Анализ легенды о данко из рассказа старуха изергиль горького.


Влияние жестокого мира на человека. Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из пьесы "Тень" Е.Л. Шварца.

Трагическую судьбу человека, которого ломают жестокие обстоятельства, показывает Е.Л. Шварц в известной пьесе «Тень». Доктор-человек честный и умный, но неспособный противостоять грубой и безжалостной силе, оказывается перед тяжелым нравственным выбором. Он сердцем хочет помочь Ученому, попавшему в беду, но боится, как бы самому не оказаться в роли жертвы. Вечная борьба между благородными помыслами и трусливой осторожностью разрывает сердце этого человека.

Жестокость как свойство личности, которое проявляется в тяжелых условиях.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из романа У. Голдинга "Повелитель мух"

В известном романе-притче «Повелитель мух», созданном английским писателем У. Голдингом, повествуется о группе детей, которые в результате авиакатастрофы оказались на пустынном острове. Пытаясь спастись от страха и одиночества, они поклоняются богу – Повелителю мух, свиной голове, насаженной на кол. Это страшный символ зла, который гнездится в человеческой душе поэтому нужно ежедневно бороться против зверя в себе, иначе богом человечества станет облепленная мухами свиная голова.

Доброта и жестокость в поведении. Жестокость в словах.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из романа А.С. Пушкина "Евгений "
Слово – один из самых грозных видов оружия. Словом можно сделать человека счастливым или убить в нем надежду, растоптать чувства, унизить. Так поступил Евгений с Татьяной. Когда он получил ее письмо с признанием в любви, то вызвал ее на серьезный разговор, где очень холодно и пренебрежительно дал понять, что не может ответить ей взаимностью. Он говорил с ней цинично и холодно. На слова любви от ответил: «Учитесь властвовать собою». Об этом вспоминает Татьяна спустя несколько лет, когда получает письмо от Евгения. Она рассказывает Евгению, насколько ранили его слова, называет их «колкой бранью», отличающейся отсутствием жалости.
Так, в романе А.С. Пушкина «Евгений » мы видим, как неосторожное слово может ранить до глубины души, особенно если человек, к которому это слово обращено, раним.


Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из романа А.Фадеева "Разгром"

В романе А.А. Фадеева «Разгром» командир партизанского отряда принимает роковое решение – отравить раненого бойца, чтобы тот не тормозил отступление. Врач дает раненому яд и просит его выпить. Молодой партизан Павел Мечик, слышавший разговор доктора с командиром в ужасе кричит, пытаясь остановить это убийство, но его с ненавистью прогоняют прочь. Этот отчаянный крик - беспомощный протест против жестокой действительности, в которой человеческая жизнь стала разменной монетой.


Доброта и жестокость на войне.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из рассказа И.А. Бабеля «Смерть Долгушова»

В рассказе И.А. Бабеля «Смерть Долгушова», который входит в цикл «Конармия», изображена драматическая ситуация: смертельно раненный в бою красноармеец, чтобы не попасть в плен, просит товарища пристрелить его. Но Лютов, воспитанный на принципах гуманизма, не способен убить человека и в страхе пятится назад. «Бежишь, гад!»- презрительно, с ненавистью говорит ему раненый. Человеческая душа корчится от ужаса, в который ее ввергает судьба, когда жестокое убийство становится спасением, когда отвращение к смерти воспринимается как трусливое малодушие.

Доброта и жестокость на войне.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из рассказа Лескова «Человек на часах»

Н.С. Лесков в рассказе «Человек на часах» описывает реальный случай. Солдат, стоявший на посту, услышал крики о помощи: кто-то тонул в реке. После мучительной внутренней борьбы часовой, нарушая устав караульной службы, спасает беднягу. Об этом происшествии узнает командование, и, несмотря на сочувствие некоторых офицеров, провинившегося солдата строго наказывают.
Свое отношение к этому поступку втор красноречиво выразил в названии: на часах стоит не просто солдат, а человек, для которого нравственный долг превыше всего.

Жестокость к окружающим в повседневных делах.

В романе М.А. Булгакова « и » очень точно выведен тип мерзавца, мелкого Иудушки, который ради своих интересов готов совершить любую подлость. Журналист Алоизий Могарыч написал донос на Мастера. Когда соседа арестовали, он переехал в его квартиру, обжился в ней, сделал ремонт, пристроил ванную. Такие внешне добропорядочные люди считают себя всегда правыми, потому что их ожиревшую совесть легко подкупить деньгами, должностью, захваченной квартирой.

Доброта, самопожертвование на благо общества.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из рассказа М. Горького "Старуха Изергиль"

Яркая, независимая личность всегда вызывала опасливое отношение у серой посредственности. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» раскрывается драматическое противостояние сильной личности, которая жертвует собой ради людей и толпы. Данко ведет свой народ через глухой лес, через топи и тьму. Люди, измученные долгим путем, готовы растерзать отважного юношу, и тогда Данко вырывает из своей груди пылающее сердце. Когда спаситель вывел людей на залитый солнцем простор и, бездыханный, упал на землю, кто-то раздавил его горящее сердце. Мы видим, что толпу пугает все яркое, пылающее, героическое. Но видим также и то, что без выдающихся личностей невозможно выйти из густого мрака тусклого существования.


Доброта как свойство личности, столкновение доброты с жестоким миром.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из трагедии Шекспира "Гамлет"


В трагедии Шекспира «Гамлет» раскрывается конфликт личности и эпохи. Благородный юноша, воспитанный в духе гуманизма, призван Призраком мстить за убитого отца. Месть – это не лично дело молодого принца, для людей того времени это мировой закон, требующий восстановить справедливость, в противном случае становишься соучастником убийц. Но Гамлет – человек нового времени, он не желает быть слепым орудием судьбы, поэтому юноша колеблется, сомневается, не решается взять в руки оружие. Однако жизнь не оставляет ему выбора: руки гуманиста обагряются кровью, он гибнет, разорванный противоречиями.


Причины жестокости.
Аргумент из романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"


Эгоизм проявляется, когда человек ставит свои интересы выше интересов других. Можно подумать, что ничего страшного в этом нет. Однако эгоизм, доведенный до абсурда, может причинить не только большой вред окружающим, но и сломать жизнь человеку, взращивающему в себе это чувство. Ярким примером эгоизма является поведение главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – красивый, образованный, богатый молодой человек своими руками разрушает жизнь. Он не верит в дружбу, манипулируя людьми только в своих интересах, отвергает любовь, боясь потерять свою свободу, не способен прощать, боится быть осмеянным. Вся его жизнь - это поиск удовольствий, удовлетворение своих потребностей. Однако такой путь разрушителен: Печорин ломает судьбы людей, меняет их жизни, делает несчастным самого себя. Таким образом, эгоизм - главная причина, мешающая Григорию обрести любовь и дружбу, и только непонимание этого решения приводит его к печальному финалу.

Героические образы в ранних романтических произведениях Максима Горького.

Образ героического, смелого человека, готового к самоотверженному подвигу во имя народа, мы находим в ранних произведениях Максима Горького.

Рассказ «Старуха Изергиль» - наглядный пример того, что привлекало Горького в человеке, какие черты характера он хочет видеть в нем.

Герой одной из легенд, рассказанной старухой Изергиль, является смелый, благородный юноша Данко. Он любил свой народ чистой искренней любовью и не представлял его в горе и мучениях. Именно поэтому юноша пожертвовал своим светлым сердцем, своей жизнью ради счастья других, даже будучи уверенным, что его никто не поблагодарит. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель – быть полезным народу. В его очах «светилось много силы и живого огня». Вырвав из груди свое горящее сердце, он «кинул радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо», потому что «любил людей больше себя».

Образу Данко сопутствует образ горящего сердца: «Сердце его пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца…» Он подчеркивает героическую устремленность прекрасного юноши, придает всему произведению особую эмоциональную напряженность. Любовь Данко к людям и желание послужить им, его смелые устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. «Данко… молодой красавец. Красивые всегда смелы».

Вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается читателем как смелый призыв к героическим подвигам.

Еще один героический образ мы находим в другом произведении М. Горького «Песня о Соколе». Сюжет, художественные приемы и язык «Песни» подчеркивают героизм Сокола. Слова: смелый, гордый, храбро бился, свободная птица и ряд других помогают представить образ Сокола, способного на высокие страдания, безумную радость и смелые, решительные действия.

Образу бесстрашной птицы противопоставлен образ Ужа, неспособного к действию, тупого и самодовольного. Эти образы воспринимаются как символы, при помощи которых автор отвечает на основной вопрос: «Как надо жить, в чем смысл жизни?» Уж ни о чем не мечтает и свою жизнь, лишенную каких-либо стремлений, оправдывает словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»

Совсем иное влечет Сокола. Умирая и оглядываясь на прожитую жизнь, он гордо восклицает: «Я славно пожил!.. Я храбро бился!.. О, счастье битвы!» И Горький вслед за своим героем восклицает: «Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»

Такие героические образы, как бесстрашный Данко и смелый Сокол, действительно, являются «живым примером, призывом гордым к свободе, к свету». Создавая исключительные характеры, автор возвеличивает гордых, сильных духом, бесстрашных людей, он призывает людей к активной жизненной позиции, стремится усилить волю человека, возбудить желание противостоять жизни пустой, бесцельной. Именно в этом мне видится ценность и значение романтических произведений М. Горького.

  • Не всегда самопожертвование связано с риском для жизни
  • Совершать героические поступки человека побуждает любовь к Родине
  • Человек готов пожертвовать собой ради того, кого он действительно любит
  • Для спасения ребенка порой не жалко пожертвовать самым ценным, что есть у человека – собственной жизнью
  • Только нравственный человек способен совершить героический поступок
  • Готовность к самопожертвованию не зависит от уровня доходов и социального статуса
  • Героизм выражается не только в поступках, но и в умении быть верным своему слову даже в самых сложных жизненных ситуациях
  • Люди готовы на самопожертвование даже во имя спасения незнакомого им человека

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Порой мы не подозреваем, что тот или иной человек может совершить героический поступок. Это подтверждает пример из данного произведения: Пьер Безухов, будучи богатым человеком, принимает решение остаться в осажденной неприятелем Москве, хотя имеет все возможности уехать. Он – настоящий человек, не ставящий на первое место свое материальное положение. Не жалея себя, герой спасает из огня маленькую девочку, совершая героический поступок. Можно обратиться и к образу капитана Тушина. Сначала он не производит на нас хорошего впечатления: Тушин предстает перед командованием без сапог. Но сражение доказывает то, что этого человека можно назвать настоящим героем: батарея под командованием капитана Тушина самоотверженно отражает атаки неприятеля, не имея прикрытия, не жалея сил. И совершенно не важно, какое впечатление на нас производят эти люди при первом знакомстве с ними.

И.А. Бунин “Лапти”. В непроглядную вьюгу Нефед отправился в Новоселки, находящиеся в шести верстах от дома. Сделать это его побудили просьбы больного ребенка принести красные лапти. Герой решил, что “нужно добывать”, потому что “душа желает”. Он хотел купить лапти и покрасить их фуксином. К ночи Нефед не вернулся, а утром мужики привезли его мертвое тело. За пазухой у него нашли пузырек с фуксином и новенькие лапти. Нефед был готов на самопожертвование: зная, что подвергает себя опасности, решил действовать на благо ребенка.

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Любовь к Марье Мироновой, капитанской дочке, не раз побуждала Петра Гринева подвергать свою жизнь опасности. Он отправился в захваченную Пугачевым Белогорскую крепость, чтобы вырвать девушку из рук Швабрина. Петр Гринев понимал, на что идет: в любой момент его могли поймать люди Пугачева, он мог быть убит неприятелями. Но героя ничто не остановило, он был готов спасти Марью Ивановну даже ценой собственной жизни. Готовность к самопожертвованию проявилась и тогда, когда Гринев был под следствием. Он не стал рассказывать о Марье Мироновой, любовь к которой и привела его к Пугачеву. Герой не хотел делать девушку причастной к следствию, хотя это позволило бы ему оправдаться. Петр Гринев своими поступками показал, что готов вытерпеть что угодно ради счастья дорогого ему человека.

Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”. То, что Соня Мармеладова пошла по “желтому билету”, является тоже своего рода самопожертвованием. Девушка решилась на это сама, сознательно, чтобы прокормить свою семью: отца-пьяницу, мачеху и ее маленьких деток. Каким бы грязным занятием не была ее “профессия”, Соня Мармеладова достойна уважения. На протяжении всего произведения она доказывала свою духовную красоту.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Если Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказался предателем, то Остап, старший сын, проявил себя как сильная личность, настоящий воин. Он не предал отца и Родину, сражался до последнего. Остапа казнили на глазах у отца. Но как бы тяжело, больно и страшно ему ни было, во время казни он не издал ни звука. Остап – настоящий герой, отдавший жизнь за свою Родину.

В. Распутин “Уроки французского”. На самопожертвование оказалась способна Лидия Михайловна, обыкновенная учительница французского языка. Когда ее ученик, герой произведения, пришел в школу побитым, и Тишкин рассказал, что он играл на деньги, Лидия Михайловна не поспешила рассказать об этом директору. Она узнала, что играет мальчик из-за того, что у него не хватает денег на еду. Лидия Михайловна начала заниматься с учеником французским, который ему не давался, на дому, а потом предложила играть с ней в “замеряшки” на деньги. Учительница знала, что это делать нельзя, но желание помочь ребенку было для нее важнее. Когда обо всем узнал директор, Лидию Михайловну уволили. Ее, казалось бы, неправильный поступок оказался благородным. Учительница пожертвовала своей репутацией ради помощи мальчику.

Н.Д. Телешов “Домой”. Семка, так желающий вернуться в свои родные края, по пути встретил незнакомого дедушку. Они шли вместе. В дороге мальчик заболел. Неизвестный отнес его в город, хотя знал, что ему там появляться нельзя: дед уже третий раз сбегал с каторги. В городе дедушку поймали. Он понимал опасность, но жизнь ребенка была для него важнее. Дед пожертвовал своей спокойной жизнью ради будущего незнакомого ему человека.

А. Платонов “Песчаная учительница”. Из села Хошутово, находящегося в пустыне, Мария Нарышкина помогла сделать настоящий зеленый оазис. Она вся отдалась работе. Но прошли кочевники – от зеленых насаждений не осталось и следа. Мария Никифоровна уехала в округ с докладом, где ей предложили перевестись работать в Сафуту, чтобы обучить переходящих на оседлость кочевников культуре песков. Она согласилась, в чем и проявилось ее готовность к самопожертвованию. Мария Нарышкина решила посвятить себя благому делу, не думая ни о семье, ни о будущем, а помогая людям в нелегкой борьбе с песками.

М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”. Ради Мастера Маргарита была готова на все. Она решилась на сделку с дьяволом, была королевой на балу у сатаны. И все ради того, чтобы увидеть Мастера. Истинная любовь заставила героиню пойти на самопожертвование, пройти все испытания, подготовленные ей судьбой.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Главный герой произведения – простой русский парень, честно и самоотверженно выполняющий свой солдатский долг. Его переправа через реку стала настоящим героическим поступком. Василия Теркина не испугал холод: он знал, что нужно передать просьбу лейтенанта. То, что сделал герой, кажется невозможным, невероятным. Это подвиг простого русского солдата.

Однако влияние фольклора не сводится только к заимствованию Горьким отдельных сюжетов народного творчества. Художественные образы, мысли и чувства, выраженные в этих произведениях, близки фольклору, поэтому рассказы и воспринимаются как легенды, даже сказки, потому что отображают идеалы народа, его мечту о прекрасном.

«Старуха Изергиль» - настоящий рассказ, куда автор включает реалистические подробности непосредственно в сам пейзаж, точно указывает место встречи со старухой, даже уточняя, что в Бессарабии делает сам рассказчик. Реалистически дан и настоящий облик старухи Изергиль, у которой «сухой голос» и «дрожащая рука с кривыми пальцами», «сморщенный нос, загнутый словно клюв совы» и «сухие, потрескавшиеся губы».

Героиня рассказывает свои легенды вполне в реальной обстановке, и это как бы сближает их с жизнью, подчеркивая тесную связь между героической романтикой и настоящей жизнью. Трехчастная композиция рассказа помогает воплотить автору идеал и антиидеал.

Антиидеал выражен в легенде о Ларре, сыне орла, который символизирует доведенный до крайности индивидуализм, себялюбие. Легенда о Данко, наоборот, воплощает идеал, выражающий наивысшую степень любви к людям - самопожертвование. События легенд разворачиваются в глубокой древности, как будто во время, предшествующее началу истории, в эпоху первотворений. Поэтому в реальности имеются следы, напрямую связанные с той эпохой: тень Ларры, которую видит только старуха Изергиль, голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко.

В отличие от Ларры, воплотившего античеловеческую сущность (недаром же он сын орла!), Данко демонстрирует неиссякаемую любовь к людям. Даже в момент, когда они «были как звери», «как волки», которые окружили его, «чтобы легче им было схватить и убить Данко». Им же владело только одно желание - побороть жестокость людей, вытеснить из их сознания мрак, страх перед темным лесом со смердящими болотами.

Сердце Данко вспыхнуло и сгорело, чтобы рассеять тьму не столько лесную, сколько душевную. Именно поэтому образ Данко раскрывается у Горького с помощью изображения огня, горящего сердца, солнечного блеска: «В его очах засверкали лучи того могучего огня.... Сердце его пылало так ярко, как солнце и ярче солнца...»

Эти образы солнца и огня призваны подчеркнуть героическую устремленность юноши, придавая всему произведению эмоциональную напряженность. Его любовь к людям горячее желание бескорыстно служить им, его высокие устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. Недаром старуха Изергиль утверждала, что «красивые - всегда смелы». Поэтому вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается и рассказчиком, и читателями как смелый призыв к героическим подвигам.

Сам красавец-юноша - подлинный герой, смело идущий к высокой, благородной цели, жертвующий собой ради счастья людей. Только вот спасенные им люди даже не обратили внимания на «гордое сердце», упавшее возле них, а один осторожный человек, заметив его, наступил ногой на догоравшее сердце Данко, словно чего-то опасаясь.

Чего опасался этот человек, осталось загадкой самого писателя, но в разное время разные литературоведы давали свою трактовку этого поступка. Образ же самого Данко долгое время ассоциировался с вожатыми, педагогами и остальными людьми, посвятившими себя работе с детьми. Чтобы повести за собой, нужно обладать по-настоящему горящим сердцем, пусть и в метафорическом смысле.

Дети всегда чувствуют фальшь и вряд ли загорятся такой идеей, которую сам педагог не принимает или не разделяет. Не случайно каждый второй вожатский отряд в детском лагере или в школе назывался «Данко», доказывая право выводить детей из тьмы невежества и безразличия.

Идеал гуманиста, воплощенный в образе смелого юноши, не вызывает у читателя чувства жалости, так как его поступок - это подвиг. Поступок Данко может вызвать только гордость, восхищение, восторг, преклонение, уважение - словом, такие чувства, которые переполняют сердце каждого читателя, представившего себе юношу с пламенеющим взором, который держит в руке искрящееся любовью сердце, этот факел беззаветной любви к людям.

  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького

Разочарование – не очень приятный момент в жизни. В такой момент рушатся все надежды и мечты, человек начинает винить себя за всевозможные неправильные, по его мнению, поступки, пытается в голове вернуть все назад и представить свою жизнь без того, что привело к такой сильной эмоции. У некоторых людей в такие минуты жизнь переворачивается с ног на голову, у них происходит переоценка ценностей. А если разочарование приносит самая благородная черта – отзывчивость? Что делать тогда? Как построить свою дальнейшую жизнь?

Сначала следует разобраться, почему так произошло и почему не оправдались надежды. Может быть так, что человек жертвовал всем ради других, а эти люди этого не поняли или не заметили. Тогда кажется, что все старания были впустую. Есть еще и вариант похуже: люди начинают пользоваться отзывчивостью личности и использовать ее в своих корыстных целях. Когда благородный человек это понимает, у него наступает глубокое разочарование, которое полностью изменяет его внутренний мир. Равнодушие, черствость и жестокость вытесняют отзывчивость в такой неприятной ситуации.

Классические произведения учат читателей лучшим чертам характера, но в то же время показывают на примере своих героев, когда отзывчивость переходит границы дозволенного. Пример такой ситуации в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль». Легенда о пламенном сердце Данко четко показывает разочарование героя. Пожертвовав самым дорогим, что у него было, Данко умер. Он дал людям все, а они этого даже не заметили и приняли как должное. Гордое сердце героя угасло, потому что его растоптали не только физически, но и душевно.

Из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского жертвовала своим благополучием, отдавала последнее, занималась постыдным делом, чтобы обеспечить свою семью. А этого никто не ценил. Ей хотелось свести счеты с жизнью, но она не поддалась разочарованию и обрела свое счастье.

Практически любая положительная черта характера может, в силу определенных обстоятельств, принести разочарование и боль. Если этого бояться, то можно растерять все прекрасные человеческие качества и стать циником или поддаться агрессии. На ошибках люди учатся, даже разочарование – это опыт. Негативные эмоции не должны определять жизнь человека. Терять благородство из-за чувств – это самое последнее дело.