Повесть о хорошем человеке. Борис полевой - повесть о настоящем человеке

Повесть о настоящем человеке Борис Полевой. Сегодня 20 мая в День рождение Героя Советского Союза, легендарного советского летчика Алексея Маресьева предлагаем гражданам СССР вспомнить подвиг настоящего советского человека и познакомить с великим советским произведением детей, племянников и внуков.

Часто приходится слышать справедливое негодование наших соотечественников со всех пятнадцати социалистических республик Советского Союза по поводу засилья бескультурья и падения образования в нашем обществе. Все это верно. Однако в наших силах прививать молодежи истинные ориентиры.


Повесть о настоящем человеке восьмое десятилетие остается одной из любимых книг в стране Советов. И не только в нашей. К ней с неизменным интересом обращаются передовые и прогрессивные люди всего мира.

опубликована в 1946 году, и первыми ее читателями были те советские люди, которые только что вынесли на своих плечах все тяготы, беды и ужасы Великой Отечественной войны, - вынесли, выстояли и пришли к Победе, ибо защищали они от фашизма самое кровное и дорогое: свой дом, Советскую Родину, социалистические завоевания Великого Октября. Подвиг советского летчика Алексея Маресьева, о котором поведал миру Борис Полевой, был для них одним из ярких выражений общенародного подвига. В «небывалом деле», исключительном случае (летчик, лишившийся в первые месяцы войны обеих ступней, вернулся в строй и героически сражался на истребителе) они узнавали типические черты своего времени, когда каждый советский человек отдавал все свои силы - до конца! - в борьбе за свободу и независимость социалистической Родины!

Особое значение имела Повесть о настоящем человеке в первые годы после войны для люден, которые переживали непоправимые потери. Она учила их мужеству, помогала стойко переносить горе, искать и находить свое место в новой, послевоенной жизни.


Известно, что остаются жить надолго, навсегда те книги, которые соответствуют своему времени, выражают самое главное в нем самое важное для него. Так произошло и с «Повестью о настоящем человеке».

Говоря о причинах сильного воздействия на читателей таких книг, как «Живые и мертвые» Константина Симонова, «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Звезда» Эммануила Казакевича, «Спутник» Веры Пановой, «Знаменосцы» Олеся Гончара, «Дом у дороги» Александра Твардовского, «Белая береза» Михаила Бубеннова, «Буря» Вилиса Лациса, Борис Полевой писал: «Теперь это уже немолодые книги… но они не потеряли и по сей день обаяния свежести. Их читают, перечитывают, их изучают, потому что написаны они «по горячим следам войны» и, сохраняя непосредственность восприятия, жар чувств, переживаний, являются наиболее волнующими, берущими за душу повествованиями о самой большой войне, которую когда-либо вел человек».

Эти слова следует, конечно, отнести и к Повесть о настоящем человеке . Кстати среди своих любимых книг назвал Юрий Гагарин повесть Бориса Полевого о советском летчике.


Когда новый читатель, представитель подрастающего поколения, впервые открывает книгу Бориса Полевого, он знает, что в основе ее лежит реальная человеческая судьба и подлинный воинский подвиг, что прототипом героя повести, советского летчика Алексея Маресьева, является Герой Советского Союза Алексей Маресьев, с которым Борис Полевой, военкор газеты «Правда», встретился на дорогах войны. Об этой встрече и о том, как, когда и почему была написана повесть, рассказал в послесловии к «Повести». Если бы писатель опубликовал после войны только статью и материалы для передовой газеты «Правда», которые он подготовил в дни своей встречи с безногим летчиком летом 1943 года, то и в этом случае он сделал бы важное дело: советские люди узнали бы еще одну героическую страницу из истории Великой Отечественной войны, познакомились с одним из ее героев, отвага, мужество и преданность социалистическому Отечеству которого вызывают восхищение. Однако автор понимал, что такая жизнь требует художественного воплощения, и не случайно долго вынашивал замысел своего повествования о «лучшем летчике полка», который оказался безногим: «Сколько раз во время войны, в дни затишья и после, скитаясь по странам освобожденной Европы, принимался я за очерк о нем и каждый раз откладывал, потому что все, что удавалось написать, казалось лишь бледной тенью его жизни!».

В годы Великой Отечественной войны литература с особой силой ощутила свое главное назначение - помогать человеку быть Человеком, раскрывать в нем подлинно человеческие свойства и возможности. Жесточайшее испытание каждого трудящегося СССР в отдельности и всего трудового многонационального советского народа в целом, поставленного перед необходимостью в смертельной схватке с фашизмом отстоять себе, свою независимость, свой социалистический строй жизни, дало литературе огромный материал для вечно актуального вопроса: что такое настоящий человек?

В годы Великой Отечественной войны возникло в литературе противопоставление советского воина, бойца Рабоче-крестьянской Красной армии вступившего в борьбу «ради жизни на земле», ради всего подлинно человеческого, и фашиста, который несет с собой гибель.

Вспомним слова из поэмы Павла Антокольского «Сын» (1943):
Мой сын был комсомольцем!
Твой - фашистом…
Мой мальчик - человек!
А твой - палач…
Во всех боях, в столбах огня сплошного,
В рыданьях человечества всего,
Сто раз погибнув и родившись снова,
Мой сын зовет к ответу твоего!

Алексей Толстой указал на «могучую тему человека» как на ведущую в годы Великой Отечественной войны. Эту тему подхватил и развил Борис Полевой в своем первом послевоенном художественном произведении Повесть о настоящем человеке определила все: от знаменательного заголовка, отбора жизненного материала и целенаправленного построения - до заключительных аккордов четвертой, последней части.

Примечательно, что Борис Полевой начинает повесть с контрастного описания места, где читатель впервые знакомится с героем: вековой лес, встающий навстречу ясному, морозному, ядреному дню «во всем своем зеленом величии» - и неподвижные «темные фигуры» людей, которые «лежали в снегу густо, местами друг на друге». А возле - разбитые танки - «чудовища», источавшие «острые, тяжелы; и опасные запахи чуждые этому дремучему лесу». Противоестественность войны живым силам природы, человеку показана с первых строк и проходит через все повествование.

Первое сообщение о герое: «простонал человек». Через несколько строк слово человек наполнится конкретным смыслом: это - советский летчик Алексей Маресьев, самолет которого был сбит в неравном бою. В этом бою проявляются лучшие качества советского летчика: смелость и, главное, чувство товарищеской взаимопомощи и поддержки в бою. В убитых красноармейцах в лесу он также, прежде всего, увидел боевых товарищей, которые «дрались», позабыв обо всем, кроме того, что нужно остановить, не пропустить врага. Единство цели, единство духа всех красноармейцев, один из которых - Алексей Маресьев, станет лейтмотивом повести.

Интересно обратить внимание на то, как постепенно этот лейтмотив набирает все более глубокого звучания.

Первая часть посвящена раскрытию огромной силы воли и целеустремленности Алексея Маресьева. Оказавшись в дремучем лесу с разбитыми, распухшими ногами, испытывая при каждом шаге невыносимую боль, постоянно ощущая голод, холод и смертельную опасность со всех сторон, он неустанно идет по направлению к своим. При чтении этих страниц невольно напрашивается аналогия с рассказом Джека Лондона «Любовь к жизни». Автор рассчитывает на эту аналогию и сам подсказывает ее читателю, заканчивая первую часть репликой врача («М-да! Сильная личность! Про ваши приключения друзья рассказывают что-то такое совершенно невероятное, джек-лондоновское») и дальнейшими раздумьями Маресьева на эту тему. Если читатель вспомнит ситуацию джек-лондоновского рассказа, он на основе сравнения глубже осознает духовные мотивы борьбы Маресьева за жизнь. Много лет спустя Борис Полевой скажет о герое рассказа «Любовь к жизни» и о различии его и Маресьева: «Больной, почти без сил, человек все же побеждает смерть. Но, то был инстинкт самосохранения. Маресьев меня поразил не своим желанием, во что бы то ни стало выжить - ведь в этом есть что-то естественно-биологическое, а желанием, страстным и необоримым, не быть в стороне от борьбы с фашизмом, самой главной, которой все мы только и дышали. Вот почему мне так и хотелось рассказать не только то, как, но и во имя чего совершал Маресьев подвиг».

Вот почему, прослеживая путь «голодного, больного, смертельно усталого человека, единственного в этом огромном дремучем лесу», писатель подчеркивал бодрость духа этого человека, его радость, когда он услышал «зовущий звук» канонады: он, советский человек, стремился в строй защитников социалистической Родины. Осмысливая после ампутации ног «всю тяжесть потери», Алексей Маресьев пришел в отчаяние оттого, что он не сможет уже вернуться «в полк, в авиацию, вообще на фронт». Из тяжкого духовного кризиса, из состояния безнадежности ему помогли выйти окружавшие его в это время советские люди, прежде всего комиссар полка коммунист большевик Семен Воробьев.

Следует обратить внимание на то, что Борис Полевой, показывая взаимоотношения людей во время Великой Отечественной войны, подчеркивает, что человечность - одно из главных качеств советских людей, которое помогло им выдержать тяжкое испытание. Глубокое волнение вызывает у читателя сцена встречи Маресьева, теряющего последние силы, с партизанами. Трогает осторожность, с какой старик, дядя Михайла, «как называли его ребятишки», опустил советского летчика, похожего на «сущий шкилет». на салазки; потом подумал, стащил с себя «армяк, свернул и подмостил ему под голову». Трогает и спор сельских женщин: «у кого жить Алексею?» Каждая готова отдать Алексею последнее из своих припасов, хотя сами жили в лесу, «терпели великие бедствия, страх от ежеминутной угрозы, что немцы их откроют, голодали, мерзли, но колхоз, - подчеркивает автор, - не развалился. Наоборот, великие бедствия войны еще больше сплотили людей».

Продолжая эту тему в сценах жизни госпиталя, где Маресьев пережил свое самое большое отчаяние и обрел веру в возможность снова вернуться в строй, снова летать, снова участвовать в боях, советский писатель вводит в повествование образ комиссара Семена Воробьева. Этот образ помог автору раскрыть главную мысль книги: душевная доброта, свойственная большевикам коммунистам и с особенной красотой и силой раскрывшаяся в годы Великой отечественной войны, была неразрывно связана с духовной силой советского человека, с его высоким патриотическим чувством, сознанием, что он защищает социалистическую Родину!

В годы войны ощутимо дала о себе знать духовная преемственность поколений советских людей. Важен ночной рассказ комиссара сестре о том, как в Гражданскую воину, в Туркестане, добирался эскадрон через горячие пески пешком в город. «А комиссаром у нас был Володин Яков Павлович. На вид хлипкий, интеллигент - историком он был… Но крепкий большевик. Ему бы как будто первому упасть, а он идет и все людей шевелит…» Комиссар Семен Воробьев унаследовал от Володина искусство понимать люден. Он умеет «к каждому подобрать свой особый ключик», воспитывать их своим личным примером, своим жизнелюбием, интересом ко всему, чем живет советский народ, страна, своей идейной убежденностью. Определение настоящий человек впервые прозвучало в повести в характеристике Комиссара: Настоящего человека хоронят… Большевика хоронят.

И Маресьев запомнил это: настоящего человека. Лучше, пожалуй, и не назовешь Комиссара. И очень захотелось Алексею стать настоящим человеком, таким же, как тот, кого сейчас увезли в «последний путь».

Страницы, посвященные комиссару Семену Воробьеву, представляют собой идейно-кульминационный центр повествования. За ними следует изображение трудного пути Алексея Маресьева ко второму своему рождению - как летчика, как участника воздушных боев. Детальный показ «кропотливой работы» Маресьева по тренировке изувеченного тела преследует у Полевого важную цель: в борьбе с физическим увечьем росла вера Алексея в себя, в возможность совершить невозможное. А вслед за этим появлялось желание жить для людей, укреплялось доверие к чувствам близких, возникали отзывчивость, мягкость. Борис Полевой не ограничивается рассказом о служении советского летчика Мересьева социалистической Родине, о товарищеских взаимоотношениях летчиков, которые ценят в Маресьеве бесстрашие и умение всегда вовремя прийти на помощь в воздушном бою. Повесть заканчивается на звонкой лирической ноте: в приливе радостной энергии Маресьев решается наконец написать любимой о своем несчастье и его преодолении. В послесловии до конца будет раскрыта красота души любимой Маресьевым девушки: она давно знала о «катастрофе», но чтобы сберечь душевный покой любимого, дать ему возможность снова обрести себя, не писала ему об этом…

Так сражу же после войны была создана книга, где воинский подвиг одного человека явился отражением великого духовного потенциала всего советского народа, его человечности. Однако, говоря о подлинном Человеке - защитнике социалистической Родины, - а отсюда - о гуманистической сути его характера и деяний. Борис Полевой не мог пройти мимо его антипода - захватчика чужих земель, насильника, палача. Страшная картина полевого госпиталя, где раненым бойцам и сестре, маленькой, хрупкой девушке, «ловкими взмахами ножа» перерезал горло эссесовец, заставляет задуматься о противоестественных, античеловеческих силах, которые пробуждает разбойническая война.


Повесть о настоящем человеке дает возможность подрастающему поколению осознать, какой ценой была одержана Победа, с какой отдачей необходимо ему сейчас учиться, чтобы быть в силах освободить и восстановить СССР!

Зарубежным читателям помогает понять советских людей, тот «истинный военный потенциал Советов», который не смогла раскрыть никакая фашистская агентура и который, помимо большого числа пушек, самолетов и танков, обеспечил великую Победу, способствовал освобождению от фашистского нашествия не только Советской земли, но и Западной Европы.

Знаком с Маресьевым со школы.
С Героем неба и войны.
Его жизнь брали за основу -
Союза, Родины сыны!

Читали повесть Полевого.
Класс в ожиданье замирал.
Хотелось Лешу зреть живого,
И мир Маресьева узнал.

Узнал и подвиг, и Героя.
За мир сражался Алексей.
Всегда готовый с мразью к бою,
Сбивал фашистских палачей!

Подбили Як его под Руссой,
И самолет упал на лес.
Силен Маресьев, советский, смелый,
Из пепла, раненый воскрес!

По лесу полз все восемнадцать,
Голодных, мерзлых, страшных дней.
Не мог врагу наш летчик сдаться.
Друзья и Родина главней!

Спасибо жителям деревни,
Дойти Алеше помогли.
Отмерзли ноги по колено,
Но жизнь врачи ему спасли!

Герой Маресьев - на протезах.
По новой учиться ходить.
Он не находит себе места.
Врагу Алеша хочет мстить!

Он смог ходить, летать по небу
И самолеты вражьи бить.
Народ наш празднует Победу.
Герою в мирной жизни быть!

Достоин звания Героя.
И не забыть войну вовек.
С Победой вышел он из боя,
Он настоящий человек!

Повесть о настоящем человеке - прототипом героя повести Алексея Мересьева стал действительно существовавший человек - советский летчик Алексей Маресьев, Герой Советского Союза. Его самолет был сбит в воздушном бою в Великой Отечественной войне, пилот получил тяжелые ранения, в госпитале ему ампутировали обе ноги, но он, проявив упорство и недюжинную силу воли, возвратился в ряды действующих летчиков.
Произведение Повесть о настоящем человеке проникнуто гуманизмом, интернационализмом и советским патриотизмом. Удостоено Сталинской премии.
Более восьмидесяти раз книга издавалась на русском языке, сорок девять - на языках народов СССР, тридцать девять - за рубежом.

«Очень советская повесть, которая завоевала, в том числе весь мир, который принял ее восторженно. Только до 1954 года общий тираж ее изданий составил 2,34 миллиона экземпляров. Повесть о настоящем человеке около сорока раз издавалась за рубежом. И около ста раз - на русском языке. Она пользовалась огромной популярностью в СССР и далеко за ее пределами. И не только потому, что рассказывала о легендарном подвиге советского летчика. И даже не только потому, что стала учебником мужества. (Борис Полевой ярко показал, как можно жить в самых нежизненных условиях. Более того - как можно выжить в самых нежизненных условиях. И еще более - как остаться Человеком в самых нечеловечных условиях). Но, прежде всего, потому, что у каждого, каждого человека есть шанс на жизнь, даже когда шансов нет. Особенно если знаешь, зачем живешь…» - написала Елена Сазанович в эссе «Повесть о настоящем человеке Борис Полевой» («Юность» № 03, 2013).


Алексей Маресьев (20 мая 1916, Камышин, Саратовская губерния, Российская империя - 18 мая 2001, Москва, РСФСР, Советский Союз) - советский летчик. Герой Советского Союза (1943).
Из-за тяжелого ранения во время Великой Отечественной войны у него были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, летчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолетов врага: три - до ранения и семь - после.
Алексей Маресьев является прототипом героя книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Алексея Мересьева (писатель изменил в фамилии лишь одну букву).

Борис Полевой (настоящая фамилия - Кампов; 17 марта 1908, Москва, Российская империя - 12 июля 1981, Москва, РСФСР, ) - советский писатель, прозаик, киносценарист, журналист, военный корреспондент. Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1947, 1949). Лауреат Международной премии Мира (1959). Борис Полевой коммунист, в КПСС с 1940 года.

Великая Отечественная война (22 июня 1941 года - 9 мая 1945 года) - вооруженный конфликт между СССР и вероломно вторгшимися на его территорию нацистской Германией и ее европейскими союзниками (Венгрией, Италией, Румынией, Словакией, Финляндией, Хорватией), которые опирались на промышленный и человеческий потенциал всех завоеванных территорий, поддержку большого количества коллаборационистов, а также значительную помощь стран, формально придерживавшихся нейтралитета. По факту являлась частью Второй мировой войны. Согласно стратегическим целям нацистской Германии, критериям количества участвовавших в войне против Советского Союза подразделений Вермахта и их союзников, а также понесенным ими потерям, Великая Отечественная война является главной частью Второй мировой войны: на Восточном фронте сражалось около 80% всех подразделений Вермахта - немецкие потери на советско-германском фронте составили около 75% всех безвозвратных боевых потерь нацистской Германии, Вермахт и его союзники лишились 80% всех боеспособных частей, были разгромлены 607 дивизий. Ведение нацистской Германией против войны на уничтожение привело к тому, что потери мирного населения Советского Союза в Великой Отечественной войне превысили совокупные потери всех стран антигитлеровской коалиции.

Великая Отечественная война завершилась полной Победой Рабоче-крестьянской Красной Армии СССР и безоговорочной капитуляцией вооруженных сил нацистской Германии.

Советская литература - совокупность литературных произведений, опубликованных на территории РСФСР и других социалистических республик Советского. включает в себя, помимо русской, литературу народов СССР на 88 языках (по данным 1987 года).
Советская литература включает обязательные признаки партийности, народности и социалистического реализма.
В статье «Советская литература» из «Литературного энциклопедического словаря» (М., 1987) указываются: «ленинские принципы партийности и народности», «на основе метода социалистического реализма», «социалистическая по содержанию, многообразная по национальным формам, интернационалистская по духу», «возникновение качественно новой социальной и интернациональной общности - советского народа».

В 1946 году из-под пера Бориса Николаевича Полевого вышла «Повесть о настоящем человеке». Это одна из тех историй, которые принято рассказывать совсем отчаявшимся людям. Анализ «Повести о настоящем человеке» покажет, что нет ничего невозможного и не так просто сломить личность, у которой есть вера в свои силы и желание жить вопреки всему.

О чем будет повесть?

Сюжет «Повести о настоящем человеке» Полевого Б. Н. основан на реальных событиях, произошедших с летчиком Алексеем Маресьевым, Героем Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны в одном из воздушных боев его самолет был сбит. Летчик получил серьезные травмы, из-за которых ему в госпитале ампутировали ноги. Для многих такой поворот стал бы концом всему, но Алексей не сдался. Благодаря своему упорству и несгибаемой силе воли он не только не отчаялся, но вернулся в ряды действующих боевых пилотов.

Безногий военный летчик… Для нас, современных людей, это что-то на грани фантастики. Нам, гражданам, живущим в мирное время, тяжело понять, как можно после такой катастрофы снова лезть на рожон, снова сражаться с врагом, вновь и вновь защищать Родину.

Издания, награды, отзывы

Книга «Повесть о настоящем человеке» от корки до корки пропитана гуманизмом и настоящим, безмерным, советским патриотизмом. В свое время это произведение удостоилось Сталинской премии. Более восьмидесяти раз книгу издавали на русском языке, около пятидесяти раз была выпущена повесть на языках народов Советского Союза и почти сорок раз ее издавали за рубежом.

Русская писательница Елена Сазанович в одном из своих эссе написала, что эта повесть завоевала весь мир. Такая русская и такая советская, простая и сложная, понятная и немыслимая. Мир, далекий от советской реальности, восторженно принял ее. Только до 1954 года общий тираж насчитывал 2,3 миллиона экземпляров. Эта история стала популярной не только потому, что рассказывала о легендарном подвиге или учила мужеству. Прежде всего, это история о том, что каждый человек имеет шанс на жизнь, даже когда шансов уже нет. Главное знать, для чего ты существуешь в этом мире.

Время действия

Анализ «Повести о настоящем человеке» стоит начать с рассмотрения времени, когда происходят события. Не сложно догадаться, что это Великая Отечественная война. Время, омытое реками крови, изувеченное тысячами трагедий, сквозь мрак которых проступал неуверенный огонек героизма. Словами невозможно описать тот подвиг, что совершил народ. Отстаивая честь, достоинство и свободу своей Родины, солдаты, словно забывая о страхе, сражались до последнего.

Каждый, кто был на передовой, каждый, кто прикрывал тыл, каждый, кто заботился о раненых, - герой. И «Повесть о настоящем человеке» рассказывает нам об одном из таких героев, мужество и упорство которого стали легендой. Алексей Маресьев - это настоящий Человек, с большой буквы. Он стал олицетворением русского характера, берущего свои истоки с беззаветной преданности Родине.

Герой истории

«Повесть о настоящем человеке» Полевого рассказывает историю А. П. Маресьева. Такой человек действительно существовал. Он родился в 1916 году, работал токарем. В 1929-м вступил в ряды ВЛКСМ, принимал активное участие в строительстве Комсомольска-на-Амуре. В 1939 году в новом городе был создан аэроклуб с летной школой, недолго думая Маресьев подал туда документы. Хотя учиться и работать было сложно, но ему удалось успешно окончить летную школу и связать свою дальнейшую судьбу с летной авиацией. Начало Великой Отечественной он встретил в качестве летчика-истребителя. За время, проведенное в небе, сбил четыре вражеских самолета, когда ранней весной 1942 года в небе над Новгородом подбили его самолет и сам летчик оказался тяжелораненым.

Именно с этого момента ведет рассказ Борис Полевой в своей повести, меняя фамилию настоящего героя Маресьева на персонажа Мересьева.

Итак, в содержании «Повести о настоящем человеке» говорится о том, что самолет военного летчика Мересьева был подбит и упал в чащу леса. Летчика тяжело ранили, его ноги в буквальном смысле были раздробленными, и он оказался в тылу врага. Восемнадцать долгих дней ему пришлось пробираться к своим. Желание жить позволило превозмочь невыносимую боль, голод и холод. Автор пишет, что Алексей не мог подумать ни о чем другом, кроме как о жгучей боли. Он делал неуверенные шаги, а когда не осталось сил идти, пополз. Им двигало только одно желание - снова оказаться в строю и сражаться за свою Родину.

Его спасли мальчики из лесной деревушки Плавни. Когда началась война, жители ближайших деревень вынуждены были поселиться в лесных окопах, которые сами и вырыли. Они страдали от голода и холода, но все же сохранили человечность и отзывчивость. Все они прониклись трагедией летчика и помогали, кто чем мог.

Самые сложные эпизоды - это жизнь Мересьева в военном госпитале. Из-за долгого пребывания на морозе в ногах развилась гангрена, поэтому врачам пришлось ампутировать ступни до голени. В этот период начинает съедать Алексея отчаяние. Для него жить - значило летать и сражаться, вот только летчику без ног невозможно даже думать о таких вещах. Иной раз герой задумывался, стоило ли ему вообще ползти столько дней, если бы он знал, что все так закончится?! В пистолете ведь еще оставалось три патрона!

Надежда

Но бывают в жизни встречи, которые меняют ее к лучшему. Тяжело больной комиссар Воробьев внимательно и с заботой отнесся к герою. Благодаря ему у Алексея появилась надежда, и началось настоящее сражение с собой и своей слабостью. При анализе «Повести о настоящем человеке» можно понять, что сил летчику придало неутолимое желание уничтожить врага, и ради этого он хотел как можно быстрее вернуться в строй. Он научился не только пользоваться протезами, но и сел за штурвал самолета.

Кульминационный момент - это первый полет Мересьева. Инструктор Наумов, видя радость пилота, просто не может дать команду «На посадку!». В глаза Алексея читается не просьба, а требование. Требование летать. И снова фронт. Решающее сражение с немецким асом. Победа далась Мересьеву нелегко, но «он впился в цель всей своей волей» и таки победил врага.

Даже без анализа «Повести о настоящем человеке» можно уверенно сказать, что это рассказ о выдержке, непоколебимом мужестве и любви к Родине. В трудные послевоенные годы эта история многих возвращала из пучины отчаяния. Борису Полевому таки удалось достучаться к каждому читателю и показать, что в самых нежизненных ситуациях можно жить и выжить. И более того, даже в нечеловеческих условиях всегда можно оставаться человеком.

Одна из центральных проблем «Повести о настоящем человеке» - патриотизм. Автор, прошедший от начала до конца всю войну и одним из первых журналистов увидевший лагеря смерти, знал, что любовь к Родине заключается не в высоких словах. Во имя нее совершают поступки.

Дата создания

Анализ «Повести о настоящем человеке» следует начать с того, что произведение было написано в 1946 году. В тяжелое послевоенное время эта книга стыдила малодушных и помогала стать сильнее, она возвращала к жизни тех, кто отчаялся. Повесть Полевой написал всего за девятнадцать дней, когда находился в качестве спецкора на Нюрнбергском процессе. После публикации произведения в редакцию журнала шли тысячи писем от людей, не оставшихся равнодушными к судьбе летчика Мересьева.

Эта книга удивительна не только тем, что ее читают в разных странах, но и тем, что она в трудную минуту помогла многим людям, учила их мужеству. В произведении автор наглядно показывает, как во всеразрушающих условиях войны простой человек проявил настоящий героизм, мужество и нравственную выдержку. Б. Полевой с восхищением рассказывает, как Алексей упорно добивается своей цели. Превозмогая жуткую боль, голод и одиночество, он не поддается отчаянию и выбирает жизнь вместо смерти. Сила воли этого героя достойна восхищения.

Встреча с героем

Продолжая анализ «Повести о настоящем человеке», нужно отметить, что в основе произведения лежит биография реального человека. Летчик Маресьев был сбит на оккупированной врагом территории. С поврежденными ступнями долго пробирался через лес и попал к партизанам. Без обеих ног он снова встал в строй, чтобы сделать как можно больше для своей страны, вновь сесть за штурвал, вновь победить.

Во время войны Борис Полевой ушел на фронт корреспондентом. Летом 1943 года военкор повстречался с летчиком, сбившим два вражеских истребителя. Они проговорили до позднего вечера, Полевой остался ночевать в его землянке и был разбужен странным стуком. Писатель увидел, что из-под нар, где лежал летчик, видны чьи-то ноги в офицерских сапогах.

Военкор инстинктивно сунул руку за пистолетом, но услышал задорный смех своего нового знакомого: «Это же мои протезы». У Полевого, повидавшего за два года войны многое, сон мигом пропал. Военкор записывал за летчиком историю, в которую невозможно поверить. Но это была правда - от начала и до конца: герой этого рассказа - летчик Маресьев - сидел перед ним. В своей повести автор изменил в фамилии героя одну букву, так как это все-таки художественный образ, а не документальный.

Воздушный бой

Продолжаем анализ «Повести о настоящем человеке». Повествование в произведении ведется от лица автора. Рассказ о герое-летчике открывается описанием зимнего пейзажа. Уже с первых строк чувствуется напряженность обстановки. В лесу неспокойно и тревожно: звезды сверкали холодно, деревья застыли в оцепенении, слышны «грызня волков» и «тявканье лисиц». В тягучей тишине послышался стон человека. Медведь, поднятый из берлоги грохотом близкого боя, захрустел по крепкому насту и направился к человеческой фигуре, «вбитой в снег».

Летчик лежал на снегу и вспоминал последний бой. Продолжим анализ «Повести о настоящем человеке» описанием деталей сражения: Алексей «камнем ринулся» на самолет врага и «огрел» пулеметными очередями. Летчик даже не смотрел, как самолет «ткнется в землю», он атаковал следующую машину и, «уложив «юнкерс»», наметил следующую цель, но попал в «двойные клещи». Летчику удалось вырваться из-под их конвоя, но его самолет подбили.

Из эпизода воздушного боя видно, что Мересьев — храбрый и мужественный человек: он подбил два вражеских самолета и, не имея боеприпасов, опять ринулся в бой. Алексей - опытный летчик, ведь «клещи» - это самое страшное, что может случиться в воздушном бою. Алексею все же удалось вырваться.

Схватка с медведем

Продолжаем анализ «Повести о настоящем человеке» Полевого эпизодом схватки летчика с медведем. Самолет Мересьева упал в лес, верхушки деревьев смягчили удар. Алексея «вырвало из сиденья» и, скользнув по дереву, он упал в огромный сугроб. После того как летчик осознал, что жив, он услышал чье-то дыхание. Подумав, что это немцы, не шевелился. Но когда открыл глаза, увидел перед собой большого, голодного медведя.

Мересьев не растерялся: он закрыл глаза, и «больших усилий» ему стоило подавить желание открыть их, когда зверь «рванул когтями» его комбинезон. Алексей «медленным» движением опустил руку в карман и нащупал рукоять пистолета. Медведь рванул комбинезон еще сильнее. И в тот момент, когда зверь в третий раз схватился зубами за комбинезон, защемив тело летчика, он, превозмогая боль, нажал на курок в момент, когда животное вырвало его из сугроба. Зверь был мертв.

«Напряжение схлынуло», и Алексей ощутил такую сильную боль, что потерял сознание. Из этого эпизода видно, что Мересьев — сильный духом человек: он собрал всю волю в кулак и выстоял в смертельной схватке с диким зверем.

Тысяча шагов

Алексей попытался встать, но боль пронзила все тело так, что он вскрикнул. Обе ступни были перебиты и ноги распухли. В обычных условиях летчик даже не пытался бы встать на них. Но он был один в лесу, в тылу врага, поэтому решил идти. С первым же движением в голове от боли зашумело. Каждые несколько шагов ему приходилось останавливаться.

Продолжаем анализ «Повести о настоящем человеке». Борис Полевой несколько глав произведения посвятил рассказу о том, как его герой мужественно терпел голод, холод, невыносимую боль. Желание жить и сражаться дальше придавали ему сил.

Чтобы ослабить боль, он все внимание переключил «на подсчет». Первая тысяча шагов ему далась тяжело. Еще через пятьсот шагов Алексей начал путаться и ни о чем кроме жгучей боли думать не мог. Останавливался через тысячу, потом через пятьсот шагов. Но на седьмые сутки израненные ноги отказались его слушаться. Алексей мог лишь ползти. Он питался корой и почками деревьев, так как банки мясных консервов хватило ненадолго.

По пути ему встречались следы боя и жестокости захватчиков. Иногда силы совсем оставляли его, но ненависть к оккупантам и желание бить их до последнего заставляли ползти дальше. Алексея в пути согревали воспоминания о далеком доме. Однажды, когда казалось, что не сил даже поднять голову, он услышал в небе гул самолетов и подумал: «Туда! К ребятам».

Свои

Не чувствуя ног, Алексей полз дальше. Вдруг увидел заплесневелый сухарь. Вгрызаясь в него зубами, он думал, что где-то рядом должны быть партизаны. Потом услышал треск сучьев и чей-то взволнованный шепот. Ему почудилась русская речь. Шальной от радости, он из последних сил вскочил на ноги и, как подрубленный, повалился на землю, потеряв сознание.

Дальнейший анализ произведения «Повесть о настоящем человеке» показывает, что жители деревни Плавни самоотверженно пришли на помощь летчику. Они бежали из оккупированной немцами деревни и поселились в землянках в лесу, которые рыли все вместе. Селились в них бригадами, сохраняя «колхозные обычаи»: страдающие от голода, они несли «в общую землянку» все, что у них осталось после бегства, и берегли «общественный скот».

Треть поселенцев умерли голодной смертью, но жители снабжали раненого летчика последним: женщина принесла «мешочек с манкой», а Федюнька шумно «втягивает слюну», глядя жадно на «куски сахара». Бабушка Василиса принесла единственную курочку для «своего, родного» летчика Красной Армии. Когда Мересьева нашли, он был «сущий шкелет». Василиса принесла ему куриный суп, смотрела на него «с бесконечностью жалостью», и говорила, чтобы не благодарил: «Мои тоже воюют».

Статья в газете

Мересьев был настолько слаб, что не заметил отсутствия деда Михайлы, который сообщил о «найденыше» своим. За Алексеем прилетел его друг Дегтяренко, сосчитал, что Алексей находился в лесу без еды восемнадцать дней. Также сообщил, что в московском госпитале их уже ждут. На летном поле, пока ждали санитарный самолет, он увидел своих сослуживцев и сказал врачу, что хочет остаться здесь в госпитале. Мересьев, во что бы ни стало, хотел опять в строй.

До операции он «холодел и сжимался», Алексею было страшно и глаза его «расширялись от ужаса». После операции он лежал неподвижно и смотрел в одну и точку на потолке, «не жаловался», но «худел и чах». Летчик, лишившийся ног, он думал, что пропал. Летать - это значит жить и сражаться Родину. А пропал смысл жизни, пропало и желание жить: «Стоило ли ползти?» - думал Алексей.

К жизни его вернули внимание и поддержка комиссара Воробьева, профессора и людей, окружавших его в госпитале. Сам тяжелораненый, комиссар относился ко всем с заботой и вниманием. Он вселял в людей веру и пробуждал интерес к жизни. Однажды он дал Алексею прочитать статью о летчике Первой мировой, который не пожелал, потеряв ступню, увольняться из армии. Он упорно занимался гимнастикой, изобрел протез и вернулся в строй.

Снова в строй

У Алексея появилась цель - стать полноценным летчиком. Мересьев с тем же упорством, с каким выполз к своим, стал работать над собой. Алексей выполнял все предписания врача, заставлял себя больше есть и спать. Он придумал свою гимнастику, которую усложнял. Над ним подтрунивали товарищи по палате, упражнения приносили нестерпимую боль. Но он, кусая до крови губы, занимался.

Когда Мересьев сел за штурвал, его глаза наполнились слезами. Инструктор Науменко, узнав, что у Алексея нет ног, сказал: «Родной, ты не знаешь, какой ты ЧЕЛОВЕК!» Алексей вернулся в небо и продолжал воевать. Мужество, выдержка и безмерная любовь к Родине помогли ему вернуться к жизни. Завершить анализ «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого Хотелось бы словами командира полка Мересьева: «С таким народом войны не проиграешь».

1942 год. Во время воздушной битвы самолёт советского лётчика-истребителя падает посреди заповедного леса. Потеряв обе ноги, лётчик не сдаётся, и через год уже сражается на современном истребителе.

Часть первая

Сопровождая Илы, отправлявшиеся на штурмовку вражеского аэродрома, лётчик-истребитель Алексей Мересьев попал в «двойные клещи». Понимая, что ему грозит позорный плен, Алексей попытался вывернуться, но немец успел выстрелить. Самолёт начал падать. Мересьева вырвало из кабины и швырнуло на разлапистую ель, ветви которой смягчили удар.

Очнувшись, Алексей увидел рядом с собой тощего, голодного медведя. К счастью, в кармане лётного комбинезона был пистолет. Избавившись от медведя, Мересьев попытался встать и ощутил жгучую боль в ступнях и головокружение от контузии. Оглядевшись, он увидел поле, на котором когда-то шёл бой. Чуть поодаль виднелась, дорога, ведущая в лес.

Алексей оказался километрах в 35 от линии фронта, посреди огромного Чёрного леса. Ему предстоял нелёгкий путь по заповедным дебрям. С трудом стянув с себя унты, Мересьев увидел, что его ступни чем-то прищемило и раздробило. Помочь ему никто не мог. Сжав зубы, он встал и пошёл.

Там, где раньше была санитарная рота, он нашёл крепкий немецкий нож. Выросший в городе Камышине среди приволжских степей, Алексей ничего не знал о лесе и не смог подготовить место для ночлега. Проведя ночь в поросли молодого сосняка, он ещё раз осмотрелся и нашёл килограммовую банку тушёнки. Алексей решил делать двадцать тысяч шагов в день, отдыхая через каждую тысячу шагов, и есть только в полдень.

Идти с каждым часом становилось труднее, не помогали даже вырезанные из можжевельника палки. На третий день он нашёл в кармане самодельную зажигалку и смог погреться у костра. Полюбовавшись на «фотографию тоненькой девушки в пёстром, цветастом платье», которую всегда носил в кармане гимнастёрки, Мересьев упрямо пошёл дальше и вдруг услышал впереди на лесной дороге шум моторов. Он еле успел спрятаться в лесу, как мимо него проехала колонна немецких броневиков. Ночью он услышал шум боя.

Ночной буран занёс дорогу. Двигаться стало ещё тяжелее. В этот день Мересьев изобрёл новый способ передвижения: он выбрасывал вперёд длинную палку с развилкой на конце и подтаскивал к ней своё искалеченное тело. Так он брёл ещё два дня, питаясь молодой сосновой корой и зелёным мхом. В банке из-под тушёнки он кипятил воду с брусничными листьями.

На седьмые сутки он наткнулся на сделанную партизанами баррикаду, у которой стояли немецкие броневики, обогнавшие его ранее. Шум этого боя он и слышал ночью. Мересьев стал кричать, надеясь, что партизаны его услышат, но те, видимо, ушли далеко. Линия фронта, однако, была уже близко - ветер доносил до Алексея звуки канонады.

Вечером Мересьев обнаружил, что в зажигалке кончилось горючее, он остался без тепла и чая, который хоть немного притуплял голод. Утром он не смог идти от слабости и «какой-то страшной, новой, зудящей боли в ступнях». Тогда «он поднялся на четвереньки и по-звериному пополз на восток». Ему удалось найти немного клюквы и старого ежа, которого он съел сырым.

Вскоре руки перестали его держать, и Алексей начал передвигаться, перекатываясь с боку на бок. Двигаясь в полузабытьи, он очнулся посреди вырубки. Здесь живой труп, в который превратился Мересьев, подобрали крестьяне сожжённого немцами села, которые жили в землянках неподалёку. Мужчины этой «подземной» деревеньки ушли в партизаны, оставшимися женщинами командовал дед Михайла. У него и поселили Алексея.

Через несколько дней, проведённых Мересьевым в полузабытьи, дед устроил ему баньку, после которой Алексею стало совсем худо. Тогда дед ушёл, и сутки спустя привёл командира эскадрильи, в которой служил Мересьев. Тот отвёз друга на родной аэродром, где уже дожидался санитарный самолёт, который переправил Алексея в лучший московский госпиталь.

Часть вторая

Мересьев попал в госпиталь, которым управлял знаменитый профессор медицины. Койку Алексея поставили в коридоре. Однажды, проходя мимо, профессор наткнулся на неё и узнал, что здесь лежит человек, 18 дней ползком выбиравшийся из немецкого тыла. Рассердившись, профессор велел перевести больного в пустующую «полковничью» палату.

Кроме Алексея, в палате оказалось ещё трое раненных. Среди них - сильно обгоревший танкист, герой Советского Союза, Григорий Гвоздёв, который мстил немцам за погибшую мать и невесту. В своём батальоне он прослыл «человеком без меры». Уже второй месяц Гвоздёв пребывал а апатии, ничем не интересовался и ожидал смерти. За больными ухаживала Клавдия Михайловна, симпатичная палатная сестра среднего возраста.

Ступни Мересьева почернели, а пальцы потеряли чувствительность. Профессор пробовал одно лечение за другим, но победить гангрену не смог. Чтобы спасти Алексею жизнь, ноги пришлось ампутировать до середины икры. Всё это время Алексей перечитывал письма от матери и своей невесты Ольги, которым не смог признаться, что ему отняли обе ноги.

Вскоре в палату Мересьева подселили пятого пациента, тяжело контуженного комиссара Семёна Воробьёва. Этот неунывающий человек сумел расшевелить и утешить своих соседей, хотя сам постоянно испытывал сильную боль.

После ампутации Мересьев ушёл в себя. Он считал, что теперь Ольга выйдет за него только из жалости, или из-за чувства долга. Алексей не хотел принимать от неё такую жертву, и поэтому не отвечал на её письма

Пришла весна. Танкист ожил и оказался «весёлым, разговорчивым и лёгким человеком». Добился этого Комиссар, организовав Грише переписку со студенткой медицинского университета Анютой - Анной Грибовой. Самому Комиссару тем временем становилось всё хуже. Его контуженное тело опухало, и каждое движение причиняло сильную боль, но он яростно сопротивлялся болезни.

Только к Алексею Комиссар не мог подобрать ключик. С раннего детства Мересьев мечтал стать лётчиком. Поехав на стройку Комсомольска-на-Амуре, Алесей с компанией таких же, как он мечтателей организовал аэроклуб. Вместе они «отвоевали у тайги пространство для аэродрома», с которого Мересьев впервые поднялся в небо на учебном самолёте. «Потом он учился в военном авиаучилище, сам учил в нём молодых», а когда началась война - ушёл в действующую армию. В авиации заключался смысл его жизни.

Однажды Комиссар показал Алексею статью о лётчике времён Первой Мировой войны, поручике Валериане Аркадьевиче Карпове, который, лишившись ступни, научился управлять самолётом. На возражения Мересьева, что у него нет обеих ног, а современные самолёты гораздо сложнее в управлении, Комиссар отвечал: «Но ты же советский человек!».

Мересьев поверил, что сможет летать без ног, и «им овладела жажда жизни и деятельности». Ежедневно Алексей проделывал разработанный им же комплекс упражнений для ног. Несмотря на сильнейшую боль, он каждый день увеличивал время зарядки на одну минуту. Между тем Гриша Гвоздёв всё больше влюблялся в Анюту и теперь часто рассматривал в зеркале своё обезображенное ожогами лицо. А Комиссару становилось всё хуже. Теперь по ночам около него дежурила медсестра Клавдия Михайловна, которая была в него влюблена.

Невесте Алексей так и не написал правду. С Ольгой они были знакомы со школы. Расставшись на время, они встретились вновь, и Алексей увидел в старом друге красивую девушку. Решающих слов он, однако, сказать ей не успел - началась война. Ольга первая написала о своей любви, Алесей же считал, что он, безногий, такой любви недостоин. Наконец он решил написать невесте сразу после возвращения в лётную эскадрилью.

Первого мая умер Комиссар. Вечером того же дня в палате поселился новичок, лётчик-истребитель майор Павел Иванович Стручков с повреждёнными коленными чашечками. Это был весёлый, общительный человек, большой любитель женщин, к которым относился довольно цинично. На следующий день хоронили Комиссара. Клавдия Михайловна была безутешна, а Алексею очень захотелось стать «настоящим человеком, таким же, как тот, кого сейчас увезли в последний путь».

Вскоре Алексею надоели циничные высказывания Стручкова о женщинах. Мересьев был уверен, что не все женщины одинаковые. В конце концов, Стручков решил очаровать Клавдию Михайловну. Палата уже хотела защищать любимую медсестру, но та сама сумела дать майору решительный отпор.

Летом Мересьев получил протезы и стал осваивать их со своим обычным упорством. Он часами ходил по больничному коридору, сперва опираясь на костыли, а затем - на массивную старинную трость, подарок профессора. Гвоздёв уже успел заочно объясниться Анюте в любви, но потом начал сомневаться. Девушка ещё не видела, насколько он обезображен. Перед выпиской он поделился своими сомнениями с Мересьевым, и Алексей загадал: если у Гриши всё образуется, то и он напишет Ольге правду. Встреча влюблённых, за которой наблюдала вся палата, получилась холодной - девушку смутили шрамы танкиста. Майору Стручкову тоже не везло - он влюбился в Клавдию Михайловну, которая его почти не замечала. Вскоре Гвоздёв написал, что отправляется на фронт, ничего не сообщив Анюте. Тогда Мересьев попросил Ольгу не дожидаться его, а выходить замуж, в тайне надеясь, что настоящую любовь такое письмо не спугнёт.

Через некоторое время Анюта сама позвонила Алексею, чтобы узнать, куда исчез Гвоздёв. После этого звонка Мересьев ободрился и решил написать Ольге после первого сбитого им самолёта.

Часть третья

Мересьева выписали летом 1942 года и направили долечиваться в подмосковный санаторий Военно-Воздушных Сил. За ним и Стручковым выслали машину, но Алексей захотел прогуляться по Москве и попробовать на прочность свои новые ноги. Он встретился с Анютой и попытался объяснить девушке, почему Гриша так внезапно исчез. Девушка призналась, что сначала её смутили шрамы Гвоздёва, но теперь она о них не думает.

В санатории Алексея поселили в одной комнате со Стручковым, который всё никак не мог забыть Клавдию Михайловну. На следующий день Алексей уговорил рыжую медсестричку Зиночку, которая танцевала лучше всех в санатории, научить танцевать и его. Теперь к его ежедневным упражнениям добавились уроки танца. Вскоре весь госпиталь знал, что у этого парня с чёрными, цыганскими глазами и неуклюжей походкой нет ног, но он собирается служить в авиации и увлекается танцами. Через некоторое время Алексей уже участвовал во всех танцевальных вечерах, и никто не замечал, какая сильная боль скрывается за его улыбкой. Мересьев всё меньше «ощущал сковывающее действие протезов».

Вскоре Алексей получил письмо от Ольги. Девушка сообщала, что уже месяц вместе с тысячами добровольцев роет противотанковые рвы под Сталинградом. Она была оскорблена последним письмом Мересьева, и ни за что бы его не простила, если бы не война. В конце Ольга писала, что ждёт его всякого. Теперь Алексей писал любимой каждый день. Санаторий волновался, как разорённый муравейник, у всех на устах было слово «Сталинград». В конце концов, отдыхающие потребовали срочной отправки на фронт. В санаторий прибыла комиссия отдела комплектования ВВС.

Узнав, что лишившись ног Мересьев хочет обратно а авиацию, военврач первого ранга Мировольский собрался ему отказать, но Алексей уговорил его придти на танцы. Вечером военврач с изумлением наблюдал, как танцует безногий лётчик. На следующий день он дал Мересьеву положительное заключение для управления кадров и обещал помочь. С этим документом Алексей отправился в Москву, однако Мировольского в столице не было, и Мересьеву пришлось подавать рапорт общим порядком.

Мересьев остался «без вещевого, продовольственного и денежного аттестатов», и ему пришлось остановиться у Анюты. Рапорт Алексея отклонил, и отправили лётчика на общую комиссию в отдел формирования. Несколько месяцев Мересьев ходил по кабинетам военной администрации. Ему везде сочувствовали, но помочь не могли - слишком строги были условия, по которым принимали в лётные войска. К радости Алексея, общую комиссию возглавлял Мировольский. С его положительной резолюцией Мересьев прорвался к самому высокому командованию, и его отправили в лётную школу.

Для Сталинградской битвы требовалось много лётчиков, школа работала с предельной нагрузкой, поэтому начальник штаба не стал проверять документы Мересьева, а только велел написать рапорт на получение вещевого и продовольственного аттестатов и убрать подальше щёгольскую трость. Алексей отыскал сапожника, который смастерил лямки - ими Алексей пристёгивал протезы к ножным педалям самолёта. Пять месяцев спустя Мересьев успешно сдал экзамен начальнику школы. После полёта тот заметил трость Алексея, разозлился, и хотел сломать, но инструктор вовремя остановил его, сказав, что у Мересьева нет ног. В результате Алексея рекомендовали, как искусного, опытного и волевого лётчика.

В школе переподготовки Алексей пробыл до ранней весны. Вместе со Стручковым он учился летать на ЛА-5, самых современных на тот момент истребителях. Поначалу Мересьев не ощущал «того великолепного, полного контакта с машиной, который и даёт радость полёта». Алексею показалось, что мечта его не осуществится, но ему помог замполит школы полковник Капустин. Мересьев был единственным в мире лётчиком-истребителем без ног, и замполит предоставил ему дополнительные лётные часы. Вскоре Алексей овладел управлением ЛА-5 в совершенстве.

Часть четвёртая

Весна была в разгаре, когда Мересьев прибыл в штаб полка, расположенный в небольшой деревушке. Там его оформили в эскадрилью капитана Чеслова. В эту же ночь началось роковое для немецкой армии сражение на Курской дуге.

Капитан Чеслов доверил Мересьеву новенький ЛА-5. Впервые после ампутации Мересьев сразился с реальным противником - одномоторными пикировщиками Ю-87. Он делал по нескольку боевых вылетов в день. Письма от Ольги он мог читать только поздно вечером. Алексей узнал, что его невеста командует сапёрным взводом и уже успела получить орден Красной Звезды. Теперь Мересьев мог «говорить с ней на равных», однако открывать девушке правду не спешил - он не считал устаревший Ю-87 настоящим противником.

Достойным врагом стали истребители воздушной дивизии «Рихтгофен», в которую входили лучшие немецкие асы, летающие на современных «фоке-вульф-190». В сложном воздушном бою Алексей сбил три «фоке-вульфа», спас своего ведомого и с трудом дотянул до аэродрома на остатках горючего. После боя его назначили командиром эскадрильи. В полку уже все знали об уникальности этого лётчика и гордились им. В тот же вечер Алексей, наконец, написал правду Ольге.

Послесловие

На фронт Полевой попал в качестве корреспондента газеты «Правда». Он встретился с Алексеем Мересьевым, готовя статью о подвигах лётчиков-гвардейцев. Рассказ лётчика Полевой записал в тетрадь, а повесть написал четыре года спустя. Её печатали в журналах и читали по радио. Одну из таких радиопередач услышал гвардии майор Мересьев и нашёл Полевого. За 1943-45 годы он сбил пять немецких самолётов и получил звание Героя Советского Союза. После войны Алексей женился на Ольге, и у них родился сын. Так сама жизнь продолжила повесть об Алексее Мересьеве - настоящем советском человеке.

Звезды еще сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже стало светлеть. Деревья понемногу выступали из тьмы. Вдруг по вершинам их прошелся сильный свежий ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Свистящим шепотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Ветер стих внезапно, как и налетел. Деревья снова застыли в холодном оцепенении. Сразу стали слышны все предутренние лесные звуки: жадная грызня волков на соседней поляне, осторожное тявканье лисиц и первые, еще неуверенные удары проснувшегося дятла, раздававшиеся в тишине леса так музыкально, будто долбил он не древесный ствол, а полое тело скрипки.

Снова порывисто шумнул ветер в тяжелой хвое сосновых вершин. Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе. Само небо уплотнилось и сузилось. Лес, окончательно стряхнувший с себя остатки ночного мрака, вставал во всем своем зеленом величии. По тому, как, побагровев, засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что поднялось солнце и что занявшийся день обещает быть ясным, морозным, ядреным.

Стало совсем светло. Волки ушли в лесные чащобы переваривать ночную добычу, убралась с поляны лисица, оставив на снегу кружевной, хитро запутанный след. Старый лес зашумел ровно, неумолчно. Только птичья возня, стук дятла, веселое цвиканье стрелявших меж ветвей желтеньких синиц да жадный сухой кряк соек разнообразили этот тягучий, тревожный и грустный, мягкими волнами перекатывающийся шум.

Сорока, чистившая на ветке ольховника черный острый клюв, вдруг повернула голову набок, прислушалась, присела, готовая сорваться и улететь. Тревожно хрустели сучья. Кто-то большой, сильный шел сквозь лес, не разбирая дороги. Затрещали кусты, заметались вершины маленьких сосенок, заскрипел, оседая, наст. Сорока вскрикнула и, распустив хвост, похожий на оперение стрелы, по прямой полетела прочь.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная бурая морда, увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами. Испуганные глаза осмотрели огромную поляну. Розовые замшевые ноздри, извергавшие горячий парок встревоженного дыхания, судорожно задвигались.

Старый лось застыл в сосняке, как изваяние. Лишь клочковатая шкура нервно передвигалась на спине. Настороженные уши ловили каждый звук, и слух его был так остер, что слышал зверь, как короед точит древесину сосны. Но даже и эти чуткие уши не слышали в лесу ничего, кроме птичьей трескотни, стука дятла и ровного звона сосновых вершин.

Слух успокаивал, но обоняние предупреждало об опасности. К свежему аромату талого снега примешивались острые, тяжелые и опасные запахи, чуждые этому дремучему лесу. Черные печальные глаза зверя увидели на ослепительной чешуе наста темные фигуры. Не шевелясь, он весь напружился, готовый сделать прыжок в чащу. Но люди не двигались. Они лежали в снегу густо, местами друг на друге. Их было очень много, но ни один из них не двигался и не нарушал девственной тишины. Возле возвышались вросшие в сугробы какие-то чудовища. Они-то и источали острые и тревожащие запахи.

Испуганно кося глазом, стоял на опушке лось, не понимая, что же случилось со всем этим стадом тихих, неподвижных и совсем не опасных с виду людей.

Внимание его привлек звук, послышавшийся сверху. Зверь вздрогнул, кожа на спине его передернулась, задние ноги еще больше поджались.

Однако звук был тоже не страшный: будто несколько майских жуков, басовито гудя, кружили в листве зацветающей березы. И к гуденью их примешивался порой частый, короткий треск, похожий на вечерний скрип дергача на болоте.

А вот и сами эти жуки. Сверкая крыльями, танцуют они в голубом морозном воздухе. Снова и снова скрипнул в вышине дергач. Один из жуков, не складывая крыльев, метнулся вниз. Остальные опять затанцевали в небесной лазури. Зверь распустил напряженные мускулы, вышел на поляну, лизнул наст, кося глазом на небо. И вдруг еще один жук отвалил от танцевавшего в воздухе роя и, оставляя за собой большой пышный хвост, понесся прямо к поляне. Он рос так быстро, что лось едва успел сделать прыжок в кусты – что-то громадное, более страшное, чем внезапный порыв осенней бури, ударило по вершинам сосен и брякнулось о землю так, что весь лес загудел, застонал. Эхо понеслось над деревьями, опережая лося, рванувшегося во весь дух в чащу.

Увязло в гуще зеленой хвои эхо. Сверкая и искрясь, осыпался иней с древесных вершин, сбитых падением самолета. Тишина, тягучая и властная, овладела лесом. И в ней отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса на поляну.

Медведь был велик, стар и космат. Неопрятная шерсть бурыми клочьями торчала на его впалых боках, сосульками свисала с тощего, поджарого зада. В этих краях с осени бушевала война. Она проникла даже сюда, в заповедную глушь, куда раньше, и то не часто, заходили только лесники да охотники. Грохот близкого боя еще осенью поднял медведя из берлоги, нарушив его зимнюю спячку, и вот теперь, голодный и злой, бродил он по лесу, не зная покоя.

Медведь остановился на опушке, там, где только что стоял лось. Понюхал его свежие, вкусно пахнущие следы, тяжело и жадно задышал, двигая впалыми боками, прислушался. Лось ушел, зато рядом раздавался звук, производимый каким-то живым и, вероятно, слабым существом. Шерсть поднялась на загривке зверя. Он вытянул морду. И снова этот жалобный звук чуть слышно донесся с опушки.

Медленно, осторожно ступая мягкими лапами, под которыми с хрустом проваливался сухой и крепкий наст, зверь направился к неподвижной, вбитой в снег человеческой фигуре…

Летчик Алексей Мересьев попал в двойные «клещи». Это было самое скверное, что могло случиться в воздушном бою. Его, расстрелявшего все боеприпасы, фактически безоружного, обступили четыре немецких самолета и, не давая ему ни вывернуться, ни уклониться с курса, повели на свой аэродром…

А получилось все это так. Звено истребителей под командой лейтенанта Мересьева вылетело сопровождать «илы», отправлявшиеся на штурмовку вражеского аэродрома. Смелая вылазка прошла удачно. Штурмовики, эти «летающие танки», как звали их в пехоте, скользя чуть ли не по верхушкам сосен, подкрались прямо к лётному полю, на котором рядами стояли большие транспортные «юнкерсы». Неожиданно вынырнув из-за зубцов сизой лесной гряды, они понеслись над тяжелыми тушами «ломовиков», поливая их из пушек и пулеметов свинцом и сталью, забрасывая хвостатыми снарядами. Маресьев, охранявший со своей четверкой воздух над местом атаки, хорошо видел сверху, как заметались по аэродрому темные фигурки людей, как стали грузно расползаться по накатанному снегу транспортники, как штурмовики делали новые и новые заходы и как пришедшие в себя экипажи «юнкерсов» начали под огнем выруливать на старт и поднимать машины в воздух.

Вот тут-то Алексей и совершил промах. Вместо того чтобы строго стеречь воздух над районом штурмовки, он, как говорят летчики, соблазнился легкой дичью. Бросив машину в пике, он камнем ринулся на только что оторвавшийся от земли тяжелый и медлительный «ломовик», с удовольствием огрел несколькими длинными очередями его четырехугольное, пестрое, сделанное из гофрированного дюраля тело. Уверенный в себе, он даже не смотрел, как враг ткнется в землю. На другой стороне аэродрома сорвался в воздух еще один «юнкере». Алексей погнался за ним. Атаковал – и неудачно. Его огневые трассы скользнули поверх медленно набиравшей высоту машины. Он круто развернулся, атаковал еще раз, снова промазал, опять настиг свою жертву и свалил ее где-то уже в стороне над лесом, яростно всадив в широкое сигарообразное туловище несколько длинных очередей из всего бортового оружия. Уложив «юнкере» и дав два победных круга у места, где над зеленым всклокоченным морем бесконечного леса поднялся черный столб, Алексей повернул было самолет обратно к немецкому аэродрому.