бандура выдержала «соревнование» и получила дальнейшее развитие, а лира пришла почти к полному забвению. Поводом к тому послужили ограниченность ее музыкально-выразительных и технических средств и тембровая специфика — гнусавость. Но самая главная причина, несомненно, в том, что в советское время исчезла социальная среда, в которой бытовал инструмент.

В советские годы лира была подвергнута различным усовершенствованиям. Весьма оригинальный инструмент сконструирован И. М. Скляром. Он имеет 9 струн, настроенных по малым терциям, и клавишный механизм баянного типа, благодаря чему на нем может легко и быстро научиться играть баянист. Деревянное колесо заменено пластмассовой лентой-трансмиссией, обеспечивающей более ровное звучание. При помощи специального приспособления степень нажима ленты на струну может меняться, чем достигается изменение силы звука инструмента. Лиры усовершенствованных образцов эпизодически находят применение в ансамблях и оркестрах народных инструментов.

Строй и звукоряд лиры: (cм. в оригинале статьи)


• В. ФРИКЦИОННЫЕ: «Лира», страницы 95—96
Русские народные музыкальные инструменты. Издательство «МУЗЫКА», Ленинградское отделение, 1975. К. Вертков.

Страницы 95—96

Лира или колесная лира — фрикционный инструмент, состоящий из резонаторного корпуса восьмеркообразнои формы, коробки с клавишами, колковой коробки с поперечными деревянными колками, фрикционного деревянного колеса с рукояткой для вращения и трех жильных струн. Одна струна проходит внутри клавишной коробки, две другие протягиваются вне ее по обеим сторонам. Все струны плотно соприкасаются с колесом и при вращении его от трения приходят в колебание, начинают звучать. Для лучшего сцепления колеса со струнами его смазывают смолой (канифолью). Средняя струна является мелодической. Изменение высоты звука на ней производится при помощи клавишей, вставленных в коробку вдоль правого бока. Клавиши, при вдвигании внутрь, нажимают выступами на струну и укорачивают ее. Остальные две струны издают неизменяемые по высоте бурдонные звуки.

Перед игрой исполнитель набрасывает себе на плечи ремень, прикрепленный к корпусу, кладет инструмент на колени, колковой коробкой влево и с наклоном от себя, чтобы свободные клавиши под собственной тяжестью отпадали от струны. Правой рукой он равномерно, но не быстро, вращает за рукоятку колесо, а пальцами левой руки нажимает на клавиши. Характер исполнения на лире сходен с игрой на волынке и гудке, у всех трех наличествуют непрерывно звучащие бурдоны. Качество звука в большой степени зависит от фрикционного колеса: оно должно иметь точную центровку, ровную гладкую поверхность и хорошую смазку смолой, иначе звуки станут «плыть» и «подвывать».

Положение лиры в русской народной инструментальной музыке весьма неопределенное. Письменные памятники прошлых Столетий хранят о ней полное Молчание.Известное исключение представляют собой лишь словари XVI—XVII веков. Так, в «Книге глаголемой Алфавит иностранных речей» 1596 года термин «киниры» пояснен словом «лыри». Однако действительно ли в данном случае под этим названием следует понимать лиру или лырю — сказать трудно, поскольку в «Лексиконе славенорусском» П. Берынды, первое издание которого было опубликовано в 1627 году, тот же термин «кинира» истолкован как «цитара» или «гарфа» («на гарфах брянкаючи»), то есть отнесен к струнным щипковым инструментам. Вместе с тем в «Алфавите иностранных речей» конца XVII века имеется термин «лира», поясняемый в обоих случаях как «скрипица» — здесь есть основание видеть именно колесную, а не античную щипковую лиру (М. 253).

