Презентация шедевры художественной культуры междуречья. Культура месопотамии

Учитель истории школы 229 Кораблева Н.Л.

Задание:

ЗАДАНИЕ:
По ходу презентации выделите особенности
культуры Междуречья
Определите ее отличие от культуры Египта

Основы культуры Междуречья
закладываются в Шумере – области
нижнего течения Тигра и Ефрата.
Первые поселения появились на
юге этого географического района
в плодородной низменности,
у впадения рек Тигра и Евфрата в
Персидский залив, который в те
времена вдавался значительно
глубже в сушу.

ГОРОД УР

Основан в устье
Евфрата в 5 тыс. до н.э.
Город известен как
родина Авраама.
Стал известен благодаря
раскопкам, которые
производились в 19221934 гг. под руководством
английского археолога
Л. Вулли.

Город Ур

ГОРОД УР
Это был город, построенный в шумерских
традициях, овальный в плане с главной осью,
ориентированной с юго-востока на северозапад.
В Уре насчитывалось 5250 жилых домов, что
соответствовало населению, с учетом
домашних рабов, 40-50 тыс. жителей.

План г. Ур
Мощные стены, сложенные из сырцового
кирпича, достигали толщины 25-32 м.
В северо-западной части города на холме,
искусственно расширенном в виде террасы,
размещался дворцовый и храмовый комплекс
Ура, посвященный культу
бога
луны Наннара.

ЗИККУРАТ города уР (реконструкция)

ЗИККУРАТ ГОРОДА УР (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

Зиккурат представляет собой ступенчатую
пирамиду, на вершине которой помещалось
небольшое святилище. Нижние ярусы
зиккурата, как правило, окрашивали в
черный цвет,
средние - в
красный, верхние - в белый

ЗИККУРАТ

Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь
внешний слой толщиной в 2,5 м был построен из
обожженного кирпича, скрепленного битумным
раствором.
Зиккурат имел основную платформу высотой 15
м и размерами 62,5 х 43м; её грани,
облицованные обожженным кирпичом, были
слегка наклонены внутрь – для большей
устойчивости; наверх вели три лестницы,
соединявшиеся у каменной террасы

ЗИККУРАТ УРА (современный вид)

ЗИККУРАТ УРА (СОВРЕМЕННЫЙ ВИД)

Шумерская гептограмма

ШУМЕРСКАЯ ГЕПТОГРАММА

ВАВИЛОН

Вавилон (“Бабилу”- “врата бога”) впервые упоминается в III
тысячелетии до н.э. До этого на левом берегу Евфрата, повидимому, было небольшое поселение, не имевшее особого
политического значения.
Во времена I Вавилонской династии (1894-1595 гг. до н.э.)
Вавилон стал крупным городом, а особого расцвета он достиг в
правление царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). До нас почти
не дошли сооружения этого периода, поскольку город
неоднократно подвергался сильным разрушениям.
Вплоть до конца XIX в. Вавилон был неизвестен, и лишь благодаря раскопкам,
проведенным под руководством немецкого ученого и архитектора Р. Кольдевея,
этот город вновь стал достоянием человечества.
Раскопки производились с 1899 по 1914 г и результаты этих раскопок дали
удивительный материал, относившийся главным образом к VII-VI вв. до н.э.

Город Вавилон занимал обширную территорию,
насчитывавшую 20 кв.км и внешними крепостными
стенами протяженностью 18 км.
Внутри этой территории располагался собственно город,
занимавший оба берега реки Евфрат, и в свою очередь
укрепленный крепостными стенами. Территория
внутреннего города насчитывала 410 га, а протяженность
крепостных стен 8360м.
Укрепления состояли из глубокого рва, наполненного
водой, соединявшегося с Евфратом, и крепостных стен,
построенных из сырцового и обожженного кирпича
толщиной около 30 м.
Через каждые 20 м находились крепостные башни. Город
делился на две части.

В город вело восемь ворот и все ворота назывались
именами различных богов.
Главными были северо-западные - ворота богини Иштар.
Этот вход был защищен цитаделью с четырьмя
массивными башнями и арочными проходами между
ними. Башни были облицованы глазурованной керамикой
с орнаментом и устрашающими изображениями львов,
быков, фантастических чудовищ. Кроме этих ворот,
существовали еще ворота бога луны Сина, ворота
главного вавилонского божества Мардука, ворота бога
земли Энлиля, ворота бога солнца Шамаша, ворота бога
грозы и бури Адада, а также ворота Лугалгирра и Ураш.
Все эти ворота соединялись между собою улицами,
разрезавшими город почти на равные части.

ВОРОТА ИШТАР

Главные улицы города предназначались для религиозных процессий.
Так, например, особым праздником в Вавилоне считалась встреча Нового года.
Новогодний праздник начинался в марте месяце, поскольку вавилоняне
следовали лунному календарю, и длился более 10 дней. Начало его отмечалось
религиозными обрядами на башне-зиккурате Этемененнаки, откуда жрецы вели
наблюдения за звездами; затем статую Мардука выносили из храма, погружали
на корабль и везли вверх по течению Евфрата за пределы внутреннего города.
Там, в специальном храме, называвшемся “Домом Нового года”, служили
молебен, и на десятый день торжественная процессия направлялась к воротам
богине Иштар. Впереди жрецы несли статую Мардука, за ними следовали
приближенные царя и народ. Вся эта процессия вступала на улицу Процессий,
которая начиналась между выступами городских стен и имела ширину перед
воротами Иштар 16 м. Этот отрезок улицы был особо украшен изображениями
львов и грифонов золотистого цвета на ярко-синем фоне крепостных стен и ворот
Иштар. Изображения были выполнены из глазурованного кирпича, которым были
облицованы поверхности стен и ворот. Далее процессия проходила ворога
богини Иштар и направлялась но улице Процессий в сторону центра города.
“Дорога процессий” 7,5 метров шириной, мощеная каменными плитами шла на
юг от ворот Иштар.

Изразцы вдоль «Дороги процессий»

ИЗРАЗЦЫ ВДОЛЬ «ДОРОГИ ПРОЦЕССИЙ»

Основное население Вавилона составляли купцы, ремесленники,
землевладельцы. Среди них были богатые жители, занимавшие своими домами
целые кварталы, и были бедняки, ютившиеся в тростниковых, обмазанных глиной
хижинах, расположенных на окраине города. Низший, бесправный слой
городского населения составляли рабы, по большей части военнопленные,
которые выполняли все виды работ от ремесленного производства до тяжелого
труда чернорабочих.
Ремесла в Вавилоне процветали самые разнообразные. Представители
отдельных ремесел селились на определенных улицах. Так, в Вавилоне
существовали улицы ювелиров, ткачей, гончаров и т.д.
Жилая часть города была разбита на регулярные квадраты, разделённые
узкими, шириной 4 метра, улицами. Жилые дома как большие, так и малые,
строились по одной и той же схеме: комнаты группировались вокруг внутреннего
двора, часто замощенного обожженным кирпичом; иногда в центре двора
находился очаг. Главные помещения жилого дома всегда располагались на
южной стороне двора и были обращены к северу своими проёмами. Античные
историки указывают на существование в Вавилоне 3- 4 этажных домов, но
рядовую застройку составляли одно и двух этажные дома с плоскими кровлями и
с террасами наверху.

Для Древнего мира Вавилон олицетворял собой
город сказочного богатства, огромный, населенный
несметным числом жителей.
Действительно, в период правления Навуходоносора II
в Вавилоне было около 360 тыс. жителей, из которых
во внутреннем городе проживало 80 тыс. Масштабы
его сооружений, мощность крепостных стен - все это
поражало взор чужестранцев.
Позднее Вавилон пришел в полное запустение и
вскоре забыли не только о его существовании, но и
даже о его местоположении.

АССИРИЯ

Столицей Ассирии была Ниневия, город, соперничавший с
Вавилоном богатством и роскошью дворцов и храмов.
К сожалению, нельзя судить о планировке крупнейшей
столицы Ассирии IX-VII вв. до н.э. - Ниневии, поскольку в
612 г. до н.э. она была стерта с лица земли царем
Набопаласаром из Вавилона.
Известен лишь украшенный барельефами северный
дворец Ашшурбанипала, который был раскопан
экспедицией П.Э. Ботта в 1842 г. Найденные остатки
Южного дворца Ассархаддона, архива и библиотеки не
позволяют с достоверностью судить об очертаниях города
и расположении его главных улиц.

Врата Шамаша (реконструкция)

ВРАТА ШАМАША (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

Ассирийцы заимствовали религию, культуру и
искусство Вавилонии.
Они установили в беспокойном Двуречье свой
державный порядок, создали единое мощное
государство.
Ассирийское искусство от начала I тысячелетия
до н. э. и до крушения ассирийской державы в
конце VII в. до н. э. было целиком исполнено
пафосом силы, прославляло мощь, победы и
завоевания ассирийских властителей

ШЕДУ

Величественны и фантастичны некогда возвышавшиеся у входа в
знаменитый дворец царя Саргона II, близ Ниневии, грандиозные
крылатые быки в тиарах, с высокомерными человеческими
ликами, сверкающими глазами, с огромными, прямоугольными,
сплошь закрученными мелким завитком бородами; каждый бык -
с пятью тяжелыми, все под собой попирающими копытами.
Эти чудовища - «шеду» клинописных текстов считались
покровителями дворцовых сооружений. Фигуры выполнены в
технике очень высокого рельефа, переходящего в круглую
скульптуру. Моделируя их, скульптор использовал богатство
светотеневых эффектов.
Характерно, что скульптор хотел показать чудовище одновременно
и в покое и в движении. Для этого ему пришлось добавить
лишнюю ногу, и таким образом получилось, что смотрящий на
фигуру в фас видел ее стоящей, а обозревающий ее в профиль идущей.

Крылатые быки из дворца Саргона II

КРЫЛАТЫЕ БЫКИ ИЗ ДВОРЦА САРГОНА II
Оригинал – Лувр, Париж
Копия – музей им. Пушкина,
Москва

Длинные ленты рельефов тянулись на уровне
человеческого роста по залам ассирийских
дворцов. В хорсабадском дворце рельефом
было занято 6000 кв. м.
Исследователи считают, что существовали
картоны, по которым художники наносили общие
контуры изображений, в то время как
бесчисленное количество помощников и
учеников копировали отдельные сцены и
исполняли детали композиций.

Сюжетами композиций были главным образом война,
охота, сцены быта и придворной жизни и, наконец,
сцены религиозного содержания.
Главное внимание сосредоточивалось на тех
изображениях, где царь являлся центральной фигурой.
На его прославление направлен был весь труд
ассирийских художников.
Задачей их было также подчеркнуть и физическую
силу царя, его воинов и свиты: мы видим в рельефах
огромных людей с мощными мускулами, хотя тела их
часто скованы условной канонической позой и
тяжелой, пышной одеждой.

Царь! Он не небожитель, не воплощенный бог, как в
Египте, но всемогущий земной повелитель, меч которого -
высший закон. Всюду лицо царя величаво, деспотически
сурово, без индивидуальных черт.
Он одинаково грозен и безличен и в охоте, и в бою, и
когда шествует в сопровождении толстых, безбородых
евнухов, держащих над его головой роскошные опахала, и
когда пирует с царицей, празднуя победу над врагом, чья
голова подвешена рядом
Самые знаменитые рельефы из ассирийских царских
дворцов находятся теперь в лондонском Британском
музее и в парижском Лувре. Ленинградский Эрмитаж
также обладает характерными образцами этой
монументальной скульптуры.

Особенности изображения

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Фигуры людей, за редкими исключениями,
изображены с характерной для Древнего
Востока условностью: плечи и глаза - прямо, ноги
и голова - в профиль.
Модели у мастеров этого времени кажутся как
бы приведенными к единому типу. Сохранена
также и разномасштабность при изображении
лиц разного социального положения.
Фигура царя всегда совершенно неподвижна.

Рельеф «Царь и бог»

Вверху слева - фантастические крылатые
существа (с ассирийского рельефа);
справа - вавилонский бог Мардук,
убивающий чудовище Тиамат.
В центре - золотая голова священного
быка с синей бородой из лазурита;
украшение арфы, найденной в царской
гробнице в шумерийском городе Уре (III
тысячелетие до н. э.); ворота богини Иштар
в Вавилоне. (VI в. до н. э. Реконструкция.)
Внизу слева - финикийские корабли (с
ассирийского рельефа VI в. до н. э.).
Справа внизу - ассирийский царь охотится
на львов (с ассирийского рельефа VII в. до http://sascha-lange.livejournal.com/1568.html
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/639687
http://www.stroisa.com Культура Древнего Междуречья
  • Месопота́мия (др.-греч. Μεσοποταμία -«Междуре́чье»), также Двуре́чье - область между реками Тигр и Ефрат, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации.
  • В Междуречье в древности существовало несколько государств - включая шумерские города Киш, Урук (библейский Эрех),Ур, Лагаш,Умма, семитский город Акшак, аморрейский/шумерский город Ларса, а также государства Аккад, Элам, Ассирия, Мидия, Армения и Вавилон.
Государства Древнего Междуречья
  • * Палеолит (древнекаменный век) –
  • 2,5-2,6 млн.лет назад – 10 тыс.лет назад
  • * Мезолит (среднекаменный век) –
  • 10 тыс. – 6 тыс.лет назад
  • * Неолит (новокаменный век) -
  • 6 тыс. - 4 тыс.лет назад
Древний Шумер
  • Шуме́р - цивилизация, существовавшая на юго-востоке
  • Междуречья в IV-III тысячелетиях до н.э Считается одной из первых цивилизаций на Земле.
  • Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма, колеса, обожжённого кирпича, системы орошения и полива.
Клинопись
  • Самые старые письменные документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относятся к 3300 году до н. э. Появление письменности совпадает по времени с развитием городов и сопутствующей этому полной перестройкой общества. В то же время в Месопотамии появляется колесо и знание о плавке меди.
  • Глиняная табличка из Шуруппака, ок. 2600 г. до н.э.
Эпос о Гильгамеше
  • Гильгаме́ш - царь шумерского города Урука, правил в конце XXVII - начале XXVI веков до н. э.
  • «Эпос о Гильгамеше» , или поэма «О всё видавшем» (ša nagba imuru), - одно из старейших сохранившихся литературных произведений в мире, созданное в 22 веке до н.э
Вавилонское государство при царе Хаммурапи Зиккураты
  • Современный вид
  • Зиккура́т (от вавилонского слова sigguratu - вершина, в том числе вершина горы) - культовое сооружение в древнем Междуречье.
Зиккураты
  • Современный вид
Зиккураты
  • Зиккурат Этеменаки (реконструкция)
Математика в Древнем Междуречье Математика в Древнем Междуречье
  • Шестидесятеричная система счета, применявшаяся в Древнем Междуречье.
Древний Вавилон
  • Ворота Иштар в Вавилоне
  • рельеф с ворот Иштар
Культура Древнего Вавилона
  • Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут , а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же «изобретенной» семидневной недели отдельному божеству.
  • Оставили вавилоняне потомкам и астрологию , науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил. Все это - далеко не полное перечисление наследия вавилонской культуры.
Ассирийская держава
  • Ассирийская империя просуществовала около 1000 лет, с 17 века до н.э. до 7 века до н.э.
Культура древней Ассирии
  • Саргон II (справа) со своим наследником Синаххерибом (слева)
  • Царь Синахериб на троне
Культура древней Ассирии
  • штурм города ассирийцами
  • Царь Ашшурбанапал на охоте
Выводы:
  • Цивилизации в Междуречье являются одними из древнейших на Земле
  • Народы Междуречья внесли огромный вклад в развитие мировой культуры
  • Изобретения и открытия народов Древнего Междуречья до сих пор не потеряли своего значения.
Блоки презентаций по полным курсам обществознания, истории, МХК Вы можете скачать по адресу http://www.presentation-history.ru/ Домашнее задание
  • Доклады на темы:
  • Архитектура Древнего Междуречья
  • Изобразительное искусство в Древнем Междуречье.
  • Религии Древнего Междуречья.
  • Развитие науки в Древнем Междуречье
  • Значение достижений народов Древнего Междуречья для современности.

Слайд 2

Государства Междуречья: Шумер Вавилон Аккад Ассирия

Слайд 3

Тесные связи с Египтом

Слайд 4

Появление цивилизации

Время возникновения цивилизации - середина IV тысячелетия до н.э. Государства – Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия.

Слайд 5

Особенности культуры Междуречья

Неоднородность культуры (наслоение культурных традиций нескольких государств). Культурная преемственность. Сосуществование первобытной и древней культур (неравномерность развития городов). Особое место материальной культуры (становление ирригационной системы из-за разливов рек).

Слайд 6

Дома табличек

В Месопотамии существовали школыдля писцов - эддубба, что означало «дом табличек». При эддубба создавались библиотеки по многим отраслям знаний, существовали и частные собрания «глиняных книг».

Слайд 7

Куюнджикская библиотека

Собрание царя Ашшурбанапала (VII век до н.э.) - это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная библиотека. Царь лично следил за ее комплектованием, по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых или частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

Слайд 8

Культура жителей Междуречья

Носила исключительно практический характер – развивались только те виды знаний, которые могли быть использованы в жизни. Химия Архитектура Математика Глиптика География Скульптура Медицина Астрономия

Слайд 9

Математика

Шестидесятерич- ная система счета. Одна и та же цифра в зависимости от места приобретала различное значение.

Слайд 10

Математики Междуречья знали:

четыре правила арифметики, дроби, умели решать алгебраические уравнения с возведением в квадратную и кубическую степень, с извлечением корней. знали число п, умели вычислять длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Была выработана метрическая система и система мер веса.

Слайд 11

Измерение территории земельного участка в Умме (Междуречье). Глиняная табличка. Вавилонская глиняная табличка, содержащая геометрические задачи. Начало II тысячелетия до н. э.

Слайд 12

География

Жители Междуречья создали одну из первых «карт мира». Земля представлялась им плоской, плавающей посреди океана, в центре Земли изображалось Междуречье. В 1 тысячелетии до нашей эры - были знакомы с территорией от современной Испании до современной Индии.

Слайд 13

Химия

Использование практической химии в технологии производства бронзы и глазури для раскрашивания керамики, для обжига кирпича.

Слайд 14

Медицина

Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. В Шумере сложилась система гигиенических правил, основанная на коллективном опыте и народных традициях. Например, не пить воду из грязной посуды, мыть руки, ограничивать себя в определенного рода пище. Вырастали медицинские знания из практического опыта и повседневной деятельности человека.

Слайд 15

Медицина шумеров

Чем лечили шумерские врачи? Кроме доброго слова и ласкового взгляда использовались растения (горчица, пихта, сосна, тимьян, слива, груша, фига, ива, леканору), природные вещества (нефть, асфальтовая смола, поваренная соль), продукты животного происхождения (молоко, внутренние органы водяных змей, панцири черепах, шерсть). Рецепт шумерского врача

Слайд 16

Астрономия

Шумерами был создан лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней (плюс дополнительные 11 дней). Велись наблюдения за движением Солнца, Луны, Венеры и других планет. Предсказывались и фиксировались солнечные и лунные затмения, отмечались появления комет, метеоритов, землетрясения. Использовались солнечные и водяные часы. День начинали не с восхода, а с захода солнца. Он делился на 12 частей по два часа каждая, дни складывались в 7-дневную неделю.

Слайд 17

Астрология

Еще в глубокой древности шумеры различали двенадцать созвездий Зодиака: ГУ АННА («небесный бык») - Телец МАШ ТАБ БА («близнецы») - Близнецы ДУБ («клешни», «щипцы») - Рак УР ГУЛА («лев») - Лев АБ СИН («ее отцом был Син») - Дева ЗИ БААН НА («небесная судьба») - Весы ГИР ТАБ («тот, кто режет клешнями») - Скорпион ПА БИЛ («защитник») - Стрелец СУХУР МАШ («рыба-козел») - Козерог ГУ («хозяин вод») - Водолей СИМ МАХ («рыбы») - Рыбы КУ МАЛ («обитающий в полях») - Овен

Слайд 18

Идеографическое письмо

В основе письма лежат рисуночные знаки (пиктограммы), представляющие собой идеограммы, которые передают не слово, а понятие, и чаще всего не одно, а ряд ассоциативно связанных понятий. Число знаков в шумерском языке достигало тысячи.

Слайд 19

Слайд 20

Клинопись шумеров

Уникальная форма письменности: Клиновидные знаки выдавливались острой палочкой на влажной глиняной табличке. Табличка обжигалась на огне. Самые ранние надписи относятся к 2900 году до Н.Э.

Слайд 21

Слайд 22

Религиозные верования

Для народов Междуречья характерен политеизм - вера во множество богов с разными покровительственными функциями: Богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения Обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия,- неба, земли, воды. Покровители городов (универсальное божество, воплощение всех высших сил) Добрые и злые духи.

Слайд 23

Религия жителей Междуречья

Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами.

Слайд 24

Боги жителей Междуречья

  • Слайд 25

    Духи в мифологии Междуречья

    Злые духи Добрые духи

    Слайд 26

    Зодчество жителей Междуречья

    Слайд 27

    Храм-Зиккурат

    Главный тип постройки - многоступенчатая башня Зиккурат. В основе храма лежал параллелепипед, гладких стен не имелось, сплошные выступы и ниши. Обычный Зиккурат -поставленные одна на другую усеченные пирамиды, окрашенные в разные цвета.

    Слайд 28

    Зиккурат в Уре

    Слайд 29

    Храм-Зиккурат

    Зиккурат представлял собой массивное сооружение с наклонными стенами, совершенно монолитное, если не считать небольшого храма на вершине. Размеры его были огромны; высотой более 90 м, длина каждой стороны квадратного основания также составляла более 90 м. Основа сооружения возводилась из глины или глиняных кирпичей, дополнительно укрепленных слоями тростника или асфальта; снаружи оно было обнесено толстой стеной из обожженных кирпичей.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Cлайд 3

    Cлайд 4

    Появление цивилизации Время возникновения цивилизации - середина IV тысячелетия до н.э. Государства – Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия.

    Cлайд 5

    Особенности культуры Междуречья Неоднородность культуры (наслоение культурных традиций нескольких государств). Культурная преемственность. Сосуществование первобытной и древней культур (неравномерность развития городов). Особое место материальной культуры (становление ирригационной системы из-за разливов рек).

    Cлайд 6

    Дома табличек В Месопотамии существовали школы для писцов - эддубба, что означало «дом табличек». При эддубба создавались библиотеки по многим отраслям знаний, существовали и частные собрания «глиняных книг».

    Cлайд 7

    Куюнджикская библиотека Собрание царя Ашшурбанапала (VII век до н.э.) - это едва ли не первая в мире настоящая, систематически подобранная библиотека. Царь лично следил за ее комплектованием, по его приказам писцы по всей стране снимали копии с древних или редких табличек, хранившихся в храмовых или частных собраниях, или же доставляли в Ниневию оригиналы.

    Cлайд 8

    Культура жителей Междуречья Носила исключительно практический характер – развивались только те виды знаний, которые могли быть использованы в жизни. Химия Архитектура Математика Глиптика География Скульптура Медицина Астрономия

    Cлайд 9

    Математика Шестидесятерич- ная система счета. Одна и та же цифра в зависимости от места приобретала различное значение.

    Cлайд 10

    Математики Междуречья знали: четыре правила арифметики, дроби, умели решать алгебраические уравнения с возведением в квадратную и кубическую степень, с извлечением корней. знали число п, умели вычислять длину окружности, площадь круга, объем усеченной пирамиды, соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. Была выработана метрическая система и система мер веса.

    Cлайд 11

    Измерение территории земельного участка в Умме (Междуречье). Глиняная табличка. Вавилонская глиняная табличка, содержащая геометрические задачи. Начало II тысячелетия до н. э.

    Cлайд 12

    География Жители Междуречья создали одну из первых «карт мира». Земля представлялась им плоской, плавающей посреди океана, в центре Земли изображалось Междуречье. В 1 тысячелетии до нашей эры - были знакомы с территорией от современной Испании до современной Индии.

    Cлайд 13

    Химия Использование практической химии в технологии производства бронзы и глазури для раскрашивания керамики, для обжига кирпича.

    Cлайд 14

    Медицина Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. В Шумере сложилась система гигиенических правил, основанная на коллективном опыте и народных традициях. Например, не пить воду из грязной посуды, мыть руки, ограничивать себя в определенного рода пище. Вырастали медицинские знания из практического опыта и повседневной деятельности человека.

    Cлайд 15

    Медицина шумеров Чем лечили шумерские врачи? Кроме доброго слова и ласкового взгляда использовались растения (горчица, пихта, сосна, тимьян, слива, груша, фига, ива, леканору), природные вещества (нефть, асфальтовая смола, поваренная соль), продукты животного происхождения (молоко, внутренние органы водяных змей, панцири черепах, шерсть). Рецепт шумерского врача

    Cлайд 16

    Астрономия Шумерами был создан лунный календарь, в котором каждый месяц имел 29 или 30 дней, а год состоял из 12 месяцев и 354 дней (плюс дополнительные 11 дней). Велись наблюдения за движением Солнца, Луны, Венеры и других планет. Предсказывались и фиксировались солнечные и лунные затмения, отмечались появления комет, метеоритов, землетрясения. Использовались солнечные и водяные часы. День начинали не с восхода, а с захода солнца. Он делился на 12 частей по два часа каждая, дни складывались в 7-дневную неделю.

    Cлайд 17

    Астрология Еще в глубокой древности шумеры различали двенадцать созвездий Зодиака: ГУ АННА («небесный бык») - Телец МАШ ТАБ БА («близнецы») - Близнецы ДУБ («клешни», «щипцы») - Рак УР ГУЛА («лев») - Лев АБ СИН («ее отцом был Син») - Дева ЗИ БААН НА («небесная судьба») - Весы ГИР ТАБ («тот, кто режет клешнями») - Скорпион ПА БИЛ («защитник») - Стрелец СУХУР МАШ («рыба-козел») - Козерог ГУ («хозяин вод») - Водолей СИМ МАХ («рыбы») - Рыбы КУ МАЛ («обитающий в полях») - Овен

    Cлайд 18

    Идеографическое письмо В основе письма лежат рисуночные знаки (пиктограммы), представляющие собой идеограммы, которые передают не слово, а понятие, и чаще всего не одно, а ряд ассоциативно связанных понятий. Число знаков в шумерском языке достигало тысячи.

    Cлайд 19

    Cлайд 20

    Клинопись шумеров Уникальная форма письменности: Клиновидные знаки выдавливались острой палочкой на влажной глиняной табличке. Табличка обжигалась на огне. Самые ранние надписи относятся к 2900 году до Н.Э.

    Cлайд 21

    Cлайд 22

    Религиозные верования Для народов Междуречья характерен политеизм - вера во множество богов с разными покровительственными функциями: Богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения Обожествление тех сил природы, значение которых было особенно велико для земледелия,- неба, земли, воды. Покровители городов (универсальное божество, воплощение всех высших сил) Добрые и злые духи.

    Cлайд 23

    Религия жителей Междуречья Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами.

    Cлайд 24

    Cлайд 25

    Cлайд 26

    Cлайд 27

    Храм-Зиккурат Главный тип постройки - многоступенчатая башня Зиккурат. В основе храма лежал параллелепипед, гладких стен не имелось, сплошные выступы и ниши. Обычный Зиккурат -поставленные одна на другую усеченные пирамиды, окрашенные в разные цвета.

    Cлайд 28

    Cлайд 29

    Храм-Зиккурат Зиккурат представлял собой массивное сооружение с наклонными стенами, совершенно монолитное, если не считать небольшого храма на вершине. Размеры его были огромны; высотой более 90 м, длина каждой стороны квадратного основания также составляла более 90 м. Основа сооружения возводилась из глины или глиняных кирпичей, дополнительно укрепленных слоями тростника или асфальта; снаружи оно было обнесено толстой стеной из обожженных кирпичей.

    В IV – I тыс. до н. э. в низовьях больших рек Тигра и Евфрата жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основам математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. В Междуречье умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовали кирпич, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.

    Пример клинописи

    2200-2000 гг. до н. э.

    В отличие от архитектуры

    Вавилон. Реконструкция

    Висячие сады Семирамиды

    Вопросы для повторения:

    3. Каковы выдающиеся достижения культуры наров Древней Азии?В IV – I тыс. до н. э. в низовьях больших рек Тигра и Евфрата жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основам математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. В Междуречье умели возводить высочайшие башни, где в качестве строительного материала использовали кирпич, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели колесо, гончарный круг и строили корабли, умели прясть и ткать, изготавливали из меди и бронзы орудия труда и оружие. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью священной книги Библии.

    В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь благодаря изобретению письменности, которая возникла здесь примерно на 200-300 лет раньше, чем в Египте. Первоначально это было пиктографическое письмо. Писали на «дощечках» по мягкой глине, с этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдавливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таблички обжигали. Вначале писали справ налево, но это было неудобно, так как правая рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональному письму – слева направо.

    “Дощечки” из мягкой глигы и тросниковые палочки для письма

    Пример клинописи

    Громадную роль в общественной жизни играла религия. В Месопотамии не существовало развитого заупокойного культа, не было идеи воскресения и бессмертия. Смерть представлялась неизбежной и закономерной, реальной была лишь земная жизнь. В этой борьбе за жизнь на помощь человеку могут прийти боги, их надо умилостивить, им надо служить. В Месопотамии обожествлялись небесные светила, вода и другие природные силы.

    Бог Энлиль (владыка ветра и воды) – один из величайших божеств, который был сыном бога неба Ану и богини земли Ки. Энлиль – бог плодородия. Согласно мифологии древних шумеров Энлиль разделил небо и землю, подарил людям сельскохозяйственные орудия и помог развить скотоводство, земледелие, приобщил к кульутре. Но не только хорошее приписываюит ему. Энлиль, с целью проучить людей за их глупость, насылал на них стихийные бедствия, а в эпосе о Гильгамеше, упоминается о том, что Энлиль был инициатором всемирного потопа, для того чтобы уничтожить все человечество. Энлиль часто изображается божеством коварным злобным, жестоким. Его жена Нинлиль, была богиней с необычной красотой и умом. Были у него и сыновья – бог луны Нанну, бог подземной стихии Норгал, воин Нинурта и посол богов Намтар.

    По сравнению с Египтом до нас дошло мало памятников искусства народов Междуречья. В долине Тигра и Евфрата не было камня, и как строительный материал использовали недолговечный кирпич-сырец. Из глины создавались храмы, дома и крепостные стены. До наших дней дошли только горы глины и мусора, бывшие ранее прекрасными городами. Однако и по найденным остаткам можно сделать вывод о том, что здесь так же, как и в Египте, ведущую роль играла монументальная архитектура.

    Центром города в Двуречье являлся храм бога-покровителя, рядом с которым возвышалась многоступенчатая башня, так называемый зиккурат. Зиккурат мог насчитывать от трех до семи террас, соединенных широкими поло­гими пандусами. На самом верху располагалось святилище бога, место его отдыха. Туда допускались только посвященные жрецы. Облицовка зиккурата делалась из обожженного кирпича и раскрашивалась, причем каждый ярус окрашивался в свой цвет, черный, красный или белый. Площади террас занимали сады с искусственным орошением. Во время торжественных богослужений по пандусам храма поднимались к святилищу процессии богов. Зиккурат был не только культовым сооружением, но и своеобразной обсерваторией древности. С вершины зиккуратов жрецы вели наблюдения за планетами и звездами. Храмы являлись средоточием знаний. Наглядное представление об архитектуре Двуречья дает на две трети сохранившийся зиккурат бога луны Нанну, построенный в 2200-2000 гг. до н.э. в древнем Уре. Три его громадные сужающиеся кверху террасы с тремя маршами лестниц и сейчас производят величественное впечатление.

    Зиккурат – ступенчатый храм. Реконструкция

    Зиккурат бога Луны Нанны в Уре

    2200-2000 гг. до н. э.

    В отличие от архитектуры

    изобразительное искусство Междуречья выглядит сравнительно бедно и примитивно. До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры, созданные в начале III тысячелетия до н. э. Весьма распространенным типом скульптуры был так называемый адорант - статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего. Ноги персонажа очень крепкие и изображаются параллельно на круглом основании. Телу уделяется не слишком много внимания, оно служит лишь пьедесталом для головы. Лицо обычно выполнялось тщательнее, чем туловище, хотя и должно было соответствовать определённым условностям, что лишало скульптуры индивидуальных черт: подчеркивались нос, глаза, уши. Большие уши (для шумеров – вместилища мудрости), широко раскрытые глаза, в которых просительное выражение сочетается с удивлением магического прозрения, руки, сложенные в молитвенном жесте. Это создавало образ всеслышащей и всевидящей фигуры человека. На плече адоранта обычно была выбита надпись, сообщающая, кто был его владельцем. Известны находки, когда первая надпись была стёрта и позднее заменена другой.

    В период возвышения Ассирии города представляли собой мощные крепости, обнесенные высокими стенами с многочисленными башнями. Над всем городом господствовала грозная цитадель – дворец царя. Представление о нем может дать дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине (VIII в. до н.э.). При общей площади города в 18 га дворец занимал 10 га. Он возвышался на искусст­венно воздвигнутой платформе высотой 14 м, к ней вели широкие пандусы, по которым могли проезжать колесницы. Во дворце насчитывалось более 200 помещений: жилые и подсобные комнаты, парадные залы и культовые здания. По сторонам входов во дворец стояли пятиметровые статуи крылатых быков « шеду » с головами людей и крыльями орлов. Это были гении-хранители царя и его дома. Интересно, что эти статуи имели пять ног – таким образом достигалась иллюзия движения навстречу зрителю. Из­любленные сюжеты – это войны и победные пиры, охота на диких зверей и торжественные шествия царей и вельмож.

    Дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине Шеду

    В период нового возвышения Вавилона столица государства превращается в цветущий город-крепость. По свидетельству Геродота, на вавилонских стенах могли свободно разъезжаться две колесницы. От ворот Иштар к центру города вела широкая дорога, сложенная из плиток белого и красного цвета. Сами двойные ворота представляли собой выдающееся произведение зодчества. Высокие зубчатые башни с арочным проходом были украшены мозаикой из разноцветных изразцовых плит. На великолепных фризах было изображено шествие фантастических львов и грифонов – хранителей города. В Вавилоне насчитывалось 53 храма, самым величественным из которых был храм покровителя города бога Мардука Зиккурат Мардука поднимался в высоту на 90 м. Святилище было покрыто листовым золотом, и в нем находилась золотая статуя Мардука весом около 2,5 т. В историю это величественное сооружение вошло под названием Вавилонской башни.

    Вавилон. Реконструкция

    Одним из чудес света греки считали знаменитые «Висячие сады» царицы Семирамиды. В архитектурном плане они представляли собой пирамиду, состоявшую из 4 ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Чтобы предотвратить просачивание поливной воды, поверхность каждой платформы сначала покрывалась слоем тростника, смешанного с асфальтом, затем двумя слоями кирпича, поверх всего укладывались свинцовые плиты. На них толстым ковром лежала плодородная земля, куда были высажены семена различных трав, цветов, кустарников и деревьев. Пирамида напоминала вечно цветущий зеленый холм. В полости одной из колонн помещались трубы, по ним вода из Евфрата насосами постоянно подавалась на верхний ярус садов, откуда она, стекая ручейками и небольшими водопадами, орошала растения нижних ярусов.

    Висячие сады Семирамиды

    Культура Междуречья, одна из древнейших культур на земле, поражает сво­ей самобытностью всех знакомящихся с ней. Оригинальная система письменности, высокий уровень развития права, эпическая традиция Месопотамии оказали существенное влияние на последующее развитие мировой культуры.

    Вопросы для повторения:

    1. Каковы архитектурные особенности Древнего Междуречья? Расскажите о важнейших достижениях храмового и градостроительного зодчества?

    2. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами и причинами они обусловлены?

    3. Каковы выдающиеся достижения культуры наров Древней Азии?