Главный режиссер маяковки. Театр Маяковского

ТАЛЛИНН, 27 мар — Sputnik, Алексей Стефанов. Весной 2017 года исполнится 20 лет с момента приезда литовского актера Миндаугаса Карбаускиса в Москву, где он поступил в РАТИ-ГИТИС на режиссерский курс Петра Фоменко. Sputnik Литва побеседовал с Карбаускисом в преддверии этого "юбилея".

Получив второе образование, Карбаускис остался в столице России и начал ставить спектакли в Театре-студии под руководством Олега Табакова, затем в МХТ имени Чехова, в Российском академическом молодежном театре. А шесть лет назад Карбаускис получил предложение стать художественным руководителем Московского академического театра имени Владимира Маяковского.

С тех пор он совмещает работу худрука и режиссера.

По отцовским стопам

Миндаугас, первым делом хотел бы задать тот же вопрос, что и вашему земляку, драматургу Марюсу Ивашкявичюсу, по пьесам которого вы поставили уже три спектакля в Театре Маяковского: почему среди людей искусства в Москве так много литовцев?

— Я вообще об этом никогда не думал. Во всем мире работают люди разных национальностей, и литовцев тоже везде хватает. Я — человек мира. Не задумываюсь над тем, кто какой национальности.

- А как вы вообще оказались в театре — пошли по стопам родителей?

— Нет, мама у меня дефектолог, отец был председателем колхоза в Шяуляйском районе. Я там и родился. В деревне Найсяй. Это родина поэта Зигмаса Гайдамавичюса — Геле, который умер, когда ему было всего 18 лет. Он успел выпустить только один сборник своих стихов.

Раньше на этой земле стояла усадьба, от которой cохранилось несколько зданий. В одном из них отец открыл литературный музей. Уже сорок лет в Найсяй существует литературная премия начинающим поэтам за первую книгу. Это все инициативы отца. Казалось бы — председатель колхоза, а на самом деле чуть не передовой работник культурного фронта.

Сейчас в Найсяй живет около 600 человек, но это крупный культурный центр. Там уже семь музеев, театр, проводятся разные фестивали. Любовь к этой земле подхватил мой брат, развил идеи отца и привнес очень много своего. Начинал он, помню, с конного завода, где разводил редкую литовскую породу лошадей. Потом затеял съемки ТВ-сериала, который сделал деревню знаменитой на всю Литву. Последняя его идея — это трибуна-насыпь размером с Колизей для летнего фестиваля. Когда Сергей Бархин, великий российский художник, с которым я сотрудничаю, увидел этот амфитеатр, он просто пришел в восторг.

© Sputnik / Алексей Тихомиров

Если добавить, что отец очень любит театр и с детства приучал нас к тому же, то можно сказать, что я буквально пошел по его стопам.

Значит, в театр вы попали благодаря отцу? Но неужели папа не давил на вас, чтобы сделать вас, скажем, агрономом — он же руководил целым колхозом?

— Он ни на чем не настаивал. Может, только наблюдал, что из меня получится. Осторожно очень. Отец, конечно, был для нас большим авторитетом, мы видели себя в нем, но что делать дальше, решали сами. Брат как раз и стал агрономом. Я увлекся театром. Окончил актерский факультет в Вильнюсе. Но, увы, был не востребован в этом качестве. Некоторое время не понимал, кем я стану, чем буду заниматься. Могу сказать точно, что режиссером я себя не представлял вовсе. Дальше все было очень авантюрно и неожиданно успешно.

Стал нужен в Москве

- И что же вы сделали — в чем была авантюра?

— В Литву, на фестиваль Life, приехала мастерская Петра Фоменко. Они показали в Учебном театре Театральной академии свой знаменитый спектакль по Островскому "Волки и овцы". В спорах с друзьями о природе таланта я начал настаивать, что за этой легкостью и вдохновением стоит школа. И эту школу я решил постичь. Узнал, когда Петр Наумович набирает в Москве курс, и поехал к нему поступать. В итоге поступил, но постиг ли? Это открытый вопрос.

- Возвращаться после учебы в Литву не планировали?

— Я тогда вообще ничего не планировал, ведь идею стать режиссером не вынашивал. Я усердно учился и совершенно не думал, во что это выльется. А вылилось это в востребованность. Я стал нужен в Москве. Тут и остался.

- И кто первым сделал вам предложение?

— Олег Табаков. Он руководил своим Театром-студией. В том же году его назначили главой МХТ имени Чехова. И Олег Павлович решил растить себе кадры с нуля. Он позвал на работу очень много молодых режиссеров. Некоторые уходили, некоторые на глазах становились мастерами. Можно сказать, он переломил ситуацию в российском театре. В театре появилась молодежь.

© Sputnik / Алексей Тихомиров

Я, будучи дебютантом, выпустил на большой сцене МХТ "Копенгаген" Майкла Фрейна с Олегом Павловичем в главной роли. А также с Ольгой Барнет и Борисом Плотниковым. И все это были большие мастера.

- Выходит, вы оказались в нужное время в нужном месте. Реформы Олега Павловича помогли вам найти себя?

— Себя найти мне помогла школа. А Олег Павлович особое внимание обращал именно на школу, на образование.

В итоге вы остались в Москве — мегаполисе с миллионами жителей. Как вам тут жилось после спокойного Вильнюса?

— Я не выбирал город, где жить. Я выбрал место работы. А про Москву все уже сказано. Она слезам не верит. Было: и грабили на улице, и кофе негде было выпить. Сейчас все изменилось. Стало демократичнее и легче. Москва стала европейской столицей. По-своему, конечно, но европейской.

Возвращение на родину

- В этом году будет 20 лет, как вы живете в Москве, гражданство Литвы сохранили или взяли российское?

— У меня вид на жительство в России. Это стоило некоторых усилий, оформить все эти документы, но для меня это идеальная форма пребывания. Я живу по законам России, без права выбирать президента и Думу. Это очень подходит моей аполитичности. Рано или поздно вернусь на родину. Хочу быть там похоронен.

Выходит, вы живете здесь как гастарбайтер. Прямо как в пьесе Марюса Ивашкявичюса "Изгнание", которую вы недавно поставили на сцене Театра Маяковского. Не было ощущения, что делаете постановку и о себе тоже?

— Без этого "о себе" вообще не стоит начинать что-либо. Это очень важно для режиссера, эти пересечения тебя и истории, которую ты рассказываешь. Тем более у меня был опыт Лондона как места становления. В 24 года, когда я не смог найти себя в Вильнюсе, я тоже отправился в Англию. Помыкался там немного. И сделал несколько важных для себя выводов. Один из них — никому я там не нужен! Я даже некую формулу для себя вывел. Выбирай не то, что нужно тебе, а то, где нужен ты.

- И в пьесе Ивашкявичюса про эмигрантов из Литвы и Латвии речь о том же…

— Пьеса "Изгнание" хороша тем, что в ней все не так однозначно. Она как жизнь. В начале глупа, в середине увлекательна, а под конец трагична. Вот этот конец мне особенно сейчас понятен.

© Sputnik / Алексей Тихомиров

Недавно ваш коллега из "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников поставил в Риге спектакль "Ближний свет" по пьесе Марюса Ивашкявичюса. Вы будете еще ставить этого драматурга?

— Марюс чертовски талантлив, и ты попадаешь в некую зависимость от него. Но даже если бы у меня сейчас лежала еще одна его пьеса, я бы сделал паузу. Нет, вру — я, конечно же, сразу бы начал работать. Меня бы артисты Театра заставили сразу взяться за него. Так они любят Марюса. Как известно, в спектаклях из-за болезни актеров иногда бывают вводы на роли, так называемые замены. Но в наших спектаклях по пьесам Ивашкявичюса почему-то никто не заболевает.

Свой курс в ГИТИСе

Вы как-то сказали, что ваша работа похожа на работу продюсера — за пятнадцать лет поставили 15 спектаклей, а как худрук причастны уже более чем к тридцати постановкам.

— Так и есть. В первые годы, поскольку я был молодым и энергичным, ставил по три спектакля в год, потом начал выпускать по два спектакля. А когда ответственность стала больше, не ставлю больше одного спектакля в год. Но смотрю за тем, что делают другие режиссеры в Театре Маяковского.

- Вмешиваться в их работу приходится?

— В первые годы приходилось. Сейчас я все организовал так, что больше вмешиваться не надо. У меня работают очень хорошие режиссеры, которым я доверяю, которые справляются с коллективом. Сейчас в театре четыре режиссера — Леонид Хейфец, Юрий Иоффе, Никита Кобелев и я. Мы работаем сообща, обсуждаем выбор материала, решаем очень важную задачу занятости артистов. Театр также приглашает режиссеров. Их немного, но для театра они не менее важные люди, чем работающие здесь постоянно. Это замечательная Светлана Землякова, удивительная Оля Лапина. А еще Анатолий Шульев — молодой и талантливый.

© Sputnik / Алексей Тихомиров

А сейчас вы хотите дать шанс еще и тем, кто только думает стать актером - с будущего года набираете курс в Российский университет театрального искусства — ГИТИС.

— ГИТИС — это территория, которая находится бок о бок с Театром Маяковского. Уже 17 лет у Театра Маяковского нет своих учеников ни в одном учебном заведении. Хотя по традиции мы берем актеров именно из ГИТИСа. В свое время там преподавал художественный руководитель нашего театра Андрей Гончаров, у него учился Петр Фоменко.

- А вы у Фоменко. Значит, снова можно будет говорить о преемственности поколений.

— Вот такой шанс мне выпал и такая ответственность. Я наберу курс вместе с нашими режиссерами, и он будет очень тесно связан с Театром Маяковского. Можно сказать, что им придется учиться здесь, что меня очень радует. Это очень интересно: не просто мечтать о театре, а с первых дней присутствовать в нем.

Московский Академический театр им. Вл. Маяковского - один из самых старых и прославленных театральных коллективов Москвы и России.

Его здание построено в 1886 году специально для именитых гастролеров из-за рубежа. На этой сцене играли такие всемирно известные артисты как Сара Бернар, Элеонора Дузе, Эрнесто Поссарт, Муне-Сюлли, Коклен-старший, Коклен-младший и другие знаменитости. На рубеже XIX-XX вв. театр даже назывался "Интернациональным" в силу всеевропейского состава выступающих здесь артистов.

Революция меняет судьбу и театра на Никитской улице. С 1920 года в здании располагается Театр революционной сатиры (Теревсат), а с 1922 года он преобразован в Театр революции, руководителем которого назначен Всеволод Мейерхольд.

С этого момента начинается современная биография Театра им. Вл. Маяковского.

Мейерхольд руководил Театром революции всего два года, позже переключившись полностью на собственное театральное дело. С 1931 года руководителем театра становится выдающийся деятель советской культуры А. Д. Попов. В годы его руководства (1931-1942) были поставлены: "Поэма о топоре", "Мой друг", "Ромео и Джульетта", "Гибель эскадры", "Собака на сене", "Таня", "Бесприданница", "Мария Стюарт" и другие спектакли.

С 1941 по 1943 театр работал в эвакуации в Ташкенте. В 1943 театр возвратился в Москву и в него влились объединённые ранее труппы московского Театра Ленсовета и Московского театра драмы (работавшие под руководством Н. М. Горчакова в помещении Театра Революции).

С 1943 до 1954 театр назывался "Московский театр драмы". В 1943 после возвращения в Москву театр возглавляет Н. П. Охлопков. Время его руководства, продлившееся до 1967 года, принесло театру такие спектакли как "Молодая гвардия", "Мать", "Зыковы", "Гроза", "Гамлет", "Клоп", "Аристократы", "Иркутская история", "Мамаша Кураж...", "Медея", "Смерть Тарелкина"...

В 1954 театр получает имя В. Маяковского.

В 1968 году художественным руководителем театра становится А. А. Гончаров. Он руководил театром более 30 лет, до своей смерти в 2001 году. Самыми значительными спектаклями трёх десятилетий были: "Таланты и поклонники", "Дети Ванюшина", "Разгром", "Трамвай Желание", "Человек из Ламанчи", "Банкрот", "Беседы с Сократом", "Бег", "Чайка", "Леди Макбет Мценского уезда", "Жизнь Клима Самгина", "Плоды просвещения", "Закат", "Наполеон Первый", "Жертва века", "Кукольный дом"...

В январе 2002 года в Театр им. Вл. Маяковского приходит новый художественный руководитель - С. Н. Арцибашев, до этого 10 лет руководивший созданным им "Театром на Покровке". Его первой премьерой в "Маяковке" стала гоголевская "Женитьба". Успех спектакля превзошёл ожидания: уже который год он идет при полных залах. Следующей масштабной классической постановкой Арцибашева были "Карамазовы" Ф. М. Достоевского (пьеса В. Малягина). Премьера состоялась в сентябре 2003 года. Спектакль глубоко и бережно воплощает смысл великого романа, не теряя при этом остроты интриги и напряжения сюжета.

Наконец, в 2005 году новая премьера - "Мёртвые души" Н. В. Гоголя (пьеса В. Малягина). Впервые на сцене представлены оба тома гениальной поэмы - хрестоматийный 1-ый и считающийся утраченным 2-ой. Впервые С. Н. Арцибашев не только поставил спектакль на сцене "Маяковки", но и сыграл в нем главную роль - Павла Ивановича Чичикова. Пронзительные гоголевские слова о душе человека рождают горячее ответное чувство в сердце зрителя.

Во все времена Театр им. Вл. Маяковского славился своими актёрами. Здесь играли М. Бабанова и М. Астангов, М. Штраух и Л. Свердлин, Б. Тенин и Л. Сухаревская, А. Джигарханян и О. Яковлева, Т. Доронина и Н. Гундарева. Сегодня труппа театра представлена такими замечательными мастерами как А. Лазарев, С. Немоляева, И. Костолевский, М. Филиппов, Г.Анисимова, И. Кашинцев, Е. Симонова, И. Охлупин и другими.

18/05/2011 18:41
Новым художественным руководителем Московского академического театра им. Вл. Маяковского назначен режиссер Миндаугас Карбаускис, передает РИА Новости со ссылкой на сообщение Департамента культуры Москвы.
​«Департамент культуры города Москвы принял решение о назначении с 20 мая 2011 года нового руководства Московского академического театра имени Маяковского. Им назначен режиссер Миндаугас Карбаускис», - говорится в сообщении департамента.

В нем также сказано, что директором театра назначена Евгения Куриленко, специалист с большим опытом работы в управленческой сфере системы департамента культуры Москвы.

Миндаугас Карбаускис - один из самых ярких режиссеров, чьи работы широко известны не только в России, но и за рубежом. Его спектакли отмечены самыми престижными театральными премиями - «Золотая Маска» , «Хрустальная Турандот», премией Станиславского и многими другими.

Карбаускис родился в 1972 году в Литве, где окончил театральный факультет. Затем учился в РАТИ (ГИТИС) на режиссерском факультете в мастерской Петра Фоменко. До 2007 года режиссер работал в театре-студии под руководством Олега Табакова, где ставил спектакли как больших, так и малых форм. В выборе драматургии он отдает предпочтение русской классике.

Пост художественного руководителя Театра Маяковского стал вакантным в конце марта, когда под давлением коллектива театра его оставил Сергей Арцибашев. Обязанности худрука временно исполняла Ирина Шишкова, срок действия контракта которой с Департаментом культуры Москвы истекает 21 мая.

В конце апреля появлялась информация , что Департамент культуры назначит руководить театром имени Маяковского нынешнего худрука Театра на Малой Бронной Сергея Голомазова. Ведомство официально опровергло эти сведения. Ранее от назначения в Театр Маяковского отказался Адольф Шапиро.