Счастливая семья в русской классической литературе. Роль семьи в жизни человека в произведениях художественной литературы Пример счастливой семьи из литературы

Лариса ТОРОПЧИНА

Лариса Васильевна ТОРОПЧИНА - учитель московской гимназии №1549, заслуженный учитель России.

Тема дома и семьи в русской литературе XIX века

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям.
(Л.Н. Толстой)

Т ема дома и семьи - одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской в частности. Её отголоски слышны ещё в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве») . Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Пётр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских») , а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу - это ли не доказательство преданности мужа и жены друг другу! Восхищения достойна и семья главы русской старообрядческой церкви - неистового протопопа Аввакума, разделившая с мужем и отцом тяготы изгнания и страдания за веру («Житие протопопа Аввакума» ). Вспомним эпизод, когда измученная долгой пешей дорогой по “стране варварской” протопопица, обращаясь к мужу, восклицает: “Долго ли мука сея, протопоп, будет?” И, услышав от него в ответ: “Марковна, до самыя до смерти!” - покорно говорит: “Добро, Петрович, ино ещё побредём”.

Статья опубликована при поддержке компании "Премиумлим", которая реализует оптом и в розницу банки двух основных типов: банка ско и банка твист-офф объемом от 0,5 до 3 л. Кроме того, в интернет-каталоге компании на страницеhttp://banka-mkad.ru/katalog/category/view/3/ представлены также крышки, закаточные машинки, стерилизаторы и ключи – одним словом все то, без чего невозможно консервирование. Среди поставщиков только проверенные временем компании, продукция которых заслужила только положительные отзывы потребителей, и наилучшим образом соответствующая соотношению "цена-качество". Кроме того, в отличие от многих мелких компаний, "Премиумлим" осуществляет доставку стеклобанок и сопутствующих товаров не только по Москве, но и по России в целом.

Говоря о русской литературе XVIII века, учащиеся, конечно, вспомнят семью Простаковых (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» ), в которой нет любви и согласия между супругами (запуганный Простаков во всём подчиняется грубой, властной жене, единолично распоряжающейся и имением, и слугами, и домом). Слепое обожание госпожой Простаковой единственного сына Митрофанушки принимает самые уродливые формы: главное для неё - женить своё избалованное дитя на богатой девушке. Когда же мечты о свадьбе рушатся, да ещё, как выясняется в конце пьесы, имение, по судебному решению, берут в опеку, госпожа Простакова обращается к сыну, видя в нём единственную поддержку и опору. В ответ же слышит от Митрофана: “Отвяжись, матушка, как навязалась!” Стало быть, ни о какой сердечной привязанности сына к матери и речи быть не может, и такой результат, по мнению комедиографа, закономерен: это “злонравия достойные плоды”.

А вот взаимоотношения скромной селянки Лизы и её матери (повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» ), напротив, должны, по мнению авторасентименталиста, вызывать у читателя умиление: мать и дочь нежно привязаны друг к другу, вместе переживают потерю отца и мужа - кормильца. Бедность не мешает героиням сохранять чувство собственного достоинства. Старушка мать радуется искренней любви дочери к молодому дворянину Эрасту, а сама Лиза, решившись на самоубийство, прежде всего думает о матери и просит “любезную подружку” Анюту о ней позаботиться.

О тяжкой участи крестьянских семей, где мужчины­кормильцы вынуждены, нарушая христианские правила, работать на пашне по воскресеньям (в остальное время они трудятся на “помещика жёстокосердного”), а вечно голодные дети в глаза не видели “барской еды” (сахара), упоминает в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев.

“Мысль семейная” широко прослеживается в литературе XIX века. Вспомним семью Лариных (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» ), где между мужем и женой царило согласие и взаимопонимание, хотя супруга распоряжалась хозяйством, “мужа не спросясь”. Эта патриархальная поместная семья, где исправно “хранили в жизни мирной привычки милой старины”, а дочери воспитывались на причудливом сочетании чтения французских романов и наивной веры в “преданья простонародной старины… сны, карточные гаданья и предсказания луны”, вызывает и у читателей, и у автора добрую, слегка снисходительную улыбку. А.С. Пушкин отмечает, что, когда помещик Дмитрий Ларин отошёл в мир вечного покоя, он был искренне оплакан “детьми и верною женой чистосердечней, чем иной”. Может быть, такой семьи недоставало Евгению Онегину, не знавшему истинной родительской любви и ласки: ведь его отец был поглощён жизнью высшего света, “долгами жил… давал три бала ежегодно и промотался наконец”, о матери героя автор романа вообще не упоминает, с ранних лет Евгений был отдан под опеку “мадам”, которую затем “месье… сменил”. Возможно, отсутствие настоящей семьи в детстве и юности впоследствии не позволило Онегину ответить взаимностью на чувство деревенской “смиренной девочки” Татьяны. Он, хоть и “живо тронут был”, “получив посланье Тани”, искренне уверен в том, что ему и Татьяне “супружество… будет мукой”, потому что сам долго любить не способен: “привыкнув, разлюблю тотчас”. Может быть, именно поэтому создатель произведения наказывает своего “доброго приятеля” одиночеством и душевным страданием в конце романа.

А как нелепо выглядит вторжение в семейную жизнь персонажей лермонтовского Печорина (роман «Герой нашего времени» ). Пресытившийся жизнью уже в молодости, одинокий герой ищет острых, необычных ощущений, которые могли бы вырвать его из состояния скепсиса и равнодушия. Поэтому, увлёкшись Бэлой и выкрав её с помощью Азамата, он, по сути, обрекает семью “мирного князя” на гибель (глава «Бэла»). Печорин, которого, по его словам, судьбе было угодно “кинуть в мирный круг честных контрабандистов” , разрушил их семью, пусть и весьма своеобразную: Янко и “ундина” вынуждены уехать, опасаясь доноса на них “странствующего офицера”, старуха обречена на смерть, а слепой мальчик - на страдания (глава «Тамань»). Вера, вышедшая, по воле обстоятельств, замуж за нелюбимого человека, - единственная женщина, к которой Печорин по-настоящему привязан. Но его любовь не приносит героине ничего, кроме душевных страданий, потому что семейное счастье и Печорин - понятия несовместимые. Искренне жаль читателю гордую красавицу Мери, полюбившую героя и уверенную в том, что её ждёт предложение руки и сердца, а затем счастливая супружеская жизнь. Увы, Печорин, встретившись с девушкой для объяснения, “твёрдым голосом и с принуждённою усмешкою” говорит: “…я над вами смеялся… я не могу на вас жениться” (глава «Княжна Мери»). А как не посочувствовать добросердечному Максиму Максимычу, не имевшему своей семьи и искренне, как к сыну, привязавшемуся к Печорину! Холодность и равнодушие, какие герой выказывает при встрече с пожилым штабс-­капитаном через несколько лет после расставания, больно ранят душу старого служаки (глава «Максим Максимыч»). Не случайно о смерти Печорина автор сообщает всего одной строкой: “Печорин, возвращаясь из Персии, умер”. Герой не сумел создать семьи, не оставил после себя потомства, его жизнь оказалась “ровным путём без цели”, “пиром на празднике чужом”.

Русская литература второй половины XIX века тоже представляет читателю целую череду произведений, которые смело можно назвать “семейными”. Вспомним «Грозу» А.Н. Островского : её главные герои - члены семьи купчихи Кабановой, которая жёстко и властно управляет сыном, невесткой и дочерью. Героиня, фанатично соблюдающая “старые порядки”, по верному замечанию Кулигина, настоящая “ханжа”: “нищих оделяет, а домашних своих заела совсем”. В страхе держит своё семейст­во и “ругатель, каких поискать”, “пронзительный мужик” Савёл Прокофьич Дикой, а его запуганная жена с самого утра умоляет домочадцев: “Голубчики, не рассердите”. Именно против такого семейного уклада, где всё держится на слепом повиновении и страхе одних перед другими, выступает Катерина, решившаяся на самоубийство, потому что для неё невозможна жизнь в доме деспотичной свекрови и безвольного, нелюбимого мужа.

“Семейным романом” можно назвать и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» , где мы встречаемся сразу с несколькими семействами: из первой главы узнаём об отце и матери братьев Кирсановых - бое­вом генерале и его верной подруге, проживших в любви и согласии много лет; с нежностью повествует автор о семейном гнёздышке Николая Петровича и его жены Маши, где царили всегда доброта, взаимопонимание, уют. Да и в Фенечке, женщине простой, бесхитростной, искренне привязанной к марьинскому помещику, подарившей ему сына Митю, умеющей обустроить быт в имении и варить варенье из “кружовника”, Николай Петрович словно увидел продолжение милой, рано ушедшей из жизни Маши, память о которой никогда не покинет его сердца. Аркадий повторит путь отца: молодой человек тоже ищет тихого семейного счастья, он готов заниматься делами имения, забыв о юношеском увлечении нигилизмом (“…сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход”), у него рождается сын, названный в честь деда Николаем. А какое восхищение вызывают “старики Базаровы”, души не чающие в ненаглядном “Енюшеньке” и с заботливым вниманием относящиеся друг к другу. Да и сам Базаров, под маской снисходительной усмешки прячущий свою любовь к родителям, перед смертью просит Одинцову позаботиться об отце и матери: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…”

С разными семьями как крестьян, так и помещиков знакомимся мы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» : это и краткие упоминания о семье старухи, сокрушающейся, что ей “домой идти тошнее, чем на каторгу”; и эпизод с признанием крестьянина Вавилы в сердечной привязанности к внучке-“егозе”, мечтающей получить от деда в подарок “козловые ботиночки”; и рассказ тянущегося к красоте Якима Нагого о тяготах, которые испытывают крестьянские семьи. Но прежде всего это семьи помещиков (главы «Помещик», «Последыш») и крестьянки Матрёны Тимофеевны Корчагиной (глава «Крестьянка») - о них подробно говорилось в моей статье «“Мысль семейная” в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”» (2004. № 24).

В романеэпопее «Война и мир» одной из ведущих, по определению самого Л.Н. Толстого, является “мысль семейная”. Писатель утверждал, что “люди как реки”: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока - с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных - начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций. В центре произведения два семейства - Ростовых и Болконских. Главные качества членов семьи Ростовых - абсолютная искренность, доверчивость, естественные движения души. Не случайно и мать, и дочь носят одно имя - этим подчёркивается их близость. А об отце, графе Илье Андреевиче, Толстой скажет: “Он - сама распущенная доброта”. Чуткая, отзывчивая, восторженная и ранимая Наташа, наделённая счастливым даром “читать тайное” людей и природы; очаровательный в своей наивности и душевной щедрости Петя; открытый, прямодушный Николай - все они уна­следовали от родителей способность к сочувствию, сопереживанию, соучастию. Ростовы - настоящая семья, в которой царят мир, согласие, любовь.

Незаурядностью привлекают к себе Болконские. Отец, Николай Андреевич, “с блеском умных и молодых глаз”, “внушающий чувство почтительности и даже страха”, энергичен и деятелен. Он почитал только две людские добродетели - “деятельность и ум” и постоянно чем­нибудь был занят, в том числе воспитанием и обучением детей, не доверяя и не поручая последнего никому. У сына, Андрея, отец вызывает восхищение своим острым аналитиче­ским умом и обширными, глубокими знаниями. Он сам - так же, как и его сестра Марья, - наделён гордостью и чувством собственного достоинства. Марья и Андрей отлично понимают друг друга, во многом обнаруживают единство взглядов, их связывает не только кровное родство, но и настоящая дружба. Впоследствии по-отцовски требовательной будет княжна Марья к своим детям, в Николеньке станет видеть продолжение любимого брата, а старшего сына назовёт Андрюшей.

“Душевные сокровища” открывает писатель в любимых своих героях. Не зря Пьер, размышляя о том, что одобрил бы Платон Каратаев, ставший для Безухова идеалом доброты и совестливости, говорит Наташе: “Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всём благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас”.

В пьесах А.П. Чехова «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад» мы не видим благополучных - даже внешне - семей. До крайности напряжены отношения Константина Треплева с матерью - известной провинциальной актрисой Аркадиной («Чайка»). Герои не могут, да и не стараются понять друг друга, а в порыве гнева способны дойти до прямых оскорблений: “скряга”, “оборвыш”. Мечтают вырваться из омута обывательской жизни провинциального городка сестры Прозоровы («Три сестры»), но суждено ли этой мечте сбыться?
“В Москву! В Москву!” - эти слова, как заклинание, звучат в течение всей пьесы, но это лишь слова, а не действия. Действует же в семье только один человек - Наташа, вздорная мещанка, прибравшая к рукам и безвольного мужа, и весь дом - наследственное гнездо Прозоровых. Распадается семья Раневских–Гаевых («Вишнёвый сад»): уезжает в Париж, забрав у дочери последние деньги (ведь именно Ане прислала пятнадцать тысяч “ярославская бабушка”), Раневская; вынуждена пойти “в экономки” приёмная дочь Раневской Варя, так и не дождавшаяся предложения от Лопахина; собирается держать экзамен на учительницу и затем работать Аня. Но, пожалуй, самое драматичное то, что “забыли” в опустевшем доме больного Фирса, несколько десятилетий служившего этой семье верой и правдой, и что гибнет под топором новых хозяев старый вишнёвый сад, который тоже в течение столетий был словно членом семейства, а теперь вот его бросили без помощи, оставили, как и преданного господам Фирса, умирать...

“Рождённые в года глухие пути не помнят сво­его. // Мы, дети страшных лет России, забыть не в силах ничего” - так пишет в начале ХХ века Александр Блок, словно предвещая те испытания, которые выпадут в течение столетия на долю Родины и народа, на долю множества семей… Но это сюжет для другой консультации.

Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Проблема счастья (его понимания), смысла жизни»

Текст из ЕГЭ

(1)Писатель живёт ради них, своих читателей и зрителей. (2)В романах, повестях, рассказах автор непременно - порою даже непроизвольно - делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.

(3)Позже письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд. (4)Один из читателей в своём письме вспоминает, как однажды в Доме литераторов он услышал от меня строки стихотворения, автора которого я сейчас с уверенностью назвать не могу:

(5)А люди ищут счастья, Как будто Счастье, Счастье есть…

(6)Многие, очень многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»? (7)Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. (8)Отвечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. (9)Как говорил Аркадий Исаакович Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас всё хорошо?» (10)Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает всё хорошо?!

(11)А если бы вдруг и было… (12)Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье - это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. (13)Ведь если даже у вас всё вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время испытывает душевные и физические муки…

(14)Классики русской литературы проникли в глубины общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов. (15)Они постигли непостижимые сложности бытия. (16)Что же они думают о столь желанном для каждого счастье? (17)Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». (18)Под волей он разумел свободу. (19)Лермонтов искал «свободы и покоя» - и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением. (20)Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподоблялся тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!» (21)«Покой нам только снится…» - через много лет печально констатировал Александр Блок. (22)Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. (23)Но всё же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям. (24)Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто. (25)Принято считать Гёте баловнем судьбы. (26)А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы и всю жизнь свою почитал счастливой. (27)Вот вам и «абсолютно»!

(28)На памятнике отца Лермонтова в Тарханах читаем:

(29)Ты жизнь мне дал, Но счастья не дал.

(30)Ты сам на свете был гоним, Ты в жизни только зло изведал…

(31)Тяжко приходилось бессмертным. (32)«В жизни только зло изведал…» … (33)Это относилось и к самому поэту. (34)Но сколько мудрости и света подарил он людям?!

(По А. Алексину)

Вступление

Счастье – относительное понятие, ставшее главной целью существования человечества. Насколько бы различны между собой ни были люди, к счастью стремится каждый: и бедняк, и богач, и простой рабочий, и высокообразованный профессор. Старые и молодые, больные и здоровые, умные и глупые… И счастье для каждого свое.

Проблема текста

Что же такое абсолютное счастье? Каково оно? Является ли счастье смыслом человеческой жизни? Об этом размышляет А. Алексин в своем тексте.

Комментарий

Автор говорит о том, что писатели и поэты через свои произведения делятся с читателем мыслями и сомнениями, душевными переживаниями. Люди часто интересуются у творческих личностей, что же такое счастье, видимо, надеясь на их жизненный опыт и умение видеть внутренний мир.

Алексин уверен, что абсолютно счастливым быть невозможно, что никогда не может быть все хорошо. Даже если предположить, что абсолютное безграничное счастье наступило, то как можно чувствовать себя беспечно при условии страдания и мучений окружающих?

Классики русской и мировой литературы имели свое представление о счастье – для большинства это покой и свобода. Хотя немногим, точнее сказать, никому из них не пришлось испытать счастья в реальной жизни. Пушкин, Лермонтов, Блок – все они страдали, и из их страданий рождались великолепные стихи, наполненные глубочайшим смыслом.

Авторская позиция

По мнению А. Алексина, основной целью для художника, творческого человека становится не только обретение счастья, но и помощь читателям в наилучшем осмыслении своего места в жизни. В этом и состоит смысл нелегкой жизни поэтов, писателей, музыкантов, художников.

Своя позиция

Я думаю, что нести свет и лучшее понимание жизни удел не только творческих личностей, но и каждого из нас. Осознание положительного результата своих действий, стараний, трудов и есть счастье. Возможно, в этом и заключается смысл нашей недолгой жизни – дать рождение другому человеку и помочь людям ощутить ценность своего существования. Другими словами, истинное счастье – в самореализации, в борьбе за благополучие окружающего мира.

Аргумент №1

О счастье написано множество произведений. Одним из самых известных стала поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы, семеро мужиков из окрестных деревень, отправляются на поиски счастливого человека в России.

На пути им встречаются различные герои: поп, помещик, зажиточные русские мужики, живущие по чести и справедливости. Ни один из них не нашел счастья в жизни, у каждого свои трудности.

Нет счастья и у русских крестьянских женщин. Матрена Тимофеевна считается народом удачливой, хотя она работает за семерых, а в юности потеряла сына-первенца.

К сожалению, Некрасов не закончил произведение. Из его черновых записей становится понятно, что главным «счастливцем» поэмы становится именно Гриша Добросклонов – человек, живущий во благо своего народа.

Аргумент №2

Другое понимание счастья представляет Л.Н. Толстой в эпилоге к роману «Война и мир». Всю жизнь Андрей Болконский и Пьер Безухов находились в поиске ответов на вечные вопросы: ради чего мы живем? как нужно жить? есть ли счастье? в чем оно состоит?

Нравственные искания одного закончились смертью – князь Андрей погиб во время войны 1812 года. А другой обрел простое человеческое счастье – Пьер женился на Наташе Ростовой, они родили троих детей, образовали крепкую семью, ради которой строили дальнейшую жизнь, не боясь проблем и трудностей.

Наташа Ростова, в юности ветренная девушка, оказалась верной женой и замечательной матерью, положила свои личные амбиции на алтарь потребностей жизни мужа.

Семья – вот истинное наслаждение человека, его смысл жизни, его счастье.

Заключение

Каждый счастлив по-своему, у каждого свои представления о счастье. Оно достигается нелегко, ради счастья нужно жертвовать многим, тогда жизнь человека станет наполненной смысла.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа

Ростовская область Веселовский район х. Красный Октябрь

Тема семьи

в русской литературе

(на примере произведений Д.И.Фонвизина, А.С. Пушкина)

Работу выполнила

Матвиенко Татьяна, 15 лет

МОУ Краснооктябрьская СОШ, 9 класс

Руководитель

Котляренко Е.И.

учитель русского языка и литературы

МОУ Краснооктябрьской СОШ

х. Красный Октябрь

2010 год

1.Введение………………………………………………………………………3

2. Тема семьи в русской литературе 18,19 века:……………………………...5

а) Семейство Простаковых в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»;

б) Идея дома и семьи в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;

в) Изображение семьи Лариных в романе А.С.Пушкин «Евгений Онегин».

3. Заключение……………………………………………………………………15

4. Литература…………………………………………………………………….17

5. Приложение

Введение

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе,

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать?

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять?

Для любого ребенка Родина, в первую очередь, это его семья. Именно в ней закладывается фундамент и формируется личность будущего гражданина Отечества. Всем очевидно: «что посеешь, то и пожнешь». Так и в семье: какие «ростки» пустят в душе своего ребенка родители – таким он и вырастает: добрым или злым, эгоистом или великодушным, трусом или настоящим человеком.

Но, к сожалению, изменения, которые произошли в обществе, влияют на личность и семью далеко не с лучшей стороны: налицо эгоизм, расчет, приобретательство, индивидуализм, потребительство. Все это ставит родителей в очень жесткие рамки: или воспитывать детей, или зарабатывать на жизнь. Это одна проблема. Другая причина кроется в изменении моральных устоев общества. Статистика показывает, что в стране очень высокий процент распада семей.

В нашей школе, например, по состоянию на 2009-2010 год из 155 семей учащихся: 35 неполных, 6 семей асоциальных и 75 малоимущих.

Молодежь не стремится сейчас создавать свою семью. Беда всех современных родителей в том, что, зарабатывая деньги, они упускают самое главное – духовную сторону воспитания, что является «стержнем» каждой личности.

Появление огромного количества бездомных детей при живых родителях, детей сирот, распространение среди молодежи наркомании, алкоголизма, преступности - один из показателей разрушения семьи. В нашей школе обучаются 15 детей, находящихся под опекой.

Славянская семья с незапамятных времен строилась на установившихся веками традициях. Главным в семье считался мужчина, в его функции входило материальное обеспечение семьи, защита ее от внешних неблагоприятных факторов, сохранение в ней здорового морального климата; мужчина-отец обязан был готовить себе смену, растить детей, достойных продолжателей рода, обучать сыновей тому ремеслу и делу, которым занимался он сам и его предки.

Женщина была хранительницей домашнего очага, продолжательницей рода, растила и воспитывала детей, учила домашнему хозяйству дочерей, готовила их выполнять предстоящую обязанность жены и матери.

Несоблюдение этих традиций в обществе и в семье, как правило, к добру не приводило.

Поэтому я решила обратиться к произведениям тех писателей, творчество которых мы изучали на уроках литературы, и выяснить, какую роль семье отводили они.

Тема семьи в русской литературе 18,19 века

Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой растет и развивается герой, пытаясь понять его.

Семейство Простаковых в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Комедия «Недоросль» Д.И.Фонвизина - шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Главные ее действующие лица - семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. Одной из основных проблем, затронутых пьесой, является раздумье писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины.

До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, то есть возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.

Воспитание детей - это проблема государственная. Но решает ее не только система просвещения, но и каждая семья в отдельности.

До шестнадцати-семнадцати лет дворянские дети всего лишь «недоросли». Едят в изобилии пироги, гоняют голубей, они частые посетители «девичьих». Ничем не утруждают себя, ни о чем не заботятся. Но детство проходит быстро, дети должны повзрослеть, пойти на государственную службу или продолжить дело родителей. Значит, их надо готовить к взрослой жизни, и родители готовят детей к жизни в соответствии со своими идеалами (если они у них есть), каждый по-своему.

Митрофан - единственный сын провинциальных родителей. Дворянин, будущий крепостник или государственный служащий. «Похожий на мать»... Уже этим многое сказано. Мать, госпожа Простакова, - жестокая и властная женщина, коварная, хитрая и жадная. Невежественная мать учит своего сына наукам, но учителей набрала «ценою подешевле», да и тем мешает. Чего стоят ее советы сыну: «...друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка» «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке» .

Мать воспитывает Митрофана по своему образу и подобию: он глуп, жаден, ленив. В припадке бешенства она кричит на дворовую девушку Палашку, которая тяжело заболела. Она не считается с достоинством тех, кто живет с ней рядом: давно подмяла мужа, лишив его воли и своего мнения, унижает Софью, считая ее нахлебницей. В Простаковой мы видим только помещицу, безграмотную, жестокую и необузданную. Мы не видим в ней женщину, в ней нет ума, милосердия.

Слепо и безрассудно любя сына, Простакова видит его счастье в богатстве и праздности. Узнав, что Софья - богатая невеста, мать заискивает перед девушкой и любыми способами желает женить на ней сына.

Простакова думает, что со своим умом Митрофан «залетит далеко», забывая народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Видно, народной мудрости она не знала, ведь народ-то для нее хуже скотины. Еремеевна, посвятившая всю свою жизнь службе в семье Простаковых, кроме зуботычин, ничего не заслужила.

Итак, Простакова воспитала сына так, как умела и как хотела. Что же получилось? В самый критический момент жизни, когда она оказалась «у разбитого корыта», Простакова бросается к сыну с возгласом: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг Митрофанушка!» - и наталкивается на черствый, грубый ответ сына: «Да отвяжись, матушка, как навязалась!». «Злонравие» сына есть прямое следствие дурных качеств его родителей.

Митрофан - недоросль, прежде всего, потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательное от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он недоросль и в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. Вполне естественно, что Скотининым - Простаковым чуждо гражданское чувство, мысль «быть полезным своим согражданам» в эти головы прийти не может.

Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает положение «недоросля». Настроения Митрофана всецело разделяет его мать: «…пока Митрофанушка еще в недорослях, - рассуждает она, - пока его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится» .

Таково это семейство: глупые, необразованные люди, без моральных принципов, без чести и совести, своим поведением больше напоминающие животных.

Сейчас другое время, другие люди. Но Фонвизин говорит нам: воспитывает, прежде всего, семья. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает.

Идея дома и семьи в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Наша память с детства хранит имя Александра Сергеевича Пушкина. Это имя наполняет собой многие дни нашей жизни. Сокровища, дарованные нам Пушкиным, велики и неоценимы. Александр Сергеевич Пушкин в своём творчестве много внимания уделял роду и семье, видел в семейном кругу «залог могущества» и человеческого достоинства, усматривал историческое значение семьи для развития государства в целом.

«Капитанская дочка» - одно из наиболее совершенных и проникновенных созданий А.С.Пушкина. Повесть является предметом всеобщего внимания на протяжении многих и многих десятилетий. В своем произведении Пушкин отразил проблемы, связанные с социальным укладом общества в XVIII веке. Самым привилегированным слоем общества являлось дворянство. Но процветание страны оплачивалось другой Россией – трудящейся и умирающей от голода. Крестьяне не имели собственной земли. Не имели прав. Однако имели много обязанностей. Поэтому бунты, несмотря на их жестокое подавление, постоянно прокатывались по стране все сметающей на своем пути огромной неуправляемой волной. Восставшие выступали за отмену крепостного права, свержение монархии и передачу власти народу. Одним из таких восстаний было восстание Емельяна Ивановича Пугачева.

Вся художественная ткань «Капитанской дочки» распадается на два идейно-стилистических пласта, подчиненных изображению этих миров. Каждый из этих миров имеет свой бытовой уклад, свои эстетические идеалы и свою систему нравственных ценностей.

Быт Гриневых характерен для дворянского быта XVIII века. Уклад жизни провинциального дворянина Гринева не противопоставлен вершинам дворянской культуры, а слит с ней воедино, связан с лучшими ее традициями, а также с прямым порождением этих традиций – Чувством Долга, Чести, Собственного Человеческого Достоинства, понятием Дома.

В романе «Капитанская дочка» Дом – это не постройка, не стены, даже не люди, это единение близких по духу и крови людей, это сила, стремление действовать сообща, поддерживая друг друга. Это чувство защищенности и опоры. Для Пушкина Дом – очень важное понятие. Идея Дома вынесена на первое место. Дом предстает как порядок, где все делается по совести и чести, где люди верны долгу, где юные воспитываются и словом, и делом, в правильных понятиях и поступках, где человек защищен от подлости, предательства, жестокости, бесчестия. Естественно стремление человека к дому, к семье.

Ю.М.Лотман писал: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь». Главный герой романа – Петр Андреевич Гринев – родился в семье дворянина, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Его отец был военный, вышедший в отставку премьер майором. В свое время он много послужил на благо Отечеству. Мать Гринева также дворянка. Гринев воспитывался в традиционной по тем временам системе нравственных ценностей. С раннего детства ему старались привить определенные моральные принципы: его учили уважать старших, быть честным и порядочным человеком, не совершать дурных поступков. Петр Андреевич вырос в доме, где царили любовь, уважение, взаимопонимание, гармония. В доме Гриневых не было места подлости, не было деспотизма. К несчастью, хорошее образование Гринев не получил. «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду» . В такой обстановке рос Петр Андреевич и вырос честным офицером. Когда ему исполнилось шестнадцать лет, отец решил отправить его в армию, чтобы он научился военной дисциплине и с низов познал службу офицера, научился служить на благо Отечеству. Отправляя сына в дорогу, отец сказал ему: «Служи верно, кому присягнешь… Береги платье снову, а честь смолоду» .

Гринев мечтал о блестящей службе в Петербурге, а попал в Белогорскую крепость. Жизнь в ней текла спокойно и монотонно. Но пугачевское восстание нарушило мирную жизнь обитателей крепости, заставило повзрослеть и главного героя повести, стать сильным и смелым офицером, не уронить честь и достоинство. Я думаю, что не последнюю роль в этом сыграло его знакомство с семьей капитана Миронова, простого русского офицера, который в трудные минуты жизни не дрогнул перед опасностью и предпочел смерть предательству, жизни в услужении.

Семья капитана Миронова живет «по старинке», тихо и спокойно, свято чтит патриархальные традиции. Не случайно один из эпиграфов к главе говорит об этом: «Старинные люди, мой батюшка». Читатель вместе с Петрушей Гриневым посещает простую русскую избу, стены которой украшены лубочными картинками, «представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота» . Пушкин иронизирует, смеется над жизнью провинциального офицера, который «в колпаке и китайчатом халате» занимается строевой подготовкой со старыми инвалидами в треугольных шляпах. Однако в молодости и он совершал боевые подвиги. Об этом свидетельствует офицерский диплом «за стеклом в рамке», повешенный на стену. И все же незадачливый капитан вызывает симпатию у читателя. Он добродушный, гостеприимный хозяин, любит свою дочь и жену, хотя и позволяет Василисе Егоровне командовать в семье.

Комендантша крепости – сильная и волевая женщина, она всегда рядом со своим мужем, его поддержка и опора в трудные минуты жизни. Не случайно Швабрин говорит о ней: «Василиса Егоровна прехрабрая дама». Ей бы самой командовать полком! Комендантша сама подшучивает и иронизирует над мужем: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился; так было бы лучше» . Она тоже любит свою дочь, мечтает выдать ее замуж за богатого дворянина, хотя и не верит, что такой найдется: «… девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег…». Я думаю, что она стыдится своей бедности и хочет лучшей жизни для дочери. Василиса Егоровна по-матерински заботится о молодых офицерах Гриневе и Швабрине, пытается предотвратить дуэль между ними, пряча шпаги в чулан. Убийство для верующего человека – страшный грех, и она боится за жизнь этих юношей, готовых в пылу молодой горячности на убийство. Маша Миронова больше похожа на отца, она скромная, стеснительная, набожная девушка. Как и любая ее ровесница, Маша мечтает о любви и простом семейном счастье. Однако не любой возьмет в жены бесприданницу. Родители оберегают дочь от жизненных бурь, считая ее робкой и несмелой: «Смела ли Маша?...Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется» .

Такими герои показаны в начале повести. Но пугачевский бунт изменил сонную жизнь крепости. Иван Кузьмич, узнав о приближении врага, хочет спасти свою семью, однако Василиса Егоровна не может бросить мужа и готова быть рядом с ним и сражаться до последнего. Лишь Маша, по ее мнению, не должна быть в опасной крепости. Дети для любой семьи – самое дорогое и святое в жизни. В минуты опасности добрый сонный капитан преображается, становится сильным, смелым. Понимая явное превосходство пугачевских войск, он пытается с помощью своего слабого гарнизона не пустить их в крепость: «Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое». Офицер не может изменить присяге, своей Родине, поэтому сражается до последнего. Изнемогая от раны, капитан Миронов отказывается присягнуть «вору и самозванцу» Пугачеву. Он не боится быть повешенным, так как предательство для честного русского офицера страшнее смерти.
Вслед за мужем погибает от рук восставших казаков и Василиса Егоровна. Но перед смертью успевает назвать Пугачева «беглым каторжником», а его солдат «злодеями». Мы видим в ней сильную волевую женщину, не дрогнувшую перед лицом опасности. Я думаю, что именно благодаря поступку отважного капитана и Гринев отказывается присягнуть Пугачеву. Такие люди, как Иван Кузьмич, достойны уважения, достойны называться великими.
После гибели родителей Маша осталась совсем одна. И мы видим, как робкая и несмелая девушка становится волевой и сильной, она не хочет становиться женой ненавистного предателя Швабрина, для нее «лучше умереть». Маша отправляется в далекое путешествие в Петербург, чтобы спасти любимого Петра Гринева и рассказать императрице правду о восстании. Подвиг капитана Миронова становится известным Екатерине II, и именно поэтому она помогает Маше освободить Гринева. На примере поступка капитана Миронова Пушкин показывает, каким должен быть настоящий офицер. Хотя автор иронизирует над мягким характером и неумением командовать Ивана Кузьмича, он говорит о том, что настоящий русский офицер никогда не дрогнет перед опасностью, не станет предателем и не нарушит присяги. Он будет до последнего вздоха защищать свою Родину. И у такого отца выросла достойная дочь, которая сумеет постоять за себя и защитить честное имя своей семьи и любимого человека.

Изображение семьи Лариных в романе А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

В произведении «Евгений Онегин» Пушкин показывает одну единственную семью - семью Лариных. В ней автор видит разные начала. Фамилия помещиков происходит от слова «лары» - боги домашнего очага. В их деревенском доме много доброго, патриархального и трогательного. Жизнь Лариных – «мирная», без зависти, злобы, жестокости. Это тихие, простые, непритязательные обыватели, гостеприимные, радушные. Они прошли по жизни рука об руку, без великих страстей, но и без диких ссор и сцен. Даже равнодушный и скучающий Онегин оценил тепло домашнего очага в семействе Лариных:

А кстати: Ларина проста,

Поэту дороги привычки «милой старины», которым следовали родители Татьяны. Они соблюдали религиозные посты, чтили православные и язычески обряды:
Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам.

Служанок била, осердясь –

«Управляла» своим супругом, как и Василиса Егоровна в повести «Капитанская дочка».

Но, с другой стороны, поэту грустно, что жизнь мирных деревенских обывателей лишена духовных интересов, поисков, развития. Их не интересуют:
Племен минувших договоры,

Плоды наук, добро и зло,

И предрассудки вековые

И гроба тайны роковые…

Дмитрий Ларин – посредственный, примитивный человек:
Отец ее был добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый;

Но в книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой…

А ведь отец Татьяны не всегда был простым барином: в молодости он участвовал в русско-турецкой войне, заслужил чин бригадира и медаль за взятие Очакова. Мать Татьяны возвышенно, романтично любила сержанта гвардии, потом испытала душевную драму, когда ее выдали замуж за нелюбимого человека. Размеренная, спокойная жизнь «по привычке» привела к внутреннему оскудению, угасанию душевных порывов матери Татьяны и ее мужа. Поэту больно осознавать, как легко люди превращаются в обывателей, медленно доживающих свой век. И все-таки семья Лариных – лучшая среди поместных дворян. В их доме выросла не только обычная, ничем не выделяющаяся Ольга – наиболее распространенный тип дворянской девушки начала XIX века, но и духовно богатая натура – Татьяна.
Большую роль в становлении характера Татьяны сыграла ее семья, близость к народным традициям и корням, к природе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Времена меняются, но семья для человека всегда остается университетом его души. Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».

Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи: культ наслаждений и блуда, искусственная беззаботность, психология Диснейленда с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий - все это ожесточенно атакует неокрепшие души. Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно.

В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Только семья может воспитать семьянина. Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, развитие его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни матери и отца, тем, насколько сами родители могли показать ему добрый пример. Без примера и наставления в добре ребенок теряет способность формироваться как личность. Духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала. Нам необходимо помнить о том, что духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспитания детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Катасонов В.Н. «Тема чести и милосердия в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»»// Литература в школе. – 1991, № 6.

Там же, стр.44

Лариса ТОРОПЧИНА

Лариса Васильевна ТОРОПЧИНА - учитель московской гимназии №1549, заслуженный учитель России.

Тема дома и семьи в русской литературе XIX века

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям.
(Л.Н. Толстой)

Т ема дома и семьи - одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской в частности. Её отголоски слышны ещё в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве») . Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Пётр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских») , а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу - это ли не доказательство преданности мужа и жены друг другу! Восхищения достойна и семья главы русской старообрядческой церкви - неистового протопопа Аввакума, разделившая с мужем и отцом тяготы изгнания и страдания за веру («Житие протопопа Аввакума» ). Вспомним эпизод, когда измученная долгой пешей дорогой по “стране варварской” протопопица, обращаясь к мужу, восклицает: “Долго ли мука сея, протопоп, будет?” И, услышав от него в ответ: “Марковна, до самыя до смерти!” - покорно говорит: “Добро, Петрович, ино ещё побредём”.

Статья опубликована при поддержке компании "Премиумлим", которая реализует оптом и в розницу банки двух основных типов: банка ско и банка твист-офф объемом от 0,5 до 3 л. Кроме того, в интернет-каталоге компании на страницеhttp://banka-mkad.ru/katalog/category/view/3/ представлены также крышки, закаточные машинки, стерилизаторы и ключи – одним словом все то, без чего невозможно консервирование. Среди поставщиков только проверенные временем компании, продукция которых заслужила только положительные отзывы потребителей, и наилучшим образом соответствующая соотношению "цена-качество". Кроме того, в отличие от многих мелких компаний, "Премиумлим" осуществляет доставку стеклобанок и сопутствующих товаров не только по Москве, но и по России в целом.

Говоря о русской литературе XVIII века, учащиеся, конечно, вспомнят семью Простаковых (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» ), в которой нет любви и согласия между супругами (запуганный Простаков во всём подчиняется грубой, властной жене, единолично распоряжающейся и имением, и слугами, и домом). Слепое обожание госпожой Простаковой единственного сына Митрофанушки принимает самые уродливые формы: главное для неё - женить своё избалованное дитя на богатой девушке. Когда же мечты о свадьбе рушатся, да ещё, как выясняется в конце пьесы, имение, по судебному решению, берут в опеку, госпожа Простакова обращается к сыну, видя в нём единственную поддержку и опору. В ответ же слышит от Митрофана: “Отвяжись, матушка, как навязалась!” Стало быть, ни о какой сердечной привязанности сына к матери и речи быть не может, и такой результат, по мнению комедиографа, закономерен: это “злонравия достойные плоды”.

А вот взаимоотношения скромной селянки Лизы и её матери (повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» ), напротив, должны, по мнению авторасентименталиста, вызывать у читателя умиление: мать и дочь нежно привязаны друг к другу, вместе переживают потерю отца и мужа - кормильца. Бедность не мешает героиням сохранять чувство собственного достоинства. Старушка мать радуется искренней любви дочери к молодому дворянину Эрасту, а сама Лиза, решившись на самоубийство, прежде всего думает о матери и просит “любезную подружку” Анюту о ней позаботиться.

О тяжкой участи крестьянских семей, где мужчины­кормильцы вынуждены, нарушая христианские правила, работать на пашне по воскресеньям (в остальное время они трудятся на “помещика жёстокосердного”), а вечно голодные дети в глаза не видели “барской еды” (сахара), упоминает в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев.

“Мысль семейная” широко прослеживается в литературе XIX века. Вспомним семью Лариных (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» ), где между мужем и женой царило согласие и взаимопонимание, хотя супруга распоряжалась хозяйством, “мужа не спросясь”. Эта патриархальная поместная семья, где исправно “хранили в жизни мирной привычки милой старины”, а дочери воспитывались на причудливом сочетании чтения французских романов и наивной веры в “преданья простонародной старины… сны, карточные гаданья и предсказания луны”, вызывает и у читателей, и у автора добрую, слегка снисходительную улыбку. А.С. Пушкин отмечает, что, когда помещик Дмитрий Ларин отошёл в мир вечного покоя, он был искренне оплакан “детьми и верною женой чистосердечней, чем иной”. Может быть, такой семьи недоставало Евгению Онегину, не знавшему истинной родительской любви и ласки: ведь его отец был поглощён жизнью высшего света, “долгами жил… давал три бала ежегодно и промотался наконец”, о матери героя автор романа вообще не упоминает, с ранних лет Евгений был отдан под опеку “мадам”, которую затем “месье… сменил”. Возможно, отсутствие настоящей семьи в детстве и юности впоследствии не позволило Онегину ответить взаимностью на чувство деревенской “смиренной девочки” Татьяны. Он, хоть и “живо тронут был”, “получив посланье Тани”, искренне уверен в том, что ему и Татьяне “супружество… будет мукой”, потому что сам долго любить не способен: “привыкнув, разлюблю тотчас”. Может быть, именно поэтому создатель произведения наказывает своего “доброго приятеля” одиночеством и душевным страданием в конце романа.

А как нелепо выглядит вторжение в семейную жизнь персонажей лермонтовского Печорина (роман «Герой нашего времени» ). Пресытившийся жизнью уже в молодости, одинокий герой ищет острых, необычных ощущений, которые могли бы вырвать его из состояния скепсиса и равнодушия. Поэтому, увлёкшись Бэлой и выкрав её с помощью Азамата, он, по сути, обрекает семью “мирного князя” на гибель (глава «Бэла»). Печорин, которого, по его словам, судьбе было угодно “кинуть в мирный круг честных контрабандистов” , разрушил их семью, пусть и весьма своеобразную: Янко и “ундина” вынуждены уехать, опасаясь доноса на них “странствующего офицера”, старуха обречена на смерть, а слепой мальчик - на страдания (глава «Тамань»). Вера, вышедшая, по воле обстоятельств, замуж за нелюбимого человека, - единственная женщина, к которой Печорин по-настоящему привязан. Но его любовь не приносит героине ничего, кроме душевных страданий, потому что семейное счастье и Печорин - понятия несовместимые. Искренне жаль читателю гордую красавицу Мери, полюбившую героя и уверенную в том, что её ждёт предложение руки и сердца, а затем счастливая супружеская жизнь. Увы, Печорин, встретившись с девушкой для объяснения, “твёрдым голосом и с принуждённою усмешкою” говорит: “…я над вами смеялся… я не могу на вас жениться” (глава «Княжна Мери»). А как не посочувствовать добросердечному Максиму Максимычу, не имевшему своей семьи и искренне, как к сыну, привязавшемуся к Печорину! Холодность и равнодушие, какие герой выказывает при встрече с пожилым штабс-­капитаном через несколько лет после расставания, больно ранят душу старого служаки (глава «Максим Максимыч»). Не случайно о смерти Печорина автор сообщает всего одной строкой: “Печорин, возвращаясь из Персии, умер”. Герой не сумел создать семьи, не оставил после себя потомства, его жизнь оказалась “ровным путём без цели”, “пиром на празднике чужом”.

Русская литература второй половины XIX века тоже представляет читателю целую череду произведений, которые смело можно назвать “семейными”. Вспомним «Грозу» А.Н. Островского : её главные герои - члены семьи купчихи Кабановой, которая жёстко и властно управляет сыном, невесткой и дочерью. Героиня, фанатично соблюдающая “старые порядки”, по верному замечанию Кулигина, настоящая “ханжа”: “нищих оделяет, а домашних своих заела совсем”. В страхе держит своё семейст­во и “ругатель, каких поискать”, “пронзительный мужик” Савёл Прокофьич Дикой, а его запуганная жена с самого утра умоляет домочадцев: “Голубчики, не рассердите”. Именно против такого семейного уклада, где всё держится на слепом повиновении и страхе одних перед другими, выступает Катерина, решившаяся на самоубийство, потому что для неё невозможна жизнь в доме деспотичной свекрови и безвольного, нелюбимого мужа.

“Семейным романом” можно назвать и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» , где мы встречаемся сразу с несколькими семействами: из первой главы узнаём об отце и матери братьев Кирсановых - бое­вом генерале и его верной подруге, проживших в любви и согласии много лет; с нежностью повествует автор о семейном гнёздышке Николая Петровича и его жены Маши, где царили всегда доброта, взаимопонимание, уют. Да и в Фенечке, женщине простой, бесхитростной, искренне привязанной к марьинскому помещику, подарившей ему сына Митю, умеющей обустроить быт в имении и варить варенье из “кружовника”, Николай Петрович словно увидел продолжение милой, рано ушедшей из жизни Маши, память о которой никогда не покинет его сердца. Аркадий повторит путь отца: молодой человек тоже ищет тихого семейного счастья, он готов заниматься делами имения, забыв о юношеском увлечении нигилизмом (“…сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход”), у него рождается сын, названный в честь деда Николаем. А какое восхищение вызывают “старики Базаровы”, души не чающие в ненаглядном “Енюшеньке” и с заботливым вниманием относящиеся друг к другу. Да и сам Базаров, под маской снисходительной усмешки прячущий свою любовь к родителям, перед смертью просит Одинцову позаботиться об отце и матери: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…”

С разными семьями как крестьян, так и помещиков знакомимся мы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» : это и краткие упоминания о семье старухи, сокрушающейся, что ей “домой идти тошнее, чем на каторгу”; и эпизод с признанием крестьянина Вавилы в сердечной привязанности к внучке-“егозе”, мечтающей получить от деда в подарок “козловые ботиночки”; и рассказ тянущегося к красоте Якима Нагого о тяготах, которые испытывают крестьянские семьи. Но прежде всего это семьи помещиков (главы «Помещик», «Последыш») и крестьянки Матрёны Тимофеевны Корчагиной (глава «Крестьянка») - о них подробно говорилось в моей статье «“Мысль семейная” в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”» (2004. № 24).

В романеэпопее «Война и мир» одной из ведущих, по определению самого Л.Н. Толстого, является “мысль семейная”. Писатель утверждал, что “люди как реки”: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока - с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных - начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций. В центре произведения два семейства - Ростовых и Болконских. Главные качества членов семьи Ростовых - абсолютная искренность, доверчивость, естественные движения души. Не случайно и мать, и дочь носят одно имя - этим подчёркивается их близость. А об отце, графе Илье Андреевиче, Толстой скажет: “Он - сама распущенная доброта”. Чуткая, отзывчивая, восторженная и ранимая Наташа, наделённая счастливым даром “читать тайное” людей и природы; очаровательный в своей наивности и душевной щедрости Петя; открытый, прямодушный Николай - все они уна­следовали от родителей способность к сочувствию, сопереживанию, соучастию. Ростовы - настоящая семья, в которой царят мир, согласие, любовь.

Незаурядностью привлекают к себе Болконские. Отец, Николай Андреевич, “с блеском умных и молодых глаз”, “внушающий чувство почтительности и даже страха”, энергичен и деятелен. Он почитал только две людские добродетели - “деятельность и ум” и постоянно чем­нибудь был занят, в том числе воспитанием и обучением детей, не доверяя и не поручая последнего никому. У сына, Андрея, отец вызывает восхищение своим острым аналитиче­ским умом и обширными, глубокими знаниями. Он сам - так же, как и его сестра Марья, - наделён гордостью и чувством собственного достоинства. Марья и Андрей отлично понимают друг друга, во многом обнаруживают единство взглядов, их связывает не только кровное родство, но и настоящая дружба. Впоследствии по-отцовски требовательной будет княжна Марья к своим детям, в Николеньке станет видеть продолжение любимого брата, а старшего сына назовёт Андрюшей.

“Душевные сокровища” открывает писатель в любимых своих героях. Не зря Пьер, размышляя о том, что одобрил бы Платон Каратаев, ставший для Безухова идеалом доброты и совестливости, говорит Наташе: “Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всём благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас”.

В пьесах А.П. Чехова «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад» мы не видим благополучных - даже внешне - семей. До крайности напряжены отношения Константина Треплева с матерью - известной провинциальной актрисой Аркадиной («Чайка»). Герои не могут, да и не стараются понять друг друга, а в порыве гнева способны дойти до прямых оскорблений: “скряга”, “оборвыш”. Мечтают вырваться из омута обывательской жизни провинциального городка сестры Прозоровы («Три сестры»), но суждено ли этой мечте сбыться?
“В Москву! В Москву!” - эти слова, как заклинание, звучат в течение всей пьесы, но это лишь слова, а не действия. Действует же в семье только один человек - Наташа, вздорная мещанка, прибравшая к рукам и безвольного мужа, и весь дом - наследственное гнездо Прозоровых. Распадается семья Раневских–Гаевых («Вишнёвый сад»): уезжает в Париж, забрав у дочери последние деньги (ведь именно Ане прислала пятнадцать тысяч “ярославская бабушка”), Раневская; вынуждена пойти “в экономки” приёмная дочь Раневской Варя, так и не дождавшаяся предложения от Лопахина; собирается держать экзамен на учительницу и затем работать Аня. Но, пожалуй, самое драматичное то, что “забыли” в опустевшем доме больного Фирса, несколько десятилетий служившего этой семье верой и правдой, и что гибнет под топором новых хозяев старый вишнёвый сад, который тоже в течение столетий был словно членом семейства, а теперь вот его бросили без помощи, оставили, как и преданного господам Фирса, умирать...

“Рождённые в года глухие пути не помнят сво­его. // Мы, дети страшных лет России, забыть не в силах ничего” - так пишет в начале ХХ века Александр Блок, словно предвещая те испытания, которые выпадут в течение столетия на долю Родины и народа, на долю множества семей… Но это сюжет для другой консультации.

Тема: Счастье – это …..

Аннотация работы
Урок литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого, А. И. Куприна, И.А. Бунина. На основе прочитанных произведений раскрыть понятие счастье: каким видят его герои, счастливы ли они. Вывесит свою формулу счастья. Работа организуется с применением технологии развития критического мышления. Учащиеся умеют составлять кластеры, синквейн, отзыв, самостоятельно ставить цели урока и его этапов, самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, владеют навыками исследовательской деятельности, что находит применение при подготовке к данному уроку, имеют представление о нравственных ценностях, являющихся ориентирами поступков и мыслей героев произведения; они владеют навыками анализа текста, необходимыми для осознанного осмысления произведений. На уроке находит применение интеграция в философию, самопознание, музыку

Тип урока: урок - исследование .

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение
и письмо, используемые на данном уроке: составление кластера, синквейн, отзыв.
Фазы урока: вызов, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия .
Тема: Счастье – это …..

Цель урока: развитие критического мышление учащихся, умения самостоятельно формулировать гипотезы и выводы, вырабатывать собственное мнение, собственную точку зрения на основе осмысления различного опыта, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно, аргументировать свою точку зрения.
Задачи:

Закрепить умение самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, совершенствовать у учащихся знания в области литературы, музыкального искусства ;

- развивать навыки монологической речи; выразительного чтения, совершенствовать навыки исследовательской деятельности,умение составлять кластеры, синквейн, отзыв

Формировать понятия счастье, любовь, нравственные поступки, способствующие воспитанию личности;

Оформление:

1презентация 2 плакат- цветок 3 смайлики (для оценивания ощущений от урока)

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учеников

примечание

Добрый день! Солнышко приветствует нас. Улыбнёмся!

1 Слайд Солнце

I. « Мозговой штурм»:

    Что такое счастье?

Ответы: Счастье- это……

Слайд №2

1 Стадия вызова

Музыка

Просто ли вам было ответить на вопрос о счастье?

Тогда попробуем ощутить его..

Тренинг для учеников: закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья.

1Что вы ощущаете, прикасаясь к нему.

    Какого счастье цвета?

3Какого счастье размера?

4Какое счастье на вкус?

Спасибо! Можете открыть глаза.

Вот какие ответы даёт на данные вопросы поэт

Сложно, так сразу ответить.

Дают ответы с закрытыми глазами

Чтение стихотворения

Что такое счастье?

Музыка №1

Слайд 3

II. Целеполагание.
Планирование

Оценка на каждом этапе

Свободное письмо

Сегодня вместе с вами попытаемся ответить на этот вопрос, вернее раскрыть значение и, основываясь на мнение других, выработать собственное

Ребята, вам даны высказывания известных людей, объёдинённые общим ключевым словом, оно пропущено, попробуйте его восстановить. Прочитайте

Личное счастье невозможно без счастья других.
Н.Г.Чернышевский.
Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими.
Ж. Ламетри.
Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон

Познакомьтесь с другими высказываниями, с каким из них созвучно ваше , Выскажите своё мнение по данному высказывание как понимают счастье, счастливый человек философы . Что общего в них?

это ключевое слово счастье.

Каждая группа читает и дает пояснения высказыванию. (устно)

Счастье для философов - это когда человек

Слайд№4

Реализация плана

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Д. Дидро

Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца. Ш.деКостер Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем. Гёте?

Счастье, быть счастливым человеком:…. Когда делаешь приятное. Делать людей счастливыми, дарить счастье, осуществлять радость.Счастье для философов - это когда человек заботится о близких, когда он дружелюбный, весёлый, общительны.)

Слайд№ 5

Слово учителя

Наверное, счастье у каждого своё, но никто не станет спорить, что есть и общие корни этого состояния.

Попытаемся определить самые важные понятия

С какими понятиями ассоциируется слово счастье?

Вот, оказывается, в такие простые и понятные определения облекается огромное слово – счастье

Заполняют: … Выделяют самые важные понятия :

состояния – добро, справедливость, любовь, сострадание… мир семья дружба любовь

Слайд 6

заготовки кластеров

Оценку дают ученики по группам

Выделив самые важные понятия, остановимся на таких как семья, дружба и любовь

У вас есть заготовки кластеров, они не заполнены, ваши предложения, что можно исследовать, чтобы развить своё пониманию счастья.

мы постараемся почувствовать через время и расстояния пути поиска счастья литературными героями, с которыми мы п ознакомились, прочитав произведения Л. С. Толстого , А. И. Куприна, И.А. Бунина

Вспомним, как определяет счастье Л.Н. Толстой Докажем мысль писателя.

Мысль семейная в романе «Война и мир». Идеал семьи. Что же тогда,по мнению Толстого, является истинной, настоящей

семьей?

Обратиться к литературе

В ходе урока записывают или запоминают моменты, важные для заполнения кластера

Л.Н. Толстой утверждал:

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь

Сообщение учащихся + презентация

В чем заключается счастьекаждой семьи? Какие понятия являются важными?

Слайд 7

Две позиции

Дискуссия

Т Толстой считает, что нет семейного

счастья а там, где нет взаимопонимания,

традиций, единения.Болконские и Ростовы – э то больше, чем семьи, это целые жизненные у клады. На примере этих семей Толстой

доказывает свою мысль о том, что только

семья развивает в человеке лучшие чувства- л любовь, милосердие, самоотдачу.

Но Толстой в романе противопоставляет с семьи, но что е объединяет их всех?

З Изменились ли в наше время представление о с счастливой семье?

Курагины, Друбецкие - многое в них отрицает Толстой. Две позиции

Забота о детях и их будущее

Мнение детей: Семья – это мир, в котором царят любовь, взаимопонимание. Это дети. Это дом, в котором тепло и уютно, в котором нет понятия «я», а есть «мы».

Презентация

Слайд 8

Сообщение учащихся

Семья важна для человека, но случается так, что понимание человек находит у других. Чужой человек становится близким, именно ему доверяет свои тайны, проблемы. Мы говорим о дружбе.

Выступления по теме

Дружба в жизни героев

Дает ли им дружба ощущение счастья

Презентация

Слайд 9

Даёт ли любовь ощущение счастья?

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Эти слова созвучны с мыслями, которые возникают при знакомстве с историями любви в произведениях Куприна. Попытаемсяраскрыть это загадочное слово и ответить на вопросы, возникшие у одного из героев Куприна: А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? ...такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость

Прослушайте историю любви Желткова из повести Куприна « Гранатовый браслет»

Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться

Выступления ребят по теме, беседа-дискуссия

Любовь в жизни героев Куприна :

Счастливы ли герои в любви

Куприн «Олеся»

Олеся – Иван Трофимович

Вера Николаевна – Желтков

Герои Бунина

«Солнечный удар», «Тёмные аллеи»»

Чтение письмаЖелткова (индив.задание)

Куприн «Гранатовый браслет»

Вера Николаевна – Желтков

Работа в группе - доказать

Любовь трагедия.сумасшествие, счастье

Слайд 10

Слайд 11

Музыка: Бетховен

Соната для фортепьяно

Слайд 12

Вывод: , несмотря на весь их трагизм.

Слайд 13

Музыка

Кластер, постер

Как представляют счастье герои Куприна, Толстого. Бунина

Работа в группе. Кластер Защита.. Презентация кластера. Чтение наизусть стихотворений (Бунин + самостоятельно подобранные стихи о счастье)

музыка

Д/З Напишите эссе о счастье +Пожелания

Видео «Дорожите счастьем, дорожите!» (Э.Асадов.)

Оценивание

Дайте оценку вашим ощущениям, настроению, чувствам, которые вы испытываете по окончанию нашего общения. Перед вами смайлики, передающие разное состояние.

Учащиеся соответственно своих ощущений прикрепляют под смайликами стикеры

музыка

Смайлики

Приложение 1:

1группа

1 Личное …. невозможно без счастья других.

Н.Г.Чернышевский.

Согласны ли вы с ними?

Д. Дидро

Ш.де Костер

И.В.Гёте

2 группа
1 …. увеличивается оттого, что им делишься с другими.

Ж. Ламетри.

2 С каким из данных высказываний созвучно ваше?

Как понимают счастье , счастливый человек философы?

Согласны ли вы с ними?

Каждый даст свой ответ на листочке, затем,обсудив, выберите более точное,на ваш взгляд, и озвучьте.

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Д. Дидро

Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца.

Ш.де Костер

Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

И.В.Гёте

3 группа

1Стараясь о ….. других, мы находим своё собственное.

Платон

2 С каким из данных высказываний созвучно ваше?

Как понимают счастье, счастливый человек философы?

Согласны ли вы с ними?

Каждый даст свой ответ на листочке, затем,обсудив, выберите более точное, на ваш взгляд, и озвучьте.

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Д. Дидро

Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца.

Ш.де Костер

Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

И.В.Гёте

Приложение 2:

1 Мы знакомы с точкой зрения Л.Н.Толстого о счастье. Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь

с возможностью делать добро людям

Докажите, что оно верное. Как понимают счастье в каждой семье?

(дополнения к сообщениям)

2 Для Толстого идеал семьи – Ростовы, положительно относится к Болконским. Но отрицает жизненный уклад Курагиных и Друбецких

Попробуйте опровергнуть его мнение:

1группа – Курагины

2 группа – Друбецкие

3 группа - Изменились ли в наше время представление о семейном счастье?

3 Является ли дружба составляющим понятия счастье?

Счастливы в дружбе князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов?

(дополнение к сообщеиям)