До настоящего времени не обнаружено и изображения русской колесной лиры. Правда, в «Русских народных картинках» Д. Ровинского имеются лубки с музыкантами-лирниками, однако эти лубки представляют собой копии с иностранных оригиналов и изображенные на них лиры — типично французского образца 1 . Совершенно нет упоминаний о лире в русском фольклоре — былинах, песнях, сказках, пословицах и т. п. Не пишут о ней русские мемуаристы, этнографы и музыковеды конца XVIII — первой половины XIX века — Тучков, Терещенко, Снегирев, Резвой и т. д., равно как и иностранные авторы того времени (в том числе М. Гутри), за исключением С. Маскевича (М. 273), И. Георги и Я. Штелина. Из материалов последнего можно судить о строе лиры. Сравнивая ее с гудком, он пишет: бурдонные струны гудка звучат точно так же сильно, «скрипуче и назойливо как на лире» (М. 275). Поскольку бурдонное сопровождение на гудке и волынке было одноголосным, можно предположить, что две бурдонные струны, вероятно, и здесь настраивались так же или в унисон, или подобно гудку — в октаву. Думается, и слова С. Маскевича о том, что на лире «играют и припевают на одну только ноту», могут быть истолкованы как указание на одноголосный бурдон. Именно это и отличало строй русской лиры от подобных инструментов других народов и, в частности, украинской рели и белорусской леры с их квинтовым бурдоном.


1 См., например, Д. Ровинский. Русские народные картинки. Атлас, т. 1, л. 101.

Кор-пус (ре-зо-на-тор) ок-руг-лой ли-бо 4-уголь-ной фор-мы со-еди-нён с пе-ре-кла-ди-ной (по-пе-реч-ной штан-гой) дву-мя руч-ка-ми. Стру-ны оди-на-ко-вой дли-ны на-тя-ну-ты ме-ж-ду кор-пу-сом и пе-ре-кла-ди-ной.

Ин-ст-ру-мен-ты ти-па Лиры бы-ли рас-про-стра-не-ны в боль-шин-ст-ве ци-ви-ли-за-ций Древ-не-го ми-ра. Древ-ней-шие Лиры вос-хо-дят к куль-ту-ре Шу-ме-ра (са-мые ран-ние изо-бра-же-ния - от-тис-ки пе-ча-тей на об-лом-ках гли-ня-ных таб-ли-чек, около 2650 года до н. э.). Цен-ные ар-хео-ло-гические на-ход-ки - ин-ст-ру-мен-ты из цар-ских гроб-ниц Ура (около 2450 года до н. э.), са-мый боль-шой сре-ди них - «зо-ло-тая ли-ра» (высота 120 см, дли-на пе-ре-кла-ди-ны 140 см), ук-ра-шен-ная го-ло-вой свя-щен-но-го бы-ка; «се-реб-ря-ная ли-ра» со-хра-ни-ла сле-ды 11 на-стро-еч-ных кол-ков (т. е. бы-ла 11-струн-ной) и вее-ро-об-раз-но-го рас-по-ло-же-ния струн. На ру-бе-же 3-2-го тысячелетий до н. э. по-яви-лись шу-мер-ские изо-бра-же-ния но-вой раз-но-вид-но-сти Лиры - го-ри-зон-таль-ной. В Ме-ж-ду-речье Лиры бы-ли рас-про-стра-не-ны до эпо-хи эл-ли-низ-ма. В изо-бра-зительном искусстве Древ-не-го Егип-та с XV века до н. э. встре-ча-ют-ся Лиры шу-мер-ско-го ти-па, пер-вое из-вест-ное изо-бра-же-ние - в рос-пи-сях гроб-ни-цы но-мар-ха Хнум-хо-те-па II (ру-беж XX/XIX веков до н. э.) в Бе-ни-Ха-са-не. Боль-шая мно-го-струн-ная Лира с пря-мо-уголь-ным кор-пу-сом изо-бра-же-на на сте-не хра-ма Амо-на-Ра в Кар-наке (XVI-XII века до н. э.). Лира фи-гу-ри-ру-ет в То-ре под названием «кин-нор», ко-то-рое в Вуль-га-те пе-ре-ве-де-но как «ли-ра».

Мно-го-чис-лен-ны изо-бра-же-ния древнегреческих Лир (са-мые ран-ние да-ти-ру-ют-ся концом VIII века до н. э.; скульп-тур-ные фи-гур-ки из свин-ца, най-ден-ные в Спар-те, - VII век до н. э.). Со-хра-ни-лись фраг-мен-ты Лиры-хе-лис (древнегреческое χέλυς - че-ре-па-ха) - са-мой ма-лень-кой из се-мей-ст-ва древнегреческих Лир, с кор-пу-сом из пан-ци-ря че-ре-па-хи, об-тя-ну-то-го во-ловь-ей ко-жей. В Древ-ней Гре-ции сло-во «Лира» ис-поль-зо-ва-лось для обо-зна-че-ния лю-бо-го ин-ст-ру-мен-та се-мей-ст-ва лир (бар-бит, ки-фа-ра, фор-мин-га, хе-лис), в уз-ком смыс-ле - для хе-лис. Сло-во «Лира» впер-вые встре-ча-ет-ся у Ар-хи-ло-ха (середина VII века до н. э.). Ис-то-рия «об-ре-те-ния» ин-ст-ру-мен-та (с уча-сти-ем Гер-ме-са, Ге-рак-ла , Ор-фея, Та-ми-рия, Ам-фио-на и других ми-фических пер-со-на-жей) от-но-си-тель-но позд-няя: за-пи-са-на во II веке н. э. Ни-ко-ма-хом, а около 500 года н. э. рас-ши-ре-на Бо-эци-ем. Хе-лис и фор-мин-га - наи-бо-лее ар-ха-ической раз-но-ви-д-но-сти ан-тич-ной Лиры Хе-лис при-ме-нял-ся в основном в учеб-ных це-лях. Фор-мин-га (φόρμιγξ; впер-вые упо-ми-на-ет-ся в «Илиа-де», за-тем не-од-но-крат-но у Пин-да-ра) - ин-ст-ру-мент боль-ше-го раз-ме-ра с ок-руг-лым де-ревянным кор-пу-сом и пря-мы-ми руч-ка-ми. Бар-бит (βάρbiτον , βάρβιτος) по кон-ст-рук-ции бли-зок хе-ли-су, но с бо-лее круп-ным кор-пу-сом и длин-ны-ми руч-ка-ми, от-хо-дя-щи-ми от кор-пу-са под бо-лее ост-рым уг-лом. Вы-сота строя у бар-би-та ни-же, чем у хе-ли-са; ха-рак-тер-но его при-ме-не-ние в куль-те Дио-ни-са. Са-мый боль-шой по раз-ме-ру и са-мый раз-ви-тый ин-ст-ру-мент се-мей-ст-ва - ки-фа-ра; ис-поль-зо-вал-ся для ак-ком-па-не-мен-та пе-нию и (с IV века до н. э.) для са-мо-стоя-тель-но-го профессионального му-зи-ци-ро-ва-ния. Тех-ни-ка иг-ры на всех ан-тич-ных Лир при-мер-но оди-на-ко-ва; му-зы-кант дер-жал ин-ст-ру-мент под уг-лом около 45° от се-бя, иг-рал стоя или си-дя; звук из-вле-кал-ся кос-тя-ным плек-тром. Ген-дер-но-го раз-ли-чия сре-ди ис-пол-ни-те-лей на Лире не су-ще-ст-во-ва-ло, за ис-клю-че-ни-ем ки-фа-ры, ко-то-рая бы-ла муж-ским ин-ст-ру-мен-том. Клас-си-че-ской счи-та-ет-ся 7-струн-ная Лира; она рас-смат-ри-ва-лась как от-ра-же-ние ми-ро-вой гар-мо-нии (по вы-ска-зы-ва-нию Вер-ги-лия: septem discri-mi-na vo-cum - «семь [вы-сот-ных] раз-ли-чий зву-ков»; «Энеида», VI 646).

Стру-ны Лиры да-ли на-зва-ния сту-пе-ням греческого пол-но-го зву-ко-ря-да; по су-ти на-зва-ния струн обо-зна-ча-ют мо-даль-ные функ-ции ста-рин-но-го ла-да (смотри в стать-ях Со-вер-шен-ная сис-те-ма, Мо-даль-ность). Чис-ло струн Лиры мог-ло быть уве-ли-че-но до 18, но ча-ще все-го экс-пе-риментальные ин-ст-ру-мен-ты опи-сы-ва-ют-ся как 11-12-струн-ные. «Мно-го-стру-ние» (πολυχορδία) при-во-ди-ло к воз-му-щаю-ще-му ду-шу «мно-го-зву-чию» (πολυφωνία ; это сло-во не обо-зна-ча-ло мно-го-го-ло-сия) и по-то-му оце-ни-ва-лось как вред-ное из-ли-ше-ст-во (напр., в спар-тан-ском дек-ре-те V века до н. э., опуб-ли-ко-ван-ном в книге «Ос-но-вы му-зы-ки» Бо-эция). Хо-тя многие трак-та-ты опи-сы-ва-ют древнегреческий зву-ко-ряд как со-от-вет-ст-вую-щий стру-нам Лиры, точ-ных све-де-ний о её на-строй-ке нет. Обу-че-ние иг-ре на Лире в клас-сической Гре-ции бы-ло ба-зо-вой ча-стью об-ра-зо-ва-ния граж-да-ни-на. Со-глас-но ши-ро-ко рас-про-стра-нён-ным пред-став-ле-ни-ям древнегреческих фи-ло-со-фов (смотри, например, в «Го-су-дар-ст-ве» и «Про-та-го-ре» Пла-то-на), ки-фа-ра за-нима-ла выс-шее по-ло-же-ние в эти-че-ской ие-рар-хии музыкальных ин-ст-ру-мен-тов, ибо (в со-че-та-нии с ме-ли-че-ской по-эзи-ей, ла-дом и рит-мом) она вос-пи-ты-ва-ла в маль-чи-ках бла-го-род-ную сдер-жан-ность и рас-су-ди-тель-ность, де-ла-ла их ду-ши и мыс-ли гар-мо-нич-ны-ми. Ис-поль-зо-ва-лась Лира раз-но-об-раз-но: на свадь-бах и пи-рах (осо-бен-но на сим-по-си-ях), празд-ни-ках в честь во-енных по-бед, в це-ре-мо-ни-аль-ных (как пра-ви-ло, не свя-зан-ных с трау-ром) про-цес-си-ях, в те-ат-ре и бы-ту для со-про-во-ж-де-ния пе-ния и тан-ца. В клас-сическую эпо-ху вы-сту-п-ле-ния и кон-кур-сы ки-фа-ре-дов и ки-фа-ри-стов бы-ли обя-за-тель-ной ча-стью спор-тив-ных со-стя-за-ний и об-ще-гре-че-ских празд-неств (игр) в честь бо-гов. Лира - ат-ри-бут Апол-ло-на, с ней так-же ас-со-ции-ру-ют-ся Гер-мес, му-зы, Кас-тор и Пол-лукс, Па-рис, Эрос. В ис-то-рию во-шли зна-ме-ни-тые му-зы-кан-ты: Тер-пандр, Пин-дар, Ти-мо-фей Ми-лет-ский, Стра-то-ник Афин-ский и др.

Во II веке до н. э. Лира бы-ла за-ве-зе-на из Древ-ней Гре-ции в Древ-ний Рим. Из-вест-на в Древ-нем Ира-не [например, шах Вах-рам V Гур (V век н. э.) дер-жал при дво-ре ис-пол-ни-тель-ниц на греческой Лире, ко-то-рая об-оз-на-ча-лась тер-ми-ном «ка-нор», встре-чаю-щим-ся в па-мят-ни-ках т. н. пех-ле-вий-ской литературы], Древ-ней Ар-ме-нии, древ-них го-су-дар-ст-вах Средней Азии.

Лиры по-ны-не рас-про-стра-не-ны в ря-де стран Аф-ри-ки и Ма-лой Азии. Для профессиональной му-зы-ки на-ро-да ам-ха-ра в Су-да-не и Эфио-пии ха-рак-тер-ны Лиры с кор-пу-сом пря-мо-уголь-ным (8-9-струн-ная бе-гэн-на) и ок-руг-лым (6-струн-ный кы-рар, 5-струн-ная дита из пан-ци-ря че-ре-па-хи), 4-6-струн-ные Лиры ар-ха-ического ви-да встре-ча-ют-ся в Ке-нии, Уган-де, Ан-го-ле, Ма-ли и других стра-нах.

К ти-пу Лира при-над-ле-жит так-же груп-па щип-ко-вых и смыч-ко-вых ин-ст-ру-мен-тов Северной и Западной Ев-ро-пы: рот-та, кро-та, йоухик-ко (финская), хий-у-кан-нель (эстонская) и др. Са-мые ран-ние ар-хео-ло-гические на-ход-ки да-ти-ру-ют-ся V-VIII веками (Анг-лия); един-ст-вен-ный эк-зем-п-ляр по-доб-но-го ин-ст-ру-мен-та, от-но-ся-щий-ся к куль-ту-ре Древ-ней Ру-си, - т. н. гус-ли с иг-ро-вым ок-ном (из-вест-ны как «гус-ли Сло-ви-ша»; Ве-ли-кий Нов-город, XI век). В тра-диционной куль-ту-ре стран Скан-ди-на-вии и При-бал-ти-ки та-кие ин-ст-ру-мен-ты встре-ча-лись до начала XX века.

Сло-во «Лира» тра-ди-ци-он-но при-ме-ня-ет-ся и к ин-ст-ру-мен-там других ти-пов. В Ита-лии XV - начала XVII веков су-ще-ст-во-ва-ла ли-ра да брач-чо (пред-ше-ст-вен-ни-ца скрип-ки). В стра-нах Южной Ев-ро-пы по-ны-не бы-ту-ют фольк-лор-ные смыч-ко-вые лют-не-вид-ные ин-ст-ру-мен-ты: греческая ли-ра, сербская и хорватская ли-ри-ца. Под названием ко-лёс-ная ли-ра из-вес-тен струн-ный ме-ха-нический ин-ст-ру-мент.

Турция - государство на западе Азии и частично на крайнем юго-востоке Европы. Азиатская часть Турции называется Анатолией, европейская - Восточной Фракией. Площадь 767,1 тысяч кв. км. Население 76 256 тысяч человек. Столица Анкара. С октября 1923 года - республика. Основная статья доходов страны – туризм. За счет этого в обращении находятся доллары и евро.

Турецкая лира – официальная валюта Турции. Она также служит официальной валютой Турецкой Республики Северный Кипр, признанной исключительно Турцией. Исторически название «лира» происходит от латинского слова Libra, переводимого как «весы», и позднее используемого для обозначения меры веса серебра при расчетах купцов - так называемого тройского фунта.

1 лира равна 100 курушам. Номиналы действующих банкнот: 200, 100, 50, 20, 10, 5 лир. Монеты: 1 лира, 50, 25, 10, 5, 2 и 1 куруш. Код Турецкой Лиры по ISO - 4217, официальное сокращение - TRY, но в быту часто используется предыдущее сокращение - YTL (от аббревиатуры Yeni Turk Liras, что переводится как «Новая турецкая лира»).

Право на эмиссию имеет Центробанк Турции. В настоящее время в Турции используется режим плавающего валютного курса. Критерием эффективности курсовой политики (курсовой якорь) выступают показатели инфляции. Турецкая лира имеет нестабильный курс по отношению к другим валютам мира.

В марте 2012 года у турецкой лиры появился графический символ, который прошел строгий отбор среди 8 тысяч поданных на открытый конкурс вариантов. По замыслу авторов символ национальной турецкой валюты будет способствовать повышению узнаваемости и укреплению лиры. Он представляет похожую на якорь дважды перечеркнутую букву, представляющую собой нечто среднее между t и l.

Деньги Турции являются средством платежа, а также выполняют многие другие функции.

ИСТОРИЯ ТУРЕЦКОЙ ЛИРЫ

История денежного обращения Турции восходит к временам Османской Империи, просуществовавшей с 1299 до конца 19 века. В качестве денег широко использовались драгоценные металлы . Древние монеты выпускались султанами и несли на себе их имена, но не портреты - в соответствии с исламской традицией.

В 1327 году Орханом были отчеканены акче («беловатый»). Эта мелкая серебряная монета имела хождение на территории Османской империи и сопредельных ей государств в 14 - 19 веках.

Первой золотой монетой (цехин) в османской империи был султани или алтун. Ее начали чеканить при Сулеймане I Великолепном в 1454 году после завоевания Константинополя.

Начиная с 1623 года вплоть до 1930 года в обращении была и серебряная турецкая монета – пара. Затем использовалась исключительно как счетная единица, 1/40 куруша. Куруш (kurush) - это мелкая турецкая монета, использовался в Османской Империи с 1688 года.

Турецкая лира впервые стала официальной валютой в Османской империи в 1844 году. Она заменила предыдущую валюту – куру, которую не изъяли из обращения, а использовали для размена лир. В то время 1 лира стоила 100 куру.

В 1844-1881 годы турецкая лира была создана на основе биметаллизма (металлические денежные системы, построенные на фиксированном отношении стоимости серебра к золоту). Одна лира стоила 6,61519 грамма чистого золота или 99,8292 грамма чистого серебра . В 1881 году был принят стандарт, основанный на золоте, а во время Первой мировой войны лира «порвала свои отношения» со стоимостью драгоценных металлов.

С начала XX века в Турции было выпущено 9 серий банкнот. В конце XX века, во время действия 7 серии, турецкая лира считалась нестабильной валютой, ее курс менялся практически каждый день, а номиналы банкнот доходили до 20000000 лир.

В конце декабря 2003 Национальное собрание страны приняло закон, по которому ликвидируются 6 нулей валюты и формируется турецкая лира нового образца. 1 января 2005 года была введена в обращение "новая турецкая лира" 8 серии, заменяя предшествующую лиру по ставке 1 лира нового образца = 1000000 лир старого образца.

Следующая, 9 серия была выпущена 1 января 2009 года и купюры 8 серии перестали быть действительными после 31 декабря 2009 года (хотя их можно свободно обменять в Центральном банке до 31 декабря 2019 года). Банкноты 9 серии имеют надписи "турецкая лира" без слова "новая", как в 8.

БАНКНОТЫ ТУРЕЦКОЙ ЛИРЫ

В денежном обращении находятся купюры номиналом 5, 10, 20, 50, 100 и 200 лир. На лицевой стороне всех турецких банкнот размещается портрет Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя и первого президента Турции, под руководством которого была упразднена власть султана и провозглашена республика.

5 турецких лир. Размер 64х130 мм. Цвет коричневый.


На обратной стороне изображен портрет выдающегося турецкого историка Айдына Сайылы (Ayd n SAYILI), фрагмент Солнечной системы, структура атома и фрагмент цепочки ДНК.

10 турецких лир. Размер 64х136 мм. Цвет красный.


На лицевой стороне изображен портрет Ататюрка.


На обратной стороне изображен портрет математика Джахита Арфа (Cahit Arf) и выведенная им формула инварианта Арфа квадратичной формы.

20 турецких лир. Размер 68х142 мм. Цвет зеленый.


На лицевой стороне изображен портрет Ататюрка.


На обратной стороне изображен портрет выдающегося турецкого архитектора Мимара Кемаледдина, здание Университета Гази, акведук, геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр.

50 турецких лир. Размер 68х148 мм. Цвет оранжевый.


На лицевой стороне изображен портрет Ататюрка.


На обратной стороне изображен портрет турецкой писательницаы Фатмы Алийе Топуз (Fatma Aliye Han m), стопка бумаг, чернильница с пером, книги.
Первая женщина, изображенная на турецкой банкноте.

100 турецких лир. Размер 72х154 мм. Цвет синий.


На лицевой стороне изображен портрет Ататюрка.


На обратной стороне изображен портрет турецкого музыканта Бухуризаде Итри, сидящая фигура Руми, музыкальные инструменты, нотные знаки.

200 турецких лир. Размер 72х160 мм. Цвет лиловый.


На лицевой стороне изображен портрет Ататюрка.


На обратной стороне изображены: портрет турецкого поэта Юнуса Эмре (Yunus Emre), умершего в 1321 году, его мавзолей, летящие голуби, розы.

Чем больше купюра, тем раньше жила изображенная на ней историческая фигура. 200 лир - самая большая банкнота в Турции.

Помимо турецкой лиры, в стране в ходу доллары США, евро и фунты стерлингов, которые принимают к оплате в магазинах, ресторанах и гостиницах в крупных городах и на курортах. Однако в провинции расплатиться иностранной валютой затруднительно.

Турецкая лира защищена от подделок многими способами. На каждой банкноте есть водный знак, голографическая полоска, изменяющая цвет. В правом углу банкноты выбита цифра номинала, которую можно попробовать на ощупь, что позволяет распознавание номинала с помощью прикосновения. В турецких купюрах используются системы многоступенчатой защиты. Это делает их одними из самых технологичных денежных знаков в странах Восточного Средиземноморья.

Из - за быстрого износа турецких лир встал вопрос о введении в оборот пластиковых банкнот. По износу пластиковые банкноты в пять раз эффективнее бумажных, что значительно продлевает срок их службы. На сегодняшний день уже много стран с успехом используют пластиковые деньги в обороте. Стоят они на 50% дороже от своих предшественников, но по продолжительности износа они в пять раз долговечнее бумажных. Преимущества пластиковых банкнот перед бумажными очевидны, они не намокают, не стираются, ну и самое главное - их не подделаешь.

МОНЕТЫ

Новые монеты выпущены в номиналах 1, 5, 10, 25, 50 курушей и 1 лира. На аверсе турецких монет отпечатан портрет Ататюрка, на реверсе – номинал, орнамент и год чеканки. Единственное исключение составляет монета достоинством 50 курушей: на ней - висячий мост, достопримечательность Стамбула.


1 турецкая лира. Биметалл: кольцо – латунь (Cu 79%, Ni 4%, Zn 17%), вставка – медно-никелево-цинковый сплав (Cu 65%, Ni 18%, Zn 17%). Диаметр 26,15 мм, толщина 1,90 мм, масса 8,20 грамм. Гурт рифленый. Монета введена в обращение 01.01.2009 году.
Аверс: в центре, в круге, влево голова Мустафы Кемаля (Ататюрка) (1881 – 1938), оттоманского и турецкого политика, государственного деятеля и военачальника, основателя и первого лидера Республиканской народной партии Турции; первого президента Турецкой Республики с 29 октября 1923 по 10 ноября 1938 гг. Под портретом – точка, по краю монеты круговая надпись: TURKIYE CUMHURIYETI.
Реверс: в центре – номинал в две строки на фоне орнамента: 1 TURK LIRASI. В верхней части монеты – полумесяц со звездой, в нижней – год выпуска.

50 курушей. Биметалл: кольцо – медно-никелево-цинковый сплав (Cu 65%, Ni 18%, Zn 17%), вставка – латунь (Cu 79%, Ni 4%, Zn 17%). Диаметр 23,85 мм, толщина 1,90 мм, масса 6,80 грамм. Гурт рифленый. Монета введена в обращение 01.01.2009 году.
Аверс: в центре, в круге, влево голова Мустафы Кемаля (Ататюрка). Под портретом – точка, по краю монеты круговая надпись: TURKIYE CUMHURIYETI.
Реверс: в центре – номинал в две строки: 50 KURUS. на фоне "Ататюркского моста", соединяющего европейскую и азиатскую части Турции, которые символически изображены в нижней части монеты. В верхней части монеты полумесяц со звездой, в нижней – год выпуска.

25 курушей. Диаметр 20,5 мм, толщина 1,65 мм, масса 4 грамма, состав: 65 % меди, 18 % никеля и 17 % цинка, гурт ребристый. Монета введена в обращение 01 января 2009 года.

10 курушей. Диаметр 18,5 мм, толщина 1,65 мм, масса 3,15 грамма, состав 65 % меди, 18 % никеля и 17 % цинка, гурт гладкий. Монета введена в обращение 01 января 2009 года.
Аверс: Мустафа Кемаль Ататюрк.
Реверс: номинал, узор, год чеканки.

5 курушей. Диаметр 17,5 мм, толщина 1,65 мм, масса 2,9 грамма, состав: 65 % меди, 18 % никеля и 17 % цинка, гурт гладкий. Монета введена в обращение 01 января 2009 года.
Аверс: Мустафа Кемаль Ататюрк.
Реверс: номинал, узор, год чеканки.

1 куруш. Диаметр 16,5 мм, толщина 1,35 мм, масса 2,2 грамма, состав: 70 % меди и 30 % цинка, гурт гладкий. Монета введена в обращение 01 января 2009 года.
Аверс: Мустафа Кемаль Ататюрк.
Реверс: номинал, узор, год чеканки.

Туристам на заметку

В туристических местах принимаются к оплате как доллары, так и евро , но лучше иметь при себе турецкие лиры. Обменять валюту можно в банках, обменных пунктах, отелях, на почте. В банках курс не самый выгодный, но подтверждение об обмене, на основании которого можно обменять неиспользованные турецкие лиры, дают только они. В обменных пунктах зачастую он более привлекательный, хотя есть вероятность столкнуться с неприятными неожиданностями. Наиболее привлекательный курс, как правило, наблюдается в почтовых отделениях (желтая вывеска с надписью "PTT").

Ни в коем случае не стоит верить отельным и трансферным гидам, говорящим, что у них самый выгодный курс и что в других местах вас непременно обманут. С рук менять деньги категорически не рекомендуется! Тем более, что курс на «черном рынке» не особо отличается.

Провозить деньги лучше всего часть наличными, а часть на карте. Наличные деньги могут потребоваться на паспортном контроле. В Турции никто не отменял закон, требующий от въезжающих в страну иметь на руках обоснование прилета (туристический ваучер, турпутевка, приглашение на мероприятие) и наличные деньги из расчета 50 долларов в сутки. Просят их предъявить весьма редко, но никто от этого не застрахован. Пластиковая карта в этом случае аргументом не будет, даже если на ней очень большая сумма.

Карты систем VISA Electron, Maestro и American Express лучше не брать, так как некоторые банкоматы просто не воспринимают их всерьез и частенько задерживают. Классические VISA и Master Card принимаются совершенно повсеместно и обслуживаются всеми банкоматами. Лучше берите рублевую карту.

В Турции ходовыми считаются мелкие купюры. Если вы за обедом расплатитесь купюрой в 200 лир, то сдачу будете ждать до вечера. Поэтому старайтесь обменивать деньги с разменом, то есть так, чтобы иметь как можно больше мелких купюр достоинством 5, 10 и 20 турецких лир. Понятия сдача с 1 доллара или евро не существует.

В лавках торговцев на многочисленных базарах разницы в валюте иногда нет вовсе. То есть товар стоит условно 50... и неважно чего: лир, долларов или евро. Поэтому иметь в кармане турецкие лиры не просто удобно, но и выгодно. На рынках следует торговаться за каждую лиру. Если компромисс по цене не достигнут, можно спокойно уходить, но обязательно с улыбкой.

Многие товары стоят в Турции дешевле, чем в России. К примеру, ювелирные украшения, предметы гардероба, аксессуары, бытовая техника. Неудивительно, ведь многие из этих товаров везут в российские города именно из Турции. Транспортные расходы и накрутка цены перекупщиками ведет к удорожанию их стоимости. Поэтому шопинг в Турции считается не только увлекательным, но и выгодным занятием.