Историко литературный процесс русской литературы. Историко-литературный процесс

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения

1. Историко-литературный процесс

литература классицизм романтизм герой реализм

Историко-литературный процесс -- совокупность общезначимых изменений в литературе. Литература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми художественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие «историко-литературный процесс». Развитие литературного процесса определяется следующими художественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.

Непрерывное изменение литературы -- очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.). Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературного процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.

Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология и т.д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов. Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).

Литературный процесс -- это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.

2. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм

В современном литературоведении термины «направление» и «течение» могут трактоваться по-разному. Иногда они употребляются как синонимы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и модернизм называют как течениями, так и направлениями), а иногда течение отождествляется с литературной школой или группировкой, а направление -- с художественным методом или стилем (в этом случае направление вбирает в себя два или больше течений).

Как правило, литературным направлением называют группу писателей, сходных по типу художественного мышления. О существовании литературного направления можно говорить в том случае, если писатели осознают теоретические основы своей художественной деятельности, пропагандируют их в манифестах, программных выступлениях, статьях. Так, первой программной статьей русских футуристов стал манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором были заявлены основные эстетические принципы нового направления.

В определенных обстоятельствах в рамках одного литературного направления могут образовываться группы писателей, особенно близких друг другу по своим эстетическим взглядам. Такие группы, образующиеся внутри какого-либо направления, принято называть литературным течением. Например, в рамках такого литературного направления, как символизм, можно выделить два течения: «старшие» символисты и «младшие» символисты (по другой классификации -- три: декаденты, «старшие» символисты, «младшие» символисты).

Классицизм (от лат. classicus -- образцовый) -- художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVIII -- начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Д.И. Фонвизин, Княжнин, Озеров и другие.

Одной из самых важных черт классицизма является восприятие античного искусства как образца, эстетического эталона (отсюда и название направления). Цель -- создание произведений искусства по образу и подобию античных. Кроме того, на формирование классицизма огромное влияние оказали идеи Просвещения и культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).

Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы. Исходя из этих разумных законов, они делили произведения на «правильные» и «неправильные». Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. Это было связано с тем, что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Существовала строгая система характеров и жанров: все характеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д.

Основной конфликт классицистических произведений -- это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный -- в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира). При этом в комедию не полагалось вводить трогательные эпизоды, а в трагедию -- смешные. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои -- монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких выводились персонажи, охваченные какой-либо «страстью», то есть сильным чувством.

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» -- места, времени и действия. Единство места: классицистическая драматургия не допускала смены места действия, то есть в течение всей пьесы герои должны были находиться в одном и том же месте. Единство времени: художественное время произведения не должно было превышать нескольких часов, в крайнем случае -- одного дня. Единство действия подразумевает наличие только одной сюжетной линии. Все эти требования связаны с тем, что классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни. Сумароков: «Старайся мне в игре часы часами мерить, чтоб я, забывшись, мог тебе поверить». Итак, характерные черты литературного классицизма:

· чистота жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких -- трагические и возвышенные);

· чистота языка (в высоких жанрах -- высокая лексика, в низких -- просторечная);

· строгое деление героев на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему;

· соблюдение правила «трех единств»;

· утверждение положительных ценностей и государственного идеала.

Для русского классицизма характерен государственный пафос (государство -- а не человек -- было объявлено высшей ценностью) в соединении с верой в теорию просвещенного абсолютизма. Согласно теории просвещенного абсолютизма, государство должен возглавлять мудрый, просвещенный монарх, требующий от каждого служения на благо общества. Русские классицисты, воодушевленные петровскими реформами, верили в возможность дальнейшего совершенствования общества, которое представлялось им разумно устроенным организмом. Сумароков: «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые взращивают науки».

Сентиментализм (от английского sentimental -- чувствительный, от французского sentiment -- чувство) -- литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену классицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. Человек оценивался по его способности к глубоким переживаниям. Отсюда -- интерес к внутреннему миру героя, изображение оттенков его чувств (начало психологизма).

В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а человека. Несправедливым порядкам феодального мира они противопоставили вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа для сентименталистов -- мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. Неслучайно они утверждали превосходство «природного», «естественного» человека, то есть живущего в гармонии с природой.

Чувствительность лежит и в основе творческого метода сентиментализма. Если классицисты создавали обобщенные характеры (ханжа, хвастун, скряга, глупец), то сентименталистов интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные -- расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. Носителями чувствительности, как правило, оказываются крестьяне, ремесленники, разночинцы, сельское духовенство. Жестокими -- представители власти, дворяне, высшие духовные чины (так как деспотическое правление убивает в людях чувствительность). Проявления чувствительности часто приобретают в произведениях сентименталистов слишком внешний, даже гиперболизированный характер (восклицания, слезы, обмороки, самоубийства).

Одно из основных открытий сентиментализма -- индивидуализация героя и изображение богатого душевного мира простолюдина (образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»). Главным героем произведений стал обыкновенный человек. В связи с этим сюжет произведения нередко представлял собой отдельные ситуации будничной жизни, при этом крестьянский быт часто изображался в пасторальных тонах. Новое содержание потребовало новой формы. Ведущими жанрами стали семейный роман, дневник, исповедь, роман в письмах, путевые заметки, элегия, послание.

В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители -- Радищев и Карамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нравственное превосходство первого.

Романтизм -- художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII -- первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе. Предпосылками возникновения были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм), Великая Французская революция, немецкая классическая философия.

Появление этого литературного направления, как, впрочем, и любого другого, неразрывно связано с социально-историческими событиями того времени. Определяющее влияние на формирование романтизма в Западной Европе оказала Великая Французская революция и связанная с ней переоценка просветительской идеологии. Как известно, XVIII век во Франции прошел под знаком Просвещения. В течение почти целого столетия французские просветители во главе с Вольтером (Руссо, Дидро, Монтескье) утверждали, что мир можно переустроить на разумных началах и провозглашали идею естественного (природного) равенства всех людей. Именно эти просветительские идеи и вдохновляли французских революционеров, лозунгом которых были слова: «Свобода, равенство и братство». Результатом революции стало установление буржуазной республики. В итоге в выигрыше оказалось буржуазное меньшинство, которое захватило власть (раньше она принадлежала аристократии, высшему дворянству), остальные же остались «у разбитого корыта». Таким образом, долгожданное «царство разума» оказалось иллюзией, как и обещанные свобода, равенство и братство. Появилось всеобщее разочарование в результатах и итогах революции, глубокая неудовлетворенность окружающей действительностью, что и стало предпосылкой для возникновения романтизма. Потому что в основе романтизма лежит принцип неудовлетворенности существующим порядком вещей. Затем последовало возникновение теории романтизма в Германии.

Как известно, западноевропейская культура, в частности французская, оказывала огромное влияние на русскую. Эта тенденция сохранилась и в XIX веке, поэтому Великая Французская революция потрясла и Россию. Но, кроме того, существуют и собственно российские предпосылки возникновения русского романтизма. В первую очередь это Отечественная война 1812 года, со всей очевидностью показавшая величие и силу простого народа. Именно народу Россия была обязана победой над Наполеоном, народ был истинным героем войны. Между тем, как до войны, так и после нее основная масса народа, крестьяне, по-прежнему оставались крепостными, по сути, рабами. То, что и раньше воспринималось прогрессивными людьми того времени как несправедливость, теперь стало казаться вопиющей несправедливостью, противоречащей всякой логике и нравственности. Но после окончания войны Александр I не только не отменил крепостное право, но и начал проводить гораздо более жесткую политику. В результате в русском обществе возникло ярко выраженное ощущение разочарованности и неудовлетворенности. Так возникла почва для появления романтизма.

Термин «романтизм» применительно к литературному направлению является случайным и неточным. В связи с этим с самого начала своего возникновения он осмыслялся по-разному: одни полагали, что он происходит от слова «роман», другие -- от рыцарской поэзии, созданной в странах, говорящих на романских языках. Впервые слово «романтизм» как наименование литературного направления стало употребляться в Германии, где была создана первая достаточно обстоятельная теория романтизма.

Очень важным для понимания сущности романтизма является понятие романтического двоемирия. Как уже было сказано, неприятие, отрицание действительности -- основная предпосылка возникновения романтизма. Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтическое бегство от существующей жизни и поиски идеала вне ее. Это и породило возникновение романтического двоемирия. Мир для романтиков делился на две части: здесь и там. «Там» и «здесь» -- это антитеза (противопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Презираемое «здесь» -- это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» -- некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности. Многие романтики полагали, что добро, красота и истина, вытесненные из общественной жизни, все еще сохранились в душах людей. Отсюда их внимание к внутреннему миру человека, углубленный психологизм. Души людей -- это их «там». Например, Жуковский искал «там» в потустороннем мире; Пушкин и Лермонтов, Фенимор Купер -- в свободной жизни нецивилизованных народов (поэмы Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы», романы Купера о жизни индейцев).

Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Это принципиально новый герой, подобного ему не знала прежняя литература. Он находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновенный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой -- воплощение романтического бунта против действительности.

Реализм (от латинского realis -- вещественный, действительный) -- метод (творческая установка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира. Нередко термин «реализм» употребляется в двух значениях:

1. реализм как метод;

2. реализм как направление, сформировавшееся в XIX веке.

И классицизм, и романтизм, и символизм стремятся к познанию жизни и по-своему выражают реакцию на нее, но только в реализме верность действительности становится определяющим критерием художественности. Это отличает реализм, например, от романтизма, для которого характерно неприятие действительности и стремление «пересоздать» ее, а не отобразить такой, какая она есть. Не случайно, обращаясь к реалисту Бальзаку, романтик Жорж Санд так определила разницу между ним и собой: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашему взору; я же чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть». Таким образом, можно сказать, что реалисты изображают действительное, а романтики -- желаемое.

Начало формирования реализма принято связывать с эпохой Возрождения. Для реализма этого времени характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет) и поэтизация человеческой личности, восприятие человека как царя природы, венца творения. Следующий этап просветительский реализм. В литературе Просвещения выступает демократический реалистический герой, человек «из низов» (например, Фигаро в пьесах Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»). Новые типы романтизма появляются в XIX веке: «фантастический» (Гоголь, Достоевский), «гротескный» (Гоголь, Салтыков-Щедрин) и «критический» реализм, связанный с деятельностью «натуральной школы».

Основные требования реализма: соблюдение принципов

· народности,

· историзма,

· высокой художественности,

· психологизма,

· изображение жизни в ее развитии.

Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социальных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма -- соотношение правдоподобия и художественной правды. Правдоподобие, правдоподобное отображение жизни очень важно для реалистов, но художественная правда определяется не правдоподобием, а верностью в постижении и передачи сущности жизни и значительностью идей, высказанных художником. Одной из важнейших особенностей реализма является типизация характеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного). Убедительность реалистического характера напрямую зависит от степени индивидуализации, достигнутой писателем.

Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).

Модернизм (от французского modern -- новейший, современный) философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX--XX веков.

Этот термин имеет различные толкования:

1. обозначает ряд нереалистических направлений в искусстве и литературе рубежа ХIХ--ХХ веков: символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, импрессионизм;

2. используется как условное обозначение эстетических поисков художников нереалистических направлений;

3. обозначает сложный комплекс эстетических и идеологических явлений, включающих не только собственно модернистские направления, но и творчество художников, полностью не вписывающихся в рамки какого-либо направления (Д. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка и другие).

Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм -- нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, сосредоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символизм заявил о себе во Франции в 1860--1870-е годы в поэтическом творчестве А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме. Родоначальником, основателем, «отцом» символизма считают французского писателя Ш. Бодлера.

В основе мировосприятия художников-символистов лежит представление о непознаваемости мира и его закономерностей. Единственным «орудием» познания мира они считали духовный опыт человека и творческую интуицию художника.

Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать реальность. Символисты утверждали, что цель искусства -- не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они намеревались с помощью символа. Символ -- выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

Символизм -- первое и самое значительное из модернистских течений, возникшее в России.

Символистов принято делить на две группы, или течения:

· «старшие» символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и другие), дебютировавшие в 1890-е годы;

· «младшие» символисты, которые начали свою творческую деятельность в 1900-е годы и существенно обновили облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и другие).

Следует отметить, что «старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности. От реалистического образа символ отличается тем, что передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире. Кроме того, символ, как его понимали русские символисты, -- это не иносказание, а прежде всего некий образ, требующий от читателя ответной творческой работы. Символ как бы соединяет автора и читателя -- в этом и заключается переворот, произведенный символизмом в искусстве.

Образ-символ принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Эту его черту неоднократно акцентировали сами символисты: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов); «Символ -- окно в бесконечность» (Ф. Сологуб).

Акмеизм (от греч. akme -- высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина) -- модернистское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Представители: С. Городецкий, ранние А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» принадлежит Гумилеву.

Акмеизм выделился из символизма, подвергнув критике его мистические устремления к «непознаваемому». Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова. Символизм зиждется на неприятии действительности, а акмеисты считали, что не следует отказываться от этого мира, нужно искать в нем какие-то ценности и запечатлевать их в своих произведениях, причем делать это с помощью точных и понятных образов, а не расплывчатых символов.

Собственно акмеистическое течение было малочисленным, просуществовало недолго -- около двух лет (1913-1914). В январе 1913 начинается существование нового направления.

Задачей литературы акмеизм провозглашал «прекрасную ясность», или кларизм (от лат. claris -- ясный). Акмеисты называли свое течение адамизмом, связывая с библейским Адамом представление о ясном и непосредственном взгляде на мир. Акмеизм проповедовал ясный, «простой» поэтический язык, где слова прямо называли бы предметы, декларировали свою любовь к предметности.

Футуризм -- одно из основных авангардистских направлений (авангардизм -- крайнее проявление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.

В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Основные положения этого манифеста: отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшествующей литературы, смелые эксперименты в сфере литературы и искусства. В качестве основных элементов футуристической поэзии Маринетти называет «смелость, дерзость, бунт». В 1912 году свой манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русские футуристы В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников. Они также стремились порвать с традиционной культурой, приветствовали литературные эксперименты, стремились найти новые средства речевой выразительности (провозглашение нового свободного ритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания). В то же время русские футуристы отвергли фашизм и анархизм, которые декларировал в своих манифестах Маринетти, и обратились, в основном, к эстетическим проблемам. Они провозгласили революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова.

Футуризм был неоднородным направлением. В его рамках можно выделить четыре основные группировки или течения:

1. «Гилея», которая объединяла кубофутуристов (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых и другие);

2. «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев и другие);

3. «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев);

4. «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак).

Самой значительной и влиятельной группировкой была «Гилея»: по сути, именно она определила лицо русского футуризма. Ее участники выпустили множество сборников: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913), «Взял» (1915).

Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами -- контраст комического и трагического, фантастики и лирики.

ПОСТМОДЕРНИЗМ - литературное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность, децентрированность современного мира; «дух литературы» конца 20 в; литературу эпохи мировых войн, научно-технической революции и информационного «взрыва».

Термин постмодернизм часто употребляется для характеристики литературы конца 20 в. В переводе с немецкого постмодернизм означает «то, что следует после модерна». Как это часто случается с «изобретенной» в 20 в. приставкой «пост» (постимпрессионизм, постэкспрессионизм), термин постмодернизм указывает как на противопоставление модерну, так и на его преемственность. Таким образом, уже в самом понятии постмодернизм отразилась двойственность (амбивалентность) породившего его времени.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Классицизм как художественное направление в европейском искусстве. Понятие сентиментализма и романтизма, основные представители. Черты критического реализма. Описание ряда направлений художественной культуры и литературы, их основные черты и истоки.

    презентация , добавлен 02.07.2011

    Сущность и отличительные особенности направления романтизма в литературе, история и этапы его становления и развития, яркие представители. Характерные черты романтического героя. Анализ известных произведений Купера и Джека Лондона, их главных героев.

    реферат , добавлен 08.12.2009

    Романтизм - направление в мировой литературе, предпосылки его появления. Характеристика лирики Лермонтова и Байрона. Характерные черты и сравнение лирического героя произведений "Мцыри" и "Шильонский узник". Сравнение русского и европейского романтизма.

    реферат , добавлен 10.01.2011

    Описания литературных музеев, специализирующихся на сборе, хранении, экспонировании и пропаганде материалов, связанных с писателями и ходом литературного процесса. Обзор сети историко-мемориальных музеев посвященных Пушкину, Некрасову, Блоку, Ахматовой.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2011

    Классицизм как одно из направлений литературы прошлого, его основные принципы и историческая основа. Философское учение, этико-эстетическая программа, политический идеал. Русский классицизм и его своеобразие. Представители течения и жанровая система.

    реферат , добавлен 28.09.2012

    Общие проблемы анропологии в науке в целом и литературоведении в частности. Теоретические и историко-литературные аспекты в ее освещении. Анализ художественного текста как опыта человекознания. Жанровая специфика художественно-литературного произведения.

    реферат , добавлен 12.02.2016

    Реализм как творческий метод и литературное направление в русской и мировой литературе XIX и XX веков (критический реализм, социалистический реализм). Философские идеи Ницше и Шопенгауэра. Учение В.С. Соловьева о Душе мира. Яркие представители футуризма.

    презентация , добавлен 09.03.2015

    Возникновение направления реализма в литературе, его сущность и противоречия. Расцвет реализма в эпоху Ренессанса и его стихийность. В. Скотт и О. Бальзак как представители буржуазного реализма. Реформистское и эстетское течения в новом реализме.

    реферат , добавлен 18.12.2012

    Сентиментализм - направление в литературе и искусстве второй половины XVIIІ века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и эмоциям. Черты и литературные жанры данного направления. Своеобразие и характеристика русского сентиментализма.

    презентация , добавлен 02.10.2012

    Классицизм как стиль, направление, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Особенности развития этого направления в рамках литературы. Период классицизма в России, его сторонники, задачи и жанры литературного направления.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ анализ рассматривает художественное произведение как компонент автономного историко-литературного ряда, т. е. как элемент диахронического текста. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ анализ рассматривает художественное произведение как компонент автономного историко-литературного ряда, т. е. как элемент диахронического текста.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Контекстом анализа служит сам литературный процесс: Контекстом анализа служит сам литературный процесс: внутренние закономерности отечественного или мирового литературного процесса, внутренние закономерности отечественного или мирового литературного процесса, место писателя в истории литературы (контрапункт традиции и новаторства в его творчестве воспринимаются исследователем как факторы, обусловившие появление, проблематику и поэтику художественного произведения). место писателя в истории литературы (контрапункт традиции и новаторства в его творчестве воспринимаются исследователем как факторы, обусловившие появление, проблематику и поэтику художественного произведения).


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «... первая задача будущего исследователя происхождения тургеневского романа - выяснить размеры и характер пушкинского наследия в нем, а потом характер и причины отклонения Тургенева от пушкинской нормы. Это вопросы специальные. Все же мы позволим себе указать, по второму вопросу, на громадную (замеченную современниками) роль романа Ж. Санд в сложении романа Тургенева. Но романы Ж. Санд, т. е. те из них, которые имеют отношение к нашему вопросу, принадлежат литературному потомству «Адольфа» и представляют развитие и расширение констанова roman d"analyse» (Л. Пумпянский) «... первая задача будущего исследователя происхождения тургеневского романа - выяснить размеры и характер пушкинского наследия в нем, а потом характер и причины отклонения Тургенева от пушкинской нормы. Это вопросы специальные. Все же мы позволим себе указать, по второму вопросу, на громадную (замеченную современниками) роль романа Ж. Санд в сложении романа Тургенева. Но романы Ж. Санд, т. е. те из них, которые имеют отношение к нашему вопросу, принадлежат литературному потомству «Адольфа» и представляют развитие и расширение констанова roman d"analyse» (Л. Пумпянский)


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «…форма поэзии зависит от характера художественного гения того иного народа: гекзаметр гомеровского эпоса не что иное как просодия песнопений греческого народа» «…форма поэзии зависит от характера художественного гения того иного народа: гекзаметр гомеровского эпоса не что иное как просодия песнопений греческого народа» И. Гердер. И. Гердер.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Краткий и очень важный сигнал одиночества: Краткий и очень важный сигнал одиночества: Выхожу один я на дорогу. Выхожу один я на дорогу. Оппозиция: «выхожу» и «на дорогу». Дорога (как правило) русской и мировой поэзии они, как правило, означает: меняющиеся связи путника с людьми и миром, задают ожидание общения и встреч, Оппозиция: «выхожу» и «на дорогу». Дорога (как правило) русской и мировой поэзии они, как правило, означает: меняющиеся связи путника с людьми и миром, задают ожидание общения и встреч, но в данном случае это ожидание не сбывается: один, но в данном случае это ожидание не сбывается: один, поэтому контраст между сигналом одиночества и соседними словами, символами будущего общения, подчеркивает безотрадное состояние героя. поэтому контраст между сигналом одиночества и соседними словами, символами будущего общения, подчеркивает безотрадное состояние героя.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Безотрадное состояние: в следующей строке есть едва уловимое, но совершенно реальное присутствие печали: Безотрадное состояние: в следующей строке есть едва уловимое, но совершенно реальное присутствие печали: Сквозь туман кремнистый путь блестит... Сквозь туман кремнистый путь блестит... «Кремнистый», т. е. усеянный мелкими камнями, каменистый, «Кремнистый», т. е. усеянный мелкими камнями, каменистый, что вызывает представление о трудном и суровом пути, и эта ассоциация, значительная сама по себе, обогащается ощущением скорби, которая навеяна лунным пейзажем (путь в ночи, естественно, блестит лишь при свете луны, а с ней неразлучен эпитет «печальный»). что вызывает представление о трудном и суровом пути, и эта ассоциация, значительная сама по себе, обогащается ощущением скорби, которая навеяна лунным пейзажем (путь в ночи, естественно, блестит лишь при свете луны, а с ней неразлучен эпитет «печальный»).


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «Печальная луна» - общезначимый для мировой поэзии культурный символ, у поэтов она всегда связана с изображением тягостной грусти, невеселой думы (А.Н. Афанасьев); «Печальная луна» - общезначимый для мировой поэзии культурный символ, у поэтов она всегда связана с изображением тягостной грусти, невеселой думы (А.Н. Афанасьев); исключения наблюдаются в пародийных текстах: исключения наблюдаются в пародийных текстах: Кругла, красна лицом она, Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна Как эта глупая луна На этом глупом небо­склоне - На этом глупом небо­склоне - «Евгений Онегин» «Евгений Онегин»


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Туман и любое умаление света, (например, затмение), соотносятся в мифологических воззрениях славян с недобрыми знамениями, предчувствием потерь и ущерба (А.Н. Афанасьев). Туман и любое умаление света, (например, затмение), соотносятся в мифологических воззрениях славян с недобрыми знамениями, предчувствием потерь и ущерба (А.Н. Афанасьев). Эти ассоциации, порождаемые контекстом русской, мировой поэзии, уже в самом начале стихотворения влекут за собой атмосферу печали. Эти ассоциации, порождаемые контекстом русской, мировой поэзии, уже в самом начале стихотворения влекут за собой атмосферу печали.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Третий и четвертый стих: Третий и четвертый стих: невеселому, скорбно-озабоченному настроению противополагается покой Вселенной, где все находится в согласии, гармонии друг с другом («Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит»), невеселому, скорбно-озабоченному настроению противополагается покой Вселенной, где все находится в согласии, гармонии друг с другом («Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит»), и где лермонтовский человек ничему не причастен и ничему не принадлежит. Его внутренняя отчужденность окружающему закрепляется словом «пустыня»: безлюдное пространство, в котором невозможны какие- либо связи одного с другими. и где лермонтовский человек ничему не причастен и ничему не принадлежит. Его внутренняя отчужденность окружающему закрепляется словом «пустыня»: безлюдное пространство, в котором невозможны какие- либо связи одного с другими.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Однако сама «пустыня» неотделима от единого целого, космоса, или Вселенной, ибо она «внемлет Богу», и поэтому одиночество героя, как будто вытесненного из огромного мира или вырванного из связей с ним, обретает безграничный, универсальный, а следовательно, истинно романтический характер. Однако сама «пустыня» неотделима от единого целого, космоса, или Вселенной, ибо она «внемлет Богу», и поэтому одиночество героя, как будто вытесненного из огромного мира или вырванного из связей с ним, обретает безграничный, универсальный, а следовательно, истинно романтический характер.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Чувство одиночества подтверждается и начальными стихами второй строфы: Чувство одиночества подтверждается и начальными стихами второй строфы: «В небесах торжественно и чудно...» - это взгляд вверх, с земли, «В небесах торжественно и чудно...» - это взгляд вверх, с земли, Но: «Спит земля в сияньи голубом...» - Лирический герой видит землю как будто всю целиком, в нимбе голубого сияния (снова взгляд вверх?): романтическое пространство Но: «Спит земля в сияньи голубом...» - Лирический герой видит землю как будто всю целиком, в нимбе голубого сияния (снова взгляд вверх?): романтическое пространство


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Противоположность точек зрения в пятом и шестом стихах (одна – с высоты, другая - снизу) создает впечатление, что лермонтовский человек ощущает себя неким центром, вокруг которого размещается остальной мир: романтический эгоцентризм Противоположность точек зрения в пятом и шестом стихах (одна – с высоты, другая - снизу) создает впечатление, что лермонтовский человек ощущает себя неким центром, вокруг которого размещается остальной мир: романтический эгоцентризм


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Подобно Демону, лермонтовский человек он не принадлежит ни земле, ни небу, «бездомен» как на земле, так и на небесах, отторгнут от небесного рая, где «торжественно и чудно», и не может принять земной юдоли. Подобно Демону, лермонтовский человек он не принадлежит ни земле, ни небу, «бездомен» как на земле, так и на небесах, отторгнут от небесного рая, где «торжественно и чудно», и не может принять земной юдоли. Так обнаруживается вся мера неприкаянности и трагизма лирического героя, что и возбуждает у него мучительный вопрос: Так обнаруживается вся мера неприкаянности и трагизма лирического героя, что и возбуждает у него мучительный вопрос: Что же мне так больно и так трудно? Что же мне так больно и так трудно? На этом кончается первая часть стихотворения На этом кончается первая часть стихотворения


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Утверждение своих, особых ценностей начинается с отрицания: «Уж не жду от жизни ничего я...» - Утверждение своих, особых ценностей начинается с отрицания: «Уж не жду от жизни ничего я...» - это о земной несовершенной жизни, с которой не может примириться гордое, протестующее сердце. это о земной несовершенной жизни, с которой не может примириться гордое, протестующее сердце. Следующую строку не следует читать (понимать) буквально, потому что в ней скрыт сугубо лермонтовский смысл. Ключ к нему - во всей лирике поэта, от других поэтических систем она отличается необыкновенным единством мысли, воззрений, мироощущения. Следующую строку не следует читать (понимать) буквально, потому что в ней скрыт сугубо лермонтовский смысл. Ключ к нему - во всей лирике поэта, от других поэтических систем она отличается необыкновенным единством мысли, воззрений, мироощущения.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «И не жаль мне прошлого ничуть...» - свидетельство одной важнейшей черты поэтического сознания Лермонтова - его убеждении в «небесном происхождении» человеческой души, о том, что душа помнит о былой небесной гармонии. «И не жаль мне прошлого ничуть...» - свидетельство одной важнейшей черты поэтического сознания Лермонтова - его убеждении в «небесном происхождении» человеческой души, о том, что душа помнит о былой небесной гармонии. Показательны стихи об ангеле, несшем душу на горестную и бренную землю: Показательны стихи об ангеле, несшем душу на горестную и бренную землю:


По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О Боге великом он пел, и хвала Его не притворна была. Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. «Ангел»


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «Прошлое», о котором говорится во второй строке третьей строфы стихотворения «Выхожу один я на дорогу...», обозначает «былое» небесное блаженство, утраченную гармонию. «Прошлое», о котором говорится во второй строке третьей строфы стихотворения «Выхожу один я на дорогу...», обозначает «былое» небесное блаженство, утраченную гармонию. Поэт вроде бы не жалеет о ней и ничего не ожидает от земной жизни, но смысл его заверений вступает в явное противоречие с их интонацией, в которой звучит горечь невосполнимых утрат. Она-то и не дает герою при всем его отчаянии, отречься от несомненных идеалов, перестать томиться о них. Поэт вроде бы не жалеет о ней и ничего не ожидает от земной жизни, но смысл его заверений вступает в явное противоречие с их интонацией, в которой звучит горечь невосполнимых утрат. Она-то и не дает герою при всем его отчаянии, отречься от несомненных идеалов, перестать томиться о них.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «Я ищу свободы и покоя» - «Я ищу свободы и покоя» - и пушкинское: и пушкинское: «На свете счастья нет, но есть покой и воля...» (стихотворение «Пора, мой друг, пора!..»). «На свете счастья нет, но есть покой и воля...» (стихотворение «Пора, мой друг, пора!..»). НО: НО: Надежда, которая питала Пушкина, явно поколеблена в драматическом сознании Лермонтова. Это обусловлено принципиальным различием эпох, которые формировали двух гениев: «до» и «после» декабрьского восстания. Надежда, которая питала Пушкина, явно поколеблена в драматическом сознании Лермонтова. Это обусловлено принципиальным различием эпох, которые формировали двух гениев: «до» и «после» декабрьского восстания. То, что для Пушкина было символом веры («есть»), стало для его преемника недосягаемым идеалом («ищу»), То, что для Пушкина было символом веры («есть»), стало для его преемника недосягаемым идеалом («ищу»), почему и возникает желание: «Я б хотел забыться и заснуть!». почему и возникает желание: «Я б хотел забыться и заснуть!».


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Стремление «забыться и заснуть» - Стремление «забыться и заснуть» - бунт одинокой личности против несовершенного мироустройства, но не самой жизни. бунт одинокой личности против несовершенного мироустройства, но не самой жизни. Жажда идеала сильнее отчаяния, и сон мыслится не выключением из бытия («...не тем холодным сном могилы», когда дух «утонет в бездне бесконечной»), а инобытием, при котором жизнь и смерть –это такими же взаимодополняющими членами пары, как небо и земля во Вселенной. Жажда идеала сильнее отчаяния, и сон мыслится не выключением из бытия («...не тем холодным сном могилы», когда дух «утонет в бездне бесконечной»), а инобытием, при котором жизнь и смерть –это такими же взаимодополняющими членами пары, как небо и земля во Вселенной.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Жизнь становится похожей на смерть («навеки... заснуть»), смерть - на жизнь («Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь») - это состояние нирваны, Жизнь становится похожей на смерть («навеки... заснуть»), смерть - на жизнь («Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь») - это состояние нирваны, которое лишь одно может дать герою чувство покоя и свободы, поэтому: которое лишь одно может дать герою чувство покоя и свободы, поэтому: Исчезают одиночество и неприкаянность лермонтовского человека. Исчезают одиночество и неприкаянность лермонтовского человека. Его замкнутый на себя мир: («Но, потеряв отчизну и свободу, Я вдруг нашел себя в себе одном») (недаром герой ощущает себя как будто центром Вселенной, ей не принадлежащим) вступит в иные отношения с космосом. Его замкнутый на себя мир: («Но, потеряв отчизну и свободу, Я вдруг нашел себя в себе одном») (недаром герой ощущает себя как будто центром Вселенной, ей не принадлежащим) вступит в иные отношения с космосом.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Душа героя и Вселенная - в полном согласии; небо («сладкий голос») и земля («темный дуб») обернутся к нему любовью и благоволением. Душа героя и Вселенная - в полном согласии; небо («сладкий голос») и земля («темный дуб») обернутся к нему любовью и благоволением. Мир героя приобщится к миру Вселенной. Однако эта идиллия возможна только тогда, когда лермонтовский человек перестанет быть болевой точкой в мироздании. Мир героя приобщится к миру Вселенной. Однако эта идиллия возможна только тогда, когда лермонтовский человек перестанет быть болевой точкой в мироздании. На других условиях гармонии между ним и окружающим миром быть не может. На других условиях гармонии между ним и окружающим миром быть не может.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Тема песни («сладкий голос» или голос «отрадный», из чернового варианта), возникающая при поддержке гармонической звукописи в последней строфе: Тема песни («сладкий голос» или голос «отрадный», из чернового варианта), возникающая при поддержке гармонической звукописи в последней строфе: симметрия звуков: симметрия звуков: "у" - в 1-м и 4-м стихах: 2; "у" - в 1-м и 4-м стихах: 2; "е" - в 1-м и 3-м стихах: 4; во 2-м и 4-м стихах: 2; "е" - в 1-м и 3-м стихах: 4; во 2-м и 4-м стихах: 2; "л" - в 1-м и 4-м стихах: 3 "л" - в 1-м и 4-м стихах: 3 и единая рифма с чередованием женских и мужских окончаний, что придает особую ритмикоинтонационную завершенность стихам пятой строфы), и единая рифма с чередованием женских и мужских окончаний, что придает особую ритмикоинтонационную завершенность стихам пятой строфы),


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «Выхожу один я на дорогу...» - одно из последних стихотворений Лермонтова, итог сквозных для его творчества тем, мотивов, исканий. В этой жемчужине русской лирики нашли отражение предельно обобщенная, свободная от исторических и политических реалий философская трактовка трагического конфликта поэта с миром, его романтически безграничный пафос отрицания, психологическая глубина откровения героя, который бесконечно жаждет идеала и не верит в его существование. «Выхожу один я на дорогу...» - одно из последних стихотворений Лермонтова, итог сквозных для его творчества тем, мотивов, исканий. В этой жемчужине русской лирики нашли отражение предельно обобщенная, свободная от исторических и политических реалий философская трактовка трагического конфликта поэта с миром, его романтически безграничный пафос отрицания, психологическая глубина откровения героя, который бесконечно жаждет идеала и не верит в его существование.



ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный но разлитая и напевном строе всего стихотворения, начиная с "Ангела", связывается с тем особым лермонтовским Эдемом, которому он присвоил имя "отрады", с идеальной полнотой бытия, недостижимой в земных борениях, однако включающей в себя музыкально преображенные земные ценности (цветение природы,женскую любовь)» но разлитая и напевном строе всего стихотворения, начиная с "Ангела", связывается с тем особым лермонтовским Эдемом, которому он присвоил имя "отрады", с идеальной полнотой бытия, недостижимой в земных борениях, однако включающей в себя музыкально преображенные земные ценности (цветение природы,женскую любовь)»

Теория литературы. Историко-литературный процесс – это развитие, движение литературы в мельчайших подробностях большого исторического времени. Типы движения литературы во времени всегда необычайно разнородны и чаще всего характеризуются несхожестью. Как и художественная жизнь в целом, литературный процесс зависит от общественно-исторических явлений, однако обладает и относительной самостоятельностью, Литературный процесс полон противоречий, включает не только мирно-эволюционные, но и революционные (взрывные) начала. Главное же заключается в том, что он характеризуется как периодами подъема и расцвета (классические этапы во всех национальных литературах), так и кризисами, временами упадка. Первоначально различные факты литературного процесса осознаются литературной критикой. Формой осмысления текущего литературного процесса и одновременно способом воздействия на него являются дискуссии в печати, писательские конференции, симпозиумы, съезды и т.п. “Литературный процесс - сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой картину формирования, функционирования и смены различных литературных н а п р а в л е н и й (классицизма, романтизма, реализма и других), возникающих в ту или иную эпоху как выражение социальных, эстетических потребностей определенных сил общества и сходящих с исторической арены при изменении обстановки”.

Слайд 13 из презентации «Литература» . Размер архива с презентацией 98 КБ.
Скачать презентацию

Теория литературы

краткое содержание других презентаций

«Теория литературы» - Реминисценция. Гротеск. Созвучия концов стихотворных строк. Ремарка. Сочетание строк. Пафос. Сатира. Ода. Персонаж. Баллада. Метафора. Деталь. Элегия. Драма. Гимн. Функции. Символ. Конфликт. Эпос. Литературные роды. Элементы содержания. Деталь художественная. Юмор. Сюжет. Средство. Фабула. Стадии развития действия. Автор. Характер. Комедия. Идея. Художественный прием. Сонет. Подготовка к ЕГЭ по литературе.

«Теория и история литературы» - Тия, в которых неизбежно участвуют все слои общества. Подтекст – это смысл, скрытый «под» текстом. Психологизм не покинул литературу. Историзм в художественном произведении. Историзм литературы. Психологизм Толстого и Достоевского - это художественное выражение. С помощью детали писатель выделяет событие. Русские писатели XIX в. более суровы к своим рефлектирующим героям. Дискуссия развернулась в 1840-е гг.

«Вопросы по теории литературы» - Перифраз. Способ отображения внутреннего состояния. Род литературы. Намеренное употребление в тексте одинаковых слов. Описание природы. Термин. Средство, помогающее описать героя. Внутренний монолог. События в произведении. Аллегория. Экспозиция. Эпилог. Пламя таланта. Интерьер. Гротеск. Описание внешности персонажа. Символ. Сюжет. Эпические произведения. Выразительная подробность.

«Литература» - Предания, бывальщины, былички, легенды. Сентиментализм. Романтизм. Художественное время и пространство. Символизм. Классицизм. Величайшим фантастикой мира является Э. Т. Гофман. Акмеисты или адамисты. Фольклор - художественное творчество широких народных масс. Художественный образ. Поэтика. Замысел авторский - первая ступень творческого процесса. Теория литературы. Гораздо большее, чем просто литературная школа.

«Основы теории литературы» - Вечный образ. Сказ. Персонажи. Монолог. Содержание произведения. Два способа создания речевых характеристик. Способ. Временный признак. Теория литературы. Пафос состоит из разновидностей. Пушкин. Фабула. Пример противопоставления. Эмоциональное содержание художественного произведения. Вечные темы в художественной литературе. Пафос. Внутренняя речь. Исторические лица. Речевая характеристика героя. Фабулярное развитие.

Видеоурок 2: Литературные направления

Лекция: Историко-литературный процесс

Классицизм

Классицизм - основное художественное направление европейского искусства XVII-начала XIX вв.


Данное литературное направление сформировано во Франции (конец XVII в.)

Основная тематика: гражданские, патриотические мотивы

Признаки

Цель

Характерные черты

Представители направления

в России


1. Культивирует тему нравственного долга, патриотизма, «высокого» гражданства
2. Провозглашает преобладание государственных интересов над частными проблемами.
Создание произведений по образцу античного искусства
1. Чистота жанра (высокие жанры исключают использование бытовых ситуаций, героев, для низких неприемлемы возвышенные, трагические мотивы);
2. Чистота языка (высокий жанр использует высокую, возвышенную лексику, низкий –просторечный язык)
3. Четкое разделение героев на отрицательных и положительных;
4. Строгое соблюдение правила «единство 3-х»- места, времени, действия.
Поэтические творения
М.Ломоносова,
В.Тредиаковского,
А.Кантемира,
В.Княжнина,
А.Сумарокова.

Сентиментализм

На смену классицизму во второй половине XVIII в. пришел сентиментализм (англ. «чувствительный», франц. «чувство»). Главенствующей темой искусства становились человеческие чувства, эмоции, переживания.

Сентиментализм - главенство чувств над разумом.



Основным ценностным мерилом сентименталисты провозгласили гармоничное сочетание природы и человека.

Сентиментализм представлен в России произведениями:

    Н.М. Карамзина,

    И. И. Дмитриева,

    В.А. Жуковского (раннее творчество).

Романтизм

В конце XVIII в. в Германии сформировалось новое литературное направление -романтизм. Появлению нового течения способствовали несколько обстоятельств:

    Кризис эпохи Просвещения

    Революционные события во Франции

    Классическая немецкая философия

    Художественные поиски сентиментализма

Герой романтических произведений – воплощение бунта против реалий окружающей действительности.


Представители романтического художественного направления в России:

    Жуковский В.А.

    Батюшков К.Н.

    Языков Н.М.

    Пушкин А.С. (ранние произведения)

    Лермонтов М.Ю.

    Тютчев Ф.И. (философская лирика)

Реализм

Реализм – это правдивое отражение действительности.


Принципы реализма:
  • объективное отображение сторон жизни в сочетании с авторским идеалом
  • воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах
  • жизненная достоверность изображения с использованием условных форм художественной фантазии (мифа, символа) гротеска.
Реализм перенял от романтизма критику буржуазного миропорядка, творчески ее развил, значительно углубил, поэтому в дальнейшем термин дополнился существенным «уточнением»: Максим Горький определил новое направление как «критический реализм».

Модернизм

Общемировой кризис буржуазной культуры, сформировавшийся на переходе от XIX века к веку XX, вызвал к жизни новое художественное направление, получившим название «модернизм». Новое течение провозгласило полный разрыв с реалистическими традициями в творчестве.


Если в европейском модернизме проявили себя около десятка вновь созданных направлений, то русский вариант нового литературного течения состоит всего из «трех китов»:

    символизма

    акмеизма

    футуризма

Каждое из перечисленных течений ищет такой путь в искусстве, который поможет оторваться от обыденной, скучной действительности, и открыть перед человеком новый, идеальный мир.

Наименование направления

Характерные черты, признаки

Представители в русской литературе

Символизм (греч. «условный знак»)
(1870-1910 –е гг.)

Основное место в творчестве принадлежит символу

1. Отражение мира в реальном и мистическом планах.
2. Поиски «нетленной Красоты», стремление познать «идеальную сущность мира»
3. Мир познается через интуицию
4. Недосказанность, намеки, тайные знаки, особая музыкальность стиха
5. Собственное создание мифов
6. Предпочтение лирическим жанрам
«Старшие» символисты, стоявшие у истоков нового направления – Д.Мережковский (основоположник), З. Гиппиус, В. Брюсов, К.Бальмонт.

Позднее к направлению примкнули «младшие» продолжатели: Вячеслав Иванов, А. Блок, А. Белый

Акмеизм (греч. «акме» – высшая точка) (1910-е годы)
1. Полная аполитичность, совершенное равнодушие к насущным проблемам окружающей действительности.
2. Освобождение от символических идеалов и образов, от возвышенной, многозначной надуманности текстов, излишней метафоричности - отчетливость, определенность поэтических образов, ясность, точность стиха.
3. Возврат поэзии к реальному, материальному миру и предмету
В ранние периоды творчества А.Ахматова, также О.Мандельштам,
Н.Гумилев,
М. Кузьмин,
С. Городецкий.
Футуризм (лат. «будущее»)
(1910 -1912 гг. - в России)
1. Отрицание традиционной культуры, мечта о появлении сверхискусства, чтобы с его помощью преобразить мир.
2. Словотворчество, обновление поэтического языка, поиск новых форм выражения, новых рифм. Тяготение к разговорной речи.
3. Особый способ чтения стихов-
декламирование.
4. Использование новейших достижений науки и техники
5. «Урбанизация» языка, слово – некая конструкция, материал для словотворчества
6. Эпатаж, искусственное создание атмосферы литературного скандала
В. Хлебников (ранние стихи),
Д. Бурлюк,
И. Северянин,
В. Маяковский
Постмодернизм (конец XX –начало XXI века)
1. Утрата идеалов привела к разрушению целостного восприятия действительности,
образовалась фрагментарность сознания, мозаичное восприятие мира.
2. Автор отдает предпочтение максимально упрощенному отражению окружающего мира.
3. Литература не ищет путей понимания мира – все воспринимается в том виде, в каком существует здесь и сейчас.
4. Ведущий принцип – оксюморон (особый стилистический прием, при котором сочетаются несочетаемые вещи и понятия).
5. Не признаются авторитеты, наблюдается явное тяготение к пародийному стилю изложения.
6. Текст представляет собой причудливое смешение различных жанров, эпох.
В. Ерофеев
С. Довлатов
В. Пьецух
Т.Толстая
В. Пелевин
В.Аксёнов
В. Пелевин и др.

  • 11
    • VI. Навожденье 11
    • VII. Тайна Немецкой слободы 17
    • VIII. "Она сама!" 23
    • IX. Как быть? 27
    • X. Изловили зверя 32
    • XI. Сам попался 36
  • Русский двор в 1728 - 1733 годах. По донесениям английских резидентов 42
  • 70
    • I. Мое происхождение. - Отец. - Пребывание в Костроме. - Кадетский корпус. - В.Е. Обрезков, антрепренер-помещик. - Генерал А.С. Карцев. - Первое посещение театра. - Дебют в опере "Русалка". - Мой первый заработок. - Поступление в актеры. - Учительство. - Домашний театр Карцева. - Арест 71
    • II. Ширяев. - В.К. Васильев. - Ярославский антрепренер Лисицын. - К истории Ярославского театра. - Моя фамилия 76
    • III. М.Я. Алексеев. - Его антреприза. - Горькая шутка. - В.А. Кокорев. - Поездка в Вологду. - Опять Ярославль. - Случайная антреприза. - В.А. Смирнов. - Его братья. - Анекдот с губернатором 81
    • IV. Нарушение контракта. - Проделка Смирнова с вдовой Алексеева. - Его женитьба. - Смирнов в роли владельца театра 88
    • V. Знакомство с московскими актерами. - Намерение поступить на императорскую московскую сцену. - Н.А. Коровкин. - Его протекция. - В театральной дирекции. - Верстовский, Щепкин, Ленский и Сдобнов. - Анекдоты про Ленского 90
  • Что такое салютизм? (Салютисты в Швейцарии) 96
  • На заре моей жизни. (Воспоминания абхазского крестьянина из времени последней русско-турецкой войны) 115
  • М.Ю. Лермонтов в изданиях 1891 года 125
  • Несколько замечаний о лицах в Лермонтовской поэзии 143
  • Пятидесятилетие литературной деятельности А.В. Старчевского 155
  • Сибирские дипломаты XVII века. (Посольские "статейные списки") 162
    • I. "Статейный список" посольства Меньшого-Ремезова к Калмыцкому Контайше, 1640 - 1641 гг. 165
    • II. "Статейный список" посольства П. Семенова к Мунгальскому Цысану-хану, 1649 - 1651 гг. 170
    • III. Рассказ К. Москвитина о поездке к Мунгальскому царю Чичину, 1647 года 174
  • Цесаревич Александр Николаевич в Оренбургском крае в 1837 году 178
  • Шестисотлетний юбилей Швейцарии 189
  • Париж трех мушкетеров 206
  • Персидский шах и его двор 229
    • Дорога в Персию. - Тегеран. -Шах и его гарем. - Законные жены. - Наследник престола. - Зиллэ-Султан и его семья. - Министры. - Мелькум-хан и масонская ложа в Тегеране. - Политика шаха. - Влияние Англии в Персии 229
  • Критика и библиография 245
    • Д.А. Корсаков. "Из жизни русских деятелей XVIII века". Казань. 1891 245
    • Веске. Славяно-финские культурные отношения по данным языка. Казань. 1891 247
    • История новейшей русской литературы (1848 - 1890). А.М. Скабичевского. Изд. Ф. Павленкова. Спб. 1891 252
    • Помощь самообразованию. Сборник публичных лекций, популярно-научных статей и литературных произведений русских и иностранных, издаваемый и редактируемый врачом А.Ф. Тельнихиным. Выпуски I и II. Саратов. 1889 - 90. 255
    • Помощь самообразованию. Популярно-научный и литературный иллюстрированный журнал, издаваемый и редактируемый А.Ф. Тельнихиным. Саратов. 1891. №№1 и 2 255
    • Н.П. Загоскин. "Наука истории русского права. Ее вспомогательные знания, источники и литература" ("Библиографический указатель"). Казань. 1891 257
    • Труды четвертого археологического съезда в России, бывшего в Казани с 31 июля по 18 августа 1877 г. Т. II. Казань. 1891 260
    • Марциал. Биографический очерк графа Олсуфьева. Москва. 1891 264
    • Материалы для истории колонизации и быта Харьковской и отчасти Курской и Воронежской губерний в XVI - XVIII столетиях, собранные в разных архивах и редактированные Д.И. Багалеем. Т. II. Харьков. 1890 265
    • М.Н. Пинегин. Свадебные обычаи казанских татар. Казань. 1891 267
    • Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель до конца XII столетия. М. Довнара-Запольского. Киев. 1891 267
  • Исторические мелочи 269
    • Большие маневры 200 лет назад. - Подлинный протокол вскрытия тела Людовика XVII. - Письмо Людовика XVI к "графу Прованса" 1-го июля 1792 г. - Боевые кони Наполеона I. - Выезды Фридриха Великого. - Происхождение названия Америки. - Место битвы Вара. - Что требовалось для сжигания людей 269
  • 278
    • Народная литература западных славян и мадьяр. - Ирландские предания. - Сарты и их язык. - Биография Жуковского. - Очерк истории французской литературы по июль 1891 года. - Исторические труды Ренана, Тэна, Лависса, Дидона, Рейнака. - Книги о революции. - Г-жа Тальен. - Сочинение Вельшингера. - Мемуары и воспоминания. - Серьезные книги и беллетристика. - Модные писатели. - Бельгийская литература и ее представители. - Фламандская литература 278
  • Смесь 285
    • Открытие подземного монастыря 285
    • Как мы охраняем наши древности 287
    • Полтавские подземелья 287
    • Закрытие склепа с останками Бирона 290
  • От общества Красного Креста 294
    • От саратовского, особого по продовольственному вопросу, комитета 294
  • Александрийская куртизанка 295
  • Тальянская чертовка. Историческая повесть 316
    • XII. Страшная весть 316
    • XIII. "По батюшке пошел" 321
    • XIV. Заботы его сиятельства 327
    • XV. Новый рекрут 332
    • XVI. В мире шутки и смеха 338
    • XVII. Проговорился! 344
  • Воспоминания театрального антрепренера 351
    • VI. П.В. Самойлов. - Его брат В.В. - Причина отставки В.В. - Дебюты его у меня в Казани. - Прием его на петербургскую сцену. - Рассказ отца Самойлова о встрече его с императором Николаем I 351
    • VII. А.Н. Верстовский. - Моя дружба с ним. - 1855 год. - Полицеймейстер Д-льн. - Вышневолоцкий театр с казенной труппой. - Столкновение с тверским губернатором А.П. Бакуниным. - Моя поездка в Петербург с жалобой на него. -Смещение его с губернаторского поста. - П.В. Васильев. - Его дебюты 355
    • VIII. Актерские оговорки: Г.А. Выходцев. - Рыбаков. - Актерские шалости на сцене: Смирнов. - Милославский. - К-ский. - Ш-в 363
    • IX. Симбирская и самарская антрепризы. - Побег труппы из Симбирска. - Зорина и Запольская, впоследствии опереточные звездчки. - В.Н. Андреев-Бурлак. - Начало его театральной деятельности. - "Орфей в аду". - Его дебют в оперетке. - Последующие встречи с ним 370
  • Восточная политика императора Николая I 376
  • Белогорский пан. (Рассказ старой Станиславы) 389
  • Из воспоминаний старого кавалериста 399
  • Итальянский поход 1799 г. и Кронштадтская встреча 1891 г. 418
  • Черты русской истории и быта эпохи императора Петра II 439
    • I. Приготовления к коронации и самая коронация императора Петра II. - Отношение правительства нового государя к Синоду. - Царица Евдокия Федоровна и ее духовник. - Ее участие в церковных делах. - Благотворительность царевича Алексея. - Его священники. - Дела в Синоде по поводу "слова и дела государева". - "Изумленные". - Ссылка Арсеньевой и княгини Волконской. - Награждение архимандрита Исайи 441
    • II. Церковные сановники времен Петра II. - Феофан Прокопович. - Дело о Морипчельском монастыре. - Судьба духовника Меншикова. - Феодосий Яковский. - Количество отобранного им от монастырей и церквей имущества. - Феофилакт Лопатинский. - Дело о банных пошлинах с духовенства. - Георгий Дашков. - Его заступничество за духовенства перед Ушаковым. - Питирим Нижегородский 454
    • III. Государственные сановники времен Петра II. - Меншиков. - Количество отобранных в его пользу от монастырей имений. - Надеинское Усолье. - Судья дома князя Меншикова. - П.И. Ягужинский и Капустинская земля. - Обер-гофмейстер Олсуфьев и Посниковцы. - Генерал-майор Синявин. - Барон Шафиров 460
  • Раскопки курганов в бассейне реке Орели и Самари 470
  • Первая попытка иллюстрировать Лермонтова 480
  • Профессор Паррот и вершина большого Арарата. (По архивным документам) 490
  • Последний игорный притон в Европе 502
  • Неизданные карикатуры Теккерея 513
  • Критика и библиография 522
    • Файф. История Европы XIX века. Том III с 1848 - 1878. Перевод М.В. Лучицкой под редакцией проф. Лучицкого. Изд. К.Т. Солдатенкова. Москва. 1890 522
    • Всеобщая история литературы. Выпуск XXVI. Издание Риккера. 1891 526
    • Сборник исторических материалов, извлеченных из архива Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Выпуск четвертый. Издан под редакцией Н. Дубровина. Спб. 1891 528
    • Н.З. Тихов. Материалы для истории славянского жилища. Болгарский дом и относящиеся к нему постройки по данным языка и народной поэзии. Казань. 1891 530
    • Разговоры Гете, собранные Эккерманом. Перевод Д. Аверкиева. Часть вторая. Спб. 1891 532
    • Louis Leger. Russes et Slaves. Etudes politiques et Litteralres. Paris. 1891 534
    • Чтения в историческом обществе Нестора летописца. Книга пятая. Издана под редакцией М.Ф. Владимирского-Буданова. Киев. 1891 538
    • Харьковский сборник под редакцией члена-секретаря В.И. Касперова. Литературно-научное приложение к "Харьковск. Календарю" на 1891 год. Выпуск 5-й. Харьков. 1891 540
    • Сборник русской старины Владимирской губернии. Составил и издал И. Голышев. Голышевка, близ слободы Мстеры. 1890. Рукописный синодик 1746 года. Издание И. Голышева. Голышевка. 1891 542
    • Д. Смышляев. Сборник статей о Пермской губернии. Пермь. 1891 543
    • Хронологические таблицы к истории русской литературы нового периода. Составил Н. Марков. Вып. I. Писатели XVIII столетия. Елисаветград. 1890 545
  • Исторические мелочи 546
    • Папа и Савойская династия. - Причины южно-американских революций. - Политическое завещание Гарибальди. - Мольтке и Гарибальди. - Культ Высшего Существа. - Из воспоминаний о политике Наполеона III. - Из дневника Карлейля: о Тьере, Ламартине и Мериме. - Знаки позора в Средние века 546
  • Заграничные исторические новости 556
    • Поклонение императору в немецкой литературе. - Искусство как основа педагогики. - Современная драматургия. - Юбилей Грильпарцера. - Немецкие поэты и романисты. - Исторические труды. - Голландская литература: серьезные произведения и беллетристика. - Положение литературы в Швеции. - Норвежские новеллисты и ученые. - Писатели в Дании. - Упадок итальянской литературы. - Ученые труды в Испании. - Литература Греции 556
  • Из прошлого 564
    • I. Тамбовский вотчинник XVII века 564
    • II. К истории русского театра 568
  • Смесь 571
    • Тысячелетие Георгиевского монастыря 571
    • Присуждение премий митрополита Макария 573
    • Присуждение наград графа Уварова 574
    • Памятник Н.М. Пржевальскому 576
  • Иван Александрович Гончаров 579
  • Александрийская куртизанка 583
  • Тальянская чертовка. Историческая повесть 596
    • XVIII. На поисках чертовки 596
    • XIX. Некая посылка отправлена 600
    • XX. Очная ставка 607
    • XXI. Последний исход 614
    • XXII. Смех и слезы 618
  • Воспоминания театральнного антрепренера 622
    • X. Кое-что о проделках провинциальных актеров. - Н.К. Милославский как анекдотист. - Антрепренер М-ий 622
    • XI. Н.Х. Рыбаков. - "Гамлет". - Страсть Рыбакова к вранью. - Оригинальное знакомство с ним. - Анекдоты про него 630
    • XII. Посещение покойным великим князем наследником Николаем Александровичем моего театра. - Милостивые подарки его. - Актер Б. - Служба его у меня в Самаре. - Неудавшаяся шалость. - Служба его у меня в Костроме. - Его поступление на казенную сцену. - Проделка его с бенефисом. - Опять встреча с ним в Твери. - Его навязчивость 638
    • XIII. Сын мой Григорий. - Д.А. Славянский. - Мое путешествие с ним по России и за границей. - Заключение 644
  • Остроумно. (Рассказ) 647
  • Воспоминание об И.А. Гончарове 665
  • Первый Лжедмитрий 677
    • I. Польские козни и начало самозванства. Три фамилии, виновные в самозванической интриге. - Вероятное происхождение самозванца. - Руководящее участие Льва Сапеги и связь его посольства с сей интригой. - Григорий Отрепьев. - Объявление названного Дмитрия Вишневецкими. - Комедия с приметами. - Роль Мнишков и самборское пребывание Лжедмитрия. - Участие нунция Рангони и Сигизмунда III. - Лжедмитрий в Кракове. - Его аудиенция у короля. - Участие иезуитов в его обращении. - Его лицемерие. - Всесильные покровители и противники обмана. - Ян Замойский. - Приготовления к походу. - Меры Бориса Годунова и его суеверие. - Ошибочное отождествление в Москве Лжедмитрия с Отрепьевым. - По сему поводу два посольства в Польшу 677
    • II. Вопрос о личности и руководитель первого Лжедмитрия. Разногласие источников. - Известие Буссова. - Обзор разных мнений в русской литературе. - Вопрос о тождестве самозванца с Григорием Отрепьевым. - Костомаров и Бицин. - О. Пирлинг. - Последующие мнения. - Сущность моих выводов. - Несостоятельность предположения о подготовке самозванца боярами. - Мои доводы против тождества с Гр. Отрепьевым, в пользу происхождения Лжедмитрия из Западной Руси и его раннего ополячения. - Маржерет против его подготовки иезуитами. - Свидетельства, подтверждающие польскую самозванческую интригу 697
  • Мои литературные дебюты и редакция "Азиатского вестника". (Отрывок из воспоминаний) 709
  • Старый конногрвардеец 717
  • Один из русских пионеров на далеком Востоке 733
  • Голод и наша публицистика 754
  • Черты русской истории и быта эпохи Петра II 773
    • IV. К истории русской литературы и науки. - Старость Софрония Лихуда. - Князь Иван Лихудиев. - Афанасий Скияда. - Афанасий Кондонди. - Алексей Барсов. - Иоаким Богомолевский. - Иероним Колпецкий. - Феофил Кролик. - Федор Поликарпов. - Князь А.М. Черкасский и его школа 773
    • V. Отношения помещиков к священникам: Сытин и Ржевский. - Монастырские "управители" и их значение в народной истории. - Отставные служивые времен Петра I: Евстратов и Лихарев. - Учительница детей фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. - Матрос Гуляев. - Приказный Военной Коллегии Галкин. - Стольник Мякинин и солдат Титов. - Стольник Порошин. - Роман монахини Маргариты. - Монастырский "бунтовщик" 787
    • VI. Князь и княгиня Вяземские. - Флигель-адъютант Щербинин. - Копиист Алексеинцев и мельничный мастер Симаков. - Купец Лаптев и его жена 795
  • По поводу выставки народных картин 801
  • Ростовский Борисоглебский монастырь, что на Устье, Ярославской епархии 808
  • Русский двор в 1826 - 1832 годах 824
  • Салютисты в Бельгии 837
  • Критика и библиография 851
    • Н.М. Ядринцев. Сибирские инородцы, их быт и соверменное состояние. Этнографические и статистические исследования. Спб. 1891 851
    • Н.П. Лихачев. Бумага и древнейшие бумажные мельцицы в Московском государстве. Историко-археографический очерк. Спб. 1891 855
    • Сибирская библиография. Указатель книг и статей о Сибири на русском языке и одних только книг на иностранных языках за весь период книгопечатания. Том II. Составил И.В. Межов. Издал И.М. Сибиряков. Спб. 1891 857
    • Американская республика Джемса Брайса, автора книги "Священная римская история" и члена палаты депутатов от Абердина. Часть III. Пер. В.Н. Неведомский. Изд. К.Т. Солдатенкова. Москва. 1890 858
    • В.С. Карцов и М.Н. Мазаев. Опыт словаря псевдонимов русских писателей. Спб. 1891 861
    • Спутник-толмач по Индии, Тибету и Японии. Составил А.В. Старчевский. Спб. 1891 862
    • Отчет Императорской Публичной Библиотеки за 1888 год. Спб. 1891 863
    • Ариост. Неистовый Роланд. Перевод под редакцией В.Р. Зотова. Спб. 1892 864
    • А.Н. Пыпин. История русской этнографии. Том III. Этнография малорусская. Спб. 1891 866
    • Иркутск. Его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири. Очерк, редактированный и изданный Иркутским городским головой В.П. Сукачевым. Москва. 1891 868
    • Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон, чтимых Православной церковью на основании Священного Писания и церковных преданий. Составила Софья Снессорева. С изображениями в тексте праздников и икон Божией Матери. Спб. 1892 869
    • Вл. Боцяновский. Публичная библиотека в Житомире. По поводу ее 25-ти летия. - Киев. 1891 869
  • Исторические мелочи 871
    • Принц Луи-Лукиан Бонапарт. - Роман генерал Дюмурье как прототип романа Буланже. - Тайное общество лже-Богородицы во время французской революции. - Бегство прусского принца в 1848 году 871
  • Заграничные исторические новости 879
    • Гончаров в оценке французов и англичан. - Еврейский вопрос в России. - Как судят о нем французы, немцы и швейцарцы. - Русские писатели, неизвестные в России, но восхваляемые за границей. - Международный словарь современных писателей Губернатиса. - Самоубийство Буланже. - Жюль Греви. - Последний коммунар. - Немецкий историк Рима. - Музыкальный эксцентрик 879
  • Из прошлого 888
    • Голод в Нижегородской губернии в 1754 - 1755 гг. 888
    • Анекдот об императоре Александре I 892
  • Смесь 894
    • Реставрация Успенского собора во Владимире на Клязьме 894
    • Седьмое присуждение пушкинских премий 896
    • Историческое Общество 897
    • Экономическое Общество 898
    • Археологическое общество 898
    • Общество любителей древней письменности 900
  • Заметки и поправки 905
    • К воспоминаниям Н.И. Иванова 905
  • Указатель личных имен, упоминаемых в четырех томах "Исторического вестника" 1891 г. 906
  • Указатель гравюр, помещенных в четырех томах "Исторического вестника" 1891 г. 945