История отношений Катерины и Бориса в пьесе «Гроза» Островского: любовь и свидания героев. Последнее свидание катерины и бориса

Драма Александра Николаевича Островского «Гроза» явилась настоящим откровением для тысяч русских зрителей-Им показали доныне неизвестный пласт провинциальной жизни. Лучше драматурга об этом не скажешь. Устами героя Кулигина он обрисовывает жизнь в Калинове: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, СУ~ дарь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, ъе увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры-Потому что честным трудом никогда не заработать нам боль ше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот стараеТСR чякабалить, чтобы на его труды даровые еще больше гдОГО ^drw, ег наживать». ^ .тительныи монолог Кулигина задает тон всему произве-Речь пойдет дальше о бесцеремонных богатых и подне-^ ‘ v ПРЯНЫХ - это основной лейтмотив драмы, „одьныл ««=« р гсмотрим два характера, представленных Островским: Ка – v и Бориса. Катерина, выданная замуж за Тихона без люб-чувствует в доме Кабановых душевный гнет свекрови. Ро-5 ‘ тической натуре молодой женщины претит обстановка ясества и лжи, царящих вокруг. Она часто вспоминает роди-льский дом, где жила среди света и неясных мечтаний, зани-алась вышиванием по бархату, ходила в церковь, а главное - вольна была делать, что захочется. В доме же Кабановых все «из-под неволи». Это угнетает Катерину, ее мятежная душа ищет выхода и находит в любви к Борису, племяннику Дикого. Катерина выбрала его, потому что он отличался от ее привычного окружения. Сам про себя Борис рассказывал Кулигину, что бабка невзлюбила его отца за то, что «он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой жили в Москве». Мать «трех дней не могла ужиться с родней» мужа. Зато уж воспитание Борис получил отличное, но потом родители умерли от холеры, «мы с сестрой сиротами и остались». Умерла и бабка, оставив наследство дяде с тем, чтобы выплатил долю племянникам в совершеннолетие, если они с ним будут почтительны. Но не видать Борису денег. Дикой никогда не отдаст того, что однажды попало ему в руки. Напрасно Борис унижается и ждет благодеяния от дяди, ему ничего не получить. Вот такого зависимого человека полюбила Катерина. Она не знает всей правды о происходящем. Ее привлекла внешность Бориса, его резкое отличие от окружающих. Она видит в нем «родственную душу». Да, действительно, оба они угнетены темной грубой силой, царствующей в Калинове,- Диким и Кабанихой. Катерина религиозна, но, несмотря на это, совершает грех - изменяет мужу. Она не в силах противиться своей любви. В недолгие мгновения счастья открывается ей истинная возможность быть свободной в своем выборе. Островский в ее характере показывает очень странное соче-ние: богобоязнь и мятеж против семейного гнета. Борис же просто «плывет по течению», он совершенно не ДУмывается о последствиях своего поступка - день прожит и ладно. Материна переживает свою измену тяжело. Она боится Бо-его суда, боится умереть нераскаявшейся грешницей. Что ей людской суд, если она Божьим пренебрегла. Это ее своеобразный протест против той кабалы, которую Катерина до времени терпела в доме мужа. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!.. А уж коли очень мне опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь! Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Борис для Катерины - единственный свет в окне, поняв, что они не могут быть вместе, Катерина не может больше жить. Для нее не имеет смысла дальнейшее существование. Даже христианский запрет не останавливает ее, сердце исстрадалось, теперь уже все равно, лишь бы быстрее конец. Борис тоже это понимает, но его подневольное положение безысходно. Он не мог отказать себе в единственной радости. Любовь к Катерине была той «отдушиной», которая утешала его в неволе. Он прекрасно понимает, что погубил любимую женщину, а исправить ничего не может: слаб, безволен и беден. Об одном молит: «Только одного и надо у Бога просить, чтоб она (Катерина) умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго!» Остается лишь пожалеть героиню, не встретившую сильного и смелого человека, сумевшего бы защитить ее, дать счастье и покой, к которым Катерина стремилась всей своей страстной и открытой душой. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве» в одноименной статье, определив ее роль в короткой, но яркой и трагической жизни. Описывая судьбу Катерины, Островский не дает универсального совета, но показывает единственный выход для женщины в «домостроевской» семье. Это «протест, доведенный до конца».

    В пьесе А.Н. Островского «Гроза» Катерину можно отнести к первому, а Варвару – ко второму типу. Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы. «Встану я, бывало, рано утром, лето, так схожу ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все,...

    Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А.А.Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы», закончившегося взрывом...

    Центральное место в драме «Гроза» занимает образ Екатерины. Главное, что выделяет ее из среды русских женщин того времени, это вольнолюбие, та любовь к свободе, которую никому не удалось задушить. Моральную чистоту, красоту русской женщины из народа...

    Пьеса "Гроза", написанная Александром Николаевичем Островским, рассказывает о жизни в небольшом городке Калинове, в котором самодурство богатых помещиков не знает границ. "Темное царство", олицетворяющее этих помещиков, не имеет над...

Екатерина Кабанова – одна из главных женских героинь пьесы Александра Николаевича Островского “Гроза”. Она жената, её нелюбимый муж Тихон и свекровь, которая не любит её, проживают в одном доме. Её несчастье очень остро показано в пьесе через страдания героини, рассказывающей о своей яркой молодости и тоскующей по ней. В один момент она замечает, как в город приезжает Борис, молодой человек, непохожий ни на кого.

Через несколько дней он понимает, что влюбился в Катерину, которая позже отвечает взаимностью. Их драма заключается в том, что из-за замужества главной героини им не удаётся выкроить время и место для встреч.

Для свиданий они используют публичные места – церковь или бульвары, где публичная их встреча не привлекает много внимания. Об этом Борис делится с Кудряшом, своим другом, который знает о чувствах влюблённых. Кудряш только одобряет это, вспоминая о своей молодости и нереализованных мечтах.

Но приходят и хорошие новости – мужу Катерины, Тихону, нужно уехать на 10 дней по работе из города. И в первую же ночь Борис признается Екатерине в любви, а после – все девять остальных ночей они видятся, гуляют и целуются. Сам Борис чувствует в себе настолько сильную любовь, что говорит: “Я люблю Вас больше всего на свете”.

Катерина отвечает ему не менее пылкими чувствами – она корит себя за замужество с Тихоном, вспоминает молодость и благодарит небо за то, что оно ей послало Бориса. Она даже готова бежать с ним из города, лишь бы быть вместе. Их любовь крепнет с каждым днём, и кажется, что её ничего не нарушит.

Тихон, возвращаясь в город, нарушает их идиллию. Катерина страшно тоскует и однажды, не в силах скрывать правду, рассказывает всё мужу и свекрови о своих ночных похождениях в отсутствие Тихона. Надеясь на лучшее, она и не подозревает, чем всё обернётся.

Тихон, слушая свою мать, Кабаниху, избивает жену. Её жизнь превращается в череду насмешек, упрёков, что ещё больше тяготит Екатерину. Скандал выходит за пределы семьи – о нем узнают соседи.

Дядя Бориса, Дикой, боясь общественного порицания, отсылает Бориса в Сибирь на три года с формулировкой “по делам”. Катерина приходит к Борису, просит, чтобы тот взял её с собой. Но тот отказывает, боясь споров с дядей, т.к. боится потерять наследство, обещанное ему Диким.

Катерина, потеряв все шансы начать жизнь с чистого листа, переживает настоящий шок. Человек, с которым она должна была связать всю свою оставшуюся жизнь, просто поворачивается к ней спиной, отталкивает её и выбирает материальное положение вместо неё самой.

Она не может больше терпеть унижений и оскорблений в семье. С горя Екатерина бросается в Волгу, перед этим рассудив, что ей “все равно – что в могилу, что домой”. Эта история громом ударяет по всей семье Кабановых, заставляя их начать переосмысливать своё поведение. Борис, уехав за несколько часов до смерти Катерины, так и не узнает об этом.

В пьесе Островского «Гроза» персонажей можно условно поделить на представителей «тёмного царства» и на его жертв. К представителям относят Дикого и Кабаниху, а вот в числе жертв называют Катерину, Тихона и Бориса. Однако можно ли с уверенностью говорить, что последний из перечисленных действительно является жертвой «тёмного царства»? Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Характеристика Бориса в пьесе «Гроза» может уместиться в одном предложении: слабовольный приезжий юноша, готовый поступиться своими моральными принципами ради получения денег. И это действительно так. Но делает ли его это жертвой?

О внешности Бориса из пьесы «Гроза» сказано немного. Это молодой человек, приехавший из Москвы. Одет он иначе, чем жители Калинова, по-столичному, на заграничный лад. Борис отличается от калиновцев восприятием мира, но сам он будто кичится этим. Безусловно, долю снобизма добавляет то, что Борис получил образование. Но здесь, в Калинове, это никого не интересует. Гораздо важнее и показательнее становятся его мотивы приезда в город, действия в жизненных ситуациях и отношение к другим.

Борис Григорьевич, племянник Дикого, приехал в город вовсе не потому, что соскучился по родственнику. Борису, как, собственно, и остальным в городе, просто нужны деньги. Дикой, будучи скупым и алчным человеком, не хочет отдавать наследство, которое полагается его племяннику. А Борис, понимая, что законным путём денег не получишь, решает «наладить отношения» с дядей, чтобы тот подобрел и отдал сумму. Но ни у племянника, ни у Дикого нет родственных чувств. Савл Прокофьевич оскорбляет и ругает Бориса, а тот не хочет больше оставаться в Калинове, но переступает через свои принципы ради денег.

Образ Бориса в пьесе «Гроза» Островского связан с любовной линией. Борис влюбляется в Катерину, по крайней мере, он сам так считает. Но с приездом Тихона проходит несколько дней их тайных встреч с Катей, и здесь открывается настоящее лицо Бориса, трусливое и мелочное. Катерина была полна решимости признаться в своих чувствах всей семье только за тем, чтобы честно жить с Борисом, но вот Борис считал иначе. Он очень боялся, что Катя расскажет об их прогулках, пытался уговорить девушку молчать. Юноша сокрушался о том, что уже все кончено в тот момент, когда Катерина ещё не сказала ничего мужу и свекрови. То есть он отказался брать на себя ответственность за девушку и за свои чувства, Борису легче сбежать от проблемы и жалеть о потерянном. К сожалению, ни он, ни Тихон не сумели и не смогли бы никогда защитить Катерину от царства лжи и обмана. Особенно показателен в этом отношении последний разговор Бориса и Кати. Борис понимает, что с девушкой что-то не так, но не спрашивает о её состоянии. Вместо этого Борис усугубляет положение: ему нужно уехать в Сибирь, надолго, Катю брать он не хочет. Подобными словами он даёт понять девушке, что на самом деле никаких глубоких чувств Борис на самом деле не испытывал. Пока ему было хорошо и легко - он был с Катей. Как только начались проблемы - он ушёл.

Приведенная характеристика образа Бориса пригодится учащимся 10 классов во время сбора материала для сочинения на тему «Характеристика Бориса в пьесе «Гроза» Островского».

Тест по произведению

Замечательные и справедливые слова сказал о пье-се «Гроза» в своем письме А. Н. Островскому В. П. Бот-кин: «Никогда вы не раскрывали так своих поэтиче-ских сил, как в этой пьесе... В «Грозе» вы взяли такой сюжет, который насквозь исполнен поэзии,— сюжет, невозможный для того, кто не обладает поэтическим творчеством... Любовь Катерины принадлежит к тем же явлениям нравственной природы, к каким при-надлежат мировые катаклизмы в природе физиче-ской...».

Итак, Катерина влюблена в Бориса. Прочитав эту строчку, можно только вздохнуть: «Что ж, любви все возрасты покорны...», а можно глубоко задуматься, потому что любовь к Борису стала для героини «Гро-зы» настоящей трагедией, усилив ту драму, которую она переживала, оказавшись в «темном царстве».

Катерина — девушка тонкая, мечтательная, по-этичная. Это человек высоконравственный, просто-душный, безыскусный в отношениях с людьми. Она не умеет лгать, притворяться, скрывать свои чувства. Чувствует она глубоко, поэтому, раз увидев Бориса и полюбив его, уже не может ничего с собой поделать. «Разве я хочу об нем думать? — рассуждает она.— Да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни заду-маю, а он так и стоит перед глазами». Для замужней Катерины, верной своему мужу и набожной, эта лю-бовь становится настоящей нравственной пыткой. «Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда тол-кает, а удержаться мне не за что»,— так описывает она свое состояние.

Будучи доброй, Катерина жалеет мужа, которого никогда не любила и не любит, с которым она никогда не сможет быть счастливой. Он слабый, безвольный человек, позволяющий унижать себя на глазах жены.

Борис и Катерина не могут видеться, потому что за-мужних дам держат в Калинове под семью замками. Разрешить проблему берется сестра Тихона, Варвара, для которой давно не существует никаких нравствен-ных преград. «И я не обманщица была,— говорит она о себе,— да выучилась, когда нужно стало». Едва ли у Катерины получилось бы освоить эту науку.

Поначалу сопротивляясь, Катерина все-таки при-нимает услуги Варвары. Она не может больше нахо-диться в удушливой атмосфере ханжества, несвобо-ды, самодурства, да и свою любовь побороть не в си-лах. Героиня идет на великий грех — решается встретиться с Борисом. Судьба благоволит этому: Ка-баниха отправляет сына из дому. Сложившуюся си-туацию Катерина переживает мучительно, но преодо-леть ее она не может. Несколько встреч с Борисом ос-вещают ее жизнь лучами счастья, но ненадолго.

Борис находится в зависимом положении от своего дяди, купца Дикого. Он сирота, а бабушка его в заве-щании распорядилась о том, чтобы долю наследства Борис получил только после совершеннолетия и толь-ко при условии почтительного отношения к дяде, что в принципе невозможно. Не потому что Борис не ува-жителен к старшим, а потому что на Дикого, властно-го, грубого, бессовестного и хитрого человека, уго-дить невозможно. Тем не менее Борис продолжает жить в доме дяди, терпеливо снося все оскорбления. В его характере нет той силы, которая помогла бы ему превозмочь обстоятельства.

Попав в Калинов, Борис, так же как и Катерина, чувствует себя неуютно. «Больно трудно мне здесь, без привычки-то! — говорит он. — Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им». Неожиданной напастью для него становится лю-бовь. «Загнан, забит,— восклицает он,— а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал».

Борис не может побороть свои чувства. «Уж я коли полюбил...»,— говорит он, открывая свою тайну Куд-ряшу, и не заканчивает фразу, потому что и так все ясно. Однако и первого шага он сделать не может. Варвара оказывается куда проворнее его. Борис при-нимает ее услугу, а вот ответить за содеянное не умеет. Наказанный дядей, он послушно отправляется в Си-бирь. На просьбу Катерины взять ее с собой Борис от-вечает отказом — он дяди остерегается. Борис факти-чески предает Катерину, бросая ее в таком положе-нии.

Героиня оказывается сильнее Бориса. Именно она, не умеющая лгать, во всеуслышание говорит о своей любви. Она бросает вызов «темному царству», кинув-шись в бездну. Борис, конечно, сочувствует Катерине, но единственное, чем он оказывается в силах ей по-мочь,— это пожелать ей смерти.

Островский показал Катерину женщиной, которая «забита средой», но вместе с тем он наделил ее поло-жительными качествами сильной натуры, способной до конца противостоять деспотизму. О Борисе же кри-тик Н. Добролюбов говорил, что он тот же Тихон, только «образованный». «Образование отняло у него силу делать пакости... но оно не дало ему силы проти-виться пакостям, которые делают другие...».

«Гроза». Это молодая женщина, ещё не имеющая детей и живущая в доме свекрови, где, помимо них с мужем Тихоном, живёт ещё и незамужняя сестра Тихона, Варвара. Катерина уже какое-то время влюблена в Бориса, живущего в доме Дикого, – осиротевшего его племянника.

Пока муж находится рядом, она мечтает о Борисе тайком, но после его отъезда Катерина начинает встречаться с молодым человеком и вступает с ним в любовную связь, при пособничестве невестки, которой связь Катерины даже выгодна.

Основной конфликт в романе – это противостояние Катерины и её свекрови, матери Тихона, Кабанихи. Жизнь в городе Калинове – глубокое болото, которое все глубже и глубже засасывает. «Старые понятия» довлеют надо всем. Что бы ни сделали «старшие», им всё должно спустить с рук, вольномыслия здесь не потерпят, «барство дикое» здесь чувствует себя, как рыба в воде.

Свекровь испытывает ревность к молодой привлекательной невестке, чувствуя, что с женитьбой сына, её власть над ним держится только на постоянных упрёках и моральном давлении. В невестке, несмотря на её зависимое положение, Кабаниха чувствует сильного противника, цельную и не поддающуюся её самодурскому гнету натуру.

Катерина не испытывает к ней должного почтения, не трепещет и не глядит Кабанихе в рот, ловя её каждое слово. Она не разыгрывает печали, когда муж уезжает, она не пытается быть полезной свекрови, чтобы заслужить благосклонный кивок – она другая, её натура сопротивляется давлению.

Катерина – верующая женщина, и для нее грех – это преступление, которое она не может утаить. В доме родителей она жила так, как хотела, и делала то, что ей нравилось: сажала цветы, истово молилась в церкви, испытывая чувство просветления, с любопытством слушала рассказы странниц. Её всегда любили, и характер у нее выработался сильный, своевольный, она не терпела никакой несправедливости и не могла лгать и лавировать.

У свекрови же, однако, её ожидают постоянные несправедливые попрёки. Она виновна в том, что Тихон не проявляет, как прежде, должного почтения к матери, да и от жены его не требует. Кабаниха попрекает сына тем, что он не ценит страдания матери во имя него. Власть самодурши ускользает из рук прямо на глазах.

Измена невестки, в которой впечатлительная Катерина призналась прилюдно – это повод Кабанихи ликовать и повторять:

«А я же говорила! А никто меня не слушал!»

Все грехи и прегрешения оттого, что воспринимая новые веяния, не слушают старших. Мирок, в котором старшая Кабанова живёт, вполне её устраивает: власть над домашними и в городе, богатство, жёсткое моральное давление над домашними. Это жизнь Кабанихи, так жили её родители, и их родители – и это не менялось.

Пока девушка молода, она делает то, что хочет, зато выйдя замуж, она как умирает для мира, появляясь с домашними только на базаре и в церкви, да изредка в людных местах. Вот и Катерина, придя в дом мужа после вольной и счастливой молодости, тоже должна была символически умереть, но не смогла.

То же ощущение чуда, что вот-вот нагрянет, ожидание неизвестного, желание влететь и воспарить, что было с ней с её вольной юности, никуда не пропало, и взрыв все равно бы произошёл. Пусть не связью с Борисом, но Катерина бы все равно бросила вызов тому миру, в который пришла после замужества.

Катерине было бы легче, люби она мужа. Но каждый день наблюдая, как Тихон беспощадно подавляется свекровью, она растеряла и чувства, и даже остатки уважения к нему. Она его жалела, время от времени подбадривая, и даже не сильно обижаясь, когда униженный матерью Тихон вымещает на ней свою обиду.

Борис кажется ей другим, хотя он находится из-за сестры в таком же униженном положении, как и Тихон. Поскольку Катерина видит его мельком, она не может оценить его душевных качеств. А когда две недели любовного дурмана развеиваются с приездом мужа, она слишком занята душевными терзаниями и своей виной, чтобы понять, что его положение не лучше положения Тихона. Борис, все ещё цепляясь за слабую надежду, что ему что-то достанется из состояния бабушки, вынужден уехать. Он не зовёт с собой Катерину, на это его душевных сил не хватает, и он уходит со слезами:

«Эх, кабы сила!»

Выхода у Катерины нет. Невестка бежала, муж сломлен, любовник уезжает. Она остаётся во власти Кабанихи, и понимает, что та теперь не спустит провинившейся невестке ничего… если уж и раньше бранила её ни за что. Дальше – это медленная смерть, ни дня без попрёков, слабый муж и нет никакой возможности видеть Бориса. И верующая Катерина предпочитает всему этому страшный смертный грех – самоубийство – как освобождение от мук земных.

Она осознает, что её порыв страшен, но для нее даже предпочтительнее кара за грех, чем жизнь в одном доме с Кабанихой до своей физической смерти – духовная уже произошла.

Цельная и вольнолюбивая натура никогда не сможет выдержать давления и глумления.

Катерина могла бы бежать, но не с кем было. Потому – самоубийство, быстрая смерть вместо медленной. Свой побег из царства «самодуров русской жизни» она всё-таки совершила.