Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной деятельности. Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов по литературе

1. Дайте определение понятиям: традиция, новаторство

1) А.С.Пушкин 2)У. Шекспир 3) Д.И.Фонвизин 4) Н.М.Карамзин 5) М.Ю.Лермонтов 6) Н.В.Гоголь 7) И.С.Тургенев 8) Н.С Лесков 9) М.Горький 10) А.И.Куприн 11) А. Сент-Экзюпери 12) А.П.Платонов 13) А.Т.Твардовский 14) В.М.Шукшин 15) А.С.Грин

А)» Алые паруса» б) «Дядя Ермолай» в) «Макар Чудра» г) Сонет д) «Недоросль» е) «В прекрасном и яростном мире» ж) «Мцыри» з) «Станционный смотритель» и) «Василий Теркин» к) «Бирюк» л) «Человек на часах» м) «Портрет» н) «Бедная Лиза» о) «Гамбринус» п) «Маленький принц»

3. Из какого произведения эти герои?

1) Игорь 2) Митрофан 3) Фома 4) Сашка 5) летчик 6) Салтан 7) ростовщик 8) Постников 9) Лойко Зобар 10) Мальцев 11) Эразм 12) рыцарь на золотом коне 13) разбойники

4. Соотнесите определения литературных направлений и направления

1) Классицизм 2) романтизм в) реализм г) сентиментализм

А) литературное направление 18, начала 19 веков, для которого характерны высокая тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил, отражение жизни в идеальных образах, единство времени, места, действия, деление героев на положительных и отрицательных, деление литературы на строго определенные жанры произведений

а) высокие — ода, героическая поэма, трагедия
б) низкие жанры — комедия, сатира, басни, мир стихотворения, роман.

Б) (от французского «чувство) — направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. Пейзаж — не бесстрастный фон развития событий, но воссоздание живой природы, глубоко воспринятой и прочувствованной. Основные жанры: 1. Письма 2. Путешествия 3. Мемуары 4. Повести 5. Элегия 6. Романы

В) правдивое изображение реальной действительности.

Г) литературное направление конца 18 – начала 19 века, характерно двоемирие, герой одинок, мечтает вырваться из этого мира, но судьба часто заканчивается трагически.

5. О каком герое идет речь?

1) Пострадал от природного явления.

2) Проявил свой талант, играя на любом музыкальном инструменте

3) Был убит отцом девушки, в которую был влюблен

4) Человек искусства, пострадавший от зависти.

5) Мальчик, мечтающий о родине.

6) Человек, живущий по правилам, принятым во время правления Петра 1.

7) Часовой, бросивший пост ради спасения жизни человека.

8) Герой, который сбежал из плена, погубил войско, но был встречен с радостью

9) Молодой человек, лишивший бедную девушку счастья и жизни.

6. В каких произведениях действие происходит в этих местах?

1) в Петербурге 2) в Толубеевском депо 3) на разных планетах 4) в Восточном Ливане (пустыня) 5) в порту 6) на берегу моря 7) на Кавказе 8) в имении Простаковых 9) в Москве

7. Определите жанр произведения, найдите соответствие

1) эпическое произведение, которое изображает одно событие из жизни героя.

2) Один из видов лироэпического рода. Крупное стихотворное стихотворение с лирическим или эпическим сюжетом.

3) Средний жанр эпоса, показана история человеческой жизни на протяжении небольшого периода.

4) Стихотворение, состоящее из 14 строк.

5 ) Небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи, имеющее ритм и рифму.

6) Ж анр художественного произведения , характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы .

7) Жанр фольклора, рассказывающий о невероятной, но поучительной истории.

А) народная сказка Б) рассказ В) сонет Г) комедия Д) Стихотворение

Е) повесть Ж) поэма

8. Назовите писателя, опираясь на его характеристику.

1) Писатель, имеющий псевдоним, настоящая фамилия Пешков, родился в Нижнем Новгороде, на берегу Волги.

2) Стихи писать начал рано, еще не зная всех букв алфавита, прошел всю войну, был спецкорреспондентом военной газеты.

3) Многое пришлось пережить: с 14 лет пришлось идти работать, видеть близких, умирающих от голода, похоронить любимого сына, побывать на войне …

4) Его профессия – летчик, хотя очень любил рисовать, с детства он мечтал покорить мир, не раз бывал в трудных ситуациях, но выходил из них, а однажды вернуться не удалось.

5) Был авантюристом, путешественником, поэтом, воином, книжником, аристократом, больше всего любил бывать в Африке.

6) Его перу принадлежит сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

7) Героями его произведений почти всегда были крестьяне, которых он показал с разных сторон: одни – смирились со своим положением, другие – боролись с несправедливостью.

8) Его называют «солнцем русской поэзии»

9. Определите название литературного понятия.

1 . Роды литературы. 2. Самое главное в индивидуальности литературного героя. 3. Последовательность событий. 4. Герой лирического произведения. 5. Построение произведения. 6. Описание природы. 7. Вид произведения. 8. Он рассказывает о героях и событиях. 9. Рассказ о жизни святого человека. 10. Скрытое сравнение. 11. Речь одного человека. 12. Изобразительное средство, помогающее неживой предмет увидеть живым. 13. Чрезмерное преувеличение. 14. Род литературы, предназначенный для постановки на сцене.

10. Ответьте на вопросы:

1). Кого называли недорослями в XVIII в.?

а) безграмотных, недоучившихся дворян

б) дворянских детей, не достигших 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу

в) вообще невежественных людей из разных сословий

г) подростков

А) народ б) Никона в) Нестора г) князя Владимира

3). К какому жанру относится произведение «Мцыри»?

А) баллада Б) притча В) поэма – исповедь Г) рассказ

4) . Чем в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин» является повторяющееся слово «переправа»

А) сравнение Б) рефрен В) анафора Г) метафора

5). Отметить тему поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»:

А. Весёлые и героические случаи из фронтовой жизни Василия Тёркина.

Б. Трагическая сущность войны и стойкость русского солдата.

В. Трудности фронтовой жизни.

6). Кто изобрел грамоту?

7). Идея «Слова о полку Игореве»

8). Какому великому российскому полководцу Г.Р.Державин посвятил стихотворение «Снегирь»?

9) . Что обозначает понятие «маленький человек» Приведите примеры героев, которых можно так назвать.

10). Что значит «Духовная литература».

11. Кому принадлежат эти предметы?

1) кафтан 2) ландыши 3) гармонь 4) скрипка 5) портрет 6) картинки о блудном сыне

Ответы:

  1. Традиция – исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения; установившийся порядок в поведении, в быту.

Новаторство – творческое развитие традиции

2. 1з, 2г, 3д, 4н, 5ж, 6м, 7к, 8л, 9в, 10о, 11п, 12е, 13и, 14б, 15а

3. 1 «Слово о полку…» 2) Недоросль 3) бирюк 4) Гамбринус 5) Маленький принц 6) Сказка о царе Салтане 7) Портрет 8) Человек на часах 9) Макар Чудра 10) В прекрасном и … 11) Бедная Лиза 12) Золотой рыцарь 13) Братья разбойники

4. 1)а, 2г, 3в, 4б

5. 1) Мальцев 2) Сашка 3) Зобар 4) Чартков 5) Мцыри 6) Стародум 7) Постников 8) Игорь 9) Эраст

6. 1) Человек на часах, Портрет 2) В прекрасном и … 3) Маленький принц 4) Золотой рыцарь 5) Гамбринус 6) Макар Чудра 7) Мцыри 8) Недоросль 9) Бедная Лиза

7. 1б, 2ж, 3е, 4в, 5д, 6г, 7а

8. 1) Горький 2) Твардовский 3) Куприн 4) Экзюпери 5) Гумилев 6) Гоголь 7) Тургенев 8) Пушкин

9. 1) эпос, лирика, драма 2) характер 3) сюжет 4) лирический герой 5) композиция 6) пейзаж 7) жанр 8) повествователь 9) житие 10) метафора 11) монолог 12) олицетворение 13) гипербола 14) драма

10. 1) 2) б 3) в 4) б 5) б 6) Кирилл и Мефодий 7) Объединение 8) Суворову 9) низкое социальное положение, незаконное угнетение теми, кто выше; нищета; трагическая судьба; нежная, любящая, сострадательная душа; способность оказывать робкий и слабый протест; мечта о человеческом счастье 10) книги о Боге, человеке, мире

11. 1) Митрофану 2) Лизе 3) Теркину 4) Сашке 5) Чарткову 6) Самсону Вырину

2 класс Контрольная работа «Работа с текстом » В. 1

Крошечные птички колибри — одни из самых удивительных созданий среди пернатых. Они обладают свойствами, совершенно не присущими другим птицам. Колибри способны совершать до восьмидесяти одного взмаха крыльями в секунду, одинаково легко летать вперед, назад, вверх и вниз, а также неподвижно, как вертолет, висеть в воздухе. Развитые грудные мышцы, большой объем легких, сильное сердце позволяют колибри чрезвычайно легко летать с большой скоростью.

Различные виды колибри отличаются друг от друга по размеру.Гигантские, встречающиеся в Южной Америке достигают в длину двадцати трех сантиметров. Размер обычных колибри не превышает 114 миллиметров. Внешний вид птичек разнообразен, но оперение у всех необыкновенно яркое. Колибри, хрупкие на вид, отличаются чрезвычайно воинственным характером. Рассказывают о случаях, когда стая колибри наводила панику на орла и обращала его в бегство.

_____________

В каком месте на земном шаре можно встретить колибри? ____________________________________________________________________

Какого размера достигают гигантские колибри _________________________

_____

_____________________________________________________________

Что обозначает число 81 в тексте?____________________________________

Колибри

Гигантские колибри

Красивая птичка

Выполнял работу_________________________________________

ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ТЕКСТ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ.

У растения баобаба есть одна удивительная особенность — это толстый ствол, достигающий десяти метров. В нем баобаб запасает воду. Плоды баобаба очень сочные, появляются на дереве летом. Для того чтобы напоить плоды влагой и не погибнуть от засухи, дерево накапливает много жидкости. Нужно защищать воду от палящих солнечных лучей, поэтому у баобаба очень толстая, мягкая кора стального цвета. Вся внутренняя часть коры баобаба состоит из прочных волокон, которые по крепости не уступают металлическим струнам. С течением времени баобаб то становится больше в толщину, то, наоборот, уменьшается. Связано это с тем, что в засушливые годы дерево тратит запас влаги и «худеет». А в дождливые годы ствол увеличивает свою толщину.

У баобаба очень редкие листья. Дело в том, что листья баобаба поедают крыланы — родственники летучих мышей. А местные жители готовят приправу под названием кускус.

_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

Почему у баобаба толстая кора? ________________________________________________________

Почему у баобаба редкие листья?______________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________

Кто такие крыланы?_________________________________________________

Что обозначает цифра 10 в тексте_________________________________

Какой заголовок больше всего подходит ко всему тексту. Подчеркни.

Баобаб спасает животных.

Баобаб худеет.

Баобаб

3 класс

Контрольная работа «Работа с текстом » В. 1

Выполнял работу_________________________________________

ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ТЕКСТ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ.

Крошечные птички колибри — одни из самых удивительных созданий среди пернатых. Они обладают свойствами, совершенно не присущими другим птицам. Колибри способны совершать до восьмидесяти одного взмаха крыльями в секунду, одинаково легко летать вперед, назад, вверх и вниз, а также неподвижно, как вертолет, висеть в воздухе. Развитые грудные мышцы, большой объем легких, сильное сердце позволяют колибри чрезвычайно легко летать со скоростью, достигающей иногда восьмидесяти километров в час.

В настоящее время известно триста девятнадцать видов колибри.Различные виды колибри отличаются друг от друга по размеру.Гигантские, встречающиеся в Южной Америке, в районе гор Анд, достигают в длину двадцати трех сантиметров. Размер обычных колибри не превышает 114 миллиметров. Внешний вид птичек разнообразен, но оперение у всех необыкновенно яркое. Колибри, хрупкие на вид, отличаются чрезвычайно воинственным характером. Рассказывают о случаях, когда стая колибри наводила панику на орла и обращала его в бегство.

На Кубе водится самая маленькая колибри — колибри-муха. Длина ее, от кончика тонкого клюва и до окончания хвоста, лишь пятьдесят семь миллиметров. Самка немного крупнее самца, у которого головка и шейка искрящегося красного цвета. Снизу он голубоватого цвета, а сверху — серовато-белого. У самки спинка зеленоватая, а брюшко светлое.

Почему колибри считают удивительной птицей среди пернатых?

___________________________________________________________

В каком направлении умеют летать колибри?

__________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

С какой скоростью может летать колибри?

___________________________________________________________

Какое строение организма позволяет птице летать с большой скоростью?

__________________________________________________________________________________________________________________________

Какое количество видов колибри известно ученым?

____________________________________________________________

В каком месте на земном шаре можно встретить колибри?_____________________________________________________

Какой размер обыкновенных колибри?____________________________

В каком районе Южной Америки живут гигантские колибри? ____________________________________________________________

Какого размера они достигают?_________________________________

Какова особенность оперения всех колибри? ____________________________________________________

Каким характером отличаются колибри? Приведи пример.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Чем отличаются различные виды колибри друг от друга?

_____________________________________________________________

Как называют самую маленькую птичку колибри?

_____________________________________________________________

Какой у нее размер туловища?

___________________________________________________________

Внеси в таблицу «Внешний вид колибри - мухи»» известные данные из текста:

Спинка

Брюшко

Самка

Самец

Что обозначают цифры в этом тексте, подпиши

319

1 2 3

Дай название каждой части:

  1. __________________________________________________________________________________________________________________________

Какой заголовок больше всего подходит ко всему тексту. Подчеркни.

Колибри

Гигантские колибри

Удивительные существа среди пернатых

Колибри - муха

Красивая птичка

Контрольная работа «Работа с текстом» В. 2

Выполнял работу_________________________________________

ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ТЕКСТ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ.

Громадный толстый баобаб — обитатель теплых районов Земного шара. Существует два вида этого растения. Родина одного из них — Австралия, а другой вид растет в Африке.

У баобаба есть одна удивительная особенность — это толстый ствол, достигающий десяти метров. В нем баобаб запасает воду. Плоды баобаба очень сочные и крупные, появляются на дереве в самое засушливое время - летом. Для того чтобы напоить плоды влагой и не погибнуть от засухи, дерево накапливает огромное количество жидкости.
В стволе баобаба может накапливаться до ста двадцати тысяч литров жидкости. Необходимо защищать воду от палящих солнечных лучей, поэтому у баобаба очень толстая, мягкая кора стального цвета. Вся внутренняя часть коры баобаба состоит из прочных волокон, которые по крепости не уступают металлическим струнам. С течением времени баобаб то становится больше в объеме, то, наоборот, уменьшается. Связано это с тем, что в засушливые годы дерево тратит запас влаги и «худеет». А в дождливые годы ствол увеличивает свою толщину. Но, несмотря на такую неравномерность роста, баобаб в среднем все же становится шире—в год примерно на 3 сантиметра.

При таких внушительных размерах ствола у баобаба очень редкая крона. Дело в том, что листья баобаба поедают крыланы — родственники летучих мышей. А местные жители из листьев варят своеобразные супы, готовят приправу под названием кускус. Водянистую древесину баобаба часто используют животные, страдающие от жажды.

Сколько видов баобабов существует на Земле?________________

Где растет каждый вид баобаба?

_____________________________________________________________

Какова основная особенность растения баобаб?

_____________________________________________________________

Для чего баобабу приходится накапливать влагу?

________________________________________________________________________________________________________________________

В какое время года у баобаба появляются плоды?

_____________________________________________________________

Опиши, какие они?____________________________________________

Сколько воды может накапливаться в стволах баобаба?

__________________________________________________________________

Почему у баобаба толстая кора?________________________________________________________

Какого цвета кора у баобаба?___________________________________

Почему ствол баобаба изменяется в размерах, то «худеет, то поправляется?»_____________________________________________________________________________________________________________

Почему у баобаба редкая крона?______________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________

Как используют баобаб местные жители?

_______________________________________________________________________________________________________________

Как называется приправа, которую изготавливают местные жители из кроны дерева?_________________________________________________

Как используют баобаб животные?

Внеси в таблицу «Как выглядит баобаб» известные данные из текста:

Ствол

Крона

Кора

Сколько частей в э том тексте. Подчеркни. 1 2 3

Дай название каждой части:

__________________________________________________________________________________________________________________________

Какой заголовок больше всего подходит ко всему тексту. Подчеркни.

Баобаб спасает животных.

Баобаб худеет.

Баобаб

Удивительное растение - баобаб.

Два вида баобаба.

Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому плану. В данной методической разработке рассматривается не только последовательность этапов проведения такой работы, но и программа действий преподавателя, критерии оценки результатов, виды самотоятельной работы обучающихся и формы контроля. В приложениях приведены методические рекомендации для студентов по составлению конспектов, написанию рефератов, сочинений, эссе, а также использованию интернет-ресурсов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ЛИТЕРАТУРА

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

073101 ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

073401 ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

073502 ХОРОВОЕ ДИРИЖИРОВАНИЕ

073 403 СОЛЬНОЕ И ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ

070214 МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭСТРАДЫ

073002 ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

Преподаватель: Цветкова Е.А.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно структуры Государственного образовательного стандарта и в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 543, самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов. Учебным планом ОПОП Саратовского областного колледжа искусств на самостоятельную работу студентов по учебной дисциплине «Литература» предусмотрено 85 часов.

Формы организации внеаудиторной самостоятельной работы и объём времени, отводимые на её выполнение находят отражение:

В рабочем учебном плане по каждой специальности;

В рабочих программах учебных дисциплин.

Функции самостоятельной работы:

Информационно-обучающая;

Развивающая;

Ориентирующая;

Стимулирующая;

Воспитывающая.

Цели обучения:

  • освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;
  • знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;
  • применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

При изучении литературы перечисленные выше цели дополняются решением задач формирования гуманитарно-направленной личности: развитие образного мышления, накопление опыта эстетического восприятия художественных произведений, понимания их связи друг с другом и с читателем в контексте духовной культуры человечества.

Особенность изучения литературы в ГОУ СПО «СОКИ» заключается в проведении более глубокого анализа предложенных для освоения произведений, в расширении тематики сочинений, эссе, в целом, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся и различных форм творческой деятельности (подготовки и защиты рефератов, проектов).

К особенностям изучения литературы относится также углубленное изучение историко-литературного процесса, формирование представления о литературной эпохе, творчестве писателя, привлечение внимания обучающихся к развитию литературы последних десятилетий ХХ века.

Также обучение предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.

Программа дисциплины составлена с учетом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений.

Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию учащегося – читателя, развивает общие креативные способности.

Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу, предполагающему следующую последовательность этапов проведения:

1. Планирование.

2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу.

3. Методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы.

4. Постоянный мониторинг и оценка самостоятельной работы.

Программа действий преподавателя по созданию условий для самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов предполагает:

Изучение квалификационной характеристики специалиста;

Анализ Государственного образовательного стандарта и учебного плана;

Подготовку перечня знаний, умений, которые должны быть сформированы у студентов в процессе самостоятельной деятельности;

Выработку критериев оценки самостоятельной работы.

Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студента являются:

Уровень освоения студентом учебного материала;

Уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

Уровень сформированности общих знаний и умений;

Оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Формы контроля обучающихся:

  • сочинения;
  • зачеты;
  • устные ответы;
  • доклады;
  • рефераты;
  • исследовательские работы;
  • конкурсы сочинений;
  • литературные викторины;
  • литературные турниры и т.д.

Виды самостоятельной работы обучающихся:

– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

– подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);

– составление текстов для самоконтроля;

– составление библиографических карточек по творчеству писателя;

– подготовка рефератов;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).

Формы самостоятельной внеаудиторной работы и предлагаемые задания имеют дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность.

Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов разработаны методические рекомендации для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности, которые помещены в приложении.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

№ п/п

Тема

Количество часов

I семестр

Реферат на одну из тем по русской литературе XIX века.

Общая характеристика и своеобразие русской литературы на рубеже XVIII-XIX вв.

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина (1799-1836).

Поэтический мир М.Ю. Лермонтова (1814-1841).

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе (1809-1852).

Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского (1823-1886).

Прошлое и будущее России в Романе И.А. Гончарова (1812-1891) «Обломов».

Особенности поэтики И.С. Тургенева (1818-1883).

Ф. И. Тютчев (180-1873), его видение России и её будущего.

Поэзия А.А.Фета (1820-1892) как выражение идеала и красоты.

Художественный мир А.К. Толстого.

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова (1821-1877).

Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова (1831-1895).

Роль М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889) в истории русской литературы.

Отображение действительности в романе Ф.М. Достоевского (1821-1881) «Преступление и наказание».

Мировое значение творчества Л.Н. Толстого (1828-1910).

Роль А. П. Чехова (1860-1904) в мировой драматургии театра.

Обзор зарубежной литературы.

II семестр

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе.

Творчество И.А. Бунина.

Творчество А.И. Куприна.

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в.

Творчество М. Горького.

Творчество А.А. Блока.

Литературный процесс 20-х годов.

Творчество В.В. Маяковского.

Творчество С.А. Есенина.

Единство и многообразие русской литературы в 30-40 гг.

Творчество М.И. Цветаевой.

Творчество О.Э. Мальденштама.

Творчество А.П. Платонова.

Творчество И.Э. Бабеля.

Творчество М.А. Булгакова.

Творчество М.А. Шолохова.

Литература русского Зарубежья.

III семестр

Реферат на одну из тем по русской литературе XX века.

Поэзия и проза периода ВОВ.

Творчество А.А.Ахматовой.

Творчество Б.Л. Пастернака.

Творчество А.Т. Твардовского.

Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

Поэзия 60-х годов.

Творчество А.И. Солженицына.

Творчество В.Т. Шаламова.

Творчество В.М. Шукшина.

Творчество Н.М. Рубцова.

Творчество Расула Гамзатова.

Творчество А.В. Вампилова.

Русская литература последних лет (обзор).

Зарубежная литература (обзор)

Беседы по современной литературе.

ИТОГО

Художественные тексты

Литература ХIХ в.

В.А. Жуковский . Сельское кладбище. Вечер. Светлана. Певец во стане русских воинов. Ивиковы журавли. Теон и Эсхин. Лесной царь.

К.Н. Батюшков . Веселый час. Мои Пенаты. К Дашкову. Переход русских войск через Неман. Странствия Одиссея. На развалинах замка в Швеции. Изречение Мельхиседека.

А.С. Пушкин . К другу стихотворцу. Воспоминания в Царском селе. Лицинию. Товарищам. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. Погасло дневное светило… Кинжал. Узник. Свободы сеятель пустынный… К морю. Я помню чудное мгновенье… Вакхическая песня. 19 октября. Пророк. Стансы (В надежде славы и добра…). Арион. Анчар. В Сибирь. Поэт. Поэту. 19 октября 1827 г. На холмах Грузии… Дар напрасный, дар случайный… Дорожные жалобы. И.И. Пущину. Я вас любил… Брожу ли я вдоль улиц шумных… Эхо. Мадонна. Бесы. Безумных лет угасшее веселье… Моя родословная. Клеветникам России. Бородинская годовщина. Вновь я посетил… Из Пиндемонти. Когда за городом задумчив я брожу… Памятник. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Арап Петра Великого. Повести Белкина. История села Горюхина. Дубровский. Капитанская дочка. Пиковая дама.

М.Ю. Лермонтов . Нет, я не Байрон… Парус. Предсказание. Два великана. Бородино. Смерть поэта. Когда волнуется желтеющая нива… Поэт. Спор. 1 января. Дума. И скучно и грустно… Родина. Нет, не тебя так пылко я люблю… Выхожу один я на дорогу… Пророк. Боярин Орша. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мцыри. Демон. Маскарад. Герой нашего времени.

Н.В. Гоголь . Невский проспект. Портрет. Нос. Шинель. Ревизор. Мертвые души.

И.А. Гончаров . Обыкновенная история. Обломов.

Н.А. Некрасов . В дороге. Нравственный человек. Колыбельная песня. Тройка. Когда из мрака заблужденья… Вчерашний день, часу в шестом… Я не люблю иронии твоей… Мы с тобой бестолковые люди… Давно отвергнутый тобой… Школьник. Праздник жизни – молодости годы… Где твое личико смуглое… Внимая ужасам войны… Стихи мои, свидетели живые… В столицах шум, гремят витии… Что ты, сердце мое, расходилося… Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. Рыцарь на час. Песни о свободном слове. Газетная. Умру я скоро… Ликует враг, молчит в недоуменье… Зачем меня на части рвете… Зеленый шум. Надрывается сердце от муки… Памяти Добролюбова. Не рыдай так безумно над ним… Пророк. Три элегии. Зине (Ты еще на жизнь имеешь право…). Угомонись, моя муза задорная… Зине (Двести уж дней…). Сеятелям. Музе. Друзьям. Горящие письма. Баюшки-баю. О муза, я у двери гроба… Коробейники. Железная дорога. Мороз – Красный нос. Дедушка. Русские женщины. Современники. Кому на Руси жить хорошо.

Н.Г. Чернышевский . Что делать?

И.С. Тургенев . Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Новь. Стихотворения в прозе (5–6 по выбору).

А.Н. Островский . Свои люди – сочтемся. Бедная невеста. Бедность – не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца – довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Волки и овцы. Бесприданница. Лес. Без вины виноватые.

М.Е. Салтыков-Щедрин . Губернские очерки. История одного города. Господа Головлевы. За рубежом. Сказки (3–4 по выбору).

Н.С. Лесков . Очарованный странник. Левша (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе).

Ф.И. Тютчев . С поляны коршун поднялся… Весенняя гроза. Не то, что мните вы, природа... Есть в осени первоначальной… Цицерон. Фонтан. Не верь, не верь поэту, дева… Русской женщине. Эти бедные селенья… О, как убийственно мы любим… Последняя любовь. Весь день она лежала в забытьи… Накануне годовщины 4 августа 1864 г. Умом Россию не понять… Нам не дано предугадать… Я встретил вас…

А.А. Фет . На заре ты ее не буди… Поделись живыми снами… Шепот, робкое дыханье… Сияла ночь… Как беден наш язык… Я тебе ничего не скажу… Еще люблю, еще томлюсь…

А.К. Толстой . Колокольчики мои… Коль любить, так без рассудку… Средь шумного бала… Не ветер, вея с высоты… Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре… Осень! Осыпается весь наш бедный сад… Поток-богатырь. Порой веселой мая. Против течения. Василий Шибанов. Сон Попова. История Государства российского… Царь Федор Иоаннович.

Ф.М. Достоевский . Бедные люди. Белые ночи. Преступление и наказание.

Л.Н. Толстой . Детство. Отрочество. Юность. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Воскресение. После бала. Хаджи-Мурат.

А.П. Чехов . Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Толстый и тонкий. Злоумышленник. Тоска. Горе. Враги. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Душечка. Дом с мезонином. Палата № 6. Случай из практики. Мужики. В овраге. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Ионыч. Невеста. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. Вишневый сад.

Литература конца ХIХ – начала ХХ в.

Л.Н. Андреев . Баргамот и Гараська. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных.

А.А. Ахматова . Сероглазый король. В Царском селе. Сжала руки под темной вуалью… Вижу выцветший флаг над таможней… Песня последней встречи. Прогулка. Все мы бражники здесь, блудницы... Проводила друга до передней… Мне голос был… Тайны ремесла. Есть в близости людей заветная черта... Петроград, 1919. Клятва. Мужество. Реквием.

К.Д. Бальмонт . Я мечтою ловил уходящие тени... Я вольный ветер… Ангелы опальные. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце... Я – изысканность русской медлительной речи... В домах. Я не знаю мудрости... Есть в русской природе усталая нежность...

А. Белый . Мои слова. В полях. Объяснение в любви. Заброшенный дом. Тройка. Отчаянье. Из окна вагона.

А.А. Блок . Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Лирика.

В.Я. Брюсов . Юному поэту. Грядущие гунны. Близким. Кинжал. Нам проба. К счастливым. Довольно. Ассарогадон. Конь блед. Каменщик. Работа. Принцип относительности.

И.А. Бунин . Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско.

М. Горький . Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Скуки ради. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Мать. Городок Окуров. Рассказы из сборника «По Руси». Несвоевременные мысли.

З.Н. Гиппиус . Песня. Надпись на камне. Сонет. Пауки. Швея. Все кругом. 14 декабря. 14 декабря 17 года. Чертова кукла.

Н.С. Гумилев . Капитаны. Рабочий. Слоненок. Телефон. Заблудившийся трамвай. Озеро Чад. Жираф. Телефон. Юг. Рассыпающая звезды. О тебе. Дагомыс. Слово.

Б.К. Зайцев . Аграфена. Усадьба Ланиных. Голубая звезда.

А.И. Куприн . Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Гранатовый браслет. Суламифь.

В.В. Маяковский . Я сам (автобиография). Послушайте! Мама и убитый немцами вечер. Гимн судье. Облако в штанах. Ода революции. Левый марш. О дряни. Прозаседавшиеся. Необычайное приключение… Окна РОСТА.

Д.С. Мережковский . Парки. Дети ночи. Двойная бездна. Молитва о крыльях. Чужбина – родина. Бог. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы.

Ф. Сологуб . В поле не видно ни зги… Люблю блуждать я над трясиною... Пленные звери. Чертовы качели.

А.Н. Толстой . Мишука Налымов. Приключения Растегина. Хромой барин.

М. Цветаева . Моим стихам, написанным так рано... Змея оправдана звездой... На плече моем на правом... Вот опять окно… Кто создан из камня, кто создан из глины… Белая гвардия, путь твой высок… Маяковскому. Если душа родилась крылатой… Мракобесие. Смерч. Содом. Вскрыла жилы: неостановимо... Уж сколько их упало в эту бездну... Поэма воздуха. Крысолов. Мой Пушкин.

И.С. Шмелев . Человек из ресторана. Пугливая тишина.

Литература ХХ в.

М. Горький . Старуха Изергиль. Челкаш. Фома Гордеев. На дне.

В. Маяковский . Ночь. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Несколько слов обо мне самом. Нате. Вам. Послушайте. Кофта фата. Адище города. Скрипка и немножко нервно. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Лиличка! Любовь. Письмо товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.

С. Есенин. Поет зима – аукает… Выткался на озере алый свет зари... Шел Господь пытать людей в любови... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо матери. Отговорила роща золотая... О Русь, взмахни крылами... Корова. Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я обманывать себя не стану... Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы... Да, теперь решено, без возврата... Мне осталась одна забава... Не жалею, не зову, не плачу... Я спросил сегодня у менялы... Шаганэ, ты моя, Шаганэ… Пускай ты выпита другим… Ты меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду долиной, На затылке кепи... Клен ты мой опавший, клен заледенелый... Мы теперь уходим понемногу… До свиданья, друг мой, до свиданья… Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Анна Снегина.

М. Булгаков . Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.

И. Бабель . Конармия.

А. Фадеев . Разгром. Молодая гвардия.

М. Шолохов . Тихий Дон. Судьба человека.

А. Толстой . Петр Первый.

И. Шмелев . Лето Господне.

А. Платонов . Котлован. Джан. Возвращение.

А. Ахматова . Сероглазый король. Сжала руки под темной вуалью… Как соломинкой, пьешь мою душу... Песня последней встречи. Вечером. В последний раз мы встретились тогда... Проводила друга до передней... Лучше б мне частушки задорно выкликать... Он любил... Я научилась просто, мудро жить... Все мы бражники здесь, блудницы… Смятение. Я пришла к поэту в гости… Думали: нищие мы… Не с теми я, кто бросил землю... Все расхищено, предано, продано... Реквием.

Б. Пастернак . Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.

О. Мандельштам . Воронежские стихи.

В. Набоков . Защита Лужина. Приглашение на казнь.

М. Цветаева . Вы, идущие мимо меня... Моим стихам, написанным так рано... Уж сколько их упало в эту бездну… Никто ничего не отнял... Вчера еще в глаза глядел... Стихи к Блоку. Мне нравится, что вы больны не мною... Поэт. Диалог Гамлета с совестью. Все повторяю первый стих… Знаю, умру на заре...

М. Зощенко . Аристократка. Брак по расчету. Любовь. Счастье. Баня. Нервные люди. Кризис. Административный восторг. Обезьяний язык. Воры. Муж. Сильное средство. Галоша. Прелести культуры. Мещане. Операция. Мелкий случай. Серенада. Свадьба. Голубая книга.

И. Ильф, Е. Петров . Двенадцать стульев (или Золотой теленок).

П. Антокольский . Сын.

А. Сурков . Бьется в тесной печурке огонь…

К. Симонов . Стихи из сб. «Война». С тобой и без тебя… Живые и мертвые (1-я книга).

А. Твардовский . Я убит подо Ржевом... В тот день, когда окончилась война… Василий Теркин. За далью – даль.

М. Исаковский . Враги сожгли родную хату... Летят перелетные птицы... В лесу прифронтовом. Катюша.

В. Некрасов . В окопах Сталинграда.

А. Солженицын . Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Крохотки.

В. Гроссман . Жизнь и судьба.

Ю. Бондарев . Горячий снег.

В. Васильев . А зори здесь тихие.

В. Быков . Сотников. Знак беды.

В. Астафьев . Царь-рыба (рассказы «Капля», «Уха на Боганиде», «Царь-рыба», «Сон о белых горах» и др.). Прокляты и убиты.

В. Шукшин . Чудик. Микроскоп. Сапожки. Забуксовал. Срезал. Крепкий мужик. Ораторский прием. Верую. Мастер. Танцующий Шива. Калина красная.

В. Белов . Привычное дело.

В. Распутин . Прощание с Матерой. Нежданно-негаданно.

Ю. Трифонов . Обмен.

В. Маканин . Полоса обменов. Кавказский пленный.

Л. Петрушевская . Время – ночь. Три девушки в голубом.

Т. Толстая . Рассказы.

Ю. Домбровский . Факультет ненужных вещей.

В. Ерофеев . Москва – Петушки.

С. Довлатов . Чемодан.

Н. Рубцов . Подорожник.

И. Бродский . Часть речи.

Ю. Кузнецов . После вечного боя.

Г. Айги . Стихи.

Д.А. Пригов . Стихи.

Л. Рубинштейн . Стихи.

А. Арбузов. Жестокие игры.

В. Розов . Гнездо глухаря.

А. Вампилов . Утиная охота. Провинциальные анекдоты.

Ч. Айтматов. «Белый пароход» (После сказки)», «Ранние журавли», «Пегий пес, бегущий краем моря».

Д. Андреев. «Роза мира».

В. Астафьев. «Пастух и пастушка».

А. Бек. «Новое назначение».

В. Белов. «Плотницкие рассказы», «Год великого перелома».

А. Битов. «Грузинский альбом».

В. Быков. «Облава», «Сотников», «Знак беды».

А. Вампилов. «Старший сын», «Прощание в июне».

К. Воробьев. «Убиты под Москвой».

В. Высоцкий. Песни.

Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».

В. Иванов. «Русь изначальная», «Русь великая».

Б. Можаев. «Мужики и бабы».

В. Набоков. «Защита Лужина».

В. Некрасов. «В окопах Сталинграда», «Маленькая печальная повесть».

Е. Носов. «Усвятские шлемоносцы», «Красное вино победы».

Б. Окуджава. Поэзия и проза.

Б. Пастернак. Поэзия.

В. Распутин. «Прощание с Матерой», «Живи и помни».

В. Шаламов. «Колымские рассказы.

Поэзия 60–90-х годов и последнего десятилетия (А. Кузнецов, Н. Тряпкин, Г. Айги, Д. Пригов, В. Вишневский и др.).

Темы рефератов

ХIХ век

Социально-политическая обстановка в России в начале ХIХ века. Влияние идей Великой французской революции на формирование общественного сознания и литературного движения.

Романтизм. Социальные и философские основы его возникновения.

Московское общество любомудров, его философско-эстетическая программа.

Основные эстетические принципы реализма. Этапы развития реализма в XIX в.

К.Н. Батюшков. Культ дружбы и любви в творчестве Батюшкова. Роль поэта в развитии русской поэзии.

В.А. Жуковский. Художественный мир романтических элегий и баллад.

Основная проблематика басен И.А. Крылова. Тема Отечественной войны 1812 г. в басенном творчестве И.А. Крылова.

Идейное содержание и проблематика комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Творчество поэтов-декабристов. Особенности гражданско-героического романтизма декабристов, ведущие темы и идеи их творчества (К.Ф. Рылеев , В.Ф. Раевский и др.).

А.С. Пушкин – создатель русского литературного языка; роль Пушкина в развитии отечественной поэзии, прозы и драматургии.

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина, ее связь с идеями декабристов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»).

Южные поэмы А.С. Пушкина, их идейно-художественные особенности, отражение в поэмах черт характера «современного человека».

Трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Историческая концепция поэта и ее отражение в конфликте и сюжете произведения.

Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», «Арион», «Анчар»).

Тема духовной независимости поэта в стихотворных манифестах Пушкина («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»).

Философская лирика поэта («Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»).

Роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман, его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции.

Патриотические стихотворения А.С. Пушкина («Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»).

Сказки Пушкина, их проблематика и идейное содержание.

Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность.

Место и значение поэтов пушкинской «плеяды» в русской поэзии. Своеобразие поэзии Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского, Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига, Н.М. Языкова, Д.В. Веневитинова.

Тематика и своеобразие ранней лирики М.Ю. Лермонтова, ее жанры, особенности характера лирического героя.

Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта», «Поэт», «Пророк»).

Развитие реалистических тенденций в лирике М.Ю. Лермонтова, взаимодействие лирического, драматического и эпического начал в лирике, ее жанровое многообразие.

Социально-философская сущность поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон», диалектика добра и зла, бунта и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме.

«Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю. Лермонтова, его структура, система образов.

А.В. Кольцов. Органическое единство лирического и эпического начал в песнях Кольцова, особенности их композиции и изобразительных средств.

Особенность творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.

Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла произведения.

Основные черты русской классической литературы XIX в: национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.

Геополитика России: защита национально-государственных интересов страны в творчестве Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева.

Размежевание общественно-политических сил в 1860-е гг., полемика на страницах периодической печати. Журналы «Современник» и «Русское слово» и их роль в общественном движении.

Публицистическая и литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.

Н.Г. Чернышевский. Общественно-политические и эстетические взгляды. Литературно-критическая деятельность Н.Г. Чернышевского.

Роман «Что делать?» Н.Г. Чернышевского, его социально-полити-ческий и философский характер, проблематика и идейное содержание. Теория «разумного эгоизма», ее привлекательность и неосуществимость.

Н.А. Некрасов – организатор и создатель нового «Современника».

Роман И.А. Гончарова «Обломов» как социально-психологический и философский роман.

«Записки охотника» И.С. Тургенева – история создания, проблематика и художественное своеобразие. В.Г. Белинский о «Записках».

Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.

Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев, М.А. Антонович и Н.Н. Страхов об «Отцах и детях».

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.

Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды, родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.

Новаторский характер драматургии А.Н. Островского. Актуальность и злободневность проблем, затронутых в его произведениях.

Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева.

Особенности любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность («О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.).

Непосредственность художественного восприятия мира в лирике А.А. Фета («На заре ты ее не буди…», «Вечер» «Как беден наш язык!..» и др.).

Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта («Средь шумного бала…», «Не ветер, вея с высоты…» и др.).

Общественно-политическая и культурная жизнь России 1870-х – начала 1880-х гг. Формирование идеологии революционного народничества.

М.Е. Салтыков-Щедрин – сотрудник и редактор «Современника» и «Отечественных записок».

«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы, фантастическая направленность, эзопов язык.

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.

Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Н.С. Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», «Левша»).

«Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, система образов.

Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».

Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах («Моя жизнь», «Дом с мезонином», «Попрыгунья»).

Новаторство чеховской драматургии.

Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы XIX в., ее мировое значение и актуальное звучание для современности.

Конец ХIХ – начало ХХ века

Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.

Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.

А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя.

Нравственные и социальные искания героев И.С. Шмелева.

Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького.

Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»

Идеалы служения обществу в трактовке В. Я. Брюсова.

Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока.

Акмеизм как течение в литературе; представители акмеизма.

Судьба и Творчество М.И. Цветаевой.

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Неповторимость изображения русского характера в романе.

Романы и повести о войне «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова.

Советский исторический роман «Петр Первый» А. Толстого.

Сатирические романы и повести И. Ильфа и Е. Петрова.

Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой, О. Мандельштама.

Развитие традиций русской народной культуры в поэзии 30-х годов А. Твардовского, М. Исаковского, П. Васильева.

Патриотическая поэзия и песни Великой Отечественной войны.

М.А. Шолохов – создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах».

Военная тема в творчестве М. Шолохова.

Своеобразие композиции романа «Белая гвардия» М.А. Булгакова.

Трагедия изображения Гражданской войны в драматургии М.А. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).

Роман «Другие берега» В.В. Набокова как роман-воспоминание о России.

Ранняя лирика Б. Пастернака.

А. Твардовский «Василий Теркин». Книга про бойца – воплощение русского национального характера. И. Бунин о «Василии Теркине».

Поэма А. Твардовского «Дом у дороги»: проблематика, образы героев.

«Лагерная» проза А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус».

Философские романы Ч. Айтматова: «Буранный полустанок», «И дольше века длится день», «Плаха».

Изображение сложного пути советской интеллигенции в романах Ю. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра».

Философская фантастическая проза А. и Б. Стругацких.

Исторические романы Л. Бородина, В. Шукшина, В. Чивилихина, Б. Окуджавы.

Реалистическая сатира Ф. Искандера, В. Войновича, Б. Можаева, В. Белова, В. Крупина.

Неомодернистская и постмодернистская проза В. Ерофеева «Москва – Петушки».

Художественное освоение повседневного быта современного человека в «жестокой» прозе Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой и др.

Изображение человека труда в поэтических произведениях Я. Смелякова, Б. Ручьева, Л. Татьяничевой и др.

Духовный мир русского человека в лирических стихах и поэмах Н. Рубцова.

Лирика поэтов фронтового поколения М. Дудина, С. Орлова, Б. Слуцкого и др.

Эпическое осмысление Отечественной войны в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба».

Философско-притчевое повествование о войне в повестях В. Быкова «Сотников», «Обелиск», «Знак беды».

Многообразие народных характеров творчестве В. Шукшина.

Ранние рассказы А.Солженицына: «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».

Поэзия 60-х г.г. ХХ века.

Н. Рубцов. Развитие есенинских традиций в книгах «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» и др.

Нобелевская лекция И. Бродского – его поэтическое кредо.

Книги стихов И. Бродского «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др.

Социально-психологические драмы А. Арбузова «Иркутская история», «Сказки старого Арбата», «Жестокие игры».

Театр А. Вампилова: «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске».

Условно-метафорические романы В. Пелевина «Жизнь насекомых» и «Чапаев и пустота».

Литературная критика середины 80–90 гг. ХХ в.

Развитие жанра детектива в конце ХХ в.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

Русская виртуальная библиотека

http://www.rvb.ru

Слова: поэзия Серебряного века http://www.belinskiy.net.ru

Фонвизин Денис Иванович

http://www.fonvisin.net.ru

Чернышевский Николай Гаврилович

http://www.chernishevskiy.net.ru

Чехов Антон Павлович

http://www.antonchehov.org.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3. Если составляете план-конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

9. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи

не забудьте вынести справочные данные на поля.

10. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

(для подготовки сообщений и практических работ)

Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен уметь и знать:

Чётко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию,

Правильно формулировать критерии поиска;

Определять и разделять размещённую в сети Интернет информацию на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты);

Давать оценку качества представленной информации, отделить действительно важные сведения от информационного шума;

Давать оценки достоверности информации на основе различных признаков, по внешнему виду сайта, характеру подачи информации, её организации;

Студентам необходимо уметь её анализировать, определять её внутреннюю непротиворечивость.

Запрещена передача другим пользователям информации, представляющей коммерческую или государственную тайну, распространять информацию, порочащую честь и достоинство граждан. Правовые отношения регулируются Законом «Об информации, информатизации и защите информации», Законом «О государственной тайне», Законом «Об авторском праве и смежных правах», статьями Конституции об охране личной тайны, статьями Гражданского кодекса и статьями Уголовного кодекса о преступлениях в сфере компьютерной информации.

При работе с Интернет-ресурсами обращайте внимание на

Технологии и методики обучения литературе Филология Коллектив авторов --

4.3.1. Виды самостоятельной деятельности учащихся по литературе

1. Самостоятельная деятельность учащихся на уроках организуется с целью:

Диагностики и контроля степени освоения изученного на уроках материала в форме:

Письменных ответов на вопросы;

Сочинения;

Контрольной работы;

Формирования и углубления знаний учащихся посредством представления результатов внеаудиторной самостоятельной деятельности учащихся.

2. Внеклассная самостоятельная деятельность способствует созданию благоприятных условий для организации самостоятельного чтения и/или самостоятельного исследования, а также для углубления знаний учащихся, сформированных на уроке, и может быть реализована в рамках следующих форм и направлений:

Самостоятельное чтение;

Читательский дневник;

Реферат;

Конспект;

Интерпретационная деятельность:

Инсценировка художественного произведения;

Сценарий, основанный на биографическом материале и художественных произведениях;

Живописные и графические работы по мотивам художественного произведения;

Участие в научном мероприятии:

Научная статья;

Участие в дискуссии;

Проект, защита проекта;

Сочинение;

Письменные ответы на вопросы;

Исследование по интересующей ученика теме;

Электронная презентация;

Из книги Поэтика мифа автора Мелетинский Елеазар Моисеевич

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Задания для самостоятельной работы Перечислите всех известных вам русских поэтов второй половины XIX века. Попробуйте сгруппировать их по близости творческих принципов, по основной проблематике творчества, по политическим взглядам и предпочтениям.Существует два

Из книги Чехов в школе автора Громов Леонид Петрович

Воспитательное значение самостоятельной работы учащихся в связи с внеклассным чтением произведений А. П. Чехова Высоконравственный характер авторской позиции в произведениях А. П. Чехова оказывает благотворное влияние на учащихся. Опираясь на внеклассное чтение

Из книги Комментарий к роману "Евгений Онегин" автора Набоков Владимир

1. Виды просодии Излагаемые ниже соображения относительно русского и английского четырехстопного ямба лишь в общих чертах обозначат их сходство и различие. Среди русского поэтического наследия я избрал в качестве образца произведения нашего величайшего поэта Пушкина.

Из книги К теории театра автора Барбой Юрий

14. Виды театра Театральное сознание, как обыденное, так и ученое, включая сознание авторов энциклопедий, привычно делит театр на несколько видов (иногда их называют родами - в этом случае театр как таковой полагают «видом искусства»). Имеются простые перечни этих видов.

Из книги Календарь-2. Споры о бесспорном автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе автора Лекомцева Надежда Витальевна

1 Ознакомление учащихся с художественно-эстетическими направлениями в литературе XX века Обращение к отечественной и западной литературе в старших классах имеет свою специфику. Целью знакомства с образцами художественной классики становится не просто расширение

Из книги Технологии и методики обучения литературе автора Филология Коллектив авторов --

4.3. Организация самостоятельной деятельности учащихся по литературе Самостоятельная деятельность учащихся является одной из форм организации процесса литературного образования, осуществляемой как в рамках системы уроков по литературе, так и во внеучебное

Из книги Немецкоязычная литература: учебное пособие автора Глазкова Татьяна Юрьевна

4.3.2. Этапы и формы организации самостоятельной деятельности учащихся по литературе Этапы:1. Подготовительный этап осуществляется учителем и включает: постановку цели и задач; представление алгоритма выполнения работы; методические рекомендации к реализации

Из книги Все лучшее, что не купишь за деньги [Мир без политики, нищеты и войн] автора Фреско Жак

4.3.3. Модели организации самостоятельной деятельности учащихся по литературе Самостоятельная деятельность учащихся по литературе может носить разнообразный характер (читательская, поисковая, исследовательская и др.) и степень его проявления может быть

Из книги Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали автора Байяр Пьер

4.3.4. Информационные технологии в процессе организации самостоятельной деятельности учащихся по литературе Для успешной организации самостоятельной деятельности учащихся немалое значение имеют информационные технологии, которые могут быть использованы с

Из книги Современные писуны автора Ангелов Андрей

4.4. Формы диагностики, контроля и аттестации учащихся Диагностика, контроль и аттестация являются средствами продуктивной организации процесса литературного образования школьников, осуществляя измерение степени сформированно-сти у учащихся знаний, умений и навыков,

Из книги автора

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях и задания для самостоятельной работы Вопросы (семинар «Песнь о Нибелунгах») 1. Мифологические и реально-исторические черты эпоса.2. Особенности времени и пространства в «Песни о Нибелунгах».3. Соотношение христианства и

Из книги автора

Из книги автора

Виды непрочитанных книг

Из книги автора

§1. Виды писунов Писун – это тот сапиенс, что пишет прозу, – чаще всего, безудержно.Существует такая штука, как литературный талант – он либо дан, либо нет. Поэтому в данной книге нет ничего личного, ведь на

Перечень самостоятельных работ по литературе для 1 курса.

1. Реферат по теме: «История развития литературного языка».

2.Выразительное чтение наизусть стихотворения Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю.(по выбору)

3. Рефераты по теме: «Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева»,

4. «Жизнь и творчество А.А.Фета».

5. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору)

6. Чтение романа «Обломов».

7.Реферат по теме: «Роман Гончарова И.А. «Обломов» как социально─ психологический и философский роман».

8.Составление хронологической таблицы «Биография Островского А.Н.»

9. Реферат по теме: «Творческая история драмы «Гроза».

10. Чтение пьесы «Гроза».

11. Составление сравнительной характеристики образов Дикого и Кабановой.

12. Составление образа Катерины.

13. Подготовка к сочинению по темам:

«Кто виноват в гибели Катерины?», «Представители «темного царства», «Образ Катерины в драме», «Быт и нравы города Калинова», «Катерина и «темное царство».

14. Просмотр фильма «Гроза».

15. Составление хронологической таблицы «Биография Чернышевского Н.Г.»

16. Чтение романа «Что делать?».

17. Реферат по теме: «Роман «Что делать?» Чернышевского Н.Г., его социально - политическая и философская характеристика, проблематика и идейное содержание».

18. Выучить наизусть стихотворение в прозе «Русский язык».

19. Чтение романа «Отцы и дети».

20. Просмотр фильма «Отцы и дети».

21. Подготовка к сочинению по темам: «Образ Базарова», «Тема «отцов» и «детей» в романе «Отцы и дети», «Базаров и Аркадий в романе» и т.д.

22. Чтение романа «Накануне».

23. Чтение романа «Дворянское гнездо».

24. Реферат по теме: «Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание».

25. Чтение романа «Преступление и наказание».

26. Чтение романа «Идиот».

27. Реферат по теме: «Теория Раскольникова и ее крушение».

28. Просмотр фильма «Преступление и наказание».

29. Подготовка к сочинению по теме: «Теория Раскольникова и ее крушение».

30. Реферат по теме: «История создания романа «Война и мир».

31. Реферат по теме: «Образ Андрея Болконского».

32. Реферат по теме: «Образ Пьера Безухова».

33. Реферат по теме: «Образ Наташи Ростовой».

34. Подготовка к сочинению по темам: «Путь исканий Андрея Болконского», «Женские образы в романе» и т.д.

35. Просмотр фильма «Война и мир».

36. Реферат по теме: «Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина».

37. Чтение сказок Салтыкова-Щедрина.

38. Чтение романа «История одного города».

39. Подготовка к сочинению по темам: «Смешное и грустное в сказках Салтыкова – Щедрина М.Е.», «Временное и вечное в сказках Салтыкова – Щедрина М.Е.», «Герои и сюжеты сатирических сказок Салтыкова – Щедрина М.Е.» и т.д.

40. Чтение поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

41. Реферат по теме: «Жизнь и творчество Н.А.Некрасова».

42. Чтение рассказа «Ионыч».

43. Чтение пьесы «Вишневый сад».

44. Реферат по теме: «Жизнь и творчество А.П.Чехова».

45. Подготовка к сочинению по теме: «Прошлое, настоящее и будущее в пьесе»,

46. «Путь от Старцева к Ионычу».

Перечень самостоятельных работ по литературе для 2 курса.

1. Реферат «Литература ХХ века».

2.Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору).

3. Реферат по теме: «Серебряный век».

4. Реферат по теме: «Акмеизм».

5. Реферат «Символизм».

6. Реферат «Футуризм».

7. Реферат по теме «Творчество Н.С.Гумилева».

8. Реферат по теме «Творчество В.Хлебникова».

9. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору).

10. Чтение поэмы «Двенадцать».

11. Реферат по теме: «Тема Родины в поэзии Блока».

12. Чтение произведений А.И.Куприна «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет».

13. Реферат по теме: «Творчество Куприна А.И.»

14. Реферат по теме «Жизнь и творчество Бунина И.А.»

15. Чтение произведений «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание», «Темные аллеи».

16. Чтение произведений «Старуха Изергиль», «На дне».

17. Подготовка к сочинению по теме: «Судьба обитателей «дна».

18. Реферат по теме: «Романтические рассказы Горького М.», «Жизнь и творчество М.Горького».

19. Чтение произведений Аверченко А.

20. Реферат по теме: «Литература 20-х годов».

21. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору).

22. Подготовка к сочинению по теме: «Тема Родины в лирике Маяковского».

23. Реферат по теме: Любовная лирика Маяковского».

24. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору).

25. Реферат по теме: «Тема Родины в поэзии Есенина».

26. Подготовка к сочинению.

27. Чтение произведений «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека».

28. Просмотр фильмов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека».

29. Реферат по теме «Творчество Шолохова М.А.»