Главные музеи страны. Музеи россии

Что уникально:

Пока это единственный российский музей, пожелавший подчинить себе всю культурную инфраструктуру города.

Музей хорош не только своей коллекцией, но и тем, что сегодня оказался единственным из российских музеев, который избрал абсолютно инновационную модель развития. История Пермской галереи ведется с 1922 года. С давних пор она - центр художественной жизни Урала. Коллекция дает возможность совершить краткий экскурс в основные периоды истории мирового искусства. Среди тысячи икон XVI - XX веков запомнятся работы изографов уральской Строгановской школы XVI - XVII столетий. Живопись нового времени порадует встречей с творениями Иванова, Венецианова, Федора Алексеева, Репина, Левитана, Саврасова, Васильева, Поленова, Серова, Борисова-Мусатова, ранних авангардистов из объединения «Бубновый валет». Кроме того, экспромтом можно оценить рубежи и вехи западноевропейского искусства: от картин учеников Леонардо до малых голландцев. Но, как принято говорить, жемчужиной коллекции является собрание деревянной скульп-туры, украшавшей церкви Верхнекамья и других областей Урала в XVIII - начале XX века. Образы Христа-страстотерпца, Богоматери и святых в основном были собраны во время экспедиций 20-х годов. Фольклорные представления в этих скульптурах органично сочетаются с традициями пластики западноевропейского барокко. Эмоциональный контакт с этим искусством колоссальный.

Вся коллекция Пермской галереи пока квартирует в здании кафедрального Спасо-Преображенского собора XIX века. Сейчас стоит вопрос о переезде на новое ПМЖ. Руководство музея и правительство Пермского края решили пойти по нестандартному пути: превратить музей в катализатор всей культурной жизни города и для этого сделать его многофункциональным, с развитой системой сопутствующих функций (туристический центр, место образования, проведения досуга), а главное - новым и притягательным с архитектурной точки зрения. За образец взят Музей Гуггенхайма в Бильбао, выстроенный радикальным модернистом Фрэнком Гери. Благодаря музею-аттракциону с постоянно меняющейся экспозицией (всегда высочайшего класса) унылый город баскской провинции превратился в центр международного туризма. Первым шагом к реализации идеи возрождения Перми через музей является недавнее объявление конкурса проектов нового здания Пермского художественного музея. Жюри конкурса звездное, состоит из ключевых фигур современной мировой архитектуры.

2. Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева

Что уникально:

Радищевский - единственный в стране музей, в котором старая западноевропейская живопись сопоставима по уровню с коллекцией русского искусства.

Это первый за пределами столиц общедоступный художественный музей в дореволюционной России. Он основан в 1885 году внуком писателя Александра Радищева Алексеем Боголюбовым.

Музей складывался как частное, а не государственное собрание. В немалой степени его формирование отражает вкусы основателя - «моряка-художника» Алексея Боголюбова. Трудно поверить, но в первые годы существования музея коллекция русского искусства значительно уступала собранию искусства французского. Объясняется это эстетическими приоритетами долгое время жившего в Париже Боголюбова, а также его человеческими контактами. Приобреталась живопись многих французских мастеров, ценивших метод пленэризма, предполагающий работу на открытом воздухе. Это мастера так называемой Барбизонской школы, современники Боголюбова. И Эрмитаж, и Академия художеств в Санкт-Пе-тербурге стали первыми «высочайшими пожертвователями» музея. Покровитель Боголюбова Александр III разрешил отобрать из запасных фондов Эрмитажа некоторое количество картин. Вкус не подвел художника. Картины были отобраны первоклассные, среди них - шедевр младшего современника Рафаэля и Микеланджело Джорджо Вазари «Триумф Вакха». Качественный уровень русского отдела уступал зарубежному вплоть до 1920-х годов. Впрочем, после революции 1917 года началось централизованное пополнение собраний музея. «Донорами» нередко становились крупнейшие столичные хранилища (ГМИИ, Русский музей, Третьяковская галерея, тот же Эрмитаж), которые по прихоти партийных чиновников почему-то срочно потребовалось «разукрупнять». Именно тогда в саратовском музее оформились отделы искусства XVIII века, первой половины XIX века, рубежа XIX–XX веков.

Картины великих саратовцев - Виктора Борисова-Муса-то-ва, Павла Кузнецова - приобретались в разные годы и с разным успехом. Произведений Борисова-Мусатова в музее не очень много. Собрание же картин Кузнецова - едва ли не лучшее в мире.

Кроме главного здания, которое несколько лет было закрыто на капитальную реставрацию, Радищевский музей имеет пять филиалов в Саратове и области. Самые известные из них - городская усадьба Виктора Борисова-Мусатова и дом Павла Кузнецова, которому сегодня угрожает офисное строительство на примыкающей территории. Кроме того, особым уважением и вниманием пользуется дальний областной филиал Радищевского музея - Художественно-мемориальный музей Кузьмы Петрова-Вод-кина на его родине в Хвалынске.

3. Красноярский культурно-исторический музейный центр

Что уникально:

Это единственный в России музей, умеющий быть чутким барометром актуальных артпроцессов.

Самая большая площадка современного искусства в Сибири - Красноярский музейный центр. Он радикально отличается от традиционных музеев тем, что не имеет огромной коллекции и по примеру мировых музеев современного искусства (Гуггенхайм) ведет активную культуртрегерскую работу. Бывший Красноярский филиал Центрального музея Ленина был преобразован в музейный центр в августе 1991 года. Поклонникам старины глубокой туда спешить незачем. А вот те, кто привык следить за острыми темами современной жизни, за судьбой национальных культур, сложными вопросами политики и религии, найдут для себя множество интересных проектов. В частности, с 1991 года Красноярский музейный центр методично занимается проблемами политических репрессий. В начатую в 2000 году программу «Память сердца» вовлекаются региональные музеи Сибири. В специальных экспедициях собираются данные о репрессированных священниках и ученых. Итогом становятся выставки, семинары.

Разобраться с советским прошлым помогает программа «Ленин и современность». Мало кто знает все памятники Ильичу, стоящие в Москве. Красноярцы же в ходе экспедиций заархивировали всю сибирскую лениниану, не упустив памятники, которые сохранились даже в небольших селениях и городах. Избегая тенденциозности оценок, сотрудники музея готовят новые проекты, в которых советское прошлое узнается через архивные атрибуты.

Главной формой общения с миром Красноярский музейный центр выбрал биеннале. Она проводится с 1995 года и подтверждает способность музея находиться в центре внимания не только Сибири, но и всей России. В рамках биеннале одновременно устраиваются более сорока выставок в гигантском, построенном в 80-е годы в стиле
советского модернизма музее. Приглашаются художники со всей страны. В VI Красноярской музейной биеннале, к примеру, участвовали многие московские мэтры, среди которых Александр Сорин, Константин Батынков и даже пытливый архивист русского мата Алексей Плуцер-Сарно, привезший в Красноярск несколько тысяч русских настенных печатных и рукописных объявлений постперестроечной эпохи. 17 сентября состоялось открытие VII Красноярской биеннале с интригующим названием «Чертеж Сибири». Участникам и гостям предлагается стать картографами и в реальных и воображаемых экспедициях испытать креативность сибирского пространства. Такая формулировка темы символична именно для Красноярского музейного центра, который хочет максимально разомкнуть пространство традиционного музея и вовлечь в арт-процесс всю географию Сибирского региона.

4. Литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова (Мелихово)

Что уникально:

Это единственный у нас музей, в котором посетители чувствуют себя актерами театральной постановки Серебряного века.

В 2010 году отмечается 150 лет со дня рождения Чехова. Памятных мест, связанных с жизнью и творчеством писателя, не так уж мало. Два чеховских адреса находятся в Сахалинской области, есть домик в Таганроге, три памятных места в Крыму. К сожалению, мемориальный дом в Ялте находится в катастрофическом положении, музею требуется срочная реставрация. По контрасту самый благополучный и активно развивающийся чеховский музей находится в селе Мелихово, в 70 километ-рах от Москвы. «Имение мое плохонькое, но зато окрестности великолепные», - говорил Чехов о Мелихове.
Он жил здесь с 1892 по 1899 год. Тщательно отреставрированная в заботе об аутентичности восприятия усадьба уникальна тем, что дает шанс уяснить, как понимали пространство и время герои «Вишневого сада» и «Чайки». Неспешно умели жить. Не пытались «обнять необъятное». Ценили роскошь общаться со старым вязом как с почтенным добрым другом. Архитектура усадьбы напоминает декорации знаменитых чеховских пьес. Это не случайно. До Чехова Мелиховом владел художник Н. П. Сорохтин, который оформил главный дом в театральном вкусе. Вполне логично, что сегодня Мелихово знаменито своими театральными фестивалями, когда лучшие театры Москвы приезжают в усадьбу на уютную гастроль и ставят пьесы прямо в живых декорациях.

5. Государственный мемориальный и природный заповедник Музей-усадьба «Ясная Поляна»

Что уникально:

Ясная Поляна - единственный из российских музеев, где благодаря директору, потомку великого владельца старой усадьбы, восстановление былого уклада жизни превращено в азартную концептуальную акцию.

О реконструкции культурной атмосферы, инициированной когда-то великим именем, позаботилось руководство и другой знаменитой литературной усадьбы - Ясная Поляна в Тульской области. Разветвленная система филиалов, мощная хозяйственная структура позволили директору Ясной Поляны праправнуку Льва Толстого Владимиру Толстому превратить весь округ в пространство масштабного эксперимента по воссозданию близкой ко времени Льва Николаевича целостной среды общения и возрождению его этических и эстетических принципов. В частности, руководство музея даже тактично вмешалось в деятельность учебных заведений, расположенных в границах его филиалов, и влияет на культурный контекст через систему дополнительного образования, основанного на наследии и заветах писателя. Глобальный эксперимент «переформатирования» пространства жизни «по Толстому» включает и отлично придуманную туристическую инфраструктуру: современная гостинично-сервисная служба, которой ведает сам музей, этнотуризм, детский туризм и т.д. Традицией стали исторические реконструкции событий жизни семьи Толстого, а также проведение международных научных чтений и семинаров. По качеству и масштабу презентации культурного наследия с Ясной Поляной может сравниться лишь пушкинское Михайловское, где так же заботливо воссоздается атмосфера эпохи. Однако и у Михайловского, и у Ясной Поляны сегодня большие проблемы с реализацией жизненно необходимых музеям планов: государство отказывает им в праве ведения собственной, независимой экономической деятельности. К тому же на великолепные территории заповедников посягают разные застройщики, получившие добро у муниципальных властей.

6. Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Что уникально:

Это единственное в России место, последовательно поддерживающее имидж города-музея.

Этот музейный комплекс включает главные памятники «старшего брата» Москвы - Владимиро-Суздальского княжества. В состав музея-заповедника входят памятники древних городов Владимира и Суздаля, а также резиденция князя Андрея Боголюбского село Боголюбово и заложенный в 1151 году Юрием Долгоруким первый белокаменный храм Владимиро-Суздальской Руси в селе Кидекша. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли - лучшее, что было создано зодчими Северо-Восточной Руси до татаро-монгольского нашествия. Принадлежность музею помогает поддерживать храмы в хорошем состоянии. Однако именно Суздаль дает возможность оценить возвращение в историю не только локально, не только в жанре общения с отдельными шедеврами. Его пример открывает глаза на то, чем просто город отличается от города-музея. В просто городе улица - это улица, дом как дом. В городе-музее каждая улица - экспонат, каждый дом - артефакт. Ни в одном большом центре страны вы такого не встретите. Сравнить Суздаль можно лишь с фламандским Брюгге, бывшим в XV веке центром богатого и великолепного Бургундского герцогства. В обоих городах на три улицы приходится двадцать музеев (главные ансамбли Суздаля - кремль с памятниками XI - XVIII веков и Спасо-Евфимиев монастырь, построенный в XVI - XVII веках). В обоих городах архитектурный облик почти не менялся со Средних веков. Но самое главное сходство - в возможности живого общения с историей. Любой выставочный зал Суздаля перестает восприниматься колумбарием культуры, но ощущается частью естественного пространства жизни.

7. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Что уникально:

Это единственный российский музейный комплекс, хранящий добрый десяток архитектурных ансамблей большого города.

Ярославский музей-заповедник является одним из старейших музеев древнего искусства в России. Он был создан в 1865 году. Сегодня заповедник опекает первостатейные памятники: церкви средневековой Руси, являющиеся хрестоматийными для истории отечественного искусства. Прежде всего - Спасо-Преображенский собор одноименного монастыря. И собор, и монастырь можно назвать энциклопедией стиля XVI века: благодаря музею прекрасно сохранились архитектурный облик построенного в 1506–1516 годах храма, его фресковые росписи. Иконы и книги времени Ивана Грозного составляют экспозицию в бывших монастырских корпусах. Отдельный повод для гордости у музея - история, связанная с главным литпамятником Древней Руси «Словом о полку Игореве». Именно в архивах Спасо-Преображенского монастыря в конце XVIII века граф Александр Мусин-Пушкин обнаружил эту знаменитую эпическую поэму XII столетия. В бывшей монастырской трапезной развернута отдельная экспозиция, посвященная «Слову». Бонус посетителю главной, монастырской экспозиции музея - лучший в Ярославле вид на Волгу, что открывается со звонницы. Помимо монастыря в состав музея-заповедника входят ярославские храмы XVII века, построенные на деньги богатого местного купечества. Это церкви Николы Надеина, Рождества Христова, Ильи Пророка, Иоанна Предтечи, Богоявления. Своим великолепием памятники снискали славу эталонных для искусства позднего средневековья в России.

8. Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Что уникально:

Петергоф - единственный из наших музеев, сумевший стать парадным портретом российского музейного дела.

Основанная Петром I царская резиденция Петергоф была национализирована и превращена в музей в 1918 году декретом Совета народных комиссаров. За советскую историю на долю Петергофа выпали трудные испытания: во время Второй мировой его наполовину уничтожили фашисты. Самоотверженные специалисты практически заново возводили дворцы, разбивали парки, строили гидравлическую систему фонтанов. Сегодня Петергоф выделяется среди других петербургских императорских резиденций прежде всего безупречным внешним видом, отменным сервисом и перфекционизмом ведущихся реставрационных работ. Перед нами тот случай, когда место красит человек. Директора Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф» Вадима Знаменова можно назвать одним из лучших музейных директоров современной России. Помимо рачительной заботы о каждой постройке, каждом деревце, каждом фонтане Петродворца Знаменов привел в порядок и другую петергофскую резиденцию - Александрию, дачу Николая I и его жены Александры Федоровны с чудеснейшим неоготическим дворцом Коттедж. Кроме того, Знаменову удалось возродить до недавнего времени неузнаваемо перестроенный деревянный
Путевой дворец Петра I, что стоит на Петергофской дороге. Классные реставраторы реконструировали дворец и разбитый по проекту Растрелли в середине XVIII века сад с фонтанами. Сегодня в ведение «империи Знаменова» отписали и Ораниенбаум - проблемную в плане сохранности и менеджмента резиденцию закадычного друга Петра I князя Александра Даниловича Меншикова, единственную не подвергшуюся разрушению фашистами в годы Великой Отечественной войны.

9. Самарский художественный музей

Что уникально:

Музей тщательно собирал коллекцию русского авангарда…

Самарский художественный музей - единственный в стране, в котором работу директора можно приравнять к подвигу разведчика.

В этом году Самарский художественный музей празднует два юбилея: 110 лет музейной коллекции и 70 лет со дня основания. Гордость музея - коллекция русского авангарда и современного искусства. Заслуга ее формирования и сохранения принадлежит Анэтте Басс, чью миссию по спасению авангарда и поддержке новых направлений в искусстве можно сравнить разве что с деятельностью легендарного директора Русского музея Василия Пушкарева, спасавшего картины Малевича, Татлина и Филонова в самые суровые годы советской реакции. Анэтта Басс руководила музеем с 1958 по 2006 год - год своей кончины - и главной в своей работе сделала тему русского авангарда. В итоге за годы ее работы в музее фонд нового искусства стал одним из самых представительных среди российских галерей: там встречаются практически все главные имена 1910–20-х годов. Спасать авангард в годы запретов Анэтте Басс и ее коллегам приходилось весьма хитроумными способами. В частности,приговоренную к уничтожению кубофутуристическую картину Малевича 1913 года «Жизнь в большой гостинице» сотрудники прятали в запасниках, буквально рискуя карьерой и благополучием. Благодаря энергии Анэтты Басс и ее единомышленников удалось выбить для музея прекрасное здание эпохи модерн в центре города. В селе Ширяево, недалеко от того места, где Репин писал «Бурлаков на Волге», по инициативе руководства Самарского музея был открыт филиал - Дом-музей Ильи Репина. Теперь молодые самарцы устраивают в Ширяеве международную биеннале современного искусства.

10. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко

Что уникально:

Краснодарский музей - единственный из музеев России, дающий надежду на стабилизацию культурной жизни Северного Кавказа.

Здесь отличная коллекция русской живописи классического периода

Этот музей - один из старейших музеев русского искусства на Юге России. Он был открыт в 1904 году. Основу экспозиции составила частная коллекция, собранная краснодарским купцом и меценатом Федором Коваленко и переданная в дар городу. Музей может похвастаться первоклассным собранием древних икон и русской живописи классического периода, симпатичными разделами западноевропейского и восточного искусства. Гордость - крупнейшая на юге России коллекция отечественного авангарда начала XX века. Авангард в Краснодаре появился благодаря профессиональным и личным качествам возглавлявшего музей в 20-е годы выпускника историка Р. К. Войцика. Он дружил со многими художниками, и они охотно делились с музеем своими работами. Сегодня музей увлеченно продвигает проекты с участием молодого поколения. В апреле 2007 года в Краснодарском музее открылась выставка «Молодая палитра» - итоговая экспозиция грантового конкурса, учрежденного Минкультом, благотворительным фондом и администрацией края среди только что получивших профессиональное образование художников. Поскольку активность работы с современным искусством в Краснодаре (как, впрочем, и в большинстве городов России) близка нулю, конкурс и выставка преследуют благородную цель стимулировать процесс интеграции молодых в актуальный художественный контекст и в конечном счете пополнить фонды музея новыми работами.

Фото: Федор Савинцев для «РР»; Юрий Иващенко/Agency.photographer.ru для «РР» ; Дмитрий Шордаков для «РР»; Алексей Майшев для «РР»; Александр Кузнецов/Agency.photographer.ru для «РР»; Олег Никишин/Epsilon; Сергей Максимишин; Алексей Царев для «РР»; Интерпресс

1. Лувр, Франция.

Эту центральную достопримечательность Парижа, расположенную на правом берегу реки Сены, ежегодно посещают около 9,5 млн. человек. До того, как стать музеем, Лувр был крепостью и дворцом французских королей. Однако во время Французской революции Национальное учредительное собрание постановило, что Лувр будет использоваться в качестве музея, где будут выставлены национальные шедевры.

Так, в 1793 музей был открыт для широкой публики с коллекцией из 537 картин. При Наполеоне Лувр был переименован в Музей Наполеона, а его художественная коллекция увеличена. Впрочем, и впоследствии коллекция неуклонно пополнялась. А в 1989 году дворец приобрел необычный архитектурный элемент – стеклянную пирамиду, которая сегодня является главным входом в музей. Её спроектировал архитектор китайского происхождения Йо Минг Пей.

Появление этой пирамиды напротив средневекового здания шокировало многих людей и вызывало бурную критику, однако, несмотря на это, пирамиде суждено было стать частью архитектурного ансамбля Лувра и одним из символов Парижа. Сегодня коллекция музея состоит из более чем 350 тысяч объектов и произведений искусства, которые были созданы в период от античных времен до первой половины 19-го века. Главными достопримечательностями Лувра считаются картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза», а также скульптуры «Венера Милосская» и «Ника Самофракийская».
Скульптура «Ника Самофракийская». Автор фото: Thomas Ulrich .

2. Метрополитен-музей, США.

Метрополитен-музей, расположенный в Нью-Йорке, является крупнейшим художественным музеем в США с самой большой коллекцией искусства в мире. Ежегодно его посещают около 6 млн. посетителей.
Метрополитен-музей. Автор фото: Arad Mojtahedi.
Метрополитен-музей был основан в 1870 году группой американских граждан. Среди них были предприниматели и финансисты, а также ведущие художники и мыслители того времени, которые хотели открыть музей, чтобы познакомить с искусством американский народ. Музей открылся 20 февраля 1872 года и сегодня занимает около 190 тысяч м².

Главное здание музея, расположенное на восточной окраине Центрального парка, является одной из крупнейших в мире художественных галерей, а в меньшем по размеру здании в районе Верхний Манхэттен выставлены экспонаты средневекового искусства. В постоянной коллекции музея находятся произведения искусства, которые были созданы в период от античности до наших дней. Там можно увидеть картины и скульптуры почти всех европейских мастеров, таких как Боттичелли, Рембрандт, Дега, Роден и другие, а также познакомится с обширной коллекцией современного искусства.

Метрополитен-музей является домом для коллекций музыкальных инструментов, старинных костюмов, аксессуаров и оружия, собранных со всего света. К слову, одним из многих впечатляющих шедевров музея является гравюра на меди «Адам и Ева» Альбрехта Дюрера.
Гравюра «Адам и Ева».
3. Британский музей, Великобритания.

Этот музей находится в Лондоне, и он посвящен истории и культуре человечества. Его постоянная коллекция, насчитывающая около 8 миллионов экспонатов, является одной из крупнейших и наиболее полной. Каждый год музей посещает около 5,5 млн. человек. Вход в этот музей бесплатный.

Британский музей был создан в 1753 году и был сформирован, прежде всего, из коллекций своего основателя, врача и ученого Хэнса Слоуна. Музей был открыт для публики 15 января 1759 года в Монтегю–хаус, аристократическом особняке, расположенном в лондонском районе Блумсбери, где находится и сегодня.

В крупнейшем музее Великобритании выставлены археологические и этнографические коллекции, которые насчитывают более восьми миллионов объектов. А Египетская галерея музея может похвастаться второй лучшей в мире коллекцией египетских древностей, среди которых, например, Розеттский камень с благодарственной надписью, высеченной на нем в 196 году до нашей эры. Эту надпись египетские жрецы адресовали Птолемею V Епифану, монарху из династии Птолемеев.

4. Тейт Модерн, Великобритания.

Эта галерея находится в Лондоне и является самой популярной галереей современного искусства в мире, поскольку каждый год её посещают около 5,3 млн. человек.
Галерея Тейт Модерн. Автор фото: Hans Peter Schaefer .

Галерея Тейт Модерн создана в здании бывшей электростанции на южном берегу реки Темзы в районе Баттерси, которая была построена в период с 1947 по 1963 год. Сегодня здание галереи по своему внешнему виду до сих пор напоминает завод 20-го века, как снаружи, так и внутри. Поэтому когда вы заходите в помещение галереи, вас встречают темно-серые стены, стальные балки и бетонные полы. Коллекции в Тейт Модерн состоят из произведений современного искусства, созданных в период с 1900 год по наши дни. Здание галереи имеет 7 этажей, пронумерованных от 0 до 6. Причем, каждый этаж разделен на 4 крыла, которые соответствуют определенным темам или предметам.
Автор фото: Peter Morgan .

Так, например, в 2012 году на разных этажах были представлены экспонаты по следующим темам. Крыло «Поэзия и мечты» посвящено сюрреализму, «Структура и ясность» сосредоточено на абстрактном искусстве, крыло «Трансформированное видение» посвящено экспрессионизму, а «Энергия и процесс» сосредоточено на художественном течении арте повера и представлено работами таких художников, как Алигьеро Боэтти, Яннис Кунеллис, Казимир Малевич, Ана Мендьета и Марио Мерц.

5. Лондонская Национальная галерея, Великобритания.

Она находится на Трафальгарской площади, и её ежегодно посещают около 5 млн. человек.

В отличие от других крупных музеев континентальной Европы Национальная галерея не была сформирована путем национализации, то есть передачи королевской коллекции искусств в собственность государства. Она появилась, когда в 1824 году британское правительство купило 38 картин у наследников Джона Ангерштейна, страхового брокера и покровителя искусств. После этого приобретения галерея пополнялась только её директорами, в частности художником Чарльзом Истлейком, и благодаря частным пожертвованиям, которые составляют две трети коллекции. Сегодня галерея принадлежат обществу Великобритании, и поэтому вход в неё бесплатный. Ранее в Лондонской Национальной галерее была постоянная экспозиция, однако сегодня она постоянно меняется.

6. Музеи Ватикана.

В музеях Ватикана представлена огромная коллекция экспонатов, собранная римско-католической церковью в течение нескольких веков. Каждый год музеи посещают около 5 млн. людей.
Сикстинская капелла. Автор фото: BriYYZ .

В музеях Ватикана находится 22 отдельные художественные коллекции. И, пожалуй, самая известная из них хранится в музее Пия-Климента, где представлены великолепные классические скульптуры. Пинакотека Брера (картинная галерея) хранит средневековые и ренессансные шедевры. В Григорианском Египетском музее хранятся древнеегипетские экспонаты, а в Григорианском Этрусском музее многочисленные предметы быта этрусков. Но, конечно же, основными достопримечательностями музеев Ватикана являются Сикстинская капелла, расписанная Микеланджело, и станцы Рафаэля.
Станцы Рафаэля.

7. Музей императорского дворца, Тайвань.
Этот один из национальных музеев Китайской республики имеет постоянную коллекцию, состоящую приблизительно из 696 000 древних китайских артефактов и произведений искусства. Коллекция рассказывает о более чем 8000-летней китайской истории от неолита до конца династии Цин (1644-1912). Бо́льшая часть коллекции сформирована императорами Китая.

Музей императорского дворца расположен в столице Тайваня Тайбэе, и его посещают около 4,4 млн. человек ежегодно. Основными достопримечательностями музея считаются живопись и каллиграфия, а также редкие книги, количество которых в музее достигает 200 тысяч томов.

8. Национальная галерея искусства, США.
Эту расположенную в Вашингтоне, округ Колумбия, галерею посещают около 4,2 млн. человек ежегодно. Она была основана в 1937 году по решению Конгресса США. Большую коллекцию предметов искусства, а также средств на строительство галереи пожертвовал американский банкир и миллиардер Эндрю Уильям Меллон.

Картины, рисунки, гравюры, фотографии, скульптуры, медали, а также декоративно-прикладное искусство рассказывают посетителям галереи о развитии западного искусства от Средних веков до наших дней. В Национальной галерее искусства можно увидеть и единственную в Америке картину Леонардо да Винчи, а также крупнейший в мире мобиль (кинетическая скульптура), когда-либо созданный американским скульптором Александром Колдером.
Портрет Джиневры де Бенчи.

9. Центр Помпиду, Франция. Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду – это культурный центр в квартале Бобур 4-го округа Парижа, построенный в стиле хай-тек. Ежегодно центр Помпиду посещает около 3,8 млн. человек.
Центр Помпиду. Автор фото: scarletgreen .

Центр назван в честь Жоржа Помпиду, президента, который занимал свой пост с 1969 по 1974 год. Он и распорядился построить этот культурный центр. Официально центр Помпиду открылся 31 января 1977 года. Сегодня он вмещает в себя огромную публичную библиотеку, Государственный музей современного искусства, который является крупнейшим музеем современного искусства в Европе, и Институт исследования и координации акустики и музыки (IRCAM). Интересно, что по проекту архитектора перед зданием центра был установлен мобиль Александра Колдера, высота которого составляет 7,62 метра.

10. Музей Орсе, Франция .
Этот музей, расположенный на левом берегу реки Сены в Париже, ежегодно посещает около 3,6 млн. человек.
Музей Орсе. Автор фото: Nicolas Sanchez.

Он был создан в здании бывшей железнодорожной станции, построенной в стиле боз-ар (эклектический стиль) между 1898 и 1900 годами. К 1939 году короткие платформы станции стали непригодны для появившихся тогда больших поездов, поэтому станция стала использоваться только для пригородных поездов. Впоследствии железнодорожная станция использовалась лишь в качестве площадки для съемки фильмов, таких, как, например, «Процесс» Орсона Уэллса, снятого по мотивам одноимённого романа Франца Кафки.
Главный зал музея Орсе. Автор фото: Benh Lieu Song .

А в 1970 году было решено снести станцию, но Жак Дюамель, министр по делам культуры, был против этого, и станция пополнила список исторических памятников Франции. Через несколько лет поступило предложение сделать в здании станции музей. И в итоге, в июле 1986 года, музей был готов к приему экспонатов. Прошло ещё 6 месяцев, и в декабре 1986 года двери музея открылись для приема посетителей.
Сегодня в музее представлены, главным образом, предметы французского искусства, датируемые периодом с 1848 по 1915 года. Здесь находится самая большая коллекция работ импрессионистов и постимпрессионистов в мире, в частности таких художников, как Моне, Мане, Дега, Ренуар, Сезанн и Ван Гог.

Э рмитаж - лучший музей Европы. Так решили миллионы туристов со всего мира, оставляя отзывы на международном портале для путешественников TripAdvisor. Всего же проанализировано 509 культурных учреждений мира. Как выглядит «русская десятка» рассказывает Наталья Летникова .

Эрмитаж

3 миллиона произведений. 20 километров шедевров. А начинался Эрмитаж как частное собрание Екатерины II из 225 картин. Увидеть его могли лишь избранные, получив билет в дворцовой конторе и облачившись во фрак или мундир. Эрмитаж сегодня - это шедевры Рембрандта и Рафаэля , Джорджоне и Рубенса, Тициана и Ван Дейка. Это единственная возможность увидеть в России работы Леонардо да Винчи .

Эксперты посчитали: если задержаться лишь на минуту у каждого экспоната в Эрмитаже, потребуется 8 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть всё.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Эрмитаж не только восхищает, но и вдохновляет. Именно после его посещения Павел Третьяков загорелся идеей о собственном собрании картин. В итоге Третьяковская галерея стала одной из самых значительных в мире коллекций работ русских художников. Даже знаменитый фасад - творение Виктора Васнецова . Третьяковка богата картинами с историей. Первый «сказочный» сюжет русской живописи - «Русалки» Ивана Крамского , написанная под впечатлением от произведений Гоголя. А самое масштабное полотно Третьяковки «Явление Христа народу» - дипломная работа Александра Иванова , которую он писал 20 лет.

Оружейная палата

Оружейная палата

Сокровищница московских князей и русских царей.

Хранятся непременные атрибуты государевой власти: скипетр, держава, шапка Мономаха, которой венчали на царство до правления Петра I . Среди 4 000 экспонатов - единственный в мире двойной трон.

Он был создан специально для братьев-царевичей Ивана V и Петра Алексеевича, которых вдвоем венчали на царство. И конечно, значительная часть музея-сокровищницы - оружие. Но тоже исключительно как произведение искусства. К примеру, ружье Екатерины II в стиле рококо.

Плавучий музей

Плавучий музей

Подводная лодка Б-413 . Место прикола - город Калининград. 20 лет субмарина несла боевую службу на Северном флоте. Побывала на Кубе и в Гвинее. И даже в мирное время экипажу удалось получить звание «Отличный корабль».

С 2000 года в отставке. В России, кстати, музеями стали четыре подводные лодки, все они открыты для посещения. Но Б-413 - единственная, которая сохранилась в первозданном виде. На корабле всё по-прежнему: механизмы, боеприпасы, вооружение. А моряками-подводниками на время становятся посетители музея. Экипаж отправляется в виртуальное подводное плавание, проводит торпедную атаку, справляется с аварией в отсеке.

Русский музей

Русский музей

Крупнейшее в мире собрание русского искусства - Русский музей , созданный по императорскому указу в конце ХIХ века. Экспозиция, расположенная в 5 дворцах Санкт-Петербурга, включает картины, названия которых давно стали именами нарицательными: «Последний день Помпеи», «Бурлаки на Волге», «Девятый вал». Всего же в коллекции более 400 000 экспонатов. Невзирая на свой серьезный статус, музей готов к экспериментам, что подтверждает наличие самого молодого отдела новейших течений. Дополняют образ необычные выставки. К примеру, в конце 2013 года в Русском музее выставлялся Сильвестр Сталлоне. Актер рисует в духе экспрессионизма.

Алмазный фонд

Алмазный фонд

Гора самоцветов, имеющих историческую и художественную ценность. Коллекцию стали собирать по указу Петра I.

Самый известный экспонат - Большая императорская корона. В рекордные сроки, всего за два месяца, мастера оправили в серебро 4 936 бриллиантов и 75 жемчужин . Украсил корону ярко-красный кристалл - шпинель. Главный символ власти российских монархов, весом почти в 2 кг, возлагался на головы всех императоров начиная с Екатерины II. Один из самых статусных экспонатов - бриллиант «Орлов», украшающий скипетр Екатерины Великой, купленный для нее графом Орловым, - самый крупный в Алмазном фонде и один из самых дорогих в мире. А найден алмаз в Индии, где, как предполагается, он был глазом Будды.

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Самый европейский в России - Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . В центре Москвы, в здании, напоминающем античный храм, что ни зал - то эпоха. Итальянский и греческий «дворики», шеститысячная коллекция подлинных экспонатов Древнего Египта, собранных русским ученым Владимиром Голенищевым во время путешествий и раскопок. Хранится в Пушкинском и знаменитый клад Трои, обнаруженный Генрихом Шлиманом. Немецкий археолог еще в детстве зачитывался «Илиадой» Гомера и впоследствии нашел-таки овеянный легендами город. Но составить полное представление о собрании Пушкинского не удастся. Ведь из 670 000 экспонатов выставляется не более 2 %.

В Древней Греции это место (музейон) традиционно посвящалось музам и располагалось, как правило, в священных рощах или храмах. В мифологии греков музы были покровительницами искусства, поэзии, науки - отсюда и смысл сакрального пространства, где они должны были всячески почитаться. Само же слово «музей» появляется в обиходе в эпоху Возрождения в Европе. Там музеями называют здания и учреждения, предназначенные для хранения выдающихся произведений науки и искусства, созданных человечеством.

Что такое художественный музей?

Музеи бывают разные: исторические и технические, литературные и посвященные определенным этносам или странам, сообществам или личностям. Художественные музеи занимают среди всех особое место. Здесь, как правило, выставляются на обозрение произведения искусства - изобразительного и декоративного: картины и скульптуры, гравюры и рисунки, гобелены и ковры, керамика и ткани. В современных музеях осуществляется не только хранение и показ экспонатов, но и их всестороннее изучение, а также реставрация памятников, имеющих высокохудожественное значение.

Художественные музеи России (Руси)

Немного истории. Музейное дело имеет на Руси тысячелетнюю преемственность. В Киевской Руси, к примеру, в соборах и монастырях некоторых городов находились и сохранялись богатые ткани, изделия ювелиров, книги (рукописные) в драгоценных окладах из золота и серебра, изукрашенных самоцветами. А в ризницах церквей хранились богатейшие собрания. Так, в была коллекция произведений живописи и прикладного искусства. А с 16 века начала создаваться богатейшая и интереснейшая коллекция в Кремле Москвы. С нее, можно сказать, и берут свое начало художественные музеи России. Оружейная палата - старейший музей, который был официально создан в 1806 г., но существовал задолго до этого. Сейчас она входит в состав

Кунсткамера и частные коллекции

Самым первым русским публичным музеем можно также считать Кунсткамеру в Петербурге, созданную по инициативе царя Петра в 1714 году. Открытие ее состоялось в 1719-м. Правда, Кунсткамера - музей не совсем художественный. Там были представлены, кроме произведений искусства, различные естественнонаучные экспонаты, которые Петр приобретал во время своих заграничных поездок, или же найденные на российских территориях. Крупнейшие частные коллекции скапливались в Зимнем дворце, Царском Селе, Петергофе и Павловске (после революции все эти усадьбы и дворцы были национализированы и превращены в художественные музеи России). Таким образом появились музей-усадьба Архангельское, Кусково и некоторые другие.

Эрмитаж

Художественные музеи России - важная веха в развитии культуры страны. Так, в 1764 году были приобретены большие коллекции картин, что явилось одним из первых шагов в создании в Петербурге Эрмитажа.

Однако посмотреть на произведения искусства в то время мог не каждый: доступ в Эрмитаж, как, впрочем, и во многие тогдашние частные коллекции, был очень ограничен. И только в 19 веке (во второй половине), благодаря усилиям русской интеллигенции, боровшейся за публичность и открытость подобных заведений, были открыты доступы к сокровищам Эрмитажа и некоторым частным коллекциям (Прянишникова, Третьякова, Остроухова).

Художественные музеи России: список

  1. Открытие Третьяковской галереи, первого художественного музея русского искусства в Москве 19 века, можно поставить во главу угла. Основателем был купец Третьяков, увлекшийся идеями передвижников и создавший крупную коллекцию произведений искусства. Он рассматривал свою работу коллекционера как общенациональное предприятие, принадлежащее народу России. А сама галерея оказала неоценимое влияние на дальнейшее развитие реализма в живописи и других видах искусства.
  2. Не только в столицах, но и в провинции открывались художественные музеи России. Список можно продолжить Саратовским художественным музеем имени Радищева, открытым в 1885 году.
  3. В 1895-9898 гг. открывается Русский который также стал достоянием широкой публики.
  4. 1912 г. - Музей изящных искусств в Москве (ныне - Пушкинский).
  5. После революции 1917 года все мелкие и крупные художественные музеи России становятся общенародным достоянием. Лозунг «Искусство принадлежит народу» максимально воплощается в жизнь простого человека, а музеи становятся источником и инструментом воспитания трудящихся масс. Названия художественных музеев России дополняются новыми наименованиями. К ним можно отнести национальные галереи и музеи в Армении, Азербайджане, Грузии, Узбекистане, Туркмении, Прибалтике. Появляются музеи народного творчества в Палехе, Мстере, персональные музеи, посвященные творчеству определенного художника. Основная задача этих институтов - эстетическое воспитание народа, изучение, реставрация и сохранение бесценных памятников художественного искусства.

Существует некий минимум для человека образованного: иностранный язык хотя бы на уровне I am Peter, приличное образование, достаточный уровень профессионализма в выбранной специальности и, конечно же, культура.

Необходимость посетить ряд российских музеев сложно оспорить. И неважно, посетите ли вы их «для галочки» или по велению сердца, музеи эти как нельзя лучше раскрывают, что же такое русская культура, история, цивилизация.

Итак: 5 — ка лучших музеев России

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Один из самых значимых и известных музеев не только России, но и мира.

Свыше трех миллионов произведений искусства начиная от каменного века, заканчивая современностью.

История создания дворца и самого музея, великолепная архитектура и, конечно же, сами произведения искусства. Какие бы культурные предпочтения у вас ни были, в Эрмитаже это непременно найдётся. Только основная часть коллекции занимает пять больших зданий.

Добрая половина туристов приезжает в Санкт-Петербург именно из-за Эрмитажа. Это уже потом белые ночи, разводные мосты, Летний сад и прочие достопримечательности.

Эрмитаж - это бренд, о котором хотя бы краем уха слышал каждый.

«Гранд Макет Россия», Москва

Музей молодой, открылся в 2011 году. Несмотря на это, он успел прогреметь, войти в десятку лучших музеев страны и завоевать великое множество как отечественных, так и международных наград.

На первый взгляд идея проста - это колоссальный макет нашей страны, созданный из множества небольших сюжетов.

Путешествия по России, школьная и студенческая жизнь, работа, спорт и многое другое. Впечатление потрясающее! Это настолько наглядно и интересно, что взрослые, состоявшиеся люди ходят буквально с открытыми ртами. Что уж говорить о детях!

Описывать музей «Гранд Макет Россия» достаточно сложно: передать эпичность проекта словами практически невозможно. Но возникает ощущение сопричастности со страной, чувство единения. Кажется, что на какое-то время вы сами становитесь частичкой страны. Потом остаётся что-то неуловимое и немного меняется отношение к жизни.

Алмазный фонд, Москва

Эти слова навевают на нас сладкие грёзы о сокровищах и, в общем-то, не зря. Сокровищ здесь предостаточно, да какие! Большая и Малая императорские короны, императорский скипетр с гигантским алмазом «Орлов», императорская Держава и алмаз «Шах». Это только самые значимые сокровища России, о которых хоть немного слышал каждый.

Вообще, ходить здесь можно только с открытым ртом. И дело тут не в оценочной стоимости выставленных драгоценностей - все они ещё и невероятно, безумно красивы!

Кижи, Республика Карелия

Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» можно назвать самым русским музеем страны. Архитектурный ансамбль, созданный без единого гвоздя, с помощью единственного инструмента - топора, поражает воображение.

Место это настолько сказочное, настолько сильно пропитано пресловутой русской самобытностью — очень рекомендую.

Разумеется, список музеев можно продолжить. Если поездка в Москву или Петербург не входит в ваши ближайшие планы, попробуйте для «разминки» посетить какой-нибудь местный краеведческий музей. Просто попробуйте…

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .