Искрометный чимароза. Биография Чимароза композитор биография

Итальянский композитор Доменико Чимароза родился 17 декабря 1749 года



Domenico Cimarosa

Родившийся близ Неаполя, композитор как никто был тесно связан с неаполитанской культурой.

Неаполь 18 века

Стиль его творчества удивительно ясный, «солнечный», темпераментный, порожден яркими красками юга. До наших дней имя Чимарозы сохранилось, главным образом, благодаря опере «Тайный брак», хотя помимо этого оперного шедевра им написано огромное количество произведений: около 70-ти опер в жанрах серия и буффа, симфония для чембало, концерт для двух флейт и много других камерных сочинений, а также кантаты, оратории и другие произведения церковного характера. И всё же основным призванием композитора была опера и именно комическая.

Опера "Тайный брак"

Оперы-буфф в творчестве Чимарозы привлекают естественностью и жизненной достоверностью. В них много комичного, но, вместе с тем, нежного и трогательного. Заслуженную славу среди них, конечно, снискала опера «Тайный брак», которая еще при жизни композитора обошла многие сцены мира, и продолжалась ставиться на протяжении всего XIX века. Высокую оценку творчества Чимарозы дал в своё время Россини. Однажды, когда поклонник его опер — это был Стендаль — выразил ему свое восхищение перед «Итальянской в Алжире» и спросил, что ему самому больше нравится: «Итальянка» или «Танкред», — Россини ответил: «Тайный брак». Эта оперы была создана в 1792-ом году в Вене, в период службы Чимарозы при дворе австрийского императора. А после возвращения на родину, в 1794-ом году, композитор создал оперу «Женские хитрости» на текст Джузеппе Паломбы.

Мимо этого великолепного монастыря св.Клары Ассизской,построенного в 14 веке,Доменико Чимароза проходил не раз...

Поставленная в короткий срок в неаполитанском театре, эта оперы быстро завоевала признание публики. Интерес к ней не ослабевал и в последующие годы. Также как и «Тайный брак», опера удержалась в репертуаре итальянских театров и в XIX столетии. Примечательно, что в этой опере Чимароза использовал и русскую тему, в интонациях которой каждый из нас узнает тему камаринской. Эта тема звучит в увертюре и в балетной сцене финала. В том нет ничего удивительного, ведь композитор в конце 80-х годов XVIII века жил и работал в России, он был придворным капельмейстером в Петербурге. Вопрос о том, является ли заимствованная им русская тема оригинальной или имитацией остается до сих пор открытым.

В наследии Чимарозы 66 опер, 10 кантат, 4 политических гимна, 40 сонат для клавесина, концерт для двух флейт, 8 дуэтов, 3 оратории, реквием, заупокойная месса, Credo и много иных произведений в церковных жанрах.

(17 XII 1749, Аверса - 11 I 1801, Венеция)

Доменико Чимароза (Cimarosa) Итальянский композитор. Родился 17 декабря 1749 г. в городе Аверсе близ Неаполя. Осиротев, воспитывался в школе миноритов (монахов-францисканцев) в Неаполе. Выказав незаурядное музыкальное дарование, был определен в Неаполитанскую консерваторию, где обучался у А. Саккини и Н. Пиччини.

Первый успех молодого композитора - опера "Причуды графа" (1772). Дальнейшая жизнь Чимарозы проходит в непрерывных скитаниях, одновременно - в напряженной творческой работе. Музыкант пишет со сказочной быстротой: к 1789 г. он - автор тридцати опер, поставленных театрами Рима, Неаполя, Турина; со сказочной быстротой ширятся его известность и слава. По примеру своего соотечественника Паизиелло, Чимароза едет в Россию, где на протяжении трех лет (1789-1791) пребывает в должности придворного капельмейстера. Петербуржцы восторженнно принимают "Клеопатру" (1789), "Двух невест" (1789) и другие оперы, созданные композитором в русской столице. Суровый северный климат - причина возвращения Чимарозы в Италию. С 1793 г. он - придворный капельмейстер и учитель иузыки в Неаполе. Плачевно окончились попытки Чимарозы вмешаться в политическую жизнь страны: за участие в восстании неаполитанских патриотов (1799) он был приговорен к смертной казни (музыканту вменялось в вину создание республиканского гимна). По настоянию общественности, приговор был смягчен: Чимарозе было предложено навсегда покинуть Италию. На пути в Петербург, где композитор намеревался провести остаток своих дней, он неожиданно скончался. (Венеция, 11 января 1801 г.) Слухи об отравлении музыканта его политическими противниками вызвали необходимость официального опровержения со стороны лейб-медика папы Пия VII.

Чимарозой написано свыше 80 опер (75 из них - в жанре буффа), две оратории, две мессы, ряд кантат, камерно-инструментальных и вокальных сочинений. Последние создавались в основном в России по заказам императрицы и двора. Вершиной творчества итальянского мастера признана опера "Тайный брак", написанная в 1792 г. в Вене, где Чимароза остановился, следуя из Петербурга в Неаполь. Произведение синтезирует лучшие стороны дарования композитора: мелодии здесь непринужденны и пластичны, ритмы увлекательны и темпераментны, инструментовка совершенна и проста. Остроумен сюжет; забавные перипетии героев живо заинтересовывают зрителя. Высмеиваются человеческие слабости, воспеваются добродетели, бичуются корыстолюбие и косность, привозносится искреннее, сердечное чувство. Опера Чимарозы - типичный и превосходный образец итальянской музыкальной буффонады XVIII в. Композитор сознательно следует путями, проложенными Перголези; по словам советского музыковеда В. Фермана, "Тайный брак" - это "Служанка-госпожа" на высшем композиционно-сценическом и вокально-стилистическом уровне".

Первая постановка оперы Чимарозы в дореволюционной России датируется 1822 годом, в СССР - 1925 годом (режиссер - К. Станиславский).

М. Сабинина, Г. Цыпин

ЧИМАРОЗА Доменико

(17 XII 1749, Аверса, близ Неаполя - 11 I 1801; Венеция)

Стиль музыки Чимарозы - пламенный, огненный и жизнерадостный...

Б. Асафьев

В историю музыкальной культуры Доменико Чимароза вошел как один из наиболее ярких представителей неаполитанской оперной школы, как мастер оперы-buffa, завершивший в своем творчестве эволюцию итальянской комической оперы XVIII в.

Чимароза родился в семье каменщика и прачки. После смерти мужа, в 1756 г. мать устроила маленького Доменико в школу для бедных при одном из монастырей Неаполя. Именно здесь будущий композитор получил первые уроки музыки. За короткое время Чимароза сделал значительные успехи и в 1761 г. был принят в Сайта Мария ди Лорето - старейшую консерваторию Неаполя. Там преподавали прекрасные педагоги, среди которых были крупные, а порой и выдающиеся композиторы. За 11 консерваторских лет Чимароза прошел отличную композиторскую школу: написал несколько месс и мотетов, овладел в совершенстве искусством пения, игры на скрипке, чембало и органе. Его учителями были Г. Саккини и Н. Пиччинни.

В 22 года Чимароза окончил консерваторию и вступил на поприще оперного композитора. Вскоре в неаполитанском театре деи Фиорентини (del Fiorentini) была поставлена его первая опера-buffa "Причуды графа". За ней непрерывной чередой последовали другие комические оперы. Популярность Чимарозы возрастала. Его стали приглашать многие театры Италии. Началась многотрудная жизнь оперного композитора, связанная с постоянными разъездами. По условиям того времени сочинять оперы полагалось в том городе, где они ставились, чтобы композитор мог учесть возможности труппы и вкусы местной публики.

Благодаря своей неисчерпаемой фантазии и безотказному мастерству Чимароза сочинял с непостижимой быстротой. Его комические оперы, среди которых особенно выделяются "Итальянка в Лондоне" (1778), "Джанина и Бернардоне" (1781), "Рынок Мальмантиле, или Обманутое тщеславие" (1784) и "Неудачные интриги" (1786), ставились в Риме, Венеции, Милане, Флоренции, Турине и других городах Италии.

Чимароза стал самым известным композитором Италии. Он с успехом заменял таких мастеров, как Дж. Паизиелло, Пиччинни, П. Гульельми, находившихся в то время за границей. Однако скромный, не умеющий делать карьеру композитор не смог достичь обеспеченного положения у себя на родине. Поэтому в 1787 г. он принял приглашение на пост придворного капельмейстера и "сочинителя музыки" при русском императорском дворе. В России Чимароза провел около трех с половиной лет. В эти годы композитор сочинял не так интенсивно, как в Италии. Он отдавал больше времени руководству придворным оперным театром, постановке опер, преподаванию.

На обратном пути на родину, куда композитор отправился в 1791 г., он посетил Вену. Радушный прием, приглашение на пост придворного капельмейстер а - вот что ожидало Чимарозу при дворе австрийского императора Леопольда II. В Вене, совместно с поэтом Дж. Бертати, Чимароза создал лучшее из своих творений - оперу-buffа "Тайный брак" (1792). Премьера ее прошла с ошеломляющим успехом, опера была бисирована целиком.

Вернувшись в 1793 г. в родной Неаполь, композитор занял там пост придворного капельмейстера. Он пишет оперы-seria и оперы-buffa, кантаты и инструментальные произведения. Здесь опера "Тайный брак" выдержала более 100 постановок. Это было неслыханно для Италии XVIII в. В 1799 г. в Неаполе произошла буржуазная революция, и Чимароза с восторгом встретил провозглашение республики. На это событие он, как истинный патриот, откликнулся сочинением "Патриотического гимна". Однако республика просуществовала лишь несколько месяцев. После ее поражения композитор был арестован и брошен в тюрьму. Дом, где он жил, разгромили, а его знаменитое клавичембало, выброшенное на булыжную мостовую, было разбито вдребезги. 4 месяца Чимароза ожидал казни. И только ходатайство влиятельных лиц принесло ему желанное освобождение. Пребывание в тюрьме серьезно сказалось на его здоровье. Не желая оставаться в Неаполе, Чимароза отправился в Венецию. Там, несмотря на плохое самочувствие, он сочиняет onepy-seria "Артемизия". Однако премьеры своего произведения композитор уже не увидел - она состоялась через несколько дней после его смерти.

Выдающийся мастер итальянского оперного театра XVIII в. Чимароза написал более 70 опер. Его творчество высоко ценил Дж. Россини. О лучшем произведении композитора - onepe-buffa "Тайный брак" Э. Ганслик писал, что в ней "есть та настоящая легкая золотая краска, которая единственно подходит для музыкальной комедии... все в этой музыке бьет ключом и переливается жемчугами, так легко и радостно, что слушателю остается только наслаждаться". Это совершеннейшее творение Чимарозы до сих пор живет в мировом оперном репертуаре.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Смотреть что такое "ЧИМАРОЗА Доменико" в других словарях:

    Доменико Чимароза Доменико Чимароза (итал. Domenico Cimarosa, 17 декабря 1749, Аверса, Казерта 11 января 1801, Венеция) итальянский композитор, который наряду со своими современниками, Гульельми и Паизиелло, оставил значительный след в… … Википедия

    Доменико Чимароза Доменико Чимароза (итал. Domenico Cimarosa, 17 декабря 1749, Аверса, Казерта … Википедия

    Чимароза, Доменико - Доменико Чимароза. ЧИМАРОЗА (Cimarosa) Доменико (1749 1801), итальянский композитор. Представитель неаполитанской оперной школы. В 1787 91 придворный музыкант в Санкт Петербурге. Автор свыше 70 опер. Особенно известны оперы–буффа, среди которых… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Cimarosa, Domenico) ДОМЕНИКО ЧИМАРОЗА (1749 1801), итальянский оперный композитор, один из ведущих представителей подлинно итальянской оперы. Чимароза родился 17 декабря 1749 в Аверсе. Он был сыном бедного каменщика и прачки. В 1756 семья… … Энциклопедия Кольера

    - (Cimarosa) (1749 1801), итальянский композитор, клавесинист, скрипач, певец. В 1787 91 работал в Санкт Петербурге. Мастер оперы буффа (свыше 70, в том числе лучшая «Тайный брак», 1792). Оперы сериа «Горации и Куриации» (1796) и др. * * *… … Энциклопедический словарь

    Чимароза (Cimarosa) Доменико (17.12.1749, Аверса, близ Неаполя, 11.1.1801, Венеция), итальянский композитор, один из крупнейших представителей оперы буфф. Сын каменщика. Рано осиротев, воспитывался в приюте «Санта Мария ди Лорето» в Неаполе. В… … Большая советская энциклопедия

    Чимароза Доменико - (1749 1801) итал. композитор. Сын каменщика, учился в монастырской школе для бедных в Неаполе. Редкие муз. способности позволили Ч. окончить коне. Санта Мария ди Лорето (1761 72). В 1787 Ч. приглашен на место капельмейстера итал. оперы в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - (итал. Domenico Cimarosa, 17 декабря 1749, Аверса, Казерта 11 января 1801, Венеция) итальянский композитор, который наряду со своими современниками, Гульельми и Паизиелло, оставил значительный след в музыкальном искусстве. Первая его опера,… … Википедия

    Фамилия. Известные носители: Чимароза, Тано итальянский актёр, режиссёр, сценарист. Чимароза, Доменико итальянский композитор … Википедия

    - (Доменико Cimarosa) знаменитый итальянский композитор(1749 1801). Первая его опера, Fiorentini , поставлена была в 1772 г. сгромадным успехом. Он написал. много опер, давших его имени большуюпопулярность во всей Европе. В 1789 г. Ч. уехал, по… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • 32 сонаты для фортепиано. Ноты , Чимароза Доменико. Доменико Чимароза (1749 - 1801) - итальянский композитор, который оставил значительный след в музыкальном искусстве. В сборнике представлены сонаты для фортепиано, рекомендуемые для учащихся…

ЧИМАРОЗА, ДОМЕНИКО (Cimarosa, Domenico) (1749–1801), итальянский оперный композитор, один из ведущих представителей подлинно итальянской оперы. Чимароза родился 17 декабря 1749 в Аверсе. Он был сыном бедного каменщика и прачки. В 1756 семья Чимарозы поселилась в Неаполе. Вскоре скончался отец, и Доменико отдали в монастырскую школу в Пендино. В 1761 он получил доступ в консерваторию «Санта Мария ди Лорето» (старейшую из четырех прославленных неаполитанских консерваторий). Здесь Чимароза учился музыке, преимущественно игре на скрипке, клавесине и пению. В 1772 женился на Гаэтане Палланте, дочери богатого музыкального импресарио. Гаэтана умерла год спустя, и о дальнейших событиях в жизни Чимарозы почти ничего не известно. По-видимому, он почти сразу же вступил во второй брак. Во всяком случае его новая подруга (возможно, вторая жена) родила двух детей и вскоре после этого скончалась. Третья жена Чимарозы умерла в 1796, подарив ему сына Паоло.

Первая опера Чимарозы Причуды графа (Le stravaganze del conte ) была поставлена в Неаполе в 1772. После этого он жил попеременно в Риме и Неаполе, совершая иногда путешествия на север; писал и ставил оперы и вскоре был признан главным соперником Паизиелло, в ту эпоху корифея итальянской оперы.

В 1787 Чимароза был приглашен придворным композитором ко двору русской императрицы Екатерины II. Первым заказом, который он получил по прибытии в Петербург, стал реквием на смерть жены неаполитанского посла. В течение четырех лет, проведенных Чимарозой в России, он сочинил пять больших опер и много произведений в других жанрах. В 1791 испросил разрешения вернуться на родину ввиду расстроенного здоровья, однако из России поехал не в Италию, а в Вену, где занял должность придворного капельмейстера (сменив А.Сальери). В Вене появилась наиболее известная опера Чимарозы Тайный брак (Il matrimonio segreto , 1792).

В 1793 Чимароза наконец добрался до Неаполя, где провел в нищете последние годы жизни. Вдохновленный идеями Великой французской революции, композитор с восторгом встретил провозглашение в Неаполе республики, осуществленное при поддержке французской армии, и даже сочинил по этому случаю Патриотический гимн . Когда через несколько месяцев монархия была восстановлена, композитора обвинили в сотрудничестве с оккупантами, посадили в тюрьму, а его портрет был символически сожжен. Король Фердинанд помиловал его, но условием был немедленный выезд из Италии. Чимарозе пришлось вновь отправиться в Петербург, где он некогда блистал, но в дороге музыкант скоропостижно скончался. Слух о том, что Чимароза был отравлен, распространился настолько широко, что неаполитанские власти послали специального врача для составления официального отчета о смерти композитора.

В наследии Чимарозы 66 опер, 10 кантат, 4 политических гимна, 40 сонат для клавесина, концерт для двух флейт, 8 дуэтов, 3 оратории, реквием, заупокойная месса, Credo и много иных произведений в церковных жанрах.

Важнейшими достоинствами музыки Чимарозы являются ее живость, изобретательность, искрящееся веселье и блестящая инструментовка. Главный вклад композитора в развитие оперного жанра – введение заключительных ансамблей, подытоживающих развитие действия в картине или акте.

(Domenico Cimarosa) - 17-го декабря 1749 года в маленьком местечке Неаполитанского королевства - Аверсе, у бедного каменщика Чимароза родился сын Доминико, которому суждено было стать впоследствии одним из выдающихся и наиболее любимых композиторов не только Италии, но и всей Европы.

Через год, т. е. в 1750 году, отец Доминико, сильно бедствовавший в Аверсе, решил искать работы в Неаполе и для этого поселился недалеко от города в маленьком домике по соседству с монастырем de Saint-Severe, принадлежавшем ордену миноритов (францисканцев).

Доминико было 7 лет, когда отец его упал во время работы с лесов и умер, а сироту взяли в приют для бедных, содержимый миноритами.

В качестве учителя этот приют посещал pater Polcano, органист монастыря de Saint-Severe и духовный отец матери Доминико, который вскоре обратил внимание на выдающиеся способности и живой ум даровитого мальчика.

Почтенный pater сильно полюбил Доминико и занялся развитием его, вложив всю душу в свое дело. Они целыми часами занимались музыкой, латынью, изучением немецких классиков и отечественных поэтов.

Передав мальчику все свои знания, pater Polcano поместил его в местную консерваторию Santa Maria di Loretto, где Чимароза серьезно занимался пением под руководством Manna и Sacchini, изучая в то же время с Fenaroli контрапункт и драматический стиль. К этому же времени относится его знакомство и дружба с Piccini, который помог ему усовершенствоваться в искусстве композиции.

В 1772 году Чимароза окончил курс консерватории и дебютировал на поприще драматического композитора оперой "Le stravaganze del conte", которая с успехом была исполнена в Неаполе в театре di Fiorentini. В том же году он написал "Le pazzie di Stellidanza e di Zoroastre". После этого его произведения появляются одно за другим с неимоверной быстротой.

В какой-нибудь год молодой композитор приобретает себе такую популярность в Италии, что становится наравне с Paesiello, находившимся тогда в расцвете славы. Все города Италии зовут Чимароза к себе, и даже Рим радуется, получив в 1774 году от него оперу "Italiana in Londra". С этого времени и до 1780 года молодой композитор живет то в Риме, то в Неаполе, где в 1774 году ставит оперы: "La finta parigina" и "La finta prascatana". Тут же написаны им историческая опера "Caio Mario", две библейских: "Assalonea" и "La Giuditta", кроме того, еще около 20 разного содержания, по преимуществу опер-буфф. С 1784 года Чимароза поселился во Флоренции и некоторое время писал исключительно для нее, хотя все его оперы не сходили с репертуара театров Рима, Неаполя, Венеции, Турина и других городов Италии.

Во Флоренции им написаны, главным образом, духовные произведения - несколько месс, requiem и др. В 1782 году Чимароза познакомился с Paesiello, и, начиная с этого времени, в течение 20 лет оба композитора по-братски делили славу царей музыки в Италии.

Между тем слава Чимароза разнеслась по всей Европе и достигла Петербурга.

И Екатерина II пригласила талантливого композитора заменить при ее дворе уезжавшего из России после шестилетнего пребывания в ней Paesiello. Чимароза принял это приглашение и в июле 1788 года покинул Неаполь к глубокому прискорбию всех и направился в Ливорно.

Долго совершал он свой путь в Россию.

Задержала его буря, заставившая простоять лишних 17 дней в открытом море, задержала постановка в Турине оперы "Il Valdamiro" и, наконец, все время задерживали те почести, которыми его осыпали в попутных городах.

Во Флоренции он должен был на несколько времени остаться при тосканском дворе, где его осыпали подарками; в Вене император Иосиф II дал ему аудиенцию и тоже оказал всякое внимание; наконец, в Варшаве польская аристократия так приняла его, что только через месяц Чимароза мог продолжать свой путь. В начале 1789 года он прибыл в Петербург, представился императрице и сразу очаровал ее своим талантом; она дала ему звание придворного композитора, назначила большое содержание и поручила обучение пению своих внуков.

В Петербурге Чимароза, несмотря на свое недолгое пребывание и массу занятий, успел написать 4 оперы, мессу, около 105 разных небольших отрывков и романсов для придворных концертов и, наконец, блестящую кантату для Потемкина на слова Державина.

В числе обязанностей, возложенных на Чимароза, было дирижирование оркестром на спектаклях, называвшихся "Большими Эрмитажами", и постановка опер. Любопытно, что он, поставив на этих спектаклях очень много опер, из своих дал только очень немногие: "Vergine del sole", вызвавшую громадный энтузиазм, "Два барона" (24-го апреля 1789 г.), "Две невесты" (18-го апреля 1789 г.), "Idalida" (26-го октября 1789 г.) и "Cleopatra" (27-го сентября 1789 г.). Позднее, когда композитора не было уже в Петербурге, кроме названных опер, были поставлены: "La ballerina amante" (12-го января 1796 г.), "Gli inemici generosi" (в 1798 г.), "І due suposti conti" (9-го апреля 1798 г.), "L""italiana in Londra" (в 1797 г.), "Тайный брак" и "Горации и Куриации" (в 1818 г.). Из чужих опер Чимароза охотнее всего ставил оперы своего друга Paesiello, уже знакомого Петербургу.

Так, им были поставлены: "Две графини", "Смешной поединок", "Ахилл в Сцире", "Нинета", "Купидон и Псиша", "Крестьянин, маркиз или колбасник" и др. Вообще Чимароза относился к своему делу крайне старательно и умел сделать оперные спектакли интересными, чем сильно расположил к себе петербургскую публику.

Если прибавить к этому еще славу даровитейшего композитора, то будет понятно то сожаление, с которым проводили его из Петербурга, после того как стало заметно, что резкий климат отзывается вредно на его здоровье.

Это было в 1792 году. Прямо из Петербурга Чимароза отправился в Вену, где император Леопольд радушно принял его, дал звание директора придворной капеллы, 12000 флоринов жалованья и квартиру.

Тут Чимароза написал лучшую свою оперу "Il matrimonio segreto". Говорить о ее успехе не стоит, достаточно вспомнить, что на первом представлении ее по окончании император выразил желание прослушать оперу еще раз, и через какой-нибудь час, после того как артисты (Паоло, Фидальма, Каролина, Робинзон и др.) поужинали, опера была повторена при самых восторженных выражениях одобрения публики, нередко заглушавших музыку... В Вене Чимароза пробыл один год и в 1793 году ему снова пришлось увидеть Италию.

К этому времени у него было уже написано 70 крупных партитур, не говоря уже о мелких.

Первое произведение, которое он поставил по приезде в Неаполь, по общему требованию, было, конечно, "Il matrimonio segreto". Успех этой оперы в Неаполе превзошел даже успех в Вене. 67 представлений ее не могли уменьшить восторга, с которым ее каждый раз принимали.

Вскоре Чимароза дал Неаполю еще одно произведение, которое по музыке, собственно говоря, стоит выше "Il matrimonio segreto", это - "Astuzie feminili". В 1796 году он поехал в Рим, где ставили его оперу "Gli inemici generosi", а оттуда в Венецию, где он написал "Gli Orazzi е і Curiazzi". Только в 1798 году Чимароза опять вернулся в родной Неаполь, где в это время началось революционное движение, в котором он и принял горячее участие со времени прибытия французской армии под командой генерала Шампьоне.

Вскоре он чуть не сделался кровавой жертвой сопротивления, оказанного кардиналом Руффо, и вслед за тем был арестован, посажен в тюрьму, приговорен к смертной казни и, верно, был бы казнен, если бы русский посланник, горячий поклонник таланта композитора, не убедил короля Фердинанда помиловать его. Чимароза был выпущен на свободу, которою ему пришлось пользоваться недолго... Желая поселиться опять в России, он отправился в Венецию, но там почувствовал себя слишком слабым для такого далекого и тяжелого по тем временам путешествия.

Здесь он написал свое последнее произведение - мессу для папы Пия VII, а 11-го января 1801 года умер. Тотчас же распространились слухи, что он был отравлен по распоряжению королевы Каролины.

Общественное мнение громко обвиняло правительство в преступлении и требовало официальной публикации лейб-медика папы Пия VII, которая бы опровергла слухи и констатировала бы естественную причину смерти композитора.

Впрочем, нужно думать, что слухи эти недостаточно основательны; вернее мнение, указывающее причиною смерти нарыв в желудке, следствие чересчур плохого содержания в тюрьме.

Впрочем, так или иначе, все же правительство виновато в этой преждевременной смерти, лишившей Италию, да и всю Европу такого выдающегося таланта.

По смерти Чимароза в Венеции в церкви Св. Ангела лучшими артистами была пропета панихида, написанная директором капеллы Бертони, а в Риме кардинал Консальви, покровитель и друг покойного, устроил ему великолепные похороны в церкви Св. Карла. По заказу того же Консальви, знаменитый скульптор Канова сделал бюст Чимароза, который и поставлен в римском Пантеоне недалеко от бюстов Sacchini и Paesiello. Чимароза оставил после себя самые разнообразные произведения: оперы-буфф, оперы-serias, кантаты, мессы, оратории, из которых лучшими можно назвать "Юдифь" и "Триумф религии", и пр. Из опер самые распространенные: "Caio Mario", "Gli Orazzi е і Curiazzi" и "Il matrimonio segreto", которые во время империи очень часто ставились при дворе Наполеона с участием таких артистов, как Грассини и Кречентини.

Впрочем, трудно объяснить, почему именно эти оперы удостоились любви публики, а не "Пенелопа", например, или не "Жертвоприношение Авраама", или "Олимпиада", хотя в этих последних отличительные качества таланта Чимароза - необычайная простота музыки и в то же время кипучая жизненность - заметны особенно сильно.

Некоторые строгие критики упрекают Чимароза в подражании Моцарту, на самом же деле общего между обоими композиторами только и есть, что одинаковая глубина идей, которую Чимароза соединяет с красотой и плавностью мелодий, драматическою живостью, умелою эффектною трактовкою человеческого голоса и выдающейся инструментовкой.

Арапов, "Летопись русского театра"; "Энциклопедический словарь" Березина;

Перепелицын, "Музыкальный словарь"; Записки Каратыгина, "Русская Старина", 1873 г.; В. Марков, "Исторические очерки русской оперы с самого ее начала до 1862 г."; Михневич, "Очерк истории музыки в России в культурно-общественном отношении", 1879 г.; Перепелицин, "История музыки в России", 1888 г.; "Архив Дирекции Императорских театров"; "Чтение в Императорском Обществе истории и древностей российских" (Москва, 1882 г.) - "Хроника русского театра"; D-r Hugo Rieman, "Musik-Lexikon"; Herman Mendel, "Musikaliches conversations-lexicon", т. 2; Pierre Larusse, "Grand dictionnaire universel du XIX-e siecle", tome quatrieme; Георги, "Описание столичного города С.-Петербурга", 1794 г. Владимир Березкин. {Половцов} Чимароза, Доминико музыкальный композитор в СПб., капельмейстер придв. театра при Ек. II; род. в Неаполе в 1755 г., † 11 янв. 1801 г. в Венеции. {Половцов}