Л.Н.Толстой полная биография. Лев николаевич толстой С какими произведениями познакомился толстой в детстве

Графа Льва Толстого, классика российской и мировой литературы, называют мастером психологизма, создателем жанра романа-эпопеи, оригинальным мыслителем и учителем жизни. Произведения гениального писателя – величайшее достояние России.

В августе 1828 года в имении Ясная Поляна в Тульской губернии родился классик российской литературы. Будущий автор «Войны и мира» стал четвертым ребенком в семье именитых дворян. По отцовской линии он принадлежал к старинному роду графов Толстых, служивших и . По материнской линии Лев Николаевич – потомок Рюриков. Примечательно, что у Льва Толстого и общий предок – адмирал Иван Михайлович Головин.

Мама Льва Николаевича – урожденная принцесса Волконская – скончалась от родовой горячки после рождения дочери. На тот момент Льву не было и двух лет. Спустя семь лет умер глава семейства – граф Николай Толстой.

Уход за детьми лег на плечи тетки писателя – Т. А. Ергольской. Позже опекуншей осиротевших детей стала вторая тетушка – графиня А. М. Остен-Сакен. После ее смерти в 1840 году дети переехали в Казань, к новой опекунше – сестре отца П. И. Юшковой. Тетушка повлияла на племянника, и детство в ее доме, считавшемся самым веселым и гостеприимным в городе, писатель назвал счастливым. Позже Лев Толстой описал впечатления от жизни в усадьбе Юшковых в повести «Детство».


Силуэт и портрет родителей Льва Толстого

Начальное образование классик получил дома от немецких и французских преподавателей. В 1843 году Лев Толстой поступил в Казанский университет, выбрав факультет восточных языков. Вскоре из-за низкой успеваемости перешел на другой факультет – юридический. Но и здесь не преуспел: через два года оставил университет, не получив степени.

Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну, желая по-новому наладить отношения с крестьянами. Затея провалилась, зато молодой человек исправно вел дневник, любил светские развлечения и увлекся музыкой. Часами Толстой слушал , и .


Разочаровавшись жизнью помещика после проведенного в деревне лета, 20-летний Лев Толстой покинул имение и перебрался в Москву, а оттуда в Петербург. Молодой человек метался между подготовкой к кандидатским экзаменам в университете, занятиями музыкой, кутежами с картами и цыганами, и мечтами стать то чиновником, то юнкером конногвардейского полка. Родные называли Льва «самым пустяшным малым», а раздавать наделанные им долги пришлось годами.

Литература

В 1851 году брат писателя – офицер Николай Толстой – уговорил Льва ехать на Кавказ. Три года Лев Николаевич жил в станице на берегу Терека. Природа Кавказа и патриархальная жизнь казачьей станицы позже отобразились в повестях «Казаки» и «Хаджи-Мурат», рассказах «Набег» и «Рубка леса».


На Кавказе Лев Толстой сочинил повесть «Детство», которую опубликовал в журнале «Современник» под инициалами Л. Н. Вскоре написал продолжения «Отрочество» и «Юность», объединив повести в трилогию. Литературный дебют оказался блестящим и принес Льву Николаевичу первое признание.

Творческая биография Льва Толстого развивается стремительно: назначение в Бухарест, перевод в осажденный Севастополь, командование батареей обогатили писателя впечатлениями. Из-под пера Льва Николаевича вышел цикл «Севастопольских рассказов». Сочинения молодого литератора поразили критиков смелым психологическим анализом. Николай Чернышевский нашел в них «диалектику души», а император прочитал очерк «Севастополь в декабре месяце» и выразил восхищение талантом Толстого.


Зимой 1855 года 28-летний Лев Толстой прибыл в Петербург и вошел в кружок «Современник», где его радушно встретили, назвав «великой надеждой русской литературы». Но за год писательская среда с ее спорами и конфликтами, чтениями и литературными обедами надоела. Позже в «Исповеди» Толстой признался:

«Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел».

Осенью 1856 года молодой писатель уехал в имение Ясная Поляна, а в январе 1857 – за границу. Полгода Лев Толстой путешествовал по Европе. Побывал в Германии, Италии, Франции и Швейцарии. Вернулся в Москву, а оттуда – в Ясную Поляну. В родовом имении занялся обустройством школ для крестьянских ребятишек. В окрестностях Ясной Поляны с его участием появилось двадцать учебных заведений. В 1860-м писатель много путешествовал: в Германии, Швейцарии, Бельгии он изучал педагогические системы европейских стран, чтобы применить увиденное в России.


Особую нишу в творчестве Льва Толстого занимают сказки и сочинения для детей и подростков. Писатель создал для маленьких читателей сотни произведений, среди которых добрые и поучительные сказки «Котенок», «Два брата», «Еж и заяц», «Лев и собачка».

Школьное пособие «Азбука» Лев Толстой написал для обучения детей письму, чтению и арифметике. Литературно-педагогическая работа состоит из четырех книг. Писатель включил в нее поучительные истории, былины, басни, а также методические советы учителям. В третью книгу вошел рассказ «Кавказский пленник».


Роман Льва Толстого "Анна Каренина"

В 1870 годы Лев Толстой, продолжая учить крестьянских детей, написал роман «Анна Каренина», в котором противопоставил две сюжетные линии: семейную драму Карениных и домашнюю идиллию молодого помещика Левина, с которым отождествлял себя. Роман лишь на первый взгляд казался любовным: классик поднял проблему смысла существования «образованного сословия», противопоставив ему правду мужицкой жизни. «Анну Каренину» высоко оценил .

Перелом в сознании писателя отразился в произведениях, написанных в 1880-ых. Духовное прозрение, меняющее жизнь, занимает центральное место в рассказах и повестях. Появляются «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий» и рассказ «После бала». Классик российской литературы рисует картины социального неравенства, бичует праздность дворян.


В поисках ответа на вопрос о смысле жизни Лев Толстой обратился к Русской православной церкви, но и там не нашел удовлетворения. Писатель пришел к убеждению, что христианская церковь коррумпирована, а под видом религии священники продвигают ложное учение. В 1883 году Лев Николаевич основал издание «Посредник», где изложил духовные убеждения с критикой Русской православной церкви. За это Толстого отлучили от церкви, за писателем наблюдала тайная полиция.

В 1898 году Лев Толстой написал роман «Воскресение», получивший одобрительные рецензии критиков. Но успех произведения уступал «Анне Карениной» и «Войне и миру».

Последние 30 лет жизни Лев Толстой с учением о ненасильственном сопротивлении злу признан духовным и религиозным лидером России.

"Война и мир"

Лев Толстой недолюбливал свой роман «Война и мир», называя эпопею «многословной дребеденью». Произведение классик писал в 1860-х, живя с семьей в Ясной Поляне. Первые две главы, названные «1805 год», напечатал «Русский вестник» в 1865 году. Спустя три года Лев Толстой написал еще три главы и завершил роман, вызвавший бурные споры критиков.


Лев Толстой пишет "Войну и мир"

Черты героев произведения, написанного в годы семейного счастья и душевного подъема, романист взял из жизни. В княжне Марье Болконской узнаваемы черты матери Льва Николаевича, ее склонность к рефлексии, блестящее образование и любовь к искусству. Чертами отца – насмешливость, любовь к чтению и охоте – писатель наградил Николая Ростова.

При написании романа Лев Толстой трудился в архивах, изучал переписку Толстых и Волконских, масонские рукописи, побывал на Бородинском поле. Молодая жена помогала ему, переписывая черновики набело.


Роман читался взахлеб, поразив читателей широтой эпического полотна и тонким психологическим анализом. Лев Толстой характеризовал произведение как попытку «написать историю народа».

По подсчетам литературоведа Льва Аннинского, к концу 1970 годов только за рубежом произведения российского классика экранизировали 40 раз. До 1980-го эпопею «Война и мир» сняли четырежды. Режиссеры Европы, Америки и России сняли 16 фильмов по роману «Анна Каренина», «Воскресение» экранизировано 22 раза.

Впервые «Войну и мир» экранизировал режиссер Петр Чардынин в 1913 году. Более всего известен фильм, снятый советским режиссером в 1965 году.

Личная жизнь

На 18-летней Лев Толстой женился в 1862 году, когда ему исполнилось 34 года. Граф прожил с супругой 48 лет, но жизнь пары трудно назвать безоблачной.

Софья Берс – вторая из трех дочерей врача Московской дворцовой конторы Андрея Берса. Семья жила в столице, но летом отдыхала в тульском имении неподалеку от Ясной Поляны. Впервые Лев Толстой увидел будущую жену ребенком. Софья получила домашнее образование, много читала, разбиралась в искусстве и окончила Московский университет. Дневник, который вела Берс-Толстая, признан образцом мемуарного жанра.


В начале супружеской жизни Лев Толстой, желая, чтобы между ним и женой не было тайн, дал Софье прочитать дневник. Шокированная супруга узнала о бурной молодости мужа, увлечении азартными играми, разгульной жизни и крестьянской девушке Аксинье, ждавшей от Льва Николаевича ребенка.

Первенец Сергей родился в 1863 году. Вначале 1860-х Толстой взялся за написание романа «Война и мир». Софья Андреевна помогала мужу, несмотря на беременность. Всех детей женщина учила и воспитывала дома. Пятеро из 13 детей умерли в младенческом или раннем детском возрасте.


Проблемы в семье начались после окончания работы Льва Толстого над «Анной Карениной». Писатель погрузился в депрессию, выражал недовольство жизнью, которую так старательно обустраивала в семейном гнезде Софья Андреевна. Нравственные метания графа привели к тому, что Лев Николаевич потребовал от родных отказаться от мяса, алкоголя и курения. Толстой заставлял жену и детей одеваться в крестьянскую одежду, которую сам мастерил, и пожелал отдать нажитое имущество крестьянам.

Софья Андреевна приложила немалые усилия, чтобы отговорить мужа от идеи раздать добро. Но произошедшая ссора расколола семью: Лев Толстой ушел из дома. Вернувшись, писатель возложил обязанность переписывать черновики на дочерей.


Смерть последнего ребенка – семилетнего Вани – ненадолго сблизила супругов. Но вскоре взаимные обиды и непонимание отдалили их окончательно. Софья Андреевна находила утешение в музыке. В Москве женщина брала уроки у преподавателя, к которому появились романтические чувства. Их отношения остались дружескими, но граф не простил жене «полуизмены».

Роковая ссора супругов случилась в конце октября 1910 года. Лев Толстой ушел из дома, оставив Софье прощальное письмо. Он написал, что любит ее, но иначе поступить не может.

Смерть

82-летний Лев Толстой в сопровождении личного врача Д. П. Маковицкого покинул Ясную Поляну. В пути писатель заболел и сошел с поезда на железнодорожной станции Астапово. Последние 7 дней жизни Лев Николаевич провел в домике станционного смотрителя. За новостями о состоянии здоровья Толстого следила вся страна.

Дети и жена приехали на станцию Астапово, но Лев Толстой не хотел никого видеть. Не стало классика 7 ноября 1910 года: он умер от воспаления легких. Супруга пережила его на 9 лет. Похоронили Толстого в Ясной Поляне.

Цитаты Льва Толстого

  • Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.
  • Все приходит к тому, кто умеет ждать.
  • Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
  • Всякий пусть метет перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста.
  • Без любви жить легче. Но без нее нет смысла.
  • У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю все, что у меня есть.
  • Мир движется вперед благодаря тем, кто страдает.
  • Величайшие истины - самые простые.
  • Все строят планы, и никто не знает, проживет ли он до вечера.

Библиография

  • 1869 – «Война и мир»
  • 1877 – «Анна Каренина»
  • 1899 – «Воскресение»
  • 1852-1857 – «Детство». «Отрочество». «Юность»
  • 1856 – «Два гусара»
  • 1856 – «Утро помещика»
  • 1863 – «Казаки»
  • 1886 – «Смерть Ивана Ильича»
  • 1903 – «Записки сумасшедшего»
  • 1889 – «Крейцерова соната»
  • 1898 – «Отец Сергий»
  • 1904 – «Хаджи-Мурат»

Граф Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 г. в имении своего отца Ясной Поляне, в Тульской губернии. Толстые – старая русская дворянская фамилия; один представитель этой семьи, глава петровской тайной полиции Петр Толстой , был произведен в графы. Мать Толстого – урожденная княжна Волконская. Его отец и мать послужили прообразами для Николая Ростова и княжны Марьи в Войне и мире (см. краткое содержание и анализ этого романа). Они принадлежали к высшей русской аристократии, и родовая принадлежность к высшему слою правящего класса резко отличает Толстого от других писателей его времени. Он никогда не забывал о ней (даже когда это его осознание стало совершенно отрицательным), всегда оставался аристократом и держался в стороне от интеллигенции.

Детство и отрочество Льва Толстого прошло между Москвой и Ясной Поляной, в большой семье, где было несколько братьев. Он оставил необыкновенно живые воспоминания о своем раннем окружении, о своих родственниках и слугах, в чудесных автобиографических заметках, которые написал для своего биографа П. И. Бирюкова. Мать его умерла, когда ему было два года, отец – когда ему было девять лет. Дальнейшим его воспитанием ведала тетка, мадмуазель Ергольская, предположительно послужившая прообразом Сони в Войне и мире .

Лев Толстой в молодости. Фото 1848 г.

В 1844 г. Толстой поступил в Казанский университет, где сначала изучал восточные языки, а потом право, но в 1847 г. он вышел из университета, не получив диплома. В 1849 г. он обосновался в Ясной Поляне, где пытался стать полезным своим крестьянам, но вскоре понял, что его старания не приносят пользы, потому что ему не хватает знаний. В студенческие годы и после ухода из университета, он, как водилось у молодых людей его класса, вел беспорядочную жизнь, наполненную погоней за наслаждениями – вино, карты, женщины, – несколько похожую на ту жизнь, которую вел Пушкин перед ссылкой на юг. Но Толстой был неспособен с легким сердцем принимать жизнь как она есть. С самого начала дневник его (существующий с 1847 года) свидетельствует о неутолимой жажде умственного и нравственного оправдания жизни, жажде, которая навсегда осталась направляющей силой его мысли. Этот же дневник был первым опытом выработки той техники психологического анализа, которая стала впоследствии главным литературным оружием Толстого. Первая его попытка испробовать себя в более целеустремленном и творческом роде писательства относится к 1851 г.

Трагедия Льва Толстого. Документальный фильм

В том же году, испытывая отвращение к своей пустой и бесполезной московской жизни, он отправился на Кавказ к терским казакам, где поступил юнкером в гарнизонную артиллерию (юнкер означает доброволец, вольноопределяющийся, но благородного происхождения). На следующий год (1852) он закончил свою первую повесть (Детство ) и послал ее Некрасову для публикации в Современнике . Некрасов немедленно ее принял и написал об этом Толстому в очень ободряющих тонах. Повесть имела немедленный успех, и Толстой сразу же выдвинулся на заметное место в литературе.

На батарее Лев Толстой вел довольно легкую и необременительную жизнь юнкера со средствами; место для постоя тоже было приятным. У него было много свободного времени, большую часть которого он тратил на охоту. В тех немногих боях, в которых ему пришлось участвовать, он проявил себя очень хорошо. В 1854 г. он получил офицерский чин и по его просьбе был переведен в армию, сражавшуюся с турками в Валахии (см. Крымская война), где он принял участие в осаде Силистрии. Осенью того же года он присоединился к Севастопольскому гарнизону . Там Толстой увидел настоящую войну. Он участвовал в обороне знаменитого Четвертого бастиона и в сражении на Черной речке и высмеял дурное командование в сатирической песне – единственном известном нам его сочинении в стихах. В Севастополе им были написаны знаменитые Севастопольские рассказы , которые появлялись в Современнике , когда осада Севастополя еще продолжалась, что очень усилило интерес к их автору. Вскоре после оставления Севастополя Толстой поехал в отпуск в Петербург и Москву, а на следующий год вышел из армии.

Только в эти годы, после Крымской войны, Толстой общался с литературным миром. Литераторы Петербурга и Москвы встретили его как выдающегося мастера и собрата. Как он признавался впоследствии, успех очень польстил его тщеславию и гордыне. Но с литераторами он не сошелся. Он был слишком аристократом, чтобы ему могла прийтись по вкусу эта полубогемная интеллигенция. Для него они были слишком неловкими плебеями, они же возмущались, что их компании он явно предпочитает свет. По этому поводу они с Тургеневым обменялись колкими эпиграммами. С другой стороны, самый его склад ума был не по сердцу прогрессивным западникам . Он не верил ни в прогресс, ни в культуру. К тому же его неудовольствие литературным миром усилилось из-за того, что новые его произведения их разочаровали. Все, что он писал после Детства , не показывало никакого движения к новшествам и развитию, и критики Толстого не сумели понять экспериментальную ценность этих несовершенных произведений (см. подробнее в статье Раннее творчество Толстого). Все это способствовало его прекращению отношений с литературным миром. Кульминацией стала шумная ссора с Тургеневым (1861), которого он вызвал на дуэль, а потом принес за это свои извинения. Вся эта история очень типична, и в ней проявился характер Льва Толстого, с его затаенной конфузливостью и чувствительностью к обидам, с его нетерпимостью к мнимому превосходству других людей. Единственные литераторы, с которыми он сохранил дружеские отношения, были реакционер и «земельный лорд» Фет (в доме которого и разыгралась ссора с Тургеневым) и демократ-славянофил Страхов – люди, совершенно не сочувствовавшие главному направлению тогдашней прогрессивной мысли.

Годы 1856–1861 Толстой провел между Петербургом, Москвой, Ясной Поляной и заграницей. Он ездил за границу в 1857 (и снова – в 1860–1861 гг.) и вынес оттуда отвращение к эгоизму и материализму европейской буржуазной цивилизации. В 1859 г. он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и в 1862 г. начал издавать педагогический журнал Ясная Поляна , в котором удивил прогрессивный мир утверждением, что не интеллигенты должны учить крестьян, а скорее крестьяне интеллигентов. В 1861 г. он принял пост мирового посредника, пост, введенный для наблюдения за тем, как проводится в жизнь освобождение крестьян . Но неудовлетворенная жажда нравственной прочности продолжала его мучить. Он забросил разгул своей юности и стал подумывать о женитьбе. В 1856 г. он сделал первую неудачную попытку жениться (на Арсеньевой). В 1860 г. он был глубоко потрясен смертью своего брата Николая – это была его первая встреча с неизбежной реальностью смерти. Наконец в 1862 г., после долгих колебаний (он был убежден, что поскольку он стар – тридцать четыре года! – и некрасив, ни одна женщина его не полюбит) Толстой сделал предложение Софье Андреевне Берс, и оно было принято. Они поженились в сентябре того же года.

Женитьба – одна из двух главных вех жизни Толстого; второй вехой стало его обращение . Его всегда преследовала одна забота – как оправдать свою жизнь перед своей совестью и достичь стойкого нравственного благополучия. Когда он был холостяком, то колебался между двумя противоположными желаниями. Первым было страстное и безнадежное устремление к тому цельному и нерассуждающему, «естественному» состоянию, которое он нашел среди крестьян и особенно среди казаков, в чьем селе он жил на Кавказе: это состояние не стремится к самооправданию, ибо оно свободно от самосознания, этого оправдания требующего. Он пытался найти такое не задающееся вопросами состояние в сознательном подчинении животным импульсам, в жизни своих друзей и (и тут он был ближе всего к его достижению) в любимом своем занятии – охоте. Но он был неспособен удовлетвориться этим навсегда, и другое столь же страстное желание – найти рациональное оправдание жизни – уводило его в сторону каждый раз, когда ему казалось, что он уже достиг довольства собой. Женитьба была для него вратами в более стабильное и продолжительное «естественное состояние». Это было самооправдание жизни и разрешение мучительной проблемы. Семейная жизнь, нерассуждающее принятие ее и подчинение ей отныне стало его религией.

Первые пятнадцать лет своей брачной жизни Толстой жил в блаженном состоянии довольного прозябания, с умиротворенной совестью и умолкнувшей потребностью в высшем рациональном оправдании. Философия этого растительного консерватизма выражена с огромной творческой силой в Войне и мире (см. краткое содержание и анализ этого романа). В семейной жизни он был исключительно счастлив. Софья Андреевна, почти еще девочка, когда он на ней женился, без труда стала такой, какой он хотел ее сделать; он объяснил ей свою новую философию, и она была ее несокрушимой твердыней и неизменной хранительницей, что привело в конце концов к распаду семьи. Супруга писателя оказалась идеальной женой, матерью и хозяйкой дома. Кроме того, она стала преданной помощницей мужа в литературной работе – всем известно, что она семь раз переписала Войну и мир от начала до конца. Она родила Толстому множество сыновей и дочерей. У нее не было личной жизни: вся она растворилась в жизни семейной.

Благодаря толстовскому разумному управлению имениями (Ясная Поляна была просто местом жительства; доход приносило большое заволжское имение) и продаже его произведений состояние семьи увеличилось, как и сама семья. Но Толстой, хоть и поглощенный и удовлетворенный своей самооправданной жизнью, хоть и прославивший ее с непревзойденной художественной силой в лучшем своем романе, все-таки не в состоянии был полностью раствориться в семейной жизни, как растворилась его жена. «Жизнь в искусстве» тоже не поглощала его так, как его собратьев. Червячок нравственной жажды, хоть и доведенный до крошечных размеров, так никогда и не умер. Толстого постоянно волновали вопросы и требования нравственности. В 1866 г. он защищал (неудачно) перед военным судом солдата, обвиненного в том, что он ударил офицера. В 1873 г. он опубликовал статьи о народном образовании, на основании которых проницательный критик Михайловский сумел предсказать дальнейшее развитие его идей.

В 1828 году в поместье Ясная Поляна, 26 августа, родился будущий великий русский писатель Лев Толстой. Семья была родовитой - предок его был знатный вельможа, получивший за выслуги перед царем Петром графский титул. Мать была из древнего дворянского рода Волконских. Принадлежность к привилегированному слою общества оказывала влияние на поведение и мысли писателя всю его жизнь. Краткая биография Толстого Льва Николаевича в полной мере не раскрывает всю историю древнего рода семьи.

Безмятежная жизнь в Ясной Поляне

Детство писателя было вполне благополучным, несмотря на то, что он рано потерял мать. Благодаря семейным рассказам он сохранил ее светлый образ в своей памяти. Краткая биография Толстого Льва Николаевича свидетельствует о том, что отец был воплощением для писателя красоты и силы. Он привил мальчику любовь к псовой охоте, которая в подробностях впоследствии была описана в романе «Война и мир».

Близкие отношения были и со старшим братом Николенькой - он учил маленького Левушку разным играм и рассказывал ему интересные истории. Первая повесть Толстого - «Детство» - содержит в себе много автобиографических воспоминаний о детских годах самого писателя.

Юность

Безмятежное радостное пребывание в Ясной Поляне было прервано из-за смерти отца. В 1837 году семья под опеку тетки. В этом городе, как утверждает краткая биография Льва Николаевича Толстого, прошла юность писателя. Здесь он поступил в 1844 году в университет - сначала на философский, а потом на юридический факультет. Правда, учеба мало привлекала его, студент больше предпочитал различные увеселения и кутежи.

В этот биография Толстого Льва Николаевича характеризует его как человека, пренебрежительно относившегося к людям низшего, неаристократического сословия. Он отрицал историю как науку - в его глазах она не имела никакой практической пользы. Резкость своих суждений писатель сохранил на протяжении всей жизни.

В роли помещика

В 1847 году, так и не окончив университет, Толстой решает вернуться в Ясную Поляну и попробовать устроить быт своих крепостных людей. Действительность резко расходилась с представлениями писателя. Крестьяне не понимали намерений барина, и краткая биография Толстого Льва Николаевича описывает опыт его хозяйствования как неудачный (писатель поделился им в своем рассказе «Утро помещика»), вследствие чего он покидает свое поместье.

Путь становления писателя

Несколько последующих лет, проведенных в Петербурге и Москве, не прошли для будущего великого прозаика даром. С 1847 по 1852 годы ведутся дневники, в которых тщательно выверяет все свои мысли и размышления Лев Николаевич Толстой. Краткая биография повествует, что во время службы на Кавказе параллельно ведется работа над повестью «Детство», которая чуть позже будет напечатана в журнале «Современник». Это положило начало дальнейшему творческому пути великого русского писателя.

Впереди писателя ждет создание его великих произведений "Война и мир" и «Анна Каренина», а пока он оттачивает свой стиль, печатаясь в «Современнике» и купаясь в благосклонных отзывах критиков.

Поздние годы творчества

В 1855 году Толстой ненадолго приезжает в Петербург, но буквально через пару месяцев покидает его и селится в Ясной Поляне, открыв там школу для крестьянских детей. В 1862 году вступает в брак с Софьей Берс и в первые годы очень счастлив.

В 1863-1869 годы писался и прерабатывался роман "Война и мир", который мало напоминал классический вариант. В нем отсутствуют традиционные ключевые элементы того времени. Вернее сказать, они присутствуют, но не являются ключевыми.

1877 год - Толстым закончен роман "Анна Каренина", в котором неоднократно используется прием внутреннего монолога.

Начиная со второй половины 60-х годов Толстой переживает который удалось преодолеть только на рубеже 1870-80-х путем полного переосмысления своей прежней жизни. Тогда возникает Толстого - его жена категорически не принимала его новые взгляды. Идеи позднего Толстого схожи с социалистическим учением, с той лишь разницей, что он был противником революции.

В 1896-1904 годы Толстой закончил повесть которая была опубликована уже после его смерти, произошедшей в ноябре 1910 года на станции Астапово Рязано-Уральской дороги.

Быть одним из лучших писателей мировой истории – почетное право, и Лев Николаевич Толстой его заслужил, оставив после себя огромное творческое наследие. Рассказы, повести, романы, которые представлены целой серией томов, по достоинству оценили не только современники писателя, но и потомки. В чем секрет этого гениального автора, который смог уместить в своей жизни и « »?

Вконтакте

Детство писателя

Где родился будущий беллетрист? Мастер пера появился на свет в 1828 году 9 сентября в имении своей матери Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии . Семья Льва Николаевича Толстого была большой. Отец имел графский титул , а мать была урождённой принцессой Волконской . Когда ему исполнилось два года, умерла мать, а еще через 7 лет — отец.

Лев был четвертым ребенком в дворянской семье, так что не был обделен вниманием родни. Литературный гений никогда не думал о своих утратах с сердечной болью. Напротив, сохранились только теплые воспоминания о детской поре, ведь мать и отец были очень ласковы с ним. В одноименном произведении автор идеализирует свои детские годы и пишет о том, что это было самое чудесное время жизни.

Образование маленький граф получал дома, куда приглашали французских и немецких учителей . По окончании школы Лев свободно владел тремя языками, а также имел обширные познания в разных областях . Кроме того, юноша увлекался музыкальным творчеством, мог подолгу играть произведения любимых композиторов: Шумана, Баха, Шопена и Моцарта.

Юные годы

В 1843 году молодой человек становится студентом Императорского Казанского университета , выбирает факультет восточных языков, однако, позже меняет специальность из-за низкой успеваемости и начинает заниматься юриспруденцией. Окончить курс не удается. Юный граф возвращается в свое имение с тем, чтобы стать настоящим фермером .

Но и здесь его подстерегает неудача: частые разъезды полностью отвлекают хозяина от важных дел поместья. Ведение своего дневника – единственное занятие, которое делалось с потрясающей скрупулёзностью: привычка, которая сохранилась на всю жизнь и стала фундаментом большинства будущих произведений.

Важно! Бездействовать долго горе-студент не стал. Дав уговорить себя брату, пошел служить юнкером на юг, после чего, пробыв в кавказских горах какое-то время, получил перевод в Севастополь. Там с ноября 1854 по август 1855 года юный граф участвовал в .

Раннее творчество

Богатый опыт, приобретенный на полях сражений, а также в эпоху юнкерства, подтолкнул будущего писателя к созданию первых литературных произведений . Еще в годы службы юнкером, обладая большим количеством свободного времени, граф начинает работать над своей первой автобиографической повестью «Детство».

Природная наблюдательность, особое чутье ярко отразились в стиле: автор писал о том, что было близко, понятно не только ему одному. Жизнь и творчество сливаются воедино.

В повести «Детство» каждый мальчик или молодой человек узнал бы себя. Первоначально повесть была рассказом и публиковалась в журнале «Современник» в 1852 году . Примечательно, что уже первый рассказ был великолепно принят критиками, и юного беллетриста сравнили с Тургеневым, Островским и Гончаровым , что уже было настоящим признанием. Все эти мастера слова уже были довольно известны и любимы народом.

Какие произведения написал Лев Толстой в то время?

Молодой граф, почувствовав, что, наконец, нашел свое призвание, продолжает работу. Из-под пера один за другим выходят блестящие рассказы, повести, которые вмиг становятся популярными благодаря самобытности и потрясающему реалистическому подходу к действительности: «Казаки» (1852), «Отрочество» (1854), «Севастопольские рассказы» (1854 – 1855), «Юность» (1857).

В литературный мир стремительно врывается новый писатель Лев Толстой , который поражает воображение читателя детализированными подробностями, не скрывает правду и применяет новую технику письма: второй сборник «Севастопольских рассказов» написан от лица солдат, чтобы еще больше приблизить повествование к читателю. Молодой автор не боится открыто, откровенно писать об ужасах и противоречиях войны. Персонажи — не герои с картин и полотен художников, а простые люди, которые способны совершать настоящие подвиги ради спасения жизней других.

Принадлежать к какому-то ни было литературному течению или быть сторонником конкретной философской школы Лев Николаевич отказался, объявив себя анархистом . Позже мастер слова в ходе религиозного поиска встанет на нужный путь, а пока перед молодым, успешным гением лежал весь мир, и быть одним из многих не хотелось.

Семейное положение

В Россию, где жил и родился, Толстой возвращается после разгульной поездки по Парижу без единого гроша в кармане. Здесь состоялась женитьба на Софье Андреевне Берс , дочери врача. Эта женщина была главной сподвижницей в жизни Толстого, стала ему опорой до самого конца.

Софья выражала готовность быть секретарем, женой, матерью его детей, подругой и даже уборщицей, хотя имение, для которого слуги были обычным делом, всегда содержалось в образцовом порядке.

Графский титул постоянно обязывал домочадцев соблюдать определенный статус. Со временем муж с женой разошлись в религиозных взглядах: Софья не понимала и не принимала попытки любимого человека создать свое философское вероучение и следовать ему.

Внимание! Только старшая дочь писателя Александра поддерживала начинания отца: в 1910 году они вместе совершили паломническую поездку. Другие дети обожали папу, как великолепного рассказчика, хотя и довольно строгого родителя.

По воспоминаниям потомков, отец мог выбранить маленького пакостника, но уже через мгновение посадить к себе на колени, пожалеть, на ходу сочиняя занятную историю. В литературном арсенале знаменитого реалиста есть много детских произведений, рекомендованных к изучению в дошкольном и младшем школьном возрасте – это «Книга для чтения» и «Азбука». В первом произведении собраны рассказы Л.Н. Толстого для 4 класса школы, которая была организована в имении Ясная Поляна.

Сколько детей было у Льва и Софьи? Всего родилось 13 детей , трое из которых умерли во младенчестве.

Зрелость и творческий расцвет писателя

С тридцатидвухлетнего возраста у Толстого начинается работа над его главным произведением – романом-эпопеей Первую часть опубликовали в 1865 году в журнале «Русский вестник», а в 1869 году свет увидела окончательная редакция эпопеи. Большая часть 1860-х годов была посвящена этому монументальному труду, который граф неоднократно переписывал, исправлял, дополнял, а в конце жизни настолько устал от него, что назвал «Войну и мир» — «многословной дребеденью». Роман написан в Ясной Поляне.

Произведение, длиною в четыре тома, получилось, поистине, уникальным. Какие преимущества его отличают? Это прежде всего:

  • историческая правдивость;
  • действие в романе как реалистичных, так и вымышленных персонажей, число которых перевалило за тысячу по подсчетам филологов;
  • вкрапление в канву сюжета трех исторических эссе о законах истории; точность в описании быта и повседневности.

Это основа романа – путь человека, его положение и смысл жизни складывается именно из этих обыденных поступков.

После успеха военно-исторической эпопеи автор начинает работать над романом «Анна Каренина» , взяв за основу многое из своей автобиографии. В частности, отношения Китти и Левина – это частичные воспоминания жизни самого автора с женой Софьей, некая краткая биография писателя, а также отражение канвы реальных событий русско-турецкой войны.

Роман публиковался в 1875 — 1877 году, и почти сразу стал самым обсуждаемым литературным событием того времени. История Анны, написанная с поразительной теплотой, вниманием к женской психологии, произвела фурор. До него только Островский в своих поэмах обращался к женской душе и раскрывал богатый внутренний мир прекрасной половины человечества . Естественно, высокие гонорары за произведение не заставили себя ждать, ведь каждый образованный человек читал «Каренину» Толстого. После выхода этого достаточно светского романа, автор совсем не радовался, а находился в постоянных душевных терзаниях.

Смена мировоззрения и поздние литературные успехи

Многие годы жизни были посвящены поиску смысла жизни , что и привело писателя к православной вере, однако, этот шаг лишь запутывает графа. Лев Николаевич видит в церковной диаспоре коррупцию, полное подчинение личным убеждениям, что не соответствует тому вероучению, которого жаждала его душа.

Внимание! Лев Толстой становится вероотступником и даже издает обличительный журнал «Посредник» (1883), из-за которого его отлучают от церкви и обвиняют в «ереси».

Однако Лев не останавливается на этом и пытается идти по пути очищения, делая достаточно смелые шаги. Например, раздает все свое имущество бедным , чему категорически воспротивилась Софья Андреевна. Муж неохотно переписал на нее все имущество и отдал авторские права на произведения, а поисков своего предназначения все же не бросил.

Данный период творчества характеризуется огромным религиозным подъемом – создаются трактаты и нравственные рассказы. Какие же произведения с религиозным подтекстом написал автор? Среди самых успешных работ в период с 1880 по 1990 годы были:

  • повесть «Смерть Ивана Ильича» (1886), описывающая человека при смерти, который пытается понять и осмыслить свою «пустую» жизнь;
  • повесть «Отец Сергий» (1898), направленная на критику своих же религиозных исканий;
  • роман «Воскресение», повествующий о моральной боли Катюши Масловой и путях ее нравственного очищения.

Завершение жизненного пути

Написав за свою жизнь множество произведений, граф предстал перед современниками и потомками сильным религиозным лидером и духовным наставником, таким, как Махатма Ганди, с которым вел переписку. Жизнь и творчество писателя пронизывает идея о том, что необходимо ежечасно сопротивляться злу всеми силами своей души , при этом демонстрируя смирение и сберегая тысячи жизней. Мастер слова сделался настоящим учителем среди заблудших душ. Устраивались целые паломнические поездки в имение Ясная Поляна, ученики великого Толстого приезжали «познавать себя», часами напролет слушая своего идейного гуру, которым литератор стал на склоне лет.

Автор-наставник принимал каждого, кто приходил с проблемами вопросами и чаяниями души, готов был раздать свои сбережения и приютить странников на любой срок. К сожалению, это повышало градус напряженности в отношениях с женой Софьей и, в конце концов, вылилось в нежелание великого реалиста жить в своем доме . Вместе с дочерью Лев Николаевич отправился в паломничество по России, желая путешествовать инкогнито, но часто это было безрезультатно – их узнавали везде.

Где умер Лев Николаевич? Ноябрь 1910 года стал для писателя роковым: уже будучи больным, он остановился в домике начальника железнодорожной станции, где и умер 20 ноября. Лев Николаевич был настоящим кумиром. Во время похорон этого, поистине, народного писателя, по воспоминаниям современников, люди плакали навзрыд и шли за гробом многотысячной толпой. Людей было так много, словно хоронили царя.

Краткая биография Л. Н. Толстого

Лев Толстой. Краткая биография.

Вывод

Рассказ о жизни и творчестве Льва Толстого можно вести бесконечно, об этом написано множество монографий. Романы писателя до сих пор остаются эталоном литературного искусства, а военная эпопея «Война и мир» вошла в золотую коллекцию величайших произведений мира. Лев Николаевич стал первым писателем, который обратил внимание на глубины человеческого подсознания, неосознанные и утонченные мотивы характера, а также на великую роль повседневности, определяющей всю сущность личности.

Нет такого человека, который бы не читал художественных произведений Льва Николаевича Толстого. Школьник заканчивает изучение букваря чтением коротеньких рассказов Льва Николаевича и далее не расстается с великим знатоком человеческой души и непревзойденным мастером слова в течение всех школьных лет. Не все, однако, знают, что Лев Николаевич Толстой является также замечательным учителем и воспитателем детей, великим педагогом .

Школа Толстого в Ясной поляне

Вопросы воспитания волновали великого писателя на протяжении всей его долгой жизни. Делу воспитания детей он отдавался с такой же страстностью, с какой творил свои художественные произведения.

По возвращении из университета в Ясную Поляну Лев Николаевич занимается с крестьянскими детьми в Яснополянской школе . Будучи офицером и принимая участие в боевых операциях на Кавказе, Л. Н. Толстой пишет «Детство» и «Отрочество» - произведения одновременно поэтические, психологические и педагогические. По окончании Крымской войны, в которой Л. Н. Толстой проявил себя пламенным патриотом и мужественным защитником Севастополя на самых опасных участках, - он наряду с другими художественными произведениями пишет повесть «Юность» и тем заканчивает трилогию, посвященную становлению человеческой личности.

К тридцатилетнему возрасту Лев Николаевич Толстой стал общепризнанным, знаменитым писателем. Перед ним открылось широкое и благодарное поле литературной деятельности и славы. Но его волнуют трудные вопросы воспитания народа. Он возвращается в Ясную Поляну и решает целиком отдаться делу воспитания и обучения детей. В одном из его писем этого времени (1860 г.) читаем: «Любителям антиков, к которым я принадлежу, никто не мешает читать серьезные стихи и повести и серьезно толковать о них. Другое теперь нужно. Не нам нужно учиться, а нам нужно Марфутку и Тараску выучить хоть немножко тому, что мы знаем».

Работая в Яснополянской школе и наблюдая работу учителей других немногих школ для крестьянских детей, Лев Николаевич убеждается в полной непригодности установившихся методов воспитания и обучения. Чтение педагогической литературы не дало ответов на волнующие его вопросы. В 1860 году Лев Николаевич едет за границу, изучает воспитательные учреждения Германии, Италии, Франции, Бельгии, Англии. Но и здесь ни теория, ни практика воспитания и обучения детей не удовлетворили великого чадолюбца. Вот выдержка из его дневника: «Был в школе. Ужасно. Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети».

Педагогическая деятельность, система Л. Н. Толстого

По возвращении из-за границы Лев Николаевич превращает свою Яснополянскую школу в своего рода педагогическую лабораторию по выработке новой системы воспитания и обучения . Одновременно в качестве мирового посредника Крапивенского уезда Тульской губернии учреждает ряд новых школ для крестьянских детей. Для освещения своего опыта и опыта работавших под его руководством учителей издает педагогический журнал «Ясная Поляна». Постановка воспитания и обучения в Яснополянской школе была отрицанием всех устоев феодально-бюрократической педагогики, ревностно охраняемых правительством крепостников. Вместо муштры, палочной дисциплины и зубрежки- внимательное человечное отношение к детям, дружная и свободная жизнь ребенка в школьном коллективе, сознательное изучение элементов науки. Детей не принуждали учиться, а они приходили в школу с рассветом и уходили из нее поздно вечером. Детей не наказывали, не били, а они добровольно подчинялись требованиям учителя, признавали его авторитет и вели себя примерно.

Дух свободы витал над Яснополянской школой. Это не могло не беспокоить чиновников крепостнического правительства. Летом 1862 года в отсутствие Льва Николаевича Толстого был произведен обыск в «крамольной» школе. Искали тайную типографию и нелегальную литературу. И хотя ничего крамольного не было найдено, Лев Николаевич принужден был оставить работу в своей школе и прекратить издание журнала «Ясная Поляна». И тем не менее трехлетний опыт Яснополянской школы и статьи Толстого в журнале «Ясная Поляна» произвели на передовых русских людей огромное впечатление. Была показана новая школа на практике. Была доказана возможность осуществления разумной, подлинно человечной системы воспитания и образования детей.

Работая ряд лет над эпопеей «Война и мир», Толстой не переставал думать о детях, их воспитании, о школьной работе. В письме к А. А. Толстой в 1865 году он пишет: «Я все много думаю о воспитании, жду с нетерпением времени, когда начну учить своих детей, собираюсь тогда открыть новую школу и собираюсь написать резюме всего того что я знаю о воспитании и чего никто не знает, или с чем никто не согласен». Закончив роман «Война и мир», Л. Н. Толстой вновь всю свою кипучую энергию направляет на решение больших теоретических и практических вопросов воспитания детей. Он пишет «Азбуку» в четырех книгах, в которой по существу даны материалы по всем предметам начальной школы,- от алфавита до художественных рассказов, статей по естествознанию и материалов по арифметике. Какое значение придавал Л. Н. Толстой своей работе над «Азбукой», можно судить по следующей выдержке из одного его письма к А. А. Толстой: «Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке только будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее и что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть».

Закончив работу над «Азбукой», Л. Н. Толстой вновь принимается за решение той же задачи: он пишет «Новую азбуку» в одной книжке, а вслед за тем - «Книги для чтения».

Как истинный ученый, Лев Николаевич Толстой не доверял своему педагогическому чутью и своему знанию детей. Все свои учебники для школы он лично сам и через посредство учителей и членов своей семьи проверял в школах.

Живя в Москве, Лев Николаевич посещал школы и даже пытался получить место учителя в одной из начальных школ. Однако Министерство народного просвещения не сочло возможным доверить ему обучение детей.

Интерес к школе и детям Лев Николаевич Толстой донес до самой своей смерти. Незадолго до смерти он провел беседу с детьми Яснополянской школы по поводу розданного им журнала «Солнышко».

Чем можно объяснить глубокий интерес величайшего из писателей к вопросам воспитания детей народа? На этот вопрос отвечает сам Лев Николаевич. Он пишет: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. Ах, батюшки! Как бы вытащить! И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе». Л. Н. Толстой был пламенным патриотом своей Родины. Он видел могущество и славу своей Родины в развитии творческих сил народа. На каждом шагу он убеждался, что господство помещиков и идущих им на смену капиталистов не только материально разоряет народ, трудящихся, но и держит его в темноте, невежестве. Завладев всеми благами культуры и технического прогресса, помещики и капиталисты с помощью этой культуры и этого прогресса еще более закабаляют народ и грабят его, обрекают трудящихся на нищету и моральное одичание. В просвещении народа он видел важнейшее средство возрождения своей Родины.

Вклад Льва Толстого в педагогику

Интересующиеся вопросами воспитания, найдут в педагогических сочинениях Л. Н. Толстого очень много свежих, правильных идей и мыслей . Читать Толстого - истинное наслаждение, несмотря на противоречивость многих его утверждений и парадоксов. В каждой его строчке вы чувствуете живую мысль, зоркий глаз, великую любовь к человеку и великую веру в него. Перед вами встают живые, умные, жизнерадостные, способные на творчество и великие труды, морально чистые крестьянские дети.

«Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас, или нам у крестьянских ребят?» - так озаглавливает Л. Н. Толстой одну из замечательнейших своих статей. В этой статье он подробно описывает проведенные им уроки сочинения рассказов в Яснополянской школе. После многих неудачных методических приемов, подтверждавших неспособность детей к самостоятельной творческой работе, Лев Николаевич предложил детям написать рассказ на пословицу: «Ложкой кормит, стеблем глаза колет». Сперва ребята не приняли предложение учителя.

«- Да ее как напишешь?- сказал Федька, и все другие, насторожившие было уши, вдруг отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и принялись за свои прежде начатые работы.
- Ты сам пиши,- сказал мне кто-то.
Все были заняты своим делом; я взял перо и чернильницу и стал писать.
- Ну,- сказал я,- кто лучше напишет,- и я с вами».

Так необычно начался урок. Дети заинтересовались. Первая страница сочинения Льва Николаевича была ими забракована. Началось коллективное творчество. Увлечение, энтузиазм были необычными. «Мы работали,- пишет Лев Николаевич,- с 7 до 11 часов; они не чувствовали ни голода, ни усталости и еще рассердились на меня, когда я перестал писать; взялись сами писать по переменкам…»

Дети проявили не только свой интерес к «сочинительству», но и большое художественное чутье, верность и меткость глаза, глубину переживаний, чистоту нравственных определений и чувств. Лев Николаевич был потрясен своим открытием. «Мне и страшно, и радостно было, как искателю клада, который бы увидал цвет папоротника: радостно было потому, что вдруг, совершенно неожиданно, открылся мне тот философский камень, который я тщетно искал два года,- искусство учить выражению мыслей; страшно потому, что это искусство вызывало новые требования, целый мир желаний, не соответственный среде, в которой жили ученики, как мне казалось в первую минуту. Ошибиться нельзя было. Это была не случайность, а сознательнее творчество».

За первой удачей последовали другие, еще более блестящие успехи. Вся современная Л. Н. Толстому педагогика и представить не могла, чтобы одиннадцатилетние крестьянские ребята могли сочинять повести, а Толстой печатал рассказы и повести, сочиненные яснополянскими учениками, как образцы подлинного искусства. Литературные критики могли лишь восхищаться и недоумевать.

В педагогике был совершен переворот. Л. Н. Толстой открыл педагогике ребенка. Он неопровержимо доказал всему миру, что ребенок, если ему предоставлена возможность творчества, если ему верят, если с ним обходятся по-человечески, если ему помогают, а не понукают и не начиняют всякой непонятной ему всячиной, проявляет ум, настойчивость и способен подняться до подлинного художественного творчества.

Лев Николаевич Толстой не смог научно объяснить своего педагогического открытия, будучи в плену идеализма. Идеал воспитания, по его словам, находится не впереди, а позади нас, так как ребенок родится на свет совершенным в смысле гармонии в отношении правды, красоты и добра.

Немало критиков посмеялось над порядками Яснополянской школы, в которой не было ни строго устава, ни строго установленного режима, ни строго установленных программ, где каждый учился тому, что было для него интересно. Но сквозь весь этот внешний беспорядок всякий внимательный педагог видит великую силу Яснополянской школы Толстого. Дети в ней учились со всей энергией и даже страстью. Это потому, что в этой школе детей уважали, о них заботились, интересы их изучали и старались учить интересно.

Учение есть серьезный и часто тяжелый труд. Толстой доказал, что это - увлекательный труд, если только учитель найдет должный предмет, будет учить тому, что надо для жизни и применит соответствующие детской природе и детским интересам методы. Умейте открыть душу ребенка, дайте пищу его уму, дайте направление его неиссякаемой энергии, и он будет прилежен, старателен, трудолюбив. При интересном преподавании и правильной организации ученик без страха и без палки усвоит в тысячу раз больше, чем при принудительном преподавании.

Из журнала «Семья и школа» о вкладе Льва Толстого в педагогику, 1960 год

Вам понравилось? Нажмите кнопочку: