Картины айвазовского в русском музее название. Картинная галерея айвазовского

На Северную столицу надвигается "Девятый вал". Судя по тому, какой ажиотаж вызвала выставка Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее - в день ее посещали до пяти с половиной тысяч человек, Петербург ожидает не меньший наплыв любителей творчества знаменитого мариниста. Тем более, что на экспозиции в корпусе Бенуа Русского музея представлены и картины, ранее не известные широкой публике. Рассказывает Людмила Бурим.

Соленый ветер, холодные брызги в лицо и запах гари от батальных сражений: почувствовать себя на море теперь можно и в стенах Русского музея. Эффект присутствия создают не только 200 полотен Ивана Айвазовского, но и части настоящих кораблей. Например, колокол.

Современники называли его последователем романтизма. Но ХХ век показал, что Айвазовский может посоревноваться в реалистичности своих произведений не только с художниками, но и фотографами. Правда, кураторы выставки в Русском музее просят не вешать какие-либо ярлыки на творчество художника.

Здесь, безусловно, есть самые известные полотна художника: "Девятый вал", "Волна", "Вид Одессы в лунную ночь". Они из коллекции самого Русского музея. Но специально для экспозиции сюда привезли картины из частных собраний. Есть и настоящая находка. Два полотна о морских сражениях 1790 года - под Ревелем и Выборгом - вплоть до недавнего времени украшали кабинеты администрации Адмиралтейства и вообще никогда не демонстрировались широкой публике. Впрочем, сотрудники музея настаивают на том, что изучения достойны не только масштабные работы, но и те, мимо которых зрители обычно проходят.

"В его творчестве есть такие яркие, очень выразительные, динамичные произведения, а есть абсолютно спокойные, тонкие, с великолепно написанными воздухом, водой, туманом. Он очень разный, и нужно уметь смотреть его и так тоже", - комментирует заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

Удивительно, но Айвазовский никогда не рисовал с натуры. Художник говорил, что запечатлеть молнию, порыв ветра или всплеск волны можно только по памяти. Возможно, поэтому его еще при жизни часто упрекали в однообразии и самоповторении. Но в случае с Айвазовским судьей выступило само время.

"После ухода его из жизни осталось около шести тысяч полотен Айвазовского. Сегодня, если посчитать по аукционам, по коллекциям, то их, наверное, больше шестидесяти тысяч. Это связано именно с тем, что он интересен, выигрышен, очень нравится людям. В этом нет ничего страшного", - считает директор Русского музея Владимир Гусев.

На выставке в Петербурге отказались от хронологического построения экспозиции. Зато по залам Русского музея путешествовать можно в прямом смысле слова. От батальных картин здесь переходят к мирным пейзажам. Константинополь, Одесса, Евпатория, Венеция, Таллин, Петербург - целый круиз по морским столицам. А из родного города самого Айвазовского на выставку привезли его личные вещи.

"Феодосийская картинная галерея сочла возможным предоставить нам мемориальные вещи Айвазовского. Это его мольберт, палитра, кисти", - говорит сотрудник Государственного русского музея Григорий Голдовский.

Как и на всех временных выставках, картины Ивана Айвазовского запрещено снимать даже на любительскую камеру. Исключение сделали только перед самым открытием для представителей СМИ. Редкий журналист не сделал селфи на фоне известных полотен. Надо признать, многие вообще оставались в залах дольше, чем того требовали профессиональные интересы. Ведь на море действительно смотреть можно вечно.

В роскошной, дворцовой архитектуре корпуса Бенуа Русского музея начала работу юбилейная выставка-блокбастер, посвященная 200-летию Ивана Айвазовского. Грандиозная экспозиция заняла оба крыла, вместив 250 работ - живопись, гравюру и прикладные произведения, а также личные вещи художника. В отличие от экспонирования в Москве, где все работы были представлены в огромном зале и небольшой части другого этажа – выставка в Русском музее проводится в залах и потому атмосфера восприятия совсем иная.

В день открытия перед музеем появилась небольшая очередь желающих прикоснуться к прекрасному. В данный момент пройти на выставку можно в комфортном режиме, но это не означает, что ближе к окончанию не появятся толпы откладывающих дела на потом. Так что не откладывайте визит в музей.

Эксклюзивно на выставке впервые представят две картины Айвазовского, которые хранились в Адмиралтействе и ранее никогда не выставлялись в других пространствах. Из Крыма на выставку привезли личные вещи художника – палитру, мольберт, краски, трость и ружье. Помимо живописи художника, на экспозиции представлены предметы Центрального военно-морского музея и Адмиралтейства – корабельной оснастки, рынды, фонари, флаги, якоря, а также макеты судов.

Живопись Айвазовского построена не противопоставлении тьмы и света, в ней всегда присутствует тема судьбы, стихии. Картины из Феодосийского собрания из дома -музея художника отличаются оригинальностью и высоким качеством живописи: «Ниагарский водопад», «Ледяные горы», «Хождение по водам» и аллегорическая картина «Гибель корабля Лефорт» представляет светящееся полупрозрачное изображение Христа, где Айвазовский передает ощущение творящегося чуда.

И.К. Айвазовский “Гибель корабля Лефорт”

На выставке экспонируется картина «Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия», на которой посетитель выставки видит множество судов, выстроившихся в гавани перед величайшим певцом моря. На открытии выставки в Русском музее было объявлено, что этот парад в Крыму планируется повторить 29 июля 2017 года - когда в Феодосии будут отмечать 200-летие со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского.


И.К. Айвазовский “Наваринский бой”

Выставка: Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения

Время проведения: 22.12.16 – 10.03.17

Продажа билетов осуществляется только на текущий день в кассах. Электронной продажи билетов на выставку производиться не будет


И.К. Айвазовский “Радуга”

Стоимость билетов на выставку (без посещения основной экспозиции):

– для взрослых посетителей 300 рублей

– для школьников и учащихся средних специальных заведений (старше 16 лет), студентов и пенсионеров 150 рублей

Адрес: Санкт-Петербург. Набережная канала Грибоедова, 2


И.К. Айвазовский. Русская эскадра на севастопольском рейде

По 20 марта в Корпусе Бенуа Русского музея проходит выставка «Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения». Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) — всемирно известный русский маринист, один из наиболее успешных русских живописцев XIX века, работы которого являются украшением музейных собраний в России и за рубежом и пользуются постоянным вниманием и успехом у зрителей.

В собрании Русского музея хранятся 54 картины великого мариниста. Наряду с этими произведениями в юбилейную экспозицию, посвященную 200-летию мастера, войдут полотна из собрания музея-заповедника «Петергоф», музея-заповедника «Царское село», Центрального военно-морского музея, Морского кадетского корпуса. Особый раздел выставки, на которой будет представлено около 200 работ, составят мемориальные материалы и фотографии, знакомящие с иконографией И. К. Айвазовского.


По составу и смысловым акцентам выставка в Русском музее будет отличаться от московской экспозиции, которая проходила с июля по ноябрь в Третьяковской галерее.

Выставка займет весь первый этаж корпуса Бенуа Государственного Русского музея. В экспозиции будет воссоздан морской антураж, составляющий контекст деятельности Айвазовского как живописца Главного морского штаба. Это подлинные предметы корабельной оснастки, флаги и штандарты из собраний Центрального военно-морского музея и Адмиралтейства, документы из Государственного архива Военно-Морского Флота и др. Особый статус в этом контексте отличает мемориальные вещи из Феодосийской картинной галереи, носящей ныне имя Айвазовского и построенной самим художником. Среди них приветственные адреса, поздравительные письма, юбилейные подарки и т.д.


Основу юбилейной выставки в Русском музее составляют как знаменитые произведения Айвазовского из государственных собраний — «Вид Одессы в лунную ночь», «Девятый вал» и другие, так и работы из частных коллекций, многие из которых станут подлинным открытием для зрителей. Малоизвестные страницы творческой биографии мастера представлены такими полотнами, как «Кронштадтский рейд», «Петербургская биржа», «Вид Дарьяльского ущелья ночью», пейзажами Малороссии. Специальный раздел выставки посвящен теме «Айвазовский — баталист» — картины, запечатлевшие морские эпизоды Крымской войны 1853–1856 гг. и русско-турецких войн 1828–1829 и 1877–1878 гг.

Электронные билеты продаваться не будут. Билеты можно приобрести в кассе Руского музея.

Он часами сидел на берегу моря и смотрел… Он всегда говорил, что невозможно написать с натуры движение волны, удар молнии, дуновение ветра. Это непередаваемо, это всё нужно запомнить.

Иван Айвазовский прожил жизнь длиною почти в век. Армянский мальчик из провинциальной Феодосии впитал в себя русскую культуру, став одним из самых ярких её представителей. Он открыл для отечественного искусства жанр марины (морского пейзажа) и превратил его в важнейшее явление в изобразительном искусстве XIX века.

Ревизор/Ирина Ремнева

Однако, великое множество полотен, созданных художником благодаря титанической работоспособности, и громкая прижизненная слава сыграли с ним злую шутку. Публика не переставала любить Айвазовского, но критики, пресытившись его работами, отвернулись от него как от "устаревшего", не отвечающего запросам динамичного ХХ века, поставив на его произведениях ярлык "салонные и коммерческие". Как следствие — отсутствие масштабных выставок и фундаментальных исследований творчества живописца на протяжении многих десятилетий.

При жизни у Ивана Айвазовского было около 120 персональных выставок, которые проходили как в России, так и во многих городах Европы и Америки. Но до настоящего времени у столь популярного и среди широкой публики, и среди коллекционеров художника не было ни одной масштабной ретроспективы в стенах Третьяковской галереи.

"Начав работу над экспозицией, мы задумались - кем же был Иван Айвазовский и каково его место в истории отечественного и европейского искусства. Что значит, чем интересно и о чём говорит его творчество сегодня. И почему так получилось, что этот художник, который начинал работать как представитель позднего романтизма, в своих поздних работах касался вселенских сюжетов, предвосхищал метафизику и попытку изобразить бесконечное - столь свойственное для искусства XX столетия", - отметила на открытии выставки генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Юбилейная выставка Айвазовского готовилась несколько лет при участии 17 музеев и ряда частных коллекционеров. Кураторы не пытались собрать как можно больше работ художника, но стремились представить его творчество самыми значительными и наиболее качественными произведениями. Для этого был проведён тщательный отбор: из шести тысяч написанных Айвазовским картин выбрано 120 живописных полотен и 55 графических работ. В самой Третьяковской галерее хранится сравнительно скромная коллекция Айвазовского, большинство работ мастера сконцентрировано в Санкт-Петербурге: в Русском музее, Центральном военно-морском музее, в загородных дворцах /Петергоф, Павловск, Царское Село/. Остальные рассредоточены в региональных музеях России и по другим странам. Юбилей Айвазовского стал поводом показать всё лучшее из этих коллекций в Москве.

Экспозиция разместилась на двух этажах музея. Первый занимают шедевры Айвазовского, а на втором представлены фотографии, архивные материалы, морская атрибутика и портреты родных художника. Выставка построена не по хронологическому принципу, как это часто бывает на ретроспективах, а по темам и мотивам - море бушующее, море спокойное, море при лунном свете, море на рассвете, виды приморских городов, сражения русского флота, библейские сюжеты. Посетители могут следовать зигзагообразными курсами от раздела к разделу, всё больше и больше погружаясь в мир образов великого мариниста.

"Я морем только и жил"

Встречает гостей картина "Радуга" (1873), которая была отреставрирована к открытию юбилейной выставки. После работы специалистов на картине даже проявились тени моряков на корабельных мачтах. Не самая яркая по краскам, не самая большая по размеру, но, по мнению искусствоведов, одна из ключевых работ в творчестве Айвазовского. Бушующее море, терпящий крушение корабль и едва заметная радуга, которая окрашивает водяные брызги в нежно-розовые тона и дарит тонущим морякам надежду на спасение. Художник намеренно отказался от яркой палитры, типичной для его ранних произведений, придав наибольшее значение проработке тончайших тональных переходов в изображении натуры.

Ревизор/Ирина Ремнева

Заглавное место на экспозиции занимает картина "Чёрное море". На ней изображено только небо, затянутое грозовыми облаками, и тёмное море, на котором начинает разыгрываться буря. Но это не просто морской пейзаж, а размышление художника над вечностью бытия. Знаменитый живописец и критик Иван Крамской, хоть и не очень любил творчество Айвазовского, но эту грандиозную картину называл "лучшим изображением бесконечности в истории русской живописи".

"Волна" (1889), по словам самого Айвазовского, принадлежит к его лучшим произведениям. "Мне удалось передать весь опыт моей продолжительной художественной деятельности", - писал маринист об этой работе. Гигантское полотно буквально поглощает зрителя своим величием, энергией и масштабом. Здесь нет ни бури, ни трагедии - только мощь стихии и величие мироздания. В 1890 году полотно экспонировалось в Париже и было высоко оценено западной публикой - правительство Франции наградило Айвазовского командорскими знаками ордена Почётного легиона.


Ревизор/Ирина Ремнева

На выставке представлен и знаменитый "Девятый вал" (1850) - та самая работа, за полотном которой иностранцы уже вторую сотню лет продолжают искать спрятанные софиты: настолько реально удалось художнику изобразить отблески заката на воде. Название самой картины пришло из древнего поверья о том, что в общем потоке накатывающихся волн одна из них несёт наибольшую мощь и разрушительную силу. Правда, греки считали такой волной третью, римляне - десятую, а жители Восточной Европы - девятую. Айвазовский написал эту картину на основе реальных событий - после того, как сам едва не погиб во время крушения в Бискайском заливе. Возможно поэтому картина написана настолько реалистично, что буквально поглощает собой зрителей. "Ты действительно ощущаешь, как эта волна поднимается и захлёстывает. Такой эффект 3D, ради которого люди сегодня ходят в кинотеатры и смотрят фильмы-катастрофы", - отметила Зельфира Трегулова.

Среди работ, которые выставляются впервые, картина "У берегов Кавказа". Она много лет хранилась в запасниках Третьяковской галереи, и когда реставраторы очистили потемневший лак, оказалось, что море, которое было зелёным, на самом деле синее.

Есть на выставке и картины, рассказывающие о подлинных исторических событиях. Например, "Синопский бой" - разгром турецкой эскадры Черноморским флотом под командованием Павла Нахимова. Сам адмирал, когда увидел эту картину, был потрясён: как можно, не будучи на месте, так точно всё изобразить?


Ревизор/Ирина Ремнева

О самой крупной катастрофе в истории Российского императорского флота повествует картина "Гибель корабля "Лефорт" (1858). Жертвами трагедии стали 843 человека, что потрясло не только Айвазовского, но и всю Россию. Художник аллегорически изобразил их души, поднимающиеся к небу.

За свою долгую жизнь Айвазовский посетил более 100 городов Европы и Америки. На выставке представлена интерактивная карта с указанием тех мест, в которых он успел побывать. Многие картины передают впечатления и воспоминания художника об увиденной там природе. "Бурю, виденную мною у берегов Италии, я на моей картине переношу на какую-нибудь местность Крыма или Кавказа, лучом луны, отражающимся на Босфоре, я освещаю твердыни Севастополя. Таково свойство моей кисти и характерная особенность моей художественной складки", - признавался живописец.

"Я морем только и жил", - говорил Айвазовский. На выставке можно увидеть множество великолепных пейзажей - Феодосия, Судак, Неаполь, Венеция, Капри завораживают с первого взгляда. Но самые пленительные из них посвящены красоте берега Турции, хотя именно с этой страной у художника сложились наиболее драматичные отношения. Айвазовский был с почётом принят в Стамбуле, награждён там наивысшими орденами, обучал живописи султанов, выполнял их заказы. Но он не смог пройти мимо геноцида армян в Турции (1894-1896), сделав его темой ряда произведений. Более того, художник выбросил в море все турецкие награды, заявив консулу, что султан может аналогичным образом поступить с его полотнами.

Художник Главного морского штаба

Экспозицию дополняют макеты кораблей, подзорные трубы, компасы, штурвал, напольный звёздный глобус и другие предметы морского обихода. Их присутствие на выставке не случайно. Как художник Главного морского штаба, Айвазовский совершал плавания на военных кораблях, присутствовал на манёврах, изучал корабельную оснастку, хорошо знал быт моряков и с неизменной любовью изображал парусный флот на картинах. Кроме того, художник собрал коллекцию макетов кораблей, украшавшую парадные комнаты его феодосийского дворца.

Ревизор/Ирина Ремнева

Выставка производит очень светлое, позитивное впечатление. Ощущение света, радости, ощущение той широты, которое заключал в себе Айвазовский, получат и зрители. Даже в картинах с изображением самых грозных и разрушительных морских штормов художник лучом света из туч, радугой, пролетающей птицей или другой деталью даёт гибнущим кораблям и людям надежду на спасение.

Экспозиция демонстрирует всю многогранность творчества великого русского мариниста и заставляет зрителя по-новому взглянуть на его работы. В основном, все привыкли к Айвазовскому как к мастеру изображения вздымающихся волн или идиллических венецианских пейзажей. Его картины идеально украшали дворцовые залы в XIX веке и столь же идеально украшают современные приёмные и загородные дома. Однако Айвазовский не так прост, как продолжают считать многие. Тематика его работ выходит далеко за пределы морских пейзажей, в каждом его творении заключён глубокий философский смысл. Вот только понять этот смысл сможет лишь думающий зритель.


Ревизор/Ирина Ремнева

О посещении

Стараясь избежать тех проблем, которые были на выставке Серова, руководство Третьяковской галереи ввело новую систему посещения. Вход на выставку теперь организован строго по сеансам, которые начинаются каждые полчаса. Запускают на них по 250 человек, при этом время пребывание на выставке не ограничено. По мнению организаторов, это оптимальная загруженность зала, которая позволяет посмотреть выставку без давки. Посетить выставку в день смогут порядка 5 тысяч человек.

Билеты на экспозицию можно купить как на сайте ГТГ, так и в кассах музея. На сегодняшний день уже продано более 25 тысяч билетов. Ожидается, что за три с половиной месяца работы выставку посетят порядка 300 тысяч человек.


Что: Выставка "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения"

Где: Государственная Третьяковская галерея (Крымский Вал, 10)

Иван Айвазовский – истинный гений безудержной морской стихии. Царь моря. Созданные им картины моря неповторимы и узнаваемы. Вот оно бушующее, враждебное, клокочущее, а вот повеял легкий бриз, и волны с белыми барашками набегают на берег. А вот оно ласковое и ручное – как маленький котенок улеглось возле ног…

«Большой рейд в Кронштадте» 1836, Государственный Русский музей

Будущий художник-маринист появился на свет в Феодосии. Незаурядное дарование мальчика проявилось очень рано. Он сам обучился скрипичной игре, прекрасно рисовал своё любимое море. Однажды Ованес (таково настоящее имя художника) мастерски изобразил солдата, стоящего в карауле. Рисунок случайно попал на глаза Феодосийскому градоначальнику. Благодаря его протекции способного юношу приняли в Петербургскую императорскую Академию художеств.


«Кораблекрушение у Афонской горы», 1856. Центральный военно-морской музей Санкт-Петербург

В 1833 году в Санкт-Петербург приехал Филипп Таннер – французский мастер изображения моря. Вскоре ему понадобился толковый помощник. Им-то и стал Иван Айвазовский. Стараясь успевать в Академии, молодой художник работал в две смены и даже представил на выставке два своих полотна. В рецензии на эти работы написали: «Талант Айвазовского поведет его далее». И они не ошиблись.


«Встреча рыбаков». Государственная Третьяковская галерея

В 1837 году за достижения в изобразительном искусстве руководство Академии присудило юному художнику Большую золотую медаль и вынесло решение командировать его в солнечный Крым для оттачивания мастерства. В первых полотнах того времени отражены яркие картины прибрежной полосы Солнечного полуострова. «Без моря я не представляю своей жизни» - часто повторял художник. Он обладал удивительной способностью передавать движение моря.


«По дороге в Ялту», 1860-е. Государственная Третьяковская галерея

Значительных успехов достиг художник в Италии. За это время Айвазовский создал сорок крупноформатных полотен. Все свои произведения художник выдерживал в одной тональности, основываясь на единстве светотени.


«Вид на Капри», 1845. Государственный музей русского искусства, Киев

Самой масштабной картиной, написанной Айвазовским в Италии, считается «Сотворение мира», изображающее противоборство двух стихий: небесной и морской.


Сотворение мира. 1864. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

После возвращения в Россию Айвазовский написал свои самые известные полотна. Главной темой картины «9-ый вал» выступила борьба человека с морской стихией. А в полотне «Черное море» Айвазовский мастерски передал её неповторимую магию. «Это один из величайших шедевров, какой я когда-либо видел» - так сказал о картине Иван Крамской.


Девятый вал. 1850. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Бурное, холодное, но одновременно прекрасное море изображено мастером на полотне «Среди волн». Айвазовский мастерски озаряет волны ярким лучом света.


Среди волн, 1898. Феодосийская картинная галерея им. И.К.Айвазовского, Феодосия.

Оказывается, у Айвазовского была абсолютная память и исключительная работоспособность. Он написал более 6000 полотен. Причем, многие марины - по памяти.


Аю-Даг в туманный день. 1853. Галерея Г. Басмаджяна, Париж

Что ж, никто так, как Иван Айвазовский не смог выразить на холсте притягательность и неповторимость морской стихии. И, надо сказать, его талант оказался настолько сильным, что даже передался по наследству его потомкам – почти все его внуки стали художниками-маринистами.


«Побережье в Амальфи», 1841. Государственный Русский музей., Санкт-Петербург

Начиная с XVII века изображение моря заняло большое место в европейской живописи. Особенно широкое развитие маринистическая живопись получила в Голландии, Англии и Франции. Но ни один художник не поднялся до восприятия моря как живой стихии, и только Айвазовский, наделив его всеми оттенками своих чувств и переживаний, сумел передать на полотне поэтическое представление своего народа о море как о грозной силе, зовущей к мужеству, отваге, борьбе. Издревле для русского народа морская стихия была синонимом свободы.

«Петр I при Красной горке, зажигающий костер на берегу, для подачи сигнала гибнущим судам своим», 1846

«Русская эскадра на Севастопольском рейде», 1846. Государственный Русский музей

«Всемирный потоп», 1864
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Закат», 1866 . Собрание А. Шагиняна, Нью-Йорк


«Захват пароходом Россия турецкого военного транспорта Мессина на Черном море 13 декабря 1877 года»