Тема урока: «Сочетание реалистического и мистического в повести Н. Гоголя «Вий


Цель урока- анализ тех сцен повести «Вий», в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону. В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Реалистическое: Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью»


Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы. Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно, изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей). Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.


«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет». «Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».




Реалистически описан быт сотника, обряды, обычаи, традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери, чтение над покойником святого писания, прикладывание рук к горячей печи и пр.) Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя


Мистическое: Анализ сцены, когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, сверху смотрит на мир. Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой? В каком состоянии находится сам Хома? Мистика- это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.




Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного». И вот ведьма превращается в красавиц у. Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму? Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет? Что поражает в этом портрете? Что такое портрет?




« Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться... Во второй раз он видит её в доме сотника: Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть… -Ведьма!- вскрикнул он не своим голосом… Это была та самая ведьма, которую он убил».


В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз. Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови. Почему же красота панночки была страшной? Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма? Почему в её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое? «Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота!»


«Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …» Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт: Что такое описание? Какие художественные средства использует автор в описании?


Проследим, как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки. Ночь первая -покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.




Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания, падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви.


Кто такой Вий? Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце? Может быть,Вий - это та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокость(за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх, заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать»в последний момент. Вий. У древних славян- существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение. Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово «вии» означает ресницы.


Смешным или страшным показалось вам это произведение? Докажите, что в повести удачно сочетается реалистическое и мистическое? В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя. Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.

Главная > Урок

Сценарий урока литературы в 6 классе (Авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). Тема урока: «Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий». Цель урока - Знакомство с эпизодами повести, которые представляют её бытовую, реалистическую сторону.Анализ тех цен повести Н.В.Гоголя «Вий», в которых преобладает мистическое начало. Доказать, что в повести удачно сочетаются реалистическое и мистическое, что одно от другого неотделимо в художественном мире Н.В.Гоголя. Развивающий аспект цели – развитие речи, познавательных и творческих способностей, ассоциативно-образного мышления, расширение кругозора. Образовательный аспект цели – формирование навыков анализа литературного произведения, умения передавать изобразительными средствами художественные образы по прочитанным произведениям. Воспитательный аспект цели – воспитание духовности, нравственности, чувства сопереживания.Задачи урока:

    Организовать и провести урок в условиях использования средств ИКТ. Развивать умение давать оценку прочитанным текстам, систематизировать, сопоставлять, анализировать, творчески осмысливать материал. Создавать мотивацию для дальнейшего изучения творчества Н.В.Гоголя. Формировать у учащихся нравственные качества личности.
Оборудование: Интерактивная мультимедийная система, включающая в себя мультимедийный проектор, интерактивную доску Smart. Ход урока: 1.Слово учителя. «Вечера на хуторе близ Диканьки» близки народному творчеству. Фантастика Н.В.Гоголя- это в первую очередь то лукавая, то смешная, то трагическая фантастика народных сказок и легенд. Часто Гоголь изображает свою нечисть с бытовой стороны, переплетая мистическое и реальное так тесно, что их уже невозможно разъединить. Черт у него ухаживает за Солохой, ревнует её к другим поклонникам («Ночь перед Рождеством»). Ведьмы в адском пекле играют в карты и бессовестно жульничают («Пропавшая грамота»).И даже в тех повестях, где фантастическое не является средством комического изображения, оно продолжает идти рука об руку с реальным: «колдун» в «Страшной мести» является отцом пани Катерины, панночка-русалка из «Майской ночи…» помогает Левко тем, что отдает ему записку, написанную «комиссаровой рукой». Та же традиция изображения фантастического, мистического начала как части реального, причем с опорой на народное творчество, сохраняется в повести «Вий», вошедшей во второй сборник повестей Н.В.Гоголя- «Миргород»(1835г). 2.Сначала познакомимся с эпизодами повести, которые представляют её бытовую, реалистическую сторону. Предлагаю следующие вопросы и задания: 1.Смешным или страшным показалось вам произведение Н.В.Гоголя? 2.Докажите, что в повести удачно сочетаются реалистическое (изображение жизни, быта, нравов) и мистическое, что одно от другого неотделимо в художественном мире Н.В.Гоголя. 3.Перечитайте описание жизни учеников бурсы в начале повести. Какие подробности из жизни бурсаков вы узнали? Как, с вашей точки зрения, относится к бурсакам сам автор? С какой интонацией он повествует об их быте и нравах? 4.Какими вам представляются Хома Брут, Халява и Тиберий Горобец в начале повести? Найдите строчки, где Гоголь представляет своих героев читателю. Попробуйте объяснить их странные имена. С какой целью в повесть введены друзья Хомы? Перечитайте сцены, рисующие быт сотника. О каких традициях, обычаях, суевериях жителей Малороссии рассказывает Н.В.Гоголь? 6.С какой целью Гоголь продолжает свое повествование после смерти Хомы Брута? Проанализируйте последнюю сцену и попробуйте определить её роль в повести. 2.Анализ эпизодов повести, которые представляют её бытовую, реалистическую сторону. Работа с текстом. В повести удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Абсолютно реалистическое описание хутора, хлева, где философ «толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева свинью» (Слайд №2) Это описание сменяется жуткой сценой со старухой – ведьмой; ведьмой оказывается панночка, дочка всеми уважаемого сотника, никакого отношения не имеющего к нечистой силе. После страшной гибели Хомы Брута повесть не заканчивается: следует финальная сцена, где не без юмора и совершенно реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы. Таким образом, все мистическое как бы спрятано Гоголем внутрь реалистической повести, и автор словно говорит читателю, что в этой жизни обыденное и необычное идут рядом. Он не видит в этом ничего странного, и в этом состоит одна из особенностей художественного мира Н.В.Гоголя. Автор вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы изобразить как можно больше колоритных фигур. Автор любит своих героев, жалеет и беззлобно подшучивает над ними (Слайд №3,4,5). Имена героев представляют комическое сочетание украинского « Хома» и древнеримского «Брут», древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец»(по-украински «воробей»), и эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова « философ», «ритор».Что касается богослова Халявы, то смысл его прозвища понятен каждому, он всегда готов позавтракать, пообедать или поужинать тем, что плохо лежит. Рассказ о быте сотника, обрядах, обычаях, традициях (Слайд №6) Знание народных обычаев и традиций - одна из черт творчества Н.В.Гоголя. 3.Анализ эпизодов повести, в которых преобладает мистическое начало. Работа с текстом. Первый этап урока - анализ сцены. Когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, смотрит сверху на мир. (Слайд № 7,8,9) Вопросы: 1.Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой? 2.В каком состоянии находится сам Хома? Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками. Анализ отрывка . Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Как только Хома начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и уже он не видел в ней ничего необыкновенного». И вот ведьма превращается в красавицу. Следующая часть урока посвящается ей. Вопросы: 1.Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму? 2.Для чего он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет? 3. Что поражает в этом портрете? Превращение старухи ведьмы в молодую красавицу предает повествованию определённую романтику, делает его более напряжённым, захватывающим. Кроме того, это позволяет Гоголю мотивировать ту силу власти, которую имела панночка над всеми людьми, в том числе над Хомой. Портрет её, сначала чуть намеченный автором, затем становится подробным, необыкновенно выразительным и образным. Первый раз Хома видит её такой: « Перед ним лежала красавица, с растрёпанною роскошною косою, с длинными как стрелы ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя к верху очи, полные слёз». (Слайд №10) Хоме становится и страшно и жалко её. Он испытывает «какое-то странное волнение» и убегает. Во второй раз , в доме сотника, чувства его становятся более определёнными: «Трепет побежал по его жилам; перед ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле. Казалось, никогда ещё черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармонической красоте. Она лежала как живая. Чело, прекрасное, нежное как снег, как серебро, казалось мыслило; брови – ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста- рубины, готовые усмехнуться…Но в них же, в тех же самых чертах, он видел что-то страшное пронзительное. Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнетенном народе. Рубины уст её, казалось, прикипали кровию к самому сердцу. Вдруг что-то страшное знакомое показалось в лице её. -Ведьма!- воскликнул он не своим голосом, отвел глаза в сторону, побледнел весь и стал читать молитвы. Это была та самая ведьма, которую убил он». (Слайд № 11) В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз . Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови: «Он подошёл ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота. Он отворотился и хотел отойти; но по странному любопытству, по странному поперечивающему себе чувству, не оставляющему человека особенно во время страха, он не успел, уходя не взглянуть на нее и потом, ощутивши тот же трепет, взглянул ещё раз. В самом деле, резкая красота усопшей казалась страшною. Может быть, даже она не поразила бы таким паническим ужасом, если бы была несколько безобразнее. Но в её чертах ничего не было тусклого, мутного, умершего. Оно было живо, и философу казалось, как будто бы она глядит на него закрытыми глазами. Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза её покатилась слеза, и когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови». (Слайд №12) Вопросы: 1.Почему же красота панночки была страшной? 2. Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма? В её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое. Троекратный повтор, столь характерный для народного творчества, будет иметь место и в самых страшный сценах повести - сценах ночных бдений Хомы над телом умершей. Им будет посвящена заключительная часть урока. Сцены в церкви . Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, не только рассказанные о ней истории, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт: «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …» (Слайд № 13) Вопрос: 1.Как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки? Выделим ключевые фрагменты: Ночь первая - покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха. (Слайд №14) Ночь вторая - Хома видит труп на самой черте, покойница творит заклинания, нечистая сила ломится в церковь, но не может попасть в неё, раздается крик петуха. (Слайд №15) Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания, падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви. (Слайд №16) Вопрос: 1.Кто такой Вий? 2.Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце? Вий. У древних славян - существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение. Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово Вий означает ресницы. (Слайд №17) Вывод: Может быть, Вий - та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокость (за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх, заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать в последний момент». В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя. Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.

Учитель русского языка и литературы Соловьева Т.В. МОУ « Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа».

Слайд 2

Цель урока - анализ тех сцен повести «Вий», в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону.

В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое.

  • Реалистическое:

Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью».

Слайд 3

  • Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы.

Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно, изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей).

Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.

Слайд 4

«Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё, что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет».

«Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».

Слайд 5

«Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, - говоря, что чему быть, того не миновать».

Слайд 6

  • Реалистически описан быт сотника, обряды, обычаи, традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери, чтение над покойником святого писания, прикладывание рук к горячей печи и пр.)

Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя.

Слайд 7

  • Мистическое:

Анализ сцены, когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, сверху смотрит на мир.

  1. Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой?
  2. В каком состоянии находится сам Хома?

Мистика - это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.

Слайд 8

Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками.

…Луга, леса, долины-всё ,казалось, как будто спало с открытыми глазами…..

Слайд 9

Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного».

И вот ведьма превращается в красавицу.

  • Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму?
  • Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет?
  • Что поражает в этом портрете?
  • Что такое портрет?
  • Слайд 10

    Первый раз Хома видит её такой: «Перед ним лежала красавица, с растрепанною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез».

    Слайд 11

    «Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться...

    Во второй разонвидит её в доме сотника:

    Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть…
    -Ведьма!- вскрикнул он не своим голосом…
    Это была та самая ведьма, которую он убил».

    Слайд 12

    В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз.

    Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови.

    • Почему же красота панночки была страшной?
    • Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма?
    • Почему в её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое?

    «Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота!»

    Слайд 13

    «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …»

    Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт:

    • Что такое описание?
    • Какие художественные средства использует автор в описании?
  • Слайд 14

    Проследим, как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки.

    Ночь первая-покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.

    Слайд 15

    Ночь вторая - Хома видит труп на самой черте, покойница творит заклинания, нечистая сила ломится в церковь, но не может попасть в неё, раздается крик петуха.

    Слайд 16

    Ночь третья - мертвец встает из гроба, творит заклинания, падают иконы, бьются стёкла в окнах, нечистая сила врывается в церковь, приводят Вия, Хома не выдерживает и смотрит на него, Хома погибает, петух кричит во второй раз, нечисть застревает в окнах и дверях церкви.

    Слайд 17

    • Кто такой Вий?
    • Почему повесть названа «Вий», хотя сам он появляется в самом конце?

    Может быть, Вий - это та страшная сила, которая все-таки погубила Хому за его жестокостьь(за избиение ведьмы поленом), вызвала в его душе суеверный страх, заставивший его взглянуть в глаза чудовищу, «не выдержать»в последний момент.

    У древних славян - существо, насылающее ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение.

    Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, уже ничто не укроется от его взора. Слово «вии» означает ресницы.

    Слайд 18

    • Смешным или страшным показалось вам это произведение?
    • Докажите, что в повести удачно сочетается реалистическое и мистическое?

    В повести, действительно, необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Одно от другого неотделимо в художественном мире Гоголя.

    Талантливый писатель соединил народные предания и свою авторскую фантазию.

    Посмотреть все слайды

    Cлайд 1

    Урок литературы в 6 классе Сочетание реалистического и мистического в повести Н.В.Гоголя «Вий». Учитель русского языка и литературы Соловьева Т.В. МОУ « Лебяжьевская средняя общеобразовательная школа»

    Cлайд 2

    Цель урока- анализ тех сцен повести «Вий» , в которых преобладает мистическое начало. Знакомство с теми эпизодами повести, которые представляют бытовую, реалистическую сторону. В повести необыкновенно удачно сплетаются два начала: реалистическое и мистическое. Реалистическое: Описание хутора, хлева, где философ « толкнул ногою в морду просунувшуюся из другого хлева любопытную свинью»

    Cлайд 3

    Реалистически описана дальнейшая судьба двух приятелей Хомы. Гоголь вводит в повесть двух друзей Хомы, чтобы расширить бытовое полотно, изобразить как можно больше колоритных фигур. Имена героев представляют комическое сочетание древнеримского «Тиберий» и украинского «Горобец» (воробей). Эти сочетания особенно выразительны, когда к ним добавляются важные слова «философ», «ритор». Смысл прозвища богослова Халявы - он всегда готов позавтракать, пообедать и поужинать тем, что плохо лежит.

    Cлайд 4

    «Богослов был рослый, плечистый мужчина и имел чрезвычайно странный нрав: всё , что ни лежало, бывало, возле него, он непременно украдет». «Ритор Тиберий Горобець еще не имел права носить усов…и поэтому характер его в то время ещё мало развивался; но, судя по большим шишкам на лбу, с которыми он часто являлся в класс, можно было предположить, что из него будет хороший воин».

    Cлайд 5

    «Философ Хома Брут был нрава веселого. Любил очень лежать и курить люльку. Он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, -говоря, что чему быть, того не миновать».

    Cлайд 6

    Реалистически описан быт сотника, обряды, обычаи, традиции, в том числе в связи с погребением (оплакивание отцом умершей дочери, чтение над покойником святого писания, прикладывание рук к горячей печи и пр.) Знание народных обычаев и традиций – одна из черт творчества Гоголя

    Cлайд 7

    Мистическое: Анализ сцены, когда Хома, оказавшись в роли коня у ведьмы, сверху смотрит на мир. Как изменяется привычный мир в глазах Хомы, соприкоснувшегося с потусторонней силой? В каком состоянии находится сам Хома? Мистика- это раздел фантастики, связанный с изображением потустороннего мира, нечистой силы, необъяснимых явлений.

    Cлайд 8

    Мир преображается: он наполняется сказочными существами, незнакомыми прелестными звуками, запахами, красками. …Луга, леса,долины-всё ,казалось, как будто спало с открытыми глазами…..

    Cлайд 9

    Герой Гоголя не может понять, сон это или явь. Когда он начинает творить заклятья, всё вокруг становится привычным: «Густая трава касалась его, и он уже не видел в ней ничего необыкновенного». И вот ведьма превращается в красавицу. Зачем Гоголю понадобилось преображать ведьму? Зачем он делает её столь прекрасной и несколько раз на протяжении повести рисует её портрет? Что поражает в этом портрете? Что такое портрет?

    Cлайд 10

    Первый раз Хома видит её такой: «Перед ним лежала красавица, с растрепанною косою, с длинными, как стрелы, ресницами. Бесчувственно отбросила она на обе стороны белые нагие руки и стонала, возведя кверху очи, полные слез».

    Cлайд 11

    «Она лежала как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться... Во второй раз он видит её в доме сотника: Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть… -Ведьма!- вскрикнул он не своим голосом… Это была та самая ведьма, которую он убил».

    Cлайд 12

    В церкви Хома глядит на усопшую в третий раз. Гоголь нагнетает ужас, портрет становится ещё более мистическим: на щеке умершей Хома видит показавшуюся ему слезой каплю крови. Почему же красота панночки была страшной? Почему, глядя на неё, Хома сразу все вспомнил и понял, что это ведьма? Почему в её красоте не было тепла, а было что-то «страшно пронзительное», нечеловеческое? «Он подошел ко гробу, с робостию посмотрел в лицо умершей и не мог зажмурить, несколько вздрогнувши, своих глаз: такая страшная, сверкающая красота!»

    Cлайд 13

    «Церковь деревянная, почерневшая, убранная зеленым мохом, с тремя конусообразными куполами, уныло стояла на краю села. Заметно было, что в ней давно уже не отправлялось никакого служения... Небольшой дворик, за которым не было ни дерева и открывалось одно пустое поле да поглощенные ночным мраком луга... Высокий старинный иконостас уже показывал глубокую ветхость …» Интересно то, как Гоголь подводит читателя к сценам в церкви. Не только портрет панночки, но и описание самой церкви подготавливает читателя к тому, что произойдёт: Что такое описание? Какие художественные средства использует автор в описании?

    Cлайд 14

    Проследим, как от эпизода к эпизоду Гоголь усиливает ощущение мистического ужаса, ожидание страшной развязки. Ночь первая -покойница поднимает голову, садится в гробу, идет по церкви, пытается поймать Хому, гроб летает по церкви, позеленевший труп поднимается из него, раздается крик петуха.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    3 слайд

    Описание слайда:

    Впервые напечатано 1835 году. Переработано автором для собрания сочинений (1842 г.). Одним из самых загадочных и необычных произведений Н.Гоголя является повесть «Вий». Она входит во вторую часть цикла «Миргород», хотя за изложением материала и проблематикой ближе к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Вий» можно поставить в ряд с такими произведениями как «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед рождеством», «Страшная месть» и «Заколдованное место». Все указанные сочинения написаны на богатом фольклорно-этнографическом материале и относятся к жанру мистического романтизма. Однако, изображение страшных событий во всех повестях разное. И оно в некотором смысле напоминает градацию страхов, известную в современной психологии. Используя метод градации страха к указанным повестям, мы попробуем распределить их на несколько типов: 1. Легкая боязнь с элементами юмора: «Пропавшая грамота», «Ночь перед рождеством», «Заколдованное место». 2. Просто страх: «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала». 3. Страх с элементами ужаса: «Майская ночь, или Утопленница», «Страшная месть». 4. Мистический ужас: «Вий».

    4 слайд

    Описание слайда:

    Исследователи не раз обращались к анализу сюжета и образов повести Гоголя и находили им соответствия в фольклоре восточнославянских народов, но образ самого Вия оставался необъяснимым. Более того, было высказано мнение, что он вымышлен писателем. Между тем Н.Гоголь, прекрасно знакомый с украинской народной традицией, утверждал, что ей принадлежит и образ, Вия, и его имя, и вся повесть: «Вий – есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Однако, ни в одном украинском народном предании нет такого сюжета с гномами и их «начальником» Вием. А потому Гоголь не мог слышать такое предание.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Сначала попробуем разобраться, что означает термин «предание», и какой смысл мог вкладывать в него Н.Гоголь. Предание – это «народное сказание», точнее те рассказы и воспоминания, которые не входят в круг четко обособившихся жанров: былин, исторических песен, духовных стихов, сказок, легенд и анекдотов. «Предание» - термин, применяемый к произведениям устного творчества и по аналогии переносимый на соответственные произведения литературы (памятники древней письменности, излагающие малодостоверные события). Цель народного предания - закрепить прошлое, поэтому в соответствующей среде к нему относятся обычно с известным доверием (в отличие, например от сказки и анекдота, которым чаще всего вообще не верят). Понятие «предание» понимается достаточно широко: не только имена богов и героев, но и все чудесное, магическое, с чем была связана жизнь наших предков. Таким образом, Гоголь понимает под преданием все то, что связано с магическими и мистическими действиями, т.е. «Вий» может восприниматься как предание.

    6 слайд

    Описание слайда:

    7 слайд

    Описание слайда:

    Словно из ниоткуда, лишь на мгновение появляется в повести этот жуткий персонаж и тотчас вновь исчезает в небытие. Этот таинственный демон смерти, которому автор посвятил едва ли не полтора десятка строк повести, выписан столь яркими, выразительными красками, что неизменно привлекает к себе внимание исследователей творчества Гоголя. Большинство из них считает, что в основу повести, несомненно, положено народное сказание, которое было переосмыслено и обработано автором. Вероятно, Гоголь переделал концовку предания, явив читателям загадочный образ Вия - порождение собственной фантазии. И тем не менее Вий появился не на пустом месте - у него имеются «фольклорные прототипы», некоторые характерные черты которых, видимо, и были использованы Гоголем. Так, многие исследователи гоголевской повести отмечали сходство этого мистического персонажа, обладающего губительным взглядом, с многочисленными народными поверьями о святом Касьяне. Христианская церковь отмечает день памяти преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (V век) 28 февраля по старому стилю, а в високосные годы - 29 февраля. Он известен как талантливый духовный писатель и устроитель монастырей.

    8 слайд

    Описание слайда:

    ВЕРСИЯ № 1… В народном сознании существовал иной образ Касьяна, не имеющий ничего общего с каноническим. Он неожиданно превратился из реального человека в некое почти демоническое существо, которое наделяют эпитетами - немилостивый, грозный, злопамятный. Согласно одним поверьям Касьян - падший ангел, предавший Бога. Но после раскаяния он за свое отступничество был закован в цепи и заключен под землю. Приставленный к нему ангел три года подряд бьет предателя тяжелым молотом по лбу, а на четвертый выпускает на волю, и тогда гибнет все, на что бы он ни глянул. В других рассказах Касьян предстает загадочным и губительным созданием, ресницы его так длинны, что достигают колен, и он из-за них не видит Божьего света, и только 29 февраля поутру, раз в 4 года, он поднимает их и оглядывает мир - на что упадет его взгляд, то погибает. На Полтавщине Касьяна представляют черным существом, покрытым шерстью, с кожей, подобной коре дуба. Живет он в пещере, засыпанный землей. Его огромные веки 29 февраля поднимает разная нечисть, Касьян оглядывает мир, и тогда болеют люди и животные, случаются мор и неурожай. Практически во всех легендах о Касьяне подчеркиваются его демоническая сущность и необычайная губительность взгляда как результат связи с дьяволом, что роднит Касьяна с гоголевским Вием.

    9 слайд

    Описание слайда:

    ВЕРСИЯ№2… Но, вероятно, наиболее важным для Гоголя прототипом Вия стал все же Иуда Искариот, облик которого угадывается за фигурой гоголевского демона при обращении к некоторым апокрифическим текстам. В этих не вошедших в канон сочинениях о внешности Иуды незадолго до его смерти сообщается, что его веки стали огромными, разрослись до невероятных размеров, не позволяя ему видеть, а тело чудовищно распухло и отяжелело. Этот апокрифический облик Иуды (гигантские веки и тяжелое, неповоротливое тело) определил и главные черты Вия. Гоголь, заставляя взглянуть на Вия Хому Брута, пребывающего в душевной лености и не уповающего на Бога, показывает нерадивому бурсаку его евангельского двойника.

    10 слайд

    Описание слайда:

    Итак, кто же такой Вий? Если, по словам Гоголя, он - герой народных преданий, то его образ должен встречаться в произведениях фольклора. Однако сказочного героя с таким именем не существует. Да откуда взялось и само имя - Вий? Обратимся к словарю. В украинском языке имя персонажа малороссийских преданий Вий идет, видимо, от слов "вия", "вийка" - ресница (а "повико" - веко). Ведь самая запоминающаяся и характерная черта Вия - огромные веки, поэтому вполне естественно, что имя его произошло как раз от них. И хотя ни в украинских, ни в белорусских, ни в русских сказках Вия как такового нет, но достаточно часто встречаются образы, практически полностью совпадающие с гоголевским описанием Вия: приземистый, дюжий, а значит, сильный, покрытый землей, будто достали его черти из подземелья.

    11 слайд

    Описание слайда:

    ВЕРСИЯ№3… Определенные черты сходства обнаруживаются и при сравнении Вия с языческим Велесом - древним покровителем охотников, который олицетворял еще и духов убитых зверей и ассоциировался с миром мертвых. С наступлением поры христианства роль покровителя скота Велеса перешла к святому Власию. А вот функцию Велеса, главенствующего в преисподней, видимо, взял на себя образ Вия - персонажа сугубо отрицательного, "нечистой силы". Иначе говоря, с принятием христианства образ языческого Велеса постепенно разделился на две ипостаси: положительную - святой Власий, покровитель скота и отрицательную - Вий, злобный грозный дух, хозяйничающий в преисподней, олицетворение смерти и могильного мрака, предводитель нечисти.

    12 слайд

    Описание слайда:

    13 слайд

    Описание слайда:

    Хома Брут Подобно повестям «Вечеров», в «Вие» на первый план выступает изображение простых людей. К их числу принадлежит главный герой повести- Хома Брут. Сын неизвестных родителей, он далек от кругов провинциальной аристократии. Когда Хома Брут приезжает в усадьбу сотника, его помещают вместе с дворовыми людьми владельца усадьбы. Это среда, которая близка ему и которой близок он; тут «философ» находит понимание своих огорчений и тревог. Здесь же он развеивает и свои скорбные думы По всему складу своей натуры Хома Брут - человек веселого нрава. Он крепко любит жизнь, те блага, которыми она весьма скупо наделяет его. Чуждый аскетизма, Хома Брут никогда не отказывает себе в удовольствии попировать, повеселиться, когда для этого представится хоть какая-нибудь возможность; он вовсе не стремится к тому, чтобы стать образцом ходячей добродетели. При первой встрече с Хомой Брутом сотник говорит ему: «Ты, добрый человек, верно, известен святою жизнью своею и богоугодными делами…» «Кто? Я? - сказал бурсак, отступивши от изумления.- Я святой жизни? - произнес он, посмотрев прямо в глаза сотнику.- Бог с вами, пан! Что вы это говорите! …»

    14 слайд

    Описание слайда:

    «Святая» жизнь совсем не по душе Хоме Бруту. Он предпочитает земные радости. Будучи жизнелюбцем, Хома Брут в то же время терпеливо выносит испытания, которые выпадают на его долю. В семинарии «он часто пробовал крупного гороху, но совершенно с философическим равнодушием, говоря, что чему быть, того не миновать». Это «философическое» отношение к событиям Хома Брут сохраняет и во время своих необычайных приключений. Роковая встреча с ведьмой-панночкой явилась источником неожиданных злоключений и для самого Хомы Брута. Он также оказался в кругу действия страшной таинственной стихии, неразрывно связанной с именем панночки. В разговоре с сотником Хома Брут заявляет: «Да ваша, пан, дочка… По здравому рассуждению, она, конечно, есть панского роду; в том никто не станет прекословить; только не во гнев будь сказано, упокой бог ее душу… Припустила к себе сатану. Такие страхи задает, что никакое писание не учитывается».

    15 слайд

    Описание слайда:

    Хома Брут и его друзья живут в окружении злых, бездушных людей. Всюду Хому подстерегают опасности и лишения. Страшный образ Вия становится словно поэтическим обобщением этого лживого, жестокого мира. Какой же исход? Почему не выдержал единоборства с этим миром Хома? Халява и Горобец, узнав о гибели друга, зашли в шинок, чтобы помянуть его душу. «Славный был человек Хома!» - рассуждает Халява. «Знатный был человек. А пропал ни за что». А почему же всё-таки? И вот как отвечает Горобец: «А я знаю, почему пропал Как всегда у Гоголя переплетено серьёзное и смешное, важное и пустяковое. Конечно, смешно соображение Горобца о том, что надо было плюнуть на хвост ведьме. А вот касательно того, что Хома побоялся, - это всерьёз. Именно здесь зерно гоголевской мысли. Для этой повести характерно трагическое восприятие мира. Жизнь сталкивает человека с злыми и жестокими силами. В борьбе с ними формируется человек, его воля, его душа. В этой борьбе выживают лишь мужественные и смелые. И горе тому, кто смалодушничает и убоится, погибель неотвратимо постигнет того, кого пришибёт страх. он: оттого, что побоялся.» Соотношение сил между добром и злом, светом и тьмой в реальном мире иное, чем в сказке. Тут человек всегда выходит победителем, там - всё сложнее. В реальной жизни всё становится жертвой зла. Вот так и случилось с философом Хомой Брутом. У него не хватило мужества, его одолел страх.

    16 слайд

    Описание слайда:

    ВЫВОДЫ Реалистические начала в «Вие» проявились более отчетливо, чем в фольклорных повестях «Вечеров». Гоголь живописует простоту и грубость нравов бурсацкого «сословия», выразительно запечатлевает образ ректора семинарии, для которого просьба именитого сотника, сопровождаемая подарками, является законом. «Тебя никакой черт,- говорит он Хоме Бруту, и не спрашивает о том, хочешь ли ты ехать, или не хочешь. Я тебе скажу только то, что если ты еще будешь показывать свою рысь да мудрствовать, то прикажу тебя по спине и по прочему так отстегать молодым березняком, что и в баню больше не нужно ходить». Рельефно очерчена фигура верного слуги сотника казака Явтуха. Писатель дает красочные зарисовки народного быта, жизни дворовых людей. В соединении с замечательной характеристикой Хомы Брута все эти образы и картины определяют широкую реально-бытовую насыщенность произведения. Повествование в «Вие» окрашено юмором, который, пронизывая реальность, создает общий эмоциональный тон повести.