Краткая история кинематографа. Системный взгляд на современный кинематограф

Кинематограф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος - движение и греч. γραφω - писать, рисовать; то есть «записывающий движение») - отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф (от фр. cinématographe , устар.) и кинематогра́фия . Кинематограф был изобретён в конце XIX века и стал крайне популярен в XX веке.

В понятие кинематографа входят киноискусство - вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) - отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука киноведение. Сами кинофильмы могут сниматься в различных жанрах игрового и документального кино.

Кинематограф занимает значительную часть современной культуры многих стран. Во многих странах киноиндустрия является значимой отраслью экономики. Производство кинофильмов сосредоточено на киностудиях. Фильмы демонстрируются в кинотеатрах, по телевидению, распространяются «на видео» в форме видеокассет и видеодисков, а с появлением скоростного интернета стало доступным скачивание кинофильмов в форме видеофайлов на специализированных сайтах или посредством пиринговых сетей (что может нарушать права правообладателей кинофильма).

История кинематографа

1. Возникновение кино

История кино начинается в 19 веке. Хотя фотография как способ запечатления неподвижных изображений появилась ещё в первой половине 19 в., для того, чтобы стал возможным процесс съёмки и воспроизведения движения, требовалось, чтобы фотографирование могло происходить с короткими выдержками. Но и после появления соответствующих типов фотоэмульсий в 70-х годах 19 в. кино появилось не сразу. То, что нас сегодня кажется очевидным, изобретатели и пионеры кинематографа поняли далеко не сразу. Были сделаны десятки попыток создать системы записи и воспроизведения движущихся изображений, в которых даже принимал участие знаменитый Эдиссон, но и его система оказалась неудобной, рассчитанной всего лишь на индивидуальный просмотр, что и не позволило Эдиссону добиться успеха.

В результате, признанными изобретателями кинематографа стали французы, братья Луи и Огюст Люмьеры. Аппаратура Люмьеров оказалась очень удобной, с её помощью можно было легко снимать и демонстрировать фильмы на большом экране, что и предопределило успех их изобретения. «Кинематограф» (или «синематограф») — именно так называлось устройство Люмьеров.

Первая публичная демонстрация была дана в Париже ещё в марте 1895 г., но днём рождения кино считается другая дата, 28 декабря 1895 г., когда состоялся первый коммерческий киносеанс (это произошло в подвале «Гран Кафе» на бульваре Капуцинов).

В своих сеансах Люмьеры демонстрировали несколько коротких (всего 50 сек.) роликов, первым из которых был «Выход рабочих с фабрики». Однако наиболее популярным из этих роликов стал ролик под названием «Прибытие поезда». Поезд на экране как бы надвигался на зал, что выглядело очень реалистично и производило сильное впечатление на зрителей.

кадр из фильма «Прибытие поезда»

2. Начальный период развития кино

После гениального изобретения Люмьеров был кинематограф, но ещё не было кино . Пионеры, создавшие системы записи и воспроизведения изображений, не предвидели всех возможностей использования кинематографа. Люмьеры считали, что главная функция их изобретения — запись и сохранение кинохроники для потомков. Другие видели в демонстрации движущихся картинок всего лишь забавное развлечение. Однако ещё и в отсутствие сюжетного кино кинематограф быстро набирал популярность. Интерес к сеансам кинематографа некоторых влиятельных людей, глав государств, в т. ч. русского царя, сильно способствовал распространению кинематографа во всём мире.

Вскоре кинематографом заинтересовался директор одного из парижских театров Жорж Мельес. Он первым оценил возможности кинематографа, увидев в нём, прежде всего, отличное средство сильно расширить возможности сцены. Он первым стал снимать фильмы по сценариям, использовать многие специфические для кино трюки и спецэффекты, и в целом стал одним из главных основоположников кино как самостоятельного вида искусства. Одним из наиболее известных фильмов Мельеса является «Путешествие на Луну» (1902 г.)

В течение первого деятилетия 20 в. продолжительность и разнообразие сценариев кинофильмов постепенно и неуклонно увеличивались. Отношение в обществе к кино меняется — от восприятия его лишь как вида развлечения к восприятию его как вида искусства. В 1908 г. во Франции уже появляется понятие «фильм д’ар» — «художественный фильм».

К 1910 г. 70% фильмов всё ещё производилось во Франции. Однако другие страны, в первую очередь, такие как США, Великобритания, Германия также начинают оказывать заметное влияние на развитие мирового кино. В начале века типичная продолжительность фильма составляла 15 минут, к 1910 появляется немало фильмов с продолжительностью около часа, а в 1915 г. американец Гриффит снимает фильм «Рождение нации» (на тему гражданской войны в США) продолжительностью уже целых 3 часа. Несмотря на то, что содержание фильма, будучи расистским по сути, вызвало в США массовые беспорядки, этот фильм завоевал также и большой успех у публики (его посмотрело около 100 млн. человек) и принёс создателям огромные кассовые сборы.

В 1920-х в США начинает уже формироваться киноиндустрия, фильмы ставятся на поток, а режиссёров с главных ролей вытесняют продюсеры . Формируется станадартная голливудская система — продюсер подбирает и покупает сценарий, по которому должен сниматься фильм, он же приглашает режиссёра, он же выбирает актёров, как правило, из числа т. н. «звёзд», сам факт участия которых в фильме уже есть, по сути, определённая приманка для зрителя. Одними из наиболее успешных из продукции американского кинематографа в 1920-е стали комедии, особенно с участием Чарли Чаплина.

Тем не менее, значительную часть в развитии мирового кинематографа, введение в него новых приёмов и находок, составило в это же время европейское кино. В немецком кино развивается направление, получившее название экспрессионизм , а в французском — авангард. Европейские режиссёры ищут и отыскивают новые методы, позволяющие значительно усилить выразительность изображения сцен и объектов в кино, путём использования разных приёмов, влияющих на субъективные впечатления зрителя, расширить возможности киноязыка.

Российское кино до революции шло в основном по пути копирования западных образцов. Однако в 20-е советские режиссёры начинают сами активно экспериментировать с выразительными возможностями кино. Особенно уделяется внимание попыткам повысить выразительность с помощью специальной тактики монтажа фрагментов фильма. Находки некоторых режиссёров, особенно Сергея Эйзенштейна, вошли в золотой фонд мирового киноискусства.

3. Развитие звкового кино

До 1927 г. практически все фильмы были «немыми», они содержали лишь изображение, без звука. В начале 1920-х появляется первая система, способная записывать и воспроизводить звуковое кино, однако кинопроизводители долго осторожничают, опасаясь значительно удорожания производства и проката фильмов. Первой на эксперимент решается американская фирма «Уорнер Бразерс», в 1927 г. она выпускает первый фильм, в котором персонаж на экране разговаривает — «Певец джаза».

Приход в кино звука несколько уменьшает роль приёмов художественной выразительности, которая прежде была призвана во многом как раз компенсировать отсутствие звука. Звук подталкивал к созданию более реалистичного, имеющего чёткий повествовательный сюжет, и менее условного кино. Некоторые известные режиссёры и актёры (в т. ч. Чарли Чаплин) выступали против звукового кино либо за то, чтобы звук не мешал их изобразительным экспериментам, но звук очень быстро завоевал себе место в кино, и на протяжении 30-х практически все фильмы стали звуковыми. Разнообразие художественных приёмов и выразительных средств в кино падает, зато значительно усиливается роль диалогов, несущих главную содержательную и выразительную. нагрузку в достаточно большой группе фильмов.

В США в результате Великой Депрессии вся киноиндустрия окончательно оказывается в руках крупного капитала, видящего главную задачу кинематографа в штамповке однотипных фильмов, рассчитанных, в первую очередь, на коммерческий успех. Эти фильмы были качественными, но снятыми по стандартным рецептам и лишёнными каких-либо примет авторского стиля, что не удивительно, т. к. режиссёр, снимавший фильм, имел самую минимальную свободу.

В СССР (и особенно в Германии) режиссёры испытывали давление со стороны режима, что также ограничивало возможность к экспериментированию. В СССР была сделана ставка на «социалистический реализм» и создание меньшего числа, но с более высоким качеством, фильмов, эта тенденция продолжалась до знаменитого двадцатого съезда и начала «оттепели» (1956г.).

В послевоенное время (конец 40-х и 50-е) существенный вклад в развитие мирового кино внесли итальянский (с его т. н. неореализмом), а также японский кинематограф (особенно фильмы, которые снял режиссёр Акиро Куросава).

4. Развитие цветного кино

Внедрение цвета в кино происходило медленнее, чем внедрение звука. Технические возможности создания удовлетворительного цветного кино появились ещё в 30-е, а в 1939 г. в США был снят один из первых цветных фильмов, завоевавший огромную популярность — «Унесённые ветром», но устойчивый перевес цветных фильмов перед чёрно-белыми стал складываться лишь в 60-70е. Кроме этого, постепенно улучшаются характеристики плёнки — повышается её светочувствительность, что позволяет во многих случаях обходиться без дополнительных подсветок, снимать в более сложных условиях.

В послевоенное время развитие кинематографа оказалось в определённой мере связано с социальными и политическими тенденциями. В СССР и странах Восточной Европы после наступления «оттепели» наступает всплеск развития кинематографа, в это время здесь снимаются новые интересные фильмы, появляются новые известные имена. В Западной Европе в это время продолжаются эксперименты с новыми способами передачи психологического настроя персонажей, психологической выразительности, в США же — напротив, кино идёт по пути усиления чистой зрелищности. Впоследствии под давлением конкуренции со стороны телевидения в США ещё более усиливается тенденция к созданию дорогих, с большим числом спецэффектов и декораций, фильмов — «блокбастеров».

5. Последние тенденции

Последние, самые значительные нововведения в кино связаны с началом широкого использования компьютерной графики, причём отнюдь не только в тех случаях и сценах, где изобразить что-то обычными средствами затруднительно, но и практически везде. Одним из наиболее передовых в плане тотального использования компьютерной графики оказался фильм «Матрица», и компьютерные эффекты, (наряду, безусловно, с неординарным и глубоко продуманным сценарием) обеспечили фильму огромный успех. Сейчас компьютерная графика, позволяя легко осуществлять незаметное на экране «смешивание» снятого с натуры и привнесённого при помощи компьютера изображения, задаёт новые стандарты зрелищности и реалистичности (там, где дело касается сложных и нетипичных сцен) кино.

Жанры кино

Жанр (франц. genre, лат. genus — род, вид) — группа кинопроизведений, выделенная на основе сходных черт их построения. Жанровая система кино не завершена, не имеет строгих границ. Ниже описаны основные, наиболее крупные жанры современного кино. Определение произведения к конкретному жанру условно и неоднозначно. Это подтверждают приведенные мною примеры фильмов разных жанров, некоторые из которых употреблены не один раз.
Жанры: боевик , вестерн , детектив , драма , исторический , комедия , мелодрама , приключения , триллер , ужасы , фантастика .

Боевик (Action)

В боевике основное внимание уделяют насилию: поединкам, преследованию, и т.д. Эти фильмы часто обладают высоким бюджетом, наполнены каскадёрскими трюками и специальными эффектами. Фильмы этого жанра часто не обладают запутанным сюжетом, главный герой обычно оказывается перед злом в его самом очевидном проявлении: коррупция, терроризм, похищение, убийство. Не найдя другой выход, главный герой решает прибегнуть к насилию. В результате уничтожению подвергаются десятки, а иногда и сотни злодеев. Большинство боевиков не рекомендуют к рассмотрению лицам младше 16 лет. Счастливый конец — обязательный признак боевика, «вред должен быть наказан».
Рекомендую:
российские — «Первый После Бога», «Бой С Тенью», «Антикиллер», «Брат», «Сестры»
зарубежные — «Бойцовский Клуб», «Матрица», «Крепкий Орешек», Трилогия Борна, «Терминатор», «Робокоп», «Без Лица», «Город Грехов», «Миссия Невыполнима», «Обитель зла»

Вестерн (Western)

В классических фильмах этого жанра действие происходит на Диком Западе Америки в XIX веке. Конфликт обычно разворачивается между бандой преступников, представителями властей и охотниками за наградой. Как и в обычном боевике, конфликт разрешается насилием со стрельбой. Вестерны пропитаны атмосферой свободы и независимости, характерной для запада Соединённых Штатов.
Рекомендую:
российские — «Человек С Бульвара Капуцинов»
зарубежные — «Золото Маккенны», «Однажды На Диком Западе», «Красное солнце», «Быстрый И Мертвый», «Танцующий С Волками»

Детектив (Mystery)

Детектив — жанр, произведения которого содержат иллюстрации преступных действий, следующего за ними расследования и определения виновных. У зрителя, как правило, возникает желание провести собственное расследование и выдвинуть собственную версию преступления.
Рекомендую:
«Молчание Ягнят», «Из Ада», «9 Врата», «Пила», «Бойцовский Клуб», «Телохранитель», «Ванильное Небо», «Игры Разума», «23»

Драма (Drama)

Фильмы этого жанра отличаются сюжетностью, конфликтностью действия, множеством диалогов и монологов. Драмы изображают в основном частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом, обращая внимание на общечеловеческие противоречия в поведении и поступках конкретных героев фильма.
Трагедия — поджанр драмы. Основой ее также является столкновение личности с миром, обществом, судьбой, борьба сильных характеров и страстей. Но, в отличие от драмы, трагедия обычно завершается гибелью главного героя.
Рекомендую:
российские — «Чучело», «Интердевочка», «Сибирский Цирюльник», «Водитель Для Веры», «72 Метра», «Морфий»
зарубежные — «Дневник Памяти», «Зеленая Миля», «Игры Разума», «Город Ангелов», «Призрак», «Сид И Нэнси», «Вавилон», «P.S. Я Люблю Тебя», «Вечное Сияние Чистого Разума», «Осень В Нью-Йорке», «Пролетая Над Гнездом Кукушки», «Раскол», «Мемуары Гейши», «Унесенные Ветром»

Исторический фильм (History)

Фильмы этого жанра демонстрируют реально происходившие исторические события. Исторические фильмы обычно высокобюджетны, отличаются красивыми пейзажами, впечатляющими массовками.
Рекомендую:
российские — «9 Рота», «Звезда», «Турецкий Гамбит», «Адмирал», «Тарас Бульба»
зарубежные — «Троя», «Гладиатор», «Еще Одна Из Рода Болейн», «Жанна Де Арк», «Спасти Рядового Райана», «13-й Воин», «300 Спартанцев», «Турецкий Гамбит»

Комедия (Comedy)

Главной особенностью комедии является изображение характеров, конфликтов и ситуаций, вызывающих смех зрителей, повышающих настроение.
Рекомендую:
российские — «Девчата», «Операция «Ы» И Другие Приключения Шурика», «Кавказская Пленница», «Служебный Роман», «Ирония Судьбы», «Самая Обаятельная И Привлекательная», «День Радио», «День Выборов»
зарубежные — «Всегда Говори ДА», «Васаби», «Красотка», «Блондинка В Законе», «Брюс Всемогущий», «Дюплекс», «Маска», «Час-Пик», «Тутси», «Папаши»

Мелодрама (Romance)

Произведения этого жанра раскрывают духовный и чувственный мир героев с особенно ярким изображением эмоций на основе контраста: добро и зло, любовь и ненависть и т.п.
Рекомендую:
российские — «Москва Слезам Не Верит», «Мужики», «Карнавал», «Принцесса На Бобах», «Американская Дочь»
зарубежные — «Спеши Любить», «Если Только», «Дом У Озера», «Легенды Осени», «Париж», «Запах Женщины», «День Сурка», «Телохранитель», «Грязные Танцы»

Приключения (Adventure)

Приключенческие фильмы отличаются насыщенным сюжетом, постоянной сменой событий, активной деятельностью героев. в отличие от боевика, в приключенческих фильмах внимание обращено на смекалку персонажей, умение перехитрить, обмануть злодея. Герои попадают в сложные ситуции и оригинально выпутываются из них. Счастливый конец часто завершает фильмы этого жанра.
Рекомендую:
«Звездные войны», «Властелин Колец», «Пираты Карибского Моря», «Пятый Элемент», «Пляж», «Ангелы Чарли», «Люди В Черном», «Человек-Паук»

Триллер (Thriller)

Триллер (англ. thrill — трепет) — фильм, вызывающий у зрителя ощущение напряжения, переживания, волнения. Жанр не имеет чётких границ. Часто к триллерам относят детективно-приключенческие фильмы, фильмы ужасов.
Рекомендую:
«Что Скрывает Ложь», «Парфюмер», «Пляж», «Пила», «Из Ада», «Без Лица», Трилогия Борна, «Убить Билла», «Отчаянный», «Волк», «Обитель зла»

Ужасы (Horror)

Фильмы ужасов призваны напугать зрителя, вселить страх, тревогу, создать атмосферу ужаса или напряженного ожидания чего-либо ужасного.
Рекомендую:
«Кошмар На Улице Вязов», «Звонок», «Крик», «Приют», «Призрак Дома На Холме», «Красная Роза», «Ужас Амитивилля», «Дом Восковых Фигур», «Сайлент Хилл», «6 Демонов Эмили Роуз», «Клоун»

Фантастика (Fantasy)

Фантастика (от греч. phantastike — искусство воображать) — жанр, в котором воображение преобладает над реальностью, порождается картина, несоотносимая с обычными представлениями о правдоподобии и обыденности.
Фэнтези является поджанром фантастических фильмов. Основное отличие таких фильмов в том, что действия происходят в мирах, которыми правят «меч и магия». Здесь часто фигурируют не только люди, но и разнообразные мифологические существа — эльфы, гномы, драконы, оборотни, люди-кошки, а также боги и демоны.
Мистика является еще одним поджанром фантастических фильмов. Действия в таких картинах связано с взаимодействием людей и различных таинственных сил, не поддающихся однозначному научному описанию.
Рекомендую:
фантастика — «Фонтан», «Куб», «Пятый Элемент», «Планета Обезьян», «Волк», «Франкенштейн»
мистика — «9 Врата», «Эффект Бабочки», «Пункт Назначения», «Что Скрывает Ложь», «Интервью С Вампиром», «Ворон», «Омен»
фэнтези — «Хроники Нарнии», «Бесконечная История», «Властелин Колец», «Гарри Поттер», «Блэйд», «Другой Мир», «Ван Хельсинг», «Сумерки»

Кроме этих, наиболее популярных жанров, можно выделить следующие:

  • Биография - жанр, отличающийся большей сосредоточенностью на личности и ее внутреннем мире.
  • Готический роман (готика) (англ. the Gothic novel) - романтический «чёрный роман» в прозе с элементами сверхъестественных «ужасов», таинственных приключений, фантастики и мистики (семейные проклятия и привидения). Развивался в основном в англоязычной литературе. Название - от архитектурного стиля готика (действие романов часто разворачивается в старых готических замках).
  • Документальное кино (или неигровое кино) - жанр кинематографа. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц. Реконструкции подлинных событий не относятся к документальному кино. Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества. Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях. В настоящее время документальное кино прочно вошло в киноискусство всего мира.
  • Мистика - жанр кино, в котором присутствуют изображения сверхъестественных явлений и духовной практики, направленной на связь с потусторонним миром и сверхъестественными силами.
  • Мыльная опера - один из жанров телевизионных сериалов. Отличается огромным количеством серий и транслируется нередко годами.
  • Трагикомедия - вид драмы, совмещающий признаки трагедии и комедии.
  • Фантасмагория - фантастическое представление, наваждение. Фантасмагория в кино - поджанр фантастики. Фантасмагория в кино - это фильм о чём-то совершенно нереальном, изображающий причудливые видения, бредовые фантазии. Этот жанр несколько перекликается с абстракционизмом в живописи.

Создание фильма

В процессе создания фильма неразрывно связаны искусство и кинотехника, без которой кинематограф невозможен. Один из важнейших аспектов кинопроизводства, являющегося разновидностью коммерции - возможность получения прибыли и размеры вложенных средств. Эти виды деятельности объединяются в центрах кинопроизводства - киностудиях, где расположены административные здания и съёмочные павильоны.

Киностудия - комплекс творческих и производственных звеньев, включающий съёмочные группы, сценарно-редакторские коллегии, музыкальные редакции, осветительные цеха, цеха операторской техники, актёрские отделы, склады для хранения костюмов и реквизита и многое другое. На крупных киностудиях иногда образуют кинообъединения, в которые входят несколько съёмочных групп.

Как правило, у истоков фильма стоит продюсер, или продюсерская компания. Их основной задачей является поиск источников финансирования кинопроекта. Необходимо найти такие частные фирмы или государственные структуры, которые были бы заинтересованы в данных инвестициях. Продюсер часто сам выбирает или заказывает сценарий, приглашает режиссёра, участвует в подборе актёров (кастинге), художника и т. д. В его профессиональную компетенцию входит изучение зрительского интереса, на основе чего он и выстраивает стратегию своей деятельности. Продюсер не только организует процесс производства, но и активно участвует в составлении договоров, сметы фильма, календарного плана съёмок.

В кинопроцессе участвует множество специалистов самых разных профессий. Решение о привлечении тех или иных специалистов также принимает продюсер, однако инициатором привлечения может выступать режиссёр.

Продюсер контролирует работу до самого конца и по окончании работы над фильмом продолжает заниматься рекламой фильма и организует его прокат.

Технологические этапы современного кинопроизводства

Процесс кинопроизводства принято делить на три стадии: подготовительный период (англ. Pre production «Препродакшн»), съёмочный период и монтажно-тонировочный период (англ. Post production «Постпродакшн»).

Кинопроизводство советского периода предусматривало следующие этапы создания художественного фильма, дошедшие с небольшими изменениями до наших дней:

Подготовка киносценария

  • Тематический план;
  • Заявка или либретто;
  • Написание литературного сценария;
  • Утверждение лимита стоимости фильма и сроков производства;

Режиссёрский сценарий

  • Написание режиссёрского сценария;
  • Утверждение литературного сценария;
  • Составление сметы и календарного плана на подготовительный период;

Подготовительный период

  • Разработка постановочного проекта фильма;
  • Режиссёрский сценарий с экспликациями;
  • Эскизы декораций, комбинированных съёмок, костюмов, реквизита, грима, чертежи и описания к ним;
  • Съёмочные карты и операторские экспликации;
  • Зарисовки кадров;
  • Монтажно-технические разработки;
  • Фотоматериалы, характеризующие изобразительную сторону картины;
  • Звуковая экспликация фильма;
  • Календарно-постановочный план;
  • Генеральная смета;
  • Выбор мест натурных съёмок;
  • Подбор актёров и проведение предварительных репетиций;
  • Заготовка постановочных средств;
  • Утверждение постановочного проекта фильма;

Производственный период Съёмочный период

  • Приёмка объекта;
  • Освоение объекта;
  • Съёмка в павильоне;
  • Съёмка на натуре;
  • Комбинированные съёмки;
  • Запись звука в процессе съёмочных работ;

Монтажно-тонировочный период

  • Монтаж фильма;
  • Речевое озвучение;
  • Запись музыки;
  • Шумовое озвучение;
  • Изготовление надписей;
  • Перезапись фонограммы фильма;
  • Сдача фильма на двух плёнках;
  • Монтаж негатива;
  • Печать копий на одной плёнке;
  • Изготовление комплекта исходных материалов;
  • Сдача исходных материалов;
  • Производственно-финансовый отчёт;
  • Роспуск съёмочной группы;

В современном кинематографе создание фильма проходит те же этапы, за исключением разницы в технологиях, которые на сегодняшний день по большей части - цифровые. Например, появился этап создания компьютерной анимации , который выполняется одновременно с этапом создания титров и надписей и частично заменяет его. Многие этапы монтажно-тонировочного периода ушли в прошлое вместе с приходом новейших технологий работы с «цифровым негативом » (англ. Digital Intermediate ). Могут также существовать дополнительные этапы кинопроизводства: съёмка уходящей натуры, пересъёмка и досъёмка эпизодов фильма, запись дополнительных исходников фонограмм и иные этапы на усмотрение производственной компании или в зависимости от обстоятельств конкретной кинокартины.

Подготовительный период

Первой необходимой стадией на пути реализации замысла художественного фильма является создание сценария - его литературной основы, в котором определяется тема, сюжет, проблематика, характеры основных героев. За более чем столетнюю историю кинематографа сценарий прошёл свой путь развития от «сценариусов на манжетах», где кратко описывалась фабула будущего фильма, до особого литературного жанра - кинодраматургии.

Самый длительный по времени и очень важный в кинопроизводстве - подготовительный период. На крупных киностудиях существует очень важное подразделение - информационно-методическая группа, которая подбирает материалы и информацию, необходимую в работе над любым фильмом. Это и исторические данные, и представления о быте отображаемой эпохи, техническом и научном уровне, стиле в одежде, поведении и др. Сотрудники этой группы связываются с музеями, библиотеками, галереями, коллекционерами. Иногда на студии накапливаются большие архивы, которые помогают съёмочным группам в работе над фильмами.

Во время подготовительного периода режиссёр, изучив огромный материал по теме фильма, разрабатывает концепцию фильма. Творческая группа, в которую кроме режиссёра входят продюсер, художник и оператор-постановщик создаёт режиссёрский сценарий и экспликацию (толкование режиссёром будущей картины, его видение фильма).

Режиссёрский сценарий является, по сути, техническим описанием будущего фильма. На основе литературного сценария производится последовательная запись всех эпизодов фильма с разбивкой их на отдельные съёмочные кадры со зрительными и звуковыми особенностями их выполнения.

К режиссёрскому сценарию прилагается раскадровка - рисунки всех кадров, выполненные художником фильма или режиссёром от руки.

Во время подготовительного периода делаются фото- и видеопробы мест натурных съёмок.

Оператор-постановщик изучает условия съёмки постановочных объектов в павильонном интерьере и на натуре и создаёт операторскую экспликацию, в которой указывает особенности светотонального и колористического решения кадров объектов. Подбираются актёры, проводятся первые репетиции, разрабатываются эскизы декораций и костюмов. В подборе актёров на главные и второстепенные роли, а также на участие в массовках режиссёру и продюсеру помогает актёрский отдел, который есть на каждой киностудии. Здесь имеется обширная картотека, в которой можно найти информацию об артистах кино и театра: это данные о внешности, сыгранных ролях, фотографии. Особое внимание уделяется изобразительному решению фильма.

Художник-постановщик разрабатывает эскизы декораций для павильонных и натурных съёмок, костюмов, грима, комбинированных съёмок, продумывает и подбирает реквизит. Всё это передаёт характерные черты эпохи, среды и быта. Кроме того, эскизы должны дать представление о стилистике фильма, цветовом и пластическом строе. В этот же период режиссёр вместе с художником и оператором выбирают места для натурных съёмок. В итоге создаётся постановочный проект, в который входят: режиссёрский сценарий и экспликация, разработка отдельных эпизодов и сцен, фото- и кинопробы, эскизы, съёмочные карты и операторские экспликации, подробные раскадровки, монтажно-технические разработки, фотоматериалы, экспликации звукового оформления фильма, календарно-постановочный план и генеральная смета.

Немаловажный этап подготовительного периода - создание и монтаж декораций. Особенно важен этот этап в исторических или научно-фантастических фильмах, требующих искусственного создания интерьеров или ландшафтов. Созданием декораций занимается Цех декоративно-технических сооружений киностудии. Декорации могут возводиться в павильоне или на натуре. Работы по возведению декорационных объектов проводятся под наблюдением и при консультации художника-постановщика.

Съёмочный период

Операторская группа за работой

Постановка любого фильма осуществляется группой творческих и производственных работников, объединяемых на время производства в общем коллективе, называемом съёмочной группой. От вида, жанра, постановочной сложности фильма зависят состав, численность и время существования съёмочной группы. Документальные фильмы могут сниматься небольшой группой, в которой достаточно наличия режиссёра, оператора, звукооператора и директора. Полнометражные художественные фильмы снимаются группой, которая может включать несколько десятков и даже сотен сотрудников, в зависимости от масштаба и сложности.

Хлопушка-нумератор с индикатором временного кода

После окончания подготовки к съёмке каждого кадра и по мере готовности всех участников, начинается процесс съёмки.

В процессе киносъёмки прикреплённый к съёмочной группе художник-фотограф из фотоцеха снимает кадры фоторекламы, причём съёмка ведётся им в условиях общего съёмочного освещения. Впоследствии из этих фотокадров создаётся комплект рекламных фотографий, передаваемый в прокатные организации и служащий для изготовления рекламы фильма.

Запись синхронной фонограммы во время съемки

Съёмочный период полнометражного фильма может длиться несколько месяцев, однако правильная организация съёмок и тщательная проработка их плана во время подготовительного периода позволяют сократить съёмочный период до минимума, поскольку это наиболее дорогостоящий этап кинопроизводства. При планировании съёмок важным моментом является обеспечение их бесперебойности и исключение простоев группы.

Монтажно-тонировочный период

Монтажно-тонировочный период производства фильма является завершающим. В этот период в съемочной группе остаются лишь основные творческие работники и прикрепленные специалисты из монтажного и звукового цехов. Поэтому, стоимость монтажно-тонировочных работ из-за отсутствия расходов на постановочные работы, приглашение массовки и по другим статьям значительно ниже стоимости съемочных работ. К монтажным работам группа приступает после завершения всех съемок, однако часто монтаж фильма ведется параллельно со съемками, что сокращает время монтажно-тонировочного периода. Этот период за редкими исключениями состоит из стандартных последовательных операций.

Монтаж фильма . В процессе съемки отснятый материал поступает к монтажеру фильма, который просматривает его, размечает и систематизирует. Режиссёр-постановщик вместе с монтажной группой осуществляет отбор наиболее удачных дублей и дает указания по монтажу. После окончания съемок эпизода или сцены проводится черновой монтаж. В случае использования видеоконтроля черновой монтаж производят на видеозаписи, полученной с телевизи́ра. При цифровой технологии производства применяется нелинейный монтаж цифрового негатива.

Монтажный стол на киностудии

К началу монтажно-тонировочных работ режиссёр-постановщик, используя черновой монтаж, выполненный во время съемок, уточняет монтажный ритм фильма, последовательность сцен и монтажные переходы между ними, проверяет метраж фильма и дает указания о проведении окончательного монтажа. Некоторые режиссёры-постановщики параллельно со съемками ведут окончательный монтаж фильма, что дает возможность закончить производство фильма почти одновременно с окончанием съемок.

В монтажно-тонировочный период режиссёр-постановщик вместе с прикрепленной бригадой монтажного цеха заканчивает монтаж фильма, начатый ещё во время съемок. На этой стадии в их распоряжении имеется все отснятое изображение, фонограммы синхронных записей, речевого и шумового озвучения, записанная музыка и надписи. Монтажный цех предоставляет в распоряжение группы звукомонтажные столы и синхронизаторы. В результате проведения монтажных работ кинофильм должен быть подготовлен к озвучению и перезаписи. Изображение фильма и соответствующие ему фонограммы речи, музыки и шумов должны быть смонтированы в виде роликов длиной от 250 до 300 метров. Каждая часть смонтированного и подготовленного к перезаписи фильма имеет несколько пленок: кинопленка со смонтированным рабочим позитивом изображения и раздельные фонограммы речи, музыки и шумов. После окончания монтажа размечают шторки, наплывы и затемнения, которые заказывают в цехе комбинированных съемок.

Иногда работа по монтажу фильма начинается ещё до съёмок.
За рабочим столом режиссёр на бумаге составляет своеобразный макет, на котором разным цветом размечает кадры различной длины, составляя их в монтажной последовательности. На этом этапе он уже представляет весь фильм в целом, выстраивая его ритмический рисунок. В репетиционном, съёмочном и собственно монтажном периодах создания фильма это монтажное видение будущего кинопроизведения конкретизируется, уточняется, но никогда не должно меняться коренным образом.

Озвучение фильма

Важнейшим этапом создания современного звукового фильма и одним из наиболее трудоёмких, после съёмочного периода, является озвучение кинокартины.

Результатом этого процесса, как правило, является получение аналоговой и цифровой окончательно фонограммы фильма на магнитном или другом физическом носителем. Такая фонограмма получается в результате сведения и тщательной регулировки соотношений отдельных фонограмм, полученных при съёмке и записей в студии. Полученная фонограмма является основным исходным материалом и хранится наравне с негативом изображения. При изготовлении фильма с оптической фонограммой, копия полученной в результате перезаписи фонограммы переводится в негатив аналоговой или цифровой оптической фонограммы фильма, необходимый для получения совмещённых фильмокопий. Современная технология предусматривает изготовление цифровой и аналоговой оптических фонограмм, наносимых на фильмокопию. Чаще всего, одновременно печатаются четыре разновидности фонограммы: две цифровых SDDS и Dolby Digital , непосредственно печатаемые на киноплёнке, аналоговая Dolby SR и временной код для цифровой фонограммы DTS , записываемой на отдельном компакт-диске.

Когда оба носителя (рабочая копия изображения и общая фонограмма) готовы, фильм сдаётся на двух пленках приёмной комиссии. Если комиссия одобряет полученный фильм, в цехе обработки плёнки выполняется чистовой монтаж негатива по контрольному позитиву с учетом поправок, внесенных комиссией. Если поправки требуют досъёмки или переделки сцен, производится их пересъёмка и весь процесс повторяется.

Изготовление титров и надписей . До недавнего времени изготовление надписей и титров было сложным процессом, выполняемым в цехе комбинированных съемок художниками-графиками. В настоящее время большинство надписей в фильме изготавливаются при помощи компьютера с последующей печатью на кинопленку фильм-рекордером или непосредственным монтажом в цифровой контент в случае производства по цифровой технологии. В любом фильме обязательны начальные титры и конечные. Все остальные надписи изготовляются в зависимости от задач, поставленных авторами.

Тиражирование

После окончательного монтажа и изготовления титров и надписей со смонтированного негатива печатается монтажная фильмокопия. Специалистом цеха обработки плёнок производится окончательная согласованная цветоустановка и полученный паспорт монтажной фильмокопии впоследствии используется при печати выровненного по плотности и цветопередаче дубльпозитива (интерпозитива, «лаванды») . С дубльпозитива печатается несколько дубльнегативов с совмещенной фонограммой, которые передаются на кинокопировальную фабрику. В случае прокатного формата, использующего нанесенную на фильмокопию магнитную фонограмму, совмещение дубльпозитива с ней не производится. На фабрике с дубльнегативов печатается тираж фильмокопий, предназначенный для проката в кинотеатрах. На фильмокопии с магнитной фонограммой после проявки и сушки наносится магнитная дорожка и в электрокопировальном цехе производится копирование магнитной фонограммы, которая прилагается в этом случае к дубльнегативу.

В современном кинематографе, неотъемлемой частью которого является распространение на оптических дисках и по телевидению, тираж фильмокопий может быть небольшим, а дубльнегатив оцифровывается и производится мастеринг дисков. В большинстве случаев мастеринг дисков, использующих стандарты телевидения высокой четкости, производится с выровненного промежуточного дубльпозитива («лаванды»), что обеспечивает наилучшее качество видео. При цифровом способе кинопроизводства копии фильма, полученного после монтажа и цветокоррекции, копируются на жёсткие диски, распространяемые по киносети, а часть тиража печатается на киноплёнке для проката в провинциальных и малобюджетных кинотеатрах, не оснащенных цифровой проекцией. Мастеринг оптических дисков в этом случае производится непосредственно с перекодированного цифрового фильма.

Телефильмы

Отдельное место в технологии кинопроизводства занимают фильмы, специально снимаемые для проката на телевидении. Часто такие фильмы снимаются на узкую 16-мм кинопленку, что значительно удешевляет производство при достаточном для показа по ТВ качестве. Большая часть современных телефильмов снимается по электронной технологии, без применения киноплёнки. Ранней версией такого способа была съёмка телевизионными камерами с последующей кинорегистрацией видеосигнала. Часто телефильмы, снятые таким путём, называли телеспектаклями.

При производстве телефильма некоторые технологические фазы отсутствуют: например, телефильмы не предусматривают печать тиража фильмокопий, и могут демонстрироваться даже без печати дубльнегатива прямо с оригинального негатива телекинопроектором. Изготовление фонограммы телефильма также имеет упрощенную технологию. Распространение телефильмов происходит с помощью оптических видеодисков, без проката в кинотеатрах.

Продвижение фильма на рынке

Продвижение (промоушн) начинается почти одновременно с написанием сценария, занимается этим продюсер. Для продвижения фильма кроме самого фильма съемочной группой готовится стандартный комплект рекламных материалов, в который входят расширенная аннотация, список основного состава творческой группы, фотографии наиболее выразительных кадров фильма, которые снимает прикрепленный к группе фотограф фотоцеха во время съемок на натуре и в павильоне. Комплект фотографий для рекламы фильма утверждает режиссёр-постановщик. Часть фотографий из комплекта передается в печатные и сетевые СМИ. Кроме того, для продвижения киностудия готовит рекламные ролики, которые монтируются из дублей, не вошедших в фильм, или отснятых специально. Важное значение для промоушна имеют киноплакаты.

  • сеть кинотеатров;
  • интернет;
  • радио;
  • телевидение;
  • видео;
  • печатные издания;
  • сопутствующие товары.

Ещё до выхода фильма начинается рекламная кампания: проводятся пресс-конференции, репортажи со съёмок, рекламные ролики транслируются по телевидению и показываются в кинотеатрах, фотографии и интервью публикуются в прессе. Один из важных моментов продвижения — организация громкой премьеры фильма с приглашением звёзд и знаменитостей, обеспечивающих резонанс в СМИ.

Продюсер просчитывает заранее, сколько кинотеатров купят фильм, сколько зрителей его посмотрят, а также насколько он окупится и какую принесёт прибыль. Продвижению фильма также способствует участие картины в различных кинофестивалях, номинациях на кинопремии. После того как прокат фильма в сети кинотеатров налажен, начинается широкое производство видеокассет и оптических дисков. Иногда DVD появляются почти параллельно с началом проката на большом экране. Самая широкая аудитория получает возможность познакомиться с картиной, когда она выходит на телеэкран.

Современные технологии

В настоящее время, с распространением цифровых технологий, процесс кинопроизводства стал отличаться от классического и представляет собой различные сочетания пленочных и цифровых приемов работы. Некоторые технологические этапы вообще перестали существовать и появились новые возможности. Можно определенно сказать, что сегодня не создается кинокартин с использованием исключительно пленочного или цифрового методов создания. Одна из распространенных техник современного кино - работа с цифровым негативом (англ. Digital Intermediate ). Практически, монтажно-тонировочный период проводится при помощи компьютеров, обрабатывающих цифровое изображение, сосканированное с негатива и цифровой звук. Тиражирование также происходит в двух техниках параллельно, потому что современные фильмы, предназначенные для широкого зрителя, выпускаются одновременно для цифрового кинопоказа, распространения на оптических дисках и для кинотеатров, оснащенных традиционными киноустановками.

Изучая комментарии к видеообзорам и рецензиям проекта «Научи хорошему», мы периодически сталкиваемся с непониманием нашей позиции со стороны отдельных читателей. Их мнение обычно сводится к тому, что проект «почему-то ругает хорошие фильмы и хвалит плохие».

И действительно, при беглом знакомстве с нашими статьями можно увидеть кардинальное расхождение в оценке большинства фильмов между официальными критиками и экспертами и оценкой проекта. Как так получается, что многие картины, которые получают международные премии и кинонаграды и даже собирают полные залы, мы, не стесняясь, называем убогостью и пошлостью и присваиваем отрицательную оценку?

На самом деле никакого противоречия в этой ситуации нет – просто у нас и у официальных критиков разная система оценок. Но чтобы объяснить эту мысль подробно, надо разобраться в том, как устроена современная система кинематографа. Начнём с кинопремий. За что их дают, и зачем они нужны? Смотрите видеообзор:

Премия – это просто инструмент поощрения. Это как с воспитанием детей – мы ведь их хвалим, когда они ведут себя правильно. Так и здесь: сценаристов, режиссёров и актёров хвалят за то, что они ведут себя «правильно», продвигая те идеи, идеалы и цели, которые нужны заказчику.

Вот, например, во времена холодной, то есть информационной, войны на Западе премии получали, в частности, те фильмы, которые выставляли русских глупыми и отсталыми. В СССР в то же время премии получали те фильмы, которые демонстрировали дружбу народов и превосходство социалистической системы над капиталистической.

А за что же премии дают сейчас, когда железного занавеса больше нет?

Проведённый нами анализ большинства популярных фильмов, собравших множество наград, свидетельствует о том, что премии дают в первую очередь за эффективную:

  • пропаганду секса, пошлости и извращений
  • пропаганду алкоголя, табака и других наркотиков
  • пропаганду глупости, насилия и безнравственности

«Погодите! – закричат многие. – Премии дают за хорошую игру актёров, за интересный сюжет, за реализм, глубину мысли, высокие художественные достижения!»

Безусловно, всё перечисленное играет важную роль, но только в контексте того, насколько будет эффективной пропаганда пошлости, безнравственности и наркотиков. То есть премию дают не просто за пропаганду всего этого негатива (как-никак, таких фильмов очень много), а за качественную, талантливую, завуалированную пропаганду, которую зрители будут потреблять с восторгом и ещё и спасибо скажут.

Почитайте рецензии так называемых экспертов на популярные фильмы – в 99% случаев вам будут говорить об игре актёров, таланте режиссёра, трогательных нотках и так далее, но не скажут самого главного «ЧЕМУ УЧИТ ЭТОТ ФИЛЬМ?» или по-другому – «КАКИЕ ИДЕИ ОН ПРОДВИГАЕТ?». По тем же причинам не говорят об этом и на международных кинофестивалях. Ну подумайте сами, не могли же режиссёру Звягинцеву вручить в Лондоне премию за пропаганду русофобии, пошлости и наркотиков? Нет, конечно, ему вручили эту награду за талант режиссёра.

А после того, как этот фильм получил в награду ещё и американского Золотого орла и был выдвинут на премию Оскар, то тут уж даже Министр культуры РФ В.Мединский перестал верить своим глазам и изменил своё мнение о фильме, порадовавшись за мастерство кинематографистов. Вот только нам с вами радоваться этому не надо, потому что это мастерство сегодня направлено против нас и реализуется в завуалированной и талантливой пропаганде пошлости, наркотиков и безнравственности.

Подобная пропаганда преследует конкретную цель: разрушение института семьи, сокращение и деградация населения.

При этом, думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что за прошедшие 20 лет с момента поражения СССР в холодной войне значительной части населения нашей страны удалось основательно и поменять их взгляды и ценности. Эта пропаганда эффективно работает как в отношении детей, так и взрослых.

Следует также понимать, что и российская, и западная система кинопремий ориентирована на одни и те же цели. Вот Никите Михалкову, написанное ещё в 2012 году, но с тех пор ничего не изменилось. Рекомендуем прочитать его полностью, мы же отметим только основные моменты:

Многие авторы, особенно это касается документального кино, открыто издеваются над больными и убогими героями своих фильмов, над нравственными и духовными ценностями, прикрывая свой непрофессионализм громкими заявками на «арт-хаусность» и «современные» подходы к творчеству.

Организаторы ведущих студенческих и молодежных фестивалей при отборе и составлении программ отдают таким фильмам наибольшее предпочтение, предоставляя самые посещаемые зрителями вечерние часы и престижные площадки.

В то же время картины, несущие нравственные ценности и положительные эмоции, снятые по всем канонам киноискусства, дающие свет и надежду, убираются организаторами на задворки фестивалей, или вовсе не проходят конкурсный отбор. О призовых местах таким фильмам говорить вообще не приходится.

Аналогичная ситуация складывается и при формировании пакетов фильмов, отправляемых на международные кинофестивали.

Такая политика не только является дискредитирующей, но и стимулирует молодых кинематографистов снимать безнравственную чернуху и пошлость, обещая престижные награды и международное признание. А ведь именно это и есть те ориентиры, которые ведут нас в наших творческих поисках. Именно решения авторитетных жюри зачастую показывают нам, что «хорошо», а что «плохо».

Вот так работает механизм бесструктурного управления в кинематографе. Не надо никому приказывать снимать плохие фильмы. Просто с помощью институтов кинопремий и кинофестивалей вы продвигаете вперёд тех, кто работает на ваши цели, то есть в нашем случае пропагандирует всё негативное. Именно поэтому в так называемой культурной богеме сегодня так много извращенцев или просто нравственно деградировавших людей. Они нужны, чтобы транслировать свой образ жизни остальному населению.

Ещё раз повторим ключевую мысль: первостепенное значение имеет то, чему учит фильм, то есть какие идеи и ценности он в себе несёт, а игра актёров, талант сценариста, операторская работа и так далее влияют только на то, насколько эффективно заложенные в фильм смыслы будут донесены до зрителя.

Что делать?

Просто ждать, пока система изменится, можно очень долго. Писать жалобы, призывать людей задуматься, противостоять, бороться доступными средствами надо обязательно, и в рамках проекта «Научи хорошему» мы участвуем и будем участвовать в этой борьбе, но в любом случае быстро ситуация не поменяется, потому что система носит практически глобальный характер и выстраивалась на протяжении длительного периода времени.

Тем не менее, это не значит, что надо смириться с тем, что нам и нашим детям придётся смотреть весь тот негатив, который сегодня показывают в кинотеатрах и по телевизору. Во-первых, убрать из дома телевизор может и должен практически каждый, а вот полностью ограничивать себя и детей от просмотра современных фильмов совсем необязательно, так как, вопреки системе, и сегодня снимаются хорошие картины. Конечно, о них вы редко услышите лестный отзыв в прессе или увидите их в списке рекомендованных критиками, но, тем не менее, их достаточно много, и наша задача – находить такие фильмы и делиться ими друг с другом.

В рамках проекта «Научи хорошему» уже разработана . Каждая рецензия отвечает на вопрос «чему учит фильм?» и раскрывает такие пункты, как насилие/секс/наркотики/мораль. В зависимости от результатов по каждому из этих показателей фильм получает оценку, ориентируясь на которую читатель может принять решение о просмотре картины.

Предельно простая и понятная система рейтинга позволяет любому человеку участвовать в общем деле как по созданию базы хороших современных фильмов, так и по выявлению технологий пропаганды и манипуляций во всех других картинах, что тоже важно, так как помогает читателям самостоятельно научиться отличать хорошее от плохого.

Но чтобы этот механизм, который условно можно назвать «народной цензурой», успешно работал и был полезен, как это банально ни звучит, Проекту нужны ваши рецензии на фильмы, написанные с позиции традиционных семейных ценностей и ответа на вопрос «чему учит этот фильм»?

Посмотрели кино – поделитесь своими впечатлениями, порекомендуйте его другим читателям или наоборот, расскажите о том, почему его смотреть не следует. Единственное, что позволяет сегодня показывать по телевизору весь этот негатив – это наше молчание. А значит, нам надо не стесняться высказывать свою позицию, быть громче, заметнее, смелее. Сила в правде и надо эту правду распространять!

Кинематограф был изобретен еще в конце ХІХ века, но набрал свою популярность уже в ХХ веке. Он стал отраслью искусства и занимает значительную часть культуры многих стран, но кроме этого имеет еще и огромное влияние на сознание человека.

Слово «искусство» происходит от старославянского слова «искоусъ», которое означает «опыт». Термин «искусство» означает образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе, а творчество направлено таким образом, что оно отображает интересующее не только самого автора, но и других людей. Проще говоря, автор через фильм (как киноискусство) делится со зрителями своим опытом, который соответственно востребован среди зрителей. И если раньше среди художественных фильмов было много таких, в которых раскрывались глубокие проблемы бытия, философии, жизненные проблемы, понятия любви, свободы, дружбы и чести, то сейчас в фильмах преобладают спецэффекты, направленные на возбуждение сексуальных желаний, на потребление технологических новинок, высмеивание других и, конечно же, на раскачивание эмоций страха, ненависти и желания мести, замыкая человека на собственном «эго ».

В угоду спросу, нынешняя тенденция в современном кинематографе и театре все дальше отходит от передачи глубокого смысла в произведении. Да и само слово «про-из-ведение» говорит о том, что что-то необходимо взять и донести до ведома, доставить в несокрытое. Это своего рода «оттуда-сюда-поставление». У древних греков это описывалось одним словом «текне». Именно оно является коренным словом нынешней «технологии». В фильмах и театральных постановках уже почти нет того, чтобы донести человеку нечто существенное, показать ему «просвет», чтобы он задался вопросом, поставил под вопрос себя и свое движение. Тенденция киноиндустрии сейчас, к сожалению, движется в сторону раскачивания в человеке простых эмоциональных всплесков или разгадывания интеллектуальных ребусов. В итоге происходит своего рода замкнутый круг – кинематограф формирует поверхностного зрителя, который убегает от скуки и жаждет от фильма все большей эмоциональной встряски, а зритель в свою очередь формирует поверхностный, примитивный, но зато очень зрелищный кинематограф. В основе этих взаимоотношений лежат деньги или материальная выгода. И если лет тридцать назад могли появится на экранах фильмы, которые смысловые, но не кассовые, то сейчас это практически невозможно. Спрос зрителя двигает мотивацией создания новых «шедевров » мировой киноиндустрии.

Все больше кино становится политизированным и выполняющим узкие заказы правительств по формированию общественного мнения. Ведь прежде, чем США начали свой конфликт с Ираном, на экраны вышел фильм «300 спартанцев», где «этих персов» показали, как редких, агрессивных парней, которые посягали на свободу «честных бравых спартанцев». Теперь, спустя пару тысяч лет, есть смысл отомстить их прямым наследникам, иранцам, за страдания спартанцев. Но никому и в голову не пришло поднять исторические данные о том, что как раз спартанцы были довольно агрессивными, от которых тогда страдала Древняя Греция. Но все телезрители очень легко через привычный посыл фильма «впитали » то, что им стремились донести. Ведь, если в основе нынешнего кинематографа лежит материальная сторона, то у государств часто достаточно денег, чтобы оплатить даже убыточные проекты. Главное, чтобы зрители в красивой обертке проглотили ту , что там спрятали.

В этой же сфере лежит фильм «Брат 2» режиссера Алексея Балабанова, в котором заложили будущие «разборки по Крыму» и смысл войны между Россией и Америкой. «В чем сила, брат? Нет, не в деньгах, а в правде. У кого правда, тот и сильней!» Да и русских в американских боевиках часто показывают какими-то туповатыми и в валенках, обязательно с медведем, играющим на балалайке. И у многих «интеллектуальных » американцев именно так и выглядят жители постсоветского пространства.

Теперь даже по тому, что выходит на экраны, можно спрогнозировать место следующей войны за «мировое равенство», «справедливость» и «демократические ценности». Чем-то это напоминает сюжет одного из наших любимых фильмов «Три дня Кондора » с Робертом Редфордом в главной роли. Главный герой, читая обычные комиксы и детективные книги и работая на правительство, смог предугадать вторжение американских войск в Ирак, за что и был приговорен к зачистке. Рекомендуем для просмотра!

Среди набирающих популярность, или так называемых «разоблачающих» фильмов, появляются документальные фильмы в стиле «теорий мировых заговоров», «теневых правительств», и о других «системах», направленных на манипуляцию сознанием человека, его порабощение, установление тотального контроля над экономикой других стран и человечеством в целом. К примеру, среди американских авторов, занимающихся разоблачениями государственной системы своей страны и стоящих за ней теневых организаций, известны своими фильмами Оливер Стоун, Майкл Мур, Аарон Руссо и др. Очень популярны разоблачающие публикации Сноудена и Ассанжа. И это не говоря уже о множестве книг на эти темы. Но рассматривать информацию в такого рода произведениях стоит довольно осторожно и исключительно в формате , чтобы понять, как данная система работает и что стоит за определенными событиями. Ведь фильм должен не загонять в тупик и безвыходное положение, а давать понимание сложившейся ситуации, себя в ней, а также подтолкнуть к движению своим предельно осознанным путем и вне периметра показанных действий. При просмотре этих фильмов необходимо уметь быть над событиями, не входить в роль того, кого это цепляет и задевает. Это состояние отлично передает характер . Так вместо толерантного и свободного зрителя, человек превращается в дальнейшего адепта данной концепции или антагониста. Суть остается прежней - человек утрачивает свою позицию и становится заложником раздора.

Сейчас в современном кинематографе пошла «мода» на фильмы, в которых показывают то, как все плохо и насколько тотально люди сидят в своем «мрачняке». Одним из таких фильмов является сериал «Черное зеркало». Само только название этого фильма говорит уже за себя. Ведь - это цвет, который не может выйти в мир, а его главная задача заключается в том, чтобы в него заходили и из него никогда не вышли. А зеркальность дает состояние мгновенного погружения в . Это то состояние, в котором человеку не дается возможности выбора, когда тьма вокруг и остается мало вариантов для того, чтобы что-то изменить. От такого черного зеркала усилится состояние подавленности и безысходности. Многие считают, что для того, чтобы что-то изменить, необходимо показать полную безнадежность жизни, окунуть по горло в нечистоты, показать все это, и тогда человек очнется. Если в основу телесериала «Черное зеркало» был заложен именно такой импульс, то возникает резонный вопрос: «И многих вы знаете, которые изменили свою жизнь после просмотра этого сериала? Для кого он стал тем просветом, который дает возможность уловить суть нашего бытия? »

Не смотря на это, хорошие фильмы все же продолжают снимать, но их на самом деле не так уж и много. В нашей рубрике мы стараемся добавлять именно такие фильмы. И, возможно, кому-то покажется несколько странным и порой уж слишком разноплановый выбор фильмов, рекомендуемых нами для просмотра. Но при отборе фильмов мы руководствуемся в первую очередь смысловой нагрузкой фильма, то есть тем, что на наш взгляд может иметь ценность для человека в смысле его движения, развития, понимания себя и окружающих процессов. Вторым фактором, который мы берем во внимание, выступает цельный и хорошо переданный режиссером образ человека или ситуации в фильме.

На занятиях по , и мы часто ссылаемся на конкретный образ в фильме. Это помогает обучающимся видеть за определенным заболеванием, физиогномическими характеристиками, почерком или цветом соответствующий цельный, живой образ описываемого человека, поведения или ситуации.

Если говорить о сути фильма, то будоражащая эмоциональная его составляющая, яркость и грандиозность спецэффектов, вычурность и замысловатость сюжета в нашем понимании не имеют столь существенного значения. В первую очередь важен не вопрос «как?», то есть то, какие глубокие эмоции он смог вызвать у зрителя, или как круто сыграл актер и как лихо и интригующе закручена сюжетная линия. На нашу точку зрения более важны вопросы «о чем сам фильм и насколько он глубок?», «в чем его смысл?» (и был ли он вообще), «что, собственно, хотел донести режиссер до зрителя и насколько ему это удалось?».

Иногда хорошим ключом к осмыслению и пониманию непростого фильма является обсуждение в небольшой компании того, кто и как его понял. Задавая вопросы «о чем фильм?», «чем он понравился, а чем - нет?», «что хотел донести режиссер?» и т.д., а также вникая в мотивацию героев, их характер и прочее, можно лучше понять фильм, посмотрев на него совсем с другой стороны.

В рубрике , а также на наших каналах YouTube «Кинотека Мастерской визуальной психодиагностики» и «Кинотека Мастерской визуальной психодиагностики 2» мы стараемся рекомендовать к просмотру фильмы, после которых все-таки хочется задаваться вопросами и самостоятельно находить на них ответы. Конечно, не все фильмы просты в осмыслении, а некоторые начинаешь понимать только после нескольких просмотров и обсуждений в кругу друзей. Ведь как сказал Вячеслав Бутусов, «Но никто не ответит, покуда не задан вопрос». Человек и уникален тем, что наделен даром мыслить и ставить окружающий мир под вопрос.

Начиная с 1980-х мировой рынок, захватил американский кинобизнес, хотя во многих европейских странах приняты законы об обязательной квоте фильмов национальных киностудий. Массовый зритель вырастает именно на американском кино, поэтому европейским режиссерам приходится учитывать это в своей работе. Не следует забывать и о том, что известные европейские режиссеры часто получают приглашение на работу в Голливуде, что также вносит коррективы в их творчество. Можно сказать, что кинематограф интернационализируется.

В американском кино последних десятилетий на первый план вышли постановочные боевики, в которых действует герой, борющийся со злом. Одним из первых таких героев стал Джеймс Бонд - агент 007, первый фильм о приключениях которого был снят еще в 1962 г., после чего продолжения его приключений появлялись с удивительной регулярностью. На сегодняшний день снято около двух десятков фильмов из этой серии, последний (пока) «Квант милосердия» вышел осенью 2008 г. Их снимали разные режиссеры, в них играли разные актеры, но они неизменно привлекают повышенный зрительский интерес. Над созданием таких боевиков работают крупнейшие режиссеры и актеры, на них выделятся все больше средств.

Имидж героя боевиков 1980-х во многом был связан с актерами Сильвестром Сталлоне , сыгравшем в серии фильмов «Рэмбо» (первый вышел в 1982 г.) и Арнольдом Шварценеггером. Но подлинной удачей Шварценеггера стала работа в фильмах Джеймса Камерона «Терминатор» и «Терминатор-2».

Продолжал свою работу Стивен Спилберг, снявший серию фильмов об археологе Индиане Джонсе, главную роль в которой сыграл Харрисон Форд. Эти фильмы стилизованы под вестерны 1930-1940-х, в них много цитат, аллюзий, известных стереотипов, что создает тонкую ироничную пародию как подтекст в ярком зрелищном фильме. В 1990-е Спилберг отошел от жанров фантастики и приключений, поставив такие картины, как «Список Шиндлера» и «Спасая рядового Райана» о Второй мировой войне и Холокосте, но в 2007 г. он вновь вернулся к своему любимому герою, сняв новый фильм об Индиане Джонсе («Королевство хрустального черепа»).

Фрэнсис Коппола снял третью часть «Крестного отца» и «Дракулу Брэма Стокера», в котором вампир предстает не кровожадным монстром, а страдающим существом. Очень неоднозначные отклики вызвал фильм Мартин Скорсезе «Последнее искушение Христа», в котором искушением для Христа стала мирная жизнь рядового обывателя.

Этапный не только для американского, но и мирового кино - фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», стерший грань между искусством и ширпотребом. Этот фильм получил приз Каннского фестиваля и премию «Оскар» за оригинальный сценарий.

Одна из вершин мирового кинематографа - фильм «Титаник» Джеймса Камерона , ставший не просто фильмом-катастрофой, но и историей любви двух юных героев. В этом фильме Камерон, до этого снимавший в основном Шварценеггера, вывел новую звезду - Леонардо Ди Каприо, создавшего образ нового, более мягкого героя, нежели прежние накачанные герои боевиков, создававшиеся актерами Ж. -К Ван Даммом, Б. Уиллисом, С. Сталлоне и А. Шварценеггером.

В последнее время при создании фильмов все больше используются новейшие компьютерные технологии, позволяющие получить необычные спецэффекты. Так, с 2001 г. выходит серия фильмов о Гарри Поттере - экранизация книг Джоан Роулинг. В них с успехом играет молодой актер Дэниел Рэдклифф, подрастающий вместе со своим героем. Завершена масштабная трилогия «Властелин колец» (2001-2003) режиссера Питера Джексона по произведениям Джона Толкиена.

Большое развитие получило мультипликационное кино. Огромной популярностью пользуются полнометражные фильмы, как рисованные («Король-лев», «Ледниковый период», «Мадагаскар), так и в технике объемной мультипликации (серия фильмов о Шреке).

Итальянское кино с конца 1970-х переживало глубокий кризис - почти все великие режиссеры к этому времени уже ушли из жизни. Последним из великих был Федерико Феллини, снявший фильмы «И корабль плывет» (1983), предрекающий гибель всему отжившему прошлому, и «Интервью» (1988), в котором он вспоминал свое прошлое. Крупнейший итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи, в своих фильмах 1980-1990-х показал неприглядные реалии современной ему жизни страны - «Трагедия смешного человека», а также обратился к тайнам Востока - «Последний император», «Маленький Будда» и др.

Французское кино в эти годы переживало подъем. Продолжил свою творческую деятельность Жан-Люк Годар, снявший фильмы «Спасайся кто может», «Страсть», «Имя: Кармен», «Наша музыка». Мировую известность приобрели французские комедии Франсуа Вебера «Невезучие», «Папаши», «Беглецы», в которых сыграли замечательные актеры Пьер Ришар и Жерар Депардье.

Появились и новые имена. Один из самых талантливых современных режиссеров - Люк Бессон создатель приключенческих фильмов «Голубая бездна» и «Леон». Огромный успех имел его боевик «Ее звали Никита» (1989) о бывшей преступнице, завербованной спецслужбами и ставшей суперкиллером. Любим зрителями и его блокбастер «Пятый элемент», снятый по рецептам американских космических сказок. Крупным явлением в современном кино стал фильм Франсуа Озона «8 женщин», снятый в стиле ретро-детектива с элементами мюзикла и фарса, в котором сыграли выдающиеся французские актрисы Катрин Денёв, Изабель Юппер, Фанни Ардан и др.

В английском кинематографе крупнейшим явлением стало творчество Питера Гринуэя , ставшего знаменитым после своего первого полнометражного фильма «Контракт рисовальщика» (1982). В нем определились основные темы, волнующие режиссера, - секс и смерть, а также его характерный почерк - необычайная цветовая насыщенность и театрализация действия, использование большого количества цитат из книг и фильмов. Все его фильмы очень известны и имеют большой коммерческий успех, несмотря на свою эпатажность - «Зед и два нуля», «Отсчет утопленников», «Повар, Вор, его Жена и ее Любовник», «Дитя Макона», «Интимный дневник» и др. В последнее время английские кинематографисты все чаще работают совместно с другими странами. Так, большой успех имели фильмы Вольфганга Петерсона на исторические темы «Гладиатор» и «Троя», снятые совместно с США.

"Кино - это театр для бедных."

Анна Ахматова/

Все мы любим смотреть кино, одни для удовольствия и поднятия настроения, другие для образования или поисков каких-то ответов, а третьи и вовсе не могут понять зачем. Но каждый современный человек не представляет своей жизни без кинематографа. Вполне вероятно, что искусству кино он уделяет больше всего времени, так как посредством телевидения кинофильмы показывают почти в каждом доме.

Посмотрим, что же пишут о кинематографе в энциклопедии Википедия :

" В понятие кинематографа входят киноиску сство - вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) - отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей."

Главным отличием современного кинематографа от фильмов прошлых лет является то, что сегодня он не учит только положительному, не отвечает лишь на «добрые» жизненные вопросы, а указывает и на отрицательные стороны жизни.

В настоящее время выпускается огромное количество фильмов, различных по тематике. Кинематограф возродился и представляет на суд зрителей всевозможные сериалы, различные по жанру: от комедии до трагедии, от драмы до сатиры. Появляются новинки кино, основанные на реальных фактах и событиях. Многие люди предпочитают американское кино, особенно боевики и триллеры, за огромное количество захватывающих спецэффектов. Лично меня очень радует, что в настоящее время многие режиссёры обращаются к теме Великой Отечественной войны и отражают те события, о которых ранее ничего не было известно.

В наше время все фильмы можно разделить на кино, приносящее коммерческую прибыль, и независимое, некоммерческое авторское кино. Фильмы, приносящие доход имеют массовый характер. Но есть и такие режиссеры, которые считают себя «независимыми от независимых». Они считают, что получать прибыль от своих картин это неправильно и зазорно.

Давайте я расскажу вам о новых веяниях в кинематографе, благодаря которым он стал современным!

Короткометражное кино

На первый взгляд,короткометра́жное кино́ отличается от полнометражного только небольшой продолжительностью фильма (в основном 15-20 минут). Но так кажется только на первый взгляд, ведь в узкие временные рамки короткометражного фильма нужно вместить весь спектр зрительских переживаний, который существует в кино полнометражном. Поэтому короткометражное кино является, с художественной точки зрения, совершенно отдельным видом киноискусства и отдельным видом кинематографического творчества.

Техническая новинка - цифровой кинематограф

В началеXXI века, с развитием цифровых технологий записи изображения, появилось понятие «цифровой кинематограф» или«цифровое видео»(англ. digital video ). Под этим термином понимают новый вид киносъёмки, когда кадры записываются при помощи цифровой камеры прямо на цифровой носитель данных. В этом случаекиноплёнкадля съемок становится ненужной, а кинопроектор заменяется цифровым проектором, либо с помощьюлазерныхрекордеров изготовляется высококачественныйинтернегатив(англ. digital intermediate ) для последующей печати фильмокопий.

О режиссерахи их работах

Я считаю очень важным отметить режиссеров современного кино и как всегда расскажу о своих любимых. Возможно, вы о них и не слышали, фильмы о которых я расскажу не входят в main-stream (основной поток) современного кинематографа, но почему-то мне захотелось показать именно их, а не Пятый Элемент, о котором вы и так все знаете!

Эмир Кустурица (Сербия):

Чёрная кошка, белый кот, 8 Суперисторий, Жизнь как чудо, Завет

Жак Одиар (Франция):

Смотри как падают люди, Никому не известный герой, Читай по губам, Мое сердце биться перестало, Пророк

Стиин Конинкс (Бельгия):

Сестра-улыбка, Образы Европы, Море тишины, Данс, Гектор

Оскар Релер (Германия):

Лулул и Джими, Элементарные частицы, Агнес и его братья, Ненужная

Но о вкусах не спорят, поэтому желаю Вам получать как можно больше приятных впечатлений во время просмотра современного кино. Ну и про классику тоже не забывайте!