У истоков человеческой цивилизации конспект урока. Cервис сравнения онлайн кредитов в Украине

1. Используя знания, приобретенные на уроках биологии, истории и обществознания, расскажите о наиболее распространенных гипотезах происхождения человека. Когда возникла теория эволюции и кто ее автор? Какие мифы, объясняющие происхождение мира и человека, вы знаете?

Основные теории происхождения человека делятся на креационистские (человек был создан благодаря действиям высших сил) и эволюционные (человек произошёл от других форм жизни в результате эволюции).

В каждой религии существует свой креационистский миф. Например, в Библии написано, что мужчину Господь создал из глины и вдохнул в него дух, а женщину создал из ребра мужчины. Древнегреческий поэт Гесиод писал о 5 поколениях людей, которые боги последовательно создавали и уничтожали. Это поколения людей золотых, серебряных, медных и поколение героев. Согласно Гесиоду нынешнее поколение – железное.

Эволюционная теория возникла в XIX веке. Наибольший вклад в теорию эволюции видов живых существ внёс Ч. Дарвин, он же впервые обосновал происхождение и человека от других животных (от приматов).

2. Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Какую роль в процессе эволюции человека играла межвидовая и внутривидовая борьба?

Из мира природы первых предков человека стал выделять интеллект и использование специально изготовленных орудий труда. Но со временем главным фактором стало самосознание: человек мыслит себя отдельно от природы и свою личность отдельно от всего остального мира, это определяет всё его поведение, и именно это выделяет его среди всех остальных живых существ.

Существуют разные теории относительно того, что послужило толчком для начало бурной эволюции группы приматов, которая привела к появлению человека. По наиболее распространённой в результате климатических изменений среда обитания этой группы стала абсолютно другой в краткий промежуток времени: на месте лесов образовались саванны. Приматам пришлось приспосабливаться к новым условиям настолько быстро, что у эволюции не было времени сделать их сильнее, быстрее и т. д. Вместо этого они стали выживать за счёт своего ума и использования передних уже свободных от ходьбы конечностей. При этом в эволюции человека большую роль сыграли как межвидовая, так и внутривидовая борьба. В конкуренции с другими видами за еду и борьбе с хищниками вырабатывался интеллект и навыки изготовления орудий, потому больше человек ничего не мог противопоставить агрессивной внешней среде. Однако помогала этому и внутривидовая конкуренция. Видимо, партнёров для создания семей предки человека избирали не по силе или красоте, а по способности добыть больше еды для потомства, что снова требовало интеллекта и умения изготовлять орудия.

3. Назовите направления эволюции человеческого рода. Какое значение для древнего человека в борьбе за выживание имело накопление знаний?

Эволюция большинства видов животных направлена на то, чтобы изменить тело животного в соответствии с условиями окружающей среды. Человек вместо этого эволюционировал так, чтобы создать средства приспособления к окружающей среде (орудия труда) собственными руками, а со временем и изменить окружающую среду в соответствии со своими потребностями. Например, эволюция изменяет зубы животных, чтобы они могли питаться новой пищей, человек вместо этого научился использовать огонь и смог обрабатывать пищу так, чтобы она стала подходить под его зубы. Таким образом, накопление знаний имело решающую роль в выживании человека как биологического вида, потому что только знания помогли изготовлять всё более сложные орудия труда, использовать огонь и другие приспособления и в итоге достичь современного уровня развития.

4. Какие регионы являются прародиной человечества? Назовите человекоподобных предшественников людей.

Первые орудия труда найдены в Восточной Африке, Северной и Южной Азии. Непосредственным предшественником человека современного типа сегодня считают так называемого человека умелого (Homo habilis).

5. На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты?

Расселение человека по планете начинается после отступления ледника. В Америке люди появились ок. 25 тыс. лет назад, а Австралии – ок. 20.

6. Когда в человеческих коллективах зарождаются наскальная живопись и религиозные верования? Какую функцию они выполняли?

Наскальная живопись появилась уже у неандертальцев (жили в Европе уже 400-250 тыс. лет назад). Тогда же, видимо, возникли и религиозные представления (найдены захоронения, сделанные явно с использованием какого-то ритуала). Наскальная живопись, видимо, тоже была частью каких-то ритуалов. Например, некоторые из таких рисунков имеют связь с астрономическими явлениями. У человека современного типа наскальная живопись известна с эпохи мезолита (которая длилась с XX по IX-VIII т. до н.э.).

ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА


У истоков рода человеческого


История человечества в целом характеризуется нара­стающей динамикой перемен, происходящих как в раз­личных сферах общественной жизни, так и в комплексе взаимосвязей между обществом и природой.

Традиционным для материалистических традиций ев­ропейской науки было рассмотрение истории под углом зрения покорения человеком природы. Она действитель­но выступает источником ресурсов для развития цивили­зации. В то же время человек находится в постоянном взаимодействии со средой своего обитания, сам являет­ся ее порождением и неотъемлемой частью.

Человеческое общество и природные сообщества

Самым древним каменным орудиям насчитывается 2,5-3 млн. лет. Следовательно, в то время в Восточной Африке уже жили существа, обладающие зачатками разума.

Наиболее развитые приматы (шимпанзе, гориллы, орангу­танги) способны в определенных ситуациях использовать гото­вые предметы (палку, камень). Однако они не могут изготовить орудие, даже самое примитивное (обколоть и заострить кре­мень). Для этого необходимы определенное знание о свойствах предметов (например, что кремень лучше поддается обработке, чем гранит), умение планировать свои действия, умозрительно представлять себе их результат, что подразумевает навык абст­рактного мышления, наличие разума.

Происхождение разума объясняется действием природных зако­нов эволюционного развития, межвидовой борьбы за выживание. Наилучшими шансами в этой борьбе обладали те виды, которые в большей степени, чем другие, могли обеспечить свое существование в меняющихся условиях природной среды.

Живая природа продемонстрировала бесконечное многообразие как тупиковых, так и жизнеспособных вариантов эволюции. Один из них был связан с формированием зачатков социального поведения, которые демонстрируют многие виды животных. Объединяясь в ста­да (стаи), они могли защищаться сами и защищать детенышей от бо­лее сильных противников, добывать больше пищи. При этом размер каждого из них был ограничен возможностями прокормиться на оп­ределенной территории (у первобытных людей размер стада состав­лял 20-40 человек).

В межвидовой, а иногда и внутривидовой борьбе между стадами, нуждавшимися в сходной пище, побеждали те, у кого лучше были развиты коммуникация, способность предупреждать друг друга о приближении противника, лучше согласовывать свои действия на охоте. Постепенно, на протяжении сотен тысяч лет, у предшествен­ников человека примитивные звуковые сигналы, выражающие эмо­ции, стали приобретать все более осмысленный характер. Сформи­ровалась речь, неотделимая от способности к абстрактному, отвлеченному мышлению, что подразумевало усложнение структу­ры мозга. Те особи, которые проявляли большие способности к ком­муникации, имели лучшие шансы выжить в первобытном стаде, ос­тавить потомство.

Таким образом, появление и совершенствование речи, абстракт­ного мышления стали важнейшим фактором развития самого рода человеческого. Не случайно каждый новый шаг по ступени эволю­ции человека был связан, с одной стороны, с развитием мозга, с дру­гой - с совершенствованием орудий охоты и рыболовства.

Способность к обучению демонстрируют многие животные. Одна­ко приобретенные одной особью рефлексы и навыки не становятся достоянием вида. В стадах первобытных людей постепенно накапли­вались знания, которые благодаря развитию речи передавались от по­коления к поколению. Они отражали опыт десятков тысяч лет взаи­модействия с окружающим миром, касались свойств окружающих предметов, осмысления связей между действиями и их результатами.

Накопление знаний и практических навыков их применения обеспечило человеку решающие преимущества в борьбе за выжива­ние по сравнению с другими видами. Вооруженные дубинами, копь­ями, действующие сообща, первобытные охотники могли справить­ся с любым хищником. Значительно расширились возможности добычи пропитания. Благодаря теплой одежде, овладению огнем, приобретению навыка сохранения пищи (вяление, копчение) люди смогли расселиться по огромной территории, почувствовали относи­тельную независимость от климата и капризов погоды.

У истоков рода человеческого. Неолитическая революция

Цели урока : Познакомить учащихся с гипотезами происхождения человека: выяснить, какие факторы

способствовали выделению человека из мира природы; углубить имеющиеся представления

о характере и основных составляющих неолитической революции.

Оснащение: карта, компьютерная презентация

Ход урока :

I. Повторение

Задание: Ответьте на вопросы

1. Назовите историков древности.

2. В чем особенности исторических описаний древности?

3. Назовите особенности изучения истории в период Средневековья.

4. Что такое исторический источник?

5. Перечислите виды исторических источников.

6. Назовите известные вам теории исторического развития. Назовите их авторов.

7. Перечислите периоды мировой истории.

II. Изучение нового материала

Почему необходимо знать историю первобытного общества?

Множество явлений современной человеческой жизни возникло или стало возникать в седой древности первобытного общества. Жилища, одежда, брак и семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религия, земледелие и скотоводство, основы обработки материалов – чтобы разобраться во всем этом часто приходится обращаться к истокам. В этом заключается познавательное значение первобытной истории.

Первобытная история имеет также и большое мировоззренческое значение . Как появился человек на Земле: в результате эволюции органической природы или божественным промыслом? А может человеческая природа имеет инопланетное происхождение? Каково происхождение человеческих рас? Дает ли оно основания для расистских идей об их неравноценности? Является ли человек от природы коллективным существом? Как и когда возникли частная собственность, неравенство и государство?

Знание первобытной истории имеет и практическое значение . Ведь многие народы Азии, Африки, Латинской Америки, Океании еще совсем недавно находились или продолжают находиться на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Черты и остатки этого строя в их жизни требуют анализа, оценки, учета, и историческая наука не стоит от этого в стороне.

Периодизация первобытной истории

Существует несколько видов периодизации первобытной истории. Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда и материалов, из которых они изготавливались. Основные этапы: (слайд 2)

Следует отметить, что датировки очень приблизительны, и разные исследователи предлагают свои варианты. К тому же, надо помнить, что в разных регионах эти этапы наступали в разное время.

Геологическая периодизация

История Земли делится на четыре эры. Последняя эра – кайнозойская . Она делится на третичный (начался 69 млн. лет назад), четвертичный (начался 1 млн. лет назад) и современный (начался 14 тыс. лет назад) периоды.

Четвертичный период разделяют на эоплейстоцен (доледниковый период), плейстоцен (ледниковый период) и голоцен (послеледниковый период). (слайд 3)

Антропологическая периодизация

Современный человек образует собой вид sapiens (лат. – разумный) рода Homo (лат. – человек), относящийся к семейству гоминид (людей) отряда приматов .

Далеким предком человека считается группа человекообразных приматов, получивших название – дриопитеков (древесные обезьяны).

    Процесс формирования дриопитеков начался 25 млн. лет назад в тропических и экваториальных районах Африки и Азии. Они напоминали современных павианов и шимпанзе.

    Затем, 5 – 6 млн. лет назад, здесь же появились австралопитеки «обезьянолюди» , которые представляли собой переходную форму от дриопитеков к древнейшим людям – архантропам. Австралопитеки отличались относительно большим объёмом мозга (550 – 600 куб. см.) (слайд 4)

    Архантропы (древнейшие люди) Homo habilis (лат. – человек умелый ), появились около 600 – 500 тыс. лет назад. Это питекантроп (останки которого были найдены на острове Ява) объём мозга около 900 куб. см., синантроп (найден в Китае) объём мозга около 1050 куб. см. Однако находка английского антрополога и археолога Луиса Лики, сделанная им в Кении, в Олдувайском ущелье доказала, что древнейший человек появился уже около 2,5 млн. лет назад, т.е. архантропы долгое время благополучно уживались с австралопитеками. Кроме того было доказано, что прародиной человека была Африка. Именно останкам человека, найденного в Олдувее дали видовое название Homo habilis . С течением времени Homo habilis трансформировался в Homo erectus ( человека выпрямленного или прямоходящего ). (слайд 5 -6)

    Это стало новой ступенью человеческой эволюции. 300 – 250 тыс. лет назад архантропов постепенно сменили палеоантропы (древние люди) - Homo erectus ( неандертальцы – объём мозга 1200 – 1600 куб. см. , кроманьонцы ). (слайд 7)

    Около 100 тыс. лет назад климат Земли стал меняться. Температура существенно понизилась. С каждым столетием холодный климат распространялся все дальше и дальше вглубь континента. Постепенно территорию Европы покрыл огромный ледник. Вместе с изменением климата менялся растительный и животный мир планеты. Многие виды флоры и фауны навсегда исчезли. Лишь немногим существам удалось приспособиться к новым условиям существования.) Суровый климат заставил и первобытных людей приспосабливаться и бороться за свое выживание . (слайд 8)

45 – 40 тыс. лет назад палеоантропов окончательно сменили неоантропы – Homo sapiens

(человек разумный) – объём мозга 1400 – 1500 куб. см. , к которым относятся

современные люди. (слайд 9)

Рассмотренный выше процесс – процесс формирования человека от антропоидных предков до человека современного – называется антропогенезом . (слайд 10)

Антропогенез - процесс формирования человека от антропоидных предков до человека современного

Расселение людей и образование рас

На последнем этапе антропогенеза происходит расогенез формирование человеческих рас. Этот процесс связан с расселением человека и приспособлением его к природно-климатическим условиям различных регионов Земли.

Первоначальная территория возникновения человека находилась в пределах экваториального и тропического поясов Африки и Азии, отсюда началось его расселение по Земле.

Люди расселились по всему Африканскому континенту. Около 1 млн. лет назад архантропы продвинулись в северные районы и достигли умеренного пояса Европы. Их потомки – палеоантропы – расселились уже на большей части Европы.

В Азии основные ареалы зарождения первобытных людей находились в пределах Зондских островов, Индии, Китая.

Какие точки зрения существуют относительно заселения Америки и Австралии?

1) Население Америки и Австралии автохтонно , т.е. является коренным, первоначальным населением.

2) Люди пришли в Америку и в Австралию из Азии . Причем пришли, видимо, по суше . Поскольку уровень Мирового океана был тогда ниже, то на месте Берингова пролива существовал перешеек суши. А Австралия, острова Малайского и Зондского архипелагов и остров Тасмания могли составлять единое целое с материком. Понижение уровня Мирового океана примерно на 100 м. было связано с тем, что большое количество влаги было законсервировано в ледниках. Это привело к осушению морских мелководий и появлению сухопутных переходов между материками.

3) Первые две версии возникли потому, что долгое время считалось, что первобытные люди не могли на своих несовершенных лодках и плотах преодолеть огромные водные пространства, отделяющие Америку, Австралию и Океанию от Евразии. Но путешественник Тур Хейердал смог на самодельном плоту переплыть пространство Тихого океана и выдвинул версию, что первобытные люди могли попасть в Америку не только по суше, но и переплыв океан.

Можно утверждать, что к концу палеолита все материки, кроме Антарктиды были заселены людьми. Приспособившись к экстремальным условиям существования, человек стал обитать во всех природных зонах. В ходе приспособления человека к среде обитания постепенно начали появляться морфологические и физиологические различия между обитателями различных регионов Земного шара. Так появились три большие группы рас, которые практически без изменений сохранились до настоящего времени.

Время формирования человеческих рас, также как и формирования человека современного типа относится к позднему палеолиту .

Большое значение в процессе расообразования имело смешение рас, в результате чего стали формироваться переходные промежуточные расовые типы.

Неолитическая революция

(слайд 11 - 14)

Однако дальнейшее совершенствование орудий охоты вело к истреблению многих видов животных, сокращению их поголовья. В результате первобытному человеку грозили голод и вымирание. Такое положение, сложившееся к началу X тыс. до н.э. учёные называют первым кризисом развития цивилизации .

Это вынуждало человека к поиску выхода из кризиса – люди стали переходить на новый уровень развития, который сопровождался уже осознанным воздействием на окружающую природную среду и её преобразованием.

Так люди заметили, что разведение животных в неволе может оказаться намного продуктивнее и безопаснее, чем охота на их диких сородичей. Это наблюдение положило начало развитию скотоводства.

То же самое происходило и с земледелием. Со временем, путём наблюдений и опыта, люди пришли к пониманию того, что семена собранных диких растений можно посеять вблизи поселения и получить урожай гораздо больший, чем сбор растений путём собирательства. Так возникло:

1-е разделение труда: разделение на земледельцев и скотоводов.

Однако не нужно думать, что переход от присваивающего к производящему хозяйству был делом простым, быстрым и повсеместным.

Развитие скотоводства и земледелия происходило лишь в благоприятных к тому природных условиях. К тому же потребовались тысячелетия для возникновения пород полностью одомашненных животных, которые бы полностью отличались от своих диких предков; для окультуривания растений.

Развитие земледелия приводило к осёдлости, а увеличение производительности труда способствовало тому, что община постепенно разрасталась. В Передней Азии и на Ближнем Востоке появляются первые большие поселения, а затем и города.

Поистине революционные изменения произошли вследствие освоения металлов. Люди осваивают первый сплав из меди и олова – бронзу. В V – IV тысячелетиях до н.э. развились ткачество и гончарное дело, появились лодки и первые колёсные повозки, приводимые в движение тягловыми животными (лошадьми, ослами, волами). Человек осуществил: второе разделение труда.

2-е разделение труда: выделение ремесла, как отдельной отрасли производящей экономики.

(слайд 15)

Неолитическая революция переход от примитивной (присваивающей) экономики охотников и

собирателей к производящей экономике, основанной на земледелии

и скотоводстве.

(слайд 16-17)

Задание : Заполните таблицу

КАМЕННЫЙ ВЕК

ПАЛЕОЛИТ

МЕЗОЛИТ

НЕОЛИТ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ

Ранний палеолит:

Средний палеолит:

300 – 40 тыс. лет до н.э.

10 тыс. лет до н.э.

10 – 4 тыс. лет до н.э.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Homo habilis (человек умелый):

Homo erectus

Homo sapiens

ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ОРУДИЯ

ТРУДА

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

КАМЕННЫЙ ВЕК

ПАЛЕОЛИТ

МЕЗОЛИТ

НЕОЛИТ

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ

Ранний палеолит:

2,5 млн. – 300 тыс. лет до н.э.

Средний палеолит:

300 – 40 тыс. лет до н.э.

Поздний палеолит: 40 – 10 тыс. лет до н.э.

10 тыс. лет до н.э.

10 – 4 тыс. лет до н.э.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Homo habilis (человек умелый):

Питекантроп, синантроп – архантропы (древнейшие люди)

Homo erectus (человек прямоходящий) – неандерталец (палеоантроп – древний человек)

Homo sapiens (человек разумный) – кроманьонец, человек современного типа

ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Присваивающий тип хозяйства: собирательство, загонная охота, начало овладения огнём и изготовления одежды

Присваивающий тип хозяйства: собирательство, индивидуальная охота, приручение животных

Производящий тип хозяйства (неолитическая революция): начало земледелия, скотоводства

ОРУДИЯ

ТРУДА

Примитивные: ручные рубила, скрёбла, деревянные копья с обожжёнными наконечниками, проколки

Лук и стрелы, составные орудия: топоры, гарпуны, копья с наконечниками

Совершенствование имеющихся орудий охоты, гончарный круг, ткацкий станок, свёрла, мотыга, серп

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Праобщина: коллективизм, равенство

Родовая община

Соседская община: имущественное неравенство, племенные вожди, сакрализация власти

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Мышление

Магические и погребальные ритуалы

Интеллект, развитая речь, магия: анимизм, тотемизм, магические изображения животных

Культ предков и вождей, культ матери-прародительницы

Домашнее задание: §4 -5, таблица

ОБЩЕПРИНЯТАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА Продолжительность более 2, 5 млн. лет, становление человека современного вида, родоплеменной строй, переход к земледелию и скотоводству, нет частной собственности и социального неравенства, возникновение искусства и религии III тыс. до н. э. - V век н. э. ДРЕВНИЙ МИР V век – конец XV века СРЕДНИЕ ВЕКА XVI – XIX века НОВОЕ ВРЕМЯ XX - начало XXI века НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Периодизация истории по Л. Моргану и Ж. Кондорсе ВАРВАРСТВО Земледелие скотоводство Возникновение частной собственности и социального неравенства ДИКОСТЬ Собирательство охота ГР ЕС С -1881) – американский этнограф и историк, создатель научной теории первобытного общества ПР О Льюис Морган (1818 ЦИВИЛИЗАЦИЯ Государство письменность города классовое общество Жан Кондорсе (1743 -1794)- французский философ, родоначальни к теории ПРОГРЕССА Прогресс – поступательное движение общества от низших ступеней к высшим

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД Человечество – это единое целое и развивается от низших ступеней к высшим по ступеням – формациям. Формация (от лат. Formatio – вид) – это общество на определенной ступени развития. В основе каждой формации лежит определенный способ производства материальных благ Коммунистическая формация – бесклассовое общество А) социализм «от каждого по способности, каждому – по труду) Б) коммунизм «от каждого по способности, каждому – по потребности Капиталистическая формация капиталисты (буржуазия) и пролетариат (наемные рабочие) : Феодальная формация: феодалы и с зависимые крестьяне ес гр Рабовладельческая формация: ро рабовладельцы и рабы Первобытнообщинная формация П К. Маркс «Революции – локомотивы истории»

Первобытная эпоха в истории человечества 2, 5 млн. л. н. – 5 тыс. л. н. ПЕРВОБЫТНОСТЬ ЦИВИЛИЗАЦИЯ Первобытными называют людей, живших до возникновения письменности, появления первых городов и государств

«В современной науке вопрос происхождения человека остается весьма дискуссионным» ЧЕЛОВЕК – это БИОСОЦИАЛЬНОЕ существо АНТРОПОГЕНЕЗ - часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens) Антропос – человек Генезис – происхождение АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ - термин, принятый для обозначения проблемы происхождения и эволюции человека, как вида в процессе формирования общества.

Какие существуют теории происхождения человека? ТЕОРИИ Религиозные теории (КРЕАЦИОНИЗМ) Человек создан БОГОМ Естественно-научные теории ЭВОЛЮЦИОНИЗМ Человек как биологический вид есть – результат ЭВОЛЮЦИИ Люди произошли от особого вида человекообразных обезьян Теория палеовизита ЧЕЛОВЕК прилетел из КОСМОСА Ни одна из этих теорий НЕ ИМЕЕТ полного научного подтверждения

Религиозная (креационная) теория Человек СОЗДАН БОГОМ Согласно Библии, человек создается в ТРИ этапа. Первый этап - это замысел Божий о человеке. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему. " Затем Бог приступает непосредственно к созданию человека. Он создает тело из земли и после, в готовое уже тело, вдыхает душу. ДУША - это бессмертная личность (сущность) человека. Смысл жизни – спасение души. «И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию Нашему…» Библия. Книга Бытия. 1 -26 2: 7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. ОБРАЗ БОЖИЙ– это качества, данные Богом человеку, отличающие его от всех других существ на земле - разум, речь, способность различать добро и зло и стремиться к добру ПОДОБИЕ БОГА – это то, к чему человек должен стремиться – стать подобным Богу – в любви, терпении и т. д.

Религиозная (креационная) теория Василий Великий - христианский богослов и философ IV в. Василий Родзянко (19151999) – епископ православ ной церкви в Америке Григорий Нисский –христианский богослов и философ IV в. Д. Сысоев «Летопись начала» А. Кураев «Школьное богословие» «Православие и эволюция»

Эволюционная теория Эволюция – естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся исчезновением и возникновением видов живых существ Человек – высшая ступень развития живых организмов на земле ТИП – хордовые КЛАСС – млекопитающие ОТРЯД – приматы СЕМЕЙСТВО – гоминиды РОД – люди ВИД – человек разумный HOMO SAPIENS

Основные факторы эволюции Чарльз Дарвин – основатель теории эволюции (дарвинизма) 1859 г. Происхождение видов путем естественного отбора» 1871 «Происхождение человека и половой подбор»: сходство и родство человека и человекообразных обезьян. Основные факторы эволюции – борьба за существование и естественный отбор (дарвинизм). Механизм эволюции – генетические мутации (неодарвинизм) Чарльз Дарвин 1809 -1882 «Естественный отбор может объяснить (точнее - описать, а не объяснить) вариативность в рамках популяции, но не может объяснить скачок из одного вида в другой. Поэтому в "Происхождении видов" Дарвин говорит о чем угодно, кроме самого происхождения видов» . А. Кураев «Православие и эволюция»

Происхождение разума объясняется действием природных законов эволюционного развития Борьба за существование (видовая и межвидовая) и естественный отбор Появление речи, абстрактного мышления, НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ накопление знаний, совершенствование орудий труда Умение изготавливать орудия труда – основное отличие человека от животных ЧЕЛОВЕК

«Труд сделал из обезьяны человека» Постепенное совершенствование орудий труда способствовало развитию речи и мышления Фридрих Энгельс (1820 -1895) – немецкий философ, автор работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

Вопросы 1. 2. 3. 4. 5. Что такое антропогенез и антропосоциогенез? Почему человек – это биосоциальное существо? Какие существуют теории происхождения человека? В чем суть креационной теории? Кто является автором теории эволюции? Какие факторы способствовали выделению человека из мира природы? Что означает выражение «труд сделал из обезьяны человека» ?

Основные этапы развития человека. Предки человека Кроманьонец 40 тыс. лет назад Неандерталец Человек 600 -35 тыс. л. н. Австралопитек умелый прямоходящий (южная обезьяна) 4 млн. лет назад Палки и острые камни 2, 5 млн. лет ПИТЕКАНТРОП назад 1 млн. лет назад Грубо обработанные камни 100 тыс. л. н. 200 -300– тыс. л. н. ПАЛЕОЛИТ (палео –древний, литос – камень) – древнекаменный век НЕОЛИТ X тыс. л. н. МЕЗОЛИТ XХ -X тыс. л. н.

Периодизация первобытной эпохи ЭНЕОЛИТ меднокаменный век НЕОЛИТ – X- IX тыс. л. н. МЕЗОЛИТ ХХ-Х тыс. л. н. ПАЛЕОЛИТ 2, 5 млн. л. н. - XII тыс. л. н. Нижний, средний, верхний Грубые (нешлифованные) каменные орудия труда Родовая община собирательство, охота, рыболовство Человеческое стадо

Расы РАСЫ - это исторически сложившиеся группировки (группы популяций) людей внутри вида Homo sapiens. ЕВРОПЕОИДНАЯ МОНГОЛОИДНАЯ НЕГРОИДНАЯ ОКЕАНИЧЕСКАЯ Расы отличаются друг от друга второстепенными физическими особенностями - цветом кожи, пропорциями тела, разрезом глаз, структурой волос и т. д.

Вопросы 1. 2. 3. 4. 5. Какие регионы являются прародиной человечества? В чем главное отличие древнейших людей от животных? Назовите человекоподобных предков людей. Что такое палеолит, мезолит и неолит? Какие достижения человека в эпоху раннего палеолита позволили ему выжить в условиях ледникового периода? Что такое расы?

Человек осваивает планету МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л. н.) – изменение природных условий, ледник отступает, становятся доступными для заселения новые территории 25 тыс. л. н. 20 тыс. л. н.

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л. н.) – возникновение искусства и религии Что такое РЕЛИГИЯ и почему она возникла? Религия – вера в существование высших сил и поклонение им Религия возникла из страха первобытных людей перед силами природы Религия – это важнейшая духовная потребность человека «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Блаженный Августин)

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л. н.) – возникновение искусства и религии ПЕРВОБЫТНЫЕ (архаичные) РЕЛИГИИ 1) АНИМИЗМ – вера в душу и духов 2)ФЕТИШИЗМ Похоронный обряд 3) ТОТЕМИЗМ 4) МАГИЯ Магический обряд

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л. н.) – возникновение искусства и религии Считалось, что некоторые люди обладают большими способностями общаться с высшими силами, духами. Жрецы (шаманы, колдуны) играли большую роль в жизни первобытных племен

Искусство и религия МЕЗОЛИТ (XХ -X тыс. л. н.) – возникновение искусства и религии Палеолитические Венеры

Вопросы На каком этапе первобытной истории происходило расселение человека по континентам планеты? 2. Что такое религия? Как ученые объясняют ее появление? 3. Когда в человеческом обществе зарождается религия и искусство? Какая связь существует между ними? 4. Назовите первобытные формы религии. 1.

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 10 тыс. л. н. Переход от примитивного ПРИСВАИВАЮЩЕГО хозяйства к ПРОИЗВОДЯЩЕМУ хозяйству, основанному на скотоводстве и земледелии

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Переход от примитивного ПРИСВАИВАЮЩЕГО хозяйства к ПРОИЗВОДЯЩЕМУ хозяйству, основанному на скотоводстве и земледелии ПРИЧИНЫ 1. Потепление климата 2. Исчезновение крупных животных (мамонтов) 3. Рост численности населения 4. Усовершенствование орудий труда и оружия 5. Истребление многих видов животных ПОСЛЕДСТВИЯ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Возникновение земледелия и скотоводства Отделение ремесла от сельского хозяйства Появление обмена и торговли Переход о матриархата к патриархату Появление собственности Переход от родовой общины к соседской Усиление неравенства Создание предпосылок для возникновения ГОСУДАРСТВ Какое значение имела неолитическая революция?