Учет средств фсс на обеспечение предупредительных мер. Возмещение предупредительных мер от фсс для участников пилотного проекта Расходы по возмещению предупредительных мер

Е.А. Шаронова, экономист

Матпомощь от ФСС

Как отразить в учете расходы, финансируемые за счет взносов «на травматизм»

О порядке получения из ФСС средств на финансирование расходов по сокращению производственного травматизма читайте::

Организации, которые получили от своего отделения ФСС положительное решение о том, что часть расходов на сокращение производственного травматизма (например, на проведение аттестации рабочих мест) будет профинансирована за счет взносов «на травматизм »пп. 7, 8 Правил, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 10.02.2012 № 113н (далее - Правила) , задаются вопросами. Как это финансирование отражать в бухгалтерском и налоговом учете? Нужно ли его показать в доходах или корректировать ранее учтенные расходы? Посмотрим, как надо поступить.

Максимум, что может возместить ФСС в 2012 г., - 20% от начисленной суммы взносов «на травматизм» за 2011 г., уменьшенной на расходы на выплату пособий по этому виду страхования в 2011 г. На эту сумму в ФСС перечисляется меньше взносов «на травматизм» в 2012 г.п. 2 Правил

Средства от ФСС при расчете налогов не учитываем?

Сначала разберемся, как обстоят дела с налоговым учетом средств, выделенных ФСС на мероприятия по сокращению травматизма.

Налог на прибыль

Минфин и ФНС считают, что в целях налогообложения прибыл иПисьма Минфина от 15.02.2011 № 03-03-06/2/33 , от 24.09.2010 № 03-03-06/1/615 , от 14.08.2007 № 03-03-06/1/568 :

  • начисленные взносы «на травматизм» учитываются в прочих расходах в полном объем еподп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ ;
  • суммы, израсходованные на проведение мероприятий по сокращению травматизма, на которые уменьшаются перечисляемые в ФСС взносы «на травматизм», не учитываются ни в доходах, ни в расходах.

Эта логика, в общем-то, понятная и правильная. Но работать она будет не всегда. Порядок учета ФССных денег будет зависеть от того, когда от ФСС получено решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, об объеме финансового обеспечения предупредительных мерп. 8 Правил , то есть разрешение на расходование сумм взносов (далее - решение) - до учета расходов на мероприятия по сокращению травматизма или уже после.

ВАРИАНТ 1. Сначала решение от ФСС - потом расходы

Только в этом случае можно применить подход контролирующих органов. И естественно, только в части расходов, финансируемой за счет средств ФСС. А если затраты организации оказались больше выделенной Фондом суммы, то в части превышения они учитываются в расходах при исчислении налога на прибыль в общем порядке (например, расходы на аттестацию рабочих мест - как прочие расход ыподп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ ). Заметим, что выделяемые из ФСС средства, как правило, не покрывают все расходы на сокращение травматизма.

ВАРИАНТ 2. Сначала расходы - потом решение от ФСС

Если расходы уже учтены при расчете налога на прибыль, а лишь потом получено решение ФСС о покрытии их за счет средств ФСС, то понятно, что налоговую базу по прибыли надо скорректировать. Вопрос только, как это сделать.

На наш взгляд, корректировать расходы того периода, когда затраты на мероприятия по сокращению травматизма были учтены при налогообложении, и подавать уточненные декларации нет никаких оснований. Ведь когда организация включала эти затраты в «прибыльные» расходы, она все делала правильно. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени их оплат ып. 1 ст. 272 НК РФ . К тому же на тот момент у организации не было уверенности в том, что она действительно получит финансирование из ФСС. Его могли и не выделить на том основании, что в бюджете ФСС просто нет дене г.

Кроме того, уточненки подаются, если организация в предыдущих периодах допустила какие-то неточности или ошибк ип. 1 ст. 54 , п. 1 ст. 81 НК РФ . А в нашем случае организация учла затраты правомерно и никаких ошибок не допускала.

Так что правильнее будет включить выделенные Фондом средства в состав внереализационных доходо вст. 250 НК РФ . И делать это надо после получения решения от ФСС на каждую дату начисления взносов «на травматизм» до тех пор, пока сумма взносов не перекроет выделенные Фондом средства.

Хотя не исключено, что налоговики захотят от вас именно уточненки с доплатой налога и пеней.

Кстати, такой порядок учета (всю сумму затрат - в расходы, а финансирование от ФСС - в доходы) можно применять и при варианте 1, если не хочется заморачиваться с разделением затрат на учитываемые и не учитываемые в «прибыльных» расходах. Претензий со стороны контролирующих органов быть не должно. Ведь налоговую базу уменьшит именно та сумма затрат на сокращение травматизма, которая не покрыта финансированием из ФСС.

Принимать НДС к вычету или нет - решает сама организация

Теперь что касается учета входного НДС, относящегося к расходам по сокращению травматизма.

В Правилах финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизм аутв. Приказом Минздравсоцразвития от 10.02.2012 № 113н ничего не говорится о том, на какую сумму можно уменьшить взносы, подлежащие перечислению в ФСС, - с учетом НДС или без НДС. Ничего об этом не сказано ни в Порядке представления отчета об использовании страховых взносов на предупредительные мероприятия по сокращению травматизм аутв. Постановлением ФСС от 15.10.2008 № 209 , ни в Письме ФСС, которым в этом году до страхователей доведена новая рекомендуемая форма отчет априложение № 1 к Письму ФСС от 04.04.2012 № 15-03-18/07-3726 .

На практике территориальные органы ФСС не имеют ничего против, если в указанном отчете вы отразите сумму расходов с учетом НДС. Главное, чтобы в приложенных к отчету документах, подтверждающих целевое использование средств, НДС был выделен отдельной строкой (например, в счете и счете-фактуре поставщика).

А можно ли принять к вычету входной НДС по этим расходам?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ДУМИНСКАЯ Ольга Сергеевна

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“ В данной ситуации НДС принимается к вычету в общем порядке. То есть при соблюдении всех необходимых условий: наличие счетов-фактур, первичных документов, принятие приобретенных товаров (работ, услуг) к учету и использование их в облагаемой НДС деятельност ип. 2 ст. 171 , п. 1 ст. 172 НК РФ .

При этом источник финансирования значения не имеет, за исключением лишь одного случая - когда средства на приобретение товаров (работ, услуг) выделяются из федерального бюджета. Если организация получила из федерального бюджета субсидию на возмещение затрат по оплате приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом налога, то принятый к вычету НДС по ним нужно восстановит ьподп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ .

В рассматриваемой же ситуации средства организации выделяются не из федерального бюджета, а из бюджета ФСС.

Эта ситуация аналогична той, когда затраты на приобретенные товары (работы, услуги) компенсируются за счет страхового возмещения, которое выплачивает страховая компани яПисьма Минфина от 29.07.2010 № 03-07-11/321 , от 15.04.2010 № 03-07-08/115 ” .

Кстати, Минфин тоже разъясняет, что обязанность по восстановлению ранее принятого к вычету НДС возникает только при получении субсидий на возмещение затрат из федерального бюджета. А если субсидия получена из регионального бюджета, то организация не должна восстанавливать НДСПисьмо Минфина от 23.03.2012 № 03-07-11/78 .

Так что контролирующие органы считают правомерным вычет НДС по расходам, оплаченным за счет средств ФСС.

Хотя, на наш взгляд, если вы будете финансировать входной НДС за счет средств ФСС, то безопаснее уже не принимать его к вычету. Иначе у вас получится двойное «возмещение» НДС (и из ФСС, и из бюджета).

С другой стороны, территориальные органы ФСС не говорят и о том, что расходы на сокращение травматизма в отчете надо отражать обязательно с НДС. И если вы покажете расходы без НДС, то входной налог примете к вычету уже без каких-либо вопросов со стороны налоговых инспекторов (разумеется, при выполнении всех необходимых условий)п. 2 ст. 171 , п. 1 ст. 172 НК РФ .

Бухгалтерский учет средств, полученных от ФСС

Когда ФСС принимает решение о том, что организация вправе расходовать средства на мероприятия по сокращению травматизма, то деньги на расчетный счет организации не перечисляются. Просто на сумму затрат организация меньше перечисляет в ФСС взносов «на травматизм »п. 2 Правил ; Письмо ФСС от 04.04.2012 № 15-03-18/07-3726 .

Выделяемое организации из ФСС целевое финансирование по сути является получением госпомощи, и его можно учитывать по правилам ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи »п. 1 , п. 4 , п. 15 ПБУ 13/2000 ; Письмо Минфина от 03.01.2002 № 04-02-05/1/223 .

ОБМЕН ОПЫТОМ

Директор департамента бухгалтерского учета Консалтинговой группы «МИХАЙЛОВ И ПАРТНЕРЫ»

“ Возмещение затрат из бюджета ФСС рассматривается как получение бюджетных средств в виде государственной помощи, так как средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФстатьи 10 , 13 Бюджетного кодекса РФ . Бухучет бюджетных средств регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи »утв. Приказом Минфина от 16.10.2000 № 92н . При этом порядок учета бюджетных средств не зависит от способа их предоставления. Он распространяется как на фактическое получение средств, так и на уменьшение обязательств перед бюджето мп. 15 ПБУ 13/2000 .

Сумма финансового обеспечения затрат, выделенная в соответствии с решением территориального органа ФСС РФ, отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 86 «Целевое финансирование »пп. 5 , 7 ПБУ 13/2000 .

Несмотря на то что затраты по сокращению травматизма частично или полностью будут возмещены за счет средств ФСС, для организации они являются расходами по обычным видам деятельност ипп. 5 , 7 ПБУ 10/99 .

Зачет затрат, понесенных организацией за счет взносов «на травматизм», отражается по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (субсчет 69-1 «Расчеты по социальному страхованию») и кредиту счета 76. Зачет делается после вынесения решения ФСС на дату признания расходов.

Бюджетные средства признаются безвозмездно полученными и включаются в состав прочих доходов организаци ип. 9 ПБУ 13/2000 ; п. 7 ПБУ 9/99 . Это отражается записью по дебету счета 86 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-1 «Прочие доходы»)” .

Причем в бухучете порядок отражения получения и расходования целевого финансирования от ФСС РФ также зависит от того, когда были учтены затраты по сокращению травматизма - до получения разрешения Фонда или после. Для наглядности покажем это на примерах.

Пример 1. Учет расходов на спецодежду после получения решения от ФСС

/ условие / В августе 2012 г. организация получила от ФСС решение о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению травматизма в сумме 25 000 руб.

В этом же месяце организация приобрела спецодежду для работников стоимостью 29 500 руб., в том числе НДС 4500 руб.

Спецодежда сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда, была выдана в сентябре.

Взносы «на травматизм» за август начислены в сумме 30 000 руб.

Организация решила НДС по спецодежде принять к вычету, а не списывать за счет финансирования из ФСС.

/ решение /

Содержание операции Дт Кт Сумма, руб.
Получено от ФСС решение о возможности финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма за счет страховых взносо вп. 7 ПБУ 13/2000 86 «Целевое финансирование» 25 000
На дату приобретения спецодежды (в августе)
Оприходована спецодежда 10 «Материалы», субсчет 10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» 25 000
Отражен НДС, предъявленный в счете-фактуре поставщиком 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 4 500
Принят к вычету НДС, относящийся к спецодежде 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» 4 500
20 «Основное производство» 30 000
На стоимость приобретенной спецодежды (без НДС) уменьшена задолженность перед ФСС по взносам «на травматизм» 25 000
Отражены в доходах будущих периодов средства, направленные на мероприятия по сокращению травматизм ап. 9 ПБУ 13/2000 86 «Целевое финансирование» 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления» 25 000
На дату выдачи спецодежды работникам (в сентябре)
Выдана спецодежда сотрудникам 10, субсчет 10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» 25 000
Стоимость выданной спецодежды списана на расходы 20 «Основное производство» 10, субсчет 11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» 25 000
Признан доход в сумме произведенных расходо впп. 8, 9 ПБУ 13/2000 98, субсчет 2 «Безвозмездные поступления» 25 000
Если за счет средств ФСС приобретается спецодежда, относящаяся к основным средствам, то в этом случае последнюю проводку придется делать ежемесячно, по мере начисления амортизации по спецодежде. То есть в течение срока ее использования одновременно с проводкой по начислению амортизации: Дт счета 20 – Кт счета 0 2п. 9 ПБУ 13/2000 - и в той же сумме

В налоговом учете стоимость спецодежды не учитывается в расходах, а выделенные из ФСС на ее приобретение средства - в доходах.

Пример 2. Учет расходов на аттестацию до получения решения от ФСС

/ условие / В апреле 2012 г. организация провела аттестацию рабочих мест. Стоимость услуг специализированной компании, которая проводила аттестацию, - 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб.

В августе 2012 г. организация получила от ФСС решение о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению травматизма в сумме 30 000 руб.

Взносы «на травматизм» за август начислены в сумме 50 000 руб.

Организация решила НДС по услугам принять к вычету, а не списывать за счет финансирования из ФСС.

/ решение / В бухучете надо сделать такие записи.

Содержание операции Дт Кт Сумма, руб.
На дату подписания акта о приемке работ по аттестации (в апреле)
Отнесены на расходы услуги по аттестации (118 000 руб. – 18 000 руб.) 20 «Основное производство» 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 100 000
Отражен НДС, относящийся к услугам по аттестации 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 18 000
НДС по услугам аттестации принят к вычету 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» 18 000
На дату принятия решения ФСС (в августе)
Получено от ФСС решение о возможности финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма за счет страховых взносов 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты с ФСС по финансированию расходов» 86 «Целевое финансирование» 30 000
На дату начисления взносов «на травматизм» (31.08.2012)
Начислены взносы «на травматизм» за август 20 «Основное производство» 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», субсчет «Расчеты с ФСС по взносам “на травматизм”» 50 000
Уменьшена задолженность перед ФСС по взносам «на травматизм» на сумму ранее проведенной аттестации 69, субсчет «Расчеты с ФСС по взносам “на травматизм”» 76, субсчет «Расчеты с ФСС по финансированию расходов» 30 000
Признан доход в сумме расходов на аттестаци юп. 10 ПБУ 13/2000 86 «Целевое финансирование» 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы» 30 000

В налоговом учете надо отразить следующие доходы и расходы.

В принципе, выделяемые ФСС средства можно отражать и не используя счет 86. Тогда на дату начисления страховых взносов в бухучете нужно делать такие проводки:

  • Дт 69, субсчет «Расчеты с ФСС по взносам “на травматизм”» – Кт 76, субсчет «Расчеты с ФСС по финансированию расходов»;
  • Дт 76, субсчет «Расчеты с ФСС по финансированию расходов» – Кт 91-1, субсчет 1 «Прочие доходы».

Израсходованные средства на мероприятия по сокращению травматизма нужно обязательно отразить:

  • в форме-4 ФССутв. Приказом Минздравсоцразвития от 12.03.2012 № 216н - в графе 4 строки 9 таблицы 8 раздела II, где отражаются расходы на финансирование предупредительных мер за счет взносов «на травматизм»;
  • в отчете об использовании сумм страховых взносов «на травматизм» на финансовое обеспечение предупредительных мер - в той графе, которая соответствует расходу (аттестация, приобретение спецодежды и т. п.)приложение 1 к Письму ФСС от 04.04.2012 № 15-03-18/07-3726 .

И не забудьте приложить к отчету документы, подтверждающие расходы (счета, товарные накладные, счета-фактуры, платежные поручения и т. п.).

Если сумма затрат больше суммы финансирования, превышение учитывается в расходах в обычном порядке на счетах учета затрат, а НДС с суммы превышения принимается к вычету. Правда, в письме № 03-03-06/1/615 финансисты не возражают против принятия к вычету и суммы налога по возмещенным затратам, несмотря на то что в расходы при налогообложении прибыли они не включаются. Но все же лучше использовать приведенный порядок. Во-первых, налоговики при проведении проверки с мнением финансистов могут не согласиться. Во-вторых, сумму вычета с возмещенных затрат придется учесть в доходах. Ю.

Финансирование предупредительных мер в 2017 году (ратовская с.а.)

Внимание

РФ вправе отказать, если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления. С 2017 года отказ может быть получен, если на день подачи заявления у страхователя имеются:- непогашенная недоимка;- задолженность по пеням и штрафам, образовавшаяся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году;- недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки;- начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки.Учреждение ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в территориальный орган Фонда отчет об их использовании.После завершения запланированных мероприятий учреждение должно представить в территориальный орган ФСС РФ документы, подтверждающие произведенные расходы (п.

Компенсация расходов на охрану труда за счет страховых взносов в 2017 году

Росздравнадзоре — сведения о лицензии (с указанием видов работ и услуг):организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории РФ, — в случае включения в план приобретения путевок работникам;медицинской организации на осуществление работ и оказание услуг, связанных с проведением предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, — в случае включения в план соответствующих медосмотров;организации на осуществление предсменных (предрейсовых) медицинских осмотров работников — в случае включения в план соответствующих медосмотров.Учреждение вправе представить самостоятельно в территориальный орган Фонда данные документы.С 2017 года изменились некоторые критерии принятия решения территориальным органом Фонда о финансовом обеспечении предупредительных мер.

Как отразить в бухучете финансирование предупредительных мер

Перечень мероприятий, подлежащих такому финансированию, приведен в пункте 3 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н. При этом расходы, оплаченные за счет средств ФСС России, при расчете единого налога не учитываются (п.
2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ). Таким образом, при финансировании предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет ФСС России организация не получает экономической выгоды, а значит, такие суммы не нужно учитывать в составе налогооблагаемых доходов. Аналогичный подход изложен в письме Минфина России от 4 июля 2005 г.
№ 03-11-04/2/11 в отношении средств, поступающих на оплату больничных пособий из ФСС России. Однако он может быть применим и в отношении сумм финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.

Расходы по обеспечению предупредительных мер по сокращению травматизма

Важно

Проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.6. Обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н.7.

Приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеров или алкометров).8. Приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов).9.

Приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.Кроме того, с 1 января 2017 года вступила в силу новая редакция пп. «г» п.
Ситуация: нужно ли при упрощенке включать в доходы финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний? Ответ: нет, не нужно. При расчете единого налога организации, применяющие упрощенку, включают в состав доходов:

  • выручку от реализации (ст.
    249 НК РФ);
  • внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).

Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса РФ. Доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме (ст.
41 НК РФ). Суммы финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний организация должна использовать строго по целевому назначению (п. 12−14 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н).

Проводки в бух по возмещению предупредительных мер нс и gp

Приказом Минтруда России от 14.07.2016 N 353н (далее — Приказ N 353н) были внесены изменения в Правила N 580н, в том числе в части перечня финансируемых мероприятий. Учитывая, что заявления страхователей о направлении взносов на финансирование предупредительных мер, согласно п.
4

Правил N 580н, подаются до 1 августа текущего года, то впервые перечень мероприятий в новой редакции применяется в 2017 году.Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:1. Проведение специальной оценки условий труда.2. Реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда.3.

Проводки в бух по возмещению предупредительных мер нс и пз

Инфо

В этом же месяце в связи с несчастным случаем на производстве сотрудник организации получил от ФСС России путевку в санаторий. «Гермес» оплатил сотруднику отпуск (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством) на прохождение лечения в санатории на сумму 25 000 руб. В итоге выплаты по страхованию были больше начисленных взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний за март (25 000 руб.

12 500 руб.). « Гермес» обратился в отделение ФСС России по месту своего учета за компенсацией произведенных расходов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. За март организация ничего не перечислила в ФСС России.
В апреле отделение ФСС России перечислило на расчетный счет «Гермеса» деньги в возмещение расходов на страхование в размере 12 500 руб. Бухгалтер «Гермеса» сделал следующие проводки. В марте: Дебет 44 Кредит 70– 1 250 000 руб.

Приказом Минтруда России от 29.04.2016 N 201н (далее — Приказ N 201н) были внесены изменения в п. 8 Правил N 580н. Приказ N 201н вступил в силу 12 августа 2016 года, поэтому впервые будет применяться к заявлениям, поданным в 2017 году.Согласно п. 8 Правил N 580н решение принимается в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год:а) составляет до 10 млн руб. включительно, — территориальным органом ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов, указанных в п. 4 Правил N 580н (ранее до 8 млн руб.);б) составляет более 10 млн руб. — территориальным органом ФСС РФ после согласования с Фондом. В этом случае территориальный орган в течение трех рабочих дней со дня получения комплекта документов направляет их в Фонд, который согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.В п.

РФ.Минфин России фактически предложил использовать эту же запись и для отражения положительного решения ФСС о направлении части взносов на финансирование предупредительных мер. Кроме того, Минфин России в Письме от 16.02.2017 N 02-07-07/8786 предусматривает и такие записи:Дебет счета 0 30306 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»Кредит счета 0 20930 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по компенсации затрат»- осуществлен зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС РФ.Вышеуказанная запись, рекомендованная Минфином России, не предусмотрена действующими Инструкциями по учету.

  • 1 УСН
  • 2 ЕНВД

Бухучет В бухучете расчеты по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний отражайте на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (Инструкция к плану счетов). Для этого к счету 69 откройте субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний». Взносы начисляйте в корреспонденции с тем счетом, на котором отражалось облагаемое ими вознаграждение сотруднику: Дебет 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91-2…) Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» – начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Соответствующие проводки делайте в последний день месяца по итогам всех выплат, начисленных в этом периоде (п. 16, 18 ПБУ 10/99).

Организация применяет общую систему налогообложения и участвует в пилотном проекте ФСС РФ. Расходы, произведенные организацией на предупредительные меры по сокращению травматизма, были отражены организацией на счетах 20, 23, 26.
Каков порядок отражения на счетах бухгалтерского учета полученной от ФСС РФ суммы возмещения расходов на предупредительные меры по сокращению травматизма? Необходимо ли использовать в данной ситуации счет 86 "Целевое финансирование"? Необходимо ли после получения возмещения сторнировать произведенные расходы в целях исчисления налога на прибыль и подавать в ИФНС уточненную налоговую декларацию?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если средства, поступающие от ФСС РФ в виде возмещения расходов организации на предупредительные меры, предназначены для финансирования расходов, относящихся к прошедшему отчетному периоду (за который организацией составлялась промежуточная бухгалтерская отчетность), операции по поступлению от ФСС РФ таких средств могут быть отражены в учете без применения счета 86 "Целевое финансирование".
Средства, выделенные территориальным органом ФСС РФ в качестве возмещения понесенных страхователем расходов, могут быть включены в состав внереализационных доходов на дату их зачисления на расчетный счет. Соответственно, организации не нужно будет корректировать налоговую базу по налогу на прибыль в отношении учтенных ранее в налоговом учете расходов на предупредительные меры.

Обоснование позиции:
С июля 2011 года в отдельных субъектах РФ действует так называемый пилотный проект ФСС РФ.
Согласно постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (далее - Постановление N 294) Республика Крым участвует в реализации пилотного проекта с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года.
Помимо прочих положений, N 294 утверждено Положение об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012-2016 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение, предупредительные меры).
В соответствии с п. 3 Положения оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС РФ произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом фонда на эти цели.
Страхователь обращается в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря соответствующего года.
Территориальный орган ФСС РФ в течение 5 рабочих дней со дня приема от страхователя заявления о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении за счет средств бюджета фонда расходов и производит перечисление средств на расчетный счет страхователя.
Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат возмещению (п.п. 4, 5 Положения).
Таким образом, на основании Положения страхователь должен сначала понести расходы на предупредительные меры (оплатить их), и только после этого фактически произведенные и документально подтвержденные расходы будут возмещены ему по решению территориального органа ФСС РФ.

Бухгалтерский учет

В рассматриваемой ситуации организация, участвующая в пилотном проекте ФСС, на основании п. 3 Положения сначала произвела расходы на осуществление предупредительных мер, а затем получила от ФСС денежные средства в качестве возмещения произведенных расходов. Расходы на оплату предупредительных мер были отнесены организацией на соответствующие счета бухгалтерского учета (20, 23, 26), то есть учтены в составе расходов по обычным видам деятельности (п.п. 5, 7 "Расходы организации" (далее - )).
Поскольку в соответствии с Положением территориальный орган ФСС РФ принимает решение о возмещении организации-страхователю расходов на предупредительные меры уже после того, как эти расходы фактически понесены, полагаем, что организация вправе до принятия такого решения признать данные расходы в бухгалтерском учете в силу п. 16 .
В связи с тем, что средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (абзацы второй, третий , Бюджетного кодекса РФ), полагаем, что перечисляемые организации средства ФСС РФ, имеющие целевое назначение (в данном случае - предназначенные на возмещение затрат организации на финансирование предупредительных мер), следует отражать в бухгалтерском учете как государственную помощь (п.п. 1, 4 и 15 "Учет государственной помощи" (далее - )). Пункт 4 содержит открытый перечень форм государственной помощи, в отношении которых применяется этот нормативный акт.
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), для обобщения информации о движении бюджетных средств предназначен счет 86 "Целевое финансирование". Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
При этом предусматривает варианты отражения принятых к бухгалтерскому учету бюджетных средств в том числе в зависимости от периода осуществления расходов.
Так, в п. 10 указано, что бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы (отражаемые в соответствии с Инструкцией по кредиту счета 91). То есть в данном случае бюджетные средства отражаются в учете без применения счета 86 "Целевое финансирование".
Заметим, понятие отчетного периода применимо как для годовой, так и для промежуточной бухгалтерской отчетности. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления ( , Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации средства, поступающие от ФСС РФ в виде возмещения расходов организации на предупредительные меры, предназначены для финансирования расходов, относящихся к прошедшему отчетному периоду (за который организацией составлялась промежуточная бухгалтерская отчетность), операции по поступлению от ФСС РФ таких средств могут быть отражены в учете следующим образом:
Дебет 76, субсчет "Расчеты с ФСС РФ по предупредительным мерам" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- сумма расходов на предупредительные меры одобрена территориальным органом ФСС РФ (отражена задолженность ФСС РФ);
Дебет 51 Кредит 76, субсчет "Расчеты с ФСС РФ по предупредительным мерам"
- отражено поступление сумм возмещения из бюджета ФСС РФ оплаченных организацией предупредительных мер.
В отношении бюджетных средств, которые получены на финансирование расходов, не относящихся к прошедшему отчетному периоду, возникает необходимость использования счета 86 "Целевое финансирование".
Пунктом 7 предусмотрены два возможных варианта отражения бюджетных средств в бухгалтерском учете получателя:
1) возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств.
Бухгалтерские записи в таком случае могут быть следующими:
Дебет 76 Кредит 86
- отражено возникновение целевого финансирования (отражена задолженность ФСС РФ по возмещению расходов на предупредительные меры);
Дебет 51 Кредит 76
- отражено получение бюджетных средств (возмещения ФСС) на расчетный счет;
2) бюджетные средства признаются в бухгалтерском учете по мере фактического получения ресурсов, в частности денежных средств. В таком случае с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, что сопровождается проводкой:
Дебет 51 Кредит 86
- отражено возникновение целевого финансирования.
На основании ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" получатель бюджетных средств вправе самостоятельно выбрать вариант их учета, закрепив его в учетной политике.
Согласно п. 8 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Эти суммы отражаются в составе прочих доходов как активы, полученные безвозмездно (п. 21 ).
В соответствии с п. 9 суммы бюджетных средств на финансирование текущих расходов должны списываться со счета 86 в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.
При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов (счет 98 "Доходы будущих периодов") в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера (смотрите также положения Инструкции о применении счетов 86 и 98).
Однако полагаем, что в случае, когда организация осуществила (признала) расходы на предупредительные меры в текущем отчетном периоде, то применять счет 98 не нужно.
В таких случаях использование целевого финансирования отражается одновременно с признанием прочего дохода:
Дебет 86 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы".

Налог на прибыль организаций

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Вопрос:

Казенное учреждение – участник пилотного проекта обратилось в ФСС с заявлением о возмещении произведенных расходов на предупредительные меры по сокращению травматизма и профзаболеваний работников (обучение сотрудников службы охраны труда). Возмещение произведено в сумме 12 000 руб. Какими проводками следует отразить указанные операции в бюджетном учете?

Ответ:

Согласно пп. «в» п. 3 Правил № 580н финансовому обеспечению за счет средств ФСС подлежат расходы страхователя на осуществление предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, в частности расходы на обучение по охране труда и (или) обучение по вопросам безопасного ведения работ следующих категорий работников:

    руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;

    руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;

    членов комитетов (комиссий) по охране труда;

    уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;

    отдельных категорий работников организаций, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда в установленном порядке или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и обучению действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность).

При этом стоит отметить, что объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – по травматизму), начисленных страхователем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Пример 1.

Сумма страховых взносов по травматизму, начисленных казенным учреждением за 2017 год, составила 70 000 руб. За счет этих взносов в 2017 году были произведены расходы на выплату страхового обеспечения в сумме 20 000 руб.

В 2018 году в качестве финансового обеспечения расходов на предупредительные меры, в том числе на обучение работников, из ФСС могут быть возмещены учреждению только 10 000 руб. ((70 000 - 20 000) руб. x 20%).

В случае если страхователь с численностью работающих до 100 человек не осуществлял в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, финансовое обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых таким страхователем на финансовое обеспечение указанных мер, не может превышать:

    20% сумм страховых взносов по травматизму, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по данному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году;

    сумму страховых взносов по травматизму, подлежащих перечислению им в территориальный орган ФСС в текущем финансовом году.

Указанные правила действуют также и в регионах, участвующих в реализации пилотного проекта ФСС (п. 2 Положения № 294). Страхователи, зарегистрированные в таких регионах, при обращении в ФСС за финансовым обеспечением представляют те же документы, что и остальные страхователи. При этом для них установлены более поздние сроки подачи документов – до 15 декабря (обычно страхователи сдают документы до 1 августа).

Особенности возмещения средств.

Главная отличительная особенность финансового обеспечения предупредительных мер участников пилотного проекта по сравнению с остальными страхователями заключается в том, что «пилотникам» средства ФСС предоставляются в порядке возмещения уже произведенных расходов.

В соответствии с п. 3 Положения № 294 оплата предупредительных мер осуществляется страхователями – участниками пилотного проекта за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС произведенных страхователем расходов.

Территориальный орган ФСС в течение пяти рабочих дней со дня приема от страхователя заявления о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении за счет средств бюджета ФСС расходов и производит перечисление средств на страхователя, указанный в этом заявлении.

Таким образом, по нашему мнению, у участников пилотного проекта оплата расходов в рамках предупредительных мер осуществляется не в счет уплаты страховых взносов, а как обычные расходы учреждений по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьей 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Следовательно, средства ФСС, поступившие на учреждения в качестве возмещения произведенных расходов, будут являться доходами от компенсации затрат (подстатья 134 КОСГУ). Согласно ст. 41 БК РФ такие доходы казенных учреждений подлежат зачислению в бюджет.

Бухгалтерский учет.

С учетом изложенного рассмотрим на примере порядок отражения операций по возмещению участникам пилотного проекта средств из ФСС.

Пример 2.

В 2018 году казенному учреждению (участнику пилотного проекта) возмещены средства из ФСС в сумме 12 000 руб. в счет произведенных в 2017 году расходов на оплату предупредительных мер. Данные средства зачислены в доход бюджета. Казенное учреждение наделено отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет.

В этом же году в рамках предупредительных мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, учреждение оплатило расходы на обучение специалистов службы охраны труда. Стоимость обучения составила 11 000 руб.

По нашему мнению, в бюджетном учете казенного учреждения такие операции отразятся следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены требования к ФСС по компенсации затрат, произведенных учреждением в рамках предупредительных мер

134 1 209 34 560

134 1 401 10 134

Отражено возмещение средств из ФСС (поступили средства в доход бюджета)

134 1 304 04 134*

134 1 303 05 730*

134 1 303 05 830

134 1 209 34 660

Отражены расходы на обучение сотрудников

244 1 401 20 226

244 1 302 26 730

Оплачено обучение сотрудников

244 1 302 26 830

244 1 304 05 226

* В адрес администратора кассовых поступлений казенное учреждение направляет извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах с информацией об ожидаемом поступлении доходов бюджета.

Работодатели в силу действующего законодательства обязаны принимать меры, направленные на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. При этом часть расходов на осуществление указанных мер могут быть компенсированы за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Какие расходы могут быть возмещены? В каком порядке осуществляется компенсация? Как отражаются в бухгалтерском учете такие операции?

Сначала напомним, что в 2017 году администратором страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний остается ФСС (далее - социальное страхование от травматизма, страховые взносы от травматизма).

Как уже было отмечено выше, часть расходов на обеспечение предупредительных мер может быть возмещена за счет страховых взносов от травматизма. Правила финансового обес­печения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н (далее - Правила № 580н), действуют и в 2017 году.

Далее ознакомимся с основными положениями данного документа в редакции приказов Минтруда РФ от 29.04.2016 № 201н, от 14.07.2016 № 353н и рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете операций по компенсации таких расходов учреждения за счет страховых взносов от травматизма с учетом разъяснений Минфина.

Какие расходы можно возместить за счет страховых взносов от травматизма и в каком объеме?

Перечень расходов на обеспечение предупредительных мер, которые могут быть компенсированы за счет средств страховых взносов от травматизма, указаны в п. 3 Правил № 580н. Необходимо отметить, что в 2016 году данный перечень был расширен. Теперь за счет страховых взносов могут быть оплачены следующие расходы учреждения (новшества выделены полужирным курсивом):
  • на проведение специальной оценки условий труда;
  • на реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • на обучение по охране труда работников отдельных категорий (включая категории работников опасных производственных объектов , руководителей, специалистов служб охраны труда, членов комиссий по охране труда);
  • на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории РФ (далее - СИЗ), в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, и смывающих и (или) обезвреживающих средств. Расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если указанная специальная одежда изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых также является Российская Федерация ;
  • на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • на проведение обязательных периодических медицинских
  • осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • на обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 № 46н;
  • на приобретение приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры) (если работники проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры);
  • на приобретение приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов) (если страхователями осуществляются пассажирские и грузовые перевозки);
  • на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;
  • на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах ;
  • на приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудио фиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов этой фиксации.
Объем средств, направляемых работодателем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 % сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по данному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году (п. 2 Правил № 580н).

Также в названном пункте указано, что, если учреждение-страхователь с численностью работников до 100 человек не осуществляло в течение двух последовательных лет, предшествующих текущему финансовому году, расходы на обеспечение предупредительных мер, объем средств, направляемых этим страхователем на финансовое обеспечение обозначенных мер, не может превышать:

  • 20 % сумм страховых взносов, начисленных им за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем за три последовательных календарных года, предшествующих текущему финансовому году;
  • сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС в текущем финансовом году.

Порядок и сроки представления документов в ФСС

Учреждению-страхователю нужно обратиться в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (п. 4 Правил № 580н). Заявление может представляться на бумажном носителе либо в электронном виде. К нему также должны быть приложены:
  • план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году (форма приведена в приложении к Правилам № 580н), разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, составленного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), с указанием суммы финансирования;
  • копия плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения специальной оценки условий труда, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников);
  • документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер в зависимости от видов мероприятий, включенных
Копии документов должны быть заверены печатью учреждения (при наличии) (п. 6 Правил № 580н).

В свою очередь, территориальный орган ФСС размещает на своем сайте информацию:

  • о поступившем заявлении, включая дату и время поступления заявления, наименование страхователя, в течение одного рабочего дня с даты регистрации заявления;
  • о ходе рассмотрения заявления.
Оплата предупредительных мер учреждениями-страхователями в рамках пилотного проекта осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2011 № 294.

Особенности возмещения расходов страхователя в рамках пилотного проекта рассмотрим далее.

Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер

Решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер органы ФСС могут принять только в случаях (п. 10 Правил № 580н):
  • если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;
  • если представленные документы содержат недостоверную информацию;
  • если предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
  • если представлен неполный комплект документов.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.

Страхователь вправе повторно, но не позднее 1 августа обратиться с заявлением в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации.

Порядок принятия органами ФСС решения о возмещении расходов страхователя

Согласно п. 8 Правил № 580н принятие органами ФСС решения о финансовом обеспечении предупредительных мер, в том числе об объеме финансового обеспечения или об отказе в финансовом обеспечении, осуществляется в следующем порядке:
  • в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 10 000 000 руб. включительно, - в течение 10 рабочих дней со дня получения комплекта документов, указанных в п. 4 Правил № 580н (решение принимается территориальным отделением ФСС по месту регистрации страхователя);
  • в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 10 000 000 руб., - в течение 3 рабочих дней со дня получения документов, названных в п. 4 Правил № 580н, территориальное отделение ФСС направляет их на согласование в ФСС (центральный орган), который согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.
Указанные решения оформляются приказом территориального отделения ФСС и в трехдневный срок с даты их принятия или получения согласования из центрального органа ФСС направляются страхователю. При принятии решения об отказе в финансовом
обеспечении - с обоснованием причин (п. 9 Правил № 580н).

Особенности возмещения расходов в рамках пилотного проекта

Оплата предупредительных мер учреждениями-страхователями в рамках пилотного проекта осуществляется за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета ФСС в пределах суммы, согласованной с территориальным органом ФСС на данные цели.

В силу Положения об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012 и 2019 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта , объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень данных мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов, порядок и сроки направления и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении преду­предительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер определяются в соответствии с Правилами № 580н.

Для компенсации расходов на обеспечение предупредительных мер страхователь обращается в территориальный орган ФСС по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов и представляет подтверждающие документы не позднее 15 декабря соответствующего года. Форма такого заявления утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.07.2011 № 709н.

Территориальный орган ФСС в течение пяти рабочих дней со дня приема от страхователя заявления о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимает решение о возмещении расходов за счет средств бюджета ФСС и перечисляет средства на расчетный счет страхователя, указанный в этом заявлении.

Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат возмещению.

Подтверждение расходов на обеспечение предупредительных мер

В силу п. 12 Правил № 580н учреждение обязано вести учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представлять в территориальный орган ФСС отчет об их использовании.

Рекомендуемая форма отчета об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников приведена в Письме ФСС РФ от 02.07.2015 № 02‑09‑11/16‑10779 (приложение 2).

Вместе с указанным отчетом учреждение-страхователь представляет в территориальный орган ФСС документы, подтверждающие произведенные расходы.

Учреждение-страхователь несет ответственность за целевое использование сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер на основании согласованного плана финансового обеспечения предупредительных мер и в случае неполного использования указанных средств сообщает об этом в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации до 10 октября текущего года (п. 13 Правил № 580н).

Расходы, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.

Бухгалтерский учет расходов на предупредительные меры и их возмещение

В Письме Минфина РФ от 08.11.2016 № 02‑05‑11/65288 разъясняется, что расходы на уплату страховых взносов отражаются по элементам видов расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» в части начислений на выплаты, отражаемые соответственно по элементам видов расходов группы 100 «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами» (111, 112).

Поскольку расходы на обеспечение предупредительных мер учреждение осуществляет за счет начисленных страховых взносов от травматизма, их следует отражать также по виду расходов 119 с увязкой в целях бухгалтерского учета со статьей (подстатьей) КОСГУ, соответствующей экономическому содержанию осуществленной расходной операции.

В настоящее время приказами Минфина РФ от 07.12.2016 № 230н, от 29.12.2016 № 246н внесены дополнения в Указания о применении бюджетной классификации, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, о том, что вид расходов 119 увязывается с кодами 225, 226, 340 КОСГУ в части мер, направленных на сокращение производственного травматизма и проф­заболеваний работников, приобретение спецодежды, спецоборудования в счет начисляемых страховых взносов от травматизма.

В таблице приведем корреспонденции счетов по отражению в бухгалтерском учете автономных учреждений расходов на предупредительные меры и их возмещение за счет страховых взносов (с учетом разъяснений, данных в письмах Минфина РФ от 29.12.2016 № 02‑07‑10/79030, от 23.12.2016 № 02‑07‑10/77807):

Наименование операции Дебет Кредит
Начислены страховые взносы от травматизма (2 %) 0 109 хх 213 0 303 06 000
Перечислены денежные средства за спецоборудование (материальные запасы), приобретенные в рамках мероприятий по сокращению травматизма 0 302 34 000 0 201 11 000

0 201 21 000

Перечислены денежные средства за работы, услуги в рамках мероприятий по сокращению травматизма 0 302 25 000

0 302 26 000

0 201 11 000

0 201 21 000

Поступило спецоборудование (материальные запасы) в рамках мероприятий по сокращению травматизма 0 105 36 000 0 302 34 000
Отражены расходы на оплату оказанных услуг, работ в рамках мероприятий по сокращению травматизма 0 401 20 225*

0 401 20 226*

0 302 25 000

0 302 26 000

0 209 30 000 0 401 10 130
0 303 06 000 0 209 30 000
0 303 06 000 0 201 11 000

0 201 21 000

*
Здесь целесообразно применять счет 401 20 200, так как расходы, подлежащие возмещению, не формируют себестоимость работ, услуг.

В январе автономное учреждение за счет субсидий на выполнение госзадания оплатило расходы на обучение работников по охране труда в счет страховых взносов (на основании решения территориального отделения ФСС) в размере 8 000 руб. Начислено страховых взносов от травматизма: в январе - 5 000 руб., в феврале - 5 000 руб.

Так как сумма начисленных страховых взносов на травматизм составляет 5 000 руб. в месяц, для компенсации произведенных расходов на осуществление предупредительных мер в сумме 8 000 руб. в счет страховых взносов потребуется два месяца (в январе - 5 000 руб., в феврале - 3 000 руб.). Оставшаяся часть страховых взносов в сумме 2 000 руб. (10 000 ‑ 8 000) перечислена в ФСС.

В бухгалтерском учете будут отражены следующие операции:

Наименование операции Дебет Кредит Сумма, руб.
В январе
хххх0000000000

119 4 109 х0 213

хххх0000000000

119 4 303 06 000

5 000
Произведена оплата обучения работников по охране труда в рамках мероприятий по сокращению травматизма хххх0000000000

119 4 302 26 000

хххх0000000000

000 4 201 11 000

8 000
Начислены расходы на оплату обучения работников по охране труда в рамках мероприятий по сокращению травматизма хххх0000000000

119 4 401 20 226*

хххх0000000000

119 4 302 26 000

8 000
Начислены требования по компенсации затрат учреждения, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма хххх0000000000

119 4 209 30 000

хххх0000000000

130 4 401 10 130

8 000
Зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС хххх0000000000

119 4 303 06 000

хххх0000000000

119 4 209 30 000

5 000
В феврале
Начислено страховых взносов от травматизма хххх0000000000

119 4 109 х0 213

хххх0000000000

119 4 303 06 000

5 000
Зачет расходов, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС хххх0000000000

119 4 303 06 000

хххх0000000000

119 4 209 30 000

3 000
Перечислены страховые взносы в ФСС за вычетом произведенных расходов в рамках мероприятий по сокращению травматизма хххх0000000000

119 4 303 06 000

хххх0000000000

000 4 201 11 000

2 000
*
Предусмотрено учетной политикой учреждения.

В заключение отметим, что контроль за полнотой и целевым использованием сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется органами ФСС в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения данных действий, отчетом об использовании средств и подтверждающими документами.

На заметку работодателю : в силу разъяснений, приведенных в Письме ФСС РФ № 02‑09‑11/16‑10779, в целях учета результатов специальной оценки условий труда и проведенных периодических медицинских осмотров (обследований) работников при подтверждении расходов страхователи также представляют сводную ведомость результатов специальной оценки условий труда и сведения, содержащиеся в заключительном акте врачебной комиссии по итогам обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников согласно рекомендуемой форме (приложение 1 к названному письму), в том числе в электронном виде в формате XLS (XLSX).

Кроме того, в этом письме указано, что при подтверждении страхователем расходов на приобретение СИЗ территориальные отделения ФСС проводят проверку на предмет качества приобретенных за счет средств страховых взносов СИЗ и их выдачи работникам. Обращается внимание и на соответствие приобретенных СИЗ и продукции сертификату соответствия (декларации о соответствии), и на сведения о приобретенных СИЗ, обеспечивающие их идентификацию (тип, марка, модель, артикул и др.), а также на полноту и правильность заполнения сертификата соответствия (декларации о соответствии) согласно Правилам оформления сертификата соответствия (декларации о соответствии) требованиям технического регламента Таможенного союза, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 293.