Александр вампилов - биография, информация, личная жизнь. Писатель Александр Вампилов: биография (фото)

Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года . Хотя часто местом рождения А.В. Вампилова называется посёлок Кутулик, на самом деле он родился в роддоме соседнего города Черемхово Черемховского района

Отец - Валентин Никитич Вампилов (1898-1938) - бурят, по образованию педагог. Вскоре после рождения сына (17 января 1938 года) был арестован, 9 марта 1938 года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года В.Н. Вампилов был посмертно реабилитирован.

Мать - Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова (1906-1992), оставшись после гибели мужа с 4 детьми, продолжила работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Мать оказала решающее влияние на формирование личности А. Вампилова.

В 1954 году первая попытка поступить в ИГУ не удалась. Один год Вампилов проработал инструктором струнного кружка в районном Доме культуры. С 1955 по 1960 учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета (вместе с Валентином Распутиным).

Начал свою литературную деятельность как прозаик: в 1958 , будучи студентом, опубликовал в иркутских газетах 10 юмористических рассказов. Впоследствии они составили первую книгу рассказов Вампилова «Стечение обстоятельств», вышедшую в Иркутске под псевдонимом А. Санин (1961 ). Ранние рассказы Вампилова - это своего рода «маленькие сценки», источник многих коллизий и образов будущих его пьес. Рассказ «Успех» был позднее переделан им в одноактную комедию под тем же заглавием.

В октябре 1959 года, учась на пятом курсе, Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодёжь». В этой газете он проработал литсотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарём до февраля 1964 . Покинув редакцию, А. Вампилов не прервал связей с газетой и не раз ездил в командировки по заданиям «Молодёжки».

В 1960 женился на студентке ИГУ Людмиле Добрачёвой, в 1963 развелся с ней и в этом же году женился на Ольге Ивановской. В 1966 у них родилась дочь Елена.

В 1962 на семинаре драматургов в пос. Малеевка Вампилов представил 2 одноактные пьесы - «Сто рублей новыми деньгами» и «Воронья роща» (впоследствии соответственно «Двадцать минут с ангелом» и «История с метранпажем»). Однако попытка опубликовать первую из них в журнале «Театр» натолкнулась на отказ редакции. Дебют Вампилова как драматурга состоялся в 1964 в том же журнале «Театр» (№ 11), где под рубрикой «Народный театр» была напечатана его одноактная комедия «Дом окнами в поле». В ранних произведениях Вампилова уже обозначились некоторые характерные особенности его творческого облика: интерес к миру и быту обыкновенных людей из провинциальной российской глубинки; слегка ироничный, добрый и одновременно требовательный взгляд на человеческие отношения; умение в микросцене передать ощущение всей прошлой жизни персонажа и т.д. Мелкий случай, взятый из жизни, превращается под пером Вампилова в настоящее нравственное испытание героя.

С 1965 по 1967 Вампилов учился на Высших литературных курсах в Москве, где сблизился с Николаем Рубцовым, посвятившим ему одно из своих стихотворение - «Я уплыву на пароходе...»

Осенью 1965 по итогам Читинского семинара молодых писателей А.В. Вампилов был рекомендован в Союз писателей СССР.

Приход Вампилова в «большую» драматургию связан с появлением его первой многоактной пьесы «Прощание в июне», вышедшей в 1966 тремя изданиями (альманах Ангара. №1; Театр. №8; отдел распространения ВУОАП). Впервые она была поставлена в Литве (Клайпедский драматический театр, 1966 ), затем во многих провинциальных театрах страны. Однако на столичную сцену пьеса смогла пробиться лишь в 1972 (Театр им. К.С. Станиславского, реж. А.Г. Товстоногов). Тесно связанная с молодежной прозой и драматургией 1960-х, она подвергалась многократным переделкам из-за неудовлетворенности автора своей пьесой и настойчивого желания усовершенствовать ее (по свидетельству жены писателя О.М. Вампиловой и его старшего коллеги по перу А. Симукова, существует 17 вариантов данного произведения). Канонической признана редакция пьесы, вошедшая в вампиловский сборник «Избранное» (М., 1975 ).

В дальнейшем лирико-комедийное начало еще более углубилось в пьесе Вампилова «Старший сын» (1968 , первоначальное название «Предместье»). Премьера ее состоялась в Иркутском драматическом театре им. Н.П. Охлопкова (1969 , реж. В. Симоновский), через год она появилась на сцене Ленинградского областного театра драмы и комедии (реж. Е. Падве). «Старший сын» довольно быстро стал наиболее популярным произведением Вампилова (в 1972 его поставили 44 театра страны). На основе пьесы были созданы телефильм (1976 , реж. Виталий Мельников), опера (1983 , композитор Геннадий Гладков).

Новые произведения Вампилова отчетливо выявили его тяготение к жанру трагикомедии. В центре «Утиной охоты» (1970 ; опубликованный в альманахе «Ангара», № 6) - судьба «непутевого» героя, внутренние борения сложной, противоречивой личности, беспощадное выявление душевного кризиса человека, скрытого за внешне благополучным существованием. Подобный тип героя сделал пьесу предметом дискуссии в литературной и театральной печати. Ни одна из ее постановок, осуществленных в 1970-е и первой половине 1980-х (в т.ч. и во МХАТе, 1979 , реж. О.Н. Ефремов), при отдельных частных достижениях в актерской игре и режиссуре, не была признана в полной мере удачной, соответствующей уровню и духу вампиловской пьесы. То же можно сказать и о кинофильме «Отпуск в сентябре», созданном на ее основе (1979 , реж. Виталий Мельников, выход на экран в 1987 ). Недаром за ней закрепилась репутация «наиболее трудной» и загадочной пьесы Вампилова.

Нелегкой оказалась и судьба последней драмы Вампилова - «Прошлым летом в Чулимске» (1972 ). Как и некоторые предшествующие его пьесы, она натолкнулась на предвзятость, непонимание и была изъята из уже набранного номера альманаха «Сибирь». Автору так и не довелось увидеть ее напечатанной.

За время литературной работы Александр Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.

17 августа 1972 года , за два дня до 35-летия, А.В. Вампилов трагически погиб - утонул в Байкале у истока Ангары (перевернулась моторная лодка).

На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа - водевиль «Несравненный Наконечников». У места гибели на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.

Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище. В 1973 на могиле был установлен памятник - камень с автографом.

Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.

Александр Валентинович появился на свет в городке Черемхово в Иркутской области. Его родители были педагогами: отец Валентин Никитич работал директором школы, а его жена Анастасия Прокопьевна работала учительницей математики. Дедом Вампилова по материнской линии был священнослужителем в местной церкви. Кроме Саши, у Вампиловых было еще трое детей.

Спустя какое-то время после рождения Саши, Валентина Никитича арестовали и в 1938 году, согласно приговору сталинской комиссии из трех человек, расстрелян НКВД города Иркутск.

В 1960 году Александр Валентинович женился на Людмиле Добрачевой, но через 3 года они разведутся. В том же году Вампилов вступит в брак во второй раз. У него с Ольгой Ивановской через три года совместной жизни родилась дочь Елена.

Характер и жизненный путь

В 1954 году Вампилов попытался стать студентом Иркутского университета, но потерпел неудачу. Целый год он работал руководителем струнного кружка в местном Доме культуры, после чего все-таки смог поступить на 1 курс филологического факультета.

Еще на 5 курсе он начал трудовую деятельность в областной газете «Советская молодежь», проработав в ней вплоть до 1964 года. От простого сотрудника он прошел путь до начальника отдела и секретаря. Даже после ухода из газеты он продолжал отправляться в командировки по просьбам редакции.

Друзья отзывались о нем как об очень общительном товарище и душе любой компании. С детских лет он был уверен в своем литературном жизненном пути. Он писал не только для людей, но и для родственников. Его трогательные письма доступны любому человеку, который хотел бы их прочесть.

Друзья говорят, что он любил ходить «по острию лезвия». В своих произведениях он никогда не использовал слова «социализм», «партия», «Ленин» и прочие идеологические термины.

Согласно краткой биографии Александра Валентиновича Вампилова, он любил работать самостоятельно и не ждать помощи. Возможно, эта черта могла повлиять и на ранний уход из жизни.

Творчество

Всего в творческой биографии Вампилова насчитывается 70 литературных трудов. Свой первый рассказ Вампилов написал, будучи учащимся 3 курса.

В 1962-1963 годах юный писатель создает два одноактных произведения для сцены - «Двадцать минут с ангелом» и «Дом окнами в поле». В 1964 году из-под пера писателя появляется первая и главная серьезная пьеса - «Прощание в июне». Впоследствии Вампилов возвращался не раз к ее редакции и дополнению. Автор пытался поставить ее на большой сцене, но советская цензура блокировала любые попытки. К 1970 году пьесу поставили в нескольких советских театрах.

В 1965 году выходит в свет, ставшая впоследствии популярной, пьеса «Старший сын». По ней будут сняты одноименные фильмы в СССР (1975) и США (2006).

Смерть

В августе 1972 года драматург отправился кататься в северную часть акватории озера Байкал. По трагической случайности, моторная лодка Вампилова перевернулась вверх дном и писатель не смог выбраться из воды.

На месте его гибели, недалеко от поселка Листвянка, находящегося на берегу реки Ангара, властями установлена памятная доска с его портретом.
Могила писателя находится в Иркутске на Радищевском кладбище. Над ней установлен надгробный камень с автографом Александра Валентиновича.

Внезапная смерть не дала ему закончить работу над водевилем «Несравненный Наконечников».

Александр Валентинович Вампилов драматург (19.8.1937 пос. Кутулик Иркутской обл. — 17.8.1972, утонул в озере Байкал). Отец — обрусевший бурят, директор школы, мать — учительница, дочь православного священника. Вампилов вырос в Сибири, в 1960 году окончил филологический факультет Иркутского университета, затем работал журналистом и вплоть до своей ранней смерти жил в Иркутске.

В 1959 и в 1960 в сборниках были опубликованы две одноактные пьесы Вампилова, в 1961 году (под псевдонимом А. Санин) — небольшой сборник юмористических рассказов, тех, что с 1958 печатались в журнале «Ангара». Его третья одноактная пьеса "Дом окнами в поле" (1964) появилась в журнале «Театр». В это время он учился на Высших литературных курсах Союза писателей СССР и нашел признание у В. Розова и А. Арбузова, в рукописи познакомившихся с его первой большой пьесой "Прощание в июне ", написанной в 1965. Ее публикация в 1966 в журнале «Театр» принесла Александру Вампилову известность в СССР (до 1970 более 100 постановок его пьес), хотя на сценах Москвы и Ленинграда пьесы этого автора появились сравнительно поздно. Кроме трех ранних одноактных пьес, Вампилов написал 5 драматических произведений, из которых особенно большим признанием пользуется пьеса "Утиная охота " (1970). Пьеса Александра Валентиновича "Провинциальные анекдоты " (1971) стала самым большим событием на семинаре молодых драматургов СССР (Дубулты, в Прибалтике). Премьеры двух его последних пьес проходили уже после смерти Вампилова: он утонул, выехав на Байкал на весельной лодке.

Александр Вампилов обладал необычайным драматургическим талантом, проявившемся в форме комедии, раскрывающей моральные проблемы, особенно — честности по отношению к себе и другим людям. Он был «в первых рядах того поколения русских драматургов, которое стало известным после смерти Сталина» (H. Segel). Пристрастие Вампилова к парадоксальным ситуациям сказывается уже в его пьесе "Дом окнами в поле ", в которой два человека, только расставаясь после трех лет знакомства, понимают, что любят друг друга. В пьесе "Прощание в июне " говорится о том, какие формы приобретает коррупция в университетских кругах. В пьесе "Старший сын " (1968), носившей прежде другие названия: "Нравоучение с гитарой", "Свидание в предместье", "Предместье", ставится проблема лжи и обмана, воздействие которых проявляется благодаря доверчивости обманутых. В пьесе "Утиная охота " речь идет о слабовольном человеке, хорошо умеющем приспосабливаться и неискреннем; лишь на некоторое время чрезвычайный внешний толчок приводит его к осознанию самого себя, а затем он снова входит в прежнюю жизненную колею. Пьеса "Прошлым летом в Чулимске " (1971) представляет собой любовную историю, которую драматург переплетает с часто встречающейся у него проблематикой компромисса в ситуации, когда пробуждение совести сочетается с отсутствием силы характера. "Провинциальные анекдоты " (также под названием "Два анекдота") — пьеса, состоящая из двух самостоятельных сюжетов, данных в сатирическом ключе и связанных между собой местом действия: гостиница в провинциальном городке. Один сюжет — "История с метранпажем " (1971) — это современный вариант комедии ошибок, напоминающий о гоголевском «Ревизоре»; другой — "Двадцать минут с ангелом " (1970) — гротеск, представляющий неспособность большинства людей к принятию бескорыстной помощи и даже к осознанию, что таковая вообще возможна.

Пьесам Вампилова свойственны насыщенность и многоплановость, замедленное выявление характеров и психологическая убедительность. Его внимание сосредоточено на слабостях современного человека, которые он изображает большей частью в комически заостренных ситуациях из повседневной жизни, выявляя их моральную значимость.

» и «Иркутский университет». В 1960 защитил диплом, через год вышла его первая книга, в 1964 – первая одноактная пьеса «Дом окнами в поле».

Уже первая «полнометражная» пьеса «Прощание в июне» обратила на себя внимание. Она была еще в рукописи, когда послужила поводом для приема Вампилова в члены Союза писателей СССР, а через год, опубликованная в журнале «Театр» (1966. № 8), начала свое шествие по театральным коллективам страны, была поставлена во многих европейских театрах. Его пьеса « », завершенная в 1965, при жизни Вампилова обошла весь мир. Единственный город, куда вход ей был запрещен, – столица нашей родины Москва. Трижды театр им. Ермоловой в разные годы сдавал «Старшего сына» официальной комиссии, и трижды спектакль не принимался (лишь через полгода после гибели Вампилова та же комиссия разрешила «Старшего сына» к постановке).

С 1965 по 1967 Вампилов учился в Москве на Высших литературных курсах Союза писателей СССР. Его талант развивался стремительно, пьесы становились все острее. Вершиной творчества Вампилова стала драма « », долгое время бывшая под цензурным запретом, чудом напечатанная в иркутском (1970, № 6). Театральные чиновники запрещали ставить «Утиную охоту» в нашей стране. Правление Союза писателей СССР не давало разрешения и на постановку пьесы за рубежом. Факт появления «Утиной охоты» в альманахе «Ангара» стал предметом обсуждения на бюро Иркутского областного комитета КПСС. Несомненно, наиболее камертонная пьеса для Вампилова – « ». Мнения критики расходятся: одни считают, что «Утиная охота» сильнее и раскованней, другие – что «Прошлым летом в Чулимске» более полно и более зрело представляет особенности собственно вампиловского театра: тонкая лирическая драма, где нельзя найти ни одного лишнего, неточно поставленного слова, где за внешней простотой ситуации скрыта глубинная мысль об ответственности каждого за любовь, за свою судьбу, где главной позицией жизни – плодотворной и перспективной – провозглашены любовь, правда и уверенность в том, что люди перестанут ломать палисады – в прямом и в переносном смысле. Пьеса эта еще проходила цензурные рогатки, когда жизнь Вампилова трагически оборвалась: он утонул в за два дня до своего тридцатипятилетия.

За короткую жизнь Вампилов создал свой неповторимый театр, его творчество оказало огромное влияние на всю сов. драматургию 1970-1980-х. Пьесы Вампилова поставлены практически во всех странах Европы, в театрах Японии, Монголии, США.

В ноябре 1972 Вампилов посмертно награжден . Его именем названы улица в , . На родине, в посёлке Кутулик, создан , где жила семья Вампиловых, и библиотека его имени. Похоронен в на . На месте его гибели установлен памятный знак.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. - Иркутск: Сиб. книга, 2011

Творчество А.В. Вампилова

Первый рассказ А. В. Вампилова - тогда студента третьего курса - «Стечение обстоятельств» был опубликован (под псевдонимом А. Санин) 4 апреля 1958 года в газете «Иркутский университет», а затем в альманахе «Ангара». Этот рассказ дал имя и первой книге Александра Вампилова, которая вышла в свет в 1961 и включала в себя юмористические рассказы и сцены.

В 1962 А. Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1963 написана одноактная комедия «Дом окнами в поле».

В 1964 написана первая большая пьеса - комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). Попытки автора заинтересовать центральные советские театры ее постановкой закончились безуспешно.

Прорывом Вампилова на советскую театральную сцену стала постановка пьесы «Прощание в июне» в 1966 Клайпедским драматическим театром (главный режиссер – Повилас Гайдис). Осуществил эту постановку молодой белорусский режиссер Вадим Допкюнас. Успех клайпедской постановки открыл двери советских театров для творчества Вампилова: так в 1970 пьеса “Прощание в июне” шла уже в 8 театрах СССР, хотя пока не в столичных театрах.

В 1965 А. Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 драматург заканчивает пьесу «Утиная охота».

В начале 1971 года А. Вампилов завершает работу над драмой «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина»). В том же 1971 А. Вампилов пишет одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта комедия, объединенная с пьесой «Двадцать минут с ангелом» образует пьесу «Провинциальные анекдоты».

Только в 1972 отношение центральных театров к творчеству Вампилова начинает постепенно меняться. Его пьесы ставят московские театр имени Ермоловой, театр имени Станиславского и ленинградский Большой драматический театр.

За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.

Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.

Лирическая комедия «Прощание в июне», в основу которой легли впечатления студенческой юности Вампилова, посвящена судьбе молодого героя, вступившего на путь морального компромисса и его нелегкого преодоления (образ студента Колесова). Тесно связанная с молодежной прозой и драматургией 1960-х, она подвергалась многократным переделкам из-за неудовлетворенности автора своей пьесой и настойчивого желания усовершенствовать ее (по свидетельству жены писателя О. М. Вампиловой и его старшего коллеги по перу А. Симукова, существует 17 вариантов данного произведения). Канонической признана редакция пьесы, вошедшая в вампиловский сб. «Избранное» (М., 1975). В дальнейшем лирико-комедийное начало еще более углубилось в пьесе В. «Старший сын» (1968, первоначальное название «Предместье»). Премьера ее состоялась в (1969, реж. В. Симоновский), через год она появилась на сцене Ленинградского областного театра драмы и комедии (реж. Е. Падве). Парадоксальная основа коллизии пьесы (студент Бусыгин по воле случая выдает себя за старшего сына музыканта Сарафанова) использована драматургом для утверждения духовного родства людей в противовес формальным родственным связям. В свете взаимоотношений мнимых «отца» и «сына» раскрывается гуманистическое содержание пьесы, нравственная сущность характеров ее персонажей. За внешней бравадой и даже цинизмом молодых героев обнаруживается неожиданная для них самих способность к любви, прощению, состраданию. От быта предместья комедия невольно поднимается к общечеловеческим проблемам, истоки которых заложены еще в античной драматургии (Плавт, Аристофан и др.). Недаром ее называют «своеобразной философской притчей» (А. Демидов). Благодаря этим качествам «Старший сын» довольно быстро стал наиболее популярным произведением В. (в 1972 его поставили 44 театра страны). На основе пьесы были созданы телефильм (1976, реж. Виталий Мельников), опера (1983, композитор Геннадий Гладков).

Впоследствии критика обнаружила связь пьес Вампилова с общеевропейским историко-литературным контекстом. «Прощание в июне» своей фабульной стороной напоминает пьесу К. Чапека «Разбойник» (Сушков Б.- С. 46), а «Старший сын», по мнению иркутского писателя М. Сергеева, близок к пьесе испанского драматурга XVII в. А. Морето «Двойник в столице» (Там же. С. 56). Эти аналогии сами по себе любопытны, они свидетельствуют о неизбежной повторяемости некоторых сюжетов и мотивов в истории мировой литературы, не умаляя творческой оригинальности автора «Прощания в июне» и «Старшего сына».

Новые произведения Вампилова отчетливо выявили его тяготение к жанру трагикомедии. В центре «Утиной охоты» (1970; опубл. в альм. «Ангара», № 6) - судьба «непутевого» героя, внутренние борения сложной, противоречивой личности, беспощадное выявление душевного кризиса человека, скрытого за внешне благополучным существованием. Подобный тип героя сделал пьесу предметом дискуссии в лит. и театральной печати. Одни критики привычно «разоблачали» образ Зилова, снижая его до уровня «пьяницы» и «дикаря» (Рудницкий К.- С. 59-66), другие предостерегали от такого упрощения, проводя параллель между вампиловским героем и Федей Протасовым из «Живого трупа» Л. Толстого (Сушков Б.- С. 87-88). Толкователи пьесы в печати и на сцене нередко забывали, что Зилов - «это не только порок, но и страдание » (Гушанская Е.- С. 259). Судьба его соотносится с известной классической формулой: «Суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано »,- с тем, однако, отличием, что речь идет о драме определенной части молодого поколения 1960-х, возникшей на почве несовместимости провозглашенных идеалов и реальной действительности. «Утиная охота» создавалась Вампиловым как пьеса о себе и своем поколении, которое, по признанию самого драматурга, не избежало серьезных нравственных потерь. Показательно, что Вампилов сопоставлял свое произведение с литературой «потерянного поколения» на Западе ( .- С. 46). Исповедальный характер пьесы сказался и на авторском отношении к герою, лишенном однозначности: здесь ощутима и боль за человека, теряющего себя, и неослабная, порой жесткая требовательность к нему. Все это предопределило тернистый путь данной пьесы на сцену (при жизни Вампилова она не была поставлена), а впоследствии, когда она стала достоянием театров,- немалые разночтения в ее сценической интерпретации. Ни одна из ее постановок, осуществленных в 1970-е и первой половине 1980-х (в т. ч. и во МХАТе, 1979, реж. О. Н. Ефремов), при отдельных частных достижениях в актерской игре и режиссуре, не была признана в полной мере удачной, соответствующей уровню и духу вампиловской пьесы. То же можно сказать и о кинофильме «Отпуск в сентябре», созданном на ее основе (1979, реж. Виталий Мельников, выход на экран в 1987). Недаром за ней закрепилась репутация «наиболее трудной» и загадочной пьесы В. (Чеботаревская Т. // Лит. газ. - 1974. - 22 мая. - С. 8).

Нелегкой оказалась и судьба последней драмы Вампилова - «Прошлым летом в Чулимске» (1972). Как и некоторые предшествующие его пьесы, она натолкнулась на предвзятость, непонимание и была изъята из уже набранного номера . Автору так и не довелось увидеть ее напечатанной. В отличие от «Утиной охоты» с ее темой утраты, саморазрушения личности, в «Чулимске» Вампилов сосредоточил внимание на движении героя к нравственному возрождению. С этим связаны судьбы двух основных персонажей пьесы - талантливого, но преждевременно уставшего, отошедшего от активных дел следователя Шаманова и скромной девушки из районного поселка Валентины. Их жизненные пути, случайно пересекшиеся в глухой тайге, взаимно обусловлены: пробуждение Шаманова от душевной спячки совершается ценой трагедии Валентины. Пьеса наполнена присущей В. тонкой поэтической символикой, играющей важную роль в развитии основной коллизии. Многими своими сторонами (остротой нравственного конфликта, рельефностью человеческих типов, бытийной - не просто бытовой - основой драматического действия и т. д.) она соприкасается с горьковской линией русской драматургии. Не случайно одной из первых ее постановок, соприродных характеру пьесы, явился спектакль Ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького (1974, реж. Г. А. Товстоногов). Позднее она послужила основой для фильма под названием «Валентина» (1981, реж. Глеб Панфилов).

Последний год жизни Вампилова был ознаменован премьерой на малой сцене Ленинградского БДТ им. М. Горького его пьесы « » (реж. А. Г. Товстоногов), вобравшей в себя две ранее написанные сценические миниатюры - «Историю с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом»; работой над незавершенной комедией «Несравненный Наконечников»; заключением договора с «Ленфильмом» на сценарий «Сосновые родники»: текст заявки на фильм опубл. в «Литературной газете» (1987. - 17 авг. - С. 5). Драматург намеревался снова вернуться к прозе, писать роман. Но его внезапная трагическая смерть помешала осуществлению этих планов.

Привлекательной стороной драматургии Вампилова является утверждение высоких нравственных критериев, по которым сверяется будничная, повседневная жизнь его героев. Лучшие из них, именуемые в критике «праведниками» (Сарафанов, Валентина и др.), сопоставимы с героями русской классической лит-ры XIX в., их оберегает, по словам , «какая-то высокая охранительная сила, не дающая даже и помыслить о них дурно... » (Новый мир. - 1987. - № 9. - С. 209). Пьесы Вампилова лишены заданности и декларативности, их отличает оригинальное сочетание реальности и вымысла, «сочного густого быта и поэтической сказочности » (Товстоногов Г. А. Чувство театра // Театр. - 1977. - № 12. - С. 76), умелое использование элементов водевиля и мелодрамы, открытые, вариативные финалы. Лишенный своего театра при жизни, В. обрел его только после своей смерти. Таковым стал Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой, воплотивший на своей сцене на протяжении 1970-х почти весь вам-пиловский репертуар.

Старший сын (1967)

В 1967 молодым драматургом создана вторая пьеса “Старший сын”, написанная в лучших традициях Гоголя, Чехова, Горького, премьера которой состоялась в .

Это с самого начала сделалось творческой особенностью А. Вампилова как драматурга - взять человека, кажущегося, на первый взгляд, либо нелепым, неудачливым, либо легкомысленным, беззаботным, либо почти опустившимся, махнувшим на себя рукой, и показать, какими ресурсами человечности на самом деле он обладает ”, - отмечает литературовед А. Овчаренко.

Рассказав о том, как двое молодых людей, опоздав на последнюю электричку, ищут ночлег, Вампилов вводит своих героев в дом несостоявшегося музыканта Сарафанова.

“...По свойствам его души Сарафанов не может лишь волочить существование сквозь будни, - писал литературный критик В. Лакшин. - Ему непременно нужно жить какой-то мечтой, хотя бы домашним мифом, будто он работает в филармонии или вот-вот напишет ораторию, которая его прославит. Благодаря Бусыгину Сарафанов начинает смотреть правде в глаза, осознает, что и не осуществив заветной мечты, живет небесполезно, что игра на кларнете тоже нужна людям”. И пусть наивен и чуть смешон Сарафанов, но он вызывает симпатию тем, что “не хочет зачерстветь, покрыться плесенью, раствориться в суете ”.

Самые ранние записи Вампилова, относящиеся к пьесе «Старший сын», датируются 1964 годом: название - «Мир в доме Сарафанова», будущие персонажи: Сарафанов Алексей Николаевич - полковник в отставке, Эмма - его дочь, Вася - его сын, девятиклассник, Забродин - студент на каникулах, Кемеровская - машинистка, Чистяков - инженер.

Ещё раньше в записных книжках Вампилова упомянуты имена и характеристики будущих персонажей, отличные от конечного варианта: Николай Забродин - студент на каникулах, физик (22), босяк и фаталист (озлоблен). Алексей Николаевич Сарафанов - настройщик (50), добряк, жизнелюб, все понял и все простил, мягкий человек. Любит работу. Оленька Сарафанова - девушка, пробивающаяся на сцену. Трезва, холодна, но мила и т. д. Грета Комаровская - женщина, которая ждет случая. Секретарь-машинистка. Васенька Сарафанов - инфант, начинающий забулдыга, за спиной два первых курса. Юрий Чистяков - инженер, человек с московской пропиской, жених Оленьки.

Первый вариант пьесы был создан в 1965 и опубликован отрывками под названием «Женихи» 20 мая 1965 года в газете «Советская молодёжь». В 1967 пьеса носит название «Предместье» и в 1968 печатается в альманахе «Ангара».

В 1970 Вампилов дорабатывает пьесу для издательства «Искусство», где «Старший сын» вышел отдельным изданием.

Драматург Алексей Симуков сохранил письмо Вампилова, в котором тот разъясняет действия Бусыгина:

«…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что - Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата - центральной ситуацией пьесы, обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным».

Утиная охота (1967)

“Утиная охота” (1967) - самая горькая, самая безотрадная пьеса Вампилова, самая выстраданная в его творчестве.

В глазах главного героя пьесы Зилова - скука и безразличие ко всему: к работе, жене, друзьям, к жизни. Будто из мальчишества он сразу вступил в старость души, миновав зрелость. Это не только вина, а беда его - оттого, что он потерял смысл, оправдание жизни. Иной бы прожил, не задумываясь ни о чем, как многие другие, но Зилов так не может. И не найдя ради чего жить, он теряет себя, становится пошловатым потребителем. Энергия его души в результате тратится на саморазрушение.

Вампилова кровно занимало, почему люди, вошедшие в жизнь молодыми, здоровыми, нравственно сильными, далеко не достигшие вершины своей судьбы, ломаются и погибают. Как победить процесс нравственной деградации, как удержаться в убеждениях честным и сильным? Ответ Вампилова обращает нас к себе самим, к тем неисчерпаемым резервам человеческой души, какие есть в каждом человеке - лишь бы он не перестал верить, что может и должен жить достойно ”, - отмечает В. Лакшин.

Прошлым летом в Чулимске (1972)

В 1972 Вампилов заканчивает работу над пьесой “Прошлым летом в Чулимске”.

Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта , - писал В.Распутин. - Вышла на сцену Валентина (“Прошлым летом в Чулимске”), и невольно отступило перед ней все низкое и грязное... Слабые, незащищенные и не умеющие защититься перед прозой жизни люди, но посмотрите, какая стойкая, какая полная внутренняя убежденность у них в главных и святых законах человеческого существования... ”.

Пьеса написана в начале 1971 года. Первый вариант создавался специально для Московского академического театра им. Вл. Маяковского , однако на сцене поставлен не был. Один из вариантов пьесы заканчивался самоубийством Валентины.

Первоначально Вампилов назвал пьесу «Валентина», однако название пришлось изменить, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина », написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное - июнь, июль, август…» В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» - и после смерти автора оно стало окончательным.

Мнение эксперта

Литературовед А. Овчаренко:

"Это с самого начала сделалось творческой особенностью А. Вампилова как драматурга - взять человека, кажущегося, на первый взгляд, либо нелепым, неудачливым, либо легкомысленным, беззаботным, либо почти опустившимся, махнувшим на себя рукой, и показать, какими ресурсами человечности на самом деле он обладает”.

Алекса́ндр Валенти́нович Вампи́лов (19 августа 1937, Черемхово - 17 августа 1972, озеро Байкал у посёлков Байкал и Листвянка) - русский советский прозаик и драматург.

Родители будущего писателя проживали в райцентре Кутулик, до этого 3 года жили в селе Аларь Аларского района Иркутской области. Александр Валентинович Вампилов родился 19 августа 1937 года. Хотя часто местом рождения А. В. Вампилова называется посёлок Кутулик, на самом деле он родился в роддоме соседнего города Черемхово Черемховского района. Считал своей Малой Родиной село Аларь.

Отец - Валентин Никитич Вампилов (1898-1938) - бурят, по образованию педагог. Вскоре после рождения сына (17 января 1938 года) был арестован, 9 марта 1938 года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД. В феврале 1957 года В. Н. Вампилов был посмертно реабилитирован.

Мать - Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова (1906-1992), оставшись после гибели мужа с 4 детьми, продолжила работать учителем математики в Кутуликской средней школе. Мать оказала решающее влияние на формирование личности А. В. Вампилова.

В 1954 году первая попытка поступить в ИГУ не удалась. Один год Вампилов проработал инструктором струнного кружка в районномДоме культуры.

В 1955-1960 годах учился на филологическом факультете ИГУ.

В октябре 1959 года, учась на пятом курсе, А. В. Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодёжь». В этой газете он проработал литсотрудником, заведующим отделом, ответственным секретарём до февраля 1964 года. Покинув редакцию, А. Вампилов не прервал связей с газетой и не раз ездил в командировки по заданиям «Молодёжки».

В 1960 году женился на студентке ИГУ Людмиле Добрачёвой, в 1963 году развелся с ней. В 1963 году женился на Ольге Ивановской. В 1966 году у них родилась дочь Елена.

Осенью 1965 года по итогам Читинского семинара молодых писателей А. В. Вампилов был рекомендован в Союз писателей СССР.

Гибель

17 августа 1972 года, за два дня до 35-летия, А. В. Вампилов трагически погиб - утонул в Байкале у истока Ангары (перевернулась моторная лодка).

На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа - водевиль «Несравненный Наконечников». У места гибели на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.

Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище. В 1973 году на могиле был установлен памятник - камень с автографом.

Творчество

Первый рассказ А. Вампилова - тогда студента третьего курса - «Персидская сирень» был опубликован (под псевдонимом А. Санин) 1 ноября 1957 года в газете «Иркутский университет». Второй рассказ «Стечение обстоятельств» был напечатан в той же газете 4 апреля 1958 года, а затем в альманахе «Ангара». Этот рассказ дал имя и первой книге Александра Вампилова, которая вышла в свет в 1961 году и включала в себя юмористические рассказы и сцены.

В 1962 году А. Вампилов пишет одноактную пьесу «Двадцать минут с ангелом». В 1963 году написана одноактная комедия «Дом окнами в поле».

В 1964 году написана первая большая пьеса - комедия «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно: известны четыре варианта пьесы). Попытки автора заинтересовать центральные советские театры её постановкой закончились безуспешно.

Прорывом Вампилова на советскую театральную сцену стала постановка пьесы «Прощание в июне» в 1966 году Клайпедским драматическим театром (главный режиссёр - Повилас Гайдис). Осуществил эту постановку молодой белорусский режиссёр Вадим Допкюнас. Успех клайпедской постановки открыл двери советских театров для творчества Вампилова: так в 1970 году пьеса «Прощание в июне» шла уже в 8 театрах СССР, хотя пока не в столичных театрах.

В 1965 году А. Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург заканчивает пьесу «Утиная охота». В том же году Вампилов пишет одноактную пьесу «История с метранпажем». Эта одноактная комедия, объединенная с пьесой «Двадцать минут с ангелом» образует пьесу «Провинциальные анекдоты».

В 1971 году Вампилов завершает работу над драмой «Валентина», но название пришлось поменять, так как, пока пьеса проходила утверждение цензурой, стала широко известна пьеса М. Рощина «Валентин и Валентина», написанная позднее. Название было изменено на «Лето красное - июнь, июль, август…». В свой первый однотомник Вампилов включил пьесу под рабочим названием «Прошлым летом в Чулимске» - и после смерти автора оно стало окончательным.

Только в 1972 году, после смерти Вампилова, отношение центральных театров к его творчеству начинает постепенно меняться. Его пьесы ставят московские театр имени Ермоловой, театр имени Станиславского и ленинградский Большой драматический театр.

За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов.

Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.

Награды

  • Лауреат премии Иркутского комсомола имени Иосифа Уткина за пьесу «Прощание в июне» (1972 - посмертно ).

Память

Памятник Александру Вампилову, Виктору Розову и Александру Володину. Скульптор А. С. Чаркин, двор театра «Табакерка» (Москва)

  • Именем Вампилова назван астероид (малая планета) № 3230.
  • В 1977 году улица в посёлке Кутулик, на которой жил Александр Вампилов, переименована в улицу Вампилова.
  • В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.
  • В Кутулике расположен Дом-музей А. В. Вампилова (координаты вверху страницы) и Центральная библиотека Аларского района его имени.
  • В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено новой улице в микрорайоне Первомайский Иркутска, на жилом доме было установлено панно - портрет Александра Вампилова (художник - Квасов Юрий Николаевич), в 2007 году к 70-летию драматурга у дома с панно открыт сквер имени Александра Вампилова.
  • В 1987 году в Иркутске на доме, где жил Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь.
  • C 1987 года в Иркутске проводятся театральные фестивали, которые первоначально назывались «Вампиловские дни», «Байкальские встречи у Вампилова». С 1997 года фестивалю присвоен статус Всероссийского. С 2001 года утвердилось современное наименование - Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова.
  • В 1997 году в Иркутске на здании административного корпуса Иркутского университета, где учился Александр Вампилов, установлена мемориальная доска в его честь.
  • Имя Александра Вампилова носит теплоход на Байкале и Иркутский областной фонд.
  • В 2003 году в Иркутске в сквере Драматического театра имени Охлопкова был открыт первый памятник Александру Вампилову работы московского скульптора Михаила Переяславца. Идея памятника принадлежит иркутскому поэту Геннадию Гайде.
  • В 2007 году к 70-летию драматурга в городе Черемхово на здании роддома была установлена мемориальная доска в честь Александра Вампилова.
  • В 2007 году в Москве во дворе театра «Табакерка» был установлен памятник Александру Вампилову (скульптурная композиция «Драматурги Вампилов, Розов, Володин»).
  • В 2012 году в Черемхове Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову.
  • В 2012 году в Кутулике Иркутской области был установлен памятник Александру Вампилову работы улан-удэнского скульптора Болота Цыжипова.
  • В 2012 году в Иркутске был открыт Культурный центр Александра Вампилова, в котором можно ознакомиться с коллекцией личных вещей писателя.

Произведения

Драматургия

Многоактные пьесы

  • «Прощание в июне» (1966)
  • «Старший сын» (1968)
  • «Утиная охота» (1970)
  • «Прошлым летом в Чулимске» (1972)

Одноактные пьесы

  • «Дом окнами в поле» (1963)
  • «Сто рублей новыми деньгами» (первоначальный вариант пьесы «Двадцать минут с ангелом», сер. 1960-х)
  • «Воронья роща» (первоначальный вариант пьесы «История с метранпажем», сер. 1960-х)
  • «Провинциальные анекдоты» (1970). «Трагикомическое представление в двух частях»: Анекдот первый. «История с метранпажем» Анекдот второй. «Двадцать минут с ангелом»
  • «Успех» (инсценировка одноимённого рассказа)
  • «Несравненный Наконечников» (2 картины из неоконченной пьесы, 1972)

Короткие сцены

  • «Месяц в деревне, или Гибель одного лирика»
  • «Цветы и годы»
  • «Свидание. Сценка из нерыцарских времён»
  • «Квартирант»
  • «Кладбище слонов»
  • «Процесс»
  • «Рафаэль»

Проза

  • «Из записных книжек»
  • «Письма»

Постановки

В 1976 году - по пьесе «Прощание в июне» был поставлен спектакль в Рижском ТЮЗе.

В 2016 году - по пьесе "Старший сын" был поставлен спектакль в Кировском драматическом театре. Режиссер - К. Солдатов.

Фильмография

  • 1975 - Прошлым летом в Чулимске
  • 1976 - Старший сын
  • 1979 - История с метранпажем (по пьесе «Провинциальные анекдоты»)
  • 1979 - Дом окнами в поле (С. Любшин, И. Купченко, реж. Г. Павлов)
  • 1979 - Отпуск в сентябре (по пьесе «Утиная охота»)
  • 1980 - Эндшпиль (короткометражный фильм по одноименному рассказу) Реж. В. Бутурлин.
    В ролях: О. Борисов, М. Рождественская, Е. Баранов.
  • 1981 - Несравненный Наконечников
  • 1981 - Валентина (по мотивам пьесы «Прошлым летом в Чулимске»)
  • 1989 - Двадцать минут с ангелом (по одной новелле из «Провинциальных анекдотов»)
  • 1990 - Провинциальный анекдот (по одной новелле из «Провинциальных анекдотов»)
  • 2003 - Прощание в июне
  • 2006 - Старший сын (англ. Elder son)
  • 2011 - Свидание (короткометражный фильм по одноименному произведению)
  • 2014 - Прошлым летом в Чулимске - режиссёр Виктор Демент
  • 2015 - Райские кущи (по пьесе «Утиная охота»)

В музыке

  • 1983 - опера «Старший сын», композитор Геннадий Гладков, Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.