Краткая биография марка. Краткая биография марка твена, выдающегося американского писателя

Марк Твен (англ. Mark Twain, псевдоним, настоящее имя Samuel Langhorne Clemens - Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс; 1835-1910) - выдающийся американский писатель, сатирик, журналист и лектор. На пике карьеры он был, вероятно, самой популярной фигурой в Америке. Уильям Фолкнер писал, что он был «первым по-настоящему американским писателем, и все мы с тех пор - его наследники», а Эрнест Хемингуэй писал, что «вся современная американская литература вышла из одной книги Марка Твена, которая называется «Приключения Гекльберри Финна». Из русских писателей о Марке Твене особенно тепло отзывались Максим Горький и Александр Куприн.

Клеменс утверждал, что псевдоним «Марк Твен» (англ. Mark Twain) был взят им в юности из терминов речной навигации. Тогда он был помощником лоцмана на Миссисипи, а термином «марк твен» называли минимальную глубину, пригодную для прохождения речных судов (это 2 морских сажени, 365,76 см). Однако есть мнение, что в действительности этот псевдоним запомнился Клеменсу со времен его весёлых деньков на Западе. Там говорили «марк твен!», когда, выпив двойной виски, не хотели платить сразу, а просили бармена записать это на счёт. Какой из вариантов происхождения псевдонима правильный - неизвестно. Кроме «Марка Твена», Клеменс один раз в 1896 году подписался как «господин Луи де Конте» (фр. Sieur Louis de Conte).

Сэм Клеменс родился 30 ноября 1835 года в городе Флориде (штат Миссури, США). Он был третий из четырёх выживших детей Джона и Джейн Клеменс. Когда Сэм ещё был ребёнком, семья в поисках лучшей жизни переехала в город Ганнибал (там же, в Миссури). Именно этот город и его жители позже были описаны Марком Твеном в его знаменитых произведениях, особенно в «Приключениях Тома Сойера» (1876).

Отец Клеменса умер в 1847 году, оставив много долгов. Самый старший сын, Орайон, скоро начал издавать газету, и Сэм начал вносить туда свой посильный вклад как типограф и, иногда, как автор статей. Некоторые из самых живых и самых спорных статей газеты как раз вышли из-под пера младшего братца - обычно, когда Орайон был в отъезде. Сам Сэм также иногда путешествовал в Сент-Луис и Нью-Йорк.

Но зов реки Миссисипи, в конечном счёте, привлёк Клеменса к карьере лоцмана на пароходе. Профессия, которой, по признанию самого Клеменса, он занимался бы всю жизнь, если бы гражданская война не положила конец частному пароходству в 1861 году. Так Клеменс был вынужден искать другую работу.

После недолгого знакомства с народным ополчением (этот опыт он красочно описал в 1885 году), Клеменс в июле 1861 года уехал от войны на запад. Тогда его брату Орайону предложили должность секретаря губернатора штата Невада. Сэм и Орайон две недели ехали по прериям в дилижансе к шахтёрскому городу Вирджинии, где в штате Невада добывали серебро.

Опыт пребывания на Западе США сформировал Твена как писателя и лёг в основу его второй книги. В Неваде, надеясь разбогатеть, Сэм Клеменс стал шахтёром и начал добывать серебро. Ему приходилось подолгу жить в лагере вместе с другими старателями - этот образ жизни он позже описал в литературе. Но Клеменс не смог стать удачливым старателем, ему пришлось оставить добычу серебра и устроиться работать в газету «Territorial Enterprise» там же, в Вирджинии. В этой газете он впервые использовал псевдоним «Марк Твен». А в 1864 году он перебрался в Сан-Франциско, штат Калифорния, где начал писать для нескольких газет одновременно. В 1865 году к Твену пришёл первый литературный успех, его юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» был перепечатан по всей стране и назван «лучшим произведением юмористической литературы, созданным в Америке к этому моменту».

Весной 1866 года Твен был командирован газетой «Sacramento Union» на Гавайи. По ходу путешествия он должен был писать письма о своих приключениях. По возвращении в Сан-Франциско эти письма ждал оглушительный успех. Полковник Джон МакКомб, издатель газеты «Alta California», предложил Твену поехать в турне по штату, читая увлекательные лекции. Лекции сразу же стали бешено популярны, и Твен исколесил весь штат, развлекая публику и собирая по доллару с каждого слушателя.

Первого успеха как писатель Твен добился в другом путешествии. В 1867 году он упросил полковника МакКомба спонсировать его поездку в Европу и на Средний Восток. В июне в качестве корреспондента «Альта Калифорния» в «Нью-Йорк трибюн» Твен едет на пароходе «Квакер-Сити» в Европу. В августе он посетил также и Одессу, Ялту и Севастополь (в «Одесском вестнике» от 24 августа помещён «Адрес» американских туристов, написанный Твеном). Письма, написанные им в путешествии по Европе, отправлялись и печатались в газете. А по возвращении эти письма легли в основу книги «Простаки за границей». Книга вышла в 1869 году, распространялась по подписке и имела огромный успех. До самого конца его жизни многие знали Твена именно как автора «Простаков за границей». За свою писательскую карьеру Твен попутешествовал по Европе, Азии, Африке и даже Австралии.

В 1870 году, на пике успеха от «Простаков за границей», Твен женился на Оливии Лэнгдон и переехал в город Баффало, штат Нью-Йорк. Оттуда он перебрался в город Хартфорд, штат Коннектикут. В этот период он часто читал лекции в США и Англии. Затем он начал писать острую сатиру, резко критикуя американское общество и политиков, это особенно заметно в сборнике рассказов «Жизнь на Миссисипи», написанном в 1883 году.

Самым большим вкладом Твена в американскую и мировую литературу считается роман «Приключения Гекльберри Финна». Многие считают это вообще лучшим литературным произведением, когда-либо созданным в США. Также очень популярны «Приключения Тома Сойера», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» и сборник реальных историй «Жизнь на Миссисипи». Марк Твен начинал свою карьеру с юмористических куплетов, а заканчивал жуткими и почти вульгарными хрониками человеческого тщеславия, лицемерия и даже убийства.

Твен был прекрасным оратором. Он помог создать и популяризировать американскую литературу как таковую, с её характерной тематикой и ярким необычным языком. Получив признание и известность, Марк Твен много времени уделял поиску молодых литературных талантов и помогал им пробиться, используя своё влияние и приобретённую им издательскую компанию.

Твен увлекался наукой и научными проблемами. Он был очень дружен с Николой Тесла, они много времени проводили вместе в лаборатории Теслы. В своё произведение «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Твен ввёл путешествие во времени, в результате которого многие современные технологии оказались представлены в Англии времён Короля Артура. Нужно было неплохо разбираться в науке для создания такого сюжета. А позже Марк Твен даже запатентовал собственное изобретение - улучшенные подтяжки для штанов.

Ещё двумя известными увлечениями Марка Твена были игра в бильярд и курение трубки. Посетители дома Твена иногда говорили, что в его кабинете стоял такой табачный дым, что самого Твена уже нельзя было разглядеть.

Твен был видной фигурой Американской антиимперской лиги, которая протестовала против американской аннексии Филиппин. В ответ на кровавую резню, в которой погибло около 600 человек, он написал «Инцидент на Филиппинах», но произведение было опубликовано только в 1924 году, через 14 лет после смерти Твена.

Однако успехи Марка Твена плавно начали угасать. До своей смерти в 1910 году он пережил потерю троих из четырёх детей, умерла и любимая жена Оливия. В свои поздние годы Твен находился в глубокой депрессии, но всё ещё мог шутить. В ответ на ошибочный некролог в «New York Journal» он произнёс свою знаменитую фразу: «Слухи о моей смерти сильно преувеличены». Материальное положение Твена также пошатнулось: его издательская компания разорилась; он вложил много денег в новую модель печатного станка, который так никогда и не был запущен в производство; плагиаторы украли права на несколько его книг.

В 1893 году Твен был представлен нефтяному магнату Генри Роджерсу, одному из директоров компании «Standard Oil». Роджерс помог Твену выгодно реорганизовать финансовые дела, и они стали близкими друзьями. Твен часто гостил у Роджерса, они выпивали и играли в покер. Можно сказать, что Твен даже стал для Роджерсов членом семьи. Внезапная смерть Роджерса в 1909 году глубоко потрясла Твена. Хотя Марк Твен многократно публично благодарил Роджерса за спасение от финансового краха, стало ясно, что их дружба имела взаимовыгодный характер. Видимо, Твен значительно повлиял на смягчение крутого нрава нефтяного магната, имевшего прозвище «цербер Роджерс». После смерти Роджерса его бумаги показали, что дружба со знаменитым писателем сделала из безжалостного скряги настоящего благотворителя и мецената. Во время дружбы с Твеном, Роджерс начал активно поддерживать образование, организовывал образовательные программы, особенно для афроамериканцев и талантливых людей с ограниченными физическими возможностями.

Сам Твен умер 21 апреля 1910 года от грудной жабы (стенокардии). За год до смерти он сказал: «Я пришёл в 1835 году с Кометой Галлея, через год она снова прилетает, и я рассчитываю уйти вместе с ней». Так оно и случилось.

В городе Ганнибал, штат Миссури, сохранился дом, в котором мальчишкой играл Сэм Клеменс, и пещеры, которые он исследовал в детстве, и которые потом были описаны в знаменитых «Приключениях Тома Сойера», туда теперь приходят туристы. Дом Марка Твена в Хартфорде превращён в его личный музей и объявлен в США национальным историческим достоянием.

Уже с первых своих шагов Твен не был обделен вниманием ни читателей, ни критиков. Объем критической литературы, посвященной Твену, огромен. «Твениана» представляет особое самостоятельное направление в истории американистики. И хотя исследователями его творчества проделана значительная аналитическая и публикаторская работа, самый знаменитый американский писатель по-прежнему остается не до конца изученным.

Марк Твен жил в переломную эпоху для национальной истории страны, когда резко и быстро менялся весь ее облик. Начало творчества Твена совпало с гражданской войной (1861-1865) - ключевым событием в жизни США, которое называли второй американской революцией. В результате крушения рабства открылись широкие возможности для капиталистического развития страны. Ускорялись темпы промышленного производства, усилился приток эмигрантов в США. Менялась структура американской экономики; появлялись первые монополии и тресты. Твен стал свидетелем первых забастовок, рождения влиятельных политических партий, выражавших интересы как промышленных рабочих, так и фермеров. На исходе XIX века Твен был в рядах тех, кто осудили испано-американскую войну, носившую откровенно агрессивный характер. На его глазах укреплялась экономическая мощь страны, рос ее научный потенциал.

Жизненный опыт Твена был исключительно богат, по-своему уникален. Это нашло многообразное отражение в его книгах, в которых присутствует ярко выраженное автобиографическое начало. Этот жизненный опыт явился одним из решающих факторов, определивших постоянный интерес писателя к истории, к ее урокам. Твену было присуще ощущение жизни в ее движении, внутренней динамике.

Твен постоянно путешествовал. Более десяти раз писатель пересек Атлантику. Он совершал поездки по всей Европе, становясь свидетелем важнейших социально-политических коллизий и потрясений. Можно сказать, история творилась у него на глазах.

Художник, наделенный огромной силы фантазией, Твен творил в различных литературных жанрах: был романистом, мастером рассказа, публицистом, мемуаристом. Огромную роль в творческом наследии Твена занимает документалистика. Писатель активно выступал в жанре путевого очерка. Он был просветителем и гуманистом, художником чутко реагировавшем на все социальные и политические события, что подтвердили публикации архива писателя. Долгое время за Твеном был закреплен «имидж» юмориста, баловня судьбы, чуждого постановке серьезных историко-философских проблем.

Литературной школой Твена была газета, а его излюбленными жанрами долгое время оставались сатирический очерк, комическая зарисовка, юмореска, нередко использующая ходы и приемы повествования, типичные для фольклора. Особую роль сыграл в становлении Твена фольклор, созданный на «фронтире» (продвигавшаяся на Запад граница, за которой лежали территории, куда еще не пришла цивилизация). «Фронтиром» в детские годы Марка Твена был Ганнибал, в пору его молодости - Невада и Калифорния, где к нему пришла слава выдающегося журналиста и корифея юмора.

Начиная с хрестоматийного рассказа «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865) определились творческие особенности, сохраняющиеся и в ранних очерковых книгах Твена («Простаки за границей», 1869, «Налегке», 1872, «Жизнь на Миссисипи», 1883): близость к формам фольклорного рассказа-анекдота, обилие ярких бытовых деталей, создающее картину реальности с ее контрастами и парадоксами, ощущение могучей, неиссякающей энергии жизни, юмор, понимаемый как «способность смешить, сохраняя полную серьезность». Под натиском юмора, считал писатель, «не устоит ничто». Воплотившийся в «Приключениях Тома Сойера» и философской сказке «Принц и нищий» (1882) идеал Марка Твена - свобода от всего условного и безжизненного, органичный демократизм, вера в разумность истории и в духовные силы рядового человека. Насмешка над искусственностью и обветшавшими формами отношений, которые будут сметены прогрессом, отвечала умонастроению, преобладавшему в тогдашней Америке, готовой признать Твена своим национальным гением.

Однако репутация Марка Твена начала меняться с выходом книги о Геке Финне, содержавшей трагические эпизоды, в которых юным героям открывается реальная будничность захолустья с его скудоумием и своекорыстием, возникает проблема нравственного выбора перед лицом несправедливости, насилия и расизма.

Переселившись в 1870 из Калифорнии в Хартфорд, Марк Твен постоянно соприкасался с миром промышленников и бизнесменов, к которому после женитьбы он сам оказался причастен. Писатель проникался все более нескрываемым отвращением к «позолоченному веку», как была им названа тогдашняя эпоха бурного экономического роста, сопровождаемого разгулом коррупции и попранием демократических принципов. Роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889), повесть «Простофиля Вильсон» (1896), памфлеты и сатирические рассказы того же периода говорят о нарастании обличительного начала в прозе Твена, который постепенно становится самым непримиримым критиком американских социальных институтов и массовой общественной психологии. Доминирующей метафорой у Марка Твена была мистификация, разрастающаяся до вселенских масштабов: подделкой оказываются и установленные в обществе моральные нормы, и само общество, и духовные ценности, на деле говорящие лишь о самообольщении человека, не желающего осознать, как он ничтожен и убог в своих устремлениях.

Усиливающаяся мизантропия Твена, памятником которой остался многократно им переделанный «Таинственный незнакомец», отчасти объяснялась тем, что неудачные деловые начинания привели его в 1894 к банкротству, вследствие чего ему пришлось ради денег предпринимать изнурительные поездки с чтением своих рассказов, а затем и кругосветное турне, описанное в книге очерков «По экватору» (1897). Эта поездка превратила Марка Твена в страстного противника империализма и колониальных амбиций Америки, резко им осужденных в серии памфлетов, написанных в начале 1900-х гг.

Не все из них были опубликованы: окружение Твена стремилось сохранить в общественном сознании образ непоколебимого жизнелюба и беспечного юмориста, заставляя его утаивать даже от своих домашних особенно гневные страницы, в частности главы автобиографии, которую он диктовал секретарю в последние годы жизни. Настроения этих лет переданы эпиграфом к книге «По экватору»: «Все человеческое грустно. Сокровенный источник юмора не радость, а горе. На небесах юмора нет».

Марк Твен еще при жизни стал чем-то вроде «главной иконы американской культуры» и «национальным монументом». Первым признал в нём великого писателя критик Брэндер Мэтьюз в своём объёмном предисловии к собранию сочинений Твена в издательстве «Харперз» в 1899 г. Он поставил Твена в один ряд с Чосером и Сервантесом, Мольером и Филдингом и заявил, что никакой другой писатель не выразил столь полно всего разнообразия американского опыта.

В первых же откликах на смерть Марка Твена в 1910 г. писатели Хэмлин Гарленд и Бут Таркингтон в США, Александр Куприн и Корней Чуковский в России высказали общее мнение, что он был настоящим воплощением Америки. Б. Таркингтон писал:»… когда я думаю о подлинных Соединённых Штатах, частью этого понятия для меня стал Марк Твен. Ибо, хотя он был полноправным гражданином мира, он был ещё и Душою Америки». Гарленд, подчеркнув, что Твен «до последнего оставался американцем Среднего Запада», назвал его «представителем нашей литературной демократии… наряду с Уолтом Уитменом».

Арчибальд Хендерсон в 1910 г. выразился так: Марк Твен и Уолт Уитмен, «эти два великих истолкователя и воплощения Америки», представляют собой «наивысший вклад демократии в мировую литературу». В дальнейшем эта мысль станет общим местом многих рассуждений о месте Твена в литературе США. Двумя годами позже Альберт Б. Пейн, литературный душеприказчик Твена и создатель самой обстоятельной его биографии, заявил, что Марк Твен - «самый характерный американец в каждой своей мысли, в каждом слове, в каждом деянии».

Парадоксально, но в этом сходились такие отчаянные антагонисты, как Ван Вик Брукс и Бернард Де Вото: одним из немногих пунктов согласия у них было восприятие Твена как «национального писателя». Знаменитая книга Брукса «Пытка Марка Твена» (1920), в которой утверждалась идея, что Твен не состоялся как великий сатирик, потому что его развитие было сковано и сдержано воздействием косной пуританской среды, начиналась с заявления, что Марк Твен «несомненно был воплощением характера и особенностей современной Америки», «чем-то вроде архетипа национального характера на протяжении долгой эпохи». Но так же считал и Де Вото, программно назвавший свою книгу «Америка Марка Твена» (1932), просто он по-другому относился к старой Америке фронтира. Если Брукс видел в ней духовное убожество, Девото находил как раз плодотворные творческие импульсы для литературы. Он целую главу этой работы назвал «Американец как художник» и доказывал, что именно в творчестве Твена «американская жизнь стала великой литературой», потому что «он более других писателей был знаком с национальным опытом в самых различных его проявлениях». Лучшие произведения Твена, по мнению Девото, были «рождены Америкой и в этом их бессмертие. Он написал книги, в которых с непреложной правдивостью была выражена самая суть национальной жизни».

Крупнейшие американские писатели XX века признали Твена родоначальником национальной литературной традиции. «Истинным отцом американской литературы» и «первым неподдельно американским художником королевской крови» назвал Твена Хенри Льюис Менкен в 1913 г. Это мнение в той или иной степени разделяли Теодор Драйзер, Карл Сэндберг, Томас Вулф, Уолдо Фрэнк и другие. Два великих художника слова, два антагониста, как известно, не склонные соглашаться друг с другом по большинству вопросов, Эрнест Хемингуэй и Уильям Фолкнер сошлись во мнении, что из творчества Марка Твена родилась настоящая американская литература. Хемингуэй заявил это в 1935 г., Фолкнер - лет на двадцать позднее. Подобное схождение можно отметить ещё у двух антиподов, у двух великих поэтов: роман Твена «Приключения Гекльберри Финна» восхищал и Томаса С. Элиота, уроженца штата Миссури, который перебрался в Англию и стал британским подданным, и Уистена Хью Одена, англичанина, прижившегося в Соединённых Штатах. Элиот в 1950 г. и Оден в 1953 г. объявили твеновского героя воплощением национального характера.

С тех пор это мнение стало само собой разумеющимся. Достаточно взять любую историю американской литературы, любое собрание критических работ о Твене, чтобы убедиться в этом. В юбилейном сборнике работ о главном романе Твена 1984 года его герои - Том Сойер и Гек Финн, Янки из Коннектикута и Простофиля Уилсон - и через сто лет после их создания воспринимаются «символами новой нации, её грубости, незрелости и нравственной неопределенности».

Кульминационным в изучении Марка Твена на его родине стал, наверное, юбилейный 1985 год, когда исполнилось 150 лет со дня его рождения и 100 лет с момента выхода в свет его главного романа. К этому времени уже накопилась весьма обширная и разнообразная литература о Твене, так дотошные библиографы подсчитали, что за сто лет появилось около 600 статей и книг только о «Приключениях Гекльберри Финна». Казалось бы, после этого поток публикаций должен хотя бы на время утихнуть, как это бывало с другими фигурами и юбилеями, однако за прошедшие двадцать лет он не только не иссяк, но даже вырос и, надо сказать, весьма впечатляюще, так что по количеству написанного - больше сотни книг, посвященных Твену, - эти два десятилетия могут поспорить и с тремя четвертями века, что прошли со дня смерти писателя. Дело в том, что американское литературоведение во второй половине XX века, восприняв традицию дотошности и фундаментальности немецкой науки позапрошлого столетия, добавило к этому собственную предприимчивость и приобрело вполне индустриальный характер. Сейчас это - самое мощное и массовое, самое разветвленное и специализированное и, наконец, технически самое оснащенное и передовое литературоведение за всю историю этой сферы деятельности. В нем развиты самые различные направления и пласты - от текстологии до теории литературы. Конечно, это не могло не сказаться в изучении главного национального писателя США.

Сегодня мы расскажем об одном известном во всем мире американском писателе, общественном деятеле и журналисте. Настоящее имя Марка Твена - Сэмюэл Клеменс. Он родился в поселке Флорида, в 1835 году, 30 ноября. Умер Сэмюэл в 1910 году, 21 апреля. Творчество его включает в себя множество жанров - сатиру, юмор, публицистику, философскую фантастику и другие, и везде он занимает неизменную позицию - демократа и гуманиста.

Отзывы о Марке Твене других писателей

Уильям Фолкнер говорил о том, что Сэмюэл Клеменс (настоящее имя Марка Твена) был первым из подлинно А считал, что американская литература современности вышла целиком из одной книги Твена под названием "Приключения Гекльберри Финна". В России из отечественных писателей особенно тепло о Сэмюэле Клеменсе отзывались Александр Куприн и Максим Горький.

Происхождение псевдонима

Настоящее имя писателя Марка Твена не использовалось им при издании произведений. Он подписывался всегда псевдонимом. Сам автор утверждал, что имя, которым он в юности стал себя называть, - Марк Твен - происходит от термина речной навигации. В то время будущий писатель служил на Миссисипи помощником лоцмана, а выкрик этот (с английского языка перевод "mark twain" звучит дословно как "метка двойка") обозначал, что по отметке на лотлине достигнута наименьшая пригодная для прохождения различных речных судов глубина, составляющая 2 морские сажени (примерно 3,7 метров).

Но существует и другая версия о якобы литературном происхождении данного псевдонима: в одном из американских журналов в 1861 году появился юмористический рассказ "Северная звезда" Артемуса Уорда, повествующий о трех моряках, имя одного из которых было Марк Твен (какое настоящее имя Марка Твена, мы уже выяснили). Очень любил Сэмюэл юмористический отдел данного журнала под названием "Vanity Fair". Писатель в первых выступлениях (о которых написано ниже) читал именно произведения Артемуса Уорда.

Кроме вышеупомянутого псевдонима, в 1896 году Сэмюэл однажды подписался именем "сьер Луи де Конт". Под ним он издал один из своих романов.

Детство и юность писателя

Сэмюэл родился в маленьком городе под названием Флорида, расположенном в США, в штате Миссури. Позднее он шутил о том, что увеличил численность его жителей на один процент своим появлением на свет. Ребенок был третьим из четырех детей в семье Джейн и Джона Клеменсов. Когда он еще был совсем маленьким, родители переехали в поисках лучшей жизни в город Ганнибал в этом же штате. Именно он и его жители позднее были увековечены в знаменитых произведениях Сэмюэла Клеменса, особенно в опубликованном в 1876 году романе "Приключения Тома Сойера".

Первая работа

В 1847 году умер отец Клеменса от пневмонии, при этом оставив детям много долгов. Старший сын по имени Орайон начал вскоре издавать свою газету, и Сэм стал вносить посильный вклад в дело в качестве наборщика, а иногда и автора различных статей. Получалось так, что некоторые самые спорные и живые тексты газеты были написаны как раз младшим братом, когда Орайон находился в отъезде. Сэм тоже иногда путешествовал в Нью-Йорк и Сент-Луис.

Период до начала карьеры литератора

Зов Миссисипи в конце концов привлек Марка Твена, и тот стал служить на пароходе в качестве лоцмана. Это была профессия, которой, как признавался Клеменс, он хотел бы посвятить всю жизнь, но началась гражданская война, которая положила конец в 1861 году частному пароходству. Будущий писатель поэтому был вынужден искать себе другое занятие.

Вступление в масонскую ложу

Он вступил в ложу масонов "Полярная звезда" в мае 1861 года в Сент-Луисе. Сэмюэл прислал во время очередного путешествия из Палестины "молоточек" в адрес ложи, к которому приложил письмо, выдержанное в юмористическом стиле. В нем он извещал братьев о том, что рукоятка этого молоточка была вырезана им из ствола одного который посадил возле стен Иерусалима Готфрид Бульонский.

Марк Твен (настоящее имя и фамилия писателя - Сэмюэл Клеменс) после непродолжительного знакомства с (опыт, который он в 1885 году красочно описал), в июле 1861 года от войны уехал на запад. В это время его брату Орайону было предложено стать секретарем губернатора, управляющего территорией Невада. Орайон и Сэм ехали по прериям две недели в дилижансе к Вирджинии, шахтерскому городу, где добывалось серебро.

На западе

Твена как писателя сформировал именно этот опыт проживания на западе США. Он лег в основу созданной им второй книги. Надеясь в Неваде разбогатеть, Клеменс нанялся шахтером и стал добывать серебро. Писателю приходилось жить подолгу в лагере с другими тружениками - этот образ жизни был описан им позднее в литературе. Но не удалось стать удачливым старателем Сэмюэлю, он был вынужден оставить добычу и устроиться в одну газету в Вирджинии, где впервые начал использовать прославивший его псевдоним Марк Твен. Писатель в 1864 году перебрался в Калифорнию, Сан-Франциско, где начал публиковать статьи одновременно для нескольких газет. К Твену в 1865 году пришел первый успех на поприще литературы, когда созданный им юмористический рассказ посчитали лучшим созданным в Америке произведением в юмористическом жанре и перепечатали по всей Америке.

Сэмюэл Клеменс руководил на Гавайях газетой "Sacramento Union" весной 1866 года. Он должен был по ходу своего путешествия писать письма о произошедших с ним приключениях. Их по возвращении писателя в Сан-Франциско ждал невиданный успех. Джон Мак Комб, полковник, издатель газеты под названием "Alta California", предложил Марку Твену отправиться в турне по штату с чтением занимательных лекций. Они сразу же приобрели бешеную популярность, и писатель, развлекая публику и с каждого слушателя собирая по доллару, исколесил весь штат.

Первая изданная книга

Марк Твен (настоящее имя и фамилия писателя были нами представлены выше) как литератор добился первого успеха в другом своем путешествии. Он упросил в 1867 году Мака Комба спонсировать свою поездку на Ближний Восток и в Европу. В качестве корреспондента в июне этого года он на пароходе "Кракер-Сити" отправился в Старый Свет. В августе писатель добрался также до Севастополя, Ялты и Одессы. Марк Твен (настоящее имя Твена - Сэмюэл Клеменс) в составе корабельной делегации посетил резиденцию императора России в Ливадии.

Написанные им письма во время поездки в Азию и Европу отправлялись в редакцию и публиковались в газете, после чего стали основой одной из книг под названием "Простаки за границей". Она появилась на свет в 1869 году, имела оглушительный успех. Многие знали этого писателя до конца его жизни именно как создателя данного произведения.

В 1870 году Сэмюэл женился на Оливии Лэнгдон и отправился жить в город Баффало, который находится в американском штате Нью-Йорк. Позднее он перебрался в Хартфорд (Коннектикут). Данный период отмечен чтением лекций в Англии и США. После стал создавать острую сатиру, критикуя политиков и американское общество. Особенно это характерно для опубликованного 1883 году сборника под названием "Жизнь на Миссисипи".

Творческая карьера

Самым заметным вкладом этого писателя в литературу Америки и мира считается его роман "Приключение Гекльберри Финна". Очень популярными были и остаются также "Принц и нищий", "Приключения Тома Сойера", "Янки из Коннектикута", а также вышеупомянутый сборник "Жизнь на Миссисипи", состоящий из автобиографических рассказов. Писатель свою карьеру начал с юмористических непритязательных куплетов, а завершил очерками людских нравов, полными тонкой иронии, а также сатирическими памфлетами и философскими размышлениями о судьбе всей цивилизации.

Многочисленные лекции и публичные выступления или не были записаны, или оказались утрачены, отдельные письма и произведения запрещены к публикации самим создателем при жизни, а также на десятилетия после кончины писателя.

Марк Твен являлся прекрасным оратором. Заслужив известность и признание, он уделял много времени поиску молодых дарований, которым помогал пробиться с помощью своего влияния и издательской компании, приобретенной писателем.

Интерес к науке и дружба с Николой Тесла

Сэмюэл увлекался научными проблемами. Он дружил с Николой Тесла, проводил много времени в его лаборатории. В произведение под названием "Янки из Коннектикута" писатель включил путешествие во времени, которое привело к тому, что современные технологии появились во времена короля Артура в Англии. Приводимые в романе технические подробности говорят о том, что автор хорошо знал достижения науки своей эпохи.

Цензурные прения

Иногда отдельные произведения Марка Твена американская цензура запрещала к изданию по различным причинам. Это объяснялось в основном активной социальной и гражданской позицией автора. Некоторые из них могли задеть религиозные чувства современников, и поэтому Твен не печатал эти произведения. Например, до 1916 года оставался неопубликованным "Таинственный незнакомец". Некоторые произведения антирелигиозной направленности вплоть до 1940-х годов не были изданы.

В 2000-е годы вновь были предприняты попытки в США запретить "Приключения Гекльберри Финна" из-за того, что в нем присутствуют натуралистические описания, а также словесные выражения, которые являются оскорбительными для чернокожих. Несмотря на то, что автор являлся противником империализма и расизма и в своем неприятии последнего зашел намного дальше большинства своих современников, слова, которые во времена этого автора были во всеобщем употреблении действительно звучат сегодня как расовые оскорбления. В США в 2011 году, в феврале, появилось первое издание "Приключений Тома Сойера" и "Приключений Гекльберри Финна", созданных писателем под псевдонимом Марк Твен (настоящее имя и фамилия - Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс), в котором подобные выражения были заменены другими, политкорректными.

Такова вкратце биография этого литератора.

Итак, мы выяснили настоящее имя Марка Твена. Зарубежная литература (4 класс) впервые знакомит нас с этим автором. Произведения романиста нравятся учащимся начальной школы. Однако в младших классах редко упоминают о том, что Марк Твен - это псевдоним. Теперь вы будете знать настоящее имя Марка Твена из сказки "Приключение Тома Сойера" - произведения, которое обычно включают в школьную программу.

Видный американский писатель и журналист Марк Твен родился 30 ноября 1835 года, в деревеньке Флорида, в штате Миссури (Средний Запад США). Настоящее имя писателя - Сэмюэл Ленгхорн Клеменс. Марк Твен – это псевдоним, который он взял себе еще в ранней юности. Отец Марка Твена был судьей, о матери писателя, Джейн Лэмптон Клеменс, почти ничего неизвестно.

Биография

Детство Марка Твена прошло в небольшом городке Ганнибал, где его отец открыл маленькую юридическую контору. В семье, кроме Сэмюэла, было еще четверо детей. Как вспоминал писатель, жили они достаточно скромно и иногда даже нуждались. Дела пошли еще хуже, когда в 1847 году умер от воспаления легких отец, не оставив своим детям ничего, кроме огромных долгов.

В достаточно юном возрасте Сэмюэлю пришлось самому зарабатывать себе на жизнь. Когда его старший брат Ойрон попытался заняться издательским делом и начал выпускать газету, Сэмюэл подрабатывал в ней типографом и иногда писал довольно резкие и острые статьи. Хотя, в те времена, о карьере литератора он совершенно не думал. Сэма влекло море, и он мечтал стать моряком. Поэтому, он и устроился помощником лоцмана на пароход, выполняющий регулярные рейсы по Миссисипи. Именно в это время Самюэль и выбирает себе псевдоним. На английском языке морской термин «mark twain» (отметка две сажени), означал, что глубины реки вполне достаточно для безопасного прохождения речного судна.

Но морская карьера Сэма, к его большому сожалению, заканчивается уже в 1861 году. Начинается Гражданская война и частное пароходство закрывается. Будущий писатель уезжает искать счастья в Неваду, некоторое время работает на серебряных рудниках, потом, как и все американцы, охваченные «золотой лихорадкой», переезжает в Калифорнию и присоединяется к многочисленным золотоискателям. Правда, уже тогда в провинциальных газетах периодически появляются его первые статьи, очерки и юмористические рассказы.

В 1862 году он задумывает путешествие в Палестину. По мнению исследователей его творчества, в это время он уже вступил в масонскую ложу «Полярная Звезда» и эта поездка была своего рода творческой командировкой. В 1864 году он возвращается в Америку, поселяется в Сан-Франциско и начинает писать сразу же для нескольких достаточно крупных газет и журналов. Первый успех к нему приходит в 1865 году, после выхода в свет сатирического очерка «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса».

Затем, в 1867 году, Марк Твен совершает еще одно увлекательное путешествие по Европе, посещает Грецию, Францию, Турцию, заезжает в Крым и Одессу. Результатом этой поездки становится сборник путевых очерков «Простаки заграницей», который Марк Твен издает в 1869 году. Писатель с большим юмором и иронией рассказал о своих заграничных путешествиях и остроумно показал, насколько нелепо могут вести себя его сограждане за пределами США. Книга сразу же стала настоящим бестселлером. В это же время, Марк начинает читать свои знаменитые публичные лекции. Он всегда был великолепным оратором. По воспоминаниям современников, публика на выступлениях Твена просто рыдала от хохота.

К 1670 году имя Марка Твена знает уже вся Америка. Он – преуспевающий и востребованный журналист и писатель. Марк женится на Оливии Лэнгдон и молодая семья переезжает в город Буффало, расположенный в пригороде Нью-Йорка. Произведения Марка Твена этого периода, острые и злободневные, имеют не только много поклонников, но и противников. Марк Твен, порой, не выбирает выражений и достаточно резко критикует и американский образ жизни, и американскую политическую и экономическую системы. В это время выходит несколько сборников: «Закалённые» (1871 г.), «Позолоченный век» (1873). Самым заметной книгой этого периода можно считать сборник рассказов «Жизнь на Миссисипи», который был издан в 1883 году. Марк Твен не только много пишет, но и ведет большую общественную деятельность. И в Америке, и в Англии, и в других европейских странах его лекции пользуются огромным успехом. Среди его поклонников – не только обычные люди, но и многие видные общественные деятели, писатели и художники. Его творчеством увлекается и гениальный физик, ученик Эйнштейна, Никола Тесла, с которым Марк Твен очень тесно дружит.

В 1876 году Марк Твен выпускает роман, который сразу же позволяет включить его имя в список крупнейших американских писателей, «Приключения Тома Сойера». Эта мудрая, остроумная и философская книга до сих пор является настольной не только у всех девчонок и мальчишек, но и очень многих взрослых людей. Через четыре года она выпускает второй роман «Принц и нищий», который тоже имеет большой успех.

Но, пожалуй, произведением, которое просто перевернуло американскую литературу и очень точно определило политические взгляды писателя, стал роман «Приключения Гекльберри Финна», увидевший свет в 1884 году. Марк Твен не сомневался, что современный мир построен на принципах неравенства. Он считал, что в «демократическом» американском обществе права простых людей ущемляются и что хваленая американская «свобода слова» - это мыльный пузырь, который лопается при малейшем прикосновении. Эти идеи равенства, свободы, терпимости, без которых невозможна истинная демократия, красной нитью проходят по всем его произведениям, относящимся к зрелому и позднему периодам творчества, и становятся во главу угла романа о приключениях маленького, нищего и беззащитного мальчика Гекльберри.

Политические принципы писателя нашли свое отражение и в его программной речи «Рыцари труда - новая династия», которую он произнес в 1886 году в клубе «В понедельник вечером». Эта речь была переведена на многие языки и во многом поддержала те революционные настроения, которые уже парили в воздухе во всем мире в конце 19 века.

Не меньше политики, Марка Твена в это время интересует история. В 1886 году он выпускает гротескный роман «Янки при дворе короля Артура», который, также, содержит массу нападок на американское общество. Собственно говоря, это – последнее значительное произведение писателя.

В начале 20 века в жизни Марка Твена наступает черная полоса. Умирает его обожаемая жена Оливия, трагически уходят из жизни трое из его четверых детей, издательство, в которое он вложил всю свою душу, разоряется. Марк Твен погружается в глубокую депрессию, почти не выходит из дома и не общается с людьми. Он продолжает писать, но из под его пера выходят только пессимистические, наполненные грустью и болью произведения: «Сделка с Сатаной» (1904), «Дневник Евы» (1905), «Таинственный незнакомец» (опубликован посмертно в 1916). Марк Твен начинает погружаться в мистику и ищет истинный смысл жизни в религии. Недаром героем его последних книг становится сам Сатана, который безраздельно правит этим миром.

Здоровье Марка Твена окончательно пошатнулось, когда в 1909 году он потерял своего близкого друга, нефтяного магната Генри Роджерса. 21 апреля 1910 года Марк Твен умер у себя дома от приступа стенокардии. Америка лишилась еще одного своего великого сына, гражданина и писателя.

Основные достижения Твена

  • «Приключения Тома Сойера» (1876)
  • «Принц и нищий» (1881)
  • «Приключения Гекльберри Финна» (1884)
  • «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889)
  • «Простаки за границей» (1869)
  • «Закалённые» (1871)
  • «Жизнь на Миссисипи» (1883)

Важные даты биографии Твена

  • 1847 г. - смерть отца
  • 1862 г. – путешествие в Палестину
  • 1865 г. – первый очерк «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» 1867 г. – путешествие по Европе
  • 1869 г. – «Простаки за границей»
  • 1870 г. – женитьба на Оливии Лэнгдон
  • 1884 г. – роман «Приключения Гекльберри Финна»
  • Марк Твен родился в год, когда на землю прилетела комета Галлея. Сам писатель придавал этому факту очень большое значение.
  • Марк Твен был первым писателем, который печатал свои произведения на пишущей машинке.
  • Марк Твен обожал бильярд и часто играл на деньги
  • В честь Марка Твена американцы назвали кратер на Меркурии

Биография американского писателя Марка Твена, который множество своих книг посвятил приключениям, сама полна различных путешествий и неожиданных поворотов судьбы. Полное имя прозаика - Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс. Он появился на свет в конце осени 1835 года, в тот период, когда над Землёй пронеслась комета Галлея. По загадочному стечению обстоятельств второй перелет небесного тела над планетой произойдёт точно в день смерти писателя.

29 пальм

Семья будущего литератора проживала в небольшом посёлке Флорида штата Миссури. Родителей звали Джон Маршал Клеменс и Джейн Лемптон Клеменс. Семейство испытывало трудности, хотя отец занимал пост судьи. И вскоре они были вынуждены переселиться в судоходный город Ганнибал, который был расположен на берегу американской реки Миссисипи. С этим местечком у Сэма связаны самые тёплые воспоминания детства. Они легли в основу наиболее популярных произведений прозаика.


15-летний Марк Твен | Википедия

После смерти отца в 1847 году, когда Сэму было всего 12 лет, семья осталась на грани разорения. Детям пришлось оставить школу и начать трудиться. Мальчику повезло: его старший брат Орион как раз открыл собственную типографию, и будущий писатель поступил туда наборщиком печати. Изредка ему удавалось печатать собственные статьи, которые не оставляли читателей равнодушными.

Годы молодости

В 18 лет Сэмюэл Клеменс отправляется в путешествие по стране. Он запоем читает, посещая лучшие библиотечные залы. Мальчик, который вынужден был оставить учёбу в школе в детские годы, восполняет пробелы образования в книжных хранилищах Нью-Йорка. В скором времени молодой человек получает должность помощника лоцмана на корабле.


Jose Angel Gonzalez

По словам самого писателя, он мог посвятить всю жизнь работе на реке Миссисипи, если бы в 1861 году не началась гражданская война. На некоторое время Сэм попадает в ряды конфедератов, но вскоре отправляется на Дикий Запад на золотые и серебряные прииски.

Первые пробы пера

Работа по добыче драгоценных металлов не принесла Сэмюэлу много денег, но здесь впервые он раскрывается как наблюдательный и остроумный сочинитель небольших памфлетов и рассказов. А в 1863 году впервые писатель подписывает свои произведения псевдонимом Марк Твен, взятым из судоходной практики. Свои книги прозаик никогда не подписывал настоящим именем. Надо сказать, что сразу же Сэмюэл становится популярным, а его первое крупное юмористическое произведение «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса » получило известность во всех штатах.


RamWeb

Несколько лет подряд новоиспеченный фельетонист меняет одну редакцию за другой, где он печатает свои рецензии и рассказы, оттачивая мастерство. Марк Твен много выступает перед аудиториями. При этом раскрывается ещё один его талант прекрасного оратора и рассказчика. Во время очередного переезда он знакомится со своей будущей женой Оливией, сестрой своего близкого друга. На фото тех времён видно, что перед нами успешный и уверенный в себе человек. Об этом в нем говорит все: его взгляд, рост и осанка. Сэмюэл переживает лучшее время своей жизни.

Расцвет творчества

Вдохновленный изменениями в своей личной жизни, литератор без труда создаёт несколько произведений в стиле реализма, закрепивших его имя в ряду классиков XIX века. В середине 70-х появляется знаменитая история «Приключения Тома Сойера », в которой несколько по-другому описывается детство самого писателя. Затем свет увидела повесть «Принц и нищий», пришедшаяся по вкусу американскому народу. Также появляется книга «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», где историческая тема переплетается с темой перемещения в машине времени.


Газета "Все для вас"

В середине 80-х Сэмюэл Клеменс открывает своё издательство, и первой книгой становится произведение «Приключения Гекльберри Финна». В этом романе Марк Твен впервые ярко выступает с критикой установленного порядка в обществе. Писатель выпускает также бестселлер «Воспоминания», просвещённый президенту Штатов В.С. Гранту. Собственная типография просуществовала до середины 90-х, пока окончательно не обанкротилась в связи с экономическим крахом в стране.


Jpghoto

Последние книги писателя, которые были написаны уже отточенным выверенным слогом, не имели того успеха, как первые. Его герои, оставаясь по-прежнему остроумными авантюристами, попадают уже в неоднозначные ситуации, которые требуют философского подхода и бескомпромиссного выбора. В эти годы Марку Твену присваивается ряд докторских степеней ведущих университетов США. Это было весьма лестно человеку, который когда-то давно вынужден был оставить школьное образование.

Друзья писателя

Сэмюэл Клеменс очень дорожил своей дружбой с Николой Теслой. Разница в возрасте более 20 лет не мешала их творческому общению. Вместе они участвовали в смелых экспериментах физика, а в свободное время писатель часто подшучивал над своим серьёзным другом. Но однажды Николе все-таки удалось отшутиться. Он предложил постаревшему Сэмюэлу некое средство омоложения, с радостью попробовав которое писатель почувствовал, что молодеет на глазах. Но через некоторое время он ринулся в уборную из-за сильных болей в животе. По его словам средство имело на него радикальное очищающее действие.


Bigpicture

В 1893 году судьба свела Марка Твена с финансовым магнатом Генри Роджерсом, который слыл большим мизантропом и скрягой. Но тесная дружба с писателем изменила его. Банкир не только помог семье литератора преодолеть финансовые трудности, но и стал настоящим жертвователем и меценатом, что открылось после его смерти. Генри потратил много средств на поддержку молодых талантов. Он также организовывал рабочие места людям с ограниченными возможностями.

Цитаты

Сэмюэл Клеменс был очень метким на язык человеком. Это проявлялось как в его писательском труде, так и в разговорной речи. Многие из его высказываний стали крылатыми фразами, которые не потеряли своей актуальности до наших дней. Вот некоторые из них:

«Бросить курить легко. Я сам бросал раз сто»
«Будьте осторожны при чтении книг о здоровье. Вы можете умереть от опечатки»
«Прежде всего нужны факты, а уж потом их можно перевирать»

Годы заката

Последнее десятилетие жизни писателя оказалось отравлено горечью невосполнимых утрат: с начала нового века Марк Твен пережил смерть трёх детей и любимой жены Оливии. При этом он окончательно утвердился в своих воззрениях на религию.


Econ

В последних своих произведениях «Таинственный незнакомец» и «Письмо с земли», которые были напечатаны лишь спустя годы после его кончины, Твен с присущим ему сарказмом воспевает атеизм. Причиной его собственной смерти стала стенокардия. Очередной её приступ унес жизнь великого писателя в середине весны 1910 года в городе Реддинг штата Коннектикут.

Библиография

  • Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса - 1867
  • Простаки за границей - 1869
  • Приключения Тома Сойера - 1876
  • Принц и нищий - 1882
  • Приключения Гекльберри Финна -1884
  • Янки из Коннектикута при дворе короля Артура -1889
  • Американский претендент - 1892
  • Том Сойер за границей - 1894
  • Простофиля Вильсон - 1894
  • Том Сойер -сыщик - 1896
  • Личные воспоминания о Жанне д’Арк сьера Луи де Конта, ее пажа и ее секретаря - 1896
  • Таинственный незнакомец - 1916

Знаменитый американский писатель Марк Твен (Самюэль Ленгхорн Клеменс), живший позднее Уитмена, имел возможность с еще большей ясностью увидеть, как далека его родина от идеала подлинной демократии. Несмотря на это, Твен в большей части своих произведений оставался писателем жизнерадостным, замечательным юмористом.

Большинство произведений Твена связано с традициями народного юмора Америки, что придает его многочисленным рассказам особую прелесть, яркую национальную окраску. В самых незначительных явлениях Твен замечает смешное и о самых обыденных вещах рассказывает изобретательно и остроумно. Он показывает торгашеский дух буржуазии, жажду наживы и беспринципность политиканов. В рассказе «Как меня выбирали в губернаторы» он высмеивает предвыборную кампанию, превратившуюся в соревнование клеветников. В рас­сказе «Журналистика в Теннесси» изображает грубые нравы американской печати, погоню за сенсацией, беспринципную борьбу конкурирующих газет. В таких всемирно известных рассказах, как «Разговор с интервьюером», «Мои часы», «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» и др., привлекает изобретательность автора, который создает необычайно смешные по своей неожиданности и нелепости ситуации.

Твен очень наблюдательный писатель, прекрасный знаток психологии и быта простых людей Америки, буржуазной и ме­щанской среды. На своем жиз­ненном пути он встречался с людьми самых разнообразных профессий. Сын провинциаль­ного судьи, он с 12 лет начал работать: учеником в типографии, наборщиком, лоцманом на пароходе и, наконец, журналистом. Из воспоминаний о пароходе, на котором он плавал по Миссисипи, возник и псевдоним писателя: «марк твен» – термин, употребляемый при измерении глубины реки.

Воспоминания о детских годах послужили Твену материалом для двух всемирно известных любимых детских книг – «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Том и его друзья ищут романтических приключений и свободы вдали от мещанского провинциального городка, от скуки религиозных воскресных школ, от нудных наставлений школьных учителей. Со свойственными Твену наблюдательностью и тонким юмором обрисованы нравы американской провинции первой половины XIX в. А детские переживания Тома раскрыты писателем с трогательной любовью и проникновением в психологию подростка.


Том Сойер – один из самых обаятельных образов детской литературы. Пусть в своих выдумках и проказах он иной раз не знает меры, зато в серьезных, а подчас и опасных переделках Том остается верным и отважным другом. Выступая на суде свидетелем, Том не побоялся взять под защиту обвиненного в убийстве старика и сказать правду о подлинном убийце – страшном и мстительном индейце Джо. Он далеко не всегда правдив, но мы гораздо больше верим в его привязанность к тете Полли, заменяющей ему мать, чем в любовь к ней «примерного», но эгоистичного, подчас коварного и расчетливого брата Тома – Сида.

Когда Марк Твен писал книги о Томе и Геке, рабство в Америке уже отменили. Но угнетение негров и расовое неравенство оставалось, как продолжает оно существовать и сейчас. Твен не мог относиться равнодушно к этому позорному явлению американской жизни.

В повести о маленьком бродяге, свободолюбивом Геке Финне, постоянно рядом с ним его друг – черный невольник, беглый негр Джим. Они странствуют на плоту по реке Миссисипи: Гек сбежал от богатой вдовы, которая приютила его, но замучила своими надоедливыми наставлениями, а Джим стремится попасть в свободные штаты, где нет рабства.

Твен не только веселый юморист, но и блестящий сатирик. Его книга «Янки при дворе короля Артура» (1889) разоблачает феодально-монархические пережитки, которые еще сохранились в некоторых буржуазных странах Европы. Писатель, так же как и его герой, приходит к мысли, что только революция может дать свободу угнетенному человеку. И когда произошла русская революция 1905 г., она встретила горячее сочувствие у Твена.

Почти все дети нашей страны знают интереснейшую историю, написанную М. Твеном, – «Принц и нищий» (1882). В ней рассказывается о судьбе маленького оборвыша Тома Кенти и английского принца Эдуарда. Действие происходит в XVI в. По чистой случайности Том становится на время наследником престола, а принц Эдуард вместо Тома оказывается среди нищих. Тогда-то маленький принц и узнает правду о горькой судьбе своего народа, о жестоком произволе королей, их министров и чиновников. Постепенно меняются взгляды и отношение к жизни ранее избалованного и не знавшего людского горя ребенка. И, вернувшись опять в свой дворец, Эдуард делается добрым, заботящимся о благе своего народа королем. А Том Кенти, хоть иной раз и попадал в смешные положения, не зная придворного быта, восхищает читателя: нищий мальчик из народа, сам того не понимая, часто бывал куда мудрее всех важных и опытных министров.

Многие произведения Твена не печатались на его родине до последнего времени. Слишком резки его высказывания об американской «демократии» и колониальной политике.

Лишь недавно увидали свет письма и дневники Твена, его незаконченная автобиография, памфлеты и др. Они рассказывают о том, что честный художник, горячо любивший свой народ, испытывал мучительные разочарования, видя, как попираются в его стране демократические идеалы.