Как читать картину энциклопедия живописи. История чтения

В которой искусствовед Сьюзен Вудфорд на примерах самых разных произведений рассказывает, как научиться понимать искусство, на что обращать внимание, как объяснить, что какие-то картины нравятся нам больше других, и что нужно знать, чтобы оценить на первый взгляд непримечательные работы.

Существует множество способов смотреть на картины. Для этой главы мы выбрали четыре произведения живописи, относящихся к разным периодам и стилям, чтобы рассмотреть их с нескольких несхожих точек зрения.

Для чего служат картины?

Зададимся вопросом: для чего служат картины? Около пятнадцати тысяч лет назад на потолке пещеры, находящейся на территории современной Испании, было создано очень убедительное изображение бизона. Попробуем представить себе, какую функцию выполняло это изображение, находящееся в темном углу недалеко от входа в пещеру? Предполагают, что его цель - магическая, и что оно было призвано придать своему создателю (или его племени) дополнительную силу, позволяющую поймать и убить изображенное животное. Тот же принцип действует в религии вуду: в куклу, похожую на определенного человека, втыкают булавку, чтобы принести этому человеку вред. Должно быть, пещерный живописец верил, что рисунок поможет ему на охоте.

Наскальный рисунок с изображением бизо­на. Первобытный художник. Пигменты, сделанные из угля и охры. Пещера Альтамира, Испания. 15–10 тыс. до нашей эры

Воскрешение Лазаря. Византийский мастер. Мозаика Базилика Сант Аполлинаре Нуово, Равенна, Италия. VI век

Вторая картина совсем не похожа на первую - это мозаика из раннехристианской церкви. Легко прочитывается ее сюжет - воскрешение Лазаря. Лазарь был мертв уже четыре дня, но Христос потребовал открыть вход в пещеру, где его похоронили, обратил взор к небу и произнес:

Отче! Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.

И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами…

Ин. 11: 41–44

Мозаика с восхитительной наглядностью иллюстрирует эту историю; мы видим, как Лазарь, «обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами», выходит из пещеры. Мы видим, как облаченный в пурпурное одеяние Христос призывает Лазаря повелительным жестом. Рядом с ним один из «здесь стоящих», которых должно убедить чудо, потрясенно отводит руку. Композиция построена просто и ясно: на золотом фоне изображены плоские, четко очерченные фигуры. Эта сцена не столь живая, как наскальный рисунок, но те, кто знаком с изображенным сюжетом, легко его распознают.

Какой цели служила эта мозаика, будучи частью украшения церкви? В VI веке, когда она была создана, очень немногие умели читать. А церковь стремилась к тому, чтобы учение, изложенное в Евангелии, распространилось как можно шире. Папа Григорий Великий объяснял: «Иконы для неграмотных суть то же, что Священное Писание для грамотных». Иначе говоря, люди могли лучше понять Библию, глядя на такие доходчивые иллюстрации к ней, как эта мозаика.

На соседней странице вы видите картину кисти Бронзино, живописца-интеллектуала XVI века. Он изобразил Венеру, языческую богиню любви, которую отнюдь не по-сыновьи обнимает крылатый юноша - ее сын Купидон. Справа от центральной группы мы видим жизнерадостного мальчика: по мнению одного из специалистов, он олицетворяет Удовольствие. За ним - загадочная девушка в зеленом; мы с удивлением замечаем под ее платьем тело змеи. Судя по всему, она олицетворяет Лживость - дурное качество, злонамеренность под маской искренности, - которая порой сопутствует любви. Слева от центральной группы изображена злобная старуха, рвущая на себе волосы. Это Ревность - союз зависти и отчаяния, без которого редко обходится любовь.

В верхней части картины изображены две фигуры, приподнимающие завесу, которая скрывала сцену от посторонних глаз. Крылатый мужчина - это отец-Время; за его плечами - символ времени, песочные часы. Время обнаруживает превратности, сопутствующие чувственной любви. Женщина слева от Времени - по всей вероятности, Правда, открывающая взрывную смесь терзаний и наслаждений, рождаемую в нас дарами Венеры.

Итак, эта картина представляет собой нравоучение: ревность и лживость - не менее частые спутники любви, чем удовольствие. Но произведение Бронзино лишено той простоты, с какой показана история воскрешения Лазаря: его мораль воплощена в замысловатой аллегории с использованием персонификаций. Перед живописцем не стояла задача в доступной форме изложить историю для неграмотных - напротив, он стремился заинтриговать и даже раздразнить просвещенную аудиторию.

Аллегория с Венерой и Купидоном. Аньоло Бронзино. Около 1545 года

Осенний ритм (No 30). Джексон Поллок. 1950 год

Картина была написана для великого герцога Тосканского, который преподнес ее королю Франции Франциску I. Обращенная к узкому кругу образованных людей, она создавалась одновременно как назидание и развлечение.

И наконец, взгляните еще на одну картину (вверху) - она написана сравнительно недавно американским живописцем Джексоном Поллоком. В ней вы не найдете внешних реалий: нет ни бизона, которого нужно поймать, ни религиозного сюжета, нуждающегося в пересказе, ни сложной аллегории, требующей разгадки. Напротив, мы словно видим, как живописец швырял краску на огромный холст, чтобы создать волнующую и живую абстрактную композицию. В чем цель такой картины? Она призвана выразить творческую активность и физическую энергию художника, рассказать зрителю о действиях его тела и мысли во время создания произведения.

Культурный контекст

Второй способ анализировать картины - задать себе вопрос о том, что они могут поведать о культуре своей эпохи. Так, наскальная живопись может рассказать нам кое-что - пусть и не много - о первобытном человеке, который перемещался с места на место, охотясь на диких животных, и иногда находил убежище в пещерах, но не строил постоянных поселений и не занимался земледелием.

Христианская мозаика VI века свидетельствует о патерналистской культуре, в которой образованная элита просвещала необразованные массы. Она говорит о том, что на заре христианства было важно представить его догматы в доходчивой форме, чтобы простые люди могли постичь смысл этой еще сравнительно молодой религии.

Аллегория Бронзино красноречивее любых слов повествует о высокоинтеллектуальном и куртуазном - или даже пресыщенном - обществе: его представителям нравились загадки и головоломки, искусство было для них изощренной игрой.

Картина ХХ века рассказывает о людях эпохи, которая высоко ценит личное ви дение и уникальные действия художника, отвергая традиционные ценности привилегированных классов в пользу свободы самовыражения.

Сходство

Третий способ рассматривать картины - попытаться понять, насколько они правдоподобны. Достижение сходства с природой было важной и очень сложной задачей искусства в классической древности (VI–IV века до н. э.) и в Западной Европе со времен Ренессанса (с XV века) до начала ХХ столетия.

Многие поколения художников стремились сделать картины похожими на окружающий мир. Однако это не всегда было для них главным. Следует с осторожностью применять к произведениям искусства наши нынешние стандарты точности, поскольку вполне возможно, что их авторы руководствовались совсем иными целями. Средневековый мозаичист, стремившийся рассказать библейскую историю максимально убедительно, изобразил фигуры не так естественно, как, например, Бронзино, но сделал своих персонажей легкоузнаваемыми и разместил в центре композиции Христа, подчеркнув значимость не только его фигуры, но и его жеста. Более всего этот мастер стремился к ясности; он остерегался даже намека на неоднозначность, а сложность и сходство с тем, что мы считаем естественными человеческими чертами, показались бы ему лишь отвлекающими деталями.

Подобным образом и работы Поллока, автора картины Осенний ритм, столь рьяно стремившегося к самовыражению при помощи краски, нельзя судить с точки зрения сходства с природой, которое нисколько его не волновало. Он хотел передать характер своих чувств и не ставил перед собой цель задокументировать то, что его окружало.

Итак, хотя нам часто кажется важным, насколько похожа та или иная картина на реальность, нам стоит быть осторожнее и, прежде чем задаваться этим вопросом, удостовериться в его уместности.

Победный ветер. Ясный день. Кацусика Хокусай. 1830-1832 годы

Композиция

Четвертый способ восприятия картин заключается в том, чтобы рассматривать их с точки зрения композиции, то есть того схематического рисунка, который составляют в них формы и цвета. Например, внимательно присмотревшись к Аллегории Бронзино, мы увидим, что основная группа - Венера и Купидон - приблизительно напоминает своими очертаниями букву L, повторяющую угол картинной рамы. Кроме того, мы можем заметить, что живописец уравновесил эту L другой группой, по форме напоминающей ту же букву, но перевернутую: ее образуют фигура мальчика-Удовольствия, а также голова и вытянутая рука отца-Времени. Вместе две буквы L образуют прямоугольник, который надежно закрепляет изображение внутри рамы, тем самым придавая устойчивость очень сложной в целом композиции.

Композиция - это схематический рисунок, который составляют в картине формы и цвета

Теперь рассмотрим другие особенности композиции. Заметьте, что все пространство в картине Бронзино заполнено предметами и фигурами; глазу негде отдохнуть. Эта беспокойная активность форм связана с самим сюжетом произведения, который можно обозначить как смятение и неразрешимость. Любовь, Удовольствие, Ревность и Лживость переплелись в изощренный формальный и интеллектуальный узел.

Художник обвел фигуры жестким контуром, а лицам придал мягкую округлость. Персонажи картины будто сделаны из мрамора. Ощущение холодной жесткости подчеркнуто преобладающими оттенками - бледно-голубым и нежно-белым, с редкими вкраплениями зеленого или темно-синего. (Едва ли не единственным теплым оттенком является здесь красно-розовый цвет подушки, на которую оперся коленями Купидон.) Все эти особенности совершенно не соответствуют тому, что мы обычно связываем со сферой чувственности. Таким образом, жесты любви и страсти, обычно нежные или горячие, здесь переданы как расчетливые и хладнокровные.

Формальный анализ композиции произведения помогает нам лучше понять его смысл, а также оценить те приемы, при помощи которых художник достиг желаемого эффекта.

Разговор о картинах

В двенадцати главах этой книги мы рассмотрим картины, созданные в разное время и в разных странах. Сначала мы будем анализировать их с точки зрения сюжета, но постепенно начнем уделять больше внимания форме и композиции, особенности которых не так просто уловить с первого взгляда. По пути нам встретятся понятия, порой кажущиеся неожиданными, так как их невозможно соотнести ни с содержанием, ни с формой, но вместе с тем способные помочь понять художественное произведение, а значит, и получить от него удовольствие.

Мы не будем изучать связи между искусством и обществом, в котором оно создается, и выстраивать стили и направления в хронологическом порядке. Существует множество по истории искусства, обозревающих произведения в историческом контексте и прослеживающих эволюцию стилей во времени.

Для нас же самое главное - не просто смотреть на картины, но и говорить о них, ведь, как бы странно это ни звучало, простого созерцания недостаточно. Мы уверены, что единственный способ перейти от пассивного наблюдения к активному, проницательному ви дению - это поиск слов, необходимых для описания и анализа произведений искусства.

Чтение и книга в изобразительном искусстве – тема достаточно популярная. На протяжении многих лет она достаточно верно и наглядно отражала те изменения, которые происходили в обществе. Менялась жизнь, происходила переоценка ценностей, и вместе с этим видоизменялось и отношение человека к книге. Отобрав иллюстративный ряд, состоящий более чем из 100 произведений, мы, как нам кажется, воссоздали достаточно полную картину, чье название вынесено в заголовок данной статьи. Изображение книги, как спутника человека в искусстве появилось много веков назад. Здесь можно упомянуть картину Рембрандта ван Рейна «Читающий Титус» (ок.1656-1657), созданную почти через сто лет работу Жан-Оноре Фрагонара «Читающая девушка» (ок.1769) и т.д. Исследование этого периода не слишком интересно: книга в те времена была достаточно редка, да и доступна очень немногим. Зато динамичное развитие общества на протяжении последних 100 лет вызывало такие интересные трансформации интереса человека к книге и чтению, что мы решили уделить внимание именно этому периоду. В середине 19 века в России, чье население в массе своей было безграмотным, книга была уделом почти исключительно людей из высшего общества. Стремление же учиться грамоте у представителей низших сословий было весьма велико. На картине Н.Селивановича мы видим, по-видимому, неграмотного солдата, которому мальчик читает интересную книгу. На холсте В.М.Васнецова изображена уличная книжная лавочка. Столпившиеся вокруг нее бедно одетые люди демонстрируют неподдельный интерес к печатной продукции, но вынуждены рассматривать только картинки. В то же самое время люди из высшего света относились к книге как к одной из высших ценностей. И.Н.Крамской написал портрет своей жены, Софьи Николаевны (ок.1866), читающей в саду на фоне вечереющего неба. Без книги не могли обходиться философы (портрет Вс.С.Соловьева кисти И.Н.Крамского, 1885), ученые (портрет Д.И.Менделеева работы И.Е.Репина, 1885), писатели (портрет Л.Н.Толстого того же Репина, 1891), деятели искусства – портрет Л.Н.Бенуа , созданный Л.С.Бакстом в 1898, композиторы (портрет Н.А.Римского-Корсакова , написанный В.А.Серовым в 1898). Книга читалась в семье, как дома, так и на природе. В качестве примера можно привести уже упомянутый пленэрный портрет Л.Н.Толстого, лежащего с книгой в тенистом лесу. Влияние импрессионизма, пришедшее из Европы, вызвало у художников интерес к изображению чтения на открытом воздухе, что позволяло наиболее ярко передать цветную световоздушную среду. В ряду этих работ произведения К.Коровина «В лодке» (1888), «Портрет А.Я.Симонович» созданный годом позже В.А.Серовым. Отдали дань книге в своем творчестве и символисты. Наиболее яркий пример - знаменитая «Дама в голубом» (1897-1900) К.А.Сомова. Конец 19 века принес наиболее яркие и значительные изменения в портретный жанр, тесно связав его с пленэрным. Если раньше модели позировали художнику сидя в домашних креслах на фоне книжных полок, то теперь действие картины было перенесено на природу. Зачастую книга была всего лишь атрибутом постановки – портрет М.Э.Трояновой А.Я.Головина (1916). Иногда она была использована в юмористическом плане – «Любимый поэт. Открытое письмо» Л.С.Бакста (1902). Но вместе с тем М.В.Нестеровым была написана совершенно изумительная по красоте картина «Наташа Нестерова на садовой скамье» (1914). В последней трети 19 века французскими импрессионистами было создано большое количество прекрасных произведений, в которых книга и чтение играло весьма существенную роль. Несмотря на то, что наш экскурс посвящен в первую очередь России, пройти мимо столь яркого явления в мировой живописи, оказавшего несомненное влияние и на развитие искусства в России было бы несправедливо. Книгу как часть семейной жизни включил в большое число своих произведений П.О.Ренуар. Персонажи его картин читают книгу за завтраком («Завтрак в Берневале»), ее читают подружки («Читающие девушки»), влюбленные («Уединение»), маленькие дети («Джейн и Женевьева Кейлиботт» , «Дети в Варжемоне»). У Эдуара Мане чтение книги используется, как способ понравиться девушке («Чтение»), она – спутник адвоката («Портрет адвоката Жюля де Жюи»), поэта («Портрет поэта Стефана Малларме»), книгу читают на вокзале в ожидании поезда («Железная дорога»). Анри Тулуз-Лотрек и Гюстав Кейботт любили изображать чтение в саду («Дезире Дио» , «Апельсиновое дерево» соответственно). Но вернемся в Россию. Здесь после революции книга стала играть совершенно иную роль, нежели раньше. Конечно, для тех, кто сохранил в душе привязанность к старым традициям, она осталась прежней ценностью – «Портрет К.Б.Кустодиева» Б.М.Кустодиева (1922), «Зимой на террасе» Г.С.Верейского (1922), «Портрет М.А.Кузмина» Н.А.Радлова (1925). Вместе с тем, появились такие картины как «Рабфак идет» Б.В.Иогансона (1928). Молодежь в массе своей яростно отрицала значение накопленных до революции культурных ценностей. Страна поголовно увлечекалась спортом, культом здорового тела. Самое популярное в те годы художественное учебное заведение - ВХУТЕМАС было ориентировано в первую очередь на подготовку кадров для растущей промышленности, воспитывая в первую очередь технологов, а не творцов. Неудивительно, что книги на картинах 1920-х годов почти не встретишь. И только к середине 1930-х годов – времени борьбы с формализмом и победы АХРРа, книга возвращается в живопись. В.Н.Яковлев пишет портрет народного артиста СССР М.М.Климова (1935), И.И.Грабарь – «Портрет К.И.Чуковского» (1935). Начиная со второй половины 1940-х годов, книга вновь занимает прежние позиции. Она в руках у писателя Л.М.Леонова (художник В.Г.Цыплаков, 1949), К.С.Станиславского (живописец Н.П.Ульянов, 1947), ее как большую ценность прижимает к себе девушка из советской Киргизии (художник С.А.Чуйков, 1948). Ее читают летом в саду (художник С.П.Бальзамов, 1953), на скамейке у реки (художник А.И.Лактионов, 1951-1954), ее держат в руках дочь художника А.М.Герасимова (1951) и жена художника А.Н.Самохвалова (1957). Вместе с тем, обращает на себя внимание некоторая повторяемость мотивов и приемов. В 1960-е годы книга по-прежнему популярна. Читающая девушка на картине Ю.И.Пименова не может не привлечь к себе внимания молодого человека. Картина так и называется «Начало любви». Книгами зачитываются студенты («Весна. Студенты» Г.К.Тотибадзе, 1962), ее читают в цветущем саду («Стихи» Д.Д.Жилинского, 1973), ее держат в руках писатель Е.Пермитин (картина Б.В.Щербакова, 1966), знаменитый график и педагог В.А.Фаворский (картина Д.Д.Жилинского, 1962). Книга дома, на отдыхе и в промежутках между работой остается ценностью и для художников-шестидесятников, среди которых ярко выделяется В.Е.Попков – картины «Мать и сын» , 1970, «Лето» , 1968, «Бригада отдыхает» , 1965. В 1980-1990-е годы книга постепенно теряет свое одухотворенное значение. Она вновь превращается в привычный атрибут. И лишь книга, изданная в конце 19-начале 20 века, продолжает вдохновлять мастеров кисти. Хорошим стилем становится изображать старинную книгу в натюрмортах («Керосиновая лампа и старые книги» С.Н.Андрияки, «Старая книга» И.М.Чеверевой). О прожитых годах напоминает книга в потертом кожаном переплете на картине И.А.Солдатенкова «Дядя Петя» . Ностальгией по старым книгам пронизаны исторические натюрморты Н.Смирнова (

26.12.2011

Художник Лилия Славинская, владелица галереи Les Oreasdes - Ореады

«Все зависит от образования и той среды, в которой человек вырос. То, какую картину он впервые видит осознанно, а иногда и неосознанно, закладывает в человеке код на всю оставшуюся жизнь. Потом, согласно этому коду, он будет выстраивать свои взаимоотношения с искусством», - говорит владелица галереи Les Oreasdes - Ореады, художник Лилия Славинская

Отношения человека с изобразительным искусством складываются из нескольких составляющих: первое - семья, то есть культурная среда, в которой человек вырос. Второе - уровень его образования. Третье - среда обитания, город, место, дом, в котором он рос и формировался. Четвертое - уровень «насмотренности», то есть то количество картин, которое человек вообще видел…

Искусство, классическое или современное - это язык, который может быть понятен или нет. Дело в том, что искусство развивается непрерывно и есть прямая взаимосвязь между классической и современной школой. Человек, который овладел языком классического искусства, понимает современный язык и видит эту непрерывно развивающуюся связь. Если же он не имеет опыта общения с культурным наследием прошлых веков, ему тяжеловато. Язык этот непонятен, потому что человек не подготовлен. Он ничего не видит и не понимает. Что делать?

Конечно, очень важно, когда к культуре расположены родители. Многое зависит от их уровня образования и того, каким образом эти люди обустраивают свои дома. Ребенок еще не родился, а будущая мама ходит по выставкам и он «ходит вместе с ней», потом он рождается и почти сразу фиксирует все, что видит вокруг себя. Неосознанно «впитывает» все элементы среды - красоту или наоборот. Вкус, точнее его основа, возникает уже на этом этапе. Говорят: « Вкус впитывается с молоком матери». Это не на 100 процентов верно. Конечно, вкус оттачивается, развивается с течением жизни и много, как я говорила, факторов влияет на его усовершенствование. Но первые и самые прочные, что особенно важно, ориентиры человек получает именно в детстве…

Огромную роль играет среда обитания. Страна, в ней город, в городе улица, на улице дом, в доме квартира. В Италии, например, каждый сантиметр буквально пронизан искусством, красотой. Сама среда - художественна и это лучший учебник красоты. Галереи, мозаики, архитектура, детали…. Так формируется вкус… Воздействие искусства на человека вообще, я уверена, происходит через детали, которые вкупе превращаются в общую гармонию. Искусство действует на человека успокаивающе и, в конечном итоге, оказывает влияние на характер.

Важнейшую роль отвожу музеям. Теперь люди очень много путешествуют, смотрят, посещают. Музей - хранитель языка изобразительного искусства. Попадая туда, человек начинает именно видеть связь классического и современного языка, видеть, как этот язык гармонично развивается. Все это и становится причиной того, что человек овладевает языком современного искусства, что позволяет ему буквально наслаждаться самыми разными формами проявления культуры.

Ни одно из существ, населяющих землю, кроме человека, ничего не создает. Обезьяны на нас похожи, но они ничего не создают, а человек еще на заре своего зарождения стремился лепить, рисовать или высекать в камне нечто красивое… В каком-то смысле потребность в творчестве - это аномалия для животного мира. И эта потребность есть в каждом из нас. Способность создавать и воспринимать - все это творчество. Поэтому смотреть картины - это целый творческий процесс

В человеке работает то, что было заложено в детстве, он инстинктивно стремится к подобному. Я вижу массу примеров, когда люди, получив возможность приобретать живопись для себя, ищут и покупают те картины, типология которых хорошо знакома им с детства, из школы - природу, пейзажи… и им это очень нравится. И это хорошо, ведь они получают огромное удовольствие от созерцания. Скажем, приобретает для себя человек картину типа «Бурлаки на Волге». Ему нравится, он рад, он находит для себя отдохновение.

Но проходит время, сказывается воздействие среды, музеев, друзей, поездок. Ему вдруг нравится что-то другое! Человек начинает присматриваться, глубже и пристальнее вглядываться в это другое и оказывается, что он поднялся на новый уровень восприятия. Ему стал понятен другой, более современный язык. А потом проходит время и ему открывается еще один горизонт… Так постепенно он устремляется дальше.

Рецепт один: больше ездить, больше смотреть… Количество обязательно переходит в качество.

А. Н. Яр-Кравченко.
А. М. Горький читает И. В. Сталину, В. М. Молотову и К. Е Ворошилову свою сказку «Девушка и смерть» 11 октября 1931 года.
1949.

Анри де Тулуз-Лотрек.
Читальный зал в замке Мелрум. Портрет графини Адель де Тулуз-Лотрек.
1886-1887.

Анри де Тулуз-Лотрек.
Любительница чтения.
1889.

Берта Моризо.
Чтение. мать и сестра художницы.
1869-1870.

Василий Семёнович Садовников.
Невский проспект у дома Лютеранской церкви, где помещались книжный магазин и библиотека для чтения А. Ф. Смирдина. Фрагмент панорамы Невского проспекта.
1830-е.

Герард Доу.
Пожилая женщина за чтением. Портрет матери Рембрандта.

16-летняя киевлянка Ира Иванченко развила скорость чтения до 163 333 слов в минуту, полностью усвоив прочитанный материал. Такой результат был официально зарегистрирован в присутствии журналистов. Ещё в 1989 годы был зарегистрирован неофициальный рекорд скорости чтения – 416 250 слов в минуту. При исследовании мозга рекордсменки Евгении Алексеенко специалисты разработали специальный тест. Во время испытания в присутствии нескольких учёных Евгения прочла 1390 слов за 1/5 секунды. Это время, которое тратит человек, чтобы моргнуть.

Чудо-скорость. «Чудеса и приключения» №11 2011.

Герард Терборх.
Урок чтения.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Писал весь день до вечера, а читать нечего! Сказал бы словечко, да медведь недалечко!

Жан Оноре Фрагонар.
Читающая женщина.

Иван Николаевич Крамской.
За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской.

Илья Ефимович Репин.
Читающая девушка.
1876.

Илья Ефимович Репин.
Чтение вслух.
1878.

Илья Ефимович Репин.
Портрет Е. Г. Мамонтовой за чтением.
1879.

Илья Ефимович Репин.
Лев Николаевич Толстой за чтением.
1891.

Илья Ефимович Репин.
За чтением (Портрет Наталии Борисовны Нордман).
1901.

Илья Ефимович Репин.
М. Горький читает в Пенатах свою драму «Дети солнца».
1905.

Илья Ефимович Репин.
А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму «Воспоминания в Царском селе».
1911.

Читальный зал.

Благовещение (Читающая Мария).

Николай Петрович Богданов-Бельский.
Воскресное чтение в сельской школе.
1895.

Нисикава Сукэнобу.
Ойран Эхон Токива читает письмо, две куртизанки справа.
1731.

Никикава Сукэнобу.
Три девушки читают письмо.

Нисикава Сукэнобу.
Две девушки, читающие книгу.
Из альбома «Fude no Umi», p.7.

Нисикава Сукэнобу.
Три девушки, читающих книги за котацу.

О. Дмитриева, В. Данилов.
Н. В. Гоголь читает комедию «Ревизор» в кругу литераторов.
1962.

Куртизанка за чтением книги.

Мужчина читает двум женщинам.

Урок чтения.

Читающая Мария Магдалина.

Читающий мальчик.

Чтение под лампой.
1880-1883.

Эдуард Мане.
Чтение.
1865-1873.

Кто они такие - любители живописи

Бывая на художественных выставках, многие из нас видели людей, застывших, будто в ожидании, перед какой-нибудь картиной. С первого взгляда это кажется смешным. Что, действительно, можно так долго разглядывать? И вообще, как говорится в известном анекдоте, зачем смотреть на то, как люди «в древности» без «Полароида» мучились? Да, темп жизни постоянно возрастает, и люди, для того чтобы успеть за временем, все больше становятся прагматиками, оценивающими все, что их окружает, с точки зрения вложений и прибыли. Конечно, любуясь картиной, никакой материальной выгоды Вы не получите. Однако если внимательно приглядеться, можно заметить поразительную связь между зрителями и самой картиной: их лица озаряются идущим от полотна неведомым светом, как будто они попадают под действие загадочной ауры картины.

Живопись - это особый мир, дверь в который всегда открыта, но войти туда может не каждый. Знания, которые несут картины, это не та информация, к которой мы все привыкли, не те сведения, которые мы получаем в школе, и не тот поток фактических данных, который обрушивается на нас каждый день из средств массовой информации. Это духовные знания. Осознание их приходит постепенно - по мере того, как зритель, шаг за шагом, обретает готовность приобщиться к духовному опыту. Поэтому выдвинутый когда-то большевиками лозунг: «Искусство - в массы» в корне неверен. Искусство ничего не может дать массам, если массы не готовы дать искусству что-то взамен. И в этом смысле искусство - элитарно. Однако оно не закрыто для пытливых и страждущих, и всегда готово встретить вновь прибывшего, чтобы, взяв его тихонечко за руку, провести затем по тропе познания в мир простых истин. Нельзя сказать об этом лучше, чем когда-то сказал Ю.Визбор о мире музыки: «Какая музыка была, какая музыка звучала. Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала. Звала добро считать добром, и хлеб считать благодеяньем, страданье вылечить страданьем, а душу греть вином или огнем.».

Как художник воплощает в картине свои идеи

Глаза нас частенько подводят. Вот и в живописи изображенное на картине далеко не всегда равнозначно тому, что хотел сказать автор. Да, любителям телевизионных программ, обожающим смотреть красивые картинки, лежа на диване, это не понравится. Прибегая к использованию техники живописи, художник передает свои мысли и чувства через некий информационный код.

Во-первых, автор (будь то автор художественного произведения или какого-либо еще) всегда выступает «заложником» своего времени. Поэтому идея картины обязательно имеет «привязку» к исторической эпохе, в которой творил художник. Так, например, в средневековой живописи изображение человеческого тела и всего, что с ним связано, считалось греховным. Поэтому неподготовленный человек, глядя на эти полотна в свете сегодняшних представлений, решит, что это какой-то «детский рисунок» и, не затронутый увиденным, пройдет мимо.

Во-вторых,- это код самого послания автора. Формулируя свою идею, художник старается излагать ее на языке живописи, пользуясь законами изобразительного искусства, главным из которых является закон композиции. Кроме языка законов построения изображения, у живописи есть еще и другой язык. Со Средних веков - когда живопись тяготела к иносказательной интерпретации предметов - в изобразительном искусстве выработался язык символов, используя который автор мог уложить свою идею в строгие рамки разрешенных сюжетов. Этот язык получил свое дальнейшее развитие в 17-18 веках, когда для создания картин часто использовались сцены из древних мифов.

В-третьих, сознательный выбор разнообразных художественных приемов формирует у художника неповторимый «почерк», зная который, легко можно установить авторство неизвестных произведений.

Зачем же нужны все эти «коды», неужели нельзя просто взять и нарисовать то, что больше всего понравилось, чтобы все поняли, как это действительно красиво. К сожалению, наука пока не может ответить на этот вопрос. Дело в том, что эта проблема напрямую связана с проблемой происхождения языка. Мы не знаем, почему люди постепенно перешли на условный язык общения, отказавшись от языка жестов и животных криков. Можно только предположить, что это было как-то связано с развитием культуры. И хотя дух реализма в современной культуре, как видно, возобладал, мне кажется, что, так или иначе, авторы реалистичных картин всегда переходят на язык «тайнописи» или же уходят в примитивизм.

Основные законы живописи

Можно облегчить себе восприятие картины, обратившись к основным законам живописи, посредством которых художник общается с нами, переводя на холст свои мысли и чувства. Главный закон живописи - создание правильной композиции, т.е. уравновешение различных частей картины. Основная функция композиции - привлечение внимания зрителей к главному объекту, передача игрой форм, линий и красок определенного душевного настроя.

Так, например, строгие прямые линии хорошо передают вес и объем, придают формам законченность и совершенство, рождают ощущение гармонии, душевного спокойствия. Совершенство форм подразумевает использование чистых насыщенных цветов. Картина становится «звучной». Так, например, очень «звучные» картины у Н.Рериха. Хорошо знали этот прием иконописцы; прекрасно удавалось передать «звучание» красок Феофану Греку.

Напротив, изогнутые линии рождают в душе ощущение движения, изменчивости. Так, например, петляющая дорога в голубой дымке на заднем плане картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза» создает ощущение зыбкости, мимолетности, легкой невесомости самого портрета. Очень часто художники использовали задний план для того, чтобы подчеркнуть умонастроение персонажа картины и сообщить зрителю определенную эмоцию. Распространен был подобный прием в написании парадных портретов.

Далее, у картины всегда есть точка зрения - то положение, с которого автор показывает нам объект. Она напрямую связана с законами построения перспективы, т.к. является точкой схода параллельных линий изображенных предметов. Существует несколько видов перспективы. Наиболее распространенные - это обычная прямая перспектива (с точкой схода, расположенной за объектом), показывающая уменьшение размеров предметов по мере удаления от глаз наблюдателя, и обратная перспектива (точка схода находится впереди объекта), предметы в которой по мере удаления от наблюдателя увеличиваются. В иконописи художники часто прибегали к использованию обратной перспективы для того, чтобы подобным образом воплотить идею о приближении далеких идеалов. Точка схода позволяет художникам, как бы играя пространством, привлекать внимание зрителя к наиболее значащим объектам и планам картины. Например, в картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», мы легко можем определить композиционный центр, благодаря точке схода перспективы изображения, расположенной сразу за Христом.

Большое значение в восприятии картины имеет линия горизонта. Линия горизонта позволяет передавать масштаб изображаемых событий в соответствии с умозрительным восприятием художника. Например, линия горизонта, расположенная в нижней части картины, может рождать ощущение причастности к действию, тогда как, напротив, находясь в верхней части полотна, она заставляет нас оценивать изображенное на картине с «высоты птичьего полета».

Кроме гармонии линий и форм в картине еще должна присутствовать гармония света и цвета. Световые пятна применяются для придания картине эмоционального напряжения, перерастающего в определенный мысленный настрой. Действие этого эффекта объясняется концентрацией внимания зрителей на наиболее важных, значимых деталях картины. Прекрасно умели работать со светом Тициан, Рембрандт, К.Брюллов, И.Куинджи. Например, на картине И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре» мы видим только два ярких световых пятна посреди непроглядной ночи - луну и узкую полоску воды под ней. Такой световой контраст рождает в душе чувство спокойствия и умиротворения. Подобные световые контрасты широко используются и в портретах. Прекрасный пример тому - «Портрет мужчины в красном» кисти Рембрандта или «Портрет Ф.М. Достоевского» В. Перова. В них световые акценты на лице и на кистях рук рождают ощущение погруженности в размышления, внутренней силы персонажа.

Цветопередача картины преследует ту же цель, что и световые акценты, - привлекать внимание зрителя к наиболее значимым деталям произведения. Контраст цветов руководит избирательностью восприятия. В первую очередь взгляд выхватывает наиболее яркие цвета картины, а затем невольно переходит на фрагменты, контрастирующие этому цвету. Если внимательно посмотреть на картину, можно заметить, что цветовые контрасты располагаются вокруг композиционного центра, таким образом, создавая на нем дополнительный акцент. Кроме этого, они рождают ощущение внутреннего движения, картина как бы оживает, перестает быть статичной.

Композиционные законы живописи являются хорошей иллюстрацией закона диалектики о борьбе и единстве противоположностей. Вся композиция картины строится на единстве и контрасте объекта и фона, линий и форм, света и цвета. Объединяя эти разные элементы, противопоставляя их другим группам композиции, автор делает картину более емкой и многозначной.

Зорко одно лишь сердце

Картина - это книга, но не старайтесь сразу найти в ней последний лист с содержанием. Картина - это та же пещера Али-Бабы, откуда можно взять лишь столько золота, сколько можно унести за один раз. Но к картине можно всегда вернуться, когда духовные силы вновь потребуют насыщения. Ведь даже приходя на выставку в разном настроении, можно получить разное восприятие картины.

Одну и ту же картину люди могут воспринимать по-разному. Достаточно только вспомнить неутихающие дискуссии на тему «Моны Лизы», чтобы понять это. Одной из восхитительных особенностей живописи является то, что она способна породить бесчисленное число многослойных реакций восприятия, и, одновременно, выявить «общий знаменатель», - тот важный смысл, заложенный в основу картины, - который понимают и видят все.

Живопись всегда будет напоминать нам о том, что, как говорил Лис в романе А. Сент-Экзюпри «Маленький принц»: «…зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». И, может, действительно, только благодаря искусству, в один прекрасный момент мир будет спасен.