Зарубежные художники XIX века: самые яркие деятели изобразительного искусства и их наследие. Живопись, музыка, архитектура Европы в XIX — начале XX века Западноевропейские художники 19 века

XIX век оставил неизгладимые отпечатки на всех видах искусства. Это время смены социальных норм и требований, колоссального прогресса в архитектуре, строительстве и промышленности. В Европе активно проводятся реформы и революции, создаются банковские и правительственные организации, и все эти изменения прямым образом сказывались на деятелях искусства. Зарубежные художники XIX века перевели живопись на новый более современный уровень, постепенно вводя такие направления, как импрессионизм и романтизм, которым пришлось пройти немало испытаний, прежде чем стать признанными обществом. Художники прошлых веков не спешили наделять своих персонажей бурными эмоциями, а изображали их более или менее сдержанными. Но импрессионизм имел в своих чертах необузданный и смелый фантастический мир, который ярко сочетался с романтичной загадочностью. В XIX веке художники стали думать нестандартно, напрочь отвергая принятые шаблоны, и эта сила духа передается в настроении их произведений. В этот период творило множество художников, имена которых мы по сей день считаем великими, а их произведения - неподражаемыми.

Франция

  • Пьер Огюст Ренуар. Успеха и признания Ренуар добился великим упорством и трудом, которым другие художники могли бы позавидовать. Он создавал новые шедевры вплоть до самой своей смерти, несмотря на то, что был очень болен, и каждый взмах кисти приносил ему страдание. За его работами по сей день гоняются коллекционеры и музейные представители, так как творчество этого великого художника является бесценным даром человечеству.

  • Поль Сезанн. Являясь человеком неординарным и своеобразным, Поль Сезанн прошел адские испытания. Но среди гонения и жестоких насмешек он неустанно трудился, развивая свой талант. Его великолепные работы имеют несколько жанров – портреты, пейзажи, натюрморты, которые смело можно считать основополагающими источниками начального развития постимпрессионизма.

  • Эжен Делакруа. Смелые поиски нового, горячий интерес к современности были свойственны работам великого художника. Он, в основном, любил изображать битвы и сражения, но даже в портретах сочетается несочетаемое - красота и борьба. Романтизм Делакруа берет начало из его такой же неординарной личности, которая одновременно сражается за свободу и блещет душевной красотой.

  • Испания

    Пиренейский полуостров также подарил нам немало известных имен, среди которых:

    Нидерланды

    Винсент Ван Гог – один из самых выдающихся голландцев. Как всем известно, Ван Гог страдал сильным психическим расстройством, но это никак не повлияло на его внутренний гений. Выполненные в необычной технике, его картины стали популярны только после смерти художника. Самые известные: «Звездная ночь», «Ирисы», «Подсолнухи» входят в список самых дорогих произведений искусства во всем мире, хотя Ван Гог не имел никакого специального художественного образования.

    Норвегия

    Эдвард Мунк – уроженец Норвегии, прославившийся своей живописью. Творчество Эдварда Мунка резко отличается меланхоличностью и неким безрассудством. Смерть матери и родной сестры еще в детстве и неблагополучные отношения с дамами очень повлияли на манеру живописи художника. Например, всем известная работа «Крик» и не менее популярная - «Больная девочка» несут в себе боль, страдание и угнетение.

    США

    Кент Рокуэлл – один из знаменитых американских пейзажистов. Его работы сочетают в себе реализм и романтизм, что очень точно передает настроение изображаемого. На его пейзажи можно смотреть часами и каждый раз трактовать символы по-разному. Немногим художникам удавалось изобразить зимнюю природу так, чтобы смотрящие на нее люди по-настоящему испытывали холод. Насыщенность цветов и контрастность – это узнаваемый почерк Рокуэлла.

    XIX век богат яркими творцами, которые внесли огромный вклад в искусство. Зарубежные художники XIX века открыли двери нескольким новым направлениям, таким как постимпрессионизм и романтизм, что, на самом деле, оказалось непростой задачей. Большинство из них неустанно доказывали обществу, что их творчество имеет право на существование, но многим это удалось, к сожалению, только после смерти. Их необузданный характер, смелость и готовность к борьбе сочетаются с исключительным талантом и легкостью восприятия, что дает им полное право занимать существенную и значимую ячейку .

    Старинный натюрморт, "Букет с маком", Западная Европа. Вторая треть 19-го века

    Старинный натюрморт « Букет с виноградом и персиком». Западная Европа, 1839 год.

    Горный пейзаж с руинами замка. Западная Европа, 1846 год.

    Праздник в парке. Западная Европа 1903-й год

    Портрет девочки. Западная Европа, первая половина 19 века.

    Виноград и цветы. Западная Европа, конец 19 века.

    Яблоки и виноград. Западная Европа. Первая треть 20-го века

    Старинный натюрморт с виноградом и фруктами. Западная Европа, 1869 год

    Старинный натюрморт с цветами. Западная Европа, 1821 год

    Старинный натюрморт с гвоздиками. Западная Европа, начало 20 века.

    Старинный натюрморт с дыней, яблоками и виноградом. Западная Европа, начало 20 века.

    Старинный натюрморт ваза с хризантемами. Западная Европа, начало 20 века.

    Старинный натюрморт с виноградом и персиками. Западная Европа, 1876 год.

    Старинный натюрморт ваза с тыквами. Западная Европа, конец 19 века.

    Бой английской кавалерии с французской пехотой. Западная Европа, вторая половина 19 века.

    Старинный натюрморт с вишней и виноградом. Западная Европа, середина 19 века.

    Голландский зимний пейзаж. Западная Европа, вторая половина 10 века.

    Старинный натюрморт: флоксы. Западная Европа, начало 20 века

    Набережная. Западная Европа, конец 19 века

    Морской пейзаж. Западная Европа, конец 19 века

    Старинный натюрморт: астры в резной деревянной вазе.Западная Европа, начало 20 века

    Старинный натюрморт: цветы на фоне фонтана. Западная Европа, Голландия, середина 19 века

    Старинная картина: "Голландский натюрморт". Западная Европа, начало 18 века

    Старинный натюрморт: букет цветов. Западная Европа, конец 19 века

    Старинный пейзаж: "На берегу озера". Западная Европа, 1894 год.

    Старинная картина: "Лесной водопад". Западная Европа, конец 19 века.

    Старинная картина: "Канкан". Западная Европа, начало 20 века.

    Старинная картина: "Мальчик у печки". Западная Европа, конец 19 века.

    Старинная картина: "Пейзаж со всадником". Западная Европа, конец 17 века.

    Старинный натюрморт: тюльпаны в китайской вазе. Западная Европа, начало 20 века

    Старинная картина: " Осенний пейзаж". Западная Европа, начало 20 века.

    Старинный натюрморт: "Цветы". Западная Европа, 1885 год.

    Старинный натюрморт: "Ваза с астрами и гортензиями". Западная Европа, начало 20 века.

    Старинная картина: " Городской пейзаж". Западная Европа, вторая половина 19 века.

    Старинная картина: " Букет хризантем". Западная Европа, первая половина 20 века.

    Старинная картина: " Панорама Парижа с видом на остров Сите". Западная Европа, 1840 год.

    Старинная акварель: "Портрет детей художника" с картины Рубенса. Западная Европа, 1830-е годы.

    Старинная картина: " На веранде гостиницы". Западная Европа, 1878 год.

    Старинная картина: " У колодца". Западная Европа, 1877 год.

    Старинный натюрморт: "Фрукты и цветы". Западная Европа, 1886 год.

    Антикварная картина: "Водопад в горах". Западная Европа, 1852 год.

    Старинная картина: " Проба вина". Западная Европа, конец 19 века.

    Старинная картина: " Лодка в Неаполитанском заливе". Западная Европа, конец 19 века

    Старинная картина: " Мушкетёр с графином вина". Западная Европа, начало 20 века.

    Старинная картина: " Корнуэльское побережье". Западная Европа, начало 20 века. Художник: G. Berlau,

    Старинная картина: " Внутренний двор палаццо Веккио во Флоренции". Западная Европа, последняя четверть 19 века

    Старинный натюрморт: "Осенние цветы в горшках". Западная Европа, вторая половина 19 века.

    Старинная картина: " Голландский порт". Западная Европа,Художник: Jan KUYPERS

    Старинная картина: " Шарманщик и мушкетёры". Западная Европа, 1882 год.

    Старинная картина: "Голландская жанровая сцена". Западная Европа, первая половина 19 века.

    Старинная картина: "Натюрморт с розами". Западная Европа, 1877 г.

    Прибрежный пейзаж с лодками и парусными лодками. Западная Европа, 1877 г. Художник: Moris H

    Старинная картина: " Горная речка в лесу". Западная Европа, 1900-й г.

    Старинная картина: " Собачки". Западная Европа, 1899-й г.

    Старинная картина: " Охота на оленя". Западная Европа, 1840-1850 гг.

    Старинная картина: " Итальянский пейзаж с рекой". Западная Европа, 1835-й год.

    Старинная картина: " В конюшне" . Западная Европа, середина 19 века. Художник: Wouterus I VERSCHUUR

    Старинная картина: " Жанровая итальянская сцена" . Западная Европа, Италия, 1844 год.Художник: Раух И. Н

    Мне интересно: вот славяне столько слюной брызгали по поводу «Немытой Европы». А почему же славяне после себя не смогли оставить таких же картин, как в Европе того же самого периода: времён Войны Царируски-Конде, Королевской Семьи, со славянами в 1853-1921 гг.?

    Чем же славяне: николаевские евреи-солдаты советские, старой красной (прусской) гвардии Эльстона-Сумарокова занимались в захваченной ими России, в 1861-1921 гг. ?

    Как отменили своё крепостное право еврею Пушкину, потомку негров безобразных и дали евреям все права, так ничего путного и не сделали в захваченной ими России. Одни права евреям с 1861 года, - вот и все завоевания революции славян евреев-солдат советских Эльстона-Сумарокова. За что с Царями Русскими боролись в 1853-1921 гг., всей красной (советской) армией славян, народа ханаанского.

    А как же? Злобные Царируски-Конде, Белые Генералы, уехали в Париж всем Петербургом и Москвой, и послали славян куда подальше, крепостных наших, ещё в 1854 году, задолго до крепостного права евреев-солдат Эльстона-Сумарокова. И отказались финансировать материальное и моральное благополучие славянам евреям-крестьянам советским, старой красной (прусской) гвардии.

    А кто же работать будет?! Ну, не мы же, славяне крестьяне советские, старой красной (прусской) гвардии, диктатура пролетариата!

    Хорошо, что их хоть в Европу не пустили, всей красной (еврейской) армией славян Эльстона-Сумарокова в 1853-1871 гг. Попёрли из Европы Царируски-Конде, Белые Короли Ангелов. Иначе бы и Европа сейчас стояла в таком же виде, как и захваченная славянами, Россия, после 150 лет советской оккупации славян: евреев-солдат советских, старой красной (прусской) гвардии.

    На искусство первой половины XIX в. оказали влияние Великая Французская революция (1789–1799 гг.), война с Наполеоном, война с Испанией. В этот период большой прогресс в науке. Основные стили: ампир, романтизм, французский реализм.

    В архитектуре первой половины XIX столетия неоклассицизм пережил последний расцвет. К середине столетия основной проблемой европейского зодчества стали поиски стиля. Вследствие романтического увлечения стариной многие мастера попытались возродить традиции архитетуры прошлого - так возники неоготика, неоренессанс, необарокко. Усилия зодчих нередко приводили к эклектизму - механическому соединению элементов разных стилей, старого с новым. В архитектуре преобладает строительство фабрик, контор, жилых домов, универмагов, выставочных залов, библиотек, вокзалов, крытых рынков, банков и т. д. Банки украшаются древнегреческими портиками, универмаги - готическими стрельчатыми окнами и башнями. Фабрикам придаются облики замков.

    19.1.1 Искусство Франции

    Архитектура. В годы Великой Французской революции во Франции не построили ни одного долговечного сооружения. Это была эпоха временных построек, как правило, деревянных. В начале революции была разрушена Бастилия, снесены памятники королям. В 1793 г. закрыли королевские академии, в том числе академию архитектуры. Вместо них появились Национальное жюри искусств и Республиканский клуб искусств, главными задачами которых быи организация массовых праздников и оформление парижский улиц и площадей.

    На площади Бастилии воздвигли павильон с надписью: «Здесь танцуют». Площадь Людовика XV была названа площадью Революции и дополнена триумфальными арками, статуями Свободы, фонтанами с эмблемами. Марсово поле стало местом народных собраний с алтарем Отечества в центре. Дом Инвалидов и его Собор превратились в храм человечности. Улицы Парижа были украшены новыми монументами.

    Также в годы Французской революции была образована Комиссия художников, которая занималась благоустройством города, планировала изменения в его облике. Он сыграла существенную роль в истории архитектуры.

    В искусстве наполеоновской Франции господствовал стиль ампир. Главным мероприятием Наполеона в области архитектуры стала реконструкция Парижа: предполагалось связать средневековые кварталы системой проспектов, пересекающих город по оси «восток-запад». Были построены: проспект Еисейские поля, улица Риволи, триумфальная колонна на Вандомской площади (1806–1810 гг., архитекторы Жан Батист Лепер, Жак Гондуэн), въездные ворота дворца Тюильри (1806–1807 гг., архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен), триумфальная арка Великой армии (1806–1837 гг., архитекторы Жан Франсуа Шальен и др.).

    Живопись. В первой половины XIX в. французская школа живописи упрочила своё первенство в искусстве Западной Европы. Франция опередила другие европейские страны и в демократизации художественной жизни. С 1791 г. право участия в выставках луврского Салона получили любые авторы независимо от их членства в академиях. С 1793 г. открылись для широкой публики залы Лувра. Государственное академическое образование вытеснялось подготовкой в частных мастерских. Власти прибегали к более гибким методам художественной политики: распределение крупных заказов на украшение общественных зданий приобрело особенный размах.

    Представители живописи французского романтизма- Давид, Энгр, Жерико, Делакруа, Гро.

    Жак Луи Давид (1748–1825) - самый последовательный представитель неоклассицизма в живописи. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры, в 1775–1779 гг. посетил Италию. В 1781 г. Давид был принят в число членов Королевской академии и получил право участвовать в её выставках - луврских Салонах. В 1792 г. Давид был избран депутатом в Конвент, высший законодательный и исполнительный орган Первой республики.

    Ещё в 1776 г. была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин. Давид получил заказ на картину о подвиге трёх братьях из знатного рода Горациев - «Клятва Горациев» (1784 г.) . Действие картины разворачивается во внутреннем дворике древнеримского дома: сверху на героев картины льётся поток света, вокруг них оливково-серые сумерки. В основе всей композиции число три: три арки (в каждую из арок вписана одна или несколько фигур), три группы персонажей, три сына, тир меча, три женщины. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов.

    В 1795–1799 гг. Давид вместе с учениками работал над картиной «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами» . Художник вновь избрал сюжет, созвучный современности: сказание о женщинах, прекративших войну между римлянами (их мужьями) и сабинянами (их отцами и братьями), звучало в тогдашней Франции как призыв к гражданскому миру. Однако огромная, перегруженная фигурами картина вызвала у зрителей лишь насмешки.

    В 1812 г. уехал в Брюссель, где жил до самой смерти. Писал портреты и произведения на античные сюжеты - «Смерть Марата» (1793 г.), «Портрет мадам Рекамье» (1800 г.) . Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. Марат был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлотта Корде. В момент гибели Марат сидел в ванне: из-за кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей. Не являются вымыслом художника и залатанные простыни, и простой деревянный ящик, заменявший стол. Однако сам Марат, тело которого было обезображено болезнью, под кистью Давида превратился в благородного атлета, подобного античному герою. Простота обстановки придаёт зрелищу особую трагическую торжественность.

    В грандиозной картине «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.» (1807 г.) Давид создал очередной миф - блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая мебель и старые простыни Марата.

    Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867) был приверженцем классических идеалов, художником самобытным, чуждым всякой фальши, скуки и рутины. В 1802 г. был награждён Римской премией и получил право поехать в Италию. В 1834 г. стал директором французской академии в Риме. Достиг наивысшего мастерства в жанре портрета - «Портрет Ривьера» .

    Энгр пытался передать в живописи декоративные возможности различных видов старого искусства, например выразительность силуэтов древнегреческой вазописи, - «Эдип и Сфинкс» (1808 г.) и «Юпитер и Фетида» (1811 г.) .

    В монументальном полотне «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богоматери для Французского королевства» (1824 г.) , он подражал живописному стилю Рафаэля. Картина принесла Энгру первый крупный успех. В картине «Одалиска и рабыня» (1839 г.) выбрал композицию, близкую к «Алжирским женщинам в своих покоях» Делакруа, и решил её по-своему. Пёстрый, многокрасочный колорит полотна возник вследствие увлечения художника восточной миниатюрой. В 1856 г. Энгр закончил картину «Источник» , задуманную им ещё в 20-е гг. в Италии. В грациозном цветущем девичьем теле воплощены чистота и щедрость мира природы.

    Теодор Жерико (1791–1824) - основатель революционного романтизма во французской живописи. Первая работа, выставленная в Салоне, - «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812 г.) . Лихой всадник на полотне не позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь картины, в сизо-багровое пекло боя. В это время стало известно о разгроме армии Наполеона Бонапарта в России. Чувства французов, познавших горечь поражения, отразила новая картина молодого художника - «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814 г.) .

    В 1816–1817 гг. Жерико жил в Италии. Художника особенно увлекли скачки неосёдланных лошадей в Риме. В живописной серии «Бег свободных лошадей» (1817 г.) доступна и выразительная точность репортажа, и сдержанная героика в неоклассическом духе. В этих произведениях окончательно сформировался его индивидуальный стиль: мощные, грубоватые формы переданы большими подвижными пятнами света.

    Вернувшись в Париж, художник создал картину «Плот „Медузы"» (1818– 1819 гг.) . В июле 1816 г. близ островов Зелёного Мыса корабль «Медуза» под командованием неопытного капитана, получившего должность по протекции, сел на мель. Тогда капитан и его приближённые уплыли в шлюпках, бросив на произвол судьбы плот со ста пятьюдесятью матросами и пассажирами, из которых выжило только пятнадцать человек. В картине Жерико добивался максимального правдоподобия. Два года он разыскивал людей, переживших трагедию в океане, делал зарисовки в больницах и моргах, писал этюды моря в Гавре. Плот на его картине приподнят волной, зритель сразу видит всех ютящихся на нём людей. На первом плане - фигуры умерших и обезумевших; они написаны в натуральную величину. Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены на дальний край плота, где африканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком команде «Аргуса». То отчаяние, то надежда наполняют души пассажиров плота «Медузы».

    В 1820–1821 гг. Жерико побывал в Англии. Под влиянием работ Констебла он написал «Скачки в Эпсоме» (1821 г.) . Картина пронизана движением: кони несутся, едва касаясь земли, их фигуры слились в одну стремительную линию; подвижны низкие облака, подвижны их тени, скользящие по влажному полю. Все контуры в пейзаже размыты, краски смазаны. Жерико показал мир таким, каким его видит жокей на мчащемся галопом коне.

    Эжен Деакруа (1798–1863) - французский живописец. Основой живописи Делакруа служат красочные пятна, составляющие гармоничное единство; каждое пятно помимо своего цвета включает оттенки соседних.

    Первую свою картину Делакруа написал на сюжет «Божественная комедия» Данте - «Данте и Вергилий» («Ладья Данте») (1822 г.) . Делакруа создал картину «Хиосская резня» (1824 г.) под впечатлением событий освободительной революции в Греции 1821–1829 гг. В сентябре 1821 г. турецкие каратели уничтожили мирное население Хиоса. На первом плане картины фигуры обречённых хиосцев в пёстрых лохмотьях; фоном им служат тёмные силуэты вооружённых турок. Большинство пленников безучастны к своей судьбе, лишь дети тщетно умоляют родителей защитить их. Турецкий всадник, который тащит за собой девушку-гречанку, выглядит своеобразным символом порабощения. Не менее символичны и другие фигуры: обнажённый раненый грек - его кровь уходит в сухую землю, а рядом валяются сломанный кинжал и опустошённая грабителями сумка.

    После событий в июле 1830 г. в Париже Делакруа создал картину «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г.)» . Простому эпизоду уличных боёв художник придал вневременное, эпическое звучание. Повстанцы поднимаются на отбитую у королевских войск баррикаду, а возглавляет их сама Свобода. Критики увидели в ней «помесь торговки с древнегреческой богиней». Здесь чувствуется романтический стиль: Свобода изображена в виде богини победы, она поднимает трёхцветное знамя Французской республики; следом движется вооружённая толпа. Сейчас все они солдаты Свободы.

    В 1832 г. Делакруа сопровождал дипломатическую миссию в Алжир и Марокко. По возвращении в Париж художник создал картину «Алжирские женщины в своих покоях» (1833 г.) . Фигуры женщин удивительно пластичны. Мягко очерчены золотисто-смуглые лица, плавно изогнуты руки, пёстрые наряды ярко выделяются на фоне бархатистых теней.

    Антуан Гро (1771–1835) - французский живописец, портретист. Гро отказался от классических сюжетов - его привлекала современная история. Создал серию картин, посвященных египетско–сирийской экспедиции наполеоновской армии (1798–1799 гг.) - «Бонапарт, посещающий зачумленных в Яффе» (1804 г.) . Другие картины, посвященные Наполеону - «Наполеон на Аркольском мосту» (1797 г.), «Наполеон на поле битвы при Эйау» (1808 г.) . Гро в 1825 г. закончил роспись купола Пантеона в Париже, заменив изображение Наполеона фигурой Людовика XVIII.

    Европейская живопись

    Испокон веков живопись считалась показателем культурного развития человечества, а талантливые художники ценились настоящими поклонниками прекрасного на вес золота. Данный вид изобразительного искусства наибольшего расцвета достиг в 19 столетии, вобрав в себя основные каноны классицизма и неоклассицизма. Эксперты не сомневаются в том, что европейская живопись в значительной мере повлияла на развитие отечественной живописи, однако и российские художники не отставали от зарубежных коллег, создавая и развивая новые направления в искусстве, находя соратников, учеников и последователей.

    Во второй половине XIX века в области живописи произошел переворот, в результате которого художники массово ушли в реализм, который еще носит название натурализм. Мастера, ставшие работать над пейзажами, не могли получить одобрения у представителей академических кругов. Игра света, воздуха, теней, возможность воплощать на холсте тончайшие цветовые переходы – всё это пленило мастеров кисти и красок, и они забывали о критике.

    Интересным является тот факт, что живопись 19 века (первой его половины) во многом является плодом Французской революции. Военные события поспособствовали развитию новых направлений в искусстве и в целом вдохнули в него жизнь. Но батальные сцены со временем сменились на романтические, как в XVIII веке. Романтизм, реализм и декаданс были популярными до последней трети XIX столетия, а затем, на стыке трех направлений, возникло новое – импрессионизм (от франц. «импресион» – впечатление). Импрессионизм стал востребованным и сохранял лидерские позиции около 12 лет. За это время работающие в духе нового течения художники сумели организовать 8 выставок, посвященных своим произведениям искусства. По словам французского писателя Стендаля, живопись века девятнадцатого неповторима, потому как умеет изображать человеческое сердце пламенно и точно. Со словами великого мастера нельзя не согласиться – он наиболее точно описал посылы картин художников-баталистов.

    Романтизм со своим живым колоритом, идеализацией и поэтичностью сцен, реализм, изображающий в простых композициях повседневную, не приукрашенную действительность, а также мрачный и депрессивный декаданс до сих пор не смогли найти подобного отклика. Но все перечисленные линии искусства вместе с расплывчатым и эмоциональным импрессионизмом – это и есть величайшее европейское наследие. В антикварном магазине «Лавка старины» есть всё, о чем только может мечтать коллекционер редких полотен: размеренные городские и динамичные морские пейзажи, красочные изображения животных и монохромные портретные картины, созданные в технике шелкография. На наших витринах размещена эксклюзивная европейская живопись, купить которую вы можете в два клика.

    В первой половине XIX в. живопись первенствовала в искусстве Западной Европы. Представителем неоклассицизма был Жак Луи Давид (1748-1825). Известность ему принесла картина «Клятва Горациев» (1784), выполненная по государственному зака­зу. После революции Давид был избран депутатом Конвента, а затем занимался революционной политикой в области искусства. Кисти Давида принадлежит самая знаменитая картина революционной эпохи - «Смерть Марата» (1793). Жан Поль Марат был одним из руководителей якобинского переворота. Он был убит Шарлоттой Корде. На картине Давид изобразил убитого Марата. Давид был так впечатлен трагической гибелью Марата, что закончил картину за три месяца и она была вывешена сначала в Лувре, где мимо нее прошли тысячи людей, а затем в зале заседаний Конвента.

    В эпоху правления Наполеона Давид выполняет заказы двора. Наполеон выбрал Давида как первого живописца, замечательно угадав пропагандистскую составляющую его таланта. Портреты Наполеона кисти Давида прославляли императора как нового на­ционального героя («Переход Бонапарта через перевал Сен-Бер-нар», «Портрет Наполеона»). Совершенством отличается замеча­тельный портрет Мадам Рекамье, свидетельствующий о привержен­ности автора к классицизму.

    Учеником Давида был Антуан Гро (1771-1835). На картине «Наполеон на Аркольском мосту» художник запечатлел один из самых героических моментов жизни будущего императора. Молодой генерал Бонапарт лично возглавил атаку, подхватив упавшее знамя, и битва была выиграна. Гро создал целую серию картин об импе­раторе, прославляющих его бесстрашие, благородство и милосердие (например «Бонапарт, посещающий зачумленных в Яффе»).

    Приверженцем классических идеалов был и Жан Опост Доминик Энгр (1780-1867). Как художник он много работал для частных лиц, но выполнял и государственные заказы. Энгр учился у Давида и всю жизнь оставался поборником классицизма. В своих произведениях Энгр достиг высокого мастерства и художественной убедитель­ности, воплотил глубоко индивидуальное представление о красоте.

    Художник Теодор Жерико (1791-1824) был мастером, с именем которого связаны первые блестящие успехи романтизма во Фран­ции. Уже в ранних его полотнах (портретах военных, изображении лошадей) античные идеалы отступили, сложился глубоко индиви­дуальный стиль. Картина Жерико «Плот Медузы» стала символом современной художнику Франции. Люди, спасающиеся от кораб­лекрушения испытывают и надежду, и отчаяние. Картина не просто повествует о последнем усилии людей, терпящих бедствие, но становится символом Франции тех лет, также переходившей от отчаяния к надежде.

    Главой французского романтизма в живописи стал Эжен Делак­руа (1798-1863 гг.). Художник создал целый ряд образов: сцена из дантовского ада, герои произведений Байрона, Шекспира и Гете, борьба греков против турецкого владычества, волновавшая тогда всю Европу. В 1830 г. основным политическим событием стала Июльская революция, закончившаяся поражением и восстановле­нием во Франции монархии. Делакруа в 1830 г. пишет картину «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г.)». Женщина, поднявшая трехцветное знамя Французской республики, олицетворяет свободу. Свобода возглавляет повстанцев, поднимающихся на баррикаду. Эпизод уличных боев становится эпической картиной, а образ Свободы на баррикадах - олицетворением борьбы. Для многих поколений французов картина Делакруа стала памятником мужест­ву народа, символом республики.

    В Германии представителем романтизма стал Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Его картины природы впервые представили романтическое направление немецкой публике. Основной в его творчестве становится тема трагической затерянности человека в мире. Частым мотивом его пейзажей были горные вершины, необъ­ятность морских далей, причудливые деревья. Постоянный персо­наж его произведений - это романтический образ скитальца, мечтательного созерцателя природы. По-настоящему творчество Каспара Давида Фридриха было оценено лишь в XX в.

    В Европе в XIX в. художественная жизнь во многом определяется появлением групп художников, чьи взгляды на искусство были весьма близки. В Германии в конфликт с неоклассицистами всту­пили назарейцы, подражавшие немецким и итальянским живопис­цам XVIII в. и обратившиеся к религиозному искусству и христианскому благочестию. Центральной темой живописи бидер-мейера (особого стиля в искусстве Германии и Австрии) стала повседневная жизнь человека, протекающая в неразрывной связи с его домом и семьей. Интерес бидермейера не к прошлому, а к настоящему, не к великому, а к малому способствовал формирова­нию реалистической тенденции в живописи.

    Во второй половине XIX в. ведущим принципом в искусстве становится реализм. Французский художник Камиль Коро (1796- 1875) выбрал жанр пейзажа, не признанного в академических кругах. Коро особенно привлекали переходные состояния природы, давав­шие возможность растворять фигуры и деревья в воздушной дымке.

    Группа художников, поселившаяся в деревушке Барбизон, уве­ковечила это название в истории живописи. Живописцы барбизон-ской школы искали простые сюжеты, часто обращались к пейзажу и разработали особую живописную манеру, свободную и лиричную. Они просто писали природу, но делали это, передавая тонкие цветовые переходы, изображая игру света и воздуха. В барбизонской живописи искусствоведы видят один из источников будущего им­прессионизма, ведь барбизонцы пытались передавать живые впе­чатления от природы.

    К натурализму можно отнести и живопись Жана Франсуа Милле (1814-1875) и Гюстава Курбе (1819-1877). На творчество Милле оказали влияние барбизонцы (не случайно в конце жизни он так увлекся пейзажами). Главными темами его творчества стали кресть­янская жизнь и природа. На картинах художника перед нами предстают персонажи, ранее считавшиеся малодостойными кисти живописцев: уставшие, утомленные тяжелым трудом крестьяне, нищие и смиренные. Милле совершенно по-новому разрабатывает социальную тему, нашедшую свое продолжение и у Гюстава Курбе. Свое понимание роли искусства Курбе выразил в следующих словах:

    «Быть в состоянии выразить нравы, облик эпохи в соответствии с собственной оценкой, быть не только художником, но и человеком, одним словом, творить живое искусство - такова моя задача». Позиция Курбе как борца за новое искусство сделала его участником событий Парижской коммуны.

    Натурализм как живописный стиль нашел свое отражение в творчестве живописцев Германии, таких как Адольф фон Менцель (1815-1905) и Вильгельм Лейбль (1844-1900). Художников интере­совали образы повседневности, в их творчестве впервые прозвучала индустриальная тема и тема труда крестьян, их быта.

    В первой половине XIX в. в искусстве Англии нашли отражение тенденции как неоклассицизма, так и романтизма.

    Уильям Блеик (1757-1827) был не только художником, но и поэтом. Он работал в технике темперы и акварели, писал сюжеты из Библии, из литературных произведений, например, Шекспира, создал иллюстрации к Данте. В истории английского искусства творчество Блейка стоит особняком. Умер художник в нищете, признание пришло к нему лишь в XX в.

    Английские художники пейзажисты открыли новую страницу в истории живописи. Джон Констебл (1776-1837) писал маслом этюды, изображая при этом знакомые ему с детства места. В своем стремлении передать свежесть натурных впечатлений он отказался от тщательно выписанных деталей. Работы Констебла пользовались известностью во Франции, оказав влияние на развитие французской хивописи; увлечение им пережил Теодор Жерико.

    Пейзажи Уильяма Тернера (1775-1851) были романтически приподнятыми. Художник любил изображать бури на море, ливни и грозы. Он работал как акварелью, так и маслом.

    Господствующее положение в живописи Англии сохраняла ака­демическая школа. У публики пользовались популярностью работы членов Королевской академии искусств, выполненные в традици­онной манере. Однако в Англии было создано объединение худож­ников, получившее название «Братства прерафаэлитов». Их привлекала религиозная духовность мастеров Проторенессанса (ху­дожников, работавших до Рафаэля). В своем творчестве прерафаэ­литы выражали романтическую ориентацию на иные эпохи (отсюда их увлечение Средневековьем). Творчество прерафаэлитов поддер­жал Джон Рёскин (1819-1900), писатель и критик искусства, став­ший автором книги «Современные живописцы». Прерафаэлиты обращались к новозаветным сюжетам, много писали с натуры, изменили и традиционную технику живописи: их полотна отлича­лись яркими и свежими тонами.

    Среди живописцев второй половины XIX в. выделялся своим ярким талантом Эдуард Мане (1832-1883). Историческая тема была ему знакома, но не увлекала художника, он стал изображать мно­голикую парижскую жизнь. Официальная критика не принимала художника, его новаторская живопись осуждалась, вызывала про­тест. Именно так и произошло с самыми знаменитыми картинами Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия». Публике казалось вызовом изображение обнаженного женского тела, а самое главное, манера автора, пытавшегося передать богатство солнечного освещения. Постоянным мотивом творчества Мане становится Париж: город­ская толпа, кафе и театры, улицы столицы. Творчество Мане предваряло новое направление в живописи - импрессионизм, но сам художник не примкнул к этому движению, хотя несколько изменил под воздействием импрессионистов свою творческую манеру. В конце жизни Мане к нему пришло широкое признание, он был награжден орденом Почетного легиона.

    Мастерская Эдуарда Мане, ставшая на время центром художе­ственной жизни, объединила целую группу художников, находив­шихся под впечатлением живописных открытий ее хозяина. Жюри Салона отвергало их картины подобно картинам Мане. Они выставлялись частным образом в так называемом «Салоне отверженных» (то есть живописцев, которым было отказано в выставке жюри официального Салона). На выставке, устроенной в помещении фотоателье в 1874 г., была представлена, в частности, картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Отталкиваясь от этого назва­ния один из критиков обозвал участников импрессионистами (впе­чатление по-французски «impression»). Так из ироничного прозвища родилось название художественного направления последней трети XIX века. Такие художники как Клод Моне (1840-1926), Камиль Писсаро (1830-1903), Пьер Опост Ренуар (1841-1919), Альфред Смелей (1839-1899), Эдгар Дега (1834-1917) традиционно относят­ся к импрессионистам.

    Как и барбизонцы импрессионисты писали природу, кроме того, они стали первыми изображать динамичную городскую жизнь. Барбизонцы писали свои картины в мастерской, импрессионисты же вышли на открытый воздух, «на пленэр». Они заметили, что один и тот же пейзаж меняется при разном освещении в солнечную и пасмурную погоду, при восходе и закате солнца. Они попытались сохранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Свои картины они писали быстро, отказывались от смешанных цветов и использовали чистые яркие краски, нанося их отдельными мазками.

    Так родилось новое художественное направление. На его воз­никновение оказали влияние не только достижения предшествовав­ших европейских художников, но и изобретение фотографии (отпала необходимость в примитивном подражании жизни), зна­комство с восточным искусством (японская ксилография со своей серийностью, необычной перспективой, гармоничным колоритом стала источником новых художественных приемов).

    Импрессионизм был не просто очередным направлением в живописи, он нашел свое развитие в скульптуре, музыке и литера­туре. Импрессионизм стал переворотом в восприятии мира: была обнаружена и открыто продемонстрирована субъективность восп­риятия человека. В конце XIX в. и в XX в. именно направления искусства, представляющие разнообразные, часто неожиданные варианты восприятия художником мира будут составлять подлинно современное искусство. Импрессионисты открывают относитель­ность человеческого восприятия, его субъективность. Чуть позже, на рубеже веков та же «относительность» будет открыта и теорети­ческой физикой. Уникальнейшим образом искусство обнаруживает свою способность предугадывать и выражать веяния времени и изменения сознания общества.

    За 12 лет импрессионисты организовали восемь выставок. Сель­ский и городской пейзаж, портрет, бытовые сцены - во всех живописных жанрах они совершили подлинные художественные от­крытия. Произведения импрессионистов составили новаторское художественное направление, художники впитывали лучшие дости­жения друг друга.

    Открытия импрессионистов были основой для следующих по­колений художников. Представителями неоимпрессионизма стали Жорж Сера (1859-1891) и Поль Синьяк (1863-1935). Неоимпрес­сионисты изменили живописную манеру, в их искусстве была более выражена интеллектуальность.

    В конце XIX столетия четыре французских художника: Поль Сезанн (1839-1906), Винсент Ван Гог (1853-1890), Поль Гоген (1848-1903) и Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901), формально не объединяясь в группу, составили однако новое направление - постимпрессионизм (от лат. «post» - «после»). Постимпрессионисты близки к импрессионистам. Разочаровавшись в современном им обществе художники обратились к изображению природы, но стре­мились уже не запечатлеть мгновенные состояния, как это делали импрессионисты, а познать истинную сущность вещей, скрытую под их внешностью. В натюрмортах и портретах Сезанн искал устойчивые геометрические формы. Полотна Ван Гога своей экп-рессивностью, необычностью цветового решения передают эмоци­ональное состояние художника. Гоген изображал идеализирован­ную его воображением жизнь туземцев Таити, жизнь, не тронутую цивилизацией, передавая экзотическую природу в фантастических цветосочетаниях. В афишах и литографиях Тулуз-Лотрека перед нами предстает жизнь парижской богемы. Творчество постимпрес­сионистов послужило отправной точкой для поисков искусства XX в. Фовизм, кубизм, экспрессионизм берут свое начало в твор­честве импрессионистов.

    В живописи и графике символизм и модернизм проявились в творчестве целой группы европейских художников.

    Обри Бердсли (1872-1898) прожил всего лишь двадцать пять лет, но его творчество оказало огромное влияние на формирование стиля модерн. Он известен в первую очередь как иллюстратор книг. Его графика стильна и изысканна, обладает уточнение гибкими причудливыми движениями. Главным источником вдохновения для художника была литература. Творчество Бердсли воплощала многие идеи и принципы модерна. В целом для модерна характерны импровизация на темы различных эпох и стилей, причудливое сочетание порока и духовности.

    Французский художник Пьер Пюви де Шаванн (1824-1898) был способен превратить простой, непритязательный сюжет в символи­ческую композицию. Он вдохновлялся античными образами, используя их в панно. Его произведения представляли собой стили­зацию под античность, интерпретацию античности человеком конца XIX в.

    С символизмом был связан французский живописец Гюстав Моро (1826-1898). Он стремился поразить зрителя и фантастично­стью сюжетов, и яркой красотой красок, и выразительной цветовой гаммой, и сильными эмоциями.