Чичагов дмитрий николаевич. Д

Д. Н. Чичагов - сын строителя Большого Кремлёвского дворца Н. И. Чичагова, родной брат архитектора Михаила и художника Константина Чичаговых. В 1850-1859 обучался в московском дворцовом архитектурном училище. В 1871-1872 - главный архитектор Политехнической выставки в Москве. Впервые прославился как строитель дома В. Е. Морозова (Подсосенский переулок, 21).

В 1888 выиграл первый конкурс проектов здания Московской городской Думы на Воскресенской площади (всего было представлено 38 проектов). После того, как итоги были подведены, вскрылись проблемы с фундаментами б. Присутственных мест, на которые планировалось поставить здание, и необходимость расширить проезд к Красной площади. Поэтому Дума устроила второй конкурс среди авторов лучших работ первого тура, и Чичагов опять победил. В новом проекте деревянные перекрытия были заменены на бетонные своды по железным балкам. Внешне, Чичагов планировал окрасить здание в светло-серый цвет, а красный цвет был выбран уже при завершении постройки (1890-1892). Помимо здания Думы, в период правления городского головы Н. А. Алексеева (совпавший по времени с последним десятилетием жизни архитектора) Чичагов строил много общественных зданий в Москве, в том числе уничтоженную в 1970-е Тургеневскую читальню у Мясницких ворот и сохранившуюся Алексеевскую школу на Николоямской улице (ныне музыкальная школа имени Н. А. Алексеева). Проектировал общественные здания и храмы для провинциальных городов - всего в послужном списке Чичагова 33 завершённых проекта.

Д. Н. Чичагов - один из учредителей Московского Архитектурного общества, в последний год жизни - председатель МАО. У Чичагова стажировались такие ставшие впоследствие знаменитыми архитекторы, как Ф. О. Шехтель и И. П. Машков. «В совете архитектора Д. Н. Чичагова исправлять недостатки, не разрушая самого здания, было то правило государственной мудрости, которого не хватало не только моему поколению» - В. А. Маклаков, воспоминания, гл.3.

Был женат дважды (первая жена, Лидия Михайловна - дочь М. Д. Быковского, родная сестра К. М. Быковского. Как и все мужчины в роду Чичаговых, умер относительно рано, оставив после себя одиннадцать детей. Из них пятеро стали известными художниками - продолжателями династии Чичаговых:

Чичагов, Алексей Дмитриевич (1875-1921), архитектор

Чичагов, Константин Дмитриевич (1867-1919), историк-искусствовед

Чичагова-Россинская, Елена Дмитриевна (1874-1971), художница

Чичагова, Галина Дмитриевна (1891-1966), художница

Лучшие дня

Подготовка к собственным похоронам, или история весом 222 кг
Посетило:162
(1894-07-04 ) (58 лет) Место смерти

Москва, похоронен на Ваганьковском кладбище

Работы и достижения Учёба:

Московское дворцовое архитектурное училище

Работал в городах Архитектурный стиль Важнейшие постройки Реставрация памятников

Иконостас Успенского собора Московского Кремля.

Научные труды

Обмеры кремлёвских соборов

Дми́трий Никола́евич Чичаго́в (3 сентября , Москва -4 июля , там же) - русский архитектор и преподаватель, работавший в Москве во второй половине XIX века . Мастер эклектики и ложнорусского стиля , создатель знаковых для Москвы XIX века памятников - Тургеневской читальни, Московской городской думы , храмов, школ и др. общественных зданий. В советские годы многие работы Чичагова были уничтожены.

Биография

Д. Н. Чичагов - сын строителя Большого Кремлёвского дворца Н. И. Чичагова , родной брат архитектора Михаила и художника Константина Чичаговых. В - обучался в Московском дворцовом архитектурном училище . В - - главный архитектор Политехнической выставки в Москве. Впервые прославился как строитель дома В. Е. Морозова (Подсосенский переулок , 21).

  • Чичагов, Алексей Дмитриевич (1875-1921), архитектор
  • Чичагов, Константин Дмитриевич (1867-1919), историк-искусствовед
  • Чичагова-Россинская, Елена Дмитриевна (1874-1971), художница
  • Чичагова, Галина Дмитриевна (1891-1966), художница
  • Чичагова, Ольга Дмитриевна (1886-1958), художница

Напишите отзыв о статье "Чичагов, Дмитрий Николаевич"

Литература

  • Россинская, Е., Чичагова, Ю., «Архитектурная семья Чичаговых», в сборнике «Московский Архив», выпуск 1, М, Мосгорархив, 1996, ISBN 5-7728-0027-9 , c.118-130
  • Москва начала века / авт.-сост. О. Н. Оробей, под ред. О. И. Лобова. - М .: O-Мастеръ , . - С. 252. - 701 с. - (Строители России, ХХ век). - ISBN 5-9207-0001-7 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Чичагов, Дмитрий Николаевич

И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», – сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
– Вот жизнь, – сказал старичок учитель.
«Как это просто и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде».
– В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. – Vous avez compris, mon enfant, [Понимаешь ты.] – сказал учитель.
– Vous avez compris, sacre nom, [Понимаешь ты, черт тебя дери.] – закричал голос, и Пьер проснулся.
Он приподнялся и сел. У костра, присев на корточках, сидел француз, только что оттолкнувший русского солдата, и жарил надетое на шомпол мясо. Жилистые, засученные, обросшие волосами, красные руки с короткими пальцами ловко поворачивали шомпол. Коричневое мрачное лицо с насупленными бровями ясно виднелось в свете угольев.
– Ca lui est bien egal, – проворчал он, быстро обращаясь к солдату, стоявшему за ним. – …brigand. Va! [Ему все равно… разбойник, право!]
И солдат, вертя шомпол, мрачно взглянул на Пьера. Пьер отвернулся, вглядываясь в тени. Один русский солдат пленный, тот, которого оттолкнул француз, сидел у костра и трепал по чем то рукой. Вглядевшись ближе, Пьер узнал лиловую собачонку, которая, виляя хвостом, сидела подле солдата.
– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.
От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие.

Д митрий Чичагов - русский архитектор, мастер эклектики и псевдорусского стиля. Он был председателем строительной комиссии Политехнической выставки и состоял в Комиссии по сохранению памятников Императорского Московского археологического общества. По проектам Чичагова были построены Московская городская дума, Тургеневская читальня, Алексеевская школа, часовня Святого Александра Невского и многие другие здания Москвы.

Мастер исторической эклектики

Дмитрий Чичагов родился в 1835 году в Москве. Его отец, Николай Чичагов, был известным московским архитектором - построил храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец . Он мечтал, чтобы сын продолжил профессиональную династию, и в 1850 году Дмитрий Чичагов поступил в Московское дворцовое архитектурное училище.

В 1859 году юноша закончил училище и остался здесь преподавать. Чичагов работал в альма-матер шесть лет и совмещал педагогическую деятельность с проектированием. В 1866 году он перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь у него стажировались Федор Шехтель и Иван Машков, которые позже стали знаменитыми московскими архитекторами.

Вместе с другими архитекторами Дмитрий Чичагов учредил Московское архитектурное общество - творческое объединение московских архитекторов и инженеров-строителей. Они изучали древнерусское зодчество, организовывали съезды архитекторов, устраивали конкурсы и выставки профессиональных достижений. Несколько лет спустя после создания общества Чичагов стал его председателем. Его современник Василий Маклаков вспоминал: «В совете архитектора Д. Н. Чичагова исправлять недостатки, не разрушая самого здания, было то правило государственной мудрости, которого не хватало не только моему поколению ».

Первый успех к Дмитрию Чичагову пришел в 1879 году, когда он построил двухэтажный особняк для промышленника Викулы Морозова. Фасад здания в стиле необарокко напоминал расписной пряник. Интерьеры были исполнены в разных исторических стилях: одни комнаты были пестро отделаны мрамором и редкими сортами дерева, другие инкрустированы драгоценными камнями и украшены зеркальными плафонами. Эта работа принесла архитектору славу как мастеру исторической эклектики.

В 1871 году Дмитрий Чичагов стал председателем строительной комиссии Политехнической выставки в Москве, на которой участники представили достижения Российской империи в области сельского хозяйства, промышленности, военного дела, науки и культуры. Чичагов был главным архитектором выставки и создал для нее большую часть построек. Во многом благодаря этим сооружениям русский стиль, применявшийся в то время преимущественно в церковном и загородном зодчестве, вошел в гражданскую архитектуру. Позже многие экспонаты стали основой коллекций Политехнического и Исторического музеев .

Строительство Московской городской думы

Городская Дума, Москва. Старая дореволюционная почтовая открытка. Фотография: Юрий Кобзев / фотобанк «Лори»

Дмитрий Чичагов. Фотография: um.mos.ru

Городская Дума, Москва. Современное здание. Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

В 1876 году Дмитрий Чичагов устроился в Комиссию по сохранению памятников Императорского Московского археологического общества. Работая здесь, зодчий провел подробную съемку настенных росписей и древней алтарной преграды, которые сохранились в московском Успенском соборе. Также Чичагов создал резной мраморный иконостас в русско-византийском стиле для церкви Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря.

В начале 1880-х годов архитектор построил особняк для московского городского головы Николая Алексеева, а несколько лет спустя - небольшой двухэтажный дом для его матери. По проекту Чичагова здание, флигели и хозяйственные постройки образовали каре - замкнутый прямоугольник. Торец украшал овал из затейливого орнамента с большим фамильным вензелем Алексеевых.

В 1888 году в Москве был объявлен конкурс на лучший план здания Московской городской думы. По условиям конкурса архитекторы должны были выполнить фасады в стиле памятников зодчества XVI–XVIII веков, чтобы они соответствовали построенному ранее Историческому музею, а само здание было достойным старой столицы Российской империи. Всего было представлено 38 работ, среди которых был и проект Дмитрия Чичагова. Именно его план здания в псевдорусском стиле признали лучшим. Когда началось строительство, обнаружились проблемы с фундаментом бывших Присутственных мест, где предполагалось возвести здание. В результате был объявлен второй конкурс, и Дмитрий Чичагов снова выиграл. Здание Московской городской думы стало первым зданием в Москве, специально построенным для органов местного самоуправления.

В новом проекте Чичагов расширил проезд к Красной площади и укрепил перекрытие: заменил деревянные своды на бетонные по металлическим балкам. В отделке архитектор использовал многочисленные мотивы русского узорочья, однако декор фасадов оставил лаконичным и строгим. Особенно ярко он выделил лишь несколько деталей: огромные арочные окна третьего этажа, широкий верхний фриз и преувеличенно массивный центральный подъезд. Изначально зодчий планировал покрасить здание в светло-серый цвет, но затем сделал красным. Таким образом эклектичное здание он удачно вписал в ансамбль окружающих зданий, построенных в разные эпохи.

Храмы, усадьбы и доходные дома Дмитрия Чичагова

Детская музыкальная школа имени Н.А. Алексеева. Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»

Здание библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева. Фотография: mmsk.ru

Фасад гимназии №1520 им.Капцовых. Фотография: Дмитрий Неумоин / фотобанк «Лори»

В 1893 году зодчий построил здание гимназии имени Капцова. Здание напоминало скандинавский замок с островерхой крышей и башенками. Крышу венчали несколько высоких фигурных фронтонов. Вся постройка была выполнена в двух традиционно скандинавских цветах - красном и белом.

Всего по проекту Дмитрия Чичагова возведено 33 здания. Архитектор спроектировал интерьеры и иконостас церкви Троицы Живоначальной и руководил капитальным ремонтом московского Успенского собора . Также по его плану была построена часовня Святого Александра Невского в память об освобождении славян от турецкого ига. На его счету несколько перестроенных городских усадеб, многоквартирные доходные дома - среди московской знати он был известен и востребован. Многие из его построек были уничтожены в советское время: так, в 1972 году было снесено здание старейшей в Москве бесплатной Библиотеки-читальни имени Ивана Тургенева . Среди сохранившихся построек Чичагова - Алексеевская школа, Капцовское училище, здание Городской думы.

Дмитрий Чичагов умер в 1894 году на даче в Новом Кунцеве под Москвой. В газете «Московские ведомости» напечатали некролог: «Из целого ряда построек, произведенных Д.Н. Чичаговым, мы укажем на новое здание Московской городской думы, построенное по его проекту и под его наблюдением. Покойный состоял членом Строительного совета при Городской управе и архитектором при Главном архиве Министерства иностранных дел. Кончина Д.Н. Чичагова является большой потерей для Московского архитектурного общества, которое занято в настоящее время организацией второго съезда русских зодчих в Москве» .

Похоронили зодчего на Ваганьковском кладбище, на могиле установили памятник по его собственному проекту.

Дмитрий Чичагов родился в Москве 3 сентября 1835 года в семье архитектора Николая Ивановича Чичагова. Его отец построил Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец (проект К.А.Тона), став родоначальником династии архитекторов и художников Чичаговых.
Дмитрий Чичагов учился в Московском дворцовом архитектурном училище в 1850-1859 гг. После получения звания помощника архитектора в 1859 году он остался работать в училище до 1865 г., параллельно сотрудничая с архитектором Н.А. Шохиным. В 1866 – 1872 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества – у него стажировались впоследствии ставшие знаменитыми архитекторами Ф.О. Шехтель и И.П. Машков.
Стал широко известен в 1879 году, когда закончилось строительство двухэтажного с антресолями и шестью лестницами особняка промышленника Викулы Морозова в Подсосенском пер., 21. Этот дом напоминал расписной пряник своим фасадом в стиле необарокко и пестро отделанными комнатами мрамором, редкими сортами дерева, инкрустацией, сводчатыми зеркальными плафонами в разных исторических стилях. Эта работа принесла славу и признание архитектору Дмитрию Чичагову как мастеру исторической эклектики.
В 1871-1872 гг. Дмитрий Чичагов был главным архитектором и председателем строительной комиссии Политехнической выставки в Москве. Он создал большую часть ее архитектурных сооружений, в том числе образцы сельских деревянных построек.
Также Дмитрий Чичагов в течение многих лет участвовал в деятельности Комиссии по Сохранению памятников Императорского Московского археологического общества – в частности сделал подробную крупномасштабную съемку всей древней алтарной преграды с фресками московского Успенского собора. Эта съемка сохранилась в архивах общества.
В 1888 году Дмитрий Чичагов, уже признанный архитектор, победил в конкурсе проектов на строительство здания Московской городской думы на Воскресенской площади с проектом в «русском стиле» среди других 38 проектов. Когда победитель был объявлен, обнаружились значительные проблемы на месте будущего строительства с фундаментами бывших Присутственных мест, где планировалось возвести здание думы. Дума объявила второй конкурс среди лучших архитекторов и Дмитрий Чичагов опять победил. Новый проект включал бетонные своды по железным балкам вместо деревянных перекрытий и расширял проезд к Красной площади.
В 1890 году Дмитрий Чичагов был принят членом-корреспондентом Московского археологического общества и в этом же году начал строительство здания Московской городской думы. Первоначально здание планировалось покрасить в светло-серый цвет, но затем было принято решение сделать его красным.
Дмитрий Чичагов построил большое количество общественных зданий в Москве, например Алексеевскую школу на Николоямской улице, 9 (сейчас музыкальную школу им. Г.А.Алексеева) или сейчас перестроенное Капцовское училище (1893) в Леонтьевском пер., 19. Многие из них были снесены в советское время – в 1972 году было уничтожено здание старейшей в Москве городской общедоступной бесплатной библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева у Мясницких ворот, 22. Дмитрий Чичагов проектировал храмы – в 1883 году на Моисеевской площади была построена по его проекту часовня св. Александра Невского, поставленная в память освобождения славян от турецкого ига в 1878 г., снесенная в 1922 г. Всего Чичагов имел 33 завершенных проекта.
Дмитрий Чичагов активно участвовал в создании Московского архитектурного общества, чьим председателем стал в 1894 году. В этом же году его назначили руководителем работ по капитальному ремонту московского Успенского собора, где под его руководством был отреставрирован серебряный иконостас.
Дмитрий Николаевич скоропостижно скончался 22 июня 1894 на даче в Новом Кунцеве под Москвой. В газете «Московские ведомости» напечатали некролог: «Из целого ряда построек, произведенных Д. Н. Чичаговым, мы укажем на новое здание Московской Городской Думы, построенное по его проекту и под его наблюдением. Покойный состоял членом Строительного Совета при Городской Управе и архитектором при Главном Архиве Министерства Иностранных Дел. Кончина Д. Н. Чичагова является большой потерей для Московского Архитектурного Общества, которое занято в настоящее время организацией второго съезда русских зодчих в Москве» ("Московские Ведомости", 1894, № 170). Он похоронен на Ваганьковском кладбище, где на его могиле установлен памятник по его собственному проекту.

Мастер русского стиля , создатель знаковых для Москвы XIX века памятников - Тургеневской читальни, Московской городской думы , храмов, школ и др. общественных зданий. В советские годы многие работы Чичагова были уничтожены.

Дмитрий Николаевич Чичагов

Председатель Московского Архитектурного общества. Архитектор Чичагов Дмитрий Николаевич.
Основные сведения
Страна Россия
Дата рождения 3 сентября (1835-09-03 )
Место рождения Москва
Дата смерти 4 июля (1894-07-04 ) (58 лет)
Место смерти Москва, похоронен на Ваганьковском кладбище
Работы и достижения
Учёба Московское дворцовое архитектурное училище
Работал в городах Москва
Архитектурный стиль Русский стиль
Важнейшие постройки Здание Московской городской думы , Тургеневская читальня
Реставрация памятников Иконостас Успенского собора Московского Кремля.
Научные труды Обмеры кремлёвских соборов
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Д. Н. Чичагов - сын строителя Большого Кремлёвского дворца Н. И. Чичагова , родной брат архитектора Михаила и художника Константина Чичаговых. В - обучался в Московском дворцовом архитектурном училище . В - - главный архитектор Политехнической выставки в Москве. Впервые прославился как строитель дома В. Е. Морозова (Подсосенский переулок , 21).

Помимо здания Думы, в период правления городского головы Н. А. Алексеева (совпавший по времени с последним десятилетием жизни архитектора) Чичагов строил много общественных зданий в Москве, в том числе снесённое 1972 г. здание старейшей в Москве городской общедоступной бесплатной Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева у Мясницких ворот и сохранившуюся Алексеевскую школу на Николоямской улице (ныне музыкальная школа имени Н. А. Алексеева). Проектировал общественные здания и храмы для провинциальных городов - всего в послужном списке Чичагова 33 завершённых проекта.

Д. Н. Чичагов - один из учредителей Московского Архитектурного общества , в последний год жизни - председатель МАО. У Чичагова стажировались такие ставшие впоследствии знаменитыми архитекторы, как Ф. О. Шехтель и И. П. Машков . «В совете архитектора Д. Н. Чичагова исправлять недостатки, не разрушая самого здания, было то правило государственной мудрости, которого не хватало не только моему поколению» -