Фигуры пустыни наска из космоса. Линии Наски в Перу: загадочные геоглифы в пустыне


Геоглифы на плато Наска, как и знаменитый затерянный город инков Мачу-Пикчу, - одна из самых загадочных достопримечательностей Перу. Гигантские геометрические фигуры, изображающие треугольники, спирали, линии, созвездия, а также обезьяну, паука, цветы, астронавта и колибри, размах крыльев которой превышает две сотни метров, были созданы в период между I и V веком н.э. Единого мнения о происхождении рисунков, нанесенных глубокими бороздами, и цели их создания нет до сих пор, несмотря на многие годы исследований.

Линии Наски впервые были замечены в 1939 году американским археологом Полом Косоком, который совершал перелет над плато. Он увидел, что линии фиксируют фазы луны и указывают на некоторые созвездия. Обнаружить такие параллели с земли было невозможно; различить фигуры по сей день можно только с воздуха. В дальнейшем их исследованием занималась Мария Райхе, и многие рисунки были открыты с её помощью. По мнению Райхе, геоглифы в пустыне являются самым большим календарем звездного неба под открытым небом в мире. Всего на плато Наска можно обнаружить порядка тридцати рисунков, 788 разнообразных геометрических фигур, в том числе трапеций, треугольников и спиралей, и тысячи линий и полос. В 1994 году геоглифы внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.









Для путешествия на плато Наска выбирайте легкую светлую одежду и закрытую обувь с жесткой подошвой. Лучшее время для осмотра геоглифов в пустыне - с декабря по март, когда можно рассчитывать на ясную солнечную погоду. Температура в этот период не опускается ниже +27°С. Даже отправляясь в путь ранним утром или с наступлением сумерек, не стоит забывать про солнцезащитный крем и головной убор.

Помимо геоглифов на плато Наска есть несколько других любопытных достопримечательностей. В частности, можно посетить руины Кауачи (Cahuachi) - самого главного и могущественного города древней цивилизации, где до сих пор продолжаются раскопки. В 5 километрах к востоку от Наски расположены акведуки Кантайок (Cantayoc), а в 30 километрах к югу находится некрополь Чаучилья (El cementerio de Chauchilla), большинство захоронений которого относят к V-VI вв. Мумии были найдены в первой половине прошлого века, однако археологическим памятником некрополь был признан только в 1997 году.

Как добраться

Плато Наска расположено в 380 километрах к юго-востоку от Лимы. Путь пролегает вдоль живописного тихоокеанского побережья, по автомагистрали 1S. Добраться из столицы в город Наска (Nazca) удобнее всего с пересадкой в Ика; путешествие на автобусе в среднем занимает семь с половиной часов. Билеты необходимо брать заранее, минимум за сутки. Будьте внимательны: из Лимы автобусы разных транспортных компаний (Oltursa, Cruz del Sur, TEPSA) отправляются с разных терминалов; к примеру, рейсы TEPSA - от одноименного терминала, расположенного на улице Avenida Javier Prado. При этом далеко не всегда отправные точки располагаются в центре города. Стоимость проезда в один конец составляет от 65 PEN (~$20,8) до 140 PEN (~$44,8) на человека. Автобусы отправляются несколько раз в сутки, в том числе поздно вечером и ночью.

Лучший способ увидеть геоглифы на плато Наска - отправиться в один из экскурсионных туров на небольших самолетах Cessna, которые организуют местные агентства. В хорошую погоду с воздуха можно увидеть большинство рисунков и линий; гиды прокладывают маршрут над самыми известными участками пустыни, в том числе теми, где изображены обезьяна, паук, колибри и другие животные.

Маршруты стартуют из городов Наска и Лима. Экскурсии стоит бронировать заранее: количество мест в самолетах ограниченно (как правило, не больше пяти пассажиров), и организовать такое путешествие на месте вряд ли получится. Их стоимость из города Наска, например, начинается от 150 долларов на человека; в цену включен трансфер из отеля до аэродрома, перелет и услуги местного гида. Такие туры проводятся ежедневно, главным образом в первой половине дня, однако время вылета и продолжительность путешествия зависят от количества намеченных на день полетов и погодных условий. В среднем экскурсия занимает чуть больше получаса.

Организованные экскурсии из Лимы обойдутся дороже; их стоимость начинается от 350 долларов на человека. В эту цену включен трансфер до аэродрома Наски, просмотр небольшого фильма о линиях в пустыне, перелет, а также обед в традиционном ресторане и посещение смотровой площадки на обратном пути.

Вертолетные экскурсии над плато Наска организуют несколько специализированных туристических компаний. Стоимость такого путешествия начинается от 350 долларов на человека; рейсы осуществляются ежедневно. Продолжительность экскурсии - 40 минут, в том числе время самого полета - 25 минут. Минимальное количество пассажиров - два человека.

Еще один вариант осмотра линий Наски - смотровая площадка на шоссе Панамерикана (El Mirador). Стоимость посещения составляет 2 PEN (~$0,6) с человека. В этом случае, в силу большой удаленности рисунков, удастся увидеть лишь два из них.

Расположение

Плато Наска расположено в одноименной провинции региона Ика, лежащего практически в центре тихоокеанского побережья .

Гигантские наземные рисунки перуанского плато Наска, заслуженно считаются одной из самых таинственных достопримечательностей не только Южной Америки, но и всей планеты.

Загадочными линиями, складывающимися в причудливые фигуры, покрыто около 500 квадратных метров территории плато. Линии, образующие рисунки Наски, нанесены на поверхность земли своеобразным способом - выемкой грунта, в результате чего образовались траншеи до 1,5 метров шириной и до 30-50 сантиметров глубиной.

Линии образуют огромное количество геоглифов - геометрических и фигурных узоров: свыше 10 000 полос, более 700 геометрических фигур (в основном трапеции, треугольники и спирали), около 30-ти изображений птиц, зверей, насекомых и цветов.

Рисунки Наски в впечатляют своими размерами. Так, например, фигуры паука и колибри имеют длину около 50 метров, рисунок кондора простирается на 120 метров, изображение пеликана - почти на 290 метров. Поражает, что при таких гигантских размерах контуры фигур непрерывны и удивительно точны. Почти идеально ровные полосы пересекают русла высохших рек, взбираются на высокие холмы и спускаются с них, но при этом не отклоняются от необходимого направления. Современная наука не в состоянии объяснить подобный феномен.

Впервые эти удивительные древние фигуры были обнаружены летчиками лишь в 30-х годах прошлого века.

Это объясняется тем, что с земли практически невозможно распознать фигуры, раскинувшиеся на десятки и сотни метров в длину.

Несмотря на десятилетия исследований, так и остается загадкой, каким образом, кто и с какой целью выполнил эти рисунки. Предположительный «возраст» изображений - от пятнадцати до двадцати столетий.

Сегодня известно около 30 рисунков, около 13 тысяч линий и полос, около 700 геометрических фигур (прежде всего треугольников и трапеций, а также около сотни спиралей).

Большинство исследователей приписывают авторство рисунков представителям цивилизации Наска, которые населяли плато до появления Инков. Уровень развития цивилизации Наска недостаточно изучен, поэтому невозможно с уверенностью утверждать, что ее представители владели технологиями, позволяющими создавать подобные рисунки.

Существует немало версий, объясняющих назначение геоглифов Наски. Самая распространенная из них - астрономическая. Ее сторонники считают линии Наски своеобразным астрономическим календарем. Популярна и ритуальная версия, согласно которой, гигантские рисунки предназначены для общения с небесным Божеством.

Многократные повторения одних и тех же линий и фигур, а также выявленные математические закономерности в их пропорциях и взаимно-расположении, дают право предположить, что рисунки Наски представляют собой некий зашифрованный текст. Согласно наиболее фантастическим гипотезам, фигуры на плато выполняют функцию ориентиров для приземления инопланетных кораблей.

К сожалению, целенаправленное и регулярное изучение геоглифов Наски в наше время не проводится. Многовековые загадки знаменитых перуанских рисунков все еще ждут своих исследователей.


Геоглифы Наска и Пальпа с коптера. Перу 2014 hd

Рисунки Наска со спутника

Сегодня известно чуть более 30 рисунков Наска, среди них обезьяны, пауки, астронавты, деревья, руки, звезды и многое другое. Но это лишь 0,2% от общего числа изображений. Главная загадка – это линии и полосы, которых около 13 тысяч! Кроме них гигантское плато покрывают около 700 геометрических фигур: треугольников, трапеций, спиралей.

Вот некоторые гипотезы, предложенные разными людьми, писателями, учеными и просто энтузиастами, пораженными таинственными рисунками.

Эрих фон Деникен - Культ пришельцев
Теория Эриха фон Деникена - наиболее известная попытка решить тайну Наска. Он выдвинул идею о том, что давным-давно пришельцы с других звезд посетили Землю и, естественно, плато Наска. В этом месте они приземлились, в процессе посадки камни были раздуты во все стороны ракетными выхлопами. При приближении к земле сила энергии ракет увеличивалась и очищалась более широкая полоса почвы. Таким образом появились первые трапеции. Позже инопланетяне исчезли и оставили людей в неведении. Подобно современным культам они пробовали снова призвать Богов, рисуя линии и фигуры. Однако Деникен не говорит, что геоглифы были сделаны самими Пришельцами.

Алан Ф. Элфорд - Негроидные рабы
Эта теория доказывает, что линии Наска были созданы негроидными рабами культуры Тиауанако. После произошедшей революции негроидное население уничтожило некоторые фигуры, это объясняет образование зигзагообразных линий. Позже эти люди пошли в северном направление и основали культуры Чавин и Ольмек.

Роберт Бэст - Память о ливне
Роберт Бэст из Австралии предложил очень интересную теорию. Все эти животные, растения и человекоподобные рисунки вместе расположены на земле. Это могло означать памятное место о большом наводнении. Многие культуры имеют мифы о грандиозном ливне, затопившем всю землю.

Гилберт де Йонг - Насканский Зодиак
Гилбер де Йонг сам был в Наска и тщательно измерил множество линий. Он получил базовую длину стороны квадрата в 54,7 метра. В этом образовании он распознал Зодиак.

Робин Эдгар - Солнечные затмения
Робин Эдгар из Канады предполагает, что фигуры и линии Наска предназначены для наблюдения так называемого "Глаза Бога" во время полных солнечных затмений. Однако некоторые линии направлены на точку зимнего солнцестояния, менее захватывающего, но гораздо чаще происходящего небесного явления, символизирующего "смерть" и "возрождение" Бога Солнца.

Мария Райхе - Астрономическая теория
Мария Райхе, самый знаменитый исследователь плато Наска, предпочитает астрономическую теорию. Линии должны указывать направления восхода важных звезд и планетарных событий, таких как солнечное солнцестояние. Рисунки паука и обезьяны могли символизировать созвездия Ориона и
Большой Медведицы. Однако положение звезд изменяется в течение столетий из-за явления прецессии.

Райхе приложила усилия для дискредитации теории фон Деникена об инопланетянах. Ее теория должна была убедить, что индейцы Наска построили линии относительно недавно - между 300 г. до н.э. и 800 г.
н.э. В подтверждение этой возможности некоторые ученые выдвигали оригинальные идеи относительно того, как геоглифы теоретически могли быть нарисованы на земле. Более важно, однако, связать линии с культурой Наска. Здесь при внимательном рассмотрении ни одна из двух основных версий не выдержала критики.

Первый метод при доказательствах - датировка радиоуглеродом керамических и деревянных находок, которые были оставлены в линиях Насканцами. Утверждается, что это доказывает, что Насканцы создали эти линии. Но датирование этих материалов говорит нам только о том, что Насканцы жили в области Линий. Сами линии не могут быть подвергнуты ралиоуглеродной датировке, и вполне возможно, что они уже существовали, когда появилась культура Наска.

Второе доказательство - предполагаемое сходство насканских геоглифов с рисунками на на керамике народа Наска. Это важная проблема, потому что это потенциально доказывает, что насканцы или проектировали изображения, или, как минимум, могли наблюдать их с воздуха.Мария имеет свои теории, но выводы относительно происхождения линий так и остались не сделанными.

В 1968 г. исследования Национального Географического Общества показали, что, хотя некоторые из линий Наска направлены на определенные положения Солнца, Луны и некоторых звезд две тысячи лет назад, это могло быть не больше, чем простым совпадением. В 1973 г. доктор Джеральд Хоукинс изучил 186 линий с помощью компьютера и нашел, что только 20 процентов имели какую-нибудь астрономическую ориентацию - снова не больше, чем случайность. В 1982 г. Энтони Эвени получил подобные результаты, после того, как в 1980 г. Георг Петерсен заявил, что теория Райхе не объясняла разницу в длине и ширине линий. Ранее, Йохан Райнхард отмечал, что окружающие горы более эффективно подошли бы для разработки механизма солнечного календаря; линии были бы таким образом лишними. В дополнение к этой лавине научных мнений мы должны также обратить внимание, что Райхе подобно фон Деникену не сумела объяснить значение геоглифов животных.

Мария Райхе, немецкий математик и археолог наиболее известный своми исследованиями таинственных фигур Наска, умерла в 1998 г. в возрасте 95 лет. Она похоронена в пустынной долине, которую любила всю жизнь.

Симона Вайсбард - астрономический календрь
Симона Вайсбард пишет, что рисунки Наска - это гигантский астрономический календарь. В дальнейшем система линий использовалась, чтобы измерить уровень осадков. Фигуры, особенно морские птицы, имеют связь с системой метеорологических прогнозов Насканской культуры. Ее идеи, касающиеся трапециевидных рисунков: это места для священных животных перед принесением их в жертву или участки земли, связанными с обсерваториями или местами для ритуальных церемоний.

Проф. Джеральд Хоукинс - Не астрономический контекст.
Хоукинс и его группа отправились в Наска, чтобы доказать астрономическую теорию Марии Райхе. С использованием новейшего программного обеспечения был проведен точный анализ направленности линий на звезды и другие астрономические объекты. Эта астрономическая программа позволяла
получать картины звездного неба за последние 6900 лет. После недель работы исследователи были очень разочарованы, они говорили: "Мы не нашли сколько-нибудь очевидной астрономической зависимости".

Джим Вудмэн - Теория воздушного шара.
Джим Вудманн провел эксперимент по способу Тура Хейердала. Он изготовил воздушный шар из прекрасного перуанского хлопка и корзину, которую сделали индейцы аймара. Этот летающий объект был назван кондором. Горячий воздух подавался в воздушный шар, и действительно, он пролетел довольно далеко после того, как два пилота катапультировались. Итак Вудмэн предложил новую теорию: насканцы использовали черные воздушные шары для похорон своих царей.

Проф. Энтони Эвени - Водный культ.
Энтони Эвени не поддерживает астрономическую теорию Марии Райхе. Он сравнивает линии Наска с линиями в Куско. Те линии связаны с календарем, водой и божествами горы. Его идея - существование связи между линиями и подземной системой канализации. Таким образом индейцы Наска отмечали
культ воды. Фигуры и линии использовались для церемониальных танцев.

Майкл Ко - Церемониальные места.
Майкл Ко полагает, что линии - священные пути для определенных обрядов. Но первые линии были проложены для старейших небесных и горных божеств, которые принесли воду в поля.

Зигфрид Ваксман - Культурный атлас.
Зигфрид Ваксман распознал в насканской системе линий культурный атлас человеческой истории.

Проф. Фредерико Кауфман-Доиг - магические линии.
Знаменитый археолог предложил теорию, по которой линии Наска - магические линии, которые произошли от культа кота в Чавин-де-Уантаре.

Георг А. фон Брюниг - Спортивный стадион.
Брюниг имеет идею, что плато Наска использовалось для спринтерских
забегов в ритуальных целях. Эта теория была поддержана известным
профессором Хоймаром фон Дитфуртом.

Маркус Райндель / Дэвид Джонсон - Водный культ и лозоходство.
Дэвид Джонсон верит, что фигуры Наска - это маркеры для подземных вод. Трапеции показывают течение потоков, зигзаги - где они заканчиваются, линии указывают направление течений. Райндель согласен с теорией Джонсона, вдобавок он объясняет характер фигур использованием лозы для
поиска подземных вод и шаманскими полетами для обзора рисунков.

Вольф-Галики - Сигналы из внеземной жизни.
Канадец Галики признает в системе Наска несомненные знаки внеземной расы. Только при этой точки зрения грандиозный план и работа по его выполнению наиболее вероятна.

Герман Е. Босси - Код Наска.
Теория Босси базируется на рисунке, называемом Мандала или Зодиак, который был обнаружен Эрихом фон Деникеном в 1995 г. Это образование имеет множество различных возможных толкований и содержит информацию относительно звезды HD 42807 в разное время и ее планетарной системы. Другие рисунки, такие как обезьяна, возможно также относятся к этому коду. Тот же самый код должен быть найден в других местах Земли, например в Стоунхендже, Эйвбери и Боробудуре, а также в Кругах на полях.

Код Карла Мунка - Древняя геоматрица чисел.
Древние участки во всем мире очень точно размещены в глобальной системе координат относительно положения Великой Пирамиды в Гизе. Расположения этих мест соответствуют геометрии их строительства. В системе использовалась очень древняя система чисел, которую мы назовем
"Геоматрица". Геоматрица чисел найдена в древних мифах и религиях, включая Библию. Геоматрица чисел использовалась в системах весов и мер древними народами, включая греков, египтян, персов, вавилонян и римлян.

Кодовая система использует математические постоянные, как число "пи" и радиан. Система также использует соглашения, которые используются до сих пор, такие как 360 градусов круга, 60 минут градуса, 60 секунд минуты, десятичную систему счисления, 12-тидюймовый фут и 5280-футовая миля.
Древние майя использовали Геоматричные числа в своем точнейшем календаре. Линии Наска также расположены в соответствии с Геоматричной кодовой системой

Проф. Гельмут Трибуч - Фата Моргана.
Трибуч выдвигает идею о том, что важные культовые места подобно Стоунхэнджу, Пирамидам и, естественно, Наска были построены в местах, где часто происходит явление Фата Моргана.

Юри Муржек - Знак Атлантиды.
Юри Муржек имеет другое решение линий и фигур Наска. Это очень исчерпывающее исследование фигуры обезьяны. Оно включает геометрический код, который говорит об определенных аспектах аналитической геометрии. Этот код совпадает с кодом доисторического Ла Марша во Франции.

Джон Д. Миллер - 177 футов.
Джон Д. Миллер анализирует различные постройки во всем мире. Так он нашел, что в древних зданиях и старых соборах часто ценилась величина в 177 футов. Его теории основаны на нескольких святых числах и единицах, он полагает, что внутри этого содержится скрытый смысл.

Томас Вик - План собора.
Вик - исследователь-любитель древних тайн. Когда он увидел рисунок Мандалы, он признал в ней рисунок собора.

Брэй Уорвик - Возраст линий Наска.
На камнях, нагретых до высокой температуры, остается налет окиси марганца, а также следы глины и железа. Низ камня покрывается грибками, лишайниками и цианобактериями. Такие камни по соседству с линиями могут использоваться для анализа органики с помощью метода C-14. Предполагается, что эти камни были перемещены в процессе проведения линий. Таким образом могла быть определена точная дата между 190 г. до н.э. и 600 г. н.э. Но только девять камней были проанализированы!

Проф. Генри Стирлин - Ткацкий станок.
Стирлин думает, что индейцы Наска использовали систему линий как ткацкий станок. В культуре Паракас ткани производились из единой нити. Но индейцы не имели ни колеса, ни ткацких станков, поэтому они
организовывали сотни людей, которые и держали эту нить. Их положение на земле и было определено линиями.

Д-р Золтан Зелко - Карта.
Венгерский математик доктор Золтан Зелко проанализировал систему линий Наска, сравнив с другими древними местами в Перу. Он выяснил, что линии Наска могли быть картой 100 на 800 километров, отображающая область вокруг озера Титикака.

Эван Хадингем - Галлюциногены.
Эван Хадингем считает, что решение тайны Наска - в использовании мощного галлюциногенного растения типа Psilocybine. С его помощью индейцы устраивали шаманские полеты для обозрения поверхности пампы. Сами линии - следствие поклонения божеству горы.

Проф. Гелан Сиверман - Племенные знаки.
Гелан Сиверман, соавтор Энтони Эвени имеет дополнительнуй идею: фигуры - знаки различных индейских племен и кланов в регионе Наска.

Проф. д-р Олдон Мейсон - Знаки для Богов.
Главный интерес Мейсона - могилы и деформированные черепа Насканской культуры. Его комментарий относительно линий: Знаки для Небесных Богов.

Альбрехт Коттман - Система письменности.
Альбрехт Коттман попробовал другой подход к тайне Наска. Он разделил все фигуры на отдельные части и проанализировал их геометрию. Так он разделил птицу длиной 286 метров на 22 части. Коттман нашел, что голова состоит из двух частей, шея - из пяти частей, тело - их трех, а остальные двенадцать частей образую клюв. Пропорция между клювом и остальной частью птицы - 6:5. Коттамн полагает, что геометрические знаки и фигуры - система письменности с гигантскими и маленькими буквами.

Уильям Х. Исбелл - Заготовка провизии.
По его теории правители Наска приказали рисовать линии, чтобы контролировать численность населения. Когда индейцы работали, они немогли в это же время производить детей. Но для чего это? Исбелл считает, что насканцы не могли долго хранить урожай, и в плодородные годы население резко увеличивалось.

Взлетные полосы инопланетян свое уже отслужили. Археологи окончательно разрешили тайну пустыни Наска. Им открылась неизвестная культура древности.

Фигуры публичной риторики

Вот уже четырнадцать веков, как на этой каменистой сцене воцарилось молчание. Пустыня Наска хранит неколебимый покой.

Известность к этой захолустной окраине Перу пришла в 1947 году, когда появилась первая научная публикация, посвященная «линиям пустыни Наска». Когда же в 1968 году Эрих фон Деникен в своей книге «Воспоминания о будущем» объявил загадочные рисунки «взлетно-посадочными полосами инопланетян», эта идея прочно засела в головах многих людей. Так родился миф.

Десятилетиями ученые и дилетанты пытаются объяснить загадку этих геометрических узоров, протянувшихся на километры и занимающих площадь около 500 квадратных километров. В общих чертах история их возникновения понятна. На протяжении нескольких столетий жители Южного Перу украшали пустынные районы близ побережья таинственными знаками, прочерченными на земле. Поверхность пустыни покрыта темными камнями, но стоит убрать их в сторону, как обнажаются светлые осадочные породы, находящиеся под ними. Именно этот резкий цветовой контраст использовали древние индейцы, чтобы создавать свои рисунки - геоглифы. Темный грунт служил фоном для громадных фигур, образов животных, и прежде всего трапеций, спиралей, прямых линий.

Но для чего они здесь?

Эти знаки так велики, что, считается, понять, что они изображают, можно, лишь поднявшись в небо на самолете. Загадочные линии пустыни Наска, включенные в 1994 году в список памятников Всемирного культурного наследия, давно привлекают внимание любителей эзотерики. Для кого предназначалась эта таинственная галерея? Для богов, привыкших, пребывая на небеси, читать в душах людей и взирать на творения рук их? А может быть, это разметка допотопного космодрома, сооруженного инопланетянами в этой далекой стране? Или доисторический календарь, и лучи солнца, падая на землю в полуденный час в день какого-нибудь равноденствия, непременно освещали одну из линий на радость жрецам и их соплеменникам? Или это был настоящий учебник астрономии, где крыло какой-нибудь птицы олицетворяло ход планеты Венера? А может, это «фамильные знаки», с помощью которых тот или иной клан отмечал занятые им земли? Или, вычерчивая линии на грунте, дикарииндейцы думали не о небесном и даже не о поднебесном, а о подземном, и эти прямые, уходящие в даль пустыни, на самом деле отмечали ток подземных ручьев, секретную карту источников воды, явленную с такой дерзкой открытостью, что научные умы и теперь не могут догадаться о смысле начертанного.

Гипотез было множество, но к ним не торопились подбирать факты. Едва ли не вся история научного исследования загадочных рисунков сводилась к работе немецкого математика Марии Райхе, которая начиная с 1946 года практически в одиночку изучала их, фиксировала их размеры и координаты. Она же и защитила этот древний памятник, когда в 1955 году плато Наска было решено превратить в хлопковую плантацию, проложив систему искусственного орошения. Это погубило бы удивительную галерею под открытым небом (впрочем, часть рисунков и так была уничтожена при прокладке автомобильных дорог).

Со временем - благодаря всевозможным искателям следов «космических пришельцев» - к этой пустыне пришла мировая известность. Однако, как ни странно, комплексный научный анализ самих рисунков и истории их возникновения не проводился. Не исследовалось и как менялся климат пустыни за последние тысячелетия. Удивительно, но почти все догадки о происхождении тайных знаков, разукрасивших далекое плато, строились умозрительно. Мало кто спешил приехать в эту несусветную даль, чтобы спуститься на почву фактов. А ведь это могло бы, наверное, многое прояснить в истории так называемой культуры Наска (200 г. до н. э. -600 г. н. э.) - по признанию специалистов, «одной из самых интересных и во многом загадочных культур доколумбовой Америки».

Непонятно даже, что таит больше загадок - люди или громадные рисунки, оставленные ими. В распоряжении антропологов, изучающих древних индейцев, населявших эту область Перу, имеются лишь мумии, остатки поселений, образцы керамики и тканей. Кроме того, неподалеку от галереи под открытым небом, в местечке Кауачи, лежат руины крупного поселения с пирамидами и платформами, возведенными из кирпича-сырца (см. «З-С», 10/90). Как полагают исследователи, именно здесь находилась столица культуры Наска. Оставленные ею образцы керамики отличаются особым изяществом. Для них характерна разнообразная цветовая гамма: сосуды окрашены в красные, черные, коричневые и белые цвета. Эти расписные сосуды считались самыми красивыми во всем Древнем Перу. Их блестящие стенки покрыты изображениями отрубленных человеческих голов, демонических существ, диких кошек, хищных рыб, многоножек и птиц. Очевидно, эти росписи отражают мифические представления древних жителей страны, но историкам остается об этом только гадать. Ведь никаких письменных свидетельств не сохранилось.

Тысячи лет Наска

Тем больше поводов говорить о кропотливом исследовании, проведенном в этой пустыне в 1997 - 2006 годах специалистами самых разных научных дисциплин. Собранные факты развенчивают популярные объяснения эзотериков. Никаких космических тайн! Геоглифы Наска - это земное, слишком земное.

В 1997 году экспедиция, организованная Германским археологическим институтом при поддержке швейцарско-лихтенштейнского фонда зарубежных археологических исследований, приступила к изучению геоглифов и поселений культуры Наска в районе местечка Пальпа, в сорока километрах к северу от городка Наска. Место было выбрано не случайно, ведь здесь знаки, начертанные древними индейцами, находились в непосредственной близости от их поселений. Руководитель группы, немецкий историк Маркус Райндель, был убежден: «Если мы хотим понять геоглифы, нужно всмотреться в людей, создававших их».

Близ Пальпы археологи нашли многочисленные остатки поселений, относящиеся к различным эпохам, в том числе руины каменных домов и ухоженные гробницы, впрочем, давно разграбленные. Все это свидетельствовало о сложной иерархии, установившейся в обществе, которое принадлежало к культуре Наска. Изящная керамика и золотые цепочки с фигурками рыб и китов, найденные в захоронениях, опровергали привычное представление о крестьянском характере этой культуры. Здесь уже сложилась своя элита, аристократия. Без ее участия не были бы сооружены геоглифы.

Во время раскопок Райндель и его перуанский коллега Джони Исла постоянно встречали памятники так называемой культуры Паракас. Она датируется 800 - 200 годами до новой эры. Эта культура стала известна в 1927 году, когда перуанский археолог Хулио Тельо обнаружил на пустынном, лишенном растительности полуострове Паракас 423 мумии, прекрасно сохранившиеся в здешнем климате.

Считалось, что на территории Наска была представлена лишь поздняя фаза данной культуры. Однако это оказалось заблуждением. Во время раскопок обнаружились поселения и могильники, относящиеся ко всем фазам культуры Паракас. Более того, сходство керамики и текстильных тканей, традиции захоронений и строительства жилищ однозначно доказывают, что культура Наска является ее прямой наследницей. Таким образом, цивилизация на юге Перу возникла на много столетий раньше, чем принято было считать. Возможно, одним из ее центров и был оазис Пальпа.

Поблизости, в местечке Пернил-Альто, на берегу реки Рио-Гранде, немецкий археолог нашел памятники «раннего Паракаса» и наряду с этим керамику, «которую мы пока еще не могли отнести к какойто эпохе». По-видимому, эта керамическая традиция предшествовала культуре Паракас. Она датирована очень приблизительно - 1800 - 800 годами до новой эры (по данным радиоуглеродного анализа, 1400 - 860 годы до новой эры).

Это - самые ранние образцы обожженной керамики, обнаруженные во всем Андском регионе. Они оставлены неизвестной цивилизацией, которая существовала на юге Перу во II тысячелетии до новой эры. Именно к ней восходит искусство создания геоглифов.

«Среда заела»

В рамках этого проекта была впервые исследована история здешнего ландшафта. Это внесло ясность в происхождение «знаков пустыни Наска». Здесь, в отличие от других прибрежных районов Перу, между западным хребтом Анд и береговой линией пролегает еще одна горная цепь - Береговая Кордильера. Котловина шириной40 километров, разделяющая эту горную цепь и Анды, в эпоху плейстоцена была заполнена галечником и осадочными породами. Образовался ровный степной участок - идеальный «холст» для нанесения различных рисунков.

Несколько тысячелетий назад у подножия Анд, на плато Наска, росла трава, паслись ламы. В этом климате люди жили, как «в райском саду» (М. Райндель). Археолог обнаружил даже следы потопа поблизости. Там, где сегодня простирается пустыня, когда-то, после сильных ливней, обрушивались грязевые лавины.

Однако около 1800 года до новой эры климат стал заметно суше. Начавшаяся засуха выжгла травяную степь, и люди были вынуждены расселиться в естественных оазисах - долинах рек. Кстати, почти в одно время с этим в пустыне Наска появляются первые образцы керамики.

В дальнейшем пустыня продолжила свое наступление, подобравшись вплотную к горным хребтам. Ее восточный край сдвинулся на20 километров в сторону Анд. Людям пришлось переселиться в горные долины, лежавшие на высоте от 400 до800 метров над уровнем моря.

Когда же около 600 года новой эры климат вновь изменился и стал еще засушливее, культура Наска вообще исчезла. От нее остались лишь таинственные знаки, начертанные на земле, - знаки, которые уже некому было уничтожить. В чрезвычайно сухом климате они сохранялись тысячелетиями.

История освоения пустыни Наска лишний раз свидетельствует о том, какую грозную силу представляет собой пустыня в своем вековечном противоборстве с человеком. Достаточно некоторого изменения климата, небольшого сокращения нормы осадков, которое останется незамеченным для жителей умеренных зон, и тогда в пустыне, как подчеркивает участник экспедиции, географ Бернхард Айтель, «произойдут разительные изменения экосистемы, которые окажут огромное влияние на жизнь населяющих ее людей».

Культура Наска погибла не в результате мгновенной катастрофы, например войны, а была - подобно культуре майя (см. «З-С», 1/07) - постепенно «задушена» ввиду изменившихся экологических условий. Ее убила длительная засуха.

Счастье - это когда возвращается спондилус

Теперь же, изучив саму среду, в которой жили творцы загадочных геоглифов, исследователи могли приступить к их истолкованию.

Самые ранние линии и рисунки появились около 3800 лет назад, когда в окрестности Пальпы возникли первые поселения. Эту галерею на открытом воздухе жители Южного Перу создали среди скал. На коричнево-красных камнях они процарапывали и высекали различные геометрические узоры, изображения людей и животных, химер и мифологических существ. Археологи отыскали в этом районе тысячи наскальных рисунков размером от нескольких сантиметров до нескольких метров. Эту грандиозную выставку петроглифов начали исследовать лишь в последние десять лет. Предположительно все они созданы во II тысячелетии до новой эры, «но с достоверной точностью утверждать этого нельзя» (М. Райндель).

Не позднее 700 года до новой эры совершается важное событие. На смену петроглифам приходят рисунки, нанесенные уже не на скалах, а на земле. Счищая верхний слой галечника, неизвестные художники культуры Паракас создают на склонах речных долин «граффити» размером от 10 до30 метров - главным образом, изображения людей и животных, иногда звезд. Для того времени эти картины были грандиозны. Но это только начало. Пройдет еще немало веков, прежде чем появятся знаменитые «взлетные полосы инопланетян».

Предположительно около 200 года до новой эры в пустыне Наска происходит настоящая «революция в искусстве». Художники, прежде покрывавшие картинами лишь скалы и склоны, берутся разукрашивать самое большое «полотно», дарованное им природой, - простертое перед ними плато. «Некий творец вычерчивал контуры будущей фигуры, а его помощники удаляли камни с поверхности» - так представляет себе ход работ Маркус Райндель.

Для мастеров монументальной графики, имевших за плечами тысячелетнюю традицию, тут было где развернуться. Правда, теперь вместо фигуративных композиций они отдают предпочтение работам а-ля Мондриан: геометрическим фигурам и линиям. Те достигают гигантских размеров, но, в сущности, в них нет ничего экстравагантного, «космического». Пара прямых линий, как ни продлевай их, останется лишь парой прямых линий, и для того чтобы понять это, не нужно садиться в кабину спортивного самолета. Конечно, в пустыне Наска встречаются и громадные изображения животных (обезьяна, паук, кит), любоваться которыми лучше откуда-то с возвышения, но эти рисунки редки.

«Всюду, в том числе в археологической литературе, непременно говорится о том, что рассмотреть геоглифы можно в лучшем случае с высоты птичьего полета, - говорит участница экспедиции археолог Карстен Ламберс. - Это не так! Достаточно побывать в данной местности, чтобы убедиться, что эти знаки хорошо видны и с земли».

Примерно две трети геоглифов отчетливо различимы из любой точки окружающей местности. «Вообще же они создавались не для того, чтобы их рассматривать», - подчеркивает Райндель. Скорее, они были частью «святилища» под открытым небом. Их можно назвать «церемониальными фигурами». Археологические исследования показали, что эти линии имеют сугубо практическое (точнее уж, мистическое) назначение.

По углам и оконечностям рисунков высились сооружения из камня, глины и кирпича-сырца (всего исследователи насчитали около сотни подобных руин). В них обнаружены остатки текстильных тканей, растений, раков, морских свинок и раковин спондилуса - предположительно жертвенные дары. Археологи интерпретировали эти находки как алтари или миниатюрные храмы, которые использовались в определенных ритуалах. Каких?

Особое внимание привлекли раковины спондилуса. Во всем Андском регионе эти красивые раковины считались символами воды и плодородия. Однако данный моллюск обитает в тропических водах - почти в2000 километрах к северу от пустыни Наска - и проникает к ее берегам, лишь когда приходит Эль-Ниньо. Тогда теплое морское течение отклоняется далеко на юг, и на побережье Перу выпадают обильные осадки. Очевидно, с древнейших времен люди связывали появление спондилуса с приближающимися ливнями. Необычная раковина приносила воду на поля и счастье в семьи. Жертвуя ее на алтарь, жители пустыни надеялись вымолить у неба дождь.

Рядом с рисунками исследователи нашли множество сосудов, зарытых в землю, очевидно, при выполнении каких-то обрядов. Замечены были и отверстия, в которые - судя по их диаметру и глубине - водружали мачты высотой до десяти метров; на них, должно быть, развевались полотнища (на керамических сосудах уже встречали изображения подобных мачт, украшенных флажками).

По данным геофизических исследований, почва вдоль линий (их глубина достигает почти30 сантиметров) очень сильно уплотнена. Особенно вытоптано 70 рисунков, изображающих животных и неких существ (они составляют примерно десятую часть всех наземных «граффити»). Похоже, здесь веками шествовали толпы людей! Вся эта территория была местом проведения различных празднеств, связанных с культами воды и плодородия. «Здесь устраивались какие-то процессии, возможно, с музыкой и танцами, как свидетельствуют рисунки, оставленные на керамических сосудах», - полагает Райндель. Эти изображения напоминают о том, как проводились те празднества (или «разговоры с богами»?). Мы видим на них людей, которые пьют маисовое пиво или играют на дудочке, маршируют или танцуют, приносят жертвы и молят богов о том, чтобы те даровали им дождь. Такие процессии и теперь еще можно увидеть в Андах.

Подобные церемонии имели важное символическое значение. Когда какой-нибудь клан создавал или изменял геоглифы, он открыто демонстрировал соседям: здесь живем мы! Это действо было поистине религиозным актом. «Вот почему мы не находим в поселениях индейцев никаких святилищ - даже в Кауачи. Для них вся природа была храмом», - полагает Райндель.

Создание громадных рисунков, как и, например, строительство пирамид в других частях Америки, требовало совместных усилий большого числа людей. Опять же недавние исследования показали, что эти рисунки не возникли раз и навсегда в том виде, в каком их обнаружили ученые и энтузиасты «космических посланий». Геоглифы неоднократно переделывались, расширялись, трансформировались.

Засушливый климат превратил жителей пустыни Наска в великолепных художников и инженеров. Еще Мария Райхе, описывая рисунки, найденные в пустыне, отмечала: «Длина и направление каждого отрезка были тщательно промерены и зафиксированы. Приблизительных промеров было бы недостаточно, чтобы воспроизвести такие совершенные очертания, которые мы видим благодаря аэрофотосъемке; отклонение всего на несколько дюймов исказило бы пропорции рисунка».

Уже в первом тысячелетии до новой эры древние перуанцы научились по трубам, проложенным под землей, перекачивать в цистерны грунтовые воды, создавая запасы живительной влаги. Сооруженная ими хитроумная система каналов, в том числе подземных, используется местными жителями и сегодня.

Когда-то с помощью этой сети каналов древние индейцы орошали поля, на которых выращивали бобы и картофель, тыкву и маниок, авокадо и арахис. Основными материалами, которые использовались ими в хозяйстве, были хлопок и тростник. Рыбу они ловили сетями, охотились и на тюленей. Изготавливали тонкостенную керамику, которую расписывали яркими, красочными сценками.

Идеалом красоты у местных жителей, кстати, считалась продолговатая голова, а потому младенцам привязывали ко лбу доски, чтобы деформировать череп, пока тот растет. Практиковали они и трепанацию черепа, причем некоторые из оперированных прожили после этой процедуры достаточно долго.

Но срок, отведенный культуре Наска, уже истекал.

Чем суше становилось на плато, тем чаще жрецам приходилось совершать магические церемонии, чтобы призвать дождь. Девять из десяти линий и трапеций обращены в сторону гор, откуда приходили спасительные дожди. Долгое время волшебство помогало, и тучи, приносившие влагу, возвращались, пока около 600 года новой эры боги окончательно не разгневались на людей, поселившихся в этом краю.

Самые большие рисунки, появившиеся в пустыне Наска, относятся к тому времени, когда дожди здесь практически прекратились. В воображении так и рисуется следующая картина. Люди буквально умоляют сурового бога дождя внять их страданиям. Они надеются, что хоть эти сигналы, поданные ему, он заметит. Так, полярники, затерянные во льдах, выкрашивают палатку в красный цвет, чтобы кто-то, летящий по небу, увидел знак их беды. Но индейский бог оставался, как свидетельствуют современные географы, слеп и к этим мольбам, впечатанным в плоть земли. Дожди не шли. Вера была бессильна.

В конце концов индейцы покинули свой родной, но суровый край и отправились на поиски цветущей страны. Когда же через несколько столетий климат стал более мягким и на плато Наска вновь поселились люди, они ничего не знали о тех, кто когда-то жил здесь. Лишь линии на земле, уходившие вдаль или пересекавшиеся, напоминали о том, что либо боги спускались здесь на землю, либо люди пытались говорить с богами. Но смысл рисунков был уже забыт. Лишь теперь ученые начинают понимать, почему появились эти письмена - эти громадные «иероглифы», кажется, готовые пережить вечность.

Впрочем, называть единственными зрителями этих рисунков каких-то богов, погруженных то ли в нирвану, то ли во вселенскую лень, было бы неверно. Эти линии скорее «сцена, а не картина», полагает Райндель. Правда, сам он не берется судить, почему линии расположены так, а не иначе, почему они образуют тот или иной рисунок.

Очевидно, это имело религиозную подоплеку, но ввиду недостатка собранных фактов ученые продолжают спорить о религии, которую исповедовали люди, населявшие пустыню Наска на протяжении двух тысячелетий, спорить о характере их общества и его политическом устройстве. Эта пустыня хранит еще немало загадок. Но решать их придется без участия эзотериков. Уж слишком много земного, повседневного, суетного в этих «тайнах пустыни Наска».

В мире художников не жилось без рудокопов

В 2007 году американские и перуанские археологи обнаружили в районе пустыни Наска рудник, в котором почти две тысячи лет назад, задолго до прихода испанских завоевателей, добывали руду железа - гематит. Потом этот минерал растирали в порошок, приготавливая ярко-красную охру, полагает американский
исследователь Кевин Воэн.

«Археологи знают, что народы Нового и Старого Света еще тысячи лет назад добывали железную руду, - поясняет Воэн. - В Старом Свете, а именно в Африке, этим начали заниматься около 40 тысяч лет назад. Известно, что народы, населявшие в древности Мексику, Центральную и Северную Америку, также добывали минералы, содержавшие железо». Однако археологам долго не удавалось найти ни одного древнего рудника, пока несколько лет назад их внимание
не привлекла пещера на юге Перу. Ее площадь составляла около 500 квадратных метров.

При раскопках здесь отыскали каменные орудия, осколки посуды, ткани из хлопка и шерсти, раковины, сосуды, выдолбленные из тыкв, и маисовые початки. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст органических материалов составляет от 500 до 1960 лет. Как подсчитали археологи, за это время из горы было извлечено порядка 700 кубических метров породы общей массой около 3700 тонн - и все для того, чтобы добыть желанную охру, в которой нуждались жители окрестных районов. Ее использовали для раскрашивания керамических сосудов и тканей; индейцы разрисовывали ею свои тела и глиняные стены домов. Железный же век в этом краю художников так и не начался.

«В Старом Свете металлы использовали для изготовления различных орудий или оружия, - отмечает Воэн. - В Америке же они были лишь предметом престижа, украшением знати».

Кто наказал пирамиду?

Осенью 2008 года благодаря фотоснимкам, полученным из космоса, итальянские исследователи обнаружили в пустыне Наска пирамиду, засыпанную много столетий назад. Площадь ее основания составляла почти 10 тысяч квадратных метров. Пирамида была возведена в полутора километрах от Кауачи людьми, принадлежавшими к культуре Наска. Предположительно она состояла из четырех расположенных друг над другом террас. «На фотографиях, сделанных со спутника, особенно хорошо заметна структура местности, поскольку высушенные на солнце глиняные кирпичи весьма отличаются по своей плотности от соседних участков грунта», - поясняет руководитель исследований Никола Мазини.

Жители Кауачи погребли эти пирамиду, как и многие другие постройки, под толщей песка после того, как в окрестности одна за другой разразились две катастрофы: наводнение, а затем и сильное землетрясение. Очевидно, полагают археологи, после этих бедствий местные жрецы утратили веру в магическую силу пирамиды и… похоронили ее. Так поступили и с остальными сооружениями. Впрочем, эта догадка довольно спекулятивна. Никто не знает, что случилось тогда на самом деле.

No related links found



Перу. Загадка пустыни Наска раскрыта?

Известная на весь мир пустыня Наска с ее таинственными рисунками, линиями и геометрическими фигурами находится на юге Перу, в 400 км от Лимы и в 50 км от тихоокеанского побережья. Это одно из наиболее засушливых мест на нашей планете, там выпадает всего около 2,5 см осадков в год - меньше, чем в пустыне Гоби.

Открытие рисунков пустыни Наска

Загадочные линии и рисунки Наски были случайно открыты во время полета перуанским пилотом в 1927 году. Первым пытался раскрыть тайну пустыни Наска американский археолог Пол Козок, который прибыл в Наску в 1939 году. Им было установлено, что гигантские рисунки были выполнены при помощи удаления 20-ти сантиметрового слоя бурых, обожженных солнцем камней и почвы, под которыми был скрыт гораздо более светлый грунт.

Гигантский астрономический календарь?

Все рисунки возможно было разделить на три группы: в одной — геометрические фигуры, в другой — линии, зигзаги и спирали, в третьей - гигантские изображения птиц, насекомых и животных. Пол Козок выдвинул гипотезу о том, что рисунки Наски являлись гигантским астрономическим календарем. Эта идея пришла ему в голову, когда он увидал, что в день летнего солнцестояния солнце опустилось прямо за концом одной из прямых линий, входящих в огромный рисунок птицы.


Исследование Козока продолжила его помощница - немецкий математик Мария Райхе. Можно сказать, что эта неутомимая женщина посвятила всю жизнь пустыне Наска и подтверждению гипотезы своего учителя Пола Козока. Больше 40 лет Райхе составляла каталог линий и рисунков, производила замеры и даже проводила аэрофотосъемку при помощи перуанских ВВС. Скончалась исследовательница в 1992 году, до конца своей жизни она верила, что линии Наски это гигантский астрономический календарь.

1968 год — неожиданный удар по гипотезе Козока и Райхе был нанесен американским астрономом Джеральдом Хокинсом, который проанализировал линии Наски при помощи компьютера и сделал выводы, что 80% геометрических фигур не имеют никакого отношения к движению небесных тел - так как Дж. Хокинс стал широко известным после выхода в 1965 году его книги «Разгадка Стоунхенджа», в которой он доказывал, что знаменитое сооружение древних в Англии являлось своеобразной обсерваторией, его мнение для многих оказалось решающим.

Но, как справедливо считала Мария Райхе, при расчетах в своем исследовании Хокинс абсолютно не брал в расчет рельеф местности, это и привело его к ошибочному заключению. Сегодня многие из исследователей не исключают, что часть линий тем или иным образом связана с астрономическими наблюдениями древних обитателей Наски, хотя скептики говорят, что из почти 1000 прямых линий некоторые наверняка просто случайно могут указывать на небесные светила в те или иные дни.

Гигантская карта распространения подземных вод?

Сравнительно не так давно в зарубежной прессе появилось сообщение, что тайна рисунков Наски наконец раскрыта. Автором новой гипотезы стал Давид Джонсон, бывший преподаватель высшей школы из штата Нью-Йорк. Интересно, что Джонсон абсолютно не интересовался загадочными рисунками Наски, а искал в этой пустыне воду при помощи такого экзотического метода, как лозоискательство. В особенности Джонсона привлекали древние оросительные каналы, в некоторых из них еще текла вода.

Местные жители рассказали ему, что основными источниками воды для каналов были две небольшие речушки, но Джонсон сразу заметил: каналы идут параллельно рекам и брать из них воду не могли. В скором времени он пришел к выводу, что источниками воды были геологические разломы. Вода, стекающая с Анд, аккумулировалась в зонах трещин в коренной породе и по разломам под землей поступала вниз, в долины.

Вначале Джонсон никак не связывал эту свою идею с линиями Наски, но начал подмечать, что, как только он обнаруживает водоносные слои, рядом обязательно имеются следы древних обитателей пустыни и их геометрические рисунки. Однажды в июле 1996 года он взобрался на один из холмов, посмотрел на тянущиеся к горизонту две широкие линии, упирающиеся в темные расщелины ближайших гор, которые он считал образованными геологическими разломами, и тут его осенило. Как рассказывал Джонсон, он сел на вершине холма и сказал сам себе: «Мой Бог, я знаю, что обозначают линии Наски, они прослеживают на поверхности источники подземных вод!» Говоря по другому, линии и геометрические фигуры на поверхности пустыни являются гигантской картой распространения подземных вод.

Хотя некоторые из ученых давно предполагали, что рисунки Наски в той или иной степени связаны с водой, главной драгоценностью этих засушливых мест, многие из них отнеслись к идее Джонсона скептически. Но Хелайн Силверман, археолог из университета в Иллинойсе, в 1999 году на конференции, посвященной Наске, все же попросила своих коллег «держать глаза открытыми», пока идет проверка гипотезы Джонсона.

Гипотезу Джонсона уже несколько лет проверяет Стив Маби, гидрогеолог из университета в Массачусетсе. «Мы делаем карты наших водных потоков, может быть, люди Наски делали то же самое, только „чертили“ их на земной поверхности», - считает Маби. Он уже обнаружил доказательства того, что альтернативные водные источники в разломах, которые нашел Джонсон, в действительности существуют. И во всех случаях Маби установил «маркировку» этих разломов линиями на поверхности.

Линии Наски имеют отношение к священным ритуалам?

Йоханн Рейнхард, антрополог, первым выдвинул версию, что линии Наски связаны со священными ритуалами, которые посвящены вызыванию дождя. Он обнаружил ритуал, способный дать объяснение линиям Наски. Археологические находки у некоторых из широких линий («посадочных полос Дэникена») подтверждают их связь с водой. Были найдены морские раковины (символ воды в Андах) и питьевые керамические сосуды. Рейнхард также видит священные символы и в изображениях животных, так паука и обезьяну в этих местах считали связанными с плодородием, а значит, и с водой.

Еще один из исследователей, Энтош Авени, полагает, что уже открыл скрытую логику в мозаике линий Наски. Он убрал с карты изображения всех животных, спирали и геометрические фигуры и оставил на ней одни прямые линии. Выяснилось, что все линии сходились в солнцеподобные узоры, которые он назвал «лучевыми центрами». Вместе с коллегой он смог выделить 62 лучевых центра и около 800 прямых линий. Фактически каждый из «лучевых центров» приходился на вершину какого-то холма. По мнению Авени и некоторых экспертов, линии могли служить тропинками и вели людей к вершинам холмов («лучевым центрам»), где они проводили ритуалы, связанные с водой.

Загадку пустыни Наска пытаются раскрыть и другие исследователи. Установлено, что древние насканцы обезглавливали своих врагов, мумифицируя их головы, и имели весьма любопытные религиозные представления о природе и окружающем мире. На керамике Наски были обнаружены изображения животных почти идентичные гигантским рисункам в пустыне.

Маркус Райндель решил пойти по непроторенному пути и избрал другую точку отсчета: «Если мы хотим расшифровать геоглифы Наска, нам необходимо найти людей, которые их создали».

Археологические экспедиции

Райндель проводил поверхностное обследование горных склонов в окрестностях городка Пальпа, в 40 км от Наски, и на глубине 30 см нашел там верхнюю часть стены. Раскопки подтвердили, что это - стены древнего города, который был расположен в непосредственной близости от легендарных рисунков.

После первой экспедиции археолог начертил детальный план города и восстановил кое-что из его истории. 1900 лет назад на равнинной части долины, в междуречье рек Рио-Гранде, Рио-Пальпа и Рио-Вискас, существовало странное сооружение - поселенцы возвели стену 400 м в длину и 100 м в ширину. Метровые стены из кирпичных блоков поднимались на высоту 12 м символизируя власть и богатство. Основой богатства «народа Наска» было сельское хозяйство, процветавшее благодаря разветвленной оросительной системе.

Избыток сельскохозяйственных продуктов создал условия для такого социального расслоения общества, при котором некоторые слои населения не принимали участия напрямую в производстве продуктов питания. Райндель полагает, что у них было своего рода дворянство - высший общественный слой. Косвенным подтверждением этого предположения может служить сложная система оросительных каналов, для строительства которой было необходимо грамотное планирование и руководство работами.

И для создания рисунков в пустыне также нужны были приказы, планы и руководство со стороны облеченных властью правителей, как бы они ни назывались - королями, вождями, верховными жрецами или как-то еще. Окрестности Пальпы на планах Райнделя покрыты линиями, треугольниками и спиралями, доходящими почти до самого поселения.

Немецкий археолог ищет исконный смысл загадочных рисунков Наска в долине реки Рио-Гранде. Прежние обитатели этих мест «населили» окрестные скалы тысячами изображений различных животных и человекоподобных существ. Небольшие выбитые на скалах изображения (петроглифы) датируются IV веком до н. э. Поздней их повторяли в увеличенном виде на плоских поверхностях горных склонов. Рисунки величиной от 10 до 20 м было хорошо видно издали.

«Именно отсюда должна была развиться традиция наземных рисунков, - предположил Райндель. - По мере увеличения они становились все более размашистыми и абстрактными и занимали уже не скалистые склоны, а обширные поверхности пустынного плоскогорья».

Рассуждения ученого весьма логичны, но возникает вопрос: почему эти гигантские схематичные рисунки находятся в таких местах, где никто не может их рассмотреть? В добавление к прежним «космическим» толкованиям рисунков Наска можно привести еще одну гипотезу После многолетних наблюдений в бассейнах ближайших рек американец Дэвид Джонсон сделал неожиданный вывод: «Линии Наска - это ясный текст, высеченный на местности, чтобы указать жителям региона, где находятся доступные источники воды».

Маркус Райндель пока не имеет оснований опровергнуть или подтвердить эту и другие гипотезы. Он возлагает все надежды на последующие сезоны раскопок и намеревается добраться до отдельных строений, лежащих вдали от поселения - прямо на продолжениях линий Каска или непосредственно под ними. Археологи пока не обнаружили таких построек. Раскопки внутри огороженной стенами территории также будут продолжены: Райндель хочет найти храм «народа Наска». Следующим этапом будут поиски создателей линий Наска, а конечная цель - разгадка таинственных знаков.

На наш взгляд, следовало бы рассматривать все эти гипотезы в комплексе. Ведь наверняка правыми могут оказаться многие из ученых. Одни линии Наски могут служить астрономическим календарем, отмечающим периоды наибольшей засухи или дождей, другие - служить церемониальными тропами для ритуалов, связанных с вызовом дождя, третьи - проектировать на поверхность подземные водоносные слои. Все вместе линии и создали самую настоящую головоломку для ученых…

Объяснение гигантских изображений животных, птиц и насекомых, на наш взгляд, может быть еще проще. Вы сможете увидеть паука или колибри с высокого холма? Навряд ли. Это понимали и древние обитатели Наски, только интересовали их дождевые тучи, которые проносились над ними на огромной высоте. Для небесных божеств, управляющих дождями, и предназначались эти гигантские изображения, чтобы они увидели их и сжалились над зверюшками, напоив их, а заодно и людей, живительной влагой. Не в этом ли разгадка таинственных знаков Наски?