Цветок толерантности раскраска. Игра «Цветочная поляна толерантности

Час общения «СЛОВО О ТОЛЕРАНТНОСТИ» . Внеклассное мероприятие

Час общения входит в школьный проект, который называется «О нас». Реализация проекта рассчитана на два года и проходит четыре этапа.

  • Час общения «О дружбе».
  • Час общения «Слово о толерантности».
  • Мастерская «Люблю трудиться».
  • Наша гостиная «Приглашаем в гости».

Подготовка к каждому этапу начинается в начале полугодия. Финальная часть каждого этапа? открытое мероприятие, которое проводится по окончании подготовительного периода работы. Проект предусматривает сотрудничество педагогов школы, активное участие обучающихся. Участие в подготовке и проведении часов общения можно начинать на различных этапах работы.
В силу особенностей образовательного учреждения, малочисленного контингента учащихся, к разработке проекта были привлечены учащиеся 5–10 классов (11–16 лет).
Цель этапа «Слово о толерантности»: способствовать формированию личности с активной жизненной позицией, уважающей право каждого человека иметь свой взгляд на окружающий его мир, отличаться от других людей.

Задачи :
Создать условия для понимания обучающимися того, что:

  • Люди могут отличаться друг от друга.
  • Люди могут договариваться друг с другом.
  • Люди могут защищать друг друга.
  • Люди могут бескорыстно помогать друг другу.
  • Люди могут прощать друг друга.
  • Толерантности можно и нужно учиться.

Подготовительная работа.

  • Готовится и вывешивается объявление о Часе общения. В объявлении предлагаются задания:

А) Пользуясь различными словарями и ресурсами сети Интернет найти определения слов «толерантность», «милосердие», «сострадание», «терпение», «терпимость».
Б) Подумать над вопросом: какой цветок мог бы стать символом толерантности?

  • Затем проходит предварительная встреча с детьми, на которой проходит обсуждение найденного материала. Время встречи также указывается в объявлении.
  • Создаётся инициативная группа для подготовки к часу общения. Инициативная группа работает с найденными определениями, готовит наглядные материалы по определениям, изготавливает разборную модель ромашки. Сердцевина ромашки круглая, на ней написано слово «Толерантность», лепестки вырезаются из цветной бумаги, на них напечатаны понятийные элементы толерантности. За основу разборной модели ромашки берётся изображение цветка толерантности (рис.2). Подготавливаются бейджи для участников обсуждения с этим изображением. На отдельном плакате формата А1 печатаются определения, которые будут использованы в ходе работы. Плакат вывешивается утром, в день проведения часа общения. Инициативная группа готовит помещение для работы. Представитель группы ассистирует во время проведения часа общения.
  • Учитель подбирает мультипликационные фильмы, с фрагментами которых будет проходить работа. Продумывает и составляет ситуации для обсуждения в группах.

Оформление, оборудование, инвентарь:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска;
  • рисунки для иллюстрации отдельных этапов занятия;
  • разборная модель цветка толерантности;
  • магнитная доска, магниты;
  • бейджи с эмблемой Часа общения - цветка толерантности.
  • диск с фрагментами мультипликационных фильмов для обсуждения понятийных элементов толерантности;
  • ситуации для обсуждения в группах, напечатанные на листах формата А4.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Настрой.
На экране – заставка (рис.1). Обучающийся – участник инициативной группы, читает стихотворение Б. Заходера.

Ведущий . Вы, ребята, знаете, что сегодня мы с вами будем говорить О...?
Обучающиеся : О толерантности .

  • Работа с понятием «толерантность».

Ведущий . Термин «толерантность» происходит от латинского слова tolerantia ? терпение, выносливость.
Толерантность ? это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно.
Толерантность ? терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, обычаям.
Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступок чужим убеждениям. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Толерантность ? это неотъемлемая составляющая прав человека и мира. Это активная жизненная позиция.

  • Основные принципы толерантности. «Собираем ромашку».

Перед магнитной доской на столе лежат лепестки ромашки. На каждом лепестке написан один из принципов толерантности. Лепестки лежат текстом вниз.
Ведущий . Ромашка? наш цветок толерантности. Основные принципы толерантности написаны на лепестках. Вы можете, по желанию выбрать любой лепесток, перевернуть его, прочитать принцип толерантности, который написан на его лицевой стороне, и попробовать объяснить его своими словами.
Обучающиеся, участники часа общения, выбирают лепестки, дают определения принципам толерантности (милосердие, сострадание и т.д.), а затем прикрепляют лепестки на магнитную доску. Итог работы – собранная ромашка (рис. 2).


Рис.2. Цветок толерантности
В помощь учащимся на доску помещается плакат с определениями (рис.3).

СЛОВО О ТОЛЕРАНТНОСТИ
СОСТРАДАНИЕ ? это чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям.
МИЛОСЕРДИЕ ? готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия, сама помощь, вызванная такими чувствами.
ПРОЩЕНИЕ ? отказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб.
ТЕРПЕНИЕ ? способность терпеть, стойко и безропотно переносить, сносить что-либо.
ТЕРПИМОСТЬ ? способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ ? терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, обычаям.
Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Толерантность - это неотъемлемая составляющая прав человека и мира.

  • Работа с сюжетами из мультипликационных фильмов.

Ведущий . О толерантности много говорится, демонстрируется в наших любимых мультфильмах. Но мы часто даже и не задумывались об этом. А сегодня, сейчас вместе посмотрим сюжеты из известных мультипликационных фильмов. Подумаем, поговорим.
Для работы выбраны сюжеты из широко известных мультфильмов киностудии «Союзмультфильм»:

  • «Дюймовочка». Союзмульфильм, 1964г. Сцена знакомства и расставания с Дюймовочки Майским Жуком.
  • «Зима в Простоквашино». Союзмультфильм, 1984г. Две сцены перепалки Шарика и Матроскина.
  • «Крокодил Гена». Союзмультфильм, 1969г. Сцена знакомства Чебурашки и Крокодила Гены
  • «Маугли. Часть 1. Ракша». Союзмультфильм, 1967г. Сцена защиты Маугли семьей волков.
  • «Птичка Тари». Союзмультфильм, 1976г. Сцена зубной боли Крокодила и помощи ему птичкой Тари.
  • Волк и телёнок. Союзмультфильм, 1984г. Знакомство Волка и теленка.
  • Каникулы Бонифация. Союзмультфильм, 1965г. Первая прогулка Бонифация в отпуске.

4.1. «Дюймовочка»
1. Просмотр отрывка из мультфильма в диапазоне 12:00 – 15:14.

Ведущий . Итак, какой принцип толерантности нарушен в этой ситуации? Найдите соответствующий лепесток на нашей ромашке.

4.3. «Крокодил Гена»
1. Просмотр отрывка из мультфильма в диапазоне 08:55 – 09:51.
2. Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

  • Давайте коротко скажем, чего же хочет Чебурашка? (Я не знаю, кто я. Вы будете со мной дружить?)
  • Чебурашка надеется на положительный ответ. Какой принцип толерантности задействован в этом сюжете?

Ведущий. Героям мультфильма не важно, кто такой Чебурашка, откуда он. Ему нужна помощь, и они готовы помочь.
4.4. «Маугли»
1. Просмотр отрывка из мультфильма в диапазоне 03:11–04:21.
2. Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

  • Почему волки не отдали Маугли тигру? (Пожалели. Защитили).

4.5. «Птичка Тари»
1. Просмотр отрывка из мультфильма в диапазоне 04:24–07:59.
2. Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

  • Всё хорошо, что хорошо кончается. Чем же закончился этот сюжет? (Птичка Тари помогла Крокодилу. Они сумели договориться).
  • Какие принципы толерантности мы видим в этом сюжете?

4.6. «Волк и телёнок»
1. Просмотр отрывка из мультфильма в диапазоне 00:30–02:54.
2. Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, Волк толерантен? Почему?
  • Какие принципы толерантности мы видим в этом сюжете?

Ведущий . На примере Волка, мы понимаем, что толерантности нужно учиться.
4.7. «Каникулы Бонифация»
Просмотр отрывка из мультфильма в диапазоне 10:21–13:40.
Ведущий. Перечислите, какие принципы толерантности демонстрирует данный фрагмент?

  • Анализ жизненных ситуаций. Работа в группах.

На экране появляется изображение (рис. 4).

Рис. 4 .
Ведущий. В нашей повседневной жизни мы учимся толерантности постоянно, хотя и не задумываемся об этом.
Сейчас вам будут предложены на выбор для обсуждения ситуации из жизни. Познакомимся с ними и проанализируем. Для начала этой работы разобьёмся на семь групп - по числу ситуаций. Представитель каждой группы вытаскивает, как экзаменационный билет, один лист с ситуацией. Обсуждение идёт в течение трёх минут.
На обсуждение предлагаются следующие ситуации:

  • Моя давняя знакомая - странная личность. Она не следит за модой, ей даже всё равно, какие туфли носят в этом сезоне. Я и всегда еле сдерживала смех, когда её встречала, а сейчас просто не могу сдержаться, глядя на её бабкину юбку.

Я же придерживаюсь принципов толерантности, правда?

  • В нашем классе учится девочка, и у неё совсем другие учебники, не такие, как у нас. Учитель на уроке отдельно объясняет ей новый материал и на контрольных работах помогает, а нам – нет. Она с трудом разбирается в понятных нам вещах, это же просто смешно – не знать, сколько будет два умножить на три. Мы всегда смеёмся, когда она отвечает у доски.

Как вы думаете, мы проявляем толерантность?

  • У нас в классе учится мальчик. У него нос картошкой, а ещё к тому же и лопоухий. Мы его дразним, потешаемся над ним – надо же быть таким нескладным!

Но мы всё равно толерантные! Это точно?

  • К нам в класс пришёл новенький. Он приехал из какой-то кавказской республики. Плохо говорит по-русски, а уж пишет – ничего не разобрать. Мы помогаем ему, объясняем, как можем, значение новых для него слов. Вместе разбираем домашние задания по русскому языку.

Интересно, – это толерантность?

  • Моя соседка по подъезду очень пожилая дама. Она медленно поднимается по лестнице и не догадывается уступить мне дорогу, если я иду следом за ней. Но я её не тороплю, не пытаюсь протиснуться сбоку. Спокойно поднимаюсь вслед за ней. А если у неё в руках сумка с продуктами, то предложу свою помощь и донесу сумку до дверей её квартиры.

Интересно, я проявляю толерантность?

  • У нас в классе учится необычный мальчик, на всё у него есть своё мнение. Он медлительный, немного заикается. И ещё он внешне отличается от всех – откровенно говоря, он очень толстый. На уроках физической культуры смотреть на него смешно. Мы веселимся от души.

Мы же толерантные, ведь правда?

  • Я недавно был по туристической путёвке в одной африканской стране. Там было много необычного для меня. Например, местные жители употребляли в пищу личинок насекомых, и им нравилась эта еда. Фу, какая гадость!! Я морщился, говорил, что только отсталые дикари едят это. Это противно!!
  • Я считаю, что я прав, и я толерантный.

После того, как прошло обсуждение в группах, каждая ситуация зачитывается представителем группы и озвучивается ее мнение. Все присутствующие участвуют в обсуждении.

  • Рефлексия.

Ведущий. Ребята, чему мы сегодня научились? Что нового узнали? (Узнали о принципах толерантности).

  • А сейчас давайте подадим друг другу руки и поделимся своим мнением и своими мыслями о нашей сегодняшней встрече.

Участники подают друг другу руку и произносят своё мнение, начиная, например, словами:

  • Я узнал...
  • Мне понравилось...
  • Мне захотелось...

Ведущий. А мне бы хотелось на прощание прочитать стихотворение Андрея Усачева о гномике.
А. Усачев
Гном и Звезда
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный гномик.
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила...
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века...
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
? Ха-ха! Хо-хо-хо! ? стал смеяться народ.
? Вот чучело! ? каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живёт в этом доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.

  • Желаю вам, чтобы каждый сохранил свою Звезду, несмотря ни на что. На память о нашей встрече дарю вам бейджи с цветком толерантности.

Литература:

    • Бетти Э. Риэрдон. Толерантность? дорога к миру. – М.: Бонфи, 2001.
    • Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С.А. Кузнецова – СПб.: Норинт, 1999.
    • Большой Энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», СПб.: Норинт, 2000.
    • Всероссийский конкурс семейного плаката «Школа толерантности». –М.: Бонфи, 2001.

Ресурсы сети Интернет:

  • Толерантность. Цветок толерантности // http://440school.rprim.gov.spb.ru/vospitanie/vazhnye-temy/2010-06-03-19-41-55/105--1
  • Милосердие. Статья в БСЭ // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/198186
  • Прощение. Статья в Философской энциклопедии // http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8952/ПРОЩЕНИЕ
  • Зима в Простоквашино (Союзмультфильм, 1984) // http://multiki.arjlover.net/info/zima.v.prostokvashino.avi.html
  • Крокодил Гена (Союзмультфильм, 1969) // http://www.youtube.com/watch?v=4VPuJZHol6k
  • Маугли. Ракша (Союзмультфильм, 1967) // http://multiki.arjlover.net/info/maugli.cd1.avi.html
  • Птичка Тари (Союзмультфильм, 1976) // http://multiki.arjlover.net/info/ptichka.tari.avi.html
  • Волк и телёнок (Союзмультфильм, 1984) // http://multiki.arjlover.net/info/volk.i.telenok.avi.html
  • Каникулы Бонифация (Союзмультфильм, 1965) // http://multiki.arjlover.net/info/kanikuli.bonifatsia.avi.html

Информация об авторах
Нургалиева Гульнара Александровна – воспитатель в группе продлённого дня ГБОУ Псковской области «Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа №4 VI вида»
Полисадова Марина Викторовна – учитель русского языка МБОУ «Вернявинская средняя общеобразовательная школа» Палкинского района Псковской области

Понятие толерантности в свете последних событий в мире становится особенно актуальным. Нетерпимость к другим точкам зрения, религиям, мировоззрениям порождает боль и насилие, жестокость и непонимание. Для детей крайне важно уже в раннем возрасте усвоить это понятие и внедрять в своей жизни.

С понятием «толерантность» дети чаще всего знакомятся в школе.

Что означает это слово?

Толерантность в словаре обозначает принятие, понимание другого мировоззрения, образа жизни, мыслей, религии . Для школьников, возможно, эти понятия будут трудны. Для этого беседу на тему толерантности в нашей жизни для детей следует начать с простого примера.

Мы знает, что далеко не всегда получается поддерживать хорошие отношения со всеми вокруг. Дружба возможна только с близкими по духу и интересам людьми. Однако это не означает, что с остальными необходимо ссориться.

Толерантность – это попытка принять другого человека таким, какой он есть. Такой подход к людям обеспечивает желанный мир на нашей планете.

Также для школьников ситуация будет более понятной, если перенести ее в рамки класса. Побеседуйте с малышами, которые все время ссорятся и дерутся. Если дружба между ними невозможна, то вполне реально установить мир. Пусть ребята поразмышляют: как можно понять своего одноклассника, можно принять его таким, какой он есть.

Конечно, толерантность не ограничивается рамками исключительно одного сообщества: это понятие гораздо шире. В планетарном масштабе оно касается принятия существования других культур и религий. Это гарантирует существование мира и порядка.

Чтобы это понятие не исчезло из людских умов, а мир и дружба не стали понятиями нарицательными, школьников необходимо познакомить с таким праздником, как Международный день толерантности. Он отмечается 16 ноября. Декларация ЮНЕСКО утвердила Международный день терпимости в 1995 году.

Символ толерантности – радужный флаг. Он обозначает мир, который царит на Земле, а сочетание всех цветов радуги говорит о разнообразии проявлений этого мира.

Однако путь толерантности – не новшество нашей цивилизации. Еще Будда в древнеиндийской цивилизации проповедовал путь смирения и принятия всего окружающего. После него мир посещало множество ученых и пророков, подхвативших эту идею. Учение о толерантности дошло до наших дней и подтолкнуло современных людей установить Международный день терпимости 16 ноября.

На нашем сайте мы предлагаем вам скачать бесплатно и распечатать на тему «Толерантность» все картинки и фото, которые придутся вам по душе, и использовать их на занятиях с детьми.

Подборка материалов по теме

Другие символы и детские картинки по теме

Как пользоваться материалами?

Международный день толерантности 16 ноября не празднуется с особой роскошью. Тем не менее, в детских садах, эстетических центрах, для школьников необходимо провести тематический день, чтобы познакомить ребят с этим понятием.

Кроме традиционных стихов, рассказов, можно предложить детям нарисовать эмблему, которая бы представляла собой символ этого дня. Эмблема для школьников может представлять собой цветок, дерево, планету. Символ терпимости часто рисуют с помощью отпечатков рук которые объединяются в цветок, а также из отпечатков рук можно сделать дерево. Множество рук символизируют равенство людей в этом мире.

Чтобы подтолкнуть детей к новой идее, предложите им картинки и фото на тему «Международный день терпимости 16 ноября», которые можно скачать на нашем сайте. Они обязательно помогут ребятам придумать собственную эмблему.

Тематические видео материалы

Мультфильмы и видео презентации

Путь толерантности не всегда понятен для школьников и ребят младшего возраста. Картинки и фото помогут им проникнуться этим настроением. В качестве декорации к тематическому вечеру можно предложить символ толерантности: дерево, обозначающее мир на Земле.

Детям просто необходимо говорить о терпимости: от этого зависит наше будущее.















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Работа по воспитанию толерантности у детей ведется всегда. Наше время не исключение.
«Патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл, потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Толерантность – это важнейшая составляющая воспитания, предусматривающего приобщение к национальным духовным ценностям, к общечеловеческим знаниям, к единению культур, формирующим мировоззрение подростков.

Цели:

  • Образовательные :
    • познакомить воспитанников с понятием «толерантность»;
    • выявить основные черты толерантности;
    • сформировать правильное представление о толерантном поведении.
  • Воспитательные :
    • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
    • воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
  • Развивающие :
    • продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой;
    • способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле;
    • развивать у воспитанников терпимость к различиям между людьми.

Оборудование: персональныйкомпьютер, проектор, экран.

Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия, видеоклип Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith), памятки.

Оформление кабинета: глобус, географическая карта мира; макет дерева толерантности, плакат «Цветок толерантности».

Плакат: «Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный». Н.Добролюбов;

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Слово учителя: (слайд 1) Я приветствую гостей нашего мероприятия! (слайд 2) Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. В начале я хотела бы рассказать вам одну легенду: (слайд 3, 4)

Вам понравилась эта легенда? А о чем она? Чему учит? Все эти понятия можно объединить одним словом. И это слово – толерантность . (Слайд 5)

Конечно, это слово можно и не знать, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы ещё не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии.
И вы, наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках?

(Выступления учеников)

  • tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; (слайд 6)
  • tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; (слайд 7)
  • tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; (слайд 8)
  • tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; (слайд 9)
  • kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим; (слайд 10)
  • tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; (слайд11)
  • толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. (слайд 12)

Учитель: В разных странах определения различны. Ребята, а как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? Конечно, это слово терпимость. Вопрос о толерантности не нов, он поднимался и раньше, но теперь он поставлен особо остро. (Слайд 13)

Ученик: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку.

Ученица: Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. (Слайд 14) Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.

Ученик: . В последние годы наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. (Слайд 15)

Ученица: В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. (Слайд 16) Растет количество антиобщественных молодежных организаций, вовлекающих молодежь в экстремистские группировки. Люди перестают быть терпимыми!

Учитель: Сегодня 16 ноября. И именно в этот день жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. (Слайд 17)

Ученик: Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. (Слайды 18, 19)

Ученица: Его цель заключается в том, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма.

Учитель: Понятие толерантность очень широкое, на одном уроке мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают: (Слайд 20)

Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в небольшом, но многонациональном городке, какой вид толерантности будет наиболее близким и почему? Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться. (Слайд 21) Прав был критик 19 века Николай Добролюбов, сказавший, что человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».

Игра «Давайте поприветствуем друг друга » (слайд 22)

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

Учитель: Может ли одна религия мешать другой? Нет. (Слайд 23) У каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные ценности религий народов, не противопоставлять их, а изучать. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности.

«Аукцион знаний» (слайд 24)

– Кто является основоположником мусульманской религии? (Мухаммед)
– Назовите священную книгу мусульман (Коран)
– Кто является основоположником христианской религии? (Иисус Христос)
– Назовите священную книгу православных. (Библия)
– Кто возглавляет русскую православную церковь? (Патриарх всея Руси Кирилл)
– Назовите морально-этические нормы православия? (Заповеди)

Эти религии призывают людей быть добрыми, уважать друг друга. Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность .

Ученик: Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности: (слайд 25)

  • Толерантность – это прощение.
  • Толерантность – это сострадание.
  • Толерантность – это уважение прав других.
  • Толерантность – это сотрудничество.
  • Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
  • Толерантность – это дружба.
  • Толерантность – это гармония в многообразии.
  • Толерантность – мир и согласие.
  • Толерантность – милосердие.

Учитель: Толерантность – это понятие встречается каждый день. Оно повседневно. В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали философы и активисты молодежных движений 1968 года. (Слайд 26)

Ведущий: Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек, написанных как бы от руки.

Ведущая: «Твой Иисус – еврей. Твой автомобиль – японский. Твой кофе – бразильский. Твои цифры – арабские. Твои буквы – латинские. Твоя демократия – греческая. Твой сосед после этого всего – лишь иностранец?»

Учитель: Концепция плаката заключается в том, чточеловек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);
повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран). Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей и другого цвета кожи?! Хорошо или плохо, что все мы разные? (Слайд 27)

Стихотворение С.Маршака «Всемирный хоровод»

Стихи для ребят всех народов и стран:
Для абиссинцев и англичан,
Для испанских детей и для русских,
Шведских, турецких, немецких, французских.
Негров, чья родина – Африки берег;
Для краснокожих обеих Америк.
Для желтокожих, которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать. (Слайд 28)
Для эскимосов, что в стужу и снег
Лезут в мешок меховой на ночлег.
Из тропических стран, где на деревьях
Не счесть обезьян; (слайд 29)
Для ребятишек одетых и голых.
Тех, что живут в городах и селах.
Весь этот шумный, задорный народ
Пусть соберется в один хоровод.
Север планеты пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом.

Учитель: О чем это стихотворение? Дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.(Слайд 30) Сейчас я предлагаю просмотреть видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith). Вы изучаете английский язык со второго класса, и поэтому всё, о чём поёт мальчик, вам будет понятно. Хочу обратить ваше внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия видеоклипа. Какова основная идея видеоклипа?

Ведущий: (слайд 31) Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. (Слайд 32) Все – мы разные, все мы – равные! (Слайд 33)

Ведущая: Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей.

Учитель: В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. (Слайд 34) В одних ситуациях человек поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

Сценка о терпимом отношении к людям

Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.

Девушка: Подожди, я подойду к нему.

Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)

Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.

Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)

Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».

Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?

Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)

Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)

Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!

Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

Блиц-викторина «Толерантная и интолерантная личность» (два ученика прикрепляют на стенд листочки с характеристиками

(Слайд 35)

Учитель: Толерантная личность. Какими личностными качествами должен обладать такой человек? Продолжи фразу «Я …»

Ученик: Я (слайд 36)

  • терпимый и терпеливый;
  • считающийся с чужими мнениями и интересами;
  • умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
  • приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
  • уважающий окружающих и уважаемый ими;
  • уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
  • заботливый, сострадающий, поддерживающий;
  • патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
  • человек, берегущий природу и культуру;
  • трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Учитель: Толерантная семья. Какими качествами должна такая семья, ваша семья? Продолжи фразу «В моей семье …»

Ученик: В моей семье (слайд 37)

  • все терпимые и терпеливые;
  • здоровые, добрые, любящие; уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
  • окружающие друг друга заботой;
  • внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
  • успешные, независимые, счастливые.

Учитель: Толерантный город. Чем же должен отличаться такой посёлок, наш посёлок? Продолжи фразу «В моём городе …»

Ученик: В моем городе (слайд 38)

  • прохожие доброжелательные, вежливые;
  • улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
  • река и воздух чистые, природа здоровая;
  • школа просторная, светлая;
  • учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
  • учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.

Учитель: Толерантные округ и страна. Что же такого особенного должно быть в таком округе и такой стране? Продолжи фразу «В моём округе и в моей стране…»

Ученик: В моём округе и в моей стране (слайд 39)

  • власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;
  • народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;
  • все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;
  • страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.

Ведущая: (слайд 40) Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку.

Учитель: Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно? (Слайд 41) Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. На каждой вертушке дети пишут свои пожелания. А мы с вами попробуем «вырастить» дерево толерантности, на листьях которого мы оставим свои пожелания и рисунки. (Слайд 42) Возьмите по листочку и напишите на них, что надо сделать, чтобы наш класс, наша школа, наш город стали планетой Толерантности. Затем листочки и рисунки прикрепите на наше дерево Толерантности.

Учитель: Так что же такое толерантность? Что нового узнали на уроке? (Слайд 43)
Чувствовать, думать, любить, как другие, сердцем умея понять солидарность.
Напрочь отбросить: «Они не такие!». Этому учит нас толерантность.
Признание, равенство и уважение, взаимодействие, дружба, галантность.
Вера любая без принуждения, это и многое есть толерантность.
Толерантность – значит это, если дружно все живут.
И теплом сердец согреты школа, быт наш и уют.
Толерантность, дружба, труд к лучшей жизни нас ведут.
Выбирая в жизни путь, толерантность не забудь!

В заключение, я хотела бы ознакомить вас с результатами теста, который мы с вами проводили на прошлом занятии. (результаты) Результаты теста достаточно оптимистичны!!! Большая часть ребят из нашего класса проявляют толерантность!!!

(Слайд 44) Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля. Для каждого участника нашего мероприятия подготовлены памятки «Как реализовать принципы толерантности».

Рефлексия: (слайд 45) Теперь попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир