Какие картины написал леонардо да винчи. Приключения да Винчи в России: подробно о наших Леонардо

Гениальность загадочного итальянского живописца, архитектора, ученого и изобретателя продолжает восхищать и интриговать целые поколения людей. Леонардо да Винчи ярко воплотил в себе образ «универсального человека» эпохи Возрождения, достигнув удивительных высот в различных сферах искусства и науки. Полотна художника являются уникальными шедеврами живописного искусства и прославленны во всем мире. Рассмотрим самые известные картины Леонардо да Винчи .

Мадонна с гвоздикой 1480 год

«Мадонна с гвоздикой» 1480 примечательна тем, что это первая полностью самостоятельная работа юного гения. Леонардо написал это полотно во время обучения в мастерской художника Верроккио, но на нем уже ярко проступил его своеобразный индивидуальный стиль. Работа проникнута гармонией, но положение кистей рук младенца и матери создают тревожное впечатление, как и пейзаж, который виден из окна за ними. Трагизмом проникнут и сюжет картины: Мадонна протягивает ребенку гвоздику, символ будущих Страстей Господних.

Мадонна с веретеном 1501 год

«Мадонна с веретеном» 1501 - одна из самых известных утраченных картин Леонардо да Винчи — сохранились лишь копии оригинальной работы, написанные художником совместно с его учениками. Сюжет картины посвящен будущим страданиям Христа, жесты и позы фигур полны символизма и глубокого смысла. Лицо юной Мадонны выражает любовь и нежность, она словно старается отвлечь младенца, но тот отвернулся от матери и печально смотрит на веретено в своих руках, по форме напоминающее крест для распятия.

Портрет Джиневры де Бенчи 1476 год

«Портрет Джиневры де Бенчи» 1476 - портрет, относящийся к раннему периоду творчества художника и входящий в число самых известных картин Леонардо да Винчи. Юная поэтесса изображена на фоне можжевельника, чье итальянское название «джинепро» созвучно ее имени. Портрет отличается психологической достоверностью и новаторством — художник не стал изображать девушку по привычным канонам, на ней нет драгоценностей и тяжелых дорогих тканей, главное ее украшение — одухотворенность и ум, отраженные в глубоких глазах. Необычен и колорит, подчеркивающий перспективу и внутреннее пространство картины.

Иоанн Креститель 1508 год

«Иоанн Креститель» около 1508 - эта картина Леонардо да Винчи известна своей необычностью и загадочностью. Полотно относится к позднему периоду творчества художника и значительно отличается от его обычного стиля. Отсутствует привычный пейзаж на фоне, обнаженную фигуру Иоанна Крестителя словно обволакивает мрак. Юноша улыбается, одной рукой прижимая к груди распятие, а другой указывает на небо. Его жестам и ироничной улыбке некоторые искусствоведы приписывают двусмысленность и эротический подтекст.

Благовещенье 1475 год

«Благовещенье» 1475 - картина была написана по заказу церкви и выделяется среди работ художника своей странно разобщенной, разваливающейся надвое композицией. Несмотря на недостаток эта картина Леонардо входит в число самых знаменитых, благодаря удивительному совершенству деталей и особенно ботанических мотивов — превосходно выписана трава и цветы на переднем плане, и деревья в гавани на фоне. Складки одежд Марии и Ангела мягко и естественно облегают тело, не скрывая очертания фигуры, что тоже было новаторством во времена Леонардо. Несовершенство композиции также искупает тщательно проработанная перспектива.

Дама с горностаем 1490 год

«Дама с горностаем» 1490 - один из самых знаменитых портретов кисти Леонардо да Винчи, изображающий молодую девушку с горностаем на руках. Ее голова повернута, словно что-то за пределами видимости привлекло ее внимание — это движение оживляет портрет и придает ему загадочности. Изящная кисть девушки касается спины зверька, пальцы поглаживают мягкий мех — изображение руки выполнено с потрясающим мастерством. Фон портрета непроницаемо черный, вызывает ощущение тайны и направляет внимание зрителя к деталям лица и одежды девушки. Специальное рентгеновское исследование показало, что художник несколько раз переписывал картину, и в одном из вариантов на фоне располагалось открытое окно.

Тайная вечеря 1495 год

«Тайная вечеря» 1495 - эта фреска, написанная на стене трапезной монастыря в Милане, к сожалению плохо сохранилась, но входит в число самых популярных работ Леонардо да Винчи, чему поспособствовала книга Дэна Брауна. Художник изобразил момент, когда Христос раскрывает ученикам предательство Иуды. Картина изумляет тщательностью проработки деталей и разнообразием выразительных поз и жестов персонажей — для работы над фреской Леонардо сделал множество зарисовок с натуры. Необычна горизонтальная композиция с фигурой Христа в центре, уравновешенная совершенной перспективой, создающей иллюзию что помещение трапезной продолжается пространством картины.

Мадонна в гроте 1486 год

«Мадонна в гроте» 1486 - полотно является частью полиптиха, написанного для размещения в церкви. Расположение фигур Марии, Иоанна Крестителя, Христа и ангела формирует поразительно гармоничную композицию в виде пирамиды. Картина представляет один из самых ярких примеров мастерства Леонардо в работе со светом и формировании светотеневой перспективы. Сюжет разворачивается внутри тенистого каменного грота, фигуры персонажей освещены лишь слабыми лучами, проникающими в пещеру через нагромождения скал. Глубоко таинственная и мрачная атмосфера, множество неявных символов и деталей и тут отличает стиль художника.

1495 год

«Мадонна Литта» 1495 - сюжет картины отвечает церковным канонам изображения Богоматери. Мадонна бережно поддерживает младенца, которого кормит грудью, обращенное к нему лицо озарено глубокой нежностью и любовью. Младенец Христос доверчиво прижимается к матери, но его взгляд направлен на зрителя, в руке он сжимает маленького птенца — символ человеческой души. Цвета, выбранные Леонардо для одежды Марии, тоже имеют каноничное значение: лазурно-синий — это символ чистоты и святости, а ярко алый — символ грядущих страданий Христа. Эта работа выделяется среди картин Леонардо да Винчи своим светлым колоритом и чувством возвышенной безмятежности и гармонии.

Мона Лиза 1515 год

«Мона Лиза» 1515 - конечно, нельзя обойти вниманием наверное самую прославленную из работ Леонардо да Винчи. «Джоконда» считается эталоном в портретной живописи, ее композиция, ритм и колорит признаны безупречными. Пространство картины наполняет удивительный рассеянный свет, а сама работа выполнена такими мастерскими и легкими мазками, что невозможно разглядеть их границ, и изображение женщины выглядит странно живым. Особенное свойство картины — ощущение тайны, которое она вызывает. Знаменитая неуловимая улыбка Джоконды приковывает взгляд и словно опускает на портрет таинственную тень, завораживая зрителя. Пейзаж на фоне также производит впечатление колдовского, словно находится вне этого мира.

10.04.2017 Оксана Копенкина

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Леонардо да Винчи – самый известный художник в мире. Что само по себе удивительно. Насчитывается всего 19 сохранившихся картин мастера. Как такое возможно? Два десятка работ делает художника самым великим?

Все дело в самом Леонардо. Он один из самых необычных людей, когда-либо рождённых. Изобретатель различных механизмов. Первооткрыватель многих явлений. Виртуозный музыкант. А ещё картограф, ботаник и анатом.

В его записях мы находим описания велосипеда, подводной лодки, вертолета и танкера. Не говоря уже о ножницах, спасательном жилете и контактных линзах.

Его новаторства в живописи тоже были невероятны. Он одним из первых начал использовать масляные краски. Эффект сфумато и светотеневую модулировку. Он первым вписал фигуры в пейзаж. Его модели на портретах стали живыми людьми, а не раскрашенными манекенами.

Вот лишь 5 шедевров мастера. Которые демонстрируют всю гениальность этого человека.

1. Мадонна в скалах. 1483-1486 гг.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1483-1486 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org

Юная дева Мария. Миловидный Ангел в красном плаще. И два упитанных ребёнка. Святое семейство с младенцем Иисусом возвращались из Египта. По пути встретив маленького Иоанна Крестителя.

Это первая картина в истории живописи, когда люди изображены не перед пейзажем, а внутри него. Герои сидят у воды. Позади скалы. Настолько старые, что больше похожи на сталактиты.

«Мадонну в скалах» заказали монахи братства Святого Франциска для одной из миланских церквей. Но заказчики были не довольны. Леонардо затянул со сроками. Еще им не понравилось отсутствие нимбов. Смутил их и жест ангела. Почему это его указательный палец направлен на Иоанна Крестителя? Ведь младенец Иисус главнее.

Леонардо продал картину на стороне. Монахи рассердились и подали в суд. Художника обязали написать новую картину для монахов. Только с нимбами и без указывающего жеста ангела.

По официальной версии так появилась вторая “Мадонна в скалах”. Почти идентичная первой. Но есть в ней кое-что странное.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1508 г. Национальная галерея Лондона.

Леонардо тщательно изучал растения. Даже сделал ряд открытий в сфере ботаники. Именно он понял, что древесный сок играет ту же роль, что и кровь в жилах человека. Еще догадался определять возраст деревьев по кольцам.

Поэтому не удивительно, что на Луврской картине растительность реалистична. Именно такие растения произрастают во влажном затемнённом месте. А вот на второй картине флора выдуманная.

Как Леонардо, столь правдивый в изображении природы, вдруг решил пофантазировать? В отдельно взятой картине? Немыслимо.

Думаю, Леонардо было не интересно писать вторую картину. И он поручил сделать копию своему ученику. Который явно в ботанике не разбирался.

2. Дама с горностаем. 1489-1490 гг.


Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489-1490 гг. Музей Черторыйских, Краков. Wikimedia.commons.org

Перед нами юная Чечилия Галлерани. Она была любовницей правителя Милана, Людовико Сфорца. При дворе которого служил и Леонардо.

Улыбчивая, добродушная и умная девушка. Она была интересной собеседницей. Часто и подолгу они с Леонардо беседовали.

Портрет очень необычный. Современники Леонардо писали людей в профиль. Здесь же Чечилия стоит в три четверти. Развернув голову в противоположную сторону. Как будто она оглянулась на чьи-то слова. Такой разворот делает линию плеч и шею особенно красивыми.

Увы, мы видим портрет в изменённом виде. Кто-то из владельцев портрета затемнил фон. У Леонардо он был светлее. С окном за левым плечом девушки. Два нижних пальца ее руки также переписаны. Поэтому они выгнуты неестественно.

Стоит рассказать и о горностае. Такой зверёк кажется нам диковинкой. Современному человеку было бы привычнее увидеть в руках девушки пушистую кошку.

Но для 15 века именно горностай был обычным зверьком. Их держали для ловли мышей. А кошки как раз были экзотичны.

3. Тайная вечеря. 1495-1598 гг.


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Фреску “Тайная вечеря” заказал тот же Людовико Сфорца по просьбе своей жены Беатриче д’Эсте. Увы, она умерла совсем молодой при родах. Так и не увидев роспись завершённой.

Герцог был вне себя от горя. Осознав, насколько дорога ему была жизнерадостная и красивая супруга. Тем больше он был благодарен Леонардо за проделанную работу.

Он щедро расплатился с художником. Вручив ему 2000 дукатов (на наши деньги это около 800 тыс. долларов), а также передав ему во владение большой участок земли.

Когда фреску смогли увидеть жители Милана, изумлению не было предела. Апостолы отличались не только внешне, но и своими эмоциями и жестами. Каждый из них реагировал по-своему на слова Христа “Один из вас предаст меня”. Ещё никогда индивидуальность персонажей не была так ярко выражена, как у Леонардо.

Есть у росписи ещё одна удивительная деталь. Реставраторы установили, что тени Леонардо написал не серым или чёрным цветом, а синим! Это было немыслимо вплоть до середины 19 века. Когда цветными тени стали писать .


Леонардо да Винчи. Фрагмент “Тайной вечери”. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

На репродукции это не так отчётливо видно, однако состав краски говорит сам за себя (синие кристаллы ацетата меди).

О других необычных деталях росписи читайте в статье

4. Мона Лиза. 1503-1519 г.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. . Wikimedia.commons.org

На портрете мы видим Лизу Герардини, жену флорентийского торговца шёлком. Эта версия официальная, но сомнительная.

До нас дошло одно любопытное описание этого портрета. Оставлено оно учеником Леонардо, Франческо Мельци. И под это описание луврская дама совсем не подходит. Об этом я подробно писала в статье .

Сейчас рассматривается ещё одна версия о личности женщины. Это может быть портрет любовницы Джулиано Медичи из Флоренции. Она родила ему сына. И вскоре после родов умерла.

Джулиано заказал Леонардо портрет специально для мальчика. В образе идеальной матери-Мадонны. Леонардо писал портрет со слов заказчика. Примешав к ним черты своего ученика Салаи.

Поэтому Флорентийская дама так похожа на “Иоанна Крестителя” (смотрите следующую картину). Для которого позировал все тот же Салаи.

В этом портрете метод сфумато раскрыт максимально. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Она вздохнёт. Грудь преподнимется.

Портрет так и не был отдан заказчику. Так как в 1516 году Джулиано умер. Леонардо увёз его во Францию, куда его пригласил король Франциск I. Он до последнего дня продолжал работать над ним. Почему же так долго?

Леонардо совсем по-другому воспринимал время. Он первым начал утверждать, что Земля гораздо старше, чем принято думать. Он не верил, что ракушки в горы занёс библейский потоп. Осознав, что на месте гор было когда-то море.

Поэтому для него было обычным делом писать картину десятки лет. Что такое 15-20 лет по сравнению с возрастом Земли!

5. Иоанн Креститель. 1514-1516 гг.


Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж. wga.hu

“Иоанн Креститель” вызывал недоумение у современников Леонардо. Глухой тёмный фон. Тогда как даже сам Леонардо любил располагать фигуры на фоне природы.

Из мрака выступает фигура святого. А святым его назвать сложно. Все привыкли к пожилому Иоанну. А тут миловидный юноша многозначно наклонил голову. Нежное прикосновение руки к груди. Ухоженные локоны волос.

В последнюю очередь думается о святости, когда смотришь на этого женоподобного мужчину в шкуре леопарда.

Вам не кажется, что эта картина как будто вовсе не принадлежит ? Это скорее 17 век. Манерность героя. Театральные жесты. Контраст света и тени. Все это родом из Эпохи Барокко.

Леонардо заглянул в будущее? Предсказав стиль и манеру живописи следующего столетия.

Кем был Леонардо? Большинство знает его, как художника. Но этим призванием его гениальность не ограничивается.

Ведь он первым объяснил, почему небо синее. Верил в единство всего живого в мире. Предвосхитив теоретиков квантовой физики с их “эффектом бабочки”. Он осознал такое явление, как турбулентность. За 400 лет до его официального открытия.

Вконтакте

Сегодня все знают, даже школьники, кто такой легендарный Леонардо да Винчи. Он прославился, благодаря множеством интересных изобретений и проектов, но более всего, он известен, как лучший художник эпохи Возрождения.

Кто такой Да Винчи?

Каждая его работа вызывает восхищение и множество обсуждений, ведь каждая его картинка полна загадок, над которыми современники до сих пор ломают голову.

Стоит обратить внимание на то, что он родился 15 апреля 1452 года, и умер 2 мая 1519 года, и за столь недолгое время, он сумел создать множество шедевров, на которые стоит посмотреть хотя бы раз в своей жизни.

Давайте посмотрим лучшие работы этого легендарного человека?

«Мона Лиза» («Джоконда»)

Сложно представить человека, не знакомого с образом знаменитой Моны Лизы.

На сегодняшний день картина «Мона Лиза» считается самым знаменитым произведением искусства в мире.

Полное название картины - «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Да Винчи работал над заказом торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо 4 года и она осталась незаконченной. Художник не сдал картину заказчику и перевозил ее с собой до конца жизни.

«Мона Лиза» обрела невероятную популярность из-за своей кражи в 1911 году.

Тайная вечеря


Фреска «Тайная вечеря» медленно, но стремительно разрушается из-за экспериментов да Винчи с материалами. Монументальная роспись изображает сцену последней трапезы Христа со своими учениками.

Создана в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Витрувианский человек


Это – рисунок, созданный в качестве иллюстрации к книге о трудах Витрувия (римского ученого-энциклопедиста). На этом рисунке отчетливо видно изображение мужчины в двух позициях, нанесенных одна на другую.

Что в этом рисунке особенного? Его называют канонической пропорцией.

«Витрувианский человек» получил статус произведения искусства и научного труда.

Автопортрет


Самый достоверный источник наших знаний о том, как выглядел великий художник – это его туринский автопортрет.

Он выполнен сангиной на бумаге, но со временем был довольно сильно поврежден, и на данный момент не экспонируется.

Вокруг рисунка ходит множество домыслов: в частности, некоторые исследования сочли, что он является эскизом к картине «Мона Лиза»!

Мадонна Литта


Литта – миланская семья, на протяжении XIX века хранившая «Мадонну» вместе с другими картинами своей коллекции. Сегодня полотно принадлежит Государственному Эрмитажу. Оно было написано в 1490-1491 гг, изображает женщину, кормящую младенца.

Взгляд девушки, задумчивый и полный нежности, устремлен на ребёнка. Малыш же смотрит на зрителя, придерживая грудь матери одной рукой и держа щегла в другой.

Благовещение


Одна из ранних картин Леонардо да Винчи. В ней еще нет перспективы (До Леонардо она попросту не применялась), но уже видны тщательно прорисованные складки на одеждах и выразительные руки Девы Марии.

Кстати, крылья архангела Гавриила изначально были более пропорциональны, но позже какой-то неизвестный художник дорисовал их, и крылья получились несколько громоздкими.

Мадонна с гранатом


Самая ранняя, трогательная и непосредственная из всех Мадонн Леонардо да Винчи. Все созданные им позже (в том числе и вышеупомянутая Литта) близки к ней по стилю и композиции. Образ молодой матери передает мягкость и умиротворенность.
Некую диспропорцию тела ребенка одни исследователи объясняют отсутствием младенца-натурщика для художника, и все же странно заподозрить великого мастера в рисовании «наугад»! Скорее всего, он желал подчеркнуть неземное происхождение этого ребенка.

Голова женщины


Это – всего лишь набросок, сделанный карандашом и мелом, но и он поражает ценителей искусства тщательностью изображения деталей (например, завитков волос) и точной передачей эмоций, проявляющихся в глазах молодой женщины, изгибе ее губ…

Дама с горностаем


Картина была написана ближе к концу XV века. Девушка на картине – это предположительно Чечилия Галлерони, фаворитка герцога Людовико Сфорци, ведь в период написания картины да Винчи как раз состоял на службе этого вельможи.

Но эта картина вовсе не похожа на стандартный портрет красивой гранд-дамы. Фигура изображена в три четверти, а взгляд направлен в сторону (новшество да Винчи).

Кстати, сама девушка – вовсе не такая уж «воздушная нимфа»: несмотря на привлекательность, жесткая складка у губ выдает властный характер. Как и рука, которая придерживает зверька – якобы бережно, но в то же время цепко (а руки у да Винчи всегда получались очень выразительными).

Что ж, для того, чтобы стать фавориткой столь знатного мужчины, и впрямь требовался железный характер…

Иоанн Креститель


Фигура, довольно часто изображаемая в живописи, но как обычно изображали Крестителя? Мужчина среднего возраста, с бородой и суровым взглядом… Но никак не милый улыбчивый юноша, как его изобразил Леонардо!

Картина относится к позднему периоду творчества художника. Удивительно, что на заднем плане нет привычного живописного пейзажа: светлое тело Иоанна выделяется на мрачном монотонном фоне.

Фигура Иоанна Крестителя снабжена традиционными символами:

  • тонким тростниковым крестом;
  • шерстяной одеждой;
  • длинными волосами.

Поднятый вверх палец правой руки тоже является традиционным жестом, который часто появляется на картинах да Винчи. Возможно, таким образом художник хотел передать нечто важное.

Образ Иоанна изнежен, у него мягкая улыбка и удивительный взгляд, словно проникающий в душу зрителю.

Эпохи Высокого Возрождения. А тут еще и недавний успех книги Дэна Брауна «Код да Винчи» и ее экранизации. Неудивительно, что в работах Леонардо все время и их всегда окутывают тайны – от такого гения можно ожидать чего угодно! Итак, 10 лучших работ Леонардо да Винчи:

1

Этот поясной портрет итальянской женщины на фоне прекрасного горного пейзажа прекрасно известен всему миру, и не только за художественные качества: в 1911 г. она была украдена охранником Лувра и найдена только через 2 года. Этот случай прибавил картине популярности, и теперь Джоконда занимает почетное отдельное место в Лувре.

2


Удивительная фреска была создана в 1795-1498 гг. в трапезной монастыря «Санта-Мария» (Милан). На ней изображена сцена последнего ужина Иисуса Христа в окружении апостолов. Искусствоведы считают, что художник воспроизвел момент, когда Спаситель говорит ученикам, что один из них предаст его. Это настоящая веха искусства эпохи Ренессанса! В ней да Винчи применил правильное воспроизведение глубины перспективы (что было в новинку) – благодаря ей изображение приобрело глубину и живость.

3


Это – рисунок, созданный в качестве иллюстрации к книге о трудах Витрувия (римского ученого-энциклопедиста). На этом рисунке отчетливо видно изображение мужчины в двух позициях, нанесенных одна на другую. Что в этом рисунке особенного? Его называют канонической пропорцией. «Витрувианский человек» получил статус произведения искусства и научного труда.

4


Самый достоверный источник наших знаний о том, как выглядел великий художник – это его туринский автопортрет. Он выполнен сангиной на бумаге, но со временем был довольно сильно поврежден, и на данный момент не экспонируется. Вокруг рисунка ходит множество домыслов: в частности, некоторые исследования сочли, что он является эскизом к картине «Мона Лиза»!

5


Одной из повторяющихся тем картин да Винчи была тема Мадонны с младенцем – традиционный религиозный сюжет. «Мадонна Литта» стала одной из лучших картин данной тематики. Все дело в совершенстве линий и форм – к примеру, обратите внимание на то, как гармонично фигура кормящей матери сочетается с четкими линиями оконных проемов, изображенных на заднем плане. В настоящий момент хранится в Эрмитаже.

6


Одна из ранних картин Леонардо да Винчи. В ней еще нет перспективы (До Леонардо она попросту не применялась), но уже видны тщательно прорисованные складки на одеждах и выразительные руки Девы Марии. Кстати, крылья архангела Гавриила изначально были более пропорциональны, но позже какой-то неизвестный художник дорисовал их, и крылья получились несколько громоздкими.

7


Самая ранняя, трогательная и непосредственная из всех Мадонн Леонардо да Винчи. Все созданные им позже (в том числе и вышеупомянутая Литта) близки к ней по стилю и композиции. Образ молодой матери передает мягкость и умиротворенность. Некую диспропорцию тела ребенка одни исследователи объясняют отсутствием младенца-натурщика для художника, и все же странно заподозрить великого мастера в рисовании «наугад»! Скорее всего, он желал подчеркнуть неземное происхождение этого ребенка.

8


Это – всего лишь набросок, сделанный карандашом и мелом, но и он поражает ценителей искусства тщательностью изображения деталей (например, завитков волос) и точной передачей эмоций, проявляющихся в глазах молодой женщины, изгибе ее губ…

9


Картина была написана ближе к концу XV века. Девушка на картине – это предположительно Чечилия Галлерони, фаворитка герцога Людовико Сфорци, ведь в период написания картины да Винчи как раз состоял на службе этого вельможи. Но эта картина вовсе не похожа на стандартный портрет красивой гранд-дамы. Фигура изображена в три четверти, а взгляд направлен в сторону (новшество да Винчи). Кстати, сама девушка – вовсе не такая уж «воздушная нимфа»: несмотря на привлекательность, жесткая складка у губ выдает властный характер. Как и рука, которая придерживает зверька – якобы бережно, но в то же время цепко (а руки у да Винчи всегда получались очень выразительными). Что ж, для того, чтобы стать фавориткой столь знатного мужчины, и впрямь требовался железный характер…

10


Фигура, довольно часто изображаемая в живописи, но как обычно изображали Крестителя? Мужчина среднего возраста, с бородой и суровым взглядом… Но никак не милый улыбчивый юноша, как его изобразил Леонардо! Картина относится к позднему периоду творчества художника. Удивительно, что на заднем плане нет привычного живописного пейзажа: светлое тело Иоанна выделяется на мрачном монотонном фоне.
Каждая из этих работ, несмотря на то, что они являются очень разными – это целая эпоха в искусстве. Стоит ли удивляться, почему Леонардо да Винчи считают величайшим художником?


История человечества, на самом деле, знает не так много гениев, опережавших ту или иную эпоху каждым своим действием. Кое-что из сотворённого ими прочно вошло в жизнь современников, а что-то так и осталось на чертежах и манускриптах: уж слишком далеко вперед смотрел мастер. Последнее в полной мере может быть применимо к Леонардо да Винчи , гениальному художнику, ученому, математику, инженеру, изобретателю, архитектору, скульптору, философу и писателю – истинному человеку эпохи Возрождения. Пожалуй, в истории средневекового знания нет области, которой не коснулся бы великий мастер Просвещения.

Сфера его деятельности охватывает не только пространство (Италия-Франция), но и время. Разве не удивительно то, что картины Леонардо да Винчи вызывают сейчас такие же жаркие споры, восхищение, как и в годы его жизни? Подобная «формула бессмертия» может по праву считаться величайшим открытием в истории. Каковы же ее составляющие? Ответ на этот вопрос хотел бы получить практически каждый человек на планете. Кое-кто даже решил, что лучше всего спросить об этом самого Леонардо, «воскресив» мастера при помощи современных научных разработок. Однако основные компоненты «формулы» видны невооруженным глазом: потенциальная гениальность, помноженная на невероятное любопытство и большую долю гуманизма. А еще, любой гений есть мечтатель-практик. Судите сами, все творчество Леонардо да Винчи (сюда мы относим не только наброски, картины, фрески, но и все научные изыскания Мастера), можно представить, как шаги к реализации долгих мечтаний человечества о совершенстве. Вы хотели, чтобы человек летал, как птица? Значит надо сделать ему подобие крыльев! Христос ходил по воде, так почему бы и простым смертным не иметь такой возможности? Давайте сконструируем водные лыжи!

Вся жизнь и творчество Леонардо да Винчи были наполнены попытками ответить на многочисленные вопросы о законах мироздания, раскрыть тайны бытия и направить их на службу человечества. Ведь, не забывайте, что человек Ренессанса – это, прежде всего, великий гуманист.

Биография Леонардо да Винчи – это, образно говоря, история нескольких душ, заключенных в тело одного человека. Действительно, в каждой из исследуемых областей, он проявляет совершенно особенные качества, которые в понимании обычных людей, вряд ли могут принадлежать одной единственной личности. Может быть, именно поэтому кое-кто пытался доказать, что Леонардо да Винчи – всего лишь псевдоним, взятый группой людей. Однако теория была обречена на провал чуть ли не до своего рождения.

Сегодня да Винчи известен нам в большей степени, как непревзойденный художник. К сожалению, до нас дошло не более 15 его работ, остальные же либо просто не выдержали испытание временем из-за постоянных экспериментов мастера с техникой и материалами, либо считаются еще не найденными. Однако те работы, которые дошли до нас, остаются самыми известными и самыми копируемыми шедеврами искусства в мире.

Биография Леонардо да Винчи

Младенец, крещенный в последствие под именем Леонардо, родился, как записано в церковной книге, «в субботу, 15 апреля 1452 года от Рождества Христова» от внебрачной связи крестьянки Катерины и нотариуса, посла Флорентийской республики, мессира Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи, потомка богатого почитаемого итальянского семейства. Отец, не имевший на тот момент других наследников, пожелал взять сына в свой дом и дать надлежащее образование. О матери же известно наверняка только то, что она официально вышла замуж за мужчину из крестьянской семьи и подарила ему еще 7 детей. Кстати говоря, отец Леонардо тоже в последствии был женат четыре раза и преподнес своему первенцу (которого, кстати, так и не сделал официальным своим наследником) еще десять братьев и две сестры.

Вся дальнейшая биография да Винчи тесно завязана с его творчеством, события жизни мастера, встреченные им люди, естественно, оставляли свои следы развитии его мировоззрения. Так, встреча с Андреа Вероккио определила начало его пути в искусстве. В 16 лет, Леонардо становится учеником студии прославленного мастера Вероккио. Именно в мастерской Вероккио, Леонардо получает возможность проявить себя в качестве художника: учитель позволяет ему написать лицо ангела для знаменитого «Крещения Христа».

В 20 лет да Винчи становится членом общества св. Луки, гильдии художников, все еще продолжая работать в мастерской Вероккил до 1476г. Этим же периодом датирована одна из его первых самостоятельных работ «Мадонна с гвоздикой». Десять лет спустя, Леонардо приглашают в Милан, где он и остается работать до 1501г. Здесь находят широкое применение таланты Леонардо не только как художника, но и как скульптора, декоратора, организатора всевозможных маскарадов и турниров, человека, создавшего поразительные механические устройства. Через два года, мастер возвращается в родную Флоренцию, где пишет свою легендарную фреску «Битва при Анджиани».

Подобно большинству мастеров Ренессанса, да Винчи много путешествует, оставляя память о себе в каждом посещенном городе. К концу жизни он становится « первым королевским художником, инженером и архитектором» при Франсуа I, работает над архитектурным устройством замка Клу. Однако, эта работа осталась незавершенной: да Винчи умер в 1519г., в возрасте 67 лет. Ныне в замке Клу от первоначально задуманного великим Леонардо плана осталась только двойная винтовая лестница, остальная же архитектура замка многократно переделывалась последующими династиями французских королей.

Творчество Леонардо да Винчи

Несмотря на многочисленные научные исследования Леонардо, его слава ученого и изобретателя несколько меркнет перед славой Леонардо-художника, чьи немногие сохранившиеся работы завораживают и будоражат разум и воображение человечества уже почти 400 лет. Именно в области живописи нашли свое применение многие из трудов да Винчи, посвященные природе света, химии, биологии, физиологии и анатомии.

Его картины остаются самыми загадочными произведениями искусства. Их копируют в поисках секрета подобного мастерства, их обсуждают и о них спорят целые поколения знатоков искусства, критиков и даже писателей. Леонардо считал живопись ветвью прикладной науки. Среди множественных факторов, делающих работы да Винчи уникальными, одним из основных можно назвать новаторские техники и эксперименты, примененные мастером в своих работах, а так же глубокие знания анатомии, ботаники, геологии, оптики и даже человеческой души… Глядя на созданные им портреты, мы действительно видим не просто художника, но внимательного наблюдателя, психолога, сумевшего понять физическое выражение эмоциональной составляющей человеческой личности. Да Винчи не только сумел сам понять это, но и нашел приемы, позволяющие с фотографической точностью перенести эти знания на холст. Непревзойденный мастер сфумато и светотени, Леонардо да Винчи вложил всю силу своих познаний в самые знаменитые произведения – «Мону Лизу» и «Тайную вечерю».

Леонардо считал, что лучшим персонажем для изображения на холсте является человек, чьи движения тела наиболее соответствуют движениям его души. Это убеждение можно считать творческим кредо да Винчи. В его работах оно воплотилось в том факте, что за всю свою жизнь он написал всего один портрет мужчины, предпочитая женщин в качестве моделей, как личностей более эмоциональных.

Ранний период творчества

Периодизация творческой биографии Леонардо да Винчи довольно условна: некоторые из его работ не датированы, да и хронология жизни мастера так же не всегда точна. Самым началом творческого пути да Винчи можно считать тот день, когда его отец, сер Пьеро, показал некоторые наброски 14-летнего сына своему другу Андреа дель Вероккио.

Через год, в течение которого Леонардо доверялось лишь очищать холсты, растирать краски и заниматься другими подготовительными работами, Вероккио начал знакомить своего ученика с традиционными приемами живописи, гравюры, архитектуры и скульптуры. Здесь же Леонардо получил знания основ химии, металлургии, освоил деревообработку и даже начала механики. Только ему, своему лучшему ученику, Вероккио доверяет завершение своих работ. В этот период Леонардо не создает собственных работ, но жадно впитывает все, что связано с выбранной профессией. Вместе со своим учителем он работает над «Крещением Христа» (1472-1475). Игра света и тени, черты лица маленького ангела, написать которого было доверено да Винчи, настолько поразили Вероккио, что он счел себя превзойденным собственным учеником и решил больше никогда не браться за кисть. Полагают так же, что Леонардо стал моделью для бронзовой скульптуры Давида и изображения Архангела Михаила.

В 1472г., Леонардо вносят в «Красную книгу» гильдии св. Луки – знаменитый союз художников и врачей Флоренции. В это же время появляются первые заметные работы да Винчи, принесшие ему известность: набросок тушью «Пейзаж Санта-Мария дела Неве» и «Благовещение». Он совершенствует технику сфумато, доводя ее до невиданного ранее совершенства. Теперь легкая дымка – сфумато – не просто тонкий слой размытой краски, но действительно легкая пелена живого тумана. Не смотря на то, что к 1476г. да Винчи открывает собственную мастерскую и получает собственные заказы, он все еще тесно сотрудничает с Вероккио, относясь с глубоким почтением и уважением к своему учителю. Тем же годом датирована и «Мадонна с гвоздикой», одна из самых значимых работ да Винчи.

Зрелый период творчества

В 26 лет да Винчи начинает полностью самостоятельную карьеру, а так же приступает к более детальному изучению различных аспектов естествознания и сам становится учителем. В этот период еще до своего отъезда в Милан, Леонардо начинает работу над «Поклонением волхвов», которую так никогда и не завершил. Вполне возможно, что это стало своеобразной местью да Винчи за то, что папа Сикст IV отклонил его кандидатуру при выборе художника для росписи Сикстинской капеллы Ватикана в Риме. Возможно, мода на неоплатонизм властвовавшая в ту эпоху во Флоренции так же сыграла роль в решении да Винчи уехать в достаточно академичный и прагматичный Милан, который больше отвечал его духу. В Милане Леонардо берется за создание «Мадонны в гроте» для алтаря капеллы. Эта работа ясно показывает, что да Винчи уже владеет определенными знаниями в области биологии и геодезии, поскольку растения и сам грот выписаны с максимальной реалистичностью. Соблюдены все пропорции и законы композиции. Однако, не смотря на такое потрясающее исполнение, эта картина на многие годы стала предметом раздора между автором и заказчиками. Годы этого периода да Винчи посвящает записям своих размышлений, чертежам, более глубоким исследованиям. Вполне возможно, что к его отъезду в Милан причастен некий музыкант, Миглиоротти. Одного лишь письма этого человека, в котором описывались удивительные произведения инженерной мысли «сеньора, который к тому же еще и рисует», хватило, чтобы да Винчи получил приглашение работать под покровительством Людовика Сфорза, вдали от соперников и недоброжелателей. Здесь он получает некоторую свободу для творчества и исследований. А так же занимается организацией спектаклей и торжеств, техническим оснащением сцены придворного театра. Кроме того, Леонардо пишет много портретов для миланского двора.

Поздний период творчества

Именно в этот период да Винчи больше задумывается над военно-техническими проектами, изучает градостроительство и предлагает собственную модель идеального города.
Так же, во время пребывания в одном из монастырей, он получает заказ на эскиз к образу Девы Марии с младенцем Иисусом, св. Анной и Иоанном Крестителем. Работа получилась настолько впечатляющей, что зритель ощущал себя присутствующим при описанном событии, частью картины.

В 1504 г. многие ученики, считающие себя последователями да Винчи, покидают Флоренцию, где он задержался, чтобы привести в порядок свои многочисленные записи и чертежи, и перебираются вместе с учителем в Милан. С 1503 по 1506гг. Леонардо начинает работу над «Джокондой». В качестве модели выбрана Мона Лиза дель Джиокондо, урожденная Лиза-Мария Джерардини. Многочисленные варианты сюжета известной картины до сих пор не оставляют равнодушными деятелей искусств и критиков.

В 1513г. Леонардо да Винчи перебирается на некоторое время в Рим по приглашению папы Леона Х, а точнее, в Ватикан, где уже работают Рафаэль и Микеланджело. Год спустя Леонардо начинает серию «Потом», которая является своеобразным ответом на версию, предложенную Микеланджело в Сикстинской капелле. Не забывает мастер и свое увлечение инженерным делом, работая над проблемой осушения болот на территории владений герцога Жульена Медичи.

Одним из самых грандиозных архитектурных проектов этого периода становится для да Винчи замок Клу в Амбуазе, куда мастера приглашает работать сам король Франции Франсуа I. Со временем их отношения становятся гораздо ближе, чем просто деловыми. Франсуа часто прислушивается к мнению великого ученого, относится к нему, как к отцу, и тяжело переживает смерть да Винчи в 1519г. Леонардо умирает весной от тяжелой болезни в возрасте 67 лет, завещав свои рукописи и кисти ученику – Франческо Мельци.

Изобретения Леонардо да Винчи

Это может показаться невероятным, но некоторые изобретения, сделанные в конце 18 — начале 19 вв. на самом деле уже были описаны в трудах да Винчи, как и кое-что из привычных нам вещей. Кажется, того, о чем не упоминал бы мастер в своих рукописях, вообще не существует. Там описан даже будильник! Конечно, конструкция его значительно отличается от того, что мы видим сегодня, тем не менее, изобретение заслуживает внимания хотя бы из-за своей конструкции: весы, чаши которых наполнены жидкостью. Переливаясь из одной чаши в другую, вода приводит в действие механизм, который толкает или поднимает ноги задремавшего человека. Трудно не проснуться в таких условиях!

Однако подлинная гениальность Леонардо-инженера проявляется в его механических и архитектурных инновациях. Последние ему удалось воплотить в жизнь почти полностью (за исключение проекта идеального города). Но вот относительно механики, применение ей нашлось далеко не сразу. Известно, что да Винчи готовился сам опробовать свой летательный аппарат, однако он так и не был сконструирован, не смотря на детальный план, составленный на бумаге. Да и велосипед, созданный мастером из дерева, тоже вошел в обиход на несколько столетий позже, как, впрочем, и механическая самоходная повозка, приводимая в действие двумя рычагами. Однако сам принцип работы повозки был применен для усовершенствования ткацкого станка еще при жизни да Винчи.
Будучи еще при жизни признан гением живописи, Леонардо да Винчи всю жизнь мечтал о карьере военного инженера, и потому особое место в его деятельности отводилось изучением укреплений, военных машин, защитных сооружений. Так, именно он разработал прекрасные методы отражения турецких атак в Венеции, и даже создал подобие защитного скафандра. Но поскольку турки так и не напали, изобретение не было опробовано в действии. Точно так же осталась лишь в чертежах боевая машина, напоминающая танк.

Вообще, в отличие от произведений живописи, рукописи и чертежи Леонардо дошли до наших дней в большей сохранности и продолжают исследоваться в наши дни. По некоторым чертежам даже были воссозданы машины, которым не суждено было появиться при жизни да Винчи.

Живопись Леонардо да Винчи

Большинство произведений кисти да Винчи не дошло до наших дней из-за постоянных экспериментов мастера не только с техникой живописи, но и с инструментарием: красками, холстами, грунтовкой. В результате таких экспериментов состав красок на некоторых фресках и полотнах не выдержал испытания временем, светом, влагой.

В рукописи, посвященной изобразительному искусству да Винчи, в основном, делает упор не столько на технику письма, сколько на подробное изложение придуманных им нововведений, которые, кстати, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие искусства. Прежде всего, это некоторые практические советы, касающиеся подготовки инструментов. Так, Леонардо советует покрывать холст тонким слое клея, вместо белой грунтовой смеси, которую было принято использовать до этого. Изображение, нанесенное на подготовленный таким образом холст, закрепляется гораздо лучше, чем на грунте, особенно если писать темперой, которая была широко распространена в то время. Масло вошло в обиход несколько позже, и да Винчи предпочитал использовать его как раз для письма на грунтованном холсте.

Так же одной из особенностей живописной манеры да Винчи является предварительный набросок задуманной картины прозрачными темными (коричневыми) тонами, эти же тона использовались и как верхний, завершающий, слой всего произведения. И в том и в другом случае завершенная работа наделялась мрачным оттенком. Вполне возможно, что со временем цвета еще больше темнели именно из-за этой особенности.

Большая часть теоретических трудов да Винчи посвящена изображению человеческих эмоций. Он много рассуждает о способе выражение чувств, приводит собственные исследования. Известен даже случай, когда Леонардо решил экспериментальным путем проверить свои догадки о том, как двигаются лицевые мышцы во время смеха и плача. Пригласив компанию друзей на ужин, он начал рассказывать забавные истории, рассмешив своих гостей, да Винчи внимательно наблюдал за движением мышц, выражением лица. Обладая уникальной памятью, он перенес увиденное им на наброски с такой точностью, что, по словам очевидцев, людям хотелось смеяться вместе с портретами.

Мона Лиза.

«Мона Лиза» она же «Джоконда», полное название - портрет госпожи Лизы дель Джокондо, пожалуй, самое известное произведение живописи в мире. Леонардо писал знаменитый портрет с 1503 по 1506г., но даже в этот период портрет не был полностью завершен. Да Винчи не захотел расставаться со своим произведением, поэтому заказчику оно так и не досталось, зато сопровождало мастера во всех его путешествиях до самого последнего дня. После смерти художника портрет был перевезен в замок Фонтенбло.

Джоконда стала самой мистической картиной всех эпох. Она стала предметом исследований художественной техники для мастеров 15в. В эпоху романтизма художники и критики восхищались ее загадочностью. Кстати, именно деятелям этой эпохи мы обязаны таким великолепным ореолом таинственности, сопровождающим Мону Лизу. Эпоха романтизма в искусстве просто не могла обойтись без мистического антуража, присущего всем гениальным мастерам и их произведениям.

Сюжет картины сегодня известен всем: загадочно улыбающаяся женщина на фоне горного пейзажа. Однако многочисленные исследования выявляют все больше деталей, ранее не замеченных. Так, при ближайшем рассмотрении видно, что дама на портрете одета в полном соответствии с модой своего времени, на ее голову накинута темная прозрачная вуаль. Казалось бы, в этом нет ничего особенного.

Соответствие моде может означать лишь то, что женщина относится не к самому бедному роду. Но проведенный в 2006г. канадскими учеными более подробный анализ с применением современного лазерного оборудования показал, что эта вуаль, на самом деле, окутывает весь стан модели. Именно этот тончайший материал создает эффект тумана, что ранее было отнесено на счет знаменитого сфумато да Винчи. Известно, что подобные вуали, окутывающие все тело, а не только голову, носили беременные женщины. Вполне возможно, что именно это состояние и отражено в улыбке Моны Лизы: умиротворение и спокойствие будущей матери. Даже руки ее уложены таким образом, словно уже готовы качать младенца. Кстати, само название «Джоконда» так же имеет двойной смысл. С одной стороны это фонетическая вариация фамилии Джиокондо, к которой принадлежала и сама модель. С другой стороны, это слово созвучно итальянскому «giocondo», т.е. счастье, умиротворение. Не объясняет ли это и глубину взгляда, и нежную полуулыбку, да и всю атмосферу картины, где царит полумрак? Вполне возможно. Это не просто портрет женщины. Это изображение самой идеи мира и безмятежности. Может быть, именно этим она была столь дорога автору.

Сейчас картина Мона Лиза находится в Лувре, относится к стилю «Возрождение». Размеры картины 77 см x 53 см.

«Тайная вечеря» — фреска созданная да Винчи в 1494-1498 гг. для доминиканского монастыря Санта-Мария делле Грези, Милан. На фреске изображена библейская сцена последнего вечера, проведенного Иисусом из Назарета в окружении двенадцати своих учеников.

В этой фреске да Винчи постарался воплотить все свои знания о законах перспективы. Зал, в котором сидят Иисус и апостолы, написан с исключительной точностью в плане пропорций и удаленности объектов. Задний план комнаты, тем не менее, виден настолько ясно, что представляет собой практически вторую картину, а не просто фон.

Естественно, центром всего произведения является сам Христос, именно относительно его фигуры спланирована и вся остальная композиция фрески. Расположение учеников (4 группы по три человека) симметрично относительно центра – Учителя, но не между собой, что и создает ощущение живого движения, но в тоже время ощущается определенный ореол одиночества вокруг Христа. Ореол знания, которое пока еще не доступно его последователям. Являясь центром фрески, фигурой, вокруг которой, кажется, вращается весь мир, Иисус все же остается один: все остальные фигуры как бы отделены от него. Все произведение заключено в строгие прямолинейные рамки, ограничивающиеся стенами и потолком комнаты, столом, за которым сидят участники тайной вечери. Если для наглядности провести линии по тем точкам, которые имеют прямое отношение к перспективе фрески, получится почти идеальная геометрическая сетка, «нити» которой выстроены под прямым углом друг к другу. Подобной ограниченной точности не встречается больше ни в одной работе Леонардо.

В аббатстве Тонгерло, Бельгия, хранится удивительно точная копия “Тайной вечери”, сделанная мастерами школы да Винчи по его собственной инициативе, поскольку художник боялся, что фреска в миланском монастыре не выдержит испытания временем. Именно эту копию реставраторы использовали при воссоздании оригинала.

Картина находится в Санта-Мария-делле-Грацие, размеры 4,6 м x 8,8 м.

Витрувианский человек

«Витрувианский человек» — общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г. как иллюстрация к записям в одном из дневников. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, но выставляется крайне редко, поскольку экспонат этот действительно уникален и ценен как произведение искусства, так и как предмет исследования.

Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. Многие столетия этот рисунок рассматривался, как символ идеальной симметрии человеческого тела и вселенной в целом.

Рисунок сделан чернилами. Размеры рисунка 34 см x 26 см. Жанр: Абстракционизм. Направление: Высокое Возрождение.

Судьба манускриптов.

После смерти да Винчи в 1519г. все рукописи великого ученого и живописца отошли в наследство любимому ученику Леонардо, Франческо Мельци. К счастью, до наших дней дошла основная часть оставленных да Винчи рисунков и записей, сделанных его знаменитым способом зеркального письма, т.е. справа на лево. Без сомнения, Леонардо оставил после себя самое большое собрание сочинений эпохи Возрождения, однако после его смерти, рукописи ожидала не легкая судьба. Даже удивительно, что после стольких перипетий манускрипты все-таки дожили до наших дней.
Сегодня научные труды да Винчи имеют далеко не тот вид, который придал им Мастер, с особой тщательностью группировавший их по одному ему ведомым принципам. После смерти Мальзи, наследника и хранителя рукописей, его потомки начали нещадно транжирить доставшееся им наследие великого ученого, очевидно, даже не ведая о его истинной ценности. Первоначально, рукописи просто хранились на чердаке, позднее семейство Мальзи раздало часть манускриптов и продало отдельные листы друзьями коллекционерам за смехотворную цену. Таким образом, все записи да Винчи обрели новых хозяев. Счастье, что ни одного листа при этом не было потеряно!

Однако власть злого рока на этом не закончилась. Рукописи попали к Понпео Леони, придворному скульптору испанского королевского дома. Нет, они не были утеряны, все оказалось гораздо хуже: Леони взялся «приводить в порядок» многочисленные записи да Винчи, основываясь, естественно, на собственных принципах классификации, и окончательно перепутав все страницы, отделив, где возможно, тексты от эскизов, а чисто научные, по его мнению, трактаты от заметок, касающихся непосредственно живописи. Таким образом, появились две коллекции рукописей и рисунков. После смерти Леони одна часть коллекции снова вернулась в Италию и до 1796г. хранилась в библиотеке Милана. В Париж часть работ попала благодаря Наполеону, остальная же часть «затерялась» у испанских коллекционеров и была обнаружена только в 1966 г. в архивах национальной библиотеки в Мадриде.

На сегодняшний день собраны все известные рукописи да Винчи, и почти все они находятся в государственных музеях стран Европы, за исключением одной, чудесным образом до сих пор остающейся в частной коллекции. С середины 19в. исследователями-искусствоведами ведется работа по восстановлению первоначальной классификации манускриптов.

Вывод.

Согласно последней воле да Винчи, его похоронный кортеж сопровождали шестьдесят нищих. Похоронен великий мастер эпохи Ренессанса в часовне Сен-Юбер, в окрестностях замка Амбуаз.
Да Винчи оставался одиноким всю свою жизнь. Не имея ни жены, ни детей, ни даже собственного дома, он посвятил всего себя научным изысканиям и искусству. Так уж складывается судьба гениев, что при жизни и после смерти их работы, в каждую из которых была вложена частица души, остаются единственной «семьей» своего создателя. Так произошло и в случае с Леонардо. Однако все, что сделал этот человек, сумевший полностью познать и воплотить в своих творениях дух эпохи Возрождения, стало сегодня достоянием всего человечества. Сама судьба расставила все так, что не имея собственной семьи, да Винчи передал огромное наследство всему человечеству. Причем сюда входят не только уникальные записи и восхитительные работы, но и та таинственность, которая сегодня окружает их. Не было ни одного столетия, в которое не пробовали бы разгадать тот или иной замысел да Винчи, искать то, что считалось утерянным. Даже в наш век, когда многое неведомое ранее стало повседневным, рукописи, рисунки и картины великого Леонардо не оставляют безучастными ни посетителей музеев, ни искусствоведов, ни даже писателей. Они до сих пор служат неисчерпаемым источником вдохновения. Не в этом ли заключается истинный секрет бессмертия?

Витрувианский человек

Мадонна Бенуа

Мадонна Литта