Составить план конспект беседы по картине. Беседа по картине И

Конспект беседы по картине И.И.Левитана «Март».

Цели и задачи:

Продолжать учить детей понимать содержание картин, знакомить их со средствами выразительности, используемыми художником;

Расширять знания детей о творчестве художника И.И.Левитана, о жанрах в которых он работал;

Развивать у детей внимание, наблюдательность;

Активизировать речь детей;

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Ход беседы:

Звучит музыкальный отрывок «Весна» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

Воспитатель знакомит ребят с картиной Левитана «Март».

Сегодня мы с вами познакомимся с одной из картин художника И.И. Левитана. Он очень любил русскую природу, её просторы, поля, реки. Всё это художник изображал на своих картинах. Левитан много ходил с этюдником (это деревянный ящик, в нём носят краски и листы бумаги). Его можно было встретить на берегу реки или пруда, в берёзовой роще, в поле. Этого художника уже давно нет, а картины его живут, и они любимы всеми.

Какую картину этого художника мы уже рассматривали? Верно, «Золотая осень». Перед вами ещё одна из картин художника. Рассмотрите её внимательно, а я вам прочитаю стихотворение:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

Воспитатель задаёт детям вопросы:

Какое время года изображено на этой картине? Какой стоит день? Почему вы решили, что он солнечный? Каким изображён снег? Что из-под снега показалось? Как называют эти пятна земли? В каких местах больше всего подтаял снег? Как выглядят деревья? Что можете сказать о небе, какое оно?

Ребята отвечают, что на картине изображена весна. Солнце пригрело своими лучами землю, снег стал таять. Он потемнел, осел, стал тяжёлым, сырым. На открытых солнечных местах появились первые проталины. Деревья ещё без листьев, но уже чувствуют весну, и на самых высоких ветках вербы распустились почки. Такое высокое, чистое, голубое небо бывает только в марте, в первый весенний месяц. Снега ещё много, особенно в лесу.

Воспитатель рассказывает, какие краски использовал художник: голубую, синюю, зелёную, белую, серую, бледно-жёлтую, а разные оттенки этих красок сделали картину яркой, весенней.

Дети, нравится ли вам картина? Какое у вас настроение, когда вы смотрите на неё? Как бы вы хотели назвать эту картину? Художник И.И.Левитан назвал её «Март». Подходит это название к ней?

А теперь послушайте мой рассказ о картине «Март».

На этой картине изображено самое начало весны. Солнечный, весенний день. Воздух чист и свеж. Темнеет рыхлый снег. С крыши стекает весенняя звонкая капель. Лошадка, запряжённая в сани, наверное, тоже радуется наступающей весне, пригревшему её солнцу. Звонко и радостно поют свои песни птицы. Встряхивают своими влажными, мохнатыми ветвями просыпающиеся сосны. Всё говорит о том, что «весна в окно стучится» и «гонит зиму со двора».

Итог: дети отвечают на вопросы воспитателя.

С картиной какого художника мы с вами познакомились?

Как называется эта картина?

Как можно одним словом назвать то, что изображено на картине?

Правильно, картина, на которой изображена природа, называется пейзажем, а художник, который нарисовал его,-пейзажист.

(Учитель надевает очки, берет указку), голосом экскурсовода холодно и сдержанно, читает описание:

«Картина А.Саврасова «Грачи прилетели» обладает ясно выраженным сюжетом, в котором развит его пейзажный мотив. Перед нами дано повествование жизни природы, которое и дало художнику возможность выразить свое демократичное представление о природе, а тем самым дать пейзажу национальное выражение»

Вам понравилось описание? А почему нет?

- Какие тона преобладают на пейзаже?

Представьте, что сейчас вы распахнете окно , на вас подует весенний ветер , вы вдохнете его и увидите…

Откройте глаза! На что упал ваш взгляд? Что показалось главным на картине?

-Опишите снег, тени деревьев, лужи.

На доске: «Серые дома, серые лужи, серые небо. Все серое!»

Что здесь главное: дома, лужи или небо? Почему все серое?

Вслушайтесь, какие звуки издает картина?

Работа над «триединым началом»:

На доске: «Шумят деревья. Шумят грачи. Шумят колокола.»

Прочитайте текст и усильте смысловое значение фразы!

Я думаю начать надо с малого. 1. Шумят грачи.

Затем я поставлю предложение 2. Шумят деревья.

И закончу фразу великим 3. Шумят колокола.)

Прекрасно! А что вам напомнила картина? Где и когда вы подобное видели?

Работа над смысловым значением фразы:

На доске: «Хочется взлететь вместе с грачами и посмотреть сверху на деревню, на часовню, на всю вселенную».

Учитель: Прочитайте текст и расставьте логическое ударение.

Ученик: Сначала увижу часовню, поднимусь выше - деревушку, а если взлечу очень высоко, то увижу всю вселенную!

Учитель: Ребята, мы усилили смысловое значение фразы или уменьшили его?

Дети: Усилили, т.к. шли от малого к большому.

Опишите картину так, чтобы читателю захотелось еще раз вернуться в свое детство.

На доске «подсказки» для тех, кто затрудняется:

Художник удачно сообразил…

Я смотрю на эту картину, и мне кажется…

Я заметил, что…

Мне послышалось…

Я чувствую запах весны…

Вдруг мне вспомнилось, как в детстве я…

ПЛАН.

1.Весенний пейзаж.

2.Описание картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Мне послышалось…

Я почувствовал…

3. «Грачи прилетели» - это чудное мгновенье!

Выдержки из сочинений:

Войтенкова Галя:

«…Художник выбрал такие прекрасные минуты! Именно когда грачи строят гнезда. Вечер. Как прекрасна весна! Голые березы. Грачи суетятся, летают. Гнезда, видишь ли, строят! А строят неаккуратно! Облака большие, тяжелые. Вдалеке часовня. Эта картина – загадка! Не понять: утро это или вечер, есть на ней солнце или нет…»

Руслан Терентьев:

«…С каждым ударом колокола грачи то взлетают, то садятся обратно. Мне нравится весна так же, как и художнику. Если долго смотреть на картину, то может показаться, что все ожило! Деревья качаются, а грачи дерутся…. Бьет колокол, и вся деревня просыпается! Как похож этот пейзаж на нашу жизнь!»

Вася Пахолюк:

«…Смотришь на эту картину, и, кажется, что грачи ошиблись во времени, прилетели посреди зимы. С удивлением замечаешь, что тень на снегу колышется от тихого ветерка. Я думаю, что на работу художника позвали колокола. Это они вдохновляли его на эту картину».

Давыденко Ира:

«Весна. Все кругом ожило. Грачи прилетели! А с ними прилетело тепло и счастье. Я слышу, как кричат грачи, и голые ветки берез разговаривают с ними. Они друг друга очень хорошо понимают. Здесь так шумно, что у человека, привыкшего к тишине, может заболеть голова. Эта картина – чудесная загадка. Даже лужица возле деревьев и совсем обычные дома, которых много в каждой деревне, и березы, все они какие-то необыкновенные. Я чувствую под ногами рыхлый снег, слышу, как дует легкий ветерок, а понимаю, наверное, я бы так не смогла нарисовать. Художник точно выбрал время года, пасмурный день и серые краски.»

Яскунов Саша:

«…Я вижу на картине мрачный пейзаж. Для меня остается удивительной загадкой: а что будет потом? Художник писал то, что видел. Такое больше не повториться. Снег липкий, талый. Небо серое. Весна! »

Колтович Даша:

«Весна. Смеркается. Лужи подергиваются тонким льдом. На деревьях много гнезд. Птицы дружно работают. А за березами виднеется часовня и церквушка с золотыми куполами. В часовенке поет, переливается колокольный звон. В церкви идет служба. Эта картина, с одной стороны, такая же, как все, а с другой – она особенная, не похожая на другие.

В картине кроется большая загадка, и ответ на нее не знает никто, кроме самого художника».

« Нарочно не придумаешь».

«Так у грачей в работе проходит вся неделя. И только в субботу и воскресенье они отдыхают».

Сочинение-описание по картине В.А.Серова «Мика Морозов».

Материал из свободной энциклопедии:

Серов Валентин Александрович (1865-1911) – знаменитый русский художник. Серова считают мастером детского портрета. В его галерее выделяется картина «Мика Морозов». На ней изображен маленький мальчик, сын М. Морозова, знаменитого в России мецената. На портрете Мике всего четыре года. Он сидит в детском кресле, взявшись за высокие подлокотники. Мальчик, похоже, только что проснулся, он в ночной рубашке. Мягкие кудрявые волосы в беспорядке обрамляют круглое лицо. Светлая кожа ребенка производит впечатление чистоты и детской непорочности. Она гладкая и бархатистая. На щеках играет легкий румянец Темные, как спелые вишни, глаза широко раскрыты. Они с нетерпением и с восторгом смотрят на художника, который вынуждает сидеть в бездействии, но совершает какие-то чудесные действия. Мика Морозов готов сорваться и бежать. Ему очень нелегко дается неподвижность. Руки сжимают подлокотники кресла так, как будто мальчик желает оттолкнуться ими, чтобы стремительнее был его бег. Вся его поза выражает нетерпение, желание двигаться, играть, шуметь. С детских пухлых губ приоткрытого рта готовы сорваться нетерпеливые слова: «Когда же ты закончишь меня рисовать?» Он и сидит на краешке кресла. Мика чем-то неуловимо напоминает птицу, готовую сорваться с места и взмыть в воздух при малейшем шуме или движении. Но, подчиняясь взрослой воле, мальчик старается сохранять неподвижность.

Картина В.А. Серова «Мика Морозов» построена на контрасте. Голова из-за пышных кудрей кажется большой по сравнению с щупленьким телом мальчика. Белоснежная рубашка контрастирует с темным креслом, которое украшает цветная узорчатая накидка, и серой стеной. Этот темный фон как бы оттеняет детскую красоту и невинность маленького существа, так внимательно наблюдающего за действиями художника.

Работы ребят по картине В.А.Серова «Мика Морозов».

Иванов Андрей:

Передо мной картина Серова «Мика Морозов», на которой изображён мальчик из богатой семьи, об этом говорит его одежда и очень дорогое, по тем временам, кресло. Наверное, бабушка позвала малыша на кухню пить чай с пирогами. А Мика не торопился, он решил посмотреть, что там делается за окном. Малыш очень удивился: на землю медленно падал снег, а вчера его не было. Бабушка опять позвала любимого внука, но он не слышал её голоса, потому что любовался удивительным зимним пейзажем.

Овсеев Вова:

В.А.Серов написал портрет мальчика и назвал его «Мика Морозов». У малыша кучерявые волосы, тонкие брови и большие карие глаза. Микки держится за кресло и смотрит в окно. А на улице разгулялась осень, с дерева падают жёлтые листья, идёт дождь. Это он разбудил мальчика рано. Мика сидит в кресле из красного дерева.

Я заметил на полу потемневшие листья, наверное, кресло стоит в сенях. Сейчас Мика вскочит с него и побежит на улицу, потому что там разгулялась осень. Мальчик позовёт с собой бабушку, а она потом накормит любимого Мику блинчиками. Конечно, вы уже поняли, что Серов – мастер портретов, а его картина «Мика Морозов» мне очень понравилась.

Зубачёва Кристина:

Знаменитый художник В.А.Серов нарисовал портрет малыша и назвал картину «Мика Морозов». Я думаю, что это счастливый мальчик. Он сидит на кресле из красного дерева, наверное, его сделал дедушка с папой. А мама и бабушка хозяйничают на кухне. Сегодня Масленица, и в доме пахнет блинами. Мика смотрит в окно и видит, что люди идут на гулянье. Картина выполнена в чёрных тонах, и только белая ночная рубашка ярко вырисовывается из темноты. У мальчика красные щёчки, пухлые губы и волосы с кудряшками. Мика, словно живой малыш с фотографии. Вот так портрет!

Палей Никита:

Я смотрю на картину В.А.Серова «Мика Морозов» и вижу мальчика лет десяти, в белой рубашке с волнистыми волосами. У него карие глаза. Малыш от удивления раскрыл рот. Мне кажется, что его кто-то позвал, и он собирается встать с кресла, на котором висят вещи. Я думаю, что художник изобразил себя в детстве. В.А.Серов писал картину масляными красками. Я замечаю на рубашке микки мелкие трещины, значит работа очень старая.

Занимаясь живописью в «Школе искусств», я видел много портретов великих художников (и даже в чёрно-белом варианте). Но картина Серова завораживает, даже если рассматривать малыша близко, то всё равно кажется, что это живой ребёнок.

Корзун Алёна:

В.А. Серов – замечательный художник портретной живописи. На картине «Мика Морозов» он изобразил кучерявого растрёпанного мальчика лет шести-семи в белой пижаме. По глазам можно понять, что события происходят утром, малыш только-что проснулся. Его большие чёрные глаза чем-то напуганы. Мальчик крепко держится за подлокотники кресла, сейчас он встанет и разберётся во всём. Видимо художник подглядел сюжет в окошко и удачно изобразил маленького мальчика.

Курашкина Катя:

Передо мной картина «Мика Морозов». Её написал известный русский художник В.А.Серов. Судя по одежде и старинному креслу из красного дерева, события происходят в начале 19 века. На кресле висит сумка. На стене громко тикают часы. Утро. Мальчик привстал с кресла. Это бабушка вошла в дом, и малыш сейчас бросится ей навстречу. У мальчика пухлые щёчки, кудрявая голова. Он очень симпатичный, и глаза у ребёнка умные. В этом доме живут обеспеченные люди. Кресло для Микки немного велико. Я никогда не видела такую одежду. У меня такое ощущение, что малыш сейчас повернёт голову, скажет мне: «Привет!» и помашет рукой. Картина выполнена в тёмных тонах, и только шёлковая пижама освежает портрет. Думаю, что у Микки есть старшие сестра и братья, ведь раньше в семьях было много детей. Мне очень нравится картина В.А.Серова, у меня просто нет слов! Я смотрю и удивляюсь, мне кажется, что я любуюсь фотографией, а не портретом. Жаль, что я не смогу нарисовать эту замечательную картину.

Никита Лунёв:

Перед нами детский портрет, написанный художником Серовым. На картине изображён мальчик из дворянской семьи. Мика Морозов – кудрявый шатен. Он одет в ночную рубашку. Мальчик сидит в длинном кресле из чёрного дуба. Его глаза широко открыты от удивления. В правом нижнем углу картины стоит игрушка – деревянный конь. В комнате темно, свет падает от печи. Я предполагаю, что сейчас зима. События происходят в середине 18 века или в начале 19-ого. Картина написана маслом. Мика у Серова получился прекрасно!

Миллер Вадим:

На картине Серова «Мика Морозов» изображён кучерявый малыш, который только что проснулся. Он в белой красивой рубахе сидит в кресле и смотрит на первый снег. Художник использовал тёмные краски: коричневый, чёрный и синий цвет. Щёчки у Мики, как яблочки красные. Мальчик из обеспеченной семьи, он сидит в лакированном кресле из красного дерева. За спиной малыша небольшой тёплый ковёр. Серову удалось нарисовать замечательный портрет ребёнка.

Бежок Арина :

Картина В.А.Серова «Мика Морозов» написана с душой. Я отчётливо вижу, что этот мальчик из богатой семьи. Мика сидел в кресле, вдруг его позвала старшая сестра. Малыш удивлённо привстал и отправился вниз в столовую. После завтрака дети побежали в карету, а когда ехали, то видели снег и ворон, летающих в облаках. В городе родители сделали покупки, а кучер послушно ждал всех и открывал её дверь. Картина «Мика Морозов» дала мне возможность помечтать, чего и вам желаю.

Николаев Кирилл:

Мне очень понравилась картина В.А.Серова «Мика Морозов». Что же заставило мальчика так рано проснуться? Возможно, папа позвал малыша посмотреть на щенят, про которых ещё никто не знает. Малыш сидит в кресле с удивлённым выражением лица, рот приоткрыт, глаза расширены. Такое ощущение, что он глубоко вдохнул и сейчас задержал дыхание. Вот сейчас он спрыгнет с кресла, побежит к маме, и дом наполнится детской радостью.

Буглов Рома:

На картине Серова «Мика Морозов» изображён мальчик с кучерявыми волосами, чёрными глазками и румяными щёчками. Этот парнишка живёт в богатой семье, это понятно по одежде и мебели. Видимо мальчик приехал в деревню к бабушке и устал. После дальней дороги он уснул прямо в кресле, но потом почувствовал холод и проснулся. От изумления он привстал, даже приоткрыл свои красные губки. За окном он увидел много-много больших белых хлопьев. Мика хотел крикнуть: «Ух, ты!». Но вспомнил, что его старая бабушка спит, и он сел обратно в кресло. За окном не было ни мусора, ни грязи, только чистый снег. Птицы летали из стороны в сторону, перелетали с ветки на ветку, заглядывали в окно. Мика смотрел удивлённо на людей, птиц и снег.

Ларченко Маша:

Передо мной картина В.А.Серова «Мика Морозов», где художник изобразил мальчишку, который проснулся зимним утром. Возможно, его разбудил вкусный запах пирогов, которые печёт бабушка. Я думаю, что Мика Морозов не из бедной семьи. На нём дорогая белая рубашка. Эта картина написана очень давно масляными красками. В.А.Серов – это великий художник, он любил рисовать детей и делал это гениально.

Панкратов Паша:

На картине В.А.Серова «Мика Морозов» нарисован мальчик, который сидит на большом стуле. У малыша кучерявые волосы, карие глаза и красные щёчки. Мальчик аккуратно держится за подлокотники стула. На нём одета белая рубашка, сейчас такие не носят, а может быть это просто пижама, ведь он только проснулся. Мика сидит возле печки, потому что на улице зима. Стены в доме серые. И только лицо мальчика радует нас.

Осина Аня:

Перед нами картина В.А.Серова «Мика Морозов», где нарисован сонный мальчик. Как вы думаете, из какой он семьи? Наверное, из хорошей. Бабушка и дедушка пошли в лес за дровами, а малыш ждёт их, не отрывая глаз от окна, переживает, когда же они вернутся? И вот заходит в дом бабушка: «Ты почему ещё не оделся, ведь на улице белый день стоит?» Бабушка спешит за одеждой, а Мика садится в старое кресло и ждёт. «Какой же ты у меня красивый», говорит бабушка, одевая внука. «А это плохо?» - спрашивает внук. «Да нет же, очень хорошо!»

Саенко Виталя :

Я любуюсь картиной В.А.Серова «Мика Морозов», где изображён мальчик. Утро. Малыш сидит в старинном кресле и смотрит в окно. Мика очень удивлён. Почему всё вдруг побелело? Он спускается с кресла и бежит к папе, широко раскрыв глаза, чтобы понять, что произошло. «Это первый снег!» - объяснит папа сыночку. Портрет Микки Морозова удался!.

Хвостиков Дима:

Передо мной картина В.А.Серова «Мика Морозов». Это портрет мальчика, который смотрит куда-то вдаль. Мне кажется, что за окном зима. Малыш сидит в кресле в белой рубахе. На полу я замечаю нитки. Думаю, что картина написана очень давно. Мне нравится портрет Мики Морозова, потому что В.А.Серов – мастер портретов.

Рогова Алина:

Картину «Мика Морозов» написал Валентин Александрович Серов. Раннее утро, дома темно, только в углу виден рыжий свет, он исходит от камина. Рядом с камином лежат дрова. В кресле сидит мальчик с удивительными черными глазами и приоткрытым ртом. На нём белая шёлковая пижама. У Мики кучерявые волосы, пухлые щёчки и удивлённые глаза. Валентин Александрович Серов – прекрасный мастер портретной живописи. Ему удалось оживить портрет Мики Морозова своими мастерскими руками.

Самойлов Роман:

Передо мной картина В.А.Серова «Мика Морозов». Художник изобразил мальчика, который недавно проснулся. Я думаю, что его бабушка испекла блины и зовёт всех на завтрак. Вот она-то и разбудила малыша. Я понимаю, что Мика из богатой семьи. У него дорогая белая рубашка. Дома тепло, а за окном стоит зима. В.А.Серов очень хороший художник!

Зайченко Артём:

В.А.Серов жил в середине 19 века. Он написал картину «Мика Морозов» весной. Мальчик радостный, счастливый, из средней семьи. У него карие глаза, кучерявые волосы. Ему лет шесть-семь. На полу возле кресла стоит паровозик. Мика только проснулся, он ещё в пижаме. Думаю, что ребёнок живёт у бабушки, а с родителями просто видится. Картина «Мика Морозов» удалась. Мальчик получился живой, как на фотографии.

Тюришев Валентин:

Я вижу картину В.А.Серова «Мика Морозов», где изображён мальчик из богатой семьи. На нём белая рубаха, он сидит в кресле из красного дуба и держится за него. Такое ощущение, что малыш готов встать и побежать по своим детским делам. Он сделал удивлённые глаза, приоткрыл рот, приподнял брови. Наверное, что-то интересное увидел за окном. Мальчик из богатой семьи. На кресле висит дорогое полотно с узорами. Мне нравится эта картина.

Трашкалева Даша:

Я смотрю на картину В.А. Серова и вижу мальчика. Он сидит в кресле, что – то его очень удивило. Еще не расцвело, раннее утро, часов девять, за окном стоит зима. Мне кажется, что он в гостях у бабушки. В доме пахнет блинчиками с творожком. Мальчик не из бедной семьи. На нем дорогая пижама. Мальчишка красивый: черноглазый, кудрявый, вихрастый. Мне кажется, что он сейчас рванется вперед и убежит гулять.

Корзун Артем:

Передо мной картина В.А.Серова «Мика Морозов». Художник изобразил маленького мальчика. Он кучерявый, растрёпанный, в белой дорогой пижаме. Его глаза большие и чёрные. Он вцепился в кресло, словно чего-то испугался. Художник увидел малыша утром, наверное он подглядел этот сюжет в окошко и тут же взялся за кисть. В.А.Серов – это замечательный мастер портретной живописи.

Берлов Паша:

Я вижу на картине В.А.Серова мальчика, он удивлён и сидит на большом стуле у окна. Ребёнок не из бедной семьи. Мне кажется, что сейчас он подскочит и побежит одеваться на улицу, а там зима, но ещё тепло. Малыш только проснулся, на нём белая пижама, ему лет пять-шесть, он кучерявый и славный. Дома тепло и уютно. Картина написана давно, сейчас нет такой мебели. Мне очень понравился этот портрет.

Валуева Альбина:

Передо мной картина «Мика Морозов». Художник изобразил мальчика. У малыша розовые щёки, карие глаза и кучерявые волосы. Он сидит на большом стуле, словно хочет прямо сейчас соскочить с него и убежать куда-то. Думаю, что Мика Морозов из богатой семьи. Утро. Он сидит в нарядной белой рубашке. Художник писал портрет с любовью и вложил в картину частичку себя. Здесь много тёмных красок: чёрный, коричневый, зелёный и даже красный цвет. Это всё фон, а сам мальчик словно хочет улыбнуться. Хорошая картина получилась!

Сочинение-описание по картине В. А. Тропинина «Кружевница».

– Рассмотрите репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели» и И. Левитана «Весна – большая вода». Дети, скажите, какое время года изображено на этих картинах? (Весна.) Ранняя или поздняя весна? (Ранняя.) Как художники показали раннюю весну? (Снег лежит грязный, проталины. Грачи прилетели.) Грачи прилетают в конце марта. Как художник изобразил грачей, что они делают? (Грачи чинят старые гнезда и строят новые.) На каких деревьях любят вить гнезда грачи? (На березах.) Верно. Художник нарисовал группу берез. На их верхушках – грачиные гнезда. А какое небо нарисовал художник? (Голубое и немного желтоватое.) Художник Саврасов нарисовал весенний день в городке. Вся картина наполнена свежим дыханием весны. Мы видим потемневший снег с проталинами. По земле скользят легкие тени. Неугомонные грачи хлопочут около своих гнезд. Как можно назвать эту картину? (Весна. Ранняя весна. Появились проталинки. Тает снег.) Художник Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». Художник Левитан назвал картину «Весна – большая вода». Почему он ее так назвал? (Потому что березы стоят в воде, река разлилась. Вода затопила берега.) Левитан изобразил разлив. Какая погода изображена на картине? (Солнечный день.) А почему вы думаете, что день солнечный? (Художник нарисовал небо голубое-голубое, по нему плывут легкие облака, а вода тоже голубая и прозрачная: все деревья видны в ней.) На картине изображен яркий, солнечный день. Голубое небо отражается в воде, и поэтому она кажется голубой. А деревья от солнечного света стали золотистыми. От них падают тени.

Вы увидели, как художники по-разному показали в своих картинах признаки ранней весны. А сейчас вспомним стихотворение поэта А. Плещеева о весне:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

– Еще раз внимательно посмотрите на картины и подумайте, как бы вы нарисовали раннюю весну.

Рисование «Радуга-дуга».

– Послушайте стихотворение А. Шлыгина «Разноцветный шар
земной».

Если б в поле расцветали только белые цветы,

Любоваться бы устали ими скоро я и ты.

Если б в поле расцветали только жёлтые цветы,

Мы б с тобой скучать бы стали

От подобной красоты!

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки, незабудки и жарки!

У ромашки белый цвет,

У гвоздики – красный.

Цвет зелёный у листвы,

Это так прекрасно!

– Есть главные и неглавные краски. Какие цвета являются основными и почему? (Красный, синий, жёлтый – основные.) С помощью этих цветов можно получить дополнительные цвета. Послушайте стихотворение о том, как получить фиолетовый, зеленый и оранжевый цвета.

Три цвета, три цвета, три цвета,

Ребята, не мало ли это?

А где нам зелёный, оранжевый взять?

А если нам краски по парам смешать?

Из синей и красной (вот этой)

Получим мы цвет... (фиолетовый) .

А синий мы с жёлтым смешаем.

Какой мы цвет получаем? (Зелёный.)

А красный плюс жёлтый, для всех не секрет,

Дадут нам, конечно... (оранжевый цвет) .

– Отгадайте загадку:

Над рекой, над городом вырос мост.

Это встала … выше звёзд!

(Радуга.)

– Назовите цвета радуги. Нарисуйте семицветную радугу самостоятельно.

Итог занятия.

– Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее точные и самые аккуратные.

НЕДЕЛЯ

Занятие 1
СЕЗОННАЯ ОДЕЖДА.
ЗАГАДКИ, СКОРОГОВОРКИ И СЧИТАЛКИ

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская.

Цели: закреплять обобщенное понятие «одежда»; учить называть сезонную одежду, отгадывать загадки; познакомить с профессией художника-модельера; повторить известные произведения малых форм фольклора; познакомить с новыми произведениями.

Целевые ориентиры дошкольного образования: самостоятельно объединяет в группу предметы, имеющие общий признак, и называет эту группу обобщающим словом; знает жанры произведений устного народного творчества; различает жанровые особенности загадок, скороговорок, считалок; умеет отгадывать загадки и сочинять свои, используя новые формы слов.

Материалы и оборудование: картинки с изображением одежды.

Вводное слово воспитателя.

– Волшебная Иголка предлагает нам отгадать загадки про одежду.

Познакомить с картинами и художниками.

Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор.

Формировать умение правильно воспринимать, чуйствовать настроение картины и передавать его в высказываниях.

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя описание внешнего вида героев и пейзажа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассматривание картины русских художников.

Тема: Рассматривание картины В. М. Васнецова «Алёнушка»

Цель:

  1. Воспитывать умение понимать смысл образных выражений, подбирать эпитеты, сравнения к заданным словам.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель обсуждает с детьми слова: темные, бедность, омут, печаль.

Что может быть темным ? (Ночь, небо, лицо, омут, лес, глаза, лента, коридор.)

Как об этом можно сказать по-другому?

Как вы понимаете слово бедность ? Как об этом можно сказать по-другому?

Как вы понимаете слово печаль ? Каким бывает печальный человек? (Горюет, печалится, грустит)

Детям предлагается внимательно рассмотреть репродукцию картины.

О ком эта картина? Что вы можете рассказать о девочке? Какая она? Какие у нее лицо, поза, одежда? Где она сидит? Почему? Что с ней случилось? Как художник показал, что девочка горюет?

Что окружает девочку на картине? Какое время года изображено?

Как вы думаете, кто сочувствует девочке?

Какими красками написана картина? Какие цвета преобладают у художника? Почему? Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?

А что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? Чем она вам нравится?

Если бы вы были художником, как бы вы назвали картину?

«Сюжет картину В. М. Васнецова навеян темой сиротства и страдания детей, русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. Образ Алёнушки пленяет глубокой искренностью и обаянием. Перед нами девочка, убежавшая из дому в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесенную злыми людьми. Попечалиться о своей тяжелой жизни.

Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит Аленушка. В ее поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Темные, широко раскрытые глаза застилают слёзы, взгляд неподвижен. Шелковистые каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы рук, обхватившие колени. Одета Аленушка бедно. На ней старенький, порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень.

Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые березки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой Аленушки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять ее грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки как бы охраняют девочку, защищают ее от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нем преобладают темно – зеленый и красно – коричневый цвета.

Картина очень поэтична ».

Воспитатель предлагает детям высказать свое мнение о картине. На этом занятии дети продолжают учиться составлять описательный рассказ по картине, высказать о ней оценочное суждение. Детям предлагается вспомнить автора, название, объяснить, почему художник так назвал картину. Затем воспитатель предлагает детям рассказать о своем отношении к Аленушке, к картине.

Дети могут рассказывать вдвоем: например, один ребенок описывает Аленушку и природу вокруг нее, а другой дает оценку рассказу и высказывает свое отношение или представляет, как он появляется у омута и помогает Аленушке. Воспитатель и дети решают, насколько интересно составлен рассказ и хорошо ли помогают дети Аленушке.

Тема: Рассматривание картины И.Левитана

«Золотая осень. Слободка»

Цель:

  1. Познакомить с картиной и художником;
  2. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях;
  3. Учить отвечать на вопросы, используя в речи сравнения и эпитеты для характеристики состояния природы.
  4. Научить владеть выразительными возможностями художественных материалов (бумаги, акварели).
  5. Воспитать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети рассматривают репродукцию картины. Воспитатель читает отрывок из произведения И.С. Тургенева «Лес и степь»:

«А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уж не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья...»

Что вы видите на картине? Какое время года изобразил художник?

Что вы видите на переднем плане картины?

Какие деревья написал художник? Что можно о них рассказать? Какие они?

Чем отличается яблонька от березки?

Куда ведет дорога?

На что похож огород на картине? Какой он?

Что вы видите на дальнем плане картины?

О чем еще хотел рассказать нам художник?

- Это маленькая деревня - слободка. Какие дома в слободке? Какие в них живут люди? Почему?

Что художник изобразил на самом дальнем плане картины? Расскажите об этом.

Как вы думаете, почему картина такая светлая? Какое настроение она у вас вызывает?

Как бы вы назвали эту картину? Воспитатель рассказывает:

«Художник Левитан назвал эту картину «Золотая осень. Слободка». Перед нами скромный осенний пейзаж: небольшое село, крестьянские огороды, поле и лес. В России много таких пленительных уголков природы. В центре картины проселочная дорога, идущая от нас к слободке и дальше к лесу. Она похожа на комнатную дорожку, вытканную руками крестьян. Слева от дороги на небольшой ярко-зеленой лужайке растет стройная береза. Нежная и тонкая, она вся до самой земли горит чистым светлым золотом. Хочется подойти к ней и легонько погладить золотистые листочки. Из-за листьев не видно ни ветвей, ни белого ствола. Рядом с березкой растет другое дерево. Видимо, это яблонька. Ее светло-коричневая крона сливается с цветом соломенных крыш слободки. Слева, в углу картины, изображена совсем маленькая березка в таком же золотистом одеянии. Справа от дороги - огороды, обнесенные старой, ветхой изгородью. На втором плане - деревянные дома, покрытые соломой. Все выглядит убого. Бедно и серо тут живут крестьяне.

Вдали за слободкой, на заднем плане, - поле, а за ним чистое небо, похожее на тонкий прозрачный ледок. Легкие лиловые облака чуть-чуть приметны, воздух прозрачен. День стоит солнечный, хотя солнца не видно. На картине преобладают мягкие, светлые, нежные тона.

Спокойно и тихо. Природа словно уснула».

Рассказывая на тему пейзажной картины, дети не только называют то, что изображено, но и высказывают свое отношение к картине. Придумывание названий к пейзажной картине проходит сложнее. Дети мысленно и вслух словно «ходят» по картине, рассказывают о виденном, пытаются высказываться ярко, красочно, в созвучии с тем, что они видят и чувствуют, но обобщают свои впечатления о картине с трудом.

Если бы вы рисовали картину на тему осени, что бы изобразили?

Воспитатель предлагает воспроизвести картину словами, а затем в цвете нарисовать в альбоме.

В заключении занятия - выставка лучших работ.

Тема: Рассматривание картины В.М.Васнецова «Иван - царевич на сером волке».

Цель:

  1. Познакомить с картиной и художником;
  2. Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор;
  3. Учить использовать в речи слова, характерные для сказки (кафтан, чащоба, трясина и т. д.)
  4. Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя описание внешнего вида героев и пейзажа;
  5. Воспитывать умение понимать сказочные эпитеты (Иван - царевич, Елена Прекрасная, серый волк).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Выставляется репродукция картины В. М. Васнецова «Иван - царевич на сером волке».

  • На тему какой сказки художник Васнецов нарисовал эту картину?
  • О ком эта картина? (О волке, Иване - царевиче, Елене Прекрасной)
  • А как вы догадались кто это Иван - царевич?
  • Расскажите об одежде и лицах героев. Как вы думаете почему они такие испуганные? Что с ними могло случиться?
  • Откуда и куда едут герои?
  • Какой пейзаж окружает героев? Почему?

- Пейзаж, окружающий героев, грустный, тревожный. Чащоба леса сумрачна, она готовит героев к разлуке на всю жизнь. Давайте вспомним то место из сказки, которое послужило художнику темой для картины.--- Отрывок из сказки зачитывает воспитатель.

Если бы вы рисовали картину, какую бы сцену (сюжет) нарисовали?

Воспитатель предлагает нарисовать картину словами. В анализе отмечается содержание рассказа, его форма, наличие описания и концовка. Зарисовка сюжета сказки в альбоме.

В заключение занятия воспитатель читает детям стихи, навеянные сказочными сюжетами.

И. Суриков

И начну у бабки сказки я просить,

И начнёт мне бабка сказку говорить:

Как Иван - царевич птицу – жар поймал,

Как ему невесту серый волк достал... И во сне мне снятся чудные края.

И Иван - царевич - это будто я.

Я.Полонский

И я вижу во сне, как на волке верхом

Еду я по тропинке лесной Воевать с чародеем царём

В ту страну, где царевна сидит под замком,

Изнывая за крепкой стеной.

Там стеклянный дворец окружают сады,

Там жар - птицы поют по ночам

И клюют золотые плоды,

Там журчит ключ живой и ключ мёртвой воды –

И не веришь и веришь очам.

Тема: Рассматривание картины И. Шишкина «Зима»

Цель:

  1. Познакомить с картиной и художником;
  2. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях;
  3. Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор;
  4. Изобразить в своих альбомах картину на тему: «Здравствуй, зимушка!»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сегодня мы будем говорить о зиме. Вспомните, что бывает только зимой. Послушайте загадку: «Белая скатерть все поле покрыла». Что это?

Какой снег зимой? (Белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый.)

Что такое сугроб? Какие бывают сугробы?

Какой бывает лес зимой? (Спящий, дремучий, густой, глухой, частый, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, суровый, величественный.)

Какими словами можно сказать о зиме? (Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница.)

А сейчас давайте посмотрим на картину художника Шишкина и послушаем музыку зимы.

Дети под музыку Б. Дварионаса «Прелюдия» рассматривают картину. Когда музыка перестает звучать, воспитатель читает отрывки из стихотворений о зиме, называя авторов.

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит...

С. Есенин

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Эту картину написал русский художник Иван Иванович Шишкин, который очень любил родную природу. О чем его картина? Что изображено на картине? Какими художник нарисовал на картине снег, лес, небо?

Какое название вы дали бы картине? Почему?

Какое настроение у зимы на этой картине?

Какие чувства вызывает она у вас?

А теперь послушайте мой рассказ об этой картине: «Великолепен вид зимней природы. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно, светло и тихо. День как бы дремлет. Стаи снегирей сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях. Небо над головой очень светлое, почти белое, а к горизонту оно темнеет и цвет его напоминает свинец... Это снеговые тучи. В лесу становится сумрачней, тише, и вот-вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта сияющим, белым, мягким снегом. Лишь синеют на нем глубокие следы. Воздух морозный и тонкий, иголочками, кажется, колет щеки. Деревья, покрытые белыми шапками, будто вросли в снег.

Зима - волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы».

Дети бывают очарованы картиной художника, его техникой исполнения с тщательным выписыванием каждой мелочи - бликов на снегу, трещин на коре сосны. Они как бы проникаются благоговением художника перед природой.

Кто из вас любит зиму? Расскажите почему.

Что вы представляете, о чем фантазируете, когда смотрите на этот пейзаж?

Дети начинают рассказывать. Воспитатель оценивает каждый рассказ с точки зрения передачи идеи, художественного образа картины, связности и образности речи, проявления творческого начала при описании картины.

Вы каждый по-своему и своими словами нарисовали картину о зиме, о зимнем лесе. Подумайте, как картину зимнего леса вы нарисуете карандашами или красками.

После рассказывания на тему картины дети рисуют на эту же тему и составляют рассказы по своим рисункам, называя работы картинами.

Дети приступают к рисованию, по окончании которого желающие рассказывают о своих рисунках, начиная словами: «Я в своем рисунке хотел рассказать...» Заканчивают рассказ суждением о своем рисунке: сравнением с картиной И. Шишкина, оценкой своей работы (получилось или нет то, что задумал), нравится или нет своя работа.

Воспитатель оценивает рассказ каждого ребенка и соотносит его с рисунком и картиной И. Шишкина. В рассказе отмечаются последовательность изложения, использование выразительных средств, умение начинать и завершать рассказ, проявление творчества в рисовании и рассказывании.

Тема: Рассматривание картины В.М. Васнецова «Богатыри»

Цель:

  1. Познакомить с картиной и художником;
  2. Учить понимать художественный образ, который хотел создать автор;
  3. Учить использовать в речи синонимы и сравнения;
  4. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях;
  5. Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя описание внешнего вида героев и пейзажа;
  6. Создать в своих альбомах образ русского богатыря.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель предлагает детям подобрать синонимы (близкие по смыслу) к словам: богатырь (силач, воин, борец), смелый (храбрый, мужественный, отважный, бесстрашный, дерзкий, доблестный, героический, решительный, не робкого десятка), смельчак (храбрец, орел, герой, рыцарь без страха и упрека), сильный (могучий, богатырский), написать (придумать, сочинить, нарисовать); сравнения: смелый, как... , храбрый, как..., могучий, как... , сильный, как... , черный, как... .

Все эти слова, подобранные вами, можно найти в сюжете картины, которую мы будем рассматривать. Вы догадались, о ком или о чем будет эта картина?

На стенд выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри». Дети в течение нескольких минут рассматривают репродукцию и слушают «Рассвет на Москва-реке» - вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина».

Воспитатель читает отрывок из былины:

Тут все богатыри, все святорусские,

Садились они на добрых коней

И поехали раздольицем чистым полем...

А со той горы да со высокой

Усмотрел старый казак да Илья Муромец,

А то едут ведь богатыри чистым полем,

А то едут ведь да на добрых конях,

И пустился он с горы высокой,

И подъехал он к богатырям ко святорусским,

Рядом с ними стал...

  • Посмотрите на картину. Кто здесь изображен? (Богатыри русские.) Кто назовет их по имени? (Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.)
  • Как изображены богатыри? Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда и оружие? Какие кони под ними и чем они украшены?
  • Как вы думаете, какие отношения между богатырями?
  • Какой пейзаж окружает богатырей?
  • Как вы думаете, что делают в поле богатыри? Почему?
  • Какой богатырь вам нравится и чем?
  • Что понравилось вам в этой картине?

Воспитатель представляет свой рассказ:

«На заставе три богатыря. В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец - крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца - Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, в плавании, в стрельбе из лука. У него светлые волосы и борода, удлиненный нос. Одет он богато и нарядно. Сидит на белом длинногривом коне.

Третий богатырь Алеша Попович - сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель - не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым».

Ребята, а теперь в своих альбомах нарисуйте образ русского богатыря. Особое внимание при этом нужно уделить не только внешнему виду, но и выражению лица, состоянию души, так как портреты сохраняют нам память о людях разных эпох.

Придумайте рассказ по своей картине. Сначала скажите, как вы ее назовете и как зовут богатырей. Потом опишите своего богатыря, которого нарисовали, и расскажите историю про него.


Беседа по картине «Алёнушка».

Цели:

1.Продолжить знакомство учащихся с ещё одним выдающимся мастером русской живописи 19 века;

2. Учить чувствовать настроение, которое художник хотел передать зрителям в своих произведениях;

3. Определять средства художественной выразительности, при помощи которых достигается передача определённого настроения.

Оборудование: репродукция картины «Алёнушка», портрет.

Ход урока:

I .Организационный момент.

II . Сообщение темы урока.

III . Рассматривание картины.

IV .Краткая биография художника.

Виктор Михайлович Васнецов () провёл своё детство среди русской природы Вятской губернии. Он родился в селе Лепьял (Уржумский уезд). Его отец – сельский священник, любил рисовать, сам учил сыновей грамоте, не препятствовал своим сыновьям дружить с их сверстниками – крестьянскими детьми. Мать, простая, добрая женщина, управлялась с хозяйством и детьми. Их было шестеро, все мальчики. Семья была дружная, жизнь ладная и спокойная. В детстве Виктор Васнецов слышал много рассказов, песен и сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах. Они надолго запомнились маленькому Вите. По решению семейного состава сына стали готовить к званию священника – определили в духовное училище, откуда он перешёл в Вятскую духовную семинарию. Но сан священника никак не отвечал склонностям и желанию Виктора Васнецова. Поэтому он бросил семинарию и уехал в 1876 году в Петербург, где начал учиться в рисовальной школе, а через год поступил в Академию художеств. В академических классах он занимался старательно и успешно и одновременно для заработка давал уроки и выполнял рисунки для книг и журналов.

На всю жизнь сохранил Васнецов любовь к народным сказкам и былинам, написал на эти темы немало картин. За свою жизнь написал множество картин на сказочные темы. До самой смерти работал над ними любовно, неустанно. И мастерская его превратилась постепенно в чудесный мир русской сказки. Некоторые из картин вы знаете по книжкам, где сказки иллюстрированы произведениями Васнецова: «Иван – царевич на Сером волке», «Ковёр – самолёт», «Три царевны подземного царства», «Алёнушка» и др.

В Москве есть Дом – музей Васнецова, построенный по его собственному рисунку, где собраны картины, рисунки, акварели , книжные и журнальные иллюстрации, образцы старинного оружия, служившего натурой.

V .Знакомство с картиной «Алёнушка».

Сюжет картины навеян художнику русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке, любимой всеми детьми. Алёнушка в изображении Васнецова пленяет человечностью, искренностью и обаянием.

Алёнушка, убежавшая с горя из дому, попала в лесную чащу, к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесённую злыми людьми, попечалиться о своей тяжёлой жизни. Гаснет заря. Сумерки спускаются. На белом камне одиноко сидит Алёнушка и смотрит в холодную воду омута. Во всей её поникшей фигуре, в печальном лице выражены безысходное горе и недетская печаль. Глаза застилают слёзы, взгляд неподвижен, шелковые каштановые волосы рассыпались по плечам длинными прядями, руки крепко охватили колени. Из полуоткрытого рта, кажется, готов вырваться стон. Но кто услышит этот стон, если на всём белом свете нет ни одного человека, который бы пожалел и приласкал девочку! Одета Алёнушка бедно: в старенький порванный сарафан, в выцветшую голубую кофту; ноги босые.

Природа созвучна настроению Алёнушки. Наступила первая пора увядания природы. Печально застыли вокруг молодые берёзки, осины, ели.

Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Согнулись и опустились в воду тонкие ветки осины, поникли стебли острой осоки. Тихая и грустная природа перекликается с печалью и тоской девочки. Над головой Алёнушки щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять её грусть. В народном творчестве ласточки – символ дружелюбия. «Ласточки у злой семьи под стрехой и гнезда не вьют» - говорится в народе. Слетевшиеся к Алёнушке ласточки расположились на ветке осины группами по три. Этот приём в народном творчестве (троекратные повторы в сказках, былинах, песнях) был хорошо знаком художнику и применялся в его творчестве («Богатыри», «Ковёр – самолёт»). Означает он число множественности – много ласточек сочувствует горю Алёнушки. Островерхие сосенки, острые стебли осоки охраняют девочку, защищают её от злых людей. В сказках, песнях человек часто обращается к природе, вовлекает её в свои переживания, призывает на помощь. Этот приём используется и в картине «Алёнушка».

Художник с глубочайшим лиризмом передал народное понимание сказки. Переживания девочки показаны правдиво, с подкупающей естественностью. Поражает сила творческой фантазии Васнецова и глубокое знание жизни русского народа. Колорит картины подчёркивает её грустное содержание. Преобладают неяркие, тёмно-зелёные и красновато-коричневые краски – всё гармонирует с душевным состоянием девочки. Но мы видим в картине и светлую полоску гаснущей зари, и яркую зелень осоки, и розоватые цветы на сарафане Алёнушки, и нежно-блеклую голубизну её кофты. Склонённая фигурка Алёнушки обрисована мягкими линиями, что придаёт нежность и поэтичность её облику. Эти контрастные тона усиливают эмоциональное звучание картины. В сказках по-разному складывается жизнь Алёнушки, но везде светлое и доброе побеждает тёмное и злое. Хочется верить, что пройдёт время, и для Алёнушки наступят счастливые дни. Картина «Алёнушка» написана в 1881 году, находится в Третьяковской галерее.

VI . Беседа по картине.

Посмотрите на картину и скажите, какое впечатление создаётся у вас при первом взгляде на неё?

Почему картина производит такое впечатление?

Как художник достигает такой силы выразительности? Какими средствами пользуется? Назовите их (цвет, светотень, композиция).

Что называется композицией?

Как же построена картина Васнецова? (Алёнушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть её одиночество, художник не поместил на картине других персонажей.)

Опишите внешность Алёнушки. (Алёнушка - бедная крестьянская девочка. У неё худые руки. Алёнушка босиком, одежда бедная: рваный сарафан, старая вылинявшая голубая кофта, каштановые волосы распустились по плечам, голова опущена.)

Что художник особенно выделил во внешности Алёнушки? (Светлым розовым полотном на тёмном фоне выделяются лицо и руки Алёнушки. Сразу видишь её грустное лицо и большие глаза.)

Подумайте, какими словами точнее охарактеризовать взгляд Алёнушки.

Большое горе обрушилось на Алёнушку.

Как художник это показал? Обратите внимание на позу Алёнушки. (Алёнушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судорожно обхватила колени, согнулась. Вся её поза выражает несчастье, горе.)

Какими словами можно охарактеризовать горе девочки? (Горе-безутешное, великое, безысходное, большое, тяжёлое и т. д.)

Какие синонимы ярче передают душевное состояние Алёнушки? (Тоска, печаль, грусть и т. д.)

Что вы знаете о значении цвета в живописи?

Вывод: Цвет в картине - это главное. Живопись –искусство говорящих красок. С помощью цвета художник создаёт образ, добивается нужного впечатления. Жёлтый, розовый, красный –это тёплые цвета, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона тёмно-зелёных, синих, серых красок, художник вызывает у зрителя чувство тоски, печали, грусти.

Какие цвета использовал Васнецов и почему? (В картине есть и тёплые тона, и холодные. Выделяются холодные тона зелени. Тёплых цветов мало: светло-розовые на лице, руках, розовые цветы на сарафане. Больше тёмно-коричневых, мрачных красок. Это производит грустное впечатление).

Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины(колорит) неяркий, в нём преобладают тёмно-зелёные и красновато-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивает общий коричнево-зелёный тон картины. Помимо неярких тонов мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Алёнушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление.

На каком фоне изображена Алёнушка? (На фоне осенней природы).

Какой период осени художник изобразил? По каким признакам вы определили время года? (На картине изображена ранняя осень. Природа начинает увядать. Кое-где пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое.)

Почему художник выбрал именно осенний пейзаж?(Осенью умирает природа, это навевает грусть. Такой пейзаж перекликается с настроением Алёнушки).

Давайте дадим характеристику некоторым деталям пейзажа:

1.Небо – осеннее, хмурое, унылое, сумрачное, серое, неприветливое, тоскливое, пасмурное.

2. Листья – опавшие, жёлтые, пожелтевшие.

3.Омут – глубокий, глухой.

4. Вода – тёмная, холодная, тёмно-коричневая, почти чёрная, неподвижная, застывшая.

5. Осинки - тоненькие, задумчивые, трепетные.

6. Лес – дремучий, хмурый, тёмный, мрачный, глухой, угрюмый.

Почему художник выбрал для фона картины раннюю осень, а не пору её расцвета, «в багрец и золото одетые леса?»

(Ранней осенью всё начинает увядать, и это увядание природы вызывает грустное настроение).

Да внимание художника привлекает не пышная природа, а первая пора осеннего увядания, в описании которой он прибегает к неярким тонам тёмно-зелёных, синих, жёлто-коричневых красок. Осенние, блёклые, тусклые краски пейзажа создают настроение грусти, печали. Художник показал, что природа созвучна настроению Алёнушки, она как бы прислушивается к мыслям бедной девочки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые берёзки, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок, поникли кое-где стебли осоки. Тихо щебечут ласточки, словно стараются успокоить, рассеять грусть Алёнушки. И Алёнушка понимает, любит природу и только ей одной доверяет своё безутешное горе.

VII . Итог урока.

Понравилась ли картина?

Какое она вызывает чувство?

Образ русской девочки – сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девочки.