Конспект открытого нод познание подготовительная группа. Конспект нод по образовательной области познание (фэмп) в подготовительной группе

Елена Харина
Пробуждение природы. Конспект НОД по познанию в подготовительной группе

Тема : Пробуждение природы .

Программное содержание :

Образовательная задача :

Развивать временную ориентацию.

Развивать логическое мышление, способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно - следственные связи, взаимосвязи и последовательность явлений природы .

Развивать наблюдательность, внимание, память, художественный вкус, творческое воображение.

Совершенствовать мелкую моторику рук, точность движения пальцев.

Обучающая Задача :

Закрепить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно, закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах, цветах.

Воспитательная задача :

Воспитывать эстетическое отношение к красоте родной природы .

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе , эмоциональное восприятие, терпение и усидчивость.

Формировать у детей позитивное отношение к своей работе.

Вид мероприятия : интегрированное занятие

Предварительная работа :

Экскурсия по участкам детского сада, наблюдение за деревьями, птицами, за изменениями в природе .

Рассматривание иллюстраций, картин о весне.

Беседы с детьми о весне, заучивание стихотворения Михаила Пляцковского «Деньки стоят погожие»

Чтение рассказов, стихов, загадывание загадок о весне.

Разучивание песен, хороводов о весне.

Приготовление детьми заготовок вазочек и цветов для практической работы.

Создание и запись видеофильма «Пробуждение природы »

Дидактическое обеспечение : На каждого ребёнка - заготовки вазочек, тарелочка с природным материалом , тарелочка под шишечки ольхи, салфетка; художественное слово, видеофильм «пробуждение природы » , аудио сопровождение : «Звуки природы » .

Оборудование : Мультимедийная система : ноутбук, проектор, экран.

Персонаж занятия : Лесовичок

Словарная работа :

Активизировать и расширить словарный запас детей по теме «Пробуждение природы » (пробуждение , проталины, набухают почки, рыхлый снег)

Планируемый результат :

Эмоционально воспринимать природный мир , видеть красоту весенней природы .

Составлять линейные и центрические орнаменты на вазочке, видеть итог своей работы и работы своих сверстников.

Ход занятия:

1ч. Дети заходят в группу из спальной комнаты . Воспитатель обращает внимание детей на гостей, предлагает поздороваться с ними. Дети садятся на скамеечки.

Воспитатель : Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Они вместе с нами хотят узнать что-то новое и удивительное. Сели все красиво, я вам сейчас загадаю загадку, а вы, догадайтесь, о чём эта загадка :

Она придет вслед за зимой,

Тепло подарит нам с тобой,

Разбудит землю ото сна.

А как зовут её? (Весна)

Весна - это праздник пробуждения природы . Все люди, животные, растения ждут от весны радости и тепла. О весне часто говорят : весна красна. "Красна" - не потому что появляются красные цветы. Ведь все равно основной цвет весны - зеленый. А потому что - красивая. Это действительно очень красивое время года. Впервые дни весны природа еще выглядит довольно неприглядно : серые комья снега, голые черные деревья. Но уже так весело начинает светить и пригревать солнце, что картина выглядит все равно радостной и обещающей. Все знают : еще немного и придет настоящая красота. Очень красивы и нежны первые цветы. Они появляются прямо из-под снега. А едва сойдет снег, вся земля быстро покрывается свежей травкой. Она такая красивая, яркая, что её сравнивают с драгоценным камнем, называют изумрудной. А спустя еще неделю на деревьях начинают набухать и лопаться почки, раскрываются пробивающиеся листики . Многие деревья начинают цвести еще до того, как выпустили листочки, например, верба. Пушистые серые комочки на вербе напоминают маленьких зайчиков, которые притаились в ожидании тепла. Возвращаются с зимовки перелетные птицы. Повсюду слышно их веселое пение. Особенно хорошо поют птицы на рассвете. И всё это говорит о том, что природа просыпается .

2ч. Раздаётся стук в дверь, появляется Лесовичок.

Лесовичок : Здравствуйте, ребята, я обходил свои лесные владения, любуясь, красотой своего леса и случайно забрёл, к вам в детский сад.

Вы меня узнали? Я Лесовичок.

Ребята, вы знаете какое сейчас время года? (Весна) .

Какой первый месяц весны? (Месяц март)

А после, какого времени года наступает весна? (После зимы)

Правильно, а что происходит с весной после зимы? (Весна просыпается,

пробуждается ).

Да, ребята, весной от тёплых лучей тает снег, бегут ручьи, слышны весёлые голоса птиц. Природа пробуждается .

Сегодня я хочу предложить вам посмотреть видеофильм о пробуждении природы , о том какие изменения происходят в природе весной .

Но перед просмотром я предлагаю вам провести физминутку : «Рябина»

У реки росла рябина (Качают руками над головой)

А река, текла, рябила (Руки опустили плавные покачивания)

Посредине глубины,

Там гуляют рыбины. (Показывают, как плавают рыбы)

Рыба, рыба, рыба царь (Потихоньку приседают)

Называется пескарь. (Подпрыгивают вверх, поднимая руки к верху)

Садитесь удобнее и внимательно посмотрите фильм. Лесовичок показывает видеофильм.

После просмотра фильма воспитатель предлагает побеседовать о весне.

Воспитатель : Ребята, вам понравился видеофильм, который нам показал Лесовичок?

Скажите, а о чем этот фильм? Отвечать, нужно полным ответом. (О весне, о пробуждении природы )

Как светит солнце весной? (Солнце светит ярче, чем зимой)

Что происходит весной со снегом, какой он? (Снег весной тает, становится рыхлый, появляются первые проталины)

А что происходит с деревьями весной? (На деревьях набухают почки, появляются первые листочки)

Как ведут себя птицы весной? (Весной птицы весело щебечут, строят гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов)

Какие природные явления бывают весной? (Весной ярче светит солнце, день становится длиннее, с крыш капают сосульки, тает снег, бегут ручьи, небо стало выше и голубе, появляются первые цветочки, просыпаются насекомые и т. д.)

Лесовичок :

Молодцы ребята, много знаете о весенних явлениях природы . А знаете ли вы, какие деревья растут в лесах нашего края? А что бы это проверить я вам загадаю загадки, а вы их попробуйте отгадать .

Белый низ, зелёный верх-

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши …. (Берёзки)

Зимой и летом,

Одним цветом. (Ель)

Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками. (Сосна)

Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Да, вижу я ребята, много вы знаете, и о природе нашего края . И за это я хочу подарить вам вот эту корзинку с шишечками. (Отдаёт воспитателю)

Воспитатель : Спасибо тебе большое Лесовичок за видеофильм и за подарок. А мы хотим тебе в знак благодарности подарить красивое стихотворение, которое прочитает Полина Г.

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе - солнце тёплое,

Весёлое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя.

Пришла пора цветения.

И значит настроение

У всех людей - весеннее!

Лесовичок : Спасибо и вам ребята за такое удивительное стихотворение и за ваши знания о родной природе . Но мне пора обратно в лес, у меня ещё много дел. До свидания.

3ч. Воспитатель : Ребята давайте посмотрим, какие шишечки подарил нам Лесовичок. Скажите, с какого дерева эти шишечки. (С ольхи) .

Правильно, а давайте мы с вами этими шишечками украсим наши заготовки вазочек. И потом поставим в них цветочки, которые мы с вами недавно сделали. Но для этого нам нужно сесть за рабочие столы.

Дети встают со скамеек и садятся за свои рабочие места.

Сели все красиво, глазки подняли на меня. Посмотрите, ребята, какие вазочки можно сделать из шишечек и другого природного материала . (Показ 1-2 вазочек)

Воспитатель показывает и объясняет детям принцип работы по изготовлению вазочек.

Ребята, вазочку можно украсить по-разному. Можно по центру вазочки сделать красивые цветы. Можно шишечки выкладывать рядками, а можно шишечки наносить на вазочку под наклоном и наклон менять. Верх или низ вазочки можно выложить горохом или крупой. В конце работы, не забудьте руки обтереть салфеткой. А в вазочку поставьте свой весенний цветок.

Перед тем как приступить к работе мы проведём физминутку : «Дерево»

В поле дерево стоит (руки над головой)

Ветер ветки шевелит (наклоны руками)

Ветер тише, тише, тише (руки опускаю, дети приседают)

Деревцо всё выше, выше (руки вверх, дети встают)

А сейчас под музыку «Звуки природы » мы приступим к работе.

Практическая часть занятия под аудио сопровождение - «Звуки природы » . В конце занятия воспитатель подводит итог, оценивая работу детей.

Воспитатель : Ребята, скажите, чем мы с ваши сегодня занимались и что нового вы узнали? (смотрели видеофильм о пробуждении природы , называли характерные признаки об изменениях в природе весной , отгадывали загадки о деревьях, слушали стихотворение, изготовляли вазочки).

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо вам, ребята, за ваши ответы, за то, что вы сделали такие красивые вазочки. Давайте покажем наши вазочки, их друг другу и полюбуемся этой красотой. А в заключении я хочу вам прочитать красивое стихотворение, которое называется - «Пробуждение природы »

Пришла весна, и солнце ярко свети.

Текут ручьи в глубокие моря.

Деревья свои почки распускают,

Цветы растут, проснулась вся Земля.

«КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: « Мозаика чудес» Занятие в подготовительной группе по познавательному развитию в процессе экспериментирования Разработала: ...»

МБДОУ детский сад «Гнздышко»

Алтайский край

Мамонтовский район

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: « Мозаика чудес»

Занятие в подготовительной группе по познавательному развитию

в процессе экспериментирования

Разработала: воспитатель старшей группы,

первой квалификационной категории

Полушвецова Э.Р.

п. Первомайск

Приоритетная образовательная область « Познание»

В интеграции: «Социально-коммуникативным», «Художественно-эстетическим», «Речевым», «Физическим».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательноисследовательская, двигательная, музыкально-художественная, трудовая.

Цель НОД: Расширение знаний детей о мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки, посредством игры-путешествия.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами материалов и их взаимодействия.

Формировать представления о вулканах.

Подводить детей к ответу полными предложениями.

Формировать умение делать открытия и устанавливать причинноследственные выводы.

Обогащать словарный запас новыми понятиями: кислота, йодовая вода.

реакция взаимодействия материалов Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории и проводить опыты Формировать слуховое и зрительное восприятие.

Формировать умение использовать нетрадиционные техники рисования, используя воображение.



Развивающие:

Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.

Развивать познавательные способности: мыслительные операции: анализ, обобщение;

Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Развивать умение делать умозаключения

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Педагогические технологии:

Элементы социоигровой (ритуал начала и окончания НОД, взаимодействие со сверстниками и взрослым).

ИКТ (презентация).

Личностно-ориентированная.

Игровая (игра-путешествие, сюрпризные моменты)

Материалы и оборудование:

колокольчик, тайное письмо, йодовая вода, кисточки, салфетки, макет горы, презентация «вулкан», окрашенная вода, сода и лимонная кислота в мерных стаканчиках, пруд с лилиями, бумажные закрытые лилии, картинка поля с одуванчиками, стаканчики с жлтой окрашенной водой по количеству детей, жидкое мыло, коктельные трубочки, фломастеры, альбомного листа тонированная зелным цветом, звукозаписи: звуки леса, звук вулкана, у пруда.

Методы и примы:

наглядный (показ слайдов, картинок, схемы, способов действия).

словесный (загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа).

практический (экспериментирование - элементарные опыты).

сюрпризный момент, создание игровой ситуации (игра – путешествие) Организационный момент, начало занятия.

(установка эмоционального контакта)

Воспитатель стоит и звенит колокольчиком:

Мой звоночек звенит, заливается И ребята вокруг собираются Собрались все дети вкруг Ты мой друг и друг Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнмся.

Здравствуйте, ребята. Поднимите пожалуйста руки, кто любит волшебство, фокусы и чудеса? А хотите сами научится творить чудеса?

Тогда закройте глазки и повторяйте за мной: 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!

(организация пространства) (достает письмо, оно накрыто платком, письмо написано лимонным соком) Воспитатель удивляется.

Ух ты, что за послание?

Давайте посмотрим (вертит письмо) это какой - то чистый лист.

Я ничего не вижу.

а, вы, дети? (ответ детей) ну и что это может быть? (ответ детей) а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

(создание ситуации для выполнения поставленной задачи) Экперемент 1.

А случайно не знаете, какими секретными чернилами могут быть написаны тайные письма? (ответ детей: лимоном и молоком) А чтобы прочитать письмо, написанное молоком, что для этого нужно сделать?

(ответ детей поддержать над лампой) Вот сейчас проверим. Ничего не видно. Может тогда письмо написано лимонным соком? А как проверить? (ответ детей: развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо) Вот есть у нас такая водичка. Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодной водичкой).

Появляется рисунок (тропинка ведущая в горы, к пруду и цветочной поляне) Воспитатель выражает восторг.

Посмотрите проявляется что-то. (ответ детей при рассматривании рисунка) Воспитатель - оказывается ребята это не письмо, а приглашение, так давайте отправимся с вами сейчас в горы. Идм?

Дети идут, звучит музыка звуки леса.

А вы знаете, ребята, там, где очень много камней, образуются горы.

Я хочу рассказать, вам ребята одну легенду, хотите послушать?

Художественное слово Жил на свете богатырь по имени Вулкан, и нравилось ему кузничное дело.

Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания. Из отверстия горы летели раскаленные камни, огонь и пепел. Такие огнедышащие горы стали называть вулканами.

(создание ситуации для выполнения поставленной цели) Ребята, а вы, что-нибудь знаете о вулканах? (ответ детей) Вот так выглядит настоящий вулкан Презентация «Вулкан»

Ребята вы хотите запустить вулкан? (ответ детей).

(организация пространства) Тогда подойдите каждый к нашей горе.

Дети подходят к столу с макетом горы.

Внимательно посмотрите и скажите, что нам понадобится для того, чтобы запустить вулкан? (посмотреть алгоритм проведения опыта) (ответ детей: вода, сода, лимонная кислота) Правильно, сода- щлочь, лимонная кислота – кислота, с этими, компонентами обращаться надо аккуратно, на вкус пробовать нельзя, чтобы правильно провести опыт необходимо точно действовать согласно схеме, а также соблюдать правила безопасности.

Опыт 2 «Вулкан»

Насыпаем в кратер 1 столовую ложку питьевой соды (гидрокарбонат натрия), столько же любой жидкости для мытья посуды, несколько капель красного пищевого красителя или свекольного сока для придания нужно цвета лаве. Дозировка дана в расчете на банку вместимостью 100-150 мл. Если теперь высыпаем лимонную кислоту начнется извержение, и из жерла повалит бурлящая пена.

Что мы с вами сейчас наблюдали? (ответ детей: извержение вулкана) Как вы думаете, почему произошло извержение? (ответ детей) Вывод: При соединении щелочи (соды) с кислотой выделяется огромное количество углекислого газа, который вырывается наружу в виде раскаленной лавы.

Ой, какие вы умные, внимательные, настоящие учные. Но нам пора.

Воспитатель:

Мы шли, шли И к озеру пришли.

В прозрачной дымке качаются кувшинки.

Посмотрите, какая красота! Ой а эти кувшинки не раскрылись?

Давайте ребята потихоньку опустим кувшинки в воду и посмотри что с ними произойдет?

Опыт3 Дети опускают кувшинки в озеро Посмотрите, что происходит? (ответ детей: кувшинки раскрываются), А как вы думаете, почему они раскрываются? (Ответ детей) похвала детей.

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Художественное слово Капли солнца спозаранку появились на полянке Это в желтый сарафанчик нарядился …(одуванчик).

Ребята, скажите, а можно рвать цветы? (ответы детей). Правильно, если все станут рвать цветы, то на земле не останется такой красоты!

Какие красивые цветочки похожи на маленькие солнышки! А красивые цветочки любят красивые бабочки. Давайте полетаем на цветочками!

Физкультминутка

–  –  –

Воспитатель предлагает нарисовать много одуванчиков.

Чтобы нарисовать цветы, что нам для этого понадобится? (Ответ детей) молодцы все это правильно.

Но занятие у нас с вами необычное, чудесное, и я хочу вам предложить один необычный и интересный способ – рисования пеной.

Хотите попробовать. (Ответ детей) (организация пространства) Ребята, а кто знает, как приготовить мыльную пену? (Ответ детей) Правильно. Чтобы пена получилась наверняка. В сосуд с окрашенной водой добавим несколько капель жидкого мыла, затем взобьем раствор палочкой, чтобы образовалась пена. А чтобы мыльной пены стало много надо подуть в не через трубочку, а потом приложить к пене лист бумаги, получится изображение, которое напоминает одуванчик.

Ну, что будем рисовать одуванчик. (Ответ детей) (создание ситуации для выполнения поставленной задачи) Тогда приступим, только не забывайте о правилах безопасности: воду через трубочку пить нельзя, а потихоньку дуть в воду. А чтобы не ошибиться вам поможет схема последовательности выполнения рисунка. (воспитатель обращает внимание на схему и поочердно спрашивает у детей о последовательном выполнении задания) Дети рисуют одуванчики (звучит музыка леса) (анализ занятия, закрепление,ответы детей) Да, ребята, сколько на нашей матушке земле всего таинственного неизведанного.

А вы хотите узнать ещ больше? (Ответ детей) У меня есть для вас подарок картотека опытов.

Эти эксперименты и опыты, помогут вам узнать много нового и интересного.

Смотрите, читайте, учитесь. Спасибо за занятие, всего вам доброго!

Похожие работы:

«УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ А.Я. БРОДЕЦКИЙ ВНЕРЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В ЖИЗНИ И В ИСКУССТВЕ АЗБУКА МОЛЧАНИЯ Рекомендовано Международной педагогической академией качестве учебного пособия для творческих учебных заведений, факультетов педагоги...»

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 13) УДК 37.018.15 Минина Анна Владимировна Minina Anna Vladimirovna аспирант кафедры дошкольной педагогики PhD student, Московского педагогического Preschool Education Subdepartment, государственного университета, Moscow State Pedagogical Univer...»

«Коррекционная педагогика, дефектология КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, ДЕФЕКТОЛОГИЯ Заиграева Надежда Викторовна канд. психол. наук, доцент Смолянинова Татьяна Алексеевна студентка Педагогический институт ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» г. Иркутск, Иркутская область ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА МОСКВА – 2008 г. ВВЕДЕНИЕ Предлагаемый у...»

«Глухова Евгения Сергеевна Динамика личной активности педагогов в условиях психологически сопровождаемой проектной деятельности 19.00.13 – акмеология и психология развития Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Томск 2004 Работа выполнена при кафедре генетической и клинической психо...»

«Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад общеразвивающего вида № 133 Создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующей социализации и индивидуализации детей Мурманск Содержание Введение 3 1. Теоретические основы предметно – развивающей среды 1.1. Понятие предметно –...»

«БОГОМАЗОВА Виктория Владимировна КОММУНИКАТИВНАЯ КАТЕГОРИЯ «ЧУЖДОСТЬ» В СУДЕБНОМ ДИСКУРСЕ 10.02.19 – теория языка Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук Научный руководитель: доктор филологических наук доцент Н.Н. Панченко Волгоград 2015 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ГЛАВА I. ОППОЗИЦИЯ...»

«Оглавление Введение..3 Глава 1. Теоретические основы формирования классного ученического коллектива в современной начальной школе.7 1.1. Понятие «детский коллектив» в трудах отечественных педагогов.7 1.2. Особенности формирования коллектива в начальной школе.14 1.3. Коллективная...»

«ВОПРОСЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 2003 (3), № 1 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В. Е. Каган ЭПИДЕМИЯ ДЕТСКОГО АУТИЗМА?.. 7 А. Ю. Егоров Алкоголизация и...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Уральское отделение Российской академии образования Академия профессионального обра...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной группе «Пять помощников».

Описание ООД: Этот конспект носит познавательный характер и направлен на интерес к своему физическому Я, к своему телу.

Программное содержание : закрепить знания детей об органах чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа) - (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

Задачи:

Обучающие: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира. Учить воспринимать объекты разными органами чувств.

Развивающие : развивать связную речь, обогащать словарь детей новыми словами (органы, осязание, обоняние);р азвивать внимание,память, логическое мышление,наблюдательность.

Воспитательные: воспитывать интерес к своему организму как к единому целому.

Материал и оборудование :

Слайды с изображениями органов чувств, компьютер для их воспроизведения;

Картинка для показа

Картинки для игры «Наложенные рисунки»;

Альбомные листы с написанными словами для д/игры «Найди слово».

Стаканчики с ароматизированными предметами, салфетка;

Мелко нарезанные овощи и фрукты, продукты для игры «Узнай на вкус».

Шарф для завязывания глаз, «чудесный мешочек» с набором мелких предметов;

Методические приёмы: беседа-диалог, игровые ситуации, физкультминутка «Весёлая переменка», подведение итогов.

Ход занятия : дети входят в группу и встают в круг.

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро! »

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и подарим свои улыбки.

Воспитатель: Предложить детям сесть на стульчики.

Мы сегодня вспомним про наших помощников, это органы чувств. Какие органы чувств есть у человека? (глаза, уши, нос, язык, кожа).

А какие чувства соответствуют этим органам…(ответы детей)

глаза - зрение; уши - слух; язык - вкус; нос - обоняние;

кожа - осязание.

А почему мы их называем нашими помощниками? (ответы детей)

Они помогают нам познавать окружающий мир, верно. Послушайте, пожалуйста, стихотворение про наших помощников.

Есть пять помощников на службе у тебя. Не замечая, их используешь шутя;

Глаза тебе даны, чтоб видеть. А уши служат, чтобы слышать, Язык во рту чтоб вкус понять,

А носик - запах различать.

Руки - чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечек напиться.

И ни к чему твоя тревога

Они всегда тебе помогут!

Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы, отгадав её, поймёте, о каком органе чувств мы сейчас будем говорить.

Загадка. Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза).

Как по-другому можно их назвать? (Орган зрения).

Для чего нужны глаза, что мы замечаем глазами? (Глаза помогают видеть все вокруг, различают цвет, форму, размер предметов).

Воспитатель: Чтобы глаза хорошо видели, надо делать специальную гимнастику.

Белка дятла поджидала, (перемещаем взгляд вправо-влево)

Гостя вкусно угощала:

Ну-ка, дятел, посмотри (перемещаем взгляд вверх-вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (закрыть глаза и погладить веки указ. пальцами)

Воспитатель: мы попробуем сейчас потренировать свою зрительную память.

Воспитатель: Посмотрите на рисунок, который я вам покажу, запомните его и попробуйте нарисовать его на своих листочках. Рисунок должен быть точно таким же, как и у меня.(действия детей). Молодцы!

Воспитатель: Игра «Наложенные рисунки»

(Цель: различить контуры 4-5 предметов, наложенных друг на друга) Воспитатель: (д/игра «Найди слово») . На мольбертах листы со словами расположенными в ряд. В каждом ряду спрятано ещё одно слово, найдите его? (слово загадка закрыто). Я даю вам подсказку, новое слово состоит из первых букв данных слов.

1 . Кит - Облако - Тапочки. (КОТ)

2 . Велосипед - Апельсин - Торт - Аист. (ВАТА)

    Мама - Яблоко - Чайник. (МЯЧ)

    Рак - Улитка - Крот - Автобус. (РУКА) ( поисковая работа детей )

Воспитатель. Следующий орган чувств… Отгадываем загадку.

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят. (УШИ)

Какой это орган? (Орган слуха).

Д ля чего нужны уши? (Слышать звуки).

ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (забавные задания)

Воспитатель:

1.Встаньте, пожалуйста,сделайте так; левую руку положите на голову и погладьте себя по голове, а правой рукой делайте круговые движения по животу. А теперь сделайте все движения одновременно.

2. Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой - до кончика носа, затем быстро поменяйте положение рук.

Воспитатель: Почему вы встали и выполнили эти упражнения?

Дети: Потому, что услышали, что вы сказали.

Воспитатель: А чем вы услышали? (Ответы детей)

Воспитатель: - Как вы думаете, чтобы научиться говорить, уши нужны? А что мы слышим ушами? (Звуки)

Воспитатель: Мы с вами знаем, что звуки бывают разными.

Попробуйте определить, что я сейчас буду делать. (Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу.)

Дети должны каждый раз определить источник звука.

Воспитатель: А теперь послушайте внимательно ряд слов. Подумайте что здесь лишнее и почему?

1.ТРАВА, ЦВЕТЫ, ДЕРЕВЬЯ, КОРОВА . КУСТЫ;

1.СОБАКА, КОШКА, ВОЛК , КОЗА, СВИНЬЯ;

3.ДИВАН, СТУЛ, КАСТРЮЛЯ , СТОЛ, ШКАФ;

4. ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ГРУША, ОГУРЕЦ . ПЕРСИК.

( ответы детей ) Воспитатель: Хорошо, вы правильно справились с заданием.

Воспитатель: переходим к следующему органу чувств. Загадка.

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос.)

Какой это орган? (Орган обоняния).

Какую работу выполняет нос? (Узнает запахи, помогает дышать).

Какие бывают запахи? (Приятные, неприятные, ароматные, вредные).

Дыхательное упражнение.

Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

Игра «Узнай по запаху»

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в стаканчиках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон.)

Воспитатель : Как ещё можно определить, что это за продукт, не видя его?

Дети: На вкус.

Воспитатель: И мы переходим к следующему органу чувств. Отгадайте загадку:

Всегда во рту, но не проглотишь? (Ответы детей).

Воспитатель : Правильно, язык.

Какой это орган? (Орган вкуса). Какую работу выполняет язык? (Помогает говорить, передвигает пищу, узнает вкус пищи).

Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определённый вкус. Скажите, что бывает сладким,горьким, кислым, солёным)?(Ответы детей).

Игра «Определи на вкус»

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: Яблоко, банан, морковь, капусту, печенье, конфеты.

Воспитатель : Отгадайте последнюю загадку:

Любят труд,

Не терпят скуки,

Всё умеют наши… (Ответы детей).(руки)

Как иначе называют этот орган? (Орган осязания).

Для чего нужна кожа? (Защищает наше тело от перегревания и от переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов).

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки на счёт)

Вышел пальчик погулять. (Указательный палец правой руки движется по

кругу, по центру левой ладошки)

Только вышел из ворот-

Глядь, другой к нему идёт. (К указательному присоединяется

средний пальчик)

Вместе весело идти,

Ну-ка, третий выходи (Затем присоединяется безымянный пальчик)

Вместе станем в хоровод-

Вот. (Хлопок. затем руки меняются местами) .

Игра «Чудесный мешочек» (ребёнку завязывают глаза, он должен на ощупь отгадать предмет.) Игра повторяется 4-5 раз, проводится стоя.

Воспитатель: Молодцы, так давайте вспомним, какие помощники есть у человека. (Дети повторяют и показывают.)

Воспитатель: Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Ч увства позволяют понять, запомнить и использовать всё то, что мы узнали, выучили. Они помогут нам лучше подготовиться к школе, развить память, внимание.

НОД по познанию в подготовительной группе «ЗНАКОМСТВО С ЕЛЬЮ».

Цель: Расширять знания детей о хвойных деревьях, в частности - о ели; знакомить с обитателями хвойного леса; показывать значение хвойных деревьев для человека и лесного сообщества; знакомить с изделиями, получаемыми из древесины. Воспитывать бережное отношение детей к природе; развивать познавательные способности и фантазию.

Материал и оборудование: кукла Старичок-Лесовичок, иллюстрации с изображением зимнего леса, ели, медведя, зайца, лисы, совы, клеста; образцы бумаги (рисовальная, глянцевая, салфетка), деревянные игрушки, шишки, семена ели, горшок с почвой, вода для полива; принадлежности для рисования; аудиозапись для физкультминутки; поделки и елочные украшения из шишек.

Ход:

Здравствуйте, ребята! Сегодня утром на столе я обнаружила необычное послание. Слушайте:

Знаю лес и лес люблю,

В гости вас к себе зову.

На лесной пускай полянке

Раздается детский смех,

На знакомство с колкой елью,

Приглашаю нынче всех.

Сам люблю гулять по лесу

И брожу там каждый день.

Все в лесу мне интересно:

Каждый куст и каждый пень.

Я веселый старичок,

Старичок-Лесовичок!

Ну, что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? Пойдем в гости в лес? Обычно мы ходим туда летом, в хорошую солнечную погоду, когда вокруг много зелени, цветов, ягод, когда щебечут птицы и порхают бабочки! Какое сейчас время года? Какие изменения сейчас произошли в природе? Ребята, мне показалось, что нас кто-то зовет! Вы не слышали? Да-да, точно, я слышу за деревьями чей-то голос.

Лесовичок:

Здравствуйте, ребята! Вы получили мое письмо? (ответы детей ). Молодцы! Приятно, что вы не забыли старого Лесовичка! Решил вам свои владения показать. А владения - огромные! Много в лесу моем растет деревьев разных. Хотите поиграть? Становитесь в круг! Заодно, покажите свои знания! Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы выбирайте только те, которые растут в наших лесах. Если растут - хлопайте в ладоши, если нет - не хлопайте. Итак, да - хлопок, нет - молчок! Начали!

Яблоня, груша, малина, мимоза.

Ель, саксаул, облепиха, береза

Вишня, черешня, лимон, апельсин.

Липа, клен, баобаб, мандарин.

Слива, осина, каштан.

Кофе, рябина, платан.

Дуб, кипарис, алыча.

Тополь, сосна, каланча!

Лесовичок:

Молодцы, дети! Вы неплохо знаете растущие в лесу деревья, даже каланча вас не запутала. Деревьев много, но мне больше всего нравятся необычные, с хвоинками. Как называются такие деревья? (хвойные ) Отгадайте загадки про них!

Лишь пурга окрест завоет

И морозы станут злей,

Я столовую открою

Для клестов и глухарей. (Сосна )

Не сосна я и не елка.

Только осень на порог,

До единой все иголки

Скину с веток точно в срок. (Лиственница )

А теперь загадка про мое самое любимое дерево:

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Конечно же это ель!

А вы знаете какие-нибудь загадки, стихи или песенки о ели? (Дети загадывают )

Что это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

Зимой и летом - одним цветом.

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла,

Зимой и летом стройная

Зеленая была.

Лесовичок:

Знаю-знаю я эту грустную песню... Всегда от нее плачу. Почему? (Показывает картину с деревьями в лесу ). Посмотрите, ребята, как много в лесу замечательных елей. Больших и маленьких. В пушистых зеленых нарядах. А перед новогодним праздником приходят в лес люди с топорами и пилами и губят моих лесных красавиц. Рубят, да еще и песни поют «…срубил он нашу елочку под самый корешок».

Ребята, а как же проводить праздник без елочки?

(ответы детей: искусственные ели; посаженные во дворе; веточки ).

Лесовичок:

А есть еще один способ! Хотите узнать его? Но для этого, сначала вы должны узнать, что находится в этом мешочке. Попробуйте определить на ощупь.

(Ребенок определяет – шишки. Дети садятся за рабочие столы, получают шишки, изучают и х). Шишки появляются на ели, когда ей исполнится 35-40 лет.

На что шишка похожа?

Какой она формы?

Какого цвета?

Чем пахнет?

Как называются пластинки? (по аналогии с чешуей рыбы )

Что прячется под чешуйками?

Как выглядит семечко ели? Для чего ему крылышко?

Что будет, если посадить семечко в землю?

Ребята, давайте посадим семечко ели в горшок с почвой и попробуем вырастить елочку. Если нам это удастся, через некоторое время с маленькой елью можно будет встретить не один новый год!

(Дети вспоминают правила посадки растений. Сажают семечко в горшок с почвой, поливают, ставят на светлый подоконник ).

Лесовичок:

Молодцы, ребята! Садитесь поудобнее, я расскажу вам кое-что о ели. Из семян ели вырастают молодые елочки, очень нежные и слабые. Живет ель долго: 250-300 лет и растет всю жизнь, поэтому у нее всегда острая вершина. Ствол у ели может быть таким толстым, что не обхватить руками. Ей не страшен снегопад. Ветки ели очень пружинистые, они гнутся, но не ломаются под тяжестью снега. Их называют лапами. Ель не боится морозов. Место, где растет много елей, называется ельником. В ельниках воздух чистый и свежий. Потому что хвоинки выделяют кислород. Среди елей живет много лесных обитателей. Есть у меня волшебные картинки, сейчас я взмахну такой картинкой, и вы, ребята, превратитесь в этого лесного обитателя. Попробуем?

- «Карточка волшебная, вверх и вниз взметнись, мальчики и девочки в лесных жителей - превратись!» (Звучит музыка. Дети «превращаются» в медведя, зайца, сову, лису, птичку, деревце, тянущееся к солнцу )

Как вы думаете, ребята, а что привлекает животных в ельники?

Как называется эта необычная птичка, с клювом, похожим на клещи? Для чего ей такой клюв? Чем необычна эта птица? (клест ) (Ответы детей )

Лесовичок: Продолжим разговор о ели. Древесина ели мягкая и легкая. Раньше из нее вырезали деревянные игрушки. (Показывает ) Древесину используют для изготовления музыкальных инструментов.

Какие деревянные музыкальные инструменты вы можете назвать?

(скрипка, гитара, пианино, рояль ). Еще из древесины ели делают бумагу. Давайте рассмотрим разные виды бумаги.

(Дети садятся за рабочие столики. Получают листочки рисовальной, глянцевой и салфеточной бумаг, изучают и сравнивают их ).

Для чего людям нужна бумага?

Вся ли бумага одинакова?

Попробуйте нарисовать кружок на каждом листочке. На какой бумаге рисовать лучше всего?

Из какой бумаги вы бы сделали книгу? Почему?

Какой бумагой вы бы вытерли лужицу со стола? Почему? Попробуйте это сделать.

Из какой бумаги получился бы хороший бумажный самолетик? Почему?

Лесовичок: Итак, ребята, вы, наверное, поняли, что ель -замечательное дерево наших лесов. Оно дает пищу и дом многим лесным обитателям, очищает воздух, выделяет кислород, из хвои люди получают лекарства, древесина идет на бумагу и картон, музыкальные инструменты и строительный материал, из шишек можно делать замечательные поделки и елочные украшения.

Вот такие, например (показывает ). Возьмите на память эти шишки и попробуйте сделать из них что-нибудь интересное. Педагог: Уважаемый Лесовичок! К сожалению, нам с ребятами пора возвращаться. Сегодня они много интересного узнали о ели. Спасибо тебе за интересный рассказ! А в подарок ребята нарисуют тебе елочки и сделают поделки.

Лесовичок: До свидания, ребята! Приходите ко мне в лес друзьями!

Интегрируемые образовательные области

  • Познание
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Чтение художественной литературы

Виды деятельности :

Игровая, коммуникативная, познавательная.

Программные задачи :

Образовательные :

Учить составлять модели ситуаций;

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей;

Закрепить знания о классификации диких животных;

Закрепить понятия: «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличие друг от друга.

Развивающие :

Развивать наблюдательность;

Умение сравнивать, анализировать, обобщать;

Развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменятся;

Умение обобщать и делать выводы.

Воспитательные :

Воспитывать интерес и любознательность к экспериментированию;

Воспитывать умение вести себя во время опытов;

Воспитывать умение использовать накопленные ранее на НОДе и в повседневной жизни представления об объектах неживой природы.

Материалы и оборудование:

  • Глобус
  • Яблоко
  • Разные емкости: миски, стаканы
  • Пробка
  • Камешки
  • Монетки
  • 2 яйца
  • Рукавичка
  • Спиртовка
  • Зеркальце

Предварительная работа с детьми :

Познание:

Знакомство с объектами неживой природы;

Наблюдения на прогулках;

Просмотр видео о явлениях природы.

Чтение художественной литературы:

Чтение стихов о воде.

Социализация:

Эксперимент в свободной деятельности;

Игры – эксперименты.

Труд :

Изготовление раздаточного материала (карточки)

Физическое развитие:

Оргмомент «Приветствие»

Игра малой подвижности «Вода – не вода»

Создание условий для самостоятельной деятельности.

Взаимодействие с семьей:

Создание и оформление игровой зоны для самостоятельного экспериментирования.

Техническое сопровождение:

Музыкальное обеспечение;

Техническое обеспечение.

НОД в подготовительной группе «Царство воды»

Описание сценария

Оргмомент.

Ребята, я предлагаю вам взяться за руки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне, и у нас будет хорошее настроение.

Я здороваюсь везде, дома и на улице

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

Сегодня у нас в гостях капелька, которая предлагает отправиться в путешествие в страну «Воды». Но пришла она не одна к нам, а со своими меленькими помощницами – сестричками. Они вам помогут преодолеть препятствия на пути.

И первое препятствие, которое предлагает капелька, игра: «Вода - не вода» (дети стоят в кругу, ведущий называет слово, обозначающее то, что содержит воду, дети поднимают обе руки; если предмет или явление, названное ведущим, имеет косвенное отношение к воде, дети поднимают одну руку; если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой, руки поднимать не надо).

Игра: лужа, кораблик, камень, река, озеро, дельфин, пробка, пингвин, пруд, книга, ручеек, ветер, океан.

Скажите, часто ли вы не поднимали руки? (нет, т.к. мало предметов и явлений, не связанных с водой.)

А вы знаете, сколько в человеке воды? Организм человека в основном состоит из воды. Вода содержится и в слюне, и в крови; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества (плакат №1). Во взрослом человеке содержится шесть ведер воды. А вы знаете, сколько воды в вас? (5 трехлитровых банок).

Для чего нужна вода? (ответы)

Скажите, а много ли воды на нашей планете? Посмотрите на глобус, здесь голубым цветом изображены моря и океаны. Чтобы вам было понятнее, я покажу на примере яблока – три четверти вода, одна четверть суша.

Вода входит во все живые организмы – в каждое растение, в каждое животное. Давайте посмотрим внимательно на картину, и вы узнаете в каком растении содержится больше воды, а в каком меньше.

Капелька предлагает вам поиграть в игру «Выбери животного, обитающего в водной среде». А теперь садитесь и мы подробнее поговорим с вами о свойствах воды.

1. Может ли вода менять поверхность (ответы). Проверить это можно, налив одинаковое количество воды в три разные емкости.

2. Может ли вода менять форму (ответы). Проверим это тоже тремя емкостями.

А можно ли пролить воду и почему вода проливается? (ответы). Вода проливается, потому что ее частички, хотя и соединены друг с другом, но не так крепко, как в твердых веществах. И легко взявшись за руки, встанем на небольшом расстоянии и представим, что мы частички воды.

Капелька предлагает игру «Достань предмет». Ваша задача достать предмет не дотрагиваясь до него (на столе стоят два стакана: первый, с легким предметом, наполнен на половину водой).

А теперь вы должны подумать и решить такую задачу капельки – как можно поднять уровень воды в стакане? (бросить в стакан камешки)

В подтверждение вашего решения послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Умная галка».

Капелька предлагает эксперимент с монетками «Вода имеет кожу». Это можно увидеть, если в стакан, заполненный до краев водой осторожно опускать монеты. Посмотрите, вода поднимается над стаканом. Сколько монет мы положили, прежде чем вода пролилась? Таким образом, поверхность становится выпуклой, как будто ее удерживает тонкая кожа.

Есть еще одно свойство воды, и я его вам покажу. Перед вами два сосуда с водой. В первом сосуде чистая вода, а во второй я добавлю соль. Опущу в оба сосуда яйцо. Что произошло? Как вы думаете, почему во втором сосуде яйцо не утонуло? Потому что частички соли распределились между частичками воды, и вода стала плотнее.

Сравним воду и лед. Что у них отличительного и общего? (ответы).

Капелька предлагает одному участнику одеть рукавичку и взять лед в руки, а другому взять лед голой рукой и понаблюдать у кого лед растает быстрее: в рукавичке, в руке, или на блюдце. Засекаем время(используем песочные часы). Как вы думаете, у кого быстрее растает лед? (ответы). Лед тает и превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавичка разъединяет тепло рук и холод льда.

Вот вы увидели два состояния воды: жидкое - вода, частички которой находятся друг от друга далеко, и твердое – лед, частички плотно прижатии друг к другу.

Как вы думаете, что произошло со снеговиком? (показ картины). Я предлагаю составить схему вместе со мной.

А теперь, капелька предлагает вам самостоятельно решить следующие ситуации и построить модели этих ситуаций.

a) Петя купил мороженое себе и маме. Свое съел, а мамино убрал под подушку, что бы утром ей сделать сюрприз. Обрадовалась мама? (составление модели с карточками).

b) Петя гулял на улице. Пошел снег, первый снег в этом году. Петя слепил снежок и убрал его в карман (дома нужно сестренке показать). Что найдет сестренка в кармане? (составление модели с карточками).

c) В сказке «Волк и лиса», хитрая лиса уговорила волка опустить хвост в прорубь, чтобы рыбы наловить. Что потом произошло? (составление модели с карточками).

Значит вода может замерзать? Где вы наблюдали такое явление? (ответы).

А теперь понаблюдаем такое явление. Все знают, что лед может превратится в воду и наоборот. Но ведь есть еще одно состояние. Проследим, что происходит с водой при длительном нагревании. Что происходит? (ответы). Вода закипела. Ее становится все меньше и меньше. Куда же она исчезает? (ответы). Превратилась в пар. А пар во что? (воспитатель помещает над паром зеркальце) (ответы). Частички воды превратились в пар, значит, они находятся друг от друга далеко.

Положим лед в миску и нагреем. Где лед? Чем он стал? (ответы)

Поработаем с нашими символами: (составление модели с карточками).

В каком состоянии бывает вода: жидком, твердом, газообразном (показ блока «круговорот воды»).

В заключительной части дети читают стихи о воде:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

В водопроводном кране

Как сосулька замерзает

В дом туманом к нам вползает

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

На плите у нас кипит,

Паром чайника кипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наестся, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

В озере ее найдете

И в сыром лесном болоте,

Путешествуем всегда

Наша спутница – вода!