Тургенев семья писателя. Тургенев иван сергеевич

Литературные критики утверждают, что созданная классиком художественная система изменила поэтику романа второй половины XIX века. Иван Тургенев первым почувствовал появление «нового человека» – шестидесятника - и показал его в своем сочинении «Отцы и дети». Благодаря писателю-реалисту в русском языке родился термин «нигилист». Иван Сергеевич ввел в обиход образ соотечественницы, получивший определение «тургеневская девушка».

Детство и юность

Родился один из столпов классической русской литературы в Орле, в старинной дворянской семье. Детство Ивана Сергеевича прошло в материнском имении Спасское-Лутовиново неподалеку от Мценска. Он стал вторым сыном из трёх, родившихся у Варвары Лутовиновой и Сергея Тургенева.

Семейная жизнь родителей не сложилась. Отец, прокутивший состояние красавец-кавалергард, по расчету женился на не красавице, но состоятельной девушке Варваре, которая была старше его на 6 лет. Когда Ивану Тургеневу исполнилось 12, отец покинул семью, оставив на попечение супруги троих детей. Спустя 4 года Сергей Николаевич умер. Вскоре скончался от эпилепсии младший сын Сергей.


Николаю и Ивану пришлось несладко - у матери был деспотический характер. Умная и образованная женщина хлебнула в детстве и юности немало горя. Отец Варвары Лутовиновой умер, когда дочь была ребенком. Мать, вздорная и деспотичная барыня, образ которой читатели увидели в рассказе Тургенева «Смерть», вышла замуж повторно. Отчим пил и не стеснялся бить и унижать падчерицу. Не лучшим образом обращалась с дочерью и мать. Из-за жестокости матери и побоев отчима девушка сбежала к родному дяде, оставившему племяннице после смерти в наследство 5 тысяч крепостных.


Не знавшая в детстве ласки мать хотя и любила детей, особенно Ваню, но обращалась с ними так же, как с ней в детстве обращались родители - сыновьям навсегда запомнилась тяжелая матушкина рука. Несмотря на вздорный нрав, Варвара Петровна была женщиной образованной. С домашними она разговаривала исключительно на французском языке, требуя того же от Ивана и Николая. В Спасском хранилась богатая библиотека, состоящая в основном из французских книг.


Иван Тургенев в возрасте 7 лет

Когда Ивану Тургеневу исполнилось 9, семья переехала в столицу, в дом на Неглинке. Мама много читала и привила детям любовь к литературе. Предпочитая французских писателей, Лутовинова-Тургенева следила за литературными новинками, дружила с и Михаилом Загоскиным. Варвара Петровна досконально знала творчество , и цитировала их в переписке с сыном.

Образованием Ивана Тургенева занимались гувернеры из Германии и Франции, на которых помещица не жалела денег. Богатство русской литературы будущему писателю открыл крепостной камердинер Федор Лобанов, ставший прототипом героя рассказа «Пунин и Бабурин».


После переезда в Москву Ивана Тургенева определили в пансион Ивана Краузе. Дома и в частных пансионах юный барин прошел курс средней школы, в 15 лет он стал студентом столичного университета. На факультете словесности Иван Тургенев проучился курс, затем перевелся в Петербург, где получил университетское образование на историко-философском факультете.

В студенческие годы Тургенев переводил стихи и лорда и мечтал стать поэтом.


Получив диплом в 1838 году, Иван Тургенев продолжил образование в Германии. В Берлине прослушал курс университетских лекций по философии и филологии, писал стихи. После рождественских каникул в России Тургенев на полгода отправился в Италию, откуда вернулся в Берлин.

Весной 1841-го Иван Тургенев прибыл в Россию и через год сдал экзамены, получив магистерскую степень по философии в Петербургском университете. В 1843-м поступил на должность в Министерство внутренних дел, но любовь к писательству и литературе перевесила.

Литература

Впервые Иван Тургенев выступил в печати в 1836 году, опубликовав рецензию на книгу Андрея Муравьева «Путешествие к святым местам». Спустя год написал и опубликовал поэмы «Штиль на море», «Фантасмагория в лунную ночь» и «Сон».


Известность пришла в 1843-м, когда Иван Сергеевич сочинил поэму «Параша», одобренную Виссарионом Белинским. Вскоре Тургенев и Белинский сблизились так, что молодой литератор стал крестным отцом сына известного критика. Сближение с Белинским и Николаем Некрасовым повлияли на творческую биографию Ивана Тургенева: писатель окончательно распрощался с жанром романтизма, что стало очевидным после публикации поэмы «Помещик» и повестей «Андрей Колосов», «Три портрета» и «Бретер».

В Россию Иван Тургенев вернулся в 1850-м. Жил то в родовом имении, то в Москве, то в Петербурге, где писал пьесы, которые успешно шли в театрах двух столиц.


В 1852 году не стало Николая Гоголя. Иван Тургенев отозвался на трагическое событие некрологом, но в Петербурге, по повелению председателя цензурного комитета Алексея Мусина-Пушкина, его отказались публиковать. Осмелилась поместить заметку Тургенева газета «Московские ведомости». Цензор не простил ослушания. Мусин-Пушкин называл Гоголя «лакейским писателем», не достойным упоминания в обществе, к тому же разглядел в некрологе намек на нарушение негласного запрета – не вспоминать в открытой прессе погибших на дуэли Александра Пушкина и .

Цензор написал донесение императору . Иван Сергеевич, находившийся под подозрением из-за частых поездок за границу, общения с Белинским и Герценом, радикальных взглядов на крепостничество, навлек на себя еще больший гнев властей.


Иван Тургенев с коллегами по "Современнику"

В апреле того же года писателя на месяц посадили под стражу, а потом отправили под домашний арест в имении. Полтора года Иван Тургенев безвыездно пребывал в Спасском, 3 года он не имел права покидать страну.

Опасения Тургенева насчет запрета цензуры на выпуск «Записок охотника» отдельной книгой не оправдались: сборник рассказов, ранее печатавшийся в «Современнике», вышел. За позволение печатать книгу уволили чиновника Владимира Львова, служившего в цензурном ведомстве. В цикл вошли рассказы «Бежин луг», «Бирюк», «Певцы», «Уездный лекарь». По отдельности новеллы не представляли опасности, но, собранные вместе, носили антикрепостнический характер.


Сборник рассказов Ивана Тургенева "Записки охотника"

Иван Тургенев писал и для взрослых, и для детей. Маленьким читателям прозаик подарил сказки и рассказы-наблюдения «Воробей», «Собака» и «Голуби», написанные богатым языком.

В деревенском уединении классик сочинил рассказ «Муму», а также ставшие событием в культурной жизни России романы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым».

За границу Иван Тургенев отбыл летом 1856 года. Зимой в Париже завершил мрачную повесть «Поездка в Полесье». В Германии в 1857-м написал «Асю» – повесть, переведенную при жизни писателя на европейские языки. Прототипом Аси, рожденной вне брака дочери барина и крестьянки, критики считают дочь Тургенева Полину Брюэр и незаконнорожденную единоутробную сестру Варвару Житову.


Роман Ивана Тургенева "Рудин"

За границей Иван Тургенев пристально следил за культурной жизнью России, вел переписку с писателями, оставшимися в стране, общался с эмигрантами. Коллеги считали прозаика противоречивой личностью. После идейного расхождения с редакцией «Современника», ставшего рупором революционной демократии, Тургенев порвал с журналом. Но, узнав о временном запрете «Современника», высказался в его защиту.

В период жизни Западе, Иван Сергеевич вступил в долгие конфликты с Львом Толстым, Федором Достоевским и Николаем Некрасовым. После выхода романа «Отцы и дети» он поссорился с литературной общественностью, называвшейся прогрессивной.


Иван Тургенев первым из российских писателей получил признание в Европе как романист. Во Франции он сблизился с писателями-реалистами , братьями Гонкурами, и Гюставом Флобером, ставшим ему близким другом.

Весной 1879 года Тургенев приехал в Петербург, где молодежь встретила его как кумира. Восторг от визита знаменитого писателя не разделяли власти, дав Ивану Сергеевичу понять, что длительное пребывание литератора в городе нежелательно.


Летом того же года Иван Тургенев побывал в Британии - в Оксфордском университете русскому прозаику дали звание почетного доктора.

В предпоследний раз Тургенев приехал в Россию в 1880 году. В Москве он присутствовал на открытии памятника Александру Пушкину, которого считал великим учителем. Русский язык классик называл поддержкой и опорой «во дни тягостных раздумий» о судьбе родины.

Личная жизнь

Роковую женщину, ставшую любовью всей жизни писателя, Генрих Гейне сравнил с пейзажем, «одновременно чудовищным и экзотическим». У испано-французской певицы Полины Виардо, невысокой и сутулящейся женщины, были крупные мужские черты лица, большой рот и глаза навыкате. Но когда Полина пела, она сказочно преображалась. В такой момент Тургенев увидел певицу и влюбился на всю жизнь, на 40 оставшихся лет.


Личная жизнь прозаика до встречи с Виардо была похожа на американские горки. Первая любовь, о которой Иван Тургенев с горестью поведал в одноименном рассказе, больно ранила 15-летнего юношу. Он влюбился в соседку Катеньку, дочь княгини Шаховской. Какое же разочарование постигло Ивана, когда он узнал, что его «чистая и непорочная» Катя, пленявшая детской непосредственностью и девичьим румянцем, – любовница отца, Сергея Николаевича, прожженного ловеласа.

Юноша разочаровался в «благородных» девицах и обратил взоры на девушек простых – крепостных крестьянок. Одна из нетребовательных красавиц – белошвейка Авдотья Иванова – родила Ивану Тургеневу дочь Пелагею. Но, путешествуя по Европе, писатель встретил Виардо, и Авдотья осталась в прошлом.


Иван Сергеевич познакомился с мужем певицы, Луи, и стал вхож в их дом. Современники Тургенева, друзья писателя и биографы разошлись во мнениях об этом союзе. Одни называют его возвышенным и платоническим, другие говорят о немалых суммах, которые оставлял российский помещик в доме Полины и Луи. Муж Виардо сквозь пальцы смотрел на связь Тургенева с женой и позволял месяцами жить в их доме. Есть мнение, что биологический отец Поля, сына Полины и Луи, – Иван Тургенев.

Матушка писателя не одобряла связи и мечтала, что любимый отпрыск остепенится, женится на молодой дворянке и подарит законных внуков. Пелагею Варвара Петровна не жаловала, видела в ней крепостную. Иван Сергеевич любил и жалел дочь.


Полина Виардо, слушая об издевательствах деспотичной бабушки, прониклась сочувствием к девочке и взяла ее в свой дом. Пелагея превратилась в Полинет и росла вместе с детьми Виардо. Справедливости ради стоит отметить, что Пелагея-Полинет Тургенева не разделяла отцовской любви к Виардо, считая, что женщина украла у нее внимание родного человека.

Охлаждение в отношениях Тургенева и Виардо наступило после трехлетней разлуки, случившейся из-за домашнего ареста писателя. Попытки забыть роковую страсть Иван Тургенев предпринимал дважды. В 1854 году 36-летний литератор повстречал юную красавицу Ольгу, дочь кузена. Но когда на горизонте забрезжила свадьба, Иван Сергеевич затосковал по Полине. Не желая ломать жизнь 18-летней девушке, Тургенев признался в любви к Виардо.


Последняя попытка вырваться из объятий француженки случилась в 1879-м, когда Ивану Тургеневу исполнился 61 год. Актрису Марию Савину не испугала разница в возрасте – возлюбленный оказался в два раза старше. Но когда пара в 1882 году отправилась Париж, в жилище будущего супруга Маша увидела множество вещей и безделушек, напоминавших о сопернице, и поняла, что она лишняя.

Смерть

В 1882 году после расставания с Савиновой Иван Тургенев заболел. Доктора поставили неутешительный диагноз – рак костей позвоночника. Умирал писатель на чужбине долго и мучительно.


В 1883 году Тургенева прооперировали в Париже. Последние месяцы жизни Иван Тургенев был счастлив, насколько может быть счастливым измученный болью человек - рядом с ним находилась любимая женщина. После смерти она унаследовала имущество Тургенева.

Классик скончался 22 августа 1883 года. Его тело доставили в Петербург 27 сентября. Из Франции в Россию Ивана Тургенева сопровождала дочь Полины, Клаудиа Виардо. Похоронили писателя на петербургском Волковом кладбище.


Называвший Тургенева «бельмом на своем глазу», отреагировал на смерть «нигилиста» с облегчением.

Библиография

  • 1855 – «Рудин»
  • 1858 – «Дворянское гнездо»
  • 1860 – «Накануне»
  • 1862 – «Отцы и дети»
  • 1867 – «Дым»
  • 1877 – «Новь»
  • 1851-73 - «Записки охотника»
  • 1858 – «Ася»
  • 1860 – «Первая любовь»
  • 1872 – «Вешние воды»

(28. X.1818- 22.VIII.1883)

Прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, мемуарист, переводчик. Родился в семье Сергея Николаевича и Варвары Петровны Тургеневых. Отец, отставной кавалерийский офицер, происходил из старинного дворянского рода, мать – из малородовитой, но богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родительском имении Спасском-Лутовинове, близ г. Мценска Орловской губернии; первым его учителем был крепостной секретарь его матери Федор Лобанов. В 1827 г. Тургенев переехал с семьей в Москву, где продолжил свое образование в частных пансионах, затем под руководством московских педагогов Погорельского, Дубенского и Клюшникова, позднее известного поэта. К 14 годам Тургенев свободно говорил на трех иностранных языках и успел познакомиться с лучшими произведениями европейской и русской литературы. В 1833 г. он поступил в московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский, где окончил в 1837 г. словесное отделение философского факультета.

В студенческие годы Тургенев начал писать. Его первыми поэтическими опытами были переводы, небольшие поэмы, лирические стихотворения и драма “Стено” (1834), написанные в модном тогда романтическом духе. Среди университетских профессоров Тургенева выделялся Плетнев, один из близких друзей Пушкина, “наставник старого века… не ученый, но по-своему – мудрый”. Познакомившись с первыми произведениями Тургенева, Плетнев объяснил юному студенту их незрелость, но выделил и напечатал 2 наиболее удачных стихотворения, побуждая ученика продолжить занятия литературой.

Однако интересы Тургенева еще не были сосредоточены на литературном творчестве. Он считал недостаточным полученное им университетское образование. Весной 1838 г. Тургенев уехал за границу, его привлекал Берлинский университет. Овладев самыми свежими выводами современной философской науки, Тургенев в 1841 г. возвращается в Россию.

Первые 2 года на родине посвящены поискам будущего поприща. Сначала Тургенев мечтает о преподавании философии и сдает магистерские экзамены, давшие право на защиту диссертации и получение кафедры. Но путь к преподавательской деятельности оказывается закрытым в самом начале; надежды на восстановление кафедры философии в Московском университете, где Тургенев намеревался служить, нет. В конце 1842 г. Тургенев хлопочет о поступлении на службу в министерство внутренних дел, занимавшееся тогда изучением вопроса о возможности освобождения крестьян. Готовясь к будущей должности, он составляет записку “Несколько замечаний о русском хозяйстве и о русском крестьянине”, в котором пишет о необходимости серьезных перемен в хозяйственном и правовом положении крестьянского сословия. В 1843 г. Тургенев был зачислен в канцелярию министра, но вскоре разуверился в своих надеждах, потерял всякий интерес к службе и через два года вышел в отставку.

В том же году публикуется поэма Тургенева “Параша”, а чуть позже – сочувственный отзыв о ней Белинского. Эти события решили судьбу Тургенева: отныне литература становится для него главным делом жизни.

Влияние Белинского во многом определило становление общественной и творческой позиции Тургенева, Белинский помог ему встать на путь реализма. Но путь этот поначалу оказывается трудным. Молодой Тургенев пробует себя в самых разных жанрах: лирические стихотворения чередуются с критическими статьями, вслед за “Парашей” появляются стихотворные поэмы “Разговор” (1844), “Андрей” (1845),

“Помещик” (1845), но вслед за ними, почти с такой же регулярностью, пишутся прозаические повести и рассказы – “Андрей Колосов” (1844), “Три портрета” (1847). Кроме того, Тургенев пишет еще и пьесы – драматический очерк “Неосторожность” (1843) и комедию безденежье” (1846). Начинающий писатель ищет свой путь. В нем виден ученик Пушкина, Лермонтова, Гоголя, но ученик, близкий к творческой зрелости.

В 1843 г. Тургенев познакомился с гастролировавшей в Петербурге знаменитой французской певицей Полиной Виардо и полюбил ее. В 1845 г. он на время последовал за нею во Францию, а вначале 1847 г. уехал заграницу уже надолго. Отъезд вырвал Тургенев из привычной литературной и светской среды, новые условия жизни побудили его углубиться в себя и многое в себе переоценить. Он достигает настоящего профессионализма в своей писательской работе, его взгляды на искусство становятся более простыми и строгими.

В разлуке крепла любовь к Родине. В заграничном уединении пробуждались давние впечатления, сохранившиеся от детства или накопленные во время поездок на охоту в Спасское (летом и осенью 1846 г. Тургенев исходил с ружьем Орловскую, Курскую и Тульскую губернии). В памяти возникли картины деревенской и усадебной жизни, русские пейзажи, разговоры, встречи, бытовые сценки. Так зарождались “Записки охотника”, которые принесли Тургеневу широкую известность.

Еще перед отъездом писатель передал в журнал “Современник” очерк “Хорь и Калиныч”. Неожиданный успех очерка, опубликованного в начале 1847 г., навел Тургенева на мысль написать целый ряд других таких же. На протяжении пяти лет они появляются друг за другом на страницах “Современника”, а в 1852 г. автор выпускает их отдельным изданием.

Тургенев пишет ряд повестей о людях, “выломившихся” из социальной среды, к которой принадлежат по происхождению и воспитанию. Этой теме посвящены “Дневник лишнего человека” (1850), “Два приятеля” (1853), “Затишье” (1854), “Переписка” (1854), “Яков Пасынков” (1856). Герои этих повестей терпят неудачу в попытках заняться полезной деятельностью или найти личное счастье. Причиной драмы “Лишнего человека”Тургенев считал столкновение его духовных интересов и стремлений с отсталым российским общественным укладом. Тургенев долго не находит никаких оснований для надежды.

Перелом намечается в первом Тургеневском романе “Рудин” (1855), написанным в разгар проигранной Крымской войны. Тургенев пытается осмыслить, завершившуюся эпоху, выделив самое важное в ней. Проблему “Лишнего человека” он видит по-новому. Рудин, герой романа наделен ореолом пророческой исключительности. Характер Рудина предстает своеобразной загадкой русской общественной жизни.

В 1857 г. правительство объявило о своем намерении освободить крестьян от крепостной зависимости. Тургенев летом 1858 г. возвратился в Россию из Европы и сразу окунулся в атмосферу общественного оживления. Он стал сотрудником Герцена, журнала “Колокол” и “Современник”. В 1858 г. он пишет повесть “Ася”. Круг философских проблем отразился в его повестях “Фауст” (1856), “Поездка в Полесье” (1853 – 1857). Одной из главных примет времени для Тургенева является процесс внутреннего освобождения личности. Тургенев все чаще обращается к мыслям о неповторимости человеческой индивидуальности и поискам нравственной опоры. В лирико-философских повестях 50-ых годов созревает мысль о спасительности “цепей долга”, о самоотречении. Мысль эта получает широкое социально-историческое обоснование в романе “Дворянское гнездо” (1858).

В 1860 г. Тургенев пишет роман “Накануне” которой вызвал бурную разноречивую реакцию. Тургенев явно хотел объединения общественных сил Росси.

Летом 1860 Тургенев составил проект программы “Общество для распространения грамотности первоначального образования, которое не получило отклика у общественности”. В феврале 1862 г. Тургенев печатает роман “Отцы и Дети”, где пытается показать русскому обществу трагический характер нараставших конфликтов. Бестолковость и беспомощность всех сословий перед лицом социального кризиса угрожает перерасти в разброд и хаос. На этом фоне развертывается спор о путях спасении России, который ведут герои, представляющие две основные партии русской интеллигенции. Программа либералов, защитником которой выступает Кирсанов, основана на высоких и благородных идеалах. Все осенено идеей прогресса, ведь речь идет о превращении России в подлинно цивилизованную страну. Идеалы этих людей безнадежно далеки от реальности, им не спасти страну от катастрофы.

Либералам противопоставлен “Нигилист Базаров”, в котором читатель без труда узнавал выразителя идей и настроения революционной молодежи. Базаров выражает эти идеи в самой крайней форме, провозглашает идею “Полного и беспощадного отрицания”. По его мнению, мир должен быть разрушен до основания. Он категорично отрицает любовь, поэзию, музыку, семейные связи, долг, право, обязанность. Философия Базарова это жесткая логика жизни – борьбы. Базаров – это человек действительно новой формации, дерзкий, сильный, органически не способный к иллюзиям и компромиссам, достигший полной внутренний свободы, готовый идти к своей цели ни с чем не считаясь. Тургенев признает, что роль “Передового класса” переходит от дворянской интеллигенции к разночинцам. Тургенев в романе показывает нарушение нормальной преемственности поколений: дети отказываются от наследия отцов, теряя связь с прошлым, с корнями своего бытия, отцы утрачивают естественную для их роли любовь к идущим на смену, старость и молодость перестают уравновешивать друг друга в общем течении жизни. Тема разобщенности поколений приобретает в “Отцах и детях” небывалую глубину, рождает мысль о возможно разрыве “связи времен”, о разрушительном проникновении общественных противоречий в основании самой жизни. Идеал национального единства оставался главным для Тургенева во время работы над романом. Критика не приняла роман. Обиженный и разочарованный Тургенев уехал за границу и долго не писал. В 60-ых годах опубликовал небольшую повесть призраки (1864) и этюд “Довольно” (1865), где звучали грустные мысли об эфемерности всех человеческих ценностях. Почти 20 лет прожил он в Париже и Баден-Бадене интересуясь всем, что происходило в России.

В 1867 г. завершает работу над романом “Дым”. Роман наполняется сатирическими и публицистическими мотивами. Главным объединяющим началом становится символический образ “Дыма”. Перед читателем жизнь потерявшая внутреннюю связь и цель.

Весной 1882 г. обнаружились первые признаки тяжелой болезни, которая оказалась для Тургенева смертельной. Но в моменты временного облегчения страданий писатель продолжил работать и за несколько месяцев до смерти издал первую часть “Стихотворений в прозе”. Этот цикл лирических миниатюр явился своеобразным прощанием Тургенева с жизнью, родиной и искусством. Последняя книга Тургенева собрала в себе главные темы и мотивы его творчества. Книгу открывало стихотворение в прозе “Деревня”, а завершал ее “Русский язык”, лирический гимн, исполненный веры Тургенева в великое предназначение своей страны: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя- как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”

Иван Сергеевич Тургенев - знаменитый русский прозаик, поэт, классик мировой литературы, драматург, критик, мемуарист и переводчик. Его перу принадлежит немало выдающихся произведений. О судьбе этого великого писателя и пойдет речь в данной статье.

Раннее детство

Биография Тургенева (краткая в нашем обзоре, но весьма насыщенная на самом деле) началась в 1818 году. Будущий писатель появился на свет 9 ноября в городе Орёл. Его папа - Сергей Николаевич - был боевым офицером кирасирского полка, но вскоре после рождения Ивана вышел в отставку. Мама мальчика - Варвара Петровна - являлась представительницей дворянского состоятельного семейства. Именно в фамильном имении этой властной женщины - Спасское-Лутовиново - прошли первые годы жизни Ивана. Несмотря на тяжелый несгибаемый нрав, Варвара Петровна была весьма просвещенным и образованным человеком. Она сумела привить своим детям (в семье, кроме Ивана, воспитывался его старший брат Николай) любовь к наукам и отечественной литературе.

Образование

Начальное образование будущий писатель получил дома. Чтобы оно могло продолжиться достойным образом, семья Тургеневых переехала в Москву. Здесь биография Тургенева (краткая) совершила новый виток: родители мальчика уехали за границу, и он содержался в различных пансионах. Сначала жил и воспитывался в заведении Вейденгаммера, затем - Краузе. В пятнадцать лет (в 1833 году) Иван поступил в Московский государственный университет на факультет словесности. После поступления старшего сына Николая в гвардейскую кавалерию семья Тургеневых перебралась в Санкт-Петербург. Здесь будущий писатель стал студентом местного университета и начал изучать философию. В 1837 году Иван окончил это учебное заведение.

Проба пера и дальнейшее образование

Творчество Тургенева для многих связано с написанием прозаических произведений. Однако Иван Сергеевич изначально планировал стать поэтом. В 1934 году он написал несколько лирических произведений, в том числе поэму «Стено», которую по достоинству оценил его наставник - П. А. Плетнев. За три последующих года юный литератор сочинил уже около сотни стихотворений. В 1838 году в знаменитом «Современнике» были опубликованы несколько его произведений («К Венере Медицейской», «Вечер»). Юный поэт чувствовал склонность к научной деятельности и в 1838 году отправился в Германию, чтобы продолжить образование в Берлинском университете. Здесь он изучал римскую и греческую литературу. Иван Сергеевич быстро проникся западноевропейским укладом жизни. Через год писатель ненадолго вернулся в Россию, однако уже в 1840 году вновь покинул родину и жил в Италии, Австрии и Германии. В Спасское-Лутовиново Тургенев возвратился в 1841 году, а через год обратился в Московский Государственный университет с просьбой позволить ему сдать экзамен на получение степени магистра по философии. Ему в этом было отказано.

Полина Виардо

Получить научную степень Ивану Сергеевичу удалось в Санкт-Петербургском университете, однако к тому времени он уже охладел к этому роду деятельности. В поисках достойного поприща в жизни в 1843 году писатель поступил на службу в министерскую канцелярию, однако его честолюбивые стремления и тут быстро угасли. В 1843 году писатель опубликовал поэму «Параша», которая произвела впечатление на В. Г. Белинского. Успех вдохновил Ивана Сергеевича, и он решил посвятить свою жизнь творчеству. В том же году биография Тургенева (краткая) ознаменовалась еще одним судьбоносным событием: писатель встретил выдающуюся французскую певицу Полину Виардо. Увидев красавицу в оперном театре Санкт-Петербурга, Иван Сергеевич решил с ней познакомится. Сначала девушка не обратила внимания на малоизвестного литератора, однако Тургенев был поражен очарованием певицы настолько, что отправился вслед за семьей Виардо в Париж. Много лет он сопровождал Полину в ее заграничных турне, несмотря на явное неодобрение своих родственников.

Расцвет творчества

В 1946 году Иван Сергеевич активно принимает участие в обновлении журнала «Современник». Он знакомится с Некрасовым, и тот становится его лучшим другом. В течение двух лет (1950-1952) писатель разрывается между зарубежьем и Россией. Творчество Тургенева в этот период стало набирать серьезные обороты. Цикл рассказов «Записки охотника» был практически полностью написан в Германии и прославил писателя на весь мир. В следующее десятилетие классиком был создан целый ряд выдающихся прозаических произведений: «Дворянское гнездо», «Рудин», «Отцы и дети», «Накануне». В этот же период Иван Сергеевич Тургенев поссорился с Некрасовым. Их полемика по поводу романа «Накануне» закончилась полным разрывом. Писатель уходит из «Современника» и уезжает за границу.

За рубежом

Жизнь Тургенева за границей началась в Баден-Бадене. Здесь Иван Сергеевич оказался в самом центре западноевропейской культурной жизни. Он начал поддерживать отношения со многими мировыми литературными знаменитостями: Гюго, Диккенсом, Мопассаном, Франсом, Теккереем и другими. Писатель активно пропагандировал русскую культуру за границей. Например, в 1874 году в Париже Иван Сергеевич вместе с Доде, Флобером, Гонкуром и Золя организовал в столичных ресторанах ставшие знаменитыми «холостяцкие обеды в пять». Характеристика Тургенева в этот период была весьма лестной: он превратился в самого популярного, известного и читаемого русского писателя в Европе. В 1878 году Ивана Сергеевича избирают вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже. С 1877 года писатель - почетный доктор Оксфордского университета.

Творчество последних лет

Биография Тургенева - краткая, но яркая - свидетельствует о том, что долгие годы, проведенные за границей, не отдалили писателя от российской жизни и ее насущных проблем. Он по-прежнему много пишет о своей Родине. Так, в 1867 году Иван Сергеевич написал роман «Дым», который вызвал масштабный общественный резонанс в России. В 1877 году писатель сочинил роман «Новь», ставший итогом его творческих размышлений в 1870-е годы.

Кончина

Впервые тяжелая болезнь, прервавшая жизнь писателя, дала о себе знать в 1882 году. Несмотря на сильные физические страдания, Иван Сергеевич продолжал творить. За несколько месяцев до его смерти вышла первая часть книги «Стихотворения в прозе». Великий писатель скончался в 1883 году, 3 сентября, в пригороде Парижа. Близкие исполнили волю Ивана Сергеевича и перевезли его тело на Родину. Классик был похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище. В последний путь его провожали многочисленные почитатели.

Такова биография Тургенева (краткая). Всю свою жизнь этот человек посвятил любимому делу и навсегда остался в памяти потомков как выдающийся писатель и знаменитый общественный деятель.

«Гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы», — так восторженно отозвался о Тургеневе его младший современник, французский писатель Ги де Мопассан.

Тургенев — один из крупнейших европейских писателей XIX в., яркий представитель «золотого века» русской прозы. При жизни он пользовался непререкаемым художественным авторитетом в России и был, пожалуй, самым известным русским писателем в Европе. Несмотря на долгие годы, проведенные за границей, все лучшее, что написано Тургеневым, — о России. Многие его произведения на протяжении десятилетий вызывали споры критиков и читателей, становились фактами острой идейно-эстетической борьбы. О Тургеневе писали его современники В.Г.Белинский, А.А.Григорьев, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин...

В дальнейшем отношение к тургеневскому творчеству стало более спокойным, на первый план вышли другие стороны его произведений: поэтичность, художественная гармония, философская проблематика, пристальное внимание писателя к «таинственным», необъяснимым явлениям жизни, проявившееся в его последних произведениях. Интерес к Тургеневу на рубеже XIX-XX вв. был преимущественно «историческим»: казалось, питавшаяся злобой дня, но гармонически уравновешенная, безоценочная, «объективная» проза Тургенева далека от взвинченного, дисгармоничного прозаического слова, культ которого утвердился в литературе началаXX в. Тургенев воспринимался как «старый», даже старомодный писатель,-певец «дворянских гнезд», любви, красоты и гармонии природы. Не Тургенев, а Достоевский и поздний Толстой дали эстетические ориентиры «новой» прозе. В течение многих десятилетий на произведения писателя наслаивались все новые и новые слои «хрестоматийного глянца», мешая увидеть в нем не иллюстратора борьбы «нигилистов» и «либералов», конфликта «отцов» и «детей», а одного из крупнейших художников слова, непревзойденного поэта в прозе.

Современный взгляд на творчество Тургенева, и прежде всего на изрядно потрепанный школьными «разборами» роман «Отцы и дети», должен учитывать его эстетическое кредо, особенно выразительно сформулированное в лирико-философском рассказе «Довольно» (1865): «Венера Милосская, пожалуй, несомненнее римского права или принципов 89-го года». Смысл этого высказывания прост: во всем можно усомниться, даже в самом «совершенном» своде законов и в «несомненных» требованиях свободы, равенства и братства, только авторитет искусства несокрушим — его не способны разрушить ни время, ни брань нигилистов. Именно искусству, а не идеологическим доктринам и направлениям честно служил Тургенев.

И.С.Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 г. в Орле. Его детские годы прошли в фамильном «дворянском гнезде» — имении Спасское-Лутовиново, находившемся недалеко от г. Мценска Орловской губ. В 1833 г. он поступил в Московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский университет, где учился на словесном отделении (окончил в 1837 г.). Весной 1838 г. выехал за границу для продолжения филологического и философского образования. В Берлинском университете с 1838 по 1841 г. Тургенев изучал философию Гегеля, слушал лекции по классической филологии и истории.

Самое важное событие в жизни Тургенева тех лет — сближение с молодыми русскими «гегельянцами»: Н.В.Станкевичем, М.А.Бакуниным, Т.Н.Грановским. Юный Тургенев, склонный к романтической философской рефлексии, в грандиозной философской системе Гегеля пытался найти ответы на «вечные» вопросы жизни. Интерес к философии соединился в нем со страстной жаждой творчества. Еще в Петербурге были написаны первые романтические стихотворения, отмеченные влиянием популярного во второй половине 1830-х гг. поэта В.Г.Бенедиктова, и драма «Стено». Как вспоминал Тургенев, в 1836 г. он плакал, читая стихотворения Бенедиктова, и только Белинский помог ему избавиться от чар этого «златоуста». Тургенев начинал как лирический поэт-романтик. Интерес к поэзии не угасал и в последующие десятилетия, когда прозаические жанры стали господствовать в его творчестве.

В творческом развитии Тургенева выделяются три крупных периода: 1) 1836-1847 гг.; 2) 1848-1861 гг.; 3) 1862-1883 гг.

1) Первый период (1836-1847) , начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участием писателя в деятельности «натуральной школы» и публикацией первых рассказов из «Записок охотника». В нем можно выделить два этапа: 1836-1842 гг. — годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля, и 1843-1847 гг. — время напряженных творческих поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития Тургенева было влияние В.Г.Белинского.

Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842-1844 г. Вернувшись в Россию, он попытался найти достойное жизненное поприще (два года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами. В начале 1843 г. состоялось знакомство с В.Г.Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма — «Параша», привлекшая внимание критика. Под влиянием Белинского Тургенев решил оставить службу и целиком посвятить себя литературе. В 1843 г. произошло и еще одно событие, во многом определившее судьбу Тургенева: знакомство с французской певицей Полиной Виардо, гастролировавшей в Петербурге. Любовь к этой женщине не только факт его биографии, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 г., когда он впервые приехал во Францию к П.Виардо, жизнь писателя была связана с ее семьей, с Францией, с кругом блестящих французских писателей второй половины XIX в. (Г.Флобер, Э.Золя, братья Гонкуры, позднее Г. де Мопассан).

В 1844-1847 гг. Тургенев — один из самых видных участников «натуральной школы», содружества молодых петербургских писателей-реалистов. Душой этого содружества был Белинский, внимательно следивший за творческим развитием начинающего писателя. Творческий диапазон Тургенева в 1840-е гг. очень широк: из-под его пера выходили и лирические стихотворения, и поэмы («Разговор», «Андрей», «Помещик»), и пьесы («Неосторожность», «Безденежье»), Но, пожалуй, самыми примечательными в творчестве Тургенева этих лет стали прозаические произведения — повести и рассказы «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер» и «Петушков». Постепенно определялось главное направление его литературной деятельности — проза.

2) Второй период (1848-1861) был, вероятно, самым счастливым для Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла, а каждое новое произведение воспринималось как художественный отклик на события общественной и идейной жизни России. Особенно заметные изменения в его творчестве произошли в середине 1850-х гг.: в 1855 г. был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие за ним повести «Фауст» и «Ася», романы «Дворянское гнездо» и «Накануне» упрочили славу Тургенева: его по праву считали крупнейшим писателем десятилетия (имя Ф.М.Достоевского, находившегося на каторге и в ссылке, было под запретом, творческий путь Л.Н.Толстого только начинался).

В начале 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал «Современник» (главный печатный орган «натуральной школы») свой первый «охотничий» рассказ-очерк «Хорь и Калиныч», навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г., когда писатель охотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Напечатанный в первой книжке журнала за 1847 г. в разделе «Смесь», этот рассказ открыл длинную серию публикаций тургеневских «Записок охотника» , растянувшуюся на пять лет.

Окрыленный успехом своих внешне непритязательных произведений, выдержанных в традициях «физиологического очерка», популярного среди молодых русских реалистов, писатель продолжил работу над «охотничьими» рассказами: 13 новых произведений (в том числе «Бурмистр», «Контора», «Два помещика») были написаны уже летом 1847 г. в Германии и во Франции. Однако два сильнейших потрясения, испытанные Тургеневым в 1848 г., затормозили работу: это были революционные события во Франции и Германии и смерть Белинского, которого Тургенев считал своим наставником и другом. Лишь в сентябре 1848 г. он вновь обратился к работе над «Записками охотника»: были созданы «Гамлет Щигровского уезда» и «Лес и степь». В конце 1850— начале 1851 г. цикл пополнился еще четырьмя рассказами (среди них такие шедевры, как «Певцы» и «Бежин луг»). Отдельное издание «Записок охотника», в которое вошли 22 рассказа, появилось в 1852 г.

«Записки охотника» — поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашел новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открывших неизведанный «материк» — жизнь русского крестьянства, но и выработал новые принципы повествования. В рассказах-очерках органично слились документальное и вымышленное, лирический автобиографизм и стремление к объективному художественному исследованию жизни деревенской России. Тургеневский цикл стал самым значительным «документом» о жизни русской деревни накануне крестьянской реформы 1861 г. Отметим основные художественные особенности «Записок охотника»:

— в книге нет единого сюжета, каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа всего цикла и отдельных рассказов — встречи, наблюдения и впечатления писателя-охотника. Географически точно обозначено место действия: северная часть Орловской губернии, южные районы Калужской и Рязанской губерний;

— беллетристические элементы сведены к минимуму, каждое событие имеет ряд событий-прототипов, образы героев рассказов — результат встреч Тургенева с реальными людьми — охотниками, крестьянами, помещиками;

— весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного и к природе, и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир глазами наблюдательного, заинтересованного исследователя;

— большинство произведений — социально-психологические очерки. Тургенева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психология людей, в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с другими людьми. Этим тургеневские произведения отличаются от «физиологических очерков» писателей «натуральной школы» и «этнографических» очерков В.И.Даля и Д.В.Григоровича.

Главное открытие Тургенева в «Записках охотника» — душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал как мир личностей, весомо дополнив давнее «открытие» сентименталиста Н.М.Карамзина: «и крестьянки любить умеют». Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым, это хорошо видно в сопоставлении героев «Записок...» с гоголевскими образами помещиков в «Мертвых душах». Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя — два слагаемых русской жизни, как бы застигнутой «врасплох» писателем-охотником.

В 1850-е гг. Тургенев — писатель круга «Современника», лучшего журнала того времени. Однако к концу десятилетия отчетливо проявились идейные различия между либералом Тургеневым и разночинцами-демократами, составлявшими ядро «Современника». Программные эстетические установки ведущих критиков и публицистов журнала — Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова — были несовместимы с эстетическими взглядами Тургенева. Он не признавал «утилитарного» подхода к искусству, поддерживал точку зрения представителей «эстетической» критики — А.В.Дружинина и В.П.Боткина. Резкое неприятие писателя вызвала программа «реальной критики», с позиций которой критики «Современника» интерпретировали его собственные произведения. Поводом к окончательному разрыву с журналом стала публикация, вопреки «ультиматуму» Тургенева, предъявленному редактору журнала Н.А.Некрасову, статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860), посвященной разбору романа «Накануне». Тургенев гордился тем, что его воспринимали как чуткого диагноста современной жизни, однако категорически отказывался от навязанной ему роли «иллюстратора», не мог равнодушно наблюдать, как его роман использовался для пропаганды совершенно чуждых ему взглядов. Разрыв Тургенева с журналом, в котором он напечатал лучшие свои произведения, стал неизбежным.

3) Третий период (1862-1883) начался двумя «ссорами» — с журналом «Современник», с которым Тургенев перестал сотрудничать в 1860-1861 гг., и с «молодым поколением», вызванной публикацией «Отцов и детей». Хлесткий и несправедливый разбор романа напечатал в «Современнике» критик М.А.Антонович. Полемика вокруг романа, не утихавшая несколько лет, воспринималась Тургеневым очень болезненно. Этим, в частности, обусловлено резкое снижение скорости работы над новыми романами: следующий роман —«Дым» — был опубликован только в 1867 г., а последний — «Новь» — в 1877 г.

Круг художественных интересов писателя в 1860-е-1870-е гг. изменился и расширился, его творчество стало «многослойным». В 1860-е гг. он вновь обратился к «Запискам охотника» и дополнил их новыми рассказами. Еще в начале десятилетия Тургенев поставил перед собой задачу увидеть в современной жизни не только «пену дней», уносимую временем, но и «вечное», общечеловеческое. В статье «Гамлет и Дон-Кихот» был поставлен вопрос о двух противоположных типах отношения к жизни. По его мнению, анализ «гамлетовского», рассудочного и скептического, мироощущения и «донкихотского», жертвенного, типа поведения — философская основа для более глубокого понимания современного человека. Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести их с «вечными» образами искусства. В повестях «Бригадир», «Степной король Лир», «Стук... стук... стук!...», «Пунин и Бабурин» Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу.

В мистически окрашенных «таинственных повестях» («Призраки», «История лейтенанта Ергунова», «После смерти (Клара Милич)» и др.) он размышлял над загадочными явлениями в жизни людей, необъяснимыми с позиций разума состояниями души. Лирико-философская тенденция творчества, обозначившаяся в рассказе «Довольно» (1865), в конце 1870-х гг. обрела новую жанрово-стилевую форму «стихотворений в прозе» — так Тургенев называл свои лирические миниатюры и фрагменты. За четыре года были написаны более 50 «стихотворений». Таким образом, Тургенев, начинавший как лирический поэт, в конце жизни вновь обратился к лирике, считая ее наиболее адекватной художественной формой, позволяющей выразить его самые сокровенные мысли и чувства.

Творческий путь Тургенева отразил общую тенденцию в развитии «высокого» реализма: от художественного исследования конкретных социальных явлений (повести и рассказы 1840-х гг., «Записки охотника») через глубокий анализ идеологии современного общества и психологии современников в романах 1850-х-1860-х гг. писатель шел к осмыслению философских основ человеческой жизни. Философская насыщенность произведений Тургенева второй половины 1860-х—начала 1880-х гг. позволяет считать его художником-мыслителем, близким по глубине постановки философских проблем к Достоевскому и Толстому. Пожалуй, главное, что отличает Тургенева от этих писателей-моралистов, — «пушкинское» отвращение к морализаторству и проповедничеству, нежелание создавать рецепты общественного и личного «спасения», навязывать свою веру другим людям.

Последние два десятилетия жизни Тургенев провел в основном за границей: в 1860-е гг. жил в Германии, на короткое время приезжая в Россию и во Францию, а с начала 1870-х гг. — во Франции вместе с семьей Полины и Луи Виардо. В эти годы Тургенев, пользовавшийся в Европе высочайшим художественным авторитетом, активно пропагандировал русскую литературу во Франции и французскую — в России. Только в конце 1870-х гг. он «помирился» с молодым поколением. Новые читатели Тургенева бурно чествовали его в 1879 г., сильное впечатление произвела его речь на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве (1880).

В 1882-1883 гг. тяжело больной Тургенев работал над своими «прощальными» произведениями — циклом «стихотворений в прозе». Первая часть книги была издана за несколько месяцев до его смерти, последовавшей 22 августа (3 сентября) 1883 г. в Бужи-вале, близ Парижа. Гроб с телом Тургенева отправили в Петербург, где 27 сентября состоялись грандиозные похороны: в них участвовало, по словам современников, около 150 тысяч человек.

Иван Сергеевич Тургенев

Тургенев Иван Сергеевич (28 октября 1818, Орел – 22 августа 1883, Буживаль, около Парижа, похоронен в Санкт-Петербурге) - русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1860 г. Из семьи офицера. Детские годы провел в имении матери – селе Спасское-Лутовиново Орловской губернии.

В 1833 г. поступил в Московский университет. В 1834 г. перешел в Петербургский университет на словесное отделение философского факультета (закончил кандидатом в 1837 г.). Его первое произведение – "Стена" (1834 г.), впервые опубликовано в 1913 г. – посвящено герою демонического склада. К середине 1830-х гг. относятся ранние опыты Тургенева. В 1836 г. впервые была опубликована его работа – рецензия на книгу А. Н. Муравьева "Путешествие по святым местам русским".

В 1838 г., в журнале "Современник" были опубликованы его первые стихи: "Вечер" и "К Венере Лидицейской".

В 1838 – 1840 гг., с перерывами, продолжает образование за границей. В Берлинском университете он занимается философией, древними языками, историей. В Берлине и Риме Тургенев сблизился со Станкевичем и Бакуниным . В 1842 г. – выдержал в Петербургском университете экзамен на степень магистра философии, в этом же году совершает поездку в Германию, по возвращении служит в Министерстве Внутренних Дел чиновником особых поручений (1842 – 1844 гг.). В конце 1842 г. знакомится с Белинским, вскоре Тургенев сблизился с его кружком, с санкт-петербургскими литераторами, в том числе – Герценом. Под их влиянием укрепился на антикрепостнических, западнических, антиславянофильских позициях. В 1843 г. познакомился с французской певицей Полиной Виардо , дружеские отношения с которой продолжались всю его жизнь, оставив глубокий след в творчестве Тургенева. Привязанность его к ней и объясняет долгое пребывание Тургенева заграницей.

В 1843 – 1846 гг. – выходят его поэмы, например, "Параша". В его произведениях содержится грустная ирония по отношению к героям, тоска о высоком, идеальном, героичном – основные их настроения. В прозаике, например, "Андрей Колосов" (1844 г.) и других – продолжал разработку выдвинутой романтизмом проблемы личности и общества. В это время Тургенев – автор и критических статей, рецензий.

В цикле рассказов "Записки охотника", 1847 – 1852, главном труде молодого писателя, оказавшем сильное влияние на развитие русской литературы и принесшем ему мировую известность, он показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, остающегося бесправным поэзию природы. Здесь Тургенев показал резкий контраст между "мертвыми душами" помещиков и высокими душевными качествами крестьян. С публикации этой работы в журнале "Современник" он начал сотрудничество с этим изданием. Публикуя там критические материалы, он занимает видное место в этом журнале. В его драматических трудах – жанровых сценах, например, в "Безденежье" (1846 г.) и других, в изображении "маленького" человека сказались традиции Гоголя и связь с психологической манерой Достоевского – в "Нахлебнике". В пьесах, например, "Где тонко, там и рвется" (1848 г.) и других – выражена характерная для него неудовлетворенность бездействием рефлектирующего дворянства, предощущение нового героя-разночинца. Тургенев высоко ценил Гоголя. Опубликование им по этому поводу некролога в феврале 1852 г. послужило предлогом для ареста и ссылки его под надзор полиции в село Спасское на 1,5 года. В этот период он пишет повесть "Муму" (опубликована в 1854 г.), также антикрепостнического содержания и другие труды.

В 1856 г. в "Современнике" появляется социально-психологический роман "Рудин" (1856 г.) как итог его раздумий о передовом герое современности. Роману предшествовали повести и рассказы, в которых он с разных сторон оценивал тип идеалиста 1840-х гг. Если, например, в повести "Два приятеля" (1854 г.) с неодобрением был дан портрет неустойчивого, рефлективного, то в рассказе "Дневник лишнего человека" (1850 г.) и других раскрывалась трагедия личности, мучительный разлад человека с миром и людьми. Точка зрения Тургенева на "лишнего человека" в "Рудине" двойственна: признавая значение рудинского "слова" в пробуждении сознания людей 1840-х гг., он отмечает недостаточность одной лишь правды высоких идей в условиях русской жизни 1850-х гг. В повестях "Ася" (1858 г.) и "Вешние воды" (1872 г.) им созданы образы уходящей дворянской культуры и новых героев эпохи – разночинцев и демократов, образы самоотверженных русских женщин. В романе "Дворянское гнездо" (1859 г.) автор остро поставил вопрос об исторических судьбах России. Эта работа – осознание ухода идеалиста 1840-х гг. с исторической сцены.

Своими трудами Тургенев вызвал в печати полемику о долге, самоотречении, эгоизме. В решении этих проблем между Тургеневым и революционными демократами наметилось расхождение, так как они считали нравственноцельным человеком, у которого нет противоречия между внутренними потребностями и общественным долгом. Чуткий к запросам времени, Тургенев в романе "Накануне" (1860 г.) выразил мысль о необходимости сознательно героической натуры. В ответ на опубликованные Некрасовым в "Современнике" критические статьи на свое творчество, Тургенев ушел из "Современника". В это время он стоял на либеральных позициях, не веря в необходимость революции. В романе "Отцы и дети" (1862 г.) он показал борьбу идейных направлений, идеализма и материализма, неизбежность и непримиримость столкновения старых и новых социально-политических сил. Современники остро отреагировали на появление романа. Консервативная печать обвиняла Тургенева в заискивании перед молодежью демократическая – упрекала в клевете на молодое поколение. После этого для Тургенева наступил период сомнений и разочарований. В этот момент, в споре с Герценом он отстаивает просветительские взгляды. Появляются повести, например, "Призраки" (1864 г.), исполненные грустных раздумий и пессимистичных настроений. Раздумья о народе и сути русского характера в повести "Степной король Лир" (1870 г.) приводят его к созданию романов "Дым" (1867 г.) и "Новь" (1877 г.) – Тургеневым затронута проблема начавшихся реформ в России, когда "новое принималось плохо, старое – всякую силу потеряло". Здесь изображена жизнь русских заграницей, народническое движение в России. Он не верит в успех "хождений в народ", но отдает дань уважения его участникам.

В стихотворениях этого времени, например, "Порог" и других, он прославляет подвиг самопожертвования во имя счастья народа. В 1870-е гг., живя в Париже, сблизился с лидерами народников – Лавровым, Степняком-Кравчинским и другими. Материально помогал народническому журналу "Вперед". В это время он пристально следит за развитием русского и французского искусства, входит в кружок крупнейших французских писателей того времени – Г. Флобера, Э. Золя, А. Доде, братьев Гонкур, где пользовался репутацией одного из крупнейших писателей-реалистов. Уже тогда Тургенев получил мировое признание, особенно его ценили в Скандинавии.

В 1878 г. он был избран вице-президентом Международного Литературного Конгресса в Париже. В 1879 г. Оксфордский университет присвоил ему степень доктора обычного права. Приезжая в 1879 – 1880 гг. в Россию, Тургенев участвовал в чтениях в пользу Общества любителей русской словесности, в том числе – выступал с речью о Пушкине. Либеральная Россия встретила его овациями. На склоне жизни создал лирико-философские "Стихотворения в прозе" (1882 г.). Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы. Заслуги его особенно велики в развитии русского романа.

Особое место у Тургенева занимали женские образы. В женской натуре, по его мнению, цельной, чуткой, бескомпромиссной, мечтательной и страстной – воплощено ожидание нового, героического. Поэтому он дает своим любимым героиням право суда над отдельными персонажами. В создании психологического и сатирического портретов он является последователем Пушкина и Гоголя. В СССР к творчеству Тургенева было проявлено повышенное внимание: его труды назначались обязательными к прочтению школьниками, на их темы назначались вступительные сочинения в вузы, по ним ставились театральные постановки и снимались фильмы; в Спасском-Лутовинове открыли его музей.

Использованы материалы сайта А.В. Квакина http://akvakin.narod.ru/