Как детям рассказать о театре. Детям о театре

»Театр — это волшебный мир,

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей’ ‘. (Б. М. Теплов)

Театр играет особое место в воспитании ребенка. Это место, где создается атмосфера сказки. Попав туда, маленькие дети верят в происходящее, сопереживают героям. Театр любят и взрослые, и дети.

Ходите вместе с детьми в театр, рассказывайте им о театре, ведь здесь дети учатся видеть прекрасное. Посещение театра имеет много достоинств. И родители, и дети получают позитивный настрой. Просмотр спектаклей способствует интеллектуальному развитию детей — ребенок учится осмысливать происходящее, учится сравнивать происходящее на сцене с действительностью. Дети учатся вести себя в общественных местах. Посещение театра — это просто отличное времяпровождение для всей семьи.

1. Зачем детям театр?

2. С какого возраста лучше ходить в театр.

3. Какой выбрать театр?

4. Собираемся в театр — правила поведения

5. Наши посещения театра.

Дети и театр

Зачем детям театр?

Современные родители стараются с детских лет приучать ребенка к искусству. Музыка, рисование, — все это дети осваивают, будучи еще малышами.

А театр? Нужен ли он детям? Театр — это мир волшебства. Ребенок попадает в мир сказки. Красивые и яркие декорации, приглушенный свет, музыка, добрые и злые герои. Малыши переживают вместе с героями спектакля, учатся у них добрым поступкам.

Когда родители вместе с ребенком посещают спектакли, это еще и сближает всех членов семьи. Ребенок наблюдает за происходящим на сцене, за реакцией взрослых. Потом дома за столом идет обсуждение спектакля, игры актеров. Такие моменты надолго остаются в памяти малыша и влияют на его воспитание.

С какого возраста лучше водить детей в театр?

Часто родители задают вопрос: с какого возраста лучше всего водить детей в театр. Совсем маленьким деткам еще сложно посещать такие мероприятия. Во-первых, большое скопление людей, во-вторых, новая обстановка, незнакомая, яркий свет, громкие звуки. Все это может напугать маленького зрителя. Специалисты рекомендуют посещать театр с детками в возрасте 3-х лет. Но если ребенок усидчив, наблюдателен, то можно немного раньше.

Выбирать спектакль для малышей лучше так, чтобы сюжет был знаком. Это могут быть спектакли »Колобок», »Репка», »Муха-Цокотуха». Продолжительность спектакля не должна превышать 40 минут.

Какой выбрать театр?

Когда мы покупаем ребенку книжку, то не берем первую попавшуюся. А смотрим на содержание, картинки. Так и с выбором театра и спектакля для детей.

Совсем маленьким детям лучше ходить с мамами в кукольный театр. Там маленький зал, людей немного, что не испугает ребенка. Дети любят игрушки. А тут игрушки разговаривают, поют, играют, превращаются. Это понравится малышам. В детские сады часто приезжают кукольные театры.

Что еще нужно учитывать, когда вы с малышами посещаете театр? Не покупайте билеты на первые ряды, чтобы малыш не испугался актеров или резких звуков. Ведь все, что на сцене происходит, малыш считает реальностью. И не оставляйте детей в зале одних, покупайте и себе билет. А вообще, лучше ходить на спектакли всей семьей.

Детям постарше уже можно смотреть музыкальные спектакли.

Собираемся в театр

1.Собираясь с ребенком в театр, сначала изучите репертуар, выбирайте наиболее подходящий по возрасту спектакль.

3.Расскажите ребенку о правилах поведения в театре:

  • в театре нельзя громко разговаривать, бегать, кричать:
  • нельзя вставать с места;
  • если спектакль понравился, нужно поаплодировать актерам;
  • во время спектакля нельзя есть в зале, шуршать бумажками от конфет. Если ребенок захочет пить, лучше взять с собой бутылочку с водой.

4. Собираясь в театр, наденьте ребенку чистую и красивую одежду, чтобы он чувствовал атмосферу праздника.

5. При входе в театр можно купить программку, чтобы ознакомиться с актерами. Потом ребенок будет их узнавать в других спектаклях.

6. В гардеробной нужно оставить верхнюю одежду, взять номерок. А привести себя в порядок, причесаться лучше не в холле, а в специальной туалетной комнате, где есть зеркало.

7. Когда вы пришли в театр, пусть ребенок обратит внимание на портреты актеров в коридоре, как красиво украшен театр.В зале обратите внимание на красивые люстры, высокие потолки. Если ребенок впервые в театре, ему это будет интересно.

8. В зал нужно входить немного раньше, чем начнется спектакль, чтобы потом не искать свои места и не отвлекать зрителей.

9. В театре есть буфет. Но в него можно сходить во время антракта или после спектакля. Лучше заранее покормить дома ребенка, чтобы театр не ассоциировался у него с наличием только буфета.

10. После просмотра спектакля не нужно бежать сломя голову за своими вещами. Просто спокойно выйти и подождать свое очереди в гардеробной.Пусть ребенок учится вести себя правильно в общественных местах.

После посещения театра спросите, понравился ли ребенку спектакль, кому из героев он больше симпатизирует и почему. Пусть ребенок учится выражать свои мысли вслух, учится говорить.

Наши посещения театра

Мы с Юлей, моей внучкой и дочкой Ксюшей тоже очень любим посещать спектакли. У нас в городе Тирасполе всего один театр драмы и комедии имени Н. С. Аронецкой. Мы уже много спектаклей посмотрели. От посещения театра остаются только положительные эмоции, улучшается настроение. В прошлом году на новогодние каникулы мы смотрели спектакль »Cнегурочка».

Осенью мы ходили на такие спектакли: «Жили-были ». Такими словами начинаются многие русские сказки. И этот спектакль был поставлен по трем русским сказкам — »Репка,» »Теремок »и »Курочка Ряба». Юным зрителям очень понравилась игра актеров, волшебная атмосфера сказок, которые они знают. Красочные костюмы артистов сделали спектакль незабываемым.

»Жили-были»

Еще мы смотрели »Кашу из топора «, » Дюймовочку », »‘- по сказке Пушкина. Сюжетом стала сказка о купце Остолопе и его работнике Балде. Это был яркий, остроумный спектакль, задуманный как балаганное действие актеров, скоморохов.

А в этом году на новогодние каникулы мы смотрели новую премьеру, современную постановку сказки », правда эту сказку было интереснее и понятнее смотреть детям старшего возраста и взрослым.

Но перед спектаклем на сцену вышли Дед Мороз, Снегурочка и домовенок Кузя, которые поиграли с детьми, провели конкурсы, спели песни.

А потом уже начался спектакль.

Спектакль был красочный, отличные декорации, танцы. Это был музыкальный спектакль. Здесь все закончилось не как в настоящей сказке про Красную Шапочку. Волку брюхо не вспороли охотники. Здесь победила любовь!

Вот сегодня о чем я хотела с вами поговорить — дети и театр. Посещайте с детьми театр, представления. Получайте эстетическое наслаждения от просмотров спектаклей.

Напишите, на каких спектаклях в последнее время вы были, что больше всего понравилось. Жду ваших комментариев.

С понятием «Театр» я столкнулась в школьные годы, где с удовольствием смотрела постановки наших ребят. Меня поражало и до сих пор удивляет как может поменяться человек на сцене, войдя в роль! Меняются его жесты, образ и даже голос становится другим. Я всегда, замечая происходящие в человеке, изменения думала: «А ведь это талант! ТАЛАНТ с большой буквы!»

Я работаю педагогом в детском саду. Часто у нас ставят театрализованные постановки. Рассказывая детям, что их ожидает театр, я наблюдаю за действием этого волшебного слова. А ведь и правда -волшебное! Почему? Да потому что я вижу, как на лицах появляются улыбки, загораются искорки веселья в их глазах. Дети могут не спросить: «Какой театр?», «Как он называется?», но всегда спросят «А когда он будет?» Но самое неповторимое - это атмосфера театра: приятно наблюдать за занавесом, как дети входят в зал, рассаживаются на стулья, рассматривают украшенную сцену и затихают в предвкушении волшебной сказки.

Никогда не отказываюсь от предложенной роли. С интересом вхожу в образ, сама додумываю мельчайшие детали. Могу сказать, театр - это мое хобби. С помощью сцены узнаю людей и их характеры, учусь разбираться в людях, с помощью сцены я учусь дарить детям то, чего в современной суетливой жизни им так не хватает - тепла, любви и счастья. Многие считают, что театральное искусство - это иллюзорный обман, который заставляет людей поверить в то, что ты кто-то иной. Я же с полной уверенностью могу сказать, что театр - это возможность создавать образы, характеры, отдельные жизненные ситуации и разбираться в них.

Да, театр занимает много времени и сил. А какой труд стоит за каждым спектаклем, сколько душевных и физических сил вложено в каждый жест и взгляд актёра? Вместо того, чтобы посмотреть телевизор или просто покопаться в интернете, приходится идти на репетиции, зубрить роль, думать о недостающих деталях образа (где взять костюм, подходящую к нему обувь, парик, как сделать гримм…) Но, несмотря на это, я понимаю, что не могу жить без творчества. Выступая в театре, я получаю огромное удовольствие от того, что мои усилия приносят результаты. Я неподдельно счастлива, когда дети оценивают мое видение образа, мое исполнение, мои затраченные силы. Как они вскакивают со стульчиков, подсказывая мне, что делать, как себя вести. Они поют и танцуют, плачут и смеются, любят и переживают, горюют и радуются. Вроде бы одна минута игры на сцене- но она дороже всех жертв, принесенных ради нее. Участвуя в спектакле, я чувствую, что живу, что моя игра может быть интересна другим людям в моей трактовке. Театр для меня-это много эмоций и выплеск адреналина!
Лично для меня, театр - это действие, которое захватывает сразу и остаётся надолго.

Театр - это мир живого слова, живой музыки, живой души. Как это необходимо детям в наше время, заполненного техническими новинками! Для них-это как глоток чистого воздуха. С помощью театра мы обогащаем наши души, расширяем кругозор. Театр выступает в качестве источника информации об окружающем мире, о жизни, дающего повод для работы мысли.


План – конспект
непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста на тему:
«Что мы знаем о театре?»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие:
познакомить детей с театром, видами театра, с профессиями людей, работающих в нём.
Речевое развитие:
обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих названия профессий людей, служащих в театре, предметов, необходимых им;
продолжать совершенствовать грамматический строй речи.
формировать умение соотносить звуки с буквой и выкладывать из букв слово;
развивать умение детей составлять сложные предложения.
Социально - коммуникативное развитие:
воспитывать культуру общения между детьми, между детьми и взрослыми,
культуру поведения в общественном месте (театре).
Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
Физическое развитие:
закрепить навыки бросания и ловли мяча двумя руками от груди, навыки выразительной передачи игровых образов. Развивать двигательную активность детей.
создавать устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего собственного здоровья. Прививать навыки элементарного самомассажа рук.
Закрепить комплекс упражнений зрительной гимнастики, направленной на сохранение и укрепление зрения детей.
Художественно- эстетическое развитие:
Развивать образное восприятие музыки, умение высказывать своё впечатление о ней.
Закрепить технику рисования восковыми мелками, фломастером и маркером.
Развивать творчество детей в поиске оригинальных решений с опорой на известные способы конструирования.
Познакомить с произведением Э. Мошковской «Вежливое слово», формировать умение давать оценку действиям персонажей.
Методы и приёмы:
Практические:
Дидактическая игра, физкультминутка, ручной труд, художественное творчество, составление слова «театр», самомассаж рук
Словесные: чтение стихов, драматизация отрывка из сказки.
Наглядные: демонстрация слайдов, показ предметов.
Материал:
Шкатулка с предметами, имеющими отношение к театру, буквы т, е, а, т, р. Театры: теневой, настольный, пальчиковый, кукольный, игрушка- марионетка, презентация «Волшебный мир театра», ноутбук, диск с записью песни о театре, костюмы ежа и лисы, мяч, цветная бумага, фломастеры красного и чёрного цветов, ножницы.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Физкультминутка
Игровая Д/и «Назови профессию»
Коммуникативная Беседа «Кто работает в театре»
Чтение художественной литературы Чтение произведения Э. Мошковской «Вежливое слово»
Продуктивная Оригами «Мордочки зверей»
Познавательно-исследовательская Решение проблемной ситуации «Для чего и для кого лежат предметы в шкатулке?»
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Педагог организует сюрпризный момент: вносит сумку с театральными предметами, предлагает рассмотреть и сказать, для чего они нужны. Дети достают предметы, называют свои варианты ответов. Даны представления о театре.
2 Педагог обращает внимание детей на красивую коробочку, предлагает детям достать из коробочки буквы и выложить слово «театр» Дети соотносят звуки с буквой и выкладывают слово. Активизация словаря, выделение звуков из слова
3. Воспитатель спрашивает детей, что такое театр, какие виды театра они знают и предлагает отправиться на выставку различных театров, которая подготовлена в группе. Дети отвечают на вопросы воспитателя, а затем рассматривают различные виды театра: пальчиковый, кукольный, марионеток, теневой, перчаточный, на фланелеграфе, театр игрушек. Закрепление представлений о различных видах театра.
4. Беседа о Сызранском городском драматическом театре им.А.Н.Толстого, сопровождающаяся показом презентации «Волшебный мир театра»
Слайд 1.Здание Сызранского городского драматического театра им.А.Н.Толстого.
Слайд 2. Кто главный в театре?
Слайд 3. Кто играет на музыкальных инструментах?
Слайд 4. Кто руководит оркестром?
Слайд 5. Кто гримирует артистов?
Слайд 7. Кто отвечает за костюмы для артистов? Слайд 8. Кто отвечает за освещение во время спектакля?
Слайд 8. Где происходит действие?
Слайд 9. Кто проверяет билеты?
Слайд 10. Кто работает в гардеробе?
Слайд11. Кто проверяет билеты? Дети отвечают на вопросы воспитателя:
Есть ли театр в нашем городе? Приходилось ли там бывать? Какие спектакли они смотрели?
Кто главный в театре?
Кто играет на музыкальных инструментах?
Кто руководит оркестром?
Кто гримирует артистов?
Кто отвечает за костюмы для артистов?
Кто отвечает за освещение во время спектакля?
Где происходит действие?
Кто работает в гардеробе?
Кто проверяет билеты?
Активизация словаря, совершенствование диалогической речи, закрепление знаний о театре, о людях, работающих в нём.
5. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Игра с мячом «Кто работает в театре» Созданы условия для двигательной активности, закреплены навыки бросания и ловли мяча, закреплены знания о людях, работающих в театре.
6. Педагог организует сюрпризный момент: приходят ёж и лиса. Дети слушают диалог лисы и ежа, а затем по желанию перевоплощаются в героев. Созданы условия для театральной деятельности.
7. Воспитатель организует физкультминутку. Дети изображают животных:
По-лосиному красиво
Ходит лось в лесу густом.
По-мышиному пугливо семенит мышонок в дом.
И по-заячьи зайчишка
Всё спешит запутать след.
По-медвежьи ходит мишка
Косолап он с детских лет. Созданы условия для двигательной активности, снятие умственного напряжения.
8 Педагог организует беседу «Как правильно вести себя в театре?» Дети дают свои варианты ответа на вопрос. Закреплены правила поведения в театре.
9 Педагог предлагает послушать стихотворение. Дети слушают стихотворение Э. Мошковской «Вежливое слово».
Ознакомление с новым художественным произведением.
10 Педагог предлагает устроить театр для малышей, а для этого сначала изготовить пригласительные билеты. Дети изготавливают мордчки-оригами зверюшек, рисуют глаза, нос, усы. Закреплена техника изготовления игрушек и рисования восковыми мелками, фломастерами и маркерами.
11 Педагог предлагает детям поиграть с пальчиками. Дети выполняют массаж пальцев «Рукавицы»:
Вяжет бабушка лисица
Всем внучатам рукавицы:
Для лисёнка Саши,
Для лисёнка Маши,
Для лисёнка Коли,
Для лисёнка Оли.
А маленькие рукавички
Для Наташеньки – лисички.
В рукавичках- да-да-да
Не замёрзнем никогда.
Что нам вьюга да метель?
Хочешь, Мишенька, примерь!
Обучение самомассажу рук.
12 Педагог проводит заключительную беседу «Что мы знаем о театре?», затем читает ститхотворение:
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра. Дети отвечают на вопросы: Что такое театр?
Какие виды театра знаете?
Для чего люди ходят в театр? Закреплены знания о театре.
.


Приложенные файлы

Цель:

Программное содержание:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД

Воспитатель: Петрова О.В.

Тема: «Что такое театр?»

Цель: Дать детям представление о театре. Продолжать знакомить с видами театра (драматический, кукольный, художественный)

Программное содержание:

Рассказать об истории создание театра

Познакомить детей с устройством театра, с профессиями людей, работающих в театре

Развивать умение различать эмоции людей по внешним проявлениям, совершенствовать умение управлять своими эмоциями

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня, в гости к нам придет Незнайка. Он прислал мне письмо, в котором просит у нас помощи.

Слышится плач, появляетсяНезнайка (она расстроен, плачет)

Воспитатель : Здравствуй, Незнайка! Что случилось? Почему ты плачешь?

Незнайка: -Здравствуйте, я так спешил к вам на сегодняшнюю встречу, я так хочу многое узнать про театр, если я этого не сделаю Знайка и мои друзья из Солнечного города не возьмут меня с собой в театр.

Воспитатель:- Мы с ребятами, постараемся тебе помочь. Ребята все знают о театре.

Воспитатель:- Ребята, а давайте вместе с Незнайка отправимся в путешествие в волшебный мир театра. Кто знает, что такое театр? Для чего в него ходят люди? (ответы детей). Правильно, театр - это красивое здание, где показывают спектакли, устраиваются различные постановки.

Вот стоит дом, большой красивый, нарядный, старинный. Это и есть здание театра. Смотрите, перед ним – красочный яркий плакат. Что же это такое? (театральная афиша). На ней с помощью рисунков, фотографий и разных слов содержится информация о предстоящих спектаклях.

Давайте войдем в него и посмотрим, как устроен театр внутри. Смотрите, перед нами небольшое окошечко. Это - «Театральная касса», для чего она предназначена? (там продают билеты) А кто же это делает? (кассир)

Ребята, кем же мы стали, теперь, когда купили билет? (зрителями). А какие правила должны соблюдать в театре зрители? (не шуметь, не мусорить, не разговаривать и т.д.). Может кто-то вспомнит самое первое правило зрителя? Куда должны пойти зрители сначала? (раздевалка, гардероб). В театре раздевалка называется гардероб.

Сняв верхнюю одежду, мы направляемся… (ответы детей). Правильно, в зрительный зал. Заняв свое кресло, мы смотрим на самое главное место в зале …(сцену), где скоро будут играть свои роли... (актёры). А пока сцена еще закрыта театральным занавесом.

Показываются ряд картин: зрительный зал, ложи, балконы, сцена, занавес, кулисы, рампа, задник, яма для оркестра и др.

Воспитатель: -Молодцы, ребята. Прежде чем продолжить наше путешествие я предлагаю вам немного отдохнуть, и ты,Незнайка, повторяй за нами.

Проводится физкультминутка «В театр мы идем»

С тобой гуляем весело,

В театр мы идем!

Шагаем мы на месте.

И песенку поем.

Ля-ля-ля-ля,

(4 хлопка)

В театр мы идем.

(Шаги на месте)

Ля-ля-ля-ля,

(4 хлопка)

Мы песенку поем.

(Шаги на месте)

Воспитатель: -Мы познакомили Незнайку с внутренним устройством театра. Но в зависимости от того, какой вид спектакля показывают в театре, он так и называется. Есть кукольные театры, есть театры оперы и балета, есть драматические театры, есть театры мимики и жеста, есть детские театры, теневые и множество других. Сейчас посмотрите на картины и определите, какой, где театр?

Демонстрируются сцены различных театральных постановок. Дети просматривают картины, называют где - какой театр.

Незнайка: Ой, как интересно, а как играют роли актеры в таких театрах?

Воспитатель: -А это мы тебе сейчас покажем, правда, ребята? Представьте себя артистами разных театров и поздороваемся с другом, если мы артисты:

Театра оперы (дети пропевают слово «Здравствуйте»)

Театра мимики и жеста (здороваются жестами)

Драматические артисты, исполняющие роль Мухи-Цокотухи и Комара

Кукольного театра (берут кукол би-ба-бо, взаимодействуют с ними)

Пальчикового театра (показывают, как играют с персонажами пальчикового театра)

Незнайка: Ну, теперь я все знаю и про театр, и про артистов…

Воспитатель: -Погоди, Незнайка, не торопись. Театр – это праздник. Большинство людей ходит в театр, чтобы отдохнуть, развлечься, посмотреть спектакль. Но для некоторых людей театр – работа. Ведь в театре работают не только артисты, но и многие другие люди, без которых, не состоялось бы, ни одно представление! И профессии этих людей очень интересны и разнообразны. Скажите, ребята, если я сейчас хочу сыграть роль бабы Яги, могу я выйти на сцену? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: -Правильно, ребята, ведь прежде, чем выйти на сцену мне надо надеть костюм и сделать соответствующий грим, прическу. Для этого в театре есть костюмеры, швеи. Прической актеров занимается парикмахер, а гример накладывает грим. А еще мы должны попасть в сказку, создать атмосферу сказки помогут декорации, которые изготовят художники. Они же поработают над изготовлением афиши, приглашающей нас в театр. И, конечно же, театру нужны музыканты. Осветители работают над тем, чтобы все происходящее на сцене было хорошо видно. А еще в театре есть звукооператор, бутафорщики, кассиры, билетеры, гардеробщики.

Показ картин театральных профессий, с пояснением.

Воспитатель : -А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется "Гардероб"

Игра «Гардероб» Воспитатель объясняет детям высказывание "Театр начинается с вешалки", рассказывает о таком месте театра, как гардероб и предлагает детям найти вещь каждого из посетителей театра, например, подобрать шляпу каждому персонажу: Красной шапочке, Деду Морозу, Коту в сапогах, почтальону Печкину.

Воспитатель: -И еще одна игра, которая поможет узнать нам, что вы запомнили о театре и профессиях людей, которые здесь работают.

Словесная игра «Добавь слово»

В театр скорее приходите,

Здесь ждут всегда вас, юный…(зритель)

Мастерство плюс труд, плюс ум-

Сшит сценический …(костюм)

Почетна и завидна наша…(роль)

Не может без артистов режиссер.

И ветра вой, и детский крик

Озвучивает…(звукорежиссер)

И шут, и царь, и гренадер

А всех сыграл один…(актер).

Из гипса - арбуз, из картона – топор,

На сцене сложил реквизит… (бутафор)

Воспитатель: -Но главная профессия в театре – режиссер. Его задача выбрать пьесу для постановки, распределить роли, научить актеров выразительно читать свою роль, вести диалоги, выражать свои эмоции.

Игра "Эмоции". Цель: уточнить знание детей об эмоциях, объяснить связь эмоции с выражением лица человека (мимикой), повторить названия частей лица человека, совершенствовать навыки изображающей деятельности, развивать воображение.

Ход игры:

Воспитатель объясняет, что актерам в театре необходимо уметь изображать различные эмоции. Они делают это с помощью выражения лица (мимики). Воспитатель раздает детям шаблоны лиц и предлагает изобразить любую эмоцию (страх, радость, гнев и тому подобное). Во время игры дети могут пользоваться зеркалами.

Незнайка : -Как мне понравилось, я столько узнал о театре, теперь Знайка и мои друзья из Солнечного города обязательно возьмут меня с собой в театр.


Как рассказать малышу о театре с помощью книг?

Мы выбрали несколько художественных произведений, в которых герои являются участниками и зрителями спектаклей.

1. Алексей Толстой.

Золотой ключик, или Приключения Буратино.

Книга "Буратино" - пожалуй, одна из самых близких дошкольнику. Понятие кукольного театра раскрывается здесь достаточно полно. Ребёнок узнаёт, что такое касса, почему нужен билет, куклы, сцена, комедия (Арлекино, Пьеро, Мальвина - герои комедии Дель Арте, что объясняет их поведение на сцене).

"Буратино сел в первом ряду и с восторгом глядел на опущенный занавес.

На занавесе были нарисованы танцующие человечки, девочки в чёрных масках, страшные бородатые люди в колпаках со звёздами, солнце, похожее на блин с носом и глазами, и другие занимательные картинки.

Три раза ударили в колокол, и занавес поднялся.

На маленькой сцене справа и слева стояли картонные деревья. Над ними висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала, на котором плавали два лебедя, сделанные из ваты, с золотыми носами.

Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок.

Он поклонился почтеннейшей публике и сказал грустно:

Здравствуйте, меня зовут Пьеро… Сейчас мы разыграем перед вами комедию под названием «Девочка с голубыми волосами, или Тридцать три подзатыльника». Меня будут колотить палкой, давать пощёчины и подзатыльники. Это очень смешная комедия…

Из-за другого картонного дерева выскочил другой человечек, весь клетчатый, как шахматная доска.

Он поклонился почтеннейшей публике.

Здравствуйте, я - Арлекин!"

2. Туве Янссон. "Опасное лето".

Книга "Опасное лето" интересна тем, как герои постепенно узнают, что такое театр. Сначала они начинают жить в заброшенном театре, поскольку их дом пострадал от наводнения.

"Наконец необычный предмет подплыл ближе. Он был похож на дом. На самом верху крыши, напоминавшей большую раковину, были прикреплены две золотые маски: одна плакала, другая смеялась. Под гримасничавшими масками виднелась во мраке полукруглая комната, затянутая паутиной. Наверное, одну стену смыло волной. По обе стороны зияющего проема свешивались красные бархатные портьеры, печально волочившиеся по воде.

Муми-папа с любопытством вглядывался во мрак, пытаясь что-нибудь разглядеть.

— Есть тут кто-нибудь? — неуверенно спросил он.

Никто не ответил. Они слышали, как от качки хлопали открытые двери и комки пыли перекатывались взад и вперед по голому полу.

— Надеюсь, жильцам удалось спастись, — озабоченно сказала мама. — Бедное семейство. Интересно, каким оно было? Ужасно вселяться в чужой дом таким образом."

"Они вошли в коридор и увидели множество маленьких дверей.

Мюмла вытянула шею и с трудом стала читать по слогам надпись на двери.

— Рек-ви-зит, — читала она. — Рек-ви-зит. Подходящее имечко для негодяя!

Хомса собрался с духом и постучал. Они ждали, но Реквизита, как видно, не было дома.

Тогда Мюмла толкнула дверь, и она открылась.

Никогда им еще не доводилось видеть такую уйму вещей сразу. Там, от пола до потолка, громоздились полки, и на них стояло в пестром беспорядке все, что только вообще может стоять на полке. Огромные вазы с фруктами теснились рядом с игрушками, настольными лампами и фарфоровыми безделушками, железные кольчуги валялись среди цветов и инструментов, а чучела птиц теснились среди книг, телефонов и вееров. Там были еще ведра, глобусы, ружья, коробки из-под шляп, часы, почтовые весы и тому подобное.

Малышка Мю с плеча сестры вспрыгнула на полку. Уставившись в зеркало, она закричала:

— Глядите! Глядите! Я стала еще меньше. Я совсем исчезла!

— Но это же не настоящее зеркало, — объяснила ей Мюмла. — И никуда ты не исчезла.

Хомса искал джем. — Может, это повидло? Оно не хуже джема, — сказал он и поковырял пальцем в банке.

— Это крашеный гипс, — пояснила Мюмла. Она взяла яблоко и лизнула его.

— Деревянное, — сказала она.

Малышка Мю рассмеялась.

А Хомса огорчился.

Все вокруг было ненастоящее, обманное. Привлеченный яркими красками, он протягивал лапку, но ощущал лишь бумагу, дерево или гипс.

Золотые короны были просто невесомыми, цветы — бумажными, у скрипок не было струн, у ящиков — дна, а книги нельзя было даже раскрыть.

Обманутый в своих ожиданиях, честный Хомса задумался — что бы это могло значить, но не находил ответа."

Потом, конечно, старая театральная крыса Эмма расскажет муми-троллям, где они находятся:

"— Кладовка! — возмутилась Эмма. — Кладовка! Вы называете суфлерскую будку кладовкой! Вы называете сцену гостиной, кулисы — картинами, занавес — занавеской, а реквизит — дядей! — Она раскраснелась, и мордочка ее сморщилась. — Я рада! — кричала она. — Я очень рада, что маэстро Филифьонк — вечная ему память! — вас не видит! Вы ничего не знаете о театре, даже меньше чем ничего, у вас нет ни малейшего представления о театре!"

А муми-тролли так увлекутся театром, что и сами захотят поставить спектакль:

Премьера:

И это поможет родителям найти потерявшихся Муми-Тролля и Фрёкен Снорк.

3. Антон Соя "Ёжкин театр".

Из аннотации: "Кто бы мог подумать, что школу "Сказка" захлестнут настоящие шекспировские страсти? А всё потому, что Ёжка, Костик и Горыша не на шутку увлеклись высоким искусством и решили… организовать школьный театр! На радость всем оказалось, что "Сказка" - просто кладезь театральных талантов. Но постановка спектакля - дело серьёзное: тут уж без сучка и задоринки не обошлось... Друзей ждут не только ежедневные репетиции, но и настоящие муки творчества, гениальные актёрские находки и, конечно, целый ушат веселья - а как же иначе?"

(Мы намеренно привели в пример и эту книгу тоже несмотря на то, что она позиционируется для младших школьников. Сейчас такие развитые детки, что часто книги для младших школьников с удовольствием слушают и старшие дошкольники").

Небольшой отрывок:

"Так и получилось, что благодаря начинаниям Тройки школа "сказка" во второй четверти превратилась из просто сказочной в сказочно-театральную школу. Теперь на уроках Нил Нилыча ученики читали по ролям и разбирали сказочные пьесы.

<...>

Правильная речь для актёра театра - требование первостатейное, и если вы когда-нибудь собираетесь выступать на сцене, попробуйте прямо сейчас выучить и повторить раз десять подряд такую скороговорку: "На мели мы лениво налима ловили и меняли налима мы вам на линя".