Борис васильев годы жизни и смерти. Борис васильев

В Москве 11 марта на 89 году жизни скончался известный русский писатель-фронтовик Борис Васильев.
Чуть-чуть не дожил до 90-летия. Мерцательная аритмия... До юбилея не дожил, но писателю в жизни здорово везло - мальчишки его поколения почти все сложили свои головы в Великой Отечественной войне, на их телах «забуксовали танки Клейста и Гудериана». В живых осталось только 3 %, и Борис Васильев чудом оказался среди них: трижды выходил из окружений, семь раз прыгал с парашютом, уцелел в Вязьминском десанте, нарвался на минную растяжку, получил тяжелую контузию, но остался жив...
И он жил «за себя и за того парня». Многие его книги - дань памяти тем, кто не вернулся с войны.

Самой успешной работой Васильева стала знаменитая повесть «А зори здесь тихие…». Написанная в 1969 году она не потеряла свою популярность и сегодня. В 1972 году по произведению был снят легендарный фильм. Среди остальных работ Бориса Васильева - роман «В списках не значился», повести «Завтра была война», «Иванов катер», «Не стреляйте белых лебедей»...
По его сценариям были сняты известные фильмы, в том числе «Офицеры.

Борис Львович Васильев в последние годы жил уединенно и очень скромно со своей супругой Зорей Альбертовной в Красногорске. Он почти не общался с прессой, но напряженно работал до конца своих дней, писал исторические романы.

Борис Васильев не смог пережить смерть своей супруги Зори Альбертовны, которая скончалась двумя месяцами раньше. Такое мнение озвучила сегодня близкий друг семьи Васильевых Татьяна Кузовлева, секретарь московского Союза писателей.
«Он всю жизнь шел вслед за своей женой Зорей Альбертовной, которая однажды вывела его с минного поля. Он выходил с него, идя за ней след в след. Зоря Альбертовна Васильева скончалась почти два месяца назад, он не смог без нее жить и ушел, чтобы не разлучаться с ней».

Как пара белых лебедей...

Писатель Борис Васильев будет похоронен 14 марта на Ваганьковском кладбище в Москве, рядом с женой Зорей Поляк.

Биография и интервью с Борисом Васильевым:

Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец - Васильев Лев Александрович (1892 г. рожд.), кадровый офицер царской, впоследствии - Красной и Советской армии, «чудом пережил три армейские чистки, бивших больше всего по бывшим офицерам царской армии...»
Мать - Алексеева Елена Николаевна (1892 г. рожд.), из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века; ее отец и дядя были организаторами народнического кружка «чайковцев», проходили по «процессу 193-х», участвовали в создании в Америке коммун фурьеристского типа. В "Эрмитаже", в галерее 12-го года, можно увидеть портрет генерал-лейтенанта Ильи Алексеева - прапрадеда писателя со стороны матери.

Борис Васильев :
"Я - старый интеллигент, потомственный. Бывают еще такие - всех уничтожить невозможно. Я из дворян, мои предки - герои Отечественной войны 1812 года. Я могу свободно мыслить, мне не засоряли голову черт знает чем. Когда меня готовили в школу, готовили как к 1-му классу гимназии, а это равнялось 6-му классу нашей школы. Мне потом четыре года нечего было делать в школе..."

Поколение Васильева - первое поколение, родившееся после кровопролитий Гражданской войны, - выросло в условиях продолжающейся тайной гражданской войны. «Конечно, мы не ощущали всего ужаса перманентного террора, - напишет он позже, - но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Нам в наследство досталось полностью разрушенное правовое пространство, а нашим внукам - разрушенное идейное... Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь».

«Глубокомысленный вопрос: «с чего начинается Родина?» - подразумевает простейший ответ: с уважения к истории своего народа вообще и к своим родителям в частности». Именно поэтому влияние семейных нравственно-философских традиций на формирование своего мировоззрения Борис Васильев считает решающим: «Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца XIX столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать...»

Это было созидательное воспитание. В отличие от разрушительного воспитания советского времени с его лозунгами, идеологией, его враждебностью к любому инакомыслию, показательными судами над «врагами народа» и массовыми репрессиями и расстрелами.
«Советская власть весьма основательно разрушала семьи - как в городе, так и на селе, не уставая при этом утверждать, что воспитание подрастающего поколения в прочных руках государства. Боже, кого только нам не предлагали в роли воспитателей! Школу и пионерскую организацию, комсомол и великие стройки коммунизма, армию и рабочий коллектив... Мы вырастали в атмосфере команд... Мы маршировали, выкрикивая лозунги, к обозначенной вождями цели. Вождям восторженно кричали “Ура!”. Врагам кричали “Смерть!” еще задолго не только до суда, но и до следствия, поскольку газеты натравливали нас сразу же после арестов очередных врагов... Мы были детьми Гражданской войны, а она продолжалась вплоть до Великой Отечественной... И в этой гражданской войне - негромкой, ползучей - наше поколение принимало самое активное участие. Но и расплата этого поколения за вынужденную слепоту была непомерно жестокой - это на его телах забуксовали танки Клейста и Гудериана».

Учась в воронежской школе, Борис Васильев играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война. Борис Васильев в 17 лет ушел на фронт добровольцем и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

Поколению мальчишек начала 20-х годов, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них:
«...Мне и вправду выпал счастливый билет. Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем - боевом, под Вязьмой, в марте 43-го - я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины».

В 1943 году после контузии поступил на учебу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я. Малиновского). В академии познакомился с Зорей Альбертовной Поляк, которая стала его женой.

«…Я уже набрал букетик, когда вдруг увидел минную растяжку. Проследил глазами и заметил мину, к которой она вела. И понял, что меня занесло на неразминированный участок обороны. Осторожно развернулся к юной жене, а она оказалась передо мною. Лицом к лицу.
- Мины.
- Я знаю. Боялась кричать, чтобы ты не бросился ко мне. Сейчас мы осторожно поменяемся местами, и ты пойдешь за мной. Шаг в шаг.
- Первым пойду я. Я знаю, как и куда смотреть.
- Нет, ты пойдешь за мной. Я вижу лучше тебя.
Говорили мы почему-то очень тихо, но лейтенант Васильева говорила так, что спорить было бессмысленно. И мы пошли. Шаг в шаг. И - вышли. С той поры я часто попадал на минные поля… Вот уже более шести десятков лет я иду по минному полю нашей жизни за Зориной спиной. И я - счастлив. Я безмерно счастлив, потому что иду за своей любовью. Шаг в шаг».

После окончания академии в 1948 году, работал по специальности инженером-испытателем боевых машин. В 1954 году ушел из армии и занялся профессиональной литературной деятельностью. Печатается с 1954 года.

Непросто складывалась судьба первого прозаического произведения Васильева «Иванов катер» - А.Т.Твардовский принял повесть для публикации в «Новом мире». Но после его смерти она почти три года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 г. К этому времени в журнале «Юность» в 1969 г. уже была напечатана другая повесть автора - «А зори здесь тихие...». Именно с этой повести, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. «А зори здесь тихие...» многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР.

Тихие зори на 171-м разъезде, на крошечном, насчитывающем всего-то 12 дворов клочке земли, со всех сторон окруженном войной, становятся молчаливыми свидетельницами поразительного противостояния девочек-зенитчиц матерым вражеским десантникам. А в действительности - женского противостояния войне, насилию, убийствам, всему тому, с чем несовместима сама суть женщины. Одна за другой обрываются 5 судеб, и с каждой почти осязаемо становятся тише и тише зори над землей. И так же поразят они, тихие зори, тех, кто придет сюда через годы после окончания войны и прочитает ее страницы заново.

В 1973 году выходит повесть Васильева «Не стреляйте белых лебедей» о добром леснике. Главному герою Васильев дает имя Егор, сравнивая его с Георгием Победоносцем, олицетворяющем борьбу добра со злом. Герой погибает, защищая природу.
Как и в рассказе «Вы чье, старичье?», главное в этих произведениях - чувство глубокого и личного сострадания к слабым и беззащитным. Беззащитны лебеди перед браконьерами и старики-пенсионеры перед жестокостью общества и родных. Нет коллективного протеста против этой беззащитности, нет общей реакции на безгласную боль. Кажется, это больше всего волновало писателя...

Васильев много писал о войне, о судьбах поколения для которого война стала главным событием в жизни: «В списках не значился» (1974); «Великолепная шестерка» (1980), «Вы чье, старичье?» (1982), «Неопалимая купина» (1986), «Завтра была война» (1986), и других.
По его повести «В списках не значился» Марк Захаров поставил спектакль в Московском театре Ленинского комсомола. Вместе с уже известным тогда Олегом Янковским на сцену выходил совсем молодой Александр Абдулов в роли лейтенант Николая Плужникова. Они были одинаково гениальными и юными - и захаровский спектакль по Борису Васильеву, и Абдулов в роли Плужникова - и остались бессмертными...

Одним из лучших произведений эпохи "перестройки" стала опубликованная в 1984 году повесть «Завтра была война», действие которой происходит накануне Отечественной войны. По этой повести в 1987 году режиссер Юрий Кара снял одноименный фильм. о судьбе школьников предвоенного поколения и их отношениях с советской системой.
«...Так было во всех семьях, инерционно стремившихся передать нам нравственность вчерашнего дня, тогда как улица - в самом широком смысле - уже победно несла нравственность дня завтрашнего. Но это не рвало нас на части, не сеяло дисгармонию, не порождало конфликты: это двойное воздействие в конечном итоге и создало тот сплав, который так и не смогла пробить крупповская сталь» («Летят мои кони»).

Картина получила много наград: МКФ в Кошалине (Польша) - Главный приз «Большой янтарь» (1987), МКФ в Мангейме - Специальный приз жюри, МКФ в Вальядолиде (Испания) - Гран-при «Золотой колос» (1987), МКФ «Киновстречи в Дюнкерке» (Франция) - Гран-при (1988), Золотая медаль имени А. Довженко Юрию Каре, Борису Васильеву, актерам Сергею Никоненко, Нине Руслановой (1988), приз Киноакадемии "Ника» - актрисе Нине Руслановой (за фильмы «Завтра была война», «Знак беды», «Короткие встречи»), 1987.

Кстати, о фильмах. В кино Борис Васильев начал работать с 1958 года, дебютировав как сценарист фильмом «Очередной рейс». Писатель принимал участие в создании таких известных художественных картин, как «Офицеры» режиссера Владимира Рогового (с Георгием Юматовым и Василием Лановым в главных ролях), «Аты-баты, шли солдаты», поставленная Леонидом Быковым. Кроме того, на основе собственной повести Борис Васильев создал сценарий для фильма «А зори здесь тихие...», снятого Станиславом Ростоцким. За эту картину ее создатели были удостоены Государственной премии СССР, а в 1973 году она была номинирована на «Оскар», но уступила фильму Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии». Замысловатая история красивой жизни понравилась академикам больше фронтовой драмы, начисто лишённой хеппи-энда.

Горюшка члены жюри не нюхали, боли настоящей не знали, вот и не смогли оценить по достоинству... Ну кто теперь у нас вспомнит это "обаяние буржуазии"? А вот «Зори...»...

Всего по книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов.

Борис Васильев — лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва-Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» — «За Честь и Достоинство». Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России, академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Награждён орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями.

Отрывки из интервью с Борисом Васильевым

- В 92-м году у вас вышла статья "Россия. Четыpе книги бытия". Там вы сравнивали русских с чеховской Душечкой, которая постоянно чем-то искренне и с истовостью увлекается. Чем мы сегодня увлечены?
- Сегодня у нас нет никаких особых увлечений, кpоме одного, очень меня пугающего. Мы - стpана людей очень бедных, и выpосших из бедности, и получив сейчас некую возможность заpабатывать деньги (я имею в виду не только кpиминал) наш человек деньги сделал самоцелью. А деньги не самоцель, это сpедство. Пpимеp - для Шлимана это было сpедством найти Тpою. Он стал специально богатым человеком, чтобы pаскопать Тpою. У нас сейчас такого нет.
....
А пpозы я очень боялся. В нашей семье к литеpатуpе было отношение, что пpосто ничего нет выше ее. Ну нет, и все. И я боялся: как это - писать пpозу? Даже пpиблизиться к ней невозможно. Тем более, что у меня инженеpное обpазование. И я учился сам. Изучал фpазы Туpгенева, Чехова. Написал "А зоpи здесь тихие". Заклеил в конвеpт и отпpавил в "Юность". Меня pазбудили звонком в полседьмого утpа. Так что я человек счастливый.

- Кажется, что вы намеpенно избегаете счастливых концовок в своих книгах, убивая геpоев. С чем это связано?
- Во-пеpвых, я - сын евpопейской культуpы. Евpопейская культуpа так глубока, что в счастливых концах не нуждается. В счастливых концах нуждается обыватель. Вот Амеpика - стpана с очень низкой культуpой, там заpанее знаешь, что что бы ни случилось с тем, кто мечется по экpану, он будет жив и поцелуется со своей невестой. В 99 пpоцентах из ста. Советская литеpатуpа у нас тоже была постpоена на обывателя. И наш потенциальный советский читатель и зpитель успел обpасти огpомной носоpожьей кожей. Всякие мелкие пеpеживания его не затpагивали. Его нужно было пpобить. А как нужно пpобить? Так, чтобы он действительно очухался и вздpогнул: мать честная, на войне же и впpавду убивали!
Так что смеpть - это не самоцель. Это способ что ли. Метода. Я не очень люблю убивать своих геpоев.

- Все же, когда вы писали "А зоpи здесь тихие", вы допускали возможность, что кто-то еще спасется?
- Понимаете, в начале у меня не было сюжета. Была ситуация. Тыл, вpоде все спокойно, солдаты быстpо начинают пить, комендант заметался, попpосил непьющих солдат. И ему пpислали девушек-зенитчиц. Ситуация. Забавная. Но дело пpоисходит в соpок втоpом году, а я немцев обpазца соpок втоpого хоpошо знаю, мои основные стычки с ними пpоисходили. Сейчас такими могут быть спецназовцы. Метp восемьдесят минимум, отлично вооpуженные, знающие все пpиемы ближнего боя. От них не увеpнешься. И когда я столкнул их с девушками, я с тоской подумал, что девочки обpечены. Потому что если я напишу, что хоть одна осталась в живых, это будет жуткой непpавдой. Там может выжить только Васков. Котоpый в pодных местах воюет. Он нюхом чует, он здесь выpос. Они не могут выигpать у этой стpаны, когда нас защищает ландшафт, болота, валуны.

- Вам нравится экранизация этой книги?
- Станислав Ростоцкий сделал хоpошую каpтину. Но все-таки лучше всего "Зоpи" поставил Юpий Петpович Любимов на Таганке. Он сделал тpагедию в откpытом виде. Ростоцкий сам фpонтовик, потеpял на фpонте ногу. Когда он каpтину монтиpовал, он плакал, потому что ему было девочек жалко. Там все же есть некий элемент сентиментальности. А у Любимова был спектакль совеpшенно стpашный. После него выходили молча. Шепотом говоpили в фойе, как на похоpонах. Он сделал чистой воды тpагедию.

- Когда писались "Офицеpы" вы могли себе пpедставить, что этот фильм станет настолько знаковым, обязательным для пpогpаммы всех военных пpаздников?
- Нет. У меня было ощущение, что фильм, в общем, пpочный, зpительский. В основе же мелодрама! Для меня лично это доpогая штука, потому что я сам гаpнизонный мальчик, там есть куски из моей биогpафии. Но я не пpедполагал, что у "Офицеpов" будет такая звонкая судьба. Тут повезло, что очень точно были выбpаны актеpы. Это они сделали каpтину.

- Вы помните, как возникли в фильме "шаpоваpы pеволюционно кpасного цвета"?
- Понимаете, сценаpий был pассчитан на две сеpии. И там был pазгpом аpмии нашей в тpидцать седьмом году. Мои геpои оба сидели. Нам сказали, что это не пойдет, и pежиссеp Владимиp Роговой тогда pешил стpоить фильм новеллами. В фильме же pассказывается пpо тpи поколения, и он подумал: хоpошо было бы, чтобы каждый что-то такое получил. И вот часть пеpвая, Гpажданская война. Режиссеp говоpит - давай его оpденом нагpадим. Я говоpю - нет, нельзя его нагpаждать оpденом, в то вpемя это было pавно званию Геpоя Советского Союза, и даже выше по значению. Тут должна была быть заслуга невеpоятная. Он спросил - а чем нагpаждали тогда? - Да чем хочешь, вплоть до кpасных шаpоваpов. Он говоpит - вот! Нагpадим его кpасными pеволюционными шаpоваpами. К тому же "Офицеpы" задумывались как цветной фильм. А ему не дали цветной. Кpасные шаpоваpы так и остались сеpыми. Вот в чем тpагедия-то этой каpтины!

- В Интернете, в одной из электронных библиотек, самой востребованной вашей книгой стала “А завтра была война”. Как вам кажется, почему?
- Тpудно сказать. Может, потому, что там подняты вопpосы человеческой нpавственности как таковой. Имею ли я пpаво пpедавать своего отца - нет, не имею.

***
Почему мы влипаем в кавказские войны?
- Борис Львович, а что может вывести вас из себя?
- Новости. Слушаю про то, что происходит в Чечне, и злюсь. С Кавказом надо жить в мире.
Мало кто знает, что в 1828 году генерал Ермолов прибыл к государю Николаю I с докладом о положении дел на Кавказе. «Знаете, - сказал он Николаю, - в Чечне есть низменная часть, которую я готов занять, и горная, называемая Ичкерией, которую мои «равнинные» солдаты никогда не захватят. Император приказал оставить Ичкерию в покое, добавив: «А знатным чеченцам предложи вступить в мою личную гвардию». С тех пор чеченская гвардия занималась охраной Николая. Вот что значит умное стратегическое решение!

- Сейчас такое и представить сложно!
- Просто мы слишком сильно влипли. Нельзя было забывать, что чеченцы великолепные воины. Дудаев, Масхадов окончили Академию Генштаба! Значит, с ними надо было договариваться...

Борис Львович, и вправду разозлившись, решительно гасит сигарету, тут же прикуривает вторую и рассказывает, что виновником того, что мы «влипли», стала отвратительная пропаганда.

На телевидении полно воинствующих мальчиков и девочек, не отвечающих за слова. Народ же у нас давно не Гоголя с Белинским с рынка несет, а телевизоры. А потом слушает ахинею про то, какие чеченцы злые да кровавые. Не рассказывать ерунду надо, а думать, что делать!

- Вы как-то сказали, что русские напоминают чеховскую Душечку, постоянно чем-то искренне увлекающуюся...
- Да, но у нас болезненное увлечение - национальный вопрос. Почему? Потому что много лет нами руководили малообразованные люди. Посмотрите: первое советское правительство состояло из сплошных каторжан! Госаппарат стал формироваться по партийному принципу, но партия-то была одна! И людей пускали во власть не из-за их способностей, а из-за приверженности партии. А сейчас вместо партийности решающую роль играет землячество.

Почему девушкам не нужны военные?
- Вы много писали о нашей армии времен Великой Отечественной. А современной не хотели бы книгу посвятить?
- Моя любимая Красная Армия изменилась на глазах. Большинство выходцев из царской армии погибло в 1941 - 1942 годах. И тогда офицеров стали готовить из крестьян. Как результат, нравственный ценз моментально снизился. Да, они герои, они победили, честь им и хвала! Но строить мирную армию они уже не могли.
Очень показательно, на представителей какой профессии заглядываются девушки. Во времена моей молодости все мечтали выйти замуж за красного командира. А сейчас девушкам нужны физики, лирики, биологи, геологи, только не офицеры. Все сместилось. Результат? Офицер Российской армии Буданов застрелил чеченку, отказавшуюся удовлетворить его естественные потребности.

- Но ведь суд над ним еще не завершен, приговор не вынесен.
- Да его без суда должны были расстрелять перед строем. Но офицеры его защищают, потому что сами такие!

Для Васильева тема офицеров и офицерской чести - больная. У него есть моральное право судить об этом хотя бы потому, что снятый по его сценарию фильм «Офицеры» в советские времена, говоря современным языком, стал культовым.

Мне кажется, эта картина пользуется популярностью потому, что «Офицеры» - романтическая мелодрама. Ее герои безукоризненны. Представить только: Иван Варавва был влюблен в жену своего друга, а потому сам так и не женился. Такой любви больше нет! Поэтому женщины и ревут.

***
С конца 80-х гг. Васильев активно участвовал в политической жизни.

Б.Васильев:
«Надо было кончать с главным злом — советской властью. Одна партия — абсолютно иезуитского толка — держала в руках власть. Слова против нельзя было сказать. Спасибо Михаилу Сергеевичу, что дал России гласность. Это был первый глоток свежего воздуха. Если бы перестройки не случилось, не знаю, чем бы мы кончили. К тому же гонка вооружений, которую по недомыслию нагнетали и Хрущев, и Брежнев, достигла критической отметки. Почему-то все наши генсеки рвались воевать. Им было совсем не жалко жизней русских людей. Так что власть та была очень худая...
Россия никогда не обладала единой культурой. Испокон веков здесь было два культурных материка — деревенско-христианская и городская, дворянская. Деревенская культура базировалась на общине и церкви. Община руководила всеми хозяйственными делами, а церковь занималась духовной жизнью. Дворянская культура основывалась на иных ценностях, но тоже плохому не учила.
Что сделали большевики, придя к власти? Прежде всего Ленин начал атаку на носителей дворянской культуры — интеллигенцию, которую он называл всякими гнусными словами. Затем настал черед других сословий. Ленин, а не Гитлер, как мы привыкли думать, первым в мире организовал концлагеря. Он ввел институт заложников.
А начавшаяся коллективизация окончательно развалила деревенско-христианскую культуру. Палочки, трудодни. Парни, которых призывали в армию, обратно домой не возвращались, любой ценой стараясь зацепиться в городе. Туда же потянулись и девочки. Женихов-то в деревне не осталось. В итоге старую крестьянскую и городскую культуру мы потеряли, новую не создали — не по зубам это оказалось советской власти. И после всех процедур, которые мы пережили, победил обыватель. Он торжествует сегодня...».

И все-таки писатель не опускал рук, выражая свою гражданскую позицию, в том числе в публицистике (например в цикле статей «Люби Россию в непогоду», «И все же я уверен, что Россия привержена Добру», «Обретение смысла»).

Борис Васильев в последние годы жизни продолжал творческую деятельность, писал в основном историческую прозу, в том числе о русских князьях. Среди написанных им исторических произведений есть и книга о нашем земляке, выдающемся русском полководце М. Скобелеве...

Борис Васильев – автор многочисленных книг, по мотивам которых сняли 15 полнометражных фильмов, представитель поколения, которое родилось после смерти Вождя революции и храбро сражалось на полях Великой Отечественной войны.

Мы знаем Бориса Львовича Васильева как писателя и сценариста, Лауреата Государственной премии СССР, которой он был удостоен в 1975 году. А еще он воплощение целой эпохи, представитель «гвардии» писателей и поэтов, которые к сожалению, покидают нас, растворяясь в вечности.

К счастью, не бесследно, оставляя после себя богатое наследие из написанных романов, рассказов, пьес.

Детство

Родной город Бориса Васильева – Смоленск. Именно здесь в семье русских интеллигентов 21.мая 1924 года родился будущий известный писатель-прозаик. Отец мальчика – Л.А.Васильев (1892-1968), был кадровым офицером в Царской, затем в Красной и Советской Армии. Мать – Е.Н.Алексеева (1892-1978)дворянского происхождения, род которой был очень старинным и связанным с и Толстым, движением народников 19-го века. Дядя и отец Елены Алексеевой — организаторы народнического кружка «чайковцы», в Америке принимали участие в организации коммун.


Фото: Борис Васильев в детстве

Мальчику с детства нравилась история и литература, он говорил, что эти две любви тесно переплелись в его сознании. Его отца переводят на службу в Воронеж и семья переезжает с ним. Борис поступает в местную школу, хорошо учится, принимает участие в постановках любительских спектаклей, участвует в выпуске рукописного журнала.

Счастливое детство перечеркнула война – а ведь он был всего лишь девятиклассником. Борис идет добровольцем на фронт вместе с истребительным комсомольским батальоном. Его батальон получил приказ направляться под Смоленск, где и очутился в окружении, выйти из которого удалось только в октябре 41-го года.

Война

После выхода из окружения Борис оказывается в лагере для перемещенных. Он сам пожелал стать курсантом кавалерийской, а потом пулеметной полковой школы. Дальнейшее место службы – 8-ой гвардейский воздушно-десантный полк. 16.03.1943 года под Вязьмой состоялась высадка воздушного десанта, где Васильев получил тяжелую контузию на минной растяжке и попал в госпиталь. Сам Борис считал себя счастливчиком, ведь он выжил во время эпидемии тифа в 1934 году, вышел невредимым из окружения в 1941, все семь его прыжков с парашютом прошли удачно, и даже последний, боевой в 1943 году под Вязьмой, где он отделался контузией, а на теле не было ни единой царапины.

В том же 1943 году 19-ти летний Борис зачисляется курсантом Военной академии им. , которую успешно окончил в 1948 году, по специальности инженера-испытателя.

Васильев уже не представлял своей жизни без литературы и писательской деятельности. Пройдя пекло войны, он видел столько героизма и патриотизма людей, что не мог не воплотить этот опыт в своих произведениях. Все увиденное и пережитое должно стать достоянием народа, а героические персонажи должны быть главными героями его прооизведений. Именно по этой причине в 1954 году Васильев подал рапорт об увольнении из армии, в котором указал причину увольнения – желание посвятить себя литературе. Его воинское звание при увольнении – инженер-капитан.

Литературная жизнь

Дебют в литературной и творческой биографии Бориса Васильева связан с пьесой «Танкисты», которая вышла в 1954 году. В ней автор коснулся темы смены армейских поколений в стране, прошедшей войну. По этой пьесе был поставлен спектакль, который назвали «Офицер», но зритель его не увидел. Театр Советской Армии сумел провести всего две пробные постановки – в декабре 55-го года пришел запрет от Главного политуправления Армии, в котором даже не была указана причина такого решения.

Но неудача не сломила Бориса Львовича, он принимается за драматургию, пытается писать сценарии. Именно в качестве сценариста к нему приходит первый успех – постановка фильма «Очередной рейс» (1958г) и «Длинный день» (1960г). И еще один фильм, который принес Борису Васильеву известность и народную любовь – «Офицеры», который вышел в 1971 году.

После этого снова началась полоса неудач. Повесть Б.Васильева «Иванов катер» повторила печальную судьбу «Танкистов». Ее приняли в печать в «Новом мире» в 1967 году, но познакомиться с ней читатель смог только спустя три года – в 1970-м.
Настоящую славу автору довелось испытать после выхода его повести «А зори здесь тихие…», которую в 1968 году напечатал журнал «Юность». После этой публикации писатель на протяжении долгих лет сотрудничал с журналом, именно здесь печатались все произведения, вышедшие из-под пера великого прозаика.

В 1970 году пьесу «А зори здесь тихие…» поставил театр на Таганке и она стала самой значимой постановкой года. В 1972 году С.Ростоцкий экранизирует полюбившуюся пьесу – фильм получил народную любовь. После этого пьесу экранизировали еще два раза.

Военная тематика присутствует практически во всех произведениях Бориса Васильева, ведь он сам прошел через ее пекло. В повестях «Завтра была война», «В списках не значился», в рассказах «Великолепная шестерка», «Ветеран», «Неопалимая купина» и «Вы чье, старичье?» — подлинные эпизоды Великой Отечественной. На основе этих произведений сняты фильмы, некоторые переснимались по нескольку раз.
Особое место в творчестве Васильева отводится историческим романам. В своих произведениях он раскрывает раннюю историю Руси.

Личная жизнь

В жизни известного прозаика была только одна женщина – его любимая жена Зоря Альбертовна Поляк. Их знакомство состоялось в 1943 году, когда Бориса выписали из госпиталя и он отправился поступать в Военную Академию. Расписались молодые люди в 1945 году. Работала Зоря в конструкторском бюро и редактором на телевидении. Жена поддерживала мужа во всем, была настоящим другом, товарищем и музой. Именно с Зори Альбертовны был написан образ Сони для повести «А зори здесь тихие…». Прототипом Искры Поляковой в романе «Завтра была война» также служила жена писателя – его любимая Зоря. Они прожили вместе долгих и счастливых 70 лет.

Васильев Борис Львович краткая биография расскажет о жизни и творчестве русского писателя, автора повести «А зори здесь тихие…».

Борис Львович Васильев биография

Родился 21 мая 1924 года в Смоленске в семье офицера. Мать происходила из старинного дворянского рода.

В 1943 году, после окончания девятого класса, ушел добровольцем на фронт. Участвовал в боях под Смоленском, был контужен.

В 1948 году окончил Военную академию бронетанковых и механизированных войск. Работал испытателем боевых машин.

Вскоре он стал писать сценарии к кинофильмам. Появились фильмы «Очередной рейс» (1958), «Офицеры» (1971). Также Васильев сочинил немало сценариев для КВН и некоторых киножурналов.

В 1967 году в журнале Твардовского появилась повесть «Иванов катер», по которой через несколько лет сняли фильм. Известность и популярность писателю принесла повесть «А зори здесь тихие…», опубликованная в 1969 году. Рукопись была сразу принята к печати журналом «Юность». С этого момента все лучшие произведения писателя печатались именно в нем. В 1970 году повесть появилась на сцене театра на Таганке, а в 1972 году С. Ростоцкий снял по ней фильм.

Большинство книг Васильева обращено к теме войны и острым социальным проблемам. Б. Л. Васильев – лауреат многих литературных и государственных премий, а также член Союза писателей Москвы.

Начиная изучать творчество писателя - уделите внимание произведениям, которые находятся на вершине этого рейтинга. Смело нажимайте на стрелочки - вверх и вниз, если считаете, что какое-то произведение должно находиться выше или ниже в списке. В результате общих усилий, в том числе, на основании ваших оценок мы и получим самый адекватный рейтинг книг Бориса Васильева.

    Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны, в апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек. Год боев в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат… ... Далее

  • «Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора. Я нахожу его в июньском краснолесье – неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди – серьезного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине – задумчивого и светлого. Я вижу его в весеннем цветении – терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда поражаюсь, каким же он был разным – разным для людей и разным для себя…» ... Далее

  • Драматическая повесть о поколении, оказавшемся на пороге взрослой жизни. Действие происходит в канун Отечественной войны в провинциальном городке. Юным героям, открытым для дружбы и любви, приходится столкнуться с политическим фанатизмом, предательством и ложью, пережить страшные потери. Но они сумеют сохранить душевную чистоту и верность идеалам. И именно такие, как они, защитят Родину в боях Отечественной войны… ... Далее

  • "Школьная библиотека" представляет одну из самых незабываемых его повестей о Великой Отечественной войне. Сюжет прост и жесток, как всякий военный сюжет. Интонация правдива и безжалостна. Язык незатейлив и прозрачен. В чем же главная сила повести? Быть может, в том, что ее героини идут на подвиг и погибают неизбежно и страшно. И заставляют вас задуматься о несовместимости самих понятий «женщина» и «война». Особенно больно становится оттого, что каждый образ выписан ярко, детально, вы успеете сродниться и с Соней Гурвич, и с Ритой Осяниной и с Женей Комельковой… И еще долго будут звучать для вас их голоса… ... Далее

  • Жил в селе Егор Полушкин, односельчане и жена звали его бедоносцем. Все, за что он ни брался, любая работа или дело, – кончались недоразумением. Наделенный талантом истинного художника, со своим собственным взглядом на жизнь, Егор был совершенно не похож на односельчан, практичных и рассудительных. После долгих поисков он наконец находит свое призвание – работу лесничего. Единственными друзьями Егора становятся белые лебеди, о которых он заботится с особой нежностью. Но однажды его счастье кончается: в лес приходят браконьеры… ... Далее

  • «Жизнь Касьяна Нефедовича Глушкова – естественно, в порядке исключения – развивалась не по спирали, а кольцеобразно, и старость аккурат совпала с детством. Не по уму-разуму, а по странному присутствию беспомощной наивности, которая при почтенной седине выглядела вполне замшело. Одним словом, каким бы заветным то слово ни было, человека не выразить. Однако, если представить некое сито, ссыпать в это сито все особенности, черты и черточки характера да потрясти, то в сите оказалась бы наиболее крупная частица, и применительно к деду Глушкову частица эта определилась бы, пожалуй, так: созерцатель. Мы как-то утратили такое понятие в быстротекущей жизни нашей, а потому хотелось бы напомнить, что Владимир Даль в «Толковом словаре» определяет особенность подобных людей как способность обращать внутрь, в себя, всю деятельность, противополагая им эпитеты «дельный», «деловой», «жизненный», «практический» и тому подобные…» ... Далее

  • «– Значит, на пенсию решил, Семен Митрофанович? Не желаешь дождаться шинели цвета маренго? – И в этой ничего. Привык… Семен Митрофанович Ковалев стеснялся вести разговоры с молодыми сотрудниками. Они и смеялись не так, и курили не этак, и даже форма на них сидела куда уютнее, чем на нем, хотя он форму свою носил аккурат четверть века…» ... Далее

  • Борис Васильев (1924–2013) ушел на фронт в 17 лет, как и тысячи других юношей и девушек, обивавших в тот год пороги военкоматов. И Борис Львович написал именно о них, тех, кто сражался с ним плечом к плечу, таких же юных, как он сам. Главный герой романа Николай Плужников, как и автор, совсем молод в начале войны. Как и автор, он стремительно взрослеет – теряя товарищей, поливая кровью родную землю. И по воле автора уходит в бессмертие. Читатели подтвердили – Николай Плужников шагнул в бессмертие. Величественный и драматический, роман стал классикой отечественной литературы. Книга рекомендована для внеклассного чтения. ... Далее

  • «…Последние Святки царской России. Уже всем надоела бессмысленная и жестокая война, не прекращается поток беженцев с запада и юга, уже начались очереди, и многие недоедают, но никто пока не знает, что эти Святки – последние, что через два месяца отречется Государь и Россия станет республикой. И может быть, поэтому веселье сегодня такое по-русски бесшабашное и такое по-русски горькое. Даже отчаяние в России пока еще отчаянно веселое…» ... Далее

  • Какими бы тяжелыми ни были времена, важными политические события, – главным в прозе Бориса Васильева остается человек с его страхами и безрассудством, низостью и благородством. «Век двадцатый – век необычайный» – ему и посвящен роман «И был вечер, и было утро» – о революции 1905 года. ... Далее

  • Действие романа «Отрицание отрицания» разворачивается в период с революции 1917 года до начала Великой Отечественной войны. В центре повествования – дворянская семья Вересковских, каждый член которой избирает свой путь… Писатель называет Россию страной отрицания и пытается найти в прошлом истоки сегодняшних бед. ... Далее

  • «Кони мчались в густом сумраке. Ветви хлестали по лицам всадников, с лошадиных морд капала пена, и свежий нешоссейный ветер туго надувал рубашки. И никакие автомашины, никакие скутера, никакие мотоциклы не шли сейчас ни в какое сравнение с этой ночной скачкой без дорог. – Хелло, Вэл! – Хелло, Стас!..» ... Далее

  • Они погибли в 1944 году, их было всего восемнадцать человек – комсомольский взвод, остановивший колонну немецких танков. Трагическое и комедийное, героическое и лирическое сплелись в повести в необычную ткань повествования об отцах, навсегда оставшихся молодыми, и о детях, пришедших туда, где ровно тридцать лет назад приняли свой последний смертный бой самые родные для них люди… ... Далее

  • В книгу вошли известные повести Б. Васильева, рассказывающие о Великой Отечественной войне, участником и свидетелем которой был автор, и произведения, написанные в последние годы, в которых писатель попытался осмыслить и художественно отразить нравственные противоречия нашего времени в судьбах людей. Успех экранизаций повестей «Завтра была война», «А зори здесь тихие…», «В списках не значился» в большой степени был обусловлен пронзительностью авторского повествования, подлинностью описываемых событий, трагичностью историй о войне, о которых Б. Васильев знал не понаслышке, а из личного опыта ... Далее

  • «Рассвет в горах наступал медленно. Длинные тени ползли по долинам, нехотя отрываясь от земли, туман плотно окутывал кусты, а поверх стлался синий пороховой дым, почти не тающий в холодном воздухе. Генерал смотрел в стереотрубу до рези в глазах. В искусственном, многократно отраженном и преломленном мире оптики все казалось плоскостным, неестественным, а радужная пленка, занимавшая восточную часть зоны обзора, раздражала ярмарочными красками…» ... Далее

  • "Школьная библиотека" знакомит своих слушателей с творчеством классика современной литературы Б.Л.Васильева. "…А мы и не знали, что за порогом нашего класса дежурила смерть, – говорит себе один из героев повести «Завтра была война». – Мы были молоды, а незнания молодости восполняются верой в собственное бессмертие. Но из всех мальчиков, что смотрят на меня с фотографии, в живых осталось четверо". В этой повести нет войны. Только в названии, да еще двумя-тремя словами в воспоминаниях из пролога и эпилога. Но эта трагическая, пронзительно-печальная история рассказывает так много о той эпохе, о тех людях, что она стала настоящим открытием для читателей. И сегодня для нового поколения эти строки опять звучат по-новому. ... Далее

  • Б. Васильев (род. 1924 г.), сам прошедший полями сражений, рассказывает о войне открыто и реалистично. Писателя прежде всего интересуют проблемы любви, верности, нравственного долга и искреннего чувства в их противостоянии цинизму, шкурничеству, официозу, буквоедству как во время войны, так и в мирные годы. Фильмы по его сценариям стали культовыми, а его прозой по-прежнему зачитываются миллионы читателей. В автобиографической повести «Летят мои кони» автор раскрывает психологию во многом типичного для поколения Васильева соотечественника неоднозначной эпохи. ... Далее

  • Библиотека проекта «История Российского государства» – это рекомендованные Борисом Акуниным лучшие памятники мировой литературы, в которых отражена биография нашей страны, от самых ее истоков. Роман «Вещий Олег» открывает масштабный цикл Бориса Васильева, автора известных книг о князьях Древней Руси. Давным-давно князь Рюрик захватил свое место под солнцем, перешагнув через горы трупов друзей и врагов, но сейчас он стар, руки с трудом держат меч, тело измучено былыми ранами, а разум затуманен одурманивающими зельями. Малолетний сын Рюрика, княжич Игорь, немощен и слаб. Бывший воспитанник князя – конунг русов Олег – хитер, умен и очень дальновиден. Недаром его прозвали Вещим. Клубок интриг, месть, заговоры, убийства, битвы не пугают Олега, он знает, в какую вступил игру – ведь победителю достанется всё! ... Далее

  • «Еще размашисто рысят кони, еще жив праздник в душе моей, еще кружится голова от вчерашнего хмеля, и недопетая песня готова сорваться в белесое от седины небо. Еще не остыли на губах ворованные поцелуи случайных женщин, любивших любовь больше, чем меня, и тем самым вложивших свой камень в котомку моей усталости. Еще хочется пробежаться босиком, поваляться на траве, нырнуть с обрыва в незнакомый омут. Еще так трудно оторвать взгляд от женских ног, еще пытаешься казаться умнее, еще мечтается перед сном и хочется петь по утрам. Еще не утолена вся жажда, еще веришь в себя и еще ничего не болит, кроме сердца…» ... Далее

  • Библиотека проекта «История Российского Государства» – это рекомендованные Борисом Акуниным лучшие памятники мировой литературы, в которых отражена биография нашей страны, от самых ее истоков. Княгиня Ольга стала первой правительницей Киевской Руси, принявшей крещение, хотя и дружина, и древнерусский народ при ней были языческими. В язычестве пребывал и сын Ольги, князь Киевский Святослав. Судьба Ольги, женщины мудрой и проницательной, намного опередившей свое время, была нелегка, а порой и трагична. Она всю жизнь стремилась обрести любовь, но вступила в брак с Киевским князем Игорем лишь по политическим соображениям. Всегда хотела мира между славянами, но была вынуждена жестоко подавить восстание племени древлян. Сделала все, чтобы увидеть Святослава на княжеском престоле, но в ответ получила лишь ненависть единственного сына, ради которого было принесено столько жертв… ... Далее

  • Библиотека проекта «История Российского государства» – это рекомендованные Борисом Акуниным лучшие памятники мировой литературы, в которых отражена биография нашей страны, от самых ее истоков. Владимир Красное Солнышко – сын Святослава Храброго, рожденный от рабыни-ключницы, величайший князь Русской Земли, посвятивший свою жизнь превращению Древней Руси в сильнейшее государство Европы. А Русскую Землю этот некогда ярый язычник – крестил. Он знал тысячи женщин, имел огромный гарем, но любил только свою жену Рогнеду, взятую им когда-то насильно. Она родила ему сына, одного из самых славных русских князей – Ярослава Мудрого. Князь Владимир стал великим русским святым, героем былин, которому служили все русские богатыри. ... Далее

  • «Вечерами в маленькой поселковой больнице тихо. Бесшумно скользнет по коридорчику сестра, разнося градусники. Прокряхтит сухонькая старушка, да скрипнет дверь за мотористом с «Быстрого», выходящим покурить в холодные сени. А сегодня тишина нарушилась тяжелыми шагами врача, беготней сестер, тревожным скрипом носилок…» ... Далее

  • Библиотека проекта «История Российского государства» – это рекомендованные Борисом Акуниным лучшие памятники мировой литературы, в которых отражена биография нашей страны, от самых ее истоков. Святославу было всего три года, когда он унаследовал княжеский престол после смерти отца, князя Игоря Рюриковича. До совершеннолетия Святослава бразды правления страной взяла его мать, княгиня Ольга – первая правительница, принявшая христианство на Руси. Князь Святослав большую часть своей жизни провел в походах. Война ради выгоды и славы была смыслом его жизни, государственные дела его не интересовали. После смерти матери Святослав не стал сдерживать свою ненависть к новой вере. Он убивал христиан, в том числе и родственников, уничтожал храмы и церкви. Гибель князя была случайна и загадочна… ... Далее

  • «Игорек уходил ранним утром 2 октября 1941 года. В повестке значилось, что он «должен явиться к семи ноль-ноль, имея при себе…». – Ложку да кружку, больше ничего не бери, – сказал сосед Володя. – Все равно либо потеряешь, либо сопрут, либо сам бросишь…» ... Далее

  • Борис Львович Васильев – классик советской литературы, по произведениям которого были поставлены фильмы «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Завтра была война» и многие другие. В годы Великой Отечественной войны Борис Васильев ушел на фронт добровольцем, затем окончил пулеметную школу и сражался в составе 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Главное место в его воспоминаниях занимает рассказ о боях в немецком окружении, куда Борис Васильев попал летом 1941 года. Почти три месяца выходил он к своим, проделав долгий путь от Смоленска до Москвы. Здесь было все: страшные картины войны, гибель товарищей, голод, постоянная угроза смерти или плена. Недаром позже, когда Б. Васильев уже служил в десанте, к нему было особое отношение как к «окруженцу 1941 года». Помимо военных событий, в книге рассказывается об эпохе Сталина, о влиянии войны на советское общество и о жизни фронтовиков в послевоенное время. ... Далее

Годы жизни: с 21.05.1924 по 11.04.2013

Советский и российский писатель и сценарист, основной темой произведений которого является военное и предвоенное время.

Отец - Васильев Лев Александрович (1892 г. рожд.), кадровый офицер царской, впоследствии - Красной и Советской армии.

Мать - Алексеева Елена Николаевна (1892 г. рожд.), из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением народников, участвовавших в организации кружка «чайковцев» и «фурьеристских» коммун в Америке.

Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе "с детства переплелись в его сознании". Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война.

Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей.

После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

Печатается с 1954 (пьеса о послевоенной армии "Танкисты"; готовившийся в 1955 спектакль по ней под названием "Офицеры" по цензурным соображениям был снят). Увлечение сценой, свойственное Васильеву с детских лет, проявлялось и в создании пьес, сценариев ряда кинофильмов и телевизионных передач. Истинный успех пришел к Васильеву после публикации повести "А зори здесь тихие..." (1969), инсценированной (1971) и экранизированной (1972), определившей основную тему и тональность творчества писателя. В обозначенном русле лежат и другие произведения Васильева, тематически обращенные прежде всего к военным и предвоенным годам.

Но и послевоенная действительность давала Борису Львовичу поводы для размышлений. Знаменитая повесть «Не стреляйте в белых лебедей» поднимает довольно сложные нравственные проблемы.

Борис Васильев отдал дань и исторической проблематике. Проблемы «смутного времени» – центральные в исторических романах Васильева "Вещий Олег" (1996) и "Князь Ярослав и его сыновья" (1997).

История русской интеллигенции, переплетенная с историей России, нашла свое художественное воплощение в романе "Были и небыли", повествующем об истории рода Алексеевых (в романе и в других книгах - Олексиных), об участии двух прадедов автора в русско-турецкой войне. Избрав жанр семейного романа, наиболее полно отвечающего его замыслам, Васильев отслеживает на примере семьи зарождение русской интеллигенции, пытается определить ее сущность.

Один из последних его романов – «Отрицание отрицания» – вошел в десятку самых покупаемых книг 2005 года. В нем, начиная с революции 1917 года и вплоть до Великой Отечественной войны, показана жизнь мелкопоместных дворян Вересковских: трагическая судьба этой семьи – судьба самой России, «странной страны», «дочери Отрицания жизни»…

Из-под пера писателя вышло множество публицистических произведений, тематически охватывающих самые разные стороны нашей жизни.

Борис Васильев – лауреат Государственной премии СССР 1975 года. С началом перестройки занялся общественной деятельностью, был депутатом первого съезда народных депутатов. Является членом Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В 1997 году удостоен премии имени Сахарова «За гражданское мужество», награжден орденом Дружбы народов, золотой медалью имени Довженко, лауреат премии имени Константина Симонова и премии «Ника» «За честь и достоинство». В 2004 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.

Фильм “А зори здесь тихие”, снятый по книге Бориса Васильева, в 1973 году был номинирован на “Оскар”, но уступил “Скромному обаянию буржуазии”.

Любимый писатель Васильева - .

Награды писателя

2009 - Литературная премия « » - специальный приз «За честь и достоинство»

2004 - Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени - за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность

2003 - Премия Ника - за Честь и Достоинство

где-то между 1998 и 2005 (точный год найти не удалось) - Премия Союза писателей Москвы "Венец"

1999 - Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы; Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства

1998 - Международная литературная премия "Москва-Пенне" - как самому популярному и читаемому писателю за роман "Утоли моя печали..."

1997 - Премия им. А. Д. Сахарова "Апрель" - «За гражданское мужество»

1994 - Орден Дружбы народов - за большой личный вклад в развитие современной литературы и отечественной культуры

1987 - Золотая медаль имени А.Довженко за сценарий к кинофильму "Завтра была война"

1975 - - за фильм "А зори здесь тихие"

1974 - Премия имени Ленинского комсомола

Библиография

Танкисты [Офицеры] (1954) Пьеса
Стучите и откроется (1955) Пьеса
(1957) Повесть
Очередной рейс (1958) Сценарий к фильму
Длинный день (1960) Сценарий к фильму
(1969) Повесть
(1970)
Кажется, со мной пойдут в разведку (1970)
(1970) Сценарий к фильму
(1973) Роман
(1974) Роман
Старая олимпия (1975)
(1976) Сценарий к фильму
Ветеран (1976) Рассказ
Встречный бой (1979)
Великолепная шестерка (1980) Рассказ
Вы чье, старичье? (1982) Рассказ
(1982)
Короткая рокировка (1983)
(1984) Повесть
Рослик пропал (1984)
(1984)
Карнавал (1985)
Жила-была Клавочка (1986) Повесть
(1986) Рассказ
(1986)
Экспонат №... (1987)
Мир восклицательный знак (1990)
(1991)
Живая очередь (1993) Рассказ
(2001) Роман
(2002) Мемуары
(2004)
(2006) Публицистика

серия: "Романы о Древней Руси"
(1996) Ист. роман
(1997) Ист. роман - переизданый под другим названием роман " "(1997) выбивается из общей хронологии серии, возможно автор планирует заполнить временной отрезок между Владимиром и Александром, новыми следующими книгами.