Куинджи н. Архип иванович куинджи

Это таинственное сияние исходит от самих картин художника, который родился 27 января 1841 года. сайт рассказывает о семи самых выдающихся полотнах мастера, которые можно увидеть в собраниях Государственного Русского музея.

Осенняя распутица

Картина была написана в 1872 году и породила целую линию картин о непогоде. Позже мастер написал «Забытую деревню», «Чумацкий тракт в Мариуполе», где есть похожие мотивы. А поздняя картина «Осень. Туман» вообще является зеркальным отображением «Осенней распутицы». Кстати, так до сих пор и не известно место, где писался этот незабываемый пейзаж.

До сих пор и неизвестно место, где писался этот незабываемый пейзаж. Фото: Commons.wikimedia.org

Лунная ночь на Днепре

Полотно было написано в 1880 году и сразу выставлено в Санкт-Петербурге. Причем это была единственная картина, составившая выставку. Куинджи сомневался в том, удалась ли ему эта работа. Чтобы понять реакцию публики, мастер приглашал в свою мастерскую друзей, журналистов, посторонних людей, чтобы понаблюдать за их реакцией. Еще до окончания работы над пейзажем, труд Куинджи увидели Тургенев, Крамской, Менделеев.

Реакция публики была невероятной. Чтобы посмотреть пейзаж, выстраивались огромные очереди, многие зрители посещали выставку несколько раз. Многие посетители думали, что Куинджи использовал для написания полотна какие-то секретные, известные лишь ему одному краски. Были попытки заглянуть за картину в поисках дополнительного света.

Куинджи был так вдохновлен успехом, что написал еще две копии картины, которые хранятся в Третьяковской Галерее и Ялтинском Ливадийском дворце.

Куинджи был так вдохновлен успехом, что написал еще две копии картины. Фото: Commons.wikimedia.org

Ладожское озеро

Картина вошла в трилогию художника о северной природе. К ней относятся полотна «На острове Валааме» и «Север». Художник решил писать их после посещения острова Валаам на Ладожском озере в 1873 году.

С этой картиной была связана одна любопытная история. Через 10 лет после написания «Ладожского озера» Куинджи обвинил в плагиате художника Руфина Судковского. Оказалось, что во время написания полотна этот человек был соседом Архипа Ивановича по квартире. И его картина «Мертвый штиль» немного похожа на «Ладожское озеро». Были даже публикации в газетах на эту тему. Мир искусства разделился на два лагеря.

Картина вошла в трилогию художника о северной природе. Фото: Commons.wikimedia.org

Вечер на Украине

Произведение искусства впервые было показано в 1878 году на 6-й выставке Товарищества передвижников. Передвижники - это объединение российских художников, которые противопоставляли себя представителям официального академизма. Передвижники много путешествовали и организовывали передвижные выставки. Одним из самых ярких представителей этого направления был Архип Куинджи. Среди его единомышленников были Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Василий Поленов, Иван Крамской и другие.

Как и многие другие работы Куинджи, «Вечер на Украине» сильна попыткой мастера понять секреты освещения, игрой света и тени.

Произведение искусства впервые было показано в 1878 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Радуга

Считается шедевром позднего периода творчества Куинджи. Это полотно живописец писал на протяжении пяти лет - с 1900 по 1905 годы. На картине изображено одно из красивейших явлений природы - радуга после сильного дождя. При помощи грамотно расставленных цветовых оттенков зритель буквально ощущает этот пейзаж вокруг себя. Зритель вдыхает свежий запах земли после дождя, чувствует легкий прохладный ветер. Вид яркой, светящейся радуги дает чувство радости и восхищения. Небесный свет, ниспадающий на радугу, дает надежду на лучшее и веру в светлое будущее. Светлые краски и яркие мазки на картине создают ощущение праздности и великолепия, восторга.

Необходимо отметить, что Куинджи нередко обращался к теме радуги, у него есть несколько похожих работ. Но пейзаж, хранящийся в Русском музее, считается одной из наиболее известных картин живописца.

На картине изображено одно из красивейших явлений природы - радуга после сильного дождя. Фото: Commons.wikimedia.org

Ночное

Это полотно художник писал на протяжении трех лет, с 1905 по 1908 годы. Картина считается неоконченной, она была написана в последние годы жизни мастера, он вносил в нее множество изменений. Эксперты расценивают полотно, как завещание художника.

Эксперты расценивают полотно, как завещание художника. Фото: Commons.wikimedia.org

Ай-Петри. Крым

Эту уникальную картину мастер писал на протяжении 10 лет - с 1898 по 1908 годы. Куинджи обожал Крым, еще в детстве он поехал туда, чтобы учиться у великого художника Айвазовского. Но тот лишь поручал назойливому пареньку красить забор и толочь краски. В годы затворничества Архип Иванович купил в Крыму участок и уединенно жил в скромном шалаше со своей женой. Видам этого уникального места художник посвятил десятки полотен. Там же в Крыму в 1910 году художник подхватил воспаление легких, которое очень негативно отразилось на его здоровье.

Фото: Public Domain / «Ай-Петри. Крым», Архип Куинджи, 1908 год

Жизнь Архипа Ивановича Куинджи полна загадок и белых пятен. Никаких письменных свидетельств о ней художник не оставил - ни писем, ни записок, ни дневников. Исследователи сходятся на том, что у вообще были проблемы с грамотностью - он с трудом писал (буквы, не картины!) и не любил этого делать. Впрочем, отсутствие «автографов» - в случае с большими мастерами - беда невеликая; в руки искусствоведов, как правило, попадает немало текстов мемуарного и эпистолярного характера, созданных современниками - недостатка в тех, кто хочет «отметиться» своим знакомством с гениями, обычно не бывает. Но не с Куинджи. Его жизнь более или менее прозрачна лишь в «общественной» своей части - были периоды, когда художник довольно живо занимался художественной и педагогической деятельностью, эти периоды прокомментированы в литературе достаточно хорошо. Но живописец был непростым человеком и часто сознательно скрывался с освещенной «сцены» - эти годы реконструировать затруднительно.
Особенно много вопросов вызывают детство и молодость живописца. Достоверно известно, что он родился в татарском предместье Мариуполя в семье грека-сапожника, которого звали Иван Христофорович. Скорее всего, это случилось в 1842 году (плюс-минус год). С фамилией тоже не все ясно. В метрике Куинджи был назван Еменджи (с турецкого - «трудовой человек»). В переписи 1857 года он значится как Куинджи, а в виде на жительство, выданном в 1870 году - как «мещанин из привилегированных греков Куюнджи». В последних двух вариантах (с турецкого - «золотых дет мастер») звучит память о деде-ювелире. Любопытно, что старший брат художника вообще русифицировал эту фамилию и стал называться Спиридоном Золотаревым.
Куинджи в возрасте трех лет потерял отца, а следом за ним - и мать. Воспитывался у родственников. Те пытались дать ему хоть какое-то систематическое образование, но безуспешно - тому не способствовали ни материальное положение, ни собственные наклонности мальчика. Его интересовало только рисование. Он мечтал стать художником. Судьба не торопилась исполнить эту мечту, еще долго «бросая» юношу по разным жизненным углам. Куинджи перепробовал немало профессий, прежде чем сделал реальные шаги в мир большой живописи.
Первый такой шаг приходится на середину 1850-х годов, когда подросток, увлеченный толками о великом певце моря Айвазовском, отправился к нему в Феодосию. Увы, мастер доверил неофиту лишь растирать краски и красить заборы. Впрочем, есть сведения, что именно тогда Куинджи получил несколько серьезных уроков у ученика Айвазовского, довольно известного живописца А. Фесслера. Но, по большому счету, делать ему в Феодосии было нечего, и он вернулся в Мариуполь. Потом, судя по всему, жил в Одессе.
В Петербурге снедаемый любовью к искусству молодой человек появился, скорее всего, в первой половине 1860-х годов. Он дважды поступал в Академию художеств, и всякий раз безрезультатно - его художественная подготовка оставляла желать лучшего. Но энергия Куинджи была велика, и в конце концов, он добился успеха - в 1868 году Академия художеств присвоила ему звание «свободного художника» за картину «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма». Тогда же он получил право посещать занятия в Академии в качестве вольнослушателя.
В следующее пятнадцатилетие своей жизни Куинджи все время находится на виду - свидетельств о нем этого времени мы находим множество. В Академии он близко сошелся с Репиным и В. Васнецовым. Чутко прислушивался к новаторским речам Крамского о необходимости «нового искусства». Большинство его картин 1870-х годов показывает последовательное движение живописца к передвижничеству - вполне логично, что в 1875 году он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Но ненадолго - в 1880 году, после серии триумфов, связанных с показом, в частности, работ «Украинская ночь» и «Березовая роща», он официально вышел из ТПХВ. Рамки «социального» искусства стесняли Куинджи, его влекли новые задачи и новые пути. Ему хотелось не «критиковать», а «изображать» и «поражать». Далее последовал шаг, показавшийся современникам и вовсе странным. С 1882 года - после буквально ошарашивших зрителей и никогда доселе не практиковавшихся выставок одной картины, которые устроил Куинджи, - он вообще перестал экспонировать свои новые картины, и этого правила придерживался до конца своей жизни, изменив ему лишь единожды - в начале 1900-х годов. То есть вся его новаторская работа последних тридцати лет жизни была скрыта от посторонних глаз.
В 1880-е годы Куинджи уже мог себе позволить такое. Он был богатым человеком, картины его ценились очень высоко, к тому же он довольно активно «занимался» недвижимостью, к концу этого десятилетия став владельцем трех петербургских домов на Васильевском острове.
Впрочем, богатство не испортило его характера. Семья Куинджи жила очень скромно, обходясь даже без прислуги. В личной жизни художнику вообще повезло. В 1874 году он женился на обрусевшей гречанке Вере Елевфериевне Кетчерджи (в «русском» варианте - Вере Леонтьевне Шаповаловой), которую знал и любил чуть ли не с детства. Дочь «достаточного» предпринимателя, она отказывала всем претендентам на ее руку и получила от отца разрешение выйти замуж за Куинджи, только когда тот разбогател. У них не было детей, но было то, что встречается редко - полное взаимопонимание. Они любили дуэтом исполнять музыкальные произведения: Вера Леонтьевна при этом играла на рояле, а Архип Иванович - на скрипке. Жили тихо и родственно - жена Куинджи все заботы о нем (вплоть до содержания в чистоте его палитры и кистей) взяла на себя.
О самом Куинджи ходили легенды. Много говорили о его любви к «братьям меньшим», о том, что будто бы он умел разговаривать с птицами. На крыше одного из своих домов художник разбил сад, в который слетались его пернатые друзья чуть ли не со всего Петербурга. Он кормил и лечил их. И не только их. Куинджи мог страшно расстроиться от того, что подклеенное им крыло у бабочки так и не «заработало».
Художник был потрясающе бескорыстен, всегда с готовностью бросался помогать каждому нуждающемуся и страждущему. Его благотворительные акции начала 1900-х годов изумляли современников. Тогда он подарил Академии художеств 100000 рублей, которые пошли на учреждение 24 ежегодных премий, присуждавшихся молодым живописцам. А в 1909 году отдал 150000 рублей и свое крымское имение новому независимому объединению художников - его стали называть Обществом имени А. И. Куинджи.
И собственные «дети», пусть и неродные, у Куинджи в конце концов появились. В 1892 году он (одновременно с Васнецовым, Поленовым, Шишкиным, Репиным) был утвержден в звании профессора обновленной Академии художеств, в реформировании которой принимал активное участие. Трехлетнее (с 1894 по 1897 год) руководство пейзажной мастерской стало необычайно плодотворным. Во многом благодаря стараниям Куинджи в русском искусстве громко заявили о себе такие художники, как Богаевский, Рерих, Рылов. Но и когда (по недоразумению) Куинджи пришлось оставить Академию, теплое сотрудничество наставника и учеников продолжалось - семья Куинджи была для них абсолютно родной. В конце жизни художник тяже то болел. Утомленное сердце отказывалось служить. Поздней весной 1910 года Куинджи привезли из Крыма в безнадежном состоянии. 11 июля того же года (24 июля по новому стилю) он скончался в своей петербургской квартире - буквально на руках учеников, которых успел созвать из разных уголков необъятной страны. Похоронили Куинджи на Смоленском кладбище (спустя сорок два года, в 1952 году, прах художника перенесли в Александро-Невскую лавру, в Некрополь мастеров искусств).

Обрусевший грек, сын сапожника, который провалился при поступлении в Академию искусств в Петербурге. Наверно, ему было суждено стать величайшим мастером пейзажной живописи, сквозь полотна которого мы и сегодня восхищенно смотрим на украинскую действительность конца девятнадцатого века и горные пейзажи Кавказа. А. Куинджи стал очень состоятельным человеком, но продолжал жить скромно, активно поддерживая молодых и бедных художников.

Биография Куинджи - история жизни человека, для которого творчество всегда оставалось на первом месте. В юности он учился у Ивана Айвазовского и даже ненадолго стал отшельником, чтобы полностью отдаваться любимому делу. Архип Куинджи совершенно по-новому раскрыл возможности пейзажа, открыл множество новых цветовых решений и добился необычайной интенсивности красок. Он стал прекрасным преподавателем и оберегал своих учеников от подражания признанным мастерам. Куинджи завещал всю свое состояние Обществу художников, которое после смерти основателя стало носить его имя.

Тайна происхождения и рождения Куинджи

Принято считать, что художник родился 27 января (15-го по старому стилю) 1841 года. Но эта дата рождения является очень приблизительной, так как в архивах хранится три паспорта Архипа Куинджи. Согласно одному документу, художник появился на свет в 1841-м, другому - в 1842-м, а в третьем паспорте указан 1843 год рождения.

Неоднозначно все и с фамилией мастера пейзажной живописи. Он был сыном Ивана Еменджи и происходил из семьи обрусевших греков, коих на берегах Азовского моря достаточно. Правда, мальчику, судя по всему, досталась фамилия деда - известного в тех краях ювелира - Кумюджи. Позже фамилию записали в неправильной транскрипции, и сейчас весь мир знает Архипа Куинджи.

Сиротское детство и бедность

Архип родился в семье обычного сапожника в январе 1841-го в Мариуполе. Мальчик жил в полнейшей бедности и остался без отца в четыре года, через некоторое время умерла и мать. Архип стал сиротой. Родственники позаботились о том, чтобы мальчик получил хотя бы начальное образование. Где-то до десяти лет он посещал греческую школу недалеко от дома, но продолжить учебу не мог - Архипу нужно было работать, чтобы прокормить себя. Будущий художник Куинджи нанимался на несложную работу с раннего детства. Он пас гусей и коров и помогал соседям по хозяйству. В одиннадцать лет мальчик поступил к подрядчику на постройку церкви, где вел учет кирпича. Затем Архип служил богатому зерноторговцу.

Знакомство с Айвазовским и юность

Во время службы хлеботорговцу мальчик начал интересоваться живописью. Он постоянно рисовал: на обрывках бумаги, на земле и заборах, стенах зданий. Зерноторговец (а по другой версии - друг работодателя Архипа) заметил склонность мальчика к живописи и посоветовал ему отправиться в Феодосию, чтобы учиться у Ивана Айвазовского. Подросток послушался совета.

В четырнадцать лет Архип Куинджи отправился в Феодосию из Мариуполя. Он все-таки добрался до места, где жил Айвазовский, однако художник не оценил таланта подростка, доверив ему красить забор и толочь краски. Небольшую помощь в освоении мастерства оказал Архипу только молодой родственник Айвазовского, который пока только копировал картины известного художника. Архип Куинджи пробыл в Феодосии пару месяцев и отправился домой. Он был очень расстроен.

Куинджи, биография которого только начиналась, удалось устроиться ретушером у одного из местных фотографов в Мариуполе. Позже он отправился в Одессу и Таганрог. Занимался Архип Куинджи все тем же - ретушировал фотографии. Он подумывал открыть собственное фотоателье, но не смог собрать необходимую сумму.

Провал при поступлении и звание свободного художника

В 23 года юноша решил во что бы то ни стало поступить в Императорскую академию художеств в Петербурге. После двух провалов Куинджи так и не удалось стать учеником этого заведения. Тогда он написал и выставил на академической выставке картину, которая, к сожалению, не дошла до наших дней. «Татарская сакля в Крыму» была написана под очевидным влиянием творчества Ивана Айвазовского, но подражание признанным мастерам - далеко не редкость для молодых художников. После выставки Совет решил, что Архип Куинджи может стать свободным слушателем Императорской академии искусств, и удостоил юношу звания свободного художника. Позже ему разрешили сдать экзамены по специальным предметам, чтобы претендовать на получение диплома. Вольнослушателем он стал только с третьей попытки. Это был первый успех на пути к славе мастера пейзажной живописи.

Увлечение идеями передвижников

В академии художник Куинджи познакомился со многими передвижниками (представителями Товарищества передвижных художников), которые значительно повлияли на его мировоззрение. Он стал общаться с Иванов Репиным и Иваном Крамским, что положило начало более реалистичному восприятию им действительности.

Передвижниками называют объединение мастеров кисти, возникшее в последней трети девятнадцатого века. Такие художники активно противопоставляли себя академической живописи и вдохновлялись идеями народничества - «сближения» интеллигенции с простым народом. Передвижники организовывали передвижные выставки и вели активную просветительскую деятельность.

Под влиянием этого объединения Архип Куинджи, биография которого на этот момент уже прочно была связана с искусством, напишет такие работы, как «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». Позже «Чумацкий тракт…» появился на выставке в Париже, где снискал внимание посетителей. Картины были написаны в темных тонах, хотя последняя выделялась более яркой цветовой гаммой, что немного снимало ощущение тяжести и уныния. При написании этих полотен художник стремился выразить свои гражданские чувства, был движим социальной идеей. Полотна имели успех, и Куинджи, поверив в свои силы, вскоре перестал посещать занятия в Императорской академии.

Расцвет творчества Архипа Куинджи

В семидесятые годы художник уже отошел от идей передвижников и начал писать в собственном неповторимом стиле. Своеобразным прорывом в пейзажной живописи стали две его картины. Куинджи написал «На острове Валааме» и «Ладожское озеро» в 1973 году. Полотна выделялись очень реалистичной передачей природы с нотками романтизма, изящности. Работа «На острове Валааме» выставлялась в Вене, затем ее приобрел для своей коллекции знаменитый московский меценат П. Третьяков.

А вот со второй картиной Куинджи, которая стала символом расцвета его творчества, все не так однозначно. Художник использовал эффект каменистого дна озера, просвечивающегося через прозрачную воду. Этот прием позаимствовал Р. Судаковский. И когда через десять лет появилась его картина «Мертвый штиль», разразился настоящий скандал. Куинджи обвинил друга в плагиате, а петербургские художники разделились на два лагеря - одни поддерживали Судаковского, другие встали на сторону Куинджи. В итоге победа осталась за последним.

Женитьба и череда творческих успехов

В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. Мастер живописи готовился связать себя узами брака с девушкой, которую полюбил еще в подростковом возрасте. Из Франции Куинджи отправился в Мариуполь, где женился на дочери богатого купца - Вере Кетчерджи-Шаповаловой. Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве. «Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики. Он ввел в творчество яркие цвета, начал пользоваться приемом уплощения предметов, чтобы усилить глубину пространства картин, создал оригинальную декоративную систему. Архип Куинджи стал наслаждаться жизнью и отражать это в своих полотнах, он уже не стремился истолковать все с точки зрения передвижников и отказался от их идей.

Моновыставки и затворничество

После «Украинской ночи» были еще трилогия «Березовая роща», «Север», «После дождя» и «Вечер на Украине», над которой художник трудился практически четверть века. А вот «Лунную ночь на Днепре» Куинджи удостоил моновыставки. Он задрапировал окна плотной тканью и направил луч света на полотно. Моновыставка вызвала настоящий ажиотаж. «Лунная ночь на Днепре» для Куинджи стала пиком творческой карьеры.

Правда, краски, которые использовались при создании картины, были очень специфичны. Они начинали разлагаться и темнеть при воздействии солнечного света и воздуха. Впоследствии это сыграло злую шутку. Картину мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал ее князю Константину. Тот взял полотно в кругосветное путешествие. Под влиянием морского воздуха и солнечного света краски потемнели, и полотно утратило былое великолепие.

После моновыставки художник «замолчал» на долгие двадцать лет. Архип Куинджи, биография которого недавно сделала резкий поворот, решил уединиться в мастерской и не показывать никому свои шедевры. Скорее всего, он просто устал. Критики считали, что живописец исчерпал себя, но это было не так. Художник продолжал создавать картины, которые потом стали известными.

В 1886 году А. Куинджи купил участок в Крыму. Со временем там, где поначалу был лишь небольшой шалаш, возникло имение. Дача Куинджи в Крыму неоднократно принимала учеников живописца в годы его жизни. Имение и сейчас является базой для летней практики студентов-художников. В шестьдесят лет живописец Куинджи сделал исключение и показал публике несколько своих последних картин - оконченный «Вечер на Украине», третий вариант «Березовой рощи», нового «Христоса в Гефсиманском саду» и «Днепр утром». О художнике снова заговорили.

Работа профессором-руководителем мастерской

Архип Куинджи работал профессором всего три года, но за это время он успел научить основам живописи многих молодых студентов и даже стал наставником нескольких известных сегодня художников. Он был великолепным преподавателем. Куинджи ревностно оберегал молодых дарований от подражательства. Он стремился развить в каждом из студентов самобытность и собственное видение действительности, учил их не оглядываться на идеи других.

На памятной табличке, которая находится при входе в поместье Куинджи в Алупке, даже есть запись о том, что его называли «учителем жизни». Архип Куинджи «воспитал» Н. Рериха - непревзойденного мастера, А. Рылова - певца русской природы, К. Богаевского - певца Крыма и других.

Благотворительность

Куинджи не только писал, но и активно продавал свои полотна коллекционерам и «сильным мира сего». На своем творчестве живописец заработал целое состояние, но продолжал жить скромно, делал значительные пожертвования. При церкви, в которой когда-то крестили маленького Архипа, во взрослом возрасте он открыл школу. Куинджи пожертвовал сто тысяч рублей Академии искусств в Петербурге, организовал кассу взаимопомощи для студентов и проспонсировал Общество поощрения художников.

Картины живописца продавались по немыслимо огромным ценам. Один из знаменитых художников, П. Чистяков, даже позволил себе однажды язвительно высказаться на эту тему. Он сказал, что Куинджи - это деньги. Вполне возможно, что коллега «по цеху» был бы не так циничен, если бы знал, куда эти средства расходуются.

Тяжелая болезнь и смерть художника

Почти в семьдесят лет Куинджи заболел воспалением легких. Художник находился в Крыму, затем жена перевезла его в Санкт-Петербург. Но на состоянии здоровья живописца сказалось и больное сердце. Надежда на выздоровление с каждым днем была все меньше и меньше. Архип Куинджи умер 11 (24) июля 1910 года. Похоронен художник на Смоленском православном кладбище.

Память

В память о выдающемся художнике было открыты несколько музеев: Музей Куинджи в Санкт-Петербурге, Мариупольский музей имени А. Куинджи, музей-квартира в Алупке. В честь него называли улицы и проспекты во многих российских городах, устанавливали памятные доски, бюсты. Общество художников, основанное живописцем, до сих пор носит его имя. Живописью Куинджи восхищаются современники.

Искусство - не игра для развлечения. Играть с искусством - тяжелый грех!

Куинджи А.И.

Несколько постов хочу посвятить общей истории жизни и творчества А.И. Куинджи, о котором я писал в прошлый раз. Не буду тут выдумывать ничего от себя, а воспользуюсь отличным сайтом «Энциклопедия русских художников» . Где собраны и краткие биографии и работы. Материал черпаю именно оттуда.

Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека, бедного сапожника. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает "золотых дел мастер". Рано осиротев, мальчик жил у родственников, работал у чужих людей: был слугой у хлеботорговца, служил у подрядчика, работал ретушером у фотографа.

Основы грамоты Куинджи получил от знакомого учителя грека, а затем занимался в городской школе. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, - на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И.К. Айвазовскому. Пробыв несколько месяцев у знаменитого художника, Куинджи едет в Петербург с мечтой поступить в Академию художеств.

Но не сразу ему удалось стать учеником Академии: слабой оказалась художественная подготовка. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Но это не могло остановить упорного и настойчивого юношу. В 1868 году на академическую выставку он представил картину "Татарская сакля", за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию.

Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. Он дружит с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, знакомится с И. Н. Крамским - идеологом передовых русских художников. Лиричность пейзажей Саврасова, поэтическое восприятие природы в картинах Васильева, эпичность полотен Шишкина - все открывается перед внимательным взглядом молодого художника.
Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве. Созданная им в 1872 году картина "Осенняя распутица" (ГРМ) своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. Куинджи не просто передал осенний холодный день, размытую дорогу с тускло поблескивающими лужами - он ввел в пейзаж одинокую фигуру женщины с ребенком, которая с трудом идет по грязи. Осенний пейзаж, пронизанный сыростью и мглой, становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни.


"Осенняя распутица", 1872

Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В результате появились картины: "Ладожское озеро" (1872, ГРМ), "На острове Валаам" (1873, ГТГ). Неторопливо, спокойно ведет художник в своих картинах повествование о природе острова, с его гранитными берегами, омываемыми протоками, с темными густыми лесами, упавшими деревьями. Эту картину можно сопоставить с былинным эпосом, живописным сказанием о могучей северной стороне. Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость. После выставки 1873 года, на которой это произведение было показано, о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант.

"Ладожское озеро", 1872


"На острове Валаам", 1873

В 1874 году Куинджи пишет картину "Забытая деревня" (ГТГ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. В следующем году Куинджи выставил три картины: "Чумацкий тракт в Мариуполе" (ГТГ), "Степь в цвету" и "Степь вечером" (местонахождение неизвестно). В картине "Чумацкий тракт" художник изобразил нескончаемый поток обозов, медленно движущихся в хмурый день по осенней степи. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.
Совсем иные по настроению "Степь вечером" и "Степь в цвету". Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.


"Забытая деревня", 1874


"Чумацкий тракт в Мариуполе", 1875


"Степь вечером", 1875

Однако Куинджи совершил внезапный поворот. Этому несомненно способствовали его поездки в Западную Европу и знакомство с последними достижениями живописи. В 1876 г. он показал картину "Украинская ночь", в которой сумел передать чувственное восприятие южной летней ночи, с невиданной для своего времени смелостью обобщая цвет и упрощая форму.


"Украинская ночь", 1876

С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. Ввысь устремились тополя. Тишина, спокойствие разлиты в природе. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Для того, чтобы так естественно и выразительно передать лунное сияние, мерцание звезд, художнику понадобилось решать сложнейшие живописные задачи. В картине все построено на виртуозной разработке тональных отношений, на богатстве цветовых сочетаний. В 1878 году "Украинская ночь" была показана на Всемирной выставке в Париже. "Куинджи, - писала французская критика, - бесспорно самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других".

Картина стала сенсационным событием художественной жизни, а за нею последовали другие, не уступавшие ей в вызывающей декоративности: "Березовая роща" (1879), "Лунная ночь на Днепре" (1880), "Днепр утром" (1881) и др.


"Березовая роща", 1879



"Днепр утром", 1881



"Степь. Нива", 1875

*****

Картину следует писать от себя, наизусть, на основании знаний, приобретенных на этюде. В картине должно быть "внутреннее", то есть мысль, художественное содержание.
Куинджи А.И.

В 1879 году художник пишет три пейзажа: "Север", "После грозы", "Березовая роща" (все в ГТГ). Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. Картина "Север" продолжала серию северных пейзажей, начатых "Ладожским озером". В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. Его полотно - обобщенный поэтический образ Севера, созданный воображением художника итог раздумий, размышлений о величественной и суровой природе. Картина "Север" завершала трилогию, задуманную еще в 1872 году, и была последней из этой серии.

"Север", 1879

На долгие годы потом Куинджи отдает свои талант воспеванию природы южной и средней полосы России. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж "После грозы".


"После грозы", 1879

Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины "Березовая роща".


"Березовая роща", 1879

Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Казалось, будто само солнце проникло в помещение выставочного зала, освещая зеленую поляну, играя на белых стволах берез, на ветвях могучих деревьев. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. В окончательном варианте нет ничего случайного, "списанного" с натуры. Передний план погружен в тень - так подчеркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны. Художник сумел, избежав театральности, создать декоративную картину в лучшем понимании этого слова. Куинджи с огромным вдохновением воспевает в ней красоту и поэзию природы, ослепительную яркость солнечных лучей, несущих радость людям.

В 1880 году в Петербурге на Большой Морской (ныне ул. Герцена) была открыта необычайная выставка: демонстрировалась одна картина - "Лунная ночь на Днепре" (ГРМ). Она вызвала бурю восторгов. У входа на выставку стояла огромная очередь.


"Лунная ночь на Днепре", 1880

В то время, когда в России даже персональные выставки еще казались в диковинку, шаг этот был сопряжен с громадным риском, но успех выставки, собиравшей толпы зрителей, превзошел все ожидания. На следующий, 1881 г. Куинджи точно так же показал новый вариант "Березовой рощи", а через год - еще три картины. Мастерство Куинджи в передаче лунного света - результат огромной работы художника, длительных поисков. Его мастерская была лабораторией исследователя. Он много экспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. Упорным, настойчивым трудом достигал Куинджи виртуозного владения цветом, той композиционной простоты, которые отличают его лучшие работы.
В 1881 году художник создал картину "Днепр утром" (ГТГ).


"Днепр утром", 1881

В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью, внутренней мощью, могучей силой природы. Удивительно тонкое сочетание чистых золотисто-розовых, сиреневых, серебристых и зеленовато-серых тонов позволяет передать очарование цветущих трав, бесконечных далей, раннего степного утра. Выставка 1882 года была последней для художника.


"Закат"

*****

Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света.
Репин И.Е.

В зените славы Куинджи совершил новый неожиданный шаг: он вообще прекратил выставлять свои произведения. Наступили долгие годы молчания. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи же сам объяснял так: "...Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи".
Но Куинджи продолжал усердно трудиться, но сделанное показывал только близким людям.

Став состоятельным человеком (заработки его были очень высоки), он мог теперь работать так, как ему хотелось, - не спеша и вволю экспериментируя. Среди исполненных работ были не только пейзажи, продолжавшие начатое ранее, такие как "Вечер на Украине" (1878-1901), "Дубы" (1900-03) и др., но и совершенно необычные крохотные картинки, в которых он остро, с удивительным лаконизмом передавал свои впечатления от природы ("Лунные пятна на снегу", "Цветник" и пр.).


"Вечер на Украине" (1878-1901)


"Дубы" (1900-1903)


"Лунные пятна на снегу"

По сравнению с десятилетием активного участия на выставках, за остальные тридцать лет Куинджи сделал сравнительно немного. По воспоминаниям друзей художника, в начале 1900-х годов Куинджи пригласил их к себе в мастерскую и показал картины "Вечер на Украине", "Христос в Гефсиманском саду", "Днепр" и "Березовая роща", которыми они были восхищены. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.


"Христос в Гефсиманском саду"


"Днепр"


"Березовая роща"

"Ночное" - одно из последних произведений заставляет вспомнить лучшие картины Куинджи времени расцвета его таланта. В нем также чувствуется поэтическое отношение к природе, стремление воспеть ее величавую и торжественную красоту.


"Ночное"

Куинджи не стал затворником. В 1894 г. он охотно принял предложение быть профессором пейзажной мастерской в Академии художеств, только что радикально реформированной. За дело он взялся увлеченно, преподавал по хорошо продуманной системе и успел воспитать прекрасных мастеров: А. А. Рылова, К. Ф. Богаевского, Н. К. Рериха. К сожалению, его преподавание длилось недолго: уже в 1897 г. он был отстранен от службы за то, что общался с участниками студенческих волнений. Но со своими учениками он продолжал заниматься частным образом, а на следующий год устроил им на собственные средства поездку в Западную Европу. Немного позже он пожертвовал Академии художеств капитал, проценты с которого шли ежегодно на выплату премий молодым художникам. Последним его добрым делом было основание в 1909 г. Общества имени Куинджи - независимого объединения художников, которому он пожертвовал 150 000 рублей и 225 десятин земли в Крыму, да еще завещал все свои картины и деньги. Общество просуществовало до 1930 г., а Куинджи умер несколько месяцев спустя после его открытия.

Сведения о детстве Архипа Куинджи очень отрывочные и неполные. Даже дата его рождения известна недостоверно. Сохранились немногочисленные документы, на основании которых исследователи биографии Куинджи называют днём его рождения 15 января 1841 года. Произошло это событие в пригороде Мариуполя под названием Карасу.

Талант и бедность (1841-1854)

Считается, что предками художника были греки, которые проживали в Крыму в тесном соседстве с татарами. Происходило постепенное взаимопроникновение культур, стирался языковый барьер, возникали смешанные браки. Поэтому вполне возможно присутствие в семье Куинджи татарской крови, хотя сам художник всегда говорил, что считает себя русским.

Фамилия «Куинджи» (в первоначальной транскрипции Куюмджи) на татарском языке означает название ремесла: «золотых дел мастер». Известно, что дед художника действительно был ювелиром. Родной брат Архипа перевёл фамилию на русский язык и стал Золотарёвым.

Рождение талантливого ребёнка в бедной семье не обещает ему никаких привилегий. Отец Куинджи, Иван Христофорович, был сапожником и не мог обеспечить своим детям достаток. Когда Архипу исполнилось три года, отец внезапно умер. Очень недолго после этого прожила и мать. Маленькие сироты остались на попечении брата и сестры отца Куинджи, которые поочерёдно, как могли, заботились о них.

Благодаря поддержке родственников мальчик освоил грамоту, занимаясь со знакомым учителем-греком, а позже недолго посещал местное городское училище. Учёба там ему не нравилась и давалась с большим трудом. Как раз в этот период впервые ярко проявились его способности к рисованию. Увлекаясь, малыш рисовал не только на случайных обрывках бумаги, но и на мебели или заборе. Это занятие приносило ему неподдельную радость.

Бедность вынуждала его подрабатывать то пастушком, то помощником хлеботорговца, то учётчиком кирпичей на строительстве церкви. Но рисование по-прежнему было его главной страстью. Так продолжалось до 1855 года, когда кто-то из взрослых, заметив у мальчишки талант, посоветовал ему ехать учиться рисованию к Айвазовскому, в Феодосию. Архип Куинджи проделал этот неблизкий путь пешком, так как заплатить за проезд было нечем.

Новый поворот (1855-1859)

Крымские пейзажи поразили воображение впечатлительного подростка. Айвазовский в ту пору отсутствовал, поэтому его копиист, Адольф Фесслер, по доброте душевной принял участие в судьбе юного Архипа. Он преподал ему первые настоящие уроки рисования. Для бедного и застенчивого Архипа это означало, что у него есть надежда стать художником.

Он пробыл в Феодосии несколько месяцев. Дочь Айвазовского в своих воспоминаниях описывала его как невысокого, сильно курчавого паренька в соломенной шляпе, очень тихого и стеснительного.

Сам Айвазовский по возвращении в Феодосию не сумел рассмотреть талант Куинджи и не стал заниматься с ним. Правда, он доверил ему смешивание красок и покраску своего забора. Разочарованный и угнетённый таким поворотом событий юноша возвращается домой.

Удача с третьей попытки (1860-1868)

В родном городе Куинджи несколько месяцев работает ретушёром у фотографа, а позже отправляется в поисках заработка сначала в Одессу, а оттуда - в Таганрог. Этот город встретил его более приветливо. Архип нанимается в фотостудию С. С. Исаковича, снова в качестве ретушёра. И продолжает рисовать.

Окончательно осознав, что реализовать свою мечту в таких условиях он не сможет, Куинджи бросает всё и переезжает в Санкт-Петербург, где пытается поступить в Академию художеств. Однако судьба состроила ему новую гримасу - провал на экзаменах. Вторая попытка тоже оказалась неудачной.

Но талант и любовь к живописи требовали выхода и толкали на преодоление препятствий. Куинджи упорно занимается рисованием и в 1868 году выставляет свою первую картину под названием «Татарская сакля в Крыму». Эта работа открывает ему доступ в Академию художеств, куда его зачисляют как вольнослушателя.

В этот благодатный период Куинджи создаёт невероятно пронзительные картины «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».

Они написаны в новаторской манере.Тщательно подобранные оттенки очень точно передают мрачность и унылость безрадостных пейзажей. Непривычные краски и особенная игра теней очень впечатлили публику, но получили неоднозначную оценку в среде художников.

«Северный» период (1869-1873)

Куинджи очень привлекала работа над пейзажами. Он вырабатывал свою особенную технику нанесения красок, которая позволяла создавать настолько необычные зрительные иллюзии, что друзья за глаза называли его мистификатором.

Вдохновлённый видами северной природы, художник за короткий период создал такие шедевры, как «Ладожское озеро», «Снег», «На острове Валаам», «Исаакиевский собор при лунном освещении».

Опять поворот и стремительный взлет (1874-1881)

В 1874 году жизнь Архипа Куинджи получает новое наполнение: художник женится на Вере Леонтьевне Кетчерджи. Он был влюблён в неё ещё с юношеских лет. Ранее этот брак был невозможен из-за крайней бедности Куинджи и богатого происхождения невесты.

Теперь же продажа картин сделала художника обеспеченным человеком. Он смог посетить Англию, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны для знакомства с различными школами живописи.

Наступил новый, более радостный период жизни. И картины художника приобрели другую тональность. Написанные в ту пору «Берёзовая роща», «Днепр утром», «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь» произвели невероятное впечатление на публику.

Яркая, почти декоративная игра красок делала картины просто светящимися. Некоторые даже норовили заглянуть за холст, чтобы убедиться в отсутствии искусственной подсветки луны. Современник Куинджи, поэт Я. Полонский, рассматривая картины, в недоумении задавался вопросом: это картина или оконная рама, за которой открывается пейзаж непостижимой красоты?

Молчание гения (1882-1910)

После такого шумного успеха друзья Куинджи обоснованно ожидали новых картин и сюжетов. Но у художника своя логика - он прекратил выставки на 20 лет. В это время он продолжал писать, штудировать литературу, занимался с учениками, строил дачу в Крыму.

Несмотря на активный и обидчивый характер, Архип Куинджи слыл очень добрым человеком. Он постоянно и безвозмездно поддерживал деньгами своих учеников и учреждал премии лучшим молодым художникам. Его доброта распространялась также на животных и птиц.

Из письменных воспоминаний современников художника известно, что ежедневно около полудня он выходил во двор кормить птиц. Уже приученные к такому ритуалу к нему слетались воробьи, вороны, голуби и другая крылатая братия. Птицы совершенно его не боялись, садились на руки, что только радовало хозяина.

В 1901 году Куинджи прервал своё «молчание», представив взыскательной публике новые шедевры: «Вечер в Украине», теологический сюжет «Христос в Гефсиманском саду» и новый вариант «Берёзовой рощи». Они до сих пор волнуют и завораживают зрителя, надолго приковывая взгляд.

Больше он не выставлялся и многие картины стали известными только после его смерти. Умер гениальный художник 11 июля 1910 года. Причиной смерти стало больное сердце